Архитектура 18 века в россии кратко: Русская архитектура 18 века кратко и понятно – самое главное
Русская культура XVIII веке
Особенности развития культуры
Развитие российской художественной культуры XVIII века происходило на основе сочетания национальных черт и влияния направлений, популярных в это время в Европе.
Главная черта данного исторического периода, повлиявшая на культуру – рост интереса к художественным произведениям, в том числе, со стороны новой группы населения – складывающейся интеллигенции. В повседневную жизнь вошло литературное чтение, спектакли, музыкальные вечера.
Периоды художественного творчества:
- эпоха барокко – 1840-50-е гг.;
- эпоха классицизма – вторая половина XVIII века.
Литература
Середина XVIII века – переломный момент в развитии литературы. В этот период окончательно складывается жанровая система – роман, трагедия, комедия, басня, ода, повесть и др.
Главные черты и достижения периода:
- новые формы стихосложения, приближенные к канонам современной поэзии – перевод романа П.
Тальмана «Езда в остров любви» В.К. Тредиаковским стал первым полностью светским произведением;
- активное развитие жанров комедии и трагедии – А.П. Сумароков стал основоположником новой российской драматургии;
- критика крепостного права, отражение насущных социальных проблем – комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль», ода «Фелица» Г.Р. Державина;
- складывание нового направления – сентиментализма: повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», книга «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева.
Интерес к литературному творчеству становится массовым.
Театр
Театральные постановки иностранцев вытесняются первыми русскими театрами:
- создаются при учебных заведениях;
- учреждается первый профессиональный постоянно действующий театр под руководством Ф.Г. Волкова в Санкт-Петербурге;
- появляются крепостные театры – графов Шереметевых, князей Юсуповых (Популярные актрисы – П.И. Ковалева-Жемчугова, Т.В. Шлыкова-Гранатова).
Музыка
Была создана придворная опера – распространяется в небольших городах и крепостных театрах.
К концу XVIII века появляются первые русские композиторы: оперы Д.С. Бортнянского «Празднество сеньора», В.А. Пашкевича «Скупой», Е.И. Фомина «Ямщики на подставе».
Архитектура
Развивается в трех основных направлениях – барокко, рококо, классицизм.
Главные черты барокко – пышность, совмещение реальности и иллюзий, контрастность: В. Растрелли – Зимний дворец, Смольный собор, Д. Трезини – Петропавловская крепость, Летний дворец Петра I, М. Земцов – Аничков дворец, Кунсткамера.
Рококо сочетает традиции барокко и классицизма, его черты – утонченность, галантность: А. Ринальди – Китайский дворец в Ораниенбауме (пригород Санкт-Петербурга).
Русский классицизм отличается простотой, строгостью, рациональностью: дом Пашкова, здание Сената в Кремле, Царицынский комплекс, созданные по проектам М. Казакова.
Живопись
Переживает расцвет. Художники работают в различных жанрах: натюрморт, монументально-декоративной живописи, а особенно популярны:
портрет: А.П. Антропов – портреты императора Петра III, А.М. Измайловой; И.П. Аргунов – представителей семьи Шереметевых, архитектора Ветошкина; Ф.С. Рокотов – Екатерины II, Павла I; В.Л. Боровиковский – М.И. Лопухиной;
пейзаж: С.Ф. Щедрин «Веранда, обвитая виноградом», «Старый Рим», Ф. Алексеев «Красная площадь в Москве», «Панорамный вид Царицыно»;
историческая живопись: А.П. Лосенко «Владимир перед Рогнедой», Г.И. Угрюмов «Взятие Казани»;
сцены из жизни народа: М. Шибанов «Крестьянский обед», «Свадебный сговор».
Скульптура
Подобно живописи, активно развивается и совершенствуется.
- Ф.И. Шубин: работы отличаются реалистичностью и психологизмом – скульптурные портреты А.М. Голицына, М.В. Ломоносова, статуя «Екатерина-законодательница»;
- Э.М. Фальконе: конная статуя Петра I – одно из первых монументов, созданных в память о выдающихся государственных деятелях.
Достижения периода
XVIII век – время расцвета русской национальной культуры. Она распространяется среди разных слоев населения. В этот период впервые в Российской Империи появляется культурный центр – Эрмитаж. Начинается формирование коллекции художественных ценностей, картин, книг. Появляются выдающиеся деятели искусства – писатели, художники, режиссеры, композиторы, скульпторы, актеры. Интересно, что искусство успешно уживалось с крепостным правом – об этом свидетельствует открытие крепостных театров.
Использованная литература:
- История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 240 с.
- История России XVIII–XIX веков / Л. В. Милов, Н. И. Цимбаев; под ред. Л. В. Милова. – М.: Эксмо, 2006. – 784 с.
- Справочник школьника, 5-11 классы / Под. общ. ред. О.Л. Соболевой. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2003. – 768 с.
Архитектура России 18 век
В 1760-х годах архитектура России переживала перелом — на смену барокко, которое достигло своего апогея, приходил новый архитектурный стиль, названный впоследствии классицизмом. Сначала в Петербурге, затем в Москве, а потом и по всей империи происходило изменение архитектурных принципов и форм.
От Барокко к Классицизму
Утверждению эстетики классицизма в Западной Европе немало способствовал немецкий историк античного искусства И. Винкельман — автор книги «История искусства древности» (1764), явившейся для того времени своеобразным откровением. С середины XVIII века в Россию стали проникать прекрасно изданные и хорошо иллюстрированные альбомы и книги. Среди них следует отметить «Собрание антиков» А. Кайлю, монографию Д. Леруа «Руины прекраснейших памятников Греции» и другие, раскрывавшие достоинства древних построек и произведений искусства. Античное наследие стало ближе России еще и потому, что оно воспринималось преломленным сквозь призму итальянского Возрождения, особенно произведений А. Палладио и Д. Виньолы, а также французского классицизма.
В 1752 году в Россию приехал итальянский архитектор Антонио Ринальди. Хотя он еще не совсем освободился от эстетики барокко, все же его участие в строительстве Петербурга внесло в архитектуру города новую тональность сдержанно-декоративных форм, не похожих на формы, обычно преобладавшие в произведениях Бартоломео Растрелли.
Приезд в Россию французского архитектора Ж. Б. Валлен-Деламота с группой художников в 1759 году, а также пребывание во Франции и Италии воспитанников Петербургской академии художеств, в частности В. И. Баженова, а затем И.Е. Старова, способствовали распространению в России идей классицизма. Наконец, в 1764 году Россию покидает главный идеолог русского барокко и придворный архитектор Бартоломео Растрелли.
Конечно, отход от барокко не был одномоментным явлением. Переходный период занял некоторое время. Причем если в Петербурге этот период оказался сравнительно коротким, то по мере удаления от столицы он все более удлинялся, растягиваясь иногда на десятилетия. В переходный период в стране появилось множество зданий, которые занимали промежуточное положение между стилистикой классицистических и барочных памятников, в разной степени тяготея к одной или другой архитектурной форме.
В первой половине XIX века в России возрос интерес к древней русской архитектуре. Одно за другим образуются Императорское русское археологическое общество (1846), Императорская археологическая комиссия (1859) и Московское археологическое общество (1864), которые занимаются вопросами изучения, сохранения и реставрации памятников архитектуры.
В храмовой архитектуре того времени начинает господствовать псевдорусский стиль, соединявший в себе черты византийской и классической архитектуры с обращением к русским традициям строительной культуры. Многие старинные храмы допетровской эпохи подверглись значительным перестройкам для приведения их архитектуры в соответствие с современными вкусами и модой.
Архитектура России.
Архитектура Москвы XVIII века
(Иверские ворота, XVIII век, картина Васнецова)
После окончания эпохи Петра Великого, во время которой силы всех лучших Русских архитекторов были брошены на возведение новой столицы, Петербург, снова взялись за перестройку и строительство Москвы.
В число самых выдающихся архитекторов середины XVIII века , входили М. Казаков и В. Баженов. В 1799 году, В. Баженов оканчивает гимназию, которая находилась при Московском университете, затем продолжает учебу в новой, только что организованной академии художеств в Петербурге. После окончания обучения, Баженов отправляется в Италию и Францию, а по возвращении, он получает звание академика.
(Кремлевский дворец в белых стенах Кремля)
Не обращая внимания на то, что его архитектурная карьера в столице, складывалась наилучшим образом, Баженов по приглашению Екатерины II возвращается в Москву, где приступает к воплощению в жизнь грандиозных планов императрицы, и в первую очередь, это возведение Кремлевского Дворца. Но как выяснилось, патриархальная Москва еще не была готова к слишком смелым решениям архитектора, и его проект с треском провалился.
(Белый Кремль)
По приказу императрицы следовало снести наиболее обветшалые здания кремля, разобрать некоторые участки стен с южной стороны, а вокруг оставшихся древних строений, в том числе и колокольни «Иван Великий», построить грандиозный дворец в стиле классицизма. Следуя замыслам архитектора, на территории кремля было возведено множество зданий, в число которых входил театр, различные коллегии, арсенал, а так же народная площадь.
Все это было проделано с единственной целью, превратить средневековую крепость, в тесно связанный со столицей большой общественный комплекс. Баженов представил Екатерине не только чертежи будущего дворца, но и изготовил его деревянный макет. Но не смотря на то, что императрица одобрила проект архитектора, и даже провели торжественную церемонию по закладке первого камня, воплотить его в жизнь было не суждено. В начале 1775 года, Екатерина II, дает Баженову новое задание по строительству для нее, не далеко от Москвы, резиденции на территории имения «Черная грязь», впоследствии получившего название Царицыно.
(Дворец в Царицино)
По желанию императрицы, этот комплекс был построен в псевдоготическом стиле. Уже к концу 1785 года были построены каменные мосты, Большой дворец, Оперный и Хлебный дома, а так же множество других сооружений, большинство из которых сохранились и по сегодняшний день. Комплекс Царицыно, отличался от строительных ансамблей того времени, формами архитектуры, выполненными в готическом стиле. В первую очередь он выделялся сложной конструкцией оконных проемов, стрельчатыми арками и похожими необычными элементами.
Так же здесь можно встретить и исконно русские элементы средневековой архитектуры, например «Ласточкин хвост», напоминающий окончания стен современного Кремля. Стены выполненные из красного кирпича, прекрасно сочетаются с белыми декоративными элементами, такое сочетание присуще архитектуре конца XVII века. Что касается планировки, она специально была выполнена максимально сложной. Снаружи дворец выглядел настолько мрачным, что когда императрица его увидела, она воскликнула что это больше похоже на тюрьму, а не на резиденцию царицы.
(Московский Кремль XVIII века)
Жить в ней она отказалась. В дальнейшем, по приказу императрицы большинство построек, в число которых входил и дворец, были снесены. Строительство нового дворца, в готическом стиле, было поручено известному в то время русскому архитектору М. Казакову. Его строительство он завершил к концу 1793 года.
Архитектура эпохи Российской империи XVIII—начала XIX вв.
С первых лет XVIII в. начинается новая эпоха в истории России и ее культуры. Это время связано с образованием абсолютистской монархии и развитием дворянского крепостнического государства. Преобразования Петра I превращают московское государство в Российскую империю. Отставание экономического развития России по сравнению со странами Запада тормозило развитие социальной и культурной сфер. В результате Северной войны Россия закрепилась на берегу Балтийского моря и стала налаживать контакты с западными странами. В этот период преобладающим становится гражданское строительство, строятся промышленные и портовые сооружения, правительственные и общественные здания, городские дворцы и загородные резиденции, уменьшается объем культового строительства. В становлении и развитии русской архитектуры XVIII в.
Архитектура этого периода делится на два этапа. Первый этап характеризуется становлением и расцветом русского барокко (первая половина и середина XVIII в.), второй этап — время развития классицизма (последняя треть XVII в. — первая треть XIX в.).
Строительство Петербурга велось на основе новых планировочных требований как новой столицы, являющейся важнейшей морской крепостью и одновременно торговым портом. Датой основания Петербурга является день закладки Петропавловской крепости (1703 г.) Она была построена на острове перед разветвлением Невы на два рукава и имела в плане форму вытянутого шестиугольника с бастионами по углам. Под прикрытием крепости был устроен торговый порт. В 1704 г., на левом материковом берегу Невы, была заложена судостроительная верфь, Адмиралтейство с дополнительными крепостными сооружениями. Первоначальные строения Адмиралтейства представляли собой мазанковые сараи.
К середине XVIII в. сдержанность архитектурных форм, характерная для каменных сооружений Петровского времени, сменилась стремлением к пышности и богатству. Архитектура этого периода определяется как «русское барокко», поскольку в формах и приемах заметно влияние западноевропейского барокко. Наиболее известными архитекторами этого стиля были В.В. Растрелли, сын известного итальянского скульптора, работавшего при дворе Петра I, Д.В. Ухтомский, С.И. Чева- кинский. В соответствии с новыми вкусами и нормами придворной жизни прежняя сдержанность и плоскостная трактовка объемов зданий уступают место пластическому богатству и декоративной насыщенности фасадов и интерьеров. Характерными признаками барокко являются многочисленные уступы и раскреповки стен, декоративно трактованы ордера с раскрепованными антаблементами, разорванные фронтоны, по- разному сгруппированные колонны и пилястры, пышные наличники окон, вазы, скульптуры и другие декоративные украшения.
В 1752—1757 гг. Растрелли перестроил и расширил Большой дворец в Царском селе. Перед Растрелли была поставлена задача создать загородную резиденцию, где грандиозность архитектуры сочеталась бы с великолепием наружного и внутреннего убранства.
Растрелли изменил композицию Квасова-Чевакинского, в отличие от прежнего дворца с центральным входом и планировкой здания симметричной к его поперечной оси, он ориентировал всю композицию дворца по длинной, продольной оси, ставшей теперь главной осью, по которой расположилась анфилада парадных помещений дворца. Царскосельский дворец отличался великолепием пластической и декоративной обработки. К дворцу примыкали регулярные сады.
В Зимнем дворце (1754—1764 гг.) перед зодчим стояла другая задача: построить дворец, который по своему значению должен был господствовать в ансамбле столичного города. Растрелли запроектировал дворец в форме огромного прямоугольного замкнутого блока с внутренним парадным двором.
Здание Зимнего дворца оказало влияние на формирование центрального ансамбля столицы: гигантский по протяженности главный фасад дворца предопределил размеры Дворцовой площади, которая со временем была превращена в важнейший архитектурный ансамбль Петербурга.
Стиль барокко, характерный для периода дворянской империи при первых преемниках Петра I, не соответствовал экономическим возможностям мелкопоместного дворянства и купечества. В русской архитектуре 1760-х гг. начался переход к более строгим и регулярным классическим приемам. Идеи «гражданственности» и «просветительства», характерные для западного классицизма, распространились в различных слоях русского общества и в культуре России второй половины XVIII в. Основой метода классицизма стало обращение к античным принципам и приемам.
В 1828—1832 гг. Росси создал ансамбль здания Александринского театра и улицы зодчего Росси.
В Москве велись большие строительные работы под руководством О.И. Бове. Строились многочисленные жилые дома по специально разработанным проектам и общественные здания, в их числе Большой театр, сооруженный в 1821-1824 гг. по проекту А. Михайлова и О. Бове и перестроенный в 1853 г. после пожара.
В Москве работали также зодчие Д.И. Жилярди и А.Г. Григорьев, построившие ряд городских домов-усадеб.
Дом-усадьба Найденовых (1829—1831 гг., арх. Д.И. Жилярди) — характерный пример подчинения композиции свободно спланированной городской усадьбы градостроительным требованиям: расположения главного фасада с высоко поднятым портиком ионического ордера на Красной линии Садового кольца.
Во многих провинциальных городах России также последовательно вводились принципы регулярной планировки и застройки, которые часто сочетались с традиционно живописными приемами композиции. С особым вниманием относились к формированию центров города, в которых сложились замечательные ансамбли: Тверь, Ярославль, Кострома и др.
этапы, основные тенденции и достижения
Категория: Билеты по Отечественной Истории на государственный экзамен.
Поможем написать любую работу на похожую тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимостьВосемнадцатый век в области культуры и быта России — век глубоких социальных контрастов, подъема просвещения и науки. Все низкий и высокий штиль сосуществовали в одно и то же время, отражая разный уровень культуры эксплуатируемых и господствующих классов.
Просвещение, наука, техника.
Строительство каналов, мостов, мануфактур, развитие военной техники, кораблестроения послужило сильным толчком к распространению светского образования и научных знаний. Увеличилась потребность в грамотных людях и подготовленных специалистах.
Создаётся новый гражданский алфавит, который сменяет старый, церковнославянский. На нём печатаются все учебные, научные, художественные произведения.
Школы петровского времени носили светский характер. Для подготовки горных мастеров были открыты горные школы при Олонецких и Уральских заводах, цифирные и гарнизонные школы. Военных специалистов готовили профессиональные школы — Навигацкая, Артиллерийская, Инженерная, Морская, Медицинская. В гимназии Глюка готовились будущие дипломаты.
В 1735 г. в числе лучших учеников Славяно-греко-латинской академии М. В. Ломоносов был послан в Петербург в университет при Академии наук, а затем отправлен в Германию для изучения физики, химии. Огромное трудолюбие, удивительные способности помогли ему преодолеть все трудности, овладеть знаниями и стать выдающимся русским учёным ХVIII в. Он был физиком и химиком, геологом и металлургом, историком и поэтом. Труды М.В. Ломоносова сыграли огромную роль в становлении русского литературного языка, обогащённого многими научными терминами и понятиями. «Российская грамматика» М.В. Ломоносова явилась первой научной грамматикой русского языка. Он смело выступил против взглядов «норманистов» о решающей роль иностранцев в создании русской государственности и о будто бы «диком» состоянии древних славян.
XVIII век был знаменателен для России заметными переменами и значительными достижениями в области искусства. Изменились его жанровая структура, содержание, характер, средства художественного выражения. И в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусство выходило на общеевропейские пути развития. Продолжался процесс «обмирщания» русской культуры. В становлении и развитии светской культуры общеевропейского типа полагались на приглашённых мастеров и на обучаемых заграницей русских людей. Именно на этом этапе русское искусство вступило в более тесное соприкосновение со стилевыми тенденциями, выработанными в западноевропейском искусстве нового времени, однако долго сказывались традиционные представления, законы средневекового творчества в форме монументально-декоративных росписей и иконописи.
Идея основания в России своей школы разных художеств появилась еще при Петре I, В 1757 г., в Петербурге состоялось открытие Академии трех знатных художеств. Преподавание в Академии вели и иностранные учителя: скульптор Н. Жилле, живописцы С. Торелли, Ф. Фонтебассо и др., которым многим обязана русская культура. В 1764 г. Академия трех знатных художеств была преобразована в Российскую императорскую Академию художеств. В ее среде выросло новое поколение художников, прославивших впоследствии Россию на весь мир, это были и архитекторы И. Старов, В.Баженов, скульпторы Ф. Шубин, Ф. Гордеев, художники А. Лосенко, Д. Левицкий и др.
Нарастает и динамика стилевого развития русской архитектуры XVIII века. Освоение западноевропейских стилей неизбежно протекает ускоренными темпами, причем уже на начальной стадии развития, в петровскую эпоху, существуют зачатки всех стилевых линий, через которые предстояло пройти русской архитектуре на протяжение века. Сущность переходного времени выражалась состоянием многостилья, когда русское искусство, совмещало в себе черты барокко, классицизма и рококо. Углубление разделения труда, формирование всероссийского рынка рост промышленности и торговли привели к тому, что в феодальной по укладу еще стане растут и крепнут элементы новой, капиталистической формации, усиливается значение городов в жизни страны в целом.
Эпицентром передовых веяний в архитектуре и градостроительстве стала российская столица Санкт-Петербург, задуманная, как образец новой культуры. Будущая столица возводилась на пустом месте, что во многом облегчало внедрение приемов регулярной планировки и застройки. Технической новинкой Петербурга явились необычайно высокие шпили, венчающие важнейшие городские здания, что было широко распространено в северно-европейских странах. Выдающимся сооружением такого типа был шпиль Петропавловского собора, высота которого достигала 45 м. В этот период в Петербурге было налажено производство как обычного кирпича, так и особого, влагоустойчивого, по голландской рецептуре. Город был создан в рекордные сроки- временный деревянный Петербург быстро сменился каменным. В Петербурге впервые был разработан регулярный план застройки города и ставший градообразующий его основой.
Неоценимую роль в этом сыграли великие русские и иностранные архитекторы. Одним из известнейших представителей западной архитектурной школы, работавший в России был Растрелли Франческо Бартоломео (1700-1771 г.),сын итальянского скульптора К.Ф. Растрелли, служившего при дворе французского короля Людовика XIV, в наивысшей степени его талант проявился в создании таких шедевров как Зимний дворец (1754-1762 г. ) в столице, Большой дворец в Царском Селе и Петергофе (Петродворце) ,и многом многом другом. Все они ярко характеризуют стиль барокко середины XVIII в. и эволюцию творчества замечательного зодчего. Еще одним ярким иностранным представителем работавшим в России был Антонио Ринальди (1710-1794 г.). В своих ранних постройках он еще находился под влиянием «стареющего и уходящего» барокко, однако в полной мере можно сказать что Ринадьди представитель раннего классицизма. К его творениям относятся: Китайский дворец (1762-1768 г.) построенный для великой княгини Екатерины Алексеевны в Ораниенбауме, Мраморный дворец в Петербурге (1768-1785 г.). Известным русским представителем эпохи раннего классицизма в архитектуре был ученик архитектора Коробова – Кокоринов А.Ф. (1726-1722 г.). К известным его произведениям, где с наибольшей отчетливостью проявился стиль классицизма принято относить здание Академии художеств в Петербурге, выстроенного на Невской набережной Васильевского острова (1764-1788 г.
).
Заметную стилевую перемену в развитии русской пластики принесла новая эстетика классицизма эпохи Просвещения. Важную роль в освоении классической скульптуры в России сыграл приглашенный на русскую службу французский скульптор Н.Жилле, долгое время возглавлявший скульптурный класс Академии. Художником одного творения можно назвать французского скульптора Э.М Фальконе (1716-1791 гг.). Созданная в России им всего одна работа «Медный всадник» принесла ему славу великого мастера.
Во второй половине XVIII столетия вместе с другими видами искусства в России, живопись переживает серьезные изменения. На первый план выдвигается светское искусство. Первоначально светская живопись утверждается в Петербурге и Москве, но уже со второй половины XVIII века получает значительное распространение в других городах и усадьбах. Традиционное ответвление живописи – иконопись по-прежнему широко бытует во всех слоях общества. Русская живопись развивалась на протяжении всего XVIII века в тесном контакте с искусством западноевропейских школ, приобщаясь к всеобщему достоянию – произведениям искусства эпохи Ренессанса и барокко, а также широко используя опыт соседних государств. В этот период в России творили величайшие мастера своего дела – представители отечественной художественной школы и иностранные живописцы. Наиболее интересным явлением в искусстве петровской эпохи стал портрет. У истоков портретной живописи нового времени стоит И.Н.Никитин (ок. 1680 – 1742) . И.Н.Никитин ярко воплощает силу человеческих возможностей, открытых петровской эпохой. Крупнейший реформатор русской живописи, он разделяет с ним триумфы, а под конец – трагические невзгоды. Творчество Ф.С.Рокотова, Д.Г. Левицкого составляет одну из самых обаятельных и труднообъяснимых страниц нашей культуры. В.Л.Боровиковский (1757-1825 гг.) как бы замыкает плеяду крупнейших русских портретистов XVIII века. Художник портретирует целые семейные «кланы» — Лопухиных, Толстых, Арсеньевых, Гагариных, Безбородко, распространявших его известность по родственным каналам. К этому периоду его жизни относятся портреты Екатерины-II, ее многочисленных внуков, министра финансов А.И.Васильева и его жены.
Преобладающее место в творчестве Боровиковского занимают камерные портреты. Так же Боровиковский – автор ряда двойных и семейных групповых портретов, которые появляются уже после 1800-х гг. Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что на протяжении всего XVIII века русское искусство живописи прошло большой путь становления по законам нового времени. Потребности эпохи получили отражение в преимущественном развитии светской живописи – портрета, пейзажа, исторического и бытового жанров.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
«Культура России в 18 веке» | План-конспект урока по истории на тему:
Тема урока: Культура России в XVIII веке
Цель: познакомить учащихся с особенностями развития культуры России в XVIII веке.
Задачи
Образовательная: представить школьникам основные направления, которые наблюдались в культурной жизни России в веке, охарактеризовать их связь с западной культурой;
Развивающая: сформировать умение выстраивать причинно-следственные связи, анализировать и обобщать материал, продолжить формирование умений работать с текстом учебника, таблицами;
Воспитательная: на примерах художественных достижений пробуждать у учащихся чувство гордости и любви к Родине, интереса к ее богатейшей культуре.
Тип урока: комбинированный
Основные вопросы урока:
1. Образование и книгоиздание
2. Общественная мысль
3. Литература
5. Театр
6. Живопись
7. Архитектура
8. Скульптура
Основные понятия урока: светское образование, классицизм, барокко, сентиментализм.
Методическое обеспечение урока: Учебник «История России» А. А. Левандовский §10, мультимедиа проектор с презентацией «Культура России в XVIII веке».
Ход урока:
I. Приветствие
II. Проверка домашнего задания: § 9 Правление Павла I.
III. Изучение нового материала
Тема сегодняшнего урока – «Культура России XVIII в» и мы с вами отправляемся на экскурсию в «золотой век русского дворянства», «век дворцовых переворотов».
В первые десятилетия после Петра I в сфере культуры шло восприятие и усвоение тех разнообразных явлений, которые потоком хлынули в Россию в период преобразований. Во втор. пол. XVIII века страна обрела новую, яркую и своеобразную культуру.
- Образование и книгоиздание. Одной из самых главных проблем, вставших перед Россией, было создание образовательной системы. Петру I этого не удалось. Его преемники на школы низших слоев населения вообще махнули рукой. Образование приняло подчеркнуто сословный характер. Начало этому положила Анна Иоанновна, утвердив Сухопутный шляхЕтский корпус. Привелегией дворян являлось и первое светское учебное заведение для девиц – Воспитательное общество благородных девиц при Воскресном Смольном монастыре.
Подобное положение дел в сфере образования было губительно для страны. В связи с неграммотностью тормозилось культурное развитие и все сферы жизни. Важнейшим шагом в совершенствовании системы образования стало основание в 1755 Московского университета. Созданный по инициативе и проекту М.В.Ломоносова. Первоначально в университете было 3 факультета: философский, юридический и медицинский. Обучение было бесплатным и продолжалось 7 лет.
В 1786 г был утвержден Устав народных училищ. В уездных городах открывались малые училища (двухклассные), дававшие необходимый минимум образования: учили чтению, письму, арифметике и граммматике, изучали Священное писание. В губернских городах открывались главные училища, приближенныее к средней школе. В училищах вводились единные учебные планы – классно-урочная система.
Не осталась без внимания и книжная культура. В допетровские времена книга была в значительной степени предметом роскощи, при Петре I она стала, прежде всего, учебным пособием. Теперь же она воспринимается как источник знаний и удовольствия, обращение к которому в дворянском обществе становится общепринятым.
Большую роль в этом процессе создал Н.И. НовикОв. В 1779 году он возглавил типографию Московского университета и в течение 10 лет с размахом продолжал издательское дело. Значение для книгопечатания имел и указ Екатерины II 1783 г «О вольных типографиях» позволявший открывать их всем желающим.
Обо всем это можно говорить лишь то, что в делах народного просвешения намечались успехи, хотя они были ничтожно малы. Два человека из тысячи были грамотными. Процент, мягко говоря, не европейский. В Европе тоже далеко не все еще были грамотными, но такого чудовищного уровня неграмотности не было нигде.
- Общественная мысль. На общественную мысль влияние оказывала идеология «просвещенного абсолютизма». Государственная власть как единственная реальная сила, действующая на общую пользу. Польза понимается как достижение благополучия всего населения.
Сам глава государства это уже не как воин и добытчик, как при Петре I, а «мудрец на троне». Многие представители образованного общества выражали готовность к сотрудничеству с верховной властью в осуществлении их целей. Однако, когда дело доходило до решения проблем, выяснялось что между взглядами сторонами существуют принципиальные различия.
Итак, рассмотрим подробнее историческую фигуру – Н.И. НовикОва. Он очень резко и откровенно выражал в своих журналах российскую действительнность, далекую от идеалов.
А.Н. Радищев в своем сочинении впервые определил крепостное право как страшное и безусловное зло. Реакция Екатерины II на идейных противников была жестокой, оба попали в тюрьму. И то, что уже обсуждались какие-то вопросы, – вопросы законодательства, вопросы крепостного права – говорит о развитии русской общественной мысли.
- Литература. Основным направлением в литературе XVIII века стал классицизм. Русский классицизм придавал особое значение «высоким» жанрам: Эпической поэме, Трагедии, Торжественной оде.
Сюжет произведений строился по строгим правилам. Писателями того времени являлись В.К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, А.П. Сумароков, создатель русской бытовой комедии Д.И. Фонвизин. Выдающийся поэт Г.Р. Державин смело нарушал границы жанров, язык его стихов приближался к разговорной речи.
С 70-ых годов XVIII века возникает новое направление — сентиментализм. С ним появляются новые жанры: Путешествие, Чувствительная повесть. Самый яркий писатель этого напрвления Н.М. Карамзин.
Новым явлением в литературе стало то, что писать стремились все – от императрицы до купцов и простолюдинов. Это говорило о том, что интерес к литературе становился массовым. Фонвизин, Державин, Ломоносов, все эти люди создали базу для того, чтобы уже в следующую эпоху, в первой половине XIX века наступил золотой век русской литературы.
- Театр. Развиваются не только скульптура, архитектура и живопись – в этот период появляется первый крупный русский театр. В Ярославле его создал Федор Волков.
В XVIII в. возникали любительские театры в школах, училищах. Вельможи заводили свои театры, набирали в труппы одарённых крепостных. Так возник крепостной театр. Особенно славилась труппа графов Шереметьевых.
Театр стал одним из очагов национальной культуры. В 1756 г. возник профессиональный театр. Первым актёром стал Ф.Г. Волков. Он дал жизнь русскому национальному театру. Для Волкова театр не был забавой, приятным времяпрепровождением. С подмостков сцены он призывал зрителей к добру и человечности. Русский театр XVIII в. вошёл в историю, как театр трагический, театр гражданских чувств и патриотических идей.
- Живопись. Передовые художники этого времени начинают искать новые пути для создания глубокого достоверного образа человека. Художнику надо было показать решительных и деятельных людей своего времени, сильных характером и духом. XVIII век оказался необыкновенно богат талантливыми художниками. Картины отличались разнообразием жанров: от традиционных портретов и исторической живописи до театральных декораций, пейзажей, натюрмортов, сцен из народной жизни.
Портретная живопись. Представитель А. П. Антропов, который избегал изображать на портретах поверхностное изящество. Его образы конкретны, реалистичны и вместе с тем психологичны. Коронационный портрет Петра III 1762 год: император изображен как бы «вбежавшим» в пышные покои, неуверенность, душевная дисгармония на фоне роскошного интерьера – вот что прозорливо увидел Антропов.
Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский, Ф.С. Рокотов – художники портретного жанра.
Основоположник русской исторической живописи А.П. Лосенко. Рогнеда – полоцкая княжна, жена Владимира Святославича.
- Архитектура. Все началось со строительства Петербурга. В первые десятилетия после Петра I в этой сфере господствовал стиль барокко, для которого характерны торжественность, пышность, изобилие декоративных деталей.
Самым значительным архитектором, творившим в этом стиле, был Б.Ф. Растрелли. Зимний дворец – нарядность и великолепие зданию придают скульптуры и вазы, установленные над карнизом раставленные по всему периметру здания. Специфика стиля: колонны, пилястры (вертикальный выступ стены), контрастное решение белые колонны на фоне голубого поля и золотого декора. Один из переводов «Барокко» – жемчужина неправильной формы. Вот эта асимметрия, эта неправильность и, обратите внимание: то, чего в Европе не было, – русское многоцветие: и золото, и бирюза, и белый, и красный цвет, и другие цвета – все это русское барокко, которое себя проявило и в скульптуре, и в живописи, но больше всего, конечно же, в архитектуре.
Во второй половине XVIII в барокко сменяется классицизмом: произведениями разумной, естественной простоты и внутренней гармонии строгая пропорциональность, симметрия, вписанность в окружающую среду – характерными для классических античных образцов. В этом духе работали М.Ф. Казаков, В.И. Баженов, И.Е. Старов.
- Скульптура. В петровское время скульптура носила, в основном, прикладной орнаментальный характер. Позднее скульптурное творчество испытало влияние классицизма.
В 1782 г. В Петербурге был открыт знаменитый Памятник Петру I (автор Э-М. Фальконе), названный Пушкиным «Медный всадник». И в то время и сейчас памятник производит сильное впечатление. Пётр, властным уверенным жестом, останавливает поднявшегося на дыбы коня. Впечатление усиливает решение постамента. Он напоминает очертание огромной волны, которая подняла на вершины своего всадника. Согласно правилам классицизма скульптор одевает Петра в «героическую» одежду, голову венчает вместо короны лавровым венком. С левой стороны фигура Петра кажется спокойной и уравновешенной, если подойти к памятнику спереди начинает казаться, что конь мчится прямо на зрителя. Жест руки угрожающий, утверждающий. Знаменитый монумент стал эмблемой Петербурга.
Скульптор – реалист Фёдор Иванович Шубин, земляк Ломоносова, тоже, как и он, пришедший пешком в столицу, но не в Москву, а в Петербург, попал в Академию художеств по прошению Ломоносова. Учился также за границей. По возвращении в Петербург он приобрёл славу лучшего скульптора. Им созданы бюсты Екатерины II, Павла I, Ломоносова, вельмож, полководцев Румянцева, Суворова, Потёмкина. Но реализм Шубина не мог быть по праву оценён его вельможными заказчиками. В период зрелости таланта Шубина происходило становление русского классицизма, героизм этого стиля остался чужд Фёдору Ивановичу. Он не мог отказаться от реализма в своём творчестве. Вскоре его забыли. Последний период жизни этого скульптора был очень тяжёл. Он умер в бедности.
IV. Обобщение материала.
События XVIII века нашли отражения в развитии культуры. Политика монархов Петра I, Екатерины II обусловила проникновение европейского свободомыслия в Россию.
В этот период было создано множество потрясающих, красивых памятников, которыми мы гордимся до сих пор, на которые мы с удовольствием смотрим, которые, конечно, принесли России славу. За короткие сроки Россия становится не только великой военной державой, но и одним из крупнейших культурных государств Европы.
V. Домашнее задание.
§ 10 «Культура России в XVIII в.» пересказ. Ответить на вопросы в конце параграфа. Работа с документами.
Скульптура 18 века в России
С приходом 18 века, Россия стала резко меняться. Реформы императора Петра затронули все сферы жизни, в том числе и искусство. Строительство новой столицы, парков, усадеб потребовало новых умений от строителей и архитекторов. Все перемены происходили на пике популярности стиля Барокко в Европе. Традиции русской скульптуры, до сих пор ориентированные на церковь, оказались невостребованными в новых условиях. Поэтому главные шедевры России первой половины 18 века созданы иностранцами. Из русских художников можно назвать лишь Ивана Зарудного, который создал алтарь Петропавловского собора в Петербурге. Однако, вклад его более ощутим в архитектуре, нежели скульптуре.
Неоспоримое первенство в русском пластическом искусстве первой половины 18 века принадлежит Карло Растрелли. Среди его работ особенно можно выделить скульптурный портрет Петра Первого.
![](/800/600/https/s1.slide-share.ru/s_slide/e456d81b944d2d049f554fa07fbd46df/2b63823a-b4d5-4412-87ba-f0ae042b203a.jpeg)
Парадный памятник Петру, установленный возле Михайловского замка в Петербурге создан в соответствии с европейскими традициями монарших конных статуй. Величественная посадка, стилизованная одежда, античные сандалии — все в этой работе призвано подчеркнуть божественное происхождение власти правителя, его связь в древней историей державы. Перед зрителем изображение не обычного живого человека, но правителя, идеального, властного и справедливого.
Несомненной удачей автора можно назвать мраморный скульптурный портрет Александра Меньшикова. Государственный деятель и верный сподвижник императора несколько идеализирован. Но Растрелли удалось намекнуть на любовь к роскоши своего героя. Стоит только обратить внимание на обилие наград и тщательно выполненный парик героя.
![](/800/600/https/mypresentation.ru/documents/748c7abaf6ff81429401dd7a44038a3d/img24.jpg)
Скульптурная композиция «Анна Иоанновна с арапчонком», украшающая один из залов Русского музея, пример великолепной барочной скульптуры, пышной и эмоциональной.
Вторая половина 18 века вносит некоторые коррективы в эстетические представления, появляются русские имена среди известных художников. Императорская академия художеств к этому времени выпускает таких известных мастеров как Шубин, Щедрин, Гордеев, Мартос, Козловский. Однако, иностранцы продолжают преобладать.
Скульптурные портреты Шубина отличаются реализмом, темпераментом и особой пластичностью. Портреты Голицына, Ломоносова, Орлова, Павла Первого — шедевры не только русской, но и мировой скульптуры.
Конец 18 века принес с собой новый стиль в искусстве — классицизм. В новой эстетике творили скульпторы Козловский (Поликрат, Яков Долгорукий, Волхов и Нева и др.), Щедрин (Венера, Диана), а также Прокофьев (Морфей, Актеон Преследуемый). Новая эстетика требовала от художников прославление разума и гражданских добродетелей. Эмоциональность и декоративность Барокко более востребованы не были.
Архитектура России XVIII века реферат по жилью
учреждается Канцелярия, ведавшая всеми строительными делами. При ней
создается школа для начального изучения. Рассчитывалось, что
более глубокие познания ученики этой школы должны быть получить в
архитектурных командх в процессе практического сотрудничества
опытных архитекторов. Однако школа и команды не могли обеспечить
расширяющееся столичное строительство. Петр I приглашает опытных
архитекторов из западных стран, что обеспечивает почти сразу же вовлекать
их в строительство города.А также отбирают талантливых молодых людей
и командируют их для обучения в западноевропейские страны
инженерным и архитектурным искусствам.
В новую столицу в 1710 году были приглашены: итальянцы Н.Микетти,
Г.Киавери, К.Б.Растрелли, француз Ж.Б.Леблон, немцы Г.Маторнови,
И.Шендель, А.Шлютер, голландец Г.Ван Болес. Они должны были не
только строить, но и подготавливать русских архитекторов из учеников,
работавших с ними. Из Москвы приехали итальянцы — М.Фонтана и
инженер-фортификатор и архитектор Доменико Трезини.В Москве
успешно работали одаренные русские архитекторы И.П.Зарудный,
Д.В.Аксамитов, П.Потапов, М.И.Чочлаков, Я.Г.Бухвостов, Г.Устинов и
другие. В то же время искусство архитектуры постигали посланные за архитектуру
границу, ставшие крупными зодчими: Иван Коробов,
Мордвинов и Иван Мичурин, Петр Еропкин, Тимофей Усов и другие.
Таким образом, в новой столице работали зодчие разных национальных
школ, но творили они иначе, чем у себя на родине, подчиняясь вкусам и
требованиям заказчиков, а так же приспосабливаясь к специфическим специфическим условиям
условиям строящегося города.В результате их деятельности архитектура
Петербурга той поры стала своеобразным сплавом исконно русских
художественных традиций и формальных элементов, привнесенных из
западноевропейских стран. Русские, итальянские, голландские, немецкие
и французские архитекторы возводили в русской столице хоромы, дворцы,
храмы и государственные здания, архитектура которых имеет общие
художественные черты, определяющие архитектурный стиль, обычно
называемый русским барокко XVIII века или Петровским барокко.
Все многообразие творческих взглядов различных
архитекторов на двух смягченном под основных основных
факторов: во-первых, воздействием русских многовековых традиций,
носителями и проводниками которых были исполнители архитектурных
замыслов — плотники, каменщики, штукатуры, лепщики и
прочие строительные мастера. Во-второй ролью заказчиков.
всего самого Петра I, который внимательно и требовательно
рассматривал все проектные предложения архитекторов, отвергая те,
которые не соответствовали с его точки зрения, облику столицы, или внося
существенные а иногда и решающие изменения.За счет он сам указывал
где, что и как строить, делаясь зодчим. По его инициативе разработывались
генеральные планы Петербурга. Художественная общность петербургских
Русская культура XVIII века
Особенности развития культуры
Развитие российской художественной культуры XVIII века происходило на основе сочетания национальных черт и влияния на популярные в это время в Европе.
Главная черта данного исторического периода, повлиявшая на культуру — рост интереса к художественным произведениям, в том числе, со стороны новой группы населения — складывающейся интеллигенции. В повседневную жизнь вошло литературное чтение, спектакли, музыкальные вечера.
Периоды художественного творчества:
- эпоха барокко — 1840-50-е гг .;
- эпоха классицизма — вторая половина XVIII века.
Литература
Середина XVIII века — переломный момент в развитии литературы. В этот период окончательно складывается жанровая система — роман, трагедия, комедия, басня, ода, повесть и др.
Главные черты и достижения периода:
- новые формы стихосложения, приближенные к канонам современной поэзии — перевод романа П.Тальмана «Езда в остров любви» В.К. Тредиаковским стал первым полностью светским произведением;
- активное развитие жанров комедии и трагедии — А.П. Сумароков стал основоположником новой российской драматургии;
- критика крепостного права, отражение насущных социальных проблем — комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль», ода «Фелица» Г.Р. Державина;
- складывание нового направления — сентиментализма: повесть Н.
М. Карамзина «Бедная Лиза», книга «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева.
Интерес к литературному творчеству становится массовым.
Театр
Театральные постановки иностранцев вытесняются первыми русскими театрами:
- глав при учебных заведениях;
- учреждается первый профессиональный постоянно действующий театр под руководством Ф.Г. Волкова в Санкт-Петербурге;
- Появляются крепостные театры — графов Шереметевых, князей Юсуповых (Популярные актрисы — П.И. Ковалева-Жемчугова, Т.В. Шлыкова-Гранатова).
Музыка
Создана придворная опера — распространенная в городах и крепостных театрах.
К концу XVIII века появляются первые русские композиторы: оперы Д.С. Бортнянского «Празднество сеньора», В.А. Пашкевича «Скупой», Е.И. Фомина «Ямщики на подставе».
Архитектура
Развивается в трех основных направлениях — барокко, рококо, классицизм.
Главные черты барокко — пышность, совмещение реальности и иллюзий, контрастность: В.
Растрелли — Зимний дворец, Смольный собор, Д. Трезини — Петропавловская крепость, Летний дворец Петра I, М. Земцов — Аничков дворец, Кунсткамера.
Рококо сочетает традиции барокко и классицизма, его черты — утонченность, галантность: А. Ринальди — Китайский дворец в Ораниенбауме (пригород Санкт-Петербурга).
Русский классицизм отличается простотой, строгостью, рациональностью: дом Пашкова, здание Сената в Кремле, Царицынский комплекс, созданный по проектам М.Казакова.
Живопись
Переживает расцвет. Художники работают в различных жанрах: натюрморт, монументально-декоративной живописи, особенно популярны:
портрет: А.П. Антропов — портреты императора Петра III, А.М. Измайловой; И.П. Аргунов — представителей семьи Шереметевых, архитектора Ветошкина; Ф.С. Рокотов — Екатерины II, Павла I; В.Л. Боровиковский — М.И. Лопухиной;
пейзаж: С.Ф. Щедрин «Веранда, обвитая виноградом», «Старый Рим», Ф.
Алексеев «Красная площадь в Москве», «Панорамный вид Царицыно»;
историческая живопись: А.П. Лосенко «Владимир перед Рогнедой», Г.И. Угрюмов «Взятие Казани»;
сцены из жизни народа: М. Шибанов «Крестьянский обед», «Свадебный сговор».
Скульптура
Подобно живописи, активно развивается и совершенствуется.
- Ф.И. Шубин: работы отличаются реалистичностью и психологизмом — скульптурные портреты А.М. Голицына, М.В. Ломоносова, статуя «Екатерина-законодательница»;
- Э.М. Фальконе: конная статуя Петра I — одно из первых монументов, созданных в память о выдающихся государственных деятелях.
Достижения периода
XVIII век — время расцвета русской национальной культуры. Она распространяется среди разных слоев населения. В этот период впервые в Российской Империи появляется культурный центр — Эрмитаж. Начинается формирование коллекции художественных ценностей, картин, книг. Появляются выдающиеся деятели — писатели, художники искусства, режиссеры, композиторы, скульпторы, актеры. Интересно, что искусство успешно уживалось с крепостным правом — доказывает это открытие крепостных театров.
Использованная литература:
- История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. — 11-е изд. — М .: Просвещение, 2012. — 240 с.
- История России XVIII – XIX веков / Л. В.Милов, Н. И. Цимбаев; под ред. Л. В. Милова. — М .: Эксмо, 2006. — 784 с.
- Справочник школьника, 5-11 классы Под. общ. ред. О.Л. Соболевой. — М .: АСТ-ПРЕСС, 2003. — 768 с.
Архитектура Москвы XVIII века
(Иверские ворота, XVIII век, картина Васнецова)
После окончания эпохи Петра Великого, во время которой силы всех лучших Русских архитекторов были брошены на возведение новой столицы, Петербург, снова взялись за перестройку и строительство Москвы. В это время прямо на глазах вырастали церкви и больницы, школы и университеты, а так же общественные общественные здания.
В число самых выдающихся архитекторов середины XVIII века, входили М. Казаков и В. Баженов. В 1799 году, В. Баженов оканчивает гимназию, которая находилась в Московском университете, затем продолжает учебу в новой, только что организованной академии художеств в Петербурге. После окончания обучения, Баженов отправляется в Италию и Францию, а по возвращении, он получает звание академика.
(Кремлевский дворец в белых стенах Кремля)
Не обращено внимания на то, что его архитектурная карьера в столице, складывалась наилучшим образом, Баженов по приглашению Екатерины II возвращается в Москву, где приступает к воплощению в жизнь грандиозных планов императрицы, и в первую очередь, это возведение Кремлевского Дворца. Но как выяснилось, патриархальная Москва, еще не была готова к слишком смелым решениям архитектора, и его проект с треском провалился.
(Белый Кремль)
«Иван Великий», построить грандиозный дворец в стиле классицизма, построить грандиозный дворец в стиле классицизма, чтобы построить некоторые участки с южной стороны, вокруг оставшихся древних строений, в том числе и колокольни. Следуя замыслам архитектора, на территории кремля было возведено множество зданий, в число которых входил театр, различные коллегии, арсенал, а так же народная площадь.
Все это было проделано с единственной целью.Баженов представил Екатерине не только чертежи будущего дворца, но и изготовил его деревянный макет. Но не смотря на то, что императрица одобрила проект архитектора, и даже провели торжественную церемонию по закладке первого камня, воплотить его в жизнь было не суждено. В начале 1775 года Екатерина II дает Баженову новое задание по строительству для нее, не далеко от Москвы, резиденции на территории имения «Черная грязь», получившего название Царицыно.
(Дворец в Царицино)
По желанию императрицы, этот комплекс был построен в псевдоготическом стиле. Уже к концу 1785 года были построены каменные мосты, Большой дворец, Оперный и Хлебный дома, большинство из которых сохранились и по сегодняшний день. Комплекс Царицыно, отличался от строительных анналей того времени, формами архитектуры, выполненными в готическом стиле. В первую очередь он выделялся сложной конструкцией оконных проемов, стрельчатыми арками и похожими необычными элементами.
(Васильевский спуск)
Так же здесь можно встретить и исконно русские элементы средневековой архитектуры, например «Ласточкин хвост», напоминающий конец стен современного Кремля.Стены выполненные из красного кирпича, прекрасно сочетаются с белыми декоративными элементами, такое сочетание энергии конца XVII века. Что касается планировки, она специально была выполнена максимальной сложной. Она воскликнула, что это похоже на тюрьму, а не на вилле.
(Московский Кремль XVIII века)
Жить в ней она отказалась. В дальнейшем, по приказу императрицы большинство построек, в число которых входят входил и дворец, были снесены. Строительство нового дворца, в готическом стиле, было поручено известному в то время русскому архитектору М. Казакову. Его строительство он завершил к концу 1793 года.
«Культура России в 18 веке» | План-конспект урока по истории Культуры на тему:
Тема урока: культура России в XVIII веке
Цель: познакомить учащихся с особенностями развития культуры России в XVIII веке.
Задачи
Образовательная: представить школьникам основные направления, которые наблюдаются в культурной жизни России в области, охарактеризовать их связь с западной культурой;
Развивающая: сформированная умение выстраивать причинно-следственные связи, анализировать и обобщать материал, продолжить формирование умений работать с текстом учебника, таблицами;
Воспитательная: на примерах художественных достижений пробуждать у учащихся чувство гордости и любви к Родине, интереса к ее богатейшей культуре.
Тип урока: комбинированный
Основные вопросы урока:
1. Образование и книгоиздание
2. Общественная мысль
3. Литература
5. Театр
6. Живопись
7. Архитектура
8. Скульптура
Основные понятия урока: светское образование, классицизм, барокко, сентиментализм.
Методическое обеспечение урока: Учебник «История России» А. А. Левандовский §10, мультимедиа проектор с презентацией «Культура России в XVIII веке».
Ход урока:
I. Приветствие
II. Проверка домашнего задания: § 9 Правление Павла I.
III. Изучение нового материала
Тема сегодняшнего урока — «Культура России XVIII в» и мы с вами отправляемся на экскурсию в «золотой век русского дворянства», «век дворцовых переворотов».
В первые десятилетия после Петра I в сфере культуры шло восприятие и усвоение тех разнообразных явлений, которые потоком хлынули в Россию в период преобразований.Во втор. пол. XVIII века страна обрела новую, яркую и своеобразную культуру.
- Образование и книгоиздание.
Одной из самых главных проблем, вставших перед Россией, было создание образовательной системы. Петру мне этого не удалось. Его преемники на школы низших слоев населения вообще махнули рукой. Образование приняло подчеркнуто сословный характер. Начало этому положила Анна Иоанновна, утвердив Сухопутный шляхЕтский корпус. Привелегией дворян являлось первое светское учебное заведение для девиц — Воспитательное общество благородных девиц при Воскресном Смольном монастыре.
Подобное положение дел в сфере образования было губительно для страны. В связи с неграммотностью тормозилось культурное развитие и все сферы жизни. Важнейшим шагом в совершенствовании системы образования стало основание в 1755 Московского университета. Созданный по инициативе и проекту М.В.Ломоносова. Первоначально в университете было 3 факультета: философский, юридический и медицинский. Обучение было бесплатным и продолжалось 7 лет.
В 1786 г был утвержден Устав народных училищ.В уездных городах открылись малые училища (двухклассные), дававшие необходимый минимум образования: учили чтению, письму, арифметике и граммматике, изучали Священное писание. В губернских городах открылись главные училища, приближенные к средней школе. В училищах вводились единные учебные планы — классно-урочная система.
Не осталась без внимания и книжная культура. В допровские времена книга была степени в учебном пособии роском, при Петре I была прежде всего, учебным пособием.Теперь же она воспринимается как источник знаний и удовольствия, обращение к которому в дворянском обществе становится общепринятым.
Большую роль в этом процессе создал Н.И. НовикОв. В 1779 году он возглавил типографию Московского университета и в течение 10 лет с размахом продолжал издательское дело. Значение для книгопечатания имел и указ Екатерины II 1783 г «О вольных типографиях» позволил открывать их всем желающим.
Обо всем это можно говорить лишь то, что в делах народного просвешения намечались успехи, хотя они были ничтожно малы.Два человека из тысячи были грамотными. Процент, мягко говоря, не европейский. В Европе тоже далеко не все еще были грамотными, но такого чудовищного уровня неграмотности не было нигде.
- Общественная мысль. На общественную мысль влияние оказывала идеология «просвещенного абсолютизма». Государственная власть как единственная реальная сила, действующая на общую пользу. Польза понимает как достижение благополучия всего населения. Сам глава государства это уже не как воин и добытчик, как при Петре I, а «мудрец на троне».Многие представители образованного общества выражали готовность к сотрудничеству с верховной властью в осуществлении их целей. Однако, когда дело доходило до решения проблем.
Итак, рассмотрим подробнее историческую фигуру — Н.И. НовикОва. Он очень резко и откровенно выражал в своих журналах российскую российскую действительность, далекую от идеалов.
А.Н. Радищев в своем сочинении впервые определил крепостное право как страшное и безусловное зло.Реакция Екатерины II на идейных противников была жестокой, оба попали в тюрьму. И то, что уже обсуждались какие-то вопросы, — вопросы законодательства, вопросы крепостного права — говорит о развитии русской общественной мысли.
- Литература. Основным направлением в литературе XVIII века стал классицизм. Русский классицизм придавал особое значение «высоким» жанрам: Эпической поэме, Трагедии, Торжественной оде. Сюжет произведений строился по строгим правилам. Писателями времени являлись В.К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, А.П. Сумароков, создатель русской бытовой комедии Д.И. Фонвизин. Выдающийся поэт Г.Р. Державин смело нарушал границы жанров, язык его стихов приближался к разговорной речи.
С 70-ых годов XVIII века возникает новое направление — сентиментализм. С ним появляются новые жанры: Путешествие, Чувствительная повесть. Самый яркий писатель этого напрвления Н.М. Карамзин.
Новым явлением в литературе стало то, что писать стремились все — от императрицы до купцов и простолюдинов.Это говорило о том, что интересная к литературе становился массовым. Фонвизин, Державин, Ломоносов, все эти люди создали базу для того, чтобы уже в первую эпоху, в первой половине XIX века наступил золотой век русской литературы.
- Театр. Развиваются не только скульптура, архитектура и живопись — в этот период появляется первый крупный русский театр. В Ярославле его создал Федор Волков.
В XVIII в. Опытли любительские театры в школах, училищах. Вельможи заводили свои театры, набирали в труппы одаренных крепостных.Так возник крепостной театр. Особенно славилась труппа графов Шереметьевых.
Театр стал одним из очагов национальной культуры. В 1756 г. возник профессиональный театр. Первым актёром стал Ф.Г. Волков. Он дал жизнь русскому национальному театру. Для Волкова театр не был забавой, приятным времяпрепровождением. С подмостков сцены он призывал зрителей к добру и человечности. Русский театр XVIII в. вошёл в историю, как театр трагический, театр гражданских чувств и патриотических идей.
- Живопись.Передовые художники этого времени начинают искать новые пути для глубокого достоверного образа человека. Художнику надо было показать решительных и деятельных людей своего времени, сильных характером и духом.
XVIII век оказался необыкновенно богат талантливыми художниками. Картины отличались разнообразием жанров: от портретов и исторической живописи до театральных декораций, пейзажей, натюрмортов, сцен из народной жизни.
Портретная живопись. Представитель А.П. Антропов, который, избегал изображать на портретах поверхностное изящество. Его образы конкретны, реалистичны и вместе с тем психологичны. Коронационный портрет Петра III 1762 год: император изображен как бы «вбежавшим» в пышные покои, неуверенность, душевная дисгармония на фоне роскошного интерьера — вот что прозорливо увидел Антропов.
Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский, Ф.С. Рокотов — художники портретного жанра.
Основоположник русской исторической живописи А.П. Лосенко.Рогнеда — полоцкая княжна, жена Владимира Святославича.
- Архитектура. Все началось со строительства Петербурга. В первые десятилетия после Петра I в этой сфере господствовал стиль барокко, для которого характерны торжественность, пышность, изобилие декоративных деталей.
Самым значительным архитектором, творившим в этом стиле, был Б.Ф. Растрелли. Зимний дворец — нарядность и великолепие зданию придают скульптуры и вазы, установленные над карнизом раставленные по всему периметру здания.Специфика стиля: колонны, пилястры (вертикальный выступ стены), контрастное решение белые колонны на фоне голубого поля и золотого декора. Один из переводов «Барокко» — жемчужина неправильной формы. Вот эта асимметрия, эта неправильность и обратите внимание: то, чего в Европе не было, — русское многоцветие: и золото, и бирюза, и белый, и красный цвет, и другие цвета — все это русское барокко, которое себя проявило и в скульптуре, и в живописи, но больше всего, конечно же, в энергииуре.
Во второй половине XVIII в барокко сменяется классицизмом: произведениями разумной, естественной простоты и внутренней гармонии строгая пропорциональность, симметрия, вписанность в систему второй среды — характерными для классических античных образцов.В этом духе работали М. Ф. Казаков, В.И. Баженов, И.Е. Старов.
- Скульптура. В петровское время скульптура носила, в основном прикладной орнаментальный характер. Позднее скульптурное творчество испытало влияние классицизма.
В 1782 г. В Петербурге был открыт знаменитый Памятник Петру I (автор Э-М. Фальконе), названный Пушкиным «Медный всадник». И в то время и сейчас памятник производит сильное впечатление. Пётр, властным уверенным жестом, останавливает поднявшегося на дыбы коня.Впечатление усиливает решение постамента. Он напоминает очертание огромной волны, которая подняла на вершины своего всадника. Согласно правилам классицизма скульптор одевает Петра в «героическую» одежду, голову венчает вместо короны лавровым венком. С левой стороны фигура Петра кажется спокойной и уравновешенной, если подойти к памятнику спереди начинает казаться, что конь мчится прямо на зрителя. Жест руки угрожающий, утверждающий. Знаменитый монумент стал эмблемой Петербурга.
Скульптор — реалист Фёдор Иванович Шубин, земляк Ломоносова, тоже, как и он, пришедший пешком в столицу, но не в Москву, а в Петербург, попал в Академию художеств по прошению Ломоносова. Учился также за границей. По возвращении в Петербург он приобрёл славу лучшего скульптора. Им созд бюсты Екатерины II, Павла I, Ломоносова, вельмож, полководцев Румянцева, Суворова, Потёмкина. Но реализм Шубина не мог быть по оценуён его вельможными заказчиками. В период зрелости таланта Шубина происходило становление русского классицизма, героизм этого стиля остался чужд Фёдору Ивановичу. Он не мог отказаться от реализма в своём творчестве. Вскоре его забыли. Последний период жизни этого скульптора был очень тяжёл.Он умер в бедности.
IV. Обобщение материала.
События XVIII века нашли отражения в развитии культуры. Политика монархов Петра I, Екатерины II обусловила проникновение европейского свободомыслия в Россию.
В этот период было создано потрясающих, красивых памятников, которыми мы гордимся до пор, на которые, конечно, принесли России славу. За короткие сроки Россия становится не только великой военной державой, но и одним из лучших государств Европы.
В. Домашнее задание.
§ 10 «Культура России в XVIII в.» пересказ. Ответить на вопросы в конце параграфа. Работа с документами.
Скульптура 18 века в России
С приходом 18 века, Россия стала резко меняться. Реформы императора Петра затрагули все сферы жизни, в том числе и искусство. Строительство новой столицы, парков, усадеб потребовало новых умений от строителей и архитекторов. Все перемены происходили на пике стиля Барокко в Европе.Традиции русской скульптуры, до сих пор ориентированные на церковь, оказались невостребованными в новых условиях. Поэтому главные шедевры России первой половины 18 века поиск иностранцами. Из русских художников можно назвать лишь Ивана Зарудного, созданный алтарь Петропавловского собора в Петербурге. Однако, его более ощутим в электричестве, нежели скульптуре.
Неоспоримое первенство в пластическом искусстве первой половины 18 века принадлежит Карло Растрелли. Среди его работ особенно можно выделить скульптурный портрет Петра Первого.
![](/800/600/https/cf2.ppt-online.org/files2/slide/m/MbSOYuxFygHCw8qBElmp217PWLecrU49tsz3aV0dK/slide-1.jpg)
Парадный памятник Петру, установленный возле Михайловского замка в Петербурге создан в соответствии с европейскими традициями монарших конных статуй. Величественная посадка, стилизованная одежда, античные сандалии — все в работе призвано подчеркнуть божественное происхождение власти правителя, его связь в древней историей державы.Перед зрителем изображение не обычного живого человека, но правителя, идеального, властного и справедливого.
Несомненной удачей автора можно назвать мраморный скульптурный портрет Александра Меньшикова. Государственный деятель и верный сподвижник императора несколько идеализирован. Но Растрелли удалось намекнуть на любовь к роскоши своего героя. Стоит только обратить внимание на обилие наград и тщательно выполненный героя.
![](/800/600/https/s0.slide-share.ru/s_slide/6f52ebaa2a3a0f7987b15f648b15746d/416b606f-f933-4323-84af-b65b7246e45c.jpeg)
Скульптурная композиция «Анна Иоанновна с арапчонком», украшающая один из залов Русского музея, пример великолепной барочной скульптуры, пышной и эмоциональной.
Вторая половина 18 века вносит некоторые коррективы в эстетические представления, появляются русские имена среди известных художников. Императорская академия художеств к этому времени выпускает таких известных мастеров как Шубин, Щедрин, Гордеев, Мартос, Козловский. Однако, иностранцы продолжают преобладать.
Скульптурные портреты Шубина отличаются реализмом, темпераментом и особой пластичностью. Портреты Голицына, Ломоносова, Орлова, Павла Первого — шедевры не только русской, но и мировой скульптуры.
Конец 18 века принес с собой новый стиль в искусстве — классицизм. В новой эстетике творили скульпторы Козловский (Поликрат, Яков Долгорукий, Волхов и Нева и др.), Щедрин (Венера, Диана), а также Прокофьев (Морфей, Актеон Преследуемый). Новая эстетика требовала от художников прославление разума и гражданских добродетелей. Эмоциональность и декоративность Барокко более востребованы не были.
Архитектура эпохи Российской империи XVIII — начала XIX вв.
первых лет XVIII в.Новая эпоха в истории России и начинается ее культуры. Это время связано с образованием абсолютистской монархии и развития дворянского крепостнического государства. Преобразования Петра I превращают московское государство в Российскую империю. Отставание экономического развития России по сравнению со странами Запада тормозило развитие социальной и культурной сфер. В результате Северной войны Россия закрепилась на берегу Балтийского моря и стала налаживать контакты с западными странами. В этот период преобладающим становится гражданское строительство, правительственные и общественные здания, городские дворцы и загородные резиденции.В становлении и развитии русской архитектуры XVIII в. большое значение имело основание Петербурга и его развитие как русского города нового типа с принципами регулярной планировки.
Архитектура этого периода делится на два этапа. Первый этап становления и расцветом русского барокко (первая половина и середина XVIII в.), Второй этап — время развития классицизма (последняя треть XVII в. — треть XIX в.).
Строительство Петербурга велось на основе новых планировочных требований как новой столицы, являющейся важнейшей морской крепостью и одновременно торговым портом.Датой основания Петербурга является день закладки Петропавловской крепости (1703 г.). Она построена на острове перед разветвлением на два рукава и имеет форму вытянутого шестиугольника с бастионами по углам. Под прикрытием крепости был устроен торговый порт. В 1704 г., на левом материковом берегу Невы, была заложена судостроительная верфь, Адмиралтейство с дополнительными крепостными сооружениями. Первоначальные строения Адмиралтейства представляли собой мазанковые сараи. Для своего первого летнего дворца Петр выбрал богатый зеленью участок бывшего шведского поместья.Далее у Адмиралтейства строилась Морская слобода; на Петроградской стороне — слобода для военного гарнизона, для дворянства и торговцев; по берегу Невы строились дома для приближенных Петра.
К середине XVIII в. сдержанность архитектурных форм, характерная для каменных сооружений Петровского времени, сменилась стремлением к пышности и богатству. Архитектура этого периода определяется как «русское барокко», поскольку в формех и приемах заметно влияние западноевропейского барокко. Наиболее известными архитекторами этого стиля были В.В. Растрелли, сын известного итальянского скульптора, работавшего при дворе Петра I, Д.В. Ухтомский, С.И. Чева- кинский. В соответствии с новыми вкусами и нормами приданной жизни прежняя плоскостность трактовка помещений уступают место пластическому богатству и декоративной насыщенности фасадов и интерьеров. Характерными признаками барокко являются многочисленные уступы и раскреповки стен, декоративно трактованы ордера с раскрепованными антаблементами, разорванные фронтоны, по- раз сгруппированные колонны и пилястры, пышные наличники окон, вазы, скульптуры и другие декоративные украшения.В интерьере широко используется живописный декор, заполняющий поверхность стен, потолков, с фигурными светильниками и зеркалами. С 1730 г. в Москве вновь разворачивается строительство каменных зданий. В Москве в этот период работал архитектор Д.В. Ухтомский, занимавшийся упорядочиванием застройки города и восстановлением обветшалых сооружений Московского Кремля. К выдаче архитектурных произведений Ухтомского принадлежит колокольня Троице- Сергиева монастыря в Загорске, Триумфальные каменные Красные ворота, которые отмечали центр площади.Колокольня была начата архитекторами Шумахером и Мичуриным, но получила окончательное решение по проекту Ухтомского. Высота ее более 80 м, это характерная русская ярусная композиция. Развивая декоративные многоярусные композиции, характерные для русских церквей конца XVII в., Ухтомский вносит в них новые элементы строгой классической ордерной системы.
В 1752—1757 гг. Растрелли перестроил и расширил Большой дворец в Царском селе. Перед Растрелли была поставлена задача создать загородную резиденцию, где грандиозная архитектура сочеталась с великолепием внешнего и внутреннего убранства.
Растрелли изменил композицию Квасова-Чевакинского, в отличие от прежнего дворца с центральным входом и планировкой здания симметричной его поперечной оси, он ориентировал всю композицию дворца по длинной, продольной оси, ставшей теперь главной осью, по которой расположена анфилада парадных помещений дворца. Царскосельский дворец отличался великолепием пластической и декоративной обработки. К дворцу примыкали регулярные сады.
В Зимнем дворце (1754—1764 гг.) Перед архитектором стояла другая конструкция постройки здания, который по своему значению должен был господствовать в ансамбле столичного города.Растрелли запроектировал дворец в форме огромного прямоугольного замкнутого блока с внутренним парадным двором.
Здание Зимнего дворца оказало влияние на формирование центрального ансамбляицы: гигантский по протяженности фасад дворца предопределил размеры Дворцовой площади, которая со временем была превращена в важнейший архитектурный стол ансамбль Петербурга.
Стиль барокко, характерный для периода дворянской империи при первых преемниках Петра I, не соответствовал экономическим возможностям мелкопоместного дворянства и купечества. В русской энергетуре 1760-х гг. начался переход к более строгим и регулярным классическим приемам. Идеи «гражданственности» и «просветительства», характерные для западного классицизма, распространились в различных слоях русского общества и в культуре России второй половины XVIII в. Основой метода классицизма стало обращение к античным принципам и приемам.
В 1828—1832 гг. Росси создал ансамбль здания Александринского театра и улицы архитектора Росси.
В Москве велись большие строительные работы под руководством О. В.И. Бове. Строились многочисленные жилые дома по специально разработанным проектам и общественным зданиям, в их числе Большой театр, сооруженный в 1821-1824 гг. по проекту А. Михайлова и О. Бове и перестроенный в 1853 г. после пожара.
В Москве работали также архитекторы Д.И. Жилярди и А.Г. Григорьев, построившие ряд городских домов-усадеб.
Дом-усадьба Найденовых (1829—1831 гг., Арх. Д.И. Жилярди) — характерный пример подчинения композиции свободно спланированной городской усадьбы градостроительными требованиями: расположения главного фасада с высоко поднятым портиком ионического ордера на Красной линии Садового кольца.
Во многих провинциальных городах России также вводятся принципы регулярной планировки и застройки, которые часто сочетаются с традиционными приемами композиции. С особым вниманием относились к формированию центров города, в которых сложились замечательные ансамбли: Тверь, Ярославль, Кострома и др.
этапы, основные тенденции и достижения
Категория: Билеты по Отечественной Истории на государственный экзамен.
Поможем написать любую работу на похожую тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость Восемнадцатый век в области культуры и быта России — век глубоких красных контрастов, подъема просвещения и науки.Все низкие и высокие штиль сосуществуют в одно и то же время, отражающий разный уровень культуры эксплуатируемых и господствующих классов.
Просвещение, наука, техника.
Строительство каналов, мостов, мануфактур, развитие военной техники, кораблестроения послужило сильным толчком к распространению светского и научных знаний. Увеличилась потребность в грамотных людях и подготовленных специалистах.
Создаётся новый гражданский алфавит, который позволяет сменять старый, церковнославянский.На нём печатаются все учебные, научные, художественные произведения.
Школы петровского времени носили светский характер. Для подготовки горных мастеров были открыты горные школы при Олонецких и Уральских заводов, цифирные и гарнизонные школы. Военные специалисты готовили профессиональные школы — Навигацкая, Артиллерийская, Инженерная, Морская, Медицинская. В гимназии Глюка готовились будущие дипломаты.
В 1735 г. в том числе лучших учеников Славяно-греко-латинской академии М.В. Ломоносов был послан в Петербург в университет при Академии наук, отправлен в Германию для изучения физики, химии. Огромное трудолюбие, удивительные способности помогли ему преодолеть трудности, овладеть знаниями и выдачей русским учёным ХVIII в. Он был физиком и химиком, геологом и металлургом, историком и поэтом. Труды М.В. Ломоносова сыграли огромную роль в становлении русского литературного языка. «Российская грамматика» М.В. Ломоносова явилась первой научной грамматикой русского языка. Он смело выступил против взглядов «норманистов» решающей ролью иностранцев в создании русской государственности и о бы «диком» состоянии древних славян.
XVIII век был знаменателен для России заметными переменами и значительными достижениями в области искусства. Изменились его жанровая структура, содержание, характер, средства художественного выражения. И в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусство выходило на общеевропейские пути развития.Продолжался процесс «обмирщания» русской культуры. В становлении и развитии светской культуры общеевропейского типа полагаются на приглашенных мастеров и на обучаемых заграницей русских людей. Именно на этом этапе русское искусство вступило в более тесное соприкосновение со стилевыми тенденциями, используемыми в западноевропейском искусстве нового времени, однако сказывались традиционные представления, законы средневекового искусства в форме монументально-декоративных росписей и иконописи.
Идея основания в России своей школы разных художеств появилась еще при Петре I, 1757 г., в Петербурге состоялось открытие Академии трех знатных художеств. Преподавание в Академии вели и иностранные учителя: скульптор Н. Жилле, живописцы С. Торелли, Ф. Фонтебассо и др., Многим обязана русская культура. В 1764 г. Академия трех знатных художеств была преобразована в Российскую императорскую Академию художеств. В ее среде выросло новое поколение художников, прославивших Россию на весь мир, это были и архитекторы И.Старов, В.Баженов, скульпторы Ф. Шубин, Ф. Гордеев, художники А. Лосенко, Д. Левицкий и др.
Нарастает и динамика стилевого развития русской архитектуры XVIII века. Освоение западноевропейских стилей неизбежно протекает ускоренными темпами, уже на начальной стадии развития, в петровскую эпоху, существуют зачатки всех стилевых линий, которые проходят через предстояло русской энергии на протяжение века. Сущность переходного времени выражалась состоянием многостилья, когда русское искусство, совмещало в себе черты барокко, классицизма и рококо. Углубление разделения труда, формирование всероссийского рынка экономики и торговли к тому, что в феодальной по укладу еще стане растут и крепнут элементы новой, капиталистической формыции, усиливается значение городов в жизни страны в целом.
Эпицентром передовых веяний в городской среде и градостроительстве стала российская столица Санкт-Петербург, задуманная, как образец новой культуры. Будущая столица возводилась на пустом месте, что во многом облегчало внедрение приемов регулярной планировки и застройки.Технической новинкой Петербурга явились необычайно высокие шпили, венчающие важнейшие городские здания, что широко распространено в северно-европейских странах. Выдающимся сооружением такого типа был шпиль Петропавловского собора, высота которого достигала 45 м. В этот период в Петербурге было налажено производство как обычного кирпича, так и особого, влагоустойчивого, по голландской рецептуре. Город был создан в рекордные сроки- временный деревянный Петербург быстро сменился каменным. В Петербурге впервые разработан регулярный план застройки города и ставший градообразующий его обслуживающий.
Неоценимую роль в этом сыграли великие русские и иностранные архитекторы. Одним из известнейших представителей западной архитектурной школы, работающим в России был Растрелли Франческо Бартоломео (1700–1771 г.), сын итальянского скульптора К.Ф. Растрелли, служившего при дворе французского короля Людовика XIV, в наивысшей степени его талант проявился в создании таких шедевров как Зимний дворец (1754-1762 г.) в столице, Большой дворец в Царском Селе и Петергофе (Петродворце), и многом многом другом.Все они ярко характеризуют стиль барокко середины XVIII в. и эволюцию творчества замечательного зодчего. Еще одним ярким иностранным представителем работавшим в России был Антонио Ринальди (1710-1794 г.). В своих ранних постройках он еще находился под «стареющего и уходящего» барокко, однако в полной мере можно сказать что Ринадьди представитель раннего классицизма. К его творениям: Китайский дворец (1762-1768 г. ) построенный для великой княгини Екатерины Алексеевны в Ораниенбауме, Мраморный дворец в Петербурге (1768-1785 г.)). Известным русским представителем эпохи раннего классицизма Коробова — Кокоринов А.Ф. (1726-1722 г.). К известным его произведениям, где с наибольшей отчетливостью проявился стиль классицизма, принято относить здание Академии художеств в Петербурге, выстроенного на Невской набережной Васильевского острова (1764-1788 г.).
Заметную стилевую перемену в развитии русской пластики принесла новая эстетика классицизма эпохи Просвещения. Важную роль в освоении классической скульптуры России приглашенный на русскую службу французский скульптор Н.Жилле, долгое время звездвший скульптурный класс Академии. Художником одного творения можно назвать французского скульптора Э.М Фальконе (1716-1791 гг.). Созданная в России им всего одна работа «Медный всадник» принесла ему славу великого мастера.
Во второй половине XVIII столетия вместе с другими видами искусства в России, переживает серьезные изменения. На первый план выдвигается светское искусство. Первоначально светская живопись утверждается в Петербурге и Москве, но уже со второй половины XVIII века значительно распространение в других городах и усадьбах.Традиционное ответвление живописи — иконопись по-широко бытует во всех слоях общества. Русская живопись развивалась на протяжении всего XVIII века в тесном контакте с искусством западноевропейских школ, приобщаясь к всеобщему достоянию — произведениям искусства эпохи Ренессанса и барокко, а также широко используя опыт соседних государств. В этот период в России творили величайшие мастера своего дела — представители отечественной художественной школы и иностранные живописцы. Наиболее интересным явлением в искусстве петровской эпохи стал портрет.У истоков портретной живописи нового времени стоит И.Н.Никитин (ок. 1680 — 1742). И.Н.Никитин ярко воплощает силу человеческих возможностей, открытой петровской эпохой. Крупнейший реформатор русской живописи, он разделяет с ним триумфы, а под конец — трагические невзгоды.
Творчество Ф.С.Рокотова, Д.Г. Левицкого составляет одну из самых обаятельных и труднообъяснимых страниц нашей культуры. В.Л.Боровиковский (1757-1825 гг.) Как бы замыкает плеяду настоящего русских портретистов XVIII века. Художник портретирует целые семейные «кланы» — Лопухиных, Толстых, Арсеньевых, Гагариных, Безбородко, распространявших его известность по родственным каналам.К этому периоду его жизни портреты Екатерины-II, ее рейтинг внуков, министр финансов А.И.Васильева и его жены. Преобладающее место в творчестве Боровиковского занимают камерные портреты. Так же Боровиковский — автор ряда двойных и семейных групповых портретов, которые появляются уже после 1800-х гг. Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что на протяжении всего XVIII века русское искусство живописи прошло большой путь по законам нового времени. Потребности эпохи получили отражение в преимущественном развитии светской живописи — портрета, пейзажи, исторического и бытового жанров.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам.