Архитектурные стили москвы: как разобраться в десяти стилях за одну прогулку – Москва 24, 05.05.2016

Содержание

как разобраться в десяти стилях за одну прогулку – Москва 24, 05.05.2016


Некоторые улицы Москвы – настоящие учебники по архитектуре. Внимательно глядя на здания и сравнивая детали, можно за одну прогулку прокачать зрение и начать разбираться в разных стилях. Чтобы убедиться в этом, корреспондент m24.ru прогулялась с историком архитектуры Дмитрием Беззубцевым по Рождественке и попросила научить «читать» дома. Мы разобрали десять зданий и десять стилей, часто встречающихся в Москве, и составили архитектурный гид.

Куда смотреть и что видеть

В Древней Греции и Риме в эпоху античности были созданы каноны, объясняющие, как построить красивое, пропорциональное здание: как его разбивать на части, какие использовать колонны. Этот язык позже назовут классикой. Классические приемы окажутся актуальными для многих последующих стилей.

Внимательно глядя на здания Рождественки, мы будем задавать себе несколько вопросов. Какие из классических принципов здесь используются? Они просто цитируются или трансформируются? Чем здание отличается от классики, что в нем нового, оригинального? Ответы на эти вопросы помогут определить архитектурный стиль.

Дмитрий Беззубцев

Историк архитектуры

1. Сталинская архитектура. Центральный детский магазин

На примере Центрального детского магазина мы можем рассмотреть, какие отличительные черты есть у сталинской архитектуры. Она всегда опирается на классику, в ней обязательно будут цитаты. Цитата – это использование элемента или принципа из прошлого стиля без изменений, можно провести параллель с цитатой в литературе. Например, нижняя часть облицована гранитом, за счет чего выглядит очень массивно. Средняя часть отделана рустом (рельефная, выпуклая облицовка стены – прим. m24.ru), и смотрится легче, чем гранитный низ, но массивнее верха. У здания есть четкое завершение – карниз. А также четкое разбиение по вертикали и горизонтали – большие арки в несколько этажей и горизонтальный валик над ними. Все это – классические принципы.

Фотогалерея

1 из 3


А что здесь нового, привнесенного временем? Это, во-первых, большой масштаб – он сразу говорит, что здание построено в XX веке. Во-вторых, современный материал, который активно использовался в сталинской архитектуре, особенно в 1950-х. Это керамическая плитка, по виду похожая на камень с его несколько неоднородным цветом и градиентами. В-третьих, индустриальность, которая еще не стала типовым крупнопанельным строительством, но уже ушла от ручных приемов. Это хорошо видно на карнизе. В дворянской Москве такой карниз был бы сделан вручную из гипса или вырезан из камня, что долго и дорого. А здесь он набран из типовых элементов, сделанных на заводе. Эта индустриальность – черта поздней сталинской архитектуры.

Фото: m24.ru/Лидия Широнина

2. Эклектика, неоклассика. Отель Savoy

Эклектика – эпоха, в которой возник интерес к истории архитектуры. Стали изучаться все существующие стили, и стало возможно и интересно комбинировать элементы разных стилей в одном здании – то есть, по сути, цитировать. В Москве к эклектике относится большинство зданий XIX века и многие начала XX-го. В ней выделяются отдельные направления, например, неоклассика. Большая часть Москвы до XIX века строилась в стиле классицизм, а раз эклектика цитирует – она будет заимствовать черты именно этого стиля.

Посмотрим на гостиницу Savoy. Здесь, как и в Центральном детском магазине, можно найти классические приемы:

  • принцип «тяжелый низ, легкий верх»,
  • разбивка по ярусам,
  • карниз,
  • колонны правильной пропорции,
  • античные маски на замковых камнях,
  • термальные окна (полукруглые окна, посередине разбитые стойками – прим. m24.ru).

Однако отметим, что здесь есть черты, к античности не имеющие отношения – маски египетских фараонов, изображения дракончика и крылатых танцующих девушек. Эклектика может себе позволить совмещать цитаты из классики с чем-либо еще.

Фотогалерея

1 из 4


Теперь посмотрим, что отличает здание от классики, и почему это все-таки здание начала XX века в неоклассическом стиле? Например, два первых этажа – в рустовке, но на нижнем она лишь слегка обозначена, что противоречит канонам. Дело все в том, что Savoy строился в век капитализма, когда на первых этажах стало выгодно делать витрины. А массивный руст может отвлекать прохожих от созерцания, поэтому акцент с него снимается. Металлический легкий козырек на входе тоже отсылает нас к началу века промышленности. В это время активнее используется металл, и он позволяет создавать тонкие, искусные элементы. Однако привычки сложно изменить, и у металлических колонн все равно делают капители, хоть, в отличие от каменных колонн, технически они уже не нужны.

Фотогалерея

1 из 2

3. Модерн. Бывший доходный дом братьев Джамгаровых

Модерн можно определить по нескольким признакам. Во-первых, он создает новые линии и формы. Даже когда цитирует, все равно делает это абсолютно по-новому. Давайте посмотрим на дом №7. Здесь есть карниз и колонны, и мы помним, что они – явление классическое. Но здесь карниз оригинальной, закругленной формы. А колонны совсем тоненькие, оригинальной пропорции, да и украшены подсолнухом. Здесь есть классическая, казалось бы, филенка (углубление на фасаде, обычно прямоугольное – прим. m24.ru). Но она сливается со стеной, не имеет окончания. Так никогда бы не сделала классика, архитектор модерна сам придумывает эти линии и приемы.

Фотогалерея

1 из 3


Второй важный принцип модерна – технологичность. Этот стиль не стесняется металла и показывает его на фасаде. Плюс металл позволяет создавать новые формы – например, большие остекления. В этом здании интересна витрина на первом этаже. С одной стороны, она имеет форму эркера (часть помещения, выступающая за линию фасада – прим. m24.ru). Но здесь она не выдается вперед, а утоплена на одном уровне со стеной.

4. Эклектика, неоренессанс. Бывший Московский международный торговый банк

Интересно разобрать дом № 8/15, здание бывшего Московского международного торгового банка. Большинство деталей в его оформлении – цитаты из итальянского Ренессанса, но немного гипертрофированные. Когда речь идет о слегка переработанных цитатах – это эклектика. Но, если приглядеться, мы увидим, что здесь эклектика начинает фантазировать и ощутимо менять цитируемые формы.

Фото: m24.ru/Лидия Широнина

Например, карниз. Он должен быть четкой горизонтальной линией, но здесь он разорван окном, и есть второй, дополнительный карнизик. На первом этаже руст буквально залезает на окна. Да и капители у колонн, отсылающих к итальянскому XVI веку, металлические.

Фотогалерея

1 из 6

5. Эклектика, псевдорусский стиль. Бывший доходный дом Третьяковых

Псевдорусский стиль – тоже направление эклектики. Оно ссылается на русскую архитектуру, в основном XVII века. Посмотрим на дом № 13/9 строение 1. Здесь, в отличие от классики, нет четких единых вертикалей, нет колонн, все разбито на маленькие части. Фасад чем-то напоминает пестрый декоративный ковер. Какие детали русской архитектуры здесь цитируются:

  • поребрик – линия кирпичей, выложенная под углом к основной кладке,
  • гирьки на окнах,
  • шатровые крыши,
  • кокошники над окнами,
  • квадратные филенки – типично русская черта, когда вертикаль разбита на квадратики.

Фотогалерея

1 из 5


Некоторые формы здесь переосмысливаются. Тех же щипцовых крыш не одна, а несколько. Присмотримся к арке в центральной части и увидим, что она по-модерновому растянутой формы. Или, например, здесь есть килевидные арки, но обычно они заканчиваются треугольником, как языком пламени. А здесь его заменили на прямоугольник.

Фото: m24.ru/Лидия Широнина

6. Лирическое отступление про железобетон. «Кузнецовский» корпус МарХИ

Зайдем во двор Московского архитектурного института и посмотрим на корпус, построенный талантливым архитектором Александром Кузнецовым. Его сложно атрибутировать по стилю, но нам он нужен скорее как пример попытки сделать все еще старую эстетику, но новаторских очертаний.

Фото: m24.ru/Лидия Широнина

Здесь тоже есть классические приемы – рустовка, чуть утяжеленный нижний ярус, колонны. Но при этом здесь делается ленточное остекление – заметим, еще до авангарда, для которого оно будет являться отличительной чертой. Кирпичная стена этого просто не выдержала бы, но новые технологии позволяют. А еще здесь нет ни одной привычной нам колонны. Попробуйте найти привычную капитель. Их тут просто нет, потому что в каменном строительстве капитель была отдельным блоком, а железобетон заливается в форму, поэтому колонны по формам получаются плавные, без четких переходов. Колонны обычно держат карниз, но здесь на них не возложен вес, они просто разбивают пространство. Кроме того, обычно колонны либо круглой формы, либо с бороздками – канелюрами. А у Кузнецова колонны с канелюрами переходят в круглую форму.

Фотогалерея

1 из 3

7. Барокко. Храм Николая Чудотворца в Звонарях

На примере этой церкви можно увидеть отличительные черты барочной архитектуры. Для нее характерно усложнение форм, их дробление, дублирование. Барокко часто использует раскрепованный ордер, который здесь можно увидеть, приглядевшись к колоннам верхнего восьмигранного яруса. Они как будто выпрыгивают из-под карниза и вытягивают его за собой.

Фото: m24.ru/Лидия Широнина

На следующем уровне обратите внимание на люкарну (круглое окно, соединенное с интерьером и служащее для освещения – прим. m24.ru). Причем заметим, что здесь она не круглая, а овальная, то есть более сложная. Рамы на первом этаже не просто прямоугольные, а с расширениями – «ушками», – а также в декоре видим купидончиков – это тоже признаки барокко.

Фотогалерея

1 из 2

8. Авангард. Дом-коммуна ЖСКТ «Изотерма»

Авангард создавал здания, простые с точки зрения декора, но сложные, а порой и революционные, с точки зрения конструкций и организации пространства. Чтобы убедиться в этом, посмотрим на дом № 21/7. На этом здании совсем нет декора, однако это и не просто прямоугольная коробка. Внимание здесь акцентируется на углу. То, что он скошенный, не ново для архитектуры, а вот то, что он ни на что не опирается, просто висит в воздухе, другие стили позволить себе не могут. Раньше место, где соединяются две стены, считалось самым массивным, несущим, и могло отдельно выделяться, например, колонной. В распоряжении авангарда современные материалы, и он это подчеркивает. В этом здании на углу сделаны окна. Более того, они намеренно краешком залезают на стену.

Практически все окна дома работают в горизонтальной плоскости. В этом приеме архитекторы учитывают, что человек перемещается по комнатам горизонтально, и освещать помещение эффективнее по горизонтали. За исключением лестничных клеток, там мы встречаем вертикальное ленточное остекление.

Фотогалерея

1 из 2


А еще в здании интересны балконы со стороны переулка. Они вынесены на угол, и у них формально даже есть подпорка. Но эта подпорка обрывается внизу, а сверху просто скобкой входит в стену. Это ново, технологично и довольно дерзко.

Фотогалерея

1 из 3

9. Классицизм. Колокольня Рождественского монастыря

Классицизм здесь можно определить, во-первых, по цвету. Желтое здание с белыми колоннами – типичная архитектура Москвы времен Екатерины II и Александра I. Во-вторых, по способу декорирования. Есть пилястры, каждая из которых имеет опору и несет карниз. При этом все сдержанно, ничего не выпрыгивает. В самом низу – мощная белокаменная основа. Лепные украшения также указывают на классицизм – венки, листики. Причем этот декор тоже довольно сдержанный – сравните с барочным, который мы разбирали до этого.

Фото: m24.ru/Лидия Широнина

10. Московская архитектура начала XVI века. Собор Рождества Пресвятой Богородицы

Напоследок зайдем в монастырь и посмотрим на собор Рождества Богородицы, мысленно убрав трапезную и паперть, пристроенные в начале XX века. Основной объем храма построен в самом начале XVI века. В нем очень интересно сочетаются древние русские принципы и итальянское влияние. Сама типология храма – совершенно русская, одноглавый храм-богатырь. Узкие окна-бойницы, гора кокошников, килевидные арки – так строили еще в XIV веке. Но здесь архитектор уже знаком с работой итальянцев, строивших Кремль. Итальянцы, в отличие от наших зодчих, были мастерами в плане профилей и деталей. Они множат линии, создавая светотень и пластичность. Присмотритесь к профилям на кокошниках – каждый из них особенной формы.

Фото: m24.ru/Лидия Широнина

архитектура образование культура прогулки гиды маршруты и гиды Рождественка

Сталинская архитектура Москвы: признаки большого стиля

С 1933 по 1955 годы в нашей стране происходило столько трагических событий, что для рассказа о них не хватит и миллиона статей. Гибли не только люди, но и здания: только в столице исчезли большая часть «сорока сороков» церквей и многие другие памятники архитектуры. То, что появилось на их месте, нельзя назвать заменой уничтоженным шедеврам, однако здания, построенные в сталинскую эпоху, стали заметным явлением в архитектуре.



Вплоть до начала 1930-х годов в юном СССР, словно грибы поле дождя, вырастали все новые и новые здания в стиле конструктивизма. Это было свежо, ново, прогрессивно: недаром течению было дано название «авангард». В то время казалось, что сердце европейской архитектуры бьется в Москве. Но в 1932 году произошел резкий поворот от авангардизма к совершенно иному архитектурному направлению.


Все началось с конкурса проектов Дворца Советов в Москве – здания, где планировалось проводить сессии Верховного Совета СССР. Идею его строительства озвучил еще в 1922 году, на Первом Всесоюзном съезде Советов, Сергей Киров. В 1931 году прошел сначала закрытый, а затем открытый конкурс проектов. В общей сложности комиссия под руководством Глеба Кржижановского рассмотрела 160 работ, представленных такими «звездами» отечественной архитектуры, как Леонид Павлов, Николай Ладовский, Александр Никольский, Алексей Щусев. Среди иностранных участников конкурса были Ле Корбюзье и один из основателей «Баухауса» Вальтер Адольф Георг Гропиус.


Победил проект Бориса Иофана, Владимира Щуко и Владимира Гельфрейха – будущих корифеев сталинского стиля в архитектуре. По их плану высота дворца вместе с венчающей его стометровой статуей Ленина составляла 415 м. Здание должно было стать самым высоким в мире и символизировать победу социализма. Чтобы освободить площадку для строительства колоссального Дворца Советов, в Москве взорвали храм Христа Спасителя. На расчищенном месте установили фундамент, однако здание так и не построили. Как известно, позднее на готовом фундаменте создали самый большой в мире открытый бассейн «Москва», а затем – спустя десятилетия — здесь снова воздвигли храм.



Несмотря на то, что проект дворца не был воплощен, именно с него произошел переход к сталинскому монументализму в советской архитектуре. Начиная с лета 1932 года, в СССР перестали строить здания в стиле конструктивизма: такие проекты просто не принимали. В 1934 году появились Академия архитектуры и Союз архитекторов СССР – здесь формировались каноны стиля и были объединены лучшие творческие силы. Архитекторы работали в больших мастерских и проектных институтах, создавая проекты дворцов культуры, промышленных предприятий и жилых зданий.

Все это строили, в основном, в Москве, но через несколько лет началась застройка других городов — и больших, и провинциальных. Так, в начале 1950-х «сталинками» были застроены разрушенные во время войны киевский проспект Крещатик и центр Минска.



К раннему московскому «сталинизму» относятся здания, возведенные в период с 1933 по 1935 годы. Строили тогда мало и разрозненно, хотя три здания, сильнее всего повлиявших на дальнейшее развитие стиля, находятся практически на одной столичной площади — гостиница «Москва», возведенная по проекту Алексея Щусева, произведение архитектора Аркадия Лангмана дом Совета труда и обороны, в котором позднее разместился Госплан, а затем – Государственная Дума, и так называемый «Дом на Моховой» Ивана Жолтовского. Каждый из этих проектов определил свой вектор развития архитектуры на следующие двадцать лет.


В целом, сталинский стиль в архитектуре сформировался к концу 1930-х годов. По сути, он представляет собой эклектику с чертами неоклассики, ар-деко и ампира. У стиля даже нет четкого имени, «сталинская архитектура» — это обобщенное название, при этом можно встретить «сталинский монументализм», «сталинский ампир», «сталинский классицизм» и, как мы уже писали, «советский монументальный историзм». Его отличительные черты — ансамблевая застройка улиц и площадей, симметрия и иерархия корпусов, синтез архитектуры, скульптуры и живописи. В сталинских зданиях встречаются элементы русского классицизма, мотивы итальянского ренессанса и палладианства, часто используются архитектурные ордеры, обильно украшенные советской символикой. Сталинские здания богаты: при их строительстве щедро использовали мрамор, бронзу и ценные породы дерева.



В июле 1935 года был принят Генеральный план развития Москвы, основанный на предложениях верховного главнокомандующего. Именно тогда была узаконена идея об ансамблевой застройке. На главных улицах должны были стоять здания высотой не менее семи этажей, а размеры городского квартала увеличились с 1,5-2 гектаров до 9-15 гектаров. Набережные планировалось одеть в гранит и превратить в помпезные улицы.


С 1938 по 1941 годы в Москве уже шло строительство целыми проспектами. При застройке улицы Горького (Тверской) архитектор Аркадий Мордвинов опробовал так называемый «потоковый метод», когда строительство велось одновременно на нескольких участках. Если на улице Горького дома располагались равномерными плотными рядами, то Дорогомиловскую улицу, включая часть современного Кутузовского проспекта, застроили отдельно стоящими зданиями с широкими пространствами между ними, при этом Ленинский проспект представлял собой череду стандартных зданий шириной с квартал.


Большинство сталинских зданий в Москве сложены из кирпичей и отделаны мокрой штукатуркой. Лишь для строительства особенно грандиозных сооружений – например, высоток – использовали бетон. Срок службы для «сталинок» довоенного периода составляет 125 лет, а для тех, что построены после войны — 150 лет. Трудоемкая и длительная кирпичная кладка совершено не соответствовала требованиям времени: город нуждался в массовой и быстрой застройке: «квартирный вопрос» для москвичей в тот период стоял особенно остро. Так что завершение эпохи сталинской архитектуры и появление новых методов строительства произошло еще при жизни Сталина. Хотя считается, что с монументальным периодом в советской архитектуре покончил Хрущев, объявивший в 1955 году войну архитектурным «излишествам в проектировании и строительстве».




Фото: pastvu.com, sochi.holme.ru, archiq.ru, ardexpert.ru , fotokto.ru, livejournal.com, kudago.com, Pinterest.com, twitter.com, 2gis.ru , usadba.ru, fotokto.ru, livejournal.com, rasfokus.ru, architan.ru, mosprogulka.ru, ngs.ru


Следите за нами в

ВКонтакте ,

Одноклассники ,

Яндекс Дзен и

Telegram

Подписаться на рассылку

Переслать материал на почту

Знаковые здания Москвы — Москва 2022

Москва — одна из древнейших мировых столиц, а современный облик города — это уникальный сплав архитектурных стилей. Здесь можно увидеть раннемосковское зодчество, русское узорочье, барокко, классицизм, ампир, модерн, авангард и конструктивизм. В рамках пешеходной экскурсии мы охватим самые яркие архитектурные направления.

Красная площадь

Маршрут стартует от стен Кремля: прекрасным примером архитектурного своеобразия Москвы служит Красная площадь. Много веков она была главным Торгом и расположена с восточной стороны Кремля. Нынешняя крепостная стена возведена в конце XV века по проекту нескольких итальянских архитекторов. Оформление бойниц-мерлонов в виде знаменитых «ласточкиных хвостов» было типичной деталью североитальянской архитектуры. В составе Кремлевской стены 20 башен и каждая из них уникальна.

Место: Красная площадь

Покровский собор или Храм Василия Блаженного

Храм вобрал в себя лучшие черты каменного зодчества средневековой Москвы. Здесь можно увидеть шатры, затейливые главы, кокошники, ширинки, бочонки и другие архитектурные элементы. В конце XVI века с северо-восточной стороны храма появилась церковь Василия Блаженного. Изначально купола храма имели единый зеленый цвет, их яркая расцветка появилась лишь в конце XVIII века. По главам собора можно узнать стороны света: на север уходит сине-белый купол — цвет снегов и морозов, на юг — красный, символизирующий тепло и красное солнце.

Место: Красная площадь, 7

Собор Казанской иконы Божией матери

Собор возведен в ознаменование окончания Смутного времени в 1612 году. В первый, деревянный храм, была помещена чудотворная Казанская икона Божией матери, с которой ополчение Минина и Пожарского освобождало Москву. Одноглавый каменный храм с галереей был построен в стиле «русское узорочье». Отличительные черты этого направления – горка кокошников, фигурные наличники и шатровая колокольня. По историческим обмерам храм снова возвели в 1993 году – в это же время были восстановлены находящиеся неподалеку Воскресенские ворота Китайгородской стены.

Место: Никольская, 3

Государственный исторический музей

С XVI века, на Красной площади находился главный орган городского управления — Земский приказ. Строение, украшенное изразцами, было снесено для строительства Исторического музея. Построенное по проекту Владимира Шервуда здание — интересный образец неорусского стиля. Здесь воссозданы многие элементы древнерусского зодчества: в оформлении фасадов использованы 15 видов кокошников и 10 разных ширинок, шатры, арки, гирьки, аркатурные пояса, киотцы и «тянутые карнизы». Дробный силуэт фасада рифмуется с обликом храма Василия Блаженного и композиционно уравновешивает их на Красной площади.

Место: Красная площадь, 1

Верхние торговые ряды (ГУМ)

Еще два здания в неорусском стиле дополнили ансамбль в 1890-е годы. Речь о Верхних и Средних торговых рядах, где сегодня размещается ГУМ. «Теремковые» фасады здания гармонируют с башнями Кремля и Покровским собором, а сдвоенные башенки над главным входом созвучны завершению здания Исторического музея. Основной корпус выполнен в виде пассажа — популярного в европейской архитектуре второй половины XIX века типа торгового здания, где магазины размещены ярусами по сторонам прохода-галереи с остекленным перекрытием. Здание состоит из 16 корпусов с тремя продольными и тремя поперечными галереями.

Место: Красная площадь, 3

Мавзолей В.И. Ленина

Самый современный элемент ансамбля Красной площади – Мавзолей В.И. Ленина. Здание представляет собой уникальный пример индивидуального проекта эпохи авангарда – на основе «вечной» формы куба архитектор Алексей Щусев создал пятиступенчатую пирамиду с башенкой, напоминающую одновременно вавилонский зиккурат и древние пирамиды. Благодаря сходству с пирамидой стиль постройки иногда обозначают как «египтизирующий». Красноватый оттенок гранитной облицовки позволил гармонично вписать здание в ансамбль Красной площади.

Место: Красная площадь

Палаты бояр Романовых

Чтобы увидеть, как выглядела Москва эпохи Ивана Грозного, нужно свернуть с шумной площади на тихую улицу Варварку. По ней возвращались в город с Куликова поля войска Дмитрия Донского в 1380 году. Нынешняя Варварка представляет собой причудливое смешение разных архитектурных стилей и эпох. Остановимся у палат бояр Романовых. Здесь родился первый царь из династии Романовых — Михаил Фёдорович. Во дворе на месте домовой церкви построили Знаменский собор — главный храм монастырской обители. Палаты представляют собой прекрасный образец гражданской архитектуры допетровской Руси.

Место: Варварка, 10

Парк Зарядье

Зарядье — не только природный объект, но и уникальное архитектурно-инженерное сооружение. На крыше расположился искусственный ландшафт, где представлены растения основных природно-ландшафтных зон России: леса, степи, тундры и заливных лугов. На крыше концертного зала расположен большой открытый амфитеатр, который сверху накрыт «стеклянной корой» — необычной светопрозрачной конструкцией. Под ней круглогодично поддерживается плюсовая температура. От парка над водой Москвы-реки протянулся «Парящий мост» — сооружение уникальной консольной конструкции, с которого открываются захватывающие виды.

Место: Варварка, 6, стр. 1

Жилой дом на Котельнической набережной

Со смотровой площадки Зарядья хорошо видна одна из семи сталинских высоток — дом на Котельнической набережной, который считается вершиной послевоенного советского ар-деко. Монументальные размеры и богатая отделка напоминают небоскребы на Манхэттене и Эмпайр-стейт-билдинг в Нью-Йорке. При этом в московских высотках есть и черты русского барокко — прежде всего, в завершающих башенных объемах. Дом строился как «город в городе»: в нем есть магазины, почта, кинотеатр «Иллюзион». Именно здесь жили советские знаменитости: Александр Твардовский, Лидия Смирнова, Галина Уланова, Людмила Зыкина, Евгений Евтушенко, и Фаина Раневская.

Место: Котельническая наб., 1/15

Храм Богоявления Господня

Грандиозный двухъярусный Богоявленский собор — пример московского или «нарышкинского» барокко. Стиль возник в Европе в XVI веке, для него характерно стремление к величию, пышности, богатству и роскоши интерьеров. Признаки московского барокко — восьми-гранные барабаны, гранёные купола церквей, восьмиугольные окна, «разорванные» фронтоны над окнами, лепные завитки-волюты и гребни. Всё это мы видим здесь. Храм имеет характерную для конца XVII века двойную раскраску: белые лепные украшения на красном фоне. Богоявленский монастырь — один из древнейших в Москве, он основан в XIII веке.

Место: Богоявленский пер., 2, стр. 4

Здание Синодальной типографии, РГГУ

Здание Синодальной типографии выстроено с элементами готического стиля. На рубеже XVIII–XIX веков в архитектуре классицизма сформировалась своеобразная псевдоготическая ветвь: современники видели в этом связь с русской древностью. Необычный фасад здания типографии украшен стрельчатыми окнами, резными полуколоннами с орнаментом и башенками-пинаклями. Рельефные изображения льва и единорога — элементы герба Московского печатного двора, а также символы единодержавной власти. В 1931 году здесь разместился Историко-архивный институт. Сейчас он является подразделением РГГУ.

Место: Никольская, 15, стр.1

Гостиница «Метрополь»

«Метрополь» — яркий памятник эпохи модерна. Первоначально гостиница была задумана Саввой Мамонтовым как грандиозный культурно-досуговый центр с оперным театром. Художественное оформление здания должно было стать своего рода демонстрацией русского искусства того времени. Над созданием «Метрополя» работала целая плеяда известных и талантливых архитекторов и художников: архитекторы Вильям Валькот, Лев Кекушев и Николай Шевяков. Росписи и элементы внутреннего декора выполнялись по эскизам Виктора Васнецова и Константина Коровина. Фасады здания характерны для стиля модерн.

Место: Театральный проезд, 2

История Большого театра, первого императорского театра Москвы, началась в 1776 году. Современный торжественный вид он получил только в XIX веке. После войны с Наполеоном театр должен был стать композиционным центром ампирного города-храма, восславлявшего победу в Отечественной войне 1812 года. Величие театра подчеркивалось разбитой перед ним строгой прямоугольной площадью, переименованной в Театральную. В 1853 году театр сгорел. Он был восстановлен за три года по проекту Альберта Кавоса. Взамен погибшей при пожаре скульптуры Аполлона над входным портиком установили бронзовую квадригу.

Место: Театральная площадь, 1

ЦУМ

Здание в стиле английской неоготики с элементами модерна было построено для торгового дома «Мюръ и Мерилизъ». Первоначально магазины шотландских предпринимателей Эндрю Мюра и Арчибальда Мерилиза располагались в Петербурге, с 1880 года они появились в Москве. Это был первый в городе универсальный магазин, где можно было приобрести почти все, кроме продуктов. При строительстве впервые в Москве были применены железобетонные конструкции, которые использовались для строительства нью-йоркских небоскребов.

Место: Петровка, 2

Русская архитектура. Путешествие русской архитектуры

Чтобы узнать больше о богатой культурной истории России, достаточно осмотреться. Русская архитектура, от ее фирменных луковичных куполов до кремлей из красного кирпича, рассказывает тысячи историй о прошлом нации.

Русская архитектура до сих пор относительно неизвестна на Западе, и большинство путешественников стекаются в Кремль в Москве или Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге , когда вы находитесь в России. Однако достопримечательности крупнейших городов России даже не касаются поверхности богатой истории страны.

От изразцовых связок до шедевров барокко русская архитектура самобытна и узнаваема. Многочисленные исторические влияния и формы мастерства, как и территория России, невероятно обширны и разнообразны и отражают многовековую историю нации. Эти здания, достопримечательности и небольшие города не только отражают происхождение России, но и воплощают в жизнь культуру и индивидуальность нации и ее имперские корни.

Приведенная ниже хронология российской архитектуры позволяет лучше понять развитие разнообразных и великолепных архитектурных стилей по всей России.

Оглавление

Русское зодчество периода Киевской Руси (988 – 1230 гг.)

Десятинная церковь в Киеве стала первым церковным зданием, построенным из камня, а ранние храмы были украшены фресками и мозаиками в Византийский стиль. Другие образцы этой ранней архитектуры можно увидеть в Софийском соборе в Великом Новгороде и Рождественском соборе в Суздале.

Русское зодчество раннемосковского периода (1230 – 1530)

В период, начинающийся с 1230 года, монголы сильно разграбили Россию, настолько, что Россия не могла строить каменные здания в течение следующих пятисот лет. Была одна спасительная благодать; однако, что Новгород и Псков остались нетронутыми и поэтому сохранили одни из лучших образцов средневековых церквей в России.

Троицкий собор, Псков (1682-1699)

В этих городах расположены церкви, такие как Спас на Ильиной улице, построенный в 1373 году, с высокими скатными крышами, изысканной резьбой и средневековыми фресками. Кроме того, в Пскове сохранились уникальные элементы, такие как кокошники и колокольни. Этот стиль дизайна был привнесен в Москву псковскими масонами и встречается во многих зданиях XV века, в том числе в Ризоположенской церкви Московского Кремля.

Церковь Ризоположения Московского Кремля (1484-1486)

Существует множество других форм архитектуры, восходящих к временам правления Ивана III, включая укрепления, такие как Китай-город и Кремль. Другие примеры этого периода включают колокольню Ивана Великого, Спасскую башню в Московском Кремле и собор Святого Георгия в Юрьев-Польском.

Печерский Вознесенский монастырь, г. Нижний Новгород (1328)

Печерский Вознесенский монастырь Основанный в XIV веке, этот монастырь стал духовным и религиозным центром Суздальского и Нижегородского княжеств. Окруженный стеной из красного кирпича, монастырь напоминает традиционный русский кремль.

Русское зодчество в среднемосковский период (1530 – 1630)

Ключевым событием 1500-х годов стало введение шатровых крыш в кирпичную архитектуру. Считается, что эта конструкция возникла на севере России, где она успешно предотвращала скопление снега на деревянных площадках и хижинах.

Вознесенская церковь в Коломенском, Москва (1528)

Вознесенская церковь в Коломенском — одна из первых построенных шатровых каменных церквей. Предполагается, что уникальность этого стиля, не встречающегося в других православных странах, свидетельствует о стремлении русских отличиться от византийского влияния. Некоторые ключевые примеры этой архитектуры можно найти в церкви св. Иоанна Крестителя в Коломенском и знаменитом соборе Василия Блаженного на Красной площади, построенном в 1561 г.

Русское зодчество позднемосковского периода (1630 – 1712 гг.)

Во времена финансовой разрухи церковь и государство были банкротами и не могли финансировать крупные строительные работы. В это время богатые купцы в Ярославле вмешались и построили много больших соборных церквей, часто с пятью куполами, окруженными колокольнями и проходами.

Церковь Ильи Пророка, Ярославль (1647-1650)

Начинались как асимметричные постройки, как видно в церкви Ильи Пророка, затем стали строго симметричными, с увеличением размеров куполов, которые возвышались над самими зданиями . Они также были украшены замысловатыми изразцами, как, например, в церкви Иоанна Златоуста на Волге. Эта экстравагантность достигла кульминации в Церковь Иоанна Предтечи , известная как самая большая церковь Ярославля, состоящая из пятнадцати куполов и сотен фресок. Сама структура украшена изысканными резными мотивами и плитками.

Церковь Иоанна Предтечи (1671-1687 гг.)

В это время по-прежнему отдавалось предпочтение шатровому строению, а зенитом этой архитектуры была Успенская церковь в Угличе (1627 г.). Однако Никон быстро объявил стиль палатки вне закона, объявив его «неканоническим». После этого запрета количество церковных зданий, таких как 9-й собор, увеличилось.0037 Ростовский кремль на озере Неро .

Ростовский кремль (1670-1683)

После запрета шатровой конструкции москвичи сменили остроконечные конструкции на ряды кокошников, известных как кокшники , что характерно для московского стиля XVII века. Примером тому служит Казанский собор на Красной площади . Воплощение этого яркого стиля можно увидеть в церкви Святого Николая в Китай-городе, но которая была разрушена Сталиным.

Казанский собор на Красной площади, построенный в 1633 – 1636 годах

Постепенно на русскую архитектуру оказало влияние польское и украинское барокко, и под Москвой в имениях, принадлежащих семье Нарышкиных, были построены небольшие часовни, откуда и происходит стиль Нарышкинского барокко. Троицкая церковь в Лыково (1696 г.) украшена так, что кажется почти драгоценностью, а не каменной кладкой.

Церковь Рождества Христова в Нижнем Новгороде (1703 г.)

По мере своего развития стиль вытеснял каноническую архитектуру и набирал обороты в регионе за счет средств купцов, спонсировавших строительство барочных церквей и зданий в Нижнем Новгороде, таких как 9-й0037 Рождественская церковь . Это благодеяние распространилось и на глухую тундру, где был построен Своднический собор в Сольвычегодске (1693 г.).

Русская архитектура периода царской России (1712-1917 гг.)

Первоначально задуманная как центральная церковь монастыря, Потрясающее бело-голубое здание Смольного собора, несомненно, является одним из архитектурных шедевров России. Он был спроектирован итальянским архитектором Франческо Бартоломео Растрелли, который также создал Зимний дворец, Екатерининский дворец в Пушкине, Большой дворец в Петергофе и многие другие крупные достопримечательности Санкт-Петербурга. башни, увенчанные позолоченными крестами, возвышающимися над территорией.

Смольный собор в Санкт-Петербурге (1764 г.)

По всей императорской России господствовали различные стили барокко в архитектуре, начиная с голландского стиля, излюбленного Петром I. Строительство 9К этому петринскому стилю барокко можно отнести 0037 Петропавловский собор и Меншиковский дворец . Однако в период правления Анны и Елизаветы Петровны произошел переход к более роскошному стилю барокко Бартоломео Растрелли. Это можно увидеть в Зимнем дворце и Екатерининском дворце.

Зимний дворец в Санкт-Петербурге (1754 г.)

Екатерина Великая поручила преимущественно неоклассическим архитекторам из Италии и Шотландии построить впечатляющие монолиты, такие как Александровский дворец и Троицкий собор Александро-Невской лавры. Екатерина также приветствовала стиль возрождения готики, представленный Василием Баженовым и Матвеем Казаковым в Москве.

Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге (1713 г. )

Стиль ампир был представлен Александрой I в России, и он был известен этим стилем на протяжении всего своего правления. Этот стиль можно увидеть в Казанском соборе, здании Адмиралтейства, Большом театре и Нарвских триумфальных гацах в Санкт-Петербурге . В результате пожара 1812 года, опустошившего Москву, многие дома были перестроены в стиле ампир, усилив его господство во время его правления.

Большой театр в Москве (1776 г.)

С 1830 г. Николай I освободил архитектуру от регламентации, и так была введена ранняя эклектика. Храм Христа Спасителя отражает стиль Константина Тона, ставший доминирующим в этот период.

Храм Христа Спасителя (1832 – 1883)

Александр II и Александр III были страстными энтузиастами русского византийского возрождения в церквях и стимулировали культуру русской архитектуры возрождения. На протяжении 189С 5 по 1905 год модерн был активен в Москве до начала Первой мировой войны, где он проложил путь к переходу к возрождению русского неоклассицизма.

Русская архитектура в послереволюционный период (1917 – 1932)

В послереволюционное время наиболее влиятельным возрожденческим произведением был формализм. Примером этого является Башня Третьего Интернационала, которая включала возвышающуюся спираль, окружающую стеклянные камеры. Хотя он не был построен, он вдохновил новую волну конструктивистской архитектуры в России и привел к завершению 9-го века.0037 Шуховская башня , которая теперь простирается на 160 метров в горизонт Москвы. В стране некогда футуристических реликвий московская Шуховская радиобашня стоит особняком, и она выше всего остального. 50-этажное коническое сооружение из стальных решеток по проекту легендарного инженера Владимира Шухова, башня, также известная как «Советский Эйфель», выглядит как гигантский складной телескоп, нечто среднее между фантастическими видениями доктора Сьюза и авангардом. геометрия Малевича.

Шуховская башня в Москве (1922)

В этот период возникло движение к массовой реконструкции городов. Этому способствовало создание Архитектурной мастерской Моссовета, перед которой стояла задача реконструкции Москвы как новой советской столицы. По мере того, как Петроград и другие крупные города последовали их примеру, произошли изменения в планировании и исполнении городских пейзажей и в структуре городского планирования, в результате которых произошли такие изменения, как более широкие дороги, большие общественные здания и всплеск строительства государственного жилья. Самым известным сооружением этого периода является Мавзолей Ленина Алексея Щусева. Первоначально построенное из дерева, в 1930 году это строение было перестроено из красного и черного лабрадорита.

С 1920-х годов культурная жизнь в значительной степени повлияла на архитектуру, и такие союзы, как Ассоциация новых архитекторов («Аснова»), поощряли слияние архитектуры и творчества для создания художественных и скульптурных зданий. Другие революции в архитектуре того времени включали изменения в общественных зданиях, таких как 9-й0037 Рабочий клуб и Дворец культуры . Он включал в себя крупные и индустриальные мотивы, воплощением которых является Zuev Club (1927-1929).

Русская архитектура в послевоенный период Советского Союза (1930 – 1970)

Сталинская архитектура переживала бум, и по сей день в стране существует сильное наследие сталинской архитектуры.

Типовое здание «сталинки» (1933-1960)

В это время большое внимание уделялось восстановлению разрушенных зданий в результате разрушений Второй мировой войны. Это включало в себя комиссию семи высотных зданий, известных как «Семь сестер». После победы России во Второй мировой войне Сталин ожидал притока туристов в столицу Москву. Его все больше беспокоило то, что люди будут сравнивать его город с другими крупными мегаполисами и быстро поймут отсутствие небоскребов. Следовательно, в 1947-го он издал указ о возведении семи зданий в едином сталинском стиле. Сегодня эти здания известны как: МГУ, гостиница «Украина», здание Министерства иностранных дел, гостиница «Ленинградская», здание на Кудринской площади, административное здание «Красные ворота». Эти здания в стиле барокко и готики были завершены в 1953 году, снабжены собственными бункерами и разбросаны по всей Москве. Однако Сталин также санкционировал строительство дополнительных братьев и сестер в других столицах СССР, и сегодня их можно найти в Праге, Варшаве, Бухаресте и Киеве.

Московский государственный университет (МГУ). Одна из «Семи сестер» (1755)

После смерти Сталина в 1953 году Никита Хрущев по своему усмотрению ускорил строительство жилья, подчеркнув, что здания теряют свои «декоративные излишества», чтобы ускорить процесс. Это привело к массовому производству конструкций, характеризующихся сборными бетонными блоками с проемами для окон и дверей. После завершения эти конструкции были перевезены на стальные каркасы домов. Они были известны как блочные дома. В 19В 60-е годы в стиле жилищного строительства доминировали Пятиэтажки или Хрущевки . Однако, несмотря на то, что они были эффективно построены и быстро построены, они были скучными, однообразными и «кукольными» зданиями, которые породили стереотипный образ мрачной советской архитектуры.

На протяжении 1970-х годов архитектура становилась все более раскрепощенной, и на сцену проникали разнообразные дизайнерские решения. В многоквартирных домах были восстановлены декоративные элементы, и они стали частью усадеб, а не отдельными зданиями.

Современная русская архитектура (с 1970 г. по настоящее время)

Архитектура процветала в современной России, где были сняты ограничения на дизайн, такие как высота и декор. Это, в сочетании с улучшением финансового состояния России, означало, что были построены первые небоскребы и возведен Московский международный деловой центр.

«Москва-Сити» (начат в 1995 г., все еще строится)

Некоторые архитекторы предпочли отдать дань уважения предыдущим стилям, таким как Триумфальный дворец в Москве , посвященный сталинской архитектуре. Сегодня Москва представляет собой великолепную смесь очарования старого мира и шумных современных городских пейзажей — потрясающая встреча как летом, так и зимой.

Познакомьтесь с чудесами русской архитектуры в туре по Москве, Санкт-Петербургу и Золотому кольцу, откройте для себя богатый национальный фольклор и национальную историю.

Посмотрите видеоролик, демонстрирующий архитектуру Москвы сегодня:

Похожие сообщения

Russia Travel Experiences

По 56-й параллели | Последнее обновление: 9 июля 2020 г.

Если бы великие города Европы соревновались за звание «Самого красивого», Санкт-Петербург был бы на первом месте. Смесь истории, культуры и современной жизни — те элементы, которые делают посещение Санкт-Петербурга таким неотразимым. В разгар новой эры культурного самовыражения величественные исторические здания и классические художественные традиции по-прежнему сохраняются и ценятся местными жителями.

ПОДРОБНЕЕ

Russia Travel Experiences

Карен Мэй Франциско | Последнее обновление: 21 апреля 2020 г.

Дом, в котором проживает более 12 миллионов душ, Москва имеет большое значение для многих людей, и каждый находит свои причины посетить Москву. Существует бесконечное множество причин посетить Москву и ее достопримечательности. Чтобы путешественникам было проще, мы составили список из пятнадцати самых популярных причин и достопримечательностей, которые должен посетить каждый, оказавшись в Москве.

ПОДРОБНЕЕ

Советы путешественникам по России

По 56-й параллели | Последнее обновление: 11 октября 2021 г.

Для незнакомых людей мысль о России может вызвать в воображении образы пьющих водку мужчин в меховых шапках или шпионов КГБ из голливудского фильма. Но отбросьте стереотипы, и вы откроете для себя страну с глубокими традициями, искусством и страстной национальной идентичностью. Читайте дальше и узнайте, почему путешественники посещают Россию и почему они влюбляются в эту страну.

ПОДРОБНЕЕ

Похожие туры


московских зданий: 15 мест, которые архитекторы должны посетить в Москве

Москва — это мощная смесь истории и авантюризма, полная всемирно известных мест и достопримечательностей. Столица России существует уже более 800 лет, поэтому неудивительно, что в этом городе есть одни из древнейших крепостей, грандиозные соборы, хорошо зарекомендовавший себя общественный транспорт и футуристические небоскребы. Вот список нескольких московских зданий, которые архитектор должен отметить в своем списке поездок, когда он в Москве.

1. Красная площадь | Москва Домов

Красная площадь, расположенная в центре Москвы, неразрывно связана с историей России с 13 века. Изначально это была рыночная площадь, но она стала известна как место проведения крупномасштабных военных парадов и других демонстраций, призванных продемонстрировать советскую силу. В настоящее время он иногда используется для официальных церемоний всеми правительствами России. «Красное» на Красной площади не связано с малиновыми кирпичными зданиями, окружающими площадь. Русское название Красной площади — «Красная площадь», происходящее от слова «Красный», в переводе с древнерусского означало «красивый» и только позже стало ассоциироваться с красным цветом. Видные здания, окружающие площадь, — это Мавзолей Ленина, Кремль, собор Василия Блаженного и многие другие.

2. Большой Кремлевский Дворец

Построен в 1849 г., ранее являлся царской московской резиденцией. Подчеркивая величие русского самодержавия, он возвышается над Боровицким холмом, возвышающимся над Москвой-рекой. Поскольку в настоящее время это официальная резиденция Президента Российской Федерации, некоторые ее части закрыты для широкой публики. Фасад имеет три уровня окон, однако дворец состоит всего из 2 этажей. Роскошные интерьеры дворца, от которых его когда-то лишили в советское время, были отреставрированы в XIX в.90-е.

В дворцовом комплексе также находится Теремной дворец, в настоящее время являющийся резиденцией Президента России, который закрыт для посещения. Внешний вид этого пышно украшен кирпичным узором, а цветная плитка ярко окрашена в красный, желтый и оранжевый цвета.

3. Музей Кусково

Бывшая летняя усадьба и поместье русского дворянства семьи Шереметевых в настоящее время является домом для Российского музея керамики, крупнейшей в мире коллекции керамики и стекла из разных стран.

Построенный в 18 веке, этот неоклассический дворец источает эстетику Уэса Андерсона с мягкими пастельными тонами снаружи. Все поместье было предназначено для развлечений, торжеств и государственных мероприятий. Помпезные интерьеры вмещают около 26 комнат, 12 из которых представляют собой большие каюты, которые полностью завораживают вас, начиная с мраморных колонн вестибюля, фламандских гобеленов, резных мотивов в парадной спальне и покрытых зеркалом стен белого и золотого цвета в Танцевальном зале.

Поместье, раскинувшееся на 720 акрах, включает в себя более 20 архитектурных памятников, в том числе итальянские и голландские дома, старинную церковь, грот, деревянную церковь в стиле петровского барокко и множество других построек. Он также может похвастаться обширным французским парком, единственным в Москве.

4. Собор Василия Блаженного

В южной части Красной площади стоит причудливый шедевр России — Собор Василия Блаженного. В отличие от любого другого собора, каждая колонная церковь украшена луковичными куполами, где ни один из узоров не повторяется. 8-колонные часовни группируются вокруг девятой и самой высокой часовни, в которой находится главный неф церкви. Говорят, что первоначальный цвет собора был белым, чтобы дополнить белый камень Кремля, а купола были золотыми. Однако в 17 веке купола стали раскрашивать в те замечательные цвета, которые можно увидеть и сегодня. Внутри этой составной церкви лабиринт узких сводчатых коридоров и вертикальных цилиндров церквей.

5. Государственный исторический музей | Moscow Buildings

Здание из красного кирпича, перекликающееся с собором Василия Блаженного, хорошо вписывается в архитектурный нарратив Красной площади. Его внешний вид является прекрасным примером стиля русского возрождения, в котором сочетаются мотивы московской архитектуры с высокими шпилями. В музее представлен ряд реликвий доисторических племен, живших на территории современной России. В нем 39 залов с уникальным интерьером и разнообразными экспонатами. Интерьеры напоминают русские церкви и княжеские дворы. Один из залов построен по типу византийского собора и изнутри напоминает миниатюрную Святую Софию.

6. Храм Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя — высочайший православный храм мира и резиденция Православного Патриарха Московского и всея Руси. Расположенное между Кремлем и Москвой-рекой, это великолепное белое сооружение, в котором доминирует неорусский и византийский архитектурный стиль. Он строился в течение 40 лет, с 1839 по 1883 год, и снесен в 1931 году по приказу Сталина. На смену ему должно было прийти авторитарное сооружение высотой 415 м, из которого развилась концепция «Семи сестер», или 7 больших московских небоскребов в сталинской архитектуре. Каменный фасад с белым мрамором, четырьмя колоннами и 5 позолоченными куполами был прекрасно перестроен, и в начале 1990-х годов он вернул себе былую славу.0s как место паломничества.

7. ГУМ

ГУМ, также известный как Государственный универсальный магазин, представляет собой роскошный торговый центр с видом на Красную площадь. Трапециевидное здание сочетает в себе элементы русской средневековой архитектуры, стальной каркас и стеклянную крышу, что напоминает стиль великих лондонских вокзалов XIX века. После пожара 1812 года ров у Кремлевской стены был засыпан песком, ликвидированы валы, заменены ряды многочисленных лавок, чтобы проложить дорогу большому классицистическому зданию. Здание имеет три уровня и покрыто стеклянной крышей, опирающейся на изогнутый стальной каркас, который позволяет солнцу проникать в пространство, прокладывая путь для покупателей, что резко контрастирует с типичным универмагом в любом месте.

8. Измайловский Кремль

Помимо главного Кремля на знаменитой Красной площади в Москве, в северо-восточной части города находится второй, менее известный Кремль, Измайловский Кремль.

Неожиданная страна чудес, Измайловский Кремль представляет собой калейдоскоп разноцветных башен. Деревянный комплекс был построен в начале 2000-х годов как культурный центр и рынок по образцу традиционных русских архитектурных и сказочных изображений Древней Руси. Он похож на небольшую деревню, в нем много музеев, антиквариата и ремесел. Разнообразие построенных стилей — это то, что держит вас в плену насквозь.

9. Дворец Царицыно

Дворец входит в состав Великодушного Дворца-музея и парка-заповедника на юге Москвы. Усадьба была заложена в 1776 году и капитально отреставрирована в 2007 году. Царицынский архитектурный памятник является главной достопримечательностью с масштабными экспозициями музея, погружающими в дух 18 века. Построенный в неоготическом стиле, Большой дворец представляет собой трехэтажное здание, окруженное башнями с зелеными крышами. Как и почти все царицынские постройки, здесь красный кирпич сочетается с белым камнем. Шпили башен, стрельчатые окна и арки завораживают даже издалека. Усадьба также является домом для ряда павильонов, пергол, искусственных гротов, декоративных мостов, русского православного и естественно затопляемого, но сохраняемого ландшафта.

10. Сандуновская баня | Moscow Buildings

Окунитесь в историю, посетив уникальную и роскошную русскую баню. Сандуновская баня, являющаяся национальным достоянием, является старейшей общественной баней в России. В этом здании находятся банные отделения, просторные лаунж-зоны, бассейны и классические русские парилки, приватные комнаты и 8 отдельных банных зон с джакузи. Построенные в 1800-х годах, бани получали воду по специально построенному акведуку от Бабгородской плотины на Москве-реке и из артезианской скважины глубиной 700 футов. Электрическое освещение обеспечивала частная электростанция. Экстерьеры и интерьеры представляют собой смесь стилей барокко, классицизма, ренессанса, готики и рококо. Коридор, ведущий к раздевалкам, украшен сложной мозаикой и фресками.

11. Большой театр | Moscow Buildings

Исторический театр XIX века, первоначально спроектированный архитектором Жозефом Бове, продолжает вносить значительный вклад в сценическое искусство России. Здесь также находится одна из старейших балетных и оперных трупп. Мощный палладианский фасад с неоклассическими колоннами и лошадьми, скачущими по причудливо вырезанному фронтону, украшают внешний вид. Его имперский декор и акустика неоднократно реставрировались за время своего существования из-за пожаров, и наконец в 2011 году были восстановлены их былая слава. Гарнье в Париже.

Белоснежные балконы с вкраплениями золота, ярко-малиновые драпировки интерьеров и великолепная люстра — загляденье.

12. Останкинская башня

Телебашня, построенная в 1967 году Николаем Никитиным, уже более 50 лет является самым высоким отдельно стоящим сооружением в Европе. В отличие от высотного сооружения, опирающегося на глубокий фундамент, основание Останкинской башни было сделано упругим за счет того, что его основание стало намного тяжелее самой конструкции.

Концепция силуэта здания — перевернутая лилия с твердым стеблем и твердыми лепестками в качестве опор. С 2 смотровыми площадками на высоте 337 м и 340 м, стеклянные и открытые смотровые площадки обеспечивают захватывающий вид на весь город.

С такой высоты можно только начать понимать бескрайние просторы и планировку города.

13. Улица Арбат

Полностью пешеходная улица, по которой можно гулять и осматривать всю архитектуру в своем собственном неторопливом темпе. Арбат – воплощение мечты. Одна из самых известных улиц Москвы, Арбат когда-то был богемным местом, которое с течением времени превратилось в дом для многих выдающихся русских писателей и поэтов. Хижины проложили путь к одно-двухэтажным особнякам с башенными комнатами и садами, которые в дальнейшем развились в многоэтажные доходные дома в различных архитектурных стилях. Немногие выдающиеся стили: модерн, эклектика и авангард, которые до сих пор вызывают большой интерес у знатоков архитектуры.

14. Дом Мельникова

Эксцентричный дом, который Константин Мельников построил для себя и своей семьи, был окружен вихрем споров и неприятия, но с годами превратился в икону русской архитектуры ХХ века. С эстетикой, отличной от традиционной советской жилой архитектуры, он был сущностью позднего русского авангарда. Он состоит из 2 взаимосвязанных цилиндрических объемов высотой 3 этажа, в которых достаточно места для семьи и студийного пространства. Окна представляют собой серию форм, образующих сотовую структуру с углами, которые определялись четвертью длины стандартных местных кирпичей. Эти окна обеспечивали равномерное рассеивание света, воздуха и тепла, которые красиво освещали внутреннее пространство.

15. Московский метрополитен | Здания Москвы

Подземный мир Москвы читается как совершенно другой мир удивительной архитектуры для ежедневных пассажиров. Метро было одним из главных средств пропаганды советской эпохи с 1938 года, когда советские лидеры стремились донести силу Союза до граждан и посетителей.

Подземные дворцы для народа изначально представляли собой русскую версию ар-деко с некоторыми авангардными формами, постепенно перешедшими в неоклассицизм с имперскими мотивами. Эти станции — воплощение блеска и светлого прошлого. Все станции отличаются одна от другой: некоторые богато украшены орнаментом и барельефами; некоторые из них покрыты большими мозаиками, изображающими исторические события в истории с позолоченными арками. Стоимость того, чтобы испытать их, — это только билет на метро.

10 Сооружения, представляющие Историческую архитектуру России — RTF

Протянув границы между Европой и Китаем, Россия не является ни Востоком, ни Западом. Бескрайние просторы полей, лесов и пустынь видели правление Великих Моголов, царский террор, европейские вторжения и коммунистическое правление. Архитектура России отражает идеи многих культур. Тем не менее, от куполов-луковиц до неоготических небоскребов возник отчетливо русский стиль. С русской эпохи Византийская империя повлияла на архитектуру и культуру русских.

Самые ранние каменные постройки России отражали сильное влияние греко-византийского стиля, особенно в церквях Древней Руси. Справа лежит Софийский собор, основанный в 11 веке в Киеве. Слева находится Святой Владимир в Новгороде, представляющий средневековую архитектуру севера. Эволюция русской архитектуры включает в себя ранние деревянные церкви на севере, развитие сказочных луковичных куполов, ставших знаковыми образами России, и завершается классическими имитациями европейских стилей в массивных светских сооружениях.

Ниже приведен список из 10 таких сооружений:

1. Храм Христа Спасителя, Москва

Храм Христа Спасителя Внешний вид ©bigbreaks.com

Заявляя о своих огромных медных куполах, возвышающихся над горизонтом Москвы; Храм Христа Спасителя является самым высоким православным храмом в мире. Стратегически расположенный недалеко от Кремля и рядом с Моской рекой, церковь имеет великолепное окружение, что также делает ее туристическим направлением, рассказывающим о религиозной и политической истории страны. У собора была короткая, но бурная история, начиная от строительства, освящения и реставрации с течением времени. Эта церковь представляет собой образец архитектуры русского возрождения с каменным фасадом и белым мрамором, доминирующим в структуре.

2. Спасо-Преображенская церковь, остров Кижи

Спасо-Преображенская церковь Внешний вид ©goodfon.com

Построенная в 1714 году при Петре Великом, Спасо-Преображенская церковь была украшена 22-мя луковичными главами с бесчисленным количеством осиновых гонтов. При его строительстве не использовались гвозди, которые, в свою очередь, сегодня многие еловые ножки ослаблены насекомыми и гниют. Это было время, когда русские церкви начинались как простые и священные пространства с деревом как важным материалом. Однако со временем многие деревянные храмы были уничтожены гнилью и огнем. Даже в этой церкви нехватка средств привела к запустению и плохо выполненным реставрационным работам.

3. Собор Василия Блаженного, Москва

Собор Василия Блаженного Внешний вид ©tcbcschooltours.co.uk

Правление Ивана IV (Грозного) вызвало быстрый всплеск интереса к традиционным русским стилям. А в память о победе русских над татарами под Казанью Иван воздвиг этот собор прямо перед Кремлевскими воротами в Москве. Собор Василия Блаженного может быть карнавалом расписных луковичных куполов в рамках наиболее выразительных русско-византийских традиций. Считается, что Иван Грозный ослепил зодчих, чтобы они никогда больше не спроектировали такое красивое здание. Собор Василия Блаженного также называют Покровским собором. После правления Ивана IV на архитектуру в России в основном повлияли европейские, а не восточные стили.

4. Смольный собор, Санкт-Петербург

Смольный собор Внешний вид ©twitter.com

Во времена Петра Великого господствовали европейские идеи. Его одноименный город, Санкт-Петербург, был реконструирован в соответствии с европейскими идеями, и его преемники продолжили традицию, привлекая архитекторов из Европы для проектирования дворцов, соборов и других важных зданий. Смольный собор, спроектированный известным итальянским архитектором Растрелли, воспевает стиль рококо. Рококо — это мода французского барокко, известная своим легким белым орнаментом и сложным расположением изогнутых форм. Бело-голубой Смольный собор похож на кондитерский торт со сводами, фронтонами и колоннами. Только шапки-луковки намекают на русские традиции. Собор должен был стать центром женского монастыря, построенного для императрицы Елизаветы, дочери Петра Великого. Но в конце ее правления финансирование монастыря закончилось. Строительство было остановлено в 1764 г., а собор не был достроен до 1835 г.

5. Зимний Эрмитаж, Санкт-Петербург

Зимний Эрмитаж, Фасад ©theviewingdeck.com

С элементами барокко и рококо, обычно преобладающими в меблировке, известный архитектор XVI века Растрелли создал то, что, безусловно, является самым известным зданием императорского Санкт-Петербурга. Петербург: Эрмитаж, Зимний дворец. Построенный между 1754 и 1762 годами для императрицы Елизаветы (дочери Петра Великого), бело-зеленый дворец представляет собой роскошное сочетание арок, фронтонов, колонн, пилястр, пролетов, балюстрад и скульптур. На этом чисто европейском творении нет луковичного купола. Эрмитаж Зимний дворец служил зимней резиденцией для всех правителей, начиная с Петра III. Позже, когда жена Петра Екатерина Великая захватила престол, она завладела покоем мужа и сделала косметический ремонт.

6. Таврический дворец, Санкт-Петербург 

Таврический дворец, фасад ©st-petersburg. guide

Во всем мире Россию высмеивали за грубое, буйное выражение западной архитектуры. Екатерина Великая хотела ввести более достойные стили. Она понимала гравюры классической архитектуры и новых европейских построек и сделала неоклассицизм официальным придворным стилем. Архитектура Палладио, основанная на классических древнегреческих и римских постройках, была стилем того времени и повлияла на то, что часто называют Таврическим дворцом 9.0047   или Таврический дворец. Дворец принца Грегори был явно неоклассическим с симметричными рядами колонн, ярко выраженным фронтоном и куполом, как и многие неоклассические здания в Вашингтоне, округ Колумбия.

7. Мавзолей Ленина, Москва

Мавзолей Ленина Внешний вид ©history.com

Интерес к старому стилю ненадолго пробудился в 1800-х годах, но в 20-м веке наступила русская революция. Авангардное конструктивистское движение прославляло индустриальную эпоху и новый социалистический порядок. Мавзолей Ленина, спроектированный Алексеем Щусевым, называют шедевром архитектурной простоты. Мавзолей изначально представлял собой деревянный куб. Тело Владимира Ленина, основателя Советского Союза, было выставлено в стеклянном гробу. В 1924 г. Щусев построил более прочный мавзолей из деревянных кубов, собранных в ступенчатую пирамиду. В 1930 году дерево заменили красным гранитом (символизирующим коммунизм) и черным лабрадором (символизирующим траур).

8. Знаменский собор

Знаменский собор Внешний вид ©flickr.com

Возведен для хранения иконы Знамённой Богородицы, защитившей Новгород от нападения города Суздаля в 1170 г. В настоящее время церковь является образцом московского зодчества XVII века. Его фасады украшены фресками и кусочками плитки. Интерьер расписан в 1702 году мастерами из города Костромы. Сохранившиеся до наших дней их росписи примечательны наличием некоторых светских сюжетов. Совершенная акустика превращает посещение собора в идеальное место для концертов камерно-хоровой музыки, позволяющих лучше ощутить всю красоту художественного замысла этой дивной архитектурной палитры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *