Архитектура при петре 1: Петропавловский собор, Меншиковский дворец, Летний дворец Петра I, Палаты Кикина.
8) Развитие архитектуры при Петре I
Характерные черты градостроительства
Начало перехода к регулярной застройке новых городов (Санкт-Петербург, Азов, Таганрог) улицами, пересекающимися под прямыми углами и с выносом фасадов по линии улиц.
Строительство государственных, военных, производственных и гражданских зданий симметрично. Высокие шпили венчали важнейшие городские здания.
В гражданском правительстве Петербурга широко используется камень. Уделялось внимание освещению, мощению и уборке улиц, проводилось озеленение.
Создано централизованное управление по архитектурно-строительному делу — Комиссия по строению в Санкт-Петербурге.
В Россию были приглашены иностранные архитекторы, что способствовало слиянию западноевропейской культуры с русским зодчеством и формированию архитектурного стиля — петровского барокко. Новым явлением в архитектуры стало сооружение триумфальных арок.
Черты петровского барокко
· Симметрия фасадов, состоящих из трех выступов-ризалитов, одного центрального и двух боковых.
· Высокие крыши с переломами, шпилями, башнями или башенками. Линия кровли усложнялась полукруглыми фронтонами, заполненными декоративным рельефом. Волнообразные или изломанные карнизы.
· Вертикальные «лопатки» — ребра-выступы заменяли пилястры и колонны.
· Углы зданий либо первые этажи оформлялись «рустом» — имитацией крупных выступающих камней.
· Ритмическое расположение проемов, разные формы окон, обрамленных белыми наличниками.
· Отштукатуренный фасад окрашивался в два цвета, чаще всего в сочетании красного и белого.
· Внутренне убранство решалось по принципу анфилады — ряда примыкающих друг к другу помещений, дверные проемы которых расположены на одной оси, что создавало сквозную перспективу.
Церковная архитектура
В первой четверти XVIII века было построено 22 храма. В строительстве церковных зданий произошло сочетание элементов ордерной системы (колонны, портики, фронтоны) с новомосковским барокко.
Храмы были просторными, светлыми, в них присутствовало стремление к высотности, ярусности, использовалась скульптура. Богатый орнамент и башни-колокольни были характерным признаком. Возникли храмы центрической композиции, устремленные ввысь.Развивалось деревянное зодчество. Всемирную славу получила Преображенская церковь на острове Кижи.
Светское начало в архитектуре получило преобладание над церковным.
Архитекторы | Основные сооружения и проекты | |
Доменико Андреа Трезини (1670-1734) | По проектам архитектора заложены Кронштадт, Александро-Невская лавра, начата постройка Петропавловской крепости в камне, выполнена часть регулярной планировки Васильевского острова, выстроены Летний дворец Петра I, Петровские ворота Петропавловской церкви, здание Двенадцати коллегий, Галерная гавань, Благовещенская церковь Александро-Невской лавры. | |
Георг Иоганн Маттарнови | Начал постройку Кунсткамеры, Партикулярной верфи, составил проект второго Зимнего дворца. Умер в 1719 г. и достройку заложенных зданий осуществил Н. Ф. Гербель. Достройка Кунсткамеры завершена в 1734 г. при участии архитекторов Г. Киявери и М. Г. Земцова. | |
Н. Ф. Гербель | По его проекту на берегу Мойки был сооружен Конюшенный двор. | |
Готфрид Шедель | Дворец А. Д. Меншикова на Васильевском острове, при участии Д. Фонтана. Ораниенбаумский дворец А. Д. Меншикова, церковь Ораниенбаумского дворца. | |
И. П. Зарудный (1670-1727) | Церковь Иоанна Воина на Якиманке, церковь архангела Гавриила на Чистых прудах, или Меншикова башня, иконостас Петропавловского собора в Петербурге. | |
Архитектура Санкт-Петербурга XVIII века
Петровское время – петровские реформы – явилось переломным для всей русской жизни, обозначило переход от Средневековья к Новому времени. При этом ориентация на Западную Европу стала определяющей и даже принудительной. Под влиянием Запада, а также по велению времени искусство постепенно все более принимало светский характер, освобождаясь от уз религии.
Строительство новой столицы было связано с событиями Северной войны (1700-1721), которую вела Россия со Швецией за освобождение исконно русских земель на берегах Невы и Финского залива, чтобы утвердиться на Балтийском море.
В мае 1703 г. на Заячьем острове состоялась торжественная закладка Петропавловской крепости. Предполагалось что она будет защищать вход в Неву в случае войны. Но своих оборонительных функций крепость никогда не выполняла, практически сразу после строительства она стала использоваться как тюрьма для политзаключенных. Одним из самый известных узников крепости был царевич Алексей. В том же году в центре земляной крепости была заложена деревянная церковь во имя апостолов Петра и Павла, увенчанная шпилем.
С 1714 г. Петр запретил каменное строительство везде, кроме Петербурга, и одним из первых выдающихся сооружений стал Петропавловский собор, заложенный в мае на месте разобранной деревянной церкви. Автором проекта являлся Доменико Трезини (1670-1734), итальянец, прошедший архитектурную школу в Дании. Собор представляет собою прямоугольную в плане трехнефную базилику, типичную для европейской культовой архитектуры. С запада ее венчает колокольня с золоченым шпилем (40м), по форме напоминающая “столпообразный” храм, состоящий из постепенно уменьшающихся ярусов.
Петропавловский собор является усыпальницей российских императоров. Обычай хоронить членов правящей династии в храмах основывался на представлении о божественном происхождении их власти. В допетровской Руси храмом-усыпальницей являлся Архангельский собор Московского Кремля, там похоронены все великие московские князья и цари от Иоанна Калиты до Иоанна Алексеевича. Во времена Петра I место погребения лиц, принадлежавших к царской фамилии, не было окончательно определено. Царских родственников хоронили в Благовещенской усыпальнице. В недостроенном Петропавловском соборе в 1715 году похоронили двухлетнюю дочь Петра I и Екатерины Наталью, а под колокольней — супругу царевича Алексея Петровича принцессу Шарлотту Христину Софию Брауншвейг-Вольфенбюттельскую. Там же в 1718 году предали земле останки самого царевича. В 1716 году у входа в собор похоронена Марфа Матвеевна, вдова царя Фёдора Алексеевича. После смерти Петра I гроб с его телом был помещён во временной часовне внутри строившегося собора. Погребение состоялось лишь 29 мая 1731 года. В дальнейшем в усыпальнице были похоронены все императоры и императрицы до Александра III включительно, за исключением умершего в Москве и похороненного в Архангельском соборе Петра II и убитого в Шлиссельбурге в 1764 Ивана VI, место захоронения последнего не известно до сих пор.
Первые семь лет существования города составили “деревянный период” его истории, от которого сохранился только домик Петра I на Березовском острове.
Место для строительства было выбрано в тылу Петропавловской крепости так, чтобы из окон были видны стратегически важные объекты — водные просторы, окружающая местность и бастионы крепости. Домик строился из тёсаных сосновых брёвен на манер русской избы. В домике отсутствовали печи и дымоходы, в которых не было необходимости, поскольку Пётр жил в нём лишь в тёплое время года. Крышу украшала деревянная резная мортира, а по краям конька были установлены «бомбы с пылающим пламенем». Эти утраченные элементы указывали на то, что царь был одновременно командиром почётной роты бомбардиров Преображенского полка. В документах 1720-х годов здание носило название или «старых красных хоромцев, что у двора Романа Вилимовича Брюса в роще», или просто «красных хором».
Утвержденный в 1718 году, проект предусматривал что центром города станет Васильевский остров. Петр мечтал о создании Венеции у себя в стране, поэтому было решено прорыть параллельные каналы по всему острову. Они предназначались для осушения местности, водоснабжения, водного сообщения, борьбы с пожарами. Предполагалось также, что они будут служить защитой от наводнения. В 1720–1730-х годах усиленно застраивалась Стрелка, где появились здания Двенадцати коллегий, Гостиный двор, Кунсткамера, дворец царицы Прасковьи Федоровны, дома приближенных Петра I. Сюда были переведены правительственные учреждения, Академия наук, морской торговый порт, здесь расположился академический университет. В тот же период на Васильевский остров переехала Морская академия — впоследствии Морской корпус. Меншиковскую усадьбу занял Сухопутный шляхетный корпус.
Архитектором здания Двенадцати коллегий являлся Д. Трезини, при участии талантливого русского зодчего М. Г. Земцова. Здание отличается строгой геометрической правильностью плана, несмотря на двенадцать частей, связанных между собой галереями.
Здание Двенадцати коллегий. Рисунок неизвестного художника XVIIIв. (сверху) и современный вид (снизу).
Петр не допускал никаких излишеств даже при строительстве дома, именно дома, а не дворца, для себя в Летнем саду. Причем определялся такой подход вовсе не недостатком средств, а принципами целесообразности, строгости и простоты. Действительно, прямоугольный в плане двухэтажный дом почти кубической формы, перекрытый высокой четырехскатной крышей, больше походил на жилище богатого голландского бюргера, чем на дворец главы сильного русского государства.
Первоначально Летний дворец дворец был окружен водой с трех сторон, и с крыльца можно было сразу же попасть на ботик. Стены светло-желтого цвета гармонируют с золочеными оконными переплетами, розовато-коричневыми барельефами и красной черепичной крышей, над которой поблескивает позолоченный флюгер в виде фигурки Георгия Победоносца на коне. Свинцово-серая вода, беломраморная скульптура и зеленые шпалеры сада усиливают декоративное звучание архитектуры.
Летний дворец был жилым домом Петра и его семьи, и в нем не предусматривалось парадных помещений. Большие приемы и празднества происходили не во дворце, а в саду. Главным создателем сада, который уже в 1710-е годы поражал современников своей красотой и изобретательностью “затей”, был сам Петр I. Летний сад был разбит не по французской моде, господствовавшей тогда в Европе, а по голландской: без радиальных аллей, по квадратной схеме, со стрижеными шпалерами (рядами ровно подстриженных деревьев и кустов по обеим сторонам дорожки), с асимметричным расположением в нем дворца.
Летний сад
На трех площадках центральной аллеи были устроены фонтаны, а на пересечении прямых дорожек стояли беседки. Подстриженные кустарники создавали вдоль аллей зеленые стены с нишами для античных статуй, к которым Петр I проявлял огромный интерес. Он не жалел денег на приобретение скульптуры, которая должна была не только украшать сад, но и служить средством пропаганды проводимых им преобразований. Этим объясняется продуманность в подборе статуй. “Правосудие”, “Милосердие”, “Слава” в аллегорической форме возвеличивали преобразовательную деятельность Петра I. Бюсты Ахиллеса, Александра Македонского, Юлия Цезаря, римских полководцев напоминали о подвигах и деяниях героев, пробуждая “к мужественным делам усердие”. Летний сад играл большую роль в общественной жизни столицы, в нем устраивались ассамблеи, разнообразные празднества и иллюминации по случаю побед и семейных торжеств.
Постепенно вкусы Петра стали отклоняться от добротного утилитаризма бюргерской Голландии в сторону величавой пышности абсолютистской Франции. Это нашло отражение при строительстве Петергофа, ставшего истинным “парадизом” Петра на море. Петергоф был задуман им как “соединение вод источников и моря”. Оригинальный ансамбль, в создание которого внес свою лепту художник европейского масштаба и исключительного дарования Жан Батист Леблон (1679-1719), соединил в себе черты “большого стиля” Людовика XIV, итальянского ренессанса и голландской архитектуры. Ни один из петергофских павильонов – Эрмитаж, Марли и Монплезир – не может считаться произведением Леблона, но в каждом из них чувствуется влияние его вкуса и декоративного мастерства, особенно в постройке Эрмитажа, где консоли балкона и окна нижнего этажа особенно ярко отражают его стиль.
Ансамбль дворцов и парков Петергофа — памятник архитектуры и садово-паркового искусства выдающегося значения, получивший всемирную известность как «столица фонтанов» (всего в парках Петергофа 4 каскада и 176 фонтанов) .
Верхний сад Петергофа
Исключительное мастерство Леблона проявилось в планировке усадьбы с террасами и лестницами, спускающимися к морю. Он, как первый последователь Ленотра, дал в Верхнем парке типичный образец французского регулярного парка с длинными стрелами аллей, пересеченных площадками и фонтанами, с геометрически подстриженными деревьями. В планировке Нижнего – соединил классицизм французского регулярного парка с барочной фонтанно-скульптурной декорацией, свойственной итальянским садам.
Вид сверху на Верхний парк, Большой дворец и Нижний парк Петергофа
Центральную ось композиции петергофского Нижнего парка составлял морской канал, который под прямым углом пересекала аллея, идущая от дворца Марли, и лучевые аллеи, что обеспечивало исключительный пространственный обзор. Этот мощный пространственный размах усиливался могучей игрой водной стихии: вода каскадами низвергалась вдоль лестниц, взлетала струями фонтанов, спокойной гладью канала вливалась в море. Петергоф с его морской романтикой оказался непохожим ни на один из известных европейских художественных стилей.
Вид на Нижний парк Петергофа со стороны Большого дворца. Морской канал впадает в Финский залив
Излюбленным мотивом орнамента для Елизаветы Петровны был рокайль (раковина), импортированный из Франции, поэтому в оформлении дворцовых интерьеров, ювелирных украшениях, столовых сервизах, мебели и в мелкой пластике широко использовался стиль рококо. Не только обычаи елизаветинского двора напоминали нравы французского рококо, и не только русское декоративно-прикладное искусство было тождественно французскому, архитектура также следовала новой моде.
Но, как это не раз бывало, сила петербургского пейзажа была настолько велика, что иностранные художники, работавшие там, начинали творить в совершенно ином, нежели в Европе, стиле. Блестящим тому примером служит творчество Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771), итальянца по крови, француза по образованию, русского по духу, стиль которого не укладывается ни в какие европейские рамки.
Последовательное развитие стиля Растрелли проявилось и в построенных им царских резиденциях близ Петербурга – в ансамбле Петергофа и Царского Села. Великолепные царские резиденции были призваны демонстрировать высокую культуру царского двора и мощь империи.
В ходе перестройки Большого Дворца в Петергофе в 1747-1752 гг., Растрелли удалось расширить старый Петровский дворец за счет галерей и надстроенного третьего этажа, при этом архитектор сумел сохранить основную композицию Петровского дворца. Более радикальным изменениям подверглись внутренние интерьеры, где впервые гений Растрелли проявился в области декоративно-прикладного искусства.
Большой каскад и Большой дворец в Петергофе
В мае 1752 года она поручила архитектору Бартоломео Франческо Растрелли вновь перестроить Екатерининский дворец в Царском Селе, поскольку сочла его слишком старомодным и маленьким. После демонтажа, грандиозной перестройки и строительных работ, которые длились четыре года, и появился современный дворец, выполненный в стиле Русское барокко. 30 июля 1756 года состоялась презентация 325-метрового дворца потрясённым российским вельможам и иностранным гостям. В результате полной перестройки Царскосельского дворца за четыре года был создан грандиозный ансамбль парадной резиденции, “русский Версаль”, воспетый Ломоносовым. И внешний облик дворца, и композиция интерьеров создавали эффект бесконечной протяженности (лента дворца составляла 306 м) при нарастании масштабов к центру. Сам центр выделен лишь более высокой крышей, изогнутым фронтоном и тремя ризалитами. Изысканность сочетания лазурного цвета стен, белизны архитектурных деталей и позолоты скульптур, декоративных рельефов и капителей, способствовала зрительному преодолению некоторой тяжеловесности чрезмерно длинного фасада. При этом следует подчеркнуть, что и растянутые здания, и пышность декоративного убранства, и двух- трехцветная раскраска фасадов продолжали традиции русской архитектуры XVII в.
Екатерининский дворец в Царском Селе.
Янтарная комната в Екатерининском дворце
Жемчужиной летней резиденции российских императоров в Царском Селе являлась янтарная комната. Король Фридрих Вильгельм I преподнёс кабинет Петру I в дар. Пётр оценил подарок: «Король подарил меня изрядным презентом яхтою, которая в Потсдаме зело убранная, и кабинетом Янтарным, о чём давно желали» — писал он жене Екатерине. Янтарный кабинет упаковали и с большими предосторожностями переправили в Санкт-Петербург в 1717 году. Это шедевр искусства XVIII века, бесследно исчезнувший во время Второй мировой войны.
Растрелли, которого современники называли волшебником, создавал архитектурные сооружения торжественные и ликующие, полные величия и государственной представительности. Красноречивым доказательством этого являются Зимний дворец и Смольный монастырь.
В архитектуре Зимнего дворца нашла развитие композиционная схема дома-блока, замкнутого вокруг внутреннего двора. Четыре массивных угловых объема, в которых размещались основные дворцовые помещения: парадная Посольская лестница, тронный зал, театр, церковь – соединялись корпусами-галереями с анфиладой парадных залов, образуя обширный внутренний двор.
Общая протяжённость фасадов, составлявшая 210 м, подчёркивала колоссальность масштабов здания. Но как при этом избежать скучного однообразия и монотонности в их оформлении? Между тем ни один из фасадов не повторял другой, в определённых ракурсах (издали или на близком расстоянии) каждый воспринимался по-своему, так как был декорирован особым образом колоннами, скульптурными масками, вазами и статуями. Фасад, выходящий на набережную Невы, был рассчитан на обозрение издали, а противоположный, по существу самый главный, — ориентирован на парадную Дворцовую площадь, обращённую к городу. Главный подъезд был расположен в северном корпусе: к нему торжественно подъезжали кареты императрицы и её гостей. Через огромную галерею они поднимались по Посольской лестнице, с верхней площадки которой открывался вход в парадные залы дворца.
Главные ворота Зимнего Дворца.
Не могла не восхищать общая устремлённость здания вверх. Помимо того что дворец был одним из самых высоких сооружений, архитектор зрительно увеличил этот эффект. На фасаде здания он расположил колонны то группами, то попарно, то в одиночку, причём обязательно в два яруса, строго друг над другом. Более того на уровне кровли шла балюстрада с каменными скульптурами и вазами, расставленными с таким расчётом, что зрительно они продолжали вертикали колонн. Разнообразный ритм колонн, разорванные фронтоны, слияние декора нижнего яруса с верхним сообщали фасаду эффект непрекращающегося движения.
Важным эмоциональным фактором воздействия на зрителей являлось нарядное цветовое решение фасада, основанное на сопоставлении бледно-терракотового тона стен, белых стволов колонн и пилястр, золотистых капителей, разнообразной декоративной скульптуры и позолоты металлического кружева решёток балконов. Самые ответственные места в декоре здания занимали символы императорской власти и русской государственности. Поразителен рисунок обрамления наличников огромных окон (22 типа!), в оформлении которых фантазия зодчего-декоратора, казалось, не знала границ.
Дворцовые сооружения поражали своими размерами и пышностью внутреннего убранства. Дворец имел более 1050 отдельных помещений и комнат, 1886 дверей, 1945 окон и 177 лестниц. В парадных интерьерах было изобилие цвета, лепнины и узора; они полны движения, создаваемого бликами солнечного света и отражениями от множества зеркал. Здесь всё сверкало и переливалось, создавая ослепительную роскошь и торжественное величие.
Зимний дворец – вершина творчества Растрелли в области светского зодчества, в нем соединились три европейских стиля – барокко, классицизм и рококо, что в целом и дало своеобразный “растреллиевский стиль”. Замечательное творение Растрелли не было завершено самим мастером. Постройка Зимнего дворца требовала огромных денег, которых часто не было в российской казне. Дворец продолжали достраивать и украшать другие зодчие.
Ансамбль Смольного монастыря как произведение архитектуры явился творческой переработкой приемов русского зодчества допетровской поры и европейских монастырских комплексов. В центре Растрелли поместил пятиглавый крестообразный в плане собор, который окружали двухэтажные монастырские кельи, создающие форму крестообразного обширного двора, четыре внутренних угла которого подчеркивались одноглавыми церквами. Наружные стены с часовнями по внешним углам ограды также повторяли форму креста. Перед западным фасадом собора предусматривалась гигантская 140-метровая колокольня в виде легкой многоярусной башни. В отличие от свободной живописной расстановки монастырских зданий на Руси, в основу ансамбля Растрелли был положен принцип регулярности и симметрии.
Воскресенский собор Смольного монастыря являет собой уникальное сочетание традиционного русского пятиглавия и европейской купольной базилики. Из “тела” здания вырастает двухъярусный восьмигранник, увенчанный куполом и восьмигранным фонариком с луковичным завершением. К нему примыкают четыре двухъярусные башенки со слегка вогнутыми гранями, также увенчанные луковичными главками. Прижав боковые башни почти вплотную к центральному куполу, Растрелли придал пятиглавию удивительную монолитность и в то же время динамизм, неудержимое стремление вверх. Этот собор считается наиболее приближенным к стилю европейского барокко сооружением Растрелли и относится к величайшим шедеврам мировой архитектуры.
Декоративное убранство собора поражает своей нарядностью. Чёткие выступы стен, оформленные пучками колонн, фронтонами различной формы, мягко закругляющимися волютами, нависающими карнизами, создают выразительную игру
света и тени. Белые детали на синем, лазурном фоне стен, обилие позолоты на куполах и главках, капителях, гирляндах и картушах подчёркивают великолепно найденное соотношение форм и пропорций здания. Собор, имеющий план равноконечного креста, смотрится одинаково хорошо со всех сторон.
Строительство собора, как и всего ансамбля монастыря, не было завершено Растрелли. Вступившая на престол Екатерина II была увлечена другими планами. Барокко перестало отвечать требованиям последней моды, пристрастиям и вкусам двора и самой императрицы. В России начинал своё победное шествие новый архитектурный стиль — классицизм. Великий зодчий оказался не у дел. В 1763 г. он подал в отставку и покинул Петербург.
Сегодня собор недействует, используется как окнцертный зал для классической музыки
С вступлением Екатерины II на российский престол начался новый этап в развитии русской культуры, ее сближения с европейской. Петр I только заложил основы этого сближения. В царствование Елизаветы Россия уже стремительно догоняла Европу, в эпоху Екатерины русское искусство впервые встало наравне с западноевропейским, а Петербург действительно стал Северной Пальмирой. На смену нарядному и пышному барокко пришел стиль классицизма, в основе которого лежали идеалы античности. “Екатерининский классицизм” сыграл огромную роль в формировании классицистического облика русской столицы. Получили свое дальнейшее развитие такие принципы градостроительства, как регулярность и симметрия, основополагающие при строительстве Петербурга, началось сооружение гранитных набережных, зданий общественного назначения.
Первым из них стала Академия художеств. Фактически Академия возникла в 1757 г. во время царствования Елизаветы Петровны при участии таких просвещеннейших деятелей русской культуры, как М.В. Ломоносов и И.И. Шувалов. Но Екатерина II, придя к власти, не могла отказаться от славы основательницы столь замечательного для России художественно-воспитательного учреждения, и официальной датой его создания считается 1764 г., когда был принят устав и начато строительство здания по проекту Жана Батиста Валлен-Деламота (1729-1800) и Михаила Федоровича Кокоринова, ставшего первым ректором Академии. Здание Академии художеств было построено в стиле раннего классицизма, сохраняющего очарование уходящего барокко. Это ощущается в использовании криволинейных форм в плане здания, представляющего собой каре с круглым двором, напоминающим римский Пантеон, в расстановке колонн, оконных проемах. Валлен-Деламот любил округлять углы зданий, применять раскрепованные (Раскреповка – небольшой выступ плоскости фасада, антаблемента. ) карнизы и сдвоенные колонны. В полной мере его вкусы проявились при строительстве дворца для К.Г. Разумовского, необычайно легкого и изящного здания, несмотря на его внушительную величину.
Особую роль в строительстве Петербурга 80-х годов сыграл итальянский зодчий Джакомо Кваренги (1744-1817), наиболее полно как мастер проявивший себя именно в России. Он проектировал и руководил строительством дворцов, загородных усадеб, театров, гостиных дворов, церквей, частных домов. Стиль Кваренги характеризуется как строгий классицизм с его творческой бескомпромиссностью, которая выражается в предельной простоте и четкости форм, статичности, обязательной симметрии, строгом чередовании одинаковых декоративных мотивов. Типичные для стиля Кваренги многоколонные портики с треугольными фронтонами, контрастирующие со спокойной гладью симметричных крыльев, стали неотъемлемой чертой чуть холодноватого классицистического облика Северной Пальмиры.
В соответствии с принципами строгого классицизма Д. Кваренги были построены здания Академии наук, названное манифестом классицизма, Мариинская больница, Смольный институт благородных девиц, Конногвардейский манеж. Для всех этих зданий характерны гладкие симметричные крылья и центральный портик, увенчанный треугольным гладким же фронтоном. Нижний цокольный этаж мог быть либо из огромных прямоугольных гранитных блоков с лестницей (Академия наук, Конногвардейский манеж), либо представлять собой массивную рустованную аркаду с входом (Смольный институт, Мариинская больница).
Кваренги был также первоклассным мастером интерьеров, в оформлении которых он использовал цветные мраморы, позолоченную бронзу, роспись в технике гризайль, скульптуру, лепные медальоны. Зрительный зал Эрмитажного театра наподобие античного украшен коринфскими колоннами, статуями Аполлона и девяти муз, размещенными в нишах между колоннами, барельефными медальонами. В Зимнем дворце он создал Большой Тронный (Георгиевский) зал, Концертный зал, Аванзал и Большую галерею вдоль фасада на Неву. Все они отличаются великолепием и строгостью отделки, богато украшены многочисленными колоннами и полуколоннами из цветного мрамора, многоцветной росписью.
Основание Петербурга и перенесение столицы сыграло в истории русского зодчества решающую роль и определило направление его дальнейшего развития. Отныне всей последующей архитектуре суждено было развиваться по двум параллельным руслам – петербургскому и московскому.
Творениям классицизма в “золотой век” Екатерины в России нет аналогий. Нигде в Европе ни в XVIII в., ни в начале XIX в. не удалось достичь того великолепия, той величественной красоты, которая характеризует классицистические архитектурные ансамбли Петербурга и его пригородов. Русский классицизм – это великое явление в истории мирового искусства.
После знакомства с представленными материалами необходимо выполнить проверочные и контрольные задания, представленные здесь же.
В случае необходимости, контрольные материалы отсылаются на электронную почту преподавателя по адресу:cherenova. [email protected]
Петровское зодчество (ок. 1686-1760) Любовь Петра к архитектуре, унаследованное как от Нарышкиных, так и от Романовых, увековечено в его огромное наследие — город Санкт-Петербург — «Венеция Север», проект, в котором воплотился весь его культурно-политический философия. Ни одно здание в городе не было возведено без его разрешения. его архитектурный дизайн и, чтобы уменьшить риск возгорания, большинство конструкций должны были быть каменными или кирпичными. Все его дворцы были построены в вид на море, в то время как особое внимание уделялось их садам, которые были заполнены классической каменной скульптурой. К сожалению, большая часть архитектуры, построенной или задуманной Петром и его ближайшими преемники были уничтожены в течение 20-го века. Петрин Архитекторы Все передовые архитекторы Петра княжение, кроме Михаила Земцова (1688-1743) ставшего Смотрителем императорских дворцов, были иностранцы — в основном французы, итальянцы и немцы. В их числе: Доменико Трезини (1670-1734) Франческо Бартоломео Растрелли
Младший (1700-1771) Последователей Растрелли было так много и его стиль оставался доминирующим в течение столь долгого периода, что он установил в России отдельная архитектурная школа. Одни из самых выдающихся В его манере работали русские архитекторы: С.И.Чевакинский (1713-83), А.В.Квасов (даты неизвестны), А.Ф.Кокоринов (1726-72), и Князь Д.В.Ухтомский (1718-80). Именно Ухтомский в 1749 г., основал в Москве одно из первых в России архитектурных училищ. среди его учеников числились: В. И.Баженов (1737-99), М.Ф.Казаков (1737-1813), и И.Е.Старов (1743-1808). | |
Скульптура Петра Петр был одним из великих 18 века коллекционеры произведений искусства. Он приобрел объекты любого типа от мебели до 17 века Голландская живопись, от драгоценных камней до таких редкостей, как янтарь плиты, которые он купил у короля Пруссии, и которые Растрелли использовал позднее как панно в Царском Селе. Он также собирал русские скульптура. Сам не плохой плотник, Петр особенно любил резьба по дереву и спонсируемые коллекция статуй, как древние и современные, для его парков и садов. Однако удивительно обнаружить, что он, кажется, никогда не предпринимал серьезных усилий для развития искусство ваяния в России, и что он был обязан услугами единственного великого скульптора своего правления обману жертвой которого он стал. Граф Карло Бартоломео Растрелли Старший (1675-1744) Этот скульптор обычно называют как Растрелли старший, в отличие от своего сына, Бартоломео Растрелли (1700-71), который стал одним из величайших архитекторов России. Венецианец по происхождению, Карло Бартоломео Растрелли прибыл в Санкт-Петербург. в 1716 году из Парижа в Петербург на работу архитектором. Он вернулся к его первоначальная профессия скульптора только после того, как Леблон убедил Питера, никто не может теперь сказать, справедливо ли, что планы Растрелли относительно Петергофа и Стрельна были невыполнимы и что он недостаточно квалифицирован руководить любым строительным предприятием. Скульптуры, которые Растрелли создал на Западе, были очень им восхищаются, но его русские работы, безусловно, лучшие. Энергия и сила представленные в его петербургских статуях, отсутствуют в его более ранних, и это новая сила должна быть приписана эффекту, который Россия и ее замечательный царь имел на нем. В результате получилось что-то такое новое и энергичное. что это оправдывает классификацию Растрелли как русского, а не западный художник. К приезду Растрелли Петр был еще настолько поглощен своими садами и парками, что их украшение стало делом Растрелли. основная задача. В результате большую часть своего времени он посвящал созданию садовые украшения и бронзовые фонтаны. Все они характеризуются своим большой размер, их тонкость пропорций и их тонкий, но очень глубокое моделирование, которое произвело столь заметную игру света и тени что ему редко можно найти параллели в садовой скульптуре. Портретные бюсты Несмотря на декоративность большинства Из своих работ Растрелли преуспел в портретной живописи, и его портрет бюсты отличаются своей заботой и пониманием психологии. Кроме того, они проявляют величайшее техническое мастерство и максимальная верность живой модели. Важность, которую Растрелли приверженность точности в портретной живописи подтверждается тем, что он удалось снять маску Царя еще при жизни, вместо ждать, как это было принято, до самой смерти. Сохранились два портрета Петра Растрелли. Более известный бронзовый бюст, датированный 1724 годом, другой — конная статуя. В обе детали царского платья тщательно обозначены, в бюсте изысканное кружево рюшей, резко контрастирующее с атласом лент царских орденов и мягкости меховой опушки мыс. В обоих случаях надменная поза Петра соответствует положению, переданному настолько модным при Людовике XIV, что начало восемнадцатого века считалось это необходимо в каждом королевском подобии. Однако эта искусственность отличался в каждой из скульптур Растрелли необыкновенной жизненной силой и характерное выражение лица. Великий французский скульптор Этьен Морис Фальконе (1716-1799 гг.)1) был так поражен живостью и искренностью бюста, что он скопировал голову, как в отношении ее позы, так и в отношении выражение, в превосходном конном спорте статую Петра, которую он выполнил по повелению Екатерины II и которая сейчас стоит на Адмиралтейской площади в Ленинграде. Растреллиевский бюст князя Меншикова столь же убедителен и удаётся точно так же в соединении декоративной детали с правдивостью и психологической понимание. Это помогает нам осознать, что в характере было много этого человека, который сделал себя сам, чтобы объяснить трагические превратности своей жизни. Четвертая крупная работа Растрелли — фигура императрицы Анны в сопровождении ее арапки. Здесь снова роскошь петербургской придворной жизни превосходно показана группировкой фигуры и великолепие одежды царицы. Ее грубая особенности и бесчувственный ум представлены в поразительном контрасте с эта материальная изощренность, и рисунок представляет собой поразительный пример того, как искусство может усилить или осветить письменную историю. Живопись Петрова Хотя в Питере скульптуры были редкостью день, портретные картины уже полностью утвердился. Многие остались примитивными, но в целом искусство живописи освободился от иконописных традиций, и стал откровенно натуралистичным. Портреты, созданные при дворе, были в основном именитыми иностранцами. Однако два русских имени выделяются даже в это раннее время Матвеев и Никитин и их работа не так уж плохо по сравнению с некоторыми из иностранцев, работающих Питер. Оба этих человека извлекли выгоду из западного образования в области искусства. что не понравилось многочисленным художникам, работавшим за пределами Петербурга. Работы практически всех из них остались неподписанными. Андрей Матвеев Андрей Матвеев (1701-1739) прислал Петра в Голландию в 1716 году. Так как он вернулся в Россию только через два года после после смерти царя, то есть в 1727 году, его часто причисляют к художник царствования Петра II, но, поскольку последний царь имел мало влияния по искусству; а так батальные картины Марвеева и другие труды по истории живопись, а также его настенная живопись, несет на себе отпечаток петровского вкуса, он действительно принадлежит эпоха великих реформаторов. Его портрет искусство вполне совершено, хотя именно его искренность придает его самая большая привлекательность. Это качество особенно заметно в его портрет самого себя и его жены, в котором есть что-то от очарования ранний Гейнсборо об этом. Помимо своих портретов, он, в отличие от большинства более поздних прозападных Русские живописцы, также авторы ряда икон. Его сравнительно ранняя смерть лишила Россию очень перспективного живописца. Джон Никитин Иоанн Никитин (1690-1741), второй выдающийся Русский живописец того периода носил более сложный характер. Он учился в Италии с 1716 по 1720 год, и его мастерство и талант были настолько очевидны, что даже когда он был студентом, Петр пожелал, чтобы он написал портрет короля Саксонии. портрет для того, чтобы доказать, что русская старая Мастера не всегда уступали каждому западному художнику. Это предложение к сожалению, похоже, не реализовано. Под его модным видимость, и, несмотря на большой успех, Никитин оставался искренним и правдолюбивый художник, и портреты даже его самых модных натурщики обладают интимным качеством, которое значительно повышает ценность его картинки. Однако в 1730-х годах, не обращая внимания на свою популярность, он разрешил самому сомневаться, мог ли натурализм быть оправданы по этическим соображениям. Далеко не уверенный в себе в непривычном обстановке, созданной Петром, Никитин пафосно присоединился к группе люди выступали против вестернизации России и настаивали на том, чтобы рисовать только в стиле икон XVII века. Это повлекло за собой неудовольствие, но Никитин остался непреклонен и в результате был сослан в Сибирь. Элизабет проявила больше понимания; при восхождении на престол она простила бедного правдолюбца, и Никитин отправился в Петербург только для того, чтобы умереть, не дойдя до столицы. Подробнее см.: Русский Живопись: 18 век. Петровская гравюра и книжная иллюстрация Большое количество художников, нанятых Питером занимались гравюрой, в основном занимается рисованием карт и иллюстрированием книг. В дополнение к иллюстрация, требуемая текстом, эти художники щедро украшали тома, над которыми работали декоративные элементы, такие как картуши, ленты, гирлянды цветов, аллегорические цифры, эмблемы и мелкая надпись. Они неизменно восхитительны, а по простоте дизайна они могут сравниться с лучшими гравюрами и графические продукты современной Европы. Чемесов , Скородумов и Уткин были тремя ведущими граверами того периода. Влияние их работы над крестьянами привели к производству лубки , русский эквивалент английских книжек. Эти иллюстрации также восхитительно мужественный и декоративный. Они были напечатаны блочной печатью на одиночные листовки и вместе с иконой составляли единственную живописную украшение русской дачи. Однако важнее внешний вид из lubki это то что эти граверы заложили основы за великолепную русскую графику, которая достиг своего наивысшего уровня только на рубеже прошлого века. С тех пор на русские книги, как дореволюционные, так и послереволюционные, выдающееся место, а их виньетки, заголовки глав, заключительные части и форзацы устанавливают стандарт, непревзойденный в Европе, поскольку интересует качество дизайна. Смотрите также: русский Живопись (19го века). Образцы петровской скульптуры и живописи можно увидеть в некоторых из самых лучших произведений искусства музеи России, в том числе Эрмитаж Музей в Петербурге. |
Город Петра Великого
Дополнительные службы обменаПоделитьсяПоделиться на facebookПоделиться в Твиттере
Россия
Cinderellatravel. com
18 сентября 2004 г.
Вид на Дворцовую площадь и Александровскую колонну в Санкт-Петербурге (Фото: Cinderellatravel.com) |
Я люблю тебя, Петровское творенье,
Гранитный панцирь ее берегов,
Узоры, прошитые железной оградой,
И твоей медитативной ночи
Светлый сумрак, безлунный частокол…
Такова слава города Петра Великого, Санкт-Петербурга, изображенного в поэме «Медный всадник » Александра Пушкина.
Медный всадник — так называется статуя, которая стоит во всей своей гранитной красе на Сенатской площади напротив Невы в Санкт-Петербурге.
Созданная известным французским скульптором Этьеном Морисом Фальконе статуя изображает Петра Великого в образе римского героя. Постамент выполнен из цельного куска красного гранита в форме утеса. С вершины этого «утеса» Петр указывает путь России, как его конь наступает на змея. Змея представляет врагов Петра и его реформ. По иронии судьбы, «злая» змея также служит третьей точкой опоры статуи.
Район Санкт-Петербурга изначально населяли шведы. Он был завоеван Россией во время Великой Северной войны (1700-1721 гг.) между Швецией и коалицией стран во главе с Россией.
В 1703 году русский царь Петр I выбрал место на Заячьем острове в Неве и начал строительство Петропавловской крепости, названной в честь двух святых покровителей. Хотя это место было холодным, сырым и плохо защищенным, Петр был полон решимости построить новую столицу в дельте Невы, чтобы заменить Москву, которая служила столицей России с момента возникновения Русского государства в 1300-х годах.
Петр хотел иметь выход к Балтийскому морю и намеревался превратить Санкт-Петербург в современный город в западном стиле, который служил бы для России «окном в Европу». Хотя изначально крепость представляла собой примитивное земляное сооружение, когда началось строительство города, в нее был завезен камень. Санкт-Петербург строился с большими человеческими затратами, климат северной России был очень суровым, от голода и холода в первые годы его строительства погибло около 100 000 человек. Работая от рассвета до заката, они погибли в большом количестве, но война шла и форт нужно было достроить как можно скорее.
16 мая 1703 года (27 мая по современному календарю) была заложена Санкт-Петербургская крепость (Петропавловская крепость), и этот день стал официальным днем рождения города. Через несколько дней была построена деревянная Изба Петра Великого, ставшая первым жилым домом в новом городе. Родилась новая столица Российской империи.
Имперская столица, включая русский двор, Сенат и иностранные посольства, была перенесена в новый город в 1712 году. западных ученых и ремесленников сделали Санкт-Петербург не только политическим, но и культурным центром. Петр также ввел новый дресс-код для знати по образцу французского двора. Боярам приказали сбрить длинные бороды. Тем, кого поймали в старом тяжелом немодном платье, отрезали одежду ниже колен.
Первоначально через могучую Неву не было мостов. Людей приходилось переправлять между берегами на лодках — одна из причин, по которой Санкт-Петербург стал известен как «Северная Венеция». Сам город состоит из 101 острова и чудесным образом построен в основном на их берегах. Сегодня в Санкт-Петербурге самое большое количество мостов из всех городов мира: 539, из них 315 мостов только в центре города.
Санкт-Петербург не менее прекрасен и сегодня. Приток туристов за последние пару лет удвоился. Многие приезжие говорят, что Санкт-Петербург так же великолепен, как Париж и Венеция, что в нем есть негласная тайна — не совсем европейская, но и не совсем русская.
Соборы
Одним из многих архитектурных чудес Санкт-Петербурга является Исаакиевский собор — один из красивейших храмов мира.
Исаакиевский собор изначально был главным храмом города и самым большим собором России. Архитектор французского происхождения Огюст Монферран построил Исаакиевский собор между 1818 и 1858 годами и рассчитывал, что он станет одной из самых впечатляющих достопримечательностей российской имперской столицы.
Сто восемьдесят лет спустя позолоченный купол Исаакиевского собора по-прежнему возвышается над горизонтом Санкт-Петербурга. Фасады собора украшают скульптуры и массивные гранитные колонны (сделанные из цельных кусков красного гранита), а интерьер украшают невероятно детализированные мозаичные иконы, картины и колонны из малахита и лазурита. Большой, ярко раскрашенный витраж «Воскресший Христос» занимает почетное место внутри главного алтаря.
Церковь, рассчитанная на 14 000 постоянных прихожан, была закрыта в начале 1930-х годов и вновь открыта как музей. Сегодня церковные службы проводятся только по большим церковным праздникам. Поднявшись на 300 ступенек к колоннаде собора, вас встретит захватывающая дух панорама города.
Еще одним великолепным храмом Санкт-Петербурга является храм Воскресения Иисуса Христа, именуемый в народе Спас-на-Крови (1883-1907). Последнее название церковь получила в память об императоре Александре II, убитом 1 марта 1881 года на том месте, где сейчас стоит церковь. Александр II был первым царем, давшим русским крестьянам свободу и подготовившим нацию к демократическому конституционному правлению.
Построенный по проекту архитектора Альфреда Парланда в стиле русских церквей XVI-XVII веков, Спас-на-Крови собор представляет собой удивительный контраст с преобладающими в Северной столице стилями барокко, классицизма и модерна. Его уникальные украшения включают в себя иконы и панно из майолики, а также мозаики, созданные по рисункам ведущих русских художников того времени. Реставраторы говорят, что в этой церкви больше мозаик, чем в любой другой церкви мира.
Многие известные российские архитекторы приняли участие в конкурсе на строительство символически значимого храма. Александр III, наследник престола, остался недоволен их предложениями. Он хотел, чтобы церковь была в стиле русских церквей 16-17 веков. Действительно, окончательная композиция храма во многом заимствована из архитектурных форм собора Василия Блаженного в Москве и Владимирского собора в Киеве. Проект оценивался в 3,6 миллиона рублей, но в итоге он стоил 4,6 миллиона рублей, в основном за счет экстравагантной коллекции мозаики. Интерьер храма был облицован итальянским разноцветным мрамором и цветным камнем из разных регионов России, в том числе уральской яшмой, порфиром, фиолетово-серой алтайской яшмой, темно-красным, розовым и зеленым мрамором.
Одним из самых впечатляющих элементов церкви является экстравагантная святыня, которая была построена на том самом месте, где был смертельно ранен Александр II, и занимала особое место в интерьере церкви.
Построен по чертежу Парланда и завершен в июле 1907 года. Основанием святыни служат четыре колонны из фиолетово-серой яшмы. Вверху небольшие прямоугольные колонны объединяют резной каменный навес и мозаичные иконы, украшенные изображениями покровителей рода Александра II — Романовых. Колонны поддерживаются фризом, карнизом и каменным резным фронтоном с вазами из яшмы по углам.
Святилище завершается высокой восьмигранной пирамидой — крест завершается 112 кусочками топаза. Каркас внутри святыни был облицован лазуритом великолепной расцветки. На самом деле для облицовки арки потребовалось более 100 фунтов лазурита. Сама арка была инкрустирована звездами из сибирских полудрагоценных камней и кусочков топаза.
Причудливо украшенные внешние стены церкви соперничают с великолепием внутреннего убранства церкви. Входы в собор расположены с северной и южной сторон и построены в виде закрытых крыльцов на гранитных колоннах. На месте, где в церквях обычно находится парадный вход, на фасаде было устроено распятие по проекту Нестерова.
Фронтоны каждой из четырех папертей собора украшены мозаичными панно по мотивам евангельских сцен по Васнецову: «Внедрение Креста», «Распятие», «Снятие с креста», «Схождение в Ад.» Все четыре мозаичных панно великолепны по своей композиции и цветовой гамме.
Революция нанесла ужасный урон Церкви. В 1923 году церковь стала официальным собором, но это не спасло ее от варварского разграбления церковных ценностей, происходившего вместе с уничтожением внутреннего убранства храма.
Церковь была закрыта Сталиным в 1932 году и фактически превращена в помойку. Ходили слухи, что церковь снесут.
Церковь также сильно пострадала во время Второй мировой войны. Одна немецкая ракета влетела в окно центральной башенки и взорвалась на полу, причинив серьезный ущерб интерьеру.
После Великой Отечественной войны церковь использовалась как склад Малого оперного театра. Ценная святыня была почти полностью уничтожена. Остались только четыре яшмовые колонны с мозаичными вставками и часть балюстрады. 20 июля 1970 г. церковь была передана в состав музея Исаакиевского собора, а внеочередная реставрация храма на 80% финансировалась за счет доходов Исаакиевского собора. Десятилетия разрушения, а затем восстановления завершились драматическим повторным открытием церкви в августе 1997 года, когда тысячи нетерпеливых посетителей наводнили церковь во всей ее только что отреставрированной красоте.
Эрмитаж
С 1760-х годов Зимний дворец был главной резиденцией русских царей. Великолепно расположенный на берегу Невы, этот дворец в стиле барокко, безусловно, является одной из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Многие посетители также знают его как главное здание Эрмитажа. Зелено-белый трехэтажный дворец представляет собой чудо архитектуры барокко и может похвастаться 1786 дверями, 1,945 окон и 1057 элегантно и богато украшенных залов и комнат, многие из которых открыты для публики.
Зимний дворец был построен между 1754 и 1762 годами для императрицы Елизаветы, дочери Петра Великого. К сожалению, Елизавета умерла до завершения строительства дворца, и только Екатерина Великая и ее наследники смогли насладиться роскошными интерьерами дома Елизаветы. Одни из лучших русских и самых известных зарубежных архитекторов не покладая рук работали над тем, чтобы эта императорская резиденция стала одним из самых прекрасных и роскошных дворцов в мире.
С тех пор многие впечатляющие интерьеры дворца были реконструированы, особенно после 1837 года, когда сильный пожар уничтожил большую часть здания. Сегодня в Зимнем дворце вместе с еще четырьмя зданиями, расположенными бок о бок вдоль набережной реки, размещаются обширные коллекции Эрмитажа. Эрмитаж — крупнейшая художественная галерея в России и один из крупнейших и наиболее уважаемых художественных музеев мира.
Музей был основан в 1764 году, когда Екатерина Великая приобрела коллекцию из 255 картин в немецком городе Берлине. Сегодня Эрмитаж может похвастаться более чем 2,7 миллионами экспонатов и представляет широкий спектр произведений искусства и артефактов со всего мира и на протяжении всей истории (от Древнего Египта до Европы начала 20 века). Коллекции Эрмитажа включают произведения Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Тициана, уникальное собрание Рембрандта и Рубенса, множество произведений французских импрессионистов Ренуара, Сезанна, Мане, Моне, Писсарро, многочисленные полотна Ван Гога, Матисса, Гогена и несколько скульптур Родена. Эксперты говорят, что если бы вы потратили минуту на просмотр каждого экспоната, выставленного в Эрмитаже, вам понадобилось бы 11 лет, чтобы увидеть их все. Экскурсия по музею, вероятно, займет меньше времени.
Санкт-Петербург
Хотя Санкт-Петербургу всего 300 лет, он имеет богатую и декадентскую историю, полную драматических событий и крупных исторических личностей. Сегодня город является ярким культурным центром и домом для одной из самых красивых архитектур в Европе. С первых дней «Северной Венеции» Петра Великого до современных событий государственного переворота 1991 года в городе всегда кипела жизнь и интриги, революции и тайны. Независимо от того, решите ли вы посетить город в разгар романтической снежной русской зимы или во время ослепительных белых ночей лета, для тех, кто интересуется культурой и историей, Санкт-Петербург является идеальным местом.
Достопримечательности, обязательные к посещению
Петропавловская крепость. Петропавловская крепость, которую обычно называют «русской Бастилией», является первым и старейшим сооружением в Санкт-Петербурге. Собор с его великолепным Золотым шпилем (длиной 212 метров) содержит своды Петра I и других российских императоров, в том числе Романовых.
Дворцовая площадь – Дворцовая площадь окружена стенами Зимнего дворца и Эрмитажа. Великолепная Александровская колонна высотой 155 футов украшает самый центр площади.
Исаакиевская площадь – Исаакиевская площадь получила свое название от расположенного в ее центре Исаакиевского собора, который, несомненно, является одним из лучших архитектурных шедевров 19 века.
Площадь Декабристов – Площадь Декабристов названа в честь первых в истории России революционеров, поднявшихся против царского режима в декабре 1825 года.
Площадь Искусств – Площадь Искусств получила свое название от множества музеев и концертных залов, украшающих ее. В Русском музее, расположенном на площади, находится крупнейшая в мире коллекция русского искусства.
Храм Спаса-на-Крови. Этот захватывающий дух собор был построен как памятник именно на том месте, где был смертельно ранен царь Александр II.
Адмиралтейство — Одно из первых сооружений, построенных в Санкт-Петербурге. Он также служил строительной площадкой для некоторых из первых кораблей Балтийского флота России.
Невский проспект. Все дороги Санкт-Петербурга ведут к Невскому проспекту, главному проспекту города, культурному, деловому и торговому центру.
Александро-Невская Лавра – Александро-Невская Лавра представляет собой красивый комплекс церквей, восходящий к моменту основания Санкт-Петербурга. На рубеже 20-го века в монастырском комплексе (основанном Петром I) было 16 церквей. Пять сохранились до наших дней: Свято-Троицкий собор, церковь Благовещения, церковь Святого Лазаря, церковь Святого Николая и церковь Пресвятой Богородицы.
Юсуповский дворец – Построенный Валленом де ла Мотом в стиле раннего русского классицизма, Юсуповский дворец действительно представляет собой редкое сочетание различных архитектурных памятников.
Смольный ансамбль – Смольный собор, безусловно, один из самых красивых храмов Санкт-Петербурга. Его поразительные купола и архитектура в стиле барокко величественно возвышаются над Невой.
Большой Охтинский. Санкт-Петербург, построенный на более чем 100 островах, может похвастаться 539 мостами, от очень узких пешеходных мостов до гигантских разводных мостов, таких как Большой Охтинский.
Пискарёвское мемориальное кладбище. В этом незабываемом месте упокоения покоятся пятьсот тысяч жертв 900-дневной блокады Санкт-Петербурга.
Петергоф (Петродворец) – Дворцово-парковый ансамбль Петергоф (Петродворец) – жемчужина города. Этот город, который многие называют русским Версалем, представляет собой экстравагантный ансамбль парков, дворцов и фонтанов.
Пушкин (Царское Село) – Огромный дворцово-парковый ансамбль Пушкина (Царское Село) – бывшая загородная резиденция российских императоров. Недавно отреставрированная Янтарная комната также находится в Петергофе (Петродворце).
Павловск — Этот дворец недалеко от Пушкина принадлежал Павлу I и его семье. Павловск — великолепный образец русского классицизма.
Ломоносов (Ораниенбаум) – Дворцово-парковый ансамбль Ломоносова (Ораниенбаум) основан князем Меншиковым.