Архитектура в первой половине 20 века: 25 Архитектура XXв. Основные направления и стили » СтудИзба – Третьяковские уроки: Архитектура ХХ века

Содержание

Архитектура 20 века 11 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд  Архитектура: от модерна до конструктивизма Описание слайда:

Архитектура: от модерна до конструктивизма

2 слайд Идеи и принципы архитектуры ХХ века рационализм конструктивизм функционализм
Описание слайда:

Идеи и принципы архитектуры ХХ века рационализм конструктивизм функционализм

3 слайд Главные объекты приложения архитектурной мысли: Вокзалы, фабрики, заводы, мос Описание слайда:

Главные объекты приложения архитектурной мысли: Вокзалы, фабрики, заводы, мосты, общественные сооружения и жилище человека

4 слайд Новые идеи и принципы: Архитектура должна быть легкой и давать ощущение парен
Описание слайда:

Новые идеи и принципы: Архитектура должна быть легкой и давать ощущение парения Архитектура должна подчинить себе огром-ные потоки света внутри здания и научиться снаружи обыгрывать световые эффекты Благодаря новым материалам и техноло-гиям архитектура должна научиться опери-ровать целостными пространствами огром-ного размера

5 слайд Основные строительные материалы: Бетон Стальные конструкции Легкий и прочный Описание слайда:

Основные строительные материалы: Бетон Стальные конструкции Легкий и прочный алюминий Большие поверхности стекла Пластмассы

6 слайд Основные строительные материалы: Бетон Стальные конструкции Легкий и прочный Описание слайда: 7 слайд Основные строительные материалы: Бетон Стальные конструкции Легкий и прочный Описание слайда: 8 слайд Средства декоративного оформления фасадов и интерьеров: Витражи Панно Декорат
Описание слайда:

Средства декоративного оформления фасадов и интерьеров: Витражи Панно Декоративная скульптура Кованое гнутое железо Узорная поливная керамическая плитка Ткани

9 слайд Мастера и шедевры зарубежной архитектуры Антонио Гауди (Испания) Виктор Орт и Описание слайда:

Мастера и шедевры зарубежной архитектуры Антонио Гауди (Испания) Виктор Орт и Хенри ван де Велде (Бельгия) Эктор Гимар (Франция) Отто Вагнер (Австрия) Ле Корбюзье (Швейцария) Миса ван дер Роэ (Германия) Хендрик Петрюс Берлаге (Голландия) Алвар Аалто и Элиель Сааринен (Финляндия) Луис Салливен и Фрэнк Ллойд Райт (США)

10 слайд Антонио Гауди 1852 - 1926 Описание слайда:

Антонио Гауди 1852 — 1926

11 слайд Дом Висенса Описание слайда:

Дом Висенса

12 слайд
Дом Батльо Описание слайда:

Дом Батльо

13 слайд Дом Батльо Описание слайда: 14 слайд Дом Батльо Описание слайда: 15 слайд Дом Мила
Описание слайда:

Дом Мила

16 слайд Дом Мила Описание слайда: 17 слайд Собор Саграда Фамилия Описание слайда:

Собор Саграда Фамилия

18 слайд Собор Саграда Фамилия
Описание слайда: 19 слайд Собор Саграда Фамилия Описание слайда: 20 слайд Парк Гюэль Описание слайда:

Парк Гюэль

21 слайд Парк Гюэль
Описание слайда: 22 слайд Парк Гюэль Описание слайда: 23 слайд Парк Гюэль Описание слайда: 24 слайд Парк Гюэль
Описание слайда: 25 слайд Парк Гюэль Описание слайда: 26 слайд Виктор Орт 1861 - 1947 Описание слайда:

Виктор Орт 1861 — 1947

27 слайд Виктор Орт 1861 - 1947
Описание слайда: 28 слайд Луис Салливен 1856 - 1924 Описание слайда:

Луис Салливен 1856 — 1924

29 слайд Фрэнк Ллойд Райт 	1869 - 1959 Описание слайда:

Фрэнк Ллойд Райт 1869 — 1959

30 слайд Выдвинутая им идея органической архитектуры получила всемирное признание. Арх Описание слайда:

Выдвинутая им идея органической архитектуры получила всемирное признание. Архитектуре он отводил роль объединяющего начала между человеком и окружающей средой.

31 слайд Выдвинутая им идея органической архитектуры получила всемирное признание. Арх Описание слайда: 32 слайд Выдвинутая им идея органической архитектуры получила всемирное признание. Арх Описание слайда: 33 слайд Посетители музея Гуггенхейма начинают просмотр сверху и по спирали спускаются Описание слайда:

Посетители музея Гуггенхейма начинают просмотр сверху и по спирали спускаются вниз. Эту уникальную концепцию расположения залов предложил архитектор Ф. Л. Райт.

34 слайд Посетители музея Гуггенхейма начинают просмотр сверху и по спирали спускаются Описание слайда: 35 слайд Ле Корбюзье 1887 - 1965 Описание слайда:

Ле Корбюзье 1887 — 1965

36 слайд Вилла Савой Описание слайда:

Вилла Савой

37 слайд Вилла Савой Описание слайда: 38 слайд Вилла Савой Описание слайда: 39 слайд Вилла Савой Описание слайда: 40 слайд Вилла Савой Описание слайда: 41 слайд Архитектурные достижения России Характерные черты: Асимметрия фасадов и плано Описание слайда:

Архитектурные достижения России Характерные черты: Асимметрия фасадов и планов Многообъемная композиция вокруг вертикальной оси Свободное размещение окон разнообразной конфигурации и размеров на различных уровнях Построение форм «изнутри наружу» Декоративность оформления

42 слайд Федор Осипович Шехтель 1859 - 1926 Описание слайда:

Федор Осипович Шехтель 1859 — 1926

43 слайд Федор Осипович Шехтель 1859 - 1926 Описание слайда: 44 слайд Федор Осипович Шехтель 1859 - 1926 Описание слайда: 45 слайд Щусев А. В. Описание слайда:

Щусев А. В.

46 слайд А. В. Щусев Описание слайда:

А. В. Щусев

47 слайд Константин Степанович Мельников 1890 - 1974 Описание слайда:

Константин Степанович Мельников 1890 — 1974

48 слайд 1. Каковы основные идеи и принципы развития архитектуры начала XX столетия? 2 Описание слайда:

1. Каковы основные идеи и принципы развития архитектуры начала XX столетия? 2. Какое воплощение нашел стиль модерн в архитектуре рубежа веков? 3. Расскажите о выдающихся мастерах и шедеврах зарубежной архитектуры модерна и конструктивизма. Кто и почему привлек ваше внимание?

1. Каковы основные идеи и принципы развития архитектуры начала XX столетия? 2

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель изобразительного искусства

1. Каковы основные идеи и принципы развития архитектуры начала XX столетия? 2

Курс повышения квалификации

1. Каковы основные идеи и принципы развития архитектуры начала XX столетия? 2

Курс профессиональной переподготовки

Учитель мировой художественной культуры

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Общая информация

Номер материала: ДБ-101169

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Архитектура Москвы ХХ века | Рефераты KM.RU

Архитектура Москвы ХХ века

Содержание:

  1. Вступление.
  2. Модерн в архитектуре 20 века
  3. Конструктивизм
  4. Сталинский неоклассицизм , Социалистический реализм и послевоенная архитектура.
  5. Московское метро
  6. Неоклассика,национальная романтика и “новая архитектура”.
  7. Заключение

Вступление.

В искусстве ХХ века превалировало несколько стилевых течений.Четких границ между ними не было, иногда даже несколько течений существовали вмете в одно время.Но все же можно выделить основные направления и ,относящиеся к ним , постройки.Например , самое характерное архитектурное сооружение для стиля модерн -”Метрополь”,а для стиля национальной романтики- Ярославский вокзал.Об этом я и попытаюсь рассказать в своем реферате,анализируя здания ,построенные в 20 веке и относя их к основным развивающимся стилям в это время.

Модерн в архитектуре 20 века

Этот стиль открывает собой двадцатый век. Модерн поставил себе задачу создания нового большого стиля на идейно-философской почве неоромантизма. Модерн может быть представлен как идея сотворения прекрасного, которое не содержится в неудовлетворительной окружающей жизни.

Стиль модерн развивается в основном в архитектуре.Характерным для него было разнообразие и переливы форм,многоцветность, сочетание , казалось бы несочетаемых, геометричных форм с пластичными линиями.

Одно из самых замечательных зданий в стиле модерн не только в России, но и во всём мире — Метрополь. Автором и инициатором этого проекта стал Савва Иванович Мамонтов. Он сыграл важную роль в становлении модерна в России.

“Метрополь” называют “энциклопедией русского модерна” и “Вавилонской башней нового времени”. Он строился в 1899-1904 годах по проекту архитектора В. Валькотта при участии Л. Кекушева и А. Эрихсона. Пластика фасадов с обилием выступов и разнообразными по форме оконными проемами подчеркивает причудливая игра светотени. Это впечатление усиливает контраст фактуры и цвета использованных материалов.

Романтический образ гигантского здания исполнен динамики. Горизонталям балконов вторят плавные, текучие линии завершения ризалитов, а вертикальный строй эркеров подхватывают островерхие башенки. По богатству скульптуры керамических украшений с “Метрополем” не может сравниться ни одно здание Москвы. Главенствующее место на фасаде, обращённом к бывшему проспекту Маркса (ныне к Охотному ряду), занимает керамическое панно “Принцесса Грёза”, выполненное по рисунку М. Врубеля. Другие панно — “Жажда”, “Поклонение божеству”, “Поклонение природе”, “Орфей играет”, “Жизнь”, “Полдень” и “Поклонение старине” — работы художника А. Головина.

Вдоль всего здания проходит многофигурный барельеф “Времена года”, созданный по моделям скульптора Н. А. Андреева.

Модерн нигде не стал государственным стилем: он оказался слишком волен для официальных зданий. Он использовался в строительстве особняков и парадных зданий. Собственно и “Метрополь” задумывался как полифункциональное здание. Там должны были разместиться театр, выставочные и читальные залы, а также частная опера Мамонтова. В ходе реализации проекта в него были внесены существенные изменения. В облике здания появилась многобашенность, вызывающая ассоциации со Средневековьем, что характерно для модерна. До наших дней сохранилась первоначальная отделка интерьеров, которые по своим художественным достоинствам не уступает фасадам. Сохранились витражи, украшавшие лифтовые клетки на каждом этаже. Восхищают своей красотой кабинеты с богато украшенными лепниной потолками. Удивляет разнообразие люстр, торшеров, ламп, очень любимых модерном и проектировавшихся всегда с таким разнообразием и выдумкой. Но “Метрополь” — отнюдь не единственный памятник архитектуры модерна, хотя, несомненно, лучший. Еще одним таким памятником является особняк Рябушинского на улице Качалова. Творец этого замечательного здания — Ф. Шехтель — воплотил в нем идеал, который он видел в сложном движении и переливах форм, отражающих многообразие и постоянное изменение окружающего мира. Четкая конструкция, удобная и рациональная планировка определили живописную асимметрию объемов. В их динамике, диссонансах ритма оконных проемов, остром рисунке набегающих плоскостей карниза, волнообразном движении чугунных узоров ограды выявляется драматическое и иррациональное начало, порождающее смутные, тревожные предчувствия, многозначительную недосказанность намека, что так близко поэзии символистов.

Стремясь к выявлению в пластике планировочных и конструктивных основ здания, модерн выдвинул широкую эстетическую программу. В поисках острого, подчас экстравагантного образа, он не чуждался даже гротеска. Сторонники нового стиля разработали выразительный архитектурный язык изощренных декоративных форм, капризно искривленных текучих линий, смело ввели в архитектуру изобразительное искусство и широко использовали новые строительные материалы.

Модерн в России имел несколько течений и прошел сложный путь развития. Новый этап в творчестве Шехтеля, нашедший выражение в архитектуре здания банка Рябушинского, был отмечен эстетикой рационализма, выдвижением на первый план ритмичных, обусловленных пространственной структурой композиций, в основе которых лежит плоскость, линейно-графическое начало.

Этой работой Шехтель открыл принципиально новый художественный эффект, контраст больших стеклянных плоскостей и светлого глазурованного кирпича. Нашим современникам, привыкшим к стеклу и бетону, как к материалу зодчества, трудно оценить смелость приемов Шехтеля; для своего времени они были поистине новаторскими. Ясная геометрически строгая архитектура здания, похожего на гигантский кристалл, внесла собственное мощное звучание в ансамбль.

Дом Рябушинского — это доказательство, что стиль модерн растет “изнутри”, сочетая в себе все самое различное в одно целое.

Архитектура сосредотачивается на создании какого-то своего особого комфорта. Особняк Рябушинского стал своего рода переходным этапом в стиле модерн, от пластичных форм к более геометризированным.

Этот стиль предпочитало Московское купечество, поскольку дома построенные в стиле модерн выглядили особенно шикарно и показывали состоятельность их владельцев. Поэтому Шехтель являлся также архитектором дома московского купечества, возведенного в 1909 г. Он демонстрирует изысканную красоту целесообразности. Сетка каркаса делает почти невесомыми стены с крупными застекленными проемами. Скругленные пилоны, облицованные блестящим глазурованным кирпичом, плавные линии венчающего здания карниза, точно угаданные пропорции придают зданию особые элегантность и выразительность.

Благодоря новаторству Шехтеля,сделавшего стиль модерн более геометричным и нашедшем красоту самой конструкции, выделился отдельный стиль-конструктивизм

Конструктивизм

Конструктивизм, в переводе с латыни, — построение. Это искусство возникло в рамках поздней “конструктивной” стадии стиля модерн. Последователи конструктивизма стремились к революционному переустройству жизни. Они выдвинули лозунг “производственного искусства” и внедрили его в жизнь. Были провозглашены новые эстетические идеалы простоты, демократичности, утилитарной целесообразности предметного мира. Преклоняясь перед возможностями новой техники, конструктивисты изучали и пропагандировали эстетические особенности таких материалов, как металл, стекло, бетон, дерево. Творческие концепции конструктивизма в архитектуре утверждали функциональность, технологичность архитектурных форм. Эти принципы были реализованы в теории и на практике братьев Весниных, Гинзбурга, Мельникова. В 1925 году была создана творческая организация ОСА, представители которой разрабатывали функциональный метод проектирования зданий и градостроительных комплексов, внедряли новые принципы планировки и переустройства поселков, городов. Если в первых сооружениях преобладал массив, то к 1930 году стекло стало заменять стены, крыши сооружались плоскими, симметричная композиция зданий развертывалась по горизонтали. Общественно признание получили многие сооружения конструктивистов.

Среди арбатских домов выделяется своей необычностью особняк в Кривоарбатском переулке, построенный в 1927-1929 годах известным архитектором К. Мельниковым.

Виртуозно владевший формой, он не “лепил” здания, а оперировал четкими геометрическими фигурами и объемами. Господству прямых углов в жилом доме Мельников противопоставил круг. Фантастически смелая и необычная форма в виде двух врезанных друг в друга бетонных цилиндров с оконными проемами, образующими орнаментальный узор, заключает в себе удобную квартиру в трех уровнях. Зодчий исходил из того, что цилиндр предоставляет наибольшую площадь здания, сокращая до минимума поверхность стен без прямых углов. Все в этом экспериментальном доме было необычно и удивительно — от конструкции до интерьеров и их освещения.

На рубеже 1920-1930-х годов наметился разрыв между творческими идеями конструктивизма и возможностями их реализации, что вело к засилью однообразных, упрощенных построек. Постепенно оживились течения в архитектуре и декоративном искусстве, которые ориентировались на использование наследия прошлого. Функционализм и сугубая утилитарность архитектуры подвергались суровой критике. К середине 1930-х годов конструктивизм уступает место неотрадиционализму (пролетарской классике). Идея конструктивизма несли черты социальной утопии, мыслившие проектирование новой Среды, как революции в общественном бытии и в сознании людей. Но конструктивизм не стал развиваться дальше, теперь вперед вышел неотрадиционализм. Он не обладал единой теоретической программой. Это направление объединяет все стилевые течения, тем или иным образом обращенные к тому или иному историческому стилю (постройки Щусева и Покровского, возрождавшие стили русской архитектуры 17-18 веков). Интерпретация классической традиции архитекторами 20 века включает в себя такие различные направления, как неоампир, неоренессанс, советский неоклассицизм 1930-1950-х годов. Наиболее сильно из перечисленных направлений развивался неоклассицизм.

Сталинский неоклассицизм, Социалистический реализм и послевоенная архитектура.

В это время формируется монументальное искусство. К нему относятся те жанры пространственных искусств, которые связаны с созданием репрезентативных сооружений, рассчитанных на пространство городских площадей и парков. Произведение обладает качествами “большой формы”, поскольку рассчитано на восприятие издали, со многих точек зрения, не изолированно, а массово. Для этого используются такие качества большой формы, как масштабность, пропорциональность, гармония частей целого, общая декоративность композиции, ясность ритмического строя, возвышенное звучание цветов. Существуют основные принципы, необходимые для всех произведений монументального искусства: соответствие однообразного содержания здания, статуи, росписи их функциональному назначению и месту в архитектурном пространстве. Область современного монументального творчества тяготеет к широкой палитре средств, участвующих в художественном преобразовании Среды. Монументальная скульптура, как правило, увековечивает исторические события, содержит героико-эпическое начало. Она обращена к массам, и это определяет характер ее пластического решения, масштаб и композицию. Монументальная скульптура создается из прочным материалов (гранит, бронза, сталь), устанавливается на открытых пространствах. Большое значение для восприятия имеют активный силуэт и обобщенная трактовка образов. Как самый яркий пример, можно привести памятник В. И. Мухиной “Рабочий и колхозница”.

Социалистический реализм объединяет не одно, а несколько направлений, которые сформировались на социально-политический основе. Соцреализм стал направлением в какой-то степени стартовым, в том смысле, что оно дало жизнь таким движениям, как примитивизм, авангард.

Авангард, в переводе со французского, означает “передний край”. Авангард — это прежде всего подчеркнутое начинание, поиск в искусстве. На разных этапах авангардные искусства сменяли друг друга: в начале 20 века возникшие тогда фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм; в 1920-30-х годах эта роль перешла к сюрреализму; после 2 Мировой Войны (в конце 1940 — 1950-х годов) на первый план вышли новые течения абстрактного искусства. В 1960 — 1970-х годах выдвигаются различные формы акционизма, концептуальное искусство (течение этого периода называют неоавангард). У авангарда нет четко определенных границ: его завершение относят к 1920 году (когда были выдвинуты его основные идеи), ко времени появления неоавангарда или постмодернизма. Но и к концу 20 века не исчез интерес к варьированию принципов авангарда.

В период Второй Мировой войны искусство и все человечество переживают глубочайшую драму — нашествие фашизма. Эмиграция художников, архитекторов из стран, захваченных нацистами, определила еще одну линию в искусстве 20 века — искусство сопротивления фашистской агрессии. Самый тяжелый урон в годы войны понесла архитектура. Ее история в эти годы — это история разрушений и гибели городов и архитектурных памятников.

Архитектуру 30-х годов,периода ВОВ и послевоенную архитектуру 2-ой половиныХХ века принято выделять в эпоху “ссталинской архитектуры” иногда “тоталитарной архитектуры” .Также она получила название “архитектуры 50-х годов”,по периоду ее основного расцвета.

В ней снова проявляются черты конструктивизма. Архитектура этого времени не получила собственного стилевого определения. Весь этот период можно назвать — Социалистическая Утопия как архитектурная реальность. Граница этой архитектурной эпохи определяется политическим курсом государства, который в лозунгах звучал как “построение социализма в отдельно взятой стране”. Эта — архитектура, лишенная логики, естественности. Кажется, здание возводится лишь ради своих гипертрофированных карнизов, арочных проемов, порталов, колоннад. Эта архитектура отличается парадоксальной непоследовательностью и противоречивостью. Но при ближайшем рассмотрении она оказывается удивительно обдуманно, преследующей в своем содержании сугубо практические, а не отвлеченные цели.

Едва ли какая из архитектурных эпох была столь же функционально устремленной, как “сталинская”, во всяком случае, в своей попытке непосредственно воздействовать на поведение и образ жизни человека эта архитектура не уступает предшествующему ей конструктивизму. Говоря об этой архитектуре, нужно учитывать ее мифогенную природу, как некую реальность и безусловность — вне зависимости от того, являются ли объекты реальными сооружениями или только проектами. Более того, архитектурные проекты обладают даже большей степенью действительности, чем реальные сооружения.

Курс на “построение социализма в отдельно взятой стране” был взят пленумами ЦК ВКП(б) 1928 года. Результатом этого стал небывало разросшийся контроль государства над всеми процессами в стране. Государство становится всевидящим, всезнающим. Социализм из “общего будущего” трансформируется в образ “государственного”. Государство теперь стремится приобрести образно-эмблематическую наглядность. Такой эмблемой становится его столица. На Москву возложена миссия изображать строительство новой жизни.

Сразу обнаружилось, что “современная архитектура” — конструктивизм — для этой роли не годится.У конструктивизма при всем его “супрематизме”, тяга к городам на рессорах и неспособность решать надчеловеческие задачи. Масштаб и образ новой столицы могли выразить только воплощение власти. Новую эпоху в архитектуре Москвы можно назвать “архитектурой наркоматов”. Громадные здания наркоматов уже начинают доминировать в облике довоенной России. На проекты объявляются масштабные конкурсы, отводятся ключевые места столицы. Согласно замыслу, центр столицы — Кремль — должен быть сооружен гигантским зданием госаппарата, они должны были олицетворять главные устремления рабочих и крестьян: курс на индустриализацию (наркомат тяжелой промышленности), курс на коллективизацию (наркомат земледелия), на борьбу с внутренним врагом (наркомат внутренних дел). Главное в этом ряду здание наркомтяжпрома так и не было воплощено в реальность, хотя конкурс на его проект был уникальным — пример мегапространственного развития — оказал влияние на пространственное развитие Москвы. Зданию было отведено пространство на Красной площади на месте ГУМа, его энциклопедические масштабы сделали бы находящийся рядом с ним Кремль игрушкой — это единодушно демонстрируют разные проекты Весниных, Леонидова, Мельникова, Фомина.

Недалеко от Кремля появляется огромное здание СТО (совета труда и обороны, теперь — Госдума), на Берсеневской набережной вырастает гигантский жилой квартал Дома СНК и ЦИК (“Дом правительства”).

Это архитектурные вехи нового, государственного пространства столицы. Новый масштаб призван сделать Москву, наряду с преобразуемой природой: повернутыми вспять реками, ставшими цветущими садами пустынями, новым природно-географическим явлением, сомасштабным с горами и морями социалистической родины. С этого времени любое новое сооружение, будь то библиотека (Библиотека им. Ленина, ныне Государственная Российская Библиотека), театр (Театр Красной Армии, ныне Театр Российской Армии), учебное заведение (МГУ, МВТУ), издательство (“Правда”, с 1992 года “Пресса”) стремится предстать архитектурным воплощением государства, любое учреждение посредством архитектуры пытается выглядеть составной частью государственной системы, заявить о своем присутствии в иерархии власти.

Государственная Библиотека имени Ленина — это первый библиотечный комплекс советской Москвы. Он создан на основе достижений науки своего времени. На его проектирование в 1927 и в 1929 годах были проведены открытые конкурсы. Они являлись выражением поисков и экспериментов, целью которых было воплотить в архитектурных формах новое социальное содержание.

Комиссия под председательством комиссара народного просвещения А. В. Луначарского приняла проект архитекторов В. Щука и В. Гельфрейха, в ту пору убежденных сторонников классицизма. Этот проект выделяется среди других прежде всего удачным градостроительным решением. Соседство библиотеки с Кремлем и известными творениями русских зодчих В. И. Баженова, М. Ф. Казакова, Д. И. Желярди и О. И. Бове (бывший дом Пашкова, здания московского университета и манежа) предъявляло совершенно определенные требования: проектируемое здание должно было органично войти в живописную панораму города. Автором этого проекта это удалось. Библиотечный комплекс тактично соседствует со своим архитектурным окружением. Здание библиотеки монументально и масштабно. Обширная терраса с широкими парадными лестницами охватывает колоннады, в строе которых можно угадать уверенный почерк создателей знаменитых пропилеев у Смольного в Ленинграде. Главный вход акцентирован черным полированным гранитом колонн и высоким аттиком с надписью и скульптурами. Нижний ряд этих скульптур выполнен по рисункам В. Гельфрейха, верхний — В. Щуко.

Вертикальный строй всего сооружения подчеркивает его элементы: ленточные окна-щели книгохранилища, пилоны фасадов, идущие почти на всю высоту здания, завершающие их скульптуры. Раскрытию идейного содержания замысла способствует монументально-декоративная скульптура. Между пилонами фасада разместились бронзовые барельефы с изображениями учёных, писателей, мыслителей. Среди них — Архимед, Коперник, Галилей, Ньютон, Ломоносов, Дарвин, Пушкин, Гоголь.

Комплекс библиотеки выполнен в сдержанном цвете: светлый мрамор пилонов контрастирует с покрытой патиной бронзой барельефом, и в то же время сочетается с серым цветом гранита лестницы террасы, черной полированной облицовкой колоннады главного входа.

Первым театральным зданием, спроектированным и возведенным в советской Москве, стало здание Центрального театра Советской Армии. Оно было построено в 1940 году по проекту архитекторов К. С. Алабяна и В. Н. Симбирцева на площади Коммуны (сейчас площадь Суворова).

Театр Советской Армии значительно отличается от традиционных театральных построек. Архитекторы задумали его как памятник-эмблему советской армии. Поэтому объемно-пространственное решение здесь подчинено изобразительному началу. В плане мы видим пятиконечную звезду, лучи которой окружены монументальной колоннадой. Однако эта форма просматривается только сверху. Такое архитектурное решение затруднило размещение основных театральных помещений. Ядро планировки — зрительный зал веерного типа на 1950 человек. Вокруг него расположены фойе и залы, в лучах звезды — буфеты, артистические комнаты. Над зрительным залом находится репетиционный, который служит малой сценой, где также идут спектакли.

Интерьеры театра украшают произведение монументальной живописи таки мастеров, как Л. А. Бруни, А. А. Дейнека и В. А. Фаворских.

Почти одновременно с Центральным театром Советской Армии открылся первый в советской Москве Концертный Зал имени П. И. Чайковского. Концертный зал отличает благородство форм, монументальность и торжественность. Глухая стена фасада декорирована сеткой орнаментального узора с традиционным сочетанием красного и белого цветов, прямоугольный объем на уровне первых этажей опоясан рельефной лентой с мощной колоннадой у входа. Зрительный зал вмещает 1650 человек. Партер окружен трехъярусным амфитеатром: над которым располагаются балконы.

Проектировали здание архитекторы Д. Н. Чечулин и К. К. Орлов, они использовали незаконченную постройку театра Мейерхольда (проект архитекторов М. Г, Бархина и С. Е. Вахтангова) на пересечении бывшей улицы Горького с Садовым кольцом. В частности, были сохранены скругленный в плане зрительный зал, амфитеатр, балкончики “вперебежку” по боковым стенам, два яруса колоннад, полукругом расположенных вдоль стены.

Рядом с театром Советской Армии находится центральный музей Вооруженных Сил России (СССР). Лаконичное по архитектуре здание с вертикальными полосами витражей и световыми фонарями на кровле построено в 1965 году архитекторами Н. Гайгаровым и Б. Бархиным. По сторонам от входа установлены баллистистическая ракета и зарекомендовавший себя в годы ВОВ высокими боевыми качествами танк Т-34.

Важнейшим и всеопределяющим фактором архитектурного процесса становится программное обращение архитекторов к мировому зодческому наследию. В мае 1934 года в витринах на улицах Горького (ныне Тверской) выставляются проекты новой архитектуры, окончательно сбросившей с себя “скелет конструктивизма”. Намечается некоторая тенденция в новой архитектуре, архитектурном прошлом советские зодчие должны собрать не “прошлое”, а “вечное”. Из исторического наследия извлекается общечеловеческая суть: из готики — устремление ввысь, но без мистицизма, из древнеегипетской — монументальность и мощь, но без загробности, из греческой — гармония пропорций, но без аристократического духа, из древнеримской — величие, но без классового угнетения. Советская архитектура должна стремиться к конечному синтезу архитектурных стилей прошлых эпох в качественно новых образах, где бы ни проходил человек, по каким бы лестницам он ни поднимался, — перед ним, вокруг него — архитектурная реальность несуществующего социалистического мира, утопия. Город социализма, создан не для отдельного человека, а для организиванных масс. Архитектура, словно сценическая декорация, осеняющая непрерывную, живую пластику народных масс, демонстрирующих свой коллективизм и жизнеутверждающую безразличность. В это время, в период осуществления Генерального Плана реконструкции Москвы, проходит грандиозный конкурс на проект Дворца Советов. Конкурс был уникален тем, что никто не знал, как должно выглядеть народное представительство первого в мире государства рабочих и крестьян. Было представлено 160 проектов, из них 24 зарубежными архитекторами, среди них были такие известные, как Ле Корбюзье, В. Гропиус, Э. Мендельсон. Но этот замысел не был воплощен, поскольку в нем было слишком много утопии. Но все же Дворец Советов был построен, только под землей.

У жилых многоэтажных домов складывается характерное решение венчающей части — крыши. Теперь крыша — это не образ покрова и уюта, а зияющие высоты. Характерной чертой облика высотных зданий стала ступенчатая конфигурация. Начиная с 7-10 этажей здания “высотного стиля” расщепляют свою монолитность на уступы и башни, поэтому создается ощущение множественности архитектурных пространств. “Высотные дома” совсем не высоки, ведь из задача не быть высокими, а поднять над крышами старой Москвы парадиз социализма, для чего хватало 15-20 этажей.

Сталинскую архитектуру иногда называют первым проявлением постмодернизма, но это неверно, в силу того, что постмодернизм — это исключительное и эксклюзивное искусство, которое развивалось по собственным законам. Также и “сталинская архитектура” столь же принципиально эксклюзивна. Отношение этой архитектуры к основополагающим категориям: земле, небу, воздуху позволяет сделать вывод, что она — утопия в самом прямом смысле этого слова.

После такого давящего направления, как социальная утопия, в архитектуре жилых домов постепенно остается лишь функциональная сторона. Начинают застраиваться окраины Москвы, теперь дома не имеют своей индивидуальности, которую можно было встретить еще в 70-е годы (новостройки в районе Крылатского, Бескудникова и др.)

Московское метро

Первая трасса метро, открытая для пассажиров 15 мая 1935 года, Кировско-Фрунзенский радиус, пролегла от станции “Сокольники” до станции “Парк культуры”. Протяженность линий с учетом ответвления до Смоленской площади составляла 11,6 км. Подземные станции и наземные вестибюли создавались как архитектурный комплекс большого общественного значения. К строительству метро были привлечены видные советские архитекторы, художники, инженеры. Они стремились создать не только удобство для пассажиров, но и придать каждой станции индивидуальный архитектурный облик. Эта традиция была продолжена и в годы ВОВ, когда строительство метро, несмотря на трудности военного времени, продолжалось. Особую выразительность станциям метрополитена придают скульптурные украшения, мозаика, витражи, созданные выдающимися советскими художниками.

Со времени открытия

Архитектура стиля конструктивизм в 20-30-х годах 20 века

Значительных успехов в 20 – 30-х годов 20 века достигла архитектура. Бурный рост городов, промышленности, развитие транспорта приходят в резкое противоречие с не соответствующей новым требованиям планировкой старых городов, с их узкими извилистыми улицами. Необходимость разрешить осложнившуюся проблему транспортного обслуживания и обеспечить нормальные санитарные и жилищные условия населению, порождают градостроительные проекты и новые формы расселения людей. Они характеризуются стремлением смягчить в городах социальные контрасты и устранить чрезмерную концентрацию населения. Вокруг больших городов в некоторых странах возникают города-сады с индивидуальными жилыми домами, промышленные города, рабочие поселки и т. д. со строго функциональным расчленением территории. Внимание архитекторов привлекли задачи не только промышленного, но и массового жилищного строительства, разработка жилых комплексов с экономными типовыми квартирами, рассчитанными на среднюю и низкооплачиваемую категорию людей. Больше внимания уделяется проектированию районов, архитектурному оформлению ландшафтов. Разрабатываются универсальная классификация улиц и принципы их сочетания, создаются сети городских магистралей, независимых от переходных улиц и рассекающих город на ряд обособленных пространств. В проектировании городов нового типа и крупных промышленных предприятий все более утверждаются принципы функционально-конструктивной системы, зародившейся на рубеже 19-20 веков. Этот стиль в архитектуре получил название конструктивизма. Провозвестником нового этапа в развитии архитектуры стала Эйфелева башня (высота 312 м), возведенная из сборных стальных частей к Всемирной парижской выставке 1889 года по проекту инженера Густава Эйфеля в знак вступления в новую эру машинного века. Лишенная утилитарного значения, ажурная башня легко и плавно взлетает к небу, воплощая мощь техники. Ее динамичная вертикаль играет важную роль в силуэте города. Грандиозная арка основания башни как бы объединяет виднеющиеся сквозь нее далекие перспективы городского ландшафта. Это сооружение оказало стимулирующее воздействие на дальнейшее развитие архитектуры.

Развитие американского города, его лицо определили многоэтажные небоскребы Нью-Йорка, Чикаго и др. К началу 20 века архитекторы так называемой чикагской школы, возникшей в конце 19 века, разработали проекты небоскребов с нависающими стенами. Американские города, например Нью-Йорк, сохраняют резкий контраст между небоскребами (конторское здание «Эмпайр Стэйт Билдинг», начала 1930-х годов, в 102 этажа, высотой 407 м и Рокфеллер-центр, в 72 этажа, высотой 384 м, 1931–1947 годы) и множеством других различных по масштабам зданий. В истории русского конструктивизма профессиональные архитекторы проектировали всевозможные модульные конструкции жилых единиц, соединяющиеся между собой в большие комплексы, движущиеся по наружным стенам лифты и т.д.

Корифеем русского (советского) конструктивизма считается Константин Мельников. Начав с постройки российских павильонов на Международных выставках в стиле традиционной деревянной архитектуры, благодаря которым он приобрел международную известность, Мельников переходит к проектированию очень актуальных построек нового (революционного) типа и назначения – рабочих клубов. Клуб имени Русакова, построенный им в 1927-1928 годах, не имеет ничего общего ни с архитектурой предшествующего столетия, ни с архитектурой модерна. Здесь чисто геометрические бетонные конструкции организованы в некую структуру, форма которой определена ее назначением. Последнее замечание относится практически ко всей архитектуре модерна и 20 века и определяется как функционализм. В архитектуре конструктивизма функционализм приводит к созданию динамичных сооружений, состоящих из достаточно простых формальных элементов, совершенно лишенных привычного архитектурного декора, соединенных в соответствии с организацией внутреннего пространства и работой основных конструкций. Язык архитектурных форм, таким образом «очищается» от всего необязательного, декоративного, неконструктивного. Это язык нового мира, порвавшего со своим прошлым. Рождающийся архитектурный образ ясно передает динамику художественных процессов и жизни в постреволюционной России, упоение современными техническими возможностями.

Архитекторы стиля конструктивизм считали, что в создании архитектурного образа современного сооружения должны принимать участие все элементы здания, даже такие, как вывески, часы, рекламные щиты, громкоговорители, шахты лифтов и т.д., поэтому все их также должен проектировать архитектор. Советские конструктивисты сосредоточили свои усилия на двух больших задачах: проектировании образцового социалистического города и коммунального многоквартирного жилья для рабочих – домов-коммун. Идя навстречу новым потребностям социалистического государства, конструктивисты занимались проектированием и строительством таких типов построек, как конторы, универмаги, санатории, типографии, исследовательские центры, заводы и фабрики, рабочие клубы и гидроэлектростанции. Молодая советская архитектура первых послереволюционных десятилетий реально была в авангарде мировой архитектуры, реализуя или создавая на бумаге самые смелые проекты, среди которых знаменитый Дворец Советов, который так и не смогли построить на месте разрушенного храма Христа Спасителя. С наступлением сталинского тоталитаризма в 30-е годы Россия постепенно теряет свои позиции в архитектуре, и до сих пор их не удается восстановить. В конце 20-х годов конструктивизм стал распространяться за пределы Советского Союза, получив наибольшее распространение в Германии и Нидерландах. В середине 60-х – 70-х годах традиции и идеи конструктивизма нашли неожиданное продолжение в архитектуре так называемого «хай-тек», направления, демонстративно обнажающего не только работу архитектурных конструкций, но и инженерных коммуникаций.

Центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду. Экстравагантная конструкция Бобура, как в обиходе называют Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду, напоминает внешне огромную фабрику или нефтеперегонный завод. Сталь, стекло, сложное переплетение красно-синих труб, кабелей, лестничных площадок, прозрачные галереи эскалаторов и переходов, каких-то странных металлических деталей, вынесенных наружу. Прямо на тротуаре возле главного фасада этой необычной прозрачной конструкции толстые вентиляционные трубы, очень похожие на те, что можно увидеть на палубе судна. И вообще, при желании Бобур легко принять не только за нефтеперегонный завод, но и за корабль, пусть и в форме параллелепипеда. Бобур внутри лишен каких бы то ни было промежуточных опор и стационарных стен, а все его несущие элементы демонстративно вынесены наружу. По представлениям самих авторов, здание имеет открытую и гибкую структуру, подобно «машине, собирающей и передающей информацию». Архитектура Бобура программно не закончена и специально ориентирована на изменения в будущем. Все конструкции ярко окрашены, а общее цветовое решение информационно осмысленно: в красный цвет выкрашены транспортные коммуникации (лестницы, лифты, подъемники, эскалаторы), в желтый – электропроводка, в зеленый – трубы и устройства водоснабжения, в голубой – кондиционеры воздуха, белый – подача тепла. Но не следует думать, что подобный дизайн всего лишь бессмысленная прихоть очередного авангардиста. Просто архитекторы, приняв во. внимание стремительные изменения современной технологии, сочли нецелесообразным уводить под пол водопроводные и отопительные трубы, прятать в стены электропроводки и кондиционеры. Правда, многие расценили результат этого эксперимента как уродство. Центр Помпиду критикуют те, кому трубы и коммуникации, выставленные напоказ вдоль внешних стен здания, представляются бессмысленным уродством. Многие заявляют даже, что Центр вообще никакого отношения к архитектуре не имеет, что это всего лишь сляпанное на скорую руку техническое сооружение.

Но нашлись у здания и защитники, считающие его архитектурное решение остроумной и смелой идеей, которая к тому же рас ширяет оформительские возможности современного зодчества. Как греческий храм горделиво выставлял напоказ колонны, подпиравшие его крышу, точно так же и Центр Помпиду не стесняется показать металлический «костяк», на котором держится весь его корпус, и не скрывает необходимых элементов своего технического оснащения. Стиль «хай тек» предполагает, что по мере развития технологии грани между архитектурой и техникой будут стираться все больше и больше. На конкурс архитектурных проектов этого сооружения была подана 681 работа из 49 стран. Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду в Париже строился по проекту иностранных инженеров – итальянца Ренцо Пиано и англичанина Ричарда Роджерса. Комплекс раскрыл свои двери в 1977 году и сразу же. надолго возбудил всеобщее любопытство. Даже у входа в Лувр не всегда можно встретить такое количество желающих попасть в это святилище искусства, как здесь, в Бобуре.
В Центре Помпиду находится теперь главный парижский музей современного искусства, регулярно устраиваются выставки. Богатая публичная библиотека Бобура насчитывает более миллиона томов. На открытых стеллажах расставлены книги и журналы по всем отраслям знаний, на столах – аппаратура для чтения микрофильмов. Большое собрание диапозитивов, аудио- и видеокассет, магнитных пленок с записью музыкальных произведений доступно любому посетителю. С террасы ресторана на последнем, шестом этаже открывается ни с чем не сравнимая картина – крыши Парижа. О Бобуре уже написаны монографии, книги и несметное число статей, как сочувственных, так и напрочь отвергающих не только архитектуру здания, но и саму идею создания подобного центра. «Суперрынок культуры», «Ангар искусства»… Какими только эпитетами не награждали Бобур! Сейчас страсти несколько поутихли, а Центр Помпиду прочно вошел в список парижских достопримечательностей.

Он начал возводиться еще в 1930-е годы, когда на этом месте был просто гигантский пустырь заброшенной стройки. Но теперь Центр Помпиду заметно повлиял на жизнь старинного квартала. Люди тянутся сюда не только ради самого Центра, но и ради создавшейся вокруг него своеобразной атмосферы. В реставрированных домах открылись салоны, магазины. Пьяцца – площадь, примыкающая к главному фасаду комплекса, – стала ареной выступлений бродячих музыкантов, певцов, танцоров, фокусников, жонглеров. Где же, как не здесь, возле Бобура, вправе рассчитывать безработные артисты на благосклонное внимание парижской публики? Площадь перед Центром Помпиду оказалась еще одной счастливой находкой архитекторов: из всех поданных проектов только один этот оставлял половину отведенной под застройку территории свободной. На подступах к комплексу создана обширная пешеходная зона, таким образом, в Париже сохранился еще один оазис уличной жизни.

Центр Помпиду укрывает в своих стенах не только библиотеку и модульные выставочные помещения. Здесь есть еще кинотеатр и концертный зал, детская площадка для игр, несколько ресторанов и баров. В подвальных этажах Центра расположился Институт исследования и координации акустики и музыки, который представляет собой комплекс ультрасовременных акустических лабораторий. Его концепция разработана таким образом, чтобы сочетать оптимальные условия для акустических исследований с возможностью доступа широкой публики в демонстрационный зал. За ходом научных исследований зрители могут наблюдать через специальные смотровые окна.

история, описание, стили и направления

Архитектура США своей четырехвековой историей демонстрирует широкий спектр стилей и форм. Черты сегодняшнего американского строительства формировались под воздействием многих внутренних и внешних факторов, представляя собой в итоге богатую инновационную и эклектичную традицию. Прежде чем современная архитектура США достигла своей инженерной, технологической и дизайнерской индивидуальности, ей предшествовал длительный период проектов, следовавших образцам европейского зодчества.

Прогресс технологий и материалов

Когда европейцы обосновались в Северной Америке, они принесли свои архитектурные традиции и строительные технологии. Примерами этого являются самые старые здания Америки. Строительство зависело от имеющихся ресурсов. Древесина и кирпич являлись наиболее распространенными материалами для возведения зданий Новой Англии, Средней Атлантики, южного побережья. Так было до конца девятнадцатого века, пока архитектура США не претерпела значительных внешних изменений, которые поначалу были восприняты общественностью как довольно странные и безобразные.

Архитектура 19 века в Америке

Динамика техногенного времени требовала новых архитектурных форм. Однако прежние материалы и методы не позволяли строить чрезвычайно высокие здания. После десяти или двенадцати этажей конструкция кирпичной кладки достигает максимально возможной высоты, поскольку она сталкивается с проблемами сжатия и действия боковой силы ветра. На помощь пришла технология строительства промышленных зданий, где несущей структурой являлся металл, а большую часть стен для лучшего освещения занимало стекло. Так появилась новейшая технология строительства 20 века, результатом которой стало возникновение в архитектуре США небоскреба. Этот метод позволил сооружать конструкции разнообразных форм и размеров фактически на основе сварного металла. Но прежде чем новая технология трансформировала внешний облик строений и навсегда изменила представление людей об архитектуре, строительство в Соединенных Штатах прошло непростой эволюционный путь.

Зодчество новой нации

В 18 веке на смену испанской, французской и английской колониальной архитектуре в США пришел георгианский стиль, который использовался для строительства домов зажиточных владельцев плантаций и богатых городских торговцев. В зданиях церквей основными чертами георгианского стиля была оштукатуренная кирпичная или каменная кладка и единственный шпиль, который находится у входа. Американские архитекторы этого периода упорно следовали канонам Старого Света.

Георгианский стиль находился на пике моды в Англии и Северной Америке, когда в 1776 году члены Континентального конгресса опубликовали Декларацию о независимости тринадцати колоний. После долгой и беспокойной войны Парижским договором 1783 года была утверждена новая республика — Соединенные Штаты Америки. Несмотря на то что это был политический разрыв с английским обществом и государством, влияние георгианского стиля на строительный дизайн продолжалось.

Типичная для Америки 18 века постройка в Георгианском стиле

Но молодая республика развивалась, общественные и коммерческие потребности росли параллельно территориальному расширению. С года провозглашения Декларации — 1776 — и по начало 19 века архитектура США стремилась подчеркнуть политическую, экономическую и культурную независимость государства новыми формами в строительстве правительственных, религиозных и образовательных зданий.

Федеральный стиль

В 1780 годах архитектурные формы в Соединенных Штатах начали отходить от стандартов георгианского стиля, и появился совершенно уникальный американский жанр американского строительного дизайна — федеральный стиль. В оформлении новых строений административных и деловых учреждений применялись классические колонны, купола, фронтоны по примеру древнего Рима и Греции. Подобные архитектурные элементы, строгие классические формы символизировали рождение новой демократической нации.

Massachusetts State House, федеральный стиль

Федеральный стиль особенно был популярен вдоль побережья Атлантики с 1780 по 1830 год. Некоторые известные примеры:

  • Massachusetts State House 1798 года архитектора Чарльза Балфинча, Штат Массачусетс.
  • Жилые дома на площади Луисбург в квартале Бикон Хилл в Бостоне архитектора Чарльза Балфинча.
  • Гамильтон-Холл — дом Джона Гардинера-Пингри 1805 года в Салеме штата Массачусетс, архитектор Самуэль Макинтир.
  • Старая ратуша в Салеме штата Массачусетс 1816 – 1817 годов.

Архитектура США 19 века, помимо федерального стиля, отмечена еще двумя популярными направлениями, которые являлись возрожденным зодчеством давних исторических эпох, а также большим количеством смешанных направлений.

Американская неоготика

С 1840 годов в Соединенных Штатах стал популярным неоготический стиль. Великие семьи восточного побережья имели огромные поместья и виллы, построенные в этом направлении. Американская неоготика также представлена в церковных зданиях, университетских комплексах (Йельский, Гарвардский). В Нью-Йорке находится прекрасный образец американской готики, элегантный синтез Кельнского собора и Нотр-Дам-де-Пари — кафедральный храм Св. Патрика 1888 года, который является историческим памятником архитектуры США. Проект и постройку этого крупнейшего в Америке готического собора возглавлял Джеймс Ренквик. Этому же архитектору принадлежит и возведение Смитсоновского института в Вашингтоне округа Колумбия. Другим заметным неоготическим зодчим в Соединенных Штатах считался Ричард Апджон, который специализировался на строительстве сельских церквей на северо-востоке страны, его главная работа — Троицкая церковь в Нью-Йорке.

поместье Lyndhurst в неоготическом стиле США

Стиль пользовался успехом и потому просуществовал в архитектуре США до начала 20-го века, его элементы можно наблюдать в дизайне некоторых небоскребов Чикаго и Нью-Йорка. Самые характерные образцы американской неоготики:

  • жилой дом Lyndhurst 1838-1865 года постройки архитектора Александра Джексона Дэвиса в Тарритауне, Нью-Йорк;
  • надгробье Джеймса Монро, установленное в 1858 году на Голливудском кладбище в Ричмонде, Вирджиния;
  • государственная тюрьма, построенная в 1867-1876 годы в штате Западная Вирджиния в Мундсвилле, архитектор Джеймс Ренвик;
  • собор Св. Патрика, возведенный в 1885-1888 годы, Нью-Йорк, архитектор Джеймс Ренвик;
  • пример коллегиальной готики — университет Оклахомы 1912 года, архитектора Эванса Холлса.

Древнегреческое возрождение

Строгий и очень симметричный дизайн греческого стиля привлекал внимание американских архитекторов еще в первой половине XIX века. Правительство молодого государства, свободного от британского контроля, было убеждено, что Америка станет новыми Афинами, то есть демократической страной. Архитектор Латроуб с учениками Уильямом Стриклендом и Робертом Миллсом получили правительственный заказ на строительство, подобное греческой архитектуре, нескольких банков и церквей в больших городах, таких как Филадельфия, Балтимор и Вашингтон в округе Колумбия. Также в разных городах страны были построены несколько Капитолиев не в римском, а греческом стиле, например, в Роли Северной Каролины или Индианаполисе Индианы. Эти конструкции с простыми фасадами, непрерывными карнизами и отсутствием куполов создают впечатление строгой организованности, аскетизма и особого величия зданий. Другие примеры греческого стиля в истории архитектуры США:

  • Здание Нью-Йоркской таможни (Первый федеральный таможенный дом), законченный в 1842 году в Нью-Йорке по проекту Джеймса Ренвика.
  • Капитолий штата Огайо в Колумбусе 1861 года архитектора Генри Уолтера.
  • The Rosicrucian Fellowship Temple (храм Братства Розенкрейцеров), построенный в 1920 году в Океансайде штата Калифорния, разработанный Лестером Крамером.
Церковь Братства Розенкрейцеров в древнегреческом стиле

Позолоченный век и конец 1800 годов

После американской гражданской войны и до рубежа 20-го века появилось множество всевозможных стилей в архитектуре США. Эти движения можно классифицировать как поздний викторианский период, стиль королевы Анны, Shingle style (черепичный стиль), Stick style — вариант неоготики, воплотившейся в деревянном зодчестве. Все эти тенденции назывались «викторианцами» из-за их схожести с европейскими архитектурными направлениями времен позднего британского периода королевы Виктории. Наиболее влиятельными американскими зодчими этого периода можно назвать Ричарда Морриса Ханта, Фрэнка Фернесса, Генри Хобсона Ричардсона.

В тот американский период безудержного богатства и роскоши промышленные и коммерческие магнаты заказывали особняки, воспроизводящие европейские дворцы в стиле Ренессанса. Таким примером служит Biltmore Estate (поместье Билтмор) рядом с Эшвиллем в Северной Каролине. Оно выстроено архитектором Ричардом Моррисом Хантом для Джорджа Вашингтона Вандербильта в стиле Шато периода французского Возрождения по подобию Шато-де-Блуа, французского королевского замка. Поместье площадью 16 622,8 кв. метра по сей день является самым большим частным особняком в Соединенных Штатах.

Предпосылки появления небоскребов

В конце девятнадцатого века в Соединенных Штатах все здания можно было разделить на два типа по их назначению. С одной стороны, это постройки для жилых и гражданских целей, которые, как правило, отражали архитектуру и стили прошлого с применением традиционного декора. С другой стороны, были утилитарные конструкции, такие как фабрики, мастерские, элеваторы, в которых очень непринужденно и неприглядно использовались современные материалы, стальные балки, листовое стекло. Однако такие здания не попадали в категорию эстетической архитектуры и чаще проектировались инженерами и строителями, а не архитекторами.

Развитие современной архитектуры в США в значительной степени можно рассматривать как адаптацию такого рода функционального здания и его повсеместное применение для других целей, кроме промышленных или хозяйственных. Современные архитекторы начали применять эти новые материалы не только из-за практических качеств, они сознательно использовали их эстетические возможности. Например, с помощью стекла в большей мере открывалось внешнее пространство стен. Потеряла свою актуальность и каменная и кирпичная кладка, поскольку на смену прежним несущим конструкциям из этих материалов пришли стальные балки.

Основополагающей предпосылкой современной архитектуры стало то, что внешний вид здания должен демонстрировать гармонию материалов и формы. Такой подход часто приводил к эффектам, которые выглядели странно с традиционной точки зрения, но именно по этой причине они стали признаками современной архитектуры США и Европы.

Первые небоскребы

Самым известным архитектурным новшеством в Соединенных Штатах стали skyscrapers — современные многоэтажные здания, получившие также название office towers (офисные башни). Подобное строительство сделали возможным несколько технических достижений. В 1853 году Элиша Отис изобрел первый безопасный лифт, который не позволял кабине сползать вниз по валу в случае поломки подвесного кабеля. Лифты давали возможность увеличить этажность зданий.

Страховой Дом Чикаго (1885) - первая технология небоскребов

Конкурс 1868 года определил дизайн шестиэтажного здания New York City Equitable Life Building, который стал первым коммерческим зданием, использующим лифт. Строительство началось в 1873 году. За ним последовали другие проекты корпоративной архитектуры США. На протяжении нескольких десятилетий американские высокоэтажки сочетали консервативные элементы декора с техническими новшествами.

Вскоре многоэтажное строительство столкнулось с новой инженерной проблемой. Несущие каменные стены выдерживали нагрузку, не превышающую 20-этажной высоты. Кульминацией такого строительства является здание Monadnock (1891) от компании Burnham & Root в Чикаго. Нашел решение этой проблемы в 1884 году инженер Уильям ЛеБарон Дженни (William LeBaron Jenney), знаменитый тем, что стал архитектором первого в мире небоскреба, и которого называют отцом американских skyscrapers. Он применил вместо каменной стены металлическую опорную раму в строительстве десятиэтажного Страхового дома Чикаго 1885 года. Эта технология привела к возникновению небоскреба в архитектуре США. Архитекторы, следуя разработкам Дженни, стали применять тонкий, но прочный металлический каркас вместо кирпичной несущей стены, уменьшив тем самым общий вес здания на две трети.

Еще одна особенность, которая благодаря новой инженерной разработке стала привычной в архитектуре США 20 века: поскольку внешние стены больше не несли вес здания, их пространство вместо кирпича заняли огромные окна. Так появился первый небоскреб, в котором листовое стекло занимало большую часть внешней поверхности стен. Этот новый дизайн впервые появился в Чикагском Reliance Building, разработанном Чарльзом Б. Этвудом и E. Шенклендом в 1890-1895 году. Некоторые из самых изящных ранних башен были спроектированы Луи Салливаном, первым великим современным архитектором Америки.

«Вулворт-Билдинг»

Архитектура 20 века в США отмечена многочисленным возведением skyscrapers. Одним из ранних культурно значимых небоскребов стал Woolworth Building 1913 года в Нью-Йорке, построенный выдающимся американским архитектором Кассом Гилбертом по заказу крупного предпринимателя Фрэнка Вулворта. Подняв предыдущие технологии на новый уровень, талантливый зодчий спроектировал конструкцию 57-этажного здания высотой 233 метра, в итоге завершенное здание достигло 241 м. Фрэнк Вулворт был поклонником готических соборов, и Касс Гилберт спроектировал для его торгового центра офисную башню с неоготическим дизайном. До 1930 года Вулворт-Билдинг оставался самым высоким в мире зданием. На сегодняшний день конструкция остается одной из 100 высочайших офисных башен Соединенных Штатов, а также входит в тридцатку самых больших небоскребов Нью-Йорка. С 1966 года Woolworth Building считается национальной исторической достопримечательностью и знаковым ориентиром города.

Крыша Вулворь-Билдинга

Небоскребы — объекты строительной конкуренции

За «Вулворт-Билдингом» последовало несколько выдающихся конструкций, конкурировавших за звание высочайшего небоскреба или выдающегося дизайна и ставших символом многоэтажной Америки.

40 Wall Street, известный с 1996 года как Trump Building, является 72-этажным неоготическим небоскребом Нью-Йорка, построенным в качестве штаб-квартиры фирмы «Манхэттен». Строительство длилось 11 месяцев и завершилось в 1930 году. Высота всех этажей Трамп-билдинга — 255 м, вместе со шпилем здание возвышается на 282,5 м. Небоскреб в течение непродолжительного времени после Woolworth Building являлся самым высоким строением мира, но этот титул у него забрала офисная башня Крайслер-Билдинг, ставшая культовой в эстетике архитектуры США.

Описание и фото не передают в полной мере оригинального дизайна Chrysler Building, нью-йоркского небоскреба в стиле ар-деко, расположеного на Манхэттене. «Крайслер-Билдинг» спроектирован архитектором Уильямом Ван Аленом в качестве корпоративной штаб-квартиры по заказу Уолтера Крайслера, главы крупнейшей компании Chrysler. Вместе с оригинальной крышей и антенным шпилем 77-этажное здание достигло 318,9 м и превысило все предшествующие постройки.

Однако через 11 месяцев этот рекорд побила башня Empire State Building. Когда небоскреб Chrysler Building был закончен, отзывы о дизайне конструкции, слишком продвинутой по тем временам, были более чем неоднозначными: некоторые считали, что здание неоригинальное, другие, что оно выглядит безумно, были и те, кто воспринимал его культовым и самым модернистским. Теперь «Крайслер-Билдинг» является классикой, образцом архитектурного стиля ар-деко, и в 2007 году башня заняла девятое место в списке любимой архитектуры США.

Крайслер-Билдинг небоскреб в стиле Art Deco

В описании Эмпайр-Стейт-Билдинга необходимо упомянуть, что небоскреб является символом штата и города Нью-Йорк. Его название происходит от «Empire State», одного из прозвищ штата, принятого еще в 19 веке. Башня признана культурной иконой Америки, была представлена в более чем 250 телевизионных шоу и фильмах, начиная с выхода фильма «Кинг-Конг» в 1933 году. Empire State Building с его интерьером первого этажа был определен Комиссией по сохранению памятников Нью-Йорка в качестве ориентира города. Американским обществом инженеров-строителей здание было названо одним из семи чудес современного мира. С 1986 года этот небоскреб причислен к Национальным историческим памятникам, а в 2007 году он занял первое место в списке избранных строений Американского института архитекторов. Empire State Building — это 102-этажный небоскреб в стиле ар-деко, построенный группой архитекторов в 1931 году. Общая высота здания, включая антенну — 443,2 м. По состоянию на 2017 год здание является пятым самым высоким завершенным небоскребом в Соединенных Штатах и 28-м среди высочайших в мире. Это также 6-я самая высокая автономная структура в Северной и Южной Америке.

Эмпайр-стейт-Билдинг символ Нью-Йорка

Современные инновации в интернациональном стиле

До начала Второй мировой войны в Соединенные Штаты эмигрировало немало европейских архитекторов, которые привезли идеи того, что в дальнейшем будет называться интернациональным стилем. Это направление распространилось по всему миру и до 1970-х годов было доминирующим в массовом строительстве. Большинство приемов и элементов дизайна International Style стало характерным для архитектуры США 21 века. Стилю свойственно использование легких промышленных материалов и повторяющихся модульных форм. Усиливается акцент на объеме и упрощенной форме при отказе от орнамента и цвета, используются плоские монотонные поверхности, обычно чередующиеся со стеклом.

В 1952 был закончен нью-йоркский небоскреб Lever House в центре Манхэттена. Построенный в Интернациональном стиле, он не отличался особой высотой, достигнув 94 м. Но здание, спроектированное Гордоном Буншаутом и Натали де Блуа, стало передовым, поскольку в нем реализовался новый подход к равномерному остеклению внешней поверхности здания. Эта техника утвердится в строительстве текущего столетия, архитектуре 21 века в США и по всему миру. Стремление к увеличенной площади окна достигло в Lever House логического завершения: весь фасад здания состоит из сплошных окон. Стекло и тонкие полоски металла на внешней оболочке конструкции — инновационная технология строительства середины прошлого века стала совершенно привычным дизайном сегодня.

Малое пригородное строительство

Если говорить о жилой архитектуре Соединенных Штатов, то с появлением электрических трамваев по внутреннему кольцу вокруг больших городов начало развиваться коттеджное строительство. Первый ажиотаж пригородной застройки начался в середине 1890-х и продлился до конца 1930 годов. Основная масса частных домов появлялась вблизи трамвайных и железнодорожных дорог, как единственного транспорта, сообщающегося с городом. Строительный бум этого периода привел к появлению новой формы дома, так называемого американского квадрата или американской четверки. Это простые по форме и дизайну здания в один или два этажа, часто включающие деревянные элементы ручной работы.

Первые коттеджные поселки образовали вокруг городов Соединенных Штатов внутренние пригороды, также называемые застройками первого кольца. Они являются наиболее старыми густонаселенными общинами пригородных областей со своей значительной и богатой историей. Большинство внутренних частных застроек имеют общую границу с главным мегаполисом и развиваются возле автомобильных, железных дорог, трамвайных линий, исходящих от города, или на паромных терминалах и вдоль водных границ.

Начало второй волны пригородной застройки в США пришлось на середину прошлого столетия. Билль о правах 1944 года и федеральное решение о правительственном кредите позволило сделать персональный дом достижимым жильем для заемщиков даже с низки доходами. Это существенно изменило архитектурный пригородный ландшафт. Кредиты, обеспеченные правительством, сделали мечту о доме и автомобиле очень доступной для многих граждан. В стране началось глобальное возведение коттеджных поселений с благоустроенной и комфортной, но стандартной однотипной архитектурой. Подобные монотонные жилые зоны стали привычной особенностью пейзажа Соединенных Штатов и отражают сейчас малобюджетную застройку.

В конце 20 века появилось направление для частного жилищного строительства, названное новой классической архитектурой. В отличие от малобюджетных коттеджей, в строительстве неоклассических особняков выдержан идеал пропорций, материалов и методов традиционной архитектуры прежних стилей и направлений. В 21 столетии подобное строительство получило небывалую популярность и в который раз изменило архитектурный пейзаж американского пригорода.

Архитектура второй половины 20 века

В послевоенной архитектуре нашли широкое применение но­вые возможности строительной техники. Стиль брутализма (от англ. слова «грубый») предполагал сочетание функциональности с массивностью конструкций и неотделанными поверхностями. Американский архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ, представи­тель «интернационального стиля», создавал стандартизированные здания обычных геометрических форм, где громадные внутренние пространства можно было использовать в любых целях.

По-прежнему влиятельным оставалось направление функциона­лизма: Оскар Нимейер выстроил в этом стиле новую столицу Бра­зилии, по проектам Алвара Аалто было возведено множество объ­ектов в Финляндии. Оба архитектора придавали большое значение местным традициям. Поздние работы Ле Корбюзье (1960-е гг.) бы­ли выдержаны в иррационалистических и произвольных формах.

Сигрэм Билдингс. Нью-Йорк. Архитектор Л. Мис ван дер Роэ
Королевский театр в Лондоне. Стиль брутализм

В конце XX в. растёт влияние постмодернизма: архитекторы пытаются освоить сложные формы, свободное сочетание элемен­тов, используют исторические материалы и архитектурные «изю­минки» разных стилей и эпох. Этому направлению отдали дань Л. Мис ван дер Роэ, В. Гропиус, Р. Вентури. Другая группа специали­стов разрабатывала стиль деконструктивизма, основанного на «раздвижении границ» архитектуры и отказе от сооружений «о че­тырёх углах и четырёх стенах». Творческие работы деконструкти­вистов полны деформированных элементов, диспропорций и пере­кошенных стен, они не признавали никакого однообразия функ­ционалистской архитектуры предшествующей эпохи. Тогда же сложилось направление хай-тек (от англ. «высокая технология»), активно задействовавшее технические формы (трубы, каркасы, ме­талл и стекло) в строительстве небоскрёбов с огромными стеклян­ными и зеркальными стенами. Материал с сайта http://doklad-referat.ru

Музей NEMO, Амстердам. Архитектор Р. Пиано
Башня Хёрст. Нью-Йорк. Архитектор Н. Фостер
На этой странице материал по темам:
  • Культура второй половины 20 века начала 21 века доклад

  • Архитектура второй половины 20 века реферат

  • Архитектура второй половины 20 в россии

  • Архитекторы второй половины 20 века

  • Культура 20 начала 21 века сообщение

Архитектура

В результате национализации земли и крупной недвижимости в городах единственным заказчиком строительных работ в советской России стало государство, т. е. правящая коммунистическая партия. Но в первое послереволюционное десятилетие её идеологический диктат ещё не сказывался на искусстве архитекторов. Открытые конкурсы, дискуссии, оригинальные проекты и системы преподавания в художественных вузах составили картину небывалого творческого подъёма конца 10-х и 20-х гг. XX в. Тогда в зодчестве видели символ преобразования общества, строительства «нового мира». Спектр направлений был очень широк: от продолжения традиции неоклассицизма 10-х гг. до самого дерзкого новаторства.

Зодчие-традиционалисты пытались создать «революционный» стиль на базе архитектурных форм прошлого, обобщая их, придавая им большую выразительность. Весьма популярным было наследие зодчества Древнего Востока. Его простой и ёмкий язык, его мотивы, говорящие о вечности и бессмертии, активно использовались в мемориальных ансамблях, таких, как памятник «Борцам революции» на Марсовом поле в Петрограде (1917—1919 гг., архитектор Лев Владимирович Руднев), Мавзолей В. И. Ленина в Москве (1924—1930 гг., архитектор Алексей Викторович Щусев).

Ярким примером технического новаторства может служить московская радиобашня, возведённая в 1922 г. по проекту и под руководством инженера Владимира Григорьевича Шухова (1853—1939). Он одним из первых использовал стальные сетчатые конструкции двоякой кривизны — гиперболоиды, имевшие большое будущее в мировой строительной практике.

Архитектурная жизнь 20-х гг. во многом определялась деятельностью творческих группировок В 1923 г. возникла Ассоциация новых архитекторов (АСНОВА), виднейшими представителями которой были Н. А. Ладовский, К. С. Мельников. В 1925 г. создано Объединение современных архитекторов (ОСА), куда входили братья Л. А., В. А. и А. А. Веснины, М. Я. Гинзбург, И. И. Леонидов, И. А. Голосов и другие (их называли конструктивистами). Объединения остро полемизировали друг с другом, однако общим их идеалом было здание строго продуманное, удобное в эксплуатации, построенное при минимальных затратах труда и материалов. Таковы Дом культуры имени И. В. Русакова (1927—1929 гг., архитектор Константин Степанович Мельников) и Клуб имени С. М. Зуева (1928 г., архитектор Иван Александрович Голосов) в Москве. Творчество АСНОВА и ОСА было близко западноевропейскому функционализму, а временами даже обгоняло его в развитии.

Восстановление хозяйства после Гражданской войны сопровождалось ростом городов. Николай Александрович Ладовский (1881 — 1941), участвуя в конкурсе проектов перепланировки Москвы (1932 г.), предлагал разомкнуть Садовое кольцо в северо-западном направлении — расположить новостройки веером по оси Ленинградского шоссе. Этот проект динамичного развития столицы предвосхитил позднейшие градостроительные идеи, получившие признание на Западе.

В 1929—1930 гг. развернулась оживлённая дискуссия о том, какими будут принципы расселения в новом социалистическом обществе, — спор «урбанистов» и «дезурбанистов». Первые (в их числе Александр Александрович и Леонид Александрович Веснины) выдвигали идею создания городов-коммун с жильём гостиничного типа и полным обобществлением всех форм культурно-бытового обслуживания, включая даже воспитание детей. Их оппоненты (Моисей Яковлевич Гинзбург и др.) считали возможным заменить города сетью шоссе, вдоль которых непрерывной лентой тянутся жилые постройки, а за ними — промышленная и аграрная полосы. При этом каждую семью предполагалось наделить типовым домиком и автомобилем.

Зодчие 20-х гг. во многом были утопистами. Их романтические представления о новом обществе и новом искусстве оказались далеки от вкусов «простого советского человека», который в глубине души мечтал совсем не о всемирной коммуне, а скорее о красивой жизни — «как раньше жили господа». Поэтому «старорежимные» дворцы нравились ему куда больше, чем новейшие конструкции из стекла и бетона.

В начале 30-х гг. в развитии советской архитектуры произошёл резкий перелом. В 1932 г. все объединения были слиты в Союз архитекторов СССР, в 1933 г. учреждена Академия архитектуры СССР. Господствующим творческим принципом советского зодчества отныне стало использование наследия прошлого, главным образом строительного искусства античности и эпохи Возрождения. В интерпретации некоторых талантливых мастеров исторические формы получали глубоко своеобразное и подлинно художественное претворение, как, например, в жилом доме на Моховой улице в Москве (1934 г., архитектор Иван Владиславович Жолтовский). Но появилось и немало эклектичных построек, неприятно поражающих громадными размерами и тяжеловесностью или обилием аляповатых украшений.

Одновременно в стране велось массовое строительство. Разрабатывались типовые проекты жилых домов, школ, общественных учреждений. Развитие строительной индустрии было направлено прежде всего на удешевление и ускорение работ: с 1927 г. стали применяться шлакобетонные блоки, в 1940 г. построены первые панельные дома.

В 1935 г. начались широкомасштабные работы по реконструкции Москвы. Генеральный план развития столицы был разработан группой архитекторов под руководством Владимира Николаевича Семёнова (1874—1960). К 1941 г. был заново сформирован ансамбль московского центра, обновлена система транспортных артерий города, построены девять новых мостов через реки Москву и Яузу и гранитные набережные, три линии метрополитена (первая была введена в действие ещё в 1935 г.), разбиты зелёные массивы Центрального парка культуры и отдыха имени М. Горького и Всесоюзной сельскохозяйственной вставки.

Главным украшением столицы, по замыслам высшего руководства страны, должен был стать Дворец Советов на берегу Москвы-реки — на месте взорванного в 1931 г, храма Христа Спасителя. В 1933— 1939 гг. коллектив зодчих — Борис Михайлович Иофан, Владимир Георгиевич Гельфрейх, Владимир Алексеевич Щуко — разработал проект в виде сложной, но выразительной многоступенчатой композиции общей высотой четыреста пятнадцать метров. Комплекс Дворца, включавший помещения палат и Президиума Верховного Совета, задумывался как своеобразный пьедестал для гигантской статуи Ленина. Эпопея строительства Дворца Советов была прервана Великой Отечественной войной, замысел так и остался неосуществлённым.

В 1948—1953 гг. в столице возведена серия высотных зданий. Размещённые в узловых пунктах города, они преобразили его облик — хотя, в сущности, это было лишь «укрупнение» традиционного многобашенного силуэта старой Москвы. Несмотря на послевоенные трудности, строились «советские небоскрёбы» из самых дорогостоящих материалов (стальной каркас, гранитная отделка, позолота). Каждый такой дом по затратам оказывался равен нескольким обычным многоэтажным зданиям той же кубатуры. Здание МГУ на Воробьевых горах арх. Лев Руднев, Сергей Чернышев, Павел Абросимов, Всеволод Насонов.

Прямым следствием смены курса культурной политики в середине 50-х гг. было вышедшее в ноябре 1955 г. партийно-правительственное постановление, осуждавшее «архитектурные излишества» и «украшательство». Основным содержанием зодчества второй половины 50-х и 60-х гг. стало массовое жилищное строительство.

Новый тип жилища был сформирован в экспериментальной застройке московских окраин. Вместо традиционной строчной планировки внедрялся принцип озеленённого микрорайона с группами жилых зданий вокруг общественных и культурно-бытовых учреждений. Отделка пятиэтажных домов предельно скромна, метраж квартир сведён к минимуму. Это соответствовало сверхзадаче проектировщиков  — сделать жильё действительно доступным рядовому потребителю.

В 1957 г. в стране была создана сеть домостроительных комбинатов, изготовляющих стандартные детали для сборки на строительной площадке, что способствовало ускорению работ. Однако недостаточная гибкость этого производства вела к унылой однотипности зданий.

В 60-х гг. зодчие нередко возвращались к архитектурным начинаниям довоенного времени. Так, в планировке московского кинотеатра «Россия» (1961 г., архитекторы Ю. Н. Шевердяев, Д. А. Солопов, Э. А. Гаджинская) угадываются формы голосовского Клуба имени С. М. Зуева. В традициях «урбанизма» 20-х гг. построен так называемый Дом нового быта (ДНБ) в одном из кварталов Новых Черёмушек в Москве (1969 г., архитекторы Натан Абрамович Остерман и др.) — уникальный жилой комплекс с развитой общественной структурой, предназначавшийся для жильцов разных возрастов и профессий. Впоследствии он был передан под общежитие МГУ.

В противовес «украшательству» предшествующего периода в архитектуре официальных зданий 60— 70-х гг. эталоном стали считать прямолинейность и аскетизм, а господствующей формой — бетонный параллелепипед со сплошными лентами окон. Образцы этого стиля —Кремлёвский Дворец съездов (ныне Государственный Кремлёвский дворец, 1959—1961 гг.) и ансамбль проспекта Калинина в Москве (архитекторы Михаил Васильевич Посохин, Ашот Ашотович Мндоянц и др.).

В 70—80-х гг. на окраинах больших городов появились жилищные комплексы оригинальной планировки, в которых обыгрываются местные особенности рельефа и природной среды. Расширение ассортимента домостроительных деталей обеспечило застройке большее разнообразие. В пластической разработке зданий на смену былой сухости всё чаще приходят свободная асимметрия и декоративная выразительность форм, напоминающие о постмодернистской архитектуре Запада.

В начале 90-х гг. в Москве начался строительный бум. В историческом центре города было построено несколько тысяч новых зданий. На смену однотипной и лаконичной по формам блочной архитектуре 70— 80-х гг. пришло разнообразие форм, стилей и материалов. Стали применяться высокие технологии, появились дома со стеклянными стенами, несущими конструкциями и деталями из титана. Это направление в архитектуре называется хай-тек (англ. high tech, сокращение от high technology — «высокая технология»).

Однако особенно популярными стали исторические стили, которые отвечают традиционному характеру столичного ландшафта.

Мотивы старой московской архитектуры, например кремлёвских башен, заметны даже в постройках из стекла и железа, которые тоже увенчиваются башенками. Это направление получило название «московский стиль».

Программное сооружение московского стиля — восстановленный храм Христа Спасителя — возглавляет список крупнейших проектов города. В их числе также Гостиный двор (внутренний двор которого был целиком перекрыт стеклянной крышей), подземный торговый комплекс на Манежной площади, реконструкция зоопарка, Большого театра, Большой спортивной арены в Лужниках и другие. Но самый грандиозный московский проект — Международный деловой центр (Сити) с десятками небоскрёбов —осуществлён уже в XXI в.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *