Архитектура конца 19 начала 20 века россии: Архитектура на рубеже XIX — XX веков • Архитектура
XIX век и начало XX века :: Баку
После того как в 1796 году русские войска захватили Баку, был разработан план по укреплению Бакинской крепости. После смерти Екатерины II в марте 1797 года царские войска покинули Баку и план по расширению крепости «Ичеришехер» в юго-западном направлении вплоть до бывшей гостиницы «Интурист» не был реализован.
Здание Городской Думы.В 1806 году Баку стал частью Российской империи, а через год был разработан новый план расширения города за пределы стен средневековой крепости. Согласно этому проекту, предполагалось построить крепость за пределами города, на берегу моря, на свободной, ровной и открытой территории. Однако план, составленный в 1807 году, не был реализован.
В 1822 году был разработан основной план Баку, который предполагал строительство дополнительных прямоугольных кварталов.
6 октября 1835 года был разработан план под названием «План крепости Баку с показанием предположения на устройство в оной Цитадели и Крепости, и увеличение форштадта за Крепостью».
Ныне «Дворец счастья».
В тот период за пределами крепостных стен существовали населённые пункты-рабады, тесно связанные с профессиональной и коммерческой жизнью населения. На территории рабада были построены караван-сараи, мечети, бани, и др. Был также создан большой зеленый массив – загородный «Хан багы» (Ханский сад).
После того, как в 1843 году Баку стал уездным городом, был разработан генеральный план, что стало новым этапом в развитии города. В 50-х годах XIX века наблюдалось развитие градостроительства в новом районе Баку.
Со второй половины XVIII века рабады и крепость развивались как единое целое. Сооружения рабада площадью 15-16 га занимали северную часть крепости вдоль Шамахинской дороги. Вокруг крепости и у границ рабада располагались Абшеронские сады.
Аллея, соединяющая Шамахинские ворота с главной магистралью форштадта, была отмечена в генеральном плане 1854 года.
В 1855 году был утвержден «Генеральный план предполагаемого размещения зданий в Бакинском порту». Территория, предназначенная для порта (позже названная Азнефтью), примыкала с одной стороны к крепостному рву, а с другой стороны к каменному мосту.
В 1858 году, площадь, отведенная для Департамента военно-морского флота, в том числе территория Бибиэйбатского района, составила около 4 кв. км.
После землетрясения в Шамахе 15 мая 1859 года центр губернии был перенесён в Баку. Но для губернской администрации зданий не хватало. Пространство в 21,5 гектар между крепостными стенами препятствовало решению сложной проблемы урбанизации. В форштадте начался снос старых зданий и строительство новых 4 этажных домов. В итоге ускорился массовый поток населения в Баку. С 60-х годов XIX века Баку стал занимать ведущее место в экономике Южного Кавказа.

В 1860 году в городе было всего 3 водохранилища – «Хан», «Цицианов» и «Комендант». В 1867 году к береговой улице была проведена вода, были построены фонтаны и другие строительные сооружения. Вокруг водохранилища «Цицианов» был создан тенистый сад.
В 1862 году был составлен проект по строительству складов вдоль побережья. В 1865 году было дано разрешение на снос крепостных стен с прибрежной стороны.
Архитектор Касым бек
Гаджибабабеков.
Этот этап городского развития в Баку совпадает с творческим периодом одного из величайших архитекторов Азербайджана — Касым бека Гаджибабабекова. Строительство центральной площади форштада, называвшийся «Парапетом» и являющейся важной частью городского планирования, также было осуществлено Касым беком. В 1868 году на основе его проекта был построен караван-сарай (нынешний кинотеатр Араз). Графическое проектирование караван-сарая было осуществлено Мешеди Мирза Гафар Исмаиловым впоследствии прославившимся как знаменитый архитектор.
В начале 1870 года в Баку было много нефтеперерабатывающих заводов, и они были хаотично разбросаны на значительной территории города.
В 1872 году после ликвидации арендной системы в нефтяной промышленности Баку начал быстро развиваться.
В 1876 году возник Черный город, названный так из-за почерневших заводских зданий, находившихся на пастбищах, садах и огородах местных жителей поселка Кешля. В 1874 году гражданин Швеции Роберт Нобель, приехав в Баку, основал компанию «Братья Нобель». В 1889 году французским инвестором Ф. Ротшильдом была создана компания «Каспий-Черное море».
Территория заводов общества Каспий-Черное море, химический завод Шибаева и жилой поселок братьев Нобелей — Вилла Петролеа, построенные в продолжение Черного города, называлась Белым городом.
В 1878 году был создан большой массив вокруг мечети Тезепир. Деревня Чемберекенд развивалась спонтанно без соблюдения каких-либо правил строительства.
Согласно плану 1878 года город состоял из трех независимых друг от друга административно-территориальных единиц: в центре агломерации — Баку, на юге — Баилов с адмиралтейством и на востоке — промышленно-заводская зона (Черный город). В то время количество кварталов, построенных в Баку, достигло 120, на Баилове — 20, а в Черном городе — 30.
Железнодорожный вокзал. Конец XIX века.В 1880 году между жилыми районами и промышленными зонами в северо-восточной части города было построено здание железнодорожного вокзала. В 1883 году была введена в эксплуатацию железнодорожная линия Баку-Тбилиси.
В 1870-1880 гг. после начала усиленной эксплуатации Бибиэйбатских нефтяных промыслов стали появляться первые жилые кварталы вокруг дороги в село Шихов.
Активное строительство города, который простирался от Баиловского мыса до Белого города, обусловило принятие нового генерального плана города. Подготовленный в 1898 году инженером Н. А. фон дер Нонненом генеральный план Баку, был утвержден депутатами Думы. Однако архитектурно-планировочные показатели плана не были столь высокими. Основные магистральные линии, соединяющие районы города, не были предусмотрены, зеленные насаждения не были расположены в соответствии с общей планировочной структурой города и т.д.
Николай Августович.
Позже отредактированный Мамед Гасаном Гаджинским план фон дер Ноннена был единственным документом, регулирующий строительство Баку.
На рубеже XIX-XX веков Баку считался самым крупным и весьма процветающим городом. В центре простирались улицы с пассажами, большими магазинами, отелями, офисами известных коммерческих и промышленных фирм и частными банками. В центре города также располагались дворцы местных миллионеров, поместья состоятельных купцов, театры, клубы и учебные заведения. Что касается окраин города, то они как по сооружениям, так и по удобству жизненных условий не были столь привлекательны.
Для предотвращения самовольных передвижений населения в особенности приезжих, Городская дума на пустующих землях начала строительство поселков под названием Мусульманский, Арменикенд, Молоканский. Система поселков предотвратила незаконный захват земель.
В связи со строительством системы водоснабжения от источника Шоллар, расположенного на расстоянии 190 км от Баку, экономическая жизнь города оживилась.
В 1911 году М. Г. Гаджинский спроектировал более перспективные для проживания и застройки северные и северо-восточные районы города.
В 1914 году общая площадь Баку составляла 4972,58 га, а площадь в черте города составляла 2300 га. В Баку было всего 1018 кварталов, 800 из них были построены полностью или частично. В 1913 году в городе было зарегистрировано 9388 частных участков или владений. В 1855-1917 годах население Баку увеличилось в 33,4 раза. Если в 1850 году население города составляло 7 400, то в 1918 году превзошло 248 000 человек.
Филармония.За 100 лет Баку из небольшого отдаленного городка превратился в крупный промышленный центр.
Февральская буржуазная революция в России заставила отложить решение многих хозяйственных вопросов города. В Баку больше не проводилось особых проектно-планировочных работ вплоть до установления Советской власти в Азербайджане.
Архитектор Зивер бекАхмедбеков.
В конце XIX — начале XX века были построены: ныне Национальный музей искусств Азербайджана (архитектор Фон дер Нонне, 1888-1890), здания Института Рукописей НАНА (1898-1900), Бакинского совета (архитектором обеих зданий является И. В. Гославский,1900-1904), мечеть «Теза-пир» (архитектор З. Ахмедов, 1905-1914), здание «Исмаилия» (ныне здание Президиума НАНА; архитектор И. К. Плошко, 1908-1913), Театр Оперы и Балета (1911, архитектор Н. Бабаев), дом М. Мухтарова (1911-1912, архитектор И. К. Плошко) глазная больница (1911-1912, архитектор З. Ахмедбеков), Филармония (1911-1912) и т.д. Эти здания, построенные за счёт известных миллионеров-меценатов Г.З. Тагиева, М. Нагиева, М. Мухтарова, Ш. Асадуллаева, отразили стиль европейской архитектуры того времени.
В течение короткого периода существования Азербайджанской Демократической Республики (1918-1920 гг.), были также осуществлены определенные меры в области архитектуры. Величественные здания, сожженные в Баку в 1918 году армяно-дашнакскими бандитами – женская гимназия Г. З. Тагиева, «Исмаилия», были восстановлены на основе проектов З. Ахмедбекова.
В Баку охраняются более 1500 жилых домов и административных зданий, относящихся к XVIII — началу XX века.
Использованная литература:
Азербайджанская Национальная Энциклопедия. Том третий. Баку: Научный центр «Азербайджанская Национальная Энциклопедия», 2011, Статья “Баку”. (на азербайджанском языке)
Азербайджанская Национальная Энциклопедия. Азербайджан. Баку: Научный центр «Азербайджанская Национальная Энциклопедия», 2007, Статья “Архитектура”. (на азербайджанском языке) (на русском языке)
Леденева Г.Л. Гражданская архитектура российской провинции конца XIX
- формат pdf
- размер 7.4 МБ
- добавлен 19 января 2010 г.
Учебное пособие. 2003 г. -80с. изд ТГТУ, Тамбов.
В учебном пособии излагаются основные проблемы истории
провинциальной архитектуры конца 19 начала 20 столетий,
рассматриваются типологические особенности гражданских зданий,
выявляются наиболее значительные произведения зодчества,
определяется специфика становления и развития профессиональной
архитектурной деятельности на территории г. Тамбова.
В приложении приводятся библиографические сведения о зодчих
города.
Предназначено для студентов архитектурно-строительного факультета.
Похожие разделы
- Академическая и специальная литература
- Искусство и искусствоведение
- История искусств
- История русского искусства
- Академическая и специальная литература
- Исторические дисциплины
- Историческое краеведение
- Краеведение России
Смотрите также
- формат djvu
- размер 15.
4 МБ
- добавлен 14 июня 2011 г.
Симферополь, «Таврия», 1983 г. -208 с.: ил. Путеводитель посвящен архитектурному Севастополю, историии его застройки, его памятникам и монументам.
- формат djvu
- размер 41.5 МБ
- добавлен 14 декабря 2009 г.
Изд. 3-е, перераб. и доп. — М.: Стройиздат, 1984. -334 с. В книге изложена история архитектуры от времени ее зарождения до наших дней с учетом развития конструктивной основы зодчества и строительных приемов. При сохранении в основном структуры и содержания предшествующего издания настоящий учебник дополнен разделами «Архитектура Украины и Белоруссии», «Архитектура Древней Америки» и др. а также материалом по истории архитектуры последних лет в СС…
- формат jpg
- размер 116.
01 МБ
- добавлен 27 марта 2010 г.
Учебник для студентов вузов обучающихся по специальности «ПГС». Изд. 3-е дополненное. М.: Стройиздат, 1984г. -298с. Архитектура эпохи первобытно-общинного строя. Архитектура рабовладельческой эпохи. Архитектура эпохи феодализма. Архитектура эпохи капитализма. Архитектура эпохи социализма. Литература. Приложение.rn
- формат pdf
- размер 1.61 МБ
- добавлен 27 декабря 2009 г.
Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008. – 80 стр. (270301 «Архитектура») 1. Становление классической теории композиции 2. Становление модернистской ментальности 3. Кубизм, футуризм, супрематизм и поэтика архитектуры модернизма 4. Композиционные каноны и формообразующие принципы архитектуры модернизма 5. Композиционные принципы архитектуры постмодернизма 6. Черты поэтики новейшей архитектуры 7. Проблемы поэтики деконструктивистской архитектур…
Реферат
- формат doc
- размер 4.46 МБ
- добавлен 27 августа 2010 г.
СПбГУАП Памятники архитектуры Петербурга XVIII века Барокко в Петербурге XVIII века Архитектурный классицизм в Петербурге второй половины – конца XIX века Архитектура Петербурга в ХХ веке
Реферат
- формат doc
- размер 7.34 МБ
- добавлен 02 мая 2010 г.
Реферат на 90 страницах формата А4, с иллюстрациями. Краткие сведения из истории мировой архитектуры. содержание: Древний Египет. Архитектура Древней Греции. Архитектура Древнего Рима (I в. до н. э. ). Романская и готическая архитектура. Архитектура ренессанса. Барокко. Рококо: легкость бытия. Классицизм в архитектуре XVIII-XIX вв. Древнерусское зодчество XI-XVI вв. Архитектура петровского времени. Архитектура эклектизма и модерна. СОВЕТСКАЯ АРХИ…
- формат pdf
- размер 22.14 МБ
- добавлен 29 ноября 2010 г.
М.: Гос. изд-во литературы по строительству и архитектуре, 1953. — 205 с., ч/б. ил. Содержание: Предисловие. Введение. Паркет первой половины и середины 18 века. Паркет конца 18 века. Паркет первой половины 19 века. Паркет конца 19 века и начала 20 века. Перечень иллюстраций
- формат jpg
- размер 193.27 МБ
- добавлен
28 мая 2010 г.
686 стр., издательство «Стройиздат», 1966 г. Двенадцатитомная «Всеобщая история архитектуры» — одно из наиболее значительных по масштабу изданий в существующей специальной литературе. Проанализированы закономерности развития архитектуры в разные эпохи и у разных народов. Архитектура рассматривается как многообразная сфера человеческой деятельности, исторически обусловленная социально-экономическими и культурными процессами и одновременно выступа…
- формат jpg
- размер 156.15 МБ
- добавлен 17 октября 2010 г.
568 стр., издательство «Стройиздат», 1968 г. Двенадцатитомная «Всеобщая история архитектуры» — одно из наиболее значительных по масштабу изданий в существующей специальной литературе. Проанализированы закономерности развития архитектуры в разные эпохи и у разных народов. Архитектура рассматривается как многообразная сфера человеческой деятельности, исторически обусловленная социально-экономическими и культурными процессами и одновременно выступа…
- формат jpg
- размер 255.82 МБ
- добавлен 04 ноября 2010 г.
618 стр., издательство «Стройиздат», 1969 г. Двенадцатитомная «Всеобщая история архитектуры» — одно из наиболее значительных по масштабу изданий в существующей специальной литературе. Проанализированы закономерности развития архитектуры в разные эпохи и у разных народов. Архитектура рассматривается как многообразная сфера человеческой деятельности, исторически обусловленная социально-экономическими и культурными процессами и одновременно выступа…
Классическая архитектура в Европе и Северной Америке с 1700 года
Элизабет Маколей-Льюис
Соединенные Штаты ◽
20 век ◽
19-го века ◽
18-ый век ◽
Соединенные Штаты ◽
Классическая античность ◽
Начало 20 века ◽
Классическая архитектура ◽
греко-римская ◽
19 век
С тех пор как Западная Римская империя рухнула, классическая или греко-римская архитектура служила образцом для выражения культурных, художественных, политических и идеологических целей более поздних цивилизаций, империй, наций и отдельных людей. Эпоха Возрождения ознаменовала собой первое крупное широко распространенное повторное взаимодействие с классической античностью в искусстве, литературе и архитектуре. С тех пор споры о классической древности и ее отношении к современному миру продолжаются. Одним из таких важных споров была ссора между древними и современными, которая возникла, когда Шарль Перро опубликовал свои Parallèles des anciens et des modernes в 1688 году. Этот спор был сосредоточен на том, может ли современная эпоха превзойти древность, особенно в литературе. Греко-римская полемика (1750-е и 1760-е годы) была еще одним примером обращения европейцев к классическому прошлому; эти дебаты были сосредоточены на том, какое искусство имело большую историческую ценность: греческое или римское; спор не утихает и по сей день. Такие деятели, как Иоганн Иоахим Винкельманн, доказывали (в таких публикациях, как Винкельманн 1764 г., цитируемых в разделе «Ранние археологические публикации о Греции и классические руины римского Востока» о греческом искусстве) превосходство греческих форм, в то время как другие, такие как Джованни Баттиста Пиранези (чей 1748–1748 гг.
1778 видов Рима воспроизведены в Ficacci 2011, цитируется в разделе «Ранние археологические публикации об Италии»), выступающем за превосходство Рима. Такие дебаты демонстрируют, как классическая античность была неотъемлемой частью интеллектуальной и художественной среды Европы 18-го века. В этой библиографии основное внимание уделяется использованию классической архитектуры в создании застроенных форм с 1700 года по настоящее время в Европе и Северной Америке, которую обычно называют неоклассической или неоклассической, оба из которых приемлемы. Ученые часто определяют неоклассический период как продолжающийся с ок. 1750-1830 гг., когда европейское искусство и архитектура преимущественно усвоили классические формы и идеи. Влияние классической архитектуры продолжало оставаться популярным на протяжении 19 века.века и начала 20 века в США. В начале 19 века наблюдался расцвет греческого возрождения, когда греческие формы доминировали в художественном и архитектурном производстве как в Европе, так и в Соединенных Штатах.
Восхождение королевы Виктории в 1837 году ознаменовало сдвиг в сторону предпочтения готических и средневековых форм. Неоклассические формы возродились во второй половине 19 века, когда римские архитектурные формы становились все более популярными как выражение империи. Термин «неоклассический» был придуман еще в январе 1872 года Робертом Керром, который использовал этот термин положительно. Позднее оно приобрело определенный негативный оттенок, когда неизвестный писатель использовал его в качестве уничижительного эпитета в лондонской «Таймс» в 189 г.2. Неоклассическая архитектура не стала лучше с подъемом модернизма в начале 20-го века и с тех пор считается старомодной и производной. Неоклассическая архитектура не была бездумным подражанием классическим архитектурным формам и интерьерам. Интерес к классической архитектуре и создание неоклассической архитектуры подстегнули важные археологические открытия середины 18 в., расширившие представление о греческих и римских постройках. Удивительная гибкость древней архитектуры для воплощения величия империи, а также принципов зарождающейся демократии означала, что у нее был большой потенциал для интерпретации и переосмысления бесчисленными архитекторами, меценатами, империями и национальными государствами — по-разному.
и в разное время с 18 по 20 вв. Эта библиография организована тематически (например, «Общие обзоры», «Справочники, справочники и теоретические работы», «Справочные работы», «Ранние общие археологические публикации», «Прием Помпеи, Геркуланума и Неаполитанского залива» и «Всемирные ярмарки и выставки»), а затем географически. создание библиографий для конкретной страны или региона. Хотя эта модель организации имеет некоторые недостатки, она направлена на избежание повторения и подчеркивает взаимосвязанный характер и процесс восприятия классической архитектуры в более поздние периоды.
Власть и выживание в Москве – рецензия на книгу
Эта захватывающая книга как об истории сталинской России, так и о Борисе Иофане, архитекторе, чьи величественные здания определили эпоху, но чьи работы были так тесно связаны с капризы
Архитектор Сталина: Власть и выживание в Москве Деян Суджич, изданный Thames and Hudson. © Темза и Гудзон.
отзыв БЕТ УИЛЬЯМСОН
Что касается советской архитектуры, украинский архитектор Борис Иофан (1891-1976) был правой рукой Иосифа Сталина. Иофану, самому выдающемуся из сталинских архитекторов, «покровительство кровожадного диктатора было сопряжено с серьезным личным риском», как мы узнаем из этой новой книги о нем. Он был талантливым и умелым стратегом, а его политически заряженные здания определили сталинскую архитектуру. Пожалуй, самым значительным его достижением стал Дом на набережной, город в городе для советской элиты, расположенный через Москву-реку от Кремля. А ведь у Иофана было гораздо больше – об этом свидетельствуют санаторий «Барвиха», станция метро «Бауманская» и многие другие здания.
Фрэнк Ллойд Райт с Ольгой и Борисом Иофаном на ужине во время первого съезда Советской архитектурной академии в июне 1937 года. Их отношения продолжились во время войны, когда Иофан присоединился к Еврейскому антифашистскому комитету и обратился к Райту. за помощь в проведении кампании по сбору средств. © Предоставлено Екатериной Макаровой.
В книге «Сталинский архитектор: власть и выживание в Москве» Деян Суджич увлекательно передает историю Иофана. 100 фотографий и рисунков, сопровождающих текст Суджича, напоминают о сталинской эпохе и той гнетущей атмосфере, в которой жил и работал Иофан. Читая эту культурную биографию, узнаешь столько же о еврейской жизни в Одессе в конце 19го и начала 20-го века, а также более поздние критики сталинской России, как и в отношении архитектурного мастерства Иофана, так что книга, безусловно, представляет и более широкий интерес. Суджич рисует хаотичную картину Одессы примерно 1900 года, отмечая, как война и коммунизм разрушили ее когда-то самобытную культуру.
Борис Иофан в своей мастерской в Москве, с этюдом для изображения Ленина, задуманного для верхушки Дворца Советов. © Музей архитектуры имени Щусева, Москва.
Иофан уехал в Рим в 1914 году и воспользовался возможностью на собственном опыте погрузиться в классицистический фон своего архитектурного образования в Одессе. Он учился в Istituto Superiore di Belle Arti, оставшись в Италии после его окончания в 1916 году, первоначально работая в неоклассическом стиле. Его первой независимой архитектурной комиссией стала гробница Амброджей на римском кладбище Верано. Подробности круга его друзей в то время, как итальянцев, так и русских, завораживают и помогают осветить его роль в сложных отношениях между Италией и Советским Союзом в начале XIX века.20 с.
Сталин с моделью канала Москва-Волга, изображенный Александром Бубновым в образе великого архитектора социализма в 1940 году. © Album/Alamy Stock Photo.
Вернувшись в Россию в середине 1920-х гг., Иофан стал членом Коммунистической партии и сыграл значительную роль в строительстве социалистического будущего. Из-за насущной потребности в жилье он вскоре завершил или продолжал семь крупных архитектурных проектов в течение пяти лет после основания своей практики в Москве. Все проекты Иофана этого периода имели разный подход, как будто он исследовал, какой может быть советская государственная архитектура — традиционной или конструктивистской, модернистской или неоклассической. К этому времени он уже реализовал одну из своих самых грандиозных работ — «Дом на набережной» — предполагаемый утопический комплекс из более чем 500 квартир с тренажерными залами, библиотекой, поликлиникой, рестораном и тиром. строился несколько лет и закончен в 1931.
Вариант проекта Дворца Советов 1939 года. Дом Иофана на набережной показан сразу за рекой, с одной из шпилей Кремля. © Fine Art Images/Heritage Images/Getty Images.
Иофан спроектировал советский павильон для Парижской выставки 1937 года, перекликаясь с одесскими ступенями, знакомыми ему в детстве. Это было чрезвычайно популярное мероприятие, которое за шесть месяцев посетило более 30 миллионов человек. Парижский дизайн был повторен на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1919 году.39, но на более крупном сайте, оба этих проекта помогли привлечь к нему более широкое внимание.
Один из многих проектов Иофана для недостроенного Дворца Советов. © Альбом / Alamy Фото.
Планы монументального Дворца Советов давались Иофану с трудом. Строительство здания, задуманного как символическое сердце Советского Союза, было затруднено требованием Сталина включить огромное изображение Ленина, а также его решениями о его размере и местоположении, которые потребовали сложного сноса собора. Проведен ряд архитектурных конкурсов (1931-33) за проект дворца. Когда Иофан был назначен главным архитектором, Сталин настоял на серьезных изменениях в своем проекте и назначил других архитекторов работать вместе с ним, что еще больше помешало его планам. Хотя первоначальный фундамент и стальная конструкция были начаты, проект в конечном итоге был заброшен. Дворец Советов стал самой известной неудачей Иофана.
Страница из альбома Иофана с переработанной версией башни Дворца Советов, уменьшенной ее высотой в попытках снизить затраты и упростить процесс строительства. © Галерея Алекса Лахмана. Фото: Саймон Паск.
Когда в 1941 году Советский Союз попал под огонь немцев и Москва оказалась под угрозой, Иофану поручили защитить город с помощью камуфляжа. Используя краску, фанеру и сетку, Иофан сделал город неузнаваемым с воздуха. Когда города были разрушены, Иофан позже участвовал в их восстановлении и выдвинул стратегию культурного обновления. Например, на иллюстрациях 1944 года его планы относительно Новороссийска демонстрируют итальянское и венецианское влияние. Когда война закончилась, положение Иофана казалось безопасным, а его будущее обеспеченным. Четыре года спустя его профессиональная репутация пошла на убыль, не в последнюю очередь из-за провала проекта Дворца Советов, и к весне 1948 он тоже терял расположение партии. Он тесно сотрудничал со Сталиным в течение 25 лет, но когда к власти пришел Никита Хрущев, Иофан его не впечатлил. Только когда Хрущев был отстранен от власти в 1964 году, Иофан получил свои последние два крупных поручения.
Советский павильон Иофана, строящийся для Парижской выставки 1937 года, с огромной скульптурой Веры Мухиной в качестве кульминации. © Heritage Images/Fine Art Images/Getty Images.