Архитектура конструктивизма: родом из СССР. Стиль в архитектуре.
родом из СССР. Стиль в архитектуре.
Несмотря на то что нашу страну нельзя назвать законодателем и основателем архитектурных направлений, есть один ярко выраженный стиль, наиболее широко проявивший себя в советское время. Конечно же, речь пойдет о конструктивизме.
Конструктивизм — новое направление в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, зародившееся в начале 1930-х годов в СССР. Это течение является одним из направлений нового авангардного пролетарского искусства. Подтверждение нашей прямой причастности к формированию данного направления мы можем найти в цитате русского поэта В.В. Маяковского:
«Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства – конструктивизм».
Что же такое Конструктивизм, и какие цели были у его последователи?
Главной отличительной чертой конструктивизма от остальных течений в архитектуре и искусстве является тот факт, что в основе художественного образа лежит конструкция и функциональное назначение. Большинство последователей конструктивизма настаивали на отказе от излишеств. Такова идеология утилитаризма (от лат. utilitas — польза, выгода), согласно которой любой поступок определяется полезностью, в нашем случае архитектура приобрела образ «производственного искусства».
Александр Родченко. Конструктивизм в советском плакате. Фото с сайта: https://rampages.us
Александр Родченко. Конструктивизм в советском плакате. Реклама 1923 года. Фото с сайта: 04 http://www.anywatch.ru
Родоначальники конструктивизма
Советские художники и архитекторы использовали термин «конструктивизм» ещё в 1920 году. Одними из родоначальников конструктивизма были Александр Родченко (советский живописец, график, скульптор, фотограф, художник театра и кино) и Владимир Татлин (советский живописец, график, дизайнер и художник театра) – автор знаменитой башни Татлина (проект Башни III Интернационала). Официально термин «конструктивизм» смогли наблюдать в книге советского художника и теоретика искусства Алексея Михайловича Гана, которая носила одноименное название — «Конструктивизм».
Конечно, как и любое возникающее течение в искусстве, конструктивизм проявился и в других странах. Ярким примером и предвестником зарождения нового направления в архитектуре явилась Эйфелева башня, построенная в 1889 году для Всемирной выставки в Париже. В ней сочетаются элементы модерна и оголенного конструктивизма.
Проект Башни III Интернационала архитектора В. Татлина. Фото с сайта: http://www.architime.ru
Проект Башни III Интернационала архитектора В. Татлина. Строительство башни-монумента планировалось осуществить в Петрограде-Ленинграде после победы Октябрьской революции 1917 года. Фото с сайта: http://muvtor.btk.ppke.hu
«Летатлин» — безмоторный индивидуальный летательный аппарат, орнитоптер. Концептуальное произведение искусства Владимира Татлина, осуществлённое им с бригадой помощников в 1929—1932 годах. Центральный музей Военно-воздушных сил Российской Федерации, Монино. Фото с сайта: http://poznamka.ru
Конкурсы и идеи творческих объединений
Когда Москва начала восстанавливаться после Гражданской войны, в 1922– 1923-х начали проводиться первые архитектурные конкурсы, в которых принимали участие такие архитекторы, как Моисей Гинзбург, братья Веснины, Константин Мельников, Илья Голосов и другие. Все они начали свой путь до революции. Конкурсы велись на проекты Дворца труда в Москве, здания московского филиала газеты «Ленинградская правда», здания акционерного общество «Аркос».
Братья Веснины. Конкурсный проект Дворца труда в Москве. Фото с сайта: http://img-fotki.yandex.ru
Братья Веснины. Конкурсный проект здания московского филиала газеты «Ленинградская правда». Фото с сайта: http://old.togdazine.ru
Выставочный павильон СССР на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств 1925 года в Париже. Архитектор Констнтин Мельнтков. Фото с сайта: http://www.architime.ru
Некоторые проекты сочетали в себе идеи, которые впоследствии легли в основу новых творческих объединений. Среди специалистов произошло разделение на конструктивистов и рационалистов. Ключевым отличием одного течения от другого стало восприятие строений человеком: конструктивисты уделяли большое внимание функции будущего здания, в то время как рационалисты считали функцию второстепенной и стремились определить и учесть психологические особенности восприятия. Конструктивисты стремились увеличить роль архитектуры в жизни человека, отказывались от классических декоративных элементов. Характерные особенности конструктивизма – строгость, лаконичность форм, отлично читающаяся геометрия во внешнем облике здания. Будущие строения подвергались тщательному анализу, который выявлял особенности предстоящей эксплуатации зданий. Функциональную схему сооружения использовали в качестве основы композиции. Смотря на постройки конструктивизма, мы можем наблюдать чистые линии, динамику простых конструкций, сочетания вертикалей и горизонталей строения.
Расцвет конструктивизма и его последователи
Конструктивизм принёс нашей стране огромное количество талантливейших архитекторов и художников. Большое влияние на проектирование общественных зданий оказали братья – архитекторы Леонид, Виктор и Александр Веснины, впервые заявившие о себе на конкурсе проектов здания Дворца труда в Москве. Проект Весниных объединял в себе рациональное решение плана, соответствие внешнего облика тенденциям современности, а также предполагал использование новейших строительных материалов и конструкций. Проект завоевал третью премию.
Братья Веснины совместно с их ближайшим соратником Моисеем Гинсбургом организовали Объединение современных архитекторов (ОСА), в состав которого вошли ведущие конструктивисты.
В расцвет конструктивизма архитекторы используют функциональный метод, когда форма здания полноценно соответствует функции. Здесь происходит борьба конструктивистов против стилизации: ОСА борются против “превращения конструктивизма из метода в стиль, во внешнее подражательство без постижения сущности”.
Дом Культуры ЗИЛ. Архитекторы братья Веснины. Фото с сайта: http://files.vm.ru
Дом Культуры ЗИЛ. Архитекторы братья Веснины. Фото с сайта: http://c.izvestiacontent.ru
Все перспективные архитекторы того времени находились в рядах ОСА: братья Голосовы, Иван Леонидов (талант Леонидова признавал Ле Корбюзье, но, к сожалению, его проекты так и не увидели жизни), Михаил Барщ, Владимир Владимиров. Конструктивизм применяется в проектировании промышленных зданий, фабрик-кухонь, домов культуры, клубов, жилых домов.
Функциональный метод воплотился в домах-коммунах, которые строились по принципу Ле Корбюзье: «дом — машина для жилья».
Дом культуры имени С. М. Зуева архитектора Ильи Голосова. Фото с сайта: https://pastvu.com
Дипломный проект Института библиотековедения им. Ленина в Москве на Ленинских горах. Архитектор Иван Леонидов. Фото с сайта: http://tehne.com
Конкурсный проект Дома Наркомтяжпрома в Москве на Красной площади. Архитектор Иван Леонидов. Фото с сайта: http://s13.stc.all.kpcdn.net
Интересно заметить, что крупнейшим центром конструктивистской застройки в Советском Союзе стал Харьков, который был столицей Украины в 1919 – 1934-х годах. Конструктивизм воплотился в ансамбле харьковской площади Свободы со зданием Госпрома, являющимся доминантой всей композиции.
Харьковский Госпром. Архитекторы С. Серафимов, С. Кравец, С. Фельгер 1928 год.

Противники нового течения
Конечно же, далеко не всем было по нраву подобное течение в архитектуре и искусстве. Даже в то время как конструктивизм и новаторские течения господствовали, им противостояли «консерваторы», которые пытались вернуть себе право использовать в проектировании классические традиционные формы, продиктованные великолепными постройками античной Греции и Рима. Стойкими поборниками функционального метода были ленинградский архитектор и историк архитектуры Иван Фомин и ярый поклонник эпохи Ренессанса – московский архитектор Иван Жолтовский.
Дом правительства в Минске. Архитектор Иосиф Григорьевич Лангбард 1930—1934 гг. Фото с сайта: http://poznamka.ru
Дом культуры им. И. В. Русакова. Архитектор Константин Мельников. Фото с сайта: http://www.makarovalv.ru
Смена приоритетов
С изменением ситуации в стране меняются и взгляды на искусство. После того как новаторские и авангардные течения подверглись критике, в конце концов они пали жертвами противостояния и оказались под запретом, как буржуазные. Конструктивизм сменили пышные формы тотального барокко и надменный сталинский неоклассицизм. Теперь в СССР боролись с «прямыми углами», с «буржуазным формализмом», со всем, что до этого так восхвалялось конструктивистами. Дворцы же и избыточность в стиле Людовика XIV стали отвечать требованиям и желаниям пролетариата.
Многие конструктивисты, не желающие отказываться от своих суждений, оказались в немилости, до конца дней влачили жалкое существование. А некоторые, такие как Илья Голосов, сумели найти себя и в новой структуре, создали и воплотили в жизнь интересный проекты. Веснины тоже принимали участие в развитии творческой жизни СССР, но сила былого авторитета была утрачена.
Переход от конструктивизма к сталинскому ампиру называют постконструктивизмом. Период этого течения ограничивается политикой руководства и охватывает примерно 1932 – 1941-е года. Большое количество знаковых сооружений, построенных в стилистике конструктивизма, были перепроектированы и дополнены декоративными элементами.
Думаю, что мы ещё не раз будем возвращаться к теме конструктивизма, рассказывая об известных архитекторах, внёсших огромный вклад в развитие внешнего облика нашей страны.
Типография журнала «Огонёк». Архитектор Эль Лисицкий. Фото с сайта: http://dic.academic.ru
Дом-мастерская архитектора Константина Мельникова. Фото с сайтов: http://novostimira.net, http://simplr.ru
Заглавное фото: рисунок Якова Чернихова из его книги «101 архитектурная фантазия». Фото с сайта: http://2.bp.blogspot.com
Конструктивизм — Архитектурные стили — Дизайн и архитектура растут здесь
Конструктивизм — советский авангардистский метод (стиль, направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, получивший развитие в 1920 — нач. 1930-х годов.
Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика. В 1924 году была создана официальная творческая организация конструктивистов — ОСА, представители которой разработали так называемый функциональный метод проектирования, основанный на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Характерные памятники конструктивизма — фабрики-кухни, Дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммуны указанного времени.
То творческое мировоззрение, что принято называть конструктивизмом в пределах архитектурного стиля, проявилось несколько раньше, чем непосредственно в архитектуре. Конструктивизм, как и функционализм с рационализмом, принято относить к понятию «современная архитектура».
В указанный период в СССР существовало также литературное движение конструктивистов.
Функциональный метод — есть теоретическая концепция зрелого конструктивизма (1926—1928 гг.), основанная на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Таким образом, идейно-художественные и утилитарно-практические задачи рассматривались в совокупности. Каждой функции отвечает наиболее рациональная объёмно-планировочная структура (форма соотвествует функции). На этой волне происходит борьба конструктивистов против стилизаторского отношения к конструктивизму. Иначе говоря, лидеры ОСА боролись против превращения конструктивизма из метода в стиль, во внешнее подражательство, без постижения сущности. Так, нападкам подвергся архитектор Г. Бархин, создавший известный Дом «Известий».
В эти же годы происходит увлечение конструктивистов идеями Ле Корбюзье: автор и сам приезжал в Россию, где плодотворно общался и сотрудничал с лидерами ОСА. В среде ОСА выдвигается ряд перспективных архитекторов, таких, как братья Голосовы, И.Леонидов, М. Барщ, В. Владимиров.
Конструктивисты активно участвуют в проектировании промышленных зданий, фабрик-кухонь, домов культуры, клубов, жилых домов.
Особой фигурой в истории конструктивизма считается любимый ученик А. Веснина — Иван Леонидов, выходец из крестьянской семьи, начавший свой творческий путь с ученика иконописца. Его во многом утопические, устремлённые в будущее, проекты не нашли применения в те трудные годы. Сам Ле Корбюзье называл Леонидова «поэтом и надеждой русского конструктивизма». Работы Леонидова и теперь восхищают своими линиями — они невероятно, непостижимо современны.
Конструктивизм в дизайне и фотографии
Конструктивизм — направление, которое, прежде всего, связывают с архитектурой, однако, такое ви́дение было бы однобоким и даже крайне неверным, ибо, прежде, чем стать архитектурным методом, конструктивизм существовал в дизайне, полиграфии, художественном творчестве. Конструктивизм в фотографии отмечен геометризацией композиции, съёмкой в головокружительных ракурсах при сильном сокращении объёмов. Такими экспериментами занимался, в частности, Александр Родченко.
В графических видах творчества конструктивизм характеризовался применением фотомонтажа вместо рисованной иллюстрации, предельной геометризацией, подчинением композиции прямоугольным ритмам. Стабильной была и цветовая гамма: чёрный, красный, белый, серый с добавлением синего и жёлтого. В области моды также существовали определённые конструктивистские тенденции — на волне общемирового увлечения прямыми линиями в дизайне одежды, советские модельеры тех лет создавали подчёркнуто геометризированные формы.
Среди модельеров выделяется Варвара Степанова, которая с 1924 года вместе с Любовью Поповой разрабатывала тканевые рисунки для 1-й ситценабивной фабрики в Москве, была профессором текстильного факультета ВХУТЕМАСа, проектировала модели спортивной и повседневной одежды.
Появление конструктивизма
«Производственное искусство»
Конструктивизм принято считать русским (советским) явлением, возникшим после Октябрьской революции в качестве одного из направлений нового, авангардного, пролетарского искусства, хотя, как и любое явление в искусстве, он не ограничивается рамками одной страны. Так, провозвестником этого стиля в архитектуре явилась ещё Эйфелева башня, сочетающая в себе элементы как модерна, так и конструктивизма. Как писал В. В. Маяковский в своём очерке о французской живописи: «Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства — конструктивизм…»
Как же возникло это принципиально новое направление?
В условиях непрекращающегося поиска новых форм, подразумевавшем забвение всего «старого», новаторы провозглашали отказ от «искусства ради искусства». Отныне искусство должно было служить… производству. Большинство тех, кто впоследствии примкнул к течению конструктивистов, были идеологами так называемого «производственного искусства». Они призывали художников «сознательно творить полезные вещи» и мечтали о новом гармоничном человеке, пользующемся удобными вещами и живущем в благоустроенном городе.
Так, один из теоретиков «производственного искусства» Б.Арватов писал, что «…Будут не изображать красивое тело, а воспитывать настоящего живого гармоничного человека; не рисовать лес, а выращивать парки и сады; не украшать стены картинами, а окрашивать эти стены…»
«Производственное искусство» не стало более чем концепцией, однако, термин конструктивизм был произнесён именно теоретиками этого направления (в их выступлениях и брошюрах постоянно встречались также слова «конструкция», «конструктивный», «конструирование пространства»).
Помимо вышеуказанного направления на становление конструктивизма оказали огромное влияние футуризм, супрематизм, кубизм, пуризм и другие новаторские течения 1910-х годов, однако социально обусловленной основой стало именно «производственное искусство» с его непосредственным обращением к текущим российским реалиям 1920-х.
Рождение термина
Термин «конструктивизм» использовался советскими художниками и архитекторами ещё в 1920 году, однако впервые он был официально обозначен в 1922 году в книге Алексея Михайловича Гана, которая так и называлась — «Конструктивизм». А. М. Ганом провозглашалось, что «…группа конструктивистов ставит своей задачей коммунистическое выражение материальных ценностей… Тектоника, конструкция и фактура — мобилизующие материальные элементы индустриальной культуры». То есть явным образом подчёркивалось, что культура новой России является индустриальной.
Конструктивизм под запретом
Ещё в ту пору, когда конструктивизм, рационализм и прочие новаторские течения были господствующими, им уже противостояли стойкие «консерваторы». Они отстаивали своё право говорить языком традиционных форм, берущих начало в античной Греции, Риме, в шедеврах Палладио и Пиранези, Расстрелли и Баженова
Наиболее известны среди них ленинградский мастер Иван Фомин с его «красной дорикой» и московский архитектор Иван Жолтовский, поклонник Ренессанса.
В начале 1930-х годов в значительной степени изменилась политическая ситуация в стране, а, следовательно, и в искусстве. Новаторские течения сначала подвергались резкой критике, а потом и вовсе оказались под запретом, как… буржуазные. Как правильно написал конструктивист М.Гинзбург, каждой эпохе соответствует свой стиль искусства.
На смену романтично-утопическому, строгому и революционному аскетизму пришли пышные формы тоталитарного барокко и надменная избыточность сталинского неоклассицизма. Странным представляется следующий факт — в СССР велась борьба с «прямыми углами», с «буржуазным формализмом», с «леонидовщиной», а дворцы во вкусе Людовика XIV стали считаться вполне пролетарскими.
Конструктивисты оказались в опале. Те из них, кто не захотел «перестроиться», до конца дней влачили жалкое существование (или даже оказались репрессированы). Однако Илья Голосов, например, сумел вписаться в конъюнктуру 1930-х и смог создать по-настоящему интересные постройки. Братья Веснины также участвовали в творческой жизни СССР, однако такого авторитета, как раньше, уже не имели.
По мнению некоторых авторитетных учёных в СССР в 1932—1936 гг. имел место «переходный стиль», названный условно «постконструктивизм».
Конструктивизм возрождается
В 1960-е годы, когда, как раз, началась борьба с «архитектурными излишествами», опять вспомнили о наработках конструктивистов. Изучение их наследия стало обязательным для молодых архитекторов. А с начала 1990-х годов многие невоплощённые идеи 1920-х стали реальностью. Примером может служить торговый комплекс «Три кита» на Минском шоссе (выполнен в духе двадцатых годов), многообразное по исполнению элитное жильё в Москве и прочие сооружения современного мегаполиса.
В начале XXI века конструктивизм вновь возвращается в архитектуру. Теперь он носит название скандинавский, так как его корни лежат в загородном домостроении скандинавских стран. Скандинавский конструктивизм характеризуют обилие простора и солнечного света, функциональность и простота, натуральность и естественность. Он имеет заданный ритм линий и строгую геометрию. Ему свойственна эстетика целесообразности, рациональность строго утилитарных форм. На сегодняшний день скандинавский конструктивизм наиболее широко прижился в России, в Санкт-Петербурге. Архитектурная концепция скандинавского конструктивизма считается наиболее органичной для загородных домов близ Северной Столицы. В Санкт-Петербурге преобладание пасмурной погоды приводит к недостатку солнечного света. Эта проблема разрешается за счет свойственных скандинавскому конструктивизму больших площадей остекления и объемных помещений в домах. Ритмичность линий и подчеркнутая строгость геометрии придают домам, выполненным в стиле скандинавского конструктивизма, свой неповторимый облик, а простота и естественность вкупе с использованием натуральных материалов, обеспечивают притягательность архитектурного решения. Такие дома органично вписываются в загородный ландшафт и близки по духу аристократичным петербуржцам.
Братья Веснины и расцвет конструктивизма
Важной вехой в развитии конструктивизма стала деятельность талантливых архитекторов — братьев Леонида, Виктора и Александра Весниных. Они пришли к осознанию лаконичной «пролетарской» эстетики, уже имея солидный опыт в проектировании зданий, в живописи и в оформлении книг. (Они начали свою карьеру ещё в эпоху Модерн).
Впервые архитекторы-конструктивисты громко заявили о себе на конкурсе проектов здания Дворца Труда в Москве. Проект Весниных выделялся не только рациональностью плана и соответствием внешнего облика эстетическим идеалам современности, но и подразумевал использование новейших строительных материалов и конструкций. Следующим этапом был конкурсный проект здания газеты «Ленинградская правда» (московского отделения). Задание было на редкость сложным — для строительства предназначался крохотный участок земли — 6×6 м на Страстной площади. Веснины создали миниатюрное, стройное шестиэтажное здание, которое включало не только офис и редакционные помещения, но и газетный киоск, вестибюль, читальный зал (одна из задач конструктивистов заключалась в том, чтобы на малой площади сгруппировать максимальное количество жизненно необходимых помещений).
Ближайшим соратником и помощником братьев Весниных был Моисей Яковлевич Гинзбург, который был непревзойдённым теоретиком архитектуры первой половины XX века. В своей книге «Стиль и эпоха» он размышляет о том, что каждый стиль искусства адекватно соответствует «своей» исторической эпохе. Развитие новых архитектурных течений, в частности, связано с тем, что происходит «…непрерывная механизация жизни» , а машина есть «…новый элемент нашего быта, психологии и эстетики». Гинзбург и братья Веснины организовывают Объединение современных архитекторов (ОСА), в которое вошли ведущие конструктивисты.
C 1926 года конструктивисты начинают выпускать свой журнал — «Современная архитектура» (или просто «СА)». Выходил журнал на протяжении пяти лет. Оформлением обложек занимался Алексей Ган.
Ленинградские конструктивисты:
- Александр Иванович Гегелло;
- НиколайДемков;
- Евгений Адольфович Левинсон;
- Эрих Мендельзон;
- Александр Сергеевич Никольский;
- Яков Георгиевич Чернихов;
- Игорь Георгиевич Явейн.
Конструктивная архитектура — Проектирование зданий
Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить вам максимально удобные условия пользования нашим веб-сайтом. Вы можете узнать о наших файлах cookie и о том, как отключить файлы cookie, в нашей Политике конфиденциальности. Если вы продолжите использовать этот веб-сайт без отключения файлов cookie, мы будем считать, что вы довольны их получением. Закрывать.
Редактировать эту статью
Последняя редакция 04 дек. 2021
См. вся история
Конструктивистская архитектура , или «конструктивизм», — это форма современной архитектуры, возникшая в Советском Союзе в 1920-х годах. Вдохновленный Баухаусом и более широким конструктивистским художественным движением, возникшим из русского футуризма, конструктивистская архитектура характеризуется сочетанием современных технологий и инженерных методов, а также социально-политического духа коммунизма. Несмотря на то, что до того, как движение устарело в середине 1930-х годов, было реализовано несколько проектов, оно оказало определенное влияние на многие последующие архитектурные движения, такие как брутализм.
После русской революции 1917 года СССР стал экономически нестабильным и не смог приступить к крупным строительным проектам. Тем не менее школы авангардного дизайна стали поощрять и вдохновлять амбициозных архитекторов и градостроителей, в частности Ассоциацию новых архитекторов (АСНОВА), созданную в 1921 году.
Фундаментальное противоречие конструктивистской архитектуры заключалось в необходимости примирить экономическую реальность СССР с его стремлением использовать застроенную среду для осуществления социальных изменений и внедрения авангарда в повседневную жизнь. Архитекторы надеялись, что через конструктивизм можно будет реализовать пространства и памятники новой социалистической утопии, идеалом которой стала большевистская революция.
Таким образом, конструктивистская архитектура использовалась для создания утилитарных проектов для рабочих, а также более творческих проектов, таких как Летающий город, который был задуман как прототип для жилья в воздухе.
Основной характеристикой конструктивизма было применение трехмерного кубизма к абстрактным и беспредметным элементам. Стиль включал в себя прямые линии, цилиндры, кубы и прямоугольники; и объединенные элементы современности, такие как радиоантенны, натяжные тросы, бетонные рамы и стальные балки. Также были изучены возможности современных материалов, таких как стальные рамы, поддерживающие большие площади остекления, открытые, а не скрытые строительные швы, балконы и террасы для загара.
Этот стиль направлен на исследование противопоставления различных форм, а также контраста между различными поверхностями, преимущественно между сплошными стенами и окнами, которые часто придавали конструкциям характерное ощущение масштаба и присутствия.
Первым и, пожалуй, самым известным проектом был нереализованный проект Башни Татлина, штаб-квартиры Коминтерна в Санкт-Петербурге. Многие последующие амбициозные проекты фактически не были построены, но четвертый по величине город России Екатеринбург считается «музеем конструктивизма», включающим 140 построенных образцов этой формы. Другой известный сохранившийся пример — проект социального жилья «Дом Наркомфина» в Москве.
- Заброшенные кинотеатры в России.
- Архитектурные стили.
- Ар-деко.
- Современное искусство.
- Югендстиль.
- Баухаус.
- Брутализм.
- Концептуальный архитектурный проект.
- Деконструктивизм.
- Экспрессионистская архитектура.
- Высокотехнологичная архитектура.
- Выставка «Представь Москву».
- Мегаструктура.
- Метаболизм.
- Миметическая архитектура.
- Здание Министерства транспорта, Грузия.
- Нова Гута — обзор коммунистического тура.
- Оуэн Хазерли — Пейзажи коммунизма.
- Небоскреб.
- Споменикс.
- Archdaily — Краткая история конструктивистской архитектуры Екатеринбурга
- Мир дизайна уровней — конструктивистская архитектура
- Доля
- Добавить комментарий
- Отправьте нам отзыв
Конструктивистская архитектура — Энциклопедия Нового Света
Ленинская трибуна Эль Лисицкого, 1920
Конструктивистская архитектура была формой современной архитектуры, которая процветала в Советском Союзе в 1920-х и начале 1930-х годов. Он сочетал в себе передовые технологии и инженерию той эпохи с явно коммунистической социальной целью.
Главной целью архитекторов-конструктивистов было внедрить авангард в повседневную жизнь. Конструктивизм буквально заключался в конструировании пространств, в которых могла быть реализована новая социалистическая утопия. Это привело к созданию утилитарных проектов для рабочих, а также диковинных проектов, таких как «Летающий город» Георгия Крутикова, проект АСНОВА, задуманный как серьезное предложение по воздушному жилью.
Содержание
- 1 Революция в архитектуре
- 2 АСНОВА и рационализм
- 3 ОСА
- 4 конструкции
- 5 Повседневность и утопия
- 6 Культурная революция
- 7 Дворец Советов и конец конструктивизма
- 8 Наследие конструктивизма
- 9 Архитекторы-конструктивисты
- 10 Примечания
- 11 Каталожные номера
- 12 Внешние ссылки
- 13 кредитов
Эти крайности демонстрируют напряженность между индивидуализмом и утилитаризмом в конструктивизме, который, с одной стороны, способствовал большему уравниванию общества, а с другой предлагал грандиозные, даже безрассудные проекты.
Революция в архитектуре
Первым и самым известным конструктивистским архитектурным проектом был проект штаб-квартиры Коммунистического Интернационала в Санкт-Петербурге, предложенный футуристом Владимиром Татлиным в 1919 году, часто называемый Башней Татлина. Хотя он так и остался недостроенным, материалы — стекло и сталь — и его футуристический дух и политическая направленность (движение его внутренних объемов должно было символизировать революцию и марксистскую диалектику) задали тон проектам XIX века.20 с.
Другим известным ранним конструктивистским проектом была «Ленинская трибуна» Эль Лисицкого (1920), движущаяся трибуна оратора. Во время Гражданской войны в России группа УНОВИС сосредоточилась вокруг Малевича и Лисицкого, разрабатывая различные проекты, которые объединяли «беспредметную» абстракцию супрематизма с более утилитарными целями, создавая идеальные конструктивистские города (см. также Эль Лисицкого Prounen-Raum или «Динамичный город» (1919) Густава Клуциса).
АСНОВА и рационализм
Эль Лисицкий, Волькенбюгель, 1925
После Гражданской войны в России Советский Союз был слишком беден для любых новых строительных проектов. Тем не менее советская авангардная школа конструктивистского искусства, ВХУТМАС, , в 1921 году открыла архитектурное крыло, которым руководил архитектор Николай Ладовский. Методы обучения были как функциональными, так и фантастическими, что отражало интерес к гештальт-психологии, что привело к смелым экспериментам с формой, таким как стеклянный подвесной ресторан Симбирчева. Среди архитекторов, входивших в группу АСНОВА (Ассоциация новых архитекторов), были Эль Лисицкий, Константин Мельников, Владимир Кринский и Бертольд Любеткин.
Проекты 1923-1925 годов, такие как горизонтальные небоскребы Wolkenbügel Лисицкого и Марта Стама и временные павильоны Константина Мельникова, продемонстрировали оригинальность и амбициозность этой новой группы. Мельников спроектировал Советский павильон на Парижской выставке декоративного искусства 1925 года, которая популяризировала новый стиль, с его комнатами, спроектированными Александром Родченко, и его зубчатой механической формой. Еще один взгляд на конструктивистскую среду обитания можно найти в популярном фантастическом фильме «Аэлита», интерьеры и экстерьеры которого были смоделированы Александрой Экстер в угловатой, геометрической манере. Государственный универмаг «Моссельпром» д. 1924, был также раннемодернистским зданием нового потребительства НЭПа, как и построенный тремя годами позже магазин братьев Весниных «Мосторг». Были популярны и современные офисы для СМИ, такие как Известия

OSA
Более холодный и технологичный конструктивистский стиль был представлен проектом стеклянного офиса 1924 года братьев Весниных для Ленинградская правда (Ленинградская Правда, Газета КПРФ). В 1925 году Александром Весниным и Моисеем Гинзбургом была основана отдельная группа, также связанная с Вхутемас, — ОСА или Организация современных архитекторов. Эта группа имела много общего с функционализмом веймарской Германии, например, жилищные проекты Эрнста Мая.
Жилье было главным приоритетом этой группы, особенно коллективное жилье в специально спроектированных dom kommuny (коммунальные дома) для замены коллективного жилья девятнадцатого века, которое было нормой. Среди построенных коллективных жилых домов – Коммунальный дом студентов Ивана Николаева (Москва, ул. Орджоникидзе, 19).30), а также московские доходные дома Гостраха и Наркомфина Гинзбурга [1] Квартиры были построены в стиле конструктивизма в Харькове, Москве и Ленинграде. Гинзбург также спроектировал здание правительства в Алма-Ате, а братья Веснины спроектировали Школу киноактеров в Москве. Гинзбург критиковал идею строительства жилья в новом обществе, которое было бы таким же, как и в старом: «Относиться к рабочему жилью так же, как к буржуазным квартирам… изменения в нашей повседневной жизни… наша цель — сотрудничество с пролетариатом в создании нового образа жизни». [2] OSA издавал журнал SA, или Contemporary Architecture, с 1926 по 1930 год. Ведущий рационалист Ладовский спроектировал свой собственный, несколько иной тип массового жилья, завершив московский многоквартирный дом в 1929 году. Особенно экстравагантным примером является «Деревня чекистов» в Свердловске (ныне Екатеринбург), коллективный жилой комплекс в форме серпа и молота для сотрудников охранки, который в настоящее время служит гостиницей.
Конструкции
Суховская башня в Москве, 1922 год
Новые формы конструктивистов стали символизировать проект новой повседневности Советского Союза, затем смешанной экономики НЭПа. [3] Были построены государственные здания, такие как огромный комплекс Госпрома в Харькове (проект Серафимова, Фолгера и Кравца, 1926-8 гг.), который был рассмотрен Рейнером Бэнэмом в его Теории и дизайне в эпоху первых машин как являющийся, наряду с Баухаусом Дессау, величайшим модернистским произведением 19-го века.20 с. [4] Другие известные работы включали алюминиевую параболу и застекленную лестницу Михаила Барша и Михаила Синявского в Московском планетарии 1929 года.
Архитекторы-традиционалисты приняли конструктивизм, например, Иван Жолтовский на своей электростанции 1926 года или Мавзолей Ленина Алексея Щусева и офисы Наркомзема, оба в Москве. Точно так же Шуховская башня, названная в честь ее инженера Владимира Шухова, часто рассматривалась как авангардное произведение и получила высокую оценку Вальтера Беньямина в его «Московском дневнике». Шухов также сотрудничал с Мельниковым в Бахметьевском автобусном гараже. Многие из этих зданий показаны в фильме Сергея Эйзенштейна «9». 0143 Генеральная линия, , на которой также был построен специально построенный макет конструктивистского колхоза по проекту Андрея Бурова.
Повседневность и утопия
Знаете ли вы?
Архитекторы-конструктивисты стремились привить авангард в повседневную жизнь, конструируя пространства, в которых может быть реализована социалистическая утопия
Клуб Русакова у Мельникова, Москва
Главной целью конструктивистов было привить авангард в повседневная жизнь. с 1927 года они работали над проектами рабочих клубов, общественных мест отдыха, обычно строящихся в фабричных районах. Среди наиболее известных из них — Клуб им.
Одновременно с этим набегом на повседневность были разработаны диковинные проекты, такие как Институт Ленина Ивана Леонидова, высокотехнологичное сооружение, которое можно сравнить с Бакминстером Фуллером, которое состояло из библиотеки размером с небоскреб, планетария и купола, все связаны между собой монорельсовой дорогой; или не требующий пояснений «Летающий город» Георгия Крутикова, проект ASNOVA, задуманный как серьезное предложение для бортового жилья. Дом Мельникова и его Бахметевский автобусный гараж — прекрасные примеры напряженности между индивидуализмом и утилитаризмом в конструктивизме.
Были также проекты супрематических небоскребов, называемых «планитами» или «архитектонами» Казимира Малевича и Николая Суетина. Яков Чернихов выпустил несколько книг с экспериментальными проектами, самая известная из которых — « Архитектурные фантазии » (1933), за что получил прозвище «Советский Пиранези».
Культурная революция
Многие конструктивисты надеялись воплотить свои амбиции во время Культурной революции, сопровождавшей первую пятилетку. В этот момент конструктивисты разделились на урбанистов и деурбанистов, которые выступали за модель города-сада. Их проекты новых городов, таких как Магнитогорск, часто отвергались в пользу более прагматичных немецких архитекторов, спасавшихся от нацизма, таких как Эрнст Май, Ханнес Мейер, Март Штам, Маргарет Шютте-Лихоцки и Бруно Таут. Градостроительство Ле Корбюзье ненадолго нашло поддержку: архитектор написал «ответ Москве», который позже стал планом Ville Radieuse, и спроектировал здание правительства Центросоюза (Центральный Совет) вместе с конструктивистом Николаем Колли. Двухуровневые квартиры и коллективные помещения группы OSA оказали большое влияние на его более позднюю работу. Другой известный модернист, Эрих Мендельсон, спроектировал завод, построенный в Ленинграде, и популяризировал конструктивизм в своей книге 9.0143 Россия, Европа, Америка . Проектом пятилетки с большим вкладом конструктивистов был проект ДнепроГЭС, проект Виктора Веснина. Эль Лисицкий также популяризировал стиль за рубежом в своей книге 1930 года « Реконструкция архитектуры в России ».
Дворец Советов и конец конструктивизма
В конкурсе 1932 года на строительство Дворца Советов, грандиозного проекта, соперничающего с Эмпайр-стейт-билдинг, были представлены работы всех основных конструктивистов, а также Вальтера Гропиуса, Эриха Мендельсона и Ле Корбюзье. Однако это совпало с подъемом сталинизма и его широкой критикой модернизма в искусстве. Советский Союз по-прежнему был преимущественно сельской, аграрной страной, состоящей из 90 процентов крестьян. Была также критика того, что стиль просто копировал формы технологий, используя довольно обычные методы строительства. [5]
Победившая работа Бориса Иофана положила начало эклектичному историзму сталинской архитектуры, стиля, который имеет сходство с постмодернизмом в том, что он остроумно реагировал на космополитизм модернистской архитектуры, предполагаемое уродство и бесчеловечность. смесь исторических стилей, обычно достигаемая с помощью новых технологий. В буйный революционный день 20-х коллективизация объектов, равенство полов и коллективное воспитание детей рассматривались как волна будущего. Жилищные проекты, подобные Наркомфину, были рассчитаны на попытки реформирования быта того периода, но потеряли популярность, когда при сталинизме возродился очаг, и женщины снова вернулись на кухню. Были возрождены стили старого мира, в частности, Московский метрополитен популяризировал идею «рабочих дворцов». Тем не менее, в конце 19 в.20-х годов конструктивизм был доминирующей архитектурой страны, и на удивление многие здания этого периода сохранились, несмотря на возвращение к классицизму, который изначально был пронизан конструктивистскими приемами, такими как московские жилищные проекты Иофана 1929-32 годов.
Сталинская реакция доминировала до конца 1950-х годов. Несколько разрозненных проектов, начатых в начале 30-х годов, таких как здание «Правды» Портелеймона Голосова или рационалистические вестибюли Московского метрополитена Ладовского, были построены в новом климате. Конкурсные работы были сделаны братьями Весниными и Иваном Леонидовым для Наркомата тяжелой промышленности на Красной площади, 19.34, еще одно недостроенное сталинское здание. Следы конструктивизма также можно найти в некоторых работах соцреалистов, таких как футуристические возвышения ультрасталинского парижского павильона Иофана 1937 года, в котором были супрематические интерьеры Суетина.
Наследие конструктивизма
Частично из-за своей политической приверженности и окончательной замены социалистическим реализмом механистические, динамичные формы конструктивизма не были частью спокойного платонизма интернационального стиля, как его определяли Филип Джонсон и Генри Рассел Хичкок. В их книгу вошло только одно сооружение из Советского Союза, электролаборатория Николаева. Конструктивизм часто рассматривается как альтернативный, более радикальный модернизм, и его наследие можно увидеть в таких разных дизайнерах, как Team 10, Archigram и Kenzo Tange, а также во многих бруталистских работах. Их интеграция авангарда и повседневной жизни имеет параллели с ситуационистами, особенно с проектом «Новый Вавилон» Ги Дебора и Константа Ньювенхейса.
Высокотехнологичная архитектура также во многом обязана конструктивизму, особенно в здании Ллойда Ричарда Роджерса. Ранние проекты Захи Хадид были адаптацией «Архитектонов» Малевича, и влияние Чернихова на ее рисунки очевидно. К сожалению, многие оригинальные конструктивистские постройки плохо сохранились или находятся под угрозой обрушения.
Зуевский рабочий клуб, 1926
Дом Мельникова на Арбате в Москве.
Архитекторы-конструктивисты
- Михаил Барщ
- Илья Чашник
- Яков Чернихов
- А.
Джегелло
- Моисей Гинзбург
- Илья Голосов
- Пантелеймон Голосов
- Георгий Крутиков
- Эль Лисицкий
- Николай Ладовский
- Иван Леонидов
- Бертольд Любеткин
- Казимир Малевич
- Константин Мельников
- А.Мордвинов
- Иван Николаев
- Владимира Шухова
- Сергей Серафимов
- С. Кравец
- Михаил Синявский
- Николай Суетин
- Владимир Татлин
- Александр Веснин
- Леонид Веснин
- Веснин Виктор
Примечания
- ↑ 1.0 1.1 Хан-Магомедов С.Н., Пионеры советской архитектуры (1988).
- ↑ Совет по делам искусств Великобритании, Искусство революции: советское искусство и дизайн с 1917 года (Лондон: Совет по делам искусств Великобритании, 1971).
- ↑ В. Бухли, Археология социализма.
- ↑ Рейнер Бэнэм, Теория и дизайн в эпоху первых машин.
- ↑ Кэтрин Кук, Авангард.
Ссылки
Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов
- Совет искусств Великобритании. Искусство революции: советское искусство и дизайн с 1917 года . Лондон: Совет по делам искусств Великобритании, 1971. ISBN 978-0
5383
- Бэнэм, Рейнер. Теория и дизайн в эпоху первых машин. MIT Press, 1980. ISBN 0262520583
- Бухли, Виктор. Археология социализма. Берг, 2002. ISBN 1859732127
- Кук, Кэтрин. Архитектурные чертежи русского авангарда. МОМА, 1990. ISBN 0870705563
- Кук, Кэтрин. «Авангард». Магазин AD, 1988.
- Кук, Кэтрин. «Фантазия и конструкция — Яков Чернихов».Журнал 0143 AD, , том 59, № 7-8.
- Кук, Кэтрин и Игорь Казус. Советские архитектурные конкурсы. Файдон, 1992. ISBN 9074265014
- Фрэмптон, Кеннет. Современная архитектура: критическая история. Темза и Гудзон, 1992.
ISBN 978-0500202579
- Гинзбург, Моисей. Стиль и эпоха. Массачусетский технологический институт, 1981. ISBN 026207088X
- Хан-Магомедов, С. Александр Веснин и русский конструктивизм. Лунд Хамфрис Паблишерс Лтд, 1920. ISBN 0853315108
- Хан-Магомедов, С. Пионеры советской архитектуры. Thames and Hudson Ltd., 1987. ISBN 0500341028
- Лисицкий, Эл. Реконструкция архитектуры в Советском Союзе. Вена, 1930 г.
- Шлогель, Карл. Москва. Reaktion, 2005. ISBN 1861892403
Внешние ссылки
Все ссылки получены 17 февраля 2022 г.
- Статья Guardian о сохранении конструктивистских зданий.
- Украинский конструктивизм.
Авторы
Энциклопедия Нового Света авторов и редакторов переписали и дополнили статью Википедии в соответствии со стандартами New World Encyclopedia . Эта статья соответствует условиям лицензии Creative Commons CC-by-sa 3.