Архитектура месопотамия: Архитектура Месопотамии — Древние сооружения

Содержание

Обзор архитектуры Месопотамии и Ассирии | Архитектура и Проектирование

В архитектуре Передней Азии мы различаем три периода. Первый период — время небольших теократических монархий (до середины третьего тысячелетия до н. э.). Второй — эпоха Вавилона, большой абсолютной монархии (с 2150 до приблизительно 1000 г. до н. э.). Третий — период преобладания Ассирии, огромного военно-аристократического государства (1000 — 600 гг. до н. э.) и время нововавилонской империи, в которой, по-видимому, при наличии организованной военной аристократии, сильны были городские торговые слои (600— 538 гг. до н. э.). Каждый из указанных периодов представляет собой лишь последующую фазу предшествующего. На юге и в центре страны с древнейших времен выступают все и впоследствии встречающиеся строительные материалы — кирпич-сырец, кирпич обожженный и дерево, а на севере — в Ассирии — к ним присоединяется еще камень. Еще в четвертом тысячелетии практикуется, как нам доказывает надпись царя Урнины, привоз материала (камень и, главным образом, дерево) из далеких местностей. Этот привоз наблюдается и впоследствии, когда он начинает принимать поистине грандиозные размеры (постройки ассирийских дворцов и Нового Вавилона).

По-видимому, первые месопотамские жилища была сделаны из тростника и камыша, что мы до сих пор находим у арабских племен юга страны. Расположение строений внутри ограды в современных арабских домах в Месопотамии близко к тому, которое наблюдается в жилищах древнейших слоев. Надо иметь в виду, что прошлое Месопотамии нам далеко не одинаково хорошо известно: есть древние периоды, о которых сведения у нас более обширны, нежели о сравнительно молодых эпохах. Это объясняется, главным образом, случайным характером археологических работ в Месопотамии, а кроме того, специфическими условиями местности, где легко происходит заболачивание или где, в результате размывов, с естественными пластами лёсса слеживаются сырцовые массивы.

Характер и система построения здания во все периоды переднеазиатской архитектуры остаются одни и те же, и все зависит лишь от тех изменений, которые происходят в социальной жизни. Для древнейшего периода уже характерно применение платформ, играющих роль фундамента здания. Уже налицо основные формы культовых строений — храм в таком виде, как мы его встречали впоследствии, и примыкающий к нему зиккурат— башнеобразное сооружение, предназначенное, как некоторые предполагают, для культовых астрологических наблюдений. Вернее, однако, что зиккурат являлся тем местом, куда божество «нисходило» на землю в данном городе. Дворец сперва имеет скромные размеры, но постепенно начинает разрастаться. В древности царь является одновременно и первосвященником, что проявляется и впоследствии в отдельных культовых актах и религиозных церемониях. Земля страны считается землей бога, наместником которого является царь. Поэтому урожай и доходы с земли, идущие в пользу бога, тем самым принадлежат царю, складываются в амбары при храме и дворце и лишь оттуда распределяются дальше. Для правильного учета дохода казны содержался большой штат писцов и счетоводов, жилища которых размещались около храмов и дворцов. Не удивительно, что самое древнее из найденных до сих пор сооружений Месопотамии — почти наверное хозяйственного назначения: амбар, обнаруженный в Телло, древнем Лагаше-Ширпурле, центре небольшой теократической монархии. Дворец представляет собой комбинацию многочисленных покоев вокруг внутренних дворцов, тогда как снаружи здания почти не имели оконных отверстий. Как убранство, так и размеры храмов и дворцов в первый период скромны. Храмы в плане были прямоугольны и разделялись внутри на несколько помещений. В главном помещении, где находился алтарь божеству, на низких стойках размещались вотивные статуи, изображавшие принесших их жертвователей в молитвенных позах. Судя по памятникам, найденным недавно в Уре (современный Мохейер), убранство и утварь во дворцах и храмах были драгоценными и художественными. Уже в первый период обнаруживаются все особенности стиля архитектурных памятников Передней Азии: склонность к геометризации форм и господство плоскости стены и вытекающая отсюда иключительная монументальность.

Создателями месопотамской культуры являются шумерийцы, народность, этническая принадлежность которой до сего времени не выяснена. Но уже к первой четверти третьего тысячелетия их начинают вытеснять семиты, жители области Аккад, лежавшей немного к северу от Шумера, располагавшегося по берегу залива. Фактическое уничтожение шумерийцев не ведет за собой вымирания шумерийского языка, который остается культовым и официальным языком Месопотамии и впоследствии.

Во второй период — эпоху Вавилона — вавилонскому государству удается объединить под своей властью значительные территории. Вавилон становится центром страны. К этому времени оформляется тот вид древневосточной деспотии, который с некоторыми видоизменениями мы будем наблюдать в дальнейшем в Передней Азии. Идея всемирной монархии, осуществление которой не удавалось многим смельчакам в предшествующий период, получает полное воплощение. Личность монарха является недосягаемой, царь становится выше культа, ему воздаются божеские почести. Отсюда в области зодчества — крепость и дворец, доминирующие над храмом,— полная противоположность тому, что мы наблюдали в Египте. Город растет, а вместе с его ростом и ростом всего государства увеличиваются размеры храмов и дворцов, увеличивается роскошь их отделки. Недавно в Уре раскопан целый квартал этого периода. Рядовые дома в большинстве случаев двухэтажные, более чем близки современным ближневосточным домам с внутренним двором, во внутрь которого на охватывающие его балконы выходят двери. Стены на улицу в первом этаже глухие, а во втором имеют малое количество окон. Во всех домах — хорошо устроенные стоки. В том же Уре найден храм этого периода, посвященный лунному божеству, храм, носящий название Э-дуб-лаль-мах. Архитектурные формы здания так же геометричны, как и в прошлый период. Двери имеют арочные входы. Очевидно, полусферический купол покрывает центральную часть. Стены здания профилированы многогранными углублениями, имеющими вид призм, обращенных одним из острых углов внутрь массива стены. Для этого периода многое остается неясным,—слишком мал и отрывочен имеющийся материал. Неоднократные нашествия и многочисленные войны приводят к регрессивным формам во всем, в частности и в области истории искусства. Так, это особенно ощущается в отношении периода касситов, в результате нашествия которых страна много веков находилась под властью касситских династий.

В третий период архитектура Передней Азии достигает своего полного развития и блеска. Фактически это единственная хорошо нам известная эпоха, но все-таки и этот материал порой слишком случаен. Ассирия — это огромная военно-аристократическая империя, где искусство обслуживает небольшую классовую верхушку. Как в период Ассирии, так и во время недолго просуществовавшего Нововавилонского государства для архитектуры типичен культ количественного, грандиозность форм, стремящихся, с одной стороны, подавить личность приходящего — подданного, с другой стороны — возвеличить личность живущего — монарха. Плоскость огромных стен украшается рельефами и росписями, сюжетами которым служат эпизоды из жизни деспотов или культовые сцены аллегорического содержания. Декорация делается из глазурных изразцов, из металлических аппликаций, из стекловидной массы. Сильно развиваются орнаментальные мотивы. Широкого применения достигает так называемый геральдический стиль — симметричное расположение двух или четырех фигур по сторонам центральной оси. Всеми способами стремятся достигнуть максимальной пышности. Дворцы Вавилона, Ниневии и Ассура — целые небольшие селения.

То же можно сказать, примерно, и о храмах, занимающих порою целые кварталы. В Ассирии храмы имели, по-видимому, свои поместья, а тем самым и большое хозяйство. Слава Вавилона как города необычайной роскоши связывается именно с этим периодом, когда жизнь высших слоев общества была проникнута большой утонченностью.

В короткий нововавилонский период роскошь дворцовых построек достигает, пожалуй, еще большего размаха. Тематически в убранстве помещений в это время намечается некоторый возврат к более сдержанным формам, некоторая большая строгость, в противовес живописности поздней Ассирии. Стилистически архитектура Месопотамии и Ассирии принадлежит к тому же кругу искусств, что и архитектура Древнего Египта. Их объединяет одинаковая монументальность, простота и геометричность форм. В нововавилонскую эпоху наблюдается то же стремление к грандиозному, колоссальному. Если в Египте культовый момент доминирует над всеми другими проявлениями государства, как такового, и в архитектуре храм занимает первое место, то в Передней Азии дворцу и крепости отведена главная роль, а культовый момент отходит на второй план. Интересно отметить, что принципу ярко выраженной в египетских строениях симметрии и всей тектонической тенденции отвечает в Месопотамии почти полная ассиметрия. Египетский храм построен весь по горизонтали, и пространство его должно восприниматься как последовательно и постепенно развертывающееся перед зрителем. Месопотамский храм не предполагает, что посетитель должен ожидать в нем конечной цели в вытянутых одно за другим помещениях, в анфиладе. Помещения кажутся словно прилепленными, в зависимости от надобности, одно к другому.

Вместо горизонтали, которую мы наблюдаем в Египте, в Передней Азии одна из частей храмового комплекса резко выделяется подчеркнутой вертикалью своей оси — зиккурат.

Архитектура Месопотамии и Ассирии — характерная архитектура древневосточной деспотии.

А. С. Стрелков

Месопотамия древняя цивилизация. Где находится на карте мира, архитектура, культура, религия, история, достопримечательности, руины сейчас

Содержание

В переводе с греческого языка слово Месопотамия означает «между реками». Этим словосочетанием называли территорию, раскинувшуюся между реками Тигр и Ефврат. Влияние полноводных рек на развитие древних цивилизаций было первостепенным и неоценимым. Возникли исторические поселения персов, шумеров, ассирийцев, вавилонян.

Географическое положение

Месопотамия в трудах географов Древней Греции описывалась как ровная территория плодородных земель между двумя реками. Располагалась она по течению Тигра и Евфрата. На севере и востоке Месопотамию окружали возвышенности Армянского нагорья. Западная часть примыкала к землям Сирии и Аравийским пескам. Южная граница омывалась Персидским заливом.

Сегодня практически все земли древнейшей Месопотамии занимает Ирак. Небольшие территории северной части принадлежат Турции и Сирии. В некоторых источниках местность называли Междуречьем или Двуречьем. Эти географические обозначения имели разное толкование.

Северная/Верхняя Месопотамия

Верхняя или Северная Месопотамия называлась «аль-Джазира», что означало остров. Река Тигр находилась на дальнем расстоянии от вод Евфрата. Посередине рек образовалась широкая полоса суши. Она была бугристой, с раздольными полями и лесными чащами. В верхней части Месопотамии проживали народности Ассирии, Осроена и Митанни.

Земли считались удаленными, отсталыми поселениями древнейшей цивилизации. Изначально они обозначались как «Марту» и «Субарту». После I в. до н. э. местность Субарту получила наименование — Ассирия. Побережья полноводного Евфрата были заняты хурритскими племенами, группами сутиев, арамеями. Северные участки вокруг Ассирии назвали Месопотамия или Джезира (в переводе с арабского языка).

А южные – Вавилонскими землями.

Южная/Нижняя Месопотамия

Месопотамия (древняя цивилизация, кроме земель севера, включала и южные территории) была равнинной, располагалась в самом узком месте между Тигром и Евфратом, где реки почти соприкасались друг с другом. Изначально нижнюю или южную Месопотамию называли Шумером и разделяли на 2 части – северную и южную. Южная была известна как Приморье, а Северная как Аккад.

Затем земли объединили одним названием – Вавилония, по ее центральному городу – Вавилону. В письменных источниках средних веков Нижнюю Месопотамию называли Ираком.

История

История Месопотамии делится на несколько периодов и включает отрезок времени с около 36 тыс. лет до н. э. до начала XXI в.

Доисторическая

Периоды эпохи:

№п/пТысячелетие до нашей эрыХарактеристика периода
1Около 30 до 20Верхний палеолит, развитие археологической культуры в регионе гор Загрос
2XVIII — VIIIВерхний протонеолит и палеолит, зарзийская цивилизация на Востоке
3XII — IXЭпипалеотические поселения на востоке Средиземноморья
4Конец IX — XIВозникновение неолитических общин, появление охотничьих, земледельческих и скотоводческих хозяйств
5Начало VIIIПик становления торговли, строительства, скульптуры, врачебного дела
6VIIЭпоха неолита – начало обработки камня, появление оседлых общин и керамической утвари
7VIРасширение керамического производства, первые оросительные сооружения
8V — IVУбейдский прогресс. Повсеместное орошение земель, заселение плодородных территорий. Возросло число ремесленников, гончаров, строителей храмов

Цивилизация Древней Месопотамии

Включает в себя следующие периоды:

№п/пТысячелетие до нашей эрыХарактеристика периода
1Середина IVУрукский период – закладывались основы цивилизации шумеров, появляются пиктографические знаки, храмовые постройки. Умельцы начинают обрабатывать бронзу. Общество делится на бедных и зажиточных людей
2Конец IV — начало IIIПериод культуры Джемдет Наср. Разделение групп на разное социальное положение, образование первых государств
3XXVIII — XXIVНачало раннединастического (РД) периода, высший расцвет цивилизации шумеров во всех областях жизни и знаний. С XXVIII по XXIV вв. до н. э. Месопотамия прошла 3 этапа развития РД. За это время высот достигли науки — астрономия, математика, музыка, физика, архитектура, врачебное дело. Возникли мифы и религиозная культура
4С середины XXIV до конца XXIIАккадское царство, объединение шумерских земель
5XXIIУгнетение страны иноземными захватчиками. Восстание коренных жителей и свержение власти кутиев – поработителей
6XXII — XXIЦарствование рода Ура. Объединение Шумер и Аккад в царство. Расцвет искусства и культуры. Набеги кочевников, что приводит к экономическому и социальному кризису
7XX — XVIСтаровавилонское время на юге Месопотамии.

Север переживает староассирийский временной отрезок

8XVI — начало XIЮг в касситском периоде. Касситы подчиняют себе Вавилонию. Север в это время находится в среднеассирийском периоде. Ассирия превращается в мощное государство, но вскоре оказывается под гнетом арамеев
9II—IКрушение бронзового периода. Обнищание всех крупнейших государств. Наступает железный век. Язык арамейцев вытесняет язык аккадский
10X — VIIНовоассирийская эпоха. Экономическое процветание, завоевание соседних территорий. Войны, восстания. Исчезновение государства Ассирия
11X — VIНововавилонское время. Переселение арамейских народностей в страну. Восстановление разрушенного Вавилона, избрание правителя Набопаласара
12Осень 539 гВоины Персии занимают Вавилон. История страны как отдельного государства заканчивается

В эпоху Поздней Древности

Древнее время характеризуется возникновением древневосточных государств.

Предпосылки образования империй:

  • Государство стремилось улучшить экономику и увеличить объем товаров для продажи. Но не хватало рабочих рук, так как войны, болезни и голод увеличивали смертность трудоспособного населения. Техническая часть производства также не совершенствовалась. Поэтому государство выходит за пределы страны и захватывает чужие земли.
  • Издавна народности Азии привозили в Месопотамию скот, металлы, дерево, рабов. Получали взамен зерно и одежду. Торговлю нарушили многочисленные мигранты из Индии, Европы и Азии. И народы Месопотамии, где не хватало скота, пастбищ, лесных массивов, также принялись захватывать земли для объединения сельскохозяйственных регионов.
  • Многие государства научились добывать и обрабатывать железо. Увеличилось производство оружия, а затем – армии. Появилась кавалерия. Данные факторы помогали контролировать все большее число поселений. Империя разрасталась.

Первой империей считают Ассирийское государство. Конец X в. до новой эры был благоприятным и стабильным для Ассирии: закончились набеги арамейцев, не было мощных, сильных врагов. И Ассирия начинает завоевательные войны, продвигается на восточное Средиземноморье, богатое развитыми городами и удобными торговыми портами.

Но расцвет Ассирии продолжался недолго. Наступил кризис: разорялись общины, падали доходы с порабощенных поселений. Северная империя Урарту блокирует дороги, по которым поставлялось производственное сырье. Сложное положение Ассирии усиливало противостояние военных и торговых партий. Победу одержали военные, создав многочисленную армию профессионалов.

Впоследствии она совершила несколько успешных походов и захватила Египет. Так образовалась великая Ассирийская империя. Спустя 2 года ее разделили на районы. Начались распри, разорение общин. Захваченные ранее государства подняли восстания. Египет, Сирия, Вавилон объединились против Ассирии, и повели наступательную войну. Держава была разрушена.

Месопотамия в Средние Века и Новое время

События, произошедшие в каждый период:

№п/пВек, годОсновные события
1Конец III — VIIМесопотамия оказывается в составе Персии.
2IV — VНа земли Месопотамии посягают арабы
3VII — XIАрабы захватывают Месопотамию. Юг государства называют «Ирак». Он входит в состав Арабского или Исламского халифата
4945 — 1055Месопотамией правят Буиды, возглавляющие Аббасидский халифат
5Конец XI — начало XIIВласть захватил исламский род Сельджукидов
6начало XII — XIIIАббасиды восстановили свою власть
7Начало 1258Монгольские захватчики в Багдаде. Земли Месопотамии стали монгольскими
8XIV — XVДвуречье принадлежит Джалаиридам, Кара-Коюнду, Тимуридам
9Начало XVIДержава Сефевидская правит Месопотамией
101555Месопотамия вошла в Оттоманскую державу.

Новейшая история

Наиболее значимые факты новейшая история современного Ирака, расположенного на землях древней Месопотамии:

  • Лето 1920 г: заключено международное Севрское соглашение о мире. Большая часть бывшей Месопотамии отошла Великобритании. Меньшая часть – Франции.
  • Август 1921 г: образование Ирака. Столицей королевства стал Багдад.
  • Осень 1932 г: провозглашена независимость Ирака от Великобритании.
  • Сентябрь 1941 г: закончилась власть Франции над Сирией. Сирия, включающая северные территории Месопотамии, стала независимой. Французские войска покинули Сирию.
  • Февраль 1958 г: объединение иракских территорий с Иорданией в Арабскую федерацию. Летом в Ираке произошло восстание. Монархия была свержена. Провозглашена республика Ирак.
  • Весна 2003 г: центр Багдада захватили американские войска и установили оккупационное положение.
  • 2014 г: отряды боевиков ИГИЛ вошли на северные земли Ирака.
  • 2015 г: война.
  • 2016 г: бомбежка города Мосул.

Культура Междуречья

Месопотамия (древняя цивилизация и народы, проживающие в Междуречье) создала и оставила после себя огромный пласт культурных ценностей:

  • Письменность или клинопись. Первооткрывателями первых знаков письма считают древних шумеров. Сначала письмо выглядело как рисунок, но это было сложно и неудобно. Рисунки заменили клинописными значками. Они состояли из острых клиньев и обозначали слоги и целые слова. Один знак нередко имел до 10-15 значений. Употребляли более 650 знаков. До сих пор в музеях мира хранятся клинописные глиняные таблицы.
  • Астрономия. Для улучшения земледелия жители Междуречья изучали движение звезд, Солнечной системы, Луны. Первые астрономы вычертили карту звездного неба и могли предсказывать затмения Луны.
  • Летоисчисление, часовые механизмы. Астрономические наблюдения подтолкнули ученых к созданию календаря. Год разделили на 12 месяцев, в каждом было по 29 или 30 дней. Доказано, что именно древние народы Междуречья впервые разделили часовой циферблат на 12 равных частей.
  • Медицина, хирургия. Врачи Месопотамии назначали лекарства, приготовленные из целебных растений. Хирурги делали экстренные операции.
  • Математика. Составлены сложные таблицы на все арифметические действия. Появились единицы измерения длины, веса, объема и площади. Упорядочили счет денежных знаков.
  • Музыка, зрелищные представления. Появились и широко использовались барабаны, флейты, дудочки. Любители музыки объединялись в группы и давали уличные представления.
  • Живопись, скульптура. Рисунок в Междуречье был развит слабо. Но древние образцы скульптур сохранились до сегодняшних дней. В музеях представлены адоранты – статуи верующих, с перекрещенными руками на груди. На предплечье статуи заметна надпись. Она сообщала о владельце адоранта.

Древнейшая культура Междуречья оказала огромное влияние на ход развития культуры всех стран мира.

Древние города Междуречья, архитектура

Отличительная черта Месопотамии – объединение народностей или племен вокруг крупного поселения, что вело к образованию городских сообществ.

Древняя цивилизация Месопотамии представлена городами:

  • Вавилон – центр Вавилонской империи, главный торговый город Азии. Название переводится с аккадского наречия как «Божьи ворота». Город появился на территории античного шумерского поселения Кадингир. В XXII в. до нашей эры Вавилон захватил и поработил царь государства Ура – Шульги. Властный завоеватель подчинил все территории Месопотамии. Но спустя 3 века правителем города становится семейство Сумуабум. Еще несколько раз Вавилон захватывали, разрушали и восстанавливали. И в конце I в. н. э. он представлял груду развалин.
  • Эриду – город, построенный в V в. до н. э. Найден иракскими археологами в 1949 г. Дома возведены из тростника и камня. На территории поселения обнаружено 17 древних храмов.
  • Урук – город на территории Южного Ирака. Возник в результате слияния трех общин. Долгое время Урук оказывал влияние на все Южное Двуречье.
  • Киш – выстроен в IV в. до н. э. рядом с Вавилоном. Город объединял несколько крупных шумерских областей. Долгое время им правила одноименная династия. Сейчас Киш называют Телль-Ухаймиром.
  • Лагаш – история города малоизвестна. Существовал на территории нынешнего Ирака. Жители возделывали землю и торговали. Археологи обнаружили более 10 храмов, возведенных в честь богов и богинь.
  • Ниневия – город — столица Ассирии. Располагалась на землях современного города Мосул, в Ираке. До того, как стать столицей, Ниневия была подчинена государству Митанни.
  • Аккаде – столица цивилизации Аккад во время царствования Саргона Древнего. Предположительно, город находился рядом с Кишем. Выдвигают гипотезы об основании поселения Саргоном.
  • Исин – город в центре Южной Месопотамии. Городом правила империя Ура, затем – род Исина. Затем царь Ишби-Эрра и его последователи присоединили к землям Исина территории Элама, Дера, Ниппура.
  • Сузы – самый первый древний город, ставший столицей области Сузианы и резиденцией царей Персии.

Архитектура Месопотамии развивалась стремительно и опережала своими темпами и сооружениями остальные страны. Главным строительным материалом была глина, так как остро ощущалась нехватка камня. Самые первые жилища – небольшие хижины из тростниковых веток, покрытые глиной. Затем умельцы изобрели кирпич и возводили здания из глиняных кирпичей.

Кирпич применяли для постройки не только жилищ, но и крупных архитектурных объектов. Строители Двуречья придумали и раствор для скрепления кирпичей. Раньше египтяне клали кирпичи плотно, подгоняя друг к другу и ничем не закрепляли. До нашего времени сохранились культовые постройки зиккураты – храмы, напоминающие пирамиды.

В переводе слово звучит как «высота». Храмы были устроены просто: состояли из 3-4 ярусов без помещений внутри. На самом верхнем ярусе находился маленький храм бога, покровителя города. Обычным людям вход в него был запрещен. Ярусы зиккурата раскрашивали в разные цвета: черные, красные, голубые. Площадки храмов засаживались экзотическими цветами и кустарниками.

Ученые-археологи считают, что один из зиккуратов послужил образцом для возведения Вавилонской башни, от которой сохранились остатки фундамента. Считают, что сама башня была невероятно высокой, со святилищем бога Мардука на верхней площадке. Стены храма были выложены из глазированного, самого крепкого и дорогого кирпича. Башня олицетворяла величие, мощь и несокрушимость.

Еще один памятник архитектуры, не сохранившийся до сегодняшнего времени – висячие сады Семирамиды. По преданиям, сооружение возвели по приказу правителя Навудоходоносора. Гористые террасы усыпали плодородным слоем земли и высадили на них цветы, травы, декоративные кустарники. Воду для полива брали из реки, она поступала наверх по специальному сооружению.

Растительность пышно цвела, закрывая листвой ступени и оросительные конструкции. Издалека люди видели сады, парящие в воздухе. По остаткам сохранившихся крепостей, домов и стен можно судить о высоком уровне архитектуры Междуречья и точных расчетах строителей.

Аккадское царство

Месопотамия (древняя цивилизация) состояла из нескольких государств. Одно из них – Аккадское, расположенное ранее на землях современного Ирака. Столицей царства был город Аккаде, находящийся на берегу Евфрата. Первоисточники пишут, что государство появилось благодаря Царю Саргону Древнему и его захватническим походам.

Он подчинил и объединил шумерские и семитские земли. После чего старался укрепить и улучшить свои владения: сооружал каналы, поддерживал науку, расширял торговые связи. Наибольшего могущества и влияния государство добилось при правлении Нарам-Суэне, внука Саргона. Нарам-Суэн подавил мятеж на юге Месопотамии и стал называть себя богом царства.

Месопотамия древняя цивилизация. Аккадское царство.

Его изображения в шлеме с рогами появлялись повсюду. Новоиспеченный бог требовал поклонения и славы. Постоянно вел захватнические войны, покорил царя Элама и город Мари, поработил часть Сирии. Это продолжалось до конца XXIII в. до н. э. Затем державу захватили племена кутиев, спустившиеся с гор. Они полностью разграбили и уничтожили Аккадское царство.

Старовавилонское царство

Период конца XVIII — начало XVI вв. до рождества Христова называют веком бронзы. Бронза царит повсюду: мечи, одежда с бронзовыми вставками, наколенники, шлемы. Появляются крупные развитые государства. Одно из них – Старовавилонское царство во главе с царем Хаммурапи. В период его правления территории Междуречья подчинялись Вавилону.

Заповеди строгого правителя, выбитые на каменном столбе, регламентировали всю общественную жизнь вавилонян. Наследники Хаммурапи продолжали набеги на Элам. На юге Шумер восставали провинции и города. С вершин Загроса на Вавилон спускались касситы, с западных земель набегали хетты. Осенью 1595 г. хетты разрушили Вавилон. Касситы со временем заселили царство и заняли престол.

Правление касситов разъединяло и ослабляло государство. В таком положении Вавилон находился до конца XII в. до новой эры.

Нововавилонское царство

626 год до н. э. – год массовых восстаний Вавилонии против ига ассирийцев. Нововавилонское царство стало возрождением старого Вавилона, разгромленного ассирийцами. Осенью 626 г. до н. э. халдей Набопаласар принял решение отделиться от могучей империи и править Вавилоном самостоятельно.

Восстание удалось потому, что Ассирия погрязла в междоусобных распрях, разделилась на политические центры и уже не контролировала Вавилонию. Не хватало лидера для организации переворота. Им становится предприимчивый и дальновидный Набопаласар. Он захватил и крупнейшие города Ниппур и Урук, расположенные на побережье Евфрата.

Набопаласара характеризуют как хитрого и умного дипломата. Заручившись согласием Мидии, новый лидер продолжил войну против Ассирийской державы и занял город Ашшур. Столицу Ассирии Ниневию Набопаласар осаждал более 3 месяцев. Город пал и был разрушен до руин.

При следующем правителе, Навуходоносоре, Нововавилония стала еще краше, богаче и могущественней. Строили новые дворцы и дома, укрепляли городские стены, улучшали дорожное сообщение. Много внимания уделялось орошению земель, что послужило укрупнению сельскохозяйственных угодий. Страна процветала.

Вавилония и Ассирия

Месопотамия (древняя цивилизация в XIII в. до н. э. начинает угасать) подверглась нападению эламского правителя Шутрук-Наххунте. Он обложил данью многие города и регионы. Вавилоняне повели войну против чужеземцев, но потерпели поражение. Победили эламиты.

Кратковременное улучшение в стране наступило при правлении Навуходоносора. Но в XI в. до н. э. воины–арамеи начали совершать набеги в Месопотамию, грабили села и города. Снова Вавилония ослабела на несколько десятилетий и вместе с Ассирийской державой боролась с арамеями.

Спустя век ассирийская армия заняла Северную Месопотамию. Царь Ашшурнасирпал жестоко расправлялся с жителями Сирии и Вавилонии. Ассирийские воины постоянно совершали новые походы: полностью поработили Сирию и установили свою власть в Вавилонии.

Несколько столетий Вавилония развивалась под воздействием халдеев. Они занимали юг державы и продвигались на север, принимая местные религию, культуру, образ жизни.  Во время правления Тиглатпаласара усилилась власть Асиирийцев. Царь упорядочил ряд военных и социальных реформ, заложив основы могущества, непобедимости Ассирии.

Была утверждена профессиональная армия с «царским полком» во главе. Страна превратилась в крупную военную державу и продолжала захватнические войны. Порабощен Дамаск, затем – Финикия. Через несколько лет Тиглатпаласар вошел в Вавилон, и царство на целое столетие лишилось независимости.

Ассирия завоевала и подчинила все территории от побережья Средиземного моря до берегов Персидкого залива. Царь Ассирии стал править практически всей Азией.

Божества и мифологические существа, религия

Древние шумеры поклонялись богам и мифологическим существам:

  • Адад – бог грозы, урагана и бурь. Посылал на поля дождь, за что был особенно почитаем.
  • Адапа – герой мифологических сказаний. Наполовину бог, наполовину человек. Помогал людям в рыболовстве.
  • Ашшур – бог Ассирийской державы. Его именем называли многие храмы Ассирии.
  • Даган – защитник земледельцев и рыбаков.
  • Эа – бог ума, сознания.
  • Гильгамеш – любимый герой фольклора, правитель месопотамского города Урук.
  • Иштар – богиня победы, войны. Изображалась верхом на львице.
  • Мардук – важнейший вавилонский бог, покровитель Юпитера.
  • Набу – бог Меркурия, защитник писцов и творческих людей.
  • Нингирсу – бог земледельцев. Наблюдал за полями и оросительными каналами.
  • Нинурта – помощник воинов и охотников.
  • Шамаш или Уту – бог светила, солнца.
  • Син – бог неба, Луны.
  • Таммуз – бог растений, цветов.

Религия государства развивалась вместе с историей общества. Об это говорят артефакты, найденные в Месопотамии. С появлением храмов возросло влияние жрецов и их приближенных на городскую жизнь и политические события державы.

Храмы:

  • контролировали поля, стада, сельскохозяйственные угодья;
  • вели активную торговлю с соседними странами;
  • проводили все финансовые сделки;
  • занимались арендой и наймом домов и строений;
  • открывали библиотеки, учебные классы, мастерские;
  • содержали архивы, музеи.

Вся культурная и социальная жизнь горожан зависела от служителей храмов. Они обладали непререкаемым авторитетом и неприкосновенностью. Менялись цари и правители, но храмы оставались всегда.

Основные места археологических памятников, достопримечательности, руины

Изучать культуру и исторические события Месопотамии начали после того, как были найдены археологические предметы и памятники.

Главные места раскопок:

  • Двуречье, местность Хорсабад. Сохранились остатки дворца правителя Саргона.
  • Столица Калаха. Найден дворец со скульптурами быков. На стенах заметны изображения охоты, битв, царской трапезы.
  • Город Ниневия. В руинах здания обнаружены посуда, бусы, оружие.
  • Лагаш. В городских развалинах сохранились глиняные таблицы, документы.
  • Город Ниппур. Найдены остатки храмовых сооружений.
  • Вавилон и окрестности. Раскопали стены храмов, оросительных сооружений, фаянсовые сосуды.
  • Тель-Чиера, север Месопотамии: керамические предметы, картины, музыкальные инструменты.
  • Города Ур, Мари, Эшнунн: гробницы с ювелирными украшениями, оружие, серебряная посуда, лютня.
  • Государство Мари: здание школы, архив с историческими и хозяйственными бумагами.
  • Город Нузи. Обнаружены стены храма, жилые дома, архивы с табличками.

Междуречье стало настоящим центром доисторических ценностей региона. Шумерская, Вавилонская и другие цивилизации древней Месопотамии внесли неоценимый вклад в становление науки, искусства и культуры всего мира.

Оформление статьи: Ильченко Оксана

Видео о цивилизации Месопотамии

Древняя цивилизация Месопотамии:

Факты об архитектуре Месопотамии для детей

На что была похожа месопотамская архитектура?

Как одна из первых цивилизаций в мире, месопотамская архитектура одновременно очень похожа и сильно отличается от архитектуры других древних культур и, конечно же, современного мира. Многие аспекты месопотамской архитектуры повлияли на развитие архитектуры в Европе и Азии, что можно увидеть в дизайне их общих строительных качеств.

В целом месопотамская архитектура была больше ориентирована на функциональность, чем на красоту. Дома были спроектированы так, чтобы вместить как можно больше людей на как можно меньшем пространстве, и мало внимания уделялось комфорту или стилю. Из-за этого в мире осталось не так много образцов месопотамской архитектуры.

Из чего жители Месопотамии строили свои дома?

Материалы, используемые для строительства домов в Месопотамии, были похожи на те, которые мы используем сегодня. Основными материалами, которые использовались, были сырцовый кирпич, глиняная штукатурка для покрытия стен и дерево для изготовления дверей и оконных рам. Кирпичи обжигали на солнце, чтобы сделать их более прочными и помочь им лучше держаться вместе.

Однако эти кирпичи были не очень устойчивы к погодным условиям, и дома Месопотамии со временем из-за этого разваливались. Вот почему так мало месопотамских домов было обнаружено археологами — они давным-давно развалились из-за того, как они были построены.

Последующие поколения месопотамцев несколько исправили эту проблему, используя камень, а также кирпич для формирования внешней стены дома, но это не сильно улучшило ситуацию.

Как выглядел месопотамский дом?

В большинстве месопотамских домов была центральная комната, от которой отходили все остальные комнаты дома. Во многих месопотамских домах в качестве центральной комнаты был внутренний двор, который охлаждал дом в жаркую погоду.

Этот двор, называемый tarbasu в Аккадии, был главной особенностью дома и единственной частью дома, на содержание которой месопотамцы тратили много труда. Семьи Месопотамии обычно спали в одной комнате и редко использовали кровати. Средний размер месопотамского дома был 90м 2 .

Какими были города Месопотамии?

Города Месопотамии были первыми городами в мире. Как и современные города, рост месопотамских городов был частично преднамеренным, а частично случайным. Большинство месопотамских городов были построены для обороны и были окружены мощной кольцевой стеной. В большинстве городов были внутренние каналы для торговли и транспорта.

Несмотря на то, что размер города был ограничен его стеной, городской район обычно располагался за воротами, а за городской стеной располагалась группа домов. В этих домах жили крестьяне, вдали от богатого центра города.

В центре города обычно находился высокий храм, место, где священники и крестьяне могли молиться вместе. В некоторых городах были зиккураты или дворцы в центре города, но не во всех.

Большинство месопотамских городов делились на жилые, торговые и гражданские районы. Жилые районы были разделены по профессиям, чтобы все, кто работал на одной работе, жили вместе.

В городах всегда было небольшое количество сельскохозяйственных земель, заключенных в стенах, и сеть дорог/каналов соединяла остальную часть города с этой землей. Каналы были важнейшим транспортным средством в городах Месопотамии.

Какой пример уникальной месопотамской архитектуры?

Одним из уникальных примеров месопотамской архитектуры является зиккурат. Зиккурат представляет собой ступенчатую структуру, похожую на пирамиду, но с плоской вершиной. Зиккураты были построены в честь богов и предназначались для поклонения крестьян. Зиккураты — уникальное месопотамское сооружение, и больше нигде в мире они не появлялись. Самый большой зиккурат — зиккурат Ура.

  • Многие аспекты месопотамской архитектуры повлияли на развитие архитектуры в Европе и Азии.
  • Архитектура Месопотамии была ориентирована на функциональность и практичность.
  • В основном использовались сырцовые кирпичи, глиняная штукатурка для покрытия стен и дерево для изготовления дверей и оконных рам.
  • В большинстве месопотамских домов была одна средняя комната, от которой шла каждая вторая комната дома.
  • Во многих месопотамских домах в качестве центральной комнаты был внутренний двор, который охлаждал дом в жаркую погоду.
  • Семьи Месопотамии обычно спали в одной комнате и редко использовали кровати.
  • Средний размер месопотамского дома составлял 90 м 2 .
  • Большинство месопотамских городов были построены для обороны и были окружены мощной кольцевой стеной.
  • В центре города обычно находился высокий храм, место, где священники и крестьяне могли молиться вместе.
  • Одним из уникальных аспектов месопотамской архитектуры является зиккурат. Зиккурат представляет собой ступенчатую структуру, похожую на пирамиду, но с плоской вершиной.

ВОПРОСЫ:

  1. Из какого кирпича строили дома в Месопотамии?

– Сырцовый кирпич, обожженный на солнце.

  1. Каков был средний размер месопотамского дома?

– 90 м 2 .

  1. Что обычно находилось посреди месопотамского дома?

– Средняя комната, часто внутренний двор.

  1. Какие у нас есть доказательства того, что месопотамские города строились для обороны?

— Большинство месопотамских городов были окружены толстой кольцевой стеной для защиты от захватчиков.

  1. Назовите один уникальный образец месопотамской архитектуры.

– Зиккурат.

  • Вернуться в – Древняя Месопотамия

архитектурных чудес древней Месопотамии

архитектурное чудо древней Месопотамии

Этот сайт заархивирован в исторических целях. Эти страницы больше не обновляются.

Земля между реками


Некоторые города

Плодородного полумесяца

Достопримечательности Древней Месопотамии

I — ДРЕВНИЙ ПЕРИОД (3000 — 538 гг. до н.э.)

1 ШУМЕР И АККАД
Ранний династический период (3000-2340 гг. до н.э.) в Варке ( Урук )
Белый храм
Аккадский период (2340 — 2180 гг. до н.э.) a т Ур
Царские гробницы

Нео- Шумерский Период (2125 — 2025 гг. до н.э.) в Ур
Зиккурат

2 ПЕРВАЯ ВАВИЛОНСКАЯ ИМПЕРИЯ (2025 1594 до н.э.)
Период Исин Ларса, тел. Harmal
Ранний Вавилонский Период ( Хаммурапи )

3 ДИНАСТИЯ КАССИТОВ (1600 1100 до н.э.)
Агаргуф (Дур-Кури-9Галзу)0130 4 Ассирийский период (1350 — 612 г. до н.э.)
Ассур — Нимруд — Ниневия — Хорсабад
5 Поздний вавилонский период (625 — 538 г. до н.э. II — ПЕРСИДСКИЙ И ГРЕКО-РИМСКИЙ ПЕРИОД

(538 г. до н.э. — 637 г. н.э.)

1 ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (331 — 141 г. до н.э.)
Вавилон и греческий театр
2 ПАРФЯНСКИЙ ПЕРИОД (221 г. до н.э.) —
Hatra
3 SASSANIAN PERIOD (224 AD — 637 AD)
Ctesiphon

III ISLAMIC PERIOD (637 AD — 1258 AD)

1 EARLY ISLAMIC PERIOD (637 AD — 661 AD)
Куфа и ее знаменитая мечеть
2 ПЕРИОД ОММАЯД (661 г. н.э. — 750 г. н.э.)
Васит (Мечеть и Дар-аль-Имара)
Ранний Аббасидский период ( Багдад I , Ухайдир )
Мидл-Аббасид Перлод Самарра
Последний период Аббасидов ( Багдад II ).

Интерес иезуитов к Поздней Месопотамии

В 1583 году трое иезуитов отправились с миссией в Месопотамию, чтобы разрешить несторианский раскол (и, возможно, другие расколы). Однако они не увенчались успехом. Примерно в 1870 году еще два иезуита отправились в Багдад из Университета Святого Иосифа в Бейруте, чтобы посмотреть, не пора ли начать миссию в Ираке. Их ограбили на пути через сирийскую пустыню, а также ограбили на обратном пути в Бейрут. Они сообщили, что: «Время для миссии иезуитов в Багдад еще не пришло». В 1921 октября халдейский патриарх обратился к Риму с просьбой прислать иезуитов для открытия «колледжа» в Багдаде. Четверо мужчин прибыли в марте 1932 года и той осенью основали колледж, который постепенно превратился в среднюю школу / младший колледж с 1100 иракскими студентами (примерно половина из которых были мусульманами, а половина — христианами).
Позже в 1956 году был основан иезуитский университет (Аль-Хикма). Эта иезуитская миссия закончилась 30 лет назад, в 1969 году, когда последние иезуиты были изгнаны из двух своих школ Социалистической партией Баас, которая положила конец ВСЕМУ частному образованию в Ираке.

Некоторые рекламные объявления о культурах ранней Месопотамии

У Ирака есть история, которая завораживает любого, хоть немного интересующегося цивилизованным миром, поскольку цивилизация зародилась в городах-государствах Месопотамии 6000 лет назад. Перефразируя одно из высказываний Бена Джонсона: «Устать от Ирака — значит устать от жизни». Здесь можно найти первые следы земледелия и последовавшей за ним торговли, зачатки организованной религии, развитие математических методов, расцвет искусства и архитектуры. Здесь обнаружена первая форма письма и зачатки литературы (включая первую историю сотворения мира и потопа), которые сделали возможным стремление к знаниям и экономическому порядку в рамках организованного правительства. Все более поздние цивилизации находились под влиянием Месопотамии.

Месопотамия — колыбель цивилизации Говорят, что на земле между реками Тигр и Евфрат находился легендарный Эдемский сад — если он вообще существовал. Чтобы подчеркнуть это, в древнем селении Аль-Курна было выделено дерево («Адамово дерево») со знаком — на арабском и английском языках. На этом святом месте, где Тигр встречается с Евфратом, росло святое дерево нашего отца Адама, символизирующее Эдемский сад. Здесь молился Авраам 2000 лет до н.э. По всему Ираку возвышаются храмы-зиккураты, датируемые 3000 г. до н.э. которые напоминают историю о Вавилонской башне. Одним из таких зиккуратов является Акар-Куф (пригород современного Багдада), являющийся столицей касситов. На юге находятся руины Шумера, где были найдены десятки тысяч каменных табличек невероятной шумерской культуры, процветавшей 5000 лет назад. На некоторых из этих табличек, которые использовались для обучения детей, можно найти увлекательные описания повседневной жизни, в том числе первый систематизированный и подробный набор инструкций о том, когда сажать и когда собирать урожай.
Также на юге лежат руины Ура, откуда Авраам по наущению Бога отправился в землю обетованную. Здесь аккадцы ввели в войну колесницы. Неподалеку, на западном берегу Шатт-эль-Араб, находится Басра, которая впоследствии стала портом приписки Синдбада-моряка. Болотные арабы (Мадан) обитают в месте слияния Тигра и Евфрата на юге. На севере Ирака ворота Ниневии, столицы Ассирии, с их причудливыми каменными крылатыми быками отмечают место, где, как говорят, пророк Иона проповедовал покаяние нечестивым жителям, и все они раскаялись, к большому огорчению Ионы. Позже соседний Мосул стал перекрестком великих караванных путей. Киркук является нефтяным центром севера и может похвастаться могилой ветхозаветного пророка Даниила. Город Мосул дал нам ткань, которая носит название «муслин», а также строительные материалы, алебастр и гипсовый цемент с его замечательной прочностью и быстросохнущими свойствами.

Карты с указанием территорий, которыми правили сменявшие друг друга династии
Карта Месопотамии Карта династии Аккад (2340 — 2180 гг. до н.э.)
Карта Вавилонской династии (2000-323 гг. до н.э.) Карта Ассирии (1350-612 гг. до н.э.)

В центре Ирака лежат руины Висячих садов Вавилона (Вавилона) Навуходоносора, недалеко от того места, где Седрах, Мисах и Авденаго пели свой хвалебный гимн посреди огненной печи. Здесь Даниил прочитал таинственный арамейский почерк на стене «мене текел перес» (сосчитанный, взвешенный, разделенный) на арамейском или халдейском языке для Навуходоносора, а при более позднем правлении Дария библейский Даниил сидел невредимым во рву со львами. Ветхозаветный рассказ «Даниил», написанный, вероятно, между 167–164 гг. до н. э., был заимствован из вавилонской и персидской литературы и адаптирован для еврейской аудитории.

Иудаизм присутствовал в Месопотамии со времени вавилонского плена с 586 по 538 г. до н. э. Неподалеку Ксенофонт и его 10 000 человек сражались против персов, а в 1700 г. до н.э. Хаммурапи составил свой знаменитый сборник законов. Завоевав мир, Александр Македонский в возрасте 32 лет безвременно умер в Вавилоне в 323 г. до н.э. Сасанидское поселение Селукия-Ктесифон (Ма-да-ин) могло похвастаться гигантской аркой (единственным сохранившимся остатком дворца), которая, как полагали, представляла собой самый широкий пролет чистой кирпичной кладки в мире. Арка Ктесифона (Так-ки-сра близ Багдада) свидетельствует о мастерстве ее строителей третьего века.

На этой панели от ворот Балвата изображен Ииуй, царь Израиля, кланяющийся Салманасару 111 (859–824 гг. до н. э.), который заставил Тир, Сидон и Израиль платить ему дань.

Ранняя месопотамская наука
В « История начинается в Шумере » Сэмюэл Крамер рассказывает о шумерских астрономах третьего тысячелетия до нашей эры, живших вдоль реки Тигр, которые заметили, что в году примерно 360 дней. Пропущенные пять дней были объявлены внеочередными выходными. Это число 360 было очень удобно, так как оно делилось на множество меньших чисел, поэтому они делили каждый день на 360 геш, которые позже были изменены вавилонянами на 24 часа с двумя уровнями подразделения. Современное использование минут и секунд восходит к латинским переводам вавилонских обозначений этих подразделений: маленькие биты (minuta -> минуты) и второстепенные маленькие биты (secunda minuta -> секунды). Около 2400 г. до н.э. Шумеры разработали гениальную шестидесятеричную систему для представления всех целых чисел от 1 до 59.с использованием 59 различных образцов клиньев (клинопись… клинопись), которые обычно отпечатывались в мягкой глине, а затем затвердевали. Затем целые числа от 60 до 3600 были представлены другим символом для 60, который был объединен с другими 59 шаблонами. Подобно нашей десятичной системе, она была позиционной, поэтому предполагалось, что последовательные символы умножаются на убывающую степень 60. Например, число 365 в десятичной системе будет записано в шестидесятеричной системе как 6 5 (= 6 умножить на 60 + 5 умножить на 1), так же как 65 в нашей десятичной системе счисления с основанием десять означает 6 умножить на 10 плюс 5 умножить на 1.

Предприимчивый, целеустремленный и любопытный читатель с калькулятором может проверить, что вавилонское число 4 23 36 (равно {4 умножить на 60, умножить на 60} + {23 умножить на 60} + {36 умножить на 1}) представляет 15 816 в нашей десятичной системе. В своем понимании арифметических операций вавилоняне намного превосходили греков более поздних веков. Последние использовали буквы для чисел (так что 888 будет wph), и у них возникнут проблемы с умножением простой задачи, например, 12 умножить на 28, что будет ib умножить на kh. Правила умножения букв были недоступны обычному человеку.

Крамер использует в качестве основного источника содержание десятков тысяч шумерских табличек, обнаруженных в этом столетии с 1902 года и датируемых 2400 г. до н.э. и выявить богатую литературу задолго до греческой цивилизации. Эти замечательные таблички дали нам первый Фермерский альманах, наполненный астрономическими и математическими данными, доказывающими, что шумерские школьники изучали теорему Пифагора за 1800 лет до рождения Пифагора (около 585–500 гг. до н. э.). В этом основном направлении нашей собственной культуры, в месопотамской цивилизации, случайным событием в эволюции арифметических символов стало принятие аккадцами шумерских «клинописных» символов для представления своего семитского языка, когда он стал более популярным в Месопотамии.

Поздние месопотамские культуры

Христианское присутствие с первого века
Христианская община Ирака восходит к апостольским временам. В книге «Несториане и их соседи-мусульмане» (стр. 24) Джон Джозеф рассказывает о преданиях, утверждающих, что апостолы Иуда Фаддей, Варфоломей и Симон первыми насадили христианскую веру на севере Ирака. Также он отмечает мнение, что святой Фома останавливался в Месопотамии по пути в Индию. В третьем веке христиане-несториане и якобиты стали наиболее важными советниками правителей Месопотамии. Их влияние и способность распространять христианство продолжались веками.

Сейчас преобладает обряд халдеев-католиков. Другие представлены в меньшей степени: якобиты, сирийские католики, армянские православные, армянские католики, греческие православные, греко-католики (мелькиты), несториане и латино-католики. Совокупность христиан составляет незначительное меньшинство, составляющее менее 5% иракцев. Однако множественность обрядов в этом небольшом меньшинстве привела к трениям, ревности и спорам, которые помешали христианскому присутствию быть эффективным христианским свидетельством. Однако после Второго Ватиканского собора наблюдается заметный рост экуменического духа.

В этом столетии в Ираке были основаны три крупные семинарии. Один находится в Доре к югу от Багдада, а два — в Мосуле: собор Святого Петра для халдеев, которым руководят халдейские священники, и сирийская семинария Святого Иоанна, которой руководят французские доминиканцы, которые также руководят средней школой в Мосуле. Халдейские сестры — это дочери Непорочного зачатия, у которых было несколько школ для девочек. В первой половине этого века коренные доминиканские сестры управляли 10 школами с 2500 учениками. Халдейские монахи-антонианы в монастыре Святого Ормиза близ Алкоша и отцы-кармелиты выполняют приходскую работу.

В первые дни существования Общества Иисуса, когда святой Игнатий был еще жив, иезуиты проходили через Багдад по пути в Китайскую миссию. В Monumenta Historica Societatis Jesu записаны путешествия иезуитов Гаспара Барзе и Раймонда Перейры где-то между 1549 и 1567 годами, а затем Николя Триго между 1612 и 1614 годами. В течение 17 века несколько десятков иезуитов совершили такое путешествие, в том числе один из величайших миссионеров-иезуитов, Александр де Родос, который работал в Индокитае и в конце концов был похоронен в Исфахане, Иран. Братья-иезуиты Бернар Сейлс и Джордж Берте умерли в Багдаде в 1661 и 1664 годах. В этом столетии пришло время иезуитам вернуться в Багдад.

Исламская цивилизация
В седьмом веке пришло мусульманское завоевание, и багдадские халифы могли предложить больше, чем Синдбад, Шахерезада с ее 1001 историей, Аладдин и его чудесная лампа, Али-Баба и сорок разбойников. Город Багдад стал центром мусульманской власти, столицей Аббасидской империи на протяжении пяти столетий (750-1258 гг. н.э.) и центром процветающей арабской культуры. В 1232 году нашей эры халиф Аль-Мустансир основал в центре Багдада Аль-Мустансерию, один из первых университетов. Однако позже, в 13 веке, Багдад был разграблен монголами и веками оставался в застое.

Затем Багдад пережил четыре века османского владычества и бесхозяйственности, которые закончились британской оккупацией после Первой мировой войны. После этих долгих испытаний Багдад постепенно превратился в современный город, особенно после Второй мировой войны. Среди значительных событий, сформировавших современный Ирак, были открытие нефти, установление Хашемитской монархии, свержение этой самой Хашемитской монархии и установление республики в 1958 году.

Большинство иракцев — арабы. Существует большое меньшинство курдов и меньший процент турок, иранцев, халдеев, ассирийцев и армян. Согласно 19Согласно переписи 65 , около 95 процентов из восьми миллионов (в 1990 году восемнадцати миллионов) жителей были мусульманами. Мусульмане Ирака делятся на суннитов и шиитов, причем последние составляют большинство. К юго-западу от Багдада находится Наджаф и город Кербела, который является святыней имама Эль-Хусейна ибн Али и важным местом паломничества шиитов.

Примерно в середине девятого века в Багдаде был основан Байт аль-Хикма, «Дом мудрости», который сочетал в себе функции библиотеки, академии и бюро переводов. Очень заметное творчество арабов лежит в области математики и астрономии. Арабские астрономы оставили заметное влияние на карты неба и дали нам такие слова, как азимут, надир и зенит. Наш математический словарь включает такие заимствованные термины, как алгебра, алгоритм (от аль-Хорезми), шифр, сурд и синус.
«Дом Мудрости» обратился к древним вавилонянам, чтобы вернуться к первоисточникам, а не полагаться на греческие переводы. Это продолжалось в течение нескольких столетий и в конечном итоге приняло студентов-интернатов из Европы и всего известного мира. Bait Al-Hikma процветала задолго до Парижа, Саламанки, Болоньи, Праги или Оксфорда.

Краткие описания и изображения некоторых крупных месопотамских центров

Шумер (4000 — 2000 гг. до н.э.) южный регион древней Месопотамии, а затем южная часть Вавилона, ныне южный центральный Ирак. Земледельческая цивилизация процветала здесь в течение 3-го и 4-го тысячелетий до нашей эры. Шумеры строили каналы. установили ирригационную систему и научились использовать металлы (серебро, золото, медь) для изготовления гончарных изделий. ювелирные украшения. и оружие. Они изобрели клинописную систему письма. Различные цари основали династии в Кише, Эрех. и Ур. Царь Саргон из Агаде подчинил этот регион семитам (около 2600 г. до н.э.). которые смешали свою культуру с шумерской. Последняя шумерская цивилизация в Уре пала перед Эламом, и когда семитская Вавилома под властью Хаммурапи (около 2000 г. до н.э.) контролировала землю, шумерская нация исчезла.

Ур (3000 — 250 гг. до н.э.) древний вавилонский город и место рождения Авраама. Основанный в 4-м тысячелетии до нашей эры, он процветал во времена Первой династии (3000-2600 гг. до н.э.), а во времена Третьей династии он стал самым богатым городом в Месопотамии. Столетие спустя он был разрушен эламитами, но вновь восстановлен и разрушен вавилонянами. После перехода Вавилонии под власть Персии город был заброшен (3 в. до н.э.).

Изображения искусства и архитектуры древней Месопотамии, найденные в книгах, перечисленных ниже
Расписной храм в Шумере Две шумерские таблички: (ок. 2000 г. до н.э.)
Первый рецепт и Великий Врач
найдено в Kramer’s ИСТОРИЯ НАЧИНАЕТСЯ В СУМЕРЕ
Золотая голова быка на передней части лиры, найденной в Уре (ок. 2685 г. до н.э.) Баран и кустарник с Королевского кладбища в Уре
Ур в мире: одна сторона штандарта Ура
найдено на Королевском кладбище в Уре
Ур в состоянии войны: по ту сторону штандарта Ура
(ок. 2685 г. до н.э.)
Модель зикурата в Уре с частично восстановленными подъемами Зигурат в Уре (ок. 2250 г. до н.э.)
Рисунок зикурата в Уре: бог луны Нанна Зикурат в Уре, восстановленный сменявшими друг друга правителями
Белый храм в Уруке Модель храма в Варке (Урук)

Парфия (2500 г. до н.э. — 226 г. н.э.), древняя страна в Западной Азии: первоначально провинция в Ассирийской и Персидской империях. Это была Македонская империя Александра Македонского. и Сирийская империя Во главе с Арсаком, своим первым царем, она освободилась от правления Селевкидов (около 2500 г. до н.э.) и упрочила высоту своего могущества при Митридате (I в. до н.э.). Империя была свергнута около 226 г. н.э. Ардаширом, первый сасанидский правитель Персии.

Вавилон (2000–323 гг. до н. э.), древний город в Месопотамии, расположенный на реке Евфрат примерно в 89 км к югу от современного Багдада. Заселен с доисторических времен. он был сделан столицей Вавилонии Хаммурапи (1792 1750 до н.э.) в 18 веке до н.э. Город был полностью разрушен в 689 г. до н.э. ассирийцами под предводительством Сеннахирима. После реставрации он процветал и стал известен своими висячими садами, одним из семи чудес света. В 275 г. до н.э. город был заброшен, когда династия Селевкидов построила новую столицу в Селевкии.

Ассирия (1530 — 612 гг. до н.э.) достигла своего наибольшего распространения в 7 веке до н.э. во время правления Ашшурбанипала он подвергал его народ безжалостным репрессиям со стороны своей армии, безжалостностью которой он восхвалялся, и правил через эффективную административную систему, контролируемую центральным правительством. Ассирийское правление рухнуло, и за ним последовало кратковременное возрождение вавилонского правления.

На вершине стелы Хамурапи изображен царь
поклонение перед сидящим богом.
Фрагмент части надписи
на стеле Хамурапи код
Хармаль (ок. 1800 г. до н.э.) Тель Хармаль: храм, дворец и школа
Храмовая башня Агар Гуф в касситском городе Дур Куригалзу: Найдены следы лестницы. Алебастровый рельеф арабо-ассирийской битвы
найден недалеко от Ниневии (ок. 660 г. до н.э.)
План Ашура (1385 — 1045 гг. до н.э.) Модель Ашура: двойной храм Ану и Адада
План Хорсабада при Саргоне (721 — 705 гг. до н.э.) Хорсабадский дворец в центре картины
Крылатый Бык Хорсабада Рельеф на дворце царя Ашурнасирпала II (883 — 859 гг. до н.э.) с крылатым богом в Нимруде
Рельеф , охотящийся на льва , найденный в Нимруде Лев, убивающий раба , найденный в Нимруде
Модель города Вавилона Руины Вавилона сегодня
План Висячих садов Вавилона Стена Висячих садов Вавилона все еще стоит
Ворота Иштар в Вавилоне, построенные Навуходоносором II
(604 — 562 гг. до н.э.) сейчас находится в Берлинском музее
План дворца в Вавилоне с центром у ворот Иштар

Сасаниды , или Сасаниды, последняя местная династия персидских царей. Основана Ардашириком 226 г. н.э. Было около 25 сасанидских правителей, самым важным из которых после Ардашира был Шапур II (309 г.-79): Хосров I (531-79), вторгшийся в Сирию: и Хосров 11 (590-628), чье завоевание Египта знаменует собой вершину могущества династии. Линия закончилась, когда Персия пала перед арабами в 641 году нашей эры.

Багдад (762 г. н.э.), столица Ирака, на реке Тигр. Основан в 762 году как столица Аббасидского халифата. Он превратился в культурный и финансовый центр караванной торговли между Индией, Персией и Западом. Разрушен монголами в 1258 г.: в начале 20 в. Ирак получил независимость от турок, а столицей стал Багдад (1921), а сейчас является современным административным. транспорт. и образовательный центр.

г.
Модель двух парфянских святилищ в Хатре (141–224 гг. н. э.)
Хатра был союзником Рима, что привело к его разрушению от рук сасанидов в 226 г. н.э.
Часть арки Ктесифона все еще стоит: величайшая арка древнего мира (высота 30 метров). Он был построен в четвертом веке, в середине сасанидского периода (224 — 637 гг. н.э.)
План круглого города Багдада (ок. 766 г. н.э.) халифа Аль-Мансура: самый внутренний круг имел диаметр 2000 ярдов. Четверо ворот вели в Хорасан (СВ), Басру (ЮВ),
Куфа (ЮЗ) и Сирия (СЗ)
Рисунок города Багдад на фоне Тигра: сделан по памяти посетителем в 1638 г.
План Самарры аббасидского халифа (836 г. н.э.): город имел длину 34 км с большой эспланадой длиной 7 км Модель аббасидского дворца Ухайдера (8 век н.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *