Архитектура 2 половины 19 века в россии: Архитектура второй половины XIX века в России

Содержание

Архитектура ⚠️ второй половины 19 века в России: краткое описание, таблица

Содержание:

  • Общая характеристика архитектуры и скульптуры в России XIX века
  • Основные стили и направления
  • Этапы «русского стиля» в архитектуре России
  • Примеры памятников архитектуры с описанием

Содержание

  • Общая характеристика архитектуры и скульптуры в России XIX века
  • Основные стили и направления
  • Этапы «русского стиля» в архитектуре России
  • Примеры памятников архитектуры с описанием

Общая характеристика архитектуры и скульптуры в России XIX века

В России XIX век прошел под знаком технического прогресса, активного экономического развития. Это определило основное направление в зодчестве: свободные площади начали застраиваться вокзалами, фабриками, крытыми рынками, торговыми пассажами, доходными домами, школами, больничными корпусами.

Под давлением предпринимателей архитекторы были вынуждены предлагать более функциональные сооружения, нежели в предыдущие периоды, использовать больше металла, стекла. Новые здания имели черты барокко, ренессанса, поздней готики, рококо и классицизма, сочетали в себе принципы двух или сразу нескольких стилей.

Примечание

Новый стиль в русской архитектуре получил название «эклектика», отобразился в смешении исторических стилей, направлений.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

В это же время, благодаря войне с Францией, в России случился рост патриотического и национального самосознания. Небывалый всплеск гражданских чувств в первую очередь отразился на скульптуре.

На зданиях стали появляться многочисленные фигуры героев, над могилами известных исторических персон возвысились наделенные множеством смысловых тонкостей статуи, в Москве появилось легендарное творение Ивана Матроса — Памятник Минину и Пожарскому.

Примечание

В XIX веке мастера могли работать лишь над ограниченным кругом патриотических тем: раскрытие социальной тематики запрещалось, преследовалось.

Основные стили и направления

Деятельность ведущих архитекторов XIX века сосредоточилась в рамках градостроительства. Основным направлением было возведение общественных зданий: храмы в тот период почти не строились.

Наряду с отечественными мастерами зодчеством в России занималось немало приглашенных иностранцев. Это не могло не сказаться на выборе стилей.

В Петербурге и Москве стали появляется здания, имеющие элементы:

  • греко-римской античности, предполагающей использование позолоты, арок, крупных колоннад;
  • ампира, особенностями которого являются лепные карнизы, пилястры, колонны, склонность к украшению фасадов фигурами сфинксов, грифонов;
  • византийского стиля, демонстрирующего купола, ниши, растительные орнаменты, украшение мозаикой, фресками.

Многие архитекторы обратились к древнерусскому стилю, под воздействием которого на зданиях стали появляться резные наличники, шатры, элементы мелкой кирпичной орнаментики.

Примечание

В плане художественной ценности зодчество XIX века расценивается историками как архитектура упадка. Причина тому — утрата ясности и цельности архитектурного образа, снижение чувства единства стиля.

В скульптуре начала и середины XIX столетия царил демократический реализм. Авторы стремились к максимальной исторической и бытовой точности создаваемых образов. На исходе периода стали появляться такие течения, как модерн, символизм, импрессионизм. Реалистические национальные традиции постепенно сошли на нет, а на смену им пришел распад скульптурной формы.

Этапы «русского стиля» в архитектуре России

По оценкам историков, XIX век стал периодом поиска «русского стиля» в архитектуре. Мастера пробовали сочетания различных направлений, одновременно обращаясь к достижениям зарубежных коллег и своих соотечественников.

В развитии «русского стиля» в России выделяют 3 этапа:

  1. Русско-византийский. Главная характеристика этапа — эклектичная интерпретация форм древнерусского и византийского зодчества. Время — начало XIX века.
  2. Ропетовский, получивший название от псевдонима российского архитектора Ропета, охарактеризовавшийся подражанием более ранним шедеврам деревянного зодчества. Время — вторая треть столетия.
  3. Неорусский — представляющий собой национальный вариант романтизма. Время — конец XIX века.

Примечание

Несмотря на сомнительность художественной ценности многих творений того периода, прохождение всех его этапов представляется важным для дальнейшего развития архитектурного искусства страны.

Примеры памятников архитектуры с описанием

Ярким примером русско-византийского этапа является московский Храм Христа Спасителя. Строение сочетает в себе мотивы итальянского возрождения и владимиро-суздальского зодчества. Отображением византийского стиля являются симметрия составных частей, пропорциональность, сглаженность угловых конструкций. От русского зодчества храм унаследовал пятиглавое навершие, декоративную резьбу, горизонтальный уступ, делящий конструкцию на два яруса.

Интересный пример искусства ропетовского периода — Исторический музей в Москве. Здание содержит множество традиционных для деревянного зодчества элементов:

  • 10 ширинок;
  • 15 кокошников;
  • арки;
  • шатры;
  • гирьки;
  • тянутые карнизы;
  • киотцы;
  • аркатурные пояса.
 

Получить представление о зданиях неорусского этапа можно, посмотрев на Спас на Крови в Петербурге. Это собирательный образ, выстроенный по мотивам московских и ярославских культовых сооружений XVI–XVII столетий. При этом в декоре интерьера использованы кирпич, мрамор, мозаика, позолоченная медь, гранит.

 

Насколько полезной была для вас статья?

У этой статьи пока нет оценок.

Выделите текст и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter»

Поиск по содержимому

Архитектура второй половины XIX века

Архитектура второй половины XIX века в России

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1 Архитектура в XIX веке
    • 1.1 Распространение классицизма
    • 1.2 Русская архитектура второй половины XIX века
  • Глава 2 Образ города второй половины XIX века
    • 2.1 Новый этап в градостроении Москвы
    • 2.2 Новый этап в градостроении Петербурга
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Ускорение исторического  процесса приводит в XIX веке к новому качественному скачку по сравнению  с начальным периодом Нового времени. Европа пересела по конному дилижанса в «Восточный экспресс», с парусника на пароход и на конец столетия подошла к тому, чтобы летать по воздуху и плавать под водой. Телеграф связал европейские страны и США с самыми отдаленными уголками планеты.

Наука проникла вглубь вещества и в тайну эволюции живой материи. Это был век научно-технического переворота и бурных социальных потрясений, но вместе с тем — самых гуманистических и эстетических завоеваний и утопических ошибок ума.

Менялся сам  облик мира. Величественные соборы, роскошные дворцовые резиденции, более скромные «дворянские гнезда», небольшие поселения ремесленников превратились в прекрасные, но все же памятники феодальной эпохи, навсегда ушла в прошлое. Носителями нового стали крупные промышленные города с их заводами и фабриками, железнодорожными вокзалами и линиями метро, особняками богачей и трущобы, доходными домами и домиками бедняков, публичными библиотеками, музеями и коммерческими зрелищными заведениями: театрами, танцпол, концертную эстраду.

Уровень достижений и их роль в современной системе всех ценностей отражает уже тот факт, что при характеристике XIX в. часто используют термин «классический» — это возраст классического капитализма (свободной конкуренции), классической философии, классического естествознания, классической литературы.

Объект исследования — архитектура.

Предмет исследования — русская архитектура второй половины 19-го века.

Цель исследования — изучить особенности русской  архитектуры второй половины 19-го века.

Задачи исследования:

1. Изучить распространение  классицизма.

2. Рассмотреть  русскую архитектуру второй половины XIX века.

3. Проанализировать  новый этап в градостроении  Москвы.

4. Проанализировать  новый этап в градостроении  Петербурга.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Теоретической основой данной работы послужили  работы таких авторов, как: Марковой А.Н., Драча Г.В., Гуревич П.С., Силичева Д.А. и других.

Глава 1 Архитектура  в XIX веке

1.1 Распространение классицизма

В середине XIX в. Россия пережила сильные потрясения: поражением закончилась Крымская война 1853—1856 гг., умер император Николай I, взошедший на престол Александр II (1855—1881 гг.

) готовил долгожданную отмену крепостного права и другие реформы. Ощущалась острая потребность в переменах, и в обществе бурно обсуждались возможные пути развития страны.

Ареной борьбы различных идей стали литературные журналы. Писатель и философ Николай  Гаврилович Чернышевский провозглашал: искусство ценно тем, что оно  произносит «приговор над изображаемыми  явлениями»; его цель — «руководить мнением общества, приготовлять и облегчать улучшения в национальной жизни».

Художники стремились к тому, чтобы их искусство было связано с решением социальных проблем.

Во второй половине XIX в. архитектура и скульптура переживали кризис. В искусстве господствовал реализм, но применительно к архитектуре это слово едва ли что-нибудь означает, да и скульптура требует определённой условности и идеализации. Поэтому действительно смелых идей ни архитекторы, ни скульпторы предложить не смогли.

Проблемы у  этих искусств были общие, но выход  из кризиса они искали разными  путями.

Архитекторы попробовали  обрести источник вдохновения в  исторических традициях, пытаясь отобрать лучшее и на этой основе создать  оригинальный стиль. Однако на практике элементы разных стилей механически смешивались в одном здании. Такое нетворческое подражание прошлому называется эклектизмом. Он и преобладал в архитектуре той поры.

В то время облик  городов стремительно менялся. Доходные дома занимали центральные улицы, вытесняя особняки. Театры, музеи, банки, пассажи (универсальные магазины) и вокзалы соперничали по размерам и обилию украшений с храмами и дворцами. Следовательно, нужны были яркие архитектурные решения.

Здания второй половины XIX в. содержат черты, восходящие к древнерусской архитектуре, орнаменты, заимствованные из народной вышивки или воспроизводящие в камне резьбу по дереву… В большинстве случаев всё это не связано с функцией и конструкцией сооружения и выглядит искусственно.

Тем не менее, архитектура  этой эпохи во многом определила облик современных городов: тогда были построены Церковь Воскресения «на крови» (1883—1907 гг.

, архитектор А.А. Парланд) в Петербурге, Исторический (1875—1883 гг., В.О. Шервуд) и Политехнический (1873—1877 гг., И.А. Монигетти и Н.А. Шохин) музеи, Верхние торговые ряды (ГУМ; 1889—1893 гг., Н.А. Померанцев) в Москве, здания вокзалов в ряде городов, театры в Одессе (1887 г., Ф. Фельнер и Г. Гельмер) и Киеве (рубеж XIX—XX вв., В. А. Шрегер), без которых эти города уже нельзя представить. Впечатление безвкусицы сглажено временем: сейчас внешний вид таких сооружений несёт отпечаток старины, а их эклектизм воспринимается как своеобразие.

Архитекторы обратились к истории искусства, скульпторы — к сюжетности, историческому и  бытовому правдоподобию, даже к иллюстративности. Часто их работы изобиловали подробностями в ущерб пластической выразительности. Это особенно касалось монументальной скульптуры. Характерный пример — памятник «Тысячелетие России» в Новгороде (1862 г.) по проекту Михаила Осиповича Микешина (1835—1896). Тяжеловесная форма памятника напоминает колокол, увенчана царской державой и по-своему очень выразительна.

Однако её трудно оценить по достоинству из-за множества фигур. Шесть статуй вокруг «державы» олицетворяют русскую государственность — от легендарного Рюрика (согласно летописной легенде начальника варяжского военного отряда, призванного княжить в Новгороде, основателя династии Рюриковичей) до Петра Великого. Ниже расположен рельеф, в котором аллегорические персонажи чередуются с фигурами политических деятелей, святых, полководцев, писателей, художников… Общее впечатление теряется за огромным количеством деталей: на памятник нельзя просто смотреть, его надо расшифровывать. К тому же скульптор словно не видит новгородской архитектуры, которая окружает его произведение.

Скульпторы  добивались удачи, лишь отказавшись  от монументальности. Таков знаменитый памятник А. С. Пушкину (1880 г.) на Тверском бульваре в Москве работы Александра Михайловича Опекушина (1838—1923). Памятник относительно невелик; перед зрителем произведение, не рассчитанное на широкое пространство, скорее камерное, чем монументальное.

Поэт стоит, задумавшись, в свободной позе, лишённой картинных жестов. Однако скульптору удалось передать момент вдохновения, которое делает его скромный облик возвышенным и прекрасным.

Высшим достижением  классицизма в России стали работы зодчего К. Росси, который завершил создание ансамблей Дворцовой площади  дугой и аркой здания Главного штаба и Сенатской площади — зданиями Сената и Синода. Во второй четверти столетия в Петербурге был построен по проекту архитектора О. Монферрана грандиозный Исаакиевский собор.

Благодаря посредничеству французских градостроителей классицизм стал распространяться даже в США, где  стал первым национальным стилем под названием «греческое возрождение». В этом стиле в Вашингтоне был возведен Капитолий — здание конгресса США, и Белый дом — резиденция президентов, некоторые частные усадьбы. Культурология. Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. Г.В. Драча. — СПб: Питер, 2007.-С.126.

Что касается романтизма, то он не создал собственной школы  архитектуры, хотя его влияние весьма заметно в нескольких «исторических  стилях»: неоготици, неоренессанс, романско-византийском стиле необарокко, которые получили распространение в первой половине столетия. В неоготическом стиле построен ансамбль английского парламента в Лондоне, влияние византийского стиля ощущается в куполах знаменитой парижской церкви Сакре-Кер, в неоруському стиле (здания, построенные в этом стиле, содержат черты, которые берут начало в древнерусской архитектуре, орнаменты, которые заимствованы из народной вышивки или воспроизводящие в камне резьбу по дереву) построенные здания, которые окончательно оформили Красную площадь в Москве, — Исторический музей и Верхние торговые ряды (ныне — ГУМ).

К середине XIX в. открытым в  мировой архитектуре оставался  вопрос о новом стиле. Обращение  к старине подготовило появление  эклектизма (от греческого «еклектикос» — тот, что выбирает) — архитектурной практики, основанной на смешении разных стилей. Эклектизм был, с одной стороны, отражением пошлых вкусов буржуа, использовал пышный псевдоисторический декор как своего рода рекламу, а с другой — выражением определенных мировоззренческих взглядов европейца тех времен, который считал свою цивилизацию образцовой, свою эпоху — вершиной истории и не сомневался, что имеет право как угодно использовать наследие прошлых веках и культур. Примером таких сооружений могут служить здание парижского театра «Гранд-опера» и помпезный берлинский рейхстаг.

Крепнущее капитализм и технический  прогресс поставили новые задачи перед архитектурой и особенно градостроительством. Бурно росли города, в которых  появились новые типы зданий: заводы, фабрики, вокзалы, универсальные магазины, выставочные павильоны, новые типы зрелищных сооружений (цирки, театры). Наряду с особняками крупной буржуазии строились многоэтажные доходные дома с квартирами, которые казались унайм, бараки и казармы для рабочих. Появился городской общественный транспорт.

Первым городом, который  понесло перестройки, инициированной буржуазной властью, стал Париж. Вскоре после революции 1848 г. началась реконструкция  города узких запутанных средневековых  улочек, удобных для строительства  баррикад, в город широких прямых авеню и кольцевых бульваров, которые впоследствии стали знаменитыми. Они связали центр и пригороды в единое целое. Вскоре по образцу французской столицы стали перестраиваться Берлин, Вена и другие европейские столицы. Неотъемлемой их частью становятся общественные парки.

Классицизм, возникший в  начале второй половины XVIII века, получил  в архитектуре России поистине блистательное  развитие. Величайшими мастерами  зодчества были петербургские архитекторы-классицисты: А.Ф. Кокоринов и Ж.-Б. Валлен-Деламот, И.Е. Старов и Дж. Кваренги, А.Н. Воронихин и Ж.-Ф. Тома де Томон, А.Д. Захаров, К.И. Росси, В.П. Стасов и многие другие. Их творческий гений, помноженный на труд тысяч «работных людей», превратил Петербург в один из красивейших городов мира.

Значительно продвинулась строительная техника, стали широко применяться новые материалы (чугун, сталь, в конце века — железобетон) и новые приемы и методы строительства. Но конструкции, созданные на основе промышленной технологии, считались очень грубыми и недостойными стать основой нового архитектурного стиля. Их использовали пока только при строительстве мостов, вокзалов, крытых рынков, в сооружениях всемирных промышленных выставок. Первым примером применения сборных конструкций в строительстве стал «Хрустальный дворец» в Лондоне, построенный для первой Всемирной промышленной выставки 1851 Уникальной для XIX в. сооружением была Эйфелева башня в Париже — высотная инженерно-техническое сооружение, которое состоит из решетчатых металлических конструкций без использования сварки, это клепаные детали. И все же основная масса зданий продолжала оформляться в традиционных архитектурных формах.

Таким образом, к концу XIX в. между технической и художественной сторонами архитектуры возникают  своеобразные «ножницы», которые с  течением времени стали расходиться все больше и больше. Попытка преодолеть это различие было сделано новым декоративным направлением в буржуазной архитектуре, получивший название модерн (на французском — «современный»). Представители этого стиля в архитектуре использовали новые технические и конструктивные средства, свободно, чаще асимметричное планирования и современные материалы в отделке фасадов и интерьеров зданий (керамика, поливные изразцы) для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий и сооружений. Гуревич П.С. Культурология: Учебник. — М.: УИЦ Гардарики, 2009. -С.214.

В рамках модерна конца XIX в. в США возникла так называемая чикагская школа архитектуры, наиболее заметной фигурой которой стал Луис Салливен, который предложил тип  высотного офисного здания с минимумом декора — небоскреб. Небоскреб — уродливая форма в архитектуре США, вызванный бешеными ценами на земли в престижных районах городов Чикаго, потом Нью-Йорке. Небоскребы сильно контрастировали с так называемой провинциальной «одноэтажной Америкой», которой долго еще оставалась массовая застройка всех штатов. Модерн, так сказать, завершил творческие поиски строителей XIX в. и стал ступенькой к архитектуре века двадцатого.

1.2 Русская архитектура второй половины XIX века

Во второй половине XIX в. бурно развивается строительство. Строятся жилые дома и банки, торговые центры и дворцы, храмы и мечети.

Еще до Крымской войны была собрана значительная сумма на строительство  собора святого Владимира в Севастополе  на территории древнего Херсона, где по преданию киевский князь Владимир принимал христианство. Огромный крестовокупольный храм по этому проекту сооружался долго — строительство из-за нехватки финансов несколько раз останавливалось. Зам время строительства сменилось несколько ведущих архитекторов — К. Вяткин, Н. Арнольд, Ф. Чагин и Безобразов. Но в 1892 г. строительство собора завершилось.

Еще до войны 1864 г., в самом  Севастополе началось сооружение собора, который также получил название Владимирского. Война остановила строительство. В 1962 г. под руководством архитектора А.А. Авдеева строительство храма возобновляется. Разработанный им проект основывается на византийском стиле. Храм строился довольно долго, более 20 лет, и только в 1888 г. строительство было завершено. Храм однокупольный с восьмигранным барабаном и треугольными фронтонами по все фасадам. Сооружен он из местного светлого известняка, на фоне которого выделяются темные колонны из лабрадорита с мраморными резными капителями. Храм является украшением города. Расположен он на Центральном холме. Общая высота храма — 32,5 м. Это, пожалуй, одно из самых заметных зданий прекрасного Севастополя.

2. Архитектура 12-19 веков

Белорусская архитектура сквозь века

Несмотря на бурную военную и разрушенную историю, многие архитектурные сокровища и достопримечательности Беларуси сохранились, чтобы рассказать об истории этой очаровательной страны.

Одни из древнейших построек Беларуси относятся к средневековью.

Художественные направления и религии сыграли свою роль в формировании архитектуры Беларуси, с прекрасными примерами  Романский и Готический , Барокко и Классицизм , Модернизм и Эклектика можно найти по всей стране.

Архитектура Брестской области

Брестская крепость — главный архитектурный туристический объект города Бреста. Он восходит к 1830-м годам. Среди других примечательных зданий:

  • Симеоновский православный собор, образец архитектуры псевдорусского стиля (1865 г.)

  • Римско-католическая  Крестовоздвиженская церковь (Воздвижение Святого Креста) (1856 г.)

  • Железнодорожный вокзал, образец архитектуры псевдорусского стиля (1886 г.).

К архитектурным памятникам Брестской области относятся:

  • Каменецкая башня (Белая Вежа), прекрасный образец оборонительного зодчества (13 век)0012 в Pinsk, примере архитектуры барокко (18-го века)

  • Butrimovich Palace в Pinsk, пример архитектуры позднего барочка (1784-1790)

  • . – 18 век)

  • Коссовский дворец , в котором видны элементы классицизма (19 век).

Архитектура Гомельской области

Главной достопримечательностью Гомеля является дворцово-парковый ансамбль, центром которого является классический дворец Румянцевых-Паскевичей (1799-1819).

Architectural attractions of the Gomel area include:

  • Mozyr church and  Bernadine Cloister , an example of baroque architecture (1648) 

  • Cistercian Cloister  (1743-1745) 

  • Petrikovsky Nikolaev церковь , образец архитектуры псевдовизантийского стиля (2-я половина 19 века)

  • Чечерская ратуша , стиль классицизма (2-я половина 18 века).

Архитектура Гродненской области

Гродненская область предлагает посетителям множество старинных и красивых зданий, которые можно открыть для себя и насладиться ими.

Уникальные архитектурные памятники Grodno включают в себя:

  • Borisoglebsky (Kalozhskaya) Церковь , пример старой русской архитектуры (2 -я половина 12 -го века)

  • Королевская 11111111. архитектура (1734-1751) 

  • Костел Св. Франциска Ксаверия , образец архитектуры барокко (конец 17 – 18 вв.).

  • Францисканский монастырь , образец архитектуры барокко (18 век).

В Гродно наиболее выдающимися сохранившимися старинными замками являются:

  • Мирский замок , объект всемирного наследия ЮНЕСКО – один из самых известных замков Беларуси и выдающийся образец оборонной архитектуры (16 век) 

  • Лидский замок (XIV-XV вв.).

К историко-религиозным памятникам относятся:

  • Свято-Михайловская церковь  в д. Сынковичи (Зельвенский район), образец оборонительного зодчества с элементами готики (конец 15 начало 16 века).

  • Церковь-крепость  в селе Мурованка (Щучинский район), образец оборонительного зодчества (нач. XVI в.)

  • Свято-Успенский Жировичский мужской монастырь (XVII-XVIII вв. )

Архитектура Минской области

Несмотря на то, что многие важные здания и памятники Минской области были разрушены войной, :

  • Петропавловская православная церковь, образец архитектуры с элементами ренессанса и барокко (1611)

  • Костел Дева Мария (1798)

  • Александро-Невская церковь , образец ретроспективно-русского стиля (1898)

  • Кальварийская церковь , образец неоготики (19 век).

  • Костел свв. Симона и Елены (Красная церковь), неоготическое здание с элементами модерна (1908-1910).

Основными достопримечательностями Минской области являются памятники архитектуры, обнаруженные в г. Несвиж:

  • Несвижский дворцово-парковый комплекс (16-19 вв.).

  • Несвижская церковь Богородицы , образец архитектуры барокко (1584-1593).

  • Slutsk Brahma , пример архитектуры барокко (17-18 век)

Другие архитектурные памятники Минского региона:

  • Бернардин Церковь

  • Бернардин Церковь

  • Бернардин . образец архитектуры барокко (18 век)

  • Voskresensky Cathedral в Борисове, пример псевдоруссийского стиля (1874)

  • Spaso-Preobrazhenskaya Церковь в zaslavlavlavlavlavlavlavlavlavlavlavlavlavlavlavlavlavlavlavlavlavlavlavlavlavlavlavlavlavlavlavlavlavlavlavlavlavlavlavlavlavlavlavle. в Могилевской области

    Сохранившиеся памятники архитектуры древнего города Могилева:

    • Николаевская Церковная, образец архитектуры барокко (1669 г.-1672)

    • Stanislavskiy Kostiol,  an example of baroque architecture (1738-1752)

    • Archiepiscopal palace , an example of architecture of classicism (circa 1780) 

    • Mogilev  town зал (17-20 век).

    Могилевская область:

    • Шкловская ратуша , образец классической архитектуры (конец 18 века)

    • Преображенская церковь  в Шклове, образец неорусской архитектуры (начало ХХ века).

    • Sviato-Troitskaya Tserkov  in Bykhov, wooden style (mid-19th Century) 

    • Synagogue in Bykhov , an example of architecture of the late Renaissance (mid-17th Century)

    • Бобруйская крепость , образец оборонительного зодчества (1 пол. 19 в.).

    • Быхов  Замок , образец дворцово-замковой архитектуры (конец 16 — начало 17 вв.).

    • Дворец в Жиличах  (Кировская область), образец классицизма (1830-е гг.) Уцелевшие дома в Витебске включают:

      • Благовещенская церковь , образец древнерусского зодчества (середина XII в. )

      • Казанская церковь , образец с элементами архитектуры барокко и раннего классицизма (1760 г.)

      • неоромантический стиль (1785 г.)   

      Старинные архитектурные памятники города Полоцк  включают: София. (Остальные в Киеве и Новгороде.) 

    • Спасо-Евфросиниевская церковь , образец древнерусского зодчества (1152-1161). На его стенах и колоннах до сих пор видны уникальные древние фрески.

    К оригинальным образцам храмового зодчества Витебской области относятся:

    • Церковь Иоанна Крестителя  в Камае (Поставский район), памятник, сочетающий в себе формы оборонительной, готической и ренессансной архитектуры (16003-1603)

    • Церковь в Сарии  (Верхнедвинский район), образец неоготической архитектуры (1852-1857 гг.).

    Деревянное зодчество острова Кижи, Россия — RTF

    Остров Кижи, Россия, является частью 40 островов Шардонского архипелага в центре Онежского озера и занимает около 6 км.

    Деревянное зодчество можно найти по всей России, но остров Кижи может похвастаться одними из самых известных и замысловатых образцов в стране. Эти сооружения датируются несколькими веками (самые старые из 14-го века), и некоторые из них были перевезены на остров, чтобы их можно было сохранить и сделать доступными для публики.

    На этом чудесном острове Кижи оригинальный комплекс зданий Спасский погост с 1990 года входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

    Остров Кижи ©airpano.com

    Величайший музей под открытым небом

    Хотя многие здания на острове Кижи стояли веками, только в середине 20-го века Советы решили превратить остров Кижи в музей под открытым небом.
    Кижский государственный музей деревянного зодчества под открытым небом, основанный в 1951 году, представляет собой комплекс церквей, жилых домов, ветряных и водяных мельниц, кузниц, конюшен, колоколен и русских бань, вписанных в красивый природный ландшафт.

    Спустя столетия строительство большинства поселений пришло в упадок, но новая глава в истории Кижей началась в 1966 году, когда было принято решение о восстановлении двух деревянных церквей и колокольни. Затем сюда были перевезены памятники деревянного зодчества из других исторических деревень Заонежья, и теперь он стал одним из крупнейших музеев под открытым небом в России.

    Потрясающий образец древнерусского зодчества и высочайшего мастерства. Кижи представляют собой уникальные архитектурные памятники, предметы искусства и быта, воспроизводящие трехвековое искусство дерева.

    На самом деле русские, карельские и вепсские деревни, существовавшие в различных районах Карелии, в Олонецкой и Архангельской губерниях до конца 19 века сначала восстанавливали старинные дома, а затем воспроизводили их по старинным схемам, приемам и материалам, а остров представлен несколькими жилыми поселками, где многие дома также являются памятниками деревянного зодчества.

    Остров Кижи – деревянное зодчество ©airpano.comКижский погост ©airpano.com

    Преображенская церковь

    Преображенская церковь – самое известное и главное сооружение комплекса. Он был построен во время Северной войны (1700–1721 гг. ), когда Россия утверждала себя как держава на берегах Балтийского моря. Церковь стала выражением великого таланта своего народа. Преображенская церковь – непревзойденная вершина популярного русского деревянного зодчества.

    В его составе в полной мере реализованы лучшие традиции северных столяров по дереву, представление о крестьянской красоте, рожденной постоянным трудом, в вечной связи с полем, лесом, озером, своим домом. В архитектуре всего комплекса чувствуется язычество, православный фестоизм, суровый аскетизм древних обрядов, барокко, дыхание культуры коренных жителей этих мест: карелов и вепсов.

    Церковь Спаса Преображения на острове Кижи возведена на месте старой церкви, подожженной молнией. Его высота до креста центрального купола составляет 35 метров. С крестом вы получаете 37 метров. Церковь восьмиугольного типа на нескольких уровнях. В качестве строительного материала использовались сосна, тремоло и пихта.

    С конструктивной точки зрения церковь построена «сухой», то есть без пакли или моховой заделки, кроме того, в церкви нет двойных дверей, окон, а также подогрева пола и потолка.

    Центральный объем состоит из трех уменьшающихся диапазонов измерений. 22 купола покрыты стругами, которые парят в небе на нескольких уровнях, создавая поистине уникальный и неповторимый силуэт. Размер куполов варьируется в зависимости от уровня: во втором уровне они немного меньше, чем в первом, в третьем они больше, чем во втором, в четвертом они меньше. Над ними, примерно в три раза больше, огромный центральный купол, венчающий всю композицию.

    Трапезная перекрыта трехъярусной покатой крышей, вход в церковь перекрыт крыльцом. Церковь украшена досками в начале 19 века, купола обшиты водонепроницаемым железом. При реставрации 1950 г. под руководством архитектора А.В. Ополовников.

    При строительстве Спасо-Преображенской церкви архитекторы думали не только о красоте линий и архитектурных форм, но и уделяли внимание практической стороне, чтобы придать вечность этому прекрасному строению.

    Многие части и детали церкви, считающиеся декоративными, на самом деле выполняют защитную функцию. Купола, бочкообразный свод, тоннели, аркады объединены не только в изящную архитектурную композицию, но и в единую техническую систему, продуманную до мелочей отвода дождевой воды и защиты от атмосферных осадков.

    Даже если капля дождя пройдет через крышу, вода не повредит картины, так как внутри восьмиугольника вставлена ​​вторая крыша из массивного деревянного бруса, слоя бересты и березовой сетки.

    Интерьер церкви прост, но очень красив: в нем нет особо требовательных фресок или резьбы. Напротив, сплошные бревенчатые стены, большие деревянные доски на полу и массивные дверные косяки, лишь скамейки, расставленные вдоль стен храма, слегка вырезаны.

    Церковь не имеет фундамента и стоит на каменном цоколе, только под приделом западной церкви, в 1870 г. приготовлено основание на известковом растворе.

    Преображенская церковь ©airpano.com Преображенская церковь – вид сверху ©airpano.com Преображенская церковь – крыша ©airpano.com

    Покровская церковь

    Покровская церковь на Кижах была построена рядом с Спасо-Преображенской на полвека позже, в 1764 году, хотя, по некоторым документам, дату можно было перенести на несколько лет вперед. Его высота 27 м. Оставшимся неизвестным архитекторам-проектировщикам предстояло ответить на вопрос: каким должен быть новый храм, чтобы не затеряться рядом с чудом из 22 куполов Спасо-Преображенской церкви?

    Решение было найдено так: Покровская церковь интегрирует в себе эхо Спасо-Преображенского, откликается на него как эхо на свою эксклюзивную архитектуру.

    Восемь венцов Покровской церкви окружают центральный венчик. Церковь уравновешивает свою композицию, простираясь вверх вершиной восьмиугольника и завершаясь уравновешенным Повалом.

    Покровская церковь украшена очень бережно. Резной и зубчатый пояс фронтона придает «монументальному строению ноту теплоты и чистой любви русских к шитому изяществу» и является одним из немногих декоративных элементов этого храма. Однако все элементы носят не только декоративный характер, но и выполняют функцию защиты от влаги. Каждый зуб фронтонного пояса имеет желобки, куда собирается дождевая вода.

    Волна обновления второй половины XIX века затронула и Покровскую церковь: стена между корпусами храма и трапезной расширена наискосок, стены оштукатурены.

    Обследование церкви показало, что она реставрировалась несколько раз, наверное, три. Дендрохронологический анализ бревен показывает, что они были изготовлены в конце 17 века, что позволяет предположить две гипотезы:

    • Церковь построена в 1764 году из заготовленного и открытого материала конца 17 века; в 1764 г. церковь была восстановлена, а затем достроена в конце 17 в.
    • Более вероятно второе предположение о том, что церковь строилась в несколько этапов, пока не приобрела свой нынешний вид.

    Небольшие размеры и простота внутреннего убранства характерны для церквей севера, хотя, однако, главное — внешний вид.

    Покровская церковь ©flicker.com Покровская церковь – крыша ©flicker.com

    Церковь Воскресения Лазаря

    Церковь является старейшей из экспозиций музея и одним из старейших сохранившихся зданий на территории России. Его можно было бы назвать миниатюрной архитектурой, настолько он мал по размерам, но в то же время имеет гармоничные и изящные формы. Его высота 7,1 м, длина 8,8 м, общая площадь 4,9 кв.м². Он состоит из трех тел разного размера. Культовая часть увенчана небольшой главкой с крестом, покрытым лемехами.

    В 1959 г. перевезена в Кижи Муромским монастырем и отремонтирована. Он занимает особое место в музейной экспозиции, поскольку помогает проследить путь эволюции и развития искусства обработки дерева: от простой конструкции к композиции, к множеству куполов Кижского погоста. В 1980-е годы церковь была отгорожена деревянным забором.

    Посеребрённый от времени храм с неким музейным обустройством был поставлен недалеко, почти у подножья, от Преображенской и Покровской церквей. Фундамента нет (как и у Спасо-Преображенской церкви), здание стоит на огромных каменных валунах.

    Самая старая часть состоит из кубической молитвенной комнаты и прямоугольной, в которой находится алтарь. Оба объема завершаются трехконтурными апсидами, увенчанными крутыми шатровыми крышами и луковичным куполом с крестом. Некоторые нарушения геометрического рисунка, такие как неперпендикулярность стен алтаря, асимметрия расположения окон, особенно алтарных, придают храму дополнительный шарм.

    Отступление от архитектурного канона церкви Лазаря не случайность, идентичные тенденции встречаются во многих деревянных церквях севера России. Уточнение их архитектурного решения является закономерным результатом приспособления канона к традиционной крестьянской среде, вероятно, под влиянием жилых или хозяйственных построек.

    Церковь Воскресения Лазаря ©airpano.com

    Павильон Кижского погоста Колокольня

    Колокольня построена в 1863 году на месте старой из-за ветхости. Его высота составляет 30 м. В 1872 г. И. Копошев изменил проект реконструкции «в связи с невозможностью утвердить намечаемую перестройку восьмиугольника колокольни». Предполагается, что в 1874 г. была проведена реконструкция верхней части колокольни.

    В плане квадратное строение разделено двумя продольными стенами на три части: вестибюль, лестничную клетку и кладовую. По высоте внутренний объем колокольни разделен на три уровня, соединенных лестницей, ведущей в звонницу. Колокольня с девятью балками, поддерживающими шатер, размещена над восьмиугольником и увенчана куполом из плуг с крестом. Наружные двери обшиты панелями. Крыши покрыты двумя слоями двухканальной обшивки для водосточного желоба.

    Колокольня ©airpano.com

    Часовня Святого Архангела Михаила

    Расположена в центре основной экспозиции музея. Он небольшой и имеет размеры 11×3×12 см. Он стоит на открытом месте, среди трав и дачных цветов, его серебристый плуг блестит в лучах солнца, тени стриженных светильников весело играют, его колокольчики оповещают и приглашают на праздник всю округу.

    Часовня перевезена в Кижи из села Леликозеро в 1961, где он лежал на холме в открытом грунте. Так как часовня была лишена обычного соснового убранства, столь характерного для северных часовен, зодчий задумал украсить ее более живописно.

    Здание относится к типу часовни Клеть и состоит из трех частей. Сооружение имеет форму прямоугольника, вытянутого с востока на запад. Западная часть часовни с северной стороны имеет прямоугольное продолжение притвора. Часовня смотрит на запад из двойного окна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *