Архитектура модерн примеры: Здания в стиле модерн: 10 шедевров архитектуры
Здания в стиле модерн: 10 шедевров архитектуры
Начало XX века во многих странах называют Прекрасной эпохой: увидев эти архитектурные шедевры, вы поймете, почему.
Особняк Тасселя, Брюссель, 1893-1894 гг.
«Мы должны смотреть на это сооружение как на реликвию; однажды она станет местом паломничества; к нему будут обращаться, чтобы понять архитектуру, которую оно породит», — писал об особняке Тасселя историк Сандер Пьерон. Его слова стали пророческими: сегодня четырехэтажный дом, построенный бельгийским архитектором Виктором Орта для ученого-математика Эмиля Тасселя, считается первым в мире зданием в стиле модерн. Особняк Тасселя стал абсолютно новаторской для своего времени постройкой и принес известность своему создателю. Орта отказался от традиционного внутреннего устройства дома и предпринял попытку решить пространство по-новому. Помещения в особняке словно «перетекают» друг в друга: в качестве несущей конструкции архитектор использовал металлический каркас, а комнаты расположил на разных уровнях (позднее Ле Корбюзье назовет это свободным планом). Ощущение гибкости пространства достигается не только благодаря планировке, но и за счет плавных изгибов конструктивных и декоративных элементов, в том числе орнамента на стенах.
Getty Images
Фасад особняка Тасселя.
Новый стиль рубежа веков: история модерна
Замок Беранже, Париж, 1895-1898 гг.
В 1894 году молодой французский архитектор Эктор Гимар познакомился с Виктором Орта. Эта встреча произвела на Гимара такое впечатление, что он убедил свою заказчицу, вдову Фурнье, разрешить ему построить здание в стиле ар-нуво. Орта рассказал Гимару о важности стилистического единства экстерьера и интерьера, поэтому архитектор принимал участие в разработке мебели, обоев, декоративных кованых элементов и даже дверных ручек. Вдохновение он искал в природе: изгибы металлических конструкций и орнамент на витражах напоминают извилистые стебли растений. Здание Гимара выбивалось из парижской застройки, и недоброжелатели переименовали его в Castel Dérangé, что означает «сумасшедший дом». Однако в 1898 году именно эта постройка стала победителем конкурса на самый оригинальный фасад в 16-м округе Парижа.
Getty Images
Кованая ограда.
Дом сецессиона, Вена, 1897-1898 гг.
В 1897 году в столице Австрии был создан Венский сецессион — объединение прогрессивных художников, обвинявших традиционное искусство в консерватизме и историзме. Уже через год недалеко от площади Карлсплац открылся павильон, в котором участники группировки начали проводить свои выставки. Автором здания стал Йозеф Мария Ольбрих — ученик ведущего австрийского архитектора начала прошлого века Отто Вагнера. Для художников новой волны павильон был храмом истинного искусства, и даже его внешний вид вызывал ассоциации с религиозным сооружением. Рельефное изображение трех горгон над входом символизирует живопись, архитектуру и скульптуру, купол украшен позолоченными листьями лавра — символа триумфа и бессмертия, а на фасаде высечен девиз сецессиона: «Времени — его искусство, искусству — его свободу». Левее можно увидеть надпись «Ver Sacrum», что означает «Весна Священная». Именно так назывался журнал, через который Венский сецессион транслировал свои идеи. Сейчас в павильоне проходят временные экспозиции современных художников, а в одном из залов стену украшает «Бетховенский фриз» Густава Климта, созданный специально для выставки 1902 года.
10 шедевров архитектуры модерн в России
Здания этого великого архитектурного периода можно встретить по всей России, от Санкт-Петербурга и Москвы до Владивостока.
Во всем мире русская архитектура в первую очередь связана с конструктивизмом. Основные архитектурные достижения предшествующего периода, с конца 19 до начала 20 века, связаны с французским и бельгийским стилем модерн или венским сецессионом. Но в России есть не менее выдающиеся примеры этого стиля, известного как «Модерн». Компания Russia Beyond выбрала 10 зданий этой великой эпохи, которые расположены в разных уголках России.
10 ФОТО
1. Дом Ливчака в Ульяновске.Архитектор Федор Ливчак построил этот дом для своей семьи в 1914 году. Дав волю своему воображению, он разработал все, включая детали интерьера и мебель. Архитектура сочетает в себе черты европейского стиля модерн — большие окна в форме подковы, изогнутые опоры крыльца и керамические панели — с традиционными древнерусскими элементами.
1. Дом Ливчака в Ульяновске.
Этот дом, один из лучших образцов московского модерна, принадлежал банкиру и основателю первого в России автомобильного завода Степану Рябушинскому и был построен между 1900 и 1902 годами самым успешным архитектором того времени Федором Шехтелем.
3. Гостиница Метрополь в Москве.
Современники называли здание «манифестом нового стиля». Предприниматель и меценат Савва Мамонтов начал строительство, но вскоре обанкротился, и поэтому здание оказалось более скромным, чем планировалось изначально.
4. Дом компании «Зингер» в Санкт-Петербурге.
Компания American Singer построила это здание между 1902 и 1904 годами, и оно должно было служить в качестве офиса в России. Компания планировала построить 11-этажное здание в стиле нью-йоркских небоскребов, но в Санкт-Петербурге было запрещено возводить здания выше Зимнего дворца (23,5 метра), что вынуждает вносить поправки в проект.
Российский архитектор Павел Сузор, отвечавший за строительство, нашел элегантное решение — шесть этажей здания не превышают максимальной высоты, но эфирная башня со стеклянным шаром на углу создает ощущение движения в небо. Здание было первым бизнес-центром в России с торговыми, банковскими помещениями и офисами в аренду. Архитектурный декор сочетает в себе черты эклектики и модерна. Здание унаследовало строгую гранитную облицовку, гранитные бордюры и бронзовых валькирийских дев из прошлого, в то время как черты нового стиля включают цветочный дизайн кованых балконов и решеток, который также повторяется в отделке интерьера.
5. Дом Молчанова и Савиной в Санкт-Петербурге.
Дом был построен между 1905 и 1907 годами для Марии Савиной, известной актрисы Императорских театров, и ее мужа Анатолия Молчанова. Профессия хозяйки дома отразилась на интерьерах. Помимо обычных приемных и жилых помещений, были также предусмотрены комната для хранения театральных костюмов и гримерная, в то время как витраж на лестнице и в прихожей иллюстрирует литературные сюжеты.
6. Особняк Форостовского в Санкт-Петербурге.
Это было одно из первых зданий города в стиле модерн. Карл Шмидт, русский архитектор немецкого происхождения, построил дом в 1900-1901 годах для купца Павла Форостовского, который хотел, чтобы в здании были жилые помещения и офисы, а также складские помещения для товаров в подвале.
7. Здание «Банка Рукавишникова» в Нижнем Новгород.
Здание было построено Сергеем Рукавишниковым, самым важным сановником города и поэтому неудивительно, что Рукавишников пригласил Федора Шехтеля, самого модного и дорогого архитектора того времени, для их проектирования.
8. Централь в Краснодаре.
Отель Централь, который стоит на этом месте с середины 19-го века, считался одним из лучших в городе и принадлежал братьям Богарсуковым, которые были богатыми купцами. Первый этаж двухэтажного здания был отдан под магазины, а гостиничные номера находились на втором этаже.
9. Железнодорожный вокзал Владивостока.
В 1910 году по мере строительства Транссибирской магистрали, соединяющей Москву и Санкт-Петербург с Уралом и далекий Восток было решено придать железнодорожному терминалу во Владивостоке внешний вид, аналогичный Ярославскому железнодорожному вокзалу в Москве, построенному Федором Шехтелем. Оба здания являются образцами неорусского стиля — русской версии стиля модерн. Широкие арки, тонкие стреловые окна, башни, высокие трапециевидные крыши и приземистая прочность всего здания были заимствованы из древнерусских дворцов 17-го века, в то же время претерпевая фундаментальную переосмысление.
10. Дом Шаронова в Таганроге.
Это еще один из проектов Федора Шехтеля за пределами Москвы. Здание было сдано в эксплуатацию в 1912 году таганрогским помещиком Евгением Шароновым для его дочери Марии. Это воплощение синтеза всех искусств, идея, которая была популярна в начале 20-го века. Архитектура выполнена в псевдорусском стиле (включая башни) и дополнена керамическими панелями.
5 примеров культовой современной архитектуры с серьезными недостатками
Архитектура, как и искусство, становится культовой, когда выходит за рамки текущего режима и побуждает зрителей и жителей взглянуть на жизнь с новым сознанием. Модернистские дома представили новый образ жизни с открытыми планами этажей и чистыми модульными конструкциями без ненужного орнамента. Самые известные примеры включают такие здания, как Fallingwater Фрэнка Ллойда Райта и Стеклянный дом Филипа Джонсона, и хотя эти места стали Меккой для современных эстетов, они не лишены недостатков. Построенные без современных передовых технологий, многие модернистские дома в лучшем случае страдают от протекающих крыш, а в худшем — от структурной нестабильности, к большому разочарованию людей, которые их заказали. Хотя дома явно предназначались для проживания, они были спроектированы соответствующими архитекторами как образец чистоты формы и высокого художественного выражения.
Fallingwater House Фрэнка Ллойда Райта (1935), Милл-Ран, Пенсильвания, СШАФото: Getty Images/Education Images японской архитектурой и ее интеграцией с окружающим лесом. Однако его структурные проблемы были хорошо задокументированы: характерные консольные балконы со временем начали прогибаться из-за недостаточного армирования, а первоначальный владелец Эдгар Кауфманн-старший назвал дом «зданием с семью ведрами» из-за протекающей крыши. На этом месте, где сейчас находится музей, за прошедшие годы был проведен капитальный ремонт, и в 2002 году консольные балки были окончательно закреплены.
Фото: Getty Images
Построенный в 1951 году дом Фарнсворта в Плано, штат Иллинойс, считается шедевром не только творчества Людвига Миса ван дер Роэ, но и модернистской архитектуры. Дизайн, предназначенный для отдыха на выходных для чикагского врача Эдит Фарнсворт, предусматривал стеклянные панели от пола до потолка, обрамленные окрашенной в белый цвет сталью, подчеркивающие связь с ландшафтом. Однако эта схема окажется проблематичной. Фарнсворт печально известен тем, что подал в суд на архитектора из-за таких проблем, как частые наводнения из-за близлежащего ручья, стаи жуков, привлеченных к тому, что по сути является освещенным стеклянным ящиком, ржавыми стальными балками и плохой вентиляцией. Сегодня, как музей, дом полностью отреставрирован и получает надлежащее содержание.
Фото: Getty Images/PHAS
Вилла Savoye, спроектированная Ле Корбюзье и его двоюродным братом Пьером Жаннере, была построена в 1931 году как загородный дом для Пьера и Эмили Савой в Пуасси, Франция, недалеко от Парижа. Белая бетонная конструкция была спроектирована в соответствии с пятью пунктами Корбюзье, включая колонны на уровне земли, открытую планировку, горизонтальные окна, ненесущие фасады и функциональную крышу.
Фото предоставлено OMA
Самый популярный
Построенный для семьи из пяти человек, Maison Bordeaux был построен в 1998 году французской архитектурной студией OMA с известными именами. модульная конструкция и сочетание таких материалов, как стекло, алюминий, цемент и перфорированная сталь Cor-Ten. Все еще являясь частной резиденцией, здание имело немало проблем, в том числе протекающую крышу, столь распространенную в модернистских зданиях, и разрушение внутреннего бетонного ядра, на которое опираются полы.
Фото: Getty Images/Ramin Talaie
Стеклянный дом Филипа Джонсона был построен в 1949 году в Нью-Ханаане, штат Коннектикут, как дом для архитектора, дизайн которого выполнен из стекла и стали под влиянием дома Фарнсворта. Теперь музей и икона модернистской архитектуры, здание страдало от знакомой проблемы с плоской крышей: непрекращающихся протечек. В разговоре с Фрэнком Ллойдом Райтом, который назвал один из своих домов «домом с двумя ведрами», Джонсон ответил, что его Гласс-Хаус был домом с «четырьмя ведрами», по одному в каждом углу.
ИсследуйтеАрхитектура + дизайнАрхитектурадома + декор
ad100
Знакомьтесь с AD100 2023
Представляем AD100 2023 года — современные таланты в области внутренней отделки, архитектуры и ландшафтного дизайна синоним гладких линий, металлических конструкций, обширного остекления, плоских крыш, черно-белой отделки, асимметрии и полного отказа от орнамента: характеристики, которые обязательно пощекотают воображение любого эстетического пуриста. По знаменитым и часто повторяемым словам одного из мастеров этого движения, Миса ван дер Роэ, «форма следует за функцией». Такой утилитарный подход едва ли делает здания непривлекательными, хотя – как раз наоборот.
Современная архитектура как общий термин охватывает ряд архитектурных движений, в частности международный стиль и Баухаус. Движение возникло в начале 20-го века, и многие ключевые имена, связанные с ним, стали известны в 1920-х годах. Однако только после Второй мировой войны это движение приобрело массовую популярность во всем мире.
Как движение, оно было бескомпромиссно антиисторическим и по своей сути политическим; вокруг веры в то, что новая, улучшенная форма архитектуры может привести к лучшему миру. Эту благонамеренную повестку дня часто критикуют за ошибочную веру в то, что только архитектура и архитектура могут повлиять на изменения.
Строгий подход современной архитектуры «сверху вниз» в сочетании с антиконтекстуальной позицией, то есть сохранение верности эстетическим и функциональным принципам при размещении здания в любом контексте, не всегда приводил к результатам, соответствующим этой цели. Показательным примером является большое количество проектов современного социального жилья, позже снесенных в 1970-х годах.
Однако движение далеко не провалилось. Современная архитектура создала совершенно новую «машинную эстетику», которая отражала расцветающее промышленно развитое общество массового производства, и, опять же, движение не произвело недостатка в красивых зданиях.
Чтобы продемонстрировать красноречивые качества современной архитектуры, мы собрали 10 ключевых примеров. В следующий раз, когда вы окажетесь в разговоре о Мисе, Корбе или Хане, мы надеемся, что следующие здания будут храниться в вашем воображении:
Дом Фарнсворта, Иллинойс, США, 1945 г.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Если и существует пример современного архитектурного движения, то Мис ван дер Роэ, несомненно, находится в выигрыше, а «Дом Фарнсворта» — одна из его самых знаковых работ.
Дом является образцом интернационального стиля, который впервые появился в Америке.
Он был сосредоточен на эстетических и функциональных аспектах здания, а не на социальных или политических аспектах, более тесно связанных с движением европейской современной архитектуры.Обтекаемый и резко контрастирующий с органическим ландшафтом дом кажется почти невесомым. Он также полностью прозрачен. В то время как пригодность для жизни и функциональность дома были поставлены под сомнение, его сексуальность редко подвергалась критике. Кому нужно уединение, когда у вас есть красивая стеклянная коробка, сделанная «почти из ничего»?!
Стеклянный дом, Коннектикут, США, 1949 г.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
И снова у нас есть стеклянная и стальная конструкция открытой планировки в The Glass House. Это здание, спроектированное Филипом Джонсоном, является младшим братом The Farnsworth House. Открытая планировка — ключевая черта современной архитектуры, и здесь она закрыта стеклянными листами от пола до потолка, закрепленными между черными стальными конструкционными элементами.
Да где же вы помещаете ванную комнату в совершенно прозрачную коробку? Что ж, вот тут-то и появляется кирпичный цилиндрический объем. Современную архитектуру часто считают прямолинейной, но движение также имело склонность к идеальному кругу.
The Stahl House, Лос-Анджелес, США, 1959 г.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Дурная слава еще более молодого Stahl House во многом связана с этой культовой фотографией Юлиуса Шульмана. Никаких известных жителей, малоизвестный архитектор — но очень известное фото.
Расположенный на вершине Голливудских холмов, дом, спроектированный Пьером Кенигом, резко возвышается над краем утеса, а из огромных оконных стекол открывается захватывающий вид. Фактически, это было самое большое оконное стекло, доступное в продаже в то время. Движение за современную архитектуру способствовало развитию подобных технологических достижений, чтобы улучшить жизнь людей.
Eames House, Лос-Анджелес, США, 1949 г.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Дом Имс, спроектированный дуэтом мужа и жены Чарльза и Рэя Имз, – если использовать культовую фразу Миса, – это “кожа да кости”. Он отличается от упомянутых выше домов тем, что его «кожа» состоит не только из стекла. Вместо этого композиция различных материалов и цветов в стиле Мондриана позволяет менять условия освещения.
От корпуса до ставшей теперь известной мебели, архитекторы применили свой дизайнерский талант к каждому компоненту дома (используя другую фразу Миса: «Бог в деталях»). Трудно поверить, что этот дом был спроектирован 70 -нечетные годы назад – неудивительно, что мебель до сих пор пользуется таким спросом.
Здание Сигрэм, Нью-Йорк, США, 1958 г.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Вернуться к Мис. Движение было не только о домах — есть и небоскребы. Хотя это была первая попытка Миса построить высотное офисное здание, оно установило стандарт для современных небоскребов. Что касается откровенно фаллических построек, то это 38-этажное здание на горизонте Нью-Йорка удивительно со вкусом и элегантно.
Бросая вызов экономическим традициям строительства небоскребов в Нью-Йорке, Мис отодвинул здание на 100 футов от границы участка, чтобы создать активное общественное пространство перед ним. Гранитная площадь внизу и восходящие уровни из бронзы и серого топаза наверху олицетворяют использование в механизме современных материалов.
Баухаус Дессау, Дессау, Германия, 1926 г.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
До приезда в Америку Мис был влиятельным членом школы Баухаус в Германии и был ее последним директором. Движение Баухаус санкционировало переход от неоклассического дизайна к эксперименту с авангардом, положив начало современному стилю, который объединил традиционное ремесло с промышленными технологиями.
Вышеупомянутое здание Баухауза в Дессау было спроектировано ровесником Миса Вальтером Гропиусом; первый директор Баухауза. Интерьер обставлен предметами дизайнеров Баухауза: здесь мы видим знаменитое и часто воспроизводимое кресло Василия Марселя Брейера.
Вилла Савойя, Пуасси, Франция, 1929 г.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Примерно в то же время, когда школа Баухаус набирала популярность в Германии, недалеко от Парижа родился один из самых известных архитекторов модернистского архитектурного движения: Ле Корбюзье, или просто Корб.
Заявление Ле Корбюзье о том, что «дом — это машина для жизни», демонстрирует его близость к технологическим достижениям индустриальной эпохи, и это проявляется в нетрадиционном поднятии дома над землей, чтобы отдать предпочтение автомобилю. На самом деле изогнутая форма стекла в основании дома спроектирована так, чтобы соответствовать радиусу поворота автомобилей.
Ле Корбюзье установил «пять точек» архитектуры, которые считаются критически важными для любого дизайна: тонкие колонны, плоская терраса на крыше, открытая планировка, ленточные окна и свободный фасад; все это можно увидеть на вилле Savoye.
Вилла E-1027, Французская Ривьера, Франция 1926 г.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Эйлин Грей — женщина-архитектор, чья главная работа — ее вилла на Французской Ривьере — к сожалению, окутана печально известным поведением мужчины — и не просто мужчины: самого Корба.
Грей начала свою карьеру в качестве дизайнера мебели, а Vila E-1027, построенная по заказу ее возлюбленного, архитектора Жана Бадовича, стала ее первым набегом на архитектурную профессию; вторжение, которое, по словам многих, разозлило Ле Корбюзье.
Ле Корбюзье был другом Бардовци и часто посещал дом после того, как Бардовци и Грей расстались. Во время одного из таких визитов он нарисовал фреску на одной из белых стен, будучи обнаженным (очевидно, слишком обычное занятие корбианцев).
Архитектурный критик Роуэн Мур описал это как «акт обнаженной фаллократии», в котором он, «по-видимому, оскорбленный тем, что женщина может создать такое прекрасное произведение модернизма, [утверждает] свое господство над территорией, как писающая собака».
Пока Корбюзье занимался «машинами для жизни», заботой Грея было создание «жилища как живого организма», которое служило бы интимности внутренней жизни. Она стремилась противопоставить тому, что она считала бедностью современной архитектуры, чувственные пространства, реагирующие на движение человека.
Часовня Роншан, Роншан, Франция, 1954 г.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Аааа, Роншам. Несмотря на все его сомнительное поведение, Корб действительно создал несколько восхитительных зданий. Часовня знаменует собой решающий отход от строго рациональных и функциональных форм современной архитектуры, в том числе очевидных во многих ранних работах Ле Корбюзье.
Изогнутые каменные стены удерживают эффектную изогнутую бетонную крышу на месте, а небольшой зазор позволяет крошечной полосе света проникать внутрь. Тяжелая масса необработанного бетона контрастирует с упомянутыми выше легкими стеклянными примерами, и это новое лицо современной архитектуры в конечном итоге породило брутализм (о котором вы можете прочитать подробнее ниже).
Здание Национальной ассамблеи Бангладеш, Дакка, Бангладеш, 1982 г.
Посмотреть этот пост в Instagram
С кем лучше закончить, чем с Луи Ханом, архитектором, чьи здания были трансцендентно монументальны, даже за пределами движения современной архитектуры. Работа Хана контрастирует с легкими и прозрачными конструкциями, спроектированными многими его коллегами-модернистами, и это здание, как и большинство его построек, обладает весомостью, напоминающей античные памятники.