Архитектурный стиль романский: Романский стиль в архитектуре средневековья

Содержание

Романский стиль в архитектуре средневековья

(925) 391-62-02

Задать вопросКонтакты

  • Романский стиль
  • Готика
  • Возрождение
  • Барокко
  • Рококо
  • Классицизм
  • Ампир
  • Бидермейер
  • Историзм
  • Модерн

После падения Древнего Рима европейской культуре потребовалось несколько столетий, чтобы преодолеть упадок, наступивший после краха античного мира. Термин Романский стиль (от лат. рома или фр. романеск), весьма условный и неточный, возник в первой половине XIX в., историки и искусствоведы обратили внимание на то, что искусство раннего средневековья внешне напоминает древнеримское искусство.

Романский стиль по-настоящему сплавил различные элементы позднеантичного и меровинского искусства (по имени франкской династии Меровингов), Византии и стран Ближнего Востока.

Наиболее полно этот стиль выражен в архитектуре. Сооружения этого стиля отличаются монументальностью и рациональностью конструкций, широким использованием полукруглых арок и сводов, а также многофигурными скульптурными композициями. Романский стиль наложил свой отпечаток и на все другие виды искусств: монументальную живопись и скульптуру, декоративно-прикладное искусство. Изделия той эпохи отличались массивностью, простотой суровых форм и ярким многоцветьем.

Романский стиль сложился в эпоху феодальной раздробленности, и поэтому функциональное назначение романской архитектуры – оборона. Такая функциональная особенность этого стиля определяла архитектуру как светских, так и культовых построек и соответствовала образу жизни западноевропейского человека того времени. Становлению романского стиля способствовала значительная роль монастырей как центров паломничества и культуры.

Церковь романского стиля – основные элементы архитектурных форм

В феодальном замке, который в романскую эпоху являлся основным типом светских архитектурных сооружений, доминирующее положение занимал дом-башня, прямоугольной или многогранной формы так называемый donjon – господская башня, от ср.лат. dominionus) – главная башня в европейских феодальных замках»>донжон – своеобразная крепость в крепости. На первом этаже донжона располагались хозяйственные помещения, на втором – парадные комнаты, на третьем – жилые комнаты владельцев замка, на четвёртом – жилище охраны и слуг. Внизу обычно находились подземелье и тюрьма, на крыше – сторожевая площадка.

При строительстве замка обеспечивалась его функциональность и менее всего преследовались художественно-эстетические цели. Для обеспечения обороны замки строились, как правило, в малодоступных местах. Замок был окружен высокими каменными (зубчатыми) стенами с башнями, рвом, заполненным водой, и подъёмным мостом.

Постепенно такая зáмковая архитектура стала влиять и на городские богатые дома, которые строились по тем же принципам; некоторые из них потом распространились на монастырское и городское строительство: крепостные стены, дозорные башни, городские (монастырские) ворота. Средневековый город, а вернее, его центр, пересекался двумя осями-магистралями. На их пересечении находились рыночная или соборная площадь – средоточие общественной жизни горожан. Остальное пространство застраивалось стихийно, однако застройка имела преимущественно центрально-концентрический характер, вписываясь в городские стены. Именно в течение XI–XII вв. возник характерный тип средневекового тесного города с узкими высокими домами, каждый из которых был замкнутым в себе пространством. Зажатый между соседними постройками, с окованными железом маленькими дверями и окнами, защищенными прочными ставнями, дом включал в себя жилье и хозяйственные помещения. Вдоль искривленных узких улиц располагались сточные канавы. Скученность строений, отсутствие водопровода и канализации часто приводили к страшным эпидемиям.

Примеры основных типов капителей, колонн и опор

Капитель колонны (Романский собор св. Марии Магдалины, Везле, Франция – Vézelay Abbey, Basilique Ste-Madeleine) Капители колонн (Собор Сен-Лазар, Отен, Франция – Cathédrale Saint-Lazare d’Autun) Капитель колонны (Лион, Франция)

Порталы и внутренняя структура храмов

Дверной проём, Собор Ле Пюи, Франция – Le Puy Cathedral (Cathédrale Notre-Dame du Puy) Окно в большом зале, Даремский замок, Англия – Durham Castle Западное окно кафедрального собора Нотр-Дам в Турне, Бельгия – Cathédrale Notre-Dame de Tournai (фр. ) Западный неф, церковь в Пуатье, Франция – The Église Saint Hilaire le Grand is a church in Poitiers (
фр
.) Церковь Санкт Михаэль в Хильдесхайме, 1001-31 гг., Германия – St. Michael’s Church at Hildeshe Рочестерский замок, Англия – Rochester Castle Виндзорский замок, Англия – Windsor Castle Крепость в Нормандии Мост Риальто, Венеция, Италия – Rialto Bridge Пизанский собор, Италия – Cathedral of Pisa Церковь в Олнэ, 1140-70 гг., Франция – Aulnay Church Даремский собор, Англия – Durham Cathedral Белая башня, капелла св. Джона – Tower of London, St. John’s Chapel Ораторий Жерменьи-де-Пре, 806 г., Франция – Germigny-des-Prés Собор Ле Пюи, Франция – Le Puy Cathedral (Cathédrale Notre-Dame du Puy) Рочестерский замок, интерьер – Rochester Castle, Interior Аббатство Мария Лаах, Германия – Maria Laach Abbey Тьюксберийское аббатство, Англия – Tewkesbury Abbey Церковь в деревне Килпек, Англия, дверной проём – Kilpeck Church Западный портал собора св.
Мартина в Вормсе, Германия – Kathedrale St. Martin zu Worms (нем.)

Самое значительное сооружение романской архитектуры – это храм (собор). Влияние христианской церкви на духовную и светскую жизнь того времени было огромно.

Культовая архитектура развивалась под сильным воздействием (в зависимости от местных условий) античного, византийского или арабского искусства. Мощь и суровая простота облика романских храмов были порождены заботами об их прочности и идеей превосходства духовного начала над телесным. В очертаниях форм преобладают простые вертикальные или горизонтальные линии, а также полуциркульные римские арки. Задача достижения прочности и одновременного облегчения конструкций сводов решалась за счёт создания крестовых сводов, образованных двумя пересекающимися под прямым углом отрезками полуциркульных сводов равного радиуса. Храм романского стиля чаще всего развивает унаследованную от римлян древнехристианскую базилику, образовывавшую в плане латинский крест.

Характерным элементом экстерьера становятся массивные башни, а вход оформляется порталом (от лат. порта – дверь) в виде врезанных в толщу стены и уменьшающихся в перспективе полуциркульных арок (т.н. перспективный портал).

Внутренняя планировка и размеры романского храма отвечали культурным и социальным потребностям. Храм мог вместить массу людей различных сословий. Наличие нефов (обычно трёх) позволяло разграничивать прихожан в соответствии с их положением в обществе. Аркады, вошедшие в обиход в византийской архитектуре, получили распространение и в архитектуре романской.

В романской архитектуре пяты арок опирали непосредственно на капители, что почти не делалось во времена античности. Тем не менее, такой приём получил распространение в период итальянского Возрождения. Колонна романского стиля потеряла свое антропоморфное значение, как это было принято во времена античности. Все колонны теперь имеют строго цилиндрическую форму без энтазиса, что и было позднее унаследовано готикой.

Форма капители развивала византийский тип – пересечение куба и шара. В дальнейшем она всё более упрощалась, становясь конической. Толщина и прочность стен, простая каменная кладка почти без облицовки (в отличие от древнеримской) – основные критерии сооружения.

В романской культовой архитектуре получила распространение скульптурная пластика, которая в форме рельефа покрывала плоскости стен или поверхность капителей. Композиции таких рельефов, как правило, плоскостны, в них нет ощущения глубины. Скульптурный декор в форме рельефа располагался, помимо стен и капителей, на тимпанах порталов и архивольтах сводов. В таких рельефах наиболее наглядно отражены принципы романской пластики: подчёркнутая графичность и линеарность.

Наружные стены соборов также украшались каменной резьбой растительного, геометрического и зооморфного орнамента (фантастические чудовища, экзотические животные, звери, птицы и др.). Основной декор собора располагался на главном фасаде и внутри, у алтаря, расположенного на возвышении. Декорирование осуществлялось с помощью скульптурных изображений, которые ярко раскрашивались.

Для романской пластики типичны монументальная обобщённость форм, отклонения от реальных пропорций, благодаря которым тот или иной создаваемый образ часто становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или элементом орнамента.

В раннем романском стиле, до того, как стены и своды получили более сложную конфигурацию (конец XI–начало XII в.), ведущим видом храмового декора стали монументальные рельефы, главную роль играла настенная живопись. Широко использовались также мраморная инкрустация и мозаика, технология выполнения, которых сохранилась со времён античности.

Скульптурным рельефам и стенной живописи стремились придать поучающий смысл. Центральное место здесь занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном божьем могуществе.

В строго симметричных религиозных композициях доминировали фигура Христа и повествовательные циклы, в первую очередь, на библейские и евангельские темы (грозные пророчества Апокалипсиса и Страшного суда с представлением богословской сцены иерархической структуры мира, рая и праведников, ада и осуждённых на вечные муки грешников, взвешивания добрых и злых дел умерших и т. п.).

В X–XI вв. складывается техника оконных цветных витражей, композиция которых поначалу была весьма примитивной. Начинают изготавливаться стеклянные сосуды и лампады. Развивается техника эмали, резьба по слоновой кости, литьё, чеканка, художественное ткачество, ювелирное искусство, книжная миниатюра, искусство которой тесно связано со скульптурой и стенной росписью. В большом количестве из кованого железа делаются всевозможные ограды, решётки, замки, петли для дверей и крышек сундуков, оковки сундуков и шкафов и др. Бронза использовалась для дверных молотков, которые часто отливались в форме голов животных или человека. Из бронзы же отливали и чеканили двери с рельефами, купели, канделябры, рукомои и т.д.

В XI в. начинают изготавливаться шпалеры (тканые ковры), на которых с помощью ткачества выполняются многофигурные композиции и сложная орнаментика, находящаяся под сильным влиянием византийского и арабского искусства.

Мебель романского периода точно отвечала менталитету и уровню жизни средневекового человека, удовлетворяя лишь элементарные его потребности. О мебельном искусстве, возможно, говорить, и то с большой долей условности, начиная с IX в.

Стул романского периода

Дубовый шкаф с резьбой, Нижняя Саксония

Стул в соборе Святого Петра в Риме, Италия – St. Peter’s Basilica

Дубовая скамья

Обеденный стол из дуба

Внутреннее убранство дома было скудным: в большинстве случаев пол выполнялся земляным. Только во дворце богатого синьора или короля иногда пол мостился каменными плитами. И только очень богатый человек мог позволить себе не просто выложить камнем пол, а создать на нём цветным камнем орнамент. От земляного и каменного пола, от каменных стен в помещениях домов и замков постоянно было сыро и холодно, поэтому пол устилали слоем соломы. В богатых домах пол устилали соломенными циновками, а в дни праздников – охапками свежих цветов и трав. В светской литературе позднего средневековья, в описаниях домов королей и знатных вельмож часто упоминается пол в пиршественной зале, усыпанный цветами. Однако эстетический фактор играл здесь весьма малую роль.

В домах высшей знати каменные стены принято было закрывать коврами, привезенными из стран Востока. Само наличие ковра свидетельствовало о знатности и богатстве его хозяина. Когда развилось искусство изготовления тканых ковров (шпалер), ими стали затягивать стену для того, чтобы сберечь тепло.

Главное жилое помещение дома синьора – центральная зала, служившая гостиной и столовой, в центре которой располагался очаг. Дым от очага выходил в отверстие в потолке помещения. Лишь много времени спустя, в XII–XIII вв., догадались передвинуть очаг к стене, а потом убрать его в нишу и снабдить колпаком, который вытягивал дым в широкую не закрывающуюся трубу. Слуги к ночи засыпали тлеющие угли золой, чтобы дольше сохранить тепло. Спальные помещения часто делались общими, поэтому кровати в таких спальных помещениях устраивались очень широкими, где хозяева часто спали вместе с гостями, согревая друг друга. В богатых домах начали устраивать отдельные спальни, которыми пользовались только хозяева дома и самые почётные гости.

Спальни для синьора и его жены делались обычно в маленьких и тесных боковых помещениях, где их кровати устанавливались на высоких деревянных помостах со ступеньками и пологом, который задёргивался для защиты от ночного холода и сквозняков.

Ввиду того, что в раннем средневековье не была известна технология изготовления оконного стекла, окна первоначально не остеклялись, а забирались каменными решётками. Они делались высоко от земли и были очень узкими, поэтому в помещениях царил полумрак. Широко использовались винтовые лестницы, что было весьма удобным для перемещения, например, по этажам башни-донжона. Деревянные стропила крыши изнутри здания оставались открытыми. Лишь позднее научились делать подшивные потолки из досок.

Полумрак холодных помещений домов романской эпохи компенсировался яркой и пёстрой окраской неказистой мебели, дорогими шитыми скатертями, нарядной посудой (металлической, каменной, стеклянной), коврами, шкурами животных.

Номенклатура мебельных объектов в жилых помещениях была невелика и состояла из различных типов стульев, табуретов, кресел, кроватей, столов и, конечно же, сундуков – основных мебельных объектов того времени, реже – шкафов.

У очагов и за столом сидели на грубо обтёсанных скамьях и примитивных табуретах, в доски для сидения которых вставлялись сучки, служившие ножками.

По-видимому, это они явились предшественниками весьма распространённых в Западной Европе трёхногих табуретов и стульев. Из античной мебели для сидения продолжала жить лишь одна форма складного табурета или кресла с Х-образными перекрещивающимися ножками (по типу греческого дифроса окладиоса или древнеримского селла курулис – курульного кресла), легко переносимого слугой за своим господином. За столом или у очага только синьор имел свое место. Для него ставился парадный стул или кресло, собранное из точеных балясин (стержней), с высокой спинкой, локотниками (или без них) и подставкой для ног с целью защиты от холода каменного пола. В эту эпоху делались, правда, весьма редко, дощатые стулья и кресла. В Скандинавии сохранился целый ряд мест для сидения, украшенных сквозной и плоской резьбой, изображающей сложный декоративный узор из фантастических зверей, переплетенных ремнями и ветвями.

Делались также парадные сидения с высокими спинками, которые предназначались для высших иерархов церкви. Одним из редких уцелевших образцов, утратившим перекладины на спинках, является епископский трон XI в. (собор в Ананьи). Его декор, состоящий из арок на передней и боковых стенках, явно навеян романской архитектурой. Образцом складного сиденья с крестообразными ножками является табурет Св. Рамона в соборе Рода де Исабена в Испании, обильно украшенный резьбой. Ножки табурета завершаются звериными лапами, в верхней части они переходят в львиные головы. Сохранилось изображение (собор в Дареме, Англия) сиденья с пюпитром очень редкого типа, предназначенного для монахов-переписчиков. Сиденье снабжено высокой спинкой, его боковые стенки украшены ажурными резными арками. Подвижный пюпитр держится на двух планках, идущих от спинки и укреплённых в пазах на верхней части передних ножек. Такие объекты мебели для сидения как скамьи обычно использовались в храмах и монастырях. Декор на скамьях был явно заимствован из архитектурного декора и выполнялся в виде резных или расписных арок и круглых розеток.

Сохранился образец богато украшенной скамьи из церкви Сан-Клементе в Тауле (Испания, XII в.). Это скамья, выполненная в виде своеобразного трона, имеет три места, разделенные колонками, между которыми и боковыми стенками установлены три арки. Боковые стенки и навес богато украшены ажурной резьбой. Некогда она была расписана: кое-где на ней сохранились следы красной краски.

В целом мебель для сидения была неудобной и тяжёловесной. Обивки на табуретах, стульях, скамьях и креслах не было. Чтобы скрыть дефекты соединений или плохо обработанной деревянной поверхности, мебель покрывалась толстым слоем грунта и краски. Иногда необработанный деревянный каркас обтягивался холстом, который покрывался грунтом (левкасом) из смеси мела, гипса и клея, а затем расписывался красками.

В этот период большое значение приобретают кровати, рамы которых устанавливаются на точёных ножках и окружаются низкой решёткой.

Другие типы кроватей, украшенные ажурными полукруглыми арками, заимствуют форму сундука и опираются на квадратные ножки. Все кровати снабжены деревянным навесом и пологом, который должен был скрывать спящего и защищать его от холода и сквозняков. Но такие кровати принадлежали, в основном, знатным вельможам и служителям церкви. Кровати для небогатых людей были достаточно примитивны и выполнялись в виде своеобразной ёмкости для тюфяка, похожей на сундук без крышки, с небольшой выемкой в средней части лицевой и задней стенок. Стойки у ног заканчивались точёными шишками, а в изголовье делалась высокая стенка с небольшим деревянным навесом.

Столы в ранний период еще весьма примитивны. Это просто съёмная доска или грубо сколоченный щит, который устанавливался на двух козлах. Выражение ставить столы пошло именно с этого времени, когда по мере необходимости столы ставились или убирались после окончания трапезы. В зрелый романский период делаются прямоугольные столы, столешница которых опирается не на ножки, а на два боковых щита, соединенных одной или двумя проногами (продольными брусками), концы которых выступают наружу и заклиниваются. На подобных столах отсутствует какая-либо резьба и украшения за исключением нескольких полукруглых выкружек и фигурной вырезки краев боковин. Более сложными по конструкции и форме являются столы с круглыми и восьмиугольными столешницами, стоящими на одной центральной опоре в виде тумбы достаточно сложного рельефа. Известно также, что в монастырях нередко пользовались и каменными столами.

Но самым универсальным и практичным мебельным объектом в романскую эпоху был сундук. Он мог одновременно служить ёмкостью, кроватью, скамьёй и даже столом. Форма сундука, несмотря на его примитивную конструкцию, берёт начало с античных саркофагов и постепенно становится все разнообразнее. Некоторые типы сундуков имели массивные и весьма высокие ножки. Для большей прочности сундуки обычно обивали железными оковками. Небольшие по размерам сундуки можно было легко переносить в случае опасности. Такие сундуки часто не имели никаких украшений и, прежде всего, отвечали требованиям удобства и прочности. Позднее, когда сундук занял свое особое определенное место среди других предметов обстановки, его делали на высоких ножках, а лицевую сторону украшали плоской резьбой. Являясь родоначальником всех других, позже пришедших форм мебели, сундук вплоть до XVIII в. сохранял большое значение в обстановке жилища.

Поставленный вертикально на бок, сундук явился прототипом шкафа, чаще всего с одной дверкой, двухскатной крышей и фронтоном, украшенным плоской резьбой и раскраской. Его железные оковки также украшаются фигурной вырезкой. Постепенно появляются, особенно в церквах, высокие шкафы с двумя дверками и короткими прямоугольными в сечении ножками. В них хранилась церковная и монастырская утварь. Один из таких шкафов имеется в Обазии (департамент Коррез). Две его передние дверцы укреплены железной оковкой и украшены круглыми резными арками, боковые стенки украшены парными арками в два яруса – декор носит четко архитектурный характер; массивные ножки шкафа являются продолжением вертикальных стоек каркаса. Подобный шкаф имеется и в Гальберштадтском соборе. Этот однодверный шкаф украшен прорезными драконами по обеим сторонам фронтона, резной розеткой и окован массивными железными полосами. Верхняя часть дверки скруглена. Все это выдаёт влияние архитектуры на декорирование мебели, типичное для романского стиля.

Обычно шкафы, также как и сундуки, отделывали железными накладками (оковками). Именно эти накладки из кованого железа держали толстые необработанные доски изделия, так как известная с античности ящичная и рамочно-филёночная вязка здесь фактически не применялись. Со временем кованые накладки, кроме функции надёжности, получили и декоративные функции.

При изготовлении такой мебели главная роль принадлежала плотнику и кузнецу, поэтому формы мебели романского стиля весьма просты и лаконичны.

Романская мебель делалась, в основном, из ели, кедра и дуба. В горных областях Западной Европы вся мебель той эпохи изготавливалась из мягких пород дерева – ели или кедра; в Германии, скандинавских странах и Англии обычно применялся дуб.

В романскую эпоху самая большая номенклатура мебельных объектов, по сравнению с жилыми помещениями, предназначалась для соборов и церквей. Скамьи с пюпитрами, ризницы, церковные шкафы, отдельные пюпитры для чтения и т.п. были широко распространены в XI–XII вв.

Обычная бытовая мебель, которую сами делали и использовали сельские жители, ремесленники и мелкие торговцы, сохраняла свои формы, пропорции и украшения без всякого изменения в течение еще нескольких столетий.

В культовых зданиях и их обстановке со второй половины XIII в. начинает распространяться готический стиль, который подчиняет своему влиянию большинство западноевропейских стран. Но этот новый стиль еще долго не затрагивает народное прикладное искусство и изготовление мебели.

Сохраняя традиционные формы, такая мебель лишь облегчает свои пропорции, освобождаясь от излишнего запаса материалов. В городской мебели, начиная с XIV в., уже начинают встречаться элементы готического декора, нанесённые на романскую конструкцию.

Использованы материалы учеб. пособия: Грашин А.А. Краткий курс стилевой эволюции мебели – Москва: Архитектура-С, 2007

Романский стиль | Архитектура и Проектирование

Главные объекты архитектуры и строительства, которым архитектурная практика Европы обязана романскому стилю – крепость феодала, монастырский комплекс, базиликальная церковь и город-крепость. Объектом для подражания становится архитектура Древнего Рима, но существенно изменённая (по причине фортификационного назначения).

Все средние века, с момента начала распада Римской империи до середины XIII века, территория Европы представляла из себя около тысячи разрозненных феодальных образований.

Огромное влияние на формирование нового стиля жизни оказал приход с востока тюркских, германских и северо-иранских племён (готы, гунны, аланы). Все эти племена вели исключительно военный образ жизни по законам военной демократии, то создавая временные союзы друг с другом, то выступая в роли федератов на стороне жителей Старой Европы (т. е. остатков Римской Империи). В Европе не было государства, которое могло бы заявить себя как действительный военный и экономический лидер.

Кочевые северо-иранские и тюркские племена принесли свою военную культуру и способы ведения войн. На тысячу лет история Европы стала историей постоянных военных действий и смены этнических групп, населявших территорию континента. Из-за сложных военно-экономических отношений и раздробленности государств никто не мог с уверенностью говорить о собственной безопасности. Наступило время усиленных фортификационных сооружений.

Крепостью стал и дом феодала, и христианский храм. Значительную роль в возникновении, а особенно в распространении романского искусства сыграли монашеские ордена, в большом количестве возникавшие в то время, — особенно бенедиктинский орден, основанный в VI веке в Монте Кассино, и цистерцианский орден, возникший на 100 лет позднее. Для этих орденов строительные артели возводили по всей Европе одно сооружение за другим. Монастыри были хранилищем не только духовных знаний, но и всей науки вообще, в том числе и архитектурно-строительных знаний. Именно благодаря монастырским библиотекам до наших времён дошло большинство древних трудов самых различных цивилизаций и конфессий. При том, что монастыри не пользовались этими знаниями активно, не воплощая их на практике, сохранение и преумножение ими знаний оказало огромное влияние на формирование постсредневековой культуры, в том числе и архитектуры.

Монастыри вместе с романскими храмами, монастырскими или кафедральными, приходскими или крепостными храмами были важной составной частью общественной жизни. Они представляли собой могущественную политическую и хозяйственную организацию, которая влияла на развитие всех областей культуры. Примером может служить Клюнийский монастырь. В конце XI в. в Клюни по образцу базилики св. Петра в Риме была построена новая монастырская церковь, представлявшая собой огромную пятинефную базилику длиной 130 м. Ее центральный неф был смело перекрыт 28-метровым по высоте сводом, который, однако, после завершения строительства обвалился.

Одной из главных задач при строительстве храмов этого периода было вместилище молящихся, а не обитель Божества, что было важно в античности. Конструкция храма восходит к раннехристианским храмам (византийская базилика): 1. Центральный неф и два по бокам. 2. Поперечный неф — трансепт. 3. На пересечении центрального нефа и трансепта ставилась башня, а не купол. 4. Западный фасад украшался фронкирующими башнями. 5. Восточная часть — апсида (украшение).

Планировочное решение монастырей основывалось на универсальных схемах, но приспособленных к местным условиям и специфическим требованиям разных монашеских орденов, что, несомненно вело к архитектурному прогрессу.

В романской архитектуре существовало два основных композиционных типа церковных сооружений. Это продольные в плане здания, иногда очень простые, прямоугольной формы с апсидой, приставленной с восточной стороны, или базилики; более редки центричные, круглые в плане здания с регулярно размещенными апсидами.

Развитие романской архитектуры характеризуется изменениями в организации внутреннего пространства и объема в целом, особенно у наиболее значительных сооружений того времени — базилик. Наряду с базиликальной организацией пространства используется и новый романский тип пространства с одинаковыми нефами или зальное пространство, особенно популярное в Германии, Испании и французских областях между реками Луарой и Гаронной.

В наиболее зрелых постройках того периода внутреннее пространство усложнено апсидами поперечных нефов, а хор имеет галерею с системой радиальных капелл, например, во Франции и южной Англии (кафедральный собор в Норвиче, 1096 — 1150).

Внутреннее пространство храмов образуется соединением отдельных, в большинстве случаев квадратных в плане пространственных блоков. Такая система является важным знаком нового понимания организации внутреннего пространства.

Степень воздействия базиликальных пространств на посетителя в значительной степени зависела от характера решения стен и способа перекрытия. Использовались или плоское перекрытие, обычно балочное, или цилиндрические своды, иногда поперечные, а также купола на парусах. Однако больше всего тогдашнему пониманию организации внутреннего пространства соответствовал крестовый свод без ребер, который обогащал интерьер и упорядочивал его, не нарушая при этом продольный характер здания.

Аббатство Мария Лаах, Германия
Схема Кафедрального собора в Клюни
Notr Dam d’Autun
Кафедральный собор Св. Лазаря, Отюн, Франция. d’Autun Saint Lazare (1130—1140)
Пизанская башня (Torre pendente di Pisa) и Кафедральный собор Санта-Мария Маджоре , Пиза, Италия, начало строительства 1173 год 
Кайзерский собор в Шпейере, Германия (1030-1092-1106)

 

Романский план основывается на простых геометрических отношениях. Боковой неф имеет половину ширины главного нефа и потому на каждый квадрат плана главного нефа приходится два элемента боковых нефов. Между двумя пилонами, загруженными сводом главного нефа и сводами бокового нефа, должен располагаться пилон, воспринимающий нагрузку сводов только бокового нефа. Естественно, он может быть более стройным. Чередование массивных и более тонких пилонов могло бы создавать богатый ритм, но стремление исключить различие в размерах пилонов оказывалось сильнее: при использовании шестичастного свода, когда все пилоны загружены равномерно, их делали одинаковой толщины. Увеличение числа одинаковых опор создает впечатление большей длины внутреннего пространства.

Апсида имеет богатый декор, часто украшена «слепыми» арками, иногда расположенными в несколько ярусов. Горизонтальное членение главного нефа образуется аркой и поясом узких высоких окон. Интерьер украшен живописью и обогащен накладками на стенах, «лопатками», профилированными выступами, архитектурно обработанными колоннами и пилонами.

Колонна сохраняет классическое деление на три части. Поверхность ствола колоны не всегда делается гладкой, очень часто ствол покрыт орнаментом. Капитель, вначале очень простая по форме (в виде перевернутой пирамиды или куба), постепенно обогащается различными растительными мотивами, изображениями животных и фигур. Большое влияние на привнесение зооморфного мотива в средневековую европейскую орнаменталистику и бестиарий оказали те же северо-иранские и тюркские народы (уже упоминавшиеся гунны, сарматы, аланы), которые постепенно ассимилировались с коренным населением, обогатив его культуру изнутри.

Возник своеобразный синтез скульптуры и архитектуры. Скульптура являлась неотъемлемой частью оформления порталов соборов. Проповедью в камне часто называют скульптуру в романских соборах. Застывшие в камне образы священных персонажей обладали не меньшей силой воздействия, чем слово.

Пилоны, так же как и колонны, имеют трехчастное деление на базу, ствол и капитель. В ранний период они еще очень массивны, а в дальнейшем облегчаются путем изменения пропорций и расчлененной обработки поверхности. Колонны используются там, где свод имеет небольшой пролет или маленькую высоту в подземных криптах или в окнах, когда несколько узких проемов объединились в группу.

Внешний вид романской церкви отвечает ее внутреннему решению. Это архитектура простых по форме блоков, иногда значительных размеров с небольшими окнами. Окна делались узкими не только по конструктивным соображениям, но и потому, что застекляться они стали только в готический период.

В результате простого объединения объемов возникали различные композиции. Доминирующее положение занимает объем главного нефа с полукруглой апсидой, с одним или несколькими поперечными нефами. Различного типа башни размещают по-разному. Обычно две из них устанавливаются на фасаде, а третья, четырех- или восьмигранная, — над пересечением главного и поперечного нефов. Наибольшее внимание уделяется западному фасаду, который украшается архитектурными деталями, а нередко и порталом со скульптурным рельефом. Так же, как и окна, портал из-за большой толщины стен образован уступами, в углы которых устанавливаются колонны, а иногда и сложные скульптуры. Часть стены над дверной перемычкой и под аркой портала называется тимпаном и часто бывает украшена богатым рельефом. Верхняя часть фасада расчленена аркатурным фризом, лопатками и глухими аркадами. Боковым фасадам уделяли меньше внимания. Высота романских церквей увеличивается в процессе развития стиля так, что высота главного нефа от пола до пятки свода достигает обычно двукратной ширины нефа.

 

Характерные черты архитектуры романского стиля

Важной задачей романского строительного искусства стало преобразование базилики с плоским деревянным перекрытием в сводчатую. Вначале сводом перекрывались небольшие пролеты боковых нефов и апсиды, позднее сводом стали перекрывать и главные нефы. Толщина свода иногда была довольно значительной, поэтому стены и пилоны проектировались толстыми с большим запасом прочности. В связи с потребностью в больших перекрытых пространствах и развитием строительной технической мысли конструкцию первоначально тяжелых сводов и стен стали постепенно облегчать.

 

Романская арка и крестовый свод

Свод дает возможность перекрывать большие пространства, чем деревянные балки. Наиболее простым по форме и конструктивному исполнению является цилиндрический свод, который, не раздвигая стен, давит на них сверху огромной тяжестью, и потому требует особенно массивных стен. Этот свод наиболее пригоден для перекрытия помещений с небольшим пролетом, но он часто применялся и в главном нефе — во Франции в областях Прованс и Овернь (собор Нотр-Дам дю Пор в Клермон-Ферране). Позднее полукруглая форма арки свода была заменена на стрельчатую. Так, неф кафедрального собора в Отюн (начало XII в.) перекрыт стрельчатым сводом с так называемыми гуртовыми арками.

Основой для новых типов сводов стал старый римский прямой крестовый свод над квадратным в плане помещением, получаемый пересечением двух полуцилиндров. Нагрузки, возникающие от этого свода, распределяются по диагональным ребрам, а с них передаются на четыре опоры по углам перекрываемого пространства. Первоначально ребра, возникающие на пересечении полуцилиндров, играли роль арок-подкружал, что давало возможность облегчить всю конструкцию (собор св. Стефана в Кане, 1064-1077; монастырская церковь в Лорш — первая полностью перекрытая сводами базилика)

Если увеличить высоту свода настолько, чтобы диагональная кривая пересечения из эллиптической превратилась в полукруглую, можно получить так называемый повышенный крестовый свод.

Своды чаще всего имели полнотелую кладку, что требовало возведения массивных пилонов. Поэтому большим шагом вперед стал романский составной пилон: к основному пилону добавлялись полуколонны, на которые опирались гуртовые арки, и в результате уменьшался распор свода. Значительным конструктивным достижением стало распределение нагрузки от свода на несколько определённых точек за счет жёсткого соединения поперечных гуртовых арок, рёбер и пилонов. Ребро и гуртовая арка становятся каркасом свода, а пилон — каркасом стены.

В более позднее время сначала выкладывались торцевые (щековые) арки и ребра. Эта конструкция получила название ребристого крестового свода. В период расцвета романского стиля этот свод делался повышенным, а его диагональная арка приобретала остроконечную форму (церковь св. Троицы в Кане, 1062-1066).

Для перекрытия боковых нефов вместо крестового свода иногда применялись полуцилиндрические своды, очень часто используемые в гражданском строительстве. Романские конструкции — это прежде всего повышенный ребристый свод, остроконечная арка и погашение косых боковых распоров от сводов системой опор. Они создают основу для последующего готического стиля в архитектуре.

 

Строительные особенности

В романской архитектуре основным строительным материалом становится камень. Сначала он употреблялся лишь при строительстве храмов и крепостей, а позднее и для построек светского характера. Легко обрабатываемый известняк, залежи которого находились в областях вдоль Луары, давал благодаря своей относительной легкости возможность перекрывать сводами небольшие пролеты без устройства громоздких подмостей. Он использовался также для орнаментальной кладки наружных стен.

В Италии было много мрамора, который особенно часто использовался для облицовки стен. Разноцветный мрамор светлых и темных тонов, применяемый в различных эффектных комбинациях, становится характерной чертой итальянской романской архитектуры.

Камень был или отесанный в виде блоков, из которых делалась так называемая тесовая кладка, или бутовый, пригодный для кладки стен, когда требовалось усилить конструкции, снаружи облицованные плитами и блоками из тесаного камня. В отличие от античности, в средние века использовались камни меньшего размера, которые было проще добыть в каменоломне и доставить на стройку.

Там, где недоставало камня, использовался кирпич, который был несколько толще и короче употребляемого сегодня. Кирпич того времени был обычно очень твердый, сильно обожженный. Кирпичные постройки романского периода сохранились прежде всего в Италии, Франции, Германии и Англии.

 

Развитие городских поселений

Первые города в южной и западной Европе возникают на месте бывших римских военных лагерей, которые были воинскими опорными пунктами и административными центрами. Они имели регулярную планировочную основу. Ряд их существовал еще в раннем средневековье, но теперь они превращаются в торговые центры, что было предопределено их размещением на пересечении основных дорог. Часто значительная часть города обносится крепостной стеной.

Для европейских раннефеодальных городов, имевших естественно развивавшуюся планировочную схему (Париж, Нюрнберг, Франкфурт — на — Майне, Прага), характерны сильно укрепленные жилые дома. Посреди города возводятся жилые дома феодалов в виде крепостей или крепостных башен.

Романский стиль (в особенности замковая архитектура и методы возведения фортификационных сооружений), отразился не только в последующем формировании западно-европейской архитектуры, но и оказал влияние на архитектуру Балканских стран, средневековой Руси и стран Ближнего востока (Сирия) см. Латинизирующий стиль.

Собор Нотр-Дам дю Пор в Клермон-ФерранеКафедральный собор Св. Лазаря, Отюн, Франция. d’Autun Saint Lazare (1130—1140) 

Романская архитектура

ИСТОРИЯ архитектуры

Архитектура — тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания.
Николай Гоголь

Романская архитектура

Эстетика Возрождения выросла из эстетики и искусства средневековья. Средневековая эстетика глубоко теологична, все основные эстетические понятия находят свое завершение в Боге. Для эстетики раннего средневековья характерно влияние Аврелия Августина (354-430). Он прекрасно чувствовал красоту земного, чувственного мира, но в то же время, уже будучи христианином, отдавал себе отчет в том, что зримая красота совершенно иное качество, нежели красота божественная. Августин обратил внимание на соотношение прекрасного и безобразного. Красота для него всегда отождествлялась с формой. Формой всякой красоты у Августина выступало единство. Понятие о единстве, пришедшее к нему от неоплатонизма, на смену его увлечению манихейством, стало основой его эстетики. Помимо единства Августин связывал с понятием красоты соразмерность и порядок. Августин обратил внимание на такую собственно эстетическую проблему, как различение визуального и аудиовизуального искусств (сочинение «О музыке»). Ему принадлежит интереснейшее учение о ритме — одной из важных эстетических категорий.

Западный фасад собора Или (1080)

Интересовала Августина и такая проблема, как эстетическое восприятие, в частности восприятие человеком прекрасного. Здесь он обращал внимание на чувственное и интеллектуальное восприятие. Помимо Августина в эпоху средневековья эстетической тематики в той или иной мере касались Боэций Аниций Манлий Торкват Северин (480-524), Иоанн Скот Эриугена (ок. 810-ок. 877), Гуго Сен-Викторский (ок. 1096-1141), Бернар Клервосский (1091-1153), основатель схоластического метода Пьер Абеляр (1079-1142). В целом мысль раннего средневековья имела неоплатоническую ориентацию, в этом плане осмысливались и основные эстетические категории. Искусство раннего средневековья в целом отвечало теологическому духу эпохи и эстетическим взглядам, высказанным отцами церкви. Искусство Х-ХИ вв. (VI-XII вв.) называют романским. Это первый общеевропейский (несмотря на ряд не столь принципиальных национальных различий) художественный стиль. До него говорится об искусстве варварских королевств, искусстве Империи (Каролингов, искусстве оттоновской империи (некоторые исследователи относят эти периоды также к романскому искусству, тогда время романского стиля датируется VI-XII вв). В начале XIX в. термин «романский стиль» («романское искусство») был введен французскими археологами. Изучая здания, обнаруженные по раскопкам, они пришли к выводу, что эти сооружения напоминают постройки Древнего Рима. Именно отсюда происходит термин «романский» — римский. Это же название распространилось и на языки некоторых европейских народов, которые произошли от латинского языка.

Церковь Марии монастыря Лаах (1093-1156)

В романском стиле доминирующую (определяющую) роль играла архитектура. Как бы отвечая взглядам отцов церкви — противникам роскоши, сооружения этого стиля (замки и храмы) были строги и лишены каких-либо излишеств. Все было подчинено суровой действительности. Каменные здания в период междоусобиц играли роль крепостей. Эти сооружения имели массивные стены, узкие окна, высокие башни (для наблюдений за приближающимся врагом). Основными типами зданий являлись рыцарский замок, монастырский ансамбль, храм. Замки строились на высоких холмах, откосах рек, обносились стеной и рвом. С ними контрастировали непритязательные жилища крестьян. Замки всегда строились в таких местах, которые были удобны для защиты. Поскольку главной заботой были крепость и солидность здания, архитектура их не отличалась особым изяществом и вкусом. Обычно замки состояли из широких круглых башен с зубчатыми платформами; иногда башни делались четырехугольными и к ним приставлялись огромные камни, которые служили для бельведеров (бельведер — вышка, с которой открывается вид на окрестности, или название некоторых дворцовых построек). Башни составляли неотъемлемую принадлежность всякого замка и были особым знаком дворянства. Ж. Ж. Руа в своей «Истории рыцарства» отмечает, что когда хотели подчеркнуть величие какого-либо дворянина, то говорили: «У него есть башня».

Белая башня, лондонский Тауэр (ок.1077-1097)

Зубчатые галереи соединяли башни замка между собой; они были с разнообразными окнами. По их амбразурам можно было судить о толщине стен и парапета. Окна были не только круглые и четырехугольные, но и принимавшие форму глаз, ушей или трилистника. Ставни же делались из холста. Вход в замок защищался палисадами, рвами, бойницами и амбразурами в стенах. В замках все внушало страх. Не случайно о них сложилось множество легенд. Руа отмечает, что замки наводят на мысль, что людям этой поры нравилось все массивное и громадное; что у них не было ни малейшего вкуса к изящному. Монастырский собор наряду с замком представлял романскую архитектуру. Романские соборы также были весьма массивны. Монастырь в эти века был средоточием жизни. Здесь работали мастера-ремесленники, сюда стекались многочисленные паломники. Поэтому одной из главных задач зодчего романского стиля была задача создать вместилище молящихся, а не обитель Божества, что было важно в античности. Конструкция храма восходит к раннехристианским храмам (византийская базилика): 1. Центральный неф и два по бокам. 2. Поперечный неф — трансепт. 3. На пересечении центрального нефа и трансепта ставилась башня, а не купол. 4. Западный фасад украшался фронкирующими башнями. 5. Восточная часть — апсида (украшение).

Внутренний вид Сан Миниато аль Монте во Флоренции

Романские храмы поражают мощью. В них нет ничего неясного. Во всем ощущается предельная простота и мера. Проглядывает трезвый взгляд на мир. Храмы, безусловно, создают ощущение возвышенного, но тяжелого, подавляющего. Первоначально соборы строили с плоскими потолками, позднее перекрывали внутренние помещения каменными полукруглыми сводами. Чтобы своды не обрушились, и строили массивные, тяжелые стены. Изнутри храмы украшались фресками, снаружи рельефами, часто раскрашенными. Стены храмов и замков украшались ткаными коврами с изображениями сцен нерелигиозного содержания. Например, ковер из собора в Байе (XI в). Он изображает завоевание Англии норманнами. 70 м длиной и 50 см шириной, этот ковер служит своеобразной энциклопедией.

Центральный неф отличался большими размерами. Храм был очень светлым (источник света — окна). Боковые нефы также хорошо освещались. Интерьер подчеркивал значимость центрального нефа. Части собора заполнялись согласно иерархии: за трансептом —-духовенство, далее — привилегированная часть общества, остальные — в боковых нефах.

Портико де ля Глория, Сантьяго де Компостела (1168-1188)

К известным памятникам романского зодчества во Франции относят церковь Святого Петра и Святого Павла в монастыре Клюни (1088-1131), церковь Сен-Лазар в Отене (1112-1132) -по преданию, в этой бургундской церкви хранились останки воскрешенного Христом Лазаря, церковь Сен-Мадлен в Везде (1120-1150) — в ней, по преданию, хранились реликвии Святой Марии Магдалины; в Германии — собор в Борисе (1181-1234), собор в Шпейере (1030-1092-1106). Скульптура была связана с архитектурой. Самостоятельности она не имела. Ее назначение было украшать, просвещать, поражать, воспитывать (внушать религиозные идеи). Центральной идеей скульптуры являлась идея Бога. Бог выступал как грозный судия, вызывающий трепет. Картины Апокалипсиса (одной из самых популярных тем романского искусства) также прежде всего внушают страх и трепет. Как, например, картина Страшного суда в соборе Сен-Лазар (1130—1140) в Отене. Это рельеф, разделенный на несколько ярусов. Вверху расположены ангелы с праведниками, внизу — черти, влекущие грешников. В нижнем ярусе показаны души, ждущие Суда. Запоминается картина взвешивания дурных и праведных поступков.

Романская скульптура передавала волнение, смятение образов, трагичность чувств, отрешенность от всего земного. Дух безоговорочно подавлял здесь телесность. Он находится в вечной борьбе сам с собой. В эпоху романского искусства развивались и разнообразные виды живописи: миниатюра, монументальная живопись; начинал развиваться витраж. В искусстве миниатюры главным образом была представлена в этот период книжная миниатюра — книга не мыслилась без иллюстраций. Получила развитие и монументальная живопись. К сожалению, она почти не сохранилась. Она носила главным образом назидательный характер и была теснейшим образом связана с зодчеством: играла важную роль в организации интерьера собора. Сюжеты романской монументальной живописи были библейские

Романское искусство | Британика

Романское искусство

Смотреть все медиа

Похожие темы:
искусство Романская архитектура Романское возрождение

См. весь связанный контент →

Романское искусство , архитектура, скульптура и живопись, характерные для первой из двух великих интернациональных художественных эпох, процветавших в Европе в средние века. Романская архитектура возникла около 1000 г. и просуществовала примерно до 1150 г., к тому времени она превратилась в готику. Романский стиль был на пике между 1075 и 1125 годами во Франции, Италии, Великобритании и немецких землях.

Название «Романский» относится к слиянию римских, каролингских и оттонских, византийских и местных германских традиций, составляющих зрелый стиль. Хотя, пожалуй, самые поразительные успехи в романском искусстве были достигнуты во Франции, этот стиль был распространен во всех частях Европы, за исключением тех областей в Восточной Европе, где сохранились полноценные византийские традиции. Его географическое распространение привело к большому разнообразию местных типов. ( См. Бургундский романский стиль; цистерцианский стиль; нормандский стиль.)

Подробнее по этой теме

Западная живопись: романская

Во второй половине XI века во многих частях Европы проявляется новая энергия и новые инициативы в живописи, скульптуре и…

Романское искусство возникло в результате большого распространения монашества в 10-м и 11-м веках, когда Европа впервые восстановила некоторую политическую стабильность после падения Римской империи. Несколько крупных монашеских орденов, особенно цистерцианский, клюнийский и картезианский, возникли в это время и быстро расширились, основав церкви по всей Западной Европе. Их церкви должны были быть больше, чем предыдущие, чтобы вместить большее количество священников и монахов и обеспечить доступ паломникам, желающим увидеть мощи святых, хранящиеся в церквях.

Для выполнения этих функций в романских церквях широко использовались полукруглые («римские») арки для окон, дверей и аркад; бочкообразный свод ( т. е. арок, образующих полуцилиндрический свод над прямоугольным пространством) или крестовый свод (образованный пересечением двух арок) для поддержки кровли нефа; и массивные опоры и стены (с небольшим количеством окон), чтобы сдерживать чрезвычайно сильную направленность арочных сводов наружу. Два основных церковных плана развились во Франции и стали наиболее часто используемыми типами; оба расширили план раннехристианской базилики (продольной с боковыми проходами и апсидой), чтобы приспособить расширяющиеся функции больших церквей. Каждая включала в себя систему расходящихся часовен (чтобы вместить больше священников во время мессы), амбулаторий (аркадные проходы для посещения паломников) вокруг апсиды святилища и больших трансептов (поперечные проходы, отделяющие святилище от основной части церкви). Типичная романская церковь также имела боковые проходы вдоль нефа с галереями над ними, большую башню над пересечением нефа и трансептов и меньшие башни на западном конце церкви. Цилиндрические своды романских церквей обычно делились валами (зацепленными колоннами) и диафрагменными арками на квадратные отсеки или отсеки. Это разделение было важной характеристикой, которая отличает романскую архитектуру от ее каролингских и оттонских предшественников.

Искусство монументальной скульптуры возродилось в Западной Европе в романский период после почти 600-летнего затишья. Рельефная скульптура использовалась для изображения библейской истории и церковного учения на капителях колонн и вокруг массивных дверей церквей. Относительная стилистическая свобода от классической фигурной традиции, наследие угловатого германского дизайна и религиозное вдохновение объединились, чтобы создать особый стиль скульптуры. Природные объекты свободно преобразовывались в визионерские образы, черпающие свою силу в абстрактном линейном замысле и в выразительных искажениях и стилизации. Это одухотворенное искусство раскрывает романскую заботу о трансцендентных ценностях, резко контрастируя с заметно более натуралистичной и гуманистической скульптурой готической эпохи.

Большая часть монументальной живописи романского периода покрывала внутренние стены церквей. Сохранившиеся фрагменты показывают, что настенная живопись имитировала скульптурный стиль. Освещение рукописей в проработке заглавных букв и украшении полей также соответствовало скульптурной тенденции к линейной стилизации. И скульптура, и живопись включали в себя широкий спектр предметов, отражая общее возрождение образования: обычными предметами были современные богословские труды, библейские события и жизни святых. Готическое искусство начало вытеснять романское в середине 12 века.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас

Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена ​​Кэтлин Койпер.

Романская архитектура и 15 лучших романских зданий

Из всех великих архитектурных движений, прокатившихся по Европе с античных времен, романская архитектура была первой, возникшей после падения римлян. Когда Западная Римская империя пала в году 5-го века года, в течение сотен лет наблюдался огромный упадок значительных строительных проектов. Но в конце этого периода, ныне известного как Темные века, возник новый стиль архитектуры. В значительной степени заимствуя старые формы римских зданий, романская архитектура стала доминирующим строительным стилем в Западной Европе задолго до прихода IX в.0015 Готический век .

Определение романской архитектуры

Романская архитектура и искусство были формой дизайна, которая во многом заимствована из древнеримского искусства и архитектуры и использовалась по всей Европе с 500 по 1200 г. н.э. .

Фасад Пизанского собора в Пизе, Италия. Фасад использует типичные романские элементы.
Фото PROPOLI87 из Wikimedia Commons

Хронология романской архитектуры

Романская архитектура была доминирующим строительным стилем в Европе примерно с момента падения Римской империи в 5 веке до начала готической эры в 13 веке .

Развиваясь из религиозных сооружений, таких как церкви, монастыри и аббатства, романский стиль в конечном итоге распространился почти на все типы зданий. Темные века и раннее средневековье были основными периодами, когда этот стиль активно использовался.

Базилика в аббатстве Клюни была романской церковью и когда-то была самой большой церковью в мире. Он был в основном разрушен во время Французской революции.
Изображение из общественного достояния США

Характеристики романской архитектуры

Округлые арки или «римские арки»

Фото В. Булах из Wikimedia Commons . Также известная как римская арка, круглая арка предшествует стрельчатой ​​готической арке. Он уже использовался в архитектуре в течение сотен лет в начале средневековья, особенно в древнеримской архитектуре. На фото выше вы можете видеть, что весь западный фасад аббатства Марии Лаах в Германии украшен разными формами одной и той же круглой арки,

Толстые стены с маленькими окнами

Фото Nuno Cardoso с flickr

В целом романская архитектура полна толстых, громоздких, тяжелых и крепких на вид зданий. Стены должны были быть толстыми с маленькими окнами, чтобы выдержать весь вес крыши наверху. Весь внешний вид Пизанского собора показывает, что таким образом строились даже самые монументальные и впечатляющие романские здания. Позже в истории архитектуры Flying Buttress позволила архитекторам строить более высокие здания со стенами, полными огромных окон, что стало основой для Готический стиль .

Бочкообразные своды

Фото  Бенх Лью Сонг с flickr

Ранее, в романскую эпоху, нефы большинства церквей были покрыты деревянными крышами. Это был формат, восходящий к древнеримской базилике. Со временем соборы Европы стали усложняться, над нефами строились арки. Строители, по сути, сжали несколько каменных арок вместе, чтобы создать бочкообразный свод. Каменные бочкообразные своды также делали церкви более прочными и помогали с противопожарной защитой, поскольку на крыше не было открытых деревянных балок, которые могли бы гореть. Цилиндрический свод в базилике Сен-Сернин был одним из самых больших, когда-либо построенных в романскую эпоху.

Отсутствие орнамента и деталей

Фото Анны и Михала с flickr

Многие романские церкви отличаются явным отсутствием орнамента по сравнению с церквями, построенными в эпоху готики. Хотя есть несколько исключений, большинство романских зданий суровые и голые, а замысловатая каменная кладка есть только в нескольких изолированных местах. Это отсутствие деталей особенно заметно в начале романской эпохи, до 1000 н.э. года. Аббатство Везле во Франции было построено в основном в начале 9 в.0015 1100s , но здесь начинают появляться некоторые скульптурные элементы, особенно в капителях колонн.

Романский стиль против готического

Романская архитектура появилась раньше готической. Романский период длился с 6 th -12 th века , а готический период длился с 13 th -16 th века .

  • Романский
  • Готический
  • (слева) Скругленные арки Шпейерского собора в Германии
  • (справа) Стрельчатые арки Миланского собора в Италии
  • Справа Фото © J osé Luiz Bernardes Ribeiro  / CC BY-SA 4. 0

Различий много между двумя стилями. Многие из этих различий связаны с европейской историей в средние века. Технологии развивались, и в готический период люди могли строить более крупные и изящные здания.

Новые методы строительства, такие как стрельчатая арка и контрфорс, позволили архитекторам строить более высокие и большие церкви. Контрфорсы позволяли распределить вес крыши наружу с помощью стрельчатых арок.

  • Романский
  • Готический
  • (слева) Сторона Пизанского собора с плоскими стенами с небольшими окнами с круглыми арками
  • Left Photo by Jordiferrer from Wikimedia Commons

Итак, теперь вместо толстых каменных стен с крошечными окнами, поддерживающими крышу, как в романском здании, вы можете использовать контрфорсы, чтобы выдержать вес крыши. Это позволило архитекторам использовать эти красивые массивные витражи, пропускающие невероятное количество света во внутреннее пространство.

  • Романский
  • Готический
  • (слева) Интерьер аббатства Везле в Везле, Франция. Обратите внимание на сводчатый потолок, закругленные арки, тяжелые окна с недостатком естественного света и отсутствие чрезмерных деталей и художественных работ.
  • (справа) Интерьер Сент-Шапель в Париже, Франция. Обратите внимание на ребристый потолок, стрельчатые арки и массивные витражи, наполненные замысловатыми произведениями искусства.
  • Левый Фото: Йорб Биттнер Унна из Wikimedia Commons
  • Right Photo by Artmch из Wikimedia Commons

Романская архитектура также не включает в себя то большое количество деталей, которое вы найдете в готической архитектуре. Ниже вы увидите простую геометрическую каменную кладку в романской церкви по сравнению со сложной резьбой в готическом здании.

  • Романский стиль
  • Готический стиль
  • (слева) Романский стиль Бамбергского собора в Брамбере, Германия
  • (справа) Элементы поздней готики в Колледжио-де-Сан-Грегория в Вальядолиде, Испания расхождения в деталях имели непосредственное отношение к европейской истории. Религиозные авторитеты в средние века часто выступали против чрезмерного искусства и деталей, поскольку считалось, что они отвлекают от церковных служб. Но в конце концов от этих практик постепенно отказались, и искусство стало более открытым, пока оно отражало послание церкви и Библии.

    Он уменьшен, но в романской архитектуре можно увидеть мелкие детали и резную каменную кладку. Вы найдете истории из Библии, изображенные в основном вокруг капителей колонн и внутри тимпана, главной арки над входом в церковь. Готическая архитектура пошла еще дальше и показала еще более замысловатые изображения различных религиозных мотивов.

    • Романский
    • Готический
    • (слева) Тимпан в аббатстве Везле в Везле, Франция
    • (справа) Тимпан Собора Парижской Богоматери в Париже, Франция
    • Обе скульптуры изображают сцену Страшного суда, однако готическая версия гораздо более сложная и детализированная, со значительным улучшением реализма скульптуры. Резные фигурки также покидают область Тимпана и каскадом спускаются вниз, вокруг дверного проема и в остальную часть здания.
    • Слева Фото Герда Эйхмана с Викисклада
    • Справа Фото Гильхема Веллута с Викисклада

    Заинтересованы в романской архитектуре? Ознакомьтесь с другими нашими статьями по теме!

    Какие лучших романских зданий?

    Ниже приведен список зданий, которые часто считаются лучшими образцами романской архитектуры. Эти здания демонстрируют все ключевые черты романского стиля.

    Вместо того, чтобы просто сосредоточиться на церквях, этот список также будет включать светские здания, чтобы дать целостный взгляд на романскую архитектуру. Этот список будет сосредоточен на размере, инновациях и общей красоте, чтобы определить, какие лучшие романские здания все еще можно найти в Европе сегодня.

    1. Пизанский собор — Пиза, Тоскана, Италия Фото Saffron Blaze с сайта Wikimedia Commons

    Пизанский собор известен своей падающей башней, но он также является одним из величайших образцов романской архитектуры на земле. Собор, баптистерий и колокольня построены из белого мрамора. На фасаде видны многие стандартные элементы романской архитектуры с десятками круглых арок, окруженных геометрической каменной кладкой. Хотя снаружи церкви много окон, все они маленькие и не обеспечивают много естественного света. Стены Пизанского собора — единственное, что поддерживает крышу наверху, поэтому их нужно было построить толстыми и крепкими, с небольшими отверстиями для окон.

    Фото Бруно Рийсман из Викисклада

    Интерьер Пизанского собора представляет собой смесь нескольких разных стилей. Все арки и колонны, которые вы видите, выполнены в романском стиле и датируются первоначальной постройкой собора, которая велась с 1063 по 1092 . Но золотые детали, которые вы видите на кессонном потолке, были добавлены позже, во время 17 века . Сегодня Пизанская башня и Пизанский собор ежегодно привлекают миллионы посетителей и входят в список Объекты всемирного наследия ЮНЕСКО .

    2. Собор Монреале — Монреале, Сицилия, Италия

    Подобно другим церквям на Сицилии, Собор Монреале был построен норманнами . Он расположен недалеко от столицы Сицилии Палермо и считается одной из величайших церквей на острове. Строительство началось в 1172 , и большая часть архитектуры выполнена в нормандском стиле, хотя были добавлены различные дополнения в других стилях. Церковь известна своими Византийская мозаика . Церковь является частью большой группы из объектов, внесенных в список ЮНЕСКО, расположенных по всей территории вокруг Палермо.

    Фото pjt56 из Викисклада

    Церковь известна своими византийскими мозаиками . Эти мозаики стоили норманнам огромных богатств. Мало того, что плитки были сделаны из фрагментов настоящего золота, но и сами мозаики были также тщательно собраны византийскими мастерами, некоторые из которых путешествовали из восточно-средиземноморских земель Византийской империи.

    3. Сан-Миниато-аль-Монте –  Florenc e , Тоскана, Италия Фото Rufus46 с Wikimedia Commons Регион Тоскана. Работы в церкви начались еще в 1013 , и сегодня она выглядит почти так же, как и в 11 веке . Внешний вид богато украшен белым и зеленым мрамором в цветовой гамме, аналогичной Флорентийскому собору, хотя собор был построен столетия спустя.

    Фото Kotomi_ с flickr

    Внутренняя часть церкви отличается более сложной каменной кладкой с цветным мрамором, гармонирующим с внешним видом. Церковь также имеет деревянную крышу, которая была основным материалом, используемым для крыш ранних романских зданий. Балки и перекрытия богато украшены расписными геометрическими узорами. Хотя Сан-Миниато-аль-Монте является одной из самых маленьких церквей в Флоренции , это все же невероятное произведение романской архитектуры в городе, в основном известном своими Ренессанс зданий.

    4. Шпейерский собор — Шпейер, Рейнленад-Пфальц, Германия

    Шпейерский собор — романский собор, расположенный на юго-западе Германии. Строительство собора началось в 1030 , а снаружи он построен из красного песчаника. Большая часть церкви относится к более поздним этапам романской эпохи, но нартекс и передний фасад были добавлены в  году  года 19 века. Работа выполнена в неороманском стиле, что придает церкви довольно целостный вид.

    Photo by Maclovely from Wikimedia Commons

    Внутри Шпейерского собора находится один из самых высоких нефов романской эпохи. В церкви также есть бочкообразный свод, который был важным нововведением в романской архитектуре и превратился в готический ребристый свод . Собор Шпейера и сам город Шпейер неоднократно были вовлечены в конфликт 30-летней войны , но, несмотря на эти неспокойные времена, церковь все еще замечательно сохранилась, учитывая ее невероятный возраст.

    Нравится Архитектура городов? Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать обновления о наших последних статьях и другую информацию, связанную с историей архитектуры.

    Ваш адрес электронной почты

    5. Базилика Сен-Сернен — Тулуза, Окситания, Франция Фото Poudou99 из Wikimedia Commons в мире идет к базилике Сен-Сернен во Франции. Церковь была построена из 1080-1120 и изначально был частью гораздо большего аббатства. В интерьере есть сводчатая крыша из камня, которая была огромным технологическим достижением по сравнению с плоскими деревянными потолками, которые вы найдете во многих других романских зданиях. Кроме того, каменное хранилище стало огромным шагом вперед в области противопожарной защиты.

    6. Трирский собор — Трир, земля Рейнланд-Пфальц, Германия Фото giggel с сайта Wikimedia Commons

    Трирский собор стоит на фундаменте нескольких римских зданий, построенных в 9 в. 0015 4 й век н.э. . Большая часть церкви, которая видна сегодня, относится к 11 веку из 1016-1041 . Церковь известна своими башнями, которые часто копировались в других романских зданиях по всей Европе.

    7. Аббатство Марии Лаах — Андернах, Рейнланд-Пфальц, Германия Фото В. Булах с Викисклада

    Аббатства и монастыри были одними из самых богатых и могущественных учреждений средневековья. Все это богатство и мощь часто приводили к фантастической архитектуре. Аббатство Марии Лаах в Германии является одним из самых сплоченных примеров романской архитектуры в Европе. Внешний вид особенно лишен других стилей зданий, в отличие от других церквей в этом списке.

    8. Ca’ Loredan и Ca’ Farsetti — Венеция, Венето, Италия Фото Z thomas с сайта Wikimedia Commons

    Во время хаоса и нестабильности, последовавших за падением Римской империи, группа беженцев начала небольшое поселение в Венецианской лагуне. К раннему средневековью их поселение выросло в один из самых могущественных городов всей Европы, Венеция . Венеция была столицей могущественной Венецианской республики , морской республики, которая контролировала большую часть торговли в Адриатическом и Средиземном морях. Ca’ Loredan и Ca’ Farsetti — два невероятных произведения романской архитектуры, которые финансировались этой впечатляющей торговой сетью. Они расположены рядом друг с другом с видом на Гранд-канал в Венеции.

    9. Храм Гроба Господня — Иерусалим, Иерусалим, Израиль Фото jlascar с Викисклада

    Храм Гроба Господня имеет долгую и сложную историю, уходящую со времен Римской империи на всю пути до сегодняшнего дня. Большая часть церкви построена в отчетливом романском стиле и датируется 12 -13 веком года. крестоносцев , взявших город Иерусалим в 9 году0015 1099 , отремонтирован и пристроен к церкви, что придает ей характерный романский вид.

    10. Лундский собор — Лунд, Скания, Швеция Фото Колина с Wikimedia Commons

    Лундский собор — единственное романское здание в этом списке, расположенное в Скандинавии. Церковь была построена в начале 12 го века года и до сих пор остается одним из старейших каменных зданий во всей Швеции. В то время, когда он был построен, Лунд находился под властью Дании, поэтому технически его можно рассматривать как произведение датской романской архитектуры.

    Заинтересованы в романском архитектурном стиле? Ознакомьтесь с некоторыми из наших статей по теме!

    11. Собор Чефалу — Чефалу, Сицилия, Италия Фото Stijn Nieuwendijk с flickr

    Норманны, которые также контролировали части современной Франции и Англии, завоевали Сицилию и южную Италию в раннем средневековье. Они создали здесь важные произведения нормандской архитектуры , которая является подкатегорией романской архитектуры. Мало того, что церковь была построена как место поклонения, архитекторы также спроектировали ее как укрепление, чтобы помочь защитить город от захватчиков. Сегодня собор Чефалу является самой заметной достопримечательностью города Чефалу и внесен в список Объект всемирного наследия ЮНЕСКО .

    12. Пармский собор — Парма, Эмилия-Романья, Италия Фото Филиппо Анели с Викисклада

    Еще одна невероятная романская церковь — Пармский собор в Италии. Начатый в 1059 , собор содержит отдельный баптистерий, церковь и колокольню. Это было похоже на дизайн многих других церквей в Италии. В частности, баптистерии держались отдельно, потому что никому не разрешалось входить в церковь до крещения.

    13. Аббатство Везле — Везле, Бургундия, Франция Фото SchiDD с Wikimedia Commons Одна из самых декоративных церквей в этом списке, фасад украшен множеством каменных статуй и скульптур. Традиционно романские постройки имели скульптуры только на портале церкви. (часть прямо над главным входом, также известная как Тимпан). Но аббатство Везле известно тем, что повсюду в нем есть дополнительные детали.

    1

    4. Ахенский собор — Ахен, Северный Рейн-Вестфалия, Германия Фото Lfhooper1996 с Викисклада

    Ахенский собор — один из величайших романских соборов в этом списке. Здание было построено великим Карлом Великим. Карл Великий считается самым влиятельным правителем раннего средневековья. Он смог создать огромную империю, которая простиралась на территории современной Франции, Германии и Италии. Карл Великий часто правил из Аахена и отвечал за большую часть Аахенского собора.

    1

    5. Лондонский Тауэр — Лондон, Англия, Великобритания Фото Дункана из Wikimedia Commons Он получил свое прозвище после того, как пересек Ла-Манш и победил предыдущего правителя Англии, став первым нормандцем королем Англии. Чтобы сохранить контроль над своим новым королевством, Уильям начал строительство Лондонского Тауэра. Здание с видом на Темзу в Лондоне является прекрасным образцом укрепления в романском стиле.

    Романская архитектура сегодня

    Хотя она и не так популярна, как в конце 19-го века , романская архитектура все еще живет сегодня в форме неороманского стиля. Отличным примером неороманского здания является Рыбацкий бастион, расположенный по адресу Будапешт, Венгрия .

    В Рыбацком бастионе используются закругленные арки и множество других элементов романского дизайна.
    Фото Николая Каранещева с Викисклада

    В начале 19 века неоклассический стиль стал чрезвычайно популярным. Он использовался несколькими мировыми державами для строительства важных правительственных зданий, которые напоминали о мощи и силе древнеримской государственной системы.

    По иронии судьбы, подобно тому, как романская архитектура развилась из архитектуры Римской империи, неороманская архитектура стала довольно популярной после золотого века неоклассической архитектуры.

    Ричардсоновский романский стиль

    Ричардсоновский романский стиль — это термин, придуманный для описания различных неороманских зданий Г. Г. Ричардсона и других американских архитекторов в конце 19 века . Некоторые из наиболее заметных работ — Троицкая церковь в Бостоне, а также Мемориальная библиотека Винна в Вобурне, штат Массачусетс.

    Троицкая церковь в Бостоне была спроектирована Ричардсоном и заимствует многие элементы романской архитектуры.
    Фото Дадеро из Викисклада

    Хотя Ричардсоновский романский стиль сильно отличается благодаря новым технологиям в каменной кладке, он использует многие из отличительных принципов романской архитектуры. Тяжелые и громоздкие формы в сочетании с закругленными арками очень напоминают романские постройки, которые были популярны в Европе в средние века.

    Наследие романской архитектуры

    Архитектура в целом находилась под сильным влиянием романского стиля. Романская архитектура представляет собой четкую связь с архитектурой Римской империи и готической архитектурой.

    Так много величайших соборов Европы были построены в готическом стиле , и все инновации, которые сделали эти здания возможными, были усвоены в романский период.

    • Об авторе
    • Роб Карни, основатель и ведущий автор журнала «Архитектура городов», изучает историю архитектуры более 15 лет.
    • Он заядлый путешественник и фотограф, увлеченный зданиями и их историей.
    • Роб имеет B.S. имеет степень магистра архитектуры и 10 лет работал архитектором и инженером в районе Бостона.

    Нравится Архитектура городов? Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать обновления о наших последних статьях и другую информацию, связанную с историей архитектуры.

    Ваш адрес электронной почты

    Как вы можете помочь Архитектуре городов?
    • Если вы заинтересованы в развитии и улучшении архитектуры городов, вы можете поддержать нас на Patreon!
    • Став сторонником Patreon, вы получаете ранний доступ к новым статьям, а все, что мы зарабатываем, уходит на создание нового контента, улучшение наших существующих статей и помощь нам в обеспечении наилучшего пользовательского опыта для наших читателей.
    • Особая благодарность всем нашим нынешним сторонникам Patreon!
    Вид на Пизанский собор с Пизанской башни

    Знакомство с романской архитектурой через эти 15 культовых сооружений

    Романский архитектурный стиль — это единственный в своем роде стиль, характеризующийся своим потрясающим качеством. Эта архитектура представляет собой сплав римских, оттонских, каролингских, византийских и немецких традиций, зародившихся в средневековой Европе с 6 по 11 века, которые позже привели к возникновению готической архитектуры в 12 веке. У них есть четко определенные структуры, методичные планы и симметричные формы с такими особенностями, как полукруглые круглые арки, цилиндрические своды, украшенные аркады, толстые стены и большие башни.

    Ниже представлены некоторые знаковые здания романской архитектуры. Это лучший способ познакомиться с этим архитектурным стилем.

    1. Пизанский собор | Романская архитектура

    Средневековый римско-католический собор, построенный в стиле пизанского романского стиля, расположен на Пьяцца Деи Мираколи, Соборной площади в Пизе, Тоскана, Италия. Он был построен за пределами средневековых стен Пизы, имеет различные стильные элементы, такие как классический, византийский, исламский и ломбардско-эмилианский. Первоначальный план был греческим крестом, но на сегодняшнем плане есть латинский крест с нефом в центре с двумя проходами с каждой стороны с апсидой и трансептами с тремя нефами.

    Внешняя отделка щедро украшена мозаикой, разноцветным мрамором, высокими арками с исламским и южно-итальянским влиянием, слепыми арками ромбовидной формы и многочисленными бронзовыми предметами.

    Интерьер облицован белым и черным мрамором с монолитными колоннами из серого мрамора с коринфскими капителями и деревянным кессонным потолком XVII века, расписанным и украшенным сусальным золотом.

    Пизанская башня — отдельно стоящая колокольня Пизанского собора — образец романской архитектуры, известный своим наклоном в четыре градуса. Высота башни составляет около 183 футов с нижней стороны и 185 футов с верхней стороны, а вес оценивается в 14 500 метрических тонн. На северной стороне лестницы около 296 шагов.

    Строение начало наклоняться во время строительства в 12 веке из-за мягкого грунта и неустойчивого фундамента. Конструкция была стабилизирована, чтобы уменьшить угол наклона с 5,5 до 3,97 градуса. Первый этаж представляет собой глухую аркаду с колоннами с классическими коринфскими капителями.

    Башня гармонирует с готическими элементами и имеет семь колоколов, по одному на каждую ноту музыкальной гаммы. Вся площадь Piazza Dei Miracoli была объявлена ​​объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1987 г.

    3. Аббатство Клюни | Романская архитектура

    Это бывший бенедиктинский монастырь в Клюни, посвященный Святому Петру. Аббатство с тремя церквями строилось последовательно с 4 по начало 12 веков. У них также есть романские скульптуры, которые считаются шедеврами. Он считается престижным монастырем в Европе, поскольку большая его часть была разрушена во время Французской революции 1790 года, а остатки сохранились.

    Собор — одно из старейших и самых известных христианских сооружений романской архитектуры, расположенное в Кентербери, графство Кент, Англия. Нормандский термин используется для описания романского стиля в Англии.

    Церковь, построенная норманнами, имеет центральную ось примерно в 5 метрах к югу с проходным нефом с девятью пролетами, парой башен в западной части, безпроходными трансептами с апсидными часовнями, низкой пересекающейся башней и коротким двором, заканчивающимся тремя апсидами. . Интерьеры богато украшены стеклянными окнами, мраморными полами и разноцветными картинами.

    5. Базилика Сен-Сернен | Романская архитектура

    Расположен в Тулузе, Франция; Бывшая церковь аббатства Сен-Сернин является крупнейшим сохранившимся романским зданием в Европе, известным своим качеством и количеством романских скульптур. Принимая форму распятия, сводчатые потолки, есть расходящиеся часовни для демонстрации реликвий.

    Внешняя колокольня слегка наклонена к западу, возвышается над трансептным переходом, имеет пять ярусов с романскими арками.

    Интерьеры имеют центральный неф со сводчатым сводом; четыре прохода имеют ребристые своды и поддерживаются контрфорсами.

    6. Собор Эли

    Это англиканский собор, известный своими масштабами и стильными деталями, обладающий большой архитектурной ценностью. Он построен в монументальном романском стиле, некоторые элементы перестроены в буйном готическом стиле. Его центральная восьмиугольная башня с фонарем наверху обеспечивает большое внутреннее пространство, а западная башня выделяется как примечательная особенность окружающего ландшафта.

    7. Даремский собор

    Этот собор занимает важное место и считается первым в своем роде в норманнских архитектурных традициях. Он был полностью сделан из камня, а каменные ребристые своды рассеивали вес на колонны, что делало стены между колоннами ненужными. Окна были вставлены в стены, чтобы обеспечить больше естественного света. Правильное использование стрельчатой ​​арки, свода, контрфорсов для покрытия больших пространств и возведения более высоких зданий.

    8. Сан-Миниато Аль Монте

    Эта базилика во Флоренции, в центральной Италии, является одной из самых высоких точек города, считается лучшим образцом романского стиля и самой живописной церковью Тосканы. Внешний вид имеет мраморный фасад с геометрическим рисунком, увенчанный символом орла.

    В интерьере есть хор, поднятый на платформе над большим склепом, в котором хранятся мозаичные узоры, детали зодиака и картины известных художников.

    9. Аббатство Сент-Этьен

    Abbaye aux Hommes — одно из самых важных романских зданий в Нормандии. Он был построен из канского камня, а позже впервые во Франции был добавлен ребристый свод. Две церкви аббатства считаются предшественниками готики: первоначальная романская апсида была заменена готическим шеветом с окнами-розетками и контрфорсами.

    10. Аббатство Сент-Тринит | Романская архитектура

    Abbaye aux Dames — бывший женский монастырь, в котором сейчас находится региональный совет Нормандии. Его фасад имеет две большие башни, каждая с дверями, ведущими в проходы. Фронтон центрального пролета перекликается с крышей нефа. Нефы имеют крестовый свод, неф увенчан галереей, а в центре церкви есть трансепт, в котором находится главный алтарь.

    Северный трансепт выполнен в романском стиле, а южный трансепт имеет готические колонны в романском стиле.

    11. Базилика Сан-Исидоро

    Эта церковь расположена в Леоне, Италия, на месте древнеримского храма. Построенная в романском архитектурном стиле, базилика имеет основные дополнения в готическом стиле.

    Арки, пересекающие трансепты, украшены исламским искусством, в котором гармонично сочетаются многие стили. У них есть Королевский пантеон и музей, в котором представлены многочисленные образцы раннесредневекового искусства, в том числе украшенные драгоценными камнями чаши и произведения из слоновой кости и драгоценных металлов.

    12. Аббатство Санто-Доминго-де-Силос

    Это бенедиктинский монастырь в деревне Санто-Доминго-де-Силос в южной части провинции Бургос на севере Испании. Монастырь имеет двухэтажный клуатр с большими капителями с резными сценами и рельефными панелями. Парные колонны вдоль каждой стороны монастыря имеют общую столицу. Украшения каждой столицы уникальны и содержат множество животных, листву или абстрактный рисунок.

    13. Собор Питерборо

    Собор Святого Петра находится в Соединенном Королевстве и известен своим внушительным западным фасадом в стиле ранней английской готики с тремя огромными арками. Он имеет слегка асимметричный вид, так как одна из двух башен, возвышающихся из-за фасада, так и не была достроена, а видна только издалека.

    14. Собор Модены

    Римско-католический собор в Модене, Италия; объект всемирного наследия и важное романское здание в Европе. Внешний вид имеет фасад с заметными украшениями, рельефами, портретами и скульптурами. Интерьер разделен на три нефа мраморным парапетом между центральным нефом и склепом.

    15. Базилика Сант-Амброджо | Романская архитектура

    Это церковь в центре Милана, Северная Италия. Церковь в основном построена из кирпича разного происхождения и цвета, с частями из камня и белой штукатурки. Базилика имеет две колокольни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *