Архитектура аалто алвар: самый известный финский архитектор • Интерьер+Дизайн

самый известный финский архитектор • Интерьер+Дизайн

Алвар Аалто (Alvar Aalto, 3.02.1898 — 11.05.1976) — великий финский архитектор и дизайнер. Спроектированные им здания вошли в архитектурные учебники и энциклопедии, основанная им компания Artek до сих пор с успехом продает его мебель.

За 78 лет своей жизни Алвар Аалто построил множество общественных и частных зданий в Европе, США, и даже в Ираке. По всей Финляндии, от Хельсинки до маленького городка Алаярви, где жили его родители, стоят его университеты, библиотеки, музеи, театры, культурные центры, офисы, школы и церкви. С 1963 по 1968 гг он был президентом Финской Академии, в 1957-м был избран почетным членом Американской Академии искусств и наук, стал лауреатом престижных архитектурных наград: золотой медали Королевского института британских архитекторов (RIBA) и золотой медали Американского института архитекторов (AIA).

+ По теме: Паулу Мендес да Роша: золотая медаль RIBA

Городская библиотека в Выборге.

1935.

Нам повезло: одна из его наиболее значимых построек находится в Выборге, под Петербургом. Три года назад библиотека, созданная Алваром Аалто в 1935 году, была торжественно открыта после многолетней реставрации, которую проводили российские и финские специалисты. Теперь это настоящее место паломничества всех, кто неравнодушен к архитектуре модернизма. В 2015-м проект получил высшую награду ЕС за сохранение культурного наследия «Европа Ностра» — так называемый «европейский реставрационный Оскар».  Это один из первых проектов Аалто, где в полную силу проявился его авторский стиль: сочетание функционализма, диктующего строгость форм, и мягкой, плавной органики в интерьерах, плюс эргономика и ориентированность на человека во всем вплоть до мелочей.

 

Белоснежное здание, состоящее из четких геометрических объемов, с ленточным и панорамным остеклением, с металлическим рейлингом на разноуровневой крыше, как и многие другие здания модернизма, напоминает огромный океанский лайнер.

Внутренняя архитектура поражает гармонией и продуманностью деталей — вплоть до размещения стеллажей, кресел и табуретов.

Читальный зал в Выборгской библиотеке после реставрации.

Аалто создал великолепную систему естественного освещения всех помещений. Читальный зал пронизан рассеянным светом, попадающим сюда через 57 круглых зенитных фонарей в потолке. В центре — эффектная двойная лестница со скульптурно изогнутым контуром перил. В актовом зале был восстановлен знаменитый волнообразный акустический потолок, обшитый тонкими деревянными рейками, — деталь, ставшая после выборгской библиотеки одной из визитных карточек Аалто.

Санаторий в Паймио, архивное фото. 1933.

Аалто родился в глубокой финской провинции — наверное, там и научился чувствовать и понимать природу, связь с которой так искусно умел позже передавать в своих постройках. Диплом архитектора он получил в 1921 году в Политехническом университете Хельсинки, но строить начал еще будучи студентом. Первый его проект — дом для родителей в Алаярви, 1918 год. В те годы он придерживался неоклассического стиля. В столице получить заказ для начинающего архитектора было сложно, поэтому Аалто вернулся в провинциальный город Йювяскюля, где учился в лицее, и открыл там бюро. Принимал заказы на частные дома. Из Йювяскюли начал постепенное движение в сторону столицы: сначала перебрался в Турку, и только в 1933-м — в Хельсинки. В Йювяскюле сохранилось около полутора десятков зданий, построенных им еще в 1920-е годы и позже, когда он возвращался сюда уже став всемирно известным. Это, в числе прочего, городской театр, университет и художественный музей, в котором теперь расположился мемориальный музей самого архитектора.

 

«Задача архитектора — возрождать правильный порядок ценностей… Пытаться очеловечить век механизмов — до сих пор является его первостепенным долгом. Но при этом важно не забывать о форме.»

С конца 1920-х годов Аалто активно включается в мировой архитектурный дискурс — он много ездит по Европе, знакомится с архитекторами и художниками: Ле Корбюзье, Поулом Хеннингсеном, Вальтером Гропиусом, Андре Люрса, Карлом Мозером, Герритом Ритвельдом и пр., — обсуждает с ними их принципы и идеи, вырабатывает свое собственное понимание и постепенно становится одной из ведущих фигур современной архитектуры — как раз в этот период он и строит те два здания, выдвинувших его в первый ряд: библиотеку в Выборге и туберкулезный санаторий в Паймио, в сосновом бору недалеко от Турку. Современников поражали изящные, отточенные контуры этого комплекса и не менее выверенная внутренняя архитектура. 

Сервировочный столик для чая 901, Artek. 1936.

Табурет X601. Artek. 1954.

Подвесной светильник A331, Artek. 1953.

 

Шезлонг 43. Artek. 1936.

Подвесной светильник A338, Artek. 1950.

Подвесной светильник A330S. Artek. 1939.

Знаменитый штабелируемый табурет Stool 60. Artek. 1933.

 

 

В санатории все — от архитектуры до мельчайших деталей — должно было способствовать выздоровлению пациентов. Аалто вместе с женой Айно, которая тоже была архитектором, разрабатывает для санатория буквально все — даже раковины и емкости для приема анализов. Особенно успешной оказалась мебель. Кресло Paimio было спроектировано так, чтобы у сидящего в нем максимально раскрывались легкие. Пружинящие кресла и шезлонги из гнутой березовой фанеры, складируемые друг на друга стулья, кожаные диваны, функциональные светильники, мобильные столики-тележки — все эти предметы были спроектированы столь удобными и эргономичными, что позже было налажено их промышленное производство.

Кресло Paimio. 1932. Выпускает Artek.

«Ножка стула — это маленькая сестра архитектурной колонны.»

В начале 1930-х Аалто плотно сотрудничает с финским мебельщиком Отто Корхоненом, они экспериментируют с гнутой березовой фанерой и наконец патентуют технологию производства мебели из нее. Основным запатентованным ими элементом стала ножка-опора L-leg: она была плавно изогнута под углом в 90 градусов. На основе L-leg была создана целая серия кресел, стульев и табуретов, и первым был легендарный табурет Stool 60 с круглым сиденьем на трех опорах — Аалто первоначально использовал его в интерьерах выборгской библиотеки. Потом началось его массовое производство, которое продолжается и в наши дни. Эта одна из наиболее часто подделываемых мебельных моделей. Оригинальных табуретов, произведенных в Финляндии, с 1930-х годов было выпущено более миллиона. Всего же в мире разными производителями было выпущено, по разным данным, до восьми миллионов таких табуретов. С недавних пор Stool 60 — обязательный атрибут всех официальных салонов Apple.

Табуреты Stool 60 в конференц-зале Выборгской библиотеки после реставрации.

В 1935 году Аалто, его жена и еще пара их единомышленников основали компанию Artek, что значило арт+техника, — теперь мебель его дизайна выпускалась под этой маркой. Сегодня это один из ведущих финских дизайн-брендов, владеющий правами на римейки предметов мебели, созданных Аалто и его женой. Помимо мебели Аалто проектировал светильники — тоже под конкретные архитектурные объекты, а в 1936-м, в преддверии всемирной выставки в Париже делает серию стеклянных ваз для мануфактуры Iittala. Ваза, ставшая позже известной под названием Savoy, получила в Париже золотую медаль. Говорили, что в ней Аалто передал очертания одного из финских озер. Ресторан Savoy в Хельсинки, интерьеры которого оформлял Аалто, закупил эти вазы в большом количестве, отсюда и прикрепившееся к ним название. Ресторан, кстати, работает по-прежнему, и вазы Аалто стоят на каждом столе.

Ваза Savoy, Iittala. 1936.

Наибольший успех у мебели Аалто был в Лондоне — здесь продажами занимались местные коммерсанты, и счет шел на тысячи проданных экземпляров, в то время как в самой Финляндии — лишь на десятки. В любом случае, благодаря успеху своей мебели Аалто получил возможность сделать небольшую паузу в архитектурной деятельности, не гоняться за заказами, а спокойно заняться строительством собственного дома в одном из районов Хельсинки, куда он перебрался.

 

Подсчитано, что за свою карьеру Аалто построил около 75 частных домов, большую часть в первые ее годы, но самым важным для истории архитектуры частным домом стала вилла Майреа на западе страны, в Нормаркку, строительство которой завершилось в 1939-м. Многие историки архитектуры считают ее самым комфортабельным частным домом в истории ХХ века. Во всяком случае, она стоит в одном ряду с самыми знаменитыми модернистскими виллами XX века, такими как вилла Savoy Ле Корбюзье в Пуасси, Tugendhat Миса ван дер Роэ в Брно, Beer Йозефа Франка в Вене, «Над водопадом» Френка Ллойда Райта в Пенсильвании, «Стеклянный дом» Филиппа Джонсона в Коннектикуте, Schroeder Геррита Ритвелда в Утрехте или вилла Е-1027 Эйлин Грей на Лазурном берегу.

Вилла Майреа. 1939.

Заказчиками виллы Майреа были друзья Аалто — строительный магнат Гарри Гуллихсен и его жена Майре. Они дали ему полный карт-бланш: никаких ограничений ни в плане идей, ни в плане финансов. В результате была построена внешне весьма радикальная по тем временам вилла: ничего общего с традиционным поместьем и доминирующим в нем господским домом, к которому привыкли финны, — здание со сдвинутыми горизонтальными «уровнями», беспечно раскинувшееся среди сосен буквой L, с открытым бассейном, с деревянной «башней», где разместилась художественная студия хозяйки, с открытыми террасами, зимним садом внизу и японским садом камней на крыше.

Вилла Майреа. Фрагмент интерьера первого этажа.

На первом этаже все помещения объединены в open space и в то же время обособлены — тонкими колоннами в японском стиле, разным напольным покрытием, разными уровнями пола. Натуральное дерево, белая штукатурка, керамическая плитка, необработанные каменные слэбы, из которых сложены камины, создают уникальное сочетание модернистского и чего-то исконного, архаичного, заставляющего чувствовать себя в уютном, защищенном укрытии. Вилла Майреа сегодня функционирует как музей и открыта для посетителей, но их, к сожалению, очень мало, так как добраться до этих глухих мест не так-то просто.

Алвар Аалто (3.02.1898 — 11.05.1976)

 

С 1938 года Аалто несколько раз бывает в США: он автор павильона Финляндии на всемирной выставке в Нью-Йорке, он путешествует по стране, знакомится с известными американскими архитекторами, посещает семейство Кауфманнов в их «Доме над водопадом» и уже почти оседает в Массачусетском политехническом университете, получив место профессора, но из-за второй мировой войны уезжает на родину. В 1946 году он вновь в США, преподает, строит общежитие в кампусе Массачусетского Политеха — знаменитый, идущий широкой волной Baker House. Начинается краснокирпичный период в его творчестве. При этом до сих пор он так и не получил ни одного значимого контракта в Хельсинки. И вдруг в 1948 году проект Аалто побеждает в конкурсе на строительство здания пенсионного фонда с столице. Аалто вновь в Финляндии.

Концертный зал Финляндия в Хельсинки. 1967-1971.

Кроме здания Пенсионного фонда он построил в Хельсинки еще несколько других объектов: монументальный и беломраморный Концертный зал «Финляндия», прозванный «айсбергом модернизма» (1967-1971), мощный, похожий на гигантские кирпичные цистерны Дом культуры (1952-1958), Политехнический университет в городе-спутнике Хельсинки Эспоо со ставшей лендмарком аудиторией главного корпуса (1949-1966).

Оперный театр в Эссене, Германия. 1959-1988. 3D модель.

Экспрессивные, рождающие образы здания соседствуют в его послевоенном творчестве с другим типом построек: это прямоугольные функционалистские коробки с большим количеством регулярно расположенных окон, похожие друг на друга как близнецы. Именно такими предстают Здание финской электрической компании (1970), штаб-квартира концерна Stora-Enso 1959, академический книжный магазин в центре города (1969). Внутренняя архитектура его зданий часто бывает еще сложнее и выразительнее, чем внешняя: пересекающиеся плоскости и линии, сталкивающиеся цвета, фактуры и потоки света напоминают пульсирующие внутренней энергией супрематические композиции.

Зал Конгрессов в Хельсинки. Отделка: белый каррарский мрамор. Проект 1967–71 гг. Закончен после смерти архитектора.

Аалто относился к архитектурному творчеству как истинный художник: он не придерживался какого-то одного стиля, ордера, концепции, каждый раз опираясь на рожденный воображением образ, источником вдохновения для него была природа, а конечной целью — гуманизм, служение человеку. 

 

Алвар Аалто — главный архитектор Финляндии Это он построил библиотеку в Выборге и придумал знаменитые стулья, которые вы наверняка видели. А теперь о нем сняли фильм

Концертный зал «Финляндия»

Anton Havelaar / Shutterstock.com

На фестивале документального кино о современной культуре Beat Film выходит «Aalto» — фильм о финском архитекторе Алваре Аалто, который не только определил облик архитектуры и дизайна в родной Финляндии, но и стал одним из наиболее влиятельных мастеров XX века. Он говорил о том, что настоящая архитектура — только та, в которой в центре внимания человек «с его трагедией и комедией». Фильм о нем выстроен схожим образом: внимание режиссера Вирпи Суутари сфокусировано на личной истории архитектора, а не на его проектах. «Медуза» рассказывает, почему жизнь Аалто заслужила полнометражной картины, а также за что его называют архитектором-гуманистом.

Пионер финского модернизма

Алвар Аалто родился в 1898 году и стал свидетелем множества перемен, которые произошли в Финляндии в XX веке. Когда ему было 19, страна обрела независимость. Вскоре модернизм стал важной частью национальной идентичности молодого государства, а Аалто, после короткого периода неоклассицизма, — ведущим архитектором модернистского движения. 

Он умер в 1976-м, оставив огромное наследие: предметы интерьера, живопись, скульптуры, но, главное, более 400 реализованных зданий, созданных в основном в родной стране. Мало кому из современников во всем мире удавалось добиться столь массового успеха.

И даже безотносительно архитектуры, в Финляндии Аалто повсюду: созданные им и его супругой Айно мебель, посуда, текстиль и светильники — непременная часть обстановки финского жилища. 

Его имя носит Хельсинкский технологический университет, где архитектор когда-то учился, а затем проектировал кампус. Кроме того, в честь него еще при жизни учредили международную архитектурную премию — медаль Алвара Аалто, которую с 1967 года вручают раз в несколько лет за творческие достижения в профессии.

Библиотека в Выборге. Архитектура как гарант равенства

Аалто уделял огромное внимание общественной архитектуре, поскольку считал ее одним из залогов развития нации. В особенности это касалось библиотек, первую и самую знаковую из которых он создал в начале карьеры в финском Виипури. Здание закончили к середине 1930-х, незадолго до того, как город был включен в состав СССР и стал Выборгом. Это единственный проект Аалто на территории России.

Здесь архитектор впервые в полной мере реализовал одно из своих узнаваемых изобретений: 57 световых фонарей, которые вмонтированы в потолок и освещают читальный зал вместо обычных окон. Их конструкция рассчитана таким образом, чтобы пропускать много естественного света, но препятствовать прямым солнечным лучам и рассеивать их, отражая от выбеленных стенок.

Ataev / Shutterstock.com

Lina Lobanova / Shutterstock.com

В такой обстановке читатели не страдают от теней и бликов — по мнению Аалто, одного из самых утомительных явлений при чтении. Следовательно, людям одинаково удобно в любой части зала. Вообще, стремление к комфорту и равенству — важнейшая тема проектов Аалто, и он не отделял одно от другого. В выборгском проекте это проявилось особенно оригинально. Каждый должен быть услышан — поэтому потолок в лекционной аудитории волнистый, его форма улучшает акустику и распределяет звук так, чтобы голос было одинаково хорошо различим вне зависимости от того, где находится говорящий.

Волнообразный акустический потолок лекционного зала в Выборгской библиотеке

Ninaraas / Wikimedia Commons

Позднее световые фонари и конструкции из гнутого дерева станут важной частью его почерка. Они появятся и в других библиотеках: при университетском кампусе в Отаниеми, Национальном пенсионном институте в Хельсинки, культурном центре немецкого Вольфсбурга.

Это явно унаследуют советские мастера при проектировании московской библиотеки ИНИОН РАН, а также молодые архитекторы ALA Arkkitehdit, когда в 2010-е будут проектировать Центральную библиотеку Хельсинки «Ооди»: в читальном зале появится соответствующий верхний свет, а на фасаде — волнистые изгибы из еловых досок.

К слову, «aalto» с финского переводится именно как «волна».

Санаторий в Паймио.

Лечение архитектурой

Одновременно с выборгской библиотекой Аалто работал над туберкулезным санаторием в Паймио. Комплекс создавался в момент, когда главным способом излечения от туберкулеза были покой и нахождение на солнце и воздухе. Архитектор называл этот проект «медицинским инструментом», но инструментом не грозным и не холодным. Он считал, что у каждого архитектора есть главная цель — построить рай на земле, и максимально ориентировал все свои проекты на человека.

Санаторий в Паймио

Leon Liao / Wikimedia Commons

Специально для санатория Аалто разработал кресло «Paimio», в котором пациент принимал расслабленную позу и его легкие раскрывались максимально широко. Он также придумал бесшумные раковины в палатах, чтобы соседи не беспокоили друг друга, и даже особую форму дверных ручек, которые не цепляются за длинные рукава больничных халатов. Змеевидные дорожки вокруг здания имеют такую траекторию, чтобы пациенты как можно больше ходили и дольше проводили время на свежем воздухе. Сами корпуса при этом — длинные и очень тонкие, что облегчает их проветривание и инсоляцию.

С тех пор, как для лечения туберкулеза научились применять антибиотики, потребность в больших санаторных комплексах отпала. Теперь часть здания превратили в музей, в остальных помещениях c 2014 года работает реабилитационный центр для детей из неблагополучных семей. Кресло «Paimio» получило культовый статус и до сих пор выпускается большими тиражами. 

Павильоны в Париже и Нью-Йорке, вазы Savoy, лампы A810

Для Финляндии объекты Аалто — такой же бренд, как музыка Яна Сибелиуса, муми-тролли или сауна. Кстати о саунах: их он придумал более тридцати, в начале 1960-х Аалто даже предлагали спроектировать одну из них в подарок Джону Кеннеди. Но архитектор отказался, так как счел, что президент США не проявит к финской бане должного уважения.

До этого ему уже не раз доводилось представлять свою страну миру. «Где бы ни находился Аалто, Финляндия всегда была с ним так же, как Испания с Пикассо», — писал его друг и соратник Зигфрид Гидион, называвший Аалто «северным волшебником».

На парижской Всемирной выставке 1937-го архитектор интегрировал растущие на участке деревья в павильон Финляндии, чтобы здание больше напоминало финские леса. Два года спустя на выставке в Нью-Йорке Аалто представил волнообразную стену-экран, схожую с еще одним символом страны — северным сиянием.

Ваза Savoy

Peter Helge Petersen / Shutterstock.com

Алвар Аалто

Waldthausen / ullstein bild / Getty Images

В те же годы архитектор участвовал в конкурсе на постройку здания посольства Финляндии в Москве, но не выиграл — зато его лампы A810 и вазы, вдохновленные формами финских озер, стоят в реализованном здании Хильдинга Экелунда. Изначально вазы создавались для ресторана Savoy, а теперь это один из наиболее узнаваемых объектов финского дизайна: их можно купить даже в хельсинкском дьюти-фри наряду с разноцветной столовой посудой, разработанной супругой архитектора Айно.

Ратуша в Сяюнатсало.

Дом как часть пейзажа

Для Аалто архитектура была связующим звеном между человеком и природой. Его здания очень точно соотносятся с ландшафтом и неотделимы от него. И в этом они подобны классической итальянской архитектуре, которую архитектор выбрал в качестве ориентира еще в юности и всю жизнь стремился перенести на финскую почву. 

Claudio Divizia / Shutterstock.com

Ратуша в Сяюнатсало

DeAgostini / Getty Images

Ступени в ратуше в Сяюнатсало

DeAgostini / Getty Images

Он считал, что его родная Центральная Финляндия во многом похожа на Тоскану своими холмами и долинами. Когда после Второй мировой войны в муниципалитете Ювяскюля устраивали конкурс на здание ратуши, Аалто победил с проектом «Курия», названным так в честь зала собраний, где заседал древнеримский Сенат. Комплекс напоминает древнюю крепость и буквально вырастает из холма — чтобы попасть в здание, нужно подняться по ступеням, высеченным в земле. 

Проект строили за счет муниципального бюджета и поначалу местные жители отнеслись к нему настороженно: здание казалось непрактично большим для поселка с населением в несколько тысяч человек. Однако сейчас оно признано одним из главных послевоенных шедевров Аалто и обязательным пунктом паломничества по объектам архитектора. Внутри даже можно пожить, сняв через Airbnb одну из квартир, предназначенных для служащих.

Мебель. Дерево — главный материал

Наравне с кирпичом, особое место в архитектуре Аалто занимало дерево. В отличие от большинства коллег-модернистов, он ценил его выше железобетона. Безупречный уют его построек во многом связан именно с применением этого материала. К активному использованию дерева в архитектуре он пришел через эксперименты в области дизайна: в 1920-е Аалто придумал, как адаптировать технологию сгибания древесины под массовое производство мебели и сделать ее максимально рациональной. Так в 1935 году появилась фирма Artek и многие образцы дизайна, которые выпускаются под этим брендом до сих пор. 

Запатентованные им изогнутые ножки L-образной формы служат опорой для многочисленных столов, стульев и знаменитого табурета Stool 60 (компания произвела несколько миллионов таких моделей). Впоследствии Ikea создала очень похожую по форме модель Frosta, но с рядом отличий: ее делают не из массива березы, а из многослойной березовой фанеры, ножек не три, а четыре, и стоит она приблизительно в 20 раз дешевле. Оба вида табуретов складываются в красивые скульптурные штабели: то, как это работает у Аалто на практике, можно увидеть в выборгской библиотеке (для которой и был изначально создан табурет).

Дом в Мууратсало и Baker House.

Кирпич на вес золота  

Степень педантизма, с которой Аалто подходил к работе, хорошо заметна по его наброскам: он мог десятки раз зарисовать одну и ту же мелкую деталь или ракурс, прежде чем получить необходимый ему вариант. Столь же придирчиво архитектор относился к подбору материалов. После смерти Айно в 1949 году он ушел в работу над экспериментальным летним домом в Мууратсало и задействовал в облицовке 50 видов кирпичей и керамической облицовки, чтобы, как он говорил, «немного побеседовать» с каждой из них: понаблюдать, как они будут реагировать на холодный климат и взаимодействовать с растительностью. 

Парадокс в том, что в случае с Аалто пристальное внимание к деталям не обязательно было синонимом их идеальности. При проектировании общежития Baker House в Массачусетском технологическом институте (MIT) Аалто пошел от обратного: перебрал всех производителей стройматериалов в Бостоне, прежде чем нашел «самые паршивые кирпичи в мире» — деформированные и почерневшие из-за неправильного обжига. Но здание от этого только выиграло: изъяны и богатство фактур в сочетании с волнистыми стенами лишили его той холодности и отстраненности, за которые модернизм часто критикуют. 

Baker House

Gunnar Klack / Wikimedia Commons

В этом, повторяет Аалто вслед за своим коллегой и старшим товарищем Фрэнком Ллойдом Райтом, и заключается профессия архитектора — сделать так, чтобы обычный кирпич ценился на вес золота.

Ася Зольникова

Алвар Аалто | Финский архитектор

Алвар Аалто

Смотреть все СМИ

Дата рождения:
3 февраля 1898 г. Финляндия (День рождения через 3 дня)
Умер:
11 мая 1976 г. (78 лет) Хельсинки Финляндия

Просмотреть весь соответствующий контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

Алвар Аалто , полностью Хьюго Алвар Хенрик Аалто , (род. 3 февраля 1898, Куортане, Финляндия, Российская империя — умер 11 мая 1976, Хельсинки, Финляндия), финский архитектор, градостроитель, и дизайнер мебели, чья международная репутация основана на характерном сочетании модернистской утонченности, местных материалов и индивидуального выражения в форме и деталях. Его зрелый стиль воплощает группа Säynätsalo, Fin., Ратуша (1950–52).

Ранняя работа

Архитектурные исследования Аалто в Техническом институте Хельсинки были прерваны войной за независимость Финляндии, в которой он участвовал. После его окончания в 19В 21 год Аалто совершил поездку по Европе и по возвращении начал практиковать в Ювяскюля, в центральной Финляндии. В 1927 году он переехал в Турку, где работал вместе с Эриком Бриггманом до 1933 года, когда он переехал в Хельсинки. В 1925 году он женился на Айно Марсио, однокурснице, которая была его профессиональным сотрудником до самой своей смерти в 1949 году. У пары было двое детей.

1927 и 1928 годы были важными в карьере Аалто. Он получил заказы на три важных здания, которые сделали его самым передовым архитектором Финляндии, а также принесли ему всемирное признание. Это были здание Turun Sanomat (редакция газеты) в Турку, туберкулезный санаторий в Паймио и муниципальная библиотека в Выборге (ныне Выборг, Россия). Его планы для последних двух были выбраны на конкурсе, что является обычной практикой для общественных зданий в Финляндии. И офисное здание, и санаторий подчеркнуто функциональны, прямолинейны и лишены исторических стилистических отсылок. Они выходят за рамки упрощенного классицизма, распространенного в финской архитектуре XIX в.20-х годов, чем-то напоминающее здание, спроектированное Вальтером Гропиусом для школы дизайна Баухаус в Дессау, Германия. (1925–26). Как и Гропиус, Аалто использовал гладкие белые поверхности, ленточные окна, плоские крыши, террасы и балконы.

Третий заказ, Муниципальная библиотека Выборга, хотя и демонстрирует аналогичную зависимость от европейских прототипов Гропиуса и других, является значительным отходом от личного стиля Аалто. Его пространственно сложный интерьер расположен на разных уровнях. Для зрительного зала библиотеки Аалто разработал волнообразный акустический потолок из деревянных планок, привлекательную деталь, которая, вместе с использованием им изогнутой мебели из ламинированного дерева собственной разработки, понравилась как публике, так и тем профессионалам, которые сомневались в клиническая строгость современной архитектуры. Теплая текстура дерева создавала приятный контраст с общей белизной здания. Особый успех Аалто отождествил его с так называемым органическим подходом или региональной интерпретацией современного дизайна. Он продолжил в том же духе, манипулируя уровнями пола и используя натуральные материалы, световые люки и неправильные формы. К середине 1930-е годы Аалто был признан одним из выдающихся мировых архитекторов модерна; в отличие от многих его сверстников, у него был узнаваемый личный стиль.

финских павильона для двух всемирных выставок (Париж, 1937; Нью-Йорк, 1939–40) еще больше укрепили репутацию Аалто как изобретательного дизайнера свободных архитектурных форм. В этих проектах, выбранных на конкурсной основе, он продолжал использовать дерево для создания структуры и создания поверхностных эффектов. Также в этот период, в 1938 году, Музей современного искусства в Нью-Йорке провел выставку его работ, на которой была представлена ​​спроектированная им мебель и фотографии его зданий.

Эксперименты Аалто с мебелью относятся к началу 1930-х годов, когда он обставил санаторий в Паймио. Его мебель известна использованием ламинированного дерева в лентообразных формах, которые служат как структурным, так и эстетическим целям. В 1935 году Аалто и Майре Гуллихсен, жена промышленника и коллекционера произведений искусства Гарри Галлихсена, основали компанию «Артек» для производства и продажи его мебели. Неформальная теплота интерьеров Аалто лучше всего видна в вызывающем восхищение загородном доме Villa Mairea, который он построил для Gullichsens недалеко от Ноормаркку, Финляндия.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Зрелый стиль

Десятилетие 1940-х не было продуктивным; он был нарушен войной и опечален смертью его жены. В 1952 году он женился на Элиссе Мякиниеми, архитекторе по образованию, которая стала его новым сотрудником.

Заказы Аалто после 1950 г., кроме того, что их было больше, были более разнообразными и рассредоточенными: высотный многоквартирный дом в Бремене, В. Гер. (1958), церковь в Болонье, Италия (1966), художественный музей в Иране (1970). Однако его непрерывная работа в Финляндии оставалась мерилом его гениальности. Многие из его проектов включали планирование строительных групп. Двумя такими проектами были генеральные планы колледжей в Отаниеми (1949–55) и в Ювяскюля (1952–57). Опыт Аалто в планировании зародился на раннем этапе таких промышленных комиссий, как целлюлозная фабрика Сунила (1936–39, расширенная в 1951–54), которая включала жилье для рабочих и была триумфом комплексного планирования.

Единственной работой, олицетворяющей зрелый стиль Аалто, является, пожалуй, группа ратуши Сяйнятсало. Скромный по размеру в окружении леса, он тем не менее утверждает спокойную силу. Его простые формы выполнены из красного кирпича, дерева и меди — традиционных материалов Финляндии. Глядя на него, человек чувствует достижение совершенного здания, в котором суть времени, места, людей и их предназначения вынесена на первый план сознанием архитектора.

Аалто получил множество наград. Он был членом Академии Финляндии (Suomen Aketemia) и был ее президентом с 19с 63 по 1968 год; он был членом Congrès Internationaux d’Architecture Moderne с 1928 по 1956 год. Его награды включали Королевскую золотую медаль в области архитектуры от Королевского института британских архитекторов (1957) и Золотую медаль от Американского института архитекторов (1963).

Наследие

Аалто, чьи работы олицетворяют лучшее из скандинавской архитектуры 20-го века, был одним из первых, кто отказался от жесткого геометрического дизайна, характерного для раннего периода современного движения, и сделал упор на неформальность и личное выражение. Его стиль считается одновременно романтическим и региональным. Он использовал сложные формы и разнообразные материалы, учитывал характер места и уделял внимание каждой детали здания. Аалто добился международной известности благодаря своим более чем 200 зданиям и проектам, от заводов до церквей, многие из которых были построены за пределами Финляндии.

Предварительные планы Аалто были набросаны свободно, без использования Т-образного квадрата и треугольника, так что безудержный творческий порыв к изобретательным формам и неправильным формам дал полную свободу до того, как были решены функциональные отношения и детали. Отсутствие теоретической жесткости проявилось в его окончательных проектах, которые удачно сохранили спонтанность и индивидуальность его ранних набросков. Как выразился швейцарский искусствовед, он осмелился «прыгнуть от рационально-функционального к иррационально-органическому». Поскольку штат Аалто был небольшим (около шести-восьми архитекторов), все работы несли отпечаток его личности.

Аалто мало писал, чтобы объяснить свою работу, но его архитектура передала изменчивый, живой темперамент, свободный от догмы и монотонности. Говорят, что его работы выражают дух Финляндии и ее народа, примитивный, но лиричный. Его дружба с такими художниками, как Фернан Леже, Жан Арп и Константин Бранкузи, возможно, питала его любовь к криволинейным формам. Хотя его работа никогда не была навязчиво инновационной, она не была и статичной. Его поздние проекты показали повышенную сложность и динамизм, которые некоторые считали неосторожными. В частности, его работы конца 1960-е и начало 1970-х были отмечены растопыренными диагональными формами и сгруппированными перекрывающимися объемами. Энергия и воображение всегда присутствовали.

H. F. Koeper

Икона дизайна: 10 зданий Алвара Аалто

Выдающаяся фигура модернистской архитектуры, Алвар Аалто начал свою карьеру в 20-х годах в недавно обретшей независимость стране Финляндии, помогая определить стиль и эстетическую репутацию восходящая скандинавская нация. Архитектурные творения Аалто, а также его освещение, мебель и стеклянная посуда были настоящими произведениями искусства, часто экспрессионистскими по стилю, проникнутыми проницательностью для тех, кто будет жить и работать внутри. «Бог создал бумагу для того, чтобы рисовать на ней архитектуру», — сказал он. «Все остальное, по крайней мере, для меня злоупотребление бумагой». Его уверенность не была неуместной, по крайней мере, в том, что касается его соотечественников. В середине 50-х Finnair предположительно задержала вылетающие рейсы до тех пор, пока на борту не окажется великий Аалто, который сам задержит прибытие в аэропорт, чтобы насладиться вниманием.

Finlandia Hall (1971)

Хельсинки, Финляндия

Этот приморский концертный зал является центральным элементом финской столицы и может похвастаться возвышающимся зрительным залом и высокой крышей (предназначенной для улучшения акустики), изогнутыми балконами и фасадом из белого мрамора. и черный гранит.

Карьера «Алвара Аалто, архитектора и художника-монументалиста», как он называл себя в одном из своих первых офисов, всерьез началась в 20-х годах, когда он начал писать об архитектуре (часто под псевдонимом Ремус), построил классические дома и женился на Айно Марсио, которая стала ценным и частым сотрудником до самой своей смерти в 1949. Ряд заказов во второй половине десятилетия (библиотека Вийпури, здание Турун Саномат и санаторий Паймио) были одновременно творческими катализаторами и началом его поворота к более личному взгляду на модернизм. Но работа Аалто не ограничивалась строительством. Он также применил свой творческий подход к мебели, соучредив Artek в 1935 году и создав культовую вазу Savoy в 1937 году для одноименного кафе в Хельсинки в 1937 году.

Финский павильон на Всемирной выставке 1939 года (1939)

Нью-Йорк, Нью-Йорк

Вполне уместно, что человек, которого часто называют одним из величайших архитекторов Финляндии, завершит свое самое успешное десятилетие работы строением, прославляющим вклад его страны в мировую жизнь. Внутри компактного четырехэтажного здания фотографии пейзажей, людей и продуктов смотрели на изогнутые стены с деревянными решетками, блок-схема финской промышленности, увенчанная пропеллерами самолетов, вращающимися, как вентиляторы, под потолком.

Его финский павильон на 1939 Всемирная выставка в Нью-Йорке (которая последовала за парижским павильоном в 1937 году и выставкой в ​​Музее современного искусства) была названа не слишком скромным Фрэнком Ллойдом Райтом «гениальной». Это укрепило его статус на архитектурном небосклоне, принеся ему комиссионные и награды по всему миру, где он сосредоточится в последние годы своей жизни, спроектировав множество известных общественных зданий.

Культурный центр Вольфсбурга (1962 г.)

Вольфсбург, Германия

Этот общественный центр, облицованный бело-голубым каррарским мрамором, считается одним из самых важных произведений Аалто в Германии. общественная площадь.

Экспериментальный дом в Мууратсало (1953 г.)

Сяйнятсало, Финляндия

Дом на острове, который десятилетиями служил Аалто рабочим местом и испытательным полигоном. L-образное строение находится на поляне, окруженной валунами, а камни покрыты мхом. кусты черники и брусники. Аалто экспериментировал с керамикой, солнечным отоплением и кирпичом (обратите внимание на лоскутный фасад из разных кирпичей на основной конструкции).

Вилла Майреа (1939)

Ноормаркку, Финляндия

Созданная для промышленника Гарри Гуллихсена и его жены Мари, эта частная резиденция сочетает в себе органический и современный стили и является шедевром. Изогнутые формы смешались с буквально лесом деревянных колонн внутри загородного дома, создавая плавную среду и гармонию между интерьером и экстерьером.

Maison Louis Carre (1959)

Базош-сюр-Гийон, Франция

Созданный для известного арт-дилера, этот наклонный дом возвышается над холмами и облицован тем же песчаником, что и близлежащий собор. Изогнутые деревянные стены и большое окно создают светлый интерьер, а у парадного входа есть большая выставочная стена для произведений искусства.

Baker House (1946)

Кембридж, Массачусетс

Любой, кто жил в самой знаменитой постройке Аалто в США, может подтвердить, что немногие архитекторы так много думали об эстетическом удовольствии студентов колледжей. Эта змеевидная структура на реке Чарльз предлагает элегантное решение проблемы максимального обзора для каждого жителя, что приводит к множеству типов номеров.

Ресторан Savoy (1937)

Хельсинки, Финляндия

Говоря о громких открытиях: проницательный взгляд Аалто создал культовый образ этой финской легенды, от березового шпона и клубных стульев до ваз Savoy. Соответствуя требованиям времени, он мог похвастаться современной системой фильтрации для откачки сигарного дыма.

Санаторий Паймио (1933 г.)

Паймио, Финляндия

Аалто спроектировал этот санаторий для больных туберкулезом как «медицинский инструмент», структуру, активно участвующую в процессе выздоровления. Мелкие штрихи, такие как личные умывальники, антибликовые интерьерные краски и большие балконы, чтобы впитывать солнечный свет, были результатом его проницательных и чутких наблюдений (якобы сам в то время болел, он понял, что больничные палаты должны иметь «горизонтальное» расположение, так как пациенты проводят большую часть своего времени в постели). Мебель, созданную Алваром и его женой Айно для здания, до сих пор можно приобрести через «Артек».

Stephanuskirche (1968)

Вольфсбург, Германия

Функционалистская церковь Аалто излучает очень изысканный вид, с блоком белых колонн и великолепными деревянными звукоотражателями, которые свисают с потолка, придавая тихое изящество религиозному объекту.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *