Барокко в испании архитектура: Архитектура Испании в стиле барокко / История архитектуры / www.Arhitekto.ru

Испанское барокко — стиль, направление, искусство, черты, особенности, история, представители, вики — WikiWhat

Архитектура

При­мером барочного стиля в архитектуре может служить Эскориал, но­вая резиденция испанского короля, построенная в 1553-1586 гг. близ Мадрида и ставшая самым значительным памятником эпохи Филиппа II. В его правление начался расцвет самобытного испан­ского искусства. Великая держава нуждалась в великом искусстве, и испанский король, вслед за ренессансными государями Италии, стал покровителем изящных искусств. Вторая половина XVI и пер­вая половина XVII в. стали «золотым веком» испанской культуры.

Живопись

Наибольших успехов испанское искусство времени барокко добилось в области живописи. Приняв эстафету от ренессансной Италии, Испания стала той страной, в которой европейская живопись сде­лала следующий большой шаг в своём развитии. Основоположниками национальной испанской школы стали художники Х. Рибейра и Ф. Сурбаран, писавшие в основном на религиозные и мифологи­ческие сюжеты. Но больше всего прославил Испанию её величай­ший художник, придворный живописец Филиппа IV Д. Веласкес. Среди его шедевров — портреты короля, членов его семьи и при­ближённых; знаменитое полотно «Взятие Бреды», посвящённое од­ному из эпизодов войны с Нидерландами.

Испанский философ Х. Ортега-и-Гассет, характеризуя расцвет живописи в Испании периода барокко, писал: «И Сурбаран, и Веласкес, и Рибейра — три пика, ко­торые составляют истинную славу этого периода».

Представители испанского барокко

Наиболее известными представителями испанского барокко считаются Рубенс и ван Дейк. Заслуженную из­вестность приобрели также фламандские художники Ф. Снейдерс, выдающийся мастер натюрморта, и Я. Иорданс, один из основопо­ложников жанровой живописи.

Питер Пауль Рубенс

Крупнейшим представителем испанского барокко является П. П. Рубенс, который считается самым значительным художником эпохи барокко. Он соз­дал крупнейшую художественную мастерскую в Европе, получал заказы из многих стран, в том числе от коронованных особ. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Загрузка…

Антонис ван Дейк

Наибо­лее известным учеником Рубенса был замечательный портретист А. ван Дейк, который довёл до совершенства жанр роскошного па­радного портрета в стиле барокко. В Англии им были написаны портреты первых Стюартов, их родственников и приближённых. Творчество ван Дейка способствовало формированию национальной традиции портретной живописи, ставшей основным жанром английского изобразительного искусства XVII в.

Картинки (фото, рисунки)

  • Эскориал. Современный вид
  • Веласкес. Взятие Бреды» data-thumb=»http://wikiwhat.ru/public/page_images/276/0x65-222.jpg» data-src=»http://wikiwhat.ru/public/page_images/276/222.jpg»>
    Д. Веласкес. Взятие Бреды
  • П. П. Рубенс. Автопортрет с Изабеллой Брандт

Категории:

Барокко Искусство Испании

Вопросы к этой статье:

Материал с сайта http://WikiWhat.ru

Период возрождения в испанской архитектуре: стиль Барокко и Ренесанс

Автор Пабло Гонсалес На чтение 8 мин Просмотров 244 Опубликовано

Содержание

  • 1 Здания периода раннего Возрождения
  • 2 Авторские фасады
  • 3 Особенности Ренессанса в Андалусии
  • 4 Суровый Ренессанс
  • 5 Особенности испанского барокко
  • 6 Короли архитектурной драматургии: архитекторы Чурригера
  • 7 Лучшие работы испанской архитектуры
  • 8 Барочные дворцы на французский манер
  • 9 Новое направление неоклассицизм

Содержание

  1. Здания периода раннего Возрождения
  2. Авторские фасады
  3. Особенности Ренессанса в Андалусии
  4. Суровый Ренессанс
  5. Особенности испанского барокко
  6. Короли архитектурной драматургии: архитекторы Чурригера
  7. Лучшие работы испанской архитектуры
  8. Барочные дворцы на французский манер
  9. Новое направление неоклассицизм

Здания периода раннего Возрождения

На своей родине (в Италии) Ренессанс получил на ранней стадии все признаки бесстрастного классицизма. Но в Испании все происходило совершенно по-другому.

Как одним из направлений эпохи Ренессанса стало формирование архитектурного стиля платереско, в котором нашли свое определенное продолжение многие стили зодчества: мавританское наследие, элементы постготического исабелино и скульптурная детализация. Этому направлению архитектуры, которое сформировалось в 16 веке стали присущи многие черты именно Ренессанса: декоративные мотивы, ордерные элементы (определенные формы колонн и канделябров). Такие элементы внесли упорядоченность в хаотичную пышность готики.

В большинстве случаев новые идеи затронули не конструкцию зданий, а фасады. Наибольшей известностью расцветшего платереско можно считать фасад университета в Саламанке, где наблюдается присутствие огромного количества изображений Фердинанды, Изабеллы, фруктов, завитков. Многие старались при оформлении фасадов использовать изображение лягушки, считалось, что именно оно приносит удачу. В Саламанке в описанном стиле украшены практически все здания.

Авторские фасады

Несмотря на то, что имя автора фасада университета в Саламанке не известно, но именно с приходом Ренессанса в Испанию появилась традиция связывать архитектурные работы с именами мастеров, что их выполняли. Благодаря этому обрели свою известность следующие зодчие:

  1. Хуан де Бадахос, который оформил фасад пристанища для паломников Сан-Маркос (ок. 1514) в Леоне.
  2. Алонсо де Коваррубиас, что возглавил строительство кафедрального собора в Толедо в 1630-х годах. Немного позже он стал придерживаться менее вычурного стиля ренессанса.
  3. Родриго Хиль де Онтаньон, который оформлял фасад университета в Алькада-де-Энаресе и получил звание ведущего архитектора Испании 16 века. Его работы отличаются сдержанностью и уравновешенностью в гармоничном сочетании с большим разнообразием элементов и форм.

Особенности Ренессанса в Андалусии

Фото: Дворец Каденас

На территории Испании огромное количество зданий которые основывались на принципах готики, а в некоторых из них есть все элементы, свойственные итальянским сооружениям. Но все же можно встретить огромное количество примеров академизма Ренессанса. Такие здания выделяются своей сдержанностью в композиции.

Начиная с 1520 года, на территории Испании все большее предпочтение начинают отдавать симметрии и торжественности Античности, что приводит к укреплению на полуострове эпохи Высокого Возрождения.

Платереско в основном реализовывался в Кастилии и Леоне, а вот в Андалусии архитекторы отдавали предпочтение классическому направлению. Ярким примеров архитектуры Позднего Возрождения можно считать дворец, что расположился в центре Альгамбры. Он был спроектирован в 1527 году зодчим Педро Мачука (ученик Микеланджело). Это дворец с круглым внутренним двором и двухэтажной ротондой. Более ярким примеров архитектуры Позднего Возрождения больше не встретишь.

Позже создатель Золотой лестницы (Elcalera Dorada) в кафедральном соборе Бургоса приступил к реставрации кафедрального собора Гранады. Старое здание было дополнено колонами, полукруглой аркой и куполом. Андерес де Вандельвира в свое время украсил весь город Убеде постройками в стиле ренессанса. Он занимался проектами зданий по предварительному заказу богатых горожан. Именно его работой является монументальная больница Сантьяго и дворец Каденас (Palacio de las Cadenas). Эти два здания стали прекрасным дополнением коллекции архитектурных памятников периода Ренессанса в Испании.

Суровый Ренессанс

Фото: Дворец-монастырь Сан-Лоренсо-де-Эль-Эскориал

Не долгое время испанские архитекторы отдавали классическому направлению в архитектуре Ренессанса, очень скоро произошел резкий поворот. На третьем этапе эпохи Возрождения в зодчестве стала наблюдаться несвойственная Испании сдержанность.

Новый строгий аскетически суровый стиль стал полной противоположностью торжественности платереско. Торжественные здания Мачуки, Вандельвиры и де Силоэ ушли в прошлое. Основоположником нового направления стал любитель античности Хуан де Эррера. Его лучшим произволением архитектуры стал дворец-монастырь Сан-Лоренсо-де-Эль-Эскориал. Это огромный комплекс, целиком его можно увидеть только с высоты, представлял прямоугольное сооружение с огромным количеством внутренних дворов, базиликой, дворцом и мавзолеем.

Внешне от сооружения веет настоящим академизмом. В этом комплексе ярко представлен голый Ренессанс, обнаженный до самых основ. От него веет военной мощью и духовным аскетизмом, что было свойственно для Испании 16 века.

Разработкой проекта сначала занимался Хуан Буатиста де Толеда, но заканчивал его уже Эррера в 1584 году. На строительство ушел всего 21 год. В своих работах не украшенную суровую простоту использовали кроме архитектора Эррера и другие молодые художники, например, Хуан Гомес де ла Мора, который занимался проектом площади Майор в Мадриде.

Особенности испанского барокко

В 17-18 веке испанские архитекторы снова вернулись к направлениям итальянского зодчества. Вместо классической строгости снова стала появляться помпезность и изысканность. Стоит отметить, что появление барокко не привело к появлению огромного количества новых архитектурных построек.

Изысканность и помпезность реализовывалась в украшении существующих зданий и сооружений. Также черты этого стиля стали наблюдаться и в работах скульпторов. Стоит отметить, что причиной того, что барокко не прижился на полуострове в полной мере, можно считать самобытность Испании. Если и использовались определенные элементы барокко, то исключительно в пределах традиционного ригоризма местных, этнических и религиозных вкусов.

Короли архитектурной драматургии: архитекторы Чурригера

Фото: Площадь Майор в Саламанке

Стиль, основоположником которого стал Эррера, очень медленно уступал позиции новому направлению. При строительстве новых зданий, как и прежде, наблюдалась определенная сдержанность и умеренность даже на раннем этапе барокко. Но немного разнообразия в строительство внес Алонсо Кано, когда в 1667 году занялся оформлением фасада гранадского собора. В его ранних работах наблюдалась определенная сдержанность, которая еще преобладала над пышностью и великолепием барокко. Ведь зодчий руководствовался канонами строгой архитектуры.

В 18 веке на территории полуострова стал преобладать стиль архитектуры чурригереско, который был назван в честь двух братьев архитекторов Чурригера.

Особенности этого стиля были определены старшим братом Хосе Бенито де Чурригера, который в своих творениях стал использовать сочную эффективную декоративность.  В какой-то степени его можно назвать скульптором, руководствуюсь его работой по созданию коллекции головокружительных алтарей для церкви.

Наиболее известным считается алтарь, выполненный для монастыря Сан-Эстебан в Саламанке (1692 г). Творение старшего брата, как архитектора, менее известны. По заказу  одного из банкиров им был выполнен проект небольшого городка Нуэво-Бастан в 1709 году, где он придал церкви, дворцу и стекольной фабрике весьма непретенциозно классический облик.

А вот архитектурным произведениям Альберто Чурригера свойственна большая торжественность и помпезность. Его основным творением, благодаря которому он вошел в историю, можно считать площадь Майор в Саламанке. Однако лучшими представителями чурригерского стиля считаются зодчие, которые занимались не непосредственным строительном, а украшением порталов растительными узорами, ангелочками, спиралевидными колоннами. Примером можно считать портал здания Музея истории города (Museo Municipal) в Мадриде.

Лучшие работы испанской архитектуры

Фото: Кафедральный собор в Мурсии

Лучшим произведением испанского барокко можно считать оформление западного фасада в Саньтьяго-де Компостеле, который носит название Эль-Обрадойро. Оформление его проводилось в 1740 году известным архитектором Фернандо Касас-и-Новоа. Причудливая чарующая взгляд композиция сложилась из гармоничного сочетания тонких колонн, статуй святого Иакова и его учеников и прочего традиционного набора элегантного щитового декора.

Испанские зодчие очень часто работали над существующими зданиями, декорировали их в соответствии новых стилей. Такое смешение направлений зачастую нарушало общую гармонию композиции, но в случае с собором в Саньтьяго-де Компостеле получилось настоящее архитектурное чудо.

Еще одной удачной работой того времени можно считать фасад кафедрального собора в Мурсии. Он был украшен горгульями и херувимчиками из светлого камня. Стоит отметить, что стиль чурригереско, который сформировался в Испании, получил еще более шикарное и помпезное воплощение в Латинской Америке.

Барочные дворцы на французский манер

Фото: Королевский дворец в Мадриде

В эпоху барокко испанские монархи не стали прибегать к услугам своих архитекторов, они захотели французской помпезности. Поэтому ушли далеко от существующего в Испании на тот момент стиля чурригереско. Архитекторы, которых вызывали из Франции и Италии, были далеки от испанских традиций.

По проекту Джованни Баттиста Саккетти по приказу Филипа Пятого был построен в Мадриде Королевский дворец (Palacio Real). Это очень элегантное сооружение, в котором насчитывалось около 2800 комнат, по своей архитектурной композиции оно очень напоминало Лувр. В одном из залов дворца стены были отделаны фарфоровыми панелями. Только по этому можно понять, что король не скупился на средства при строительстве.

Еще одним грандиозным строением этого времени можно считать Королевский дворец Ла-Гранха-де-Сан-Ильдефонсо (La Grania de San Ildefonso) в Сеговии, который был построен по образцу и подобию Версаля.

Новое направление неоклассицизм

Фото: Базилика Божьей Матери Пилар в Сарагосе

Уже в конце 18 века испанские архитекторы, как и зодчие Европы, стали склоняться к более рациональному и зрелому. Теперь отдавали предпочтение неоклассицизму, в котором правильным направлением считалось подражание древней благородной архитектуры. Влияние этого направления не стало стишком обильным и ограничилось всего несколькими зданиями, которые были выполнены по заказу короля Карла Третьего в целях облагораживания Мадрида.

Самым известным архитектором того времени стали Хуан де Вильянуэва. Именно по его проекту началось строительство музея Прадо, что открылся только через 30 лет. Классицистические идеи этого направления реализованы с характерными чертами и барокко, но при этом образные колонны выполнены достаточно простыми и без дополнительного декора. Также проектами Вильянуэва стали виллы в Эскориале, на которых король размещал своих гостей.

Другим представителем неоклассицизма в архитектуре стал Вентура Радригес (сын каменщика). Он стал автором непритязательного фасада кафедрального собора в Памплоне. Также Родригес принимал участие в проведении реконструкции базилики Божьей Матери Пилар в Сарагосе, именно его вариант получился более ярким, так как он понял, что здание будет смотреться более эффектно с 11 куполами и 4 минаретами.

Искусство барокко — История Испании

Расцвет барокко приходится на конец эпохи Возрождения. Он ссылается на запутанное и неправильное, на богатое и пышное, контрастирующее с гармонией, балансом и симметрией, типичными для эпохи Возрождения.

Из Рима он быстро распространился по Италии и Европе, достигнув территории Америки.

В религиозном искусстве грандиозность ищется, чтобы человек чувствовал себя униженным перед божественным,

в то время как в гражданском искусстве абсолютные монархии используют его для выражения власти государства через урбанизм, с величественными дворцами, площадями и садами.

В архитектуре барокко сверхчеловеческий масштаб используется как выражение абсолютной власти.

Этажи зданий имеют эллиптическую и смешанную формы. В них используются соломоновы колонны, богато украшенные валы и пилястры.

Состоит из вогнутых и выпуклых фасадов с небольшими портиками и большими дверными проемами. В куполах устроены крестообразные арки и кокошники.

Украшение еще более интенсивное.

В отделке использованы роскошные материалы.

Свет играет важную роль в привлечении внимания к центральной части произведения.

Художник-реалист и натуралист, стремившийся к театральности ансамбля, с преобладанием криволинейных и волнообразных, передающих эмоции и чувства.

Из-за экономического кризиса, охватившего Испанию в 17 веке, использовались плохие материалы, такие как камень, происходящий из традиции мудехар, и были возведены деревянные купола с выступами, покрытые гипсом.

Мы можем выделить три этапа в архитектуре испанского барокко.

Первый этап выполнен в эрреранском стиле, строгом и скромном, как в урбанистическом центре Лерма в Бургосе или на Пласа-Майор и Каса-де-ла-Вилья (мэрия) в Мадриде.

Также с этой сцены находятся Касон-дель-Буэн-Ретиро и Соборная церковь Сан-Исидро.

Второй этап имеет более декоративную архитектуру с лучшим движением. Его центр влияния находится в Андалусии, где выделяются работы Алонсо Кано в Гранаде и Леонардо де Фигероа в Севилье.

На третьем этапе, характеризующемся обильным украшением зданий, присутствуют сильные региональные коннотации.

В кастильском барокко работы семьи Чурригера выделяются в Саламанке и Мадриде. И те из Педро Риверы также в Мадриде.

В Толедо Нарцисо Томе возвел в соборе Эль Прозрачный, где он сочетает архитектуру, скульптуру и живопись.

В галисийском барокко выделяется фасад Обрадойро собора Сантьяго.

В восточном испанском барокко мы находим фасады собора Валенсии и дворца маркиза Дос Агуас, ныне рококо, и фасад собора Мурсии.

Во времена правления Филиппа V были построены Королевский дворец в Мадриде и дворец Ла-Гранха в Сан-Ильдефонсо в Сеговии.

Испанская барочная скульптура использует религиозные образы в качестве ориентира.

В этой области мы также можем говорить о кастильском барокко с Грегорио Фернандесом и его работой, Кристо Ясенте (Мертвый Христос) Эль-Пардо, где его руки и лицо выражают чистый реализм и драматизм.

Хуан Мартинес де Монтаньес, Алонсо Кано, Хуан де Меса, Педро де Мена и скульптор Луиза Ролдан, Ла Рольдана, представляют андалузскую школу своими изображениями, которые подчеркивают красоту и восхищают яркими и живыми цветами.

И Франсиско Сальсильо, как представитель мурсийской школы, с явным неаполитанским влиянием, что знаменует собой переход к рококо.

В живописи барокко, как и в других искусствах, интерес проявляется через светотень.

Есть два различных течения. Тенебризм соответствует истокам барокко, его главными фигурами являются Караваджо и Хосе де Рибера, Эспаньолето (Маленький испанец).

Классицизм больше всего сосредоточен на дизайне и размещении фигур в центре композиции, без контрастов или преувеличенного поведения.

Великим мастером барочной живописи является Веласкес, а также другие великие деятели, такие как Сурбаран, Мурильо, Вальдес Леаль и многие другие.

Архитектура Мадрида на протяжении всей истории: период барокко

После ухода династии Габсбургов или Австрийской династии, как они известны в Испании, и прибытия Бурбонов с правлением Филиппа V в начале 18 века, архитектура в Мадриде постепенно эволюционировала от стиля эррериано, который отождествлялся с Габсбургами, в барокко, а затем в неоклассицизм. Во многом это было связано с тесными отношениями Бурбонов с итальянскими и французскими архитекторами того времени. В сегодняшней статье я кратко коснусь архитектуры барокко в Мадриде. Если бы нам пришлось различать стили барокко, было бы два разных периода. Первый будет более локальным, богато украшенным стилем барокко, главными архитекторами которого были испанцы, а второй период — итальянскими архитекторами.

 

Педро де Рибера был одним из самых выдающихся испанских архитекторов начального периода барокко. Если вы отправитесь на пробежку вдоль реки Мансанарес, вы обязательно найдете по пути несколько очень красивых мостов. Одним из них является Пуэнте-де-Толедо, который был построен Риберой в 1732 году. Это один из любимых мостов Мадридских беговых туров, и вы можете увидеть его вместе с нами, забронировав наш частный беговой тур Мадрид-Рио .

 

Педро де Рибера также был известен тем, что в 1736 году построил Cuartel del Conde Duque, казармы для гвардии Филиппа V. Это впечатляющее сооружение, которое вы также можете увидеть в Мадриде. Педро де Рибера также принес в Мадрид особый стиль барокко, который был придуман как мадридское барокко. Он заключался в размещении богато украшенных портиков на входе в здания. Один из наших фаворитов в Madrid Running Tours — бывший Королевский хоспис Сан-Фернандо, в котором сейчас находится Музей истории Мадрида.

Эти два примера стиля мадридского барокко Риберы можно рассматривать как присоединяйтесь к нам в нашем беговом туре по Мадриду .

 

Юго-восточный фасад Куартель де Конде-Дюк (1736 г.) в Мадриде (Испания).

 

Строительство Королевского дворца определенно стало важной вехой в истории архитектуры Мадрида. В 1734 году дворец-крепость Габсбургов был уничтожен огромным пожаром. Это не только принесет в Мадрид новый королевский дворец, построенный по заказу короля Филиппа V, но и позволит приехать итальянским и французским архитекторам к испанскому двору. Это оказало бы длительное влияние на архитектуру Мадрида. Королевский дворец был в основном построен итальянскими архитекторами: первоначально Филиппо Джувара, которого после его смерти сменил его ученик Джованни Сакетти.

 

Второй период архитектуры барокко проявится с прибытием Карла III в Мадрид. Новый король приведет к испанскому двору своих собственных архитекторов. Возможно, самым важным из них будет Франческо Сабатини, сицилиец, который станет королевским архитектором.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *