Архитектурные композиции: Основные понятия об архитектурной композиции, средства художественной выразительности

Основные понятия об архитектурной композиции, средства художественной выразительности • СПЛАЙН

Для того чтобы объединить все разнообразные требования, предъявляемые к архитектурным произведениям, в целостный организм — здание, комплекс зданий, город, придать им необходимую эмоциональную выразительность, архитектор должен владеть мастерством композиции.

Композицией (от лат. compositio — составление, соединение, связывание) называют построение художественного произведения, обусловленное его содержанием и назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция — это важнейший организующий элемент всякой художественной формы, придающий произведению единство и целостность.

Архитектурной композицией называют определенное закономерное расположение и сочетание всех внешних и внутренних элементов здания, гармонично согласованных между собой и образующих единое целое. Закономерное расположение нескольких или многих зданий в сочетании их с внешним пространством также составляют еще более сложную композицию — ансамбль.

Таким образом, в широком смысле под композицией понимается художественная структура архитектурного произведения, художественно выразительная система форм, вытекающих из конкретного содержания и раскрывающих определенный идейно-художественный замысел. Без знания и правильного использования принципов композиции невозможно выявление идеи произведения.

Архитектурная композиция строится на закономерностях искусства и науки, определяясь в каждом случае конкретными функциональными, эстетическими и технико-экономическими требованиями. Формула — строить удобно, прочно, экономично и красиво, выражающая задачи архитектуры, определяет и основы архитектурной композиции, которая является таким образом воплощением единства формы и содержания. Целью архитектурной композиции и является достижение этого единства.

Разнообразные требования, предъявляемые к архитектурным сооружениям, иногда приходят в противоречия друг с другом. Так, необходимость в каком-то случае применения дорогих отделочных материалов противоречит экономичности, задуманное объемно-пространственное решение не вписывается в существующее окружение, желание создать большие свободные пространства без промежуточных опор усложняет конструктивное решение и т. д. Задача композиции- примирить все противоречия. Ведь одно и то же здание может быть решено разными композиционными приемами.

Мастерство архитектора и заключается в том, чтобы найти лучший из них. В этом важную роль играют талант, интуиция.

Вместе с тем, чтобы овладеть мастерством композиции, архитектору нужно знать ее закономерности, которые являются основой архитектурной грамоты. В архитектуре, так же как, например, в литературе, где знание грамматики не делает любого человека писателем или поэтом, но для литературного творчества это знание необходимо.

Теория архитектурной композиции составляет часть общей архитектурной науки. Ее содержанием является исследование закономерностей строения формы (формообразования). Она образует как бы переходную ступень от общей теории к практике, умению, творческому мастерству.

Закономерности, исследуемые в теории композиции, называют категориями или элементами композиции. К этим категориям относятся: объемно-пространственная структура, тектоника, средства гармонизации (симметрия и асимметрия, ритм, пропорции, масштабность, контраст и нюанс и т. д.).

Объемно-пространственная структура и тектоника — главные, первичные категории архитектурной композиции, непосредственно связанные с функциональной ориентацией и конструктивным строением архитектурного произведения. Эти две взаимосвязанные категории — пространство и формирующая его оболочка — в произведениях архитектуры неразделимы.

Симметрия и асимметрия, ритм, пропорции и другие средства гармонизации служат для художественной организации пространственной формы. С их помощью она приводится в соответствие с особенностями и психофизиологическими закономерностями восприятия человеком. И если первые две категории являются специфической принадлежностью произведений архитектуры, то средства гармонизации используются и в других видах искусств — графике, живописи, скульптуре.

Все категории и средства композиции только условно могут рассматриваться изолированно друг от друга. В действительности все эти свойства формы не выступают в чистом виде, все они взаимосвязаны и, проявляясь в самых различных сочетаниях, оказывают друг на друга влияние. Варьируя эти сочетания, архитектор может так или иначе менять эмоциональную выразительность формы в соответствии со своим замыслом.

Основным законом теории композиции является закон единства содержания и формы архитектурного произведения, закон гармоничного единства всех его частей. Если есть единство, то есть и целостность композиции, нет единства — нет композиции. Одним из главных средств создания единства является соподчинение частей композиции, их взаимная согласованность, связь и гармония. Поиски единства композиции — профессиональная задача архитектора.

Рассмотрим основные положения отдельных категорий и элементов композиции.  Объемно-пространственная структура. Создание пространственной среды для жизни людей является главной чертой, отличающей архитектуру от других искусств. Различные жизненные процессы требуют определенных физических условий и места в пространстве.

Организация пространства в архитектуре прямо связана с назначением ее произведений. Поэтому объемно-пространственную композицию, вырастающую на основе решения функциональных задач, естественно строить изнутри наружу. Материальная оболочка, ограничивающая это пространство, образует объем здания, а в сочетании с внутренним пространством — объемно-пространственную структуру, композицию.

В любом из типов зданий организация пространства имеет свои особенности.

Объемно-пространственная структура многоэтажного жилого дома, например, состоит из ячеек-квартир, повторяющихся по вертикали и горизонтали. В основе пространственного решения театрального здания лежит крупное пространство зрительного зала и сцены, к которым примыкают обслуживающие помещения. В учебных зданиях пространство решают повторяющиеся помещения для занятий и т. д.

Форма объема здания, как правило, зависит от его внутреннего пространства. Вместе с тем даже для одинаковых по назначению зданий нет одного, обязательного для всех случаев, приема объемно-пространственной композиции, так как выбор ее диктуется не только функцией, но и многими другими обстоятельствами.

Большое влияние оказывает конкретное место расположения здания- градостроительные условия, архитектурное окружение, ландшафт, климат. Выбор объемно-пространственной структуры находится в зависимости и от строительной техники, экономики. Решающее значение в некоторых случаях приобретает идейно-художественное содержание здания. При этом построение объема здания, его общая форма и детали служат решению особой задачи создания художественного образа.

В связи с этим полное адекватное соответствие формы объема и внутреннего пространства здания не является абсолютным законом архитектуры. И это подтверждается многими примерами из истории зодчества.

Теоретически следует рассматривать три общих вида объемно-пространственной композиции.

Фронтальная композиция характеризуется тем, что все ее элементы располагаются по двум фронтальным координатам, т.е. по ширине и высоте. Расположение по глубине имеет подчиненное значение — оно физически мало. Такую композицию могут иметь фасады зданий. Она рассчитана на обозрение с одной стороны и характерна для зданий, расположенных в ряду улицы.

Объемная композиция характеризуется тем, что ее элементы располагаются по трем координатам — ширине, высоте и глубине. Объемную композицию применяют для отдельно стоящих зданий, рассчитанных на обозрение со всех точек зрения.

Глубинно-пространственная композиция характеризуется наличием пространства, в котором определяющими являются глубинные координаты. Такое композиционное построение может относиться как к одному, так и к группе зданий.

Существует два основных вида глубинного пространства: внутреннее, т.е. интерьер, и внешнее, образуемое зданиями и ландшафтом, т.е. архитектура ансамблей.

В развитую глубинно-пространственную композицию фронтальная и объемная композиции входят в качестве ее составных частей. Таким образом, все три вида композиции во многих случаях могут иметь место в одном архитектурном произведении и их выделение поэтому является в какой-то мере условным.

Организация объемно-пространственной структуры — это первый этап в процессе архитектурного творчества. Объемно-пространственная структура является основой для дальнейшей разработки всей композиции.

Тектоника. Слово тектоника — tek-tonikos греческого происхождения и в переводе обозначает «относящийся к строительству». Тектоника — одно из наиболее сложных в архитектуре средств выразительности и организации формы.

Всякий архитектурный замысел осуществляется определенными техническими средствами. Каждое сооружение приобретает ту или иную форму и становится материальной действительностью только в конструкции. Конструктивная система, под которой понимается взаимосвязь несущих и несомых элементов — стен, колонн, перекрытий, составляет основу здания. Однако конструкция сама по себе еще не является архитектурой. Только художественно осмысленная и пластически разработанная, она превращается в архитектурную форму.

Правдивое выявление и воплощение в архитектурных формах характера конструктивно-пространственной системы сооружения, взаимодействия ее основных элементов и называют тектоникой в архитектуре. А пластически разработанную конструктивную систему, воплотившуюся в архитектурные формы, называют тектонической системой.

Следовательно, тектоника образно раскрывает единство конструкции и архитектурно-художественной формы, показывает отражение в ней объективных закономерностей работы конструкции и материала на сжатие, растяжение, изгиб, художественное выражение прочности, устойчивости, равновесия.

С помощью художественной выразительности формы архитектор может подчеркнуть работу конструкции, а для этого он должен хорошо понимать и чувствовать особенности конструкции, ясно «видеть» направление и характер усилий в каждом ее элементе.

В качестве наглядного примера перехода конструкции в тектоническую систему можно привести греческий ордер.

Первоначальная древнейшая стоечно-балочная конструкция, выполненная, как предполагается, сначала в дереве, а затем в камне, определялась только закономерностями статики. Эта система хорошо выполняла свою функцию несения нагрузок, но не имела художественной выразительности. Уже с древних времен эта система начала подвергаться пластической обработке. Но особого совершенства в этом достигли греческие зодчие, создавшие на основе стоечно-балочной конструкции совершенную тектоническую форму — ордер, в котором наглядно отражается статическая сущность стоечно-балочной конструкции и дается образное выражение работы ее материала — камня.

Расширяющаяся снизу вертикальная опора — колонна — отражает нарастание нагрузки книзу. Капитель наглядно подчеркивает место передачи нагрузки с балки-архитрава на колонну, она как бы спокойно, но при полном напряжении сил воспринимает нагрузку. Это напряжение подчеркивает упругая линия эхина в дорическом ордере.

Вертикальная кривая, образующая колонны — энтазис, каннелюры — все элементы ордера направлены к зрительному выявлению статической сущности этой системы.

СПЛАЙН
Благодаря своим знаниям и программы 3d max профессионалы создают интересные грамотные проекты за короткие сроки.

Средства архитектурной композиции • Архитектура, дизайн, жилище

Цветовая среда города

Особое место в архитектурной композиции занимает категория «пространство», а архитектуру вообще рассматривают как искусство пространственной организации труда, быта и отдыха людей.

Пространство в теории архитектурной композиции понимается как часть реального трехмерного пространства, ограниченного (точнее, организованного) комплексом поверхностей и объемов, которые связаны между собой определенной целью и преобразуют эту часть физического пространства в особое, художественно осмысленное пространство.

Само художественно организованное пространство и участвующие в его трансформации элементы являются, как было сказано, архитектурной формой. Никакое другое искусство, кроме архитектуры, не преобразует реальное трехмерное пространство, вмещающее человека.

В связи с приведенными характеристиками трех категорий архитектурной формы в теории архитектурной композиции выделены три ее вида: фронтальная, объемная и пространственная. Они отличаются по характеру пространственного расположения составляющих элементов и условиям зрительного восприятия.

Целью архитектурной композиции определяются ее задачи и качественные признаки, а реализация задач и соблюдение признаков осуществляется соответствующими средствами и закономерностями.

Средства архитектурной композиции — это, во-первых, визуальные свойства элементов архитектурной формы, а во-вторых — регулируемые отношения между ними. Закономерностями же построения архитектурной композиции являются условия возникновения художественных качеств архитектурного объекта, т. е. организации элементов в единую, устойчивую для восприятия систему, обладающую эмоциональной выразительностью.

Под выразительностью архитектурной формы понимают способность использованных при ее построении средств обнаруживаться, проявляться во внешнем виде формы при ее восприятии человеком.

Охарактеризовав кратко основные понятия теоретического курса архитектурной композиции, можно перейти к изложению его принципиальных положений, а затем к их практическому освоению через постановку и выполнение ряда последовательных заданий.

Формирование архитектурной композиции начинается тогда, когда приводятся во взаимодействие определенным образом подобранные ее части или элементы архитектурных форм.

Эти составляющие в руках зодчего являются своеобразным набором выразительных средств, потому что каждый привлеченный элемент обладает соответствующими заданным обстоятельствам визуальными свойствами.

Визуальные свойства элементов архитектурных форм, особенно если рассматривать их с учетом бесконечного количества их состояний, да еще принимая во внимание самые разнообразные их сочетания, представляют собой богатейший запас композиционных средств. Именно они используются зодчими при проектировании и возведении зданий, сооружений и их комплексов.

Эти визуальные свойства следующие:

  1. геометрический вид;
  2. величина;
  3. положение в пространстве;
  4. масса;
  5. фактура;
  6. цвет;
  7. светотень.

SCIRP Открытый доступ

Издательство научных исследований

Журналы от A до Z

Журналы по темам

  • Биомедицинские и биологические науки.
  • Бизнес и экономика
  • Химия и материаловедение.
  • Информатика. и общ.
  • Науки о Земле и окружающей среде.
  • Машиностроение
  • Медицина и здравоохранение
  • Физика и математика
  • Социальные науки. и гуманитарные науки

Журналы по тематике  

  • Биомедицина и науки о жизни
  • Бизнес и экономика
  • Химия и материаловедение
  • Информатика и связь
  • Науки о Земле и окружающей среде
  • Машиностроение
  • Медицина и здравоохранение
  • Физика и математика
  • Социальные и гуманитарные науки

Публикация у нас

  • Представление статьи
  • Информация для авторов
  • Ресурсы для экспертной оценки
  • Открытые специальные выпуски
  • Заявление об открытом доступе
  • Часто задаваемые вопросы

Публикуйте у нас  

  • Представление статьи
  • Информация для авторов
  • Ресурсы для экспертной оценки
  • Открытые специальные выпуски
  • Заявление об открытом доступе
  • Часто задаваемые вопросы

Подпишитесь на SCIRP

Свяжитесь с нами

клиент@scirp. org
+86 18163351462 (WhatsApp)
1655362766
Публикация бумаги WeChat
Недавно опубликованные статьи
Недавно опубликованные статьи

Подпишитесь на SCIRP

Свяжитесь с нами

клиент@scirp.
org
+86 18163351462 (WhatsApp)
1655362766
Публикация бумаги WeChat

Бесплатные информационные бюллетени SCIRP

Copyright © 2006-2022 Scientific Research Publishing Inc. Все права защищены.

верхний

Принципы архитектурной композиции – Введение в архитектуру (Arch2101)

Модули, отсеки, ритмы

На этом уроке учащимся будет предложено понять концепции организационных структур, таких как сетки и повторения. Учащиеся исследуют строительные элементы, такие как колоннады, ниши и лоджии. Изучая фасады зданий, учащиеся узнают, как поверхности здания открываются для окон и дверей и как определяются края и углы.

Учащиеся изучат технические термины, связанные с фасадами, такими как фенестрация, софит, карниз, струнный ряд, колонна и т. д., делая их эскизы и маркируя свои эскизы. Студенты научатся иерархически разбивать здание на чертеже, начиная с его профиля, его организации и его основных элементов.

Формы (масса или объем)
Учащиеся изучают простые и умеренно сложные трехмерные формы и изучают их очертания и внутренние взаимосвязи.

Пропорции
Пропорциональные системы использовались культурами на протяжении всей истории человечества. Как правило, пропорция представляет собой количественное отношение между двумя или тремя измерениями в пространстве, например, длиной, шириной и высотой прямолинейной комнаты. Многие архитекторы считают, что одни пропорции красивее других. В частности, гармонические пропорции, представляющие собой систему отношений малых целых чисел, таких как 1:1, 1:2, 3:5 и т. д., можно проследить с помощью пифагорейской теории гармонического звукоряда в музыке.

Другая особая пропорциональная система — это золотое сечение. Когда к золотому прямоугольнику добавляется квадрат, новый прямоугольник также будет золотым прямоугольником. Эта система иллюстрируется спиралью Фибоначчи (на самом деле это приближение к золотому сечению).

ЧЕРТЕЖИ Золотое сечение Фибоначчи

Симметрия и равновесие
Как мы узнали из Витрувия, симметрия относится к отношениям частей к целому. Однако в архитектуре мы обычно думаем о симметрии в двустороннем смысле, где, как и в человеческом теле, одна сторона является зеркальным отражением другой. Двусторонняя симметрия требует наличия осевой линии, через которую отражаются стороны. Понимание того, как использовать эту осевую линию, важно при анализе и проектировании архитектуры.

Можно было бы подумать, что все симметричные здания сбалансированы, поскольку обе стороны равны по центральной линии. Баланс, однако, имеет значение, связанное с пропорциями: здание с длинными крыльями и небольшим портиком может быть симметрично сбалансированным, но будет казаться несбалансированным, поскольку пропорция портика кажется слишком маленькой для здания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *