Архитекторы российские: Великие российские архитекторы. Известные архитекторы России — список

Содержание

Шехтель Федор Осипович — биография архитектора, личная жизнь, фото, работы

Федор Шехтель — создатель русского модерна в архитектуре. По его проектам возводили типографии и особняки, доходные дома и магазины, гостиницы и дачи. Только в Москве было построено более 60 зданий — Ярославский вокзал и типография «Утро России», особняк Степана Рябушинского и здание МХТ. Многие из его построек вошли в золотой фонд отечественной архитектуры и находятся под охраной государства.

Федор Шехтель — архитектор без диплома

Федор Шехтель родился в Петербурге в семье обрусевших немцев. Когда ему было шесть лет, семья переехала в Саратов. Здесь отец вместе со своим старшим братом руководил крахмальным заводом, ткацкой фабрикой и театром. Однако вскоре умер отец, а чуть позже — и его брат. Семья осталась без средств к существованию. Мать отдала на усыновление двух младших детей, а сама переехала в Москву, где по протекции своего родственника Тимофея Жегина устроилась экономкой в дом Павла Третьякова.

Федор Шехтель остался в Саратове и получил начальное образование на дому. В 1871 году он сдал вступительные экзамены в первую мужскую гимназию и был зачислен во второй класс. Через два года его определили в четырехклассное училище при Тираспольской римско-католической гимназии. Уже тогда мальчик проявил способности к рисованию и черчению.

В 1875 году Шехтель окончил училище и переехал к матери в Москву. В доме Третьякова, где работала мать, он познакомился со многими культурными деятелями, среди которых был и известный архитектор Александр Каминский. Сначала он пригласил Федора работать в своей мастерской, а чуть позже юноша поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества на архитектурное отделение.

Фёдор Шехтель. Иллюстрации к альбому «Весна красна». Издан Михаилом Лентовским. 1883

Фёдор Шехтель. Иллюстрации к альбому «Весна красна». Издан Михаилом Лентовским. 1883

Фёдор Шехтель. Иллюстрации к альбому «Весна красна». Издан Михаилом Лентовским. 1883

Федору Шехтелю приходилось заботиться о больной матери и много работать, чтобы содержать семью. Времени на учебу почти не оставалось — и в 1878 году студента отчислили за «плохую посещаемость». В результате он не получил диплом архитектора, но работал в архитектурных мастерских Александра Каминского, Дмитрия Чичагова, Константина Терского.

Почти десять лет Федор Шехтель работал и как архитектор, и как иллюстратор. Он оформлял журналы, иллюстрировал книги, рисовал театральные афиши и даже ресторанное меню. Для Антона Чехова он оформил обложку первого сборника «Пестрые рассказы», а вместе с Николаем Чеховым иллюстрировал московские газеты и юмористические журналы «Будильник» и «Сверчок». В начале 1880-х годов Федор Шехтель начал работать еще и как театральный художник. Он оформлял киоски и отдельные выставочные павильоны, создавал декорации и костюмы для спектаклей в театре «Скоморох» и Большом театре.

Русский модерн Шехтеля

Параллельно Шехтель создавал и архитектурные проекты. По ним в парках Москвы сооружали театры, галереи, открытые эстрады, павильоны, а в Петербурге построили театр «Ливадия» и ресторан в китайском стиле «Кинь-Грусть». Самой крупной работой архитектора стал московский открытый театр «Антей» в помпейском стиле.

В это время Шехтель спроектировал первые частные дома. Большинство из них он построил за пределами Москвы, потому что не имел диплома архитектора. Одной из первых работ стал ансамбль загородных усадеб для железнодорожных магнатов фон Дервизов в Рязанской губернии. В фасаде зданий архитектор совмещал черты всех известных ему стилей: монастырские башни соседствовали со средневековыми, а византийские элементы переплетались с готическими.

«Работаю я очень много, впрочем, одно это меня и удовлетворяет и делает более или менее счастливым; я уверен, что без работы я был бы никуда не годен — как часы, не заводимые аккуратно и постоянно».

Следующие крупные заказы архитектор получил от представителей династии Морозовых. Федор Шехтель построил деревянную дачу в русском стиле на реке Киржач для Саввы Морозова, усадьбу в подмосковном Одинцове-Архангельском для Викулы Морозова, особняк в стиле «английской готики» для Зинаиды Морозовой. В 1894 году, во время строительства особняка Морозовой, 35-летний Шехтель получил диплом техника-строителя и мог работать самостоятельно.

Дача Саввы Морозова на реке Киржач. Архитектор Фёдор Шехтель. 1892. Фотография: правдинформ.рф

Усадьба в подмосковном Одинцове-Архангельском для Викулы Морозова. Архитектор Фёдор Шехтель. 1892-1894. Фотография: is-tok.ru

Особняк Зинаиды Морозовой. Архитектор Фёдор Шехтель. 1894-1898. Фотография: starkult.ru

Эти здания стали предтечей московского модерна. В них проявлялись черты нового стиля: огромные окна разной формы, обилие декора и разноуровневые площадки. После строительства первых особняков Шехтель стал получать множество заказов. Одно из первых — типография для «Товарищества скоропечатни Александра Левенсона» — было выдержано в готическом стиле, а его интерьер и декор фасада архитектор выполнил в стиле модерн. Новаторский облик получили и последующие постройки — торговые дома Матвея Кузнецова и Василия Аршинова.

Федор Шехтель строил банки и вокзалы, особняки и гостиницы, часовни и церкви, театры и типографии, памятники и даже бани. Один из известных проектов — особняк московского миллионера Степана Рябушинского. Светлый особняк украшали спиралевидные и криволинейные линии, а кубовидный объем здания подчеркивали большие окна. Внутри Шехтель продумал особый интерьер, где каждая деталь была произведением искусства.

Шехтель реконструировал здание Художественного театра (сегодня — МХТ имени Чехова). Архитектор полностью перепланировал художественную отделку помещений: зрительный зал оформил на контрасте темного низа и светлого верха, орнамент потолка расписал в серебристо-сиреневых тонах, стены украсил бледно-розовыми фонариками. В театре Шехтель продумал все — от мельчайших деталей отделки до знаменитого символа МХТ, занавеса с белой чайкой.

Особняк Степана Рябушинского. Архитектор Фёдор Шехтель. Москва. 1900

Особняк «Дом Шаронова». Архитектор Фёдор Шехтель. Таганрог. 1912

Ярославский вокзал. Архитектор Фёдор Шехтель. Москва. 1902-1907

Московские особняки, здание МХТ и Ярославский вокзал Федора Шехтеля стали яркими образцами русского модерна. При строительстве он использовал современные дешевые и надежные материалы: каркасные конструкции и металл, железобетон и стекло, глазурованный и облицовочный кирпич. Основным принципом архитектора было проектирование не «снаружи внутрь», а «изнутри наружу». Шехтель считал, что не владелец должен приспосабливать постройку под себя, а она сама должна быть построена с учетом потребностей хозяина. Поэтому архитектор уделял большое внимание внутренней планировке зданий и интерьерам.

«Можно без преувеличения сказать, что в лице Шехтеля русский модернизм нашел едва ли не единственного яркого и действительно одаренного зодчего. Влияние Шехтеля на русскую архитектуру было бесспорно значительным и отход современного строительства от идей и форм «модерна» не обесценил того большого вклада, который внес в нашу строительную культуру этот крупный зодчий, отличавшийся неизменно смелой самостоятельностью своих исканий и замыслов».

Архитектор молодой страны советов

В 1901 году Федор Шехтель стал академиком Академии художеств. В этот период среди работ архитектора появились дома в новых стилях — неоклассическом и неорусском. Шехтель обращался к культурному наследию и искал вдохновение в постройках прошлых лет, а после переосмысливал их и строил современные здания. Одной из таких работ стал Ярославский вокзал. Его центральная часть была построена в неорусском стиле и напоминала русский терем, а дополняли постройку декоративные элементы в стиле модерн — кованые детали, мозаика и растительные орнаменты. Вход в вестибюль украшали рельефные изображения гербов городов, которые связала железная дорога — Москвы, Архангельска и Ярославля.

После революции 1917 года Федор Шехтель пытался адаптироваться к новой жизни в молодом Советском государстве. Однако началась Гражданская война и заказы на строительство практически перестали поступать. В 1918 году особняк Шехтеля национализировали, вместе с семьей ему пришлось скитаться по разным квартирам. При этом архитектор занимал высокие посты: был председателем Архитектурно-технического совета Главного комитета государственных сооружений, председателем художественно-технической комиссии при НТО ВСНХ — центральном органе, который управлял наукой, — преподавал во ВХУТЕМАСе, был членом и председателем жюри на архитектурных конкурсах.

В 1920-х годах строительство в стране стало возобновляться. Федор Шехтель создавал новые проекты — Мавзолея Ленина, Болшевского оптического завода, однако почти все его работы были отклонены. Из всех проектов построили только павильон Туркестана на Всероссийской сельскохозяйственной выставке 1923 года. С 1924 года Шехтель руководил архитекторами при ДнепроГЭСе.

Последние годы Федор Шехтель жил в тяжелых условиях: заказов он почти не получал, а назначенной пенсии не хватало даже на лекарства. Умер архитектор в 1926 году в Москве, Шехтеля похоронили на Ваганьковском кладбище.

Архитекторы.рф

Офлайн программа

Городские практики

Курсы

Блог

Статьи

Проекты

Вход

Регистрация

Доступные навыки и знания для развития городов и территорий

При поддержке Правительства Российской Федерации

При поддержке Министерства строительства Российской Федерации

Стратегический партнёр — акционерное общество «ДОМ. РФ»

архи
тек
торы
.рф

Конференция

Конференция Архитекторы.рф 2022 отвечает на ключевые вызовы создания комфортной городской среды, доступного и качественного жилья, экономического развития городов, а также предлагает взглянуть на указанные проблемы в широком контексте.

Офлайн-программа

Программа состоит из 5 образовательных модулей и включает лекции, встречи с экспертами, работу в проектных группах и исследовательские поездки по России и зарубежью. В 2022 году офлайн-программа пройдет в четвёртый раз.

Курсы

Бесплатные онлайн-курсы о разных аспектах городского развития — от новых стандартов качества жилья до работы с историческим наследием. Теоретические знания и реальный опыт от ведущих отраслевых экспертов.

Городские практики

«Городские практики» — серия краткосрочных информационно-просветительских программ для специалистов в сфере развития городской среды в регионах России.

Издательская программа

Издание профессиональной литературы, онлайн-сборников тематических статей, исследований на актуальные темы городского развития, книг про городское планирование, развитие и управление.

Ярмарка вакансийЯрмарка
вакансий

Ежегодный карьерный день, где компании из сферы архитектуры, строительства, городского планирования и консалтинга представляют свои вакансии и стажировки.

Программа

Обучение офлайн

Архитекторы.рф — это бесплатная лидерская программа профессионального развития, сфокусированная на раскрытии потенциала российских специалистов в области архитектуры, градостроительства, государственного и муниципального управления.

Цель

Обеспечить российские города квалифицированными специалистами для создания комфортной, разнообразной и жизнестойкой городской среды.

Темы

  • Стратегические подходы к развитию территорий
  • Управление ресурсами и проектами
  • Новые стандарты качества городской среды
  • Комплексное пространственное развитие
  • Социальный и экономический контекст

Образовательные форматы

  • Лекции, семинары, мастер-классы, тренинги, ридинг-группы
  • Посещение архитектурных бюро и отраслевых организаций
  • Встречи с представителями администраций
  • Исследовательские поездки по городам России и зарубежья
  • Работа в проектных группах
  • Разработка проекта развития среды

Обучение онлайн

Зачем

Научиться видеть картину города целиком, формулировать свое видение, развивать и защищать свои идеи. Вы узнаете, как влиять на заказчика, горожан и сам город минимальными средствами, и сможете повысить свою ценность для клиентов и работодателей.

Как

  • Проходите курсы в любом порядке в комфортном для вас темпе
  • Изучайте материалы экспертов из MVRDV, Nikken Sekkei и других международных компаний с переводом
  • Проверяйте свои знания тестами
  • Получите сертификат о прохождении курсов

Что ждёт

  • Видеолекции от экспертов, госслужащих, девелоперов, градостроителей, политологов
  • Тексты и сборники статей для чтения
  • Разбор реализованных проектов
  • Тесты на понимание материала

Ричард Роджерс «Возрождение городов»

Фоторепортаж: Международный модуль офлайн-программы 2022

2 сентября 2022

2 сентября 2022

Как спорят о судьбе исторической застройки в центре города. Дебаты в Тамбове

На форуме «Среда для жизни» в Тамбове состоялись градостроительные дебаты, где выступили участники и выпускники программы Архитекторы. рф разных лет. Дебаты были посвящены судьбе частного сектора в городе. О том, какие позиции отстаивали команды и какие аргументы они приводили в дискуссии, — в нашем материале.

17 августа 2022

17 августа 2022

«Раньше строили дворцы культуры, а вы собираетесь загонять молодежь в контейнеры! Вы с ума сошли?»

В июне 2022 года в Мурманске открылось новое креативное пространство — «Контейнер-холл». Мы поговорили с его создательницей, участницей четвёртого потока программы Архитекторы.рф Екатериной Агеенко.

Архитектура из России | ArchDaily

Цвет, композиция и масштаб: анализ бруталистской фотографии

Изображение из публикации Zupagrafika «Восточные кварталы», демонстрирующее бруталистическую массовую застройку в Москве, Восточном Берлине, Варшаве, Будапеште, Киеве и Санкт-Петербурге. иногда монолитный и однообразный, бруталистский архитектурный стиль в равной степени разнообразен и противоречив. С момента своего возникновения как побочный продукт движения модернизма в 19С 50-х годов по сегодняшний день здания в стиле брутализм в архитектурном дискурсе остаются популярным предметом обсуждения. Вероятная причина такой выносливости заключается в том, что бруталистские здания с их необработанными бетонными текстурами и драматическими тенями обычно хорошо фотографируются.

Бетонные поместья: наследие советского жилья

Жилой комплекс «Большая Тульская». Image © Dumitru Rusu

Когда города растут, подпитываемые растущим населением, жилье становится важным компонентом городского характера мегаполиса. Во всем мире правительства и штаты пропагандировали жилищные эксперименты с неоднозначными результатами и, несомненно, неоднозначными мнениями. Особый интерес в этом отношении представляют жилые массивы советской эпохи в Центральной и Восточной Европе. Эти проекты массового жилищного строительства были отклонены как бельмо на глазу и рассматривались как лишенные воображения монолитные конструкции. Однако наследие этих разработок намного сложнее.

Электрическая заправочная станция в Канаде и клуб в Новой Зеландии: 9 проектов-победителей представлены в ArchDaily

Счастливая Земля. Image © archimatika

Кураторский отбор на этой неделе «Лучшая недостроенная архитектура» посвящен победившим в конкурсе проектам, представленным сообществом ArchDaily. В этой статье представлены различные подходы к проектированию, программы и масштабы, от крупномасштабных городских застроек до вмешательства в ландшафт, от жилищных проектов до образовательных помещений и коммерческих зданий. Представленные предложения являются результатами местных и международных конкурсов, либо творческими концепциями, либо проектами, которые в настоящее время находятся в стадии разработки.

Кенго Кума выиграл конкурс на лучший дизайн нового театра Камала

Первое место. Изображение предоставлено Татарским государственным академическим театром имени Галиасгара Камала

Подведены итоги открытого международного конкурса на разработку архитектурной концепции Татарского государственного академического театра имени Галиасгара Камала. Консорциум, включающий Kengo Kuma & Associates, получил первое место, второе место досталось предложению Asif Kahn Studio, а третье место досталось Coop Himmelb(l)au и его команде.

LandLAB выбран победителем конкурса Sirius Seafront Promenade

Предоставлено LandLab

Команда ландшафтных архитекторов и градостроителей LandLAB выбрана победителем международного конкурса на благоустройство набережной на федеральной территории Сириус. Команда из Новой Зеландии была выбрана из 68 практик и 48 стран за предложение наиболее «эффективного использования ограниченного доступного пространства и с учетом отличительных особенностей местности».

Победившее предложение сочетает в себе олимпийское наследие с ландшафтом и превращает территорию в динамичный интерфейс, который создает стимулирующую среду для жителей и посетителей.

Ремонт храма в Венгрии и винный центр в Китае: 14 незавершенных культурных проектов представлены в ArchDaily

Концертный зал Cavatina by Cavatina. Изображение предоставлено Cavatina

Разнообразие общественных пространств в городах и сельской местности постоянно демонстрирует, насколько сильно они исследуют человеческие связи, независимо от программы, технологии строительства, масштаба и географии. Эти проекты, начиная от образовательных учреждений и музеев и заканчивая центрами искусств, библиотеками, религиозными залами и мемориалами, обогатили городскую ткань культурными программами, которые предоставили членам сообщества места для обучения, развлечений, творчества и отдыха.

Парк опылителей в Европе и музей на Полярном круге: 8 незавершенных проектов от авторитетных фирм

Парк опылителей Европейской комиссии. Изображение предоставлено Vincent Callebaut Architectures. От парка опылителей, разработанного по инициативе ЕС, до тепличного жилого проекта в Германии, до музея в Арктике или инновационного предложения по сбору возобновляемой энергии в Нидерландах, следующее демонстрирует разнообразие подходов к проектированию, программ и масштабов.

«Архитектура — увлекательное путешествие в оживший мир рисунка» Беседа с Сергеем Чобаном

Берлинские городские слои, Старый город и дома на Фишеринзеле, 2021 г. Акварель, тушь, бумага 515 мм x 655 мм. Изображение © Сергей Чобан

Сергей Чобан (р. 1962, Санкт-Петербург, Россия) окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Российской академии художеств в Санкт-Петербурге в 1986. Он начал свою практику в России, но в 1991 году уехал в Германию, став в 1995 году управляющим партнером nps tchoban voss в Берлине. С 2006 года он также возглавляет SPEECH, одно из ведущих архитектурных бюро в Москве. Помимо построения успешной карьеры практикующего архитектора, он является коллекционером архитектурных чертежей, издателем и владельцем музея.

Плавучий дом в Канаде и частная вилла в Египте: 8 недостроенных домов представлены ArchDaily

Дом в Луксоре Леонардо Маркези. Изображение © Leonardo Marchesi

Хотя разнообразие дизайна частных домов часто зависит от того, как каждый проект отвечает топографии, контексту и доступности материалов, наиболее важным фактором жилой архитектуры являются пользователи и их требования с точки зрения пространственных потребностей и предпочтений. . Этот ориентированный на пользователя подход практикуется уже давно, Мис ван дер Роэ однажды объяснил, что «архитектор должен познакомиться с людьми, которые будут жить в запланированном доме. Из их потребностей неизбежно вытекает остальное».

KCAP Architects представляет первый 15-минутный город в Москве

Предоставлено KCAP

KCAP Architects and Planners представили генеральный план ЗИЛ-Юг — нового жилого района Москвы, построенного на базе 15-минутного города. Генеральный план будет построен на крупнейшей заброшенной территории бывшей промзоны ЗИЛ и будет включать более 100 га коммерческих и жилых объектов, общественных пространств, парков, ландшафтов и транспортных магистралей вдоль Москвы-реки, вдохновленных ландшафтом района. доиндустриальное прошлое.

Русский Архитектор — STIRworld

Итого: 8 результатов

02 сент. 2022 г.

Владимир Белоголовский 02 сентября 2022 г.

Владимир Белоголовский пишет о Феликсе Новикове (1927-2022), архитекторе, который ввел термин «советский модернизм» в отношении периода советской архитектуры с 1955 по 1985 год.

  • Столбцы
  • Архитектура

07 апр. 2022 г.

Владимир Белоголовский 07 апреля 2022 г.

Владимир Белоголовский беседует с харьковским архитектором Олегом Дроздовым о новой архитектурной школе, соучредителем которой он стал в 2017 году, и о своем видении Украины после войны.

  • Столбцы
  • Архитектура

04 апр. 2022 г.

Владимир Белоголовский 04 апреля 2022 г.

Уроженец Украины Владимир Белоголовский рассказывает об архитектуре войны, стойкости перед ней и о том, как архитекторы всего мира могут помочь в восстановлении Украины.

  • Столбцы
  • Архитектура

18 декабря 2021 г.

Владимир Белоголовский 18 декабря 2021 г.

Владимир Белоголовский беседует с Сергеем Чобаном о неудачах современной архитектуры и о том, чему она может научиться у прошлого.

  • Столбцы
  • Архитектура

25 нояб. 2021 г.

, Джинси Айпе, 25 ноября 2021 г.

Гостеприимный центр компании «Мегабудка» в России визуально основан на местном архитектурном наследии и современном дизайне, представленном в виде набора геометрических объемов, облицованных черным деревом.

  • Функции
  • Архитектура

16 окт. 2021 г.

Владимир Белоголовский 16 окт. 2021 г.

Владимир Белоголовский беседует с Сергеем Чобаном о российском павильоне архитектора на ЭКСПО-2020 в Дубае, его интересе к купольным пространствам и роли материальности в его архитектуре.

  • Столбцы
  • Архитектура

20 сент. 2021 г.

от Деванши Шах 20 сентября 2021 г.

Феррум 1 — одно из первых зданий в России с фасадом из кортеновской стали, спроектированное вокруг центральной темы «ржавчина снаружи, золото внутри».

  • Функции
  • Архитектура

02 дек. 2020 г.

Владимир Белоголовский 02 декабря 2020 г.

Владимир Белоголовский обсуждает выставку архитектора Чобана, приуроченную к 300-летию Джованни Баттиста Пиранези, и ставит под сомнение подлинность, авторство и свободу творчества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *