Архитекторы эпохи просвещения: Архитектура эпохи Просвещения
Архитектура эпохи Просвещения — интернет энциклопедия для студентов
- Архитектура эпохи Просвещения в России
XVIII век — время начала эпохи Просвещения, последовавшей за научной революцией. В то время ученые, философы и светлые умы человечества отстаивали концепцию равенства, прогресса, боролись против суеверий и слепой веры в чудеса. Эпоха продлится до начала XIX века и обогатит архитектуру великолепными и неординарными строениями. В этот период развивались и совместно сосуществовали следующие стили:
- барокко, период закончился в конце XVIII века;
- рококо, расцвет пришелся на XVIII век;
- классицизма, период продлился по XIX век включительно;
- модерн, зародился в XIX веке;
- романтизм, продлится до начала XIX века.
В архитектуре этого периода возродились классические традиции. После раскопок Помпеи и развалин Геркуланума стало востребовано все связанное с Древним Римом. Увлечения античностью способствовало укоренению в зодчестве лаконичности; четкости линий, форм; логичности.
Архитектура эпохи Просвещения ориентирована на идею противостояния изнеженному аристократическому рококо.
В архитектуре эпохи нашли отражение духовные ценности прогрессивных людей того времени, основанные на принципах свободы, долга, государственности, родственные античным.
Экспрессивный, мистический стиль Барокко в градостроительстве проявился монументальностью. При возведении фасадов нередко используется особый прием, когда часть стены выдвигается вперед, а другая часть напротив вглубь, что приводит к чередованию выпуклых и вогнутых фрагментов. Отличительной чертой стиля стало чрезмерное украшательство, когда стены буквально исчезают под лепниной, колоннами и зеркалами.
Барокко и классицизм объединились в великолепном ансамбле Версаля. Отличительными особенностями барокко выступили приверженность ансамблю, цельное восприятие мироздания.
Рисунок 1. Собор Св. Петра в Риме.
Стиль рококо формировался под влиянием аристократии и объединил в себе, парадоксальность, легкомысленность, наслаждение жизнью, изысканность, затейливость, высокохудожественность. Архитектура периода легкая, игривая, не заботится о сочетании частей сооружения, а произвольно ими распоряжается, уклоняясь от строгой симметричности.
При формировании классицизм испытывал на себе влияние античности и Ренессанса, главенствующее значение в этой архитектуре обрели уравновешенность, логика, четкость форм. Поздний классицизм обретет черты парадности и пышности (ампир).
Возникший в конце эпохи стиль романтизм, вместо простоты и упорядоченности классицизма, предложил сложные силуэты, свободу планировочных решений, при которой симметрия теряет свое господствующее значение.
Архитектуру эпохи просвещения называют «говорящей», возникновение термина связано с работами К. Н. Леду.
Она несла информацию, о сущности и предназначении объекта, иногда достигая при этом гротескных форм. Содержанием послания служили детали сооружений. Так, массивные колонны здания банка, должны были транслировать информацию о солидности учреждения, а ферму предполагалось построить в виде головы коровы.
Архитекторы иногда в своих разработках использовали особый знаковый язык, так шар олицетворял мораль, куб — правосудие. Множество работ «говорящей» архитектуры остались неосуществленными. Поэтому эти необычные, но интересные для изучения проекты называют «бумажной архитектурой».
Яркие последователи «бумажной архитектуры» вызывающие восхищение и сегодня:
- Клод Никола Леду;
- Этьен Луи Булле.
Этьен — Луи Булле (1728-1799) — архитектор, чьи работы оказали серьезное влияние на современников и продолжают удивлять зодчих нашего века. Булле построил лишь несколько особняков, однако создал более 100 проектов «бумажной архитектуры».
Один из значимых, но нереализованных проектов архитектора — Кенотаф Ньютона. Мавзолей основоположника натурфилософии изображен на проекте, как абсолютная сфера. Стены здания перфорированы и днем солнечный свет, должен был по задумке Булле рисовать на стенах изнутри звездное небо.
(Рис. 2).
Рисунок 2. Проект кенотафа Ньютона Этьена Луи Булле.
Грандиозные замыслы Булле с легкостью оживали на бумаге, но были обречены на забвение, поскольку в то время не существовало соответствующих им материалов и технологий.
Клод Никола Леду (1736-1806) реализовал некоторые свои проекты, в отличие от Булле. В 1785 году он приступит к проектированию трехметровой стены вокруг Парижа и воздвиг 50 таможенных застав. В настоящее время сохранились четыре из них. Проект не был завершен, и работа подверглась критике современников. В 1804 году Леду опубликует проект города Шо, где представит на суд публике идеальное по его мнению поселение будущего. Талантливый гуманист стремился доказать в своих трудах, что архитектура обязана просвещать и воспитывать
Зарубежный опыт серьезно повлиял на русскую архитектуру того периода. Возникший под влиянием барокко и маньеризма новый нарышкинский стиль стал связующим звеном между византийской архитектурой и будущим петровским барокко. Название направления архитектуры связано с боярским родом Нарышкиных, однако он применялся в то время повсеместно. Узоры, ордера, декоративные мотивы делают этот стиль узнаваемым. Для него характерна двойственность, так одно строение ансамбля может быть высоким, устремленным ввысь, другие миниатюрные, со множеством деталей.
Окончательный разрыв с византийской традицией произойдет при строительстве Санкт-Петербурга. Город с самого начала возводился в стиле петровского барокко. Отличительные особенности стиля это простота, практичность, плоскостной декор. Петровское барокко не чужеродно по своему духу, сквозь заимствования в нём проступают глубоко национальные черты. На строительстве города работало много иноземных мастеров, так Доменико Трезини стал его первым архитектором. Наряду с этим были задействованы русские талантливые архитекторы, например Иван Зарудный. Есть работы, сделанные по эскизам Петра.
Русское барокко елизаветинской эпохи поднимет русскую архитектуру на новую высоту.
В то время появятся новые выдающиеся русские архитекторы (Д. Ухтомский, С. Чевакинский). Из Европы пригласят иностранных мастеров, среди которых Антонио Ринальди. Знаковые и выдающиеся творения принадлежат Растрелли, подарившему нам Зимний и Петергофский дворцы, Смольный монастырь, а также другие здания города и окрестностей.
Самобытное елизаветинское барокко формируется при непосредственном участии одаренных московских архитекторов и выдающихся зодчих — С.И. Чевакинского, А.В. Квасова. Елизаветинское барокко мало затронуло русскую глубинку, оставшись в большей степени столичным стилем.
Архитектура эпохи Просвещения 📙 — Архитектура
- Основные архитектурные стили эпохи Просвещения
- Архитектура России в эпоху Просвещения
Зарождение и развитие архитектуры Просвещения относится к XVIII-XIX столетиям. Для данного периода в архитектуре характерны следующие направления: модерн, барокко, ампир, классицизм, романтизм, рококо.
В этот период преобладала тема античности, поскольку предпочтение отдавалось лаконичным, правильным, четким линиям и формам, пропагандировалась разумность и логичность.
Основной смысловой нагрузкой эпохи Просвещения есть идейность.
Невзирая на тот факт, что такой стиль был открыт задолго до этого периода греками и римлянами, архитекторы Просвещения делали попытки подчинить данный стиль под свои идеи равенства и свободы, справедливости и долга, такие близкие к принципам античности.
Архитектура Версаля наполнена классицизмом и барокко. Основной идеей является соответствие человечества природе, несоответствие данной норме всячески презиралось.
Отличительными чертами архитектуры барокко были идеи ансамблей, сочетающие различные искусства, с цельным восприятием картины и оптимизмом.
Период рококо начинает формироваться в 20-х годах XVIII века благодаря аристократам. Этот стиль сочетает одновременно фривольность, удовольствие, наслаждение, утонченность, изобретательность и высокую художественность.
Ярким представителем классицизма является архитектор Клод Никола Леду, объединивший в данном стиле античность с Ренессансом. Этот стиль насыщен логикой, рационализмом, четкими и простыми формами. Поздний классицизм характеризуется парадностью и помпезностью.
Романтизм, как новый идейный стиль, появляется в начале XIX столетия с крахом идеологии и эстетики Просвещения.
Эпоха Просвещения является эпохой «говорящей» архитектуры, призванной доносить информацию созерцающим, выраженную в различных формах и сюжетах.
Такую информацию могли передавать элементы зданий, к примеру, колонны, несущие в себе надежность и солидность. Идеалами этого времени были свобода слова, просвещенность, развитие науки. Архитектурные идеи данной эпохи были сформированы под влиянием двух исторических событий: революцией в Америке 1776 года и революцией во Франции 1789 года. Революционные идеи в обществе формировались против рококо аристократии, которая занимала тогда главную позицию в обществе.
Одним из забавнейших проектов этого периода был коровник в виде коровы архитектора Жан Жака Лекё, к сожалению, так и не осуществленный. Архитекторы данной эпохи применяли самые разнообразные формы для передачи информации, к примеру, шар обозначал мораль общества, куб считался символом правосудия. К сожалению, такие творения остались лишь проектами, и дошли до нашего времени в бумажном виде, так как были слишком утопичными. Подобные творения получили название «бумажной архитектуры».
Известными представителями данного вида архитектуры являются Этьен Луи Булле и Клод Никола Леду.
Карьера архитектора Этьена Луи Булле (1728-1799) скорее считается неудачно сложившейся. К его творениям относятся лишь парочка парижских особняков. Основные его работы остались на бумаге, и таких проектов насчитывается более сотни. Основными формами, которые он использовал, были кубы, конусы, сферы. Под влиянием таинственного освещения данные формы могли отбрасывать причудливые тени.
Самым знаменитым бумажным проектом автора считается погребальное сооружение Кенотаф Ньютон. Основной мыслью данного проекта была форма сферы, как форма земного шара. Одновременно данная форма напоминала об упавшем на голову Ньютона яблоке, и открытии закона всемирного тяготения. Но данное архитектурное творение так и осталось на бумаге.
Творения архитектора самых всевозможных форм не были реализованы на практике, поскольку в тот период развития строительства их было очень сложно воспроизвести. Его идеи были достаточно грандиозны, но вместе с тем непрактичны.
Творчество Клода Николо Леду (1736-1806), в отличие от Булле, в большинстве случаев было реализовано на практике. Но есть также творения, оставшиеся лишь в бумажной версии. В восьмидесятые годы Леду посвящает себя «бумажной архитектуре». Он начинает создавать Пояс застав Парижа – трехметровую стену, длинной 23 км, окружающую весь Париж. При въезде в Париж должны были быть установлены заставы таможни. Однако ее не построили. Современники подвергли критике данное сооружение Леду. Такие постройки вызывали ассоциацию тюремных стен или ограждения кладбищ.
Леду в своих творениях закладывал идею архитектуры, несущей воспитание и просвещение общества. Леду идеализировал мир, как с точки зрения архитектора, так и с точки зрения философа.
В своей книге «Архитектура, рассмотренная с точки зрения искусства, нравов и законодательства» Леду изложил идею идеального города будущего, который он назвал Шо. Данный проект принес славу архитектору.
Архитектура России эпохи Просвещения формировалась под веяниями Запада. Западноевропейское барокко легло в основу русско-византийского стиля в архитектуре, выраженного в нарышкинском стиле зданий Москвы. Этот стиль был назван в честь семьи Нарышкиных, из которой вышла мать Петра I, Нарышкина Наталья. Ярким архитектурным строением данного периода является церковь Покрова в Филях, построенная в конце XVII столетия и сохранившаяся до сегодняшнего дня.
Окончательный отказ от византийской архитектуры наблюдается при построении Санкт-Петербурга – новой столицы Петра I. Этот город возводился в стиле петровского барокко. Яркие архитектурные строения этого стиля – Петропавловский собор и усыпальница Романовых.
Первый архитектор Санкт-Петербурга – итальянец Доменико Трезини. Вместе с нашими мастерами, одним из которых был Иван Зарудный, они возводили архитектуру Петербурга. Сам Петр I создавал эскизы некоторых зданий этого города.
В эпоху правления дочери Петра I Елизаветы барокко в России находит свое максимальное развитие в работах русских мастеров Саввы Чевакинского и Дмитрия Ухтомского.
Одновременно с нашими мастерами творят и европейские специалисты. Одним из ярких представителей является Антонио Ринальди. Ярчайшие архитектурные творения были созданы архитектором Растрелли, это Зимний дворец, Петергоф, Строгановский дворец, Смольный монастырь и очень много других произведений архитектуры.
Когда начинает править Екатерина Великая на смену барокко приходит классицизм, считающийся вторым основным направлением Просвещения. Растрелли перестает создавать шедевры барокко. Представителями русского классицизма являются Василий Баженов, Карло Росси, Михаил Казаков и Джакомо Кваренги.
движений на протяжении всей истории — Просвещение
Карта Европы около 1780 года.Какой была эпоха Просвещения?
Эпоха Просвещения, также известная как Эпоха Разума, была движением 18-го века, основанным на знаниях и философии. Просвещение включало в себя идеи, которые основывались на разуме как на главном источнике легитимности и авторитета, и отстаивали такие идеалы, как свобода, терпимость , отделение церкви от государства , конституционное управление, и братство . Период Просвещения был связан с переосмыслением европейской коммуникации, политики и искусства. Движение также характеризовалось отдельными людьми (известными как «мыслители»), которые стремились найти логические объяснения необъяснимым явлениям. Движение Просвещения является одним из самых важных в истории, поскольку оно стимулировало другие движения, такие как движение романтизма 19-го века.век.
Движение восходит к Европе 17 века, когда Галилео Галилей, Исаак Ньютон, Джон Локк и другие совершали открытия, изменившие теологические верования и доктрины того времени. В то время как прежние верования и художественные выражения чаще всего были вдохновлены теологией и мифическими верованиями, движение Просвещения считало, что знания наиболее точно получены путем накопления опыта и экспериментов.
В то время как Просвещение используется для определения движения, которое распространилось по всей Европе, отдельные европейские страны имели свои уникальные вариации этого движения. Говорят, что движение Просвещения происходило в три отдельных этапа с ключевыми фигурами на каждом этапе. Эти этапы включают период раннего Просвещения (1685-1730), когда Исаак Ньютон и Джон Локк были одними из ключевых фигур. Второй этап — 9.0005 Период Высокого Просвещения 1730-1780 годов, который был отмечен такими деспотами, как прусский Фридрих Великий, а также американец Томас Джефферсон. Последним периодом является период позднего Просвещения 1780-1815 годов, который был отмечен Французской революцией во главе с Наполеоном. Это уступило место подъему движения романтизма 19 века.
Архитектурные стили эпохи Просвещения
Колонны — популярный элемент неоклассической архитектуры.
Архитектурные проекты, разработанные в эпоху Просвещения, были вдохновлены научными исследованиями и отличались идеальными пропорциями и геометрическими формами. Эта форма архитектуры обычно известна как просветительский рационализм или неоклассицизм . Архитекторы того периода основывали свои проекты на науке и выступали против проектов, основанных на «архаичных» верованиях и традициях. Сферы, цилиндры и кубы являются основными используемыми геометрическими формами. Некоторые из архитекторов того периода включают Клода Николаса Леду и Катремера де Куинси.
Изобразительное искусство в эпоху Просвещения
Подобно архитектуре, художники эпохи Просвещения основывали свои работы на науке и философии. На большинство произведений искусства повлияли философские идеи, связанные с разумом. Картины этого периода отличаются своей простотой и отсутствием религиозной тематики.
Музыка эпохи Просвещения
В эпоху Просвещения многие музыкальные произведения были созданы и вдохновлены философскими идеалами, в том числе произведения Джорджа Фридриха Генделя , чья музыка приобрела национальную популярность в его родной стране Великобритании, где она широко исполнялась в виде ораторий и опер. Этот период также принес с собой упрощение ремесла, в результате чего появилось много музыкантов-любителей, которые смогли выучить новые композиции.
Критика эпохи Просвещения
Многие критики громко критиковали движение Просвещения и утверждали, что научно обоснованные идеи этого движения не связаны с эмоциями. Они также считали это движение кощунственным.
Joyce Chepkemoi in Society
Architect of the Enlightenment – Smarthistory
Thomas Jefferson, Monticello, Charlottesville, Virginia, 1770–1806 (photo: Corkythehornetfan, CC BY-SA 3.0)
A gentleman architectВ недатированной записке Томас Джефферсон оставил четкие инструкции о том, что он хочет выгравировать на своем могильном памятнике:
Здесь похоронен
Томас Джефферсон
Автор Декларации независимости США
Статута Вирджинии о религиозной свободе
Отец Университета Вирджинии Надгробие Джефферсона
что я жил, я больше всего хочу, чтобы меня помнили». Безусловно, есть важные достижения, которыми Джефферсон пренебрег. Он также был губернатором Вирджинии, американским посланником во Франции, первым государственным секретарем, третьим президентом Соединенных Штатов и одним из самых выдающихся джентльменов-архитекторов в американской истории. Цитируя Уильяма Пирсона, историка архитектуры, «несмотря на то, что его подготовка и ресурсы были такими же, как у любителя, он смог действовать со всей проницательностью и смелостью высокого профессионала».
В самом деле, даже если бы он никогда не участвовал в политической жизни, сегодня Джефферсона помнили бы как одного из первых сторонников неоклассической архитектуры в Соединенных Штатах. Джефферсон считал искусство мощным инструментом; это могло бы вызвать социальные изменения, могло бы вдохновить общественность на получение образования и могло бы вызвать общее чувство просвещения у американской общественности. Если Цицерон считал, что цели искусного оратора заключаются в том, чтобы Учить, Восхищать и Перемещать, то Джефферсон считал, что масштаб и публичный характер архитектуры могут удовлетворить те же самые стремления.
Томас Джефферсон, Монтиселло (вид с севера), Шарлоттсвилль, Вирджиния, 1770–1806 (фото: Уильям Эйвери Хадсон, CC BY-NC-ND 2.0)
Возвращение к классике Джефферсон прибыл в колледж Уильяма и Мэри в 1760 году и сразу же заинтересовался архитектурой кампуса колледжа и Вильямсбурга в целом. Пожизненный любитель книг, Джефферсон начал собирать архитектурную коллекцию еще будучи студентом. Его первыми двумя покупками были 9 монет Джеймса Леони.0027 Архитектура А. Палладио (1715–20) и Джеймса Гиббса Правила рисования нескольких частей архитектуры (1732).
Хотя Джефферсон никогда не получал формального образования в качестве архитектора, как во время учебы, так и позже в жизни, он выражал неудовлетворенность архитектурой, которая окружала его в Вильямсбурге, полагая, что эстетика рен-барокко, распространенная в колониальной Вирджинии, была слишком британской для севера. Американская аудитория. В часто цитируемом отрывке из «Заметок о Вирджинии» (1782 г.) Джефферсон критически писал об архитектуре Вильямсбурга:
«Колледж и больница представляют собой грубые, бесформенные сваи, которые, если бы у них не было крыш, можно было бы принять за печи для обжига кирпича. Нет никаких других общественных зданий, кроме церквей и судов, в которых не делается ни малейшего намека на изящество».
Таким образом, когда Джефферсон начал проектировать свой собственный дом, он обратился не к архитектуре, модной тогда в районе Вильямсбурга, а к классической архитектуре Антонио Палладио и Джеймса Гиббса. Вместо того, чтобы разместить свой дом на плантации на берегу реки — как это было нормой для землевладельцев Вирджинии в восемнадцатом веке — Джефферсон решил вместо этого разместить свой дом, который он назвал Монтичелло (по-итальянски «маленькая гора») на вершине уединенного холма. недалеко от Шарлоттсвилля, штат Вирджиния.
Французский неоклассицизм для американской аудитории Строительство началось в 1768 году, когда вершина холма была впервые расчищена и выровнена, и два года спустя Джефферсон переехал в завершенный Южный павильон. Ранний этап строительства Монтичелло был в основном завершен к 1771 году. Джефферсон покинул и Монтичелло, и Соединенные Штаты в 1784 году, когда он принял назначение послом Америки во Франции. В течение следующих пяти лет, то есть до сентября 1789 года, когда Джефферсон вернулся в Соединенные Штаты, чтобы служить государственным секретарем при вновь избранном президенте Вашингтоне, у Джефферсона была возможность посетить классическую и неоклассическую архитектуру во Франции.
Томас Джефферсон, Ротонда, Университет Вирджинии, Шарлоттсвилль, Вирджиния, 1819–1826 гг. (фото: Майкл Хебб, CC BY-NC-SA 2.0)
Это время за границей оказало огромное влияние на архитектурные проекты Джефферсона. Капитолий штата Вирджиния (1785–1789 гг.) представляет собой модифицированную версию Maison Carrée (16 г. до н. э.), римского храма, который Джефферсон увидел во время визита в Ним, Франция. И хотя Джефферсон никогда не заходил так далеко в Рим, влияние Пантеона (125 г. н. э.) на его Ротонду (начало 1817 г.) в Университете Вирджинии настолько очевидно, что вряд ли нужно упоминать.
Политика в значительной степени занимала Джефферсона с момента его возвращения в Соединенные Штаты до последнего дня 1793 года, когда он официально ушел из кабинета Вашингтона. С этого года и до 1809 года Джефферсон старательно перепроектировал и перестроил свой дом, со временем создав один из самых узнаваемых частных домов в истории Соединенных Штатов. В нем Джефферсон полностью интегрировал идеалы французской неоклассической архитектуры для американской аудитории.
В этот более поздний период строительства Джефферсон коренным образом изменил пропорции Монтичелло. Если ранняя постройка производила впечатление двухэтажного палладианского павильона, то более поздняя реконструкция Джефферсона, частично основанная на Hôtel de Salm (1782–1787) в Париже, производит впечатление симметричного одноэтажного кирпичного дома в строгом дорическом стиле. антаблемент. Фасад западного сада — вид, который снова изображен на американском пятицентовике, — демонстрирует наиболее узнаваемые архитектурные особенности Монтичелло. Двухколонный глубокий вытянутый портик содержит дорические колонны, поддерживающие треугольный фронтон, украшенный полукруглым окном. Хотя короткий восьмиугольный барабан и неглубокий купол придают Монтичелло ощущение вертикальности, деревянная балюстрада, опоясывающая линию крыши, создает мощное ощущение горизонтальности. От основания здания до его вершины Монтичелло является ярким образцом французской неоклассической архитектуры в Соединенных Штатах.
Рембрандт Пил, Томас Джефферсон , 1805, холст, масло, 28 x 23 1/2″ (Нью-Йоркское историческое общество)
Джефферсон сменил политические партии и к моменту избрания президентом был республиканцем-демократом. Он считал, что молодым Соединенным Штатам необходимо наладить прочные дипломатические отношения с Францией, страной, которую Джефферсон и его политические собратья считали нашими революционными братьями по оружию. Имея это в виду, неудивительно, что Джефферсон спроектировал свой собственный дом после неоклассицизма, популярного в то время во Франции, архитектурного стиля, который отличался от стиля, модного в то время в Великобритании. Этот неоклассицизм, уходящий корнями в архитектуру Древнего Рима, Джефферсон смог посетить, находясь за границей.
Неспособность соответствовать своим демократическим идеалам Помогая представить классическую архитектуру в Соединенных Штатах, Джефферсон намеревался укрепить идеалы классического прошлого: демократия, образование, рациональность, гражданская ответственность. Поскольку он ненавидел англичан, Джефферсон постоянно отвергал британские архитектурные прецеденты в пользу французских. При этом Джефферсон усилил символический характер архитектуры. Джефферсон не просто спроектировал здание; он спроектировал здание, которое красноречиво говорило о демократических идеалах Соединенных Штатов. Это хорошо видно в Капитолии штата Вирджиния, в Ротонде Университета Вирджинии и особенно в его собственном доме Монтиселло.
Во многих отношениях Томас Джефферсон остается чрезвычайно сложной исторической фигурой. С одной стороны, мы можем по праву похвалить его значительные гражданские и архитектурные достижения, поскольку его достижения в политической сфере не имеют себе равных в американской истории и спроектированных им зданиях — Монтичелло, Капитолий штата Вирджиния и Ротонда в Университете Вирджинии — ставит его в авангарде джентльменов-архитекторов раннего федерального периода. Однако, с другой стороны, нам нужно бороться с правдой о том, что Джефферсон, как и большинство отцов-основателей из южных колоний, таких как Джордж Вашингтон, Джеймс Мэдисон и Джеймс Монро, был рабовладельцем, которому принадлежало более 600 мужчин, женщин и детей в течение его жизни.