Архитектура ислама: ИСЛАМСКАЯ (МУСУЛЬМАНСКАЯ) АРХИТЕКТУРА | Энциклопедия Кругосвет
Архитектура ислама Древнее мусульманское зодчество
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Первоначально на Востоке культовые здания строились в форме арабской колонной мечети. Но быстро появились иные, различные в разных странах и областях типы архитектурных сооружений. Одной из наиболее распространенных стала четырехайванная постройка, развивавшаяся как в культовом (мечеть, медресе), так и в гражданском зодчестве (дворец, караван-сарай). Это обычно большое сооружение с прямоугольным внутренним двором, с каждой стороны которого возвышается высокий стрельчатый айван – сводчатый зал, открытый с одной стороны во двор. Мощные пилоны айванов, поддерживающих арки, образуют величественные прямоугольные порталы. Самый крупный по размерам портал, украшенный по бокам стройными минаретами, возведен на главном фасаде здания. Наряду с четырехайванной композицией распространение получили и простые портально-купольные постройки, сочетающие портал и замкнутый куб здания, увенчанный куполом. Воздвигались также стройные круглые минареты, мавзолеи с шатровым покрытием. Огромная роль принадлежала орнаменту, покрывавшему большие архитектурные плоскости. Первоначально орнамент, исполненный из кирпича и резных терракотовых плиток, был монохромным. Но с 12 столетия стали применять облицовку ни красочной керамической мозаики и ярко расписанных глазурью плиток. Архитектурный декор отличался обилием мотивов и форм растительного и геометрического узора, богатством ритма, звучностью цвета, где преобладали своеобразно претворенные в искусстве топа сине-голубого неба и золотисто-охряной земли.
Мечеть Скалы, 688-692, Иерусалим, Израиль
Мечеть Биби-Ханым, 1399-1404, Самарканд Узбекистан
Мечеть Султан Ахмед, зодчий Мехмед-ага, 1609-1617, Стамбул, Турция
Израиль. Мечеть Скалы в Иерусалиме – одна из главнейших святынь мусульманства – расположена на месте, которое имелo огромное религиозное значение еще задолго до возникновения ислама. Когда в начале I тысячелетия до нашей эры в Иерусалиме воцарился Давид, он попробовал провести перепись населения, но вызвал этим гнев Господень. Яхве наслал на народ эпидемию, и во искупление своего греха царь Давид построил на этой скале алтарь. Он был сооружен на том месте, где Авраам готовился принести в жертву своего сына Исаака. Скала – вершина горы Мориа – издревле почиталась многими как центр мира. Позже царь Соломон воздвиг на этом месте огромный Храм, в котором хранился Ковчег Завета. Еще и сегодня можно увидеть часть каменного основания, на котором стоял этот храм, пока его не разрушили войска Навуходоносора. В VII веке арабский завоеватель Иерусалима Омар ибн-Хатиб восстановил скалу в прежнем виде и построил рядом мечеть. Позже халиф Абдуль эль-Малик объявил ее местом паломничества мусульман, ибо здесь будто состоялась «ночная скачка» Мухаммеда: его разбудил архангел Гавриил и на крылатом коне перенес в Иерусалим.
Мечеть «Купол Скалы» была выстроена между 688 и 692 годами. Она является самой древней в мире из сохранившихся мусульманских построек, хотя ее и называют «немусульманской», потому что в ее форме чувствуется влияние архитектуры раннего христианства. Мечеть Скалы является не только третьей по значимости святыней ислама, но и самым величественным архитектурным памятником Ближнего Востока. И действительно, мечеть, воздвигнутая над скалой, является как бы куполом, прикрывающим это священное место. Говорят, что изначально купол мечети был сделан из золота, но исторические документы рассказывают, что купол был покрыт свинцовой крышей, а наружная поверхность листами позолоченной меди. Свинцовая крыша сохранялась вплоть до 1964 года, когда в ходе произведенного в мечети ремонта покрытие купола сделали из алюминиевых листов, которым химическим путем придали цвет золота.
Диаметр его составляет 20 метров, а высота купола – 34 метра, он хорошо виден почти со всех точек Иерусалима. Расположен купол на основании, поддерживаемом каменными колоннами. Внешние стены мечети представляют собой восьмигранник и выполнены с аркадами. Изначально они были покрыты стеклянной мозаикой, но в XVI веке ее заменили на плитки в мусульманском стиле. Внутри мечеть двумя рядами колонн делится как бы на три круга, что позволяет паломникам целыми процессиями свободно двигаться вокруг находящейся в центре скалы. Под камнем расположена пещера, в которую ведут одиннадцать ступеней. А в потолке пещеры имеется отверстие, через которое стекала кровь жертвенных животных.Мавзолей Саманидов, IX столетие, Бухара Узбекистан
Шах-и-Зинда, зодчий Али из Несефа, XIV-XV столетия, Узбекистан
Медресе Шир-Дор, зодчий Абдул-Джаббар, 1619-1636, Самарканд, Узбекистан
Мечеть Скалы имеет четыре двери, ориентированные по четырем частям света. Северный вход называется Вратами рая, восточный – Вратами Давида. Южный вход считается центральным, а напротив него высится фасад другой мечети – Аль-Акса. Внутри мечети Скалы находится изумительная мозаика с узорами, которые выполнены под явным влиянием византийского искусства. Стены ее украшены орнаментами с письменами – непременным декоративным элементом исламской живописи. Одна из надписей напоминает о строителе мечети – халифе Абдуль аль-Малике из династии Омейядов. Живший позднее халиф из династии Аббасидов поставил строительство мечети в заслугу себе и изменил надпись.
Средняя Азия. В истории искусства всего мусульманского мира одну из ярчайших страниц вписало искусство Средней Азии. Став с 1370-х годов центром огромной империи Тимура, Средняя Азия пережила в 14–15 веках расцвет архитектуры и искусства. Жестокий и грозный завоеватель хотел, чтобы его столица Самарканд превосходила красотой и грандиозностью другие города мира. Здесь наряду с местными мастерами работали художники и строители, привезенные Тимуром из покоренных им стран – Ирана, Азербайджана, Афганистана, Ирака, Сирии, Индии.
Гордостью Самарканда была соборная мечеть, предназначенная для тысячи молящихся и получившая в народе название Биби-Ханым. Ее строительство было закончено в 1404 году. Тимур требовал, чтобы самаркандская мечеть превзошла величественностью все здания мира. В своем первоначальном облике она представляла сложный архитектурный ансамбль, включающий стройные минареты, портально-купольные здания, грандиозные входные порталы. Время не пощадило этот замечательный памятник зодчества. Но даже в руинах он оставляет неизгладимое впечатление. Главным зданием ансамбля, противостоящим входу, была мечеть с огромной аркой, поддерживаемой восьмигранными минаретами и увенчанная бирюзовым, как бы сливающимся с небом куполом. Особой величественностью, гармоническим чувством пропорций отличался интерьер. Мечеть Биби-Ханым свидетельствует о смелости замысла и вдохновенном мастерстве создавших ее зодчих. Торжественно монументальна усыпальница Тимуридов – Гур-Эмир в Самарканде (начало 15 века). В этом здании господствуют простые архитектурные объемы: восьмигранник основание, цилиндрический барабан и огромный ребристый сине-голубой купол. Внутреннее убранство мавзолея чрезвычайно богато: стены облицованы мрамором, резным стуком, покрыты орнаментальными росписями, вокруг надгробий расположена ажурная мраморная ограда, резные деревянные двери отличаются тончайшей ювелирной работой.
Мавзолей Гур-Эмир, XV век, Самарканд, Узбекистан
Медресе Улугбека, 1417-1420, Самарканд, УзбекистанДворец Альгамбра, зодчий Мачука Педро, XIV-XVII века, Гранада, Испания
Зодчество Средней Азии конца 14 – начала 15 веков находилось в тесном взаимодействии с архитектурой соседних стран и оказало на нее большое влияние. В 15 веке, несмотря па то что империя Тимура распалась па ряд феодальных самостоятельных государств, культурно-художественные связи между пародами Среднего Востока продолжали укрепляться. В первой половине 15 столетия застройка Самарканда, Бухары и других городов Средней Азии была продолжена внуком Тимура Улугбеком, который был выдающимся ученым-астрономом своего времени. На площади Регистан в Самарканде было воздвигнуто медресе Улугбека (1417–1420). Планировка медресе в значительной мере объяснялась замкнутым характером высшего мусульманского учебного заведения, в котором студенты не только учились, но и жили. Открытый прямоугольный двор окружен двухэтажными зданиями, где расположены кельи для учащихся. Они выходят во двор открытыми лоджиями. В середине каждой стены высятся четыре айвана, служившие местом для занятий. Медресе Улугбека отличается стройностью пропорции, единством архитектурных форм и изысканной красотой мозаик, сохранивших более чем за пять веков своего существования всю прелесть и свежесть чистых красок.
Строительство продолжалось в Средней Азии и в последующие столетия. Значительные сооружения воздвигались в Бухаре в 16 веке. В Самарканде в 17 столетии был создан знаменитый ансамбль площади Регистан. Величественный ансамбль господствует над низкой жилой застройкой окружающих улиц. Ансамбль состоит из трех медресе, расположенных симметрично па трех сторонах почти квадратной площади: с западной стороны находится уже упомянутое медресе Улугбека, с востока и юга – медресе Шир-дор и Тилля-карн, сооруженные двумя столетиями позже. Фасады медресе расположены так, что объединяющая их площадь воспринимается как открытый с одной стороны грандиозный двор с тремя громадными порталами. Геометрически четкие объемы сопоставлены в ясном ритме. Массивность зданий уравновешивается свободным взлетом стрельчатых арок порталов, мощными вертикалями минаретов. В спокойном величии застыли архитектурные колоссы, стены которых, купола, пилоны и минареты сверкают под южным солнцем яркими красками изразцовых узоров и надписей.
Испания. Главным архитектурным ансамблем Гранады был дворец Альгамбра, основная часть построек которого относится к 14 веку. Дворец расположен на высоком холме. Он окружен крепостной стеной красного цвета (по-арабски «красная» – «ал-хамра»). Дворец поражает богатством интерьеров, предназначенных и для пышных приемов и для интимной жизни восточного властелина. Основные помещения группируются вокруг двух больших открытых дворов – Миртового и Львиного. Но планировка Альгамбры, в которой нет строгой симметрии, отличается свободой. Расстановка заполняющих дворы тонких колонн кажется случайной. Сталактиты, словно гигантские соты, спускаются со сводов; на стенах, арках и карнизах развертываются сложные, построенные на сочетании голубого, красного и золотого, орнаментальные узоры. В убранстве интерьеров применены разноцветные мрамор и камень, раскрашенный алебастр, мозаика и люстровые керамические изделия. В архитектуру дворца органически включены вода и зелень. Бьющие из фонтанов сверкающие струн воды оживляют и дополняют вертикальный ритм колонн. Их отражение в зеркальной поверхности водоемов еще более усиливает впечатление легкости и хрупкости архитектурных форм. Альгамбра переносит человека в мир волшебной восточной сказки, покоряет строгим спокойствием, внутренней гармонией и чувством меры.
Турция. Самая знаменитая мечеть Стамбула – мечеть султана Ахмеда – построена в 1609–1617 годы архитектором Мехмедом-ага (учеником Синана) на месте бывшего дворца византийского
императора, напротив Святой Софии. Строительство мечети началось по распоряжению султана, которому было тогда 19 лет. По преданию, он хотел из-за некоторых грехов юности умилостивить Аллаха. К тому же он подписал с одним из правителей династии Габсбургов договор, в котором признавал того равным себе. Это, видимо, и было решающим моментом: султан счел себя обязанным
публично проявить свою веру и особую приверженность исламу. Архитектор Мехмед-ага завершил этот шедевр зодчества за семь лет. Миновав трое ворот во внутреннем дворе мечети, можно
подойти к внешней колоннаде из гранита, на крыше которой 30 маленьких куполов. Большой внутренний двор мечети окружен пор тиками. В центре его располагается шестиугольный фонтан,
опоясанный шестью колоннами со стрельчатыми арками. Такие фонтаны часто встречаются в мечетях и имеют вполне практическое значение: здесь верующие совершают омовение. В мечети (со
стороны площади Атмейдан) имеется въезд, через который султан, не слезая с коня, мог попасть в свои покои в мечети.
Основание мечети – прямоугольник со сторонами 72х64 метра. Купол диаметром у основания 33,6 метра лежит на барабане, который опирается на 4 полукупола. Все это поддерживается
четырьмя мраморными столбами, диаметр каждого из которых равен пяти метрам. Боковые галереи образуются мраморными
колоннами и стрельчатыми арками, которые увеличивают и без того огромный молитвенный зал, отчего внутри мечети создается впечатление необыкновенного простора.
Очень интересно в мечети расположение куполов. Большой центральный купол окружен четырьмя полукуполами, а под ними находятся еще четыре купола. Эта структура полностью
раскрывается только внутри мечети. Четыре больших, стоящих на слоновьих ногах колонны держат всю купольную конструкцию. Почти ослепляющий эффект многих тысяч плиток мог бы стать
навязчивым, если бы внутреннее пространство не было таким объемным, а свет не струился бы из 260 окон.
Стены почти от пола до верхнего ряда окон покрыты цветной майоликой, среди которой преобладает голубая. Это дало мечети Ахмеда второе название – Голубая мечеть. Михраб из цветного мрамора является поистине шедевром, ибо трудно поверить, что из мрамора можно соткать столь дивный тонкий узор. На стене (слева от михраба) в рамке укреплен кусок священного камня из Каабы. Михраб (молитвенная ниша, обращенная в сторону Мекки) и минбар (кафедра для чтения проповедей) вырезаны из белого мрамора. Пол мечети покрыт толстым, в основном выдержанным в красных тонах ковром, однако доминирующее впечатление создается голубизной плиток, которые в количестве более 200 000 украшают мечеть внутри. Здесь встречаются во множестве оттенки голубого и синего, и только при ближайшем рассмотрении можно различить и многочисленные другие цвета.
Тадж-Махал, 1632-1654, Агра, Индия
Индия. Тадж-Махал сооружен на берегу реки Джамны, в двух километрах от города Агра, который с 1526 по 1707 год (наряду с Дели) был столицей Могольской империи. Этот памятник-мавзолей повествует о нежной любви правителя из династии Великих Моголов к своей жене – красавице Мумтаз Махал (в девичестве – Арджуманад Бану Бегам), племяннице сильного и влиятельного царедворца при дворе индийского правителя. Имя Арджуманад Бану Бегам окружено легендами и тайнами. В 1612 году в девятнадцатилетнем возрасте она вышла замуж за принца Кхуррама, ставшего затем падишахом Шах-Джаханом. Во время свадебной церемонии отец жениха, грозный Джангир, нарек свою невестку и племянницу своей жены – «Украшением дворца» (Мумтаз Махал). Молодые супруги нежно любили друг друга. Французский врач, философ и путешественник Франсуа Бернье, проживший в Индии двенадцать лет, отмечал в своих записках, что Шах-Джахан был настолько влюблен в свою молодую жену, что «не обращал внимания на других женщин, пока она была жива». А ведь у него, как у любого восточного правителя, был гарем – и большой.
В 1629 году, через год после восшествия на престол, Шах-Джахан с войском вышел из Агры и направился на юг, чтобы покарать наместника мятежного Декана. Восстание было подавлено, наместник смещен, но в Агру Шах-Джахан вернулся один. Мумтаз Махал, никогда не разлучавшаяся с мужем, во время этого похода умерла у него на руках, родив ему четырнадцатого ребенка. Горе его было настолько велико, что он хотел покончить с собой. Сначала Мумтаз похоронили в городе Бурханпуре (территория нынешнего штата Мадхья-Прадеш), поскольку там разбило лагерь войско Шах-Джахана. И лишь через шесть месяцев гроб с ее телом перевезли в Агру, где впоследствии над ее могилой вознесся мавзолей, который (по замыслу Шах-Джахана) должен был стать символом красоты его усопшей супруги. Строительство пятикупольного здания мавзолея, превосходящего размерами и роскошью все остальные, бывшие тогда в Индии, продолжалось более двадцати лет (примерно с 1630 по 1652 год). Высота Тадж-Махала вместе с куполом достигает 74 метров. В Основании памятника лежит квадратная платформа со сторонами более 95 метров. По углам мавзолея поднимаются четыре минарета. Стены Тадж-Махала выложены полированным мрамором, снаружи в некоторых местах дополнены красным песчаником. В окнах и арках – ажурные решетки, сводчатые переходы украшены арабской вязью, которая перенесла на камень 14 из 114 сур Корана.
В строительстве этого грандиозного сооружения участвовало до 20 000 человек. Имя архитектора, воплотившего замысел Шах-Джахана, неизвестно. Некоторые приписывают создание этого памятника мирового искусства европейским зодчим. Однако изучение архитектурных особенностей Тадж-Махала позволяет сделать вывод, что в нем воплотились лучшие черты средневековой архитектуры Ирана и Средней Азии вместе с монументальным искусством древней Индии. «Создатель Тадж-Махала, даровав своим искусством, бессмертие Шах-Джахану, сам не пожал славы, хотя и создал творение, которое является самым значительным во всей истории индийской архитектуры. В те времена мастера оставались безымянными», – с горечью говорил индийский исследователь С.Н.Канунго. Но другие ученые автором этого шедевра называют разных, но вполне конкретных лиц. Однако наиболее широко распространено мнение, что в разработке проекта Тадж-Махала приняли участие лучшие зодчие Индии и других стран Востока во главе с агрским архитектором Устад-Исой. Не исключено, что одним из авторов был сам Шах-Джахан, обладавший незаурядным художественным вкусом.
Вокруг Тадж-Махала в Агре Шах-Джахан посадил великолепный сад, построенный по принципу Чар Бага: на участке земли, разделенном на четыре части. В центре находится мраморный водоем. В отличие от других сооружений, которые обычно помещались в центре сада, Тадж-Махал расположен в его начале. Вдоль оросительного канала с фонтанами посажены кипарисы, очертания крон которых гармонируют с куполами четырех минаретов. Напротив Тадж-Махала, на другом берегу Джамны, Шах-Джахан думал возвести еще одну гробницу – для себя. По замыслу, его мавзолей должен был воспроизвести формы Тадж-Махала, но был бы сделан не из белого, а из черного мрамора. Оба мавзолея должны были соединяться мостом. Однако планы и замыслы Шах-Джахана не осуществились. Когда Шах-Джахан тяжело заболел, встал вопрос, кому из сыновей занять его престол. Старший сын, Дара-шикол, был единомышленником отца, деда и прадеда. Он хотел единства страны, мира с индусами, союза с раджпутскими и маратхскими раджами. Мусульманские муллы и вельможи стеной стояли за второго сына – Аурангзеба, жестокого и мрачного мусульманского фанатика. Аурангзеб победил брата и вошел в Агру с войсками. Здесь он узнал, что отец благополучно выздоровел и не собирается освобождать трон. Но власть, однажды попавшую в руки, нелегко добровольно отдавать. Сколько еще проживет отец? И Аурангзеб приказал арестовать отца и заточить его в крепость.
Шел 1659 год. У тюремного окна стоял Великий Могол Шах-Джахан, властитель Индии, величие которого было безграничным. Имя которого повергало в трепет. Взгляд которого был страшнее молнии.
Теперь у него ничего не было. У тюремного окна стоял больной немощный старик, у которого в жизни остались только две
радости: похлебка, которую приносили только вечером, и узкое окно-бойница в стене. Окно не вмещало в себя ни рыжих
пропыленных долин, ни темных кущ манговых деревьев у храмов, ни глиняных кубиков деревенских домиков. Из тяжелой каменной рамы окна был виден лишь легкий, как облако, белый мавзолей давно умершей жены.
Тяжело больной, отстраненный от власти, Шах-Джахан часами смотрел из агрской крепости на Тадж-Махал, где
покоилась Мумтаз Махал, которую он так любил. А после смерти и он был погребен в этой же гробнице, в одном склепе с Мумтаз Махал. Сейчас прямо над склепом, в центральном зале,
украшенном орнаментом из золота и серебра, лежат две каменные плиты: одна – над могилой Мумтаз Махал, другая – над могилой Шах-Джахана.
О Тадж-Махале сложено много легенд. А многие юноши, страдая от безответной любви, взбирались на минареты и кидались вниз с верой, что на том свете добьются расположения возлюбленной.
Потом входы на минареты закрыли, чтобы охладить влюбленных, жертвующих жизнью.
Тадж-Махал в Агре стал одним из наиболее знаменитых памятников мирового зодчества. Мрамор стен, агаты и алмазы, вкрапленные в завитки орнамента, устремленный ввысь купол гробницы, днем отражающийся в водах Джамны и переливающийся ночью в свете луны – таков Тадж-Махал, воспетый сотнями поэтов.
Междуречье Египет Крит |
Этрурия Эллада Рим |
Византия Каролинги Древняя Русь |
Романское искусство Готика |
Ислам Буддизм Мезоамерика |
Ренессанс Барокко Рококо |
Классицизм Историзм Ампир |
Модерн Органика Конструктивизм |
Модернизм Постмодернизм Деконструктивизм |
Архитектура ислама | Деловой квартал
Содержание
- Средний Восток: Ранняя исламская архитектура
- Кааба. Мекка
- Мечеть Акса. Иерусалим (ок, 637 г.)
- Мечеть Ибн-Тулуна. Каир
- Город
- Мавзолей Олджейту. Султания
- Ворота Баб-ан-Наср. Каир (1087-1092 гг.)
- Ближневосточные исламские мечети, мавзолеи, медресе
- Мечеть султана Хасана. Каир (1356-1363 гг.)
- Комплексы мечетей в Египте и Персии
- Медресе Мадери-Шах. Исфахан (1706-1715 гг. )
- Мечеть Каит-бея. Каир (1472-1474 гг.)
- Исламская архитектура Испании. Мавританская мечеть
- Мечеть Кордовы
- Исламская архитектура Испании. Альгамбра
- Исламская архитектура в Индии
- Гробница Хан-и-Джихан. Тилангани (1368-1369 гг.)
- Кутб-Минар. Дели (1200-1220 гг.)
- Соборная мечеть. Джаунпур
- Тадж-Махал. Агра (1632-1654 гг.)
- Исламская архитектура в Турции и Северной Африке
- Мечеть Сулеймана. Стамбул (1550-1557 гг.)
- Голубая мечеть. Стамбул (1609-1617 гг.)
Средний Восток: Ранняя исламская архитектура
Ислам, одна из трех главных мировых религий, был основан пророком Мухаммедом, который родился в Мекке в 570 г. и умер здесь же в 632 г. Исламская архитектура возникла в VII в, на Ближнем Востоке, и затем вместе с религией проникла в другие страны. Огромная роль религии подчеркивалась строительством мечетей, которые со временем получили свою каноническую форму. Мечети чаще всего представляли собой квадратный или прямоугольный двор с аркадой, колонный молитвенный зал, минареты. Стрельчатые арки, купола, изысканный внешний декор — все это ассоциируется с исламским стилем.
Формы арок были многообразны: стрельчатая, подковообразная, трех- и многолопастная, их сочетания и др. Капители колонн украшались резным стилизованным растительным орнаментом. Поверхности стен украшались арабесками.
Резные мраморные оконные решетки с изысканными геометрическими узорами были характерной чертой ранних мечетей. Такие же решетки использовались в домах, чтобы защитить помещение от света и пыли.
Кааба. Мекка
Собственная мечеть пророка Мухаммеда в Мекке была перестроена после его смерти. Она почти кубического объема, с каменными стенами и плоской крышей, поддерживаемой колоннами. Главная мусульманская святыня, черный камень, лежит в центре мечети.
Колонны этой мечети соединены арками. Все арки заострены вверху — это пример раннего использования стрельчатой арки.
Мечеть Акса. Иерусалим (ок, 637 г.)
Мечеть была построена халифом Омаром в Иерусалиме одновременно с мечетью Куббатас-Сахра. Это одна из самых ранних исламских мечетей. В 691 г. она была расширена Аль-Велидом: появился большой зал с колоннами.
Мечеть Ибн-Тулуна. Каир
Мечеть окружена с трех сторон внешним двором — заида. Аркада ее нефов опирается не на колонны, а на пилястры. Одна из самых поразительных черт исламской архитектуры — ее сосредоточенность на внутреннем пространстве, а не на внешнем.
Это ранняя мечеть в Каире включала уже все основные элементы, характерные для более поздних мечетей: квадратный двор, окруженный аркадами, с дополнительными коридорами, молитвенный зал с пятью проходами и минарет. Украшенный куполом фонтан для омовений находился в центре двора.
Город
Ранние исламские здания не имели единого стиля. Он возник в период правления Фатимидов (969-1171 гг.). Просвещенные правители содействовали развитию наук и искусств. Появились характерные стрельчатые арки, купола, сложилась определенная система каменной кладки. От укреплений фатимидского времени в Каире сохранились трое ворот и части стен XI в. Внутри городских стен находились дома и дворцы, гробницы и кладбища. Изыскана по своим формам мавзолей Олджейту в Султанин в Иране. В 1250 г. власть захватила придворная гвардия — мамлюки. Мамлюкские султаны и их приближенные построили великолепные дворцы, мечети, медресе. Они возводили грандиозные ансамбли. Мамлюки правили Египтом до 1516 г.
Мавзолей Олджейту. Султания
Мавзолей султана Олджейту в Султании — великолепный пример исламской гробницы. Она восьмиугольная в плане, с лестницами с каждой стороны и маленькой усыпальницей с юга.
Толстые стены этого октогонального зала прорезаны нишами и арками галерей. Здание завершал карниз на кронштейнах и сталактитах. По углам стояли восемь минаретов, окружавших купол. Стены были декорированы голубой глазурью и алебастровой штукатуркой с росписью. Карнизы самого здания и минаретов были убраны глазурью и резной терракотой. Остатки лестниц фланкировали арочный вход. Арочный портал становится важной архитектурной деталью с начала XIV в.
Ворота Баб-ан-Наср. Каир (1087-1092 гг.)
Монументальные укрепленные северные ворота Баб-ан-Наср имеют две квадратные башни и рядом башню с винтовой лестницей.
Фасады башен разделены на три яруса небольшим выступом цоколя внизу, надписью и карнизом вверху. Второй ярус декорирован высеченными из камня щитами.
Ближневосточные исламские мечети, мавзолеи, медресе
Первая исламская мечеть представляла собой простой навес во дворе жилища Мухаммеда. Молящиеся обращаются лицом к Мекке, почитаемой святыне мусульман. Соответствующим образом ориентируются и мечети. Нужное направление указывает ниша — михраб, увенчанная аркой. В соборных мечетях помимо михраба есть еще и деревянная ступенчатая кафедра — мимбар. Она появилась уже в ранних мечетях. Для правителей и наместников близ михраба выделяется деревянная решетчатая ограда. Эти основные черты мечети сложились к концу VII в. позднее были дополнены обширным двором и минаретом — башни, с которой мусульман призывали на молитву словами: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Муххамед пророк его».
Во дворе мечети был бассейн для омовения перед молитвой. Мечети были религиозным, социальным и политическим центром исламской жизни.
Мечеть султана Хасана. Каир (1356-1363 гг.)
Это огромный ансамбль мечети, медресе и усыпальницы. Двор с четырех сторон окружен сводчатыми айванами. Во дворе находится медресе четырех толков ислама, каждое со своим открытым двором.
Мавзолей султана был квадратным в плане, с куполом, фланкированный с двух сторон высокими минаретами. Помещения медресе были расположены на девяти этажах здания. Поперечный разрез показывает высокую комнату слева и открытый двор в центре с фонтаном под куполом на мраморных колоннах.
Открытый центральный двор обнесен стенами с нишами. Михраб — самая большая ниша в стене, указывающей направление на Мекку. За ним расположена усыпальница султана.
Большой фонтан для омовений, которые совершали перед входом в зал молитв, расположен в центре двора. Фонтан под купольным навесом является украшением двора.
Двери по обе стороны михраба ведут в усыпальницу, отделанную мрамором. Ее расписной купол опирается на сталактитовые паруса. Стены всей мечети были облицованы мрамором.
Комплексы мечетей в Египте и Персии
В Египте тип зданий с айванами начал развиваться в XII в. Эта форма особенно подходила для ансамблей с мечетями и медресе. Такие ансамбли возводились в Каире вплоть до XVIII в. На исламскую архитектуру Персии особое влияние имело вторжение турок-сельджуков в XI в., которые принесли сюда свои архитектурные формы: цилиндрические минареты, мечети с четырьмя айванами. большие купольные пространства, кирпичную кладку и орнаменты.
В поздний сефевидский период в XVII в., орнамент с глазурованной плиточной мозаикой особенно развивался в Исфахане (столице Сефевидов), в зданиях с голубыми куполами и разноцветными фасадами.
Медресе Мадери-Шах. Исфахан (1706-1715 гг.)
Это позднее медресе обладает благородством форм и пропорций, богатством многоцветных мозаик. За монументальным порталом с окованной серебром дверью расположен октогональный вестибюль.
Центром столицы стала гигантская площадь Мейдани-Шах. Она была обнесена аркадами, вдоль которых росли деревья, а по мощенным камнем каналам текла вода. На севере площадь замыкал огромный базар с караван-сараями, медресе, банями и мечетями.
Мечеть Каит-бея. Каир (1472-1474 гг.)
Мечеть крестообразная в плане, с крытым двором, в который выходят четыре айвана.
Деревянные потолки расписаны золоченым узором, купол мавзолея покрыт рельефным геометрическим орнаментом. Все здания ансамбля декорированы мрамором.
Исламская архитектура Испании. Мавританская мечеть
В 755 г. династия Омейадов основала на Пиренейском полуострове государство, просуществовавшее два с половиной столетия. Его столица — Кордова — самый большой и процветающий город Европы в X в. и самое священное место для паломников. Здесь была построена большая мечеть — первое исламское здание в Испании. Ее строительство было начато в 786 г. и закончено к 796 г. Затем в 965 г. она была расширена к югу, а в 987-988 гг. — к востоку.
Так мечеть получила свои окончательные огромные размеры. Экономическое и культурное общение с Каиром и Багдадом, также тесные связи с Византией имели большое значение для формирования архитектуры юга полуострова.
Мечеть Кордовы
На поперечном сечении показаны каменные и кирпичные аркады с мраморными колоннами. Пространство под куполами выделено сложной системой пересекающихся арок. Михраб с куполом в виде раковины. Его подковообразная арка опирается на колонны.
Ранняя часть мечети представляет собой прямоугольник с одиннадцатью нефами по двенадцать арок. В 965 г. были выстроены еще четырнадцать дополнительных аркад и новый михраб. В конце X в. с востока были пристроены еще семь аркад.
Михраб был сделан в виде круглой камеры и покрыт куполом в виде раковины. Его подковообразная арка опиралась на колонны из мрамора и яшмы. Михраб был украшен мозаикой. Чередующиеся двухъярусные аркады, покоящиеся на романских колоннах, напоминали решетку. Здесь использовались пятилопастные арки и купола на нервюрах.
Каркас нервюр образует свод, который воспринимает нагрузку купола и передает его на опоры. Этот свод является переходом между круглым объемом купола и многоугольным основаниям.
Двухъярусная аркада позволяла увеличить высоту зала. Колонны для аркад были взяты из античных и византийских построек. Арки, подковообразные в первом ярусе и циркульные во втором, были выложены клиньями белого и красного кирпича. Эта мечеть — выдающийся памятник мирового зодчества.
Исламская архитектура Испании. Альгамбра
Цитадель и резиденция эмиров Гранады Альгамбра была построена на вершине холма и отделена от города рекой. Дворцовые здания окружены стеной, красноватый цвет которой объясняет название ансамбля Ал-Хамра, то есть Красная. Укрепления Альгамбры относятся к XI в., а дворцовые здания — к XIII-XIV вв. Постройки группируются вокруг двух дворов с аркадами, водоемами и фонтанами. Необычайно богатство и насыщенность декора. Это и разноцветные мраморы, и мозаики, и глазури, а также орнаменты, вырезанные по алебастру и расписанные голубыми, красными тонами и золотом. Большое значение здесь играет свет. Альгамбра — блестящий пример дворцовой архитектуры мусульманского запада, по своей роскоши превосходящий архитектуру средневекового Востока.
В ансамбль Альгамбры входят два дворца, каждый с продолговатым двором. Более ранний Миртовый двор с водоемом и квадратной башней тронного зала и зала Посланников. Другой — Львиный двор с двумя павильонами, залом Суда и залом Абенсеррагов.
Это открытый крестообразный в плане двор имеет символическое изображение рая. Он окружен легкими аркадами на колоннах. В центре двора бьет фонтан, чашу которого окружают двенадцать мраморных львов.
Аркады опираются на стройные колонны, кое-где соединенные по две или по три. Капители сделаны в форме кубов с закругленными углами и украшены растительным орнаментом. Тимпаны арок покрывают вырезанные по алебастру ажурные орнаменты.
Исламская архитектура в Индии
В начале XIII в. почти вся Северная Индия была завоевана тюрками, исповедовавшими ислам, а в XV-XVII вв. их завоевания распространились на всю Индию, исключая крайний Юг. На завоеванных землях прекращают существовать традиционная индийская архитектура и скульптура, но развиваются исламские архитектурные традиции, появляются новые типы и виды культовых сооружений: мавзолеи, мечети, медресе, минареты в формах, сложившихся в Средней Азии и Иране. Это было время непрерывных войн, что вызвало размах строительства фортификационных сооружений и укрепленных резиденций. Теперь доминирующим стал не храм, а укрепленный замок феодала и его мавзолей.
Гробница Хан-и-Джихан. Тилангани (1368-1369 гг.)
Восьмиугольный зал с куполом окружен открытой верандой.
На каждой стороне восьмиугольника расположены три стрельчатые арки на квадратных колоннах. Эта схема станет характерной для гробниц.
Кутб-Минар. Дели (1200-1220 гг.)
Этот минарет был памятником окончательной победы мусульман над Индией. Это огромная конусообразная пятиярусная башня, построенная из красного песчаника с вставками из серого кварца и белого мрамора, покрытого резьбой.
Соборная мечеть. Джаунпур
Эта мечеть имела массивный вход со стрельчатой аркой, открытый внутренний двор, обнесенный аркадой, и крытый молитвенный зал.
Самым богатым периодом в истории индийской исламской архитектуры было время Великих Моголов, с XVI до XIX в. Наивысшим достижением архитектуры моголов был Тадж-Махал в Агре, украшенный резьбой по мрамору, мозаиками из драгоценных камней. Биджапур был одной из столиц исламских династий в Индии, и здесь Мухаммед-Адиль-шах построил огромную купольную гробницу, размеры которой превышали размеры римского Пантеона — один из самых выдающихся памятников середины XVII в. Черты исламской архитектуры характерны и для индийских дворцов в Агре, Манду, Биджапуре, Дели с их павильонами, дворами, верандами и садами.
Тадж-Махал. Агра (1632-1654 гг.)
Этот великолепный мавзолей был построен Шах-Джаханом для своей жены Мумтаз Махал. Здание из белого мрамора, декорированное инкрустацией из драгоценных камней в мрамор, приподнято на высокую платформу, минареты как стражи возвышаются со всех четырех сторон. Внешний двор окружен аркадой с четырьмя входами, центральный ведет к садам.
Мавзолей — квадратный в плане, с куполом в центре, над могилами шаха и его жены. По углам расположены еще четыре маленьких купола.
Купол на высоком барабане располагался над могилой. Свод имел внутренний и внешний каркасы. Внутренний свод отделен от погребальной камеры решеткой из белого мрамора, через которую проникал свет (Смотрите: подробнее о Тадж-Махал).
Исламская архитектура в Турции и Северной Африке
Турки-сельджуки были кочевниками и не имели своих архитектурных традиций. Они переняли строительную культуру народов Малой Азии. Византии, а также Ирана и Средней Азии. С XIV по XVI в. в результате завоеваний Османское государство стало громадной империей. Вначале мусульмане превращали христианские храмы, например собор Св. Софии в Константинополе, в мечети. Строившие в византийском стиле архитекторы разрабатывали центричную систему мечети с характерным полусферическим сводом, маленькими куполами и выступающим портиком, обрамленным высокими стройными минаретами. Стены были покрыты резными орнаментами и мозаикой. В Северной Африке развивался стиль, известный как магрибский.
Мечеть Сулеймана. Стамбул (1550-1557 гг.)
Мечеть построена архитектором Синаном. Она квадратная в плане. Четыре стрельчатые арки поддерживают центральный купол, окруженный полукуполами и маленькими куполами. Двор, выстланный белым мрамором, окружают галереи.
Ансамбль мечети, включающий в себя медресе, больницу, бани, фонтаны, мечеть с четырьмя конусообразными минаретами, и кладбище. Дворик с фонтаном имеет портик с колоннами из порфира, мрамора и розового гранита. Огромный центральный купол окружен полукуполами, по углам расположены четыре маленьких купола. Деревянные двери мечети инкрустированы черным деревом, перламутром и слоновой костью.
Центральный купол, самый большой из куполов комплекса, соперничает с куполом Св. Софии. Он опирается на четыре больших столба. Слева находятся мимбар и михраб. Стены михраба украшены мозаикой из цветных стекол.
Голубая мечеть. Стамбул (1609-1617 гг.)
Комплекс включает мечеть, мавзолей, медресе. Мечеть — квадратная в плане, с куполом на массивных столбах. Четыре полукупола окружали центральный. По углам располагались четыре маленьких купола.
Мечеть расположена между двором с фонтаном и садами. Купола расположены симметрично вокруг главного купола. Мечеть окружена минаретами.
Что такое исламская архитектура?
Исламскую архитектуру можно найти в основном в арабских государствах и странах с мусульманским большинством по всему миру, а также в европейских странах с арабской или исламской историей, таких как Испания и Португалия. Некоторые из его ключевых элементов включают геометрические узоры, стрельчатые арки и купола.
Что такое исламская архитектура?
Исламская архитектура — многовековая категория архитектуры, основанная на принципах ислама. Поразительные скульптурные формы и часто ослепительные декоративные детали, которые характеризуют исламские здания, включают в себя некоторые из самых впечатляющих построенных сооружений на Земле.
Мечети султана Хасана и Аль-Рифаи в Каире, ЕгипетЛеонид Андронов / Getty Images
История исламской архитектуры
Исламская архитектура относится к архитектурному стилю, который был создан как физическое проявление принципов ислама мусульманами (людьми исламской веры) в 7 веке. Его традиции продолжаются и по сей день. Здание, которое чаще всего ассоциируется с исламской архитектурой, — это мечеть или мусульманское место отправления культа.
Но исламская архитектура включает в себя как светские, так и религиозные здания. Он включает в себя все, от крупных мечетей, крепостей, дворцов, гробниц, школ и других общественных зданий до небольших фонтанов, общественных бань и бытовых построек.
Мечеть Хасана в Рабате, МароккоРичард Шаррокс / Getty Images
Существующие стили, включая римскую, византийскую и персидскую архитектуру, повлияли на раннюю исламскую архитектуру. Поскольку исламская архитектура распространилась с Ближнего Востока по всему миру, особенно в Азию, на нее также повлияла архитектура Китая и Моголов.
Мусульмане из Северной Африки, завоевавшие Пиренейский полуостров и многие окружающие острова Западного Средиземноморья, принесли архитектуру с исламским влиянием в некоторые части Европы. Многие выдающиеся образцы этого стиля находятся в Испании. В середине 19 века движение возрождения включало работы каталонского архитектора Антонио Гауди, на которого сильно повлиял исламский стиль в Испании.
Мечеть Насир-аль-Молк в ИранеУолтер Бибиков / Getty Images
Ключевые характеристики исламской архитектуры
Минареты
Минареты представляют собой возвышающиеся шпили с внутренними лестницами и небольшими окнами. Они поражают своим видом и выполняют неотъемлемую функцию, призывая мусульман к молитве пять раз в день.
Купола
В исламской архитектуре купола размещены на конструкциях, называемых подвесками, которые позволяют разместить круглый купол в прямоугольной или квадратной комнате. Кулоны часто украшают мозаикой.
Прыжки Мукарнаса
Напоминая соты или сталактитовый узор, сложные своды из мукарнаса добавляют текстурный и монохроматический оттенок потолкам часто замысловато и красочно выложенных плиткой интерьеров.
Арки
В исламской архитектуре распространены подковообразные (или замочные), остроконечные (предшественник готики), зубчатые (или многолистные) и оги (многокривые) арки.
Декоративные детали
Айхан Алтун / Getty Images
Исламское украшение часто включает в себя разноцветную мозаичную плитку с повторяющимися узорами и геометрическими или растительными мотивами и узорами, такими как арабески. Это также обычно включает использование арабских каллиграфических шрифтов, таких как отрывки из Корана.
Еще одна поразительная особенность — машрабия, или деревянная решетка, которая используется на окнах для уединения и контроля климата. Он также иногда используется в современном контексте как чисто декоративный элемент или вариант для разделения внутренних пространств.
Другие декоративные элементы исламского дизайна включают настенные росписи, лепные скульптуры и стеновые панели, а также декоративные изделия из дерева.
Наружные элементы
Исламская архитектура часто включает в себя сады, обнесенные стеной внутренние дворы, открытые залы с крышей, поддерживаемой колоннами, и своды.
Знаменитые образцы исламской архитектуры
Купол Скалы в Иерусалиме, Израиль
Купол Скалы в Иерусалиме, Израильмбелл / Getty Images
Эта знаменитая общественная святыня, построенная в VII веке, является старейшим в мире памятником ислама. Купол Скалы был первым исламским зданием с куполом в византийском стиле. Позолоченный деревянный купол расположен на восьмиугольном основании. А само здание украшено цветочной и геометрической мозаикой.
Тадж-Махал в Агре, Индия
Тадж-Махал, одно из Новых семи чудес света, считается самым известным образцом исламской архитектуры. Этот обширный комплекс мавзолеев XVII века, сочетающий в себе элементы персидской, индийской и исламской архитектуры, стал одной из самых популярных туристических достопримечательностей в мире. Он мгновенно узнаваем благодаря внушительной центральной белой мраморной гробнице. При ближайшем рассмотрении обнаруживаются замысловатые детали, такие как инкрустация драгоценными камнями и арабская каллиграфия.
Альгамбра в Гранаде, Испания
Альгамбра — дворец и крепость 14-го века, построенная на плато с видом на Гранаду, Испания. Хотя за последние 700 лет комплекс утратил некоторые из своих первоначальных построек, то, что осталось, является потрясающим примером исламского архитектурного орнамента. Есть резное дерево и лепнина, красочная плитка, каллиграфия и мукарны, украшающие Львиный двор.
Центр Гейдара Алиева в Баку, Азербайджан
Элен Бине / Zaha Hadid Architects
Хорошо известным примером модернизированной версии исламского стиля является отмеченный наградами культурный центр 2013 года, спроектированный иракско-британским архитектором Захой Хадид, которая умерла в 2016 году. дизайн, перекликающийся с многовековыми традициями, но при этом абсолютно современный.
10 Отличительные элементы исламской архитектуры
Исламская архитектура — это архитектурный стиль, связанный с религией ислама, который произошел от различных архитектурных стилей, таких как месопотамский и римский. По прошествии веков на исламскую архитектуру повлияли другие современные стили, такие как китайская архитектура и архитектура Великих Моголов. На исламскую архитектуру также повлияли различные изменения, которые были признаны необходимыми во время колониального правления.
Некоторые известные объекты наследия и здания, принадлежащие исламской архитектуре, включают мечети, форты, дворцы и гробницы.
Вот некоторые отличительные элементы исламской архитектуры:
1. Купола | Исламская архитектураКупола обычно появляются как часть крыш и потолков и представляют собой полусферические конструкции. Купола могут стоять на конструкции ротонды, барабане или системе взаимосвязанных подвесок. Вершина купола может быть оснащена окулусом, обеспечивающим естественное освещение внутри.
Купола впервые появились в месопотамской архитектуре. Исламская архитектура приняла купол в качестве одной из своих главных особенностей после того, как на нее повлияла модель ранее существовавших византийских куполов в османской архитектуре. Различные типы куполов включают купола-луковицы, купола-ульи, купола с подкосами, сводчатые купола, составные купола, купола со скрещенными арками, эллипсоидальные купола, геодезические купола и так далее.
Купол Скалы ©www.tes.comКупол Скалы ©www.snowwhitedesign.wordpress.com 2. АркиАрки являются важными элементами исламской архитектуры, и их расположение обычно определяет входы в здания и помещения. Различные типы арок включают остроконечные арки, арки Оги, подковообразные арки и арки с несколькими фольгами. Двойная арочная система мечети-собора Кордовы и стрельчатые арки мечети Аль-Акса представляют собой прекрасные примеры того, как арки становятся неотъемлемой частью исламской архитектуры.
Собор-мечеть Кордовы ©courses. lumenlearning.com/Aqsa Masjid ©aqsapedia.net/ 3. Мукарнас | Арабская архитектураМукарны напоминают сталактиты или соты и становятся трехмерными скульптурными украшениями, которые часто появляются как часть сводов. Нижняя сторона куполов, парусов, арок, сводов, скосов и т. Д. Обычно содержит мукарны.
Слово «Мукарна» происходит от арабского слова «карнаси», означающего «сложная работа». Мукарны являются неотъемлемой частью исламской архитектуры, поскольку они символизируют обширность и сложность исламской идеологии.
Мукарнас впервые появился в районе Месопотамии и Северо-Восточного Ирана. Один из крупнейших Мукарнас принадлежит району Джазира на востоке Сирии и Ирана.
Мукарна ©www.flickr.comМукарна ©www.flickr.com 4. МинаретыМинареты являются частью архитектуры мечетей в виде башен и часто имеют один или несколько балконов. Башни действуют как наглядные пособия, направляющие людей к мечети, а также служат ориентирами во время исламского призыва к молитве. Формы минаретов, которые обычно можно увидеть, варьируются от толстых, приземистых, спиральных пандусов до высоких, изящных, тонких шпилей. Основание этих минаретов обычно имеет квадратную форму. Количество минаретов в мечетях колеблется от одного до шести. Эти башни считаются «достопримечательностями ислама». Кутуб-Минар в Индии и Спиральный минарет в Самарре в Ираке — известные минареты, принадлежащие к исламской архитектуре.
Кутб-Минар ©www.tripadvisor.comВеликая мечеть Самарры ©www.flickr.com 5. Михраб | Исламская архитектураМихраб, архитектурный элемент, указывает направление Киблы. Он выглядит как полукруглая ниша в стене мечети, и стена, которую обычно называют «Стеной Киблы», помогает символизировать направление молитвы.
Михрабы Соборной мечети Кордовы и Великой мечети Дамаска очень декоративны, и эти прекрасные михрабы мира демонстрируют инкрустации из драгоценных камней и дорогих материалов. Иногда эти михрабы украшают мукарны.
Mihrab ©www. flickr.comИсламские украшения включают геометрические узоры, цветочные мотивы и каллиграфию. Римская, греческая и сасанидская культуры вдохновили исламскую архитектуру на использование симметричных узоров. Исламское искусство и архитектура обычно имеют узоры восьмиконечной звезды. Исламские легенды гласят, что он может захватывать джиннов, джиннов, нематериальных двойников людей. Все исламские украшения симметричны и обычно следуют по спирали, из которой прорастают листья и цветы. Никакие части бесшовного исламского дизайна не выделяются визуально, а дизайн имитирует волнистое море за счет повторения и тщательного расположения мотивов.
Шаблон арабески ©www.pinterest.com 7. Гипостильный залГипостильные залы появились в исламском мире во времена династии Омейядов. Форма этих залов обычно прямоугольная или квадратная, а колонны расположены в виде сетки. Колонны создают впечатление бескрайнего простора, усиливая духовную метафору и визуальную эстетику, повествующую об описании основ существующей науки, технологий и цивилизаций.
Мечети, построенные с использованием гипостильного зала, стали одним из двух основных типов строительства мечетей. В соборных мечетях молельные залы имеют форму гипостиля. Мечеть Святой Софии, расположенная в городе Стамбуле, является хорошим примером гипостильной мечети.
Гипостильный зал – Собор Святой Софии, Стамбул ©blog.radissonblu.com/ 8. Дворы | Арабская архитектураБольшинство мечетей и дворцов, принадлежащих к исламской архитектуре, имеют большие дворы, в которых могут собираться большие скопления людей во время праздников и молитв. Аркады окружают эти дворы. В этих дворах есть фонтаны, где люди совершают омовение перед молитвой.
Внутренний двор-Большая мечеть Харам ©www.zawya.com 9. СадыЭти сады дают людям передышку летом. В садах представлены водные объекты, такие как большие мраморные фонтаны и пруды, украшенные лотосами и лилиями. Эти сады часто имеют четырехугольную планировку. В Священном Коране много упоминаний о садах, которые символизируют рай на земле.