Архитектурные стили средневековья: Проверка браузера, пожалуйста, подождите…

Содержание

Архитектура Средневековья

Архитектура раннего Средневековья и романский стиль

Общепринятая отправная точка эпохи Средних веков — это, как известно, дата падения Римской империи в 476 году. Однако для строителей нового мира Римская империя всё ещё существовала. Речь идёт не совсем о её восточной части, а, скорее, о политическом и культурном влиянии империи. Первые правители варварских королевств активно копировали образы и атрибуты верховной власти Рима: вспомнить хотя бы Хлодвига и Теодориха Великого. Архитектура того времени в данном случае не была исключением: остатки имперского величия использовались германцами. Ярчайший тому пример — мавзолей Теодориха Великого в Равенне, построенный в 520 году.

Мавзолей Теодориха. (commons.wikimedia.org)

Конечно, основным центром развития «поэзии в камне» в раннем Средневековье стала Восточная Римская империя или Византия. В 6-м веке центрические и купольные постройки наводнили преемницу Рима. Сирийские храмы в Босре и Эсре начала столетия, константинопольские церкви Сергия и Вакха, а также святой Ирины, равеннский храм Сан-Витале и, конечно же, столичный храм святой Софии олицетворяют византийский стиль. Купольная базилика стала основным типом византийских храмов. Цистерна «Базилика», ипподром и большой дворец в Константинополе венчали зодчество Восточной Римской империи.

Церковь Сергия и Вакха. (commons.wikimedia.org)

Западная Европа c течением времени была украшена постройками «нового» типа. Французские археологи 19-го века, исследуя архитектуру рубежа 9−10-го столетия, всё же увидели множество сходств с постройками древнего Рима. Именно они окрестили этот стиль романским. Его появление связано с правлением династии Каролингов на территории будущих Франции, Германии и Италии. Так или иначе, романский стиль времени Каролингского и Оттоновского возрождения всё ещё был подражанием римским сооружениям. Ахенская капелла Карла Великого начала 9-го века являлась образцом римской, романской и византийской архитектуры.

Капелла Карла Великого в Ахене. (commons.wikimedia.org)

Постепенно постройки стали приобретать грубые формы крепостных сооружений: толстые стены, полуциркульные своды, узкие окна и внутренние мощные контрфорсы. Да и, собственно, замковое зодчество в Европе начало складываться именно на рубеже 10−11-го века. Из наиболее известных памятников романского стиля следует выделить Лаахское аббатство, Шпейерский собор, Приорат Серрабоны, Пизанский собор, соборы в Арле и Пуатье.

Лаахское аббатство. (commons.wikimedia.org)

Готика: движение вверх

В 12-м веке во Франции появилась уже иная архитектура, произошло это благодаря стараниям аббата Сен-Дени Сюжера. Слово «готика» происходит от греческого goetik — «магия». Постройки готического стиля выгодно отличались от романских: больше окон и больше света. Стройные колонны, уносящиеся ввысь, были как бы собраны в пучки и раскрывались на каменных сводах; также выделялись тонкие каркасы, контрфорсы, находящиеся на огромной высоте.

Два нефа храма перекрещивались и образовывали латинский крест. Перед входом в храм человека встречали две высокие башни.

Аббат Сугерий. (commons.wikimedia.org)

Появление нового стиля ознаменовало совершенно неожиданные культурные веяния, которые дали толчок формированию более жизнеутверждающего мировоззрения, а также религиозного чувства, которое уже не довлело ожиданием близкого конца мира и второго пришествия Христа. Да и в просторных храмах нуждалось население средневековой Европы, которое неизбежно увеличивалось, несмотря на все социальные катаклизмы. Кафедральные соборы больших размеров становились настоящей гордостью средневековых городов и предметом зависти соперничающих городских общин. Собор во французском Амьене занимал 7 тыс. кв. м. Такая постройка с лёгкостью могла укрыть всё население города.

Внутри Сен-Шапель. (commons.wikimedia.org)

Чтобы строить такие величественные сооружения, людям той эпохи нужно было два изобретения. Стрельчатые арки, а также особые каменные своды, державшиеся на нервюрах — фигурах вроде рёбер жёсткости или спиц. Стены складывались подобно стволу дерева, от которого вырастало множество ветвей в виде стрельчатых арок. Особый шарм этим постройкам придавали окна, украшенные разноцветными стёклами — витражами. Контрфорсы находились снаружи здания и соединялись с аркбутанами. Сверху их венчали ажурные пинакии и шпили.

Реймсский собор. (commons.wikimedia.org)

Готический стиль стал, пожалуй, визитной карточкой средневекового Запада. Ничего подобного не знала ни Византия, ни Арабский Восток. Среди главных памятников европейской готики следует назвать следующие храмы и постройки: реликварий Сен-Шапель и Нотр-дам-де-Пари, Миланский кафедральный собор, Реймский собор, собор святого Вита в Праге и Кёльнский собор, а также соборы в Йорке и Солсбери. Светская готика представлена королевским дворцом в Амбуазе, городской ратушей Брюсселя, домом финансиста Жака Керра в Бурже.

Городская ратуша в Брюсселе. (commons.wikimedia.org)

Готические постройки оставили след в более поздних эпохах: неоготические и псевдоготические сооружения украшают города не только Западной Европы, но и России.


Сборник: Культура Средних веков

Картина мира средневековой культуры является богоцентрической. В европейском искусстве 5-16 вв. глубоко передано христианское мироощущение.

  • Статьи
  • Европа
  • VI-XV вв.

От эпоса Средневековья до трактатов гуманистов

От эпоса Средневековья до трактатов гуманистов

Становление средневековой литературы прошло длинный путь от римского наследия и эпических сказаний до рыцарских романов и опусов мыслителей Возрождения.

  • Статьи
  • Европа
  • V-XVI вв.

Архитектура Средневековья

Архитектура Средневековья

Эпоха Средних веков внесла неоценимый вклад в историю мировой архитектуры. Романский и готический стиль украсили Европу, внёс свою лепту и Восток.

  • Статьи
  • Европа
  • V-XVI вв.

Изобразительное искусство Средних веков

Изобразительное искусство Средних веков

Средневековое изобразительное искусство прошло путь от скромных книжных миниатюр и икон до грандиозных полотен итальянских мастеров.

  • Статьи
  • Европа
  • VIII-XV вв.

Средневековая скульптура

Средневековая скульптура

Скульптура, пожалуй, не была приоритетным видом искусства в Средние века, но всё же эта эпоха оставила после себя ряд важных памятников.

  • Статьи
  • Европа
  • X-XV вв.

Средневековые символы: знаки зверя

Средневековые символы: знаки зверя

Средневековая геральдика, а также бестиарии оставили в культуре множество замечательных изображений зверей, которые имели особое значение.

  • Статьи
  • Европа
  • VI-XV вв.

От эпоса Средневековья до трактатов гуманистов

Становление средневековой литературы прошло длинный путь от римского наследия и эпических сказаний до рыцарских романов и опусов мыслителей Возрождения.

  • Статьи
  • Европа
  • V-XVI вв.

Архитектура Средневековья

Эпоха Средних веков внесла неоценимый вклад в историю мировой архитектуры. Романский и готический стиль украсили Европу, внёс свою лепту и Восток.

  • Статьи
  • Европа
  • V-XVI вв.

Изобразительное искусство Средних веков

Средневековое изобразительное искусство прошло путь от скромных книжных миниатюр и икон до грандиозных полотен итальянских мастеров.

  • Статьи
  • Европа
  • VIII-XV вв.

Средневековая скульптура

Скульптура, пожалуй, не была приоритетным видом искусства в Средние века, но всё же эта эпоха оставила после себя ряд важных памятников.

  • Статьи
  • Европа
  • X-XV вв.

Средневековые символы: знаки зверя

Средневековая геральдика, а также бестиарии оставили в культуре множество замечательных изображений зверей, которые имели особое значение.

Рекомендовано вам

Лучшие материалы

  • Неделю
  • Месяц
  • Статьи
  • Европа
  • XVI век

За что истребляли гугенотов? (18+)

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Что, если бы Берия пришёл к власти

  • Статьи
  • Европа
  • I век

За столом у Калигулы

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Булгаков – правительству СССР

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Мюнхенский сговор

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Свержение Хрущёва

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII век

Стол для Екатерины II

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Всё идёт по плану, или Почему в СССР не хватало еды

  • Статьи
  • Другое
  • XX век

Тайна исполинов с острова Пасхи

  • Статьи
  • Европа
  • XVIII век

«Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» Ге

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

«Жизнь за жизнь». История Рут Эллис

  • Статьи
  • Европа
  • XV-XVIII вв.

Самые ужасные пытки (18+)

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Ненасытная Виктория

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

Рождённые от немцев: плоды полового коллаборационизма

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Александр Засс — сильнейший человек в мире

  • Статьи
  • Европа
  • XIX-XX вв.

Циолковский: человек, который доказал, что смерти нет

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

«Пристрелят они тебя, Толя, как собаку»

  • Статьи
  • I до н. э. -XXI вв.

Бикини: история победившей наготы

  • Статьи
  • Европа
  • XII век

Балдуин Прокажённый: юный король, рассыпавшийся на части

  • Статьи
  • Европа
  • XX век

От чего умер Ленин?

  • Неделю
  • Месяц
  • 📚 Статьи
  • 👀 412456
За что истребляли гугенотов? (18+)
  • 📚 Статьи
  • 👀 362222
Что, если бы Берия пришёл к власти
  • 📚 Статьи
  • 👀 294340
За столом у Калигулы
  • 📚 Статьи
  • 👀 95559
Булгаков – правительству СССР
  • 📚 Статьи
  • 👀 95113
Мюнхенский сговор
  • 📚 Статьи
  • 👀 88685
Свержение Хрущёва
  • 📚 Статьи
  • 👀 59993
Стол для Екатерины II
  • 📚 Статьи
  • 👀 45790
Всё идёт по плану, или Почему в СССР не хватало еды
  • 📚 Статьи
  • 👀 41420
Тайна исполинов с острова Пасхи
  • 📚 Статьи
  • 👀 36293
«Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» Ге
  • 📚 Статьи
  • 👀 4996371
«Жизнь за жизнь». История Рут Эллис
  • 📚 Статьи
  • 👀 1038979
Самые ужасные пытки (18+)
  • 📚 Статьи
  • 👀 803780
Ненасытная Виктория
  • 📚 Статьи
  • 👀 768410
Рождённые от немцев: плоды полового коллаборационизма
  • 📚 Статьи
  • 👀 627933
Александр Засс — сильнейший человек в мире
  • 📚 Статьи
  • 👀 508224
Циолковский: человек, который доказал, что смерти нет
  • 📚 Статьи
  • 👀 485410
«Пристрелят они тебя, Толя, как собаку»
  • 📚 Статьи
  • 👀 475949
Бикини: история победившей наготы
  • 📚 Статьи
  • 👀 450731
Балдуин Прокажённый: юный король, рассыпавшийся на части
  • 📚 Статьи
  • 👀 437405
От чего умер Ленин?

Архитектура в Средние века

Эпоха средневековья представлена двумя основными стилями:

  • Романский
  • Готический

Романский стиль

Замечание 1

Слово «романский» имеет латинские корни «romanus» — римский. «Норманнский» — так именуется он в Англии.

Развитие стиля пришлось на одиннадцатый век нашей эры. Наиболее полное отражение стиль нашел в архитектуре. Распространение романского стиля получило движение от монашеских орденов, возникающих тогда в больших количествах. В то время для орденов возводились архитектурные сооружения в виде монастырей, храмов, приходских, крепостных, кафедральных церквей, что в свою очередь способствовало накоплению опыта в строительстве.

На смену военным римским лагерям приходили городские постройки, играющие роль административных центров, жилые дома приняли форму крепостных башен и крепостей.

Романские постройки характеризуются лаконичностью наружной отделки, основательностью и прочностью, массивностью стен и узкими проемами окон. При этом сооружения идеально вписываются в окружающий ландшафт.

Влияние монашеских орденов напрямую отразилось на внешнем облике зданий. Здания не имеют излишеств, строги и практичны, но при этом окна могли быть как в форме трилистников, так и глаз, ушей. Сооружения отличаются своей массивностью, всем своим видом указывая на силу и мощь владельца.

Основные особенности романского собора:

  • высота,
  • увеличенная алтарная часть,
  • каменные своды, обычно крестовые, коробовые, плоские по балкам, цилиндрические пришли в замену кессонным потолкам,
  • мощные колонны и стены,
  • полуциркульные арки,
  • продольная организация пространства в основе плана.

Наиболее значимые памятники архитектуры, построенные в романском стиле:

  • Даремский собор Христа, Девы Марии и св. Катберга;
  • Окемский замок;
  • Лаахское аббатство Святой Марии;
  • Лимбурский собор;
  • Церковь Святого Якоба;
  • Церковь Богородицы в Калуннборге;
  • Пизанский собор.

Даремский собор был сооружен в 1093 г. в г. Дарем, поблизости с границей с Шотландии, по поручению епископа Вильгельма де Сен-Кале. Расположен на вершине утеса. Помимо эстетической функции выполняет еще и оборонительную роль.

Окемский замок был возведен в конце двенадцатого века в виде усадьбы барона нормандского Волчелин Де Ферреса в Великобритании.

Рисунок 1. Окемский замок в Англии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Лаахское аббатство — средневековый монастырь в Германии, возведенный на берегу Лаахского озера в 1216 году. Является одним из самых выдающихся по красоте архитектурным сооружением романского стиля.

Лимбурский собор строился в четыре этапа с 1206 по 1235 год на месте старинного храма.

Церковь Богородицы была основана около 1170 года на северо-западе города Калуннборг в Дании. Церковь выстроена в форме греческого креста из красного кирпича. По многим параметрам схожа с Иерусалимским Храмом Гроба Господня. Своими пятью башнями отсылает на посланный Богом на землю Небесный Город, так называемый Небесный Иерусалим.

Пизанский собор – действующий собор, музей в Итальянском городе Пиза, построен в конце тринадцатого века. Собор уникален своим стилем, в котором собраны архитектурные элементы византии, ислама, ломбардии. Имеет вид латинского креста, применение техники чередования белого и черного мрамора и арочных сводов внутри собора создает ощущение огромного пространства, свойственным мечетям. Византийское влияние основывается на применении колоннад из гранита черного цвета. Колонны ранее были привезены из мечети города Палермо, в 1063 году завоеванной пизанцами.

Замечание 2

В целом романский стиль господствовал в Западной и частично в Восточной Европе в XI-XII веках.

Готический стиль

Ярчайший символ архитектуры европейского Средневековья, пришедший на смену Романскому стилю, является Готический стиль. Термин «готика» возник гораздо позже самой эпохи, в Новое время, как презрение к культуре, привнесенной варварами-готами в европейское искусство. Понятие указывало на отличие средневековой культуры от стилистики Древнего Рима.

Родиной стиля по праву считается северная часть Франции. Сперва готический стиль доминировал в архитектуре храмов, церквей и монастырей, затем отразился и на гражданских постройках в виде дворцов, административных зданий и домов.

Особенности готического стиля в архитектуре:

  • Полуарки (аркбутаны) или стрельчатые каменные арки, придающие строению невесомость и воздушность
  • Узкие башни, стремящиеся ввысь
  • Кованые шпили на крыше
  • Геометрическое подчеркивание вертикали во всех частях сооружений, стремящихся ввысь
  • Огромное количество элементов декора (вимперги, тимпаны, архивольты)
  • Удлиненные окна больших размеров стрельчатого типа, как правило с витражными узорами.
  • Порталы, как элементы обрамления главного входа в здание, предназначенные для визуального увеличения проемов дверей
  • Кованые массивные двери в заостренных, глубоких, вытянутых проемах.

Природный камень являлся основным материалом для возведения сооружений. Добывали белый камень в основном во Франции, вблизи Турне, откуда материал доставляли по всей Европе.

Наиболее значимые памятники архитектуры, построенные в готическом стиле:

  • Собор Шатре
  • Собор Реймсе
  • Собор Парижской Богоматери
  • Кельнский собор

Собор Шатре был построен в 1260 году в французском городе Шатр и стал одним из шедевров архитектуры готического стиля. Был построен на месте сожженного пожаром кафедрального собора, выстроенного в романском стиле. Уцелевшие башни и крипта стали знамением свыше и причиной строительства в почти уничтоженном городе нового собора.

Рисунок 2. Собор Шатре, Франция. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Собор Реймсе был построен в 1311 году в французском городе Реймсе. В Средневековье, практически до XIX века являлся местом коронации французских монархов.

Собор Парижской Богоматери построен в 1345 году в Париже. По праву является одним из символом столицы Франции. Как и многие другие храмы той эпохи сооружен на фундаментах ранее разрушенных церквей. Данный собор расположен в месте первой христианской церкви в Париже – базилики Святого Стефана, который в свою очередь был построен на разрушенном галло-римском храме Юпитера.

Кельнский собор строился в два этапа, в период с 1248 по 1437 год и с 1842 по 1880. По окончанию стройки собор стал самым высоким зданием в мире. Высота сооружения достигла 157 метров.

Замечание 3

На смену Средневековья пришла эпоха Возрождения или как еще называли эту эпоху — Ренессанса.

Архитектурные стили средневековья — романский и готический

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СИБАДИ)»

 

 

 

ЗАОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА: «Отечественная история»

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

 

По дисциплине:          История отечественной культуры

Тема: Архитектурные стили средневековья — романский и готический.

 

 

Студентки:                                        Дубровская Александра 

                                                                      Александровна

Преподаватель:                                Сербин Александр Иванович

Курс: 1ПГСсп                                   Шифр: Сз-10-14сп

   

 

Омск 2011

План

  1. Введение……………………………………………………………………3
  2. Художественная культура Раннего Средневековья………………………5
  3. Романский стиль в искусстве и архитектуре……………………………..6
  4. Готическая архитектура и искусство……………………………………..10
  5. Сравнительная характеристика романского и готическо стилей……….14
  6. Знаменитые архитектурные памятники…………………………………..24
  7. Заключение…………………………………………………………………29
  8. Литература………………………………………………………………….30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Средние века оставили после  себя много грандиозных памятников архитектурного искусства. Беспомощность  строительной техники, отличающая первые столетия средневековья (приблизительно до Карла Великого), сменилась большим  подъемом строительного искусства  в следующие столетия.  
 
За время IX—XII веков в Европе сменились два основных архитектурных стиля — романский и готический. В соответствии с идеологией эпохи наибольшее количество памятников германской готической архитектуры представлено соборными церквами различных европейских стран. Первый стиль, начавший развиваться при Каролингах, получил свое название оттого, что он являлся подражанием древним римским постройкам. В действительности романский архитектурный стиль был гораздо грубее и несовершеннее, тяжеловеснее, чем античный римский. Толстые стены, сравнительно невысокий купол, толстые и приземистые колонны, узкие и небольшие окна романских соборов явно отражают и слабую еще в этот период (IX— XI вв.) строительную технику и самую политическую обстановку постоянных феодальных войн, когда те же церкви легко превращались в крепости, где отсижива- лось от набегов рыцарей местное население.  
 
Гораздо интереснее и совершеннее в техническом отношении архитектура готическая. Ее характерной чертой является стремление архитектора построить здание как можно выше. Место полукруглой сводчатой арки заняла стрельчатая арка. Готические соборы имели внутри много высоких и изящных колонн. Их окна были большие, с множеством цветных, разрисованных стекол. Обильные выпуклые украшения — статуи, барельефы, висячие арки, причудливая каменная резьба — богато украшали здания изнутри и снаружи. Одна или несколько высоких башен и величественные порталы (двери) придавали готическим соборам особую торжественность.  
 
Из памятников романской архитектуры наибольшую известность получили соборы в Пуатье и Арле во Франции, Шлейере, Вормсе, Майнце, Аахене в Германии. Лучшими памятниками готического искусства являются собор Богоматери в Париже, Руанский, Реймский и Шартрский соборы во Франции, Линкольинский собор в Англии, Миланский собор в Италии, Пражский в Чехии и другие.  
 
Из гражданских зданий готической архитектуры наиболее известны городская ратуша в Брюсселе, дом известного французского финансиста XV века Жака Кера в Бурже, королевский замок в Амбуазе (во Франции) и другие.  
 
Кроме романского и готического стилей, средневековая архитектура широко пользовалась еще двумя стилями: византийским в Италии (в Венеции — собор св. Марка, отчасти Дворец дожей и др.) и арабским (мавританским) в Испании (наиболее известный памятник — собор в Севилье, переделанный из арабской мечети).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Художественная  культура Раннего Средневековья.

Раннее Средневековье — время, когда в Европе происходили бурные и очень важные процессы, такие, как  вторжение варваров, закончившиеся  падением Римской империи. Варвары  селились на землях бывшей империи, ассимилировались с ее населением, создавая новую  общность Западной Европы.

В целом раннее средневековье  было временем глубокого упадка европейской  цивилизации по сравнению с античной эпохой. Этот упадок выражался в  господстве натурального хозяйства, в  падении ремесленного производства и, соответственно, городской жизни, в разрушении античной культуры под  натиском бесписьменного языческого мира. На политической карте Европы в этот период преобладали варварские и  раннефеодальные королевства, а  в идеологии наблюдалось полное господство христианской религии, которая  оказывала решающее воздействие  на все стороны общественной и  личной жизни. Это в полной мере относится  и к произведениям материальной культуры.

В эпоху раннего средневековья  в Европе резко преобладало деревянное зодчество, памятники которого не могли  дойти до наших дней. Однако возводили  и фундаментальные каменные постройки, некоторые из которых стали наглядными образцами зодчества того времени. Почти все они имеют религиозное, церковное назначение.

Для юго-восточной части  Европы, входившей в состав Восточной  Римской империи (Византии) или испытавшей ее влияние, сначала наиболее распространенной формой построек были базилики (в переводе с греческого -«царский дом») — здания удлиненной формы с полукруглым  или граненым выступом в восточной  части — алтарем (апсидой). Бывшие в Древнем  Риме преимущественно общественными  зданиями, теперь они превратились в базиликальные храмы. Затем  стали приобретать все большее  значение здания с центрическим планом — крестово-купольные храмы. В таких  храмах купол, опиравшийся на четыре столба, находился на перекрытии нефов.

Новым архитектурным формам соответствовало и новой внутреннее убранство церквей, включая мозаики, фрески, предметы богослужения, составлявшие в целом определенное художественное единство. Византийская живопись постепенно приобрела символический характер, в ней усилились элементы стилизации и аскетизма, а сама техника изображения  подчинялась строгим правилам.  
В зодчестве центральной части Европы также сказывались античные и византийские каноны, но проявлялась и своя специфика. В еще большей мере это относилось к зодчеству Северной Европы.

Романский стиль  в искусстве и архитектуре

Термин «романский стиль» условен и возник в первой половине 19 века, когда была обнаружена связь  средневековой архитектуры  с римской. В 11-12 веках церковь достигла вершины могущества. Ее влияние на духовную жизнь того времени было безгранично. Церковь была главным заказчиком произведений искусства. И в проповедях церкви и в сознании народа жила идея греховности мира, исполненного зла, соблазнов, подвластного воздействию страшных и таинственных сил. На этой основе в романском искусстве Западной Европы возник этический идеал, противоположный античному искусству. Превосходство духовного над телесным выражалось в контрасте неистовой духовной экспрессии и внешнего уродства облика. Сцены страшного суда и апокалипсиса — ведущий сюжет в оформлении церквей, скульптуры и рельефов. Ведущим видом искусства в средние века была архитектура. Церковная романская архитектура опиралась на достижения каролингского периода и развивалась под сильным воздействием в зависимости от местных условий от античного или византийского или арабского искусства. Основной архитектурной задачей было создание каменного, по большей части монастырского храма, отвечающего требованиям  церковной службы.

Романский стиль впитал многочисленные элементы раннехристианского искусства, меровингского искусства, культуры «каролингского возрождения» (а, кроме того, искусства античности, эпохи переселения народов, Византии и мусульманского Ближнего Востока). В отличие от предшествующих ему  тенденций средневекового искусства, носивших локальный характер, романский  стиль явился первой художественной системой средневековья, охватившей (несмотря на вызванное феодальной раздробленностью огромное многообразие местных школ) большинство европейских стран. Основой единства романовского стиля  была система развитых феодальных отношений  и интернациональная сущность католической церкви, которая была в ту эпоху  наиболее значительной идеологической силой общества и благодаря отсутствию сильной светской централизованной власти имела основополагающее экономическое  и политическое влияние. Главными покровителями  искусств в большинстве государств были монастырские ордена, а строителями, рабочими, живописцами, переписчиками  и декораторами рукописей — монахи; лишь в конце 11 в. появились бродячие артели каменотёсов-мирян (строителей и скульпторов).

Отдельные романские здания и комплексы (церкви, монастыри, замки) нередко создавались среди сельского  ландшафта и, размещаясь на холме  или на возвышенном берегу реки, господствовали над округой как  земное подобие «града божьего» или наглядное выражение могущества сюзерена. Романские здания прекрасно  гармонируют с природным окружением, их компактные формы и ясные силуэты  как бы повторяют и обогащают  естественный рельеф, а местный камень, чаще всего служивший материалом, органично сочетается с почвой и зеленью. Наружный облик построек романовского стиля исполнен спокойной и торжественно-суровой силы; в создании этого впечатления немалую роль играли массивные стены, тяжеловесность и толщина которых подчёркивались узкими проёмами окон и ступенчато углублёнными порталами, а также башни, которые становятся в романовском стили одним из важнейших элементов архитектурных композиций. Романское здание представляло собой систему простых стереометрических объёмов (кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров), поверхность которых расчленялась лопатками, аркатурными фризами и галереями, ритмизирующими массив стены, но не нарушающими его монолитной целостности. Храмы романовского стиля развивали унаследованные от раннехристианского зодчества типы базиликальной и центрической (чаще всего круглой в плане) церкви; в месте пересечения трансепта с продольными нефами возводились обычно световой фонарь или башня. Каждая из главных частей храма представляла собой отдельную пространственную ячейку, как внутри, так и снаружи четко обособленную от остальных, что во многом было обусловлено требованиями церковной иерархии: например, хор церкви был недоступен для паствы, занимавшей нефы. В интерьере мерные, медлительные ритмы разделяющих нефы аркад и подпружных арок, на значительном расстоянии друг от друга прорезавших каменную массу свода, рождали ощущение незыблемой устойчивости божественного мироустройства; это впечатление усиливалось самими сводами (преимущественно цилиндрическими, крестовыми, крестово-рёберными, реже — куполами), приходящими в романовский стиль на смену плоским деревянным перекрытиям и первоначально появившимися в боковых нефах.

Если в раннем романовском  стиле господствовала настенная  живопись, то в конце 11 — начале 12 вв., когда своды и стены обрели более сложную конфигурацию, ведущим  видом храмового декора стали  монументальные рельефы, украшавшие порталы, а часто и всю фасадную стену, а в интерьере сосредоточенные  на капителях. В зрелом романовском  стиле плоский рельеф сменяется  всё более выпуклым, насыщенным светотеневыми  эффектами, но неизменно сохраняющим  органичную связь со стеной, вставленным  в неё или как бы вырастающим  из её массива. Эпоха романовского стиля  явилась также периодом расцвета книжной миниатюры, в целом отличавшейся крупными размерами и монументальностью  композиций, а также различных  отраслей декоративно-прикладного  искусства: литья, чеканки, резьбы по кости, эмальерного дела, художественного  ткачества, ковроделия, ювелирного искусства.

В романской живописи и  скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем (Христос во славе, «страшный суд» и т. д.). В строго симметричных композициях безраздельно доминировала фигура Христа, значительно превосходящая по размерам остальные фигуры. Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные, изредка — исторические сюжеты). Для романовского стиля характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности. Во всех видах романского искусства часто существеннейшую роль играли узоры, геометрические или составленные из мотивов флоры и фауны (типологически восходящей к произведениям звериного стиля и непосредственно отражающей дух языческого прошлого европейских народов). Общая система образов романовского стиля, на зрелой стадии тяготевшего к художественному универсальному воплощению средневековой картины мира, подготовила свойственное готике представление о соборе как своеобразной «духовной энциклопедии».

Ведущая роль в культурной жизни Европы долгое время принадлежала Франции. Именно здесь находится  наибольшее количество архитектурных  памятников романского стиля. Одним  из самых величественных романских  храмов находится в Бургундии. Там  в XI в. был построен комплекс Клюнийского  аббатства с огромной, самой большой  в Европе тех времен церковью (длина  – 127 м, ширина – 40 м). Монастырь в  Клюни в то время называли «вторым  Римом». Бургундские архитекторы  разработали конструктивные новшества, позволяющие уменьшить объем  стен, увеличить вместимость соборов, достигнуть большой высоты сводов. Для архитектуры центральной  Франции характерны мощь, простота и монументальность. В массивных  церквах с толстыми стенами скульптурные украшения использовались скупо. На искусство Прованса (Южная Франция) сильно повлияло римское и византийское зодчество. Античные орнаменты, колонны  с античными капителями – отличительные  особенности храмов Прованса. Своеобразная архитектурная школа сложилась  в Нормандии. Внешний облик церквей  Нормандии отличает наличие больших  башен, расположенных по сторонам фасадов  и в центре здания. В XI-XII вв. в Германии началось строительство крупных  соборов в городах на Рейне  – в Вормсе, Шпейере, Майнце. Соборы отличает грандиозность и монолитность, целостность и сплоченность архитектурных  объемов.           

  Собор в Вормсе (1181 – 1234 гг.) был похож на непреступную крепость. Стены здания толстые и гладкие, окна – маленькие и узкие, похожие на бойницы. Суровость собору придают величественные и грандиозные башни. 
            Скульптурные украшения архитектор Германии использовали редко. Отдельные скульптуры героев библейских рассказов, мифологических животных украшали подоконники, галереи зданий, не сливаясь с архитектурой.    

В романское время в  Германии было создано множество  местных архитектурных школ, из которых  наиболее значительными были рейнская, саксонская и вестфальская. Несколько  центров романского искусства существовало на Апеннинском полуострове. Наиболее известные архитектурные памятники  находятся в Ломбардии, Милане и  Венеции. Культурные традиции были неодинаковы  для различных областей Италии. Для  Рима и центральных районов Италии характерно преобладание античных, а  для южных областей – византийских черт архитектуры.    К выдающимся памятникам романского искусства относится комплекс в Пизе, включающий собор, баптистерий и колокольню. Строительство собора было начато в XI в. гениальным архитектором Бускето и продолжено в XII в. архитектором Райнальдо.     

Романский стиль в Англии господствовал в конце XI-XII вв. Его  специфической особенностью было соединение в здании типов монастырского  и приходского храмов. Английские храмы хотя и весьма сходны с французскими, но имеют большую протяженность  и вытянутость в длину (170 м). Излюбленным  элементом английской архитектуры  были башни.           

  Таким образом, основными особенностями романского стиля в архитектуре были: преобладание полуциркулярной формы сводов, массивные, тяжелые опоры, гладкие и толстые стены с небольшим количеством узких проемов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Готическая архитектура  и искусство

Готический стиль — это  художественный стиль, явившийся завершающим  этапом в развитии средних веков  искусства стран Западной, Центральной  и частично Восточной Европы (между  серединой 12 и 16 веков). Термин «Готика» введен в эпоху Возрождения как  уничижительное обозначение всего  средневекового искусства, считавшегося «варварским». С начало 19 века, когда  для искусства был принят термин романский стиль, были ограничены хронологические  рамки Готики, в ней выделили раннюю, зрелую (высокую) и позднюю фазы.

Готика развивалась в  странах, где господствовала католическая церковь, и под её эгидой феодально-церковной  основы сохранялись в идеологии  и культуре эпохи Готики. Готическое искусство оставалось преимущественно  культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с «высшими» иррациональными силами.

Средневековая архитектура | Английское наследие

Средневековый

В течение более чем столетия после битвы при Гастингсе все солидные каменные здания в Англии были построены в романском стиле. Известный на Британских островах как нормандский, он является прямым потомком позднеримской архитектуры. С конца 12 века на смену ему пришел новый стиль — готика.

Восточный конец церкви аббатства Риво в начале 13 века, Северный Йоркшир.

Нормандский стиль

Главной характеристикой нормандской архитектуры является полукруглая арка, часто сочетающаяся с массивными цилиндрическими колоннами. Ранние норманнские постройки отличаются строгостью и крепостью. Часовня Святого Иоанна в лондонском Тауэре — один из особенно ранних и атмосферных примеров.

В более крупных церквях, таких как Даремский собор и разрушенный монастырь Святого Ботольфа в Колчестере, головокружительные размахи двойных или тройных ярусов круглых арок возвышаются друг над другом, фонарь над галереей над главной аркадой.

Нормандский стиль наиболее бескомпромиссно проявляется в великих крепостях замков, таких как Дувр и Рочестер в графстве Кент и Ричмонд в Северном Йоркшире. Сохранившиеся домашние примеры гораздо реже, но включают так называемые еврейские дома Линкольна и дом констебля в замке Крайстчерч, Дорсет.

В Рочестерском замке находится одна из самых впечатляющих крепостей в Англии, построенная в 1127 году. Шедевр нормандской архитектуры, это самое высокое сохранившееся здание в Европе.

Украшение

Церковь Святой Марии, Кемпли, Глостершир, служит напоминанием о том, что стены, колонны и арки многих нормандских зданий были богато расписаны. С начала 12 века резные украшения также стали более распространенными, как это видно на ребрах шевронного свода «радужной арки» монастыря Линдисфарн, Нортумберленд.

Дверные проемы были окружены рядами колонн и увенчаны концентрическими арками, часто вырезанными зигзагами или инкрустированными знаками зодиака или мордами животных. Капители (головы) колонн также часто вырезались — возможно, с гребешками или стилизованными листьями кувшинок, как в поместье Бертон Агнес в Йоркшире.

Поверхности стен могут быть украшены ярусами пересекающихся круглых арок, вырезанных в низком рельефе, как в Возвышающемся Замке и Монастыре Касл-Акр в Норфолке и Монастыре Венлок в Шропшире.

Западный фасад церкви монастыря Касл-Акр является одним из лучших образцов нормандской архитектуры и декора в Англии. Двери и нижние ступени датируются примерно 1140 годом, а верхние ступени появились в следующие 20 лет. Центральное окно было вставлено в 15 веке.

Расцвет готики

В последние десятилетия 12 века начала появляться новая архитектура. Его стрельчатые арки, возможно, произошли от исламских зданий, которые видели крестоносцы. Историки эпохи Возрождения с презрением относились к этому стилю, называя его «готическим» (что означает «варварский»).

Изначально новые арки были просто привиты к нормандским чертам. Например, в «переходной» церкви аббатства Билдвас в Шропшире главные арки имеют неглубокие точки, а окна над ними имеют круглую форму.

Аббатство Байленд, Северный Йоркшир, и Аббатство Рош, Южный Йоркшир, являются ключевыми примерами быстрого развития нового стиля. Примерно к 1200 году развился полностью готический стиль (названный викторианцами ранним английским языком). Отличительными чертами были узкие остроконечные стрельчатые окна и столбы, состоящие из сгруппированных колонн и валов из полированного мрамора. Аббатство Уитби и части аббатства Риво (оба в Северном Йоркшире) были перестроены в этом стиле в 1220-х годах.

Церковь Байлендского аббатства в Северном Йоркшире является выдающимся образцом ранней готической архитектуры. Завершено в 1190-х годов Байленд был одним из первых монастырей на севере Англии, принявших готические формы, и его церковь, замечательная как по своим размерам, так и по сложности, оказала огромное влияние.

Украшенный стиль

Украшенный стиль был ответвлением готики, которое развивалось примерно с 1290 года. Его название отражает сложный каменный узор его иногда очень больших окон. Прекрасным примером является западный фасад Йоркского собора.

Скульптурные украшения были также щедро украшены арками (которые иногда были уплощенными и остроконечными), а также капителями колонн и поверхностями стен. Одним из наиболее впечатляющих достижений украшенного стиля является большой восьмиугольный «фонарь» собора Эли, воздвигнутый в 1322–1328 годах над перекрестком и невидимо поддерживаемый мощными деревянными стойками

Перпендикулярные церкви

В Северной Европе украшенный стиль превратился в замысловатый и витиеватый яркий стиль, но перпендикулярный стиль, который развился в конце 14 и 15 веков в Англии, является отчетливо английским. Он характеризуется парящими вертикальными линиями, огромными окнами с узкими ажурными узорами, стеклом гораздо больше, чем камнем, и пышными веерными сводами, балками-молотами или «ангельскими» крышами.

Перпендикулярные церкви являются одним из величайших шедевров английской архитектуры. Высокие и светлые, они были дорогими в строительстве. Многие (но далеко не все) лучшие из лучших находятся в районах, которые стали процветающими благодаря быстро развивающейся торговле тканью, особенно в Восточной Англии и Линкольншире, Котсуолдсе и некоторых частях Западной страны.

Ворота аббатства Святого Иоанна, единственная сохранившаяся часть богатого бенедиктинского монастыря в Колчестере, Эссекс, были построены примерно в 1400 году для укрепления обороноспособности аббатства. Акцент на вертикальных линиях характерен для Перпендикулярного стиля.

Проявление благочестия

Некоторые из самых больших церквей, построенных или реконструированных в стиле Перпендикуляр, служили деревенскому населению, которое никогда не могло бы их заполнить. Они скорее проявление благочестия и местной гордости, чем нужды.

Во многих Перпендикулярных церквях есть роскошные гробницы, воздвигнутые для того, чтобы помнить об их основателях и благотворителях. Щедрые души еще больше обеспечили свое спасение, добавив богадельни, школы или «колледжи» (общие резиденции для священников) в соответствующем стиле, как в Юэлме, Оксфордшир, Таттерсхолл-колледже, Линкольншир и Чичел-колледже, Нортгемптоншир.

Замок Старый Уордор в Уилтшире был основан в 1390-х годах для Джона, 5-го лорда Ловелла. Хотя замки сохранили военную функцию в период позднего средневековья, они также все больше отражали социальный статус владельца. Необычная и инновационная шестиугольная форма Old Wardour была ярким символом богатства и ранга лорда Ловелла.

Модные особняки

Дворяне и восходящие дворяне, такие как Хейдоны из замка Бэконсторп, также заявляли о своем богатстве и статусе, строя роскошные особняки. Они часто были построены в стиле замков и окружены рвами, но их нельзя было серьезно защитить.

В последние десятилетия 14 века была мода на прямоугольные замки с угловыми башнями, такие как Бодиам в Сассексе, замок Фарли Хангерфорд в Сомерсете и замок Болтон в Йоркшире. Старый замок Уордор в Уилтшире имеет необычно шестиугольную форму, а замок Нанни в Сомерсете представляет собой компактный «дом-башню» во французском стиле.

Великие особняки 15-го века включают замок Таттерсхолл (Линкольншир) и роскошную усадьбу Вингфилд (Дербишир), оба построенные для лорда-казначея Ральфа Кромвеля и значительно украшенные его значком в виде пухлого кошелька и его девизом: «Разве я не прав?»

Замок Таттерсхолл построен из кирпича. Этот материал становился все более популярным в восточной Англии, где он также щедро использовался для ворот Торнтонского аббатства, замка Кирби Максло и большей части Старого зала Гейнсборо. Строительные кирпичи, сначала импортированные из Фландрии, вскоре стали производиться в Англии.

Деревянный каркас

Средневековые строители регулярно использовали дерево, а также камень, и во многих частях Англии основной традицией оставался деревянный каркас на протяжении всего Средневековья.

Древесина использовалась не только для скромных жилищ и сельскохозяйственных построек, но также и для амбициозных таунхаусов и ратуш, таких как те, что в саффолкском шерстяном городке Лавенхем, и для верхнего этажа Йоркского торгового зала авантюристов. Мощная деревянная крыша с деревянными балками была добавлена ​​​​к Вестминстер-холлу в 139 г.5–9 работы Хью Херланда и мастера-каменщика Ричарда II Генри Йевеля имеет пролет 21 метр. Это один из самых смелых плотницких подвигов, когда-либо достигнутых.

Сарай Хармондсворт, Миддлсекс, построенный в 1426–147 годах, один из самых больших амбаров с деревянным каркасом, когда-либо построенных в Англии, также должен быть причислен к архитектурным чудесам того периода.

Названный Джоном Бетджеманом «собором Миддлсекса», Хармондсворт Сарай является одним из самых полных, неизмененных дореформационных зданий в Англии. Построенный Винчестерским колледжем в 1426–147 годах как часть фермы поместья в Хармондсворте, сарай с деревянным каркасом является исключительным образцом средневекового столярного дела.

Средневековые рассказы

  • Что произошло в битве при Гастингсе?

    Ранним утром 14 октября 1066 года две великие армии приготовились к битве за трон Англии. Узнайте, что произошло в самом известном сражении в истории Англии.

  • Пирс Гевестон и падение Эдуарда II

    Узнайте, как зависимость Эдуарда II от своих «фаворитов» и возможных любовников привела к его отречению и смерти.

  • Резня евреев в Клиффордс-Тауэр

    Одна из самых жестоких антисемитских массовых убийств средневековья произошла в Йорке в 1190 году. Вся еврейская община города была заперта разъяренной толпой в башне Йоркского замка.

  • Лорд Гастингс, Ричард III и недостроенный замок

    Как ультрамодный замок Уильяма Лорда Гастингса в Кирби-Макслоу, Лестершир, остался незавершенным после того, как его казнили будущим Ричардом III.

  • Ричард Корнуоллский, король Артур и замок Тинтагель

    Почему Ричард, граф Корнуолл и один из богатейших людей Европы, променял три замка на камень?

  • Где произошла битва при Гастингсе?

    Историки давно признали, что аббатство Баттл было построено «на том самом месте», где Вильгельм Завоеватель победил короля Гарольда. Есть ли правда в утверждениях, что битва произошла в другом месте?

  • Плохое поведение монахов аббатства Хейлс

    Записи о посещениях аббатов, которые пришли осмотреть аббатство Хейлс, предлагают дразнящие взгляды на жизнь живших там монахов и пороки, которые могли их соблазнить.

  • Кентерберийская сказка: Гобелен из Байе и аббатство Святого Августина

    Аббатство Святого Августина давно известно своим вкладом в английское христианство. Но может ли это также быть родиной одного из самых известных артефактов в истории?

Подробнее о средневековой Англии

  • Средневековье: Архитектура

    В течение более чем столетия после битвы при Гастингсе все солидные каменные здания в Англии были построены в романском стиле, известном на Британских островах как нормандский. С конца 12 века на смену ему пришел новый стиль — готика.

  • Средневековье: религия

    Церковь была всепроникающей силой в жизни людей, а могущество и влияние католической церкви — тогда единственной церкви в Западной Европе — достигли своего апогея в Англии в Средние века.

  • Средневековье: война

    Норманнское завоевание было достигнуто во многом благодаря двум орудиям войны, ранее неизвестным в Англии: конному рыцарю в доспехах и замку.

Средневековая архитектура. Обзор лучших средневековых зданий

Средневековая архитектура — это термин, которым обозначают средневековые здания, созданные в Средние века и включающие в себя гражданские, церковные и военные постройки. Предроманский, романский и готический стили — основные стили, используемые в архитектуре средневековья. В то время как соборы и замки составляют большинство сохранившихся средневековых построек, примеры муниципальных домов и домов в средневековом стиле можно найти по всей Европе.

Содержание

  • 1 Изучение средневековой архитектуры
    • 1. 1 Религиозная средневековая архитектура
    • 1,2 Архитектура военного среднего века
    • 1,3 дома в средневековом стиле
  • . Здания
    • 3.1 Йоркский собор (Йорк, Англия)
    • 3.2 Замок Берхамстед (Беркхамстед, Англия)
    • 3.3 Линкольнский собор (Линкольн, Англия)
    • 3.4 Белая башня (Лондон, Англия)
    • 3.5 Церковь Всех Святых (Гэмпшир, Англия)
    • 3.6 Даремский собор (Дарем, Англия)
    • 3.7 Дуврский замок (Дувр, Англия)
    • 3.8 Вестминстерское аббатство, Англия (Вестминстерское аббатство, Англия) )
  • 4 Часто задаваемые вопросы
    • 4.1 Что такое средневековая архитектура?
    • 4.2 Что случилось со средневековыми фортами?

 

 

Изучение средневековой архитектуры

При обсуждении жанра средневековой архитектуры средневековые здания можно разделить на три категории. Типы архитектуры средневековья включают военную, религиозную и гражданскую архитектуру. Давайте рассмотрим типы средневековых построек ниже.

 

Средневековая религиозная архитектура

План латинского креста, который был популярен в средневековой религиозной архитектуре, основан на римской базилике в качестве базовой модели с дополнительными вариациями. У него есть трансепты, неф и алтарь в восточной части. Кроме того, соборы, затронутые или построенные Юстинианом, использовали византийский дизайн купольных крыш и греческий крест с алтарем святилища на восточной стороне храма.

Церкви были важным источником гордости муниципалитетов в средневековой Англии, и города соревновались в том, чтобы построить самую впечатляющую церковь.

Монастыри Мон-Сен-Мишель в Нормандии, Франция; Tango7174, CC BY-SA 4.0, через Wikimedia Commons

Индульгенции были проданы для сбора средств на строительство церкви, а также караваны реликвий, пожертвования лордов и пожертвования приходов. Городские гильдии часто платили за витражи, изображающие их ремесло. Иногда горожане вызывались помогать в строительстве церкви. Многие средневековые английские церкви были возведены в важных дохристианских местах, чтобы извлечь выгоду из существовавшей ранее духовной преданности этому месту.

Главный алтарь церквей был построен так, чтобы смотреть на восходящее солнце в восточной части строения.

 

Архитектура военного средневековья

Оставшаяся средневековая архитектура в основном использовалась для обороны. Наиболее примечательными нерелигиозными формами средневековой архитектуры являются замки и укрепленные стены. Окнам придали крестообразную форму не только для украшения; они отлично подходили арбалетчику, чтобы безопасно целиться в злоумышленников изнутри.

Когда не стреляют по нападающим, лучники на крышах могут прятаться за бойницами.

 

Дома в средневековом стиле

Средневековая архитектура была видна не только в военных и религиозных средневековых зданиях. В то время как большая часть сохранившейся средневековой архитектуры носит церковный или военный характер, образцы муниципальных и даже бытовых средневековых построек можно найти по всей Европе.

Примерами являются усадьбы, богадельни, ратуши и мосты, а также жилые дома в средневековом стиле.

Юго-восточный вид на Дом средневекового купца в Саутгемптоне, Великобритания; Итан Дойл Уайт, CC BY-SA 4.0, через Wikimedia Commons

 

 

Стили средневековой архитектуры

Средневековые архитекторы Англии хотели отразить обширную историю страны. От впечатляющих соборов до массивных укреплений, этот район является домом для сотен выдающихся средневековых сооружений, которые дают представление о том, каково было жить и служить в этом районе с 11 по 15 века.

Давайте теперь рассмотрим различные стили, связанные с архитектурой Средневековья.

 

Дороманская

Раннехристианская, дороманская, русская церковная архитектура и скандинавская архитектура — все это типы европейской архитектуры раннего средневековья. Аспекты «историзации» и «модернизации» Трахтенберга, итальянские и северные, испанские и византийские факторы, а также особенно религиозные и геополитические махинации между монархами, папством и другими церковными чиновниками — все это факторы, которые каждый раз входят в историю.

 

Романская

Романская эпоха, начавшаяся с норманнского периода в 11 веке, стала началом средневековой архитектуры. Этот стиль был назван в честь пропорций и узоров, найденных в зданиях Римской империи. Романская архитектура имеет бочкообразные своды, массивные опоры, закругленные арки и всего несколько окон.

Круглые арки наиболее заметны в дверных и оконных проемах. Многие экземпляры средневековых романских церквей все еще можно увидеть в Англии.

Замок Бодиам (четырнадцатый век) в Восточном Сассексе, Соединенное Королевство; WyrdLight.com, CC BY-SA 3.0, через Wikimedia Commons

Когда они были созданы, они были украшены яркими красочными гобеленами и картинами, но современным туристам они кажутся унылыми и меланхоличными. Многие постройки, особенно церкви, имеют ярко окрашенные стены, арки и колонны.

Арки, выгравированные по диагонали или украшенные головами животных, часто использовались для дверей, а вершины колонн обычно были украшены гравировкой с различными рисунками.

 

Готическая архитектура

В 12 веке в Англии впервые появился готический архитектурный стиль. Этот стиль возник во Франции и сначала назывался «французским стилем», но критики эпохи Возрождения окрестили его «готикой», потому что он отвергал классические линии и пропорции.

По мнению критиков, готическая архитектура демонстрировала отсутствие творчества, характерное для варварских племен, таких как готы, опустошившие Рим перед его падением.

Пример готической архитектуры на западном фасаде Уэллсского собора в Сомерсете, Соединенное Королевство; Diliff, CC BY-SA 3.0, через Wikimedia Commons

Английская готическая архитектура со стрельчатыми арками и ребристыми сводами исключительно красива и легка. Готическая архитектура подчеркивала не сильные романские опоры, а тонкие группы колонн с огромными окнами, высокими потолками и шпилями.

В это время скульптуры в конструкциях стали отдельно стоящими, а не размещенными в колоннах.

 

 

Известные средневековые здания

Далее мы откроем для себя самые известные образцы средневековой архитектуры. Несмотря на то, что эти средневековые сооружения были созданы сотни лет назад, им удалось преодолеть время, экологические и политические факторы. Вот наши любимые образцы средневековой архитектуры.

 

York Minster (Йорк, Англия)

г. н.э.
Дата завершения 637
Архитектор Вальтер де Грей (1180–1255)
Функция Аббатство
Местоположение Йорк, Англия

Первоначально крошечная деревянная церковь, Йоркский собор претерпел несколько изменений в средневековье, прежде чем стать готическим собором, которым он является сегодня. Перед перестройкой каменной церкви в 640 г. н.э. Йоркский собор первоначально был построен как крошечное деревянное сооружение в 627 г. н.э. Церковь выдержала набег викингов в 866 г. н.э., а войска Вильгельма Завоевателя разорили ее в 1069 г.. После его разрушения Уильям назначил нормандского архиепископа Йорка, и началось строительство массивного нормандского собора.

Когда Уолтер Де Грей принял решение перестроить собор в готическом стиле, собор был перестроен в 13 веке.

На создание нового собора ушло более 250 лет, но в конечном итоге он был завершен в 1472 году. Величайшим сохранившимся примером средневекового стекла во всей Европе является Большое восточное окно Йоркского собора, которое было построено между 1405 и 1408 годами. В соборе есть витражи, созданные в 12 веке. Неф собора был построен в готическом стиле между 129 г.1 и 1350.

Одна из башен Йоркского собора после реставрации; Питер К. Буриан, CC BY-SA 4.0, через Wikimedia Commons

Большое западное окно, также известное как Сердце Йоркшира, расположено к западу от самого большого готического нефа в Англии с деревянным потолком, раскрашены под камень. Перпендикулярный готический архитектурный стиль использовался при строительстве восточной части Йоркского собора с 1361 по 1405 год. Две западные башни оснащены курантами, концертным карильоном и колоколами. Колокол Большого Петра северо-западной башни весит около 11 тонн.

Второй по величине готический собор в Северной Европе – Йоркский собор. Он стал одним из семи соборов со своей собственной полицией в мире.

 

Замок Берхамстед (Берхамстед, Англия)

Дата завершения 1066
Архитектор Роберт, граф Мортен (1031–1095)
Функция Замок
Местоположение Берхамстед, Англия

Средневековый архитектор, стоящий за строительством этого замка, получил честь Берхамстеда после того, как Вильгельм Завоеватель победил короля Гарольда II и получил корону в Вестминстерском аббатстве. Замок Берхамстед был построен под руководством Роберта и был завершен в 1066 году. Гражданский конфликт осадил крепость в 1216 году после того, как в 12 веке она была расширена.

Он был передан Ричарду, графу Корнуоллу, который превратил крепость во дворец, когда она была отбита королевскими войсками. Замок был в запустении и, наконец, в руинах к 15 веку.

Наружные стены замка Берхамстед; Парк Колина / Замок Берхамстед, внешние стены

Даже камни замка использовались для строительства жилых домов и других построек в соседнем городе. Он был почти полностью разрушен в 19Строительство Бирмингема и Лондонской железной дороги в 19-м веке, и в результате это было первое британское строение, получившее законодательную защиту.

Как исторический памятник, руины в настоящее время находятся под защитой закона.

 

Собор Линкольна (Линкольн, Англия)

Дата завершения 1072
Архитектор Сэр Кристофер Рен (1632–1723)
Функция Собор
Местоположение Линкольн, Англия

Специалисты по архитектуре высоко ценят Линкольнский собор. Автор Джон Раскин назвал его «самым изысканным произведением архитектуры на всех Британских островах». Линкольнский собор в готическом стиле был построен между 1185 и 1311 годами, хотя с тех пор он претерпел несколько дополнений и улучшений. Витражи — один из самых ярких элементов Линкольнского собора.

Око епископа и Око декана — это два огромных витражных окна-розетки в соборе, которые были установлены в средние века.

Линкольнский собор, вид из Линкольнского замка; DrMoschi, CC BY-SA 4.0, через Wikimedia Commons

В архитектуре средневековой Европы окна-розетки встречались довольно редко. Кроме того, имеется 13 колоколов в юго-западной башне, 5 в центральной башне и 2 в северо-западной башне собора. Среди каменных изваяний собора — Линкольн Имп . Мифология 14-го века утверждает, что сатана послал двух бесов, чтобы причинить вред. Бесы прибыли в Линкольнский собор, где ангел велел им остановиться. Имп превратился в камень, когда начал швырять камешки в ангела с вершины колонны. Согласно легенде, каменного чертенка до сих пор можно увидеть на вершине колонны хора ангелов собора.

После Великой пирамиды в Гизе Линкольнский собор был первым сооружением, претендовавшим на звание самого высокого здания в мире, когда он был построен в 1549 году.. После Йоркского собора и собора Святого Павла это также самый большой собор Великобритании по размеру пола.

 

Белая башня (Лондон, Англия)

Дата завершения 1097
Архитектор Гундульф Рочестерский (1024–1108)
Функция Дворец
Местоположение Лондон, Англия

Вильгельм Завоеватель построил Белую Башню, чтобы подчинить себе население и укрепить свой контроль над Лондоном. Белая башня, которая находится в центре лондонского Тауэра, была первым образцом нормандской архитектуры, завершенным в Англии, и была построена между 1070 и 1100 годами. Норманнские каменщики возвели впечатляющую башню, и Вильгельм даже привозил камни из Нормандии для здание.

Белая башня высотой 27,5 метров была бы видна издалека, когда она была построена.

На северо-востоке есть круглые башни с винтовыми лестницами, а в западных углах — квадратные башни. В юго-восточном углу можно увидеть выступ часовни Святого Иоанна. С точки зрения замковой архитектуры до сих пор выделяется характерный дизайн часовни. В 17 и 18 веках портлендский камень заменил оригинальный канский камень, привезенный из Франции. Белая башня была построена для защиты, а не для роскоши; это была скорее крепость, чем дворец.

Белая башня Лондонского Тауэра; Bernard Gagnon, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

В эпоху Средневековья оборона Белой Башни несколько раз укреплялась, а Ричард Львиное Сердце увеличил ее размер более чем в четыре раза. Пока Ричард был у власти, его брат Джон вторгся в Белую Башню и попытался захватить королевство. Башня устояла, но солдатам, охранявшим ее, пришлось сдаться, так как у них закончились припасы.

Башня также служила тюрьмой. Сообщается, что Ричард II был заключен в тюрьму в Белой башне после того, как его заставили отречься от короны, и говорят, что Гая Фокса допрашивали там.

Генрих III потребовал побелить башню в 1240 году, предположительно потому, что в то время в Европе было модно красить известные сооружения в сверкающий белый цвет. Интерьер часовни был красиво украшен скульптурами и витражами. Одним из наиболее сохранившихся дворцов 11 века в Европе является Белая башня, часто известная как Лондонский Тауэр.

 

Церковь Всех Святых (Хэмпшир, Англия)

Дата завершения 1130
Архитектор Неизвестно
Функция Церковь
Местоположение Хэмпшир, Англия

Одним из самых изысканных образцов раннего норманнского строительства в Англии является церковь Всех Святых в Восточном Меоне, графство Хэмпшир. С квадратной нормандской башней посередине и отчетливыми романскими арками церковь была построена в форме креста. Впечатляющие романские фризы церкви, вырезанные фламандскими мастерами, изображают Изгнание из сада на восточной стороне, сотворение Адама и Евы на северной стороне и существ и монстров на западной и южной сторонах.

Согласно приходской истории, церковь была построена в 1080 году, однако другой источник датирует ее строительство периодом между 1130 и 1140 годами. Oxenhillshaw , общественное достояние, через Wikimedia Commons

Церковь, которую мы видим сейчас, в основном принадлежит захватчикам; вероятно, он был построен на месте более раннего англосаксонского здания. Сэр Ниниан Компер спроектировал восточное окно часовни Леди, а также деревянные изделия часовни во время его реконструкции 20-го века.

Неф и южная часовня в раннеанглийском стиле датируются началом 13 века, окна в южном нефе добавлены позже.

Высокие скамьи и галереи 18-го века были удалены во время проекта реставрации интерьера под руководством Юэна Кристиана в 1870 году. Затем сэр Ниниан Компер перестроил интерьер между 1906 и 1922 годами, добавив копию перпендикулярного восточного окна в алтарь, алтарь. , и экран, отделяющий алтарь от Часовни Богородицы.

 

Даремский собор (Дарем, Англия)

Дата завершения 1133
Архитектор Джордж Гилберт Скотт (1811–1878)
Функция Собор
Местоположение Дарем, Англия

Строительство Даремского собора началось в 1093 году и закончилось через 40 лет. Собор считается одним из выдающихся образцов нормандской архитектуры в Англии, и это единственная церковь в стране, которая сохранила практически все свое оригинальное норманнское мастерство. Нынешний собор был основан во время правления Вильгельма Святого Карилефа, первого принца-епископа Вильгельма Завоевателя.

Хотя с тех пор собор претерпел несколько изменений, большая часть здания осталась в своем норманнском стиле.

Даремский собор, вид из поезда на главной линии Восточного побережья; mattbuck (категория), CC BY-SA 2.0, через Wikimedia Commons

Даремский собор особенно использовался в качестве учебного заведения в фильмах о Гарри Поттере. Шпиль был создан в цифровом виде для вершин зданий. Даремский собор был возведен для хранения останков святого Катберта и преподобного Беды.

Он свидетельствует о известности ранней бенедиктинской монашеской общины и является крупнейшим и величайшим примером нормандского строительства в Англии.

 

Замок Дувр (Дувр, Англия)

Дата завершения с. 12 век
Архитектор Морис Инженер (ок. 12 век)
Функция Замок
Местоположение Довер, Англия

Дуврский замок — оборонительная крепость с длинной и увлекательной историей. Его часто называют «ключом к Англии». Этот замок расположен там, где пересекается самый быстрый морской путь Англии к континенту, что делает его важным стратегическим пунктом для обороны региона. Король Генрих II построил большую часть Дуврского замка в 1180-х годах не только для защиты Англии от врагов, но и для развлечения посетителей.

Укрепления замка подверглись испытанию в 1217 году, когда его осадили французские войска, но они продержались 10 месяцев бомбардировок.

Панорамный вид с воздуха на замок Дувр в 2017 году;  Chensiyuan, CC BY-SA 4. 0, через Wikimedia Commons

До римского вторжения в 43 г. н.э. это место могло быть защищено земляными укреплениями в железном веке или ранее. Это предположение основано на уникальном расположении земляных валов, которое не совсем соответствует средневековому замку. Хотя в результате раскопок есть свидетельства того, что рядом с замком жили люди железного века, неясно, связано ли это с городищем.

В этом месте также находится один из двух маяков Дувра, самое высокое и завершенное из существующих римских зданий в Англии, а также один из трех маяков римской эпохи, которые существуют до сих пор.

 

Вестминстерское аббатство (Вестминстер, Англия)

Дата завершения 1269
Архитектор Птолемей Дин (1968 – настоящее время)
Функция Аббатство
Местоположение Вестминстер, Англия

Одним из самых известных примеров средневековой архитектуры является Вестминстерское аббатство в Лондоне, которое занимает важное место в истории английской королевской семьи. С 1066 года каждая королевская коронация проходила в Вестминстерском аббатстве, которое также служит местом упокоения 17 королей и королев.

Самый ранний запрестольный образ в Англии, который был обнаружен в кладовой аббатства в 1725 году, является одним из многих произведений средневекового искусства, которые можно увидеть в Вестминстерском аббатстве, потрясающем образце готической архитектуры.

Вестминстерское аббатство, вид с западного фасада; Σπάρτακος (изменения Рабануса Флавуса), CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Здесь Эдуард Исповедник впервые создал романский стиль, а Генрих III начал почти 300-летнюю готическую реконструкцию сайт. Между 1042 и 1052 годами король Эдуард Исповедник начал перестраивать аббатство Святого Петра, чтобы построить себе королевскую усыпальницу. Она станет первой в стране церковью в романском стиле. В декабре 1065 года он был завершен, всего за неделю до смерти Эдуарда. В том же году, после его похорон в церкви, на престол был возведен Вильгельм Завоеватель.

Генрих III провел значительную реконструкцию между 1245 и 1272 годами, чтобы создать нынешнее Вестминстерское аббатство.

Считается, что Генрих построил Вестминстерское аббатство, чтобы завоевать благосклонность Эдуарда Исповедника, давно умершего англосаксонского монарха. Генрих сделал Эдварда своим святым покровителем в надежде, что Эдвард поможет ему как в этой жизни, так и в следующей и проведет его в загробную жизнь. Вестминстерское аббатство, имеющее более чем тысячелетнюю историю, ежегодно принимает более миллиона туристов.

 

На этом мы завершаем наше исследование средневековых архитекторов и их зданий. К средневековой архитектуре относятся церковные, городские и военные постройки средних веков. Готический, романский и предроманский стили — это лишь некоторые из архитектурных стилей Средневековья. В то время как основная часть оставшихся средневековых зданий — это соборы и замки, образцы жилых домов и муниципальных зданий в средневековом стиле можно увидеть по всей Европе.

Часто задаваемые вопросы

Что такое средневековая архитектура?

Здания, построенные в средние века, которые обычно охватывают период с пятого по пятнадцатый век, называются средневековой архитектурой. Архитектура получила дальнейшее развитие на протяжении так называемого Ренессанса , опираясь на более ранние достижения. Образцы средневековой архитектуры часто встречаются только в Скандинавии, Западной, Центральной и Южной Европе. Есть четыре категории средневековой архитектуры, а именно: могучая, святая, гражданская и утилитарная.

 

Что случилось со средневековыми фортами?

Форты постепенно вытеснялись замками по всей Европе. Согласно археологии, городища были построены в раннем средневековье, которое в Британии часто называют Темными веками. Бурги, которые можно увидеть в таких городах, как Банбери и Эдинбург, представляют собой серию деревянных укреплений, построенных различными монархами, включая Альфреда Великого. В 11 веке, в основном норманнскими лордами, были впервые построены каменные замки, которые до сих пор усеивают этот регион.

 

История архитектуры. Средневековый период

Когда кто-то произносит слово «средневековый», у него могут возникнуть мысли о рыцарях, замках, Монти Пайтоне или ресторане «Средневековье». Средневековый период, или Средневековье, охватывает много времени, примерно тысячу лет (примерно 500-1500 гг. н.э.). И, как мы все знаем, за это время может произойти многое: голод, войны, крестовые походы, раскол или два, Черная смерть, как обычно. В период средневековья человечество прошло по крайней мере три различных архитектурных стиля: дороманский, романский и готический (каждый из которых можно было разделить). Первые два обыгрывают римскую архитектуру, потому что люди видели и понимали ее, но это была романтизированная версия. Затем приходит готический стиль, все высокое и могучее (правда, эти соборы были высокими и могучими). В рамках этих стилей архитектура была сосредоточена в основном на гражданских, военных и религиозных зданиях. Честно говоря, меня это не обязательно интересует, но дома людей интересуют.

1 Простите за освещение, в этих ресторанах темно. Дастин и я, примерно 2011 год.

На протяжении всей истории люди в средние века были заняты тем, что просто выживали. И, может быть, вы думаете: «Послушай, все не может быть так уж плохо. У них были замки и прочее». И я смотрел на вас и говорил: «Неправильно!» Обычный мельничный человек не жил в замке — это такая фантастика. Итак, давайте посмотрим, как жили крепостные, крестьяне и низшие классы.

Забавная заметка: во Франции есть место, где строят замок с использованием исторических технологий.

Строительство средневековых домов:

Ранний период

Дома представляли собой простые однокомнатные конструкции, построенные из бревен, плетня и соломенной крыши. Тростник или дрозды покрывали бы грязный пол. Вы не смогли бы позволить себе кирпичи или черепичную крышу. Это будет стандартом для низших классов на протяжении всего Средневековья. Затем приходит Черная чума, которая убивает массу людей, а это означает, что рабочих не хватает. Таким образом, вы можете зарабатывать больше денег и, в свою очередь, позволить себе лучшие условия проживания. Однако вы можете не пережить следующие несколько раундов чумы, так что подстраховывайтесь.

Середина-Поздний Период

Коммунальная жизнь в моде. В 15 веке, если вы принадлежали к среднему классу или состоятельному землевладельцу, вы, возможно, жили в «зале» — общем жилом пространстве, состоящем из одной большой высокой комнаты, которую вы делили со своей семьей и слугами. . Огонь был бы в центре, но без трубы. Дым просачивался через отверстия в стене или через соломенную/черепичную крышу.

Поздний период

К концу 16 века, поздравляю, ваша семья из среднего класса получила дымоход! Ваш дом построен из открытых деревянных конструкций, несущих нагрузку, а пространство между ними заполнено штукатуркой, кирпичом или камнем.

Функционал номера:

Ванные комнаты

Вы пойдете в общественную баню. Средневековые люди любили быть чистыми. Идея чистоты потеряла популярность в период Тюдоров. Рядом с банями находились общественные туалеты. В Лондоне сооружения находились бы над местной рекой.

Covid-19 Medieval Hack: если у вас закончилась туалетная бумага, рассмотрите возможность использования соломы или мха. Если у вас есть лишние деньги, попробуйте тряпку или губку на конце палки.

2 Изображение публичного дома, Пьетро да Эболи (13 век) «De Balneis Puteolanis»

Спальня

Отдельная спальня, лол. Большой зал, если вы жили рядом/с местным лордом или помещиком, был бы вашим спальным и жилым помещением, укрепляя представление о том, что вы зависите от помещика. В центре был очаг для приготовления пищи и обогрева, а пол был покрыт камышом.

О! Хочешь кровать? Наполните мешок сеном. Подушка? Вы получаете журнал. Только богатые получают настоящую кровать и мягкую подушку.

В 16 веке средний класс начал получать спальни с кроватью (если вы были готовы тратить треть своей годовой зарплаты).

3 Публичное изображение Doman. Большой зал 14-го века на Пенсхерст-плейс, показывающий проход через экраны, из книги Энн Холлингсворт Уортон «Дома предков известных американцев» (1915)

 

Кухня

Весь дом был кухней. Овальный очаг, дрова, кастрюля и деревянная ложка составят вашу кухню. Ваш хлеб будет отправлен в господский дом для выпечки. Эта установка просуществовала сотни лет.

Кухни не отделялись от главного зала до позднего периода, когда средний класс начал подражать богатым. В конце концов, вы можете получить кирпичную печь для выпечки хлеба.

У Генриха VIII была самая большая в то время кухня с 55 различными комнатами, в которых работало около 200 человек. В Хэмптон-Корте кухня была полностью отделена от главного зала, что не пропускало запахи и защищало его жилые помещения в случае пожара.

Ковид-19Средневековый лайфхак: используйте уксус (антибактериальное и обезжиривающее средство), розмарин (инсектицид) и соль (абразивное средство) для очистки кухонных поверхностей.

Несколько сносок:

  1. Средневековые лайфхаки Covid-19 не следует воспринимать как серьезные лайфхаки. Они задуманы как комические и познавательные в отношении средневековой жизни.
  2. Методы строительства, материалы и т. д. менялись в зависимости от того, где жил человек. То, что здесь написано, является небольшой выборкой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *