Архитектура кристофер рен: Сэр Кристофер Рен (1632-1723) • Архитектурный блог

Сэр Кристофер Рен (1632-1723) • Архитектурный блог

собор св. Павла

С именем Кристофера Рена связано становление на английской почве классицизма римского толка. Подобную ситуацию невозможно было бы вообразить, если бы не особая политическая ситуация, благоприятствовавшая католицизму. После падения Английской республики и Протектората обоих Кромвелей восшествие Карла II означало, что королевская власть поддерживает папский престол. Подобный духовный климат явился определяющим фактором в развитии архитектуры на протяжении последующих лет. Не последнюю роль сыграл также и его величество Случай: в 1666 году Лондон поразил Великий пожар, уничтоживший 13 000 строений, собор св. Павла и 87 храмов. Карл II поручил Кристоферу Рену и его старшему коллеге Роджеру Пратту составить проекты перепланировки города.

Эта затея не получила завершения, так как план Рена оказался неосуществимым. Между тем руке этого мастера принадлежит новое здание собора св. Павла и еще пятьдесят одна церковь. Разнообразие планировочных решений, техническое совершенство и высокий уровень организации строительных работ создали Рену славу уважаемого архитектора и упрочили его репутацию величайшего английского зодчего.

Сэр Кристофер Рен, как и многие его коллеги, был самоучкой. Выходец из почтенной образованной семьи, он с ранних лет посвятил себя изучению естественных наук. В 0ксфорде он вошел в кружок юных интеллектуалов, некоторые из которых спустя годы приняли участие в организации Королевского Общества. В 1651 году Рен стал профессором астрономии, а в 1661-м его пригласили в 0ксфорд. Вскоре он создал свои первые архитектурные творения: Шелдонский театр (1661-1663) и капеллу Пэмбрук-колледжа (1663—1665). Эти произведения одаренного «дилетанта» отмечены несомненным присутствием творческого гения, со всей очевидностью проявившего себя и в более поздних работах.

Шелдонский театр

В 1665-1666 годах молодой мастер совершил длительное путешествие в Голландию, Фландрию и Францию, где делал бесчисленные наброски. Он писал: «Я привезу вам всю Францию на листах бумаги». Ему удалось встретиться с Франсуа Мансаром, Луи Лево и Бернини. Позже английский архитектор признавался: «Я бы отдал свой коренной зуб за проект Лувра работы Бернини». По возвращении на родину он принял участие в строительстве собора св. Павла. Ущерб, нанесенный Великим пожаром, и вхождение Рена в «Комиссию по восстановлению города Лондона» позволили архитектору реализовать свои творческие замыслы. К тому времени в строительстве протестантских храмов еще не сложилось устойчивой традиции, если не считать одного-двух сооружений в палладианском духе, а потому перед мастером открывалось обширное поле для экспериментирования. Рен создал целый ряд непохожих друг на друга построек и с удивительной изобретательностью находил все новые и новые решения. В своей работе он ориентировался, как правило, на памятники голландского и французского классицизма, однако многие детали обязаны своим появлением готической архитектуре или римскому барокко.

Параллели, проводившиеся современниками между собором св. Павла и собором св. Петра, означали, что проект был одобрен и окончательно утвержден. Так называемая «большая модель» 1673 года очень близка шедевру Микеланджело — бросается в глаза купол, господствующий над всем телом храма. Хотя после внесенных в проект многочисленных изменений собор св. Павла был выстроен в форме базилики, над средокрестием высится гигантский купол двойной конструкции (высотой 111м).

На главном, западном, фасаде сдвоенные коринфские колонны верхнего и нижнего ярусов фланкированы башнями (закончены не ранее 1706-1708 годов). Архитектор использует новые нетрадиционные решения и во внутреннем пространстве храма: центральное ядро собора — купол и трансепт — связаны жесткими пропорциональными соответствиями с архитектурой продольного нефа и хора. Господствующим стилевым направлением здесь является классицизм. Несмотря на многочисленные изменения, внесенные в проект, что повлекло за собой отодвигание сроков окончания работ (1675-1711), собор св. Павла и в особенности его купол стали хрестоматийным образцом в английском храмовом строительстве.

собор св. Павла

Возведение церкви Сент Стивен Уолбрук (1672-1687) финансировалось богатыми купцами. Это сооружение — пример зрелого периода творчества Кристофера Рена. Здесь, в новой индивидуальной неповторимой манере архитектор сочетает базиликальный объем с центрическим: внутри главного нефа с его рядами колонн и боковыми приделами вычленено квадратное в плане пространство, перекрытое деревянным куполом на парусах. В других своих постройках архитектор экспериментировал с эллиптическими (церковь Сент Мери-ле-Боу, 1670-1677, восстановлена после разрушений 1941 года) или цилиндрическими сводами. Несмотря на то что во внутреннем убранстве этих храмов преобладает классическая ордерная декорация, Рен обращается и к элементам готической архитектуры или к излюбленным деталям Борромини. В этой манере решена, например, башня Том в церкви Христа в Оксфорде или башня Сент Ведает на Фостер-лейн в Лондоне. Библиотека Тринити-колледжа в Кембридже — своего рода вариация на тему Библиотеки Марциана в Венеции.

Версалем британской королевской семьи можно назвать дворец Хэмптон-корт. Между 1689 и 1692 годом Уильям III и его жена королева Мария повелели пристроить к дворцу тюдоровского времени свою летнюю резиденцию. Ее сооружение — лишь часть масштабного архитектурного проекта, предусматривавшего строительство нескольких корпусов, покоев короля и королевы, галерей, дворов и садов. Очевидно, этот ансамбль призван был ответить на вызов, брошенный преобразованиями в Лувре. Внешний облик дворца претерпел столь значительные изменения, что существующий комплекс следует признать своеобразным архитектурным компромиссом.

Последней работой архитектора стал Королевский морской госпиталь в Гринвиче, сооружение которого развернулось в 1695 году. Помещения сгруппированы вокруг нескольких дворов, расположенных по оси, перпендикулярной Темзе. Эта цепь пространств была создана в подражание Версалю, и к данному приему Рен уже прибегал при строительстве Винчестерского дворца. Объединяющим архитектурным мотивом стала здесь колоннада. Все достоинства комплекса можно обозреть с реки: параллельно ей расположены фасады, украшенные портиками, фиксирующими направление взгляда. Внимание должен притягивать шедевр раннего периода творчества Иниго Джонса — Куинс-хаус.

На стыке дворов мы снова видим параллельные реке фасады, над которыми высятся увенчанные куполами башни. Королевский морской госпиталь в Гринвиче — одна из вершин английской барочной архитектуры — был завершен учениками К. Рена Джоном Вэнбру и Николасом Хоксмуром.

Кристофер Рен • Архитектура — идеи и история

Самый знаменитый из британских архитекторов сэр Кристофер Рен (1632-1723) был математиком, физиком, изобретателем и астрономом. Единственное его путешествие на континент — это поездка в Париж, где он познакомился с Бернини. После пожара в Лондоне в 1666 г. Рену было поручено заняться восстановлением небольших церквей, погибших в огне, и старого готического собора Св. Павла. В 1669 г. он был назначен главным смотрителем работ и стал отвечать за планировку Лондона и многие важные объекты. Научные и математические изыскания Рена придавали его работам логическую завершенность; он интересовался французским и итальянским барокко, в результате возник особый, ни на что не похожий стиль. Несмотря на то что стиль, созданный Реном, часто относят к барокко, в нем всегда присутствуют порядок и дисциплина, что отличает его от барокко Северной Италии, Южной Германии и Австрии.

Архитектурные планы церквей Рена молено рассматривать как упражнения по геометрии. Основу планировки составляют квадраты, прямоугольники и другие фигуры, в том числе многоугольники и эллипсы. Каждая башня имеет уникальную форму. Многие церкви совсем маленькие, некоторые буквально втиснуты между домами, так что необходимость украшать их фасады отпадает. Например, церковь Св. Стефана в Уолбруке (1672-1679) расположена таким образом, что с улицы видна только ее задняя стена. Узкий вход в храм и башня выходят на соседнюю улицу. Ее интерьер можно назвать одной из величайших удач Рена. Это простое прямоугольное пространство кажется сложно организованным благодаря шестнадцати колоннам, которые образуют греческий крест, квадрат и восьмиугольник. Этот восьмиугольник подчеркнут восьмью арками, на которые опирается кес- сонированный купол со световым фонарем. Исключительно красивый интерьер освещается овальными и полуциркульными окнами.

Другие лондонские церкви, построенные Реном, например, Сент Джеймс на Пикадилли и Сент Брайдс на Флит- стрит, послужили образцом для многих более поздних церквей Англии и Америки. Церкви Рена украшены изысканными заалтарными перегородками, резными кафедрами и органами, созданные такими талантливыми резчиками, как Гринлинг Гиббонс (1648-1720). Барочный собор Св. Павла в Лондоне (1675-1710) — самое известное творение Рена. Это настоящий вызов собору Св. Петра в Риме. Плоские купола над центральным нефом, хором и трансептом, гигантский купол над средокрестием и фасад с двумя башнями напоминают об итальянском барокко. Своды укреплены контрфорсами, которые скрыты за высокими стенами, поэтому снаружи собор кажется монолитом. Купол также имеет оригинальную конструкцию. Внутренняя оболочка купола идеально соотносится с интерьером собора. Внешний купол, представляющий собой простую свинцовую оболочку на деревянном каркасе, завершает силуэт здания. Между внешней и внутренней оболочками купола находится кирпичный конус, невидимый снаружи и поддерживающий внешний купол и венчающий его каменный фонарь. Круглое отверстие во внутренней оболочке купола позволяет увидеть конус (освещаемый скрытыми окнами) и световой фонарь. Скрытые контрфорсы и железная цепь гасят распор внутреннего купола и расположенного над ним конуса.

Барочный собор Св. Павла в ЛондонеБарочный собор Св. Павла в Лондоне

Этот грандиозный собор напоминает собор Св. Петра в Риме. Огромный купол, опоясанный окнами, состоит из трех оболочек: нижний купол, перекрывающий пространство над средокрестием, над ним кирпичный конус и, наконец, поддерживаемый деревянными конструкциями верхний купол, который виден снаружи и является важной городской доминантой.

Говорят, что «салон», или столовая, одна из главных комнат в доме, был спроектирован К. Реном, но, вероятней всего, его автором был Уильям Винд (ум. 1 722). Резные деревянные панели, возможно, — работа Гринлинга Гиббонса, хотя есть записи о суммах, выплаченных Эдмунду Карпентеру.

Отделка потолка типична для аристократических интерьеров XVII в.

Нет ни одного дома, о котором с уверенностью можно было бы сказать, что он спроектирован Кристофером Реном, хотя, вероятно, он проектировал Белтон-хаус (1685-1688), очаровательный особняк в окрестностях Линкольна. Это симметричное Н-образное здание из серого камня, двухэтажное, с простыми окнами, портиками на фасадах и черепичной крышей со слуховыми окнами, множеством печных труб и небольшим куполом. Конюшни, кухни и другие службы располагались в отдельно стоящих постройках. Передняя и задняя двери ведут в «зал» с мраморным полом и расположенную за ним столовую, или «салон».

Белтон-хаус

Комнаты отделаны деревянными панелями с резьбой, вероятно, работы Гринлинга Гиббонса. Стоит отметить, что план дома не предусматривает коридоров или вестибюлей, поэтому все комнаты оказываются смежными. Поскольку кухня располагалась в отдельно стоящем здании, слуги должны были носить блюда в столовую через двор. Такое неудобное решение было распространено вплоть до XVIII в.

Англия | История, карта, флаг, население, города и факты

флаг Англии

Смотреть все СМИ

Население:
(2011) 53 012 456
Форма правления:
Официальный язык:
нет
Национальная религия:
Англиканская церковь
Общая площадь (кв. км):
130 278

Посмотреть все факты и статистику →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

Англия , преобладающая составная часть Соединенного Королевства, занимающая более половины острова Великобритании.

За пределами Британских островов Англия часто ошибочно считается синонимом острова Великобритании (Англии, Шотландии и Уэльса) и даже всего Соединенного Королевства. Несмотря на политическое, экономическое и культурное наследие, обеспечившее увековечивание ее имени, Англия больше официально не существует как государственная или политическая единица — в отличие от Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии, которые имеют разную степень самоуправления во внутренних делах. дела. Учреждения редко работают только в Англии. Заметными исключениями являются англиканская церковь (Уэльс, Шотландия и Ирландия, включая Северную Ирландию, имеют отдельные отделения англиканской общины) и спортивные ассоциации крикета, регби и футбола. Во многих отношениях Англия, по-видимому, была поглощена большей массой Великобритании после принятия Акта об унии 1707 года9.0003

Пронизанная великими реками и небольшими ручьями, Англия представляет собой плодородную землю, и щедрость ее почвы на протяжении тысячелетий поддерживала процветающую сельскохозяйственную экономику. В начале 19 века Англия стала эпицентром всемирной промышленной революции и вскоре стала самой промышленно развитой страной мира. Извлекая ресурсы со всех заселенных континентов, такие города, как Манчестер, Бирмингем и Ливерпуль, превращали сырье в промышленные товары для глобального рынка, а Лондон, столица страны, превратился в один из выдающихся городов мира и центр политической и экономической жизни. , и культурная сеть, простиравшаяся далеко за пределы Англии. Сегодня столичный район Лондона охватывает большую часть юго-восточной Англии и продолжает служить финансовым центром Европы и быть центром инноваций, особенно в популярной культуре.

Одной из основных характеристик английского языка является разнообразие в пределах небольшого компаса. Ни одно место в Англии не находится на расстоянии более 75 миль (120 км) от моря, и даже самые дальние точки страны находятся не более чем в дне пути по дороге или по железной дороге от Лондона. Сформированная союзом небольших кельтских и англо-саксонских королевств в период раннего средневековья, Англия долгое время состояла из нескольких отдельных регионов, каждый из которых отличался диалектом, экономикой, религией и характером; действительно, даже сегодня многие англичане идентифицируют себя по регионам или графствам, из которых они происходят, например, Йоркшир, Уэст-Кантри, Мидлендс, и сохраняют прочные связи с этими регионами, даже если они живут в другом месте.

Однако общие черты важнее этих различий, многие из которых начали исчезать в эпоху после Второй мировой войны, особенно с превращением Англии из сельского общества в высокоурбанизированное. Островное расположение страны имело решающее значение для развития английского характера, который воспитывает, казалось бы, противоречивые качества откровенности и сдержанности наряду с конформизмом и эксцентричностью, ценит социальную гармонию и, как и многие островные страны, хорошие манеры. которые обеспечивают упорядоченные отношения в густонаселенном ландшафте.

С потерей британской обширной заморской империи в середине 20-го века Англия пережила кризис идентичности, и много энергии было посвящено дискуссиям об «английскости» — то есть не только о том, что значит быть англичанином в страна, в которой сейчас проживает большое количество иммигрантов из многих бывших колоний, и которая гораздо более космополитична, чем островная, но также и о том, что значит быть англичанином, а не британцем. Хотя английская культура опирается на культуры мира, она совершенно не похожа ни на одну другую, хотя ее трудно идентифицировать и определить. Из них английский писатель Джордж Оруэлл, «революционный патриот», который вел хронику политики и общества в XIX веке.30-е и 40-е годы, отмеченные в

Лев и единорог (1941):

Есть что-то самобытное и узнаваемое в английской цивилизации… Она как-то связана с плотными завтраками и хмурыми воскресеньями, прокуренными городами и извилистыми дорогами, зеленые поля и красные ящики-колонны. Он имеет свой собственный вкус. При этом она непрерывна, она простирается в будущее и прошлое, в ней есть нечто сохраняющееся, как в живом существе.

Для многих Оруэлл не хуже других уловил суть того, что Шекспир называл «этот благословенный сюжет, эта земля, это царство, эта Англия».

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас

Земля

Англия граничит на севере с Шотландией; на западе Ирландским морем, Уэльсом и Атлантическим океаном; на юге у Ла-Манша; и на востоке Северным морем.

Рельеф

Рельеф Англии низкий, но, за исключением востока, редко равнинный. Большая часть его состоит из холмистых склонов с самыми высокими возвышенностями на севере, северо-западе и юго-западе. Этот ландшафт основан на сложных базовых структурах, образующих замысловатые узоры на геологической карте Англии. Самые старые осадочные породы и некоторые изверженные породы (в виде изолированных гранитных холмов) находятся в Корнуолле и Девоне на юго-западе полуострова, древние вулканические породы лежат под частями Камбрийских гор, а самые современные аллювиальные почвы покрывают болота Кембриджшира, Линкольншира и Норфолк. Между этими областями лежат полосы песчаников и известняков разных геологических периодов, многие из которых являются реликтами первобытных времен, когда большие части центральной и южной Англии были затоплены теплыми морями. Геологические силы подняли и сложили некоторые из этих горных пород, образовав хребет северной Англии — Пеннины, которые возвышаются на 2,9 м над уровнем моря. 30 футов (893 метра) в Кросс-Фелл. Камбрийские горы, которые включают в себя знаменитый Озерный край, достигают 3210 футов (978 метров) в Скафелл-Пайк, самой высокой точке Англии. Сланец покрывает большую часть северной части гор, а толстые слои лавы находятся в южной части. Другие осадочные слои образовали цепи холмов высотой от 965 футов (294 метра) в Норт-Даунс до 1083 футов (330 метров) в Котсуолдсе.

Холмы, известные как Чилтернс, Северный Йорк-Мурс и Йоркшир- и Линкольншир-Уолдс, были округлены до характерных плато с обращенными на запад откосами в течение трех последовательных ледниковых периодов эпохи плейстоцена (примерно от 2 600 000 до 11 700 лет назад). Когда растаял последний ледяной щит, уровень моря поднялся, затопив сухопутный мост, соединявший Великобританию с материковой частью Европы. Глубокие отложения песка, гравия и ледниковой грязи, оставленные отступающими ледниками, еще больше изменили ландшафт. Эрозия дождем, рекой, приливами и оседанием в некоторых частях восточной Англии впоследствии сформировала холмы и береговую линию. Плато известняка, гравелита и каменноугольных отложений связаны с крупными угольными месторождениями, некоторые из которых существуют в виде выходов на поверхность.

Геологическая сложность Англии ярко проявляется в каменистой структуре береговой линии. Вдоль южного побережья от древних гранитных утесов Лендс-Энда на крайнем юго-западе тянется череда песчаников разного цвета и известняков разного возраста, завершающаяся белым мелом от острова Уайт до Дувра. Разнообразная панорама скал, заливов и устьев рек отличает английскую береговую линию, длина которой с ее многочисленными углублениями составляет около 2000 миль (3200 км).

Биография английского архитектора эпохи барокко

ТЕРМИНЫ
Краткое руководство по терминологии
см. в Глоссарии по архитектуре.

Кристофер Архитектура Рена

Наиболее известен как один из величайших архитекторов, сэр Кристофер Рен также был профессором астрономии в Оксфорде, ученый, которым очень восхищался сэр Исаак Ньютон, занимавшийся биологией, механика и оптика, а также член парламента и основатель Королевского общества (президент в 1680–1682 гг.

). Приобретение интереса в архитектуре в возрасте 30 из исследования римского архитектора Витрувия (78-10 гг. до н.э.) и работы Иниго Джонса (1573-1652 гг.), его шедевром является его проект собора Святого Павла (1674-1711) в Лондоне, который он спроектировал и построил после Великого пожара (1666 г.) вместе с некоторыми 50 других церквей в его роли королевского инспектора работ. Другие примеры его английского барокко Архитектура включает: Кенсингтонский дворец (1689 г.№96) и юг фасад дворца Хэмптон-Корт — оба спроектированы для Вильгельма Оранского — Шелдонский театр в Оксфорде (1663 г.), Старый Королевский военно-морской колледж в Гринвич (1696-1712 гг.) и Королевская обсерватория в Гринвиче (1675 г.). считается сегодня как величайший английский барокко архитекторов, тем не менее он зависел от других дизайнеров в Королевском Работы, в частности Николас Хоксмур (1661-1736) и Джон Ванбру (1664-1726).

Биография

Получил латынь и физику в университете. Оксфорда, где он был членом прогрессивного кружка Уилкинса, созданного из математиков, художников и философов, он был избран членом Колледжа Всех Душ, после чего он стал профессором астрономии в Грешем-колледж, Лондон (1657 г.), а затем Савилианский профессор астрономии. в Оксфорде (1661 г.).

Около 1665 года, вскоре после того, как он начал проявил интерес к архитектуре, к нему обратились по поводу редизайна довольно ветхого собора Святого Павла. В том же году он посетил Париж где он познакомился с Бернини (159 г.8-1680) и увидел его проекты для нового Лувра. Хотя в следующем году Великий лондонский пожар (1666 г.) уничтожил как собор, так и две трети города, проект Рена в конечном итоге был был принят, и в 1669 году он стал инспектором работ при короле Карле II. В в этой роли он курировал огромную задачу по восстановлению большей части города, и взял на себя прямую ответственность за церковь Святого Павла и около 50 других церквей, все из которых финансировался за счет нового налога на уголь. В 1673 году Рен был посвящен в рыцари. за его архитектурные услуги.

После 60 лет сэр Кристопер Рен значительно сократил свои архитектурные работы, но по-прежнему играл влиятельную роль. роль в нескольких королевских комиссиях. Он был назначен инспектором Гринвича. Военно-морской госпиталь (1696 г.) и инспектор Вестминстерского аббатства (1698 г.). Он умер в возрасте 90 лет и был похоронен в соборе Святого Павла.

Собор Святого Павла

собор Святого Павла, который охватывал почти весь архитектурной карьеры Рена (1674-1711) — вершина недолговечное английское барокко, стиль, к которому в протестантизме относились с недоверием Англия из-за ее ассоциации с католицизмом и барокко Искусство Контрреформации. Поразительный парадокс этого в высшей степени гармоничное здание, в котором Рен смог убедить протестантское духовенство принять такую ​​барочную структуру.

При всей своей атмосфере классической безмятежности, Собор Святого Павла — результат компромисса между надеждами Рена на строительство централизованная церковь, классическая во всех смыслах, и протестантская настойчивость на продольной церкви с нефом, проходами и хором в соответствии с потребностями протестантского обряда. Однако продольных церквей с такие безошибочные централизационные тенденции. Неф, например, только на одну бухту длиннее хора. Далее огромный купол диаметром 112 футов. и возвышается на восьми огромных опорах, возвышающихся над интерьером. Нет никакого смысла этих конфликтов на поразительно ритмичной внешности, в целом устроенном выше двух этажей. Но верхнего яруса нефа и хора больше нет. чем ширма для маскировки одноэтажных проходов. Купол — который соперничает, и во многих отношениях превосходит все построенное в Риме, как, например, купол Базилика Святого Петра — сидит на высоком барабане, парит над зданием, как когда-то парило над горизонт Лондона.
Это была модель Пантеона в Париже, разработанная Жак-Жермен Суффло (1713-80). (О другом культовом произведении неоклассической архитектуры см. величественные Бранденбургские ворота в Берлине, спроектированные Карлом Gotthard Langhans (1732-1808).) В соборе Святого Павла и нескольких других дворцах. и церквей, Рен сотрудничал со знаменитым английским виртуозом Вудом резчик Гринлинг Гиббонс (1648-1721).

Другие здания Дизайн Кристофера Рена

Первый дизайнерский проект Рена касался часовня Пемброк-колледжа Кембриджа, которую он завершил в 1663 г. по просьбе своего дяди, епископа Эли. Его вторым был Шелдонианец. Театр в Оксфорде (1663 г.), здание, подаренное университету архиепископом. Шелдона, который Рен спроектировал в виде классического римского храма, после Театра Марцелла в Риме. Подробнее о классическом дизайне см. также: Греческая архитектура (900-27 г. до н.э.) и Римская архитектура (400 г. до н.э. — 400 г. н.э.).

Другие крупные заказы Рена 1670-х гг. и 1680-е включали следующее:

– Церковь Св. Джеймса, Лондон (1674-87)
– Королевская обсерватория, Гринвич (1675)
– Библиотека Рена, Тринити-колледж, Кембридж (1676–84)
– Церковь Св. Климента Дейнса, Лондон (1680)
– Королевский госпиталь Челси, Лондон (1681 г.)
— Кенсингтонский дворец (1689–96 гг.)
— Дворец Хэмптон-Корт (южный фасад, 1689 г.)1702)
— Старый Королевский военно-морской колледж, Гринвич (1696-1712)

Наследие

Гений конца 17 века, Рен прожил слишком долго для своего же блага. К моменту его смерти его стиль был уже считается старомодным, как неоклассический архитектура постепенно вторгалась в национальную эстетику. Святого Павла Собор, однако, оставался знаковым сооружением: его влияние можно видели, например, в церкви Сент-Женевьев (ныне Пантеон) (1756-97) в Париже; в Исаакиевском (1840–1842 гг.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *