Архитектор известный русский: Великие российские архитекторы. Известные архитекторы России — список

Русская архитектура за рубежом: 5 известных зданий

Архитектура

Собор Александра Невского в Софии

1904–1912, архитектор Александр Померанцев

Фото
getty

В конце XIX — начале XX века Российская империя распространяла на подконтрольные территории не только политическое влияние, но и религиозное. Проводниками этого влияния становились архитекторы. Так в Болгарии, Литве и Польше появились крупные православные храмы и соборы. Для россиян самый узнаваемый из них — Собор Александра Невского в Софии. Это визитная карточка болгарской столицы и самая крупная религиозная постройка в Болгарии: она вмещает 5 тысяч человек.

Фото
getty

По итогам Русско-турецкой войны 1877–1878 годов Болгария получила автономию в составе Османской империи благодаря российскому императору и его армии. В память об этом в 1879 году решили возвести собор, но из-за смерти автора первого проекта Ивана Богомолова строительство начали только в 1904 году. Для здания выбрали самую высокую точку в центре города. Хотя храм должен был напоминать о России, в его убранстве есть и болгарские мотивы. Например, дубовые двери главного входа украшены резьбой в старом болгарском стиле. Внутри собора 82 иконы и больше 200 фресок: их писали болгарские и русские художники.

Здание парламента Сербии в Белграде

1907–1936, архитектор Николай Краснов

Фото
getty

После начала Гражданской войны в России многие архитекторы эмигрировали. Они продолжили работать за рубежом: в основном конструировали православные церкви, которые до сих пор стоят в Брюсселе, Праге, Париже и Нью-Йорке. Но храмами и соборами всё не ограничилось. Например, архитектор Николай Краснов построил в сербском Белграде несколько правительственных зданий. Самое заметное из них — здание Народной скупщины (парламента) Сербии.

До революции Николай Краснов был архитектором Николая II и построил для императора Ливадийский дворец в Ялте. После расстрела царской семьи он не мог оставаться в России и отправился сначала в Константинополь, затем на Мальту, и, наконец, в 1922 году перебрался в Белград. Там он устроился в министерство строительства и спроектировал несколько ключевых для столицы зданий: парламента, министерства финансов (сейчас там находится правительство Сербии), министерства леса и рудников (сейчас это МИД), госархива.

Фото
getty

Здание парламента до Николая Краснова проектировали три архитектора, но за 20 лет они не продвинулись дальше первого этажа. Краснов завершил проект за два года, продумал интерьер здания и разбил возле скупщины парк. Кстати, главную скульптуру в этом парке сделал другой русский эмигрант — Роман Верховской.

Народная скупщина построена в стиле необарокко. Над зданием возвышается светло-зелёный купол, по бокам — ещё два поменьше. Главный вход выполнен в виде портика с колоннами. Внутри стены здания украшены лепниной и фресками, полы и лестницы сделаны из белого мрамора, в нишах возле лестниц расположены бронзовые статуи, которые символизируют образование и юстицию.

Русский павильон на Венецианской биеннале

1914, архитектор Алексей Щусев

Фото
artguide

Венецианская биеннале — одна из крупнейших выставок мирового искусства. Россия участвует в ней с момента создания в 1895 году. В начале XX века интерес европейцев к России рос, и в 1914 году этот успех закрепили строительством русского павильона в Венеции. Он стал первым выставочным пространством страны за рубежом.

Архитектор Алексей Щусев создал павильон-терем в неорусском стиле. Здание демонстрировало своеобразие русской архитектуры: деревянные ворота в технике сквозной резьбы, стеклянная крыша с двуглавым орлом, виньетки на фасаде. С 1914 года русская экспозиция на биеннале располагается в этом здании.

Проект Русского павильона в Венеции. Фасад со стороны лагуны и боковой фасад. 1913. Бумага на картоне, тушь, акварель. 67,5 х 46,4 см. Частное собрание, публикуется впервые. Иллюстрация из книги «Русский павильон в Венеции. А. В. Щусев».

Фото
artguide

Русские и советские архитекторы создавали и другие павильоны для международных выставок. В 1925 году павильон СССР для парижской выставки построили конструктивисты Мельников и Родченко. В 1937 году там же представили павильон Иофана, увенчанный скульптурой «Рабочий и колхозница». Павильон со скульптурой Мухиной вернули в Россию и установили на ВДНХ, библиотеку из павильона Родченко можно увидеть в реконструкции, а вот русский дом в Венеции сохранился. За сто лет его много раз переделывали, но посмотреть на него можно до сих пор.

Дворец культуры и науки в Варшаве

1952–1955, архитектор Лев Руднев

Фото
getty

Здания МГУ, МИДа и еще пяти высоток 40-х — 50-х годов стали стали символом «сталинского ампира». Мода на массивные здания с башнями и шпилями распространилась на дружественные СССР страны. Высотки появились в Китае, Монголии, Германии, Румынии, Чехии. Где-то их возводили местные архитекторы, а где-то — советские. Например, польский Дворец культуры и науки сконструировал советский архитектор Лев Руднев — автор проекта главного здания МГУ.

Фото
getty

Он не хотел делать простую копию московских высоток и привнес в здание польский колорит. В оформлении башни он сделал отсылки к ратуше в Кракове, а декоративные элементы перекликаются с краковскими Суконными рядами XIII века. Это здание — самое высокое в Польше. Его высота составляет 187,68 м, а вместе со шпилем — 237 м.

Музей архитектурного рисунка в Берлине

2011–2013, архитекторы Сергей Чобан, Екатерина Рыкова

Фото
SPEECH

В конце XX — начале XXI веков постройки русских архитекторов за рубежом перестают быть идеологическими. Архитекторы из России доказывают, что могут создавать интернациональные проекты без национального колорита. Основатель бюро SPEECH Сергей Чобан с середины 90-х живет в Берлине и возвел в городе несколько заметных зданий: штаб-квартиру Coca-Cola, гостинично-деловой комплекс DomAquarée и торговый центр Mall of Berlin.

Музей архитектурного рисунка стал для Сергея личным проектом. Он не только построил этот здание, но и основал сам музей: в основе экспозиции — его коллекция архитектурной графики. В ней есть работы Джованни Баттисты (Giovanni Battista), Карла Шинкеля (Karl Schinkel), Захи Хадид (Zaha Hadid). Бетонный фасад здания тоже украшен архитектурными эскизами — рисунками итальянца Пьетро Гонзаго (Pietro Gonzago).

Здание построено в виде пяти блоков, которые напоминают стоящие друг на друге коробки. Окна в музее практически отсутствуют: это помогает поддерживать в помещениях необходимую температуру и влажность для хранения графики.

Фото
getty

Автор текста: Екатерина Мареева

Родился известный русский архитектор, ректор Императорской Академии художеств Александр Филиппович Кокоринов (1726–1772)

А. Ф. Кокоринов родился 29 июня (10 июля) 1726 г. в Тобольске в семье управителя Тобольской комиссии раскольничьих дел Ф. Г. Кокоринова.

В конце 1740 г. в Тобольск был доставлен ссыльный архитектор И. Я. Бланк с сыном Карлом, ровесником Александра Кокоринова. Отец Карла ежедневно учил сына началам архитектуры. Любознательный Александр также заинтересовался этими занятиями. И. Я. Бланк предложил Ф. Г. Кокоринову обучать его сына за скромную плату, на что тот дал согласие.

После смерти императрицы Анны Иоанновны в 1740 г. И. Я. Бланку вместе с семьёй было позволено переехать в Москву. А. Ф. Кокоринов отправился туда вместе с ними и продолжил обучение архитектурному мастерству.

В 1745 г. И. Я. Бланк скончался, и А. Ф. Кокоринов перешёл в архитектурную школу Д. В. Ухтомского. Затем он был переведён учеником в команду архитектора И. К. Коробова, у которого учился полтора года и за это время успел сформировать основу своих творческих взглядов. В это время А. Ф. Кокоринов изучал труды древнеримского учёного и зодчего Витрувия, итальянских архитекторов XVI в. Виньолы и Серлио, участвовал в проектировании и строительстве различных сооружений, наблюдал за постройками и хорошо себя зарекомендовал.

В августе 1749 г. А. Ф. Кокоринову присвоили звание гезеля («подмастерье»), дававшее право самостоятельно разрабатывать проекты и принимать частные заказы. В этот период он занимался реставрацией стен и башен московских укреплений, получал заказы от многих лиц, в том числе и очень высокопоставленных. Президент Академии наук и гетман Украины К. Г. Разумовский поручил ему благоустроить своё подмосковное имение Петровское.

В марте 1752 г. А. Ф. Кокоринову присвоили ранг поручика. Офицерский чин давал права личного дворянства, что в России того времени означало обретение большей, по сравнению с лицами других сословий, правовой независимости. 30 апреля 1753 г. московской губернской канцелярией ему был поручен архитектурный надзор за городскими строениями.

В 1754 г. А. Ф. Кокоринов переехал в Санкт-Петербург, где занимался как архитектурой, так и прикладным искусством. В этом же году он был произведён в унтер-архитекторы. Участвовал в достройке парадного дома графа И. И. Шувалова. Летом 1760 г. граф поручил А. Ф. Кокоринову и Ж.-Б.-М. Валлен-Деламоту совместно разработать новый проект Большого Гостиного двора на Невском проспекте. Вдвоём они быстро закончили проект. План Гостиного двора, предложенный ими, отвечал принципу «благородной простоты». Строгость линий сочеталась в нём с ощущением сдержанной красоты, ритмически повторяющиеся двухэтажные аркады соответствовали деловому предназначению здания.

Другой совместной работой двух архитекторов явилась перепланировка дворца Разумовского на Мойке. А. Ф. Кокоринов внёс в планировку существенные изменения, которые превратили разномастные здания – парадный трёхэтажный дом и двухэтажные флигели – в единый гармоничный ансамбль. Он руководил начальным этапом строительства, а Валлен-Деламот – его окончанием и интерьерными работами.

В ноябре 1757 г. Сенат издал Указ об учреждении в Санкт-Петербурге Академии художеств. Её куратором был назначен И. И. Шувалов, который привлёк А. Ф. Кокоринова к преподаванию архитектуры. В 1761 г. А. Ф. Кокоринов стал директором Академии, в 1765 г. – профессором, а в 1769 г. был назначен ректором этого учреждения.

Императорская Академия художеств первоначально располагалась в особняке Шувалова на Малой Садовой улице. В 1764 г. А. Ф. Кокоринов совместно с Ж.-Б.-М. Валлен-Деламотом участвовал в проектировании нового здания Академии в стиле классицизма. Торжественная церемония закладки здания состоялась 7 июля 1764 г. – в годовщину вступления на престол Екатерины II.

А. Ф. Кокоринов скончался 21 марта 1772 г. в г. Санкт-Петербург и был похоронен на Сампсониевском кладбище. Величественное здание Академии художеств, имеющее огромное архитектурное, культурное и историческое значение – это лучший памятник прекрасному таланту, любви к искусству и заботе о его будущем А. Ф. Кокоринова.

Лит.: 20 имен тобольской истории: [сборник биографической информации]. Тобольск, 2014; В помощь краеведу: материалы к календарю знаменательных и памятных дат Тюменской области на 2014 год / Тюменская областная научная библиотека имени Д. И. Менделеева. Тюмень, 2013; Крашенинников А. Ф.  Архитектор Александр Кокоринов. М., 2008; Почежерцева М.В. Кокоринов Александр Филиппович // Большая Тюменская энциклопедия. Т. 2. И-П. Тюмень, 2004; Солодова Т.И. Истинной жизни нет без искусства // Это нужно живым!: тобольские юбиляры 2012-го года: [448 Тобольских юбиляров 2012 года]. Тобольск, 2012; Солодова Т.И. В назидание потомству. 22 российских деятеля, памятных для Сибири: [биографический сборник]. Тюмень, 2018; Сухорукова Н. Первый президент Российской Академии Художеств Александр Кокоринов // Тобольск и вся Сибирь: альманах. Тобольск, 2012. № 18: 425 лет Тобольску (с. 282–285).

См. также в Президентской библиотеке:

Регламент Императорской Академии наук и художеств в Санктпетербурге: [Утверждён 24 июля 1747 г. в Царском Селе]. СПб., 1747

Бецкой И. И. Привилегия и Устав Императорской Академии трех знатнейших художеств, живописи, скулптуры и архитектуры с воспитательным при оной Академии училищем. СПб., 1764

Бецкой И. И. Привилегия и Устав Императорской Академии трех знатнейших художеств, живописи, скулптуры и архитектуры с воспитательным при оной Академии училищем. СПб., 1765

Бецкой И. И. Привилегия и Устав Имп. Академии трех знатнейших художеств, живописи, скулптуры и архитектуры с воспитательным при оной Академии училищем. СПб., 1794

Оленин А. Н. Краткое историческое сведение о состоянии Академии художеств, с 1764-го по 1829-й год. СПб., 1829

Архитекторов России | 65 лучших архитектурных фирм в России — Страница 4 из 7

Kleinewelt Architekten  | Ведущие архитектурные фирмы/архитекторы России

Объем услуг: Архитектура и исследования.
Виды строящихся объектов: Общественные и жилые здания, реконструкция и реставрация исторических объектов, благоустройство общественных пространств, развитие микрорайонов и целых городов.
Места реализации проектов: Россия, Европа.
Стиль работы: Современный и динамичный.
Сайт: www.kleinewelt.ru

Таганский детский парк, Москва ©Kleinewelt Architekten

КПЛН

Объем услуг: Архитектура, Дизайн интерьера, Градостроительство, BIM.
Типы строящихся объектов: Квартиры, Коттеджи, Общественные, Торговые, Офисы.
Местонахождение построенных объектов: Россия.
Стиль работы: Комплексный и креативный.
Сайт: www.kpln.ru

Челябинск Аэропорт Баландино © KPLN

МА ПРОЕКТ

Объем услуг: Архитектура, Дизайн интерьера.
Типы строящихся объектов: Квартиры, Общественные, Торговые, Офисы.
Местонахождение построенных объектов: Россия.
Стиль работы: Целеустремленный, эстетичный и присущий.
Сайт: www.ma-project.ru

Офис горнодобывающей компании ©MA Project

MAParchitects

Объем услуг: Архитектура, Дизайн интерьера, Управление проектами.
Типы строящихся объектов: Квартиры, Общественные, Торговые, Офисы.
Местонахождение построенных объектов: Россия.
Стиль работы: Эффектный и креативный.
Сайт: maparchitects.ru

Концепция развития набережных Кабанской озерной системы ©MAPARCHITECTS

Мастерская КСП

Объем услуг: Архитектура, Планирование.
Типы строящихся объектов: Жилые, Городские, Общественные здания, Транспортные, Промышленные.
Местонахождение построенных объектов: Россия.
Стиль работы: Функциональная архитектура.
Сайт: m-ksp.ru

Социально-деловой квартал г. Абакана ©Мастерская КСП

МЕТАФИЗИКА

Объем услуг: Архитектура.
Типы строящихся объектов: Жилые, коммерческие, общественные, контейнерные здания.
Местонахождение построенных объектов: Россия.
Стиль работы: Свежий и современный.
Сайт: designmf.ru

Частный жилой дом «ИГ» ©МЕТАФИЗИКА

МИМ дизайн

Объем услуг: Дизайн интерьера.
Типы реализованных проектов: Дизайн интерьера квартир, таунхаусов, домов, офисов, кафе, ресторанов, магазинов, автосалонов, самолетов и яхт.
Местонахождение построенных объектов: Россия.
Стиль работы: Современный.
Сайт: www.mim-design.ru

ЖК РАССВЕТ Таунхаус на Красной Пресне ©MIM design

MLA+

Объем услуг: Архитектура, Планировка.
Типы строящихся объектов: Объекты гражданского и промышленного назначения, в том числе жилье, объекты культуры и спорта, торговли, общественного питания, здравоохранения и образования, места отправления культа, включая инфраструктуру и сети.
Местоположение построенных объектов: Россия, Китай, Нидерланды, Германия, Великобритания, Корея.
Стиль работы: Современный и динамичный.
Веб-сайт: www.mlaplus.com

Башни-близнецы Тяньси в Чэнду, Китай ©MLA+

Проект ММЗ

Объем услуг: Архитектура и интерьер.
Типы построенных объектов: Дизайн ресторанов, мест общественного питания, общественных помещений, салонов красоты, дизайн магазинов
Места построенных объектов: Россия.
Стиль работы: Тематично и креативно.
Веб-сайт: www.mmzproject.ru

Группа Джихана Новикова, Москва © ММЗ Проект

MOON STUDIO

Объем услуг: Интерьеры.
Типы построенных объектов: Жилые дома, Рестораны.
Местонахождение построенных объектов: Россия.
Стиль работы: Современный и динамичный.
Веб-сайт: www.moon-studio. ru

Городская яхта ©MOON Studio

Московский Архитектор Архитектурно-проектное бюро

Объем услуг: Архитектура и интерьер.
Типы построенных объектов: Жилые дома, Рестораны.
Местонахождение построенных объектов: Россия.
Стиль работы: Креативный и ориентированный на дизайн.
Веб-сайт: www.mos-archi.ru

Два загородных дома © Архитектурно-проектное бюро «Московский архитектор»

Элизабет Диллер Изменившая лицо Москвы: «Режимы приходят и уходят, архитектура остается» — Жизнь и культура

Как и многие другие ведущие международные архитекторы, Элизабет Диллер и ее партнер Рикардо Скофидио долгое время вообще ничего не строили. Вместо этого они преподавали, проводили исследования и проектировали выставки и художественные инсталляции. Подобно Захе Хадид или Рему Колхаасу, которые проектировали свои знаменитые здания только на пятом и шестом десятилетиях жизни, Диллер и Скофидио начали проектировать здания в более позднем возрасте, в первом десятилетии 21 века.

На самом деле Диллер хотел стать художником. Во время учебы в Cooper Union, частном колледже в Нью-Йорке, она увлеклась архитектурой и в результате бросила искусство. Одним из ее учителей был Скофидио, который старше ее почти на 20 лет. Они начали сотрудничать, в конце концов стали парой, и в 1981 году они открыли свой общий офис.

Консоль в парке «Зарядье» в Москве, Россия.0023

Посетители парка «Зарядье» в Москве, Россия. Предоставлено: Иван Баан

«Когда мы с Риком начали работать вместе, мы придумали альтернативную практику; не архитектурная практика, а практика, где мы могли бы учить, писать и создавать инсталляции», — цитирует Диллер в «Женщинах, которые изменили архитектуру», недавно вышедшей книге Princeton Architectural Press. «Мы хотели создавать программы, которые следовали нашему любопытству, независимо от профессии, которую мы считали в то время интеллектуально несостоятельной. Мы мало интересовались строительством зданий».
Через некоторое время она и Скофидио поняли, что архитектор может работать над вопросами, касающимися «повседневных пространств», без заказчика и без бюджета, и даже без потенциального участка.

  • Архитектор Нью-Йорка возлагает большие надежды на Тель-Авив
  • Красота возвращается в архитектуру, но не в Иерусалим
  • Почему израильский архитектор-новатор был стерт со страниц истории?

Переход к проектированию зданий произошел незадолго до того, как пара присоединила к фирме своего третьего партнера, Чарльза Ренфро. В результате его название было изменено на DS+R. Сегодня фирма известна как ведущий дизайнер культурных зданий и музеев в США. Среди их известных проектов — Институт современного искусства в Бостоне, открытые общественные пространства в Линкольн-центре, расширение Музея современного искусства в Манхэттен, Музей Брод в Лос-Анджелесе и центр искусств The Shed в обновленном комплексе Hudson Yards на юге Манхэттена. Последние два проекта были частью частной инициативы.

Но проект, который, вероятно, приносит партнерам наибольшее удовлетворение, — это High Line, надземный линейный парк, который протянулся более чем на два километра вдоль старых железнодорожных путей в Манхэттене и строился два десятилетия.

Музей современного искусства The Broad в Лос-Анджелесе. Предоставлено: Iwan Baan

The Broad в Лос-Анджелесе. Предоставлено: Iwan Baan

В последние годы DS+R также работает в Европе с такими проектами, как The Tide в Лондоне. , частный линейный парк на берегу реки, вызвавший немало критики.

«Было много циничных попыток подражать High Line, так как было обнаружено, что близость к возвышенной зеленой зоне может значительно поднять цены на недвижимость, но The Tide, новая дорожка на полуострове, пожалуй, самая наглая из всех. », — написал Оливер Уэйнрайт, архитектурный и дизайнерский критик Guardian, когда проект был открыт. Еще один примечательный их проект — парк «Зарядье» — благоустроенный городской парк рядом с Красной площадью в Москве.

Диллер, 19 г.р.54 года, которая появилась в списке Time 100 в 2018 году, недавно выиграла приз Wolf Prize в размере 100 000 долларов, который она разделила с японскими архитекторами Момойо Кайджима и Ёсихару Чукамото.

Награда, которая с 1978 года присуждается Фондом Вольфа, частной израильской некоммерческой организацией, ныне живущим ученым и художникам за «достижения в интересах человечества». (самая престижная архитектурная премия).

Indie the Broad в Лос-Анджелесе. Фото: Иван Баан

Диллер — вторая женщина из 17 архитекторов, получивших награду. Комитет награды заявил, что Диллер «преуспевает в нарушении норм с целью продвижения области архитектуры и ее более широкого влияния. Она сочетает в себе исследования, педагогику и деятельность по развитию архитектуры. В качестве центральной части своего вклада она показывает, в какой степени искусство, наука и социальная приверженность требуют ценностей, которые можно исследовать и оспаривать посредством растущего осознания более широких последствий архитектуры».

Олимпийский склад

Одним из их текущих проектов является дизайн склада в Музее Виктории и Альберта в Лондоне. Это необычный проект для Диллер и ее партнеров, поскольку это не обычный музей, над которым они работали раньше, а фактически склад, который будет открыт для публики.

Здание будет расположено в лондонском Олимпийском парке 2012 года и, как ожидается, откроется в 2024 году в рамках долгосрочного плана строительства этого района. В нем будет храниться около 250 000 предметов, в том числе изделия из металла, керамики, стекла, скульптуры, картины и предметы дизайна, около 350 000 книг и 1000 архивов из музейных коллекций моды, текстиля, мебели, театра и перформансов. Посетители будут приглашены в путешествие за кулисы, которое покажет и продемонстрирует, как и почему предметы собираются, как с ними обращаются, сохраняют и изучают, и как они помогают нам понять прошлое, настоящее и будущее.

«Мы работали со многими учреждениями — от Broad Foundation до MoMA — над тем, чтобы вывести их коллекцию произведений искусства из частного хранилища на всеобщее обозрение, — говорит Диллер в интервью Zoom из Нью-Йорка. «Музей Виктории и Альберта станет одним из первых крупных музеев в мире, который откроет свою коллекцию для публики. Он объединит хранящиеся произведения из рассредоточенных хранилищ V&A в одном месте. В нашем дизайне посетители, входящие в Склад, попадают в иммерсивную трехмерную «кабинет редкостей».

The High Line в Нью-Йорке. Предоставлено: Dansnguyen

Изюминкой склада/музея является офис Эдгара Кауфманна, покровителя известного архитектора Фрэнка Ллойда Райта. Сохранились оригинальные элементы его старого кабинета, в том числе уникальная и неповрежденная фанера, ковры, мебель и многое другое. В рамках архитектурной коллекции музея также будет выставлен фрагмент стены из проекта социального жилья Robin Hood Gardens, снесенного несколько лет назад в Лондоне. Кроме того, потолок 15-го века из руин дворца Альтамира недалеко от Толедо, Испания, будет воскрешен как архитектурный элемент, который будет парить над общественным пространством, предназначенным для выставок и мероприятий.

Какие трудности возникают при планировании такого здания?

«Это сложный проект с точки зрения сохранения, потому что экспонирование объектов для широкой публики прямо противоречит попыткам сохранить их первоначальное состояние. Между тем, кураторы предпочли бы выставить как можно больше коллекции. Наш дизайн создает баланс между открытыми местами и более защищенными зонами. The Storehouse способствует новой динамике между сохранением и хранением, чтобы отразить более современные музейные ценности расширенной доступности».

Управление планирует открыть музеи в трех важных городах США (Бостон, Нью-Йорк, Лос-Анджелес). Насколько здание может изменить район или город?

«Здания могут и должны оказывать влияние на город. В случае с музеем Броуд здание располагалось рядом с концертным залом Уолта Диснея Гери на Гранд-авеню, главном коридоре центра Лос-Анджелеса. Быть там было большой проблемой, но я никогда не верил — как наш клиент, филантроп Эли Броуд — в урбанизацию центра Лос-Анджелеса. Я чувствовал, что автомобильная культура Лос-Анджелеса в конце концов победит. Но по мере того, как я делал проект, с несколько ироничным началом в плане урбанизации, я становился намного серьезнее. Видение Эли было намного больше, чем просто здание.

Я стал более верующим. Нам удалось создать новый городской опыт — на территории, предназначенной для автомобилей, теперь есть небольшая общественная площадь с фургончиками с едой и уличными музыкантами, а также ресторан, часы работы которого продлены до вечера. Место становится более человечным. Хотя это никогда не будет Нью-Йорк, Бостон или Тель-Авив, музей все же смог внести свой вклад в уличную жизнь».

«Музей Виктории и Альберта станет одним из первых крупных музеев в мире, открывших свою коллекцию для публики». Фото: Diller Scofidio + Renfro, 2018

Музей Broad был открыт в 2015 году и состоит из двух основных элементов. , внутреннее пространство и внешнее. В пространстве между ними расположены галереи. Внутреннее пространство представляет собой некий герметичный монолит, содержащий переговорную, проходы и эскалаторы, где сосредоточены все функции сотрудников. Внешняя часть напоминает соты. Внешняя часть здания, кажется, возвышается по четырем углам здания, а в части, выходящей на Гранд-авеню, есть два входа в форме отверстия палатки.

Диллер говорит, что средний возраст посетителей музея составляет 33 года, по сравнению с 45 годами в Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Здесь также гораздо больше местных жителей по сравнению с крупными музеями в больших городах. Вход свободный, а его дизайн подчеркивает свободное передвижение. Перед входом нет информационных центров, билетной кассы и указателей, указывающих посетителям, куда идти.

Офис очень нью-йоркский. И многие из ваших проектов находятся в Нью-Йорке. Как вам работа в других городах и за пределами США?

«Мне очень повезло, что я строил на своем заднем дворе. По разным причинам не каждый город может построить такие здания, как Нью-Йорк, но мы ищем проекты за границей, ценности которых соответствуют нашим собственным. Основываясь на успехе High Line, нас пригласили на международный открытый конкурс на большой парк «Зарядье» площадью 35 акров в Москве […] Большинство коллег думали как американцы, исследуя проект прямо перед Кремлем и Красная площадь, у нас не было шансов.

Так думали многие россияне. У нас были и этические соображения. Но в конечном итоге мы поняли, что это проект, предназначенный для жителей и города, а не для правительства. Режимы приходят и уходят, а архитектура остается на сотни, а иногда и тысячи лет. Если у нас есть возможность сделать что-то значимое для города, почему бы не попробовать? […] Мы предложили схему, которая, по нашему мнению, будет действительно хорошей и интересной для сайта, и мы были очень ошеломлены тем, что выиграли».

Элизабет Диллер: «Глобальное потепление — это кризис, с которым должен справиться каждый архитектор». Фото: Джорди Вуд

В 2017 году парк «Зарядье» стал первым за много лет открытым парком в российской столице, его площадь составляет 78 000 квадратных метров. . Он сочетает в себе городскую природу и архитектуру и имеет секции, спроектированные и вдохновленные различными климатическими зонами. В нем есть несколько концертных залов и пассажей, ледяная пещера и медиацентр. Его строительство обошлось более чем в 480 миллионов долларов.

Диллер говорит, что за первый месяц открытия парк посетили миллион человек. «Архитектурное задание, которое мы получили, не одобряло большие открытые пространства, по-видимому, из-за беспокойства о публичных собраниях и социальных волнениях», — говорит она. «Нашим ответом было создание открытых лугов и площадей, использование которых могло бы быть неограниченным. Вместо ухоженных садов и ограниченного количества официальных насаждений, таких как розовые кусты, мы представили местные растения, полученные из четырех основных региональных ландшафтов России. Это был наш тайный ход. Это было воспринято как выражение национальной гордости.

«В отличие от типичных московских парков, где можно гулять только по дорожкам, отгороженным от растительности, в этом парке нет сценария и поощряется погружение в ландшафт», — добавляет Диллер. «Был великолепный городской архитектор Сергей Кузнецов, который сегодня находится там и превращает Москву в некий космополитический город. Он был отличным защитником проекта, и я думаю, вместе мы сделали что-то очень хорошее для жителей города».

В ноябре 2020 года Диллер упомянула о своей неоднозначной работе в России в лекции TEDWomen. Она сослалась на молодых людей как на свидетельство того, что парк оказывает освобождающее влияние. Диллер также отметила, что российские официальные лица обвиняли архитекторов в развращении российской молодежи, но для ее фирмы это был успех, поскольку они создали демократическое общественное пространство в самом сердце репрессивного режима. В парке Диллер и ее партнеры создали то, что она определяет как «дикий урбанизм», который позволяет отклоняться от общепринятых путей. По ее словам, Путин политизировал парк, но она считает, что дизайн парка носит подрывной характер и расширяет возможности общественности.

Институт современного искусства, Бостон, Diller Scofidio + Renfro Architects. Предоставлено: Smart Destinations

Иммигранты в Нью-Йорке

Диллер родился в Лодзи, Польша, в семье переживших Холокост. Она росла без большой семьи, без дядей, теток, бабушек и дедушек, и ей было всего пять лет, когда она покинула Польшу. «Мне было пять лет, когда мы уехали из Польши, я очень мало помню», — говорит она. «Когда я приехал в Штаты, меня отдали в классы медленного обучения, что было типично для детей, иммигрировавших в США в то время. Пока мне не исполнилось восемь или девять лет, я плохо говорил на этом языке и не имел полного представления о том, что происходит».

Как повлияло на вас детство?

«Я знаю о потере. Мои родители потеряли семью и многим пожертвовали, чтобы переехать в Нью-Йорк. Мама работала уборщицей, а отец в продуктовом магазине. От относительно комфортной жизни они перешли к сложной жизни иммигрантов в Нью-Йорке. Мы жили очень скромно. Но мы были близки, и моя мама всегда хотела, чтобы я училась, чтобы я могла обеспечить себя. Она хотела, чтобы я был либо дантистом, либо архитектором. Я годами думал, что это похожие профессии, и я не хотел быть архитектором, я хотел быть художником. […] В конце концов я открыл для себя архитектуру и сказал своим родителям, что переключился только после окончания учебы».

The Tide в Лондоне, частный линейный парк на берегу реки, вызвавший немало критики. Предоставлено: Джефф Мур

Какова роль архитекторов в такое время, как наше, с глобальным потеплением и экономическим неравенством?

«Глобальное потепление — это кризис, с которым должен справиться каждый архитектор. Здания являются большой частью проблемы из-за того, как они потребляют энергию. Нам нужно проектировать более эффективные и умные здания, и, конечно же, для этого существуют стандарты. Нам нужно правительство, которое это признает, и клиент, который это понимает. Иногда производство экологически чистого и эффективного здания стоит дороже, но мы, как архитекторы, должны учитывать фактическое ценностное предложение, а не просто ставить галочки в пунктах сертификации LEED [зеленое здание]. Нам нужно вывести дисциплину на несколько шагов вперед. Как мы видели на примере COVID-19, архитектура никогда не была автономной профессией. Это всегда будет профессия, которая отвечает экономике и политике».

Архитектура — профессия, которая медленно реагирует. Во время пандемии мы увидели, насколько необходимы быстрые решения.

Посетители The Broad в Лос-Анджелесе. Фото: Иван Баан

«Это очень, очень медленная профессия. Можно даже сказать, что застрял. И мы находимся в сложном экономическом периоде. Мы страдаем от инфляции. Строительство дороже. Доставка стоит дороже. Мы должны думать по-другому и по-прежнему делать хорошие проекты. Архитекторы должны создавать гораздо более гибкие проекты, которые адаптируются к постоянным изменениям. COVID-19обновил то, как общество ценит общественное пространство. Сейчас строить здание без хорошего открытого, зеленого общественного пространства — преступление. Каждое здание должно иметь доступ к кислороду, воздуху и ландшафту».

Диллер вместе со своими учениками исследовала, как можно проектировать архитектуру в эпоху, требующую гибкости. «Я попросила их спроектировать здание, которое можно было бы использовать как больницу, жилой дом и, возможно, после торгового центра», — говорит она. «Им пришлось подумать о гибкости планирования. Это было педагогическим упражнением, чтобы отвлечь их от размышлений о фиксированном плане конкретного здания. […] Достижение уровня гибкости, предложенного студентами, на самом деле редкость, но нам все же нужно подумать о проектировании зданий, которые будут гибкими, но не будут безликими, как гигантский ангар».

В списке ставок

В течение как минимум 10 лет Диллер фигурирует в списке ставок на Притцкеровскую архитектурную премию, самую важную награду для архитекторов. Впервые она была присуждена в 1979 году, и в последние годы существует тенденция присуждать ее не таким звездам, как Заха Хадид, Норман Фостер или Фрэнк Гери, а чуть менее известным архитекторам, тем, кто занимается общественным строительством и доступной архитектурой, таким как последний победитель, Диебедо Франсис Кере, работает с местными материалами в Африке. Диллер дипломатична, когда ее спрашивают, что она думает о решениях Притцкеровского комитета в последние годы.

Посетители выставки в лос-анджелесском The Broad. Предоставлено: Иван Баан

«Раньше это был очень индивидуальный приз для некоторых очень выдающихся гениальных звездных архитекторов», — говорит она. «Но теперь премия начала признавать коллективы. Мы видим больше пар, даже одно трио. Еще больше женщин получают приз. Я думаю, что это шаг вперед в признании большей общественной осведомленности, а не только в архитектуре, до тех пор, пока премия продолжает поощрять высочайший уровень практики и прогрессивную архитектуру. […] В любом случае, это не самое главное, чтобы выиграть призы. Мы не работаем из-за призов. Но это хорошо для архитектора, который получает денежный приз».

Потому что это профессия, где вы не зарабатываете много денег?

Диллер смеется. «Это сложная профессия с большим количеством рабочего времени».

Закат в парке «Зарядье» в Москве, Россия. Предоставлено: Иван Баан

Говоря о деньгах, есть страны, например, Скандинавия, которые тратят огромные бюджеты на общественные здания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *