Архитектура месопотамии картинки: 10 визитных карточек Месопотамии • Arzamas
10 визитных карточек Месопотамии • Arzamas
У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.
- История
- Искусство
- Литература
- Антропология
Мне повезёт!
История, Искусство
Как жили, чем занимались и на каких языках говорили люди, населявшие древние государства Шумер, Аккад, Вавилонию и Ассирию с конца IV тысячелетия до н. э. до первых веков н. э.? Сотрудница Института классического Востока и Античности НИУ ВШЭ Екатерина Маркина выбрала десять памятников, позволяющих оценить своеобразие месопотамской культуры
Знаете ли вы, как и когда изобрели письменность, почему минута и час разделены на 60 частей и как звали первого в мире поэта? Ответы на эти и многие другие вопросы дает наука ассириология. Она изучает историю, культуру и письменность Древней Месопотамии — региона, который располагался между реками Тигр и Евфрат (современные Ирак, Сирия и Турция).
В разное время на территории Месопотамии существовали разные государства — Шумер, Аккад, Вавилония, Ассирия и другие. О повседневной жизни живших там народов известно из клинописных текстов — памятников письменности, создававшихся с конца IV тысячелетия до н. э. и до первых веков н. э. Сегодня археологи нашли около полумиллиона таких документов.
В этом году в Институте классического Востока и Античности пройдет первый набор студентов-ассириологов — прочитав этот материал, а также изучив блог с месопотамскими раритетами, вы наверняка захотите стать одним из них.
1. Таблички с клинописью
1 / 4
Глиняная табличка с клинописью. Около 2600 года до н. э.Musée du Louvre
2 / 4
Таблички с клинописью. Около 2340–2200 годов до н. э.Musée du Louvre
3 / 4
Табличка с клинописью. 2000–1600 годы до н. э.Royal Ontario Museum
4 / 4
Табличка с клинописью. Около 173 года до н. э.The Metropolitan Museum of Art
Первые в истории человечества письменные документы — они датируются концом III тысячелетия до н. э. — были найдены на юге современного Ирака, на месте города, который в древности назывался Урук (сейчас городище называется Варка).
Жители Древней Месопотамии писали на глиняных табличках с помощью стилоса — тростниковой палочки с заостренным концом. Сначала знаки были рисуночными: они процарапывались на глине и изображали предмет, о котором идет речь. Позднее знаки стали более схематичными, превратившись в настоящую письменность. Они уже не процарапывались, а выдавливались стилосом — отчего штрихи, из которых состоит знак, приобрели характерную клиновидную форму, а сама письменность стала называться клинописью.
Самые ранние тексты — это аналоги современных бухгалтерских документов: писцы вели учет доходов и расходов городского хозяйства. Чуть позже появились литературные тексты и списки слов, по которым будущие писцы изучали письменность и терминологию. Последний клинописный документ относится к I веку н. э. За свою трехтысячелетнюю историю клинопись использовалась для записи текстов на 15 языках, принадлежащих к разным языковым семьям. Среди них шумерский, аккадский, эламский, хеттский, урартский и древнеперсидский.
2. Цилиндрические печати
1 / 2
Среднеассирийская печать со сценой охоты на страуса и ее оттиск. XII век до н. э.The Morgan Library & Museum
2 / 2
Новоассирийская печать со сценой поклонения богине Иштар и ее оттиск. Около VIII–VII веков до н. э.The Metropolitan Museum of Art
Когда появилась частная собственность, возникла необходимость каким-то образом подтверждать свое право на нее. Для этого в Месопотамии использовали печати. В III–II тысячелетиях до н. э. привычные нам печати-штампы использовали редко. Особенно популярны были небольшие цилиндры из полудрагоценных камней — лазурита, сердолика, яшмы и др., — на которых вырезались сцены религиозно-мифологического или бытового характера. Со временем к изображению добавилась краткая надпись с именем, профессией или должностью владельца печати. Каждой эпохе соответствует свой изобразительный стиль и круг популярных сюжетов. Большинство месопотамских печатей известно лишь по оттискам на глиняной поверхности — самих печатей было найдено гораздо меньше.
3. Зиккураты
1 / 3
Зиккурат в Уре. Возведен около 2047 года до н. э.Wikimedia Commons
2 / 3
Зиккурат в Акар-Куфе. Возведен в XIV веке до н. э.© David Robbins / CC0 1.0
3 / 3
Зиккурат в Чога-Занбиль. Возведен около 1250 года до н. э.Wikimedia Commons
Зиккурат — это ступенчатая пирамида, в которой в отличие от египетских нет внутренних ходов и камер. Древнегреческий историк Геродот писал, что это монолитное сооружение из сырцового кирпича служило платформой для святилища, находившегося на верхнем ярусе. Археологически это невозможно подтвердить: дошедшие до нас зиккураты сильно пострадали от эрозии, от верхних ярусов совсем ничего не осталось. Лучше всего сохранились три зиккурата: урский, расположенный недалеко от иракского города Эн-Насирия, еще один в Акар-Куфе под Багдадом и, наконец, на городище Чога-Занбиль в иранском Хузистане.
Здесь можно посмотреть, как проходила реконструкция зиккурата в Уруке.
4. Настольная игра Ура
1 / 3
Царская игра Ура. Поле для игры и фишки. 2600–2400 годы до н. э.© The British Museum
2 / 3
Клинописная табличка с правилами царской игры Ура. 177–176 годы до н. э.© The British Museum
3 / 3
Оборотная сторона клинописной таблички с правилами царской игры Ура. 177–176 годы до н. э.© The British Museum
Урский некрополь по своей значимости не уступает гробнице Тутанхамона. Он датируется XXVI–XXV веками до н. э. и включает около 1800 захоронений, 16 из которых принадлежат членам царской семьи. Среди богатейшего погребального инвентаря в гробнице царицы Пу-Аби была найдена и игровая доска с набором фишек и костей, датируемая тем же временем, что и сам некрополь. Царская игра Ура, или игра двадцати полей, как и ее древнеегипетский аналог сенет, относится к так называемым гоночным играм. Игрок должен провести все свои фишки по доске по определенной траектории, обогнав соперника. Британский музей разработал онлайн-версию этой игры.
5. Бронзовая маска из Ниневии
Маска из Ниневии. Около 2300 года до н. э.المتحف العراقي (Национальный музей Ирака)Литая бронзовая маска, датирующаяся XXIV–XXIII веками до н. э., была найдена во время раскопок Ниневии, одной из древних столиц Ассирийского царства. Предположительно, она крепилась к несохранившейся деревянной основе, возможно к статуе. Выдающийся британский археолог — и по совместительству муж Агаты Кристи — Макс Маллоуэн предположил, что маска изображает Саргона Аккадского — царя, которому впервые удалось объединить под своей властью земли северной и южной Месопотамии. Впрочем, прямых доказательств этой гипотезы нет, поэтому правильнее называть этот предмет царской маской из Ниневии, а не маской Саргона.
Маска была сильно повреждена уже в древности: у нее пробита левая глазница, отсечены уши, сплющен кончик носа. И это неслучайно: в Древней Месопотамии считалось, что любое изображение (особенно подписанное) несет на себе отпечаток личности изображенного и если, например, царской статуе наносится вред, он переходит на самого царя.
6. Стела с законами Хаммурапи
1 / 3
Стела с законами Хаммурапи. 1755–1752 годы до н. э.Musée du Louvre
2 / 3
Фрагмент стелы с законами Хаммурапи. 1755–1752 годы до н. э.Musée du Louvre
3 / 3
Фрагмент стелы с законами Хаммурапи. 1755–1752 годы до н. э.Musée du Louvre
На этой стеле из черного камня высотой 2,25 метра выбит один из первых законодательных сводов в истории человечества. Текст составлен в правление вавилонского царя Хаммурапи (приблизительно 1792–1750 годы до н. э.). В законах около трехсот тематически сгруппированных параграфов. Проступки караются согласно принципу талиона, или lex talionis. По нему наказание должно буквально соответствовать причиненному вреду: око за око, зуб за зуб. Так, раздел о нерадивом строителе гласит:
«§ 229–232. Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно, так что построенный им дом обвалится и причинит смерть хозяину дома, то этого строителя должно убить. Если он причинит смерть сыну хозяина дома, то должно убить сына этого строителя. Если он причинит смерть рабу хозяина дома, то он должен отдать хозяину дома раба за раба. Если он погубит имущество, то он должен возместить — все, что он погубил; за то, что построил дом непрочно — так, что тот обвалился, — он должен отстроить обвалившийся дом за собственный счет».
7. Камень кудурру
Кудурру Мели-Шипака II. 1186–1172 годы до н. э.Musée du LouvreПо-аккадски кудурру буквально значит «граница». Так называли документ, закрепляющий права на землю, выдававшийся царем новому владельцу. В основном эти документы были созданы в Вавилонии в XVI–XII веках до н. э. Текст, а также символы божеств, выступающих гарантами правопередачи, высекались на камне.
На фотографии мы видим кудурру с текстом о том, что вавилонский царь Мели-Шипак II передал землю человеку по имени Мардук-апла-иддина. В трех регистрах изображены символы 24 божеств, в том числе бога луны Сина (полумесяц), бога солнца Шамаша (солнечный диск), богини войны и любви Иштар (звезда), бога подземных вод Эа (козленок с рыбьим хвостом), богини врачевания Гулы (собака), бога-покровителя Вавилона Мардука (дракон-мушхушшу перед святилищем с копьем) и бога-громовержца Адада (бык).
8. Крылатые быки и львы с человеческими головами
1 / 3
Парные статуи крылатых быка и льва. Около 883–859 годов до н. э.The Metropolitan Museum of Art
2 / 3
Крылатый бык с человеческой головой. Около 883–859 годов до н. э.The Metropolitan Museum of Art
3 / 3
Крылатый лев с человеческой головой. Около 883–859 годов до н. э.The Metropolitan Museum of Art
Парные статуи крылатых быков и львов с человеческими головами обрамляли вход в тронный зал и парадные помещения дворцов ассирийских царей в их древних столицах — Кальху, Ниневии и Дур-Шаррукине — в IX–VI веках до н. э. Так ассирийцы представляли себе божества, которые защищали дворец от демонов и злых духов. А вот как они назывались по-аккадски, ученые спорят до сих пор. Если приглядеться, можно заметить, что у быка и льва не четыре ноги, а пять. Это объясняется тем, что они одновременно и стоят (если смотреть спереди), и идут (если сбоку). Такой изобразительный канон использовался вплоть до правления ассирийского царя Синаххериба (705–681 до н. э.).
9. Дворцовые рельефы со сценами войны и мира
1 / 7
Рельеф из дворца Ашшурбанапала с изображением охоты на львов. 645–640 годы до н. э.British Museum
2 / 7
Фрагмент рельефа из дворца Ашшурбанапала с изображением охоты на львов. 645–640 годы до н. э.British Museum
3 / 7
Фрагмент рельефа из дворца Ашшурбанапала с изображением охоты на львов. 645–640 годы до н. э.British Museum
4 / 7
Рельеф из дворца Ашшурнацирапала II с клинописной надписью и изображением царя и его бога-хранителя. 883–859 годы до н. э.Государственный Эрмитаж
5 / 7
Рельефы из дворца Тиглатпаласара III. 745–727 годы до н. э.Государственный Эрмитаж
6 / 7
Фрагмент рельефа из дворца Саргона II. 721–705 годы до н. э.The Oriental Institute of the University of Chicago
7 / 7
Фрагмент рельефа из дворца Синаххериба. 705–681 годы до н. э.British Museum
В I тысячелетии до н. э. ассирийские цари часто украшали стены своих дворцов рельефами с изображением военных и культовых сцен. Изображения нередко сопровождались надписями, повествующими о деяниях царя.
Наиболее ранние из дошедших до нас рельефов были изготовлены для дворца царя Ассирии Ашшурнацирапала II в его новой столице Кальху. Во второй половине XIX века такие рельефы были приобретены для коллекции Эрмитажа — сегодня их можно увидеть в постоянной экспозиции зала месопотамского искусства.
Также известны рельефы из дворцов Тиглатпаласара III (745–727 до н. э.), Саргона II (721–705 до н. э.), Синаххериба (705–681 до н. э.) и Ашшурбанапала (668 — 630 или 627 до н. э.), при котором этот вид искусства особенно расцвел. Главной жемчужиной жанра считается серия рельефов, посвященных львиной охоте, украшавшая стены дворца Ашшурбанапала в Ниневии.
10. Ворота богини Иштар
1 / 6
Ворота Иштар. 575 год до н. э.Pergamonmuseum
2 / 6
Бык. Фигура с барельефа ворот Иштар. 575 год до н. э.Pergamonmuseum
3 / 6
Дракон. Фигура с барельефа ворот Иштар. 575 год до н. э.Pergamonmuseum
4 / 6
Лев. Фигура с барельефа ворот Иштар. 575 год до н. э.Pergamonmuseum
5 / 6
Проект реконструкции ворот и ведущей к ним улицы. 2013 год© Byzantium 1200
6 / 6
Проект реконструкции ворот и ведущей к ним улицы. 2013 год© Byzantium 1200
Воротами Иштар Ударение на И. называют двойные ворота Вавилона, созданные при царе Навуходоносоре II (605–562 до н. э.). Вместе с ведущей к ним широкой улицей, вдоль которой с обеих сторон тянулась ограда с изображением львов, священных животных Иштар, они образуют комплекс сооружений для празднования Акиту. Этот праздник длился 12 дней и был приурочен к наступлению нового сельскохозяйственного цикла. Одна из церемоний включала в себя шествие к воротам Иштар. Ограда и ворота были отделаны максимально роскошно: для их украшения использовался глазурованный кирпич глубокого синего цвета, имитирующий лазурит, ценившийся в Месопотамии выше остальных камней. На воротах изображены дракон-мушхушшу и бык — священные звери богов Мардука и Адада. После археологических раскопок, проводившихся во второй половине XIX века, облицовка ворот и ограды была вывезена в Германию. Сегодня реконструированные ворота можно увидеть в Берлине, в музее Пергамон.
Источники
- Kuhrt A. The Ancient Near East, c. 3000 — 330 BC. Vol 1–2.
London, 1997.
- Dictionnaire de la civilisation mésopotamienne.
Paris, 2001.
Теги
Шпаргалка
Путеводитель
микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года
Приложение дня
Курсы от лучших музеев и университетов мира
Запах дня
Пачули
Камео дня
Джон МакКейн в «Незваных гостях»
Архив
История, Антропология
Юрий Березкин: «Мне как археологу всегда везло»
Об археологических экспедициях, удивительных находках, летающих раскладушках и мифах
О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь
Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas
ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSSИстория, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день
© Arzamas 2022. Все права защищены
До повышения стоимости подписки осталось
.
Успейте купить сейчас
.
Архитектура древней Месопотамии — История архитектуры
Главная » История архитектуры
Автор Admin На чтение 4 мин. Опубликовано
Государства древней Месопотамии, то есть долины рек Тигра и Евфрата, как и Египет, принадлежали к крупным речным цивилизациям. Поэтому и здесь строители были в большом почете, а искусство архитектуры развилось раньше, чем в других странах. Но камня здесь не хватало, зато было много глины. Вот почему мастера Древнего Двуречья стали первыми в мире архитекторами, которые работали преимущественно с кирпичом. В Египте также знали кирпич, но использовали его главным образом для бытовых сооружений. Из кирпича, часто даже необожженного на огне, а только высушенного на солнце, складывали жилье бедняков. Более важные строения делали из камня.
В Древней Месопотамии кирпич становится основным материалом как для бытовых, так и для архитектурных сооружений. Используют преимущественно кирпич необожженный, дерево, необходимое для сборки крупных очагов, тоже вещь дефицитная.
Но, как мы уже говорили, несмотря на все эти большие достижения древних мастеров, большая часть созданных ими сооружений потерпела сокрушительное разрушение.
Понадобился очень кропотливый труд археологов и историков, изучавших записи древних авторов, чтобы мы сейчас могли представить себе первоначальный вид этих сооружений. Как это ни странно, лучше других сохранились наиболее древние — так называемые зикураты.Зикурат. РеконструкцияЗикураты — это тоже пирамиды, но не такие, как в Египте. Они ступенчатые и состоят из нескольких ярусов. Внутри их делали из необожженной глины, сверху обливывали глазурованным кирпичом. В отличие от египетских пирамид зикураты не имели никаких внутренних камер. Храм, посвященный божеству, ставили на верхушке. Глазурь на глазурованном кирпиче была разноцветной. Снизу зикурат на две трети облагали черным кирпичом, верхнюю треть делали красной, храм — голубым с золотом. Считается, что в представлении своих строителей зикурат был моделью вселенной. Нижний черный ярус символизировал подземный мир, связанный со смертью, красный — означал средний мир, где живут люди, голубовато — золотой храм на вершине был символом верхнего мира богов.
Зикурат был не единственной важной архитектурной достопримечательностью Вавилона. В период своего подъема это был, пожалуй, самый большой город в мире. Древнегреческий историк Геродот писал в V ст. до н. э., что Вавилон «устроен так прекрасно, как ни один из известных нам городов». Город имел четкое планирование и представлял собой прямоугольник, окруженный двойной стеной. Через каждые 20 м наружной стены возвышалась зубчатая башня, квадратная по плану. Внутренняя стена была меньше, чем внешняя, за ней начинались городские здания. Достаточно большой участок земли между двумя стенами горожане обрабатывали, чтобы иметь запас продуктов на случай осады. Все укрепления были сделаны из обожженного кирпича. Здания внутри города тоже напоминали оборонительные сооружения.
Характерной чертой городского пейзажа были плоские крыши, окруженные зубцами.Ворота ИштарСтены часто украшали голубой и бирюзовой глазурью. Этот декоративный прием и сейчас остается любимым в некоторых странах Востока. Сейчас из памятников Вавилона сохранились Ворота Иштар и Дорога процессий, окруженная зубчатыми стенами.
Mesopotamian Architecture Stock-Fotos und Bilder
- CREATIVE
- EDITORIAL
- VIDEOS
Beste Übereinstimmung
Neuestes
Ältestes
Am beliebtesten
Alle Zeiträume24 Stunden48 Stunden72 Stunden7 Tage30 Tage12 MonateAngepasster Zeitraum
Lizenzfrei
Lizenzpflichtig
RF und RM
Durchstöbern Sie 1.814
месопотамская архитектура Stock-Photografie und Bilder. Oder starten Sie eine neuesuche, um noch mehr Stock-Photografie und Bilder zu entdecken. verschiedene muster der antike, farblitho, veröffentlicht im jahre 1897 — месопотамская архитектура сток-график, -клипарт, -мультфильмы и символический рельеф на стене древнего города персеполис, шираз, иран — месопотамская архитектура стоковые фото и бильдерная гравировка вавилонское и ассирийское искусство — месопотамская архитектура сток-фотографии и бильдерархитектур из месопотамии, holzstiche, veröffentlicht 1893 — месопотамская архитектура сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символегобеклитепе.Искусство и архитектура — Месопотамия
Автор: Билал Хайдер
Месопотамская цивилизация создавала потрясающую архитектуру и произведения искусства на протяжении всего своего существования и периода времени. Каждое произведение искусства и древний небоскреб были созданы с целью, выходящей за рамки визуальной привлекательности, и были ключевой характеристикой, позволяющей увидеть культурную сторону империй, живших на земле Месопотамии.
Архитектура
По всей Месопотамии были построены различные формы архитектуры, каждая из которых создавалась по определенной причине, от религиозной цели до защиты от посторонних.
Такие материалы, как сырцовый кирпич, камень, дерево и красный кирпич, широко используются при строительстве любой формы архитектуры. Многие из этих построенных зданий возникли не за одну ночь. Из-за многих открытий, сделанных археологами, предполагается, что некоторые месопотамские постройки строились за 3-5 лет, и в них участвовало около 2000 человек.
Одной из форм построенной архитектуры был Зиккурат, высокая башня, построенная для религиозных целей. Эти башни были одной из первых форм архитектуры, созданной месопотамцами, а также служили домом для священников и высокопоставленных чиновников и обычно посвящались определенному богу в месопотамской религии. Башни были построены на такой большой высоте для защиты от наводнений и для совершения религиозных церемоний в святилищах, расположенных на самом верху. Каждый зиккурат был соединен с другими зданиями, образуя «комплексную» форму здания, двор обычно располагался в центре этих комплексов.
Зиккурат Ура, римейк древнего Зиккурата из Месопотамии
Дома в месопотамской цивилизации были построены с очень простой архитектурой. Эти здания были небольшими, в основном состояли из квадратных жилых помещений в центре и добавлялись комнаты, окружающие центральную жилую зону.
Базовая модель месопотамского дома
Другой формой жилищной архитектуры в Месопотамии были дворцы. Эти формы жилья были сделаны для самых важных граждан в месопотамских городах, что свидетельствует о том, сколько власти владелец обладал своим именем. Эти большие дома были красиво украшены и были одними из самых высоких зданий в городе. Они, как и зиккураты, также считались комплексами из-за того, насколько большим и взаимосвязанным было здание. Изображение слева представляет собой концепт-арт того, как выглядел двор этих дворцов, и дает представление о красивых украшениях, присутствующих в этих зданиях.
Последней формой архитектуры, существовавшей в вавилонских городах, были их оборонительные стены. Поскольку геологическое расположение жителей Месопотамии допускало обычные нападения со стороны чужаков, требовалась защита города. Эти стены возвышались над землей и имели множество соединенных между собой оборонительных башен.
Окружающий круг, окружающий город, похожий на кукурузу, является примером городских стен Месопотамии
Месопотамское искусство
Искусство играло ключевую роль в месопотамской культуре. Многие виды искусства были созданы самыми опытными, и все они помогали лучше понять жителей Месопотамии.
Религия оказывала ключевое влияние почти на все месопотамские произведения искусства. Статуи богов, сделанные из камня, присутствовали во всех комнатах храмов Зиккурата.
Мардук — один из многих богов, изображенных в месопотамском искусстве.
Другим важным видом искусства были мозаики, написанные жителями Месопотамии. Стены храмов Зиккурата были украшены фресками с изображением многих религиозных богов. Картины повседневной жизни и достижений в битвах рисовали ассирийцы, демонстрируя гордость за этот вид искусства.