Архитектура романская и готическая: СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КРЕПОСТЕЙ РОМАНСКОГО И ГОТИЧЕСКОГО СТИЛЕЙ

Готический и романский стили — единство и противоположность / Французская готическая архитектура / История архитектуры / www.Arhitekto.ru

Как в созданиях вечной природы, здесь все — до тончайшего стебелька — является формой и отвечает целому. Как легко возносится в воздух прочно заложенное, огромное здание, столь прозрачное и все же рассчитанное на вечность.

И.В. Гете

Творческие поиски готических архитекторов были ориентированы на создание грандиозного городского собора, одновременно отвечавшего требованиям церкви, подымавшего престиж французского королевства, прославлявшего французских королей, воплощавшего укрепление и расцвет новой городской культуры, выражавшего собой самые возвышенные и дерзновенные надежды и стремления века. Облик готического собора производит глубокое впечатление. Он высится над городом, как огромный великолепный корабль. С каждым ярусом западного фасада — порталов, окон, скульптурных галерей и балюстрад — нарастает мощное движение архитектурных форм вверх.

Запрокинутый в небеса, собор не довлеет своей массой над кишащим внизу городом, но возносится и парит над ним.

Развитие готического стиля в Иль-де-Франсе поражает быстротой, единством и целенаправленностью. Опыт, накопленный французскими мастерами во второй половине XII века, и экспериментальный характер раннеготического строительства позволили уже к первой половине XIII века создать самые блистательные и совершенные образцы готики. Дерзновенность стремлений, творческая отвага, сила духовного порыва сопутствовали ее создателям на всем протяжении существования готического стиля. Свидетели первых шагов готической архитектуры не отнеслись равнодушно к возникновению нового стиля.

Исторические и литературные документы второй половины XII века богаты замечаниями современников о новых вкусах в архитектуре и искусстве. Мнения о появившемся стиле тогда разделились. Как и всякое нововведение, готика порицалась одними и нравилась другим.

Однако в одном все современники были согласны — в разительной новизне готического стиля, не похожего ни на что существовавшее ранее.

Хотя крупнейшие романские храмы могли успешно соперничать с готическими соборами величиной и грандиозностью внутреннего пространства, свидетели возникновения готики сразу же увидели в ней значительное нововведение, новый художественный стиль и попытались определить его стилистические особенности.

В качестве главных отличий новой готической церкви аббатства Сен-Дени от старой романской базилики аббат Сугерий называет:

  • пространственнность (хор «облагорожен красотой длины и ширины»),
  • вертикализм (стена центрального нефа «вдруг поднимается вверх»)
  • насыщенность светом («свет удивительный и нескончаемый священнейших окон»).

Гервасий Кентерберийский, сравнивая старую романскую постройку с новым возводимым готическим собором, отмечает разницу между двумя сооружениями:

  • благородство форм нового здания,
  • значительное увеличение длины столбов (при сохранении их прежней толщины), то есть высоты храма,
  • тонкость новой резной и скульптурной работы по сравнению с непритязательностью прежнего скульптурного оформления,
  • своды снабжены ребрами (arcuatae) и замковыми камнями,
  • «свод из камня и легкого туфа составленный», а не «потолок деревянный, превосходной живописью украшенный»,
  • большую высота нового здания — как раз на высоту окон.

Описание Гервасия свидетельствует о том, что современники были способны обоснованно и тонко судить о происходящих в архитектуре и искусстве изменениях и представляли, в чем состояла разница старого и нового стилей, и были склонны противопоставлять их.

Современный исследователь не может не отметить теснейших уз, связывающих готику со всем предыдущим развитием средневекового искусства, и прежде всего ее близкого родства с искусством романской эпохи. Весь двухвековой романский опыт строительства и украшения церквей и полное утверждение величественной системы романского художественного мышления были необходимы для появления готического стиля.

Готические архитекторы следовали выработанному в романскую эпоху плану церковного сооружения и схеме его внутренних членений, а на основе романской иконографической традиции выросла стройная иконографическая система XIII столетия.

Действительно, даже самое поверхностное сравнение основных художественных принципов готической и романской эпох показывает всю сложность их взаимоотношений друг с другом.

Готика развивалась на основе романского стиля, но на каждом шагу противоречила ему, выдвигая собственную систему архитектурного и художественного мышления. Поэтому неудивительно возникновение готики и разработка нового стиля на территории Иль-де-Франса. Здесь сыграли роль не только важнейшие политические и экономические причины, но также и то, что Иль-де-Франс был одним из самых слабых звеньев в цепи романских архитектурных школ. В XII столетии это была одна из немногих областей, где романский стиль не сложился и не утвердился окончательно и где продолжали держаться архаические архитектурные формы: простые деревянные плоские покрытия, мощные квадратные столбы, статическая замкнутость внутреннего пространства.

Слабость романских традиций Иль-де-Франса позволила молодому, стилю быстро укрепиться и развиваться в атмосфере творческих поисков, свободной от давящей власти старых укоренившихся художественных представлений.

Если романская архитектура основывалась на древнейших представлениях о закономерностях строительства и взаимоотношении конструктивных элементов в архитектурном сооружении, примыкая к римской строительной традиции, то готическая эпоха предлагает новое архитектурное решение и создает новую конструктивную систему, ломающую старые представления о технических возможностях зодчества и следующую собственной архитектурной логике.

Средневековые памятники искусства Западной Европы постоянно напоминают о его сравнительно недавнем варварском прошлом, проявляющемся то в мотиве дохристианского плетеного орнамента, то фигуре фантастического существа, выглядывающего из растительных сплетений романской капители или взирающего с высот готического собора.

Читайте также:

  • Французская готическая архитектура
  • Готический архитектурный стиль
  • «Энциклопедия» готической эпохи
  • Особое положение архитектуры в средневековой системе искусств
  • Средневековая архитектура как «прикладная геометрия»
Источники



Романский и готический стили


Романский и готический стили

Сегодня мы с вами будем говорить о двух основных стилях в архитектуре, которые зародились в средневековой Европе: романский и готический. Узнаем их происхождение, отличительные черты и сходства, какую функцию несли здания этих стилей.

Многие архитектурные творения готики и романики были, к сожалению, разрушены. Но все же есть сооружения, которые стоят по сей день. Романский стиль предшествовал готическому и был его родоначальником.

Романская архитектура

Первые романские произведения искусства возникли между 800 и 1120 годами. В происхождении романского стиля имеют место римский и византийский стили. Благодаря связи с римскими архитектурными элементами и зародилось название стиля, а округленная римская арка, является основой романских сооружений. В романике есть и элементы исламской архитектуры, это связано с крестовыми походами и войнами на ближнем востоке.
Романскую эпоху представляют три основных типа строений: соборы, замки и монастыри. Они большие и внушительные сооружения. Воздвигнуты для обороны и движения монахов. В них же жили и поклонялись члены религиозных групп отдельно от населения. Монастыри имели и защитную функцию от внешних угроз.
Романская архитектура отличается массивными основаниями, толстыми стенами, множеством арок, крепкими колоннами, мощными сводами, большими башнями и незначительными декоративными аркадами. Каждое здание имеет четко определенные формы, основной чертой которых, является, простота.

Готическая архитектура

Готический стиль (или перпендикулярный стиль) зародился во Франции в XII веке и распространился на другие регионы до XVI века.

Развитие готики делиться на три основных этапа:
— 1200 — 1300 годы, период Ланцета (стиль только зародился и стремился сместить консервативные тенденции романского стиля к реализму),
— 1300 — 1400 годы, утвердившийся готический стиль (сопровождался развитием эстетических декоративных украшений и внедрением скульптур),
— 1400 — 1500 годы, перпендикулярный период (были введены в архитектуру заостренные арки и тонкие стены).
Главной функцией готических строений является религиозная. Эти строения были центром паломничества. Готика произошла из романского архитектурного стиля, а самым фундаментальным элементом готического стиля является остроконечная арка. Ребристый свод арки — это еще одна отличительная черта готической архитектуры. Следует отметить, что эти две отличительные черты были впервые обнаружены на поздних романских зданиях. Готическая архитектура придала церквям яркость, красочность, воздушность.
Сходства романского и готического стилей:
— оба служили религиозным целям,
— здания обоих стилей были построены с использованием каменных материалов,
— некоторые элементы едины в обоих стилях: хранилища, апсида, ниши, часовни.
— строения обоих стилей имеют арочные проемы — романский с кривой в одну точку (традиционная арка), готический с кривой в две точки (остроконечная арка).

Различия романского и готического стилей:
— романский тип здания использовался помимо молитв и для обороны, а готический собор не имел защитную функцию (использовался в эстетических целях из-за его декоративных и тонких художественных оформлений),
— опоры использовались только в готических зданиях,
— здания романского периода были прочными, тяжелыми и имели толстые стены, а в готических строениях стены более тонкие и легкие,
— в романских зданиях небольшие окна, значит мало света, а в готических зданиях большие окна с витражами, следовательно больше света,

— готические сооружения очень высокие и обращены к небу, а романские здания были тупые и имели низкие башни,
— готические здания имели богато украшенные круглые окна, названные «розовыми окнами», а романские нет.

Задание на уроке: заполнить таблицу (представлена на экране телевизора) в тетради, далее просмотр фильма.

Наиболее известные архитектурные памятники: фото представлены на экране телевизора

Романский стиль, Лаахское аббатство, Лимбургский собор, церковь св.Якоба, пизанский собор, кафедральный собор Лиссабона, Старый кафедральный собор Коимбры.

Готический стиль, собор Парижской Богоматери, Реймсский собор, Шартрский собор, готическая галерея монастыря Мон-Сен-Мишель, Миланский собор.

В завершении можно сказать еще раз: что романский и готический стили в архитектуры зародились во Франции, что романика предшествовала готике, что стили имеют разные характеристики, но готический стиль заимствовал большинство своих черт из романского стиля и ввел свои новшества. Использовались главным образом в религиозных целях. Основными отличиями являются вид используемых арок, толщина стен и опорных точек. Готический стиль имеет больше украшений и скульптур.

Романская и готическая архитектура | Введение в художественные концепции, SAC, ART100 |

Романская архитектура

Название говорит само за себя — романская архитектура основана на римских архитектурных элементах. Именно округлая римская арка является буквальной основой для сооружений, построенных в этом стиле.

Во всех регионах, которые были частью древней Римской империи, есть руины римских акведуков и зданий, в большинстве из которых есть арки как часть архитектуры. (Вы можете сделать этимологический скачок в том, что эти два слова связаны, но Оксфордский словарь английского языка показывает, что арка происходит от латинского arcus , что определяет форму, в то время как arch — как архитектор, архиепископ и заклятый враг — происходит от греческого архос, означает вождь. Tekton означает строитель.)

Остатки римской цивилизации видны по всему европейскому континенту, и легенды о великой империи передавались из поколения в поколение. Поэтому в девятом веке, когда император Карл Великий хотел объединить свою империю и утвердить свое правление, он начал строить церкви в римском стиле, особенно в стиле христианского Рима во времена Константина, первого римского императора-христианина.

После почти двухсотлетнего перерыва в отсутствии крупных строительных проектов архитекторы времен Карла Великого обратились к арочной или аркадной системе христианско-римских зданий в качестве модели. Это логическая система напряжений и контрфорсов, которая довольно легко проектировалась для больших конструкций, и ее начали использовать в сторожках, часовнях и церквях в Европе. Эти ранние образцы можно назвать дороманскими, потому что после краткого всплеска роста архитектура снова остановилась. По мере того, как совокупность знаний в конечном итоге была переработана, здания становились больше и внушительнее. Примеры романских соборов Средневековья (примерно 1000-1200 гг.) представляют собой прочные, массивные, впечатляющие церкви, которые часто до сих пор являются самыми большими сооружениями во многих городах.

Арки, которые определяют нефы этих церквей, хорошо модулированы и геометрически логичны — одним взглядом можно увидеть повторяющиеся формы и пропорции, которые имеют смысл для огромной и тяжелой конструкции. На уровне земли есть большая аркада, состоящая из громоздких опор или колонн. Пирсы могли быть заполнены щебнем, а не сплошным резным камнем. Над этой аркадой находится второй уровень меньших арок, часто попарно с колонной между ними. Следующий более высокий уровень снова был пропорционально меньше, создавая рациональное уменьшение конструктивных элементов по мере уменьшения массы здания.

Украшение часто довольно простое, с использованием геометрических фигур, а не цветочных или криволинейных узоров. Общие используемые формы включают квадраты, ромбы, шевроны и зигзагообразные узоры и формы. Также использовались простые круги, которые перекликались с формой полукруга вездесущих арок.

Потолки и крыши в раннем романском стиле часто делались деревянными, как будто архитекторы не совсем понимали, как перекрыть две стороны здания камнем, что создавало распор и напряжения на боковых стенах. Это развитие, конечно, не заставило себя долго ждать и привело от бочкообразных сводов (простых сводов с полукруглой крышей) к крестовым сводам, которые в готике становились все более авантюрными и витиеватыми.

Третье и четвертое изображения на этой странице взяты из Глостерского собора; все остальные изображения изображают Саутуэллский собор.

Готическая архитектура

Забудьте ассоциацию слова «готика» с домами с привидениями, темной музыкой или призрачно бледными людьми с черным лаком для ногтей. Первоначальный готический стиль был фактически разработан, чтобы принести солнечный свет в жизнь людей и особенно в их церкви. Чтобы избавиться от наработанных веками определений, лучше всего вернуться к самому началу слова «готика» и к стилю, который носит это имя.

Готы были так называемым варварским племенем, имевшим власть в различных регионах Европы в период между распадом Римской империи и созданием Священной Римской империи (то есть примерно с пятого по восьмой век). Они не славились большими достижениями в архитектуре. Как и многие исторические термины искусства, «готика» стала применяться к определенному архитектурному стилю постфактум.

Стиль представлял собой гигантские шаги в сторону от прежних, относительно простых строительных систем, которые преобладали. Готика выросла из романского архитектурного стиля, когда и процветание, и мир позволили культурному развитию на протяжении нескольких столетий и великим строительным схемам. Примерно с 1000 по 1400 год было построено несколько значительных соборов и церквей, особенно в Великобритании и Франции, что дало архитекторам и каменщикам возможность решать все более сложные задачи и смелые проекты.

Наиболее фундаментальным элементом готического стиля архитектуры является стрельчатая арка, которая, вероятно, была заимствована из исламской архитектуры, которую можно было увидеть в Испании в то время. Стрельчатая арка частично сняла тягу и, следовательно, нагрузку на другие элементы конструкции. Затем стало возможным уменьшить размер колонн или опор, поддерживающих арку.

Таким образом, вместо массивных барабанных колонн, как в романских церквях, новые колонны могли быть более тонкими. Эта стройность была повторена на верхних уровнях нефа, чтобы галерея и фонарь не казались подавляющими нижнюю аркаду. Фактически, колонна в основном продолжалась до самой крыши и становилась частью свода.

В своде стрельчатую арку можно было увидеть в трех измерениях, где ребристые своды сходились в центре потолка каждого отсека. Этот ребристый свод — еще одна отличительная черта готической архитектуры. Однако следует отметить, что прототипы стрельчатых арок и ребристых сводов впервые были замечены в позднероманских постройках.

Новое понимание архитектуры и дизайна привело к более фантастическим примерам сводов и украшений, а ранняя готика или стиль ланцета (с двенадцатого и тринадцатого веков) превратились в украшенную или лучевую готику (примерно четырнадцатый век). Изысканная каменная кладка, на которой держались окна, называлась 9.0007 узор – стал более витиеватым, а другая каменная кладка еще пышнее.

Ребристый свод усложнился и был пересечен сложными перемычками или добавлением поперечных ребер. Веерные своды украшены полуконусными формами, отходящими от вершин колонных ребер.

Тонкие колонны и более легкие системы тяги позволили увеличить окна и добавить больше света. Окна, узоры, резьба и ребра составляют головокружительное украшение, которое можно встретить в готической церкви. В поздних готических зданиях украшена почти каждая поверхность. Хотя такое здание в целом упорядочено и связно, изобилие форм и узоров может сделать ощущение порядка трудным для восприятия с первого взгляда.

После великого расцвета готики вкусы снова вернулись к четким прямым линиям и рациональной геометрии классической эпохи. Именно в эпоху Возрождения название «готика» стало применяться к этому средневековому стилю, который казался вульгарным для чувств эпохи Возрождения. Это все еще термин, который мы используем сегодня, хотя, надеюсь, без подразумеваемого оскорбления, которое сводит на нет удивительные скачки воображения и техники, которые требовались для строительства таких зданий.

Лицензии и атрибуты

Контент с лицензией CC, опубликованный ранее
  • Романский. Авторы : Валери Спэнсвик и Ричард Спэнсвик. Предоставлено : Академией Хана. Расположен по адресу : https://web.archive.org/web/20130621044042/http://smarthistory.khanacademy.org/Romanesque.html?. Лицензия : CC BY-NC-SA: Attribution-NonCommercial-ShareAlike

Строительство | История, типы, примеры и факты

строительство многоквартирных домов

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Поттер Палмер Гюстав Эйфель Харди Кросс Франсуа Хеннебик Джон Энтони Вольпе
Похожие темы:
каменная кладка столярные изделия строительные леса утрамбованная земля подпорка

Просмотреть весь связанный контент →

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

строительство , также называемое строительство зданий , методы и промышленность, связанные со сборкой и возведением конструкций, в первую очередь тех, которые используются для обеспечения жилья.

Строительство — древнее занятие человека. Все началось с чисто функциональной потребности в контролируемой среде для смягчения воздействия климата. Построенные убежища были одним из средств, с помощью которых люди смогли приспособиться к широкому разнообразию климата и стать глобальным видом.

Поначалу убежища людей были очень простыми и, возможно, существовали всего несколько дней или месяцев. Однако со временем даже временные постройки превратились в такие изысканные формы, как иглу. Постепенно стали появляться более прочные постройки, особенно после появления земледелия, когда люди стали подолгу оставаться на одном месте. Первые приюты были жилищами, но позже другие функции, такие как хранение пищи и церемония, были размещены в отдельных зданиях. Некоторые постройки стали иметь как символическое, так и функциональное значение, положив начало различию между архитектурой и строительством.

История строительства отмечена рядом направлений. Одним из них является увеличение долговечности используемых материалов. Ранние строительные материалы, такие как листья, ветки и шкуры животных, были скоропортящимися. Позже стали использовать более прочные природные материалы, такие как глина, камень и древесина, и, наконец, синтетические материалы, такие как кирпич, бетон, металлы и пластмассы. Другой — поиск зданий все большей высоты и пролета; это стало возможным благодаря разработке более прочных материалов и знанию того, как ведут себя материалы и как использовать их с большей выгодой. Третья основная тенденция связана со степенью контроля над внутренней средой зданий: стало возможным более точное регулирование температуры воздуха, уровня света и звука, влажности, запахов, скорости движения воздуха и других факторов, влияющих на комфорт человека. Еще одной тенденцией является изменение энергии, доступной для процесса строительства, начиная с силы человеческих мышц и заканчивая мощной техникой, используемой сегодня.

Нынешнее состояние строительства сложное. Существует широкий спектр строительных продуктов и систем, предназначенных, прежде всего, для групп типов зданий или рынков. Процесс проектирования зданий хорошо организован и опирается на исследовательские институты, которые изучают свойства и характеристики материалов, должностных лиц по нормам и правилам, которые принимают и обеспечивают соблюдение стандартов безопасности, и специалистов по проектированию, которые определяют потребности пользователей и проектируют здание с учетом этих потребностей. Процесс строительства также высоко организован; в нее входят производители строительных изделий и систем, мастера, собирающие их на строительной площадке, подрядчики, нанимающие и координирующие работу мастеров, и консультанты, специализирующиеся в таких аспектах, как управление строительством, контроль качества и страхование.

Строительство сегодня является важной частью промышленной культуры, проявлением ее разнообразия и сложности, а также мерой ее мастерства в отношении природных сил, которые могут создавать самую разнообразную застроенную среду для удовлетворения разнообразных потребностей общества. В данной статье сначала прослеживается история строительства, затем делается обзор его развития в настоящее время. Для рассмотрения эстетических соображений проектирования зданий см. архитектура. Для дальнейшего рассмотрения исторического развития, см. искусство и архитектура, анатолийский язык; искусство и архитектура, арабский язык; искусство и архитектура египетские; искусство и архитектура, иранский язык; искусство и архитектура Месопотамии; искусство и архитектура сиро-палестинская; архитектура, африканская; искусство и архитектура, Oceanic; архитектура, вестерн; искусства, среднеазиатские; искусства, Восточной Азии; искусство, исламское; искусство, коренной американец; искусство, Южная Азия; искусство, Юго-Восточная Азия.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

История строительства

Первобытное строительство: каменный век

Охотники-собиратели позднего каменного века, которые перемещались по обширным территориям в поисках пищи, строили самые ранние временные убежища, которые появляются в археологических записях. Раскопки в ряде мест в Европе, датируемых до 12 000 г. до н.э., показывают круглые кольца из камней, которые, как полагают, составляли часть таких убежищ. Они могли скреплять грубые хижины из деревянных шестов или утяжелять стены палаток из шкур животных, предположительно поддерживаемых центральными шестами.

Палатка иллюстрирует основные элементы контроля за состоянием окружающей среды, которые являются задачей строительства. Палатка создает мембрану для защиты от дождя и снега; холодная вода на коже человека поглощает тепло тела. Мембрана также снижает скорость ветра; воздух над кожей человека также способствует потере тепла. Он контролирует теплопередачу, не пропуская горячие солнечные лучи и удерживая нагретый воздух в холодную погоду. Он также блокирует свет и обеспечивает визуальное уединение. Мембрана должна быть защищена от сил гравитации и ветра; нужна структура. Мембраны шкур сильны на растяжение (напряжения, вызванные силами растяжения), но необходимо добавить стержни, чтобы выдерживать сжатие (напряжения, вызванные силами уплотнения). Действительно, большая часть истории строительства — это поиск более сложных решений тех же основных проблем, для решения которых и предназначалась палатка. Палатка используется до сих пор. Шатер из козьей шерсти из Саудовской Аравии, монгольская юрта со складным деревянным каркасом и войлочным покрытием, а также вигвам американских индейцев с многочисленными опорами для шестов и двойной мембраной являются более изысканными и элегантными потомками грубых убежищ ранних охотников-собирателей.

Сельскохозяйственная революция, произошедшая примерно за 10 000 лет до н. э., дала значительный импульс строительству. Люди больше не путешествовали в поисках дичи и не следовали за своими стадами, а оставались на одном месте, чтобы возделывать свои поля. Жилища стали более постоянными. Археологические данные скудны, но на Ближнем Востоке находят остатки целых деревень с круглыми жилищами, называемыми толои, стены которых сложены из утрамбованной глины; все следы крыш исчезли. В Европе толосы строили из сырых камней с куполообразными крышами; в Альпах до сих пор сохранились образцы (более поздней постройки) этих ульев. В более поздних ближневосточных толоях появилась прямоугольная прихожая или вестибюль, примыкающая к главной круглой камере — первые образцы прямоугольной формы в плане в здании. Еще позже от круглой формы отказались в пользу прямоугольной, поскольку жилища были разделены на большее количество комнат, а в поселениях было размещено больше жилищ. Толои стали важным шагом в поисках долговечности; они были началом каменной кладки.

Доказательства композитного строительства из глины и дерева, так называемого метода плетения и мазка, также обнаружены в Европе и на Ближнем Востоке. Стены были сделаны из небольших деревцев или камыша, которые легко резать каменными орудиями. Их вкапывали в землю, связывали по бокам растительными волокнами, а затем обмазывали влажной глиной для придания дополнительной жесткости и защиты от атмосферных воздействий. Крыши не сохранились, но постройки, вероятно, были покрыты грубой соломой или связками тростника. Встречаются как круглые, так и прямоугольные формы, обычно с центральными очагами.

Более тяжелые деревянные постройки также появились в культурах эпохи неолита (новый каменный век), хотя трудности рубки больших деревьев каменными орудиями ограничивали использование больших бревен для каркасов. Эти рамы обычно были прямоугольными в плане, с центральным рядом колонн для поддержки конька и соответствующими рядами колонн вдоль длинных стен; стропила шли от конька к балкам стен. Боковая устойчивость каркаса достигалась заглублением колонн в землю; затем конек и стропила были привязаны к колоннам растительными волокнами. Обычным кровельным материалом была солома: сухая трава или тростник, связанные вместе в небольшие пучки, которые, в свою очередь, были привязаны внахлест к легким деревянным шестам, протянутым между стропилами. Горизонтальные соломенные крыши плохо пропускают дождь, но, если они расположены под правильным углом, дождевая вода стекает до того, как успевает впитаться. Первобытные строители вскоре определили уклон крыши, который будет сбрасывать воду, но не солому.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *