Архитектурные памятники построенные при петре 1: Петропавловский собор, Меншиковский дворец, Летний дворец Петра I, Палаты Кикина.
Стройка имени Петра: архитектурные дары первого российского императора
https://realty.ria.ru/20151102/406419724.html
Стройка имени Петра: архитектурные дары первого российского императора
Стройка имени Петра: архитектурные дары первого российского императора — Недвижимость РИА Новости, 16.11.2015
Стройка имени Петра: архитектурные дары первого российского императора
В этот день, 2 ноября, в 1721 после победы в Северной войне во время празднования Ништадтского мира царь Петр I принял титул Императора Всероссийского, став первым монархом государства в таком титуле. Эпоха царствования Петра стала переломной в истории отечественного градостроительства. Сайт «РИА Недвижимость» предлагает вспомнить о самых главных строительных и архитектурных преобразованиях Петра I.
2015-11-02T15:40
2015-11-02T15:40
2015-11-16T19:08
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21. img.ria.ru/images/sharing/article/406419724.jpg?4064194751447690128
Недвижимость РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2015
Недвижимость РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://realty.ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Недвижимость РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Недвижимость РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/awards/
Недвижимость РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
realty-гид – риа недвижимость, крупным планом, архитектура, строительство
Realty-гид – РИА Недвижимость, Крупным планом, Архитектура, Строительство
В этот день, 2 ноября, в 1721 после победы в Северной войне во время празднования Ништадтского мира царь Петр I принял титул Императора Всероссийского, став первым монархом государства в таком титуле. Эпоха царствования Петра стала переломной в истории отечественного градостроительства. Сайт «РИА Недвижимость» предлагает вспомнить о самых главных строительных и архитектурных преобразованиях Петра I.
Петровское серийное жилье
Основное городское строительство эпохи правления Петра развернулось в начале XVIII века в Санкт-Петербурге. В своем любимом детище монарх воплотил все строительные новшества. Именно там впервые в истории отечественной архитектуры началось строительство домов «по образцам», а именно типовых домов, которые разработали архитекторы Доменико Трезини и Жан-Батист Леблон. Это были постройки в один или два этажа из камня или так называемые «мазанки» из дерева и глины. Типовые строения вместе с крупными городскими комплексами застраивались по принципу регулярной планировки.
Типовые дома по проекту Трезини делились на дома «для подлых», «для зажиточных» и «для именитых». Гравюры с данными сериями, сопровождаемые пояснениями, передавались строителям. Габариты и длина «образцовых» домов могли варьироваться в зависимости от архитектурной проработки той или иной улицы города. Это позволило добиться стилистического единообразия целых районов. Хотя архитекторам все-таки удавалось добиваться разрешения на внесение некоторых изменений в проект, согласно пожеланию владельца.
Одним из результатов типизации городской застройки стал принцип блокировки серийных строений, получивший потом широкое распространение.
Ярчайшим примером сблокированных домов в Санкт-Петербурге является здание Двенадцати коллегий на Университетской набережной Васильевского острова, состоящее из двенадцати одинаковых трехэтажных секций.
© РИА Новости / Павел Балабанов / Перейти в медиабанкЗдание Двенадцати коллегий
© РИА Новости / Павел Балабанов
Перейти в медиабанк
Здание Двенадцати коллегий на Университетской набережной в Ленинграде. Построено в 1722-1742 годах по проекту архитектора Доменико Трезини. Предназначалось для размещения Сената, Синода и коллегий — высших органов государственного управления России, учрежденных Петром I в 1718 году.
Своеобразным примером типового жилья того времени может служить также летний дворец Петра I в Летнем саду, построенный по проекту Трезини в 1710-1714 годах. Это скромная двухэтажная постройка в модном в то время стиле барокко. Из всех украшений на фасаде имеются лишь 29 барельефов скульптора Андреаса Шлютера с изображением сюжетов Северной войны.
© РИА Новости / Борис Приходько / Перейти в медиабанкЛетний дворец Петра I в Летнем саду
© РИА Новости / Борис Приходько
Перейти в медиабанк
Летний дворец Петра I, построенный по проекту Доменико Трезини в 1710-1714 годах
Из градостроительных новшеств петровских времен также следует отметить то, что дома начали возводиться фасадами вдоль улиц, тогда до этого они традиционно возводились в середине участка, окруженные по периметру забором и служебными постройками. Городская застройка становится менее плотной в противопожарных целях.
При Петре I претерпевает изменения и интерьерная планировка жилого пространства. Так, помещения начинают разделяться по функциям. Впервые появляются кабинеты и приемные, тогда как до этого просителей и зарубежных гостей могли принимать прямо в опочивальнях.
© РИА Новости / М. Вахрамеева / Перейти в медиабанкИнтерьер Летнего дворца Петра Первого
© РИА Новости / М. Вахрамеева
Перейти в медиабанк
Интерьер летнего двора Петра Великого в Летнем саду (Санкт-Петербург). Отделка помещений была создана художниками А.Захаровым, И.Заварзиным, Ф.Матвеевым.
Впервые в начале XVIII века проектирование внутреннего и внешнего облика здания осуществляется одновременно, что позволяло добиться стилистического единства и взаимосвязи интерьера и экстерьера строения.
Петровское барокко
Модный во времена Петра I стиль барокко также подвергся переосмыслению. Это был архитектурный стиль, ориентировавшийся на образцы шведской, немецкой и голландской гражданской архитектуры. В отличие от популярного в это время в московской архитектуре нарышкинского барокко, петровский вариант барокко отличала простота строений с плоскостной организацией фасада, декоративная сдержанность и главное — отказ от византийских архитектурных традиций, господствовавших в российском зодчестве уже многие столетия.
© РИА Новости / Дмитрий Коробейников / Перейти в медиабанкКунсткамера (Музей Антропологии и этнографии) в Санкт-Петербурге
© РИА Новости / Дмитрий Коробейников
Перейти в медиабанк
Здание Кунсткамеры на Университетской набережной Невы в Санкт-Петербурге является ярким примером петровского барокко.
Петровские дворцы
Петровская архитектурная эпоха была ознаменована величайшими достижениями и небывалыми масштабами застройки. За два первых десятилетия VXIII века были созданы многочисленные архитектурные ансамбли, кроме того, расцветает как церковное, так и дворцово-парковое строительство.
Уникальная планировка крупных петровских дворцовых комплексов была основана на лучших проектах лучевых магистралей Версаля и Рима. Причем строительный размах Петра не ограничивался только лишь Петербургом. Резиденции монарха появлялись в как окрестностях города, так и в присоединенных государствах.
© РИА Новости / Алексей Даничев / Перейти в медиабанкДворец Монплезир в Нижнем парке Государственного музея-заповедника «Петергоф» построен по личному указанию Петра I в 1714—1723 годах с тиле барокко. Петр лично выбрал местоположение нового дворца, определил его планировку и давал указания относительно отдельных элементов оформления.
1 из 4
Дворец Монплезир в Нижнем парке Государственного музея-заповедника «Петергоф» построен по личному указанию Петра I в 1714—1723 годах с тиле барокко. Петр лично выбрал местоположение нового дворца, определил его планировку и давал указания относительно отдельных элементов оформления.
© РИА Новости / Алексей Даничев
Перейти в медиабанк
© Фотохост-агентство / Перейти в медиабанкКонстантиновский дворец — памятник архитектуры XVIII века, являющийся частью дворцово-паркового ансамбля в Стрельне. Еще в 1709 году Петр присмотрел это место для строительства парадной императорской резиденции, которая должна была превзойти Версаль. Императором был выбран проект архитектора Жана-Батиста Леблона.
2 из 4
Константиновский дворец — памятник архитектуры XVIII века, являющийся частью дворцово-паркового ансамбля в Стрельне. Еще в 1709 году Петр присмотрел это место для строительства парадной императорской резиденции, которая должна была превзойти Версаль. Императором был выбран проект архитектора Жана-Батиста Леблона.
© Фотохост-агентство
Перейти в медиабанк
© РИА Новости / Алексей Даничев / Перейти в медиабанкДворцово-парковый ансамбль Ораниенбаум на южном берегу Финского залива также считается наследием петровской эпохи, хотя и был построен по инициативе князя Александра Меньшикова на подаренной ему Петром земле. На фото: Большой Меншиковский дворец на территории дворцово-паркового ансамбля Ораниенбаум
3 из 4
Дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаум на южном берегу Финского залива также считается наследием петровской эпохи, хотя и был построен по инициативе князя Александра Меньшикова на подаренной ему Петром земле. На фото: Большой Меншиковский дворец на территории дворцово-паркового ансамбля Ораниенбаум
© РИА Новости / Алексей Даничев
Перейти в медиабанк
© РИА Новости / Салмре / Перейти в медиабанкБарочный дворцово-парковый ансамбль Кадриорг в Таллине был выстроен в 1718-1727 годах в качестве летней резиденции Петра I. Сам монарх лично положил три кирпича в угловой пилястре северного крыла. Они до сих пор остаются неоштукатуренными.
4 из 4
Барочный дворцово-парковый ансамбль Кадриорг в Таллине был выстроен в 1718-1727 годах в качестве летней резиденции Петра I. Сам монарх лично положил три кирпича в угловой пилястре северного крыла. Они до сих пор остаются неоштукатуренными.
© РИА Новости / Салмре
Перейти в медиабанк
1 из 4
Дворец Монплезир в Нижнем парке Государственного музея-заповедника «Петергоф» построен по личному указанию Петра I в 1714—1723 годах с тиле барокко. Петр лично выбрал местоположение нового дворца, определил его планировку и давал указания относительно отдельных элементов оформления.
© РИА Новости / Алексей Даничев
Перейти в медиабанк
2 из 4
Константиновский дворец — памятник архитектуры XVIII века, являющийся частью дворцово-паркового ансамбля в Стрельне. Еще в 1709 году Петр присмотрел это место для строительства парадной императорской резиденции, которая должна была превзойти Версаль. Императором был выбран проект архитектора Жана-Батиста Леблона.
© Фотохост-агентство
Перейти в медиабанк
3 из 4
Дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаум на южном берегу Финского залива также считается наследием петровской эпохи, хотя и был построен по инициативе князя Александра Меньшикова на подаренной ему Петром земле. На фото: Большой Меншиковский дворец на территории дворцово-паркового ансамбля Ораниенбаум
© РИА Новости / Алексей Даничев
Перейти в медиабанк
4 из 4
Барочный дворцово-парковый ансамбль Кадриорг в Таллине был выстроен в 1718-1727 годах в качестве летней резиденции Петра I. Сам монарх лично положил три кирпича в угловой пилястре северного крыла. Они до сих пор остаются неоштукатуренными.
© РИА Новости / Салмре
Перейти в медиабанк
К сожалению, многие дворцы и парковые ансамбли петровских времен либо не сохранились, либо были существенно перестроены. Однако традиция строить загородные резиденции для летних выездов со времен Петра прочно вошла в нравы вельмож и последующих монархов.
7 самых старых сохранившихся зданий Петербурга
Вспоминаем памятники архитектуры, сохранившиеся в Северной столице с 18 века. Их не так много, как может показаться. Например, любимый дворец Петра I, первое здание из камня и любимая церковь Бродского. Что в них было 300 лет назад, а что находится сейчас?
Домик Петра I – 1703 год
Первая не походная постройка Северной столицы, в которой жил Пётр I. Возвели её солдаты-плотники из сосновых брёвен всего за три дня – с 24 мая по 26 мая 1703 года.
Место для строительства было выбрано в тылу Петропавловской крепости – такое, чтобы из окон были видны стратегически важные объекты: водные просторы, окружающая местность и бастионы крепости.
Летнее жилище императора не впечатляет габаритами и богатым декором, но именно здесь 27 мая прошло празднование по случаю основания Петербурга. С тех пор в этот день ежегодно отмечается День города.
Кстати, скорее всего, первый домик императора был уничтожен наводнением 1777 года, и в настоящем нам доступна лишь его копия, воссозданная по приказу Екатерины II в 1784 году.
Похожая судьба, например, у Большого дворца в Петергофе, который считается одновременно и шедевром Растрелли, и памятником сталинской эпохе: ведь он был построен в середине 18 века, практически полностью разрушен во время Второй мировой войны и восстановлен в 1952 году.
В 1930 году в домике открылся музей, где представлены артефакты прошлого и подлинные вещи Петра I.
Где: Петровская наб., 6
Фото: wikipedia.org
Летний дворец Петра I – 1714 год
В летнем домике у Петропавловки Пётр I бывал до 1708 года. В 1710-м началось строительство летнего дворца в Летнем саду. До наших дней он сохранился как одно из старейших зданий Петербурга и главный представитель петровского барокко.
Авторы проекта – Доменико Трезини и ведущий прусский зодчий Андреас Шлютер. Двухэтажный дворец достаточно скромен и состоит всего из четырнадцати комнат и двух кухонь.
Пётр въехал в частично отделанный дворец в 1712 году и жил там каждое лето до самой смерти в 1725 году. Он занимал нижний этаж, а помещения второго этажа предназначались для его второй жены Екатерины I.
Сейчас здесь работает филиал Русского музея.
Где: Дворцовая наб., 2А
Фото: ratanews.ru
Меншиковский дворец – 1714 год
Первое каменное здание Петербурга предназначалось для первого губернатора города Александра Меншикова. Строительство дворца началось в мае 1710 года по проекту итальянца Джованни Фонтаны и немца Готфрида Шеделя.
В отличие от первых построек для императора, на Меншиковском дворце почему-то сильно не экономили. А внушительная коллекция предметов искусства только добавляла облику дворца штрихи великолепия.
Здесь не только жил Меншиков, но и женили несчастного царевича Алексея с принцессой Шарлоттой и будущую императрицу Анну Иоанновну с герцогом Курляндии Фридрихом Вильгельмом.
В сентябре 1727 года Меншиков подвергся опале за то, что неоднократно уличался в присвоении казённых средств. Он был лишён имущества, званий и наград, а затем – арестован и сослан с семьёй в Сибирь, где через полтора года умер. Губернаторский дворец перестал быть столь роскошным местом.
В конце 20-го века его отреставрировали, но внутреннее убранство не восстанавливали, а придумывали заново сотрудники Эрмитажа. В настоящее время дворец является филиалом главного музея Петербурга. Здесь находится экспозиция истории и культуры России петровского времени.
Где: Университетская наб., 15
Фото: Instagram / @ju_somkina
Благовещенская церковь Александро-Невской лавры – 1719 год
Самый старый сохранившийся храм Петербурга. Здесь похоронены члены императорской фамилии. Строить его должен был Трезини, но в итоге проект отдали Кристофу Конраду, который не довёл церковь до конца, – его на финальном этапе сменил Теодор Швертфегер.
Здание было выведено под кровлю к 1719 году, но отделочные работы продолжались ещё три года.
В верхнем двусветном этаже ранее размещалась церковь Александра Невского, куда в 1724 по велению Петра I были перенесены останки князя Александра Невского. Рака Александра Невского находилась здесь до 1790 года, а затем была перенесена в основной собор. Ансамбль лавры вырос как раз вокруг этого храма.
Где: наб. реки Монастырки, 1
Фото: wikipedia.org
Кунсткамера – 1734 год
В конце 17 века Пётр I отправился в Великое посольство в Европу. На страницах дневника, который приказал вести император, часто мелькает восклицание «зело дивно!». Есть запись и о новейшей науке анатомии: «Видел у доктора анатомию: вся внутренность разнята разно, – сердце человеческое, лёгкое, почки… Жилы, которые в мозгу живут, – как нитки…».
Вернувшись в Россию, царь начал обустраивать свой «кабинет редкостей». В коллекции были книги, приборы, инструменты, оружие, природные редкости, которые он приобретал во время путешествия.
Распорядившись перенести столицу России из Москвы в Петербург, Пётр также приказал перенести и «государев кабинет». Вся коллекция была размещена в Людских палатах при Летнем дворце. Помещение было названо на немецкий манер Кунсткамерой, то есть «кабинетом редкостей». Это событие произошло в 1714 году и стало считаться датой основания музея.
Во время своего второго посещения Голландии Пётр I посетил кабинет Альберта Себа. К этому времени у аптекаря возникла мысль продать свою коллекцию русскому царю, что они уже обсуждали в переписке. Всё собрание было куплено и перевезено в Петербург для Кунсткамеры.
Коллекция уродцев и чудес со всего света постепенно разрасталась, поэтому в 1718 году было решено построить отдельное здание под музей на стрелке Васильевского острова. Строительство закончили уже после смерти Петра I в 1734 году. Здесь, например, работал первый русский учёный-естествоиспытатель Михаил Ломоносов.
«Кто придёт с компанией смотреть редкости, то и угощать их на мой счёт чашкою кофе, рюмкою водки либо чем-нибудь иным», – говорил император.
За время возведения здание поменяло множество архитекторов, главным считается ученик Шлютера Христиан Маттарнови.
Где: Университетская наб., 3
Фото: Instagram / @sohi799799
Церковь Симеона и Анны – 1734 год
Пётр II перенёс столицу из Петербурга обратно в Москву, а Анна Иоанновна вернула обратно. Соимённая императрице церковь Симеона и Анны была заложена как раз в честь этого события.
Церковь строилась в период с 1731 по 1734 год архитектором Михаилом Земцовым, проходившего стажировку в Стокгольме, и его помощником Иваном Бланком. Стиль – «аннинское барокко». Архитекторы соединили черты русского церковного зодчества с приёмами западноевропейской архитектуры.
Это любимая церковь Анны Ахматовой и Иосифа Бродского, жившего неподалёку.
Где: Моховая ул., 48
Фото: globus.aquaviva.ru
Академия художеств – 1788 год
Пётр I хотел, чтобы в России были не только умные, но и культурные люди. Сначала была основана рисовальная школа при Санкт-Петербургской типографии. В официальных документах она именовалась «Академией».
За год до своей смерти Пётр I подписал указ «Об академии, в которой бы языкам учились, также прочим наукам и знатным художествам». Спустя десятилетия ожиданий и появилась Академия художеств.
Авторы величественного сооружения на Университетской набережной – Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот и Александр Кокоринов. Строительство здания началось в 1764 году по приказу Екатерины II. Строили больше 20 лет, а отделку интерьеров затянули до 1817 года.
Рядом со зданием можно заменить памятник основателю вуза графу Ивану Шувалову.
Где: Университетская наб., 17
Фото: Instagram / @kxukxukxu
первых построек Санкт-Петербурга и окрестностей. — Guide For You Tours
Петровское барочно-архитектурное направление, появившееся в 1703-1730 гг. Оно возникло на фоне увлечения Петра I голландским и немецким стилем строительства. Мы собрали 10 зданий в стиле петровского барокко, построенных в городе на Неве одними из первых.
Основными принципами петровского барокко являются рационализм, простота и уравновешенность. Внешне постройки петровского времени в основном представляют собой прямоугольные, симметричные постройки. Центральная часть иногда возвышается над основной линией здания и украшена портиком или скульптурой. Фасад чаще окрашен в красный цвет, а белым цветом на нем выделяются элементы архитектурных ордеров — как правило, это плоские русские «лопасти» или пилястры, а не классические колонны. Окна украшены наличниками с «ушками» по углам, на крыше — специальными проемами — люцернами.
Меншиковский дворец
Меншиковский дворец стал первым каменным зданием в новой российской столице. Его строительство длилось четыре года и было завершено к 1714 году. Проект дворца разработали архитекторы Джованни Мария Фонтана и Готфрид Иоганн Шадель. Это трехэтажное здание с мансардой долгое время было одним из самых роскошных в Петербурге. Здесь проходили торжественные обеды царской семьи и даже свадьбы князя Алексея с немецкой принцессой Шарлоттой Софией и Анны Иоанновны с Фридрихом Вильгельмом, герцогом Курляндским.
С дворцом связана городская легенда: Меньшиков, первый губернатор Санкт-Петербурга, должен был заплатить Петру двести тысяч рублей штрафа. Чтобы выплатить этот долг, он продал часть обстановки своего дворца. Петр Меньшиков пристыдил: «Если я в первый день приема найду здесь такую же бедность, несоответствующую твоему званию, то заставлю тебя заплатить еще двести тысяч рублей». Меншиков исполнил волю царя, и его дом вновь засиял богатым убранством.
Летний дворец Петра I
Летний дворец Петра I, построенный в 1710-1714 годах, явился образцом для строительства домов «зеленых знаменитых» особ. Разве что украшением фасада и внутренней планировкой Королевский дворец отличался от домов его сановников.
Двухэтажное каменное здание построено в голландском стиле Доменико Трезини. Фасады здания выглядят изысканно – их украшают терракотовые барельефы-иллюстрации сражений Северной войны, выполненные Андреасом Шлютером. Внутренняя планировка дворца проста — всего четырнадцать небольших комнат и две кухни. Современники сочли дворец непригодным для царской резиденции, один из послов назвал его «жалким домом, совсем несоизмеримым со всем остальным». По его словам, Летний дворец был «настолько тесно, что состоятельный вельможа, наверное, не захотел бы в нем поместиться». После смерти Петра во дворце жили как члены императорской семьи, так и царские сановники.
Петропавловский собор
Петропавловский собор, строительство которого началось в 1712 году на месте одноименной деревянной церкви в 1703 году, долгое время был самым высоким зданием России. Высота колокольни, с которой началось строительство, составляла 122,5 метра. В то же время, по преданию, шпиль колокольни Петр велел соорудить над тем местом, где был погребен князь Алексей, «чтобы крамола никогда не поднималась от земли и не распространялась на Русь» (князь Алексей, сын Петр I был обвинен в государственной измене). Петропавловский собор сильно отличается от традиционных русских церквей: это вытянутое здание с очень сдержанными фасадами, которые оформляют только плоские колонны — пилястры и рамы с херувимами. Петропавловский собор был первым русским храмом, построенным в тенденциях западноевропейского зодчества.
Кикины палаты
Кикины палаты — один из старейших частных домов Санкт-Петербурга. Свое название он получил по имени первого владельца — Александра Васильевича Кикина, соратника Петра I. Его положение при дворе позволило построить роскошный дом, чем-то напоминающий большой дворец в Петергофе. После того, как Кикин, обвиненный в измене, был казнен, в палатах разместили тогда еще не имевшую собственного здания петровскую Кунсткамеру и личную библиотеку царя.
Под Кикиным палаты были одноэтажными (они были построены по проекту самого Шлютера), позже был надстроен второй этаж. В 1733 году, когда поблизости появились казармы для Кавалерийского полка, в палатах разместились лазарет и канцелярия. Большой зал был переделан в полковой храм — посреди палат стояла деревянная колокольня с куполом и крестом. В XIX веке здание несколько раз перестраивалось. Сейчас палаты выглядят так же, как в Кикине — после войны здание, сильно пострадавшее от обстрелов, реконструировали в формах петровского барокко.
Монплезир
Петр I был известен отсутствием элегантности, а иногда даже пренебрежением к роскоши, поэтому его дворец в Петергофе, именуемый «Монплезир», или «Мое удовольствие», имеет мало общего с дворцами других европейских монархи. Небольшое здание было построено по чертежам короля архитекторами Андреасом Шлютером и заменило архитектора после его смерти Иоганном Фридрихом Браунштейном. Фасад одноэтажного здания из красного кирпича выполнен в голландском стиле.
Если снаружи Дворец выглядит очень сдержанно и скромно, то в создании интерьеров Петр I отошел от их аскетических правил: мраморные полы, стены, дубовые панели, потолки с росписью, богатая коллекция живописи и произведений искусства.
Монплезир никогда не перестраивался, его внутреннее убранство не менялось — дворец сохранился как память о первом российском императоре. Он любил его, особенно за прекрасный вид на Финский залив, открывающийся с террасы.
Троицкий Александро-Невский монастырь
Александро-Невская лавра была основана в 1710 году на месте победы Александра Невского над шведами. Этот символизм был очень важен для Петра-Москвы и его святой Георгий должен был что-то противопоставить, а будущий монастырь он видел главным русским монастырем. На сегодняшний день старейшей церковью монастыря, вокруг которой был построен монастырь, является Благовещенская (1717-1724 гг.). Автором проекта был Доменико Трезини. Он построил прямоугольное здание, фасад которого скромно украшен пилястрами и лепниной. Храм завершает граненый купол, установленный на световом фонаре. Впоследствии в этой церкви хоронили членов императорской семьи и царских сановников.
Кунсткамера и Академия наук
Петр I после поездки в Голландию и Англию загорелся идеей создания собственной Кабинет редкостей, или на немецкий манер — Кунсткамеры. Он систематически приобретал как отдельные предметы, так и целые коллекции. Вскоре эта коллекция потребовала отдельного здания. В 1718 г. на стрелке Васильевского острова был заложен «дом Санкт-Петербургской Академии наук, Библиотека и Кунсткамера».
По преданию, место для строительства музея выбрал лично Петр I. Он увидел необычную сосну: «Этот срез достоин внимания на суку в ней в толщину человеческой руки, которая, подрастая из одного места и изгибаясь полукругом, наконец вросла в другое на расстоянии 1 аршина и 10 верст от своего истока». .» Первые наброски музея были сделаны Андреасом Шлютером, а после его смерти их доработал Георг Маттарнови. Петр был настолько заинтересован в строительстве Кунсткамеры, что пожертвовал на него так называемые кабинетные (то есть свои личные) средства. До середины XIX века в башне Кунсткамеры располагалась первая в России астрономическая обсерватория. На вершине башни сначала планировалось сделать флюгер, но затем было решено установить там армиллярную сферу, представляющую собой модель Солнечной системы.
Дворец Марли
Небольшой двухэтажный дворец, расположенный в западной части Нижнего парка Петергофа, получил свое название в честь резиденции Людовика XIV Марли Ле Руа. Двухэтажный дворец решили делать не сразу: сначала Петр приказал возвести одноэтажное здание, а уже когда его заложили под крышу, было решено возвести второй этаж. Марлей стал первым российским зданием с коридорной системой планировки — системой изолированных помещений, соединенных одной галереей. В Марли приехали члены царской семьи — Екатерина I, Анна Петровна с мужем, герцог Голштинский, Николай I и Александра Федоровна. Здание использовалось также как место для хранения личных вещей Петра I — одежды, посуды, дипломатических подарков и картин. Часть экспонатов и сегодня можно увидеть в музейной экспозиции в залах Марли.
Павильон Эрмитаж
Эрмитаж построен в соответствии с тогдашней модой на так называемые приюты отшельников. Автором проекта был Иоганн Браунштейн, начавший строительство в 1721 году и завершивший его после смерти Петра I. Вокруг здания на средневековый манер вырыли ров, через который был переброшен разводной мост.
В нижнем этаже Эрмитажа находились хозяйственные помещения — кладовая, кухня, буфет, оттуда на специальных лифтах на второй этаж доставлялась еда. Гости также поднимались на подобии кресла-подъемника. Однако после того, как Павел I посетил Эрмитаж и один из тросов оборвался, было решено построить лестницу.
Здание государственных коллегий
В 1718 году Петр I принял закон об учреждении государственных коллегий. Вскоре им понадобилось отдельное здание. Архитекторы Доменико Трезини и Теодор Швертфегер начали строительство на Васильевском острове в 1722 году. Петр I распорядился, чтобы все коллегии располагались в отдельных зданиях, но каждое из них можно было пройти по одному — Трезини разработал план, согласно которому каждое здание имело свой отдельный вход, был перекрыт отдельной крышей, но все колледжи были соединены в единую 400-метровую композицию. Архитектор создавал проект под впечатлением от обмена в Копенгагене, где он жил до переезда в Петербург.
Интересно и расположение дома — перпендикулярно набережной. С этим фактом связана городская легенда: строительство дома Петр I перед отъездом из Петербурга поручил Меншикову. В благодарность за службу он пообещал отдать имению Меншикова всю оставшуюся после постройки землю. Придворный рассудил, что если здание расположить вдоль набережной, то земли останется совсем немного, поэтому решил поставить его таким необычным образом. Конечно, Петр I, увидев это, пришел в ярость, но ничего не мог поделать.
Здание не соответствовало своему назначению. При Анне Иоанновне центр города был перенесен в сторону Адмиралтейства, куда постепенно переместились и Коллегии. Сейчас здание находится в Санкт-Петербургском государственном университете.
В каких городах стоят памятники Петру I? Какие самые известные из них? Памятник Петру I
Памятник «В ознаменование 300-летия Российского флота» или памятник Петру I работы Зураба Церетели был официально открыт ровно 15 лет назад.
98-метровая работа Церетели стала одним из самых высоких памятников в России и в мире. Ей уступает даже Статуя Свободы в Нью-Йорке. Пожалуй, памятник Петру стал одним из самых тяжелых. Скульптура, каркас которой изготовлен из нержавеющей стали, а детали облицовки из бронзы, весит более 2000 тонн. Памятник состоит из трех частей: постамента (нижняя часть памятника), корабля и фигуры Петра. Все детали собирались отдельно. А на создание памятника у скульптора ушло чуть меньше года.
Статуя была установлена на искусственном острове с помощью 120 монтажников. Данные о суммах, потраченных на работу, разнятся. Неофициальные источники утверждают, что стоимость возведения бронзового короля составляет около 20 миллионов долларов. Из официальных источников известно, что на установку памятника было потрачено 100 млрд рублей, то есть 16,5 млн долларов.
По данным СМИ, это уникальное инженерное сооружение изначально было памятником Колумбу, который автор хотел продать в Испанию, США и страны Латинской Америки к 500-летию открытия американского континента. Однако предложение скульптора никто не принял.
По мнению специалистов в области морской истории, при создании памятника было допущено несколько неточностей. Ростеры — трофеи с вражеских кораблей — выставлены некорректно. На памятнике ростры увенчаны Андреевским флагом, так получается, что царь Петр воевал против собственного флота. По правилам на корме вывешивается Андреевский флаг. Интересно, что это правило выполняется только на корабле, на котором стоит Петр.
Опровергнуто и официальное название памятника — «В ознаменование 300-летия Российского флота». Памятник не мог иметь такого названия, во-первых, потому что 300-летие Российского флота отмечалось за год до открытия памятника. Кроме того, в 1995 года моряки за подписью исполняющего обязанности главнокомандующего ВМФ адмирала Селиванова просили установить памятник труду в Москве в честь праздника народного артиста академика Льва Кербеля.
Сразу после завершения монтажных работ памятник не понравился за внешний вид, за огромные размеры, за неудачное расположение и за то, что гигантский монумент не представлял никакой ценности для города. Под лозунгом «Вы здесь не стояли» собирались подписи против установки памятника. Согласно многочисленным опросам общественного мнения, проведенным в 1997, более половины москвичей были против памятника. Споры долго не утихали. Бороться с памятником пытались не только на чиновничьем уровне. Ходят слухи, что сначала памятник даже пытались взорвать. Позднее, в 2007 году, появился проект, авторы которого предложили накрыть памятник стеклянным кожухом. В том же году были собраны пожертвования на демонтаж памятника. Однако собрать удалось не более 100 тысяч рублей. После отставки мэра Москвы Юрия Лужкова памятник Петру предлагали перенести в Петербург, но от такой щедрости отказались, заявив, что в городе уже есть один памятник царю работы Церетели.
На сторону недовольных граждан встали и иностранные организации. Так, в 2008 году памятник Церетели занял десятую позицию в списке самых уродливых зданий мира по версии сайта «Виртуальный турист».
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников
Астрахань, Азов, Таганрог, Санкт-Петербург, Махачкала, Полтава, Архангельск, Воронеж, Тула, Калининград, Петрозаводск — это только те, что я знаю и помни.
Действительно, как правильно было сказано выше, памятники Петру I (для кого-то царь-реформатор, а кто-то считает чуть ли не антихристом) установлены в десятках городов Европы и Азии.
В дополнение к сказанному хотелось бы сказать о скульптуре Российского императора в Выборге, спроектированной и отлитой известным мастером Леопольдом Адольфовичем Бернштамом в 1910 году, в ознаменование взятия города русскими войсками.
Интересна история памятника Петру I, созданного скульпторами А. Бутаевым и В. Звоновым и установленного в 2008 г. в г. Сочи, который, вероятно, был изготовлен в Минске из глубокого чувства интернационализма. .
Не забыли о Великом посольстве и молодом уряднике Преображенского полка Петре Михайлове, который интересовался всем и Западной Европой. Например, в Брюсселе бюст короля установлен прямо в самом королевском парке.
И даже в Лондоне известный скульптор Михаил Михайлович Шемякин увековечил Петра I, на берегу Темзы в Дептфорде, в районе, где по историческим источникам останавливалось посольство в 169 г.8.
Петр Великий — очень значимая фигура в истории России. Он много сделал для нас.
Например, построил флот, которого никогда не было у России, привез картошку из-за границы.
Этот великий правитель известен и многими другими вещами.
Где установлены памятники Петру 1?
- Москва.
- Санкт-Петербург.
- Архангельск.
- Нижний Новгород.
- Петрозаводск.
- Таганрог.
И во многих других городах.
Петр Великий настолько великий человек и государственный деятель, что памятник можно считать большой честью для города.
В России много городов с памятниками первому императору, они стоят в Санкт-Петербурге, Риге. Таганрог, Петрозаводск и другие. В 2014 году в Нижнем Новгороде установлен памятник Петру.
В городе Петрозаводске, основанном Петром Великим, установлен памятник последнему царю всея Руси и первому императору всероссийскому Петру Первому. Находится в центре Петровского парка.
28 апреля 1912 года в Туле на улице Советской также установлен памятник Петру I. Памятник находится перед Оружейным заводом, построенным по указу императора.
Слева от центральной аллеи на территории Петропавловской крепости установлен памятник Петру. Он был открыт в 1991 году. Он выполнен по образу восковой фигуры Петра Великого из Зимнего дворца. Памятник в точности повторяет позу и композицию «Воскового человека».
Петр Великий внес неоценимый вклад в развитие России. Поэтому каждый город России борется за право быть украшенным памятником, восхваляющим Государя Всея Руси.
Заслуженные такие города — Санкт-Петербург, Москва, Астрахань, Воронеж, Петрозаводск, Тула, Таганрог, Самара, Петрозаводск, Калининград.
Памятник «Медный всадник» подарен Екатериной II.
Там не забыт Петр, внесший неоценимый вклад в развитие России. Только в Петербурге, помимо самого знаменитого Медного всадника, которого сразу вспоминают при ответе на этот вопрос, ему поставлено около 14 памятников. Памятник в Москве (скульптор Церетели) очень известен. В России памятников гораздо больше во многих городах и даже деревнях: в Таганроге, Кронштадте, Выборге, Нижнем Новгороде, Сочи, Воронеже, Архангельске.
Пожалуй, самый известный на сегодняшний день памятник Петру I стоит в Москве и посвящен 300-летию Российского флота, этот величественный монумент на экранах уже более 15 лет:
Несомненно, каждый знает памятник Петру в Санкт-Петербурге, ведь это и символ города, и даже символ Ленфильма, киностудии, которая уже более века дарит нам свои замечательные фильмы. Другое название этого памятника – Медный всадник, увековеченный Пушкиным в его знаменитой поэме.
Памятники Петру Первому в г. Калининград, Киров, Воронеж, Самара, Махачкала и многие другие города. Даже Антверпен не остался в стороне и увековечил великого русского императора:
Памятников Петру 1 установлено множество в разных городах России и не только. Нарпимер: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Воронеж, Тула, Архангельск, Самара, Азов, Калининград, Махачкала, Петрозаводск, Астрахань, есть памятник в Полтаве и других городах.
Петр Первый довольно известная личность и памятников ему немало по всей России. Памятники Великому Государю установлены в следующих городах:
Астрахань.
Санкт-Петербург.
Архангельск.
Нижний Новгород.
Петрозаводск.
Таганрог.
Памятников Петру Первому в России очень много. Из того, что удалось найти, перечислю следующие города — Санкт-Петербург, Москва, Азов, Астрахань, Петрозаводск, Воронеж, Тула, Таганрог, Липецк, Самара, Полтава. Махачкала, Архангельск, Калининград.
Липецк, Воронеж, Москва, Тула, Калининград, Сочи, Минск, Нижний Новгород, Самара, Лондон.
Нет, пожалуй, правителя, более достойного многовековой памяти соотечественников, чем Москва, созданная по проекту известного скульптора З. Церетели, считается одним из самых противоречивых творений автора.
Дискуссии вокруг этого памятника не утихают вот уже полтора десятилетия, он вызывает множество различных мнений. С точки зрения художественной ценности трактуется по-разному. Несмотря на это, как образец инженерного искусства он уникален.
Описание памятника
Памятник Петру Первому в Москве расположен на железобетонном острове, созданном специально для его установки. Несущая основа конструкции выполнена из нержавеющей стали в виде рамы, на которую установлена бронзовая облицовка. Фигура Петра, корабль и нижний сегмент монумента собирались отдельно и только после этого выстраивались на заранее подготовленном общем постаменте.
Корабль имеет особую конструкцию. Они сделаны из металлических тросов, соединенных друг с другом и раскачивающихся при дуновении ветра. Другими словами, ребята сделаны как настоящие.
Памятник облицован высококачественной бронзой, защищающей его от разрушительных воздействий. Внешняя среда. Фигурка императора покрыта специальным лаком для дополнительной защиты, что способствует сохранению цвета.
Паруса корабля полые, чтобы облегчить верхнюю часть монумента. В их основе легкий вес. Все крепления памятника выполнены из нержавеющей стали для предотвращения коррозии. Внутри памятника находится лестница, предназначенная для реставраторов, установленная для оценки внутреннего состояния конструкций.
Как уже было сказано, бронзовый король стоит на искусственном острове. Для имитации движения корабля на волнах в основаниях острова оборудованы фонтаны. При взгляде на композицию кажется, что корабль рассекает волны.
История создания
В мировой культуре известно немало случаев, когда необычные или странные скульптурные композиции прославляли своих героев и авторов. Например, памятник Вацлаву на дохлой лошади, расположенный в центре Праги, пьедестал Хаддингтона, изображающий врезавшуюся в крышу дома акулу, или всем известный брюссельский писающий мальчик. Памятник Петру I в Москве точно так же может похвастаться собственной привлекательностью и вошел в десятку самых «несимпатичных» зданий мира.
Памятники в других городах
Царь Петр оставил величайший след в истории нашего Отечества как незаурядный реформатор, правитель, полководец и, несомненно, великий деспот. Памятниками Петра славятся не только Москва и Санкт-Петербург.
Памятники Петру есть в Калининграде, Воронеже, Выборге, Махачкале, Самаре, Сочи, Таганроге, Липецке и даже в городах Европы — Риге, Антверпене, Роттердаме, Лондоне.
Нескольких томов мало, чтобы рассказать о том, как много Петр 1 сделал для России. Памятник в Москве и других городах сохранит облик величайшего из российских монархов на многие десятилетия.
Несколько слов об авторе
А художник Зураб Константинович Церетели родился в городе Тбилиси, в 1934 году, за три дня до Рождества. Высшее образование он получил в Академии художеств города Тбилиси. Затем учился во Франции, где познакомился с выдающимися живописцами — Шагалом и Пикассо.
60-е годы в жизни скульптора ознаменовались началом активной деятельности в монументальном жанре. Одним из известных детищ Церетели считается «Петр 1» — памятник в Москве. Его работы известны не только в России и странах СНГ.
Скульптуры Церетели есть в Америке («Слеза печали», «Добро побеждает зло»), Великобритании («Разрушь стену недоверия»), Испании («Победа»).
Вот, сам хотел сделать обзор памятников Петру I.
Сегодня они из городов России в Санкт-Петербурге (много), Архангельске, Астрахани, Балтийске, Бийске, Великом Новгороде, Воронеже, Выборге, Калининграде, Липецк (два), Москва, Нижний Новгород, Оренбург, Переславль-Залесский, Петрозаводск, Сочи, Таганрог, Тула, Шлиссельбург, плюс бюсты в Махачкале, Екатеринбурге.
В советское время, до «реабилитации» Петра Великого в 1937 году, успели снести почти все существующие, кроме Медного Всадника и Воронежа. Потом стали восстанавливать, еще при Сталине.
Так, в Петрозаводске памятник открыт в 1873 г., демонтирован в 1918 г., восстановлен в 1940 г.
В Архангельске памятник установлен в 1914 г., снесен в 1920 г., восстановлен в 1948 г.
В Выборге и Воронеже памятники Петру были разрушены иноземными захватчиками, но восстановлены в 19 в.50-е годы.
Но самая невероятная история произошла с Петром в Таганроге, где в довоенное время памятник сначала убрали с глаз долой, затем в 1940 году перенесли на оконечность мыса, затем в 1943 году торжественно открыли немцы (!) в центре города, затем после освобождения был разобран советскими властями (!), но в 1948 г. вновь восстановлен. Всего, по исследованиям таганрогского краеведа М.С. Киричек, памятник Петру I 12 раз переносили с места на место!
Оригинал взят из мамлас в Петре I в скульптуре
Подробнее о
Питер Коппер
Правители Российской империи
5 сентября 1997 года в Москве был открыт памятник императору Петру I. Одна из самых скандальных скульптур столицы обошлась в 16,5 млн долларов (по курсу 1997 года — 100 млрд рублей) и вызвала протест москвичей, но композиция до сих пор возвышается над Москвой-рекой. Другие памятники Петру I по всей России были снесены и свергнуты, а в бельгийском Антверпене бронзовая статуя российского императора стоит вопреки запрету. История скульптур, посвященных последнему царю и первому императору, — в фотогалерее «Коммерсанта». На эту тему: Мифы и факты о Медном всаднике
Самая известная скульптура, изображающая Петра I, установлена на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Открытие Медного всадника (скульптор Этьен Фальконе) состоялось в 1782 году. В обсуждении проекта приняли участие императрица Екатерина II, французские мыслители Вольтер и Дидро. По задумке памятник символизирует победу цивилизации, разума, воли человека над живой природой, которую олицетворяет постамент. Для него в окрестностях Конной Лахты был вырыт Громовой камень, на его месте до сих пор есть водоем, именуемый Петровским прудом.
2. Фото: Павел Смертин
Памятник Петру I на искусственном острове на Москве-реке установлен 5 сентября 1997 года. Официальное название конструкции «В ознаменование 300-летия Российского флота». .» По официальным данным, на строительство гигантской скульптуры было потрачено 16,5 млн долларов (по курсу 1997 года — 100 млрд рублей) по курсу 1997 года. Сооружение стало одним из самых высоких памятников в России: высота мачты корабля 98 м, статуя императора 18 м. СМИ писали, что статуя Петра — это переделанная статуя Колумба, которую Зураб Церетели не смог продать в США, Испанию и страны Латинской Америки. В Москве архитекторы провели несколько акций против установки скульптуры под лозунгами «Вы здесь не стояли» и «Долой царя».
3. Фото: Сергей Субботин
Памятник Петру I в Петропавловской крепости установлен в 1991 году. Скульптора Михаила Шемякина вдохновила восковая статуя императора, которую создал итальянец Бартоломео Франческо Растрелли. (ныне хранится в Эрмитаже). Голова Петра — точная копия скульптуры Растрелли, а пропорции тела увеличены в полтора раза — это создает эффект гротеска, уверен Шемякин.
4. Фото: Юрий Кавер
Памятник Петру I в Архангельске установлен в 1914 году по проекту скульптора Марка Антокольского, постамент изготовлен монахами Соловецкого монастыря. В 1920 году скульптуру снесли как «металлическое изображение гидры капитализма», и она пролежала 13 лет на набережной Северной Двины. В 1948 году памятник был отреставрирован, с 1997 года скульптура изображена на банкноте в 500 рублей. (500 000 рублей до 19номинал 98).
5. Фото: Хайме Сильва
В 1918-1930 годах большинство памятников Петру I в России было снесено под предлогом «незначительной художественной ценности». Однако некоторые скульптуры имели копии за границей — как статуя Царя-плотника. Первоначальный памятник был установлен на набережной Невы 27 июня 1909 года, а через год аналогичный памятник по проекту скульптора Леопольда Бернштама появился в голландском Заандаме. В 1996 году благодаря этой копии скульптура короля, делающего лодку, вновь появилась в Санкт-Петербурге, на старом месте.
6. Фото: Мюррей Хоу
Царь-плотник был частью ансамбля, вторая скульптура которого — «Петр Великий, спасающий рыбаков близ Лахты» — была установлена в Санкт-Петербурге годом позже. Сюжет памятника основан на легенде о гибели императора — по одной из версий, Петр, возвращаясь из поездки в Шлиссельбург осенью 1724 года, увидев севшую на мель у Лахты лодку с рыбаками, начал спас их и простудился, отчего и умер. Скульптура до сих пор не отреставрирована, а ее макет, созданный Леопольдом Бернштамом, хранится в Музейном комплексе «Петергоф».
7.
В бельгийском Антверпене законодательно запрещено устанавливать памятники политикам, единственным исключением стала бронзовая статуя Петра I (скульптор Георгий Франгулян), которая была возведена в 1998 году. Композиция из фигуры императора и диска, символизирующий карту мира, установлен напротив аббатства Святого Михаила, где в 1717 году останавливался Петр. По задумке скульптора, одно плечо монумента на 20 см больше другого, что придает монументу динамичность.
8.
Петровский парк в Выборге Ленинградской области) установлен еще один памятник Петру I Бернштаму. Открытие состоялось в июне 1910 года по случаю 200-летия взятия города русскими войсками. После провозглашения независимости Финляндии в апреле 1918 года финские войска заняли Выборг и сбросили статую с пьедестала. Памятник планировалось отправить на металлолом в Германию, но сделка не состоялась. Во время советско-финляндской войны 1939-1940 г. памятник императору вернули на прежнее место, но уже летом 1941 г. финны вновь повалили статую – на этот раз ей оторвали голову. В 1954 году бронзовый памятник вернулся на то место, где стоит до сих пор.
9. Фото: Н. Козловский
В 1903 году в Таганроге был открыт памятник Петру I как основателю города (скульптор Антокольский). Скульптуру установили на пожертвования горожан, свои деньги вложил и писатель Антон Чехов. «Этот памятник, лучше которого Таганрогу не дал бы даже всемирный конкурс, о лучшем и мечтать нельзя. У моря будет и живописно, и величественно, и торжественно, не говоря уже о том, что статуя изображает настоящего Петра, и притом Великого, блестящего, полного великих мыслей, сильного», — писал Чехов своим друг, врач Павел Иорданов.
15.02.2016
Медный всадник — памятник Петру Первому (Великому) в Санкт-Петербурге, расположенный на Сенатской площади. Если спросить у петербуржцев, какое место они считают сердцем города, многие, не задумываясь, назовут именно эту достопримечательность Петербурга. Памятник Петру I окружен зданиями Синода и Сената, Адмиралтейства и Исаакиевского собора. Десятки тысяч туристов, приезжающих в город, считают своим долгом сфотографироваться на фоне этого памятника, поэтому здесь практически всегда многолюдно.
Памятник Петру Первому в Санкт-Петербурге — история создания. В начале шестидесятых годов 18 века Екатерина II, желая подчеркнуть свою преданность петровским завещаниям, приказала воздвигнуть памятник великому реформатору Петру I. Для выполнения работ она по совету своего друга Д. Дидро пригласил французского скульптора Этьена Фальконе. В середине осени 1766 г. он приехал в Петербург, и работа закипела.
В самом начале проекта возникли разногласия в видении будущего памятника Петру Великому. Его появление императрица обсуждала с великими философами и мыслителями того времени Вольтером и Дидро. У всех было разное представление о построении композиции. Но скульптору Этьену Фальконе удалось убедить могущественного правителя и отстоять свою точку зрения. По замыслу скульптора, Петр Великий будет символизировать не только великого стратега, одержавшего множество побед, но и величайшего творца, реформатора и законодателя.
Скульптор Этьен Фальконе изобразил Петра Великого в виде всадника, одетого в простые одежды, характерные для всех героев. Петр 1 сидит на вздыбленном коне, покрытом медвежьей шкурой вместо седла. Это символизирует победу России над дремучим варварством и ее становление как цивилизованного государства, а протянутая над ней ладонь указывает на то, под чьим покровительством она находится. Постамент, изображающий скалу, на которую взбирается медный всадник, говорит о трудностях, которые пришлось преодолеть на пути. Змея, запутавшаяся под задними ногами лошади, изображает врагов, пытающихся помешать продвижению вперед. Работая над макетом, скульптор не мог уложиться в голове Петра, его ученик блестяще справился с этой задачей. Фальконе поручил работу над змеей русскому скульптору Федору Гордееву.
Для осуществления столь грандиозного замысла нужен был соответствующий постамент. Долгое время поиски подходящего камня для этой цели не приносили результатов. Пришлось обращаться к населению через газету «Санкт-Петербургские ведомости» за помощью в поисках. Результат не заставил себя долго ждать. Недалеко от села Конская Лахта, что всего в 13 километрах от Петербурга, крестьянин Семен Вишняков давно обнаружил такую глыбу и намеревался использовать ее в своих целях. Он получил название «Громовой камень» из-за того, что неоднократно подвергался ударам молнии.
Найденный гранитный монолит весом около 1500 тонн восхитил скульптора Этьена Фальконе, но теперь перед ним встала непростая задача перевезти камень в Санкт-Петербург. Пообещав награду за удачное решение, Фальконе получил множество проектов, из которых выбирался лучший. Были построены подвижные желобообразные рельсы, в которых находились шарики из медного сплава. Именно по ним двигалась гранитная глыба, погруженная на деревянную платформу. Примечательно, что в яме, оставшейся после добычи «Громового камня», скапливались грунтовые воды, образовав резервуар, сохранившийся до наших дней.
Дождавшись холодов, приступили к транспортировке будущего постамента. В середине осени 1769 года процессия двинулась вперед. Для выполнения задания были привлечены сотни человек. Среди них были каменщики, которые, не теряя времени, выполняли обработку каменного блока. В конце марта 1770 года пьедестал был доставлен к месту погрузки на корабль, а через полгода прибыл в столицу.
Создание памятника «Медный всадник».
Медный всадник, памятник Петру Великому в Санкт-Петербурге, задуманный скульптором Фальконе, был настолько грандиозным по размерам, что приглашенный из Франции мастер Б. Эрсман отказался отлить его. Сложность заключалась в том, что скульптуру, имевшую всего три точки опоры, нужно было отлить так, чтобы максимально облегчить фасад. Для этого толщина бронзовых стенок не должна превышать 10 мм. На помощь скульптору пришел русский литейщик Емельян Хайлов. Во время отливки случилось непредвиденное: лопнула труба, по которой раскаленная бронза поступала в форму. Несмотря на угрозу жизни, Емельян не бросил работу и сохранил большую часть статуи. Пострадала только верхняя часть памятника Петру Первому.
После трехлетней подготовки был проведен второй кастинг, который оказался вполне успешным. В ознаменование успеха французский мастер оставил среди многочисленных складок плаща надпись: «Вылеплен и отлит Этьеном Фальконе, парижанином 1778 года». По неизвестным причинам отношения между императрицей и мастером разладились, и он, не дожидаясь установки медного всадника, покинул Россию. Руководство принял Федор Гордеев, с самого начала участвовавший в создании скульптуры, и 7 августа 1782 года был открыт памятник Петру Великому в городе Санкт-Петербурге. Высота памятника составила 10,4 метра.
Памятник Петру Великому «Медный всадник» сразу полюбился петербуржцам, оброс легендами и анекдотами, став популярным сюжетом в литературе и поэзии. одной из поэзий он обязан своим нынешним названием. Это был «Медный всадник» Александра Сергеевича Пушкина. Среди горожан бытует поверье, согласно которому одному майору во время войны с Наполеоном приснился сон, в котором к нему обратился Петр Великий и сказал, что, пока памятник стоит на своем месте, никакие беды Петербургу не грозят. Услышав этот сон, император Александр I отменил предстоящую эвакуацию памятника. В трудные годы блокады памятник тщательно укрывали от бомбежек.
За годы существования памятника «Медный всадник» в Санкт-Петербурге неоднократно проводились реставрационные работы.