Архитектура барокко в испании: Период возрождения в испанской архитектуре: стиль Барокко и Ренесанс – Архитектура Испании — Википедия

Содержание

Испанская барочная архитектура – HiSoUR История культуры

Испанское барокко – это ниша барочной архитектуры, которая развивалась в Испании, ее провинциях и бывших колониях.

история
По мере того, как влияние итальянского барокко проникало через Пиренеи, они постепенно вытесняли популярность сдержанным классицистическим подходом Хуана де Эрреры, который был в моде с конца шестнадцатого века. Еще в 1667 году фасады собора Гранады (Алонсо Кано) и Собора Хаэна (по Eufrasio López de Rojas) свидетельствуют о том, что художники свободно интерпретируют традиционные мотивы архитектуры испанского кафедрального собора в эстетическом идиоте барокко.

В Мадриде в Plaza Mayor и в Королевском дворце Эль-Буэн-Ретиро, который был разрушен во время французского вторжения войск Наполеона, был разработан народный барокко с корнями в Эррериане и в традиционном кирпичном строительстве. Его сады по-прежнему остаются в парке Эль-Ретиро. Этот трезвый кирпичный барокко XVII века до сих пор хорошо представлен на улицах столицы во дворцах и площадях.

В отличие от искусства Северной Европы, испанское искусство того периода обращалось к эмоциям, а не к удовлетворению интеллекта. Семья Churriguera, которая специализировалась на проектировании алтарей и произведений, восстала против трезвости классического геррреска и способствовала запутанному, преувеличенному, почти капризному стилю украшения поверхности, известному как Churrigueresque. В течение полувека они превратили Саламанку в образцовый город Churrigueresque.

Развитие стиля прошло через три этапа. Между 1680 и 1720 годами Churriguera популяризировал смесь Гуарини из колоний Соломонов и композитный порядок, известный как «высший порядок». В период с 1720 по 1760 год в качестве центрального элемента декоративной отделки была установлена ​​колонна Churrigueresque или эстипит в форме перевернутого конуса или обелиска. В период с 1760 по 1780 годы наблюдался постепенный сдвиг интереса от скрученного движения и чрезмерного орнамента в сторону неоклассического баланса и трезвости.

Три из самых привлекательных произведений испанского барокко – энергичные фасады Университета Вальядолида (Diego Tome и Fray Pedro de la Visitación, 1719), западный фасад (или Fachada del Obradoiro) собора Сантьяго-де-Компостела ( Фернандо де Касас и Новоа, 1750) и госпиталье де Сан Фернандо в Мадриде (Педро де Рибера, 1722), чья криволинейная экстравагантность, похоже, гласит Антонио Гауди и модерн. В этом случае, как и во многих других, дизайн включает в себя игру тектонических и декоративных элементов, мало относящихся к структуре и функции. Фокус флористического орнамента – это тщательно скульптурное окружение к главному проходу. Если мы удалим сложный лабиринт сломанных фронтонов, волнообразных карнизов, штукатурных снарядов, перевернутых конусов и гирлянд с довольно простой стены, они будут противопоставлены, форма здания не будет затронута ни малейшей. Тем не менее, Churrigueresque барокко предложило некоторые из самых впечатляющих сочетаний пространства и света со зданиями, такими как Granada Charterhouse (ризница Франсиско Уртадо Искьердо), который считается апофеозом стилей Churrigueresque, применяемых во внутренних помещениях, или Transparente из Собора в Толедо, Нарцисо Томе, где скульптура и архитектура интегрированы для достижения заметных световых драматических эффектов.

Особого упоминания заслуживают Королевский дворец в Мадриде и выступления Пасео дель Прадо (Salón del Prado и Alcalá Doorgate) в том же городе. Они были построены в трезвом барочном международном стиле, часто ошибочно принимаемом за неоклассицизм, королями Филиппом V и Карлом III. Королевские дворцы Ла-Гранха-де-Сан-Ильдефонсо, в Сеговии и Аранхуэс, в Мадриде, являются хорошими примерами барочной интеграции архитектуры и садоводства с заметным влиянием Франции (La Granja известен как испанский Версаль), но с местными пространственными концепциями которые в некотором роде демонстрируют наследие мавританской оккупации.

В богатейшей имперской провинции Испании XVII века Фландрия декоративно-декоративная отделка была более тесно связана с структурой, что исключало проблемы избытка. Замечательное сближение испанской, французской и голландской барочной эстетики можно увидеть в аббатстве Авербоде (1667). Другим характерным примером является церковь Св. Мишеля в Лувэне (1650-70) с ее буйным двухэтажным фасадом, кластеры из полуколонок и сложная совокупность скульптурных деталей, вдохновленных французским языком.

Шесть десятилетий спустя архитектор Хайме Борт и Мелиа первым ввел Рококо в Испанию (собор Мурсии, западный фасад, 1733). Величайшим практиком испанского стиля рококо был уроженец, Вентура Родригес, ответственный за ослепительный интерьер Базилики Богородицы Столпа в Сарагосе (1750).

Архитектура XVII века

В Суде в течение семнадцатого века было построено автохтонное барокко с корнями Эррера, основанное на традиционной конструкции с кирпичом и гранитом, а также использование крутых шпилей или шиферных крыш, прослеживаемых в так называемом Мадриде де лос Австриас , Главным представителем этой линии был Хуан Гомес де Мора. Монахи также выделили Фрай Альберто де ла Мадре де Диос, Педро Санчес, автора церкви Сан-Антонио-де-лос-Алеманес, брата Франсиско Баутисты, изобретателя пятого архитектурного ордена, состоящего из дорических и коринфских и интродукторов тематических красных куполов Фрай Лоренцо де Сан-Николас, которому, помимо прочего, принадлежит церковь Калатравы. Хорошими примерами этого момента являются Plaza Mayor и дворец Buen Retiro. Последняя, ​​работа Алонсо Карбонеля, была почти полностью разрушена во время войны за независимость Испании, хотя ее сады все еще частично сохранились в Парке дель Буэн Ретиро, а некоторые из сохранившихся частей стали Casón del Buen Retiro и Музеем из армии , Другими примерами этого трезвого барочного стиля семнадцатого века являются Каса-де-ла-Вилла, Дворец Санта-Крус, Дворец Советов, церкви Сан-Мартин, Сан-Андрес, Сан-Ильдефонсо-де-Толедо, Монтсеррат, Сан-Исидро и Иезуитские исследования аннексированы, Монастырь Воплощения, Дезальцас Реалес, монастырь Калатравы, Коммендорадо Сантьяго и т. Д.

В Кастилии и Суда выделялась семья, специализирующаяся на дизайне алтарей, Churriguera, из которых Хосе Бенито является его самым выдающимся экспонентом. Между 1680 и 1720 годами Чурригуера популяризировал комбинацию Гуарини, известную как «высший порядок», в которой сочетались столбцы Соломонов и сложный порядок. Символическая работа – монументальный главный алтарь монастыря Сан-Эстебан-де-Саламанка. В Саламанке Альберто Чурригуера спроектировал Plaza Mayor, который был завершен Андресом Гарсиа де Квиньонес. Churriguera, с его пестрым и монументальным стилем, представляет собой контрапункт трезвости герревского классицизма и открыл двери для декоративного барокко, до такой степени, что они в целом продолжили обозначать фазу стиля, Churrigueresque, термин придуманные учеными в восемнадцатом веке с явными уничижительными коннотациями.

В андалузской архитектуре семнадцатого века выделяются фасады собора Jaén, работа Eufrasio López de Rojas, вдохновленная фасадом Карло Мадерно для святого Петра Ватикана и собора Гранады, спроектированного в последние дни Алонсо Кано. Его современность, основанная на личном использовании пластин и элементов с четким геометрическим акцентом, а также использование абстрактного порядка, ставит его в авангарде испанского барокко.

В Галиции патронаж и влияние канона собора Компостела, Хосе де Вега и Вердуго, побудили к появлению в соборе полных форм барокко, которые привели к новому стилю, распространяющемуся по всему региону. Это связано с переходом от классицизма архитекторов, таких как Мельхор де Веласко Агуэро, к барокко, характеризующегося большим декоративным богатством, чьими первыми и выдающимися представителями были Пенья де Торо и Доминго де Андраде.

Архитектура 18 века
В восемнадцатом веке существовала двойственность стилей, хотя цезуры не всегда ясны. С одной стороны, существовала линия традиционного барокко, кастизо или мудехар (по мнению автора), культивируемых местными архитекторами, а с другой стороны, гораздо более европейского барокко, принесенного зарубежными архитекторами по инициативе монархии, который представляет французский вкус и итальянский в суде. К первому направлению относятся известные архитекторы и алтарь-строители, такие как Педро де Рибера, Нарцисо Томе, Фернандо де Касас Новоа, Франсиско Уртадо Искьердо, Херонимо де Балбас, Леонардо де Фигероа, Конрадо Рудольф.

Хорошим примером выживания традиционного барокко в суде в восемнадцатом веке был Педро де Рибера, самой выдающейся работой которого является Королевский хоспис Сан-Фернандо в Мадриде. Из Томе (Нарцисо и Диего) выделяется знаменитый Прозрачный собор Толедо и, как строго архитектурная работа, Университет Вальядолида. Галисийский фокус был мастерски представлен Фернандо де Касасом и Новоа, чей рабочий саммит является фасадом Obradoiro собора Компостела. В Андалусии выделялись два фокуса: Гранада и Севилья. Во-первых, архитектор Lucentine Франциско Уртадо Искьердо, автор кущей церквей-церквей в Гранаде и Эль-Паулар (Rascafría), а также связан с одним из самых ослепительных произведений испанского барокко, ризницей картезианского монастыря. В Севилье, Jerónimo Balbás, который распространил использование стилей в Андалусии и Новой Испании, и Леонардо де Фигероа, автор ремоделирования школы Сан-Тельмо и группы, столь же выдающейся, как иезуитский новициат Сан-Луис-де-лос-Франс. наслаждался большой жизненной силой во время барокко, был валенсийский. Важным архитектором был Конрадо Рудольф, а парадигматический фасад – дворцом маркиза Дос Агуас (1740-1744), спроектированным художником Хиполито Ровирой. В Мурсии великим реноватором архитектуры был Хайме Борт с мощным имафронтом или фасадом собора (1737-1754).

С 1730 года влияние французского рококо воспринимается в испанском барокко. Retablistas и архитекторы включают камни как декоративный мотив, хотя они используют его в структурах с выраженным барочным характером. Поэтому, за исключением нескольких примеров, рискованно говорить о существовании аутентичного рококо в Испании, несмотря на то, что декоративные отходы восемнадцатого века этого стиля часто ассоциировались.

Во второй строке, самой европеизированной барокко, созданной Бурбонами, принадлежит Королевский дворец в Мадриде, построенный во время правления Фелипе В. Этот дворец, который был построен на линии великих дворцов классицизма, таких как Версаль, пришел к замените Алькасара, разрушенного в результате пожара 1734 года. Его строительство было поручено итальянским архитекторам: Филиппо Джуваре, Хуану Баутиста Сакетти и Франческо Сабатини. Другими дворцовыми примерами являются королевские дворцы Ла-Гранха-де-Сан-Ильдефонсо (на сеговском склоне Сьерра-де-Гуадаррама) и Аранхуэс (на берегах Тахо более доступный из Мадрида, существующий с XVI века, но существенно реформированный до середины восемнадцатого под Фернандо VI и Карлосом III). Оба являются хорошими представлениями об интеграции архитектуры и барочных садов в окрестностях вдали от города, которые показывают замечательное влияние Франции (Ла Гранджа известна как испанский Версаль). В 18 веке некоторые церкви, построенные на суде итальянскими архитекторами, такими как Сантьяго Бонавиа, которые спроектировали церковь Сан-Антонио в Аранхуэсе или церковь Сан-Мигель в Мадриде, перевели в Испанию предложения итальянского барокко в их сложном деформированном полы. Также он подчеркивает монастырь Real Salesas, основанный в 1748 году Барбара де Браганса, и некоторые работы Вентуры Родригес, верного последователя римского барокко в церквях, таких как Сан-Маркос, в которых он сплавляет вклад Бернини (Сан-Андрес дель-Киринал) и Борромини (Сан-Карло-аль-Кватро Фонтане).

Восхождение на трон Карлоса III в 1759 году приведет к ликвидации барокко. В суде король провел серию городских реформ, направленных на дезинфекцию и облагораживание нездорового Мадрида Австрийских островов. Многие из этих работ были предприняты его любимым архитектором, итальянцем Франческо Сабатини, на довольно изысканном и трезвом классическом языке. Этот академический классицизм, культивируемый им и другими академическими архитекторами, готовит основы зарождающегося испанского неоклассицизма. Просветленные отвратили прежние формы барокко, обращаясь к чувствам и подверженным влиянию людей; вместо этого они выступали за восстановление классицизма, идентифицируя его со стилем разума. Давление, которое из Королевской академии Сан-Фернандо, его секретаря Антонио Понца, передало королю, привело к серии королевских указаний с 1777 года, которая запрещала реализацию алтарей в лесу и подчиняла все архитектурные проекты церквей и алтарей по мнению Академии. На практике эти меры были свидетельством смерти барокко и ликвидацией его региональных вариантов, чтобы навязать академический классицизм из столицы королевства.

Испанская / Испанская Америка
Сочетание декоративных влияний коренных американцев и мавританцев с чрезвычайно выразительной интерпретацией чургригерской идиомы может объяснять насыщенный и разнообразный характер барокко в американских колониях Испании. Даже больше, чем его испанский коллега, американское барокко развивалось как стиль декоративной штукатурки. Двухэтажные фасады многих американских соборов семнадцатого века имели средневековые корни, а полноценный барокко не появлялся до 1664 года, когда была построена иезуитская святыня на Пласа-де-Армас в Куско. Даже тогда новый стиль едва ли повлиял на структуру церквей.

Перуанское барокко было особенно пышным, о чем свидетельствует монастырь Сан-Франциско в Лиме (1673 г.), который имеет темный замысловатый фасад, зажатый между желтыми башнями-близнецами. В то время как сельское барокко иезуитских миссий (estancias) в Кордове, Аргентина, следовало примеру Ил-Гесо (также в случае иезуитской церкви Святого Павла в Лиме, ​​провинциальные «метисы» (крестообразные) стили появились в Арекипе, Потоси и Ла-Пас. В восемнадцатом веке архитекторы региона обратились к вдохновению к искусству средневековья в Мудеаре. Перуанский фасад позднего барокко впервые появился в церкви Богоматери Милосердия, Лима (1697-1704). Аналогичным образом, Iglesia de La Compañia, Quito (1722-65) предлагает резной алтарь с его богато скульптурным фасадом и избытком спирального salomónica.

На севере самая богатая провинция Новой Испании – Мексика 18-го века – создала фантастически экстравагантную и визуально безумную архитектуру, известную как мексиканская Churrigueresque. Этот ультрабарочный подход завершается в работах Лоренцо Родригеса, шедевром которого является Митрополит Саграрио в Мехико (1749-69). Другие прекрасные примеры стиля можно найти в отдаленных городах серебра. Например, Святилище в Окотлане (начатое в 1745 году) является первоклассным барочным собором, выложенным в ярко-красных плитках, которые восхитительно контрастируют с множеством сжатого орнамента, щедро наложенного на главный вход и тонкие фланговые башни (внешность, интерьер) , Настоящей столицей мексиканского барокко является Пуэбла, где готовые поставки фигурок ручной работы (талавера) и народного серого камня привели к его дальнейшему развитию в персонализированной и сильно локализованной форме искусства с ярко выраженным индийским вкусом. Есть около шестидесяти церквей, у фасадов и куполов которых видны застекленные плитки многих цветов, часто оформленные в арабском стиле. Их интерьеры плотно насыщены изысканным орнаментом из золотых листьев. В XVIII веке местные ремесленники разработали отличительную марку белого лепного украшения под названием «alfeñique» после конфеты Pueblan из яичных белков и сахара. Барочное землетрясение – это стиль барочной архитектуры, найденный на Филиппинах, где в XVII и XVIII веках произошли разрушительные землетрясения, где в стиле барокко были перестроены крупные общественные здания, такие как церкви. На Филиппинах разрушение более ранних церквей от частых землетрясений привело к тому, что доля церкви была ниже и шире; боковые стенки были сделаны более толстыми и сильно подкрепленными для стабильности при встряхивании. Верхние конструкции выполнены из легких материалов. Колокольни, как правило, ниже и глубже по сравнению с башнями в менее сейсмически активных регионах мира. Башни имеют более толстый обхват на нижних уровнях, постепенно сужающийся до самого верхнего уровня. В некоторых церквях Филиппин, помимо функционирования сторожевых вышек против пиратов, некоторые колокольни отделяются от главного здания церкви, чтобы избежать ущерба в случае падения колокольни из-за землетрясения.

Архитектурные стили Испании от античности до современности

Бурная история Испании навсегда запечатлелась в ее архитектуре. Мусульмане и римляне, арабы и вестготы, приходя на эти земли, привносили свою культуру, и Испания стала огромным плавильным котлом, где воедино сплелись и наслоились друг на друга элементы самых разных направлений и стилей. Поэтому трудно выделить какие-то черты испанской архитектуры как таковой – уместнее рассматривать отдельные эпохи и их лицо. Впрочем, несколько слов о зодчестве Испании сказать все же можно: это всегда грандиозно, впечатляюще, самобытно и потрясающе интересно… Неслучайно Испания по количеству памятников культурного наследия пропустила вперед лишь Италию.

Древнеримский стиль

Пожалуй, первый крупный рывок вперед Испания сделала во 2 веке н.э. Римляне, владевшие тогда этими землями, принесли сюда настоящий технологический прогресс, превративший маленькие деревни в города, связанные дорогами. Специалисты считают, что иные строения того времени заслуживают не меньше внимания, чем собственно римские памятники архитектуры.


Сегодня шагнуть в то время проще всего в Таррагоне, которая наиболее полно запечатлела пышность и продуманность римской архитектуры, – арки, купольные своды, строгие колоннады… Яркими примерами древнеримского стиля являются и мосты – настоящее торжество инженерной мысли: акведук в Мериде, Кордубский мост, Алькантрский мост и т.д.

К этой эпохе можно отнести и маяк Башня Геркулеса, а также некоторые комплексы зданий, которые можно увидеть в Мериде, Кордобе, Толедо, Италике.

Стиль мудехар

К сожалению, многие римские памятники после набегов вестготов ушли в небытие. Им на смену пришел своеобразный стиль «мудехар» (от арабского слова «одомашненный»).

В 10-12 веке Испания осваивала это направление, которое сегодня назвали бы эклектикой, поскольку мудехар соединял арабские и европейские черты архитектуры. Соединял довольно грубо, поэтому особым своеобразием он не отличался, но зато постройки было легко возводить, они были достаточно крепкими и удобными.


Впрочем, и в нем была своя прелесть – в частности, активное использование деталей мавританского стиля – резных элементов, арок, ярких изразцов.

Сегодня большая часть памятников этого стиля сохранилась в Сагуне, Толедо и Гранаде.

К стилю мудехар можно отнести и цитадель и Дом Пилата в Севилье.

Романская архитектура

Этот стиль имел широкий охват на всем Пиренейском полуострове и в Италии в 13 веке. Во многом основу ему заложил монашеский орден Клюни, построивший большое количество монастырей для паломников, идущих к мощам святого Иакова. Поэтому романский стиль лишен каких-либо «украшательств» – он прост и лаконичен: толстые стены, арки, никакого избыточного декора.



Сегодня в Испании более полутысячи храмов, относящихся к этому периоду. Наглядными примерами романской архитектуры могут служить монастырь Сан-Хуан, базилика Исидоро в Леоне, соборы Саламанки, Саморы, Пласенсии.

Определенное влияние на романский стиль оказали французское и арабское зодчество. Иногда она сочетались в облике одного здания – как, например, в церкви Санта-Доминго в провинции Сория.

Готическое направление

14 век стал временем подъема национального самосознания в Испании. Население отвергало все арабское и при этом огромные силы тратило на становление собственного языка, искусства, архитектуры. Арабские мотивы еще сохраняются – это тяжелые конструкции, объемные узоры, колокольни, напоминающие минареты. Но вместе с тем испанская архитектура обретает свое лицо.



Познакомиться с готической архитектурой можно, посетив церкви в Толедо, Бургосе и Жироне, храм Санта Мария дель Мар в Барселоне, торговую биржу Шелковая в Валенсии, великолепную королевскую капеллу в Гранаде. Если имена архитекторов раннего периода история не сохранила, то мастеров готической архитектуры мы знаем по именам – наибольшей известностью пользовались Гильом Бофиль, Вентура Родригес, Хуан де Колонья, Энрике Эгас.

Ренессанс в Испании

В конце 15 века готика постепенно уступила место эпохе Возрождения. Тонкость и пугающую строгость готического стиля сменили симметричные формы с обилием арок.

Наилучшей иллюстрацией этого стиля можно считать дворец Карла в Гранаде, созданный Педро Мачуки.



Монастырь Эскориал, автором которого был Хуан де Эррера, и построенный Андресом Вандельвирой Хаэнский собор также великолепно воплощают испанский Ренессанс, как и фасад королевского университета Саламанки, над которым работал архитектор Диего де Силоэ.

Стиль барокко

Симметричность и «правильность» Ренессанса к началу 17 века сдала свои позиции – на смену сдержанному Возрождению пришел пышный, богатый на декор, изобилующий деталями стиль барокко, что с итальянского переводится как «причудливость». Во многом появление этого стиля связывают с ослаблением влияния церкви и учением Коперника.



Великолепие барокко отлично передано в соборе Валенсии, кафедральном собор Святого Иакова в городе Сантьяго-де-Компостелла, гранадском монастыре Паулар и других памятниках.

Интересно, что изобильный декор барочной архитектуры никак не отразился на садово-парковом искусстве – напротив, оно стало уходить в сторону подчеркнутой симметрии и простой геометрии.

Стиль чурригереско

В 18 веке в Испании выделился еще один стиль, названный чурригереско, в честь двух братьев архитекторов Чурригера.


Этот стиль на фоне барокко, который в Испании все же не приобрел такой помпезности, как, к примеру, во Франции, выглядел более пышно и декоративно. Хосе Бенито де Чурригера работал преимущественно как скульптор, прославившийся своими храмовыми алтарями (например, для монастыря Сан-Эстебан в Саламанке). Как архитектор он создал проект небольшого городка Нуэво-Бастан в достаточно классическом стиле. Его же брат отличался стремлением к пышности и торжественности, что можно увидеть, например, в облике площади Майор в Саламанке.


Кроме того, в этом стиле работали многие безымянные зодчие, создававшие потрясающей красоты порталы, украшенные растениями, ангелочками, витиеватыми колоннами, – как, например, портал здания Музея истории города в Мадриде.

Колониальная архитектура

Отдельно стоит поговорить об архитектурных стилях, присущих испанским колониям, в частности, в Латинской Америке. В 17-18 веке здесь зародилось любопытное направление, соединяющее излишества барокко с практичностью и грубоватостью построек. Важная черта колониального стиля – применение материала стукко: его использовали для лепнины и в качестве штукатурки. Материал изготавливался на основе мраморной крошки, гипса, клея и мела.

Сегодня увидеть колониальный стиль можно в Лиме (Перу), посетив церковь Святого Франциска.

Также образцы этого направления сохранились в Ла-Пасе и Потоси.

Стиль платереско

Этот стиль трудно ранжировать, он стоит особняком, соединяя в себе мудехар, готику, барокко и еще ряд направлений. Его яркой особенностью является декор – множество деталей, изображающих растения или фантастических животных, а также обилие медальонов и гербов, украшающих фасады. Фасады при этом украшены башенками из нескольких ярусов или колоннами.




Именно к стилю платереско относятся богато украшенные Саламанкский университет, Севильский собор, дворец Инфантадо в Гуадалахаре, университет города Алькала де Енарес. Что касается имен, то наиболее успешно в этом направлении работали Диего де Риольо и Хуан де Гуас.

Современная архитектура Испании

Поскольку Испания всегда была привлекательна своим инвестиционным климатом и снискала славу популярного туристического региона, крупных кризисов испанская архитектура не переживала. Современная архитектура этой страны взяла все лучшее из своего исторического наследия – необычность форм, лаконичность, функциональность.




Доказательством тому могут служить Аудиторио Курсааль в Доностии, Аудиторио Тенерифе, расположенный на Канарах, Музей Гуггенхайма в Бильбао, а также построенный уже в начале 21 века комплекс из четырех небоскребов Torre Cepsa, PwC, Espacio и Cristal.

Фото
celebritycruises.com, m.wikidata.org, bridgesall.ru, selfllery.com, v-ispanii.com, f.otzyv.ru, incomartour.com.ua, locher.ru, minube.co.uk, goodfon.ru, travelingroup.com, travelingroup.com, ispaniainfo.ru, espanarusa.com, media2.trover.com, img.tourister.ru, sergeyurich.livejournal.com, vseville.com, fabrika.travel, planetofhotels.com, 2pos.es, interesnie-fakti.net, turproezdka.ru, pins2pin.com

Испанское барокко — Spanish Baroque architecture

Испанское барокко представляет собой прядь архитектуры барокко , которая развивалась в Испании , ее провинциях и бывших колониях .

история

Как итальянские барочные влияния проникли через Пиренеи , они постепенно вытесняются популярность сдержанную classicizing подход Хуан де Эррера , который был в моде с конца шестнадцатого века. Уже в 1667 году, фасады собора Гранады (по Алонсо Кано ) и Хаэн собор (по Eufrasio Лопес де Рохас ) предложить беглость художников в интерпретации традиционных мотивов испанской архитектуры собора в стиле барокко эстетической идиомы.

В Мадриде , жаргон барокко с его корнями в Herrerian и в традиционном кирпичном строительстве было разработано в Plaza Mayor и Королевский дворец Эль Буэн Ретиро , который был разрушен во время французского вторжения войск Наполеона. Его сады по- прежнему остаются в Эль — Ретиро парк. Строгий кирпича в стиле барокко 17 — го века до сих пор хорошо представлены на улицах столицы во дворцах и площадях.

В отличии от искусства Северной Европы, испанское искусство периода обратилось к эмоциям , а не стремясь угодить интеллект. Чурригера семья, которая специализируется на разработке алтарей и retables, восстала против трезвости классицизма Herreresque и способствовала запутанному, преувеличенный, почти капризному стилю поверхности украшения , известному как Чурригереско . В полвека, они превратили Саламанка в примерном Чурригереско города.

Развитие стиля прошло через три этапа. Между 1680 и 1720, то Чурригера популяризировано Guarini смесь «ы из Solomonic колонн и композитного порядка , известного как„высшего порядка“. Между 1720 и 1760, в столбце Чурригереско или estipite , в форме перевернутого конуса или обелиска, был создан в качестве центрального элемента декоративной отделки. Года с 1760 по 1780 г. наблюдались постепенное смещение интереса далек от скрученного движения и чрезмерной орнаментики к неоклассическому балансу и трезвости.

Три из самых эффектных творений испанского барокко являются энергичными фасады Университета Вальядолида ( Диего Томе и Фрай Педро де ла Визитасьон , 1719), западный фасад (или Fachada — дель — Obradoiro) в соборе Сантьяго — де — Компостела ( Фернандо — де — Касас у Novoa , 1750) и Hospicio — де — Сан — Фернандо в Мадриде ( Педро де Рибера , 1722), чьи криволинейные экстравагантность , кажется, предвещает Антонио Гауди и модерн . В этом случае , как и во многих других, дизайн включает в себя игру тектонических и декоративных элементов с небольшим количеством относительно структуры и функции. В центре внимания витиеватого орнамента является искусно скульптурным окружает с главным входом. Если убрать сложный лабиринт разорванными фронтонами, волнообразные карнизы, лепные раковины, перевернутых конусов и гирлянд из довольно простой стены он устанавливается против, форма здания не будут затронуты в малейшей степени . Тем не менее, чурригереско барокко предложило некоторые из наиболее впечатляющих комбинаций пространства и света с постройками , как Гранада Чартерхаус (ризница по Франциско Уртадо Искьердо ), который считается апофеозом стилей Чурригереско применительно к внутренним пространствам, или Transparente из собора в Толедо , от Narciso Tomé , где скульптура и архитектура объединены для достижения примечательно легкие драматических эффектов.

Королевский дворец в Мадриде и вмешательства Пасео — дель — Прадо ( Salón дель Прадо и Алькала Doorgate) в том же городе, заслуживают особого упоминания. Они были построены в трезвом барокко интернациональном стиле, часто ошибочно принимают за неоклассический, королями Филипп V и Карл III . Королевские дворцы Ла — Гранх — де — Сан — Ильдефонсо , в Сеговии , и Аранхуэс , в Мадриде, являются хорошими примерами барочной интеграции архитектуры и садоводства, с заметным французским влиянием (La Granja известен как испанский Версаль ), но с локальными пространственными представлениями который в некотором смысле отображения наследие мавров оккупации.

В самой богатой имперской провинции 17-го века в Испании, Фландрия , витиеватых декоративная детализация была более сплоченным к структуре, таким образом , исключающие проблемы избыточности. Замечательная конвергенцию испанской, французской и голландской барочной эстетики можно увидеть в аббатстве Averbode (1667). Другой характерный примером является церковь Святого Михаила в Лувене (1650-70), с обильным двухэтажный фасадом, кластерами полуколонн и комплексной агрегацией французского вдохновил скульптурную детализации.

Шесть лет спустя, архитектор Хайме Борт у Meliá , был первым ввести рококо в Испанию ( Собор Мурсия , западный фасад, 1733). Наибольший практик испанского стиля рококо был родом мастер, Вентура Родригес , ответственным за ослепительным внутреннюю частью базилики Богоматери Столпа в Сарагосе (1750).

Галерея

Испанский / Испанская Америка

Сочетание индейских и мавританских декоративных влияния с чрезвычайно выразительной интерпретацией идиомы Чурригереско может объяснить насыщенный и разнообразный характер барокко в американских колониях Испании. Даже больше , чем его испанский коллега, американское Барокко развивалось как стиль лепного декора. Twin-возвышались фасады многих американских соборов семнадцатого века были средневековые корни и полноправное барокко не появлялось до 1664 года , когда иезуитский храм на площадь де Армас в Куско был построен. Даже тогда, новый стиль вряд ли повлиял на структуру церквей.

Перуанское барокко было особенно пышным, о чем свидетельствует монастырь Сана — Франциско в Лиме (1673), который имеет темный сложный фасад , зажатый между желтыми башнями — близнецами. В то время как сельское барокко миссий Jesuite (estancias) в Кордове, Аргентина , а затем модель Il Джезу (также случай иезуитской церкви Святого Павла в Лиме, провинциальный «метисы» (скрещивались) стили появились в Арекипа , Потоси и Ла — Пас . в восемнадцатом веке архитекторы региона обратились за вдохновением к мудехар искусства средневековой Испании. поздний барочный тип перуанского фасада впервые появляется в церкви Божией Матери Милосердия, Лима (1697-1704). Точно так же, Iglesia — де — Ла — Compania , Кито (1722-65) предлагает резное запрестольный с ее богато скульптурным фасадом и беспутство спирального salomónica .

На севере, самой богатой провинции 18-го века Новой Испании — Мексика — произвел некоторые фантастически экстравагантной и визуально лихорадочной архитектуры , известный как мексиканский Чурригереско. Этот ультра-барокко подход достигает кульминации в работах Лоренца Родригеса , чей шедевр является Саграрио Метрополитано в Мехико (1749-69). Другие прекрасные примеры стиля можно найти в отдаленных серебряно-шахтерских городах. Так , например, святилище на Ocotlan (начался в 1745 году) является первоклассным барочным собор всплыл в ярко — красных плитках, которые контрастируют восхитительно со множеством сжатого украшения щедро приложенного к главному входу и тонким фланговым башням ( внешний вид , интерьер ) , Истинная столицей мексиканского барокко является Пуэла , где готовая поставка ручной росписи фигурок ( Талавер ) и просторечие серого камня привела к его эволюционирует далее в персонализированную и высоко локализованной форму искусства с ярко выраженным индийским колоритом. Есть около шестидесяти церквей , чьи фасады и купол отображения застекленных плиток разных цветов, часто расположенных в арабских конструкциях. Их интерьеры густо насыщены сложной позолота орнамент. В 18 — м века, местные ремесленники разработали своеобразную бренд белого лепного декора, названную «alfeñique» после того, как конфеты Pueblan сделано из яичных белков и сахара. Землетрясение в стиле барокко является стилем архитектуры барокко нашли в Филиппинах , которые пострадали разрушительные землетрясения в 17 веке и 18 — го века, где крупные общественные здания, такие как церкви , были перестроены в барочном стиле. На Филиппинах, разрушение прежних церквей от частых землетрясений сделали церковь пропорцию ниже и шире; боковые стенки были сделаны толще , и в значительной степени подкреплены на стабильность во время встряхивания. Верхние структуры были сделаны с более легкими материалами. Колокольни, как правило , ниже и поплотнее по сравнению с башнями в менее сейсмически активных регионов мира. Башни имеют более толстый обхват в более низких уровнях, постепенно сужаются к самому верхнему уровню. В некоторых церквях на Филиппинах, в стороне от функционируя как сторожевых вышек против пиратов, некоторые колокольни отделены от основного здания церкви , чтобы избежать повреждений в случае падения колокольни из — за землетрясения.

Галерея

Испанская / латиноамериканская Азия и Тихий океан

Смотрите также

Рекомендации

  • Келемена, Пал (1967). Барокко и рококо в Латинской Америке (2 — е изд., 2 т е изд.). Нью — Йорк: Довер. ISBN  0-486-21699-3 .
  • Smith, Брэдли (1966). Испания: История в искусстве . Нью — Йорк: Саймон и Шустер.

внешняя ссылка

Архитектурные сооружения эпохи барокко в Барселоне

Испанское борокко

В испанском барокко, которое изначально не было подвержено внешнему влиянию, зародилось собственное сильное направление — чурригереско. Большинство памятников этого этапа сохранились преимущественно на американских землях Испанской империи. Это в основном миссии, соборы, государственные учреждения.

Барокко вытеснило из Испании классицизм, который был популярен с 16 века. Начиная примерно с 1667 года можно заметить, как переосмысливаются традиционные испанские мотивы под давлением барокко.

Местный барокко уходит своими корнями в стиль эрреры и традиционное строительство из кирпича.

Замечание 1

В отличие от барокко североевропейского, испанские архитектурные произведения призваны воздействовать более на чувства людей, чем на интеллект.

В развитии стиля барокко в Испании выделяют три этапа:

  • с 1680 по 1720 год, когда архитекторы Чурригеры ввели смесь витиеватой «соломоновой» колонны Гварини с композитным ордером;
  • с 1720 по 1760 год, когда типичная колонна чурригереско, эстипите стала главным элементом орнаментального декора;
  • с 1760 по 1780 годы, когда архитекторы обратились к неоклассическому равновесию и умеренности.

В барокко чурригереско присутствуют зрелищные комбинации пространства и света.

Дом Кальвет

Дом Кальвет — знаменитая работа архитектора Гауди. Основной стиль – барокко. Он возвел этот дом по заказу семейства Кальвет. У здания достаточно типичная для большинства домов того времени планировка, что совсем не свойственно архитектуре Гауди. Но, именно за данный дом Гауди получил премию муниципалитета Барселоны за самую лучшую постройку года. Дом Кальвет сооружался, как доходный. Поэтому, подвальный этаж и нижний этаж были предназначены для торговли, а бельэтаж служил жильем для семьи Кальвет, все же остальные помещения сдавались.

В данной работе Гауди полностью избегал любых средневековых элементов. Архитектор сам лично планировал каждую архитектурную деталь, каждый элемент декора. Например, на входных дверях кольца он заменил молотками. Бить ими нужно было по металлическим изображениям клопов. Фамилия семейства Calvet разместилась на внешнем фасаде здания. Справа и слева от центрального входа возвышаются огромные бобины, которые обозначают сферу бизнеса владельца, то есть текстильную промышленность. В отделке часто встречается первая бука фамилии владельца дома С — Calvet. Растительный орнамент в эркере бельэтажа дает понимание о хобби хозяев. Гауди использовал также символы: кипарисы, оливковые деревья, рог изобилия, герб Барселоны.

Церковь Святого Филиппа Нери

Церковь Святого Филиппа была построена В Барселоне в середине 18 века. Для Барселоны она является редким образцом архитектуры в стиле барокко. На площади перед самой церковью расположились и прекрасно дополнили архитектурную композицию фонтан и деревья. Это создает удивительное ощущение уединения в многолюдном месте.

Рисунок 1. Церковь Святого Филиппа Нери. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Фасад церкви очень сильно пострадал во время гражданской войны в конце 30-х годов 20 века. По одной из многочисленных версий после захвата города площадь Святого Нери использовалась франкистами для массовых расстрелов. Поврежден фасад церкви предположительно пулями автоматных очередей. По иной версии фасад весь испещрен шрапнелью. Это тоже трагедия военных лет. По предположениям здесь находилось бомбоубежище, разрушенное в результате бомбардировки в 1938 года 30 января. Жертвами стали более двадцати детей, укрывавшихся в этом бомбоубежище.

Дворец Епископов Барселоны

На Пласа Нова находится Дворец Епископов Барселоны. Он стоит на древнеримском фундаменте. Этот дворец очень резко контрастирует со зданием Коллегии Архитекторов, построенным уже в 20 веке и выполненном Пабло Пикассо в его характерном стиле.

Здание начиналось всего лишь с постройки городской стены, которую возвели римские захватчики. С того времени захватчики ушли, а стена с течением времени была разрушена. Удалось выстоять только одной из сторожевых башен, которая собственно и является фасадом Епископального дворца.

Внутренний двор дворца обладает прекрасной романской галереей, оснащенной оконными проемами огромных размеров, которые спроектировали в тринадцатом веке. Готические мотивы в этом строении начали появляться значительно позже. А в восемнадцатом веке известный архитектор Джозеф Мас закончил оформление дворца, добавив ему множество элементов неоклассицизма и украсив дворец несколькими галереями из дерева. В 1928 году прошла финальная реконструкция, облагородившая фасад с нескольких сторон.

Театр Принсипаль

Театр Принсипаль старейший театр в Испании и во всей Европе. Театр расположен на улице для пешеходов Лас Рамблас. Архитектором сооружения является Молина Франсеск Даниель.

В 16 веке главной больницей Барселоны являлась Санта Крус, которая и дала первоначальное название этому театру. Именно в больнице в 1597 году произошло зарождение светской музыки, когда король Филипп II установил привилегию на организацию музыкальных и театральных представлений. Долгое время театр являлся центром музыкальной культуры Барселоны.

Здание театра изначально было построено в 1603 году и было деревянным, но в 1729 году его расширили и перестроили из камня. В 1787 году в результате серьезного пожара театр Санта Крус сгорел, но в течение года был восстановлен.

Рисунок 2. Театр Принсипаль. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В 1708 году в театре поставили оперу. Начиная с 1750 года, по предложению Сетаро устраивались балетные представления, а базовый репертуар театра состоял из произведений итальянских авторов.

Замечание 2

Оперная направленность театра при поддержке королевского двора дали возможность театру получить всеобщее признание, привязанность публики.

Барселонский театр познакомил Испанию и мир с многочисленными музыкальными авторами. В этом театре впервые в Испании публика услышала произведения Глюка, Сальери, Моцарта, Россини, Верди, Беллини.

В 1837 году театр «Санта Крус» переименовали в театр «Принсипаль».

Архитектура Испании XVII века

Предпосылки развития архитектуры Испании XVII века

В эти времена наибольшее распространение в Испании получают живопись и литература. Это связано с установлением Испанского королевства и военными столкновениями, приведшими к освобождению от арабского ига. В начале XVII века становится актуальным проявление индивидуального, самобытного стиля в архитектуре.

Замечание 1

До XVII века в Испании сосуществовали европейское и арабское искусство зодчества. Однако, позднее у испанских архитекторов появляется желание проявить индивидуальность.

Первые временные сооружения, построенные в начале XVII века, были выполнены очень качественно. Примечательно, что они имели некоторые элементы изысканности и были названы платереско, что в переводе означает «узорчатый».

Рисунок 1. Дворец Сан-Тельмо. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В этот период в архитектуре Испании большое распространение получает строительство храмов по проектам итальянских архитекторов. Здесь испанцы перенимают у римлян уникальные формы храмов, имеющих форму латинского креста. В них ветвь, обращенная к западу удлинена, а ряды часовен укорочены. Форма испанских храмов понравилась представителям иезуитов, и в этой связи к середине XVII века появляется церковь в Саламанке, построенная в этом стиле. Впоследствии монашеский орден иезуитов неоднократно использовал в своих сооружениях принципы строительства в форме латинского креста.

Барокко в Испании

В первой половине XVII века в испанской архитектуре начинает наблюдаться борьба зарождающихся тенденций с традициями прошлого столетия. Эрререск или безорнаментальный стиль, господствующий в XVI веке перестает отвечать требованиям нового времени. На его место приходит архитектурное декорирование в виде причудливых форм со своими непредсказуемыми эффектами, называемое барокко.

Таким образом, начало VII века демонстрирует сочетание безорнаментального стиля с декоративным барокко. Примером может послужить церковь Иезуитской коллегии в Саламанке (1617 г.), построенная архитектором Хуаном Гомесом де Море. Такой тип сооружений повторяет силуэты известного итальянского храма Джезу. В это время появляется большее стремление к декоративности, свободе в архитектурном проектировании, всё это происходит на фоне общей сдержанности архитектурных форм.

«Сдержанное» барокко отмечается в здании собора Сан Исидро Эль Реаль в Мадриде, который был построен в 1651 году архитектором фра Франсиско Баутиста. Проиллюстрировать подобную борьбу стилей может также собор Нуэстра Сеньора дель Пилар в Сарагосе (1677 г.), построенный по проекту выдающегося архитектора Франсиско Эррера Младшего.

Алонсо Капо, живописец по призванию, запроектировал фасад собора в городе Гренаде. В данную архитектурную композицию вошла триумфальная арка с тремя пролетами. Вертикально устремленный фасад здания сочетается с плоской конструкцией пилястр. Округлые конструктивные аркады повторяются в окнах и медальонах. Карниз вынесен далеко вперед, таким образом архитектор внес новый ритм в облик здания. Данное сооружение в целом можно считать барочным, если исключить некоторые самобытные элементы, придуманные самим художником.

Испанское барокко раскрывается наиболее широко в конце XVII века. Этот период в архитектуре приносит большое количество новых зданий, также в это время реконструируются многие старые сооружения. Культовая постройка становится распространенным типом здания. Она отличается театральностью фасадов, сочетающейся с таинственностью внутреннего декора.

Рисунок 2. Собор Сан Исидро Эль Реаль. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Испанцы издавна славились обильными украшениями, но в архитектуре сооружений это начало прослеживаться только в XVII веке, когда династия зодчих Чурригера максимально декорировала мелкими деталями фасады зданий. Такой стиль даже получил собственное название – чурригерск.

Помимо чуригереска, Испанская архитектура включала в себя некоторые мавританские влияния и черты заокеанской архитектуры. Театральность сооружений выражается в здании семинарии Сан Тельмо (леонардо де Фигероа) и собора в Мурсии (Хаиме Борт). Роскошные церковные интерьеры свидетельствуют о господстве стиля барокко в конце XVII века. Такие архитекторы, как Мануэль Васкес и Луис де Аревало демонстрируют разыгравшуюся барочную фантазию в сооружении монастыря Мирафлорес в Гранаде. Декоративность этой постройки окончательно вытесняет ключевой контекст архитектуры.

Cооружения Испании XVII века

Одним из характерных зданий является церковь Сан-Франсиско в Лиме (1673 г.). Здесь барокко характеризуется довольно пышными перуанскими формами, а фасад здания будто зажат среди двух башен-близнецов.

Помимо нее, можно отметить следующие сооружения:

  • Церковь Нуэстра-Сеньора-де-ла-Мерсед в Лиме (1697 г.). Церковный алтарь этого сооружения был выполнен архитектором Франциско Рибасом. В часовне базилики был запроектирован мавзолей, в котором хранятся останки генерала Мигеля Примо де Риверы;
  • Собор Сан Исидро Эль Реаль. Это старинное сооружение сразу после появления стало служить кафедральным собором Мадрида. Церковь характеризуется довольно строгими формами снаружи, во внутреннем декоре участвовали работы знаменитых испанских художников, таких как Себастьян де Эррера, Клаудио Коэльо и Себастьян Риччи.
  • Нуэстра Сеньора дель Пилар, Саргоса. Базилика посвящена Деве Марии и названа в честь её предполагаемого явления в этих местах в 40 году н.э. Базилика имеет протяженность 130 метров в длину и 67 метров в ширину. Наружная отделка главного купола сооружения выполнена португальскими изразцами. Базилика состоит из четырех башен и одиннадцати куполов;
  • Дворец Сан-Тельмо в Севилье. Строительство здания было начато в 1682 году по заказу администрации инквизиции в качестве заведения для сирот. Основные конструкционные детали были спроектированы известным испанским архитектором Леонардо де Фигероа. Здание задумано в стиле чурригереско и отличается избыточным количеством декоративных элементов фасада.

Испанское барокко — стиль, направление, искусство, черты, особенности, история, представители, вики — WikiWhat

При­мером барочного стиля в архитектуре может служить Эскориал, но­вая резиденция испанского короля, построенная в 1553-1586 гг. близ Мадрида и ставшая самым значительным памятником эпохи Филиппа II. В его правление начался расцвет самобытного испан­ского искусства. Великая держава нуждалась в великом искусстве, и испанский король, вслед за ренессансными государями Италии, стал покровителем изящных искусств. Вторая половина XVI и пер­вая половина XVII в. стали «золотым веком» испанской культуры.

Наибольших успехов испанское искусство времени барокко добилось в области живописи. Приняв эстафету от ренессансной Италии, Испания стала той страной, в которой европейская живопись сде­лала следующий большой шаг в своём развитии. Основоположниками национальной испанской школы стали художники Х. Рибейра и Ф. Сурбаран, писавшие в основном на религиозные и мифологи­ческие сюжеты. Но больше всего прославил Испанию её величай­ший художник, придворный живописец Филиппа IV Д. Веласкес. Среди его шедевров — портреты короля, членов его семьи и при­ближённых; знаменитое полотно «Взятие Бреды», посвящённое од­ному из эпизодов войны с Нидерландами.

Испанский философ Х. Ортега-и-Гассет, характеризуя расцвет живописи в Испании периода барокко, писал: «И Сурбаран, и Веласкес, и Рибейра — три пика, ко­торые составляют истинную славу этого периода».

Представители испанского барокко

Наиболее известными представителями испанского барокко считаются Рубенс и ван Дейк. Заслуженную из­вестность приобрели также фламандские художники Ф. Снейдерс, выдающийся мастер натюрморта, и Я. Иорданс, один из основопо­ложников жанровой живописи.

Питер Пауль Рубенс

Крупнейшим представителем испанского барокко является П. П. Рубенс, который считается самым значительным художником эпохи барокко. Он соз­дал крупнейшую художественную мастерскую в Европе, получал заказы из многих стран, в том числе от коронованных особ. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Антонис ван Дейк

Наибо­лее известным учеником Рубенса был замечательный портретист А. ван Дейк, который довёл до совершенства жанр роскошного па­радного портрета в стиле барокко. В Англии им были написаны портреты первых Стюартов, их родственников и приближённых. Творчество ван Дейка способствовало формированию национальной традиции портретной живописи, ставшей основным жанром английского изобразительного искусства XVII в.

Картинки (фото, рисунки)

  • Эскориал. Современный вид
  • Д. Веласкес. Взятие Бреды
  • П. П. Рубенс. Автопортрет с Изабеллой Брандт
На этой странице материал по темам:
  • Представники іспанського бароко повідомлення

  • Докажите что барокко и испанский одно и то же

  • Возрождение архитектура живопись литература музыка кратко

  • Стиль барроко в испанской культуре 15-16века

  • Стиль барокко и испанский

Вопросы к этой статье:
  • Какие работы П. П. Рубенса и А. ван Дейка вам известны? В ка­ком стиле творили эти мастера?

Барокко в живописи — Википедия

Жи́вопись баро́кко, или баро́чная живопись, — живописные произведения периода барокко в культуре XVII—XVIII веков, тогда как в политическом плане исторический период разделяется на абсолютизм и контрреформацию.

Живопись барокко характеризуется динамизмом, «плоскостью» и пышностью форм, самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность; яркие примеры — творчество Рубенса и Караваджо.

Художники в стиле барокко сознательно работали над тем, чтобы отделить себя от художников эпохи Возрождения и периода маньеризма после него. В своей палитре они использовали интенсивные и теплые цвета и, в частности — основные цвета: красный, синий и желтый, часто помещая все три в непосредственной близости. Барочная живопись включает в себя широкий спектр стилей, так как наиболее важная и основная живопись в период, начинающийся примерно с 1600 года и продолжающийся в течение 17-го века, и в начале 18-го века, идентифицируется сегодня как барочная живопись. Наиболее типичными проявлениями барокко в искусстве являются: большой драматизм, насыщенный, глубокий цветом и интенсивные светлые и темные тени. Искусство барокко предназначалось для того, чтобы вызывать эмоции и страсть, а не спокойную рациональность, которая ценилась в эпоху Возрождения. В отличие от спокойных лиц картин эпохи Возрождения, лица в картинах барокко четко выражали свои эмоции. Художники часто использовали асимметрию, когда действие происходило вдали от центра изображения, и создавали оси, которые не были ни вертикальными, ни горизонтальными, а наклонялись влево или вправо, создавая ощущение нестабильности и движения. Они усиливали это впечатление движения, когда костюмы персонажей уносились ветром или двигались по собственной траектории. Общие впечатления были от движения. Другим важным элементом живописи барокко была аллегория. Каждая картина рассказывала историю и имела сообщение, часто зашифрованное аллегорическими символами, которые образованный зритель должен был знать и читать.

Развитой художественной теории периода барокко не было создано ни в Италии, на его родине, ни в других странах. Только отдельные характерные черты барокко были описаны в сочинениях его современников: Марко Боскини (итал.)русск., Пьетро да Кортона, Бернини, Роже де Пиля (фр.)русск.. В рассказах Боскини о достоинствах венецианской живописи принципы барокко не были чётко сформулированы, но сам характер сравнений и форма описания свидетельствуют о предпочтениях автора, выражаемых им не античной скульптуре и Рафаэлю, а Тициану, Веронезе, Веласкесу и Рембрандту[1]. Боскини подчёркивал главенствующую роль барочного колорита, а также несовпадение живописной формы с пластической. В комментариях о выразительности возможности живописи пятном и об оптической иллюзии слияния мазков у Боскини проявился тип мировосприятия, близкий барочному[2].

Пьетро да Кортона сравнивает картины эпохи барокко не с трагедией, что характерно для картин классицизма, а с эпической поэмой и присущей ей широтой повествования, множеством разнородных сюжетов, красочностью и свободной композицией. В академических спорах с Андреа Сакки последователи Пьетро да Кортона отстаивали преимущества барочного изображения, которое не требовало от зрителя тщательного анализа каждой фигуры и внимательного «чтения» сюжета для раскрытия всех оттенков смысла, а развертывало перед смотрящим «сияющий, гармоничный и живой общий эффект, способный вызвать восхищение и изумление»[3][4].

Микеланджело Меризи, которого по месту рождения близ Милана прозвали Караваджо, считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVI века новый стиль в живописи[5]. Его картины, написанные на религиозные сюжеты, напоминают реалистичные сцены современной автору жизни, создавая контраст времен поздней античности и Нового времени. Герои изображены в полумраке, из которого лучи света выхватывают выразительные жесты персонажей, контрастно выписывая их характерность. Последователи и подражатели Караваджо, которых поначалу называли караваджистами, а само течение караваджизмом[6], переняли буйство чувств и характерность манеры Караваджо, так же как и его натурализм в изображении людей и событий. Болонский академизм, противопоставляемый караваджизму, представляли Аннибале Карраччи и Гвидо Рени.

В итальянской живописи эпохи барокко развивались разные жанры, но в основном это были аллегории, мифологический жанр. В этом направлении преуспели Пьетро да Кортона, Андреа дель Поццо, Джованни Баттиста Тьеполо, братья Карраччи (Агостино и Лодовико). Прославилась венецианская школа, где большую популярность получил жанр ведуты, или городского пейзажа. Самый прославленный автор таких работ — Д. А. Каналетто. Не менее известны Франческо Гварди и Бернардо Беллотто. Каналетто и Гварди писали виды Венеции, тогда как Беллотто (ученик Каналетто) работал в Германии. Ему принадлежат многие виды Дрездена и других мест. Сальватор Роза (неаполитанская школа) и Алессандро Маньяско писали фантастические пейзажи. Последнему принадлежат архитектурные виды, и к нему очень близок французский художник Юбер Робер, работавший в то время, когда вспыхнул интерес к античности, к римским развалинам. В их работах представлены руины, арки, колоннады, древние храмы, но в несколько фантастическом виде, с преувеличениями. Героические полотна писал Доменикино, и живописные притчи — Доменико Фетти.

Во Франции барочные черты присущи парадным портретам Иасента Риго. Самая известная его работа — портрет Людовика XIV. Творчество Симона Вуэ и Шарля Лебрена, придворных художников, работавших в жанре парадного портрета, характеризуют как «барочный классицизм». Настоящее превращение барокко в классицизм наблюдается в полотнах Никола Пуссена.

Более жесткое, строгое воплощение получил стиль барокко в Испании, воплотившись в работах таких мастеров как Веласкес, Рибера и Сурбаран. Они придерживались принципов реализма. К тому времени Испания переживала свой «Золотой век» в искусстве, находясь при этом в экономическом и политическом упадке.

Для искусства Испании характерна декоративность, капризность, изощренность форм, дуализм идеального и реального, телесного и аскетичного, нагромождения и скупости, возвышенного и смешного. Среди представителей:

Доменико Теотокопули (Эль Греко) — художник рубежа XVI—XVII вв. Он был глубоко религиозен, поэтому в его искусстве представлены многочисленные варианты религиозных сюжетов и празднеств: «Святое семейство», «Апостолы Петр и Павел», «Сошествие святого духа», «Христос на Масличной горе». Эль Греко был великолепным портретистом. Всегда изображаемое он трактовал как ирреальное, фантастическое, воображаемое. Отсюда деформация фигур (элементы готики), предельные колористические контрасты с преобладанием темных цветов, игра светотени, ощущение движения…

  • «Портрет поэта Эрсильи-и-Суньиги»,
  • «Портрет кардинала Тавера»,
  • «Портрет неизвестного».

Но не его картины украшали пышный испанский двор. Среди художников, работавших при дворе Филиппа II, были

  1. Франсиско Сурбаран (1598—1664) — «Отрочество Богоматери», «Младенец Христос». Главное в его картинах — ощущение святости, чистоты; простое композиционное решение, плавность линий, плотное цветовое решение, материальность, вещественность, богатство колорита, величавость, сдержанность, реальность жизни, соединенные с мистичностью веры, высокой духовностью, эмоциональной напряженностью.
  2. Хусепе Рибера (1591—1652). Основные сюжеты его картин — мученичество святых, портреты людей, проживших долгую жизнь. Но его работы не сентиментальны. Он более всего не хотел, чтобы его модели вызывали жалость. В них — истинно испанская народная гордость. Например, «Хромоножка», «Святая Агнесса», «Апостол Яков-старший».

Казалось, что испанская живопись никогда не выйдет из «стен» храмов. Но это сделал Диего Веласкес (1599—1660) — великолепный мастер психологического портрета, живописец характеров. Его картины отличаются многофигурной сложностью композиций, многокадровостью, предельной детализацией, прекрасным владением цветом. Веласкес — великий полифонист живописи. «Завтрак», «Портрет Оливареса», «Шут», «Сдача Бреды» («Копья»), «Пряхи».

Художником, завершившим «золотой век» испанской живописи, был Бартоломе Эстебан Мурильо. Он, отчасти, продолжил бытовую линию, намеченную Веласкесом. «Девочка с фруктами», «Мальчик с собакой». Но в зрелые годы творчества все чаще обращался исключительно к библейским сюжетам: «Святое семейство», «Бегство в Египет». В этих работах он выступает как блестящий колорист, мастер композиции. Но как далеко ушла эта живопись от глубоко человеческих страстей лучших испанских полотен.

Период расцвета фламандского барокко приходится на 1 пол. XVII века и представлен творчеством Рубенса, Ван Дейка, Йорданса, Снейдерса. Законодателем в новом стиле стал Питер Пауль Рубенс. В ранний период барочная стилистика воспринимается Рубенсом через призму живописи Караваджо — «Воздвижение креста», «Снятие с креста», «Похищение дочерей Левкиппа». Переходом к зрелой фазе творчества художника стал большой заказ цикла картин «Жизнь Марии Медичи». Картины театральны, аллегоричны, манера письма выразительна. Рубенс демонстрирует невероятную жизнеутверждающую силу барокко, его портреты, особенно женские, открывают этот неиссякаемый для него источник радости. В последний период творчества Рубенс продолжает тему вакханалий — «Вакх» — откровенно телесное восприятие жизни.

В Голландии сложилось несколько школ живописи, объединявших крупных мастеров и их последователей: Франца Халса — в Харлеме, Рембрандта — в Амстердаме, Вермеера — в Делфте. В живописи этой страны барокко носило своеобразный характер, ориентируясь не на эмоции зрителей, а на их спокойное, рациональное отношение к жизни. Рембрандт это подчёркивал в следующих словах: «Небо, земля, море, животные, люди, — всё это служит для нашего упражнения».

Художники барокко открыли искусству новые приемы пространственной интерпретации формы в её вечно изменчивой жизненной динамике, активизировали жизненную позицию. Единство жизни в чувственно-телесной радости бытия, в трагических конфликтах составляет основу прекрасного в искусстве барокко.

  1. ↑ [Jannaco C., Marco Boschini e la poetica barocca, in Studi secenteschi, II, 1962]
  2. ↑ [De Boer W., Marco Boschini, I gioieli pittoreschi. Virtuoso ornamento della città di Vicenza, Edizione critica illustrata con annotazioni, 2008, Флоренция]
  3. ↑ [E. Waterhouse. Italian baroque Painting. London, 1962. С. 58.]
  4. ↑ Свидерская М. И. Барокко XVII столетия. Система художественного видения и стиль
  5. ↑ Х. В. Янсон, Э. Ф. Янсон. Основы истории искусств. Санкт-Петербург, Россия, 1996 г. Ч.3, с.286-324.
  6. ↑ A Guide to Art. S.Sproccati ed. Little, Brown and Company (UK) Ltd. 1992. P.87-97.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *