Архитектура россии 20 века: Русская архитектура XX века

Русская архитектура первой половины 20 века: plastikaokon — LiveJournal

  

Двадцатый век был эпохой самых больших перемен в обществе. Менялось правительство, экономика, социальные и культурные установки. Люди были полны надежд на перемены к лучшему. Художники, музыканты, литераторы, скульпторы и архитекторы в своем творчестве отражали дух нового времени.

Сегодня мы с вами поговорим о трех архитектурных стилях, характерных для первой половины двадцатого века.

Промышленная революция шла полным ходом во всей Европе. В ответ на всеобщую унификацию возник стиль модерн: плавный, изящный, изысканный. Художники этого направления старались создавать уникальные вещи, предназначенные исключительно для красоты и радости. У модерна много названий: ар-нуво во Франции, югендстиль в Германии, либерти в Италии, modern style (современный стиль) в Англии. Временной период модерна — примерно с 1890 по 1910 годы.

Отличительная особенность стиля — отказ от классических прямых линий и углов в пользу более плавных, «природных» линий и декоративных элементов неорусского или необарочного стиля.

Архитектура модерна уверенно использует новые технологии и материалы — металл, бетон, железобетон. В это время появилась возможность строить многоэтажные здания, увеличить размер оконных проемов, арок и дверей. Архитекторы нового стиля уделяли большое внимание комфорту: дома оснащались лифтами и центральным отоплением. Ярким примером модернистской конструкции может служить Эйфелева Башня в Париже, созданная в 1889 году.

В России стиль модерн был представлен, в первую очередь, работами архитектора Федора Осиповича Шехтеля. Две его самые известные работы — особняк Рябушинского на Малой Никитской в Москве и здание Ярославского вокзала.

Особняк Рябушинского сочетает в себе причудливые элементы мавританского стиля и английской готики. Разноуровневые окна двухэтажного здания создают эффект многоэтажности. Главным украшением интерьера здания считается парадная лестница из белого мрамора, выполненная в виде волны.

Среди петербуржских памятников модерна можно выделить Дом компании Зингер, он же Дом Книги, где сейчас находится офис Вконтакте, а также гостиница Астория и Витебский вокзал. В Москве, кроме уже упомянутых зданий авторства Шехтеля, можно выделить ЦУМ, гостиницу Метрополь и особняк Листа.

Наряду с модерном, в российской архитектуре присутствовали также стили неоклассицизм и новорусский стиль, последний считается одним из ответвлений модерна. Именно в этом стиле выполнен Ярославский вокзал.

После революции художники русского авангарда, в частности, архитекторы, провозглашают новое искусство для нового времени. В этот период создаются экспериментальные проекты, в частности, Шуховская башня на Шаболовке авторства Владимира Григорьевича Шухова.

Лидирующим стилем в архитектуре становится конструктивизм. Для него были характерны, в противовес модерну, четкость и строгость линий и монолитность внешнего облика зданий. На первый план выходит конструктивная основа зданий — железобетонный каркас. У конструктивизма было свое ответвление, функционализм. В его основе лежит научный анализ особенности функционирования зданий.

Именно в рамках этого стиля появляются характерные дома той эпохи — дворцы труда, рабочие клубы и дома-комунны.

Архитекторы конструктивизма боролись за то, чтобы принцип работы не превратился в стиль. Они увлекались идеями французского архитектора Ле Корбюзье, который был ярким представителем функционального стиля. Так, Дворец культуры Зил по проекту братьев Весниных был построен по пяти принципам Ле Корбюзье: опоры-столбы вместо массивов стен, свободная планировка, свободное оформление фасада, удлиненные окна и плоская крыша. Здание подчеркнуто геометрично.

Еще одно известное произведение тех времен — работа архитектора Алексея Викторовича Щусева, мавзолей Ленина на Красной площади. Здание было возведено из железобетона, облицовано гранитом и лабрадоритом. Это постройка объединила в себе черты конструктивизма и ар-деко, сменившего и модерн, и конструктивизм.

Начиная с 30-х годов прошлого века властный интерес к архитектуре конструктивизма угасает, и на арену выходит стиль, надолго закрепившийся в России — сталинский.

Этот стиль характеризуется монументальностью, порой граничащей с гигантоманией, жесткими стандартами и техниками постройки. В зданиях сталинской эпохи нашли свое отражение и неоклассицизм, и ар-деко, и стиль империи — ампир. Как и в классизме, здесь использовались архитектурные ордеры и скульптуры в оформлении зданий. Дома украшались барельефами с изображением трудящихся, а также символов советского времени — звезд, серпов, молотов и венков. В оформлении общественных интерьеров использовались мрамор, бронза, лепнина и ценные породы дерева.

Элементы стиля ар-деко мы можем видеть в оформлении станций Московского метро, например, Маяковской, Аэропорта, Сокола и Кропоткинской. Знаменитые сталинские высотки также относятся к стилю послевоенного советского ар-деко.

Элементы стиля ампир — портик и парадная фасадная композиция — использовались при создании главного входа в Парк Горького и главного павильона ВДНХ.

В архитектуре второй половины двадцатого века тоже были свои шедевры, оказавшие значительное влияние на облик российских городов. Об этом мы поговорим в следующих материалах.

Архитектура России XX века — презентация онлайн

Похожие презентации:

Архитектура России ХХ века

Архитектура России ХХ века

Архитектура модерна в России (конец XIX — начало XX века)

Архитектура XIX-XX века в России

Модернизм в архитектуре России

Архитектура модерна в России

Архитектура XX века

Архитектура России X – XХ веков

Архитектура России второй половины XIX века

Архитектура и скульптура России

1. Архитектура России.

ХХ век
Архитектура
России.
Подготовил: Голышев Максим
Виктор Васнецов
К концу XIX — началу XX века относятся
поиски нового, цельного стиля в
архитектуре. Новая архитектура начинается
с работ живописцев, когда Bиктор
Васнецов спроектировал в Абрамцеве под
Москвой церковь и «избушку на курьих
ножках».
Фёдор Шехтель
На рубеже веков Фёдор Шехтель и Федор Лидваль в
Петербурге с блеском продемонстрировали свои
варианты русского модерна: вначале
«живописный», с асимметричными объемами,
гнутыми, ветвящимися линиями, разноцветными
материалами, с фантастическими образами в
духе поэзии символизма («подводное царство»,
«сцены рыцарских времен»), затем последовал
«графический модерн» с сеткой легких, как бы
прозрачных членений, гирлянд и медальонов
Музей и библиотека имени А. П. Чехова в Таганроге, 1914г (Шехтель)
Завершала эволюцию
«модерна» подчеркнуто
массивные, тяжеловесные
постройки либо искусные
имитации древнерусского
зодчества или же
классицизма. На этой
волне прославились такие
блестящие художникиархитекторы, как Леонтий
Бенуа, Алексей
Щусев, Иван Фомин.
Отсюда уже был один шаг
до конструктивизма архитектуры без
украшений, выявляющей
конструкцию из стали,
бетона, стекла.
А. Щусев
И. Фомин
Мавзолей В.И. Ленина в Москве 1930г (Щусев)
В первые годы советской
власти великие
конструктивисты
Веснины, Константин
Мельников,Иван Леонидов,
Моисей Гинзбург, Георгий
Гольц в аскетическом, но
полном зажигательной
утопической фантазии стиле
строили фабрики, домакоммуны для коллективного
быта, дома культуры,
фабрики-кухни и прочее
выдумки отчаянных
революционных
фантазеров.
К. Мельников
Мельников К.С. Клуб им. Русакова
1927г. — 1929г.
На рубеже 20-30-х годов сталинский режим
заменил эту утопию другой, основанной на
парадных образах классицизма: Борис
Иофан, создавший проект Дворца Советов,
Дмитрий Чечулин, Аркадий Мордвинов
изменили облик многих городов Советского
Союза.
Борис Иофан
Борис Иофан, проект Дворца Советов. 1935г
Дом Гинзбурга — знаменитый
московский дом № 25б на
Новинском бульваре,
известном еще и как улица
Чайковского. Это
достопримечательное
здание — памятник русскому
конструктивизму. По мнению
знатоков архитектуры Дом
Гинзбурга, также, как и Дом
Мельникова, является одним
из самых значительных
вкладов России в развитие
мировой архитектуры,
оказавшим определенное
влияние на творческие
поиски архитекторов в
Западной Европе.
Кры́мский мост —
висячий
мост в Москве,
проходит
через Москву-реку,
расположен на
трассе Садового
кольца и
соединяет Крымскую
площадь с
улицей Крымский Вал.
Мост был открыт 1
мая 1938 г. и в то время
вошёл в первую
шестёрку мостов
Европы по длине
речного пролёта —
168 метров
Останкинская телевизионная
башня – выдающееся
творение строительной
техники XX века.
Останкинская телебашня,
высота которой в момент
окончания ее строительства
составила 533,3 м, построена
в Москве по проекту
инженераконструктора Николая
Васильевича Никитина. Вес
ее фундамента – 55000 т.
Допустимое отклонение
вершины под действием
ветра 11, 65м. высота башни
– 540 м, что почти на 300 м
выше здания Московского
университета на Ленинских
горах и на 215 м выше
знаменитой Эйфелевой
башни в Париже. Несмотря
на такую высоту,
опрокинуться бетонная башня
не может. Ее центр тяжести
не выходит и никогда не
выйдет за площадь опоры.
В 1945 году началось
строительство Дома
студента, известного
сейчас как здание
МГУ на Ленинских
горах. Как главный
конструктор
Промстройпроекта, Н
иколай
Никитин принимал
участие в его
возведении. Он
сконструировал и
произвел расчет
первой
осуществленной
взаимосвязанной
системы «фундамент
– каркас МГУ». Здание
МГУ хорошо
вписывалось в пейзаж
Ленинских гор
Гости́ница «Украи́на» —
гостиница в Москве, расположенная
в одной из «Сталинских высоток».
Вторая по высоте «высотка»
построена в 1953—1957. Центральный
объём включает 34 этажа. Здание
открывает Кутузовский проспект,
новую московскую магистраль,
созданную в послевоенное время.
Свой облик гостиница «Украина»
получила благодаря группе именитых
архитекторов: академика
архитектуры, президента Академии
архитектуры СССР А. Г. Мордвинова,
инженера-конструктора
П. А. Красильникова, соавтора по
проекту жилых корпусов В. Г. Калиша
и соавтора по проекту стилобата —
доктора архитектуры
В. К. Олтаржевского, который изучал
технику возведения небоскребов в
Нью-Йорке и специализировался на
проектировании и строительстве
гостиниц. Всего над различными
деталями проекта работали более
двух тысяч человек.
Решение о сооружении
в Лужниках спортивного
комплекса было принято
Правительством СССР 23
декабря 1954 года. В
январе 1955 года началось
проектирование, проект был
составлен за 90 дней, и в
апреле 1955
года развернулось
строительство. 31 июля 1956
года состоялось
торжественное открытие
спорткомплекса, была
проведена I Спартакиада
народов СССР.
Спорткомплекс построен в
рекордно короткий срок —
всего за 450 дней, в его
создании участвовала вся
страна. С тех пор он
многократно перестраивался
по частям, самая крупная
реконструкция комплекса
была связана с
подготовкой Летних
Олимпийских игр 1980 года
Шу́ховская Ра́дио-ба́шня —
уникальная конструкция,
выполненная в виде
несущей стальной сетчатой
оболочки. Расположена
в Москве на
улице Шаболовка.
Построена в 1920—1922
годах.
Памятник архитектуры.
Автор проекта и
руководитель строительства
радиобашни — великий
русский инженер, архитект
ор, и учёный,
академик Владимир
Григорьевич Шухов (1853—
1939). Башня получила
признание как одно из
самых красивых и
выдающихся достижений
инженерной мысли в мире.
Шуховская башня имеет
оригинальную изящную
сетчатую конструкцию,
благодаря чему достигается
минимальная ветровая
нагрузка, представляющая
главную опасность для высоких
сооружений. По форме
секции башни — это
однополостные гиперболоиды
вращения, сделанные из
прямых балок, упирающихся
концами в кольцевые
основания. Ажурная стальная
конструкция сочетает в себе
прочность и легкость: на
единицу высоты Шуховской
башни израсходовано в три
раза меньше металла, чем на
единицу высоты Эйфелевой
башни в Париже. Проект
Шуховской башни высотой 350
метров имел расчетную массу
всего лишь 2200 тонн,
а Эйфелева башня при высоте
300 метров весит около 7300
тонн.
Вывод:
Архитектура XX века приобрела несколько новых
направлений: неоклассицизм, романтизм и
модерн, принесенный из Европы. Закончились
искания русского стиля и попытки возродить
древнерусское зодчество в так называемом
«псевдорусском стиле».

English     Русский Правила

Сборник электронных книг UC Press, 1982–2004 гг.: форма поиска

 Дом  Поиск Просмотреть
 
 Книжная сумка  О нас Справка

Расширенный поиск по ключевым словам

Дополнительные ограничения:

Год выпуска: 2005200420032002200120001999199819971996199519941993199219911990198919881987198619851984198319821981198019791978197719761975197419731972197119701969196819671966196519596196519596196311962 5719561955195419531952195119501949194819471946194519441943194219411940 до 200520042003200220012000199919981997199619985199421993 8198719861985198419831982198119801979197819771976197519741973197219711970196919681967196619651964196319621961196019592551958561957 195119501949194819471946194519441943194219411940

Показать все книги общедоступные книги   [?]


Сборник электронных книг UC Press, 1982–2004 гг.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *