Барокко во франции архитектура: Архитектура французского барокко — HiSoUR История культуры

Содержание

Архитектура барокко во Франции

Французское барокко — барокко классического направления. В архитектуре дворцов, замков и городских особняков строгость стиля всегда преобладает над художественной фантазией.Именно поэтому одновременно с барокко в Париже появляется классицизм как стиль, возрождающий монументальную строгость и простоту античного понимания красоты (Перикл, возглавлявший в V в. до н.э. Афинское демократическое государство, в одной из своих речей сказал: «Мы любим красоту, воплощенную в простоте».)

Величественное и пышное барокко во Франции настолько мирно соседствует с классицизмом, что оба эти стиля могут наличествовать даже в одном здании. Присутствие элементов этих обоих формирующихся стилей заметно уже в творчестве Соломона де Бросса, одного из ранних мастеров XVII в.

Правление Людовика XIII (1610—1643) знаменует ранний период архитектуры барокко во Франции . В это время творят зодчие Жак Лемерсье и Франсуа Мансар.

В судьбе искусства при Людовике XIV(1643-1715) произошли крупнейшие перемены. Оно стало особым предметом заботы короля, так как он видел в нем средство возвеличения и прославления своей власти. В 1671 году основана Академия архитектуры. Период характеризуется размахом и широтой концепций архитектурных комплексов и отдельных общественных и частных зданий. Ведущим архитектором является Жюль Ардуэн Мансар (1646—1708) — внучатый племянник Франсуа Мансара.

Во Франции XVII в. замковая архитектура освобождается от всех оборонительных функций, постепенно обретая упорядоченную и симметричную форму с четко выделенным главным зданием и двумя боковыми крыльями.В середине века происходит слияние воедино традиций изолированного строения и П-образного в плане замка с внутренним двором . Теперь замок представляет собой обширный ансамбль, включающий подъездные пути, служебные помещения, прилегающие окрестности и сады. Лишенный отныне крыльев, он стал более открытым внешнему миру, что влечет за собой новое расположение жилых помещений на первом этаже.

Соломон де Брос. Люксембургский дворец

Дворец резиденция в Париже, построен  для королевы Франции Марии Медичи в начале 17 века. Одно из лучших сооружений французского барокко . Считается , что образцом  для здания послужил садовый  фасад палацо Питтти во Флоренции, который  построил  архитектор Бартоломео Амманти (1511-1592) в стиле маньеризм. Но де Брос все сделал на французский манер, уменьшил выступления боковых корпусов, добавил среднюю, небольшую башню и скульптуры. Парадный двор — курдонер — замкнул служебными корпусами. В здании использован национальный колорит- высокие крыши .  Архитектурный образ дворца стал  неповторимым и самобытным. Дворец удачно дополнили  сад, садово -парковая  скульптура.

Именно для отделки этого дворца художник из Фландрии П.П. Рубенс нарисовал картины со сценами жизни королевы Марии Медичи (хранятся в  Лувре, Париж). После смерти королевы здесь жил ее сын , младший брат короля Людовика XIII   Гастон Орлеанский.

Соломон де Брос. Люксембургский дворец

XXв. здесь заседает  Сенат Франции.

                                             Жак Лемерсье. Лувр.  Павильон Часов

Жак Лемерсье. Лувр. Павильон Часов

В начале века Лемерсье побывал в Риме, вернувшись на родину, познакомил Париж с некоторыми особенностями римской архитектуры.

Жак Лемерсье(1585-1654) — первый королевский архитектор при дворе Людовика XIII, умело соединявший в своём творчестве принципы  классицизма  и  барокко.

С 1624 г. Лемерсье возглавляет строительство Лувра,  начатое более чем за 50 лет до этого Пьером Леско. С целью  расширения старого луврского внутреннего двора (сейчас Кур-Карре),  Лемерсье построил павильон де Л’Хорлог (павильон Часов) и примыкающие крылья с северной стороны. Он удлинил вдвое западное крыло, созданное ранее, и начал строить северный корпус, при этом сохранил систему членений и архитектурно-пластического убранства дворовых фасадов.

В выступающей, верхней  части башни часов  достаточно определенно звучит стиль барокко («вставленные» друг в друга фронтоны и другие элементы декора). Богатый орнамент и комплексные пропорции павильона де Л’Хорлог делают его одним из уникальных зданий.

     Другой важной работой Лемерсье стало строительство в королевской охотничьей резиденции под Парижем — Версальского дворца. В 1620-х — 30-х годах был создан небольшой охотничий замок из кирпича, камня и кровельного сланца с П-образным планом.

Дворовые его фасады были отделаны сочетанием красного кирпича и мрамора с довольно многочисленными декоративными деталями. Двор замка получил название Мраморного (Кур де марбр). Позже  это строительство  явилось начальным  этапом  создания  грандиозной королевской резиденции.

Замок Мэзон-Лафитт. Франсуа Мансар.

Архитектор Франсуа Мансар (1598-1666) — один из родоначальников классицизма в архитектуре барокко середины XVII века во Франции.Утонченная элегантность и гармонич-ность отличает проекты Мансара. Оригинальными выглядят его первые творения — фасад церкви Фельянов, замки Берни и Бальруа (строительство начато в 1626 г. ), а также часовня монастыря Визитации, заложенная в 1632 г.  Мансар создает один из самых совершенных частных особняков— отель де ла Врильер  (1635 г).

Замок Мэзон-Лафитт. Франсуа Мансар.

Замок Мэзон Лафит — знаменитое и одно из немногих сохранившихся   законченных творений Франсуа Мансара. Дворец построен  недалеко от Парижа для президента парижского парламента Рене де Лангей. Во внешнем виде сооружения барочные черты обнаружены слабо, на первый план выступают не они, а общефранцузские  национальные признаки — высокие  пирамидальные крыши, дымовые стояки (трубы), люкарны, специфические французские окна и сама постановка здания на искусственно созданном островке, ограниченном рвом-каналом. Но в  отличии  от традиционных композиций более ранних загородных замков здесь нет замкнутого двора, образуемого главным корпусом и служебными флигелями. Все служебные помещения размещаются в цокольном этаже здания. Скомпонованное в виде буквы «П» вокруг открытого в парк двора, здание хорошо обозревается со всех сторон.

Вся же отделка фасадов в основном классицистична . Примененная Мансаром система расчленения этажей строгим дорическим ордером в первом этаже и более легким ионическим — во втором представляет собой мастерскую попытку привести к стилевому единству новые классицистические и старые традиционные архитектурные формы.

                                                  Церковь Валь де Грас. Франсуа Мансар.

После смерти кардинала Ришелье (1642г.), и короля Людовика XIII (1643г.), регентша Анна Австрийская начала строительство  церкви Валь-де-Грас. После рождения будущего короля Людовика XIV, появившегося на свет через двадцать три года бесплодного брака, королева пообещала себе исполнить обещание данное богу – построить церковь, посвященную Деве Марие.  Первый камень будущей часовни был заложен 01 апреля 1645 года будущим королем, семилетним Людовиком XIV. Церковь  была построена по проекту Франсуа Мансара. Строительство было завершено ,когда  архитектора уже не было в живых. Церковь строили архитекторы Жан Лемерсье, Пьер  Ле Мюе и Габриель Ле Дюк.  В основу композиции плана была положена традиционная схема купольной базилики с широким центральным нефом, перекрытым цилиндрическим сводом, и куполом на средокрестии. Как и во многих других французских культовых сооружениях 17 в., фасад здания восходит к традиционной схеме церковного фасада итальянского барокко. Мощные  спиральные валюты  связывают первый этаж со вторым. Церковь увенчана приподнятым на высоком барабане куполом, одним из наиболее высоких куполов Парижа.

     

Архитектура барокко во Франции и Англии • Дизайн, архитектура, декоративное искусство

Истоки этого стиля восходят к эпохе Возрождения к творчеству Микеланджело, когда начался кризис гуманизма, т.е. церковь открыто выступала против научных открытий, светских тенденций, подрывающих идеи католицизма.

К концу XVI в. в Италии наблюдается упадок ремесла, торговли, запустение городов. Заказчиками строительства становятся деятели церкви и монастыри. Архитектурная деятельность развивается в это время главным образом в Риме по заказам папства. Архитектурные композиции теряют спокойную гармоничность. Ясность и четкость уравновешенных пропорций заменяется сложными ритмическими построениями, многообразием пропорций, движением масс и сложной пластикой.

Черты барокко особенно ярко проявились при строительстве храмов. Их планы вновь приобретают средневековую протяженную, базиликальную форму. Композиции придается фронтально-осевой характер с выделением на главном фасаде и глубинным развитием внутреннего пространства.

Черты барокко уже проявились в постройке позднего Возрождения церкви Иль-Джезу в Риме (архитектор Джакомо Делла Порта по проекту Виньолы).

Ярко выраженные черты барокко проявились в архитектуре церкви Сан-Карло 1638-1640 гг., которая была построена крупнейшим мастером этого стиля Франциско Борромини (1599—1667 гг.). План церкви отличается намеренной сложностью и обтекаемостью форм. Волнообразная поверхность фасада, заполненная нишами со скульптурой и многообразными декоративными элементами, расчлененная двумя ярусами ордеров обладает высокой эмоциональной выразительностью и служит цели акцентирования главного входа. Подобное формообразование озабочено в первую очередь непосредственным чувственным восприятием образа в ущерб логике и тектоничности формы.

Крупным мастером римского барокко был Лоренцо Бернини (1598—1680 гг.). В построенной им в Риме церкви Сант-Андреа-аль-Квиринале (1658 г.) торжественно выделен главный фасад в виде огромного портала, что является тенденцией для стиля барокко.

Бернини принадлежит также постройка колоннады на площади собора св. Петра в Риме. Перед собором им создана трапециевидная площадь, окаймленная портиками, к которой примыкают полукружия колоннад овальной площади. Бернини создал обширную площадь перед фасадом собора, который господствует в общей композиции. Сам собор претерпел большие изменения.

Идея центрической композиции в проектах Браманте и Микеланджело была заменена на глубинную, фронтально-осевую. Сильно возросло значение фасада, который в начале XVII в. был построен крупным мастером барокко К. Мадерной. Фасад по ширине 115 м при высоте 45 м обработан колоссальным ордером, своим масштабом подавляющий человека. Распалубки крещатого свода приобретают уступчатую форму, которой на фасадах соответствуют несколько ярусов кокошников со световой главой. Эта «корона» кокошников отделяется от основного объема четверика горизонталью трехчастным «антаблементом» с профилями по форме кирпича. Традиционное членение фасадов на три части раскрепованными пилястрами вместе с «антаблементом» образуют своеобразный «ордер», прямоугольные членения которого контрастируют с живописной пластикой округлых кокошников.

  • Архитектура барокко во Франции
  • Французская архитектура при Генрихе IV, Людовике XIII и в период регентства кардинала Мазарини
  • Сады Барокко
  • Архитектура эпохи барокко в Англии
Архитектура барокко во Франции

«Блеск и великолепие, окружающие королей, составляют часть их могущества». Высказывание Монтескье дает нам ключ к пониманию французского искусства управления государством и объясняет успех французской политики в эпоху барокко. Градостроительство и архитектура использовались как средства выражения, даже своего рода метафора, абсолютистского образа правления — ничего подобного Европа не видела со времен Античности. Площадь Вогезов и Вандомская площадь, купол собора Инвалидов и пристроенный к нему госпиталь, восточный фасад Лувра, расширение версальского дворца, которое в конце концов повлекло за собой перенос королевской резиденции, — вот самые впечатляющие из бесчисленных королевских архитектурных заказов. Предназначение их состояло в первую очередь в том, чтобы поражать воображение, несмотря на то что все они служили практическим целям.

Решимость, с которой воплощались в жизнь эти начинания, не имевшие равных финансовые затраты и усилия по организации работ и, не в последнюю очередь, их высокое качество означали, что Франция на многие годы встала во главе развития архитектурного процесса.

Централизация государственной власти сделала Париж и королевский двор центром развития архитектуры. Остальные области копировали столичные образцы или впадали в провинциализм. Далее частные дворцы строились по принципу королевской резиденции, так что искусство отражало общественную иерархию, в которой фигура властителя, суверена занимала высшую позицию.

Существует еще два немаловажных фактора, игравших существенную роль во французском политическом искусстве: подражание эпохе Античности и предпочтение классических форм в тех случаях, когда речь шла о масштабном архитектурном заказе. Они считались наиболее подходящими для подобных проектов, нежели все остальные современные стилевые направления. Классические формы стали обязательным языком, выражавшим идею абсолютистского правления и в странах, удаленных от Франции во времени и пространстве. Хотя во Франции зародился также и стиль рококо, он сохранил свою исключительно декоративную природу.

Рассматриваемый нами период охватывает XVII и XVIII столетия, совпадая с эпохой абсолютизма, которая началась при Генрихе IV и завершилась революцией 1789 года. За эти двести лет Франция стала ведущей державой Европы. Первый представитель династии Бурбонов Генрих IV (1589-1610) положил конец религиозным войнам, перейдя в католичество в 1593 году и объявив свободу вероисповедания Нантским эдиктом 1598 года. Затем Генрих IV начал сознательное расширение королевских полномочий, укрепляя престиж государства и экономическое процветание. Прочное положение, достигнутое Францией в период его правления, было тем не менее быстро утрачено в эпоху регентства Марии Медичи и при неумелом правлении Людовика XIII (1610-1643). Вдобавок к конфликту с гугенотами, то затухавшему, то разгоравшемуся с новой силой, государство сотрясали волнения аристократии, стремившейся расширить свои права.

Лишь в 1624 году, с приходом к власти кардинала Ришелье, в стране воцарился мир и прекратились внешнеполитические неурядицы. Искусные переговоры кардинала помогли французской короне выйти окрепшей из сумятиц Тридцатилетней войны, одновременно ослабив мощь Австрии. Ришелье также положил начало культурному расцвету во Франции. Основание Французской академии в 1635 году стало первой из целого ряда мер, с помощью которых монархия стремилась поддержать науки и искусства, развитие которых стало теперь делом государственной важности.

Политика Ришелье была продолжена кардиналом Мазарини, правившим при малолетнем Людовике XIV (1643-1715). Нанеся поражение Фронде (восстание парламента и высшей аристократии против абсолютной монархии в 1653-1654) и заключив мир с Испанией, он способствовал утверждению Франции в качестве ведущей европейской державы. Когда Людовик XIV наконец взял власть в свои руки в 1661 году, границам государства ничто не угрожало, система управления и финансов была уже хорошо отлажена. Последнему немало способствовали и сам король, и политика меркантилизма, проводимая его министром финансов Жаном-Батистом Кольбером.

Укрепление морского флота означало, что крепнет влияние Франции как колониальной державы. Брак Людовика XIV и Марии Терезы, старшей дочери испанского короля Филиппа IV, стал причиной претензий Бурбонов на испанский престол. Поразительный взлет, начавшийся в середине века, повлиял также и на состояние искусств и наук: теория познания Декарта, критика Паскаля, трагедии Корнеля, проза Расина, басни Лафонтена и, наконец, комедии Мольера — все было в руках Кольбера. С 1664 года он был сюринтендантом строений, а после основания Академии в 1671 году он смог контролировать этот важнейший инструмент, влиявший на сложение архитектурного стиля.

К концу столетия картина изменилась. После войны за Испанское наследство главенству Франции в Европе пришел конец, хотя Филипп V Анжуйский, внук Людовика XIV, и занял испанский трон. Увеличивались экономические, социальные и даже нравственные противоречия, приведшие к падению всей системы. После смерти Людовика XIV, правившего в течение 72 лет, начался период кажущихся бесконечными перемен. Они проявили себя и в области управления государством, в экономической и социальной сферах. З

а регентством герцога Орлеанского последовала эпоха правления Людовика XV (1715-1774), начавшегося с 1723 года. Теперь уже почти ничего не предпринималось для того, чтобы разрешить проблему растущего государственного долга, отторжения территорий и, наконец, перехода канадских колоний к Великобритании. Парламент тщетно требовал более широких полномочий. Когда Людовик XVI (1774-1792) в 1789 году решил восстановить Генеральные штаты, распущенные в 1614 году, проводить реформы было уже слишком поздно. Революция набирала обороты.

Французская архитектура при Генрихе IV, Людовике XIII и в период регентства кардинала Мазарини

Двухсотлетнему расцвету французской архитектуры предшествовало развитие градостроительства, начавшееся при Генрихе IV и осуществленное при поддержке Сюлли — его министра. Намерение Генриха состояло в том, чтобы создать «новый» город, который отражал бы концепцию абсолютизма. Король, таким образом, опирался на опыт папы Сикста V, обустраивавшего Рим. Пастырская забота монарха о своем народе, публично демонстрируемая Генрихом IV, и, с другой стороны, иерархическая структура общества стали постоянными элементами, определявшими характер градостроительства и архитектуры на протяжении эпохи барокко. Даже самый первый проект — площадь Дофина, расположенная между Новым мостом и островом Сите, свидетельствует об основательной теоретической подготовке и немалых усилиях, затраченных на его реализацию.

Треугольная в плане, расположенная в месте, где проводились значительные градостроительные работы, она* стала отправной точкой, из которой исходила система осей, пересекающих весь город. В то же время она подчеркивала Сену — становой хребет разрастающейся столицы. В центре был воздвигнут памятник Генриху IV — первый монумент королевской особе, созданный со времен заката Римской империи. Вторым детищем короля стала прямоугольная площадь Вогезов, позже послужившая прототипом для Королевской площади. Расположенная в квартале Маре, она окружена единообразными кирпичными домами. На аркадах их первых этажей лежат еще два яруса. В этом пространстве выделялись лишь два павильона, более высоких, чем остальные сооружения. Это были Павильон Короля и Павильон Королевы.

Предполагалось, что в домах будут жить изготовители шелковых тканей, но вскоре площадь стала любимым местом встреч высшей аристократии. В самом центре комплекса, как и на площади Дофина, находится конная статуя короля. Поскольку работа над фигурой несколько запоздала, то памятник был воздвигнут уже как монумент Людовику XIII (это состоялось в 1639 году). Площадь Франции также заслуживает упоминания как один из градостроительных проектов Генриха IV. В плане она представляет собой символическую звезду, лучи которой обозначали дороги, ведущие к городским воротам, носящим названия восьми французских провинций. Хотя площадь так и не была завершена, тем не менее, она стала важным этапом в развитии градостроительства.

При Людовике XIII акценты в архитектуре несколько сместились; в предыдущий период главной задачей было развитие сети дорог, унификация обращенных к улице фасадов домов и общее расширение городской территории. В то же время архитекторы, такие, как Саломон де Брос, Франсуа Мансар и Луи Лево, старались разрешить традиционные строительные задачи с помощью новейших методов и технологий. Они совершенствовали типологию дворцовых и храмовых построек, которые впоследствии еще долго служили образцами для других мастеров и далеко за пределами Франции.

Де Брос (1571-1626), придворный архитектор и выходец из известного семейства зодчих, на протяжении второго десятилетия XVII века построил три основных дворца: Куломье (1613), Блеранкур (1614-1618) и Люксембургский дворец в Париже (1615-1624). С точки зрения типологии наибольший интерес представляет Бле- ранкур, появление которого ознаменовало собой разрыв с прежним принципом П-образной планировки: в Блеранкуре нет боковых крыльев. Это стремление свести здание к единому блоку и его взаимодействие с окружающим пейзажем создало условия для дальнейшего развития типологии дворца эпохи барокко по всей Европе.

Представление о первоначальном проекте Люксембургского дворца, построенного для Марии Медичи, можно составить по сохранившейся гравюре. Она изображает основной объем здания с угловыми павильонами, боковыми крыльями и перекрытым куполом павильоном, подчеркивающим центральную часть. Внешний облик дворца суров и четко структурирован. Крыша объединяет несколько кубических объемов, составляющих здание. Рустованный фасад восходит к палаццо Питти — городской резиденции Медичи во Флоренции.

Дворец, где с 1642 года жил Гастон Орлеанский, во внутреннем убранстве также отмечен чертами нового стиля. Так, угловые павильоны представляют собой покои, состоящие из нескольких отдельных комнат.

Это решение предвосхищает проекты, которые появятся позднее и будут обеспечивать большее удобство и функциональность помещений. К тому же галерея правого крыла между 1622 и 1625 годами была украшена циклом картин Рубенса, посвященных Марии Медичи. Левое крыло должно было быть украшено сценами из жизни Генриха IV, однако этот замысел так никогда и не был осуществлен. Следующими работами Саломона де Броса стали Дворец Правосудия в Ренне (1618) и большой зал Дворца Правосудия в Париже (1619-1622).

Сады Барокко

Наслаждение жизнью и действия абсолютных властителей требовали соответственно оформленного свободного паркового пространства. Примером стал Версаль.

Ценой значительных усилий, направленных на строительство украшений, землеустройство и водоснабжение и для обеспечения всех прихотей, удовольствий и величия короля был создан огромный ансамбль. Талантливые мастера подарили Версалю лучшие образцы искусства: Ленотр — сады, Лебрен — живопись, Лево и Ардуэн-Мансар — архитектурный облик. Версаль воплотил новый тип дворца и регулярного централизованного города-государства, построенного по законам разума и гармонии. Версаль включал в себя Большой Дворец, два парадных двора и одноэтажный дворец Большой Трианон (в стороне от главного дворца).

Аллеи и дорожки делили территорию парка на четкие геометрические объемы, и все посадки были заключены в прямоугольные, квадратные и круглые формы. В регулярных садах предпочтение отдавали геометрическим формам, парк уподоблялся царству логики и порядка. Математический строй мышления Декарта проник во все области французской культуры и в том числе в ландшафтную архитектуру.

Регулярный парк воплощал веру в человеческий разум, противопоставляемый иррационализму хаоса, и символизировал подчиненность природы законам разума в духе философии Декарта. Симметрия сада казалась созвучной гармонии природы. Боскеты, партеры, пруды и фонтаны вступали в соотношение, которое олицетворяло все разумно устроенное мироздание. Важным компонентом барочного сада стали лабиринты. В лабиринте воплощалась идея вечного движения, выраженная сворачиванием бесконечности в точку.

Парадный характер барочных парков подчеркивался бесконечными перспективами, открытыми пространствами и масштабными партерами. Барочный сад по- прежнему находился в эстетическом подчинении у архитектуры, но эта архитектура стала пышной, декоративной и динамичной. Для барокко были характерны павильоны, гроты, бельведеры, которые были уставлены скульптурой, вазами, балюстрадами, лестницами и нишами. Декоративный эффект получали за счет сочетания камня и зелени. От сырости камень на цоколе покрывал тонкий ковер мха. Камень поглощался зеленью, как бы стремясь составить с ней единое целое.

В садах появился новый элемент берсо — крытый каркас из дерева или металла, возводимый над дорогой. Растения образовывали сплошной зеленый тоннель.

Очень важно было использование фигурной стрижки и использование трельяжного искусства — арок, бесед, оград. Главным украшением барочного парка была парковая аллея из двух или четырех рядов деревьев, открывавшая перспективу на окружающую местность.

Большое значение придавали воде. Водоемы напоминали зеркала, вода находилась на одном уровне с поверхностью земли, иногда делали лишь небольшой бордюр. Зеркала иногда размещали на газонах. Многочисленные водные «партеры», словно огромные зеркала, увеличивали пространство, наполняя его сиянием и светом. Требовалось не просто поразить и ошеломить гостей оригинальностью замысла, богатством и вкусом владельца, их следовало непременно удивить и рассмешить. Поэтому делали обманные перспективы, ложные строения, тайные скамьи, гроты — сюрпризы, водяные шутихи. Фонтаны скрывали в зелени, под ступенями и среди статуй. Они начинали «работать» с появлением человека.

Цветов было мало. Цветники состояли из низких кустов и травы, имели сложный и симметричный рисунок из завитков, овалов, кругов и квадратов. Цветники огораживали по периметру невысокой стеной или палисадом. В садах для красочности и оживления содержали павлинов. Они важно прогуливались по дорожкам. Сажали цветы — фиалки, гвоздики, лилии, ирисы и розы, а также кусты — жасмин и магнолии.

Архитектура эпохи барокко в Англии

В Англии эпоха барокко начинается с «открытия» Ренессанса. Художник и декоратор Иниго Джонс (1573-1652) в 1613-1614 годах совершил путешествие в Венецию, Виченцу и Рим. На родину он вернулся захваченный архитектурным гением Андреа Палладио. Джонса потрясла строгая гармония его сооружений, прообразом которых служили античные здания. В то же время обучение у главного архитектора Виченцы побуждало английского мастера самостоятельно штудировать сочинения древних. Проснувшуюся в архитекторе увлеченность классическими формами разделял и коллекционер лорд Эрундел. Все произведения зодчего несли на себе отпечаток преклонения перед Античностью, определившего доминирующий стиль британской архитектуры вплоть до конца XVIII века.

Описываемая нами ниже эпоха завершилась с приходом романтизма и начавшимся возрождением готики. Этот период можно условно разделить на три этапа. Палладианство было особенно влиятельным в первые шестьдесят лет XVII века. «Настоящее» барокко, процветавшее во времена Кристофера Рена, приобрело масштабные формы после лондонского пожара 1666 года. Третья фаза — неопалладианство, развивавшееся с начала XVIII столетия. Это последнее направление также связывается с именем незаурядной личности — в данном случае покровителя искусств, архитектора- любителя лорда Берлингтона.

На протяжении второй половины XVIII века велись археологические изыскания, которые повлияли на возвращение интереса к классическим формам, что отражало новое, ставшее более широким понимание античного наследия. В Англии рококо можно рассматривать как легкомысленное дополнение к господствующему классицистическому вкусу и увлечению средневековой культурой. Готическая стилистика никогда не исчезала полностью. Еще до того как романтики вновь ввели в употребление архитектурный язык прошлого, Гораций Уолпол построил «готический» загородный домик в Строберри Хилл.

Английский пейзажный парк служил идеальной площадкой для экспериментов с историческими стилями: живописное окружение давало возможность возводить здания непривычные и даже экзотические для XVIII столетия. Такова была художественная ситуация, в XIX веке способствовавшая становлению историзма.

В описываемый период английская архитектура развивалась несколько в ином направлении, нежели зодчество на континенте. Эта эпоха включает в себя время правления династии Стюартов, Протекторат Оливера и Ричарда Кромвелей, воцарение Ганноверской династии и превращение Британии в мировую колониальную державу. Конфликт короля и парламента, стремившегося ограничить власть монарха, достиг кульминации, когда была провозглашена Английская республика. В этой борьбе победителями оказались мелкопоместные дворяне и купцы средней руки. Теперь именно они контролировали финансовые потоки и определяли направление государственной политики. Таким образом, у архитекторов здесь был иной заказчик, нежели во Франции Людовика XIV или при папском дворе в Риме, где искусство служило частью государственной машины.

Следующим фактором, столь же важным и определившим самобытность английской архитектуры, стало отпадение от римско-католической церкви, произошедшее при Генрихе VIII в 1533-1534 годах. Причина была скорее не религиозного, а вполне светского характера: королю необходимо было развестись с женой — Екатериной Арагонской. Государственной церковью была провозглашена англиканская, в 1536-1539 годах были распущены монастыри, а их земли и сокровища перешли в собственность короны и аристократии.

Впоследствии попытки вернуть страну в лоно католической церкви потерпели неудачу; приверженность протестантизму оставалась характерной особенностью английского общества, хотя в течение следующих столетий неоднократно разгорались серьезные конфликты между абсолютистскими устремлениями двора и поддерживаемой им церкви с одной стороны и средним классом, близким идеалам пуританской доктрины. Учитывая это обстоятельство, неудивительно, что церковь не была слишком активна, когда дело касалось строительства: роскошное убранство, которое столь часто использовалось Контрреформацией на континенте, здесь не получило распространения.

Стереотомия сложных поверхностей в архитектуре французского барокко

Фонд Деборы Дж. Норден, программа Архитектурной лиги Нью-Йорка, был основан в 1995 году в память об архитекторе и администраторе искусств Деборе Норден. Каждый год в рамках конкурса студентам и недавним выпускникам в области архитектуры, истории архитектуры и урбанистики присуждается до 5000 долларов в виде грантов на поездки.

Юбер Пеллетье получил награду 2009 года.

Термин «барокко» предположительно происходит от слова, используемого для описания неправильной, деформированной жемчужины. Действительно, в вытянутых камнях эллиптических куполов, в искривленных поверхностях винтовых лестниц, в цветущих формах сводов действительно есть особая красота. Поддержанные достижениями в математике и геометрии, периоды высокого ренессанса и барокко произвели некоторые увлекательно сложные работы, такие как щипки Филибера де л’Орма или своды Хардуэна Мансарта.

Поразительно, как невероятно сложно построить эти неправильные формы из отдельных камней. При внимательном рассмотрении можно проследить тонкую и замысловатую паутину стыков, соединяющих панели, каждая из которых имеет свою уникальную форму, переплетаясь с другой, создавая непрерывную, но яркую поверхность.

Эти линии соединений очень интересны; они воплощают не только геометрию, математику и строительство, но также ритм, орнамент, тактильные качества и выразительность. Они одновременно абстрактны и чувственны. Это артефакты геометрических манипуляций, с помощью которых можно было разбить общую форму и определить контур блоков.

Шарнир, который мы наблюдаем сегодня в средствах геометрического описания (от 2D-чертежей до виртуального трехмерного пространства), не лишен параллелей с развитием проекционной системы стереотомических рисунков (épures), которая реализовала реализацию некоторых из сложные шедевры эпохи Возрождения и барокко. Стереотомия была тогда на самом краю архитектуры.

Как в эпоху барокко, так и в эпоху современности развитие новых геометрических систем можно рассматривать как один из инструментов, позволяющих архитектуре достичь новых уровней виртуозности и формальной сложности.

Основная идея этого предложения заключается в том, что изучение и более точное понимание того, как архитекторы этой эпохи связывали геометрию, формальное изобретение и строительство, могло бы повлиять на современное состояние. Можно ли считать геометрические построения движущей творческой силой или они всего лишь описательный инструмент, формирующий импульс, совершенно независимый от этого инструмента?

Philibert de L’Orme

На втором этапе моего проекта я посетил здания трех французских архитекторов, известных своим использованием стереотомических методов.

Работа Филибера де Л’Орма как символа перехода от Ренессанса к барокко была в центре внимания во время экскурсии. Его работа имеет решающее значение для этого проекта из-за прямой связи между теорией и практикой в ​​его работе. В одном из двух сохранившихся зданий есть элементы, типичные для его использования проективной геометрии для создания сложных форм. В Лионе в отеле Bullioud (1536 г.) есть два тромпа и сложный «винт Сен-Жиля» на винтовой лестнице. Также замок Анет (1547-55), где я проанализировал тонкие переплетения свода крыльца и купола часовни.

Филибер де л’Орм родился в 1514 году в Лионе. Его отец сам был мастером-каменщиком, и Филибер работал на стройках с самого раннего возраста. В пятнадцать лет он уже руководил 300 каменщиками на стройке в Лионе.

Десять лет спустя, на пике своей карьеры, Де л’Орм привлек внимание короля Генриха II замком Сен-Мор (1541–1544) для кардинала дю Белле. В 1545 году он был назначен инспектором фортификаций Бретани, а в 1548 году стал королевским архитектором. Генрих II начал строительство замка Анет, в котором разместилась его любовница Диана де Пуатье.

Первоначально большое сооружение, состоящее из трех крыльев вокруг центрального двора, после Французской революции замок был частично разобран для продажи камней. С этим сносом исчез один из шедевров французской стереотомии, знаменитая Анет Сквинч. Сегодня сохранились ворота, часовня, одно крыло самого замка и погребальная часовня Дианы де Пуатье.

Хотя в них не используются специальные стереотомические техники, следует отметить тонкое кружево перил. Де Л’Орм снова использует узор растительного кружева в бочкообразном своде крыльца. Очень интересно отметить, как де л’Орме синхронизирует конструкцию и орнамент. Поскольку на несущих камнях нет штукатурки или какого-либо дополнительного каменного орнамента, узор необходимо выгравировать непосредственно на тех же камнях, из которых состоит структурная арка. Таким образом, о панелях свода следует думать одновременно с орнаментом, чтобы не допустить, чтобы стык вырезался в неправильном месте узора.

Подобно цилиндрическому своду крыльца, купол часовни показывает тесное переплетение конструктивного и орнаментального порядков. Каждый горизонтальный курс состоит только из одного блока, который повторяется (в перевернутом виде при каждом втором повторении). Даже при этих ограниченных средствах прогрессивное изменение размера вверху создает богатый спиралевидный эффект.

Часовня, купол, схема сборки камней Из Philibert de L’Orme, Philippe Potie, Éditions Parenthèses, Paris 1996.

Уменьшение рисунка кверху играет с перспективой и создает впечатление вытянутого купола, который намного выше полусферы, которой он является на самом деле.

Франсуа Деран

Франсуа Деран (1588-1644) был священником-иезуитом в Ла-Флеш, где он изучал архитектуру у Этьена Мартелланжа. Он работал или консультировал различные проекты, среди которых Орлеанский собор, Реннский колледж и церковь Ла-Флеш. Его призвали работать над церковью Сен-Поль-Сен-Луи в Париже в 1629 году., проект, начатый Этьеном Мартелланжем.

Интересно отметить отсутствие ребер, усиливающих углы. Готическая техника обычно состоит в том, чтобы сначала построить структурные ребра, а затем заполнить поверхность камнями. Камни заполнения структурно действуют как диафрагма, но не так сильно воспринимают сжимающую нагрузку. С помощью стереотомических методов точная резка камней перед их сборкой позволила избежать ребристости и создать однородный структурный свод. Деранд взял модель для церкви Сен-Поль-Сен-Луи в церкви Ла-Флеш работы Мартелланжа, но убрал ребра, чтобы сделать «голый свод», показывающий рисунок суставов и гладкость поверхности.

Жюль-Ардуэн Мансар

Жюль-Ардуэн Мансар — племянник известного архитектора Франсуа Мансара. Он был назван первым архитектором короля Людовика XIV в 1681 году. Среди других работ он отвечал за Дом инвалидов в Париже, многие здания в Версале, а также замки Медон, Марли и Бури-ан-Вексен.

Мансар стал участвовать в строительстве ратуши Арля после долгого периода нерешительности, когда многочисленные проекты были приняты, но вскоре были отменены. Часовая башня (1558 г.) уже существовала и должна была быть сохранена в новом проекте реконструкции ратуши. В 1665 году городской совет одобрил реконструкцию по проекту Жана Сотро. В 1668 году, после разногласий, строительство было остановлено со стенами на высоте около четырех метров над землей, а затем все, включая фундаменты, было снесено.

В 1673 году многие архитекторы предложили новые планы. Во всех различных проектах в центре пространства были промежуточные колонны. Планы Доминика Пилепорта были окончательно утверждены. Новый фундамент был закончен быстро, но совет, узнав, что Жюль-Ардуэн Мансар находится в соседнем городе, обратился к нему за советом по проекту.

Мансарт изучил проект и сделал смелое предложение. Его план полностью исключит посредническую поддержку. При небольшой возможной глубине свода, закрывающего зал, это было бы исключительным конструктивным достижением. Его планы были окончательно одобрены советом, и строительство двинулось вперед.

Ратуша Арля, отраженный план потолка и фотосъемка хранилища. Фото: Юбер Пеллетье.

Наиболее примечательным аспектом сводов является тщательно спланированное расположение рядов камней. Линии стыков точно повторяют форму сводов, меняя направления в соответствии с гребнями и изломами кривизны.

Выводы

Изучив эволюцию его различных щипков, мы можем сказать, что де л’Орм действительно использовал геометрические рисунки как средство для создания оригинальных вещей, без которых он вряд ли мог представить. Как сказал Робин Эванс в своей книге о геометрии в архитектуре: «Форма тромпы была не просто создана с помощью проекционных рисунков, но и сгенерирована ими» 9. 0003

С другой стороны, Франсуа Деран использовал стереотомию главным образом для усовершенствования построения известной типологии, начатой ​​Этьеном Мартелланжем. В то время как своды Мартеллажа в Ла Флеш были полны видимых суставов и разрывов, своды Дерана в Сен-Поль-Сен-Луи были гладкими и прямыми, даже после удаления структурных ребер, которые Мартеллаж имел ранее.

Hardouin-Mansart — это немного смешанный случай. Хотя у него явно не было такого экспериментального отношения к рисунку де л’Орма, мы можем чувствовать, что своды Арльской ратуши являются результатом пересечения различных возвышений зала, создавая неожиданные дуги и кривые там, где своды пересекаются в пространстве.

Биографии

Юбер Пеллетье

В настоящее время живет в Квебеке, Канада. Пеллетье изучал промышленный дизайн в Университете Монреаля и Les Ateliers в Париже. Он работал на нескольких дизайнеров, а также на самого себя, прежде чем продолжить обучение архитектуре в Университете Монреаля. После окончания учебы он работал в Daoust Lestage в Монреале с 2006 по 2008 год и архитектором в Нью-Йорке с 2008 по 2009 год. В 2010 году он основал PELLETIER de FONTENAY architects.

Связанные

Люди

Что такое архитектура барокко?

От

Лорен Томанн

Лорен Томанн

Лорен Томанн увлечена рукоделием и обустройством дома своими руками, пишет на обе темы. Самостоятельно ремонтируя свое бунгало 1916 года, она делится уроками, полученными в своих статьях «Сделай сам» и обустройстве дома.

Узнайте больше о The Spruce’s Редакционный процесс

Обновлено 02.02.22

Факт проверен

Сара Скотт

Факт проверен Сара Скотт

Сара Скотт занимается проверкой фактов и исследователем, работала в сфере индивидуального строительства в сфере продаж, маркетинга и дизайна.

Узнайте больше о The Spruce’s Редакционный процесс

На первый взгляд архитектура барокко напоминает строительные технологии эпохи Возрождения.

Однако архитекторы эпохи барокко были явно более театральными. Они намеренно изменили классические элементы, чтобы здания были более показными и вызывающими воспоминания.

Что такое архитектура барокко?

Архитектура барокко — очень богатый стиль строительства, дизайна и искусства, который зародился в Италии в 17 веке и распространился на остальную Европу и, в конечном итоге, в США. Он характеризуется чрезвычайно детализированными формами, мрамором, крупномасштабным декором. , и яркие цвета. Стиль барокко должен был представлять славу Римско-католической церкви.

Картины и скульптуры в стиле барокко стали неотъемлемой частью зданий в Италии и во всей Западной Европе. По сути, архитекторы рассматривали такие сооружения, как церкви, как большие скульптуры, а не коробку с квадратными стенами и традиционными формами зданий.

История

Архитектура барокко зародилась в Италии.

В целом архитектура барокко возникла в ответ на бурный период, начавшийся в 16 веке.

Те, кто находился у власти, хотели использовать архитектуру и искусство как способ продемонстрировать силу, богатство и известность. Нигде это не проявляется так ярко, как в реакции католической церкви на протестантскую Реформацию.

За это время религиозные лидеры могли повлиять на культуру и формы искусства, которые стали известными. Для католической церкви наиболее важным способом сохранить это влияние было строительство грандиозных церквей и соборов.

Художники и архитекторы по заказу начали возрождать представления эпохи Возрождения о красоте и реализме, только на этот раз в еще более богатой и экстравагантной манере. В период барокко художники создали несколько новых техник, призванных вызывать эмоции и лояльность.

Затем этот стиль распространился по Европе и Южной Америке.

После того, как Папа и другие католические правители начали строительство, этот стиль быстро распространился по Европе и Южной Америке из-за колонизации. Архитектура барокко отсутствует в Северной Америке, потому что в то время континент только колонизировался.

Архитектура барокко имеет тонкие различия в зависимости от страны. По мере того, как стиль барокко становился популярным, локации меняли основные характеристики, чтобы соответствовать их повестке дня и образу жизни. В большинстве случаев здания сильно украшены и содержат элементы, которые кажутся необычными и даже незавершенными.

Два известных примера архитектуры барокко — церковь Санта-Сусанна и дворец Казерта в Италии.

Характеристики

Может быть сложно различать архитектурные стили, особенно когда строители используют формы из разных стилей. Ищите эти ключевые элементы в архитектуре барокко.

  • Большие купола или купола . Эти купола обычно располагались в центре здания.
  • Сложные мотивы и украшения.
    Детали невероятно замысловатые, что добавляло экстравагантности и сакральности пространству.
  • Позолоченная скульптура внутри и снаружи. Статуи были сделаны из гипса или мрамора с контрастными цветами и текстурами.
  • Привлекающие внимание функции. Это могут быть изогнутые стены, расписные потолки, сводчатые потолки, колонны, скульптуры, арки, ниши, фонтаны, завитки, сломанные фронтоны и т. д. Многие из этих элементов создают ощущение движения, известное как 9.0148 динамика .
  • Двухскатная мансардная крыша. Этот кровельный элемент является ключевой особенностью архитектуры французского барокко и использовался во многих замках или загородных особняках.

Интересные факты

Архитектура барокко частично совпадает с архитектурой эпохи Возрождения.

Ренессанс имел место в течение 15-го и 16-го веков, а период барокко последовал за ним.

Таким образом, архитекторы эпохи барокко адаптировали классические формы эпохи Возрождения и римлян. Например, базилика Святого Петра в Ватикане является примером церкви, в которой есть элементы, вдохновленные движениями барокко и ренессанса.

Художники и архитекторы эпохи барокко были мастерами света.

Период барокко — один из первых случаев, когда художники обратили пристальное внимание на свет. Отделка была выбрана в зависимости от того, как будет отражаться свет. Кроме того, они включали области интенсивного света и темноты, чтобы показать контраст и создать драму. Вы можете увидеть этот эффект в областях зданий, которые намеренно оставлены темными, а также на картинах. Этот эффект известен в мире искусства как Chiaroscuro.

Архитектура барокко и колониализм тесно связаны.

Европейский колониализм, возможно, помог финансировать некоторую роскошь зданий в стиле барокко. В частности, в Испании и Франции, поскольку колониальные деньги помогали правителям строить сложные дворцы и особняки, чтобы продемонстрировать свою власть.

Существуют различные стили и периоды архитектуры барокко.

Эстетику барокко можно разделить на два стиля: полное барокко и сдержанное барокко. Первый был более распространен в юго-западной Европе на протяжении большей части 17 века с 1600 по 1675 год.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *