Архитектура 17 века в европе: Архитектура Европы XVII века. Франция -Рабочие тексты -Блог

Архитектура Европы XVII века. Франция -Рабочие тексты -Блог

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)


Версия для печати

Библиографическая запись: Архитектура Европы XVII века. Франция. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//blog/rabochie-teksty/arkhitektura-evropy-xvii-veka-frantsiia/ (дата обращения: 7.03.2023)

Содержание

    17 век — период наивысшего расцвета архитектуры французского классицизма. Это время прекращения религиозных войн и возврата к мирной жизни и процветанию. И именно зодчество, с его монументальностью, должно было выразить всю мощь централизованной монархии в период ее расцвета, а развивающаяся экономика и торговля вызвали активное строительство новых и расширение старых городов.

    Начало 17 века в архитектурном стиле Франции все еще протекало под влиянием традиций Ренессанса, возникших в эпоху Возрождения. Но у же в первой трети XVII столетия новое поколение архитекторов создало движение, призванное противопоставить французское барокко — итальянскому.

    Начало периода французского барокко связано с правлением Людовика XIII (1610-1643 гг.), основными представителями которого были Жак Лемерсье и Франсуа Мансар. В этот период, вследствие возросших культурных и экономических связей на строительный стиль Франции заметное влияние оказывает нидерландская архитектура, характеризующаяся сочетанием кирпича и камня при возведении зданий. Ярким примером такого влияния может служить площадь Вогезов в Париже (1605-1612 гг.).

    Площадь Вогезов, Париж

    Это направление архитектуры стремится к цветовым контрастам и четким контурам, к узорным очертаниям крыш и люкарн; здесь мало профилировки и совершенно отсутствуют мелкие детали: только контуры и игра красок.

    Именно в 17 веке в архитектуре Франции наметилась тенденция к отходу от анонимности зодчих и выработкой своего, персонального стиля у архитекторов. Тогда же началось и документирование всего процесса постройки, с самого начала.

    При Людовике XIII Лемерсье начал строительство небольшого охотничьего дворца в Версале, который положил начало будущему огромному дворцово-парковому ансамблю, ставшему предметом зависти многих европейских монархов в 17-18 веках. В обработке строения был также применены кирпич и тесаный камень.

    Версаль

    Незадолго до смерти Людовика XIII Франсуа Мансар начал одну из крупнейших своих построек — дворец Мэзон на Сене (1642-1650 гг.), оказавший огромное влияние на дальнейшее развитие французской архитектуры. Для его постройки был сооружен искусственный островок прямоугольной вытянутой формы, обрамленный каналами. Внешний облик здания напоминает постройки XVI века за счет высокой кровли и труб, придающих ему сложный и величественный силуэт.

    По тонкости архитектурных деталей дворец Мэзон считается одним из лучших образцов французского зодчества.

    Дворец Мэзон-Лаффит на Сене

    С расцветом абсолютной монархии во времена правления Людовика XIV развивались экономика и торговля. Что вызвало и интенсивное строительство новых и расширение старых городов Франции. Было построено более 30 новых укрепленных городов и проведена реконструкция около 300 старых. Так, города Лонгви, Витри-ле-Франсуа и город Неф-Брисак были отстроены заново, и имели форму квадрата и восьмиугольника, окруженных стенами, рвами и бастионами. Внутренняя планировка города-крепости имела геометрически правильную систему улиц и кварталов с площадью в центре.

    Архитектор Луи Лево в 1664 году завершает четырехугольную композицию Лувра с замкнутым двором постройкой его южного, северного и восточного корпусов. Восточный фасад Лувра, созданный К. Перро, Ф. д’Орбе и Л. Лево, придает законченный облик этому прекрасному ансамблю.

    Лувр

    В 1676 году архитекторы Бюлле и Блондель составили план расширения Парижа. Целью этого было придание столице Франции величественного вида, соответствующего блеску и славе Людовика XIV. 

    Особенностями архитектурного стиля второй половины XVII века стали и большие объемы строительства крупных парадных ансамблей, прославляющих господствующие классы эпохи абсолютизма, и развитие и совершенствование художественных принципов классицизма.

    Во второй половине XVII века наблюдается более последовательное применение классической ордерной системы: горизонтальные членения преобладают над вертикальными; постоянно исчезают высокие раздельные кровли и заменяются единой кровлей, нередко маскируемой балюстрадой: объемная композиция здания становится более простой, компактной, соответствующей расположению и величине внутренних помещений.

    17.02.2016, 15587 просмотров.

    Архитектура Европы XVII — начала XIX вв. | Архитектурная классика

    Главы раздела «Европа» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том VII. Западная Европа и Латинская Америка. XVII — первая половина XIX вв.» под редакцией А.В. Бунина (отв. ред.), А.И. Каплуна, П.Н. Максимова. Москва, Стройиздат, 1969. VII том «Всеобщей истории архитектуры» охватывает период от конца XVI столетия, когда завершается последний этап архитектуры Возрождения в Италии, по 1-ю треть XIX в. — рубеж, определяющий начало новой фазы в истории европейской архитектуры.

    Архитектура Европы XVII — начала XIX вв.

    История европейской архитектуры

    С предшествующей архитектурой Возрождения рассматриваемый новый исторический этап архитектуры составляет органически связанные звенья сложного развития разветвленного целого европейской архитектуры нового времени. В XVII и XVIII вв. дальнейшее творческое развитие этой архитектуры получает иные формы и в первой трети XIX в. приходит к своему историческому завершению. Если Возрождение духовно раскрепостило личность и с пришедшим великим культурным переворотом коллективный ум и вековой ремесленный опыт зодчества средневековья отступили перед силой индивидуального творческого гения, то эпоха, идущая за Возрождением, была в архитектуре европейских стран временем подлинного блеска феноменальных по яркости творческих индивидуальностей.

    Если Возрождение вернуло архитектуре тонкий и гибкий инструмент ее искусства — классический ордер — и этим открыло путь от еще эпического величия готики к новой красоте «героического» образа, то наступившей затем эпохе меньше всего может быть брошен упрек в порче этого инструмента. В XVII и XVIII столетиях не только становится всеобщим совершенное владение классическим ордером, но и самый его принцип творчески модернизируется, чтобы перед лицом иных задач, иной эпохи ордер мог по-новому стать действенным оружием архитектуры.

    Архитектура Европы XVII — начала XIX вв.

    Глава «Архитектура Италии конца XVI — начала XIX в.» раздела «Европа» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том VII. Западная Европа и Латинская Америка. XVII — первая половина XIX вв.» под редакцией А.В. Бунина (отв. ред.), А.И. Каплуна, П.Н. Максимова. Автор: В.Ф. Маркузон. Москва, Стройиздат, 1969

    Архитектура Европы XVII — начала XIX вв.

    Италия

    Италия, занимавшая в XII—XIV вв.

    ведущее место в Европе, к началу XVII в. оказалась на окраинах ее экономической и политической жизни. Упадок ремесленного производства и торговли, а вместе с этим ослабление роли городской буржуазии привели к усилению земельной аристократии и церкви, без поддержки которой не могла в то время обойтись никакая общественная сила. Контраст между безудержной роскошью знати и тяжелым бытом обнищавших крестьянских масс и ремесленников достиг небывалой остроты. Экономический упадок страны усугублялся политическими интригами и междуусобными войнами, раздиравшими мелкие итальянские княжества, а гнет помещиков и абсолютистских властителей усиливался гнетом иностранных завоевателей, неоднократно вторгавшихся в Италию на протяжении XVIII в. В конце XVII столетия габсбургская Испания господствовала в Милане на севере, в Неаполе и Сицилии — на юге, контролируя государства, расположенные между ними (герцогства Мантуи и Модены, Тосканы, Пармы и папские владения). Контроль осуществлялся и через династические связи, и посредством полицейских мер, оправдывавшихся усилившимся разбоем и бродяжничеством (прямых следствий крайнего обнищания деревни).
    Немногие государства, сохранявшие независимость, — это морские республики Генуя (с Корсикой) и Венеция (с ее владениями в Истрии, Далмации и на Ионических островах) да герцогство Савойское, простиравшееся до Ниццы,— переживали явный упадок. Переход Милана, Неаполя и Сардинии во владение Австрии (1713) ознаменовал конец политической независимости Италии.

    Архитектура Европы XVII — начала XIX вв.

    Италия

    Архитектуру барокко нельзя понять в отрыве от градостроительства этой эпохи, так как характерные для него тенденции и прежде всего новое понимание ансамбля установили новые взаимосвязи между пространством площади, улицы или сада со зданием, что коренным образом отразилось на композиции последнего. Экономический кризис, охвативший торговлю и ремесленное производство страны, с наибольшей силой сказывался именно на передовых итальянских городах, затормозив их рост и сильно затруднив осуществление широких градостроительных начинаний. И все же необходимость в обновлении стихийно сложившихся в средние века городов потребовала продолжения начатых в конце XV и 1-й половине XVI в.

    мероприятий по упорядочению уличной сети, расчистке захламленных территорий, застройке пустырей и по городскому водоснабжению. Эти утилитарные, обусловленные прямой необходимостью требования в сочетании с идейными и политическими устремлениями католической церкви и светских правителей, привлекавших для осуществления своих задач лучших мастеров, воспитанных на достижениях двухвекового развития передовой архитектурной и художественной культуры Италии, привели к замечательному развитию градостроительного искусства.

    Архитектура Европы XVII — начала XIX вв.

    Италия

    Барокко в архитектуре, как и в других искусствах, сложилось не сразу и развивалось неравномерно, приобретая различный характер в зависимости от местных условий и особенностей. Колыбелью архитектуры явился Рим, где сложилось более глубокое по идейному и эмоциональному содержанию образов и могучее по формам зодчество. Интенсивная строительная деятельность здесь никогда не утихала (со времени войны и разграбления Рима в 1527 г. ). Сюда продолжали приезжать талантливые мастера из различных городов Италии, а церковь и ее князья не жалели средств на реконструкцию города, возведение новых зданий, на отделку и украшение церквей и дворцов драгоценными материалами, позолотой, живописью и скульптурой. Более утонченный, праздничный характер барокко приобрело в Генуе, Турине и Венеции, которая в XVIII в. остается одним из важнейших художественных центров Италии и оказывает заметное влияние на развитие европейской культуры в целом. Флоренция — колыбель Возрождения — остается менее восприимчивой к особенностям нового стиля. Зато в Неаполе и Сицилии барокко бурно и своеобразно расцветает, хотя и с запозданием: наиболее яркие произведения барокко относятся здесь к XVIII в., во многих из них заметно испанское влияние.

    Архитектура Европы XVII — начала XIX вв.

    Италия

    Со 2-й трети XVII столетия барокко вступает в период полной зрелости, достигая наивысшего расцвета в архитектуре папского Рима.  Этот период характеризуется явственными изменениями в характере архитектуры, которая отличается теперь небывало широким размахом и впечатляющей репрезентативностью композиций, торжественным величием внешнего облика и пышностью интерьеров. Сдерживающее влияние архитектурных трактатов позднего Возрождения со свойственным им академическим ригоризмом заметно ослабло, как и религиозная нетерпимость, свойственная первым десятилетиям контрреформации. Наряду с работами по завершению собора и площади св. Петра, которые должны были служить укреплению престижа католической церкви и придать новый блеск ореолу, окружавшему ее первосвященника и папскую курию, в Риме велось и широкое частное строительство. Представители наиболее могущественных фамилий итальянской знати, занимавшие папский престол в середине XVII в. (Урбан VIII Барберини, 1633—1644; Иннокентий X Памфили, 1644—1655, и Александр VII из семейства банкиров Киджи, 1655—1667), их многочисленные родственники и другие крупнейшие строительные заказчики Рима откровенно стремились к роскоши и великолепию своих дворцов и вилл, которые за полвека до этого, вероятно, вызвали бы суровое порицание.

    Архитектура Европы XVII — начала XIX вв.

    Италия

    В середине XVIII столетия в зодчестве Италии начинается поворот от барокко к классицизму. Признаки коренных изменений в мышлении архитекторов появляются сперва в теоретических трудах и сказываются на практике лишь к концу века. Этот временный разрыв между теорией и практикой, которые на протяжении трех веков развивались в Италии в неразрывной связи, показывает, с одной стороны, сузившиеся экономические возможности, приведшие к резкому сокращению строительной деятельности в стране, а с другой, — своеобразные истоки итальянского классицизма, значительно отличавшиеся от классицизма абсолютистской Франции и Англии. Первая последовательная и очень принципиальная критика барочной архитектуры была развернута францисканским монахом Карло Лодолли в школе для молодых венецианских нобилей в конце 1750 и в самом начале 1760 г. Мысли Лодолли, критиковавшего барокко за неоправданные излишества и формализм, четко потребовавшего от архитектуры возвращения к трезвому функционализму, были последовательно изложены лишь через четверть века после его смерти в трактате Андреа Меммо, но несомненно оказали широкое влияние задолго до этого. Так, один из учеников Лодолли, — Альгаротти — приверженец традиционной, т. е. барочной, архитектуры излагает и критикует взгляды своего учителя в работах, опубликованных в 1760 гг. * В них Лодолли предстает как «пурист» и «ригорист», борющийся против излишних украшений и иллюзионистских фокусов.

    Архитектура Европы XVII — начала XIX вв.

    Италия

    Глава об архитектуре Франции имеет два раздела. Раздел I посвящен времени абсолютной монархии XVII—XVIII вв., раздел II — архитектуре периода Великой французской революции и становления буржуазного господства в начале XIX в. Раздел I, охватывающий два столетия, эпоху расцвета и упадка абсолютизма, в свою очередь делится на четыре периода. Эти периоды, почти одинаковые по длительности, укладываются каждый приблизительно в 50 лет и более или менее соответствуют датам жизни и правления французских королей. Деление на периоды вызвано тем, что Франция на протяжении этих двух столетий четыре раза меняла направление в архитектуре. Стилистические изменения, происходившие во всех видах искусства, в том числе и в архитектуре, были тесно связаны с социальными сдвигами, происходившими во Франции. Архитектура отразила духовные искания и запросы различных классов и сословий французского общества. Знаменательно то, что в этот период язык архитектурных форм не отставал от развития общества. Это и понятно, ибо архитектура сознательно привлекалась для доказательства прогрессивности феодально-абсолютистского порядка, с одной стороны, и свободы человеческой личности, с другой. Через все четыре периода проходит сложная борьба между государственной системой и индивидуальной человеческой личностью, что получило широкое и глубокое отражение в архитектуре. Так возникают величественные ансамбли, отразившие в художественных образах идею абсолютизма и наряду с этим небольшие изысканные архитектурные сооружения, по своим объемам и пропорциям соразмерные человеку.

    Архитектура Европы XVII — начала XIX вв.

    Франция

    Правление Генриха IV Бурбона (период правления 1594-1610) стремилось к централизации государственной власти. Для поднятия экономики правительство строит крупные мануфактуры и поощряет частные предприятия по выработке шелковых тканей, гобеленов, золоченых кож для обоев, сафьяна, фарфоровых изделий. Оно дает привилегии иностранным мастерам и субсидии отечественным фабрикантам. Большое внимание уделялось постройке новых домов, мостов и особенно каналов. После окончания религиозных войн страна сильно изменилась. Сосредоточенная в городах и замках жизнь выходит на широкие просторы. Появляются новые населенные места уже без крепостных укреплений. Меняется характер самой архитектуры, в которой в этот период наряду с новыми тенденциями еще уживаются готические и ренессансно-классические архитектурные формы и конструкции.

    Архитектура Европы XVII — начала XIX вв.

    Франция

    Французские города имели очень плотную застройку, как бы слившуюся в единый каменный массив; однако это не мешало приспособлению старых городов к новым жизненным условиям: их перестраивают, ломая средневековые постройки, в целях усиления обороноспособности, борьбы с эпидемиями и пожарами, одновременно стремясь к архитектурной организации города в целом. Продолжается разработка плана «идеального города». Однако в этом французские архитекторы, как и их современники в других странах, находятся в полной зависимости от насущных потребностей обороны. Новые города возникают и как укрепленные форпосты (но теперь уже в основном на окраинах государства), и как промышленные центры, и как города-резиденции. Последние строятся в комплексе с резидентским дворцом, частью которого является и самый город, планировочно подчиненный дворцу.

    Архитектура Европы XVII — начала XIX вв.

    Франция

    В XVII в. происходит процесс перерождения укрепленного замка в неукрепленный дворец. В этот период дворец уже включается в общую структуру города, а за городом связывается с обширным парком. В конце XVI и начале XVII в. тесные связи с Италией, глубокий интерес к ее культуре и искусству, роскошь ее дворцов и вилл вызвали естественное подражание в высших французских кругах. Но искусство барокко не получило широкого развития во всей Франции. Можно говорить только о единичных барочных постройках, хотя для ряда французских провинций и городов отдельные барочные мотивы стали глубоко национальными: Лангедок, Монпелье, Эк и др. Французские архитекторы проходили суровую школу практики. Как правило, они были выходцами из строительных артелей или семей потомственных каменщиков, объединенных в корпорации, строго хранивших свои профессиональные приемы, восходившие еще к средневековым традициям готики. Конструктивными принципами готики великолепно владели французские архитекторы, бывшие одновременно конструкторами, практиками-строителями и подрядчиками. Отсюда критическое отношение ко всему привносимому извне, в том числе и к барокко. Переплетение позднеренессансных, готических и барочных черт с чертами классицизма очень характерно для Франции 1-й половины XVII в. Однако классицизм с конца XVI в. вплоть до середины XIX в. является основным направлением, все остальные сопутствуют ему.

    Архитектура Европы XVII — начала XIX вв.

    Франция

    В начале XVII в. в Париже растущая потребность в жилище вызвала широкое строительство и заселение новых районов. Однако от рядовой городской застройки и отелей этого периода почти ничего не дошло до нас — о них мы знаем из теоретических трудов 1-й половины XVII в. К концу XVI в. в Париже сложился тип отеля, который господствовал во французской архитектуре на протяжении двух веков, с жилым домом между двором и садом. Двор, ограниченный службами, выходил на улицу, а жилой корпус располагался в глубине, отделяя двор от сада, как в отеле Карнавале арх. Леско (середина XVI в.), перестроенном 100 лет спустя Мансаром (рис. 14). Тот же принцип планировки в отелях начала XVII в.: Сюлли в Париже (1600—1620) на улиде Антуан, арх. Жака I Андруэ-Дюсерсо; Тюбеф на улице Пти-Шан. Эта планировка имела неудобство: единственный двор был и парадным, и хозяйственным. В дальнейшем развитии этого типа жилая и хозяйственная части дома разграничиваются. Перед окнами жилого корпуса располагают парадный двор, а сбоку от него — второй, хозяйственный двор. Отель Лианкур (арх. Лемюэ) имеет такой двор.

    Архитектура Европы XVII — начала XIX вв.

    Франция

    Чисто административных построек в это время было мало: в основном это были ратуши и дворцы правосудия. Во Франции, где королевская власть была сильна, а муниципальная служба в XVII в. еще невелика, общественные здания были небольшими,— они состояли из зала собраний, нескольких бюро, архива, церкви, зала для стражи и полиции, тюрьмы. Приспособленные под ратуши богатые жилые дома стояли вдоль улицы рядом с другими жилыми зданиями. Таковы ратуши в Авиньоне, Солье, Пуаэре в Бургундии. Новые ратуши во Франции возводились на больших площадях, как ратуша в Лярошель (1595—1606). Это пышное сооружение со статуями на фасаде, открытой лестницей и небольшой башенкой, может служить примером провинциального французского «барокко», истоки которого идут от узорочья. Строже формы ратуши в Труэ (1616, арх. Луи Нобль). Ратуша в Реймсе (1627) — еще совершенно средневековое сооружение. Великолепен Сенат Парижа, выходящий на улицу Турнон. Сохранились рисунки интерьера дворцов Правосудия в Париже и г. Ренне (С. де Бросс).

    Архитектура Европы XVII — начала XIX вв.

    Франция

    С окончанием религиозных войн сразу началось восстановление разрушенных церквей и постройка новых. В одном только Париже в 1-й половине XVII в. их возведено более 20. .В культовой архитектуре Франции этого времени, очень многообразной, еще сильны традиции готики и Ренессанса: Нотр-Дам в Гавре (1606—1608), Сент-Этьен-дю-Мон в ПарижеСен-Пьер в Оксере и др. Барокко не нашло широкого отражения в церковной архитектуре, хотя и она в какой-то степени отдала ему дань. Французские иезуиты считали идеалом красоты барочную церковь Иль Джезу в Риме. Французские архитекторы-иезуиты, работавшие сначала в Италии (Этьен Мартельянж и Турнель), ввели во Франции церкви типа Иль Джезу. Влияние этого итальянского сооружения безусловно имело место (церковь в Рюэли, в г. Ришелье и др.), но степень этого влияния преувеличена. Ряд церквей, построенных по плану Иль Джезу, имеют совершенно иной архитектурный облик, иначе организованные фасады. Таковы церкви Сен-Поль-Сен-Луи в ПарижеИезуитов в Блуа, построенные Мартельянжем, церковь в Авиньоне — Турнелем (1620—1655), Сен-Жерве в Париже — С. де Броссом и Метезо.

    Архитектура Европы XVII — начала XIX вв.

    Франция

    Абсолютизм Франции, блистательно отраженный в архитектуре 2-й половины XVII в., имел и оборотную сторону медали. Расходы на королевские постройки и содержание двора Людовика XIV — «короля-солнца» — были совершенно непосильны для бюджета Франции. Во время войн (1667, 1672, 1687 гг.) Франция потеряла ряд земель, а в экономическом отношении уступила первое место Англии. Государственный долг к концу правления Людовика XIV дошел до баснословных цифр, в десятки раз превышавших годовой бюджет страны. В годы юности монарха сюринтенданту Кольберу удается укрепить и поднять французскую экономику. Большое внимание уделяет Кольбер строительству городов и новых промышленных центров, созданию Академии архитектуры (1677 г.). Директором Академии был назначен Франсуа Блондель, первыми членами были Либераль Брюан, Даниэль Гиттар, Антуан Лепотр, Франсуа Лево, Пьер Миньяр, Франсуа Д’Орбэ. В 1675 г. получает звание академика Ж. А. Мансар, а в 1685 г. — Пьер Бюлле.

    Архитектура Европы XVII — начала XIX вв.

    Франция

    Самым крупным градостроителем и военным инженером XVII в. во Франции был арх. Вобан, построивший 150 городов-крепостей. Некоторые из них, как Брест, получили дальнейшее развитие. Вобан внес много нового в науку фортификации. До него города-крепости защищались артиллерией, которая могла вести обстрел противника даже из центра города благодаря наличию прямых улиц. Вобан усовершенствовал защиту города системой рвов, бастионов, куртин. Укрепленный город, как правило, имел форму правильного многоугольника, охваченного большими петлями укреплений. В г. Юнинг (1679) площадь оборонительных сооружений равна восьмикратной площади жилой части города. Города Лонгвин (1679) и Неф-Бризак в Эльзасе (1698) были построены Вобаном в форме правильного восьмиугольника с шахматной планировкой; в центре размещалась квадратная площадь с въездами по углам. Город Рокруа был перестроен Вобаном с сохранением в нем радиально-кольцевой системы улиц и окружающих его бульваров. Система новых мощных укреплений придала городу форму неправильного пятиугольника.

    Архитектура Европы XVII — начала XIX вв.

    Франция

    Замок Во-ле-Виконт был построен в 1661 г. Луи Лево (интерьеры — арх. Ш. Лебрен; парк — Андре Ленотр). В этом сооружении еще много от более ранней архитектуры: высокие кровли, отдельные над каждым объемом; в центральной части здания, по главному фасаду, — поэтажный ордер из рустованных колонн. Входной портал с фронтоном, украшенным лежащими скульптурами, напоминает произведения С. де Бросса или Дюсерсо. Великолепны интерьеры замка. В парке Ленотр впервые наметил осевую систему композиции плоских партеров, подчиненную дворцу. Однако здесь тяжеловесный дворец еще не слился в единый организм с парком, а осевое развитие парка от дворца, вдаль, в бесконечность, нарушается поперечным расположением бассейна в конце сада. Эти проблемы будут решены Ленотром в Версале. Однако все это не снижает огромного художественного достоинства этого выдающегося произведения Франции.

    Архитектура Европы XVII — начала XIX вв.

    Франция

    В богатых жилых домах придворной знати, а также финансовых верхов увеличивается количество комнат, усложняется планировка. В этот период возникает несколько вариантов планировки особняков по типу дома между двором и садом. В ряде владений планировка асимметрична, двор и сад располагаются с одной стороны, а жилые и хозяйственные постройки — с другой. Таковы отели Парижа: Эзелен — Л. Лево (рис. 47, 1), дома на ул. Клери (рис. 47, 2) и Жуж Консюль — Жана Рише, отели Амело-де-Бецей — Д. Готтара (рис. 48,1), Монморенси — Жака Моро (рис. 47,5). Примером симметричного решения является отель Жаба — Л. Брюана. Но, как правило, при асимметричном плане выдерживается симметрия в фасаде, часто создаваемая искусственными приемами. Во многих отелях середины XVII в. заметны черты еще не завершенного развития типа (отели Амело, Лувуа, Шамуа и др.), в планах нет четкой взаимосвязи частей. Поиски в этом направлении (отели Жаба и Бове — Антуана Ленотра, рис. 48,2) получают полное разрешение в работах Ж. А. Мансара: отели Лорж, Ноэль в Сен-Жермен-ан-Ле, дом Мансара на ул. Турнель и дом, предлагаемый Мансаром в качестве образцового.

    Архитектура Европы XVII — начала XIX вв.

    Франция

    С ростом городов возрастает и строительство общественных зданий. Продолжают строиться ратуши, дворцы правосудий, архиепископства, торговые дома, больницы. Все эти сооружения (обычно в три этажа, иногда с мансардой) построены, как правило, с профессиональным размахом, разнообразием плановых и фасадных решений, отличаются ярко выраженной индивидуальностью.  Впервые Шарлем и Луи Жибером в 1691 —1694 гг. строится Медицинская школа. Это небольшое круглое сооружение, увенчанное куполом с люкарнами, послужило образцом целому ряду построек такого же назначения. В Париже строится театр «Комеди Франсез» (арх. Д’Орбэ), в Тулоне — арсенал (арх. Пюже).

    Архитектура Европы XVII — начала XIX вв.

    Франция

    Страницы

    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • следующая ›
    • последняя »

    Триумф барокко

    Введение

     

    Возникнув в Риме и Париже вскоре после 1600 года, барокко в искусстве и архитектуре вскоре распространилось по всей Европе, где оно господствовало в течение ста пятидесяти лет. В этот период новые социальные и политические системы привели к концентрации власти в руках лиц с абсолютной властью. Архитектура подтвердила это — конструкциями и декоративными программами дворцов, церквей, общественных и правительственных зданий, научных и коммерческих зданий, военных сооружений. Великолепные церкви, фонтаны и дворцы свидетельствовали об обновленной силе пап в Риме, а архитекторы также придали новые формы церквям для протестантской и русской православной литургии. Архитекторы эпохи барокко учились в традициях классического Возрождения, подчеркивая симметрию и гармоничные пропорции, но их проекты продемонстрировали новое ощущение динамизма и величия. Архитекторы эпохи Возрождения стремились задействовать интеллект, сосредоточившись на божественных источниках геометрии, в то время как их последователи стремились подавить чувства и эмоции. Архитекторы эпохи барокко также в значительной степени освоили объединение изобразительных искусств — живописи, скульптуры, архитектуры, садового дизайна и городского планирования, создавая здания и сооружения с повышенным чувством драматизма и силы.

    Giovanni Paolo Panini , Modern Rome, 1757, Музей Метрополитен, Фонд Нью-Йорка, Гвинн Эндьюз, 1952

    1 из 22

    Архитектурные модели

    9000

    . семь из лучших сохранившихся архитектурных моделей, созданных в Европе между 1600 и 1750 годами. Модели позволили архитекторам изучить свои проекты в трехмерной форме и позволили потенциальным покровителям сразу понять суть предложения. Часто их представляли на конкурсы архитектурных комиссий. После того, как проект был запущен, время от времени приносили модели для закладки краеугольного камня, которые использовались для руководства рабочими в ходе строительства. Русский зодчий XVIII века Василий Иванович Баженов объяснял назначение моделей: «Чтобы понять, как красиво и превосходно будет здание в действительности, [архитектор] должен неизбежно представить его в перспективе; а чтобы еще более убедиться в нем , он должен сделать для него модель. Действительно, изготовление модели считается половиной работы».

    Иллюстрация от J.F. Penther, Zweiter Teil der Bürgerlichen Bau-Kunst, 1745

    2 из 22

    Baroque в Rome

    , хотя барочная архитектура. , Рим обычно считается местом его рождения. В первые десятилетия семнадцатого века в Риме наблюдался всплеск строительной деятельности, в значительной степени поддерживаемой папами. По всему городу возводились церкви, фонтаны и дворцы, преображая и оживляя его городские пространства. Архитектура римского барокко, впервые появившаяся в новаторских проектах Карло Мадерно и получившая дальнейшее развитие в работах Пьетро да Кортона, Джан Лоренцо Бернини и Франческо Борромини, вдохновляла дизайн зданий в Европе более века. Рассматривая отношения между новыми и существующими структурами, архитекторы стремились придать городским пространствам новое ощущение единства, согласованности и динамизма. Тщательная интеграция архитектуры с окружающей средой великолепно продемонстрирована в Фонтане Четырех рек Бернини, одном из самых впечатляющих памятников эпохи барокко в Риме.

    Джан Лоренцо Бернини , Модель фонтана Четырех рек, Пьяцца Навона, Рим, c. 1650, Accademia di Belle Arti di Bologna

    3 из 22

    Фонтан Четырех рек

     

    Джан Лоренцо Бернини был одним из самых новаторских архитекторов и скульпторов эпохи барокко. Он родился в Неаполе в 1598 году, его долгая и успешная художественная карьера продолжалась с подросткового возраста до самой смерти в 1680 году. После его раннего успеха в Риме, где он работал на самые могущественные семьи города и пап, его слава распространилась по всей Европе. . Среди его королевских покровителей были король Англии Карл I и король Франции Людовик XIV. Скульптор, архитектор, живописец, сценограф, поэт и драматург, Бернини создавал динамичные памятники, объединявшие искусство живописи, скульптуры и архитектуры в единое целое.

     

    Фонтан Четырех рек на площади Навона в Риме — одна из самых знаменитых работ Бернини. Фонтан, спроектированный и построенный между 1648 и 1651 годами для папы Иннокентия X Памфилия, увековечивает перенаправление папой воды из Acqua Vergine (одного из основных источников водоснабжения Рима) на площадь перед его фамильным дворцом Палаццо Памфили. Фонтан Бернини искусно сочетает в себе древний египетский обелиск, который был извлечен из Цирка Максенция в Риме, с высоким каменным основанием. На скалах установлены четыре большие фигуры, символизирующие четыре великие реки четырех четвертей мира: Дунай для Европы, Нил для Африки, Ганг для Азии и Плата для Америки.

     

    Эта модель, датированная примерно 1650 годом, является ранним эскизом окончательного проекта Фонтана Четырех рек. Скульптура основания фонтана выполнена из дерева, а единственная сохранившаяся фигура, изображающая реку Плата, вылеплена из глины. Дизайн готового фонтана несколько отличается от макета: круглая форма чаши стала овальной, а отверстия в скале сделаны более неправильными.

    Джованни Баттиста Пиранези , Veduta di Piazza Navona sopra le rovine del Circo Agonale, , вероятно, 1747/1748, офорт на верже, Национальная художественная галерея, Архитектурная коллекция Марка Дж. Милларда, приобретено при содействии Фонда Морриса и Гвендолин Кафриц, 1985.61.16

    4 из 22

    Церкви и часовни

     

    В первые годы семнадцатого века обновленная сила Римско-католической церкви привела к строительству многих новых церковных зданий. Это последовало за потрясениями прошлого века, когда Церковь, столкнувшись с подъемом протестантизма в Северной Европе, решила реформировать свои доктрины и обычаи, чтобы укрепить свои позиции. Католическая церковь вышла из Контрреформации с новым оптимизмом и нуждалась в новом архитектурном образе.

     

    Барочные церкви были масштабнее своих предшественников, а их интерьеры богаче украшены скульптурой и живописью. Подобно религиозным справочникам, которые побуждали людей активно участвовать в мистическом опыте святых, интерьеры церквей в стиле барокко были разработаны так, чтобы вызывать немедленный эмоциональный отклик. Драматические световые эффекты, динамичные архитектурные формы и богатое убранство церквей в стиле барокко были направлены на то, чтобы восхищать, вдохновлять и завораживать посетителей.

     

    По всей Европе религиозная архитектура определялась различными литургическими и архитектурными традициями каждого региона и нации. В то время как пышные декоративные ансамбли стали доминантой церковной архитектуры католической Европы, церкви, построенные на протестантском севере, где религиозная живопись и скульптура приравнивались к идолопоклонству, были гораздо более сдержанными.

    Габриэль Лозер , Модель церкви аббатства Сен-Галль, Швейцария, 1751-1752, Stiftsbibliothek St. Gallen

    5 из 22

    Церковь аббатства Святого Галла

     

    Аббатство Святого Галла в Швейцарии было одним из самых могущественных монастырей в Европе в восьмом веке с момента его основания. до его роспуска в 1805 году. В начале восемнадцатого века монахи-бенедиктинцы решили восстановить свою средневековую церковь. Процесс проектирования длился более четырех десятилетий и занял почти дюжину архитекторов.

     

    Среди четырнадцати сохранившихся проектов здания есть эта деревянная модель 1751–1752 годов, созданная братом-бенедиктинцем Габриэлем Лозером, который был мастером-краснодеревщиком, а не архитектором по образованию. Искусное мастерство Неудачника отражено в его сложной модели с резными деталями.

    Церковь аббатства Св. Галла, Швейцария © Foto Marburg/Art Resource, NY

    6 из 22

    Церковь аббатства Святого Галла, которая в основном соответствует модели Неудачника, представляет собой длинный прямоугольник с большой ротондой, установленной в центр. Это сочетание централизованного и продольного плана является одной из характерных черт церквей позднего барокко в немецкоязычных районах Европы.

    Brother Nokter , План Аббатства Церкви Святого Галла, Швейцария, 1770, Стифцрчерхив Св. Галлен

    7 из 22

    Гражданская архитектура

    Эра стал свидетелем увеличения в здании в здании. новых ратушей и расширение существующих. По всей Европе возникали новые независимые государства, что создавало соответствующий спрос на местное самоуправление. Тогда, как и сейчас, в ратуше располагались правительственные учреждения и место собраний. Расположенный в центре города, он, вероятно, был построен по образцу городского дворца и часто имел выдающийся фасад и высокую башню с часами. Большая и искусно украшенная ратуша была внушительным символом гражданской гордости и самобытности.

    Jacob van Campen , Модель ратуши Амстердама, 1648-1650, Исторический музей Амстердама

    8 из 22

    Ратуша Амстердама

    ван Кампен, начиная с 1648 года, предназначался для размещения административных офисов и актового зала городского совета Амстердама. Здание также было символом политической и экономической мощи недавно созданной Голландской республики и ее столицы Амстердама. К семнадцатому веку город стал одним из самых важных портов и главным банковским центром Северной Европы. Его растущее богатство и уверенность отражены в монументальном дизайне и богатых материалах ратуши. Фасад построен из песчаника, привезенного из Германии, а его интерьеры роскошно отделаны итальянским мрамором. Иностранные гости города восхищались дороговизной и щедрой постройкой здания, что было беспрецедентным в Нидерландах. В 1813 году он был преобразован в Королевский дворец Нидерландов.

     

    Этот тщательно обработанный макет 1648–1650 годов, вероятно, был создан для представления проекта архитектора городскому совету. Внешний вид украшен замысловатыми скульптурными и декоративными деталями, а интерьер демонстрирует расположение комнат внутри здания. Модель состоит из нескольких уровней, каждый из которых можно убрать, открывая множество комнат, таких как мэрия, помещения охраны, арсенал, городской банк, зал суда, тюрьма и камера пыток. За немногими исключениями, Ратуша была построена так, как показано на модели, и открыта 29июль 1655 года.

    Йоханнес Лингельбах , Дамба, Амстердам, со строящейся ратушей, c. 1670 г., Исторический музей Амстердама, предоставлено Рейксмузеумом, Амстердам

    9 из 22

    Коммерческая архитектура

     

    По мере расширения торговли по всей Европе в 17-м и 18-м веках барокко также распространялось на коммерческие структуры, такие как банки и рыночные постройки. Предметы первой необходимости, такие как еда и одежда, можно было купить на месте в таких рыночных залах. Предметы роскоши также пользовались все большим спросом, а тонкий шелк, фарфор, специи, чай, кофе, табак и ром импортировались в Европу из Азии и Нового Света. Рост местной и международной торговли требовал более сложной транспортной сети дорог, каналов и, в частности, судоходных путей, гаваней и маяков. Маяк Эддистоун, расположенный у юго-западного побережья Англии, был построен как коммерческое предприятие. Он был введен в эксплуатацию в 1756 году небольшой компанией акционеров, которые собирали пошлины с кораблей, заходящих в гавань Плимута, в обмен на поддержание света.

    John Smeaton (архитектор) и Josias Jessop (модельер), Модель маяка Eddystone, недалеко от Плимута, Англия, 1757-1759, попечители Национального музея Шотландии, Эдинбург

    10 из 10

    Маяк Эддистоун

     

    Опасный риф Эддистоун в Ла-Манше представлял постоянную угрозу для судов, идущих вдоль юго-западного побережья Англии. Когда второй маяк, стоявший на этом месте, был уничтожен пожаром в 1755 году, третий маяк был спроектирован и построен инженером-строителем Джоном Смитоном. Его гениальное и влиятельное сооружение стало образцом для всех последующих каменных маяков.

    (слева) John Smeaton (архитектор) и Josias Jessop (модельер), Модель маяка Eddystone, недалеко от Плимута, Англия, 1757-1759, попечители Национального музея Шотландии, Эдинбург

    (справа) Неизвестный рисовальщик по имени Джона Смитона (архитектор), План седьмого каменного ряда и участка маяка Эддистоун, недалеко от Плимута, Англия, c. 1756 г., попечители национальных музеев Шотландии, Эдинбург 9.0005

    11 из 22

    Для маяка Смитона были изготовлены две модели. Первую, секционную модель, можно разобрать на секции, чтобы показать внутреннюю конструкцию маяка и расположение комнат, включая лестницу, кладовые, кухню и спальню. В каждую из этих комнат в оголовок стены была вделана цепь, которая помогала распределять нагрузку на пол. Вокруг балкона наверху маяка Смитон установил закругленный карниз для отражения волн, бьющихся о борт маяка в ненастную погоду.

    John Smeaton (архитектор) и Josias Jessop (модельер), Модель маяка Eddystone, недалеко от Плимута, Англия, в разобранном виде, 1757-1759, Попечители Национального музея Шотландии, Эдинбург

    1

    из 22

    Вторая модель представляет собой седьмой уровень каменной кладки в основании конструкции. На нем показано, как маяк был построен из взаимосвязанной каменной кладки, закрепленной металлическими штифтами.

     

    Маяк Эддистоун простоял до 1880-х годов, когда риф под ним начал разрушаться. Затем аналогичный маяк был построен на соседнем участке. Самый известный маяк современности, маяк Эддистоун, демонстрирует торжество инженерной мысли и предприимчивости над разрушительными силами моря.

    Джон Смитон (архитектор) и Джозиас Джессоп (модельер), Модель седьмого каменного поля маяка Эддистоун, недалеко от Плимута, Англия, 1757, Попечители Национальных музеев Шотландии, Эдинбург

    13 из 22

    Военная архитектура

     

    Семнадцатый век был периодом непрерывных войн в Европе, и только четыре года прошло без сражений. Для европейских государств военное строительство было одновременно тяжелым финансовым бременем и предметом гордости. Крепости, военно-морские арсеналы и другие военные сооружения демонстрировали силу нации и обеспечивали решающую оборону. Архитектурные модели военных комплексов выполняли множество функций: выполнив свою задачу при проектировании и строительстве крепости, они затем использовались военачальниками для планирования оборонительных стратегий. Когда несколько моделей собирались вместе, их можно было показывать приезжим послам как доказательство военной мощи и славы государя или хранить как свидетельство территории, завоеванной в ходе военных кампаний. Изготовленные из раскрашенной бумаги, картона и папье-маше, масштабные модели более хрупкие, чем вырезанные из дерева. К счастью, сохранились многочисленные модели военных крепостей, которые являются бесценным свидетельством развития городского планирования, имевшего место в период барокко.

    Себастьян Ле Престр де Вобан , Модель крепости Нёф-Бризах, c. 1703-1704, Музей планов-рельефов, Управление архитектуры и наследия, Министерство культуры, Париж

    14 из 22

    Крепость Нёф-Бризах

     

    Наиболее важные события в военной архитектуре в период барокко происходили вдоль северных и восточных границ Франции, где французская армия участвовала в военных кампаниях против своих соседей, южных Нидерландов, находящихся под властью испанцев, и Рейнской области. С конца 1660-х годов король Франции Людовик XIV приступил к амбициозному проекту по строительству укреплений вдоль этих границ. Город-крепость Нойф-Бризах, одна из таких крепостей, была построена между 169 г.8 и 1720. Разработанный Себастьяном Ле Престр де Вобаном, главным военным инженером Людовика XIV, Неф-Бризах был одним из самых сложных оборонительных сооружений того периода. Вобан представлял себе город-крепость «идеальным городом», включающим центральную площадь, церковь, казармы, склады и офицерские помещения, жилые дома для различных классов горожан, монументальные стены и ворота. Звёздные укрепления, окружающие город, предназначались для того, чтобы помешать вражеской артиллерии добраться до поселения.

    Себастьян Ле Престр де Вобан , План города Нёф-Бризах, после 1702 года, Музей планов-рельефов, Управление архитектуры и наследия, Министерство культуры, Париж

    15 из 22

    Тот факт, что Нойф-Бризах сохранился до наших дней, практически не затронутый более поздними конфликтами, свидетельствует об эффективности оборонительной системы Вобана.

    Вид с воздуха на Нёф-Бризач, Франция

    16 из 22

    Частные резиденции

     

    В эпоху барокко дворяне, купцы и финансисты разделяли новый энтузиазм в отношении строительства частных резиденций. Городские дворцы и загородные виллы, которые они заказали, демонстрируют широкий спектр национальных и региональных вариаций. Таунхаусы превратились в многоэтажные постройки с тщательно продуманным внутренним убранством, особенно в восемнадцатом веке. Загородные виллы продолжили традицию, заложенную в итальянском Возрождении, объединять здания и сады с природным ландшафтом. Задуманные как места отдыха, такие резиденции часто были окружены обширными садами. Дизайн всего ландшафта часто иллюстрировался крупномасштабными моделями, в то время как более мелкие модели создавались для отдельных садовых построек, таких как павильоны и башни.

    Джироламо Фригимелика (архитектор) и Джованни Глория и/или Санте Бенато (модельеры), Модель виллы Пизани, Стра, c. 1716, Musei Civici Veneziani, Museo Correr, Венеция

    17 из 22

    Вилла Пизани

     

    Вилла Пизани в районе Стра была загородной резиденцией одной из самых влиятельных семей северной Италии и одной из самых влиятельных семей северной Италии. множество вилл, построенных в этом районе. Расположенный на берегу реки Брента и окруженный обширными садами, он был задуман как место отдыха, где владелец мог укрыться от жары и влажности венецианской лагуны в самые жаркие летние недели. Венецианский драматург Карло Гольдони описал славу таких вилл: «Немногие иностранцы, даже издалека, не знают Брента [Реку]. нельзя было и пожелать ничего более великолепного или восхитительного. Все устремляются туда в разное время на забаву сельской местности ».

     

    Эта модель примерно 1716 года разработана Джироламо Фригимелика, дворянином из Падуи. Его план виллы Пизани эклектичен и иллюстрирует предпочтение Северной Италии открытым структурам с колоннадами. Модель оснащена металлическими ручками, каждый уровень модели можно поднять, чтобы показать организацию внутреннего пространства.

    Джироламо Фригимелика (архитектор) и Джованни Глория и/или Санте Бенато (модельеры), Модель виллы Пизани, Стра, с. 1716, Musei Civici Veneziani, Museo Correr, Венеция

    18 из 22

    Однако, несмотря на усовершенствование модели, Альвизе Пизани отверг предложение Фригимелики и выбрал более монументальный и сдержанный проект Франческо Марии Прети, завершенный в 1756 году.

    Villa Pisani, Stra © Alinari/Art Resource, NY

    19 из 22

    Королевские дворцы

     

    когда огромная власть была сосредоточена в руках отдельных правителей. Амбициозные архитектурные проекты, особенно дворцы, были воплощением права на власть. Более крупные и величественные, чем их предшественники, королевские дворцы в этот период функционировали как резиденция государя, а также как центр государственного управления. Самым влиятельным дворцом в стиле барокко был Версаль, начатый в 1660-х годах Луи Лево. Построенный для короля Франции Людовика XIV, его огромные масштабы и величие выражали огромное богатство и абсолютную власть короля. Версаль стал образцом, которому следовали государи по всей Европе, например, во дворцах Риволи и Казерта в Италии и в Кремле в России.

    Баженов Василий Иванович , Макет центральной части фасада Большого Кремлевского Дворца, Москва, 1769-1773, Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им.

     

    В 1767 году российская императрица Екатерина II поручила архитектору Василию Ивановичу Баженову спроектировать новое административное здание Кремля в Москве. Баженов, однако, подготовил проекты нового дворца, который окружал бы все средневековые постройки Кремля. Проект был настолько грандиозным, что для планирования и строительства сооружения было создано специальное государственное учреждение — Управление по строительству Кремля. Хотя дворец так и не был построен, большая модель, изображающая предложенный Баженовым проект, была завершена между 1769 г.и 1773 г. Выставлявшаяся раз в месяц перед высшими слоями общества, она стала одной из самых популярных достопримечательностей Москвы.

    (вверху) Василий Иванович Баженов , Макет центральной части фасада Большого Кремлевского Дворца, Москва, 1769-1773, Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва

    (внизу) Студия Василия Ивановича Баженова , Участок Овальной площади Большого Кремлевского Дворца, Москва, 1769, А.В. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени Щусева, Москва

    21 из 22

    Центральная часть модели разбирается, открывая парадные помещения дворца: тронный зал, овальную площадь и лестничный холл. Модель длиной более 40 футов вырезана из четырех пород дерева: липы для основной конструкции, клена для карнизов и яблони и груши для внутренней отделки. Некоторые декоративные детали для большей точности были отлиты из свинца. Монументальный фасад свидетельствует о сильном классическом влиянии, предвосхищающем неоклассическую архитектуру, которая станет господствовать в России в конце восемнадцатого века.

     

    Баженов признавал важность моделей в процессе проектирования, утверждая, что «для того, чтобы понять, насколько прекрасным и совершенным будет здание на самом деле… считается половиной работы». Проект, хотя и не реализованный, оказал глубокое влияние на русскую архитектуру.

    (слева вверху) Баженов Василий Иванович , Макет Тронного зала Большого Кремлевского Дворца, Москва, 1769-1773, А.В. Щусева, Москва

    (внизу слева) Василий Иванович Баженов , Макет части Овальной площади со входом в Театр Большого Кремлевского Дворца, Москва, 1769-1773, А.В. Щусева, Москва

    (справа) Василий Иванович Баженов , Макет Лестничного зала Большого Кремлевского Дворца, Москва, 1769-1773, А. В. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени Щусева, Москва

    22 из 22

    История архитектуры – Ренессанс (15-17 вв. н.э.) – Блог Джона Габера значение

    ‘возрождение’ . Он используется для описания этого этапа европейской истории между 14 и 16 веками. Ренессанс был временем больших социальных и культурных перемен в Европе. Это был период, характеризующийся инновациями, воображением и творчеством. Ренессанс был также временем, когда классическое прошлое Европы было пересмотрено и оживлено. Большая часть вдохновения для культурных движений Возрождения исходила от попыток людей подражать ( подражать и улучшать ) наследие классических европейских обществ, таких как Древний Рим и Греция, казалось, что Европа действительно возродилась. снова.

    1. Раннее Возрождение – Архитектура во Флоренции

    Флоренция, Италия

    Ренессанс начался в Северной Италии в 14 веке. Тосканский город Флоренция считается родиной эпохи Возрождения . На итальянском языке этот период обозначается как « il Rinascimento»

    Леон Баттиста Альберти (1404-1472)

    Первой выдающейся фигурой, вышедшей из этой новой культуры, был Леон Баттиста Альберти (1404-1472) , автор, ставший архитектором. Он родился в 1404 году в изгнанной флорентийской дворянской семье в Генуе.0388 Gasparino B arzizza , ведущий специалист по учению Цицерона, оказавший решающее влияние на идеи Альберти относительно роли архитектора. Чтобы проявить этот идеал и пригвоздить к позорному столбу разрушение архитектурных остатков античности и преобладающего готического стиля , он решил написать свой « De re aedificatoria libri decem» . Один из первых трактатов, вдохновленных Марком Витрувием Поллионом   « De Architectura libri decem» ( Десять книг по архитектуре), единственное сохранившееся крупное произведение по архитектуре классической античности.

    Филиппо Брунеллески (1377-1446)   –    Базилика Санта-Мария-дель-Фьоре, Флоренция, Италия

    Готическая эпоха, которая позволила бы одному из них, а именно Филиппо Брунеллески (1377-1446), чтобы построить купол Флорентийского собора, который часто ошибочно называют первым сооружением эпохи Возрождения. Говорят, что он был вдохновлен Пантеоном , его конструкция представляла собой двойную оболочку, построенную вокруг готического рваного свода. Чтобы решить проблему поглощения результирующих сил без помощи предательских готических контрфорсов, Brunelleschi применил систему каменных и железных цепей, успешно предотвратившую разрыв «купола» под собственным весом, сохраняя при этом иллюзию классический купол.

    l’Ospedale degli Innocenti, Флоренция, Италия

    Первым подлинным зданием эпохи Возрождения была Брунеллески Ospedale degli Innocenti во Флоренции. Больница для подкидышей, построенная по принципам типичного плана средневекового монастыря, отличалась осевой симметрией, аналогичной античным римским постройкам. Его наиболее выдающейся особенностью и единственной, определенно относящейся к Brunelleschi , является лоджия, выходящая на Piazza Santissima Annunziata 9.0389 . Он характеризуется строго ритмичными аркадами коринфских колонн и полукруглых арок и изначально возвышался на 7 ступеней над уровнем пола площади, как римские церковные сооружения, и послужил источником вдохновения для многих подобных сооружений во Флоренции и других итальянских городах.

    2. Архитектура раннего итальянского Возрождения

    Работы Филиппо Брунеллески и Работы Леона Баттисты Альберти в области церковной архитектуры дают прекрасное сравнение того, как идеи и идеалы античности были воплощены в Архитектура эпохи Возрождения .

    Брунеллески , старший из двух, руководствовался идеей, что после изобилия готики нужна сдержанность и порядок, что ясно проявилось в его выборе классических мотивов в сочетании с лаконичной простотой формы. это шло рука об руку с его мельчайшим вниманием к строгим меркам и пропорциям. Это привело к тесной связи между внутренними и внешними формами, и это легко распознать при изучении его модульного плана базилики.

    Альберти , с другой стороны, черпал вдохновение в более величественных римских сооружениях, таких как бани и дворцы, что привело к тому, что его церкви были спроектированы с использованием классических мотивов в сочетании со сложными элементами, такими как кессонные цилиндрические своды и огромные украшенные пирсы.

     

    Санто-Спирито, Флоренция – экстерьер и интерьер Базилика Сант-Андреа, Мантуя – экстерьер и интерьер

    3. Дворцы эпохи Возрождения

    Эти грандиозные проекты реконструкции или строительства потребовали помощи финансово и политически влиятельных лиц, роль, взятая на себя членами правящих семей, которые представляли династии итальянских городов-государств, которые хотели укоренить свои амбиции к власти и богатству ощутимым и, следовательно, неоспоримым образом, что сделало архитектуру первым выбором семей, особенно так и в случае их частных резиденций.

    В изменившемся политическом климате Италии 15-го века эти дворцы должны были дополнить основное требование Ренессанс элегантностью жизни, олицетворяя силу и могущество. Это привело к созданию нового типа здания, Дворец эпохи Возрождения , обычно состоящий из трех четко определенных этажей, сосредоточенных вокруг внутреннего двора и расположенных либо на видном острове, либо на угловом участке огромных размеров.

    Палаццо Медичи Риккарди

    Как и большинство зданий, построенных в начале новой стилистической эпохи, Палаццо Медичи демонстрирует лишь несколько мотивов, явно отличающихся от того, что было стандартным словарем предыдущей эпохи. Наиболее примечательны рустование фасада и повторное введение нависающего карниза в качестве завершения его вертикального возвышения.

    Чрезвычайно дорогостоящая техника рустовки заключалась в использовании больших каменных блоков на первом этаже, либо в виде подушек, либо в виде грубо отесанных камней, чтобы имитировать внешний вид укреплений и других сооружений, которые должны были проецировать изображение прочности и долговечности. Ярким римским примером является Аква Марсия, самый длинный из 11 акведуков, которые снабжали город Древнего Рима.

    В случае с Палаццо Медичи, первый этаж, общественный этаж дворца, демонстрирует сильную и грубую подушкообразную рустовку и мельчайшие оконные проемы, в то время как первый этаж представляет собой искусно обработанный каменный фасад и круговую полосу высоких бифоров, двойные арочные окна, которые были типичной римской чертой, но их филигранное исполнение демонстрирует явное влияние готики. Второй этаж, Piano Nobile, в котором располагались основные жилые помещения, продолжает общий стиль фасада первого этажа, хотя он демонстрирует еще более гладкий обработанный камень, что приводит к почти идеально ровной облицовке стен.

    Палаццо Ручеллаи, Флоренция, Италия

    4. Варианты классической лексики

    По мере развития архитектурного языка Италии эпохи Возрождения он постепенно начал распространяться, но мы должны помнить о типичных строительных материалах, которыми славился каждый регион. и тот факт, что у каждого региона было сильное желание выразить свою автономию с использованием архитектурного стиля, отражающего его местные традиции и наследие.

    Чертоза-ди-Павия, Павия, Италия

    Ca’ Vendramin Calergi

    chiesa di giuseppe

    5. Высокое Возрождение XVI век Италия

    С началом XVI века центр архитектурных инноваций переместился из Флоренции в Рим, и этот сдвиг не был неожиданным. однако природа, поскольку многие флорентийские архитекторы уже выполняли заказы в регионе Лацио и раньше.

    Все это должно было оказаться очень удачным для развития стиля Возрождения, поскольку Рим должен был стать одним из крупнейших строительных площадок века. Восстановленный папский двор почувствовал настоятельную необходимость реструктуризации полуразрушенного города, что, в свою очередь, послужило стимулом для многочисленных заказов от пап, кардиналов и новых религиозных орденов как для церковных, так и для светских зданий.

    Эти проекты отражали меняющиеся литургические и функциональные требования, мастерски воплощенные Донато Браманте (1444-1514) и другими пионерами, и привели к созданию архитектурного языка Высокого Возрождения, который был более значительным и изученным, чем язык, установленный во времена Раннего Возрождения. 15 век.

    Собор Святого Петра

    Chiesa del Redentore 

    Палаццо Фарнезе

    6. Архитектура эпохи Возрождения – виллы и сады

    Наряду с проектами городского строительства возникло и возродившееся желание совместить удовольствия сельской жизни, противовес суете городской жизни, с ренессансным идеалом воссоздания рая на земле. Это было достигнуто за счет создания вилл и садов, в которых красиво оформленные интерьеры сочетались с живописными видами, и все они были расположены либо в продуктивных фермерских угодьях, либо, в случае меньшей виллы в пригороде, среди виноградников и садов недалеко от города.

    Одним из самых известных мастеров этого конкретного сюжета был Андреа ди Пьеро делла Гондола (1508-1580), более известный как Андреа Палладио.

    В своем собственном трактате по архитектуре  I quattro libri dell’architettura он резюмировал суть того, что делает здание достойным похвалы,

    Здание должно сочетать в себе и ценить баланс полезности или удобства, долговечности и красота, требования, которые станут очевидными при более внимательном рассмотрении богатого портфолио его работ. Конечно, его самый известный выполненный проект — это Вилла 9.0388 Альмерико Капра , более известный как Ла Ротонда .

    Вилла Альмерико Капра 

    Вилла Барбаро ди Мазер

    7. Начало 

    Французский Ренессанс

    Первая страна за пределами Италии, которая получила представление о стиле и мышлении эпохи Возрождения, в основном из-за ее близости и связанной с этим легкости путешествия, была Франция, особенно во время правления Франциска I (1494-1547) и его сына Генриха II (1519-1559), которые были впечатлены способностью осуществлять и укреплять политическую власть с помощью архитектурных строительных программ, которые могли способствовать развитию желаемых культурных и социальных устремлений.

    Среди художников и гуманистов, призванных ко двору Франциска I, в том числе Леонардо да Винчи (1452-1519), который провел остаток своей жизни во Франции, был Себастьяно Серлио (1475-1554), итальянский архитектор с непосредственными знаниями об архитектурной среде Браманте и Рафаэля в Риме, и чей первый современный трактат, включающий иллюстрации, Sette Libri d’architettura, оказался очень важным в распространении знаний о формах итальянского Высокого Возрождения.

    Хотя признано, что Франция отреагировала на итальянский классический стиль более прямо и основательно, чем другие европейские страны, в некоторых регионах нередко использовались классические формы только в качестве декоративных мотивов.

    Для этого слайд-шоу требуется JavaScript.

    8. Северное Возрождение

    Северная Европа, будучи далекой от влияния Итальянского Возрождения и часто опасаясь его католических ассоциаций, приняла отчетливо северный архитектурный язык, разработанный в 16 веке, на который не повлияли классические формы, основанные на античном греческом и Римские прецеденты.

    Одной сильной местной архитектурной особенностью, не имеющей никаких итальянских связей, которая развивалась в этот период в Северной Европе, был украшенный фронтон. Он широко использовался в гражданских и жилых зданиях, и, поскольку желание продемонстрировать гражданскую гордость и национальную идентичность через архитектуру было столь же распространенной практикой, как и в городах Южной Европы, крупные общественные здания, такие как городские залы и залы гильдий, в конечном итоге объединились. эти местные архитектурные особенности с своеобразным использованием классических мотивов для создания мощных и монументальных общественных зданий, чтобы произвести впечатление как на местное население, так и на иностранных гостей.

    Для этого слайд-шоу требуется JavaScript.

    9. Испанский

    Ренессанс

    В подходе Испании к стилю Возрождения , называемому Платереск , в основном преобладало включение определенных мотивов в его богатый и декоративный стиль, который сохранялся во всем готическом стиле, большую часть 16 века, особенно в отношении церковных построек.

    Королевский госпиталь, Сантьяго-де-Компостела, Испания

    Однако по мере того, как знание итальянской архитектуры и архитектурной теории становилось все более распространенным, здания строились с большим вниманием к правилам пропорции и гармонии. В результате, начиная примерно со второй половины 16 века, такие архитекторы, как Хуан де Эррера (1530-1597) строили в очень строгом и урезанном классическом стиле, который стал известен как estilo desornamentado , или строгий. стиль . de Herrera связан со знаменитой Real Sitio de San Lorenzo de El Escorial , королевская резиденция за пределами Мадрида и самое большое здание эпохи Возрождения, когда-либо построенное, хотя он руководил только последними этапами его строительства после того, как первоначальный архитектор Хуан Баутиста де Толедо (1515-1567) умер.

    Для этого слайд-шоу требуется JavaScript.

    10. Английское восприятие Ренессанса

    Англия продолжала отдавать предпочтение и развивать свой собственный готический стиль вплоть до 16 века и не проявляла особого интереса к событиям, происходящим на континенте. Когда, наконец, пришло время принять к сведению, знания о классической архитектуре передавались не из первых рук, как это было во Франции и других европейских странах, а через фильтр их восприятия по всей Европе. Сильное влияние оказали французские и фламандские черты, особенно резчики и другие мастера, которые нашли работу в Англии.

    Воллатон-холл, Ноттингем, Англия

    Лонглит-Хаус, Хорнингшем, Англия

    Особенно на востоке Англии, где были прочны связи с Нидерландами, во многих новых зданиях, особенно в домашний характер, потому что, как и в период Тюдоров, было построено мало церковной архитектуры, но было построено несколько важных якобинских домов вундеркиндов. Несмотря на то, что они во многом похожи на более ранние образцы такого рода, произошло заметное изменение в том, что их план местности теперь имел H- или U-образную форму в интересах обеспечения смелых и впечатляющих силуэтов и достижения поразительных перспектив — идеал, очень похожий на тот. востребованный архитекторами типичной итальянской виллы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *