Архитектор михайловского дворца: История — Михайловский дворец — Русский музей
О Петербурге — Михайловский дворец
Михайловский дворец был построен в 1819 – 1825 годах для великого князя Михаила Павловича – младшего сына Павла I. Отсюда и произошло название дворца – Михайловский. Раньше на этом месте располагались оранжереи Михайловского замка. Дворец был построен по типу загородной усадьбы с садом. Ансамбль Михайловского дворца состоит из главного корпуса и двух флигелей.
Главный двухэтажный дворцовый корпус, высота которого составляет около двадцати пяти метров, находится в глубине парадного двора. Боковые флигели, располагающиеся симметрично, связаны между собой великолепной высокой чугунной оградой с тремя воротами. Центральные ворота украшены четырехгранными пилонами, которые увенчаны арматурой – изображением военного снаряжения: доспехами, мечами и знаменами.
Первый этаж Михайловского дворца был облицован рустами. Главный фасад здания украшен портиками из восьми колонн коринфского ордера, поднятых на аркаду первого этажа. Портик завершен треугольным фронтоном. Высеченные из камня головы львов расположены над арками и над всеми окнами первого этажа. Трехчетвертные колонны украшают боковые колонны здания.
Фриз дворца украшают также сорок четыре барельефа работы выдающегося скульптора Демут-Малиновского. Широкая лестница, украшенная каменными львами, ведет ко входу во дворец. Боковые ризалиты декорированы большими венецианскими окнами.
Перед главным фасадом здания был разбит небольшой парадный сад. Противоположный фасад дворца, обращенный к Михайловскому саду, также богато отделан. Центральную часть этого фасада украшает грандиозная лоджия-колоннада. В отделке внутренних помещений Михайловского дворца участвовали скульпторы С.С. Пименов, В.И. Демут-Малиновский, живописцы Дж. и П. Скотти и многие другие. До наших времен сохранилась первоначальная отделка вестибюля, парадной лестницы и Белого зала. По этим интерьерам можно представить себе все великолепие дворца в первой половине XIX века.
После смерти князя Михаила Павловича дворцом владела княгиня Елена Павловна, в салоне которой бывали многие выдающиеся деятели русской культуры. Позже Михайловский дворец опустел и начал медленно разрушаться. Но в 1895 году дворец был куплен в казну для устройства в нем Русского музея. Для этого начали перестраивать и упрощать интерьеры дворца (архитектор В.Ф. Свиньин). Наконец, в 1898 году в помещениях Михайловского дворца открылся Русский музей императора Александра III. Во время Великой Отечественной войны здание сильно пострадало от бомбежек, но было восстановлено в первые послевоенные годы.
Сегодня в стенах Михайловского дворца по прежнему размещается Государственный Русский музей. Наряду с Третьяковской картинной галереей в Москве, Русский музей обладает крупнейшим в стране собранием русского искусства. Здесь можно увидеть памятники древнерусской живописи, произведения художников и скульпторов XVIII – XX вв., коллекции предметов прикладного искусства и многое другое. В 1914 – 1917 годах под руководством архитектора Л.Н. Бенуа для размещения экспонатов к Михайловскому дворцу был пристроен западный корпус. В 1902 году в специальном корпусе, построенном архитектором В. Ф. Свиньиным, открылась экспозиция этнографического музея, позже ставшего самостоятельным музеем. В 1913 году была открыта экспозиция историко-бытового отдела.
Михайловский дворец является центром композиционного ансамбля площади Искусств, созданного по проекту выдающегося архитектора Карла Ивановича Росси. Расположенные на площади Искусств постройки других зодчих великолепно гармонируют друг с другом, поддерживая основную мелодию дворца. Михайловский дворец, благодаря своим совершенным пропорциям, воспринимается как храм (или дворец) искусства.
расписание, фото, адрес и т. д. на официальном сайте Культура.РФ
При Елизавете Петровне в саду был сооружен деревянный Летний дворец по проекту В. Растрелли. После вступления на престол Павла I его разобрали и на этом месте начали сооружение нового замка-дворца, который император планировал сделать своей резиденцией.
История создания
Идея воплощения принадлежала самому Павлу Петровичу. Вдохновившись всевозможной архитектурой, увиденной во время путешествий за границей, он лично изготовил первоначальные эскизы предстоящей планировки. На протяжении 12 лет разработки и создания проекта здания он привлекал к работе знаменитых зодчих А.-Ф.-Г. Виолье, В.Ф. Бренну, В.И. Баженова. Первоначально дворец планировали строить в Гатчине.
По чертежам В.И. Баженова заложили фундамент. Строительством Михайловского замка руководил В.Ф. Бренна — придворный архитектор Павла I. Он доработал первоначальный проект и продумал художественное оформление помещений.
Фундамент дворца по форме образует квадрат с закругленными углами, в него добавлен внутренний парадный двор в виде восьмиугольника. Все фасады соединены гранитным подножием, совместной междуэтажной перекладиной и декоративными деталями, позволяющими рассматривать дворец как единое строение. Каждый фасад имеет свою особенность. Это позволяет при определенных ракурсах получать разноплановое представление о здании.
Величавость главному фасаду придают два мраморных обелиска, декорированные воинскими арматурами и золочеными вензелями Павла I. Барельеф на фронтоне работы братьев Стаджи гласит: «История заносит на свои скрижали славу России».
Северный фасад, обращенный к Летнему саду, имеет парковую принадлежность. Он состоит из широкой пологой лестницы, колоннады и балкона.
Восточный фасад отличается срединным выступом с куполом и башней с флагштоком. В оформлении западного арьергарда Бренна использовал роскошные элементы декора с церковной символикой.
Отделка внутренних помещений вызывала у современников неподдельное чувство восхищения. Ряды галерей и залов по периметру внутреннего двора были заполнены лучшими творениями искусства из коллекции императора Павла I. Большинство деталей интерьерного оформления создавались по эскизам Винченцо Бренны и его юного подмастерья Карло Росси. Залы декорировали выдающиеся художники А.М. Иванов, И.А. Акимов, монументалисты Я. Меттенляйтер, П. К. и Дж. Скотти, скульпторы И.П. Прокофьев, К. Альбани и другие.
Как было принято во дворцах XVIII века, строение выступало в качестве парадной резиденции и одновременно являлось музеем собрания выдающейся живописи. Ансамбль Михайловского замка считается уникальным дворцовым строением в России, созданным в стиле русского классицизма. В его архитектуре сочетаются противоречивые мотивы и неординарная стилистика. Название «Михайловский» закрепилось благодаря тому, что освящение дворца состоялось в день св. Архангела Михаила, который считался небесным защитником рода Романовых.
Два павильона Кордегардии, построенные В.Ф. Бренной по проекту В.И. Баженова, представляют крестообразные в плане трехэтажные строения. Они обладают полуциркульными южным и северным фасадами, связывающими два верхних этажа ионическими колоннами. На нижнем этаже — высокие окна с закругленными окончаниями, над ними — скульптурные барельефы. Название «Кордегардия» в переводе с французского — помещение для военного караула. Раньше здания служили местом размещения дежурного караула. Находясь перед площадью, по бокам от главного въезда в Михайловский дворец, они играли роль пропилеев. Арьергарды строений сохранились в первоначальном виде.
После убийства императора дворец утратил свое предназначение и был отдан Министерству императорского двора. Со временем здание обветшало. Спустя более 20 лет в его стенах расположилось Николаевское инженерное училище, благодаря которому замок приобрел название «Инженерный».
В документах XVIII века говорится, что дворец располагался на острове, который реки Фонтанка и Мойка омывали с востока и севера. На западе и востоке остров ограничивали вырытые каналы — Воскресенский и Церковный. В систему оборонительных сооружений входили подъемные мосты, пушки, каналы и полубастионы. Они опоясывали Михайловский замок и находящуюся перед ним площадь Коннетабля.
Михайловский замок сегодня
К 300-летию Санкт-Петербурга восстановили уцелевшие инженерно-фортификационные сооружения на территории замка. Оставшиеся под землей части Трехпролетного моста и Воскресенского канала открыты для обозрения.
В наши дни замок считается знаменательным образцом Павловской эпохи, в образе которого воплотились эстетические предпочтения и личные пристрастия самого императора. Восстановлены залы и помещения дворца: Тронная Марии Федоровны, Зал Антиков, Галерея Рафаэля, Галерея Лаокоона, Парадная лестница, спальня Павла I, Общий столовый, Георгиевский и Овальный залы. В них можно увидеть постоянные экспозиции — «Эпоха Ренессанса в творчестве русских художников», «История замка и его обитателей», «Античные сюжеты в русском искусстве» и «Открытый фонд скульптуры». Во дворце функционирует современная интерактивно-информационная зона, с помощью которой визитеры могут узнать о строительстве, истории и выставках ансамбля Михайловского замка.
Сегодня в здании Михайловского замка находится филиал Государственного Русского музея.
Ново-Михайловский (Ново-Михайловский) дворец в Санкт-Петербурге
Ново-Михайловский (Ново-Михайловский) дворец был построен в середине XIX века для великого князя Михаила Николаевича, сына Николая I. Считается одним из величайшие образцы архитектурной роскоши Петербурга. Дворец расположен на Дворцовой набережной (Дворцовой набережной), так называемой «главной дворцовой улице Петербурга», и создан неутомимым петербургским дворцовым архитектором Андреем Штакеншнейдером. Он был назван Ново-Михайловским дворцом в отличие от Михайловского дворца на площади Искусств.
Новый Михайловский дворец стоит на участке земли с многовековой историей. В этом районе жили многие известные и влиятельные люди знатного происхождения. В начале 18 века на участке между Невой и Миллионной улицей архитектором Доменико Трезини была построена резиденция майора Василия Корчмина, инженера-артиллериста и доверенного лица Петра Великого, в честь которого якобы назван Васильевский остров. После этого на его месте был построен трехэтажный особняк в стиле итальянского ренессанса, принадлежавший князю Черкасскому, канцлеру Российской империи. Вскоре особняк перешел к графу Шереметеву и был переименован в «Миллионный дом», так как его главный фасад выходил на Миллионную улицу. В начале 1920 века здание было передано Департаменту княжеств и перестроено для нужд государственных учреждений архитектором Андреем Воронихиным. В 1830 году здесь служил великий русский писатель Николай Гоголь.
С 1857 по 1861 год здание Департамента княжеств и почти все близлежащие дома были полностью разобраны. На их месте была построена новая официальная резиденция семьи великого князя Михаила Николаевича и принцессы Цецилии Августы Баденской. Архитектор Андрей Штакеншнейдер умело преобразовал внутренние стены оригинальных зданий, расположенных здесь, в обширную анфиладу парадных залов. Главный фасад, обращенный к Неве, украсили колонны из каррарского мрамора и декоративные терракотовые скульптуры датского скульптора Давида Йенсена. При строительстве дворца использовались металлические фермы и балки — новаторская технология того времени. Дворец также был оборудован водопроводом, а в 1889 г., он был подключен к электричеству.
Роскошные интерьеры так же впечатляют, как и его прекрасные фасады. Стены Великокняжеского зала украшены панелями из орехового дерева, здесь стоит красивый камин ручной работы из орехового дерева. В зеленом мраморном зале есть бассейн. В главном вестибюле есть гранитные колонны и величественная мраморная лестница, увенчанная чередой зеркал в рамах. Вся стена на лестничной площадке второго этажа полностью стеклянная и выходит на зимний сад. Стены столовой обтянуты тисненой кожей и обшиты резным дубом. Банкетный зал, Зеленый зал и Танцевальный зал богато украшены лепниной и позолотой. За главным дворцом находятся Шталмейстерский корпус, Запасной дворец и Конюшенный двор.
После 1917 года Ново-Михайловский дворец стал Петроградским отделением Коммунистической академии. В 1930 году здесь разместился Институт востоковедения. В настоящее время здесь расположены Институт истории материальной культуры, Институт восточных рукописей, Институт электрофизики и электроэнергетики. Посетить отреставрированные интерьеры дворца можно в рамках организованных экскурсий.
Адрес: | , Дворцовая набережная, 18 |
---|---|
Метро: | Адмиралтейская |
Проезд: | Выйти из метро «Адмиралтейская» и повернуть налево на Невский проспект (поворачивает на Дворцовый проезд). Поверните направо на Дворцовую набережную (Дворцовая набережная). |
Что поблизости? | Река Нева, Миллионная улица, Дворец Великого Князя Владимира Александровича / Дом ученых |
Михайловский дворец в Санкт-Петербурге (Государственный Русский музей)
Михайловский дворец — историческое здание и бывший великокняжеский дворец, расположенный в центре Санкт-Петербурга.
Сегодня Михайловский дворец входит в состав архитектурного комплекса Государственного Русского музея. В его стенах экспонируется часть коллекций музея и проводятся временные (переменные) выставки.
Михайловский дворец — одно из красивейших зданий в центре Санкт-Петербурга, а также памятник архитектуры позднего классицизма (русский ампир).
Дворец построен в 1819-1825 годах по проекту архитектора Карло Росси на месте примыкающего сада (ныне Михайловский сад).
Великокняжеский дворец построен по велению Александра I для великого князя Михаила Павловича. Михаил Павлович – четвертый сын императоров Павла I и Марии Федоровны, младший брат императоров Александра I и Николая I.
Дворец представлял собой ансамбль, центральное место в котором занимал сам дворец, к которому примыкали два симметричные служебные флигели-площади: западный — Фрейлинский и восточный — Манеж. В одном ряду с флигелем Манежа стоял Конюшенный корпус, а за ним, на углу Инженерной и Садовой улиц, Прачечная.
В саду дворца был павильон, пристань на реке Мойке и мостик на прудах.
Помимо дворцовых построек, в 1820-1830-х годах Карло Росси также создал площадь и улицу, связанные с именем великого князя Михаила Павловича.
Дворец был освящен и пожалован императором Александром I его младшему брату в бессрочное наследственное владение 30 августа 1825 года. — Великая княгиня Елена Павловна (до замужества — принцесса Шарлотта Вюртембергская).
После смерти Елены Павловны в 1873 году во дворце жила ее дочь, великая княгиня Екатерина Михайловна.
После смерти Екатерины Михайловны 30 апреля 1894 года наследники решили продать дворец казне. 13 апреля (25 по новому стилю) 1895 года Личным Указом Императора Николая II в стенах бывшего дворца был устроен Русский музей в память об Императоре Александре III.
Сегодня в стенах бывшего дворца расположился Государственный Русский музей.
Парадный фасад Михайловского дворца (юг) выходит на площадь Искусств (Инженерная улица) и украшен аркадой и коринфской колоннадой. Портик фасада увенчан треугольным фронтоном.
Северный фасад, выходящий в Михайловский сад, оформлен аналогично главному фасаду.
Центральная часть фасада представляет собой просторную, типично итальянскую лоджию с колоннами коринфского ордера, размещенными на аркадах.
Аттик фасада увенчан скульптурной композицией.
Перед южным фасадом дворца в Михайловском саду находится обширный луг («Нефтяной луг») неправильной овальной формы, обрамленный аллеей. Узнать больше о Михайловском саду…
Русский музей в Михайловском дворце
Русский Русский музей — крупнейший в мире музей русского искусства, коллекции которого размещены в нескольких исторических зданиях, вместе представляющих уникальный архитектурно-художественный комплекс в историческом центре Санкт-Петербурга. Узнать больше о Русском музее…
В стенах Михайловского дворца можно увидеть некоторые отреставрированные комнаты и залы дворца.
Во дворце также представлены коллекции музея, в том числе :
— «Древнерусское искусство 12-17 веков», где находится одно из самых больших и значительных собраний древнерусской живописи в России, включающее около шести тысяч икон , прилагается.
Постоянная экспозиция, расположенная в первых четырех залах Михайловского дворца, представляет часть коллекции — ценнейшие произведения, созданные в важнейших художественных центрах Древней Руси: Новгороде, Пскове, Владимире, Суздале, Москве и Ярославле;
— «Русское искусство XVIII века», дающее представление об основных этапах и направлениях развития искусства той эпохи.
Русский Российские портретисты И. Н. Никитин и А. М. Матвеев, наиболее выдающиеся русские портретисты, с именами которых связано становление светского направления в русском изобразительном искусстве, занимают особое место в разделе, посвященном петровскому времени. ;
Русское русское искусство первой половины XIX века, в котором собраны произведения, представляющие самые разные направления в русском искусстве того времени — классицизм, романтизм и реализм, зарождающиеся во второй трети XIX векавек.
В том числе : произведения К. П. Брюллова («Последний день Помпеи», портреты современников и религиозные композиции) и образцы исторической живописи, выполненные Г. И. Угрюмовым, А. И. Ивановым, А. Е. Егоровым, Ф. И. Бруни;
— «Русское искусство второй половины XIX века» с исторической, жанровой, портретной и пейзажной живописью мастеров передвижнического реализма — наиболее значительного явления в русском искусстве 1870-1880-х годов — и их предшественников.
Особый раздел посвящен творчеству представителей академизма в живописи и скульптуре того времени;
— «Русское народное искусство XVII и XXI веков» с экспонатами, расположенными в хронологическом порядке и отражающими историю развития крестьянского искусства и местных центров художественных промыслов во всех основных видах и жанрах.
Интерьеры Михайловского дворца Интерьер дворца был продуман до мелочей и поражал великолепием и выдержанностью стиля. Каждый зал дворца создан в неповторимом ансамбле с элементами, сосуществующими в единой гармонии.
Особое впечатление произвел сохранившийся до наших дней вестибюль — широкая входная арка и марши парадной лестницы.
Галерея на втором этаже лестницы украшена коринфскими колоннами с барельефами на стенах. Потолок богато украшен картинами Джованни-Батиста Скотти.
Orange Living Room
Karmazinnaya Living Room
Blue Gallery
Belokolonny Hall
Mikhailovsky Palace of 9009
Mikhailovsky Palace of 9009
Mikhailovsky. , есть здание —
корпус Бенуа , который специальным переходом соединен с флигелем Михайловского дворца и также является частью Русского музея.В здании Бенуа находятся постоянные экспозиции произведений искусства конца 19-го и начала 21-го веков, а также помещения для временных выставок. Подробнее о Корпусе Бенуа…
С восточной стороны к Михайловскому дворцу примыкает историческое здание, построенное в 1902-1913 гг. по проекту архитектора Императорского двора В. Ф. Свиньина для экспонирования этнографической коллекции . Сегодня Российский Этнографический музей , который является одним из крупнейших этнографических музеев мира.
Адрес Этнографического музея : ул. Инженерная, 4/1. Подробнее о Российском Этнографическом музее с фото, описанием и сайтом…
Практическая информация
Сейчас основная ретроспективная экспозиция ГРМ находится в Михайловском дворце и Доме Бенуа .
Помимо постоянных экспозиций, в залах и залах Михайловского дворца и Дома Бенуа проводятся временные (переменные) выставки.
Адрес Михайловского дворца : Инженерная ул., д. 4.
Адрес корпуса Бенуа : наб. канала Грибоедова, д. 2.
Ближайшие станции метро : Невский проспект, Гостиный двор, Адмиривская.
Автобусы : №№ 3, 22, 27, 49, К212. Троллейбусы : №№ 5 и 22.
Вы можете посетить музей в Михайловском дворце, купив отдельный билет (только во дворец) или комплексный билет и использовать его для посещения Михайловского дворца + других объектов Российской Музей.