Арка в архитектуре: АРОЧНЫЕ КОНСТРУКЦИИ | Энциклопедия Кругосвет
Арки в архитектуре и дизайне помещений
Главная / Архитектура / Арки в архитектуре и дизайне интерьера
Рубрика: Архитектура | Комментариев: Комментарии отключены для данной статьи
Строительство современного коттеджа не только включает в себя постройку дома, но и его отделку, внешнюю и внутреннюю. Дизайнеры строительных компаний создают решения, в которых находят отражение эстетические предпочтения владельцев домов. Одним из популярных сегодня ходов в построении интерьера помещений, по-прежнему, является классическая арка.
Арки в архитектуре
Арка — является одним из архитектурных решений, которые издревле известны человечеству. Природа сама создала удивительную красоту — гроты, входы в пещеры, все они имеют арочную форму, человеку лишь осталось подсмотреть и постараться воплотить это в жизнь. Арки всегда были атрибутом древнейших храмов, дворцов, домов влиятельных и богатых людей.
Разнообразные вариации арок использовались во все времена. Например, в романском стиле архитектуры арка была основательной и монументальной, в готическом исполнении — остроконечна и ажурна, это создавало впечатление стремительного и легкого храма. С появлением технологии изготовления монолитных железобетонных конструкций, арки все чаще стали применять как несущие основы.
Арки сегодня широко распространены как в архитектурном дизайне, так и строительном, причем, используются они как для фасадов, так и для интерьерных решений. Современные конструкционные материалы позволяют дизайнерам проводить эксперименты с арками, придавая им новые дополнительные функции и формы все дальше уходя от классики. Теперь можно с уверенностью утверждать, что арочные конструкции в нынешних интерьерах это смело, актуально и модно.
Арки в интерьере
Арки придают помещению более уютный вид и добавляют неповторимый шарм, ведь при создании правильного интерьера мелочей не бывает. При видимом отсутствии функционального назначения арки прекрасно облагораживают стенной проем, связывая воедино все элементы интерьера, и становятся конечным звеном в придании законченного вида объекту. В связи с тем, что зрительно не существует границ, особенность арки — в расширении пространства помещений, что делает их более объемными.
Материалы изготовления арок
Гипсокартон
Гипсокартон – удобство и практичность, важные характеристики данного материала. Он позволяет придать совершенно любую форму, от стандартной, до оригинальной. Арки, сделанные из гипсокартона можно выровнять и покрасить в нужный цвет или отделать любыми декоративными материалами.
Дерево
Дерево — один популярнейших видов отделочных материалов. Из него арки изготавливаются как стандартных размеров и форм, так и индивидуально, идеально подгоняя под дизайнерское решение. Выглядят такие арки респектабельно и солидно.
Пластик
Пластик и другие искусственные материалы: пластик или МДФ может имитировать любую фактуру и по цене значительно дешевле других материалов. Но при поиске готового варианта могут возникнуть сложности из-за размеров конструкции.
Кирпич
Кирпич – может позволить оставить арку совсем без отделки достаточно покрыть его лаком. Также можно использовать облицовочный кирпич, который выпускается любого вида и расцветки.
Современное строительство загородных домов включает в себя весь цикл работ, начиная от создания первоначального проекта до передачи ключей от построенного и отделанного коттеджа заказчикам.
Выбор отделочных материалов, дизайна помещений и оформления интерьера комнат остается за владельцами, однако опытные дизайнеры и декораторы всегда помогут советом, какой вариант наиболее соответствует духу и устремлениям хозяев дома. Арка, как архитектурная форма, обладает неоспоримым достоинством, которое проявляется в ее универсальности и пригодности для любых интерьерных решений.
Читайте еще:
Наливные полимерные полы
Арка | это… Что такое Арка?
У этого термина существуют и другие значения, см. Арка (значения).
Арка из каменной кладки
А́рка — архитектурный элемент, криволинейное перекрытие сквозного или глухого проёма в стене или пролёта между двумя опорами (колоннами, устоями моста). Как и любая сводчатая конструкция, создаёт боковой распор. Как правило, арки симметричны относительно вертикальной оси.
Содержание
|
История
Арки впервые появились во II тысячелетии до н. э. в архитектуре Древнего Востока, в частности в Междуречье, где строительство кирпичных сооружений достигло высокого уровня. Широкое распространение также получили арки в архитектуре Древнего Рима.
Механика
Арка — это криволинейный брус плавного обриса, несущая строительная конструкция. В отличие от балки которая испытывает нормальное механическое напряжение, арка испытывает касательное механическое напряжение, из-за чего возникает горизонтальная опорная реакция (распор). От свода арка отличается лишь значительно меньшей шириной. Под вертикальной нагрузкой арка работает в большей степени на сжатие и в меньшей степени на изгиб.
Арки бывают безшарнирные, двухшарнирные и трёхшарнирные; если опорные концы арки соединить стержнем (затяжкой, которая воспринимет горизонтальную реакцию), то получается арка с затяжкой.
Названия частей арки
- Замковый камень — поперечное сечение около вершины
- Клинчатый камень
- Внешняя поверхность свода (экстрадос)
- Пятовый камень (импост) — поперечное сечение около опоры, пята арки
- Внутренний свод (интрадос)
- Стрела подъёма — расстояние центра замкового камня арки от линии, которая соединяет центры двух пятовых камней арки
- Пролёт
- Опорная стена
Расстояние между центрами пят называется расчётной проймой. При увеличении стрелы подъёма уменьшается распор арки. Ось арки подбирают так, чтобы сжатие на изгиб было минимальным; тогда арка будет наиболее крепкой и стойкой. Крепость арки зависит от её формы. Простейшие арки имеют форму полукруга, однако теоретически наиболее крепкими являются арки с формой параболы или цепной линии. Параболические арки впервые использовал испанский архитектор Антонио Гауди. Такие арки передают весь распор на опорную стену и не требуют дополнительных элементов.
Кирпичная кладка стен во дворце Августов. Древний Рим. Использованы разгрузочные арки.
Арки, перекрывающие несквозной проем, называются слепыми. Одной из целей этого является увеличение прочности стены при экономии материала. В древности известен прием, когда арка делалась для облегчения, например, когда перекрытие проёма в стене было выполнено в виде плоской арки, для разгрузки которой над нею делалась слепая арка.
Типы арок
По форме различают арки:
- аравийская — имеет повышенный центр построения, была распространена в зодчестве народов востока, в испано-мавританской архитектуре.
- аркбутан — арка с пятами на разных уровнях, наклонно передающая распор свода на внешнюю опору.
- вогнутая — перекрытая двумя дугами, обращёнными выпуклыми сторонами в пролёт.
- двухлопастная — сложенная из двух малых арок одинаковых размеров, импосты и соединения которых расположены на одном уровне.
- двухцентровая — дуга, образованная из двух дуг одного и того же радиуса, пересекающихся в замке под тупым углом.
- диагональная — расположена в крестовом своде по диагонали квадрата или прямоугольника, то есть Нервюра, которую называют «ожива».
- эллиптичная — образована в пересечении частью эллипса.
- заплечная — устроенная над углублением в стене, тип круглой арки.
- обратная — с обращенной вниз выпуклостью дуги.
- зубчатая — с равномерным расположением по внутренней поверхности остроконечных выступов.
- килеподобная (килевидная или «ослиный хребет») — имеет вид поперечного разреза опрокинутого килевого судна, нашла применение в русском зодчестве.
- клинчатая — выложенная их клинчатых камней или из прямоугольных камней с клинчатыми швами.
- косая — см. ползучая.
- коробовая или эллиптическая — дуга, описанная из трех, пяти, семи центров. Разновидностью её является седловидная арка.
- круговая (стиснутая) — описана полукругом из центра, расположенного ниже пят.
- угловая — то же самое, что и митровая.
- ланцетоподобная (копьеподобная) — образована двумя дугами, которые соединяются под углом и имеет формы стрельчатой равносторонней, стрельчатой стиснутой, стрельчатой плоской.
- ломаная — см. стрельчатая.
- лучковая (круговая) — с дугой менее полуокружности (одноцентровая).
- мавританская — то же самое, что и аравийская
- митровая — с двумя симметричными спадами в завершении.
- многолопастная — вид арки, составленной из трех или большего числа кривых, пересекающихся под острым углом.
- овальная — образует в своде часть овала.
- выпукло-вогнутая — выгибы у пят обращены выпуклыми сторонами в середину пролёта и плавно переходят в одноцентровой или многоцентровой подъём по вертикальной оси.
- параболическая — образует в своде часть параболы.
- опрокинутая — такая, в которой замок находится ниже пят. Выполняет функции разгрузочной и устраивается в нижней части стены.
- перспективная — концентрическая, уходящая внутрь стены уступами уменьшающихся радиусов, находит применение при оформлении порталов.
- полуциркульная или полукруглая — её дуга описана полуокружностью; наиболее распространенный вид арки.
- подвесная — состоит из двух дуг, точка пересечения которых расположена ниже вершины арки.
- подковообразная — то же самое, что аравийская.
- сводная — то же самое, что
- стрельчатая — состоит из двух дуг, пересекающихся в замке под острым углом. Получила широкое применение в готической архитектуре. Различают стрельчатую арку, сжатую и ланцетовидную.
- плоская — со стрелой подъёма в несколько раз меньше пролёта.
- ползучая или «кобылья голова» — арка, имеющая опоры (пяты) на различных уровнях, например, под маршами лестниц.
- подпружная — вспомогательная арка, укрепляющая или поддерживающая различные конструкции сводов.
- портьерная — образована двумя или четырьмя дугами с центрами за пределами пролёта.
- притупленная — пологая стрельчатая с округлениями в пятах.
- пятилистная — навершие окна в виде пятилистника.
- разгрузочная — арка, заделанная в стене и распределяющая нагрузку от верхних частей здания на опоры, или наоборот, от отдельных опор на стенку фундамента.
- сжатая (лежачая) — завершенная горизонтальной перемычкой.
- скамеечка — беседка в виде триумфальной арки со сквозными решетчатыми стенками, к которым примыкают сиденья.
- стрельчатая — образована двумя дугами, которые пересекаются под углом.
- ступенчатая — система арок в виде нескольких ярусов закомар.
- трёхлопастная — образована тремя полуокружностями, причём приподнятое среднее опирается на концы боковых, которые зеркально повторяют друг друга.
- трёхцентровая — полуовальная в разрезе, состоит из дуг трёх окружностей, из которых наибольшее среднее построенное радиусом из центра на оси пролёта. Две другие дуги прокладываются радиусами из точек, что находятся значительно выше.
- «тюдор» — пологая с заострённым верхом.
- воображаемая или фальшивая — арка, не дающая горизонтального распора, так как выложена путем горизонтального напуска камней.
- царская — расположенная в Царских вратах иконостаса христианского храма.
- щековая — подпружная крестового свода, расположена по бокам прямоугольника его плана. Окружает свод перпендикулярно к его образующей.
- упорная — см. аркбутан.
Арки сооружаются также в виде отдельных сооружений:
- мемориальная — сооруженная в память о важном событии или исторической личности.
- триумфальная — подробнее см. триумфальная арка.
Полуциркульная арка
Римский мост с полуциркульными арками. Алькантара, Испания
Полуциркульная (полукруглая) арка — арка, имеющая форму полуокружности, центр которой расположен на уровне пят арки.
Простейший и наиболее распространённый тип арки. Присутствует в зодчестве разных эпох, стран и стилей. Наиболее характерна для классической архитектуры, где она чаще всего бывает обрамлена архивольтом (от лат. arcus volutus — «обрамляющая дуга») или выделена рядом клинчатых камней с замковым камнем посередине. Обычно опирается на пилоны.
Лучковая арка
Мясной мост в Нюрнберге
Нюрнберг. Вассершлосс Обербюрг. Ворота в виде двух лучковых арок
Лучковая арка — арка, имеющая форму дуги примерно в четверть окружности. В Древнем Риме арки такой формы служили перемычкой оконных проемов в жилых зданиях. Типичным примером применения лучковой арки является сегментный арочный мост.
Стрельчатая арка
Собор Парижской Богоматери
На Востоке полукруглая арка претерпела наиболее сильную трансформацию, превратившись в так называемую стрельчатую, или ломаную арку, дуги которой пересекаются под углом.
По форме различают несколько видов стрельчатых арок:
- равносторонние арки, центры дуг которых находятся в пятах арок;
- сжатые арки, центры дуг которых находятся на горизонтальной линии, проходящей через пяты арок;
- плоские арки, центры дуг которых находятся ниже пят арок.
См. также
- Замковый камень
- Аркада
- Ордерная аркада
- Триумфальная арка
Ссылки
- Арка // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- АРКА — Термины на А, 6 часть — Арн — Арx — Здания ру — дом и всё о нём — терминология и типы арок.
- Арка — статья в Большой Советской Энциклопедии.
Как современные архитекторы переосмысливают «арку» в архитектуре
Жюри 11-й премии A+ Awards уже началось! В ожидании победителей узнайте больше о наградах Architizer’s Vision Awards. Крайний срок раннего доступа 5 мая быстро приближается. Начните запись сегодня >
Арки были ключевым элементом архитектуры во всем мире с доисторических времен. Их первое использование восходит к древним месопотамским цивилизациям, а позже они были популяризированы римлянами. Арки использовались в треугольных, полукруглых, подковообразных, параболических, трилистных и плоских версиях, и это лишь некоторые из них. Любое сооружение, от церкви до акведука, можно построить и улучшить с помощью арочных элементов. Универсальность этой геометрии безгранична.
Дизайнеры постоянно находят инновационные способы преобразования арки из чисто конструктивного элемента в нечто более декоративное и стилистическое. Следующие проекты демонстрируют несколько таких попыток.
Tagh Behesht от Rvad Studio, Мешхед, Иран
Победитель жюри, 2021 A+Awards, Коммерческий – Непостроенный Коммерческий
Проект черпает вдохновение из рядов арок и сводов, которые можно найти на традиционных базарах в Иране. Расположение строения позиционирует его как идеальный городской центр и позволяет по-новому взглянуть на городское пространство. В здании есть многоуровневый сад, соединенный открытыми лестницами, окруженный стенами с арочными окнами, обеспечивающими естественное освещение, циркуляцию ветра и визуальную связь.
Изображения KVANT-1 и Kaleidoscope
Powered by Ulsteinvik Kaleidoscope, Ульстейнвик, Норвегия
Победитель жюри, 2021 A+Awards, Concepts – Structures2 is15çade 900 тройка -мерная решетка прямых и перевернутых арок. Этот жилой комплекс, являющийся частью предложения, предназначен для сбора дождевой воды, которую жители используют для полива растений на балконах.
Hotel Milla Montis by Peter Pichler Architecture, Маранца, Италия
Вилы, которыми пользовались деревенские фермеры, послужили основным источником вдохновения для фасада. Перевернутые арки охватывают два уровня, создавая экзоскелет для балконов. Первый этаж следует тому же языку с угловыми арками.
Brush House от Leeton Pointon Architects + Interiors, Мельбурн, Австралия
Использование арок в этом проекте дополняет плавный профиль всей конструкции. Самая большая арка помогает выдолбить структурную массу и позволяет проникать свету. Изогнутые отверстия и углубления по всему дому помогают связать весь дизайн воедино.
Низкотехнологичные офисы в Кортрейке от C+S Architects, Кортрейк, Бельгия
Это предложение направлено на достижение экологичного дизайна без использования таких дополнений, как солнечные панели или высокотехнологичные стеклянные фасады. Для строительства команда использовала кирпич, так как кирпичная промышленность была неотъемлемой частью экономики города в конце 19 века. Арочные оконные проемы добавляются к толстым изолирующим стенам, которые создают прочную связь с большой пустотой внутри.
Дом многих арок by 24d-studio, Кобе, Япония
При ремонте этого 35-летнего дома дизайнерская студия использовала арочные проемы в качестве переходов из одной комнаты в другую, что также позволяло свету свободно течь по всему пространству. Окрашенные нижние стороны этих входов придают уникальный характер каждому пространству и помогают каждой комнате стать продолжением другой.
Venecia 20 by Inca Hernandez, Juárez, Mexico
Предлагаемый ремонт этого дома в Мексике сочетает в себе Porfiriato, мексиканский модернизм и современные стили, чтобы создать убежище для художников, писателей и туристов. Несколько контактных арок в дизайне являются данью уважения известному каталонскому архитектору Антонио Гауди. Жилые единицы внутри спроектированы как гибкие пространства, которые обеспечивают идеальный баланс между уединением и связью.
SDC от Takeru Shoji Architects.Co.,Ltd., Ниигата, Япония
Эта стоматологическая клиника имеет внешний корпус с низкими арочными вырезами, которые создают буфер между внешней и внутренней стеклянными стенами. Это помогает защитить внутренние помещения от суровой погоды, а также создает ощущение уединения, позволяя посетителям свободно смотреть на улицу.
Dujiangyan Zhongshuge компании X+LIVING, Дуцзянъянь, Китай
Победитель жюри, 2021 A+Awards, Коммерческий – Розничная торговля
Воплощенная в мечтах книголюба, эта библиотека с изогнутыми полками и переплетающимися перегородками создает сюрреалистический опыт как для читателей, так и для покупателей. Арки разных размеров используются не только как проемы, но и как пространственные разделители, благодаря чему весь книжный магазин кажется бесконечным лабиринтом.
Жюри 11-й премии A+ Awards уже началось! В ожидании победителей узнайте больше о наградах Architizer’s Vision Awards. Крайний срок раннего доступа на 5 мая быстро приближается. Начните запись сегодня >
Прочтите другие статьи Нидхи
Прорывы в технологии материалов расширяют возможности дизайна и стимулируют новые разговоры. ионы об архитектуре на Марсе.
Арки — Проектирование зданий
|
Арка представляет собой изогнутую конструктивную форму, которая воспринимает нагрузки вокруг проема, передавая их по профилю арки на устои, косяки или опоры с обеих сторон.
Арки были заметным элементом архитектуры со времен этрусков, которым приписывают их изобретение, хотя римляне развили их дальше и распространили их использование. Методы, используемые при проектировании и строительстве арок , с тех пор превратились во многие другие структурные формы, включая своды, аркады и мосты.
Арки являются сжимающими конструкциями, то есть в них нет растягивающих напряжений. Они самонесущие, стабилизированные силой тяжести, действующей на их вес, чтобы удерживать их при сжатии. Это делает их очень стабильными и эффективными, способными выдерживать большие пролеты и выдерживать большие нагрузки, чем горизонтальные балки.
Нисходящая нагрузка арки должна передаваться на ее фундамент. Распор, создаваемый аркой в основании, должен ограничиваться либо ее собственным весом, либо весом поддерживающих стен, контрфорсами или фундаментами, либо противодействующей связью между двумя сторонами. Внешняя тяга увеличивается по мере увеличения высоты или подъема арка убавок.
Поскольку многие строительные материалы, такие как каменная кладка и бетон, могут сопротивляться сжатию, арки обычно строятся с использованием материалов этих типов.
Конструкция традиционной кладки арок зависит от расположения кирпичей, блоков или камней над проемом. Клиновидные блоки, называемые вуссуарами, устанавливаются встык, причем верхний край шире нижнего. Нисходящее давление на арка приводит к тому, что voussoirs сближаются, а не разъединяются. Вуссуар, расположенный в центре арки , известен как краеугольный камень.
Такое расположение означает, что арка является самонесущей, но должны быть предусмотрены временные опоры снизу, обычно в виде деревянных «центров» (иногда называемых «центрированием» или «формами арки »), пока замковый камень установлен на место.
Интерьер, нижний изгиб арка известна как интрадос. Внешний вид, верхняя кривая арки известна как экстрадос. Пружина, или пружинящая линия, — это точка, из которой арка начинает подниматься со своих вертикальных опор.
Большинство арок имеют круглую, заостренную или параболическую форму, однако существует великое множество вариаций этих основных форм, которые развивались в разные периоды. Древнеримские архитекторы отдавали предпочтение закругленным аркам , тогда как готические архитекторы предпочитали заостренные арок , и в этом отношении, возможно, на них повлияла исламская архитектура.
Некоторые из наиболее распространенных типов арок описаны ниже.
[править] Треугольная
аркаВпервые разработанная майя, треугольная арка образована двумя большими диагональными камнями, которые перекрывают отверстие, взаимно поддерживая друг друга.
[править] Круглый
арочныйТакже известна как полукруглая арка , это образована непрерывной кривой и была разработана римлянами. Их часто использовали бок о бок в серии для создания аркады. Адаптация представляет собой необузданную круглую арку , которая имеет неодинаковую длину поддержки с обеих сторон.
[править] Сегментная арка
Это арка , подъем которой меньше полукруга. В более плоской форме сегментные арки обычно использовались для мостов, поскольку возможны большие пролеты без чрезмерного увеличения высоты. Чем площе арка получает большую тягу, направленную в сторону к опорам, там мосты требуют больших опор с обеих сторон.
[править] Ланцет
аркаЭто форма остроконечной арки , разработанная в готический период. Его часто использовали для окон и конструкций крыш в церквях и соборах. Арка высокая и узкая с заостренной вершиной.
[править] Равносторонняя арка
Тоже из готического периода, равносторонняя 9Арки 0008 часто использовались для декоративных входов и окон. Две точки пружины и вершина внутренней части образуют равносторонний треугольник, а это означает, что каждая кривая имеет длину хорды, равную пролету.
[править] Арка изгиба
Также известная как домкрат арка , арка изгиба похожа на перемычку тем, что имеет плоский или почти плоский профиль, однако вуссуары используют свою прочность на сжатие в том же кстати как обычная арка .
[править] Трилистник
аркаТрилистник арка обычно использовался в религиозных зданиях и включал в себя форму трех перекрывающихся колец, известных как трилистник.
[править] Подковообразная арка
Изгибы подковы дуги выпирают из точек пружинения, образуя подковообразный профиль. Они широко использовались в исламской архитектуре в таких регионах, как Испания и Северная Африка.
[править] Трехцентровая арка
Трехцентровая арка аналогична сегментарной арке, но имеет более двух центров, что придает ей эллиптический или овальный профиль.
[править] Четырехцентровая
аркаЧетырехцентровая арка , также известная как Tudor арка или вдавленная арка , низкая и широкая с заостренной вершиной. Обычно он намного шире своего подъема и обычно использовался в английской архитектуре.
[править] Ogee
аркаФорма ogee арки была разработана в период английской готики и следует вогнутой дуге, переходящей в выпуклую дугу с заостренной вершиной. Его часто использовали в декоративных целях над дверными проемами.
[править] Параболическая и контактная арка
Параболическая арка следует принципу, согласно которому при равномерной нагрузке сверху внутреннее сжатие будет происходить по параболической кривой. Параболический 9Арки 0008 производят наибольшую тягу у основания, но могут охватывать наибольшее расстояние, поэтому обычно используются в конструкции мостов.
Контактная сеть арка очень похожа на параболу, но немного более «плоская» в нижней части и поднимается быстрее, чем парабола. Цепная цепь — это решение дифференциального уравнения, описывающего форму, которая направляет силу собственного веса вдоль своей кривой, так что, если она висит, она втягивается в эту форму, а если стоит прямо, то может поддерживать себя. Парабола не обладает тем же свойством, но является решением других важных уравнений, описывающих другие ситуации.
Арка Ворот в Сент-Луисе, штат Миссури, США (на фото выше) представляет собой контактную сеть арки .