Архитектурный модернизм: Модернизм в архитектуре /  Блог архитектора Дмитрия Новикова – 10 зданий в стиле модернизм

Содержание

Архитектурный модернизм — Википедия. Что такое Архитектурный модернизм

Архитектурный модернизм (фр. modernisme, от фр. moderne — новейший, современный; «англ. modern» — современный, новый) — движение в архитектуре двадцатого века, переломное по содержанию, связанное с решительным обновлением форм и конструкций, отказом от стилей прошлого. Охватывает период с начала 1900-х годов и по 1970-е—1980-е годы (в Европе), когда в архитектуре возникли новые тенденции. В специальной литературе термину «архитектурный модернизм» соответствуют английские термины «modern architecture», «modern movement» или же «modern», употребляемые в том же контексте. Выражение «модернизм» употребляется иногда как синоним понятия «современная архитектура»; или же как название стиля (в англоязычной литературе — «modern»).

Архитектурный модернизм включает такие архитектурные направления, как европейский функционализм 1920—1930-х годов, конструктивизм и рационализм в 1920-х годах СССР, движение «баухауз» в Германии, архитектурный ар-деко-стиль, интернациональный стиль, брутализм, органическая архитектура. Таким образом, каждое из этих явлений — суть одна из ветвей общего дерева, архитектурного модернизма.

Основные представители архитектурного модернизма — это пионеры современной архитектуры Вальтер Гропиус, Рихард Нойтра, Людвиг Мис ван Дер Роэ, Ле Корбюзье, Алвар Аалто, Оскар Нимейер, а также некоторые другие.

Общая характеристика

Кредо архитектурного модернизма заложено в самом его названии — это создание нового, чего-то такого, что соответствовало бы сегодняшнему дню. То есть присутствует принципиальная установка на новизну архитектуры, — как конструктивных и планировочных идей, закладываемых в проекте, так и внешних форм. Образное выражение «призмы из бетона и стекла» хорошо передаёт общий характер построек модернизма.

Основные принципы архитектурного модернизма:

  • использование самых современных строительных материалов и конструкций,
  • рациональный подход к решению внутренних пространств (функциональный подход),
  • отсутствие тенденций украшательства, принципиальный отказ от исторических реминисценций в облике сооружений,
  • их «интернациональный» характер.

В своих истоках архитектурный модернизм основывался на новейших достижениях научно-технического и промышленного прогресса, а также на передовых социально-реформаторских идеях своего времени. Социальные установки архитекторов-модернистов отличались, как правило, явным демократизмом, а то и левизной, — по крайней мере, во многих декларациях его теоретиков.

Стили-предшественники модернизма в архитектуре — это так называемые «неостили»: русский модерн, сецессион в Австрии, югендстиль в Германии, ар-нуво во Франции, а также неоклассицизм, развившийся позже повсеместно.

Последующий за модернизмом стиль — постмодернизм, основная черта которого — это отказ от примата функции и возврат к использованию элементов традиционных исторических стилей.

Истоки — вторая половина XIX века

Современная архитектура (модернизм) имела главным источником и вдохновляющим началом техническую и промышленную революцию XIX века. Железобетон, чрезвычайно прочный и устойчивый к нагрузкам материал, был впервые запатентован в 1867 году. Придумал его простой французский садовник Жозеф Монье, пытаясь найти решение для изготовления садовых кадок для растений — что положило начало развитию конструкций из железобетона (армированного бетона). Невероятно лёгкие и прочные по сравнению с тем, что знала история раньше, эти конструкции вызвали к жизни новые формы в промышленном строительстве, а позже и в жилых и общественных зданиях. В это же время было освоено строительство из металла — смелые и изящные металлические конструкции, зачастую с огромными пролётами, применялись в строительстве оранжерей, мостов, для перекрытий вокзальных перронов и больших городских рынков. Известные постройки этой эпохи, возведённые с применением металлических конструкций, — Библиотека Сен-Женевьев в Париже (1850), Хрустальный дворец Д. Пэкстона в Лондоне (1851), Дворец Машин на Всемирной выставке в Париже (1889), Бруклинский мост (1883) и другие. В 1889 году в Париже была возведена Эйфелева башня — поначалу как сугубо временное сооружение Всемирной выставки, а позже ставшая символом технического и строительного прогресса XIX века.

В Соединённых Штатах конец столетия ознаменовался строительством высотных зданий с металлическим каркасом (снаружи покрытым ещё декоративной облицовкой из камня) — в Чикаго, в Нью-Йорке. Благодаря каркасу здания уже могли достигать высоты 15—20 этажей — при весьма «облегчённом» плане (дом Монаднок в Чикаго, (1891) арх. Дж. Рут; здание торгового дома Шлезингер & Майер в Чикаго, арх. Л. Салливэн. 1899—04 и другие).

Важную роль для развития новых тенденций сыграли такие факторы, как движение «искусства и ремесла» в Великобритании, вдохновителями которого были художник и эссеист Уильям Моррис, художник и писатель Джон Рескин, а также промышленный подъём в Германии, выразившийся, в частности, в образовании новых промышленно-художественных мастерских в Мюнхене («Vereinigte Werkstätten für Kunst im Handwerk», 1898) и в крупных художественно-промышленных выставках (художественно-архитектурные выставки Дармштадтской колонии (1897, 1901, 1905-08), Дрезденская промышленная выставка (1899—1900 гг.) и другие).

Так называемые «неостили», расцветшие в Европе в конце XIX — начале XX века — югенд-стиль в Германии, сецессион в Австрии, ар-нуво во Франции, модерн в России — решительно порывали с прошлым, как в отношении формы, так и в отношении базовых установок, являясь таким образом прямыми предшественниками модернизма. Архитектура «неостилей», с её огромными, немыслимыми раньше оконными проёмами и пролётами перекрытий, большими поверхностями остекления, смело осваивала железобетон, что было весьма важным опытом для последующих поколений архитекторов.

Теоретическую основу движения к обновлению архитектуры и дизайна на этом этапе подготовили статьи, книги (а иногда и постройки) таких видных архитекторов и теоретиков архитектуры, как Готфрид Земпер (Германия), Анри Ван де Вельде (Бельгия), Виолле-ле-Дюк (Франция).

Архитекторы — предтечи модернизма — это: Чарльз Р. Макинтош, Ч.-Ф.-А. Войси (Великобритания), Отто Вагнер, Адольф Лоос (Австрия), Ганс Пельциг (Германия), Хендрик П. Берлаге, Анри Ван де Вельде (Бельгия) и некоторые другие. В Америке — Луис Салливэн, а также Фрэнк Ллойд Райт. Хотя почти все они были представителями региональных «неостилей», их по праву можно считать также и зачинателями модернизма в архитектуре.

Классические примеры модернизма в архитектуре

  • Здание Баухауса в Дессау, 1926-29, арх. В. Гропиус;
  • Выставочный павильон Германии в Барселоне, 1929, арх. Мис Ван дер Роэ;
  • Вилла Савой в Пуасси, 1930, арх. Ле Корбюзье;
  • Жилые комплексы «Хай-пойнт-1» и «Хай-пойнт-2» в Лондоне, 1936, арх. Б. Лубеткин;
  • Санаторий в Паймио, 1933, арх. А. Аалто;
  • Архитектура города Чандигарх, Индия. Арх. Ле Корбюзье, П. Жаннере и др.;
  • Новая столица Бразилии, г. Бразилиа, арх. Л. Коста, О. Нимейер, 50-е гг.;
  • Здание «Сигрем» в Нью-Йорке, 1958, арх-ры Мис ван Дер Роэ, Ф. Джонсон;
  • Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке, 1955. Арх. Фрэнк Ллойд Райт.
  • Жилой комплекс «Хабитат» на Экспо-67 в Монреале, 1967, арх. М. Сафди.
  • Парламентское здание «Улей» в Веллингтоне, 1981, арх. Бэзил Спенс.

Ссылки

Литература

  • Pevzner, Nicolaus. Pioneers of the Modern Movement. London, 1936
  • Гидеон, Зигфрид. Пространство, время, архитектура. (Перевод с нем.), Стройиздат, М., 1984 г.
  • Френк Ллойд Райт. Будущее архитектуры. М., 1960.
  • William J.R. Curtis. Modern Architecture since 1900. Phaidon, 1982, 1987, 2006. ISBN 9780714833569.

Архитектурный модернизм — Википедия

Архитектурный модернизм (фр. modernisme, от фр. moderne — новейший, современный; «англ. modern» — современный, новый) — движение в архитектуре двадцатого века, переломное по содержанию, связанное с решительным обновлением форм и конструкций, отказом от стилей прошлого. Охватывает период с начала 1900-х годов и по 1970-е—1980-е годы (в Европе), когда в архитектуре возникли новые тенденции. В специальной литературе термину «архитектурный модернизм» соответствуют английские термины «

modern architecture», «modern movement» или же «modern», употребляемые в том же контексте. Выражение «модернизм» употребляется иногда как синоним понятия «современная архитектура»; или же как название стиля (в англоязычной литературе — «modern»).

Архитектурный модернизм включает такие архитектурные направления, как европейский функционализм 1920—1930-х годов, конструктивизм и рационализм в 1920-х годах СССР, движение «баухауз» в Германии, архитектурный ар-деко-стиль, интернациональный стиль, брутализм, органическая архитектура. Таким образом, каждое из этих явлений — суть одна из ветвей общего дерева, архитектурного модернизма.

Основные представители архитектурного модернизма — это пионеры современной архитектуры Вальтер Гропиус, Рихард Нойтра, Людвиг Мис ван Дер Роэ, Ле Корбюзье, Алвар Аалто, Оскар Нимейер, а также некоторые другие.

Общая характеристика

Кредо архитектурного модернизма заложено в самом его названии — это создание нового, чего-то такого, что соответствовало бы сегодняшнему дню. То есть присутствует принципиальная установка на новизну архитектуры, — как конструктивных и планировочных идей, закладываемых в проекте, так и внешних форм. Образное выражение «призмы из бетона и стекла» хорошо передаёт общий характер построек модернизма.

Основные принципы архитектурного модернизма:

  • использование самых современных строительных материалов и конструкций,
  • рациональный подход к решению внутренних пространств (функциональный подход),
  • отсутствие тенденций украшательства, принципиальный отказ от исторических реминисценций в облике сооружений,
  • их «интернациональный» характер.

В своих истоках архитектурный модернизм основывался на новейших достижениях научно-технического и промышленного прогресса, а также на передовых социально-реформаторских идеях своего времени. Социальные установки архитекторов-модернистов отличались, как правило, явным демократизмом, а то и левизной, — по крайней мере, во многих декларациях его теоретиков.

Стили-предшественники модернизма в архитектуре — это так называемые «неостили»: русский модерн, сецессион в Австрии, югендстиль в Германии, ар-нуво во Франции, а также неоклассицизм, развившийся позже повсеместно.

Последующий за модернизмом стиль — постмодернизм, основная черта которого — это отказ от примата функции и возврат к использованию элементов традиционных исторических стилей.

Истоки — вторая половина XIX века

Современная архитектура (модернизм) имела главным источником и вдохновляющим началом техническую и промышленную революцию XIX века. Железобетон, чрезвычайно прочный и устойчивый к нагрузкам материал, был впервые запатентован в 1867 году. Придумал его простой французский садовник Жозеф Монье, пытаясь найти решение для изготовления садовых кадок для растений — что положило начало развитию конструкций из железобетона (армированного бетона). Невероятно лёгкие и прочные по сравнению с тем, что знала история раньше, эти конструкции вызвали к жизни новые формы в промышленном строительстве, а позже и в жилых и общественных зданиях. В это же время было освоено строительство из металла — смелые и изящные металлические конструкции, зачастую с огромными пролётами, применялись в строительстве оранжерей, мостов, для перекрытий вокзальных перронов и больших городских рынков. Известные постройки этой эпохи, возведённые с применением металлических конструкций, — Библиотека Сен-Женевьев в Париже (1850), Хрустальный дворец Д. Пэкстона в Лондоне (1851), Дворец Машин на Всемирной выставке в Париже (1889), Бруклинский мост (1883) и другие. В 1889 году в Париже была возведена Эйфелева башня — поначалу как сугубо временное сооружение Всемирной выставки, а позже ставшая символом технического и строительного прогресса XIX века.

В Соединённых Штатах конец столетия ознаменовался строительством высотных зданий с металлическим каркасом (снаружи покрытым ещё декоративной облицовкой из камня) — в Чикаго, в Нью-Йорке. Благодаря каркасу здания уже могли достигать высоты 15—20 этажей — при весьма «облегчённом» плане (дом Монаднок в Чикаго, (1891) арх. Дж. Рут; здание торгового дома Шлезингер & Майер в Чикаго, арх. Л. Салливэн. 1899—04 и другие).

Важную роль для развития новых тенденций сыграли такие факторы, как движение «искусства и ремесла» в Великобритании, вдохновителями которого были художник и эссеист Уильям Моррис, художник и писатель Джон Рескин, а также промышленный подъём в Германии, выразившийся, в частности, в образовании новых промышленно-художественных мастерских в Мюнхене («Vereinigte Werkstätten für Kunst im Handwerk», 1898) и в крупных художественно-промышленных выставках (художественно-архитектурные выставки Дармштадтской колонии (1897, 1901, 1905-08), Дрезденская промышленная выставка (1899—1900 гг.) и другие).

Так называемые «неостили», расцветшие в Европе в конце XIX — начале XX века — югенд-стиль в Германии, сецессион в Австрии, ар-нуво во Франции, модерн в России — решительно порывали с прошлым, как в отношении формы, так и в отношении базовых установок, являясь таким образом прямыми предшественниками модернизма. Архитектура «неостилей», с её огромными, немыслимыми раньше оконными проёмами и пролётами перекрытий, большими поверхностями остекления, смело осваивала железобетон, что было весьма важным опытом для последующих поколений архитекторов.

Теоретическую основу движения к обновлению архитектуры и дизайна на этом этапе подготовили статьи, книги (а иногда и постройки) таких видных архитекторов и теоретиков архитектуры, как Готфрид Земпер (Германия), Анри Ван де Вельде (Бельгия), Виолле-ле-Дюк (Франция).

Архитекторы — предтечи модернизма — это: Чарльз Р. Макинтош, Ч.-Ф.-А. Войси (Великобритания), Отто Вагнер, Адольф Лоос (Австрия), Ганс Пельциг (Германия), Хендрик П. Берлаге, Анри Ван де Вельде (Бельгия) и некоторые другие. В Америке — Луис Салливэн, а также Фрэнк Ллойд Райт. Хотя почти все они были представителями региональных «неостилей», их по праву можно считать также и зачинателями модернизма в архитектуре.

Классические примеры модернизма в архитектуре

  • Здание Баухауса в Дессау, 1926-29, арх. В. Гропиус;
  • Выставочный павильон Германии в Барселоне, 1929, арх. Мис Ван дер Роэ;
  • Вилла Савой в Пуасси, 1930, арх. Ле Корбюзье;
  • Жилые комплексы «Хай-пойнт-1» и «Хай-пойнт-2» в Лондоне, 1936, арх. Б. Лубеткин;
  • Санаторий в Паймио, 1933, арх. А. Аалто;
  • Архитектура города Чандигарх, Индия. Арх. Ле Корбюзье, П. Жаннере и др.;
  • Новая столица Бразилии, г. Бразилиа, арх. Л. Коста, О. Нимейер, 50-е гг.;
  • Здание «Сигрем» в Нью-Йорке, 1958, арх-ры Мис ван Дер Роэ, Ф. Джонсон;
  • Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке, 1955. Арх. Фрэнк Ллойд Райт.
  • Жилой комплекс «Хабитат» на Экспо-67 в Монреале, 1967, арх. М. Сафди.
  • Парламентское здание «Улей» в Веллингтоне, 1981, арх. Бэзил Спенс.

Ссылки

Литература

  • Pevzner, Nicolaus. Pioneers of the Modern Movement. London, 1936
  • Гидеон, Зигфрид. Пространство, время, архитектура. (Перевод с нем.), Стройиздат, М., 1984 г.
  • Френк Ллойд Райт. Будущее архитектуры. М., 1960.
  • William J.R. Curtis. Modern Architecture since 1900. Phaidon, 1982, 1987, 2006. ISBN 9780714833569.

Модернизм и стекло. Часть первая: истоки :: Статьи

Луис Салливан. Уэйнрайт-билдинг в Сент-Луисе

 

Цели, определяющие форму


Сложно переоценить значение модернизма в архитектуре XX века: практически все течения последних ста лет были фактически либо его ответвлениями, либо возникали ему в противовес. В разное время идеологами и адептами модернизма становились Людвиг Мис ван дер Роэ, Ле Корбюзье, Вальтер Гропиус, Эрих Мендельсон, Фрэнк Ллойд Райт, Рихард Нойтра, Джозеф Эйхлер, Луис Салливан, Геррит Ритвельд, Бруно Таут, Арне Якобсен, Оскар Нимейер и Алвар Аальто. И, несмотря на мировоззренческие отличия между ними, в модернисткой философии на протяжении всего времени ее становления и развития легко выделить ряд общих и основополагающих принципов.

Во-первых, никуда не деться от пресловутого афоризма «Форма следует за функцией», некогда изреченного Луисом Салливаном — учителем Райта и основателем знаменитой Чикагской школы. Фактически оно означало, что результат проектирования — это прямое следствие поставленных целей, и только они — вместе с его окружением — должны влиять на форму здания. Вспомним «стиль прерий» Райта, когда дома выглядят «едиными с землей», а не просто чужеродными «наростами» на участке.

Фрэнк Ллойд Райт. Winslow House

Во-вторых, и это во многом следует из первого пункта, для модернизма характерны чистые и простые формы — никаких «ненужных» и лишних деталей. Неудивительно, что после знаменитого хрущевского постановления № 1871 «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» в 1955 году советские архитекторы обратились именно к мировому опыту модернизма, который после Второй мировой войны как раз набрал силу. Таким образом, советская архитектура в течение нескольких десятилетий начала развиваться «в ногу» с Западом, сформировав особую разновидность модернизма, о которой заговорили только в течение последних нескольких лет, причем преимущественно в Европе и США. Впрочем, после открытия нового здания музея «Гараж» — постройки 1968 года, которую Рем Колхас бережно законсервировал и реконструировал, как если бы она была настоящим архитектурным памятником, — кажется, мода на так называемый «советский модернизм» пришла, наконец, и в Россию.

Третий принцип модернизма касается отношения к конструктивным элементам здания: может, они и не выставляются напоказ, как в хрестоматийных образцах хай-тека (возникшего уже значительно позже), но, по крайней мере, не пытаются «спрятаться», и нередко горизонтальные и вертикальные линии, образованные каркасной сеткой, дополнительно подчеркивались.

Та же честность распространяется и на материалы, которые не пытаются притвориться чем-то другим. И в этом смысле «тремя китами» модернизма, возникшего в эпоху механизации и индустриализации, стали, конечно же, бетон, сталь и листовое стекло.

Йозеф Хоффман. Санаторий в Пуркерсдорфе

 

Модернизм — от слова «модернизация»


Есть несколько версий того, почему модернизм зародился именно тогда, когда зародился, и почему получился именно таким. С одной стороны, некоторые историки видят в этом социальный аспект, напрямую связывая модернизм с желанием общества быть modern, современным, а значит — и просвещенным. По их мнению, модернизм появился в результате социальных и политических революций, как «современная архитектура для современного человека».

Определенную роль сыграла, скорее всего, и царившая в начале прошлого века эклектика. Еще в 1932 году журнал National Geographic называл площадь Городского совета в Копенгагене «современной и модернистской». Хотя сейчас, глядя на краснокирпичные здания с элементами готики и классицизма, вряд ли кому-нибудь на ум придет слово «модернизм». Проявлением усталости от чрезмерной и ничем не обусловленной декоративности, смешивающей при этом приемы из всех классических стилей подряд, и стал модернизм.

По сути, все, что рождалось как ответ на модернизацию, становилось частью модернисткого движения. Включая, разумеется, и модернизацию строительства: индустриальная революция, после которой появилась возможность массово производить чугун, сталь и стеклянные панели, дала толчок для появления новых строительных технологий.

 

Двигатели прогресса: чугун, железо, стекло, армированный бетон


На самом деле, ключевые события, предшествующие распространению новых строительных материалов и, в определенной степени, самой модернистской архитектуры, произошли задолго до Райта и ван дер Роэ, в XVIII-XIX веках. Еще в 1796 году Чарльз Бейдж, владевший мельницей в Шрусбери, додумался до «огнеупорной» конструкции из литого чугуна и кирпича, благодаря которой мельница выдерживала гораздо большие нагрузки.

В 1830-х годах Итон Ходжкинсон первым использовал поперечные балки, изучив практические свойства чугуна и железа, и с тех пор чугунные и железные конструкции в качестве каркасов зданий набирали все большую популярность.

Огромным прорывом XIX века стал, без сомнения, и Хрустальный дворец гениального садовника Джозефа Пэкстона, построенный в 1851 году к первой Всемирной выставке в Лондоне. Это был первый пример архитектурного союза литого чугуна и стекла — повторить нечто подобное удалось лишь спустя почти 40 лет, когда тот самый Луис Салливан построил в Чикаго стеклянный небоскреб, только уже не на чугунном, а стальном каркасе.

Наконец, еще один садовник — но на сей раз француз, Жозеф Монье, — в 1867 году почти случайно изобрел железобетон — и с его помощью были возведены такие передовые для своего времени постройки, как Бруклинский мост и Эйфелева башня. И если до 1900 года это были лишь единичные случаи, то в XX веке уже целый ряд архитекторов и дизайнеров начинают развиваться в контексте новых технологий. Французский «ар нуво» (получивший на русском название «модерн», а на испанском —«модернизм»), итальянский футуризм, западноевропейский экспрессионизм и функционализм и даже советские конструктивизм и рационализм — все эти многочисленные «измы» были ничем иным, как поиском новых принципов и выразительных средств модернизма.

Фрэнк Ллойд Райт. Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке

 

Историю делают личности


Несмотря на то, что Фрэнк Ллойд Райт никогда не чувствовал себя «в одной команде» с архитекторами, одновременно с ним работавшими в Европе, включая Вальтера Гропиуса (основателя школы Баухауза) и продолжателя его идей Людвига Миса ван дер Роэ, творчество Райта, вне всяких сомнений, оказало на них огромное влияние. Гропиус утверждал, что попавшая в его распоряжение сотня чертежей Райта стала «библией», на основе которой родился Баухауз. Райт первым, еще в начале 1900-х годов, заговорил о том, что дом должен быть продолжением окружающей среды, а его форма — вытекать из специфических исходных условий поставленной задачи. Квинтэссенцией этой идеи можно считать построенный в 1939 году знаменитый «Дом над водопадом», в котором водопад стал структурной частью дома. А апогеем всего творчества Райта — Музей Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке, хотя до 1959 года, когда после 16 лет строительства его наконец завершили, ни заказчик, ни архитектор так и не дожили. Снаружи музей представляет собой бетонную спираль, однако внутри нее по центру — наполненный светом, застекленный внутренний двор-атриум. Посетители поднимаются наверх на лифте, а затем постепенно спускаются вниз по пандусу, последовательно осматривая размещенную на стенах экспозицию.

Гораздо смелее использовали стекло архитекторы советского конструктивизма, в начале XX века оказавшиеся в авангарде мировой архитектуры. Тот же Константин Мельников виртуозно работал с пространством и светом, не боясь больших окон и обширного остекления. Хотя и не забывая о климатических особенностях средней полосы, в то время как некоторые его соотечественники — «коллеги по цеху» этого порой не учитывали. Алексей Щусев, братья Веснины, Моисей Гинзбург, Иван Фомин, Иван Леонидов — эти имена до сих пор известны каждому, кто интересуется архитектурой, причем не только в России. 40 с лишним лет назад работы Леонидова даже сподвигли стать архитектором голландца Рема Колхаса, и сегодня он — один из ведущих специалистов в мире.

Ле Корбюзье. Здание Центрсоюза

И тогда же, в 20-30-е годы, параллельно происходит становление ключевых фигур модернизма — учеников Питера Беренса: Ле Корбюзье, Гропиуса и ван дер Роэ. Первый из них — наряду со свободной планировкой, плоскими эксплуатируемыми крышами и столбами опорами — активно пропагандировал прозрачные, просматриваемые насквозь фасады. В 1931 году по проекту Ле Корбюзье начинает возводиться Дом Центросоюза в Москве и, несмотря на конфликты с автором проекта в процессе строительства, эта работа в полной мере отражает основные стилевые особенности творческого подчерка архитектора. «Ключ ко всему — свет: свет освещает формы, и тогда от них начинает исходить эмоциональная сила», — пишет он. В 1935 году, когда уже без участия Ле Корбюзье строительство Дома Центросоюза заканчивается, архитектор едет в США, и там принимает активное участие в новом ответвлении модернизма — интернационального стиля. Того самого, в канонах которого было построена большая часть американских небоскребов.

Впрочем, в равной степени родоначальником стиля Баухауз и интернационального стиля считается и Вальтер Гропиус. Как следует из названия, важной чертой последнего был отказ не только от какого-либо лишнего декора, но и от национального «колорита». В алфавите универсального «интернационального» языка мгновенно оказались сплошное остекление, сталь и бетон, и чуть ли не первой постройкой, спроектированной в этой эстетике, стало, собственно, здание основанной Гропиусом школы в немецком городе Дессау. Асимметричная организация больших бетонных блоков с большими застекленными фасадами отражала происходящие внутри школы процессы — лекционную или практическую деятельность. Примечательно, что почти одновременно с Ле Корбюзье Гропиус, изгнанный из родной Германии национал-социалистами, оказывается в США, и с 1937 года в течение нескольких десятилетий преподает в Гарвардском университете. А в 1938 году в Америку приезжает друг и сподвижник Людвиг Мис сван дер Роэ.

Мис ван дер Роэ и Филип Джонсон. Seagram Building

 

Стеклянные дома ван дер Роэ и Джонсона


К тому моменту Мис уже построил свой знаменитый павильон Германии в Барселоне, в котором, наконец, реализовал идею стеклянной стены. Но еще с 20-х годов ван дер Роэ мечтал о стеклянном небоскребе — и Америка, в очередной оправдав свое звание «страны больших возможностей», позволила архитектору ее осуществить. Сначала — жилые высотные здания в Чикаго (1951), затем известные офисные небоскребы в Нью-Йорке — Seagram Building (1958) и IBM (1971).

Между тем, небоскреб Seagram Building, в котором использовалось необычное сиреневое стекло и медные перемычки, Мис проектировал совместно с Филипом Джонсоном — американским архитектором, который как раз и придумал термин «интернациональный стиль». Он появился в буклете к выставке, которую они в 1932 году вместе с Расселом Хитчкоком организовали в нью-йоркском МоМа. Выставка, вдохновленная поездкой Джонсона в Европу и знакомством с ван дер Роэ, называлась «Интернациональный стиль в современной архитектуре» и рассказывала о тех зданиях, которые, с точки зрения кураторов, были «современными». Тогда, правда, в список из преимущественно европейских построек попали только две американских — Lovell House австрийца Рихарда Нойтры и Film Guild Cinema голландца Фредерика Кислера. Частный дом Нойтры, кстати, часто называют «первым в США домом на стальном каркасе». Стоит ли говорить, что значительная часть поверхностей, на этом каркасе закрепленных, сделана из стекла!

Мис ван дер Роэ. Дом Фарнсворт

В 1947 году Джонсон сделал в том же музее еще одну выставку — на сей раз посвященную исключительно ван дер Роэ. Среди экспонатов оказались чертежи первого частного жилого стеклянного дома для доктора Эдит Фарнсворт из Чикаго, который Мис строил с 1945 по 1951 год. Предполагалось, что сюда, на относительно изолированный участок земли, Эдит будет приезжать исключительно для отдыха и досуга — занятий музыкой, написания стихов и т.д. И из материалов, не скрывающих своего индустриального происхождения, за счет точно выверенной композиции и совершенства исполнения отделки Мису удалось создать строение, от которого, как и от павильона в Барселоне, веет роскошью и волшебством.

Дом максимально открыт своему окружению: все четыре стены — стеклянные, и внутри он спланирован как единое помещение. Пол отделан тяжелыми плитами травертина, но при этом потолочное перекрытие, хоть и не несет большой нагрузки, сделано той же толщины, что и напольное: из-за этого кажется, что вертикальные колонны, пронизывающие дом, сделаны не столько для опоры, сколько для того, чтобы удержать парящее здание у земли. Таким образом, идея прозрачности, из-за которой ван дер Роэ был так привержен стеклу, в доме Фарнсворт доведена до абсолюта. А мысль о том, что продукты эпохи массового производства способны генерировать красивую архитектуру для достойных индивидуумов, предстает во всей красе.

Филип Джонсон. Glass House

Но вернемся к Филипу Джонсону. Друг и последователь Миса умудрился построить свою версию стеклянного дома двумя годами ранее, в 1949-м. «У меня очень дорогие обои», — шутил Филип, глядя сквозь прозрачные стены: здание размером 17×9,8 метров заняло свое место в обширном поместье Джонсона наряду с другими десятью, построенными архитектором в разные периоды его жизни. В отличие от дома Фарнсворта, у постройки Джонсона стальной каркас выкрашен не белый, а в черный цвет, а санузел заключен в закрытый цилиндр из кирпича (в то время как ван дер Роэ использовал дерево). Кроме того, отсутствует подиум с лестницей — а вместе с ним и ощущение, что дом вот-вот взлетит.

Тем не менее, Джонсон действительно какое-то время использовал этот дом для жилья, хотя затем переехал в одну из соседних построек, а стеклянный павильон определил под увеселения. Как, в общем-то, и задумывал ван дер Роэ, создавая концепцию «дома-витрины». А затем человек, который построил стеклянную коробку, стал одним из тех, кто, выражаясь фигурально, первым бросил в нее камень. Нет, разумеется, от использования стекла Джонсон не отказался, однако, начиная с 1960-х годов, в его зданиях все чаще прослеживаются исторические реминисценции, и из интернационального стиля американский архитектор прямиком шагнул в постмодернизм. Но то, во что превратился модернизм, достигнув апофеоза в 1970-е и затем довольно быстро оказавшийся в опале, — тема для другой, отдельной статьи.

Ле Корбюзье. Вилла Савой

 

Стекло как медиум идей модернизма


В предыдущей части статьи мы попытались, хотя бы поверхностно, проследить, как зародился модернизм, каковы были его основные принципы и каким образом они отражались в их творчестве. Пришло время подвести итог, почему во всей этой истории с модернизмом такое значение имеет стекло.

Первое и самое очевидное: в условиях, когда архитекторы старались свести к минимуму выразительные средства, стекло стало именно тем материалом, которое переросло границы окна и завоевало всю плоскость фасада (технически смогло это сделать), оставляя видимым лишь стальной или бетонный каркас.

Второй важный момент — прозрачность. Разве возможно еще более явным образом продемонстрировать функцию, о предельной ясности которой при взгляде снаружи так заботились модернисты.

Есть еще прозрачность изнутри — и здесь время вспомнить идеи Райта объединения с окружающим пейзажем.

И наконец, прозрачность в смысле светопроницаемости, поскольку свет — и не только по мнению Мельникова или Ле Корбюзье — один из основных инструментов архитектора. Большое его количество визуально раздвигает границы, и уже не просто интерьер становится частью ландшафта, но и сам человек сливается с ним.

Филип Джонсон. Небоскреб AT&T Building

Причины, почему в итоге модернизм сошел на нет, тоже вполне понятны. Интернациональное стало стандартным, универсальное — типовым. Засилье бетонных коробок и стеклянных башен довольно быстро начало вызывать раздражение даже у тех, кто когда-то приложил к их строительству руку. Одни ударились в хай-тек, ища декоративности в конструкционных деталях. Другие — в постмодернизм, как Филипп Джонсон, приделавший небоскребу AT&T Building бетонный фронтон.

Но, как говорится, модернизм умер — да здравствует модернизм. Сегодня, благодаря тому, что стекло приобретает новые свойства, стеклянной архитектуре стали доступны новые смыслы. И модернизм XXI века оброс в дополнение к старым новыми идеями: о бережном отношении к окружающей среде, независимости от невосполняемых природных ресурсов, сомасштабности человеку с точки зрения психологического и физического комфорта. Еще помните Гибсона? «Будущее уже здесь, просто пока еще не так широко распространено».

О некоторых неомодернистских зданиях, построенных за последние годы в Москве, мы расскажем во второй части этой статьи.

Изображения © tagblatt.ch, hasxx.blogspot.ru, guggenheim.org, farnsworthhouse.org, logomyway.com, studyblue.com, Flickr / Richard Anderson, arthistory390

Архитектурный модернизм — Вики

Архитектурный модернизм (фр. modernisme, от фр. moderne — новейший, современный; «англ. modern» — современный, новый) — движение в архитектуре двадцатого века, переломное по содержанию, связанное с решительным обновлением форм и конструкций, отказом от стилей прошлого. Охватывает период с начала 1900-х годов и по 1970-е—1980-е годы (в Европе), когда в архитектуре возникли новые тенденции. В специальной литературе термину «архитектурный модернизм» соответствуют английские термины «modern architecture», «modern movement» или же «modern», употребляемые в том же контексте. Выражение «модернизм» употребляется иногда как синоним понятия «современная архитектура»; или же как название стиля (в англоязычной литературе — «modern»).

Архитектурный модернизм включает такие архитектурные направления, как европейский функционализм 1920—1930-х годов, конструктивизм и рационализм в 1920-х годах СССР, движение «баухауз» в Германии, архитектурный ар-деко-стиль, интернациональный стиль, брутализм, советский модернизм, органическая архитектура. Таким образом, каждое из этих явлений — суть одна из ветвей общего дерева, архитектурного модернизма.

Основные представители архитектурного модернизма — это пионеры современной архитектуры Фрэнк Ллойд Райт, Вальтер Гропиус, Рихард Нойтра, Людвиг Мис ван Дер Роэ, Ле Корбюзье, Алвар Аалто, Оскар Нимейер, а также некоторые другие.

Общая характеристика

Кредо архитектурного модернизма заключено в самом его названии — это создание чего-то нового, что соответствовало бы духу современности, требованиям сегодняшнего дня. То есть в модернизме присутствует принципиальная установка на новизну архитектуры, — как конструктивных и планировочных идей, закладываемых в проекте, так и внешних пластических форм. Образное выражение «призмы из бетона и стекла» хорошо передаёт общий характер построек модернизма.

Основные принципы архитектурного модернизма:

  • использование самых современных строительных материалов и конструкций (в частности, стального или ж/б каркаса).
  • рациональный подход к решению внутренней планировки (функциональный подход),
  • отсутствие тенденций украшательства, принципиальный отказ от исторических реминисценций в облике сооружений,
  • «интернациональный» характер.

В своих истоках архитектурный модернизм основывался на новейших достижениях научно-технического и промышленного прогресса, а также на передовых социально-реформаторских идеях своего времени. Социальные установки архитекторов-модернистов отличались, как правило, явным демократизмом, а то и левизной, — по крайней мере, во многих декларациях его теоретиков.

Стили-предшественники модернизма в архитектуре — это так называемые «неостили»: русский модерн,

Архитектурный модернизм — Википедия. Что такое Архитектурный модернизм

Архитектурный модернизм (фр. modernisme, от фр. moderne — новейший, современный; «англ. modern» — современный, новый) — движение в архитектуре двадцатого века, переломное по содержанию, связанное с решительным обновлением форм и конструкций, отказом от стилей прошлого. Охватывает период с начала 1900-х годов и по 1970-е—1980-е годы (в Европе), когда в архитектуре возникли новые тенденции. В специальной литературе термину «архитектурный модернизм» соответствуют английские термины «modern architecture», «modern movement» или же «modern», употребляемые в том же контексте. Выражение «модернизм» употребляется иногда как синоним понятия «современная архитектура»; или же как название стиля (в англоязычной литературе — «modern»).

Архитектурный модернизм включает такие архитектурные направления, как европейский функционализм 1920—1930-х годов, конструктивизм и рационализм в 1920-х годах СССР, движение «баухауз» в Германии, архитектурный ар-деко-стиль, интернациональный стиль, брутализм, органическая архитектура. Таким образом, каждое из этих явлений — суть одна из ветвей общего дерева, архитектурного модернизма.

Основные представители архитектурного модернизма — это пионеры современной архитектуры Вальтер Гропиус, Рихард Нойтра, Людвиг Мис ван Дер Роэ, Ле Корбюзье, Алвар Аалто, Оскар Нимейер, а также некоторые другие.

Общая характеристика

Кредо архитектурного модернизма заложено в самом его названии — это создание нового, чего-то такого, что соответствовало бы сегодняшнему дню. То есть присутствует принципиальная установка на новизну архитектуры, — как конструктивных и планировочных идей, закладываемых в проекте, так и внешних форм. Образное выражение «призмы из бетона и стекла» хорошо передаёт общий характер построек модернизма.

Основные принципы архитектурного модернизма:

  • использование самых современных строительных материалов и конструкций,
  • рациональный подход к решению внутренних пространств (функциональный подход),
  • отсутствие тенденций украшательства, принципиальный отказ от исторических реминисценций в облике сооружений,
  • их «интернациональный» характер.

В своих истоках архитектурный модернизм основывался на новейших достижениях научно-технического и промышленного прогресса, а также на передовых социально-реформаторских идеях своего времени. Социальные установки архитекторов-модернистов отличались, как правило, явным демократизмом, а то и левизной, — по крайней мере, во многих декларациях его теоретиков.

Стили-предшественники модернизма в архитектуре — это так называемые «неостили»: русский модерн, сецессион в Австрии, югендстиль в Германии, ар-нуво во Франции, а также неоклассицизм, развившийся позже повсеместно.

Последующий за модернизмом стиль — постмодернизм, основная черта которого — это отказ от примата функции и возврат к использованию элементов традиционных исторических стилей.

Истоки — вторая половина XIX века

Современная архитектура (модернизм) имела главным источником и вдохновляющим началом техническую и промышленную революцию XIX века. Железобетон, чрезвычайно прочный и устойчивый к нагрузкам материал, был впервые запатентован в 1867 году. Придумал его простой французский садовник Жозеф Монье, пытаясь найти решение для изготовления садовых кадок для растений — что положило начало развитию конструкций из железобетона (армированного бетона). Невероятно лёгкие и прочные по сравнению с тем, что знала история раньше, эти конструкции вызвали к жизни новые формы в промышленном строительстве, а позже и в жилых и общественных зданиях. В это же время было освоено строительство из металла — смелые и изящные металлические конструкции, зачастую с огромными пролётами, применялись в строительстве оранжерей, мостов, для перекрытий вокзальных перронов и больших городских рынков. Известные постройки этой эпохи, возведённые с применением металлических конструкций, — Библиотека Сен-Женевьев в Париже (1850), Хрустальный дворец Д. Пэкстона в Лондоне (1851), Дворец Машин на Всемирной выставке в Париже (1889), Бруклинский мост (1883) и другие. В 1889 году в Париже была возведена Эйфелева башня — поначалу как сугубо временное сооружение Всемирной выставки, а позже ставшая символом технического и строительного прогресса XIX века.

В Соединённых Штатах конец столетия ознаменовался строительством высотных зданий с металлическим каркасом (снаружи покрытым ещё декоративной облицовкой из камня) — в Чикаго, в Нью-Йорке. Благодаря каркасу здания уже могли достигать высоты 15—20 этажей — при весьма «облегчённом» плане (дом Монаднок в Чикаго, (1891) арх. Дж. Рут; здание торгового дома Шлезингер & Майер в Чикаго, арх. Л. Салливэн. 1899—04 и другие).

Важную роль для развития новых тенденций сыграли такие факторы, как движение «искусства и ремесла» в Великобритании, вдохновителями которого были художник и эссеист Уильям Моррис, художник и писатель Джон Рескин, а также промышленный подъём в Германии, выразившийся, в частности, в образовании новых промышленно-художественных мастерских в Мюнхене («Vereinigte Werkstätten für Kunst im Handwerk», 1898) и в крупных художественно-промышленных выставках (художественно-архитектурные выставки Дармштадтской колонии (1897, 1901, 1905-08), Дрезденская промышленная выставка (1899—1900 гг.) и другие).

Так называемые «неостили», расцветшие в Европе в конце XIX — начале XX века — югенд-стиль в Германии, сецессион в Австрии, ар-нуво во Франции, модерн в России — решительно порывали с прошлым, как в отношении формы, так и в отношении базовых установок, являясь таким образом прямыми предшественниками модернизма. Архитектура «неостилей», с её огромными, немыслимыми раньше оконными проёмами и пролётами перекрытий, большими поверхностями остекления, смело осваивала железобетон, что было весьма важным опытом для последующих поколений архитекторов.

Теоретическую основу движения к обновлению архитектуры и дизайна на этом этапе подготовили статьи, книги (а иногда и постройки) таких видных архитекторов и теоретиков архитектуры, как Готфрид Земпер (Германия), Анри Ван де Вельде (Бельгия), Виолле-ле-Дюк (Франция).

Архитекторы — предтечи модернизма — это: Чарльз Р. Макинтош, Ч.-Ф.-А. Войси (Великобритания), Отто Вагнер, Адольф Лоос (Австрия), Ганс Пельциг (Германия), Хендрик П. Берлаге, Анри Ван де Вельде (Бельгия) и некоторые другие. В Америке — Луис Салливэн, а также Фрэнк Ллойд Райт. Хотя почти все они были представителями региональных «неостилей», их по праву можно считать также и зачинателями модернизма в архитектуре.

Классические примеры модернизма в архитектуре

  • Здание Баухауса в Дессау, 1926-29, арх. В. Гропиус;
  • Выставочный павильон Германии в Барселоне, 1929, арх. Мис Ван дер Роэ;
  • Вилла Савой в Пуасси, 1930, арх. Ле Корбюзье;
  • Жилые комплексы «Хай-пойнт-1» и «Хай-пойнт-2» в Лондоне, 1936, арх. Б. Лубеткин;
  • Санаторий в Паймио, 1933, арх. А. Аалто;
  • Архитектура города Чандигарх, Индия. Арх. Ле Корбюзье, П. Жаннере и др.;
  • Новая столица Бразилии, г. Бразилиа, арх. Л. Коста, О. Нимейер, 50-е гг.;
  • Здание «Сигрем» в Нью-Йорке, 1958, арх-ры Мис ван Дер Роэ, Ф. Джонсон;
  • Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке, 1955. Арх. Фрэнк Ллойд Райт.
  • Жилой комплекс «Хабитат» на Экспо-67 в Монреале, 1967, арх. М. Сафди.
  • Парламентское здание «Улей» в Веллингтоне, 1981, арх. Бэзил Спенс.

Ссылки

Литература

  • Pevzner, Nicolaus. Pioneers of the Modern Movement. London, 1936
  • Гидеон, Зигфрид. Пространство, время, архитектура. (Перевод с нем.), Стройиздат, М., 1984 г.
  • Френк Ллойд Райт. Будущее архитектуры. М., 1960.
  • William J.R. Curtis. Modern Architecture since 1900. Phaidon, 1982, 1987, 2006. ISBN 9780714833569.

Архитектурный модернизм — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Архитектурный модернизм (фр. modernisme, от фр. moderne — новейший, современный; «англ. modern» — современный, новый) — движение в архитектуре двадцатого века, переломное по содержанию, связанное с решительным обновлением форм и конструкций, отказом от стилей прошлого. Охватывает период с начала 1900-х годов и по 70-е—80-е годы (в Европе), когда в архитектуре возникли новые тенденции. В специальной литературе термину «архитектурный модернизм» соответствуют английские термины «modern architecture», «modern movement» или же «modern», употребляемые в том же контексте. Выражение «модернизм» употребляется иногда как синоним понятия «современная архитектура»; или же как название стиля (в англоязычной литературе — «modern»).

Архитектурный модернизм включает такие архитектурные направления, как европейский функционализм 20—30-х годов, конструктивизм и рационализм в 20-х годах СССР, движение «баухауз» в Германии, архитектурный ар-деко-стиль, интернациональный стиль, брутализм, органическая архитектура. Таким образом, каждое из этих явлений — суть одна из ветвей общего дерева, архитектурного модернизма.

Основные представители архитектурного модернизма — это пионеры современной архитектуры Вальтер Гропиус, Рихард Нойтра, Людвиг Мис ван Дер Роэ, Ле Корбюзье, Алвар Аалто, Оскар Нимейер, а также некоторые другие.

Общая характеристика

Кредо архитектурного модернизма заложено в самом его названии — это создание нового, чего-то такого, что соответствовало бы сегодняшнему дню. То есть присутствует принципиальная установка на новизну архитектуры, — как конструктивных и планировочных идей, закладываемых в проекте, так и внешних форм. Образное выражение «призмы из бетона и стекла» хорошо передает общий характер построек модернизма.

Основные принципы архитектурного модернизма:

 — использование самых современных строительных материалов и конструкций,
 — рациональный подход к решению внутренних пространств (функциональный подход),
 — отсутствие тенденций украшательства, принципиальный отказ от исторических реминисценций в облике сооружений,
 — их «интернациональный» характер.

В своих истоках архитектурный модернизм основывался на новейших достижениях научно-технического и промышленного прогресса, а также на передовых социально-реформаторских идеях своего времени. Социальные установки архитекторов-модернистов отличались, как правило, явным демократизмом, а то и левизной, — по крайней мере, во многих декларациях его теоретиков.

Стили-предшественники модернизма в архитектуре — это так называемые «неостили»: русский модерн, сецессион в Австрии, югендстиль в Германии, ар-нуво во Франции, а также неоклассицизм, развившийся позже повсеместно.

Последующий за модернизмом стиль — постмодернизм, основная черта которого — это отказ от примата функции и возврат к использованию элементов традиционных исторических стилей.

Истоки — вторая половина 19 века

Современная архитектура (модернизм) имела главным источником и вдохновляющим началом техническую и промышленную революцию XIX века. Железобетон, чрезвычайно прочный и устойчивый к нагрузкам материал, был впервые запатентован в 1867 г. Придумал его простой французский садовник Жозеф Монье, пытаясь найти решение для изготовления садовых кадок для растений — что положило начало развитию конструкций из железобетона (армированного бетона). Невероятно легкие и прочные по сравнению с тем, что знала история раньше, эти конструкции вызвали к жизни новые формы в промышленном строительстве, а позже и в жилых и общественных зданиях. В это же время было освоено строительство из металла — смелые и изящные металлические конструкции, зачастую с огромными пролетами, применялись в строительстве оранжерей, мостов, для перекрытий вокзальных перронов и больших городских рынков. Известные постройки этой эпохи, возведенные с применением металлических конструкций, — Библиотека Сен-Женевьев в Париже (1850), Хрустальный дворец Д.Пэкстона в Лондоне (1851), Дворец Машин на Всемирной выставке в Париже (1889), Бруклинский мост (1883) и др. В 1889 году в Париже была возведена Эйфелева башня — поначалу как сугубо временное сооружение Всемирной выставки, а позже ставшая символом технического и строительного прогресса 19 века.

В Соединенных Штатах конец столетия ознаменовался строительством высотных зданий с металлическим каркасом (снаружи покрытым ещё декоративной облицовкой из камня) — в Чикаго, в Нью-Йорке. Благодаря каркасу здания уже могли достигать высоты 15—20 этажей — при весьма «облегченном» плане (дом Монаднок в Чикаго, (1891) арх. Дж. Рут; здание торгового дома Шлезингер & Майер в Чикаго, арх. Л.Салливэн. 1899—04, и др.).

Важную роль для развития новых тенденций сыграли такие факторы, как движение «искусства и ремесла» в Великобритании, вдохновителями которого были художник и эссеист Уильям Моррис, художник и писатель Джон Рескин, а также промышленный подъем в Германии, выразившийся, в частности, в образовании новых промышленно-художественных мастерских в Мюнхене («Vereinigte Werkstätten für Kunst im Handwerk», 1898) и в крупных художественно-промышленных выставках (художественно-архитектурные выставки Дармштадтской колонии (1897, 1901, 1905-08), Дрезденская промышленная выставка (1899—1900 гг.) и др).

Так называемые «неостили», расцветшие в Европе в конце 19 — нач. 20 века — югенд-стиль в Германии, сецессион в Австрии, ар-нуво во Франции, модерн в России — решительно порывали с прошлым, как в отношении формы, так и в отношении базовых установок, являясь таким образом прямыми предшественниками модернизма. Архитектура «неостилей», с её огромными, немыслимыми раньше оконными проемами и пролетами перекрытий, большими поверхностями остекления, смело осваивала железобетон, что было весьма важным опытом для последующих поколений архитекторов.

Теоретическую основу движения к обновлению архитектуры и дизайна на этом этапе подготовили статьи, книги (а иногда и постройки) таких видных архитекторов и теоретиков архитектуры, как Готфрид Земпер (Германия), Анри Ван де Вельде (Бельгия), Виолле-ле-Дюк (Франция).

Архитекторы — предтечи модернизма — это: Чарльз Р. Макинтош, Ч.-Ф.-А. Войси (Великобритания), Отто Вагнер, Адольф Лоос (Австрия), Ганс Пельциг (Германия), Хендрик П. Берлаге, Анри Ван де Вельде (Бельгия) и некоторые другие. В Америке — Луис Салливэн, а также Фрэнк Ллойд Райт. Хотя почти все они были представителями региональных «неостилей», их по праву можно считать также и зачинателями модернизма в архитектуре.

Классические примеры модернизма в архитектуре

  • Здание Баухауза в Дессау, 1926-29, арх. В. Гропиус;
  • Выставочный павильон Германии в Барселоне, 1929, арх. Мис Ван дер Роэ;
  • Вилла Савой в Пуасси, 1930, арх. Ле Корбюзье;
  • Жилые комплексы «Хай-пойнт-1» и «Хай-пойнт-2» в Лондоне, 1936, арх. Б. Любеткин;
  • Санаторий в Паймио, 1933, арх. А. Аалто;
  • Архитектура города Чандигарх, Индия. Арх. Ле Корбюзье, П. Жаннере и др.;
  • Новая столица Бразилии, г. Бразилиа, арх. Л. Коста, О. Нимейер, 50-е гг.;
  • Здание «Сигрем» в Нью-Йорке, 1958, арх-ры Мис ван Дер Роэ, Ф. Джонсон;
  • Музей Гуггенхейма в Нью-Йорке, 1955. Арх. Фрэнк Ллойд Райт.
  • Жилой комплекс «Хабитат» на Экспо-67 в Монреале, 1955, арх. М. Сафди.
  • Парламентское здание «Улей» в Веллингтоне, 1981, арх. Бэзил Спенс.

Напишите отзыв о статье «Архитектурный модернизм»

Ссылки

  • [calitreview.com/2007/03/26/architecture-and-modernism/ Architecture and Modernism]
  • [www.brussels50s60s.be Brussels50s60s.be], Обзор архитектуры 1950—1960 гг. в Брюсселе (на англ.)
  • [www.historisches-lexikon-bayerns.de/artikel/artikel_44921%20 Wolfram Lübbeke: «Neues Bauen» im Historischen Lexikon Bayerns (статья на нем. яз., со ссылками на биографии архитекторов)]
  • [tartle.net/blog/154-modernizm-eto-dom-naiznanku/ Модернизм в архитектуре] — чувство современного пространства. (статья с примерами зданий в стиле модернизма начала и середины ХХ века и ссылками на них)

Литература

  • Pevzner, Nicolaus. Pioneers of the Modern Movement. London, 1936
  • Гидеон, Зигфрид. Пространство, время, архитектура. (Перевод с нем.), Стройиздат, М., 1984 г.
  • Френк Ллойд Райт. Будущее архитектуры. М., 1960.
  • William J.R. Curtis. Modern Architecture since 1900. Phaidon, 1982, 1987, 2006. ISBN 9780714833569

Отрывок, характеризующий Архитектурный модернизм

«С рассветом две новые батареи, устроенные в ночи, на равнине, занимаемой принцем Экмюльским, откроют огонь по двум противостоящим батареям неприятельским.
В это же время начальник артиллерии 1 го корпуса, генерал Пернетти, с 30 ю орудиями дивизии Компана и всеми гаубицами дивизии Дессе и Фриана, двинется вперед, откроет огонь и засыплет гранатами неприятельскую батарею, против которой будут действовать!
24 орудия гвардейской артиллерии,
30 орудий дивизии Компана
и 8 орудий дивизии Фриана и Дессе,
Всего – 62 орудия.
Начальник артиллерии 3 го корпуса, генерал Фуше, поставит все гаубицы 3 го и 8 го корпусов, всего 16, по флангам батареи, которая назначена обстреливать левое укрепление, что составит против него вообще 40 орудий.
Генерал Сорбье должен быть готов по первому приказанию вынестись со всеми гаубицами гвардейской артиллерии против одного либо другого укрепления.
В продолжение канонады князь Понятовский направится на деревню, в лес и обойдет неприятельскую позицию.
Генерал Компан двинется чрез лес, чтобы овладеть первым укреплением.
По вступлении таким образом в бой будут даны приказания соответственно действиям неприятеля.
Канонада на левом фланге начнется, как только будет услышана канонада правого крыла. Стрелки дивизии Морана и дивизии вице короля откроют сильный огонь, увидя начало атаки правого крыла.
Вице король овладеет деревней [Бородиным] и перейдет по своим трем мостам, следуя на одной высоте с дивизиями Морана и Жерара, которые, под его предводительством, направятся к редуту и войдут в линию с прочими войсками армии.
Все это должно быть исполнено в порядке (le tout se fera avec ordre et methode), сохраняя по возможности войска в резерве.
В императорском лагере, близ Можайска, 6 го сентября, 1812 года».
Диспозиция эта, весьма неясно и спутанно написанная, – ежели позволить себе без религиозного ужаса к гениальности Наполеона относиться к распоряжениям его, – заключала в себе четыре пункта – четыре распоряжения. Ни одно из этих распоряжений не могло быть и не было исполнено.
В диспозиции сказано, первое: чтобы устроенные на выбранном Наполеоном месте батареи с имеющими выравняться с ними орудиями Пернетти и Фуше, всего сто два орудия, открыли огонь и засыпали русские флеши и редут снарядами. Это не могло быть сделано, так как с назначенных Наполеоном мест снаряды не долетали до русских работ, и эти сто два орудия стреляли по пустому до тех пор, пока ближайший начальник, противно приказанию Наполеона, не выдвинул их вперед.
Второе распоряжение состояло в том, чтобы Понятовский, направясь на деревню в лес, обошел левое крыло русских. Это не могло быть и не было сделано потому, что Понятовский, направясь на деревню в лес, встретил там загораживающего ему дорогу Тучкова и не мог обойти и не обошел русской позиции.
Третье распоряжение: Генерал Компан двинется в лес, чтоб овладеть первым укреплением. Дивизия Компана не овладела первым укреплением, а была отбита, потому что, выходя из леса, она должна была строиться под картечным огнем, чего не знал Наполеон.
Четвертое: Вице король овладеет деревнею (Бородиным) и перейдет по своим трем мостам, следуя на одной высоте с дивизиями Марана и Фриана (о которых не сказано: куда и когда они будут двигаться), которые под его предводительством направятся к редуту и войдут в линию с прочими войсками.
Сколько можно понять – если не из бестолкового периода этого, то из тех попыток, которые деланы были вице королем исполнить данные ему приказания, – он должен был двинуться через Бородино слева на редут, дивизии же Морана и Фриана должны были двинуться одновременно с фронта.
Все это, так же как и другие пункты диспозиции, не было и не могло быть исполнено. Пройдя Бородино, вице король был отбит на Колоче и не мог пройти дальше; дивизии же Морана и Фриана не взяли редута, а были отбиты, и редут уже в конце сражения был захвачен кавалерией (вероятно, непредвиденное дело для Наполеона и неслыханное). Итак, ни одно из распоряжений диспозиции не было и не могло быть исполнено. Но в диспозиции сказано, что по вступлении таким образом в бой будут даны приказания, соответственные действиям неприятеля, и потому могло бы казаться, что во время сражения будут сделаны Наполеоном все нужные распоряжения; но этого не было и не могло быть потому, что во все время сражения Наполеон находился так далеко от него, что (как это и оказалось впоследствии) ход сражения ему не мог быть известен и ни одно распоряжение его во время сражения не могло быть исполнено.

Многие историки говорят, что Бородинское сражение не выиграно французами потому, что у Наполеона был насморк, что ежели бы у него не было насморка, то распоряжения его до и во время сражения были бы еще гениальнее, и Россия бы погибла, et la face du monde eut ete changee. [и облик мира изменился бы.] Для историков, признающих то, что Россия образовалась по воле одного человека – Петра Великого, и Франция из республики сложилась в империю, и французские войска пошли в Россию по воле одного человека – Наполеона, такое рассуждение, что Россия осталась могущественна потому, что у Наполеона был большой насморк 26 го числа, такое рассуждение для таких историков неизбежно последовательно.
Ежели от воли Наполеона зависело дать или не дать Бородинское сражение и от его воли зависело сделать такое или другое распоряжение, то очевидно, что насморк, имевший влияние на проявление его воли, мог быть причиной спасения России и что поэтому тот камердинер, который забыл подать Наполеону 24 го числа непромокаемые сапоги, был спасителем России. На этом пути мысли вывод этот несомненен, – так же несомненен, как тот вывод, который, шутя (сам не зная над чем), делал Вольтер, говоря, что Варфоломеевская ночь произошла от расстройства желудка Карла IX. Но для людей, не допускающих того, чтобы Россия образовалась по воле одного человека – Петра I, и чтобы Французская империя сложилась и война с Россией началась по воле одного человека – Наполеона, рассуждение это не только представляется неверным, неразумным, но и противным всему существу человеческому. На вопрос о том, что составляет причину исторических событий, представляется другой ответ, заключающийся в том, что ход мировых событий предопределен свыше, зависит от совпадения всех произволов людей, участвующих в этих событиях, и что влияние Наполеонов на ход этих событий есть только внешнее и фиктивное.
Как ни странно кажется с первого взгляда предположение, что Варфоломеевская ночь, приказанье на которую отдано Карлом IX, произошла не по его воле, а что ему только казалось, что он велел это сделать, и что Бородинское побоище восьмидесяти тысяч человек произошло не по воле Наполеона (несмотря на то, что он отдавал приказания о начале и ходе сражения), а что ему казалось только, что он это велел, – как ни странно кажется это предположение, но человеческое достоинство, говорящее мне, что всякий из нас ежели не больше, то никак не меньше человек, чем великий Наполеон, велит допустить это решение вопроса, и исторические исследования обильно подтверждают это предположение.
В Бородинском сражении Наполеон ни в кого не стрелял и никого не убил. Все это делали солдаты. Стало быть, не он убивал людей.
Солдаты французской армии шли убивать русских солдат в Бородинском сражении не вследствие приказания Наполеона, но по собственному желанию. Вся армия: французы, итальянцы, немцы, поляки – голодные, оборванные и измученные походом, – в виду армии, загораживавшей от них Москву, чувствовали, что le vin est tire et qu’il faut le boire. [вино откупорено и надо выпить его.] Ежели бы Наполеон запретил им теперь драться с русскими, они бы его убили и пошли бы драться с русскими, потому что это было им необходимо.
Когда они слушали приказ Наполеона, представлявшего им за их увечья и смерть в утешение слова потомства о том, что и они были в битве под Москвою, они кричали «Vive l’Empereur!» точно так же, как они кричали «Vive l’Empereur!» при виде изображения мальчика, протыкающего земной шар палочкой от бильбоке; точно так же, как бы они кричали «Vive l’Empereur!» при всякой бессмыслице, которую бы им сказали. Им ничего больше не оставалось делать, как кричать «Vive l’Empereur!» и идти драться, чтобы найти пищу и отдых победителей в Москве. Стало быть, не вследствие приказания Наполеона они убивали себе подобных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *