Александр веснин архитектор: Веснин Александр Александрович | Знаменитые архитекторы и дизайнеры
Веснин Александр Александрович | Знаменитые архитекторы и дизайнеры
Архитектор Александр Александрович Веснин (1883—1959), брат Л.А. Веснина и В.А. Веснина с которыми работал тесном творческом содружестве. Учился в институте гражданских инженеров в Петербурге (1901—1912). Участвовал в работе Инхука (Института художественной культуры; 1921—1924), входил в архитектурную группу ЛЕФа (1924). Председатель ОСА (1925—1931), ответственный редактор журнала «Современная архитектура» (1926—1930). Преподавал в московском Вхутемасе-Вхутеине (1921—1930) и Московском архитектурном институте (до 1936). Почётный член Академии строительства и архитектуры СССР (1956—1959). Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями.
Александр Александрович Веснин, как и его братья, родился и провел детство на Волге, в древнем русском городе Юрьевце. Окончив Московскую практическую академию, он поступает в Петербургский институт гражданских инженеров (1901 —1912).
Еще со студенческой скамьи А. Веснин делил свои симпатии между архитектурой и живописью. Он был талантливым художником, о чем, например, свидетельствует выполненный им живописный плафон дома Сироткина.
В 1912—1914 годах Александр Александрович работал в мастерской В. Е. Татлина. В первые годы после Октябрьской революции А. А. Веснин выступает главным образом как художник — беспредметная живопись, книжная графика, театральные декорации (в Камерном театре, Малом театре и др.), с 1921 года он профессор живописи и рисунка во Вхутемасе. В эти годы А. А. Веснин принимает активное участие в работе ИНХУКа и в архитектурной группе ЛЕФа, где в тесном контакте («левыми» художниками и теоретиками производственного искусства формируется его творческое кредо как архитектора, положенное затем в основу теоретической концепции архитектурного конструктивизма.
Конструктивизм многое воспринял из теоретических принципов производственного искусства, в котором провозглашались Задачи: создание материальной среды для человека, конструирование полезных вещей.
В апреле 1922 года А. Веснин представил в ИНХУК личное творческое кредо, ряд формулировок которого он уточняет и развивает в июне того же года в записи о задачах художников. В этих документах были сформулированы теоретические принципы раннего конструктивизма — активная роль, созданных художником произведений, подчеркивание конструктивной целесообразности новой формы.
Вокруг А. А. Веснина — лидера архитектурного конструктивизма — в 1923—1925 годах постепенно сплотилась группа творческих единомышленников (в основном из числа студентов архитектурного факультета Вхутемаса, где он возглавляет архитектурную мастерскую), которая в полемике с рационалистами — членами АСНОВА (лидер Н. А. Ладовский) — обратила пристальное внимание на функциональное назначение сооружений как основу формообразования.
Большое значение для формирования эстетического кредо А. Веснина имела его работа над оформлением (1922—1923) спектакля «Человек, который был четвергом» в Камерном театре. А. Веснин создал на сцене обобщенный образ современного города (художественное воплощение идеи урбанизма), использовав каркасные конструкции, фермы, консоли, лифты, движущиеся тротуары, различные элементы техники (вращающиеся колеса) и т.
Во второй половине 20-х годов мастерская А. Веснина на архитектурном факультете Вхутемаса—Вхутеина становится не только местом подготовки сторонников нового направления, но и своеобразной лабораторией творческих поисков в области формообразования.
Выполненные под руководством А. А. Веснина курсовые и дипломные работы студентов (А. Бурова, М. Барща, М. Синявского, И. Леонидова и др.) способствовали обогащению профессиональных средств и приемов конструктивизма.
В 30-е годы А. Веснин активно участвовал в творческих дискуссиях, последовательно отстаивая творческие принципы конструктивизма. Он серьезно занимается в 30-е годы теоретическими проблемами (взаимосвязь формы и содержания, пути освоения архитектурного наследия). А. Веснин еще и еще раз тщательно анализирует выработанные под его руководством в 20-е годы творческие принципы конструктивизма, отделяя в них то, что, по его мнению, прошло проверку временем, от того, что требует дальнейшего уточнения или не подтвердилось на практике.
Представляют интерес высказывания Л. Веснина (а также и В. Веснина) о закономерностях формообразования в архитектуре, о взаимоотношении в архитектуре всеобщего и временного (характерного для определенной исторической эпохи), о роли отдельных средств архитектурной композиции, о простоте и сложности, о значении пространства, о взаимоотношении функции и формы и др.
Большое уважение вызывает бескомпромиссная оценка А. Весниным эклектических тенденций в советской архитектуре 30-х годок и защита художественных ценностей поной архитектуры и ряда конкретных произведений ее наиболее талантливых представителей (Ле Корбюзье, Райта, Леонидова) в тот период, когда в советской архитектуре на передний план выходило освоение классики.
Источник: Мастера советской архитектуры об архитектуре. Бархин М.Г., Иконников А.В. и др. (ред.). 1975
А. А. Веснин и Л. С. Попова. Проект художественного оформления массового действа в честь третьего конгресса Коминтерна. 1921 |
А. А. Веснин. Сценическая установка к скетчу Честертона «Человек, который был четвергом» в Московском Камерном театре. 1922—1923 |
Александр Веснин Русский советский архитектор театральный художник биография театральные проекты
Открыть доступ
Александр Родченко «Портрет Александра Веснина»Русский и советский архитектор, театральный художник, младший из трех братьев-архитекторов — основателей конструктивизма.
Окончив Московскую практическую академию коммерческих наук и петербургский Институт гражданских инженеров, работает помощником у архитекторов, занимается в студиях К. Юона и В. Татлина. В 1908 году Веснины создают проект театра в Ярославле — с неорусским декором и гербом города на фасаде.
В 1919-м Веснин приходит в театр: в Малом он оформляет «Ревизора», «Женитьбу Фигаро», «Пути к славе»; в Камерном театре А. Таирова — «Благовещение», «Человек, который был четвергом», «Федру» и «Ромео и Джульетту» (последний выпущен в оформлении А. Экстер), в созданном Н. Сац Московском театре для детей — «Жемчужину Альдамины».
А. А. Веснин «Сцена с участием Тезея и Арикии. Эскиз декорации к трагедии «Федра» Ж. Расина, реж. А. Я. Таиров. Камерный театр, Москва, 1922
Так рождаются кинетические сценические установки и происходит так называемая кубизация декораций. В 1921-м Веснин становится участником знаменитой конструктивистской выставки «5 × 5=25» (В. Степанова, А. Родченко, Л. Попова, А. Экстер).
В 1920-х Веснины становятся лидерами советского конструктивизма — их архитектура «сконцентрировала в себе и достижения инженерных сооружений, и некоторые черты «рациональной архитектуры», и поиски театральных художников» (С. Хан-Магомедов).
А. А. Веснин «Вариант трансформации театральной установки в процессе сценического действия. Спектакль по роману «Человек, который был четвергом» Г. Честертона, реж. А. Я. Таиров. Камерный театр, Москва, 1922
Веснины строят рабочие клубы в Баку (1928–1932) и Дворец культуры Пролетарского района в Москве (ДК АМО ЗИЛ, 1930–1937) — многофункциональный комплекс с большим и малым зрительными залами, лекторием, залами для занятий и репетиций, кафе, объединенными в протяженном объеме с легкими опорами, ленточными окнами и остекленным атриумом.
Проект Весниных 1930 года получает высшую премию в конкурсе на Театр массового действа в Харькове, собравшем рекордное количество участников.
Здесь главным стало «найти прием решения театра, в котором зрительный зал и сцена составляли бы единое пространство, способное трансформироваться и служить для массовых музыкальных действий, праздников и больших собраний…».
Л. А., В. А., А. А. Веснины «Проект Дворца культуры Автозавода им. И. А. Лихачева» 1931. Перспектива
В 1933-м братья участвуют в конкурсе на здание Музыкального театра Немировича-Данченко в Москве, предложив простой и выразительный проект в новых формах.
В 1934 году А. и В. Веснины, возглавлявшие проектную мастерскую Моссовета, выиграли один из ключевых конкурсов Страны Советов — на здание Наркомата тяжелой промышленности, в котором участвовали ведущие советские архитекторы.
Во второй половине 1930-х с поворотом советской архитектуры в сторону «освоения классического наследия» Веснин постепенно отходит от активной практической и теоретической работы.
Л. А., В. А., А. А. Веснины «Конкурсный проект Театра им. В. И. Немировича-Данченко на Тверском бульваре в Москве» 1933. Перспектива
Братья Веснины — TheSynapse
Проф. Франческо Карелли
50) и Александр Веснин (1883–1959) были лидерами of Конструктивистская архитектура , доминирующая архитектурная школа 1920-х и начала 1930-х годов. Точная оценка индивидуального вклада каждого брата в их совместную работу остается предметом споров и предположений; тем не менее историки отмечают ведущую роль Александра Веснина в ранних конструктивистских набросках братьев Весниных между 1923 и 1925 . У Александра также была самая заметная карьера вне архитектуры, в качестве сценографа и художника-абстракциониста.
Самое раннее сотрудничество братьев в области архитектуры датируется 1906 годом; их первое материальное здание было завершено в 1910 году. Между 1910 и 1916 годами московская семейная фирма спроектировала и построила ряд общественных и частных зданий в Москве и Нижнем Новгороде . Во время Гражданской войны в России Леонид и Виктор сосредоточились на промышленных проектах и преподавании, а Александр сделал успешную сольную карьеру в качестве театрального художника-декоратора.
В 1922 году трое братьев воссоединились, приняли авангардные концепции и разработали собственное видение современной архитектуры, подчеркивающее функциональность зданий и современные технологии строительства. Братья Веснины завоевали профессиональное лидерство благодаря победам в архитектурных конкурсах 1922–1925 годов, а также деятельности и публикациям группы «ОСА» под председательством Александра Веснина.
Смерть Леонида Веснина в 1933 году совпала с репрессиями правительства против независимых художественных союзов и модернистской архитектуры. Виктор продолжил успешную, хотя и ничем не примечательную карьеру в сфере промышленной архитектуры. Александр не смог приспособиться к взлёту чиновника сталинской архитектуры и незаметно отошли от общественной профессиональной деятельности.
В начале Первой мировой войны Александр сотрудничал с художниками-авангардистами Александром Родченко и Владимиром Татлиным; последний изначально был партнером Александра по проекту Дома Сироткина, но бросил его, чтобы продолжить свои футуристические эксперименты.
Эскизы декораций Александра Веснина к постановке Александра Таирова «Человек, который был четвергом» 1923 года . Около 1923 Александр появился как лидер новой, модернистской, архитектуры благодаря сольной работе Александра Веснина в графике и, в частности, в театре. В 1917-1918 годах критики отнесли Александра к «крайним левым» зарождающегося модернистского искусства, [24] , хотя Казимир Малевич охарактеризовал его картины как «слишком материальные». [22] По мере того, как Александр переходил от маргинального абстрактного искусства к театральному дизайну, его декорации регулярно попадали в заголовки газет, в то время как его архитектурное прошлое было почти забыто современной прессой. Александр активно экспериментировал с «материализацией» кубистического искусства в трехмерные, динамичные, осязаемые объекты. Многие современные художники (Малевич, Татлин) поступали так же, но, в отличие от них, Александр имел солидный бэкграунд в строительной инженерии и практическом конструктивизме.
Вхутемас
Александр поступил на факультет Вхутемас во время Гражданской войны, до конфликта 1920-1921 годов, который разделил его архитектурный факультет на «объединенные» и «самостоятельные» мастерские. Александр занимался на отделении живописи, преподавал базовый предмет Цвет , предмет, который потенциально может стать обязательным для студентов всех отделений. [48] У Александра были далеко идущие планы по перестройке базовой подготовки во Вхутемасе по производственных идей , которые были пресечены его правлением в феврале 1923 года [50] Вскоре после этого его ученики и сотрудники, в том числе и Родченко, перешли в Объединенную мастерскую Ладовского.
Александра практически вытеснили из Вхутемаса, пока публикация в марте 1924 года черновиков Аркоса мгновенно не сделала его знаменитостью. [51] В сезоне 1924–1925 гг. ему дали стул в новой, четвертой, архитектурной мастерской; Александр Веснин возглавлял его отдел до роспуска Вхутемаса в 19 г.32.
Группа ОСА
В декабре 1925 года недолговечные творческие союзы на базе Вхутемаса, МВТУ и Института гражданских инженеров объединились в новую организацию Группа ОСА , которую возглавили Гинзбург и Александр Веснины. Они наняли ранее независимых Илью Голосова и Константина Мельникова, что сделало OSA самой представительной левой архитектурной группой с момента ее основания. Нежелание правительства признать еще один союз архитекторов вынудило основателей OSA пересмотреть свои цели; они были провозглашены «разработкой нового, современного архитектурного стиля крупных промышленных центров» и защитой конструктивизма как арт , а не голое следование функции. Более поздние лидеры ОСА, в том числе Александр и Виктор Веснины, отказались от концепции «конструктивизма как искусства» и часто высказывали противоположную точку зрения, отрицающую всякое стилистическое содержание в конструктивизме.
OSA был единственным союзом левых архитекторов, который регулярно издавал свой журнал SA (Современная архитектура) под редакцией Гинзбурга и Александра Весниных. Его редакционные «конторы» располагались на московской квартире Весниных. Александр Веснин «цензурировал» журнал, блокируя любые экстремистские, маргинальные теории, которые мог бы принять либерал Гинзбург. [57] SA выпускался непрерывно в течение пяти лет, 1926–1930, и объединил почти всех практикующих конструктивистов, включая Виктора Веснина.
История здания | izi.TRAVEL
Исторически Культурный центр ЗИЛ был ДК Пролетарского района, тогда назывался ДК «ЗИС» (или Завод им. Сталина). Позднее он был переименован во Дворец культуры «ЗИЛ» (или Завод им. Лихачева). В 1931 января прошел конкурс на проект нового Дворца культуры. Победителем стал проект, представленный архитекторами Леонидом, Виктором и Александром Весниными, которые также были братьями.
Здание построено в 1932-1937 гг. Первоначально это была часть здания, занимавшего всю территорию бывшего Симонова монастыря, которое подлежало сносу. Но протесты были. Городские власти обнаружили письмо, якобы написанное представителями рабочего класса района, протестовавшими против сноса. Письмо, скорее всего, было сфабриковано. Тем не менее, эксперты также протестовали. Известный архитектор-реставратор Николай Виноградов был уволен из Комиссии по охране памятников Моссовета в связи с протестными ходатайствами. Тем не менее, им удалось остановить полный снос монастыря, хотя, к сожалению, большая его часть была разрушена. К середине 1930-х годов сохранилось лишь несколько построек.
Проект братьев Весниных вобрал в себя элементы конструктивистского архитектурного стиля — одной из школ советского авангарда. Однако крупный масштаб сооружения и ряд элементов его композиции, в том числе осевая симметрия, позволяют говорить о влиянии ар-деко, характерного для советской архитектуры 1930-1950-х годов.
Семья Весниных начала свою архитектурную деятельность еще до революции. В 1920-х годов они начинают экспериментировать с художественными и конструктивистскими элементами в своих проектах. Здание Культурного центра ЗИЛ построено из железобетона — материала, дефицитного для проектов гражданской архитектуры в советские 1930-е годы. В то время большая часть строительных материалов шла на индустриализацию страны и строительство заводов. В итоге культурный центр открылся в два этапа. В 1933 году был открыт концертный зал, а клубные помещения открылись в 1937. Третью часть плана — огромный многофункциональный театрально-концертный зал на 4 000 человек — решили построить слишком дорого.
Монолитная конструкция здания не требовала бы никакого утепления, если бы не холодный климат. Здание имеет серый утепленный фасад снаружи и гладкие стены внутри. Интересно, что архитекторы и конструктивисты никогда не рассматривали зеленый цвет в помещении. Это было связано с тем, что зелень вокруг была видна через большие стеклянные окна и стены.
Строительство здания длилось 6 лет и продолжалось до смерти архитектора Леонида Веснина в 1933 году.
К декабрю 1937 года, когда строительство было завершено, конструктивистский архитектурный стиль потерял популярность. На смену ему пришла сталинская имперская архитектура, которую иногда называют ар-деко. Несмотря на то, что конструктивистские постройки подверглись жесткой критике, а многие архитекторы того времени были репрессированы, критики сочли стиль дома культуры адекватным, так как он оказался многофункциональным и удобным.
Аутентичный внутренний дизайн здания сохранялся до конца 1940-х гг. Во время войны в результате обстрела пострадали крыша и потолок концертного зала. При реконструкции в 50-х годах были установлены колонны, люстры и тяжелые портьеры на окнах. В хрущевскую эпоху архитектурный авангард был реабилитирован, и минимализм и простые формы снова вошли в моду.