Архитектурная объемная композиция: Композиция в архитектуре. Виды архитектурной композиции

Содержание

Композиция в архитектуре. Виды архитектурной композиции

Похожие презентации:

Классический фотоальбом

Увековечение имени А. С. Пушкина в названиях городов, улиц, площадей, скверов

Проект по технологии. Подставка под горячее

Гармоничные сочетания цветов

Иероним Босх

Внушение народу определённых чувств и мыслей средствами искусства

Кинофильмы и мультфильмы о Снегурочке

Стиль рококо в архитектуре

История русского кинематографа

Основы композиции. Правила и ошибки композиции

1. Композиция в архитектуре

КОМПОЗИЦИЯ В
АРХИТЕКТУРЕ
ВИДЫ АРХИТЕКТУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ
• Архитектурной композицией называют
определенное закономерное расположение и
сочетание всех внешних и внутренних элементов
здания, гармонично согласованных между
собой и образующих единое целое.
• Закономерное расположение нескольких или
многих зданий в сочетании их с внешним
пространством также составляют еще более
сложную композицию — ансамбль.

3. Средства архитектурной композиции

СРЕДСТВА АРХИТЕКТУРНОЙ
КОМПОЗИЦИИ
Единство архитектурного
произведения достигается рядом
композиционных и художественных
средств.
• 1.Простейшее средство
создания единства — придание
объему здания простой
геометрической формы.
• 2. В сложном ансамбле здания
единство достигается
соподчинением:
главному объему композиционному
центру, которому подчиняются
второстепенные части здания
Эйфелева башня в Париже

4. Средства архитектурной композиции

СРЕДСТВА АРХИТЕКТУРНОЙ
КОМПОЗИЦИИ
• 3.Композиционными
средствами являются также
тектоника художественно выявленное
конструктивное строение
здания
4. Ориентация направленность частей
архитектурного сооружения
в сторону композиционного
центра

5. Средства архитектурной композиции

СРЕДСТВА АРХИТЕКТУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ
Мавзолей Тадж – Махал в Агре
• 5. Симметрия — важное средство достижения единства и
художественной выразительности композиции в архитектуре .
• Симметричными считают тождественные элементы формы
относительно точки (центра), оси ил и плоскости симметрии.
Храм Василия Блаженного
Покровский собор

8. Средства архитектурной композиции

СРЕДСТВА АРХИТЕКТУРНОЙ
КОМПОЗИЦИИ
• 5.Асимметрию.
• Средством создания
единства в асимметричных
композициях является
зрительное равновесие
частей по массе, фактуре,
цвету и пр.
• Роль асимметрии в
композиции архитектурных
форм состоит в выявлении
динамики художественного
образа сооружения.
• В сложных композициях могут
сочетаться симметрия и
асимметрия

9. Средства архитектурной композиции

СРЕДСТВА АРХИТЕКТУРНОЙ
КОМПОЗИЦИИ
• 7.Доминанта — главенствующая идея,
основной признак
• В композиции — это не всегда самый крупный
элемент , это может быть самая мелкая
обособленная форма, создающая
пластический конфликт.
• 8.Одно из средств создания
композиционного единства —
масштабность: соразмерность формы и ее
элементов по отношению к человеку,
окружающему пространству и другим
архитектурным формам.

10. Средства архитектурной композиции

СРЕДСТВА АРХИТЕКТУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ
• Ритм – это изменяющееся повторение в
композиции.
• Ритм — важное средство приведения элементов
архитектурных форм к единству -(соразмерность,
стройность), с помощью которого достигается
необходимая соразмерность и выразительность
произведения архитектуры.

11. Средства архитектурной композиции

СРЕДСТВА АРХИТЕКТУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ
• 9 и 10. Другими средствами
художественной
выразительности в создании
единства композиции
являются контрастные и
нюансные отношения
элементов формы, а также
отношения равенства, или
тождества.
1.
2.

12. Виды архитектурной композиции

ВИДЫ АРХИТЕКТУРНОЙ
КОМПОЗИЦИИ
• фронтальная;
• объемная;
• высотная;
• глубиннопространственная.

13. фронтальная

ФРОНТАЛЬНАЯ
• В основе композиции лежит распределение элементов формы
по двум координатам: вертикальной и горизонтальной.

14. Фронтальная композиция

ФРОНТАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
Фронтальная композиция отличается преобладанием размеров по
протяженности здания над размерами по глубинной координате.
В связи с этим построение композиции внешних объемов
осуществляется
преимущественно
в
фасадных
плоскостях.
Фронтальные композиции присущи большинству дворцовых и
учебных зданий.
При размещении таких зданий в застройке учитывается, что для
обеспечения целостного восприятия их фронтальности необходимо
свободное пространство перед ними (площадь, парадный двор).

15. Плоскостная фронтальной композиция

ПЛОСКОСТНАЯ ФРОНТАЛЬНОЙ
КОМПОЗИЦИЯ
Плоскостность фронтальной
композиции обогащают
включением отдельных
объемных или глубинных
элементов.
В качестве последних
используют такие
функциональные элементы
зданий:
сквозные проезды,
галереи,
лоджии,
эркеры,
выступающие
объемы групп входных
помещений и прочие.

16. Объемная композиция

ОБЪЕМНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
Объемная композиция представляет собой форму, развитую
по трем координатам, воспринимаемую со всех сторон.

17. Объемная композиция

ОБЪЕМНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
• Присуща большинству
зданий цирков, крытых
рынков, крытых спортивных
сооружений или
выставочных павильонов.
• Размещение объектов
объемной композиции в
застройке должно
обеспечивать возможность
• всестороннего обзора и в
свою очередь требует
согласование форм всех
фасадов
Стадион с спортивным комплексом

18. Объемная композиция

ОБЪЕМНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
• Объемная композиция сокращениям в перспективе.
всегда взаимодействует с окружающей средой.

19. Высотная композиция

ВЫСОТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
Высотная композиция отличается преобладанием размера высоты
сооружения над его размерами в плане.

20. Высотная композиция

ВЫСОТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
• Высотные композиции присущи
древним культовым и
оборонительным зданиям и
• сооружениям (храмы, колокольни,
минареты, крепостные башни) и
современным высотным офисам,
гостиницам, а также инженерным
сооружениям — телевизионным,
водонапорным, радиобашням.
• В высотных сооружениях
композиционно выявляется ведущая
роль вертикальной координаты с
помощью соответствующей системы
членений и их пропорциональной
согласованности.

21. Высотная композиция

ВЫСОТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
• В архитектуре прошедших
веков ведущим приемом
гармонизации высотного
объема служило его
членение на ярусы,
массивность которых
убывала по высоте, а
высоты ярусов
пропорционально
согласовывались с учетом
перспективных искажений
их действительных
размеров при восприятии
композиции с основных
точек зрения.

22. Глубинная или глубинно-пространственная композиция

ГЛУБИННАЯ ИЛИ ГЛУБИННО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ
КОМПОЗИЦИЯ
В основе художественного облика этой композиции – расстановка
объемов в пространстве, где пространство преобладает над
элементами, а зритель воспринимает этот облик целиком.

23. Глубинная или глубинно-пространственная композиция

ГЛУБИННАЯ ИЛИ ГЛУБИННОПРОСТРАНСТВЕННАЯ
КОМПОЗИЦИЯ
• Композиция отличается развитием
• преимущественно по глубинной координате.
• Ее применяют в целях организации
продольно-осевых пространств в
градостроительстве или интерьеров
анфиладного типа.
• В градостроительстве характерно ее
применение для обеспечения
архитектурного единства относительно
узких продольно-осевых уличных
пространств, ориентированных на
расположенный в глубине этого
пространства главный объект.
• Для усиления единства композиции фасады
зданий обстраивающих улицу проектируют
одинаковыми элементами.

24. Глубинная или глубинно-пространственная композиция

ГЛУБИННАЯ ИЛИ ГЛУБИННОПРОСТРАНСТВЕННАЯ
КОМПОЗИЦИЯ
• Такое композиционное
• построение может
• относиться как к
одному, так и к группе
зданий.
• Существует два
основных
• вида глубинного
пространства:
• внутреннее(интерьер)
• и внешнее(архитектура
• ансамблей).

25. Ансамбль в архитектуре

АНСАМБЛЬ В АРХИТЕКТУРЕ
Ансамбль в архитектуре — совокупность зданий и прилегающей
среды, приведенная к единству и получившая определенный
художественный облик.
Ансамбли бывают городские, загородные и парковые

26. Типы Пространственные композиции ансамблей

ТИПЫ ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ
КОМПОЗИЦИИ АНСАМБЛЕЙ
• — глубинно-пространственная перспектива, которая может
раскрываться вдоль вытянутой площади, вдоль улицы, бульвара,
канала, реки и т. п.
• — замкнутое пространство, ограниченное зеленью или застройкой.
• К этому виду композиции ансамбля относятся городские и парковые
площади,
• внутриквартальные и внутризаводские пространства и площади;
• — свободное пространство без строгих границ, в котором здания
• располагаются таким образом, что они не образуют строго
определенных
• линейных границ площади или улицы;
• — панорама, к которой относятся панорамы набережных, а также
панорамы,раскрывающиеся с высоких точек зрения внутри самого
города или поселка.

27. глубинно-пространственная перспектива

ГЛУБИННО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА
Эта перспектива может начинаться с композиционно главного
элемента либо приводить к нему; или все пространство,
охватываемое перспективой, может быть главным элементом по
отношению к окружающему

28.

Замкнутое пространствоЗАМКНУТОЕ ПРОСТРАНСТВО
К этому виду композиции ансамбля относятся городские и
парковые площади,

29. Свободное пространство

СВОБОДНОЕ ПРОСТРАНСТВО
В этом случае элементом, определяющим пространственную
среду, служат природные границы или периметральные

30. панорама

ПАНОРАМА
В этого рода ансамблях большое значение приобретают силуэт
застройки и высотные сооружения.

31. панорама

ПАНОРАМА
Александровская колонна на Дворцовой площади Санкт- Петербурга
Один из основных приемов построения архитектурного ансамбля постановка его композиционных узлов:
• зданий, выделяющихся в застройке своим масштабом, композицией или
являющихся историческими памятниками архитектуры;
• монументов, посвященных важным событиям и видным деятелям.
Крупными композиционными узлами в ансамбле городской застройки могут
быть центры площадей.

English     Русский Правила

Реконструкция и реставрация зданий и памятников архитектуры: Архитектурная композиция

Архитектурная композиция — способ организации архитектурных элементов с целью достижения общего единства и гармоничности.

Виды архитектурной композиции

В основе архитектурной композиции лежит то или иное пространственное и тектоническое образование, в соответствии с чем можно выделить некоторые виды композиционных приёмов.

Выбор того или иного композиционного решения диктуется не только эстетическими принципами, а определяется всей совокупностью требований к архитектурному сооружению — функциональных, экономических и социальных, а также конкретными возможностями и условиями: природными факторами, технологией строительства и другими.

Архитектурная форма определяется в основном способом её образования, зависящим от материально-технических и эстетических условий; в любом случае архитектурная форма сохраняет свои объективные свойства. Субъективно характер формы может меняться в зависимости от условий зрительного восприятия.

Объёмная композиция

Объёмная композиция определяется объёмным построением формы, которое в данном случае является доминирующим.

Объёмная композиция

Пространственная композиция

Пространственная композиция соответствует пространственному формообразованию, полностью или частично ограждённому пространству. В простейшем случае это единое внутреннее пространство, как, например, комната, зал, крытая арена.

Пространственная композиция

Глубинно-пространственная композиция

Дальнейшее развитие пространственной композиции осуществляется путём частичного объединения ряда пространств или же расчленения единого пространства на отдельные взаимосвязанные части. Такое построение способствует возникновению при зрительном восприятии ощущения известной глубины. Наличие элементов глубинности в пространственном построении приводит к понятию глубинно-пространственной композиции, простейшим примером которой может служить анфиладное расположение смежных помещений. Естественно, что понятие глубинно-пространственной композиции не ограничивается внутренним пространством, а относится и к внешним, частично ограниченным пространствам.

Объёмно-пространственная композиция

Сочетание объёмных форм с пространственными элементами является основой построения различных видов объёмно-пространственной композиции. Простейший пример такой композиции — здание, П-образное в плане. Здесь пространство открытого двора сочетается с окружающими его объёмами. Здание с портиком даёт сочетание объёма с пространством портика.

Фронтальная композиция

Разновидностью подобного построения является фронтальная композиция, развёрнутая фронтально к главной точке зрения. Характерным её признаком является построение архитектурно-пространственной формы по двум координатам: вертикальной и горизонтальной; построение в глубину имеет подчинённое значение. Однако это условие весьма ограничительно. Характерной особенностью фронтальной композиции является аспект восприятия, а не объективные свойства формы; фронтальностью могут обладать и здания объёмной структуры.

Фронтальная композиция

Средства

К основным средствам архитектурной композиции относятся пропорции, ритм, контраст, нюанс, симметрия, ассимметрия. Самая старая известная нам работа по этой теме — античный трактат «Десять книг об архитектуре» — служила учебником всем архитекторам с XV по XIX века.

Пропорции — один из важнейших методов достижения выразительности, выражает соотношение частей между собой, а также по отношению ко всему произведению в целом. Один из самых известных способов пропорционирования, введенный Леонардо да Винчи, называется «золотое сечение».

Храм Василия Блаженного в Москве. За «целое» a = 1 принята высота храма. Пропорции храма определяются восемью членами ряда золотого сечения.

Пропорции в архитектуре часто привязываются к параметрам человека. Все сооружения служат человеку и должны быть ему соразмерны. В древние времена части человеческого тела стали естественной основой всех единиц измерения. И сейчас все размеры мы сравниваем с человеческим ростом, это важно и с точки зрения эргономии, и с психологической.

Ритм — чередование соизмеримых элементов с закономерной частотой. Ритм может придать торжественный или динамический строй сооружению.

Ритм

Контраст — резкое противопоставление качеств объекта, например объемов, пространств, вертикалей.

Нюанс, в отличие от контраста, изображает сходство объектов с незначительными отличиями. Исходным состоянием является полное совпадение, идентичность, тождество.

Симметрия — соответствие в расположении частей относительно центра. Это одно из самых сильных средств композиции, которое обычно обеспечивает ей статичность. Асимметрия — понятие, противоположное симметрии, создает динамическое развитие композиции. Сочетание симметрии и асимметрии влияет на баланс гармонии и равновесия.

Другим важным средством композиции можно назвать принцип соподчиненности по массе, вытекающий из геометрии тел. Вместе элементы должны создавать целостность формы, когда отсутствуют случайные элементы, а сама форма образует единство, при отсутствии которого композиция теряет гармонию

Урок 4 — Простая композиция томов

Intro

Все чертежи выполнены в двухточечной перспективе!!

Введение

В этом уроке мы будем использовать то, что мы узнали в предыдущих уроках на простых томах, и мы объединим все в простую композицию.

Я подчеркиваю «простую композицию», потому что знаю, что вы хотите создать наилучшую возможную концепцию… Но реальность такова, что вам нужно просто выразить одну простую идею во всем вашем рисунке, чтобы добиться успеха.

У вас будет много возможностей для развития и роста благодаря вашему концептуальному мышлению, но для нашей первой архитектурной композиции нам просто нужна простая концепция, которая очень связно выражена графически.

Звучит хорошо?

Во-первых, нам нужно взглянуть на пять принципов, лежащих в основе композиции архитектурного чертежа, поэтому мы узнаем секретный, невидимый код, благодаря которому любая архитектурная композиция выглядит хорошо.

Пять элементов элегантной архитектурной композиции

• Вертикальная доминанта – вертикальный объем, расположенный на одной трети страницы, который упорядочивает композицию, заставляет вращаться вокруг него остальные объемы.

• Елка – принцип, по которому все объемы вашей композиции попадают в визуальную иерархию, подчиненную вертикальной доминанте.

• Объект переднего плана – детализированный объект, который находится ближе всего к зрителю в перспективе и добавляет пространственной глубины композиции, являясь своего рода введением в композицию.

• Горизонтальная доминанта – горизонтальный вытянутый объем, который придает динамичность рисунку и наряду с вертикальной доминантой упорядочивает композицию.

• Кривизна – эффект переноса объекта с переднего плана на елку. Он получается штриховкой или объектами в композиции и предлагает плавный переход и контраст с концепцией рождественской елки.

Теперь мы применим эти элементы к нашей собственной простой композиции томов…

Во-первых, нам нужно сделать пару эскизов, чтобы выбрать, какие объемы мы можем использовать в нашей композиции, какова будет их пропорция, как настроить материальность. Этот этап важен, потому что он приучит вас «думать ручкой на бумаге», что означает, что вам нужно перестать беспокоиться или пытаться представить оригинальные идеи. Вместо этого используйте карандаш на бумаге, чтобы представить идеи — это даст вам решение всех проблем с рисованием.

Ваша первоначальная идея с миниатюрами улучшится, если последовательно нарисовать 3-4 миниатюры.

Имейте в виду, что эта идея, хотя и необходима для продвижения вашей композиции, все равно будет изменена, когда вы начнете рисовать большую перспективу

Вот несколько советов:

• Начните с прямоугольных объемов, таких как призмы , кубы, пирамиды… но добавьте пару круглых объемов, таких как конусы, может быть, одну или две сферы, чтобы смягчить ситуацию.

• Вертикальная доминанта может состоять из двух разных объектов, расположенных друг над другом (например, две призмы), но может быть и одним объемом – призмой, пирамидой, цилиндром, конусом.

• Добавьте интересный объект на передний план — либо простой объект с интересной текстурой (дерево, стекло), либо более необычный тип призмы или другие объемы.

Миниатюрные эскизы композиций Simple Volumes

Повторюсь, великие идеи не берутся из воздуха. Вы будете использовать свои новые способности к рисованию в качестве инструмента для мозгового штурма идей для этой композиции.

В этом есть одна загвоздка – вы не можете просто броситься и сделать пару набросков, и тогда вся идея будет хорошо работать… вам нужна последовательность эскизов, в которой вы совершенствуете свою идею на каждой конкретной итерации… Вы почувствуете, что что нужно улучшить, а что выбросить – шестое чувство этого архитектора будет развиваться по мере прохождения курса.

Мы будем набрасывать композицию с простыми объемами, мы будем уточнять ее с помощью миниатюр. Это работает следующим образом: у вас появляется идея, и вы постепенно наращиваете ее, улучшая «слабые» элементы, но сохраняя хорошие идеи от миниатюры к миниатюре.

Вы, вероятно, можете сказать, что с 4-5 такими миниатюрами подряд… вы получите улучшенные, сфокусированные и четкие идеи.

Мы будем рисовать композицию, поэтому запомните:

• добавьте вертикальную доминанту на треть объема, чтобы получился порядок в композиции.

• Добавьте елку, чтобы навести порядок в композиции.

• добавьте передний план, чтобы придать рисунку некоторую пространственную глубину (одинаково для обычной и воздушной перспективы).

• Добавьте горизонтальную доминанту и кривизну, чтобы придать вашей работе больше творческой сочности.

Линия горизонта в нижней трети и в верхней трети перспективы

Нам нужно сделать два рисунка для этой композиции.

Итак, мы закончим нашу первую композицию в обычном подходе «треть высоты от линии горизонта»… но мы также сделаем воздушную перспективу.

Эта воздушная перспектива будет с противоположного направления (поворот на 180 градусов), так что это будет воздушная перспектива с линией горизонта в верхней трети вашей страницы.

Начните с миниатюры, чтобы вам было легче представить, как ваша композиция будет выглядеть с высоты птичьего полета и повернутой на 180 градусов.

Кроме того, максимально используйте шахматную доску — это добавит пространственную глубину вашим рисункам, а также поможет с макетом страницы.

Штриховой рисунок

На этом этапе необходимо добавить детализацию – начнем с заполнения страницы линиями построений от руки всех объемов, которые вы набросали на миниатюре. Также нужно нарисовать большой рисунок, постарайтесь заполнить две трети листа А2 своим основным ракурсом. Другая треть будет охватывать воздушную перспективу — и не забывайте, что на вашем листе ведь много места.

Скорее всего, вы нарисуете обе перспективы в каком-то наложении… как фотоколлаж.

Да ладно, вы можете это сделать — вам не нужно больше никаких указаний, так как вы будете рисовать то, что мы набросали в предыдущих двух уроках от руки, только крупнее и детальнее.

После того, как вы заполните страницу линиями построения от руки, используйте линейку, чтобы утолщать контурные линии всех этих объектов. Не забывайте, что вертикальные линии на Т-образной планке перпендикулярны и что у каждого объекта есть две точки схода, неравномерно расположенные по сторонам.

Вы также построите все отбрасываемые тени под углом 60 градусов и по горизонтали – они такие же, как если бы вы построили их в аксонометрии, с той лишь незначительной разницей, что тени, которые из горизонтальных линий не параллельны, но имеют та самая точка схода.

Вы помните это из урока создания теней, верно? Для теней вертикальные линии имеют горизонтальные тени, а горизонтальные линии имеют параллельные тени.

Штриховка

Штриховка сводится к представлению теней и всех материалов графитом.

Возможности затенения и текстур безграничны, но я рекомендую сейчас приостановить этот ход мыслей и сосредоточиться на том, чтобы досмотреть все до конца.

Первое, что вам нужно сделать, это заштриховать затененные лица и отбрасываемые тени — это довольно легко сделать, так как мы уже практиковали это на всех наших предыдущих уроках.

Будьте осторожны при рисовании затененных граней для изогнутых объемов, таких как цилиндры, сферы, конусы — у них есть свой собственный тип градиента теней, и было бы лучше, если вы повторите это в уроке T1.1 для простых объемов.

Я бы порекомендовал вам также добавить горизонтальное отражение к каждой перспективе, поскольку это добавляет дополнительный уровень графики к вашему рисунку — способ построить перспективу — удвоить высоту исходных объемов.

Это имеет смысл на 100%, самое сложное — понять, как штриховать отражения.

Предвзятое мнение состоит в том, что вам нужно заштриховать все отражение, реальность такова, что отражение — это просто более бледный двойник исходного объема, поэтому затененные лица имеют светло-серый цвет, а лица, на которые непосредственно падает свет, остаются белыми. .

Эту технику нужно постоянно применять, чтобы получить четкие отражения во всех рисунках, которые вы когда-либо будете делать в своей жизни. Период.

Я бы также рекомендовал вам нарисовать плитку в виде шахматной доски с помощью черных и белых плиток. Причина этого в том, что это добавит контраста вашему рисунку и дополнительной информации, особенно когда вы накладываете отражение на плитки шахматной доски. Это наложение всегда будет создавать интересный эффект для вашей работы.

Наконец, вы должны нарисовать фон для обеих ваших композиций — фон просто сделает ваш рисунок более полным, поскольку он контрастирует со всеми объемами и вертикальной доминантой. Фон должен иметь постоянный градиент, и я рекомендую, чтобы градиент становился темнее по мере того, как он опускался и приближался в перспективе.

После того, как вы закончите штриховку в обеих перспективах, вы должны снова пройтись по рисунку линий и еще раз утолщать все важные линии, чтобы придать всему рисунку больше ясности.

Ускорение

Критический урок