Архитектура 19 века в россии: Перевірка браузера, будь ласка, зачекайте…

Архитектура России 19 века: plastikaokon — LiveJournal

Categories:
  • Архитектура
  • История
  • Cancel

Значимые для общества события находят отражение во всех областях искусства, в том числе и в архитектуре. В этом материале мы расскажем о том, как перемены в российском обществе 19 века нашли отражение в архитектурных памятниках.

В начале 19 века в градостроительстве главенствовал поздний классицизм, также названный ампиром. Подробнее об этом триумфальном стиле мы уже рассказывали в нашей предыдущей статье. Напомним основные моменты.

В стиле позднего классицизма были построены такие значительные архитектурные и скульптурные сооружения, как Исаакиевский и Казанский соборы в Санкт-Петербурге, Триумфальная арка в Москве и ряд других.

Здания отражали настроения в Российской Империи после триумфальной победы над Наполеоном в 1812 году. Так, Казанский собор, построенный архитектором Воронихиным, стал памятником воинской доблести: в нем был похоронен Кутузов, а в 30-е года 19 века перед собором установили памятники Барклаю де Толли и Кутузову.

В сожженой французскими захватчиками Москве после войны также произошел архитектурный подъем: Москва активно застраивалась. Под руководством архитектора Бове в Кремле были восстановлены башни и часть стен, взорванных в войну. Кроме того, именно Бове создал ансамбль Театральной площади, построил здание Большого театра и реконструировал Красную Площадь, избавив ее от мелких построек.

Начиная со второй трети 19 века архитекторы постепенно отходят от классицизма, обратив внимание на древнерусское и византийское наследие. Этому же способствовали и усилившиеся патриотические настроения в обществе, и широкая правительственная поддержка — русско-визайнтийский стиль воплощал преемственность православия от Византии к России.

Первые постройки, выполненные в русско-византийском стиле (его также называют псевдорусским стилем), были религиозными. Этот факт возвращает нас в прошлое: первые памятники архитектуры в готическом, ренессансном и барочном стиле также были выполнены по заказу церкви.

Русско-византийская архитектура заимствовала ряд композиционных приемов и декоративных элементов, принятых в византийской архитектурной традиции. Наиболее ярко это отразилась в знаковых работах архитектора Константина Андреевича Тона. Ему принадлежит авторство храма Христа Спасителя, Большого Кремлевского дворца и Оружейной палаты. 

В Византийском же стиле был построен более поздний памятник архитектуры, Морской собор в Кронштадте. Отличительная особенность зданий этого стиля — внутренний объем храма не разделяется крестовыми сводами или пилонам, а образует единый церковный зал, создающий ощущение просторности и способный вмещать несколько тысяч человек.

В начале 1870-х годов славянофильские настроения в обществе пробудили интерес к древнерусскому зодчеству, народной культуре, а также к русской архитектуре 16-17 веков. Сначала это направление псевдорусского стиля нашло отражение в проектах небольших деревянных домов, как, например, Погодинская изба в Москве. Затем оно распространилось и на монументальное каменное зодчество. В это время здания, построенные из кирпича или белого камня, обильно декорировали в традициях русского народного зодчества. Современные постройки стали украшать широкие колонны, узкие окна-бойницы, массивная ковка, многоцветные изразцы и растительный орнамент.

Наболее ярко это проявилось в работах архитекторов Александра Померанцева, который создал Верхие торговые ряды — сейчас это здание ГУМа, Владимира Шервуда, авторству которого принадлежит здание Исторического музея, а также Савинское подворье архитектора Ивана Кузнецова.

Конец 19 и самое начало 20 веков поставили перед российским обществом множество вопросов о том, как действовать в стремительно меняющемся мире. Попытались найти ответы и архитекторы, по-своему переняв различные стили архитектуры — модерн, неоготику, неоклассицизм и эклектику. Но об этом мы расскажем в наших следующих статьях.

19 векМоскваархитектураисторияроссия

Архитектура 19 века в России: черты и характеристики • Архитектура

Дом Опекунского совета

Какой была архитектура 19 века в России — времени государственных тревог и потрясений? Покосившееся самодержавие, восстания крестьян и представителей интеллигенции, истощающие землю русскую войны… И все та же претензия на власть во всем мире.

Величие империи мог отразить только один стиль – русский классицизм (ампир) с его сдержанной помпезностью, вычурностью в деталях и перегруженностью архитектурными элементами. Именно это архитектурное направление и господствовало в п. п. ХIХ века.

В это время создают свои архитектурные шедевры известнейшие мастера:

  • А.Н. Воронихин;
  • Тома де Томон;
  • А.Д. Захаров;
  • К.И. Росси;
  • В.П. Стасов.

Изменяется архитектура Москвы 19 века: пожар 1812 года уничтожил многие постройки. Засучив рукава за восстановление современной столицы взялся О.И. Бове. Благодаря ему сегодня Москва может похвастаться перед туристами своими достопримечательностями:

  • Ансамбль Красной площади;
  • Ансамбль Театральной площади;
  • Здание Манежа;
  • Кремлевский (Александровский) сад;
  • Триумфальные ворота.

Практически параллельно с Бове работал Д.И. Жилярди. Этот архитектор увековечил свое имя в проектах:

  • Московского университета;
  • Опекунского совета;
  • Дома Луниных на Никитском бульваре.

Русская архитектура в первой трети XIX в. достигает высокого расцвета. Период 1810—1830-х гг. — блестящий и вместе с тем завершающий этап русского классицизма.

После окончания войны 1812 — 1814 гг. в стране ведется обширное строительство и под контролем государства успешно решаются большие градостроительные задачи, создаются величественные ансамбли улиц и площадей, в архитектуре которых зодчие стремились выразить триумф победы русского народа.

Особенности последнего этапа архитектуры классицизма, сказавшиеся в начале XIX в. лишь на отдельных постройках Петербурга и Москвы, теперь проявляются в масштабах всей страны в области гражданского, промышленного и сельского строительства. Этому способствовали и новые формы организации строительства, в частности широкое применение единых норм и правил планировки и застройки городов, образцовых проектов административных зданий и фасадов жилых домов. По-новому теперь создавались и архитектурные ансамбли. Если ранее они складывались вокруг большого, центрального здания, то теперь главным становились площадь или пространство улицы, обстроенные одновременно запроектированными общественными, административными и жилыми зданиями.

Господствовавший в архитектуре русского классицизма предшествующего периода тип дворянской усадьбы уступает место новым типам зданий — жилому особняку в Москве и провинциальных городах, многоквартирному доходному дому в Петербурге. Постепенно отмирают дворцово-усадебные формы архитектуры общественных зданий конца XVIII — начала XIX в.

.

Продолжает развиваться строительная техника, разрабатываются и применяются металлические конструкции в общественных и производственных сооружениях.

Достижения русской архитектуры этого периода связаны с творчеством выдающихся зодчих позднего классицизма, таких как Росси, Стасов, Михайлов — в Петербурге, Бове, Жилярди, Григорьев — в Москве, Свиязев, Комаров и другие—в горно-заводских районах и городах России.

Начиная с 30-х гг. XIX в. появляются первые признаки распада архитектуры классицизма, разобщения ее технического, утилитарного и художественного начала. В 1830—1840-х гг. возникает деление архитектуры на «высокую» и «низкую». Гражданская архитектура начинает рассматриваться как «изящное искусство». Это было чуждо прогрессивным принципам архитектуры русского классицизма. Такие тенденции вели к снижению художественных требований в архитектуре массовых зданий.

Русский классицизм с его столетним прогрессивным развитием к концу первой половины XIX в. исчерпал свои возможности. Канонизация принципов архитектуры классицизма и вместе с тем беспринципное использование форм и стилей архитектуры античности, средневековья и Возрождения привели в 1840—1850-х гг. к распространению стилизаторства и эклектики.

С середины ХIХ века тенденция изменяется. На первый план выходят древние традиции в искусстве и архитектуре. В результате появляется «русско-византийский» стиль. Одним из основателей направления стал К.А. Тон. Именно он создал храм Христа Спасителя, который и по сей день считается архитектурным шедевром. А архитектор К.А. Тон снискал себе славу основателя направления.

На почве смешения древнерусских и византийских традиций появляются многочисленные ответвления:

  • «Псевдорусский стиль»;
  • «Русский стиль»;
  • «Неорусский стиль».

Активная деятельность народников и их стремление возродить русскую культуру привели к широкому использованию:

  • Окон в традициях русского зодчества;
  • Мелкой кирпичной орнаментики;
  • Шатров, кокошников, крылечек.

Над возрождением культуры работали такие мастера, как:

  • Резанов;
  • Горностаев;
  • Ропет.

Последние годы XIX в. ознаменовали собой стремительное развитие «неорусского стиля».

XIX век оказался для русской земли насыщенным: войны, восстания и бунты, подрыв самодержавной власти… Это все не могло не отразиться на архитектуре этой эпохи, которая стала строгим продолжением классики и наполнилась древнерусскими мотивами.

Здание МанежаДом Луниных на Никитском бульваре

Архитектура русских провинциальных театров второй половины XIX века в региональном и глобальном аспектах культуры

Серия: Успехи социально-педагогических и гуманитарных исследований

Авторы

Ольга Баева

Автор-корреспондент

Ольга Баева

Доступно в Интернете с декабря 2018 г.

DOI
https://doi.org/10.2991/icassee-18.2018.98Как использовать DOI?
Ключевые слова
театральная архитектура; театральная культура; архитектура второй половины XIX века; провинциальные города; здания театра
Abstract

Статья посвящена истории архитектуры провинциальных театров Российской империи второй половины XIX века. Автор показывает, что развитие городской культуры и интерес к театральному искусству привели к строительству театральных зданий в губернских и уездных городах. Театры стали материальным выражением высокого экономического положения города и символом развития духовной культуры горожан. Сравнительный анализ европейских и русских театральных построек позволяет сделать вывод, что в театральной архитектуре этого периода предпочтение отдавалось сходным объемно-пространственным и стилистическим решениям. Между тем рождение национального русского театра, совпавшее с повышенным вниманием к формам национального зодчества, обусловило обращение русских проектировщиков и заказчиков к русскому стилю в театральной архитектуре.

Copyright
© 2018, Авторы. Опубликовано Атлантис Пресс.
Открытый доступ
Это статья в открытом доступе, распространяемая по лицензии CC BY-NC (http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/).

Скачать статью (PDF)

Название тома
Материалы 2-й Международной конференции по искусствоведению: наука, опыт, образование (ICASSEE 2018)
Серия
Достижения в области социальных исследований, образования и гуманитарных наук0018
Дата публикации
декабрь 2018
ISBN
978-94-6252-627-3
ISSN
2352-5398
DOI
HTTTP. /5398
. использовать DOI?
Copyright
© 2018, Авторы. Опубликовано Атлантис Пресс.
Открытый доступ
Это статья в открытом доступе, распространяемая по лицензии CC BY-NC (http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/).

Цитировать эту статью

ризенвбиб

 TY - КОНФ
AU - Ольга Баева
КГ - 2018/12
СР - 2018/12
ТИ - Архитектура русских провинциальных театров второй половины XIX века в региональном и глобальном аспектах культуры
BT - Материалы 2-й Международной конференции по искусствоведению: наука, опыт, образование (ICASSEE 2018)
ПБ - Атлантис Пресс
СП - 480
ЭП - 484
СН - 2352-5398
УР - https://doi.org/10.2991/icassee-18.2018.98
СДЕЛАТЬ - https://doi.org/10.2991/icassee-18.2018.98
ID - Баева2018/12
Скорая помощь -
 

скачать .рископировать в буфер обмена

Фильм Русская архитектура 19 века. (1981)

Петропавловская крепость.

ул.

Собор Василия Блаженного.

Псково-Печорский собор.

Кадры фильма «Война и мир».

Скульптура на Бородинской панораме.

Гравюры.

Соборная площадь.

Туристы фотографируют.

Ивановская область.

Царь-колокол.

Царь-пушка.

Красная площадь.

Манежная площадь.

Здание Манежа.

Университет.

Интерьер университетской библиотеки.

Студенты.

Александровский сад.

Большой театр.

Художники в мастерской.

Дом-музей Пушкина.

Усадьба Найденовых.

Садовое кольцо в Москве.

Триумфальная арка.

Кутузовский проспект.

Спасская башня.

Набережная Невы.

Здание Синода.

Улицы Ленинграда.

Регулировщица движения.

Адмиралтейство.

Скульптуры.

Баз.

Колонка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *