Архитектура месопотамии: История архитектуры Месопотамии

История архитектуры Месопотамии

Более пяти тысяч лет назад в долине между реками Тигром и Евфратом проживали две отдельные народности — на юге у Персидского залива жили шумеры, а в северной части — аккады.

Благодаря современным исследованиям ученые выяснили, что шумеры  появились в этом районе первыми. Именно их принято считать создателями культуры и искусства Месопотамии.

В дальнейшем шумерские территории были завоеваны аккадами, но культурные традиции и архитектура шумеров оказали влияние на развитие культур многих последующих народов.

До середины III тысячелетия до нашей эры вся территория Месопотамии была разделена на несколько городов, каждый из которых являлся отдельным государством. Эти города яростно соперничали и часто враждовали между собой, но около 2500 года до нашей эры происходит их объединение в единое государство.

Во II тысячелетии до нашей эры формируется Вавилонская империя, достигшая своего наивысшего развития в XVIII веке до нашей эры. Позже происходит постепенное уменьшение величия империи, и в конце — концов государство распадается.

В I тысячелетии до нашей эры Месопотамию захватили ассирийцы, которые в VIII — VII  веках до нашей эры основали новую империю, столицей которой стал город Ниневия.

В 612 году до н. э. государство ассирийцев погибает, но спустя полвека возникает империя Нового Вавилона, и забытый древний город снова становится главным общественным и культурным центром страны.

Однако существование империи тоже не было слишком длительным, потому что в V столетии данная территория была захвачена персидским войском, города разрушены и разграблены, а многие ценные произведения искусства попросту уничтожены.

 

Барельефы Месопотамии

 

Однако несмотря на сложные условия жизни этой области, месопотамская культура оставила значительный след в истории человечества. Немногие сохранившиеся фрагменты зданий, а также реконструкция построек того периода дают возможность оценить высокий уровень развития архитектуры и мастерства строителей.

Строительные материалы

Для возведения всех видов зданий строители Месопотамии использовали кирпич — сырец, который мастерски укладывали в прочные стены, достигавшие в толщины нескольких метров.

Внешняя сторона стен имела форму выступов, а верхняя часть оформлялась зубчатыми элементами. Иногда внешнюю поверхность стен отделывали глазурованными кирпичами, выкладывая из них сложные геометрические орнаменты или масштабные фигуры фантастических животных.

 

Фантастические животные, выложенные из глазурованного кирпича

 

В постройках месопотамской культуры использовались три вида кирпича:

  • Кирпич — сырец
  • Обожженный кирпич
  • Глазурованный кирпич

Самым крепким оказался глазурованный кирпич, который вначале обжигали в печи, а потом наносили слой цветной глазури, и еще раз запекали. Это давало возможность создавать прочные и красивые сооружения, украшенные выразительными декоративными элементами.

 

Барельефы Месопотамии

 

В Месопотамии на хватало привычных для жителей других районов строительных материалов — природного камня и древесины. Поэтому мастера изобрели собственный способ устройства перекрытий. Их делали из пальмовых стволов или в виде сводов из кирпича.

Сводчатые кирпичные перекрытия были очень популярными, особенно в VII веке до нашей эры. Ими отделывали даже внутреннее пространство жилых домов.

А вот столбы в месопотамской архитектуре не играли столь важной роли, как в Египте. Поэтому они выполняли только функцию опоры для сводов и не имели особой декоративной отделки.

Особенности архитектуры

Культовые постройки возводились в виде целых архитектурных комплексов, главным сооружением которых был зиккурат — высокое сооружение со множеством ступеней.

На вершине зиккурата размещался храм, который также зачастую выполнял роль обсерватории. Неподалеку от храмового комплекса мог располагаться и дворец правителя.

 

Месопотамский зиккурат ( город Ур)

 

Географическое положение Месопотамии было крайне невыгодным в плане обороны, потому что государство находилось на открытой местности. Поэтому в целях защиты от завоевателей каждый населенный пункт должен был иметь оборонительные сооружения. И надо отдать должное месопотамским мастерам, потому что они умели строить технически сложные и хорошо укрепленные оборонительные стены.

В III тысячелетии до нашей эры начинается расцвет городов Ур и Урук, в в начале II тысячелетия до нашей эры столицей империи становится Вавилон.

 

Зиккурат Этеменнигуру в городе Уре

 

Позже, в I тысячелетии до нашей эры, во времена владычества ассирийцев, наибольшего развития достигают города Ниневия и Ашшур. Эти города имели строго перпендикулярное расположение пересекающихся улиц. В центре города размещался дворец правителя. Как правило, он был хорошо защищен городской системой фортификационных сооружений.

Но самым большим городом периода расцвета месопотамской культуры, несомненно, был Вавилон. Город был окружен несколькими крепостными стенами, общая толщина которых достигала 25 метров.

Планировка города была полностью квадратной. По сути, Вавилон представлял собой квадрат со сторонами длиной по 2 километра. Улицы были расположены строгими прямоугольниками правильной формы.

Святилище бога Мардука, которое всем нам известно как Вавилонская башня, было поднято на высокую террасу, имевшую в основании также форму квадрата размером 250 х 250 метров. Таким образом, святилище Мардука также можно считать зиккуратом, который имеет семь ступеней постоянно уменьшающейся площади.

 

Храм и святилище бога Мардука

 

Жилые дома были прямоугольными в плане. В целом, для архитектуры Месопотамии была наиболее характерна геометрически правильная форма зданий. Дома более состоятельных горожан строили двухэтажными, делая при этом плоские перекрытия. В центре каждого дома помещался внутренний дворик, а сама постройка разделялась на жилую и хозяйственную части.

Технические сооружения

В Месопотамии было построено много технических и фортификационных сооружений. Строители прокладывали каналы, сооружали резервуары для воды и акведуки, строили мосты и крепостные стены.

К самым значительным техническим достижениям Месопотамии можно отнести так называемый » Канал королей», который достигал в длины 400 километров и соединял реки Тигр и Евфрат. А весь город Вавилон обеспечивался водой из акведука, который считался одним из чудес того времени.

К сожалению, до наших дней эти шедевры технических сооружений не дошли. От них остались только развалины, которые были найдены археологами во время раскопок. Фрагменты грандиозных построек того времени были скрыты в толще глинистых отложений.

В Месопотамии часто случались наводнения, поэтому многие сооружения строились на искусственных возвышенностях, которые представляли собой насыпные террасы или платформы, сложенные из кирпича. Примером может служить летний дворец Саргона в Хорсабаде, которые стоял на кирпичной платформе.

 

Дворец ассирийского царя Саргона в Хорсабаде

 

Архитектура Ниневии

Город Ниневия был окружен массивными стенами, которые в высоту достигали 33 метров и несколько метров в ширину. Наверху стены на равном расстоянии друг от друга были построены полторы тысячи хорошо укрепленных оборонительных башен.

Планировка города была квадратной, и по всему периметру он был окружен высокими и прочными стенами. На территорию города вели семь входных ворот. На примере Ниневии можно рассматривать типичные черты ассирийской архитектуры.

Самыми значительными сооружениями в городе были дворец и возвышающийся рядом с ним зиккурат, а также храмовый комплекс. Они размещались на искусственно сооруженной террасе, окруженной крепостными постройками. Это был отдельный, дополнительно укрепленный город в пределах территории Ниневии.

Для сооружения насыпной террасы понадобилось полтора миллионов кубических метров глины, из которой было сформировано основание для дворца площадью 100 тысяч квадратных метров.

На террасе, куда вели величественные лестницы в окружении наклонных плоских рамп, был расположен масштабный комплекс дворцовых сооружений. Всего во дворце насчитывалось  около двухсот залов и отдельных комнат. В наши дни часть из них раскопана и восстановлена.

Длина некоторых залов дворца достигала почти 50 метров. При этом они были длинными, но очень узкими, шириной не более шести метров. Ширина залов зависела прежде всего от размера пролетов, а они редко превышали 6 метров.

В комнатах дворцов не было окон, и здание освещалось через дверные проемы и через специальные отверстия в сводах постройки.

Дворец тоже был прямоугольным в плане. По одну сторону главного здания дворца размещались залы для официальных приемов и торжественных событий. С другой стороны находились покои правителя и его гарема, а также хозяйственные постройки.

Интерьер месопотамских храмов и дворцов был богато украшен золотом и эмалями. Крыши дворцов были плоскими, и на них устраивались сады.

Реставрация и реконструкция архитектуры Месопотамии

В 70 — е годы XX века власти Ирака инициировали работы по реконструкции и реставрации многих вавилонских построек. Так, полностью были отстроены знаменитые ворота Иштар и восстановлено их декоративное оформление.

 

Ворота богини Иштар ( реконструкция)

 

Также были реконструированы залы дворца в Хорсабаде.

 

Вход во дворец в Хорсабаде

 

Разрабатывался проект восстановления и обновления уникального зиккурата Этеменанки — Вавилонской башни на всю ее высоту, которая достигала 90 метров. Однако для изготовления несущих конструкций сооружения должны были использоваться более прочные современные материалы.

 

Вавилонская башня — зиккурат Этеменанки в Вавилоне

 

Архитектура древней Месопотамии — презентация онлайн

1. Архитектура древней Месопотамии

АРХИТЕКТУРА
ДРЕВНЕЙ
МЕСОПОТАМИИ
Зиккураты в Уре, Ашуре, Дур-Шаррукине,
Вавилоне
Работу Выполнил студ. гр. б-архт-12 Конопленко В.В.
• История архитектуры древнего Двуречья (Месопотамии)
делится на четыре периода соответственно этапам
экономического и политического подъема государств,
попеременно принимающих на себя роль культурного
центра.
Этими центрами были:
ранние государства Двуречья (V тыс. до н. э. – 2300 г. до
н.э.)
Вавилон – централизованное рабовладельческое
государство – Старовавилонская империя (2150 – 1000 гг,
до н.э.)
Ассирия – огромная военная держава (1000 – 605 гг. до н
э.)
Нововавилонская империя (625 – 539 гг. до н.э.)
Древний период Двуречья (возникновение Шумеро-Аккадского
государства) — В V – IV тыс. до н. э. в дельте Тигра и Евфрата
существовали древние государства. — Основные объекты строительной
деятельности – ирригационные сооружения и укрепленные города. Основные строительные материалы, применявшиеся в народном
строительстве Двуречья, были глина, тростник, мелкий речной
кустарник.

4. Древний Город Месопотамии

План шумерского города Ура в период
между XXIII-XXII вв. до н. э. (по Вулли).
Город окружен мощными крепостными
стенами; Городская территория имела
размер 1000 х 700 м. Это был город,
построенный в шумерских традициях,
овальный в плане с главной осью,
ориентированной с юго-востока на
северо-запад. В северо-западной части
города на холме, искусственно
расширенном в виде террасы,
размещался дворцовый и храмовый
комплекс Ура, посвященный культу
особо почитавшегося у шумеров бога
луны Наннара. . Главный вход в
святилище находился с северовосточной стороны, откуда через
монументальные ворота можно было
попасть в священный двор Наннара и
далее в следующий двор, на котором
располагался зиккурат.
• В центре города-священный
2
1
3
4
5
7
6
участок:
1-зиккурат;
2-священный двор Наннара;
3-храм Наннара и его жены Нингал;
4-двойной храм Нингал;
5-дворец Урнамму и Дунги
6-Мавзолей царей Дунги и Бурсина
7-царские захоронения
Зиккурат Ура представлял одно из древнейших сооружений этого рода.
Он был сложен из сырцовых блоков, и лишь внешний слой толщиной в
2,5 м был построен из обожженного кирпича, скрепленного битумным
раствором. В плане зиккурат представлял собой прямоугольник
размером 46 х 60 м. Он был трехъярусным. Нижний сохранившийся
ярус имел высоту 15м. На верхней площадке располагалось
святилище бога Наннара
Парадная лестница была расположена с северо-восточной
стороны. Рядом с замкнутыми дворами святилища Наннара и
зиккурата на открытой площадке располагались еще два
храма, посвященных культу того же бога луны и его жены
богини Нингал, и отдельный храм, посвященный Нингал,
Зиккурат в
Уре (конец III
тыс. до н.э.)
• Храм Ану (бог неба) и Ада да (бог дождя, грома и молнии),
построенный в Ашшуре на рубеже XII и XI вв. до н. э. Храм
стоял на высокой платформе. В глубине вытянутого в ширину
двора (50×29 м) были расположены два объединенных, почти
одинаковых по площади святилища. Вход в каждое из них
обрамлялся парой башен.
• Жилые дома Ура, согласно шумерской традиции, имели
внутренние дворы, вокруг которых группировались все
помещения. В центре двора иногда находился колодец.
Здесь же часто располагался очаг. Дома, перекрытые
плоскими кровлями, выходили стенами без оконных
проемов на узкие извилистые переулки и тупики. Улица в
полном смысле этого слова была лишь одна. Она
предназначалась для процессий и вела к главному
святилищу города.
Дур-Шаррукин ( Хорсабад )-город,
построенный ассирийским царем
Саргоном II в 711-707 гг. до н. э. в
качестве новой столицы
Дур-Шаррукин. Общий вид дворца Саргона II. По реконструкции В. Пляса
Город представлял собой в плане близкий к квадрату прямоугольник,
ориентированный углами по странам света. Он был окружен мощной
крепостной стеной и имел цитадель, встроенную в северо-западную
крепостную стену. Эта цитадель была расположена на искусственной
земляной террасе высотой 14 м.
Город Вавилон занимал
обширную территорию,
насчитывавшую 20 км2 и
обнесенную внешними
крепостными стенами
протяженностью 18 км.
• Вавилон. Вид города из-за реки
Евфрат.
Вавилон, План города в VI
в, до н. э.:
1-дорога Процессий; 2мост через Евфрат;
3-летний дворец
Навуходоносора II на
холме Бабиль;
4-северный дворец на
холме Каср;
5-южныи дворец
Навуходоносора;
6-форт;
7-зиккурат;
8-храм Мардука
В центре города располагался священный участок Эсагила, где
находились храм Мардука и зиккурат Этеменанки. Главным зданием
Вавилона считался зиккурат, который назывался «Домом основания
небес и земли».
Вавилонский зиккурат представлял
собою монументальное сооружение
высотой около 90 м, на вершине
которого располагалось покрытое
голубой глазурью святилище Мардука,
Семь ярусов вело к этому святилищу,
Нижний ярус был светлый, второй ярус
высотой 18м был черного цвета.
Верхние ярусы чередовались по цветукрасный, синий, красный, серебристый и
голубой с золотом. Все эти цвета
соответствовали символическому
обозначению небесных светил.
• Зиккурат был сложен из сырцового и обожженного кирпича,
составлявшего внешнюю оболочку толщиной в несколько метров.
Вавилонский зиккурат считался одним из семи чудес света и
доминировал над городом и окружающей местностью, формируя
силуэт древнейшего города.
Навуходоносор II, при котором город окончательно сформировался второй дворец — Южный,
примыкавший к дороге Процессий и воротам богини Иштар, и третий — Северный, расположенный
здесь же, но за крепостной стеной. Южный дворец представлял собой сложный архитектурный
комплекс, состоявший из системы пяти дворов, нанизанных на одну композиционную ось,
начинавшуюся от входа во дворец на улице Процессий. Вокруг дворов группировались дворцовые
помещения. Из двора во двор вели монументальные ворота.

21. Священная дорога (Дорога процессий). VI в. до н. э.

Лев фриз, ворота Иштар,
Пергамский музей,
Берлин
Дорога процессий была, пожалуй, самой лучшей
дорогой Древнего мира, ведь по ней
предназначалось передвигаться не людям и
повозкам, а великому богу и покровителю
Вавилона Мардуку, который раз в год
проделывал путь по ней до Эсагилы. И свое
начало она брала именно у врат Иштар.
Сами вавилонские ворота
великой Иштар были сделаны
двойными. Внутренние были в
два раза больше чем
наружные. Выполненная
глазурованным кирпичом
облицовка сверкала на солнце,
а фон украшали 575
рельефных изображений
почитаемых животных. Здесь
же брала начало уже
упомянутая Дорога процессий,
продолжением которой в
городе являлась улица АйбурШаба. Именно по ней на Новый
год устраивалось большое
шествие во главе с золотым
изваянием Мардука.

24. Висячие сады, построенные в Вавилоне Навуходоносором для своей жены Амиитис.

Вавилон. Сады Семирамиды — дворцовый парк на высоте 20 м
Вавилонские висячие сады представляли собой четырехуровневое
сооружение с множеством прохладных комнат, обильно украшенных
растениями. Для их полива использовался водоподъемник, для
функционирования которого рабам приходилось крутить колесо.
• Своды здания на каждом уровне подпирали 25-метровые
колонны. Террасы выкладывались плиткой, заливались
асфальтом и засыпались слоем земли, достаточным для
выращивания даже деревьев.

28. Основные заключения по архитектуре Двуречья:

• Здания штукатурились глиной или алебастром, стены расписывались,
украшались мозаикой из фигурных керамических гвоздей. Глазурованные
кирпичи или плитки голубого, желтого, коричневою, черного, белого цветов
выкладывались наборным рисунком.
Крупные дворцовые и храмовые комплексы возводились на обширных
монолитных платформах большой высоты, это стало наиболее
эффективным средством защиты от наводнений и композиционным приемом
выделения важнейших сооружений из окружающей застройки
Основным строительным материалом был кирпич-сырец, кирпич
обожженный и глазурованный.
Основу всех конструкций составляли мощные многометровые стены,
внешняя сторона которых расчленялась выступами, а верхняя часть имела
зубчатое завершение.
Наряду с балочными перекрытиями из стволов пальмы часто устраивалось
сводчатое перекрытие из кирпича. В отличие от Египта, где столб был
важным конструктивным элементом, в месопотамской архитектуре он играет
второстепенную роль.
Культовые сооружения образовывали целые комплексы, доминантой
которых являлся зиккурат — высокое ступенчатое сооружение

Месопотамское искусство и архитектура | Характеристики, факты и история

Зиккурат в Уре

Смотреть все СМИ

Похожие темы:
история Месопотамии искусство Месопотамская литература

Просмотреть весь связанный контент →

Месопотамское искусство и архитектура , искусство и архитектура древних месопотамских цивилизаций.

Название Месопотамия использовалось древними авторами в различных значениях. Если для удобства рассматривать его как синоним современного государства Ирак, то его можно рассматривать как две достаточно четко определенные провинции: плоскую аллювиальную равнину на юге и нагорья на севере, через которые реки-близнецы страны текут в среднем течении. Такое географическое деление области нашло свое отражение в истории ее культурного развития с древнейших времен.

Первые следы оседлости обнаружены в северном регионе и датируются серединой 6-го тысячелетия до н.э., периодом, который археологи связывают с переходом от неолита к эпохе энеолита. Некоторое значение имеет то, что этому периоду также соответствует самое раннее использование расписного орнамента на гончарных сосудах, так как используемые для этого рисунки являются наиболее надежным критерием, по которому можно различить этнологические группировки и миграционные движения. Археологически такие группировки по большей части условно называются по месту, где их следы были впервые обнаружены, и эти же названия иногда приписываются доисторическим периодам, в течение которых они были преобладающими. Следовательно, Хассуна, Хассуна-Самарра и Халаф в северном Ираке — это названия, данные первым трем периодам, в течение которых известные ранние поселения были последовательно заняты народами, которые, по-видимому, были связаны с Сирией и Анатолией.

Узоры на их керамике, иногда более чем в одном цвете, обычно состоят из зон, заполненных «геометрическим» орнаментом в виде узоров, напоминающих тканые ткани. Эти конструкции часто приспосабливаются к форме сосудов с похвальным искусством. Только в гончарных изделиях Хассуна-Самарра изредка появляются приспособления, состоящие из фигурок животных, птиц и даже людей, искусно стилизованных и эстетически привлекательных. Однако такие мотивы, по-видимому, заимствованы из современной иранской керамики. Единственная другая заметная форма искусства, популярная в то время, — это фигурки гуманоидов из камня или глины, связанные с примитивными религиозными культами; однако их формальные особенности сильно различаются от группы к группе, и значение их символики неизвестно. Ни их, ни узоры глиняной посуды нельзя считать предками месопотамского искусства исторических времен, предшественники которого следует искать в Южном Ираке.

Здесь, в дельте, самая ранняя фаза предыстории связана с именем Убайд I, и, поскольку эта фаза имеет параллель в Сузиане, к северу от иранской границы, первые поселенцы в обеих областях могут иметь общее происхождение.

Среди этих поселенцев, по мнению некоторых ученых, был зародыш шумерского гения, но это не было бесспорно подтверждено до конца 4-го тысячелетия. Однако к 3100 г. до н. э. присутствие шумеров окончательно подтверждается изобретением письма как средства для их собственного языка. С этого момента можно удовлетворительно изучать последовательные фазы эволюции шумерского искусства.

Можно выделить три фактора, определяющих характер месопотамского искусства и архитектуры. Одна из них — социально-политическая организация шумерских городов-государств и пришедших им на смену царств и империй. С древнейших времен города укреплялись и украшались общественными зданиями; ирригационные системы были организованы и ревностно охранялись; армии были хорошо оснащены, а войска обучены слаженным действиям; праздновались победы и ратифицировались договоры. Поскольку межгосударственные войны или иностранные завоевания были главной заботой месопотамских правителей, понятно, что в большинстве периодов определенный класс произведений искусства был посвящен просто прославлению их военной доблести.

Вторым и даже более важным фактором, однако, является важная роль, которую играет организованная религия в месопотамских государственных делах. В частности, в шумерские времена за муниципальную и экономическую организацию города отвечал храм с его иерархическим жречеством, наделенным властью, почти равной власти правителя и его консультативного совета старейшин. Соответственно, в ранние времена Шумера и Вавилонии архитектурное внимание уделялось прежде всего культовым сооружениям, а вся скульптура служила религиозным целям. Разработка и украшение дворцов были нововведением ассирийских времен ( см. ниже Ассирийский период).

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Третий фактор, который повлиял на характер месопотамского искусства, — это влияние окружающей среды. Практические ограничения, накладываемые как на художника, так и на архитектора геологией и климатом южного Ирака, очевидны. Поскольку на аллювиальной равнине не было камня или дерева, скульпторы зависели от скудного импортного материала или были вынуждены использовать такие заменители, как терракота (обожженная глина). Архитектура также была глубоко затронута, во-первых, ограничением строительных материалов кирпичной кладкой и, во-вторых, проблемами конструкции крыши, лишь частично решенными изобретением кирпичных сводов во 2-м тысячелетии до н.э. Для ассирийцев на севере в изобилии был в изобилии качественный камень, но стоимость добычи и транспортировки в сочетании с упрямым консерватизмом заставляли его считаться роскошным материалом, а его использование ограничивалось скульптурным орнаментом и бросающимися в глаза архитектурными памятниками. Особенности.

Столь же очевидная, хотя и более абстрактная связь между месопотамским искусством и окружающей средой может быть обнаружена, если понять интеллектуальный климат, порожденный последней. В стране, где летние и зимние температуры достигают термометрических пределов, где сельское хозяйство зависит исключительно от искусственного распределения речной воды и ненадежно борется со сроками сезонных наводнений, где пастух страдает от хищничества диких зверей, а земледелец — от угрозы ядовитых насекомых — в такой стране жители должны были чувствовать себя в постоянном конфликте с враждебными и потенциально разрушительными элементами природы. Вся эта конфронтация и разочарование отражаются в меланхолическом подтексте их религиозных верований, особенно шумерских, для которых успех и процветание стали отождествляться с принципом плодородия и, таким образом, могли быть достигнуты только путем умиротворения капризных божеств. Такие убеждения заложены в ткани их сложной мифологии, которая легко поддается выражению в живописной форме и составляет основной предмет почти всего шумерского искусства. Кроме того, поскольку их мифические традиции и религиозные верования сохранялись в течение многих столетий после гибели самих шумеров, они стали основой образов почти всего месопотамского искусства.

Месопотамское искусство и архитектура | Характеристики, факты и история

Зиккурат в Уре

Смотреть все СМИ

Похожие темы:
история Месопотамии искусство Месопотамская литература

Просмотреть весь связанный контент →

Месопотамское искусство и архитектура , искусство и архитектура древних месопотамских цивилизаций.

Название Месопотамия использовалось древними авторами в различных значениях. Если для удобства рассматривать его как синоним современного государства Ирак, то его можно рассматривать как две достаточно четко определенные провинции: плоскую аллювиальную равнину на юге и нагорья на севере, через которые реки-близнецы страны текут в среднем течении. Такое географическое деление области нашло свое отражение в истории ее культурного развития с древнейших времен.

Первые следы оседлости обнаружены в северном регионе и датируются серединой 6-го тысячелетия до н. э., периодом, который археологи связывают с переходом от неолита к эпохе энеолита. Некоторое значение имеет то, что этому периоду также соответствует самое раннее использование расписного орнамента на гончарных сосудах, так как используемые для этого рисунки являются наиболее надежным критерием, по которому можно различить этнологические группировки и миграционные движения. Археологически такие группировки по большей части условно называются по месту, где их следы были впервые обнаружены, и эти же названия иногда приписываются доисторическим периодам, в течение которых они были преобладающими.

Следовательно, Хассуна, Хассуна-Самарра и Халаф в северном Ираке — это названия, данные первым трем периодам, в течение которых известные ранние поселения были последовательно заняты народами, которые, по-видимому, были связаны с Сирией и Анатолией. Узоры на их керамике, иногда более чем в одном цвете, обычно состоят из зон, заполненных «геометрическим» орнаментом в виде узоров, напоминающих тканые ткани. Эти конструкции часто приспосабливаются к форме сосудов с похвальным искусством. Только в гончарных изделиях Хассуна-Самарра изредка появляются приспособления, состоящие из фигурок животных, птиц и даже людей, искусно стилизованных и эстетически привлекательных. Однако такие мотивы, по-видимому, заимствованы из современной иранской керамики. Единственная другая заметная форма искусства, популярная в то время, — это фигурки гуманоидов из камня или глины, связанные с примитивными религиозными культами; однако их формальные особенности сильно различаются от группы к группе, и значение их символики неизвестно. Ни их, ни узоры глиняной посуды нельзя считать предками месопотамского искусства исторических времен, предшественники которого следует искать в Южном Ираке.

Здесь, в дельте, самая ранняя фаза предыстории связана с именем Убайд I, и, поскольку эта фаза имеет параллель в Сузиане, к северу от иранской границы, первые поселенцы в обеих областях могут иметь общее происхождение. Среди этих поселенцев, по мнению некоторых ученых, был зародыш шумерского гения, но это не было бесспорно подтверждено до конца 4-го тысячелетия. Однако к 3100 г. до н. э. присутствие шумеров окончательно подтверждается изобретением письма как средства для их собственного языка. С этого момента можно удовлетворительно изучать последовательные фазы эволюции шумерского искусства.

Можно выделить три фактора, определяющих характер месопотамского искусства и архитектуры. Одна из них — социально-политическая организация шумерских городов-государств и пришедших им на смену царств и империй. С древнейших времен города укреплялись и украшались общественными зданиями; ирригационные системы были организованы и ревностно охранялись; армии были хорошо оснащены, а войска обучены слаженным действиям; праздновались победы и ратифицировались договоры. Поскольку межгосударственные войны или иностранные завоевания были главной заботой месопотамских правителей, понятно, что в большинстве периодов определенный класс произведений искусства был посвящен просто прославлению их военной доблести.

Вторым и даже более важным фактором, однако, является важная роль, которую играет организованная религия в месопотамских государственных делах. В частности, в шумерские времена за муниципальную и экономическую организацию города отвечал храм с его иерархическим жречеством, наделенным властью, почти равной власти правителя и его консультативного совета старейшин. Соответственно, в ранние времена Шумера и Вавилонии архитектурное внимание уделялось прежде всего культовым сооружениям, а вся скульптура служила религиозным целям. Разработка и украшение дворцов были нововведением ассирийских времен ( см. ниже Ассирийский период).

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Третий фактор, который повлиял на характер месопотамского искусства, — это влияние окружающей среды. Практические ограничения, накладываемые как на художника, так и на архитектора геологией и климатом южного Ирака, очевидны. Поскольку на аллювиальной равнине не было камня или дерева, скульпторы зависели от скудного импортного материала или были вынуждены использовать такие заменители, как терракота (обожженная глина). Архитектура также была глубоко затронута, во-первых, ограничением строительных материалов кирпичной кладкой и, во-вторых, проблемами конструкции крыши, лишь частично решенными изобретением кирпичных сводов во 2-м тысячелетии до н.э. Для ассирийцев на севере в изобилии был в изобилии качественный камень, но стоимость добычи и транспортировки в сочетании с упрямым консерватизмом заставляли его считаться роскошным материалом, а его использование ограничивалось скульптурным орнаментом и бросающимися в глаза архитектурными памятниками. Особенности.

Столь же очевидная, хотя и более абстрактная связь между месопотамским искусством и окружающей средой может быть обнаружена, если понять интеллектуальный климат, порожденный последней. В стране, где летние и зимние температуры достигают термометрических пределов, где сельское хозяйство зависит исключительно от искусственного распределения речной воды и ненадежно борется со сроками сезонных наводнений, где пастух страдает от хищничества диких зверей, а земледелец — от угрозы ядовитых насекомых — в такой стране жители должны были чувствовать себя в постоянном конфликте с враждебными и потенциально разрушительными элементами природы. Вся эта конфронтация и разочарование отражаются в меланхолическом подтексте их религиозных верований, особенно шумерских, для которых успех и процветание стали отождествляться с принципом плодородия и, таким образом, могли быть достигнуты только путем умиротворения капризных божеств. Такие убеждения заложены в ткани их сложной мифологии, которая легко поддается выражению в живописной форме и составляет основной предмет почти всего шумерского искусства. Кроме того, поскольку их мифические традиции и религиозные верования сохранялись в течение многих столетий после гибели самих шумеров, они стали основой образов почти всего месопотамского искусства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *