Древний китай архитектура: Китайская архитектура — важная часть национальной культуры

Содержание

Архитектура Древнего Китая 📙 — Архитектура

Древнекитайская архитектура обладает рядом уникальных особенностей, которые делают ее узнаваемой в любой точке мира. Прежде всего, это повсеместное применение древесины в строительстве, даже в постройке дворцовых сооружений. Сначала возводился поддерживающий каркас из деревянных столбов и балок, на который устанавливалась черепичная кровля, а затем проемы заполнялись посредством кирпича, глины или бамбуковых досок.

Также в Древнем Китае впервые использовали так называемый «поточный метод» — он заключался в том, что сначала точно измеряли все размеры здания, после чего отдельные элементы изготавливались отдельно. Это значительно ускоряло процесс стройки, так как многие элементы строились параллельно. 

Яркий пример преимуществ «поточного метода» — постройка дворцового комплекса Запретный Город в Пекине. На строительство этого дворца, занимавшего площадь 720 га, ушло около 13 лет. В то же время европейским строителям понадобилось примерно 30 лет только на строительство купола собора Санта-Мария-дель-Фиоре во Флоренции.

 

По сравнению с кирпичными или каменными постройками, деревянные показывали более высокую устойчивость к землетрясениям, так как обладали необходимой гибкостью конструкции. С другой стороны, деревянные постройки имели меньший срок службы и легко загорались, поэтому очень многие образцы архитектуры Древнего Китая не дошли до наших дней, так как были уничтожены в результате возгорания или обветшали со временем. 

Древнекитайская архитектура отличается своей самобытностью и оригинальностью. Ее основные черты сформировались еще примерно в III веке до нэ и с тех пор китайские архитекторы и строители демонстрировали приверженность найденным и закрепленным традиционным формам. 

Так как основная часть построек возводилась из древесины, возникали регулярная необходимость в реконструкции зданий. Поэтому их регулярно перестраивали, при этом точно копируя исходную постройку. Хотя в северных и горных регионах наравне с древесиной в качестве строительных материалов использовались обработанный камень и кирпич.

Но даже здесь из камня и кирпича строили только дома аристократии и храмовые постройки, которые кстати были распространены намного меньше, чем в других странах. 

Классическое китайское здание представляло собой стоечно-балочную конструкцию с деревянным заполнением. Крыши имели большую высоту с сильным выносом. Сами стены не несли тектонической нагрузки и имели небольшую толщину. 

Высокие крыши с сильным выгоном являются визитной карточкой китайских построек. Такая форма кровли связана с природными особенностями страны и большим количеством осадков. У многих зданий, например дворцов и пагод, крыши имели к тому же многоступенчатую конструкцию, подчеркивая социальный статус владельцев и создавая неповторимый и причудливый силуэт. 

Китайская архитектура характеризуется обилием декоративных элементов и широким применением ярких и сочных красок. Использовались динамичные архитектурные формы, силуэты кровель перекликались с доугунами. 

Формы кровель идентифицировались с распростертыми крыльями журавля. Для того, чтобы добиться сходства, переходы к кровле от балок производились с помощью сложной системы многоярусных кронштейнов, которые назывались доугуны. Несмотря на свою декоративность, ажурность и легкость, доугуны позволяли снять часть нагрузки с перекрытий.


Рисунок 1. Архитектурная живопись Хэ Си в Запретном городе

Структура китайских зданий являлась достаточно простой. Они имели четырехугольную или квадратную планировку. Более сложные здания представляли собой комплекс из нескольких простых построек, зачастую с декоративными портиками. Причем архитекторы старались максимально встроить здание в ландшафт, чтобы оно гармонировало с окружающей природой. Эта взаимосвязь считается одной из важнейших особенностей китайской архитектуры. 

Символика цвета в китайской архитектуре и градостроительстве

История культуры Символика цвета в китайской архитектуре и градостроительстве

Таранцов В.

Символика цвета имеет давнюю историю. Люди с незапамятных времен придавали особое значение чтению «языка красок», что нашло отражение в древних мифах, народных преданиях, сказках, различных религиозных и мистических учениях. В астрологии лучи Солнца, разложенные в спектр и дающие 7 цветов, соответствовали 7 основным планетам: красный – цвет Марса, синий – цвет Венеры, желтый – цвет Меркурия, зеленый – цвет Сатурна, пурпурный – цвет Юпитера, оранжевый – цвет Солнца, фиолетовый – цвет Луны. При этом краски символизировали не только планеты и их влияние, но и социальное положение людей, их различные психологические состояния. Это проявлялось в подборе одежды определенных цветов, народных поговорках, обрядах и т.д. У разных народов сложилась определенная символика красок, дошедшая до наших дней.

 

Роль цвета чрезвычайно велика в жизни каждого человека и общества в целом: в промышленности, транспорте, искусстве, архитектуре и градостроительстве, современной технике передачи информации и т. д. В быту и профессиональной деятельности цвета и их сочетания интенсивно используются как символы, заменяющие целые понятия и образуют условные системы.

 

Не меньшее значение цвет приобретает в традиционных культурах. Цветовое окружение здесь определяется географическим положением региона, а это, в свою очередь, формирует цветовые предпочтения людей.

 

Например, в Китае и Индии символика цветов была строго регламентирована. В отличие от этого в Японии сосуществовало несколько цветовых канонов, закрепленных разными религиями.

 

 


Теоретические основы символики цвета в Китае

 

 

С момента своего возникновения цветовой символизм самым тесным образом был связан с магией и религией. Как показывают археологические, исторические и этнографические исследования мистические представления человека и цветовая символика были тесно взаимосвязаны.

 

Цветовая символика имеет древнейшее происхождение, она возникла в те времена, когда человек научился добывать и использовать природные краски (Фрумкина Р. М. Цвет, смысл, сходство. – М., 1984). С тех пор цветовой символизм прошел большой путь.

 

Традиции цветовой символики сейчас, во многом, утеряны особенно в индустриальных странах, в которых преобладает утилитарное отношение к цвету (Петренко В.Ф. Взаимосвязь эмоций и цвета / В. Ф. Петренко, В. В. Кучеренко // Вестник МГУ. — Сер 14. — 1988. — №3). Однако на Востоке цвету продолжают придавать своеобразный, почти философский смысл.

 

Древнекитайская философско-эпическая цветовая символика логически связаны с традиционной китайской пентоструктурой мироздания, в которой пять стихий (дерево, огонь, земля, металл, вода) находятся в связи с целым рядом явлений природы и общества. В этой системе цветовые символы сортированы по сторонам света, а основной символ помещается в центре.

 

 

 

Традиционная китайская пентоструктура мироздания

 

 

Зеленый цвет – это дерево, восток, весна, Юпитер, дракон, подданные, нота Цзюэ, гибкое, кислое. Красный – огонь, юг, лето, марс, феникс, правосудие, нота Шак, горячее, поднимающиеся вверх, горькое. Желтый – земное, центр, времена года, Сатурн, государство, нота Чжи, плодоносящие, сладкое. Белый – металл, запад, осень, Венера, тигр, правитель, нота Гук, изменяемое, острое. Черный – вода, север, зима, Меркурий, черепаха, смута, нота Юй, текущее вниз, мокрое, соленое.

 

Знаковость символического цвета проявляется во многих китайских народных обычаях. Например, красный ­­− цвет юга − символ радости − фигурирует время празднования Нового года, свадеб и на других торжествах.

 

 

 


Убранство в красных тонах в честь китайского Нового года

 

 

Тем не менее, В.В. Немыкин отмечает важную деталь в этом вопросе, а именно: «Красный цвет, прежде всего, ассоциируется с кровью и огнем. Его символические значения очень многообразны и, порой, противоречивы. Красное символизирует радость, красоту, любовь и полноту жизни, а с другой стороны – вражду, месть, войну» (Немыкин В. В. Символика цвета // Вестник АлтГТУ им. И.И. Ползунова №1-2 / 2010).

 

Красный является основным геральдическим цветом. На знамени он символизирует бунт, революцию, борьбу. Интересно, что у многих племен Африки, Америки и Австралии воины, готовясь к схватке, раскрашивали тело и лицо в красный цвет. Карфагенцы и спартанцы носили во время войны красную одежду. В древнем Китае повстанцы называли себя «красные воины», «красные копья», «красные брови».

 

 

 


Флаг Китая

 

 

В Китае и в некоторых других странах Азии и Африки белый является цветом траура. Отметим, что в старину белый траур использовался и у славян. По своей природе белый цвет как бы поглощает, нейтрализует все остальные цвета и соотносится с пустотой, бестелесностью, ледяным молчанием и в конечном итоге − со смертью (Самарина Л. В. Традиционная этическая культура и цвет (Основные направления и проблемы зарубежных исследований) // Этнографическое обозрение. – 1992. – № 2. – С. 153). Однако белый цвет может получать и противоположное значение. В христианской традиции белое обозначает родство с божественным светом. В белом изображаются ангелы, святые и праведники. У некоторых народов белую одежду носили цари и жрецы, что символизировало торжественность и величие.

 

 

 


Китайская похороннная процессия. Цвет траура – белый

 

 

В Книге Перемен (Книга Перемен − наследие древних китайцев, дошедшее до наших времен и не потерявшее своей актуальности. С ее помощью пытались найти ответы представители самых разных социальных групп, от монархов до простолюдинов, причем не только в самом Китае, но и во многих других странах) чёрный цвет считается цветом Небес. Выражение «Небеса и Земля таинственного чёрного цвета» уходит корнями в древние верования, для которых цвет неба был загадочным чёрным цветом. Они верили, что Тянь Ди (Небесный император) пребывает на Северной звезде. Потому для древних китайцев чёрный цвет был царём всех цветов. В Древнем Китае изображение Тайцзы чёрного и белого цвета означало единство Инь и Ян.

 

Однако в культуре других стран черный цвет, как правило, символизирует несчастье, горе, траур, гибель. Так, в Древней Мексике при ритуальном жертвоприношении человека лицо и руки у жрецов были окрашены в черный цвет. Черные глаза и поныне считаются опасными, завистливыми. В черное одеты зловещие персонажи, появление которых предвещает смерть.

 

У многих народов женщины отдавали предпочтение желтой одежде. Нередко желтый цвет служил отличительным признаком знатных особ и высших сословий. Например, монгольские ламы носят желтую одежду с красным поясом. С другой стороны, у некоторых народов Азии желтый цвет является цветом траура, скорби, печали. В Европе желтый или желто-черный флаг обозначал карантин, а желтый крест − чуму. У славянских народов желтый цвет считается цветом ревности, измены, а на Тибете ревность называют буквально «желтый глаз». Вспомним также «желтую прессу» и «желтый дом».

 

 

 


Монгольские ламы в традиционной одежде

 

 

Сине-зелёный (бирюзовый) цвет символизирует в китайской культуре весну, − время, когда всё наполнено силой и жизненной энергией. Во времена, предшествовавшие царству Цинь (221-210 до н. э.), отмечается тенденция к разделению цветов. Для поддержания обряда церемоний династии Чжоу (1027-249 до н. э.), Конфуций дал жёлтому, сине-зелёному, белому, красному и чёрному цветам определение «образцовые высшие цвета». Он соотносил пять цветов с доброжелательностью, добродетелью, любезностью и ввёл их в обряд официальных церемоний. Однако, синий цвет считался траурным в Древнем Египте и у некоторых народов Южной Африки. В средневековой Европе шуты носили зеленую с желтым одежду, а банкроты в Германии должны были надевать зеленые шапки.

 

 

 


Памятник Конфуцию на территории Китайского делового центра в Москве

 

 

 

Использование цвета и его роль в архитектуре и градостроительстве китайской цивилизации

 

 

Важно отметить, что символизм цвета пронизывают китайскую традицию. В устройстве городов, стен и на картинах использовалась широкая цветовая гамма. К примеру, после династии Мин (1368-1644 г. н. э.) исключительно члены рода близкого императору имели право жить в домах с красными стенами и крышами, покрытыми жёлтой черепицей. Дома простых людей должны были строиться из голубого кирпича с крышами из голубой черепицы. Однако цвета балок и колонн были очень разнообразны. Большое число зданий было окрашено в белый цвет и имело чёрную черепицу.

 

В китайской традиции культура использования цвета также очень богата. Жёлтый цвет имели право использовать только императоры. Императорские дворцы, алтари, храмы часто были окрашены в жёлтый цвет. Жёлтый цвет также олицетворял свободу от людских забот и тревог. Этот цвет также был предпочтителен в буддизме. Одежды монахов и храмы окрашены в жёлтые цвета.

 

Что касается красного цвета, то китайцы раньше его очень любили. И по сей день при встрече Нового года, на празднествах, собраниях люди обязательно используют красный цвет. Однако, после захвата власти компартией, особенно после мрачных времён «Культурной революции» красный цвет стал ассоциироваться с цветом крови, насилия, жестокости и опасности. Следовательно сократилось и его использование.

 

В средневековом Китае постройки были тесно связаны с окружающим ландшафтом. Архитекторы строили пагоды – буддийские храмы в виде высоких многоэтажных башен из дерева, камня, бронзы и железа, украшенных искусной резьбой. Загнутые вверх края крыш создавали впечатление легкости и устремленности ввысь, они как бы воспроизводили силуэты окрестных холмов и деревьев.

 

 

 


Типичная китайская пагода

 

 

После освобождения Китая от власти монголов был полностью перестроен Пекин. В центре квадратной территории был возведен Храм Неба. Это здание, имеющее в плане круг – знак Солнца или неба, с синими остроконечными крышами в форме конусов, напоминает о непрерывном движении природных стихий.

 

 

 


Храм неба в Пекине

 

 

В пагодах помещались статуи и рельефы – изображения божества. Образы Будды, его учеников и последователей отличаются ясностью и чистотой, они представляют красоту человека – мудреца в его величии и спокойствии.

 

Виды древних китайских сооружений очень многообразны: это и дворцы, и храмы, и садовые сооружения, и могилы, и жилища. По своему внешнему облику эти сооружения или торжественны и великолепны, или изящны, изысканы и динамичны.

 

Они обладают характерной особенностью, которая так или иначе сближает их друг с другом, − это те строительные идеи и эстетические устремления, присущие исключительно китайской нации. В древнем Китае наиболее типичной конструкцией дома считалась каркасно-столбовая, использующая для этого древесину. На глинобитной платформе устанавливались деревянные столбы, на которых крепились продольные поперечные балки, а на них — крыша, покрываемая черепицей.

 

Такая каркасная система не только позволяла китайским архитекторам свободно проектировать стены дома, но способствовала предотвращению разрушения дома при землетрясениях.

Например, в северной провинции Китая Шаньси находится буддийский храм высотой более 60 метров, каркас которой был деревянным. Этой пагоде уже 900 с лишним лет, но она очень хорошо сохранилась до сегодняшнего дня.

 

Другая особенность китайского древнего зодчества − это эффект, дающий целостную композицию, т. е. создается некий ансамбль из множества домов. В Китае не принято строить отдельно стоящие здания: будь это дворцовые сооружения или частные помещения они всегда обрастают дополнительными строениями.

 

Главное здание окружается дворовыми постройками, которые равномерно отделены от него и симметричны.

 

Однако сооружения в архитектурном ансамбле не обязательно размещены симметрично.

 

Древние архитектурные сооружения Китая носят и другой яркий характер: они подвергаются художественной отработке, которая придает им специфическую декоративность. Например, крыши домов делаются не ровными, а всегда вогнутыми. А для того, чтобы придать зданию определенное настроение, строители обычно вырезали на балках и карнизах разнообразные картины животных и трав.

Подобные узоры наносились на гравированные и деревянные столбы комнат, окон и дверей.

 

Безусловно, древнее китайское зодчество характеризуется применением красок. Обычно крыши дворца порывались желтой глазурованной черепицей, карнизы красились сине-зеленой окраской, стены, столбы и дворы − красным цветом, комнаты устилались белыми и темными мраморными платформами, которые сверкали под голубым небом. Сочетание желтой, красной и зеленой окрасок с бело-черной в украшении домов не только подчеркивает величественность зданий, но и радуют глаз. По сравнению с дворцами жилые помещения в южной части Китая очень скромны. Дома покрыты темно-серыми черепичными крышами, их стены перекрыты белыми цветами, а деревянные каркасы − темно-кофейным цветом.

 

К XIV-XV векам окончательно складываются приемы планировки городов и отдельных дворцовых, храмовых и жилых ансамблей, ставшие впоследствии каноническими.

 

При планировке китайских сооружений большое значение имело правило «фэн-шуй», согласно которому здания располагались в определённом порядке с соответствующей ориентацией. Рекомендовалось ставить здания по северо-южной оси с обращением главного фасада на юг.

 

Древние китайские города строились по определенному, заранее продуманному плану. По преимуществу планировка городов была квадратной или прямоугольной. Внутренняя структура города решалась обычно по традиционной схеме. Господствующая верхушка феодалов строила свои дома в наиболее благоприятной по своим природным условиям части города.

 

В центре, в запретной части города, располагался дворец императора и административные здания. За пределами запретного города находился собственно город. Жилища простого народа размещались на периферии его, преимущественно с западной и восточной сторон, где на перекрестках больших магистралей находились городские рынки. Низкие и небольшие по своим размерам обычные жилища были лишены элементарных удобств и мало чем отличались от деревенских. Беднейшее население ютилось в глинобитных жалких хибарках.

 

К числу сохранившихся до нашего времени своеобразных сооружений Китая XVII – XIX вв. относятся также почётные ворота – пай-лоу, свободно стоящие на улицах городов и селений, а также украшающие священные места, такие, как храмы или погребения. В Китае они обычно рассматриваются как памятники мемориального характера, на что указывают надписи, расположенные вверху ворот.

 

 

 


Ворота пай-лоу в парке Чжуншань в Пекине

 

 

Ворота пай-лоу являются наиболее характерным видом традиционной китайской архитектуры. Встречаются деревянные и каменные пай-лоу, имеющие 3 и 5 пролетов.

 

Дворцовая архитектура Китая конца XVII − начала XIX веков, по существу, продолжает развивать столь блестяще решенную в эпоху династии Мин проблему крупных садово-парковых ансамблей. Однако зодчие цинского периода заметно отступили от той величавой и ясной простоты и гармонии форм, которые характеризуют архитектуру XV-XVI вв. Стремление к орнаментации, все большее значение узорных деталей, слияние декоративно-прикладных и монументальных форм подготовили в зодчестве отход от общего монументального характера сооружений предшествующего времени и постепенно привели к утрате цельности архитектурного образа.

 

Зодчеств периода династии Цин, несмотря на сохранение в нем художественных качеств и основных принципов средневековой китайской архитектуры периода расцвета, постепенно идет по пути утраты монументальности и проявления чрезмерного интереса к деталям и орнаменту, что приводит его в XIX веке к утрате цельности и значительности архитектурного образа. По существу, XVIII веке явился заключительным этапом в развитии блестящей и своеобразной истории средневековой архитектуры Китая.

 

Безусловен тот факт, что китайцы умеют возводить постройки, которые поражают воображение своей монументальностью и масштабами. Это относится и к сооружениям, которые возводились в древние века. Храм Неба – одна из таких построек. Китайская архитектура, сама по себе, является сложнейшей с точки зрения инженерного решения. Небесный Алтарь, он же Храм Неба, несмотря на кажущуюся простоту, не исключение. Строители и архитекторы воплотили здесь свои самые смелые желания – по-другому, попросту, не могло и быть. Китайцы в совершенстве освоили технологии производства особого вида черепичного материала, покрытого слоем глазури. Во многих постройках, например, превалирует жёлтый цвет. Это цвет Императора, который символизирует его мощь, силу духа и богоизбранность. Однако, при строительстве Храма Неба основным цветом, как и следует, выбран был синий, а именно, голубая гамма. Стена Эхо, верхняя часть Хуанцюнъян и Циняньдянь покрыты черепицей именно этого цвета, чтобы напоминать, лишний раз, о единстве власти императора, Неба и их Великой связи. В 1998-ом годом памятник архитектуры попал в реестр Памятников мирового наследия, а ЮНЕСКО обозначило его, «как один из известнейших Храмов в мире, крупнейший комплекс древней архитектуры, символизирующий особенное значение китайской культуры в рамках мировой цивилизации».

 

 

 


Стена Эхо в Храме Неба

 

 

Современная архитектура Китая − это роскошные небоскребы и замысловатые телебашни, уникальные стадионы и театры, продуманные и комфортные жилые комплексы, просторные аэропорты, созданные с удивительной фантазией и представляющие собой шедевры современного зодчества. Знакомство с современной архитектурой Китая для туриста начинается сразу по прилету в Китай – в аэропорту. Например, в аэропорту Пекина новые гигантские терминалы 2 и 3 с высоты птичьего полета напоминают по форме плавно изогнутую волну и чешуйчатый хвост красного дракона. Современные здания в китайских мегаполисах отличаются разнообразием и свободой форм и стилей, смелым полетом фантазии архитекторов, воплотивших в жизнь даже самые немыслимые проекты. Так, в Пекине особого внимания заслуживает стадион «Птичье гнездо», Большой национальный театр в виде огромной капли, Центральный офис CCTV, Национальный водный стадион «Водный куб» и др. Шанхай и Гонконг порадуют путешественников самыми высокими в мире небоскребами, каждый из которых неповторим: на крыше одного расцветает красочный лотос из стекла и бетона, верхушка другого меняет цвет в зависимости от времени дня, третий напоминает по форме космический корабль.

 

 

 


Стадион «Птичье гнездо». Пекин

 

 

 

* * *

 

 

В заключении считаем необходимым подчеркнуть, что древняя символика красок и их интерпретация в различных культурах находит свое подтверждение в современных теориях взаимосвязи цвета и эмоционально-волевых состояний не только отдельного человека, но и целых общностей.

 

Несмотря на то, что, на протяжении человеческой истории содержание цветовых символов претерпело немалые изменения – менялась их трактовка и отношение к ним, – ядро цветовой символики оставалось неизменным. Речь идет о той части содержания цветового символа, которая остается даже в том случае, когда цвет лишается всех своих внешних, предметных ассоциаций (Эткинд А.М. Цветовой тест отношений // Общая психодиагностика. – М., 1987. — С. 225).

 

Последние зависят от культурных традиций и опыта. Цвет вызывает определенные и специфические изменения в психическом мире человека, интерпретация которых порождает то, что мы называем цветовыми ассоциациями и символами, впечатлениями от цвета.

 

 

Автор: Таранцов В.

 

 

Обсудить статью на форуме

 

 

 

 

 

 

Понравилась статья? Поддержите нас донатом. Проект существует на пожертвования и доходы от рекламы

Культурный дух древней китайской архитектуры

 
 

Культурный дух древней китайской архитектуры

 

Китайская архитектура добилась величайших достижений в планировании дворцов и столиц в древние времена, уделяя особое внимание господству авторитаризма и строгой одержимости иерархией, которые явно отличаются от еще более высоких достижений, достигнутых европейскими, исламскими или древними Индийская архитектура в храме, церкви, мечети и других религиозных сооружениях. Дворец уходит своими корнями в династию Ся, достиг своего пика в династиях Суй и Тан и стал еще более изысканным во времена династии Цин. Образец полного плана столицы был сформирован во времена династии Западная Чжоу. Большое внимание уделялось стандартному правилу и симметрии, придавая особое значение рисунку императорского дворца. В период Весны и Осени Воюющих царств, когда «вежливость распалась, а музыка уничтожена», стандартизированный образец был несколько поврежден. Но династия Хань начала восстанавливать стандартное правление, и этот процесс завершился при династиях Суй и Тан и обогатился при династиях Юань, Мин и Цин. Чанъань (современный Сиань), столица династий Суй и Тан, Даду династии Юань и Пекин династий Мин и Цин — три столицы, пользующиеся самой высокой репутацией в истории Китая.

Китайские патриархальные и этические концепции также повлияли почти на все структурные типы. Например, квазирелигиозные архитектурные алтари и храмы для поклонения божеству и волхвам и мудрецам, а также имперские мавзолеи развивались на культурном фоне, где особое внимание уделялось кровно-родовому родству, и большое значение придавалось таким понятиям, как «внимательно следить за похоронными обрядами родителей и следовать им, когда уходят с должными жертвами» и «принимать смерть как жизнь». Это были конструктивные типы, почти уникальные для Китая, их грандиозный масштаб и их торжественная и уважительная атмосфера стали центром внимания.

Буддизм из Индии был основной религией, преобладающей в Китае, и появились буддийские сооружения, такие как храмы и пагоды. Но хотя на ранних стадиях они подверглись индийскому влиянию, они быстро начали процесс превращения в структуры китайского типа, выражающие эстетические стандарты и культурный характер китайцев, наполненные атмосферой спокойствия, умиротворения и интроверсии, совершенно отличной от экстравертная, бурная атмосфера западных религиозных структур. Даосизм — местная религия Китая, и даосские храмы, как и буддийские, обладают безмятежным очарованием. Пагода занимает важное место в истории архитектурного искусства Китая и находит еще семь характерных выражений с точки зрения разнообразных типов, богатых форм и характера времен и регионов.

Китайский культурный дух, основанный на высокой согласованности с природой, демонстрирует горячую любовь и уважение к природе. Структуры кажутся органичным компонентом природы и отличаются от других архитектурных систем, в которых больше внимания уделяется контрасту между искусственностью и природой. Это находит видимое отражение в различных типах китайских построек, таких как выбор и планировка участков для городов, деревень, поселков, гробниц или жилых домов. Они находят яркое выражение в садовом песке, принадлежащем к природному типу, отличному от европейских или исламских геометрических садов. Китайские сады в основном представляют собой императорские и частные сады. Последние дают больше выражений эстетическому настроению литераторов и ученых. Существующие сады имеют самые высокие достижения в регионах к югу от реки Янцзы, свежий, красивый и изысканный стиль и изысканную и гениальную технику; первые разрабатываются в основном в Китае, а наибольшая существующая концентрация находится в районе Пекина, они огромны по размеру и имеют красивый стиль. Китайские сады пользуются высокой репутацией в мире и признаны европейцами «матерью садов мира».

Разнообразные народные общественные постройки, такие как залы предков, храмы мудрецов, храмы богов, залы гильдий, академии классического обучения и ландшафтные башни и павильоны, в основном являются сохранившимися постройками династий Мин и Цин и все без исключения глубокое влияние традиционного культурного духа. Особого внимания заслуживают резиденции. Они не только различаются по типам и разнообразны по формам, но и могут более непосредственно и ярко сталкиваться с обыденной жизнью. Групповая культура и состояние души, воплощенные в них, отличаются особой искренностью и простотой. Региональные особенности, отраженные в них, более заметны. Красота их неповторимой простоты порой заключается не в блестящей структуре.

 

 

 


 
Печать
Сохранить

Китайская архитектура — дух дерева

Архитектура Китая — это местная система строительства, возникшая на заре китайской цивилизации и с тех пор развивающаяся. Его история такая же длинная, как и история китайской цивилизации. Китайская архитектура может рассматриваться как самостоятельная ветвь. За пределами Китая та же система строительства и аналогичные планировочные решения преобладают в Корее и Японии на востоке и во Вьетнаме на юге. Вместе они составляют восточноазиатскую архитектуру. Фактически до середины 19 века архитектура Японии была отражением меняющихся стилей континентальных строителей. Ранние японские постройки можно с полным основанием назвать колониальными китайскими, и известно, что некоторые из них действительно были возведены континентальными архитекторами.

Что характерно для китайской архитектуры?

Характерной формой древнекитайской архитектуры является деревянный каркас или каркас, стоящий на каменной платформе и перекрытый скатной крышей с нависающими карнизами. Промежутки между стойками и перемычками каркаса могут быть застроены навесными стенами, основная функция которых — разделение пространства. В отличие от европейской архитектуры, стены не несут веса верхней крыши и перекрытий, которые можно установить или убрать по мере необходимости.

Архитектор может отрегулировать пропорции стен открытого и закрытого пространства в соответствии с любым назначением и климатом.

Простой каркас древнекитайской архитектуры

Современная китайская архитектура использует несущие стены и имеет три основные формы: каменно-деревянная конструкция, кирпично-каменная конструкция с железобетоном и железобетон со стальной каркасной конструкцией.

Какие отличия в развитии китайской архитектуры?

Период неолита (до 1600 г. до н.э.)

Характеристика: сырой и оригинальный

Согласно археологическим находкам неолитических остатков, в этот период в китайской архитектуре преобладали два типа зданий: в среднем и нижнем течении Хуанхэ, круглые здания с коническими крышами, надземные, или квадратные здания с пирамидальными крышами. , которые были полуподземными, образовавшимися из пещерных жилищ. Но во влажных южных районах из гнездовых жилищ развились дома на сваях. В то время создавалась простая и грубая керамика.

Участок Сиань Баньпо: деревянный каркас и глинобитная стена

 

Участок Хэмуду в городе Юяо, провинция Чжэцзян

Доциньский период (2070–221 гг. до н. э.)

Характеристика: раннее время для изучения архитектурных форм

В период с 2000 по 16000 г. до н.э. вдоль реки Хуанхэ существовало небольшое королевство под названием Ся. Был построен самый ранний дом с деревянным каркасом во внутреннем дворе на утрамбованном земляном фундаменте (слои земли, утрамбованные до твердости и прочности, подобной камню). Крыши были соломенные с глиной. Но большинство построек были полуподземными и пещерными жилищами, а это означало, что понятие иерархии уже возникло. Это считается большим достижением в истории архитектуры. Остатки раскопанной глиняной посуды и бронзы в городах доказывают, что технология уже была сильно развита, что обеспечило основные методы изготовления обожженных глиняных плиток и кирпичей.

Строение во времена династии Ся

Во времена династии Шан (1600-1046 гг. до н.э.) человек жили в прямоугольных домах, расположенных рядами, построенных из дерева и утрамбованной земли, с величественным дворцом в центре города. Раскопки эпохи Шан выявили архитектуру, которая начала формироваться в соответствии с традиционными китайскими чертами: массивные земляные стены, окружающие зарождающиеся городские центры, прямолинейные здания, воздвигнутые на утрамбованном фундаменте, и столбовые ямы деревянных построек с плетнями. глинобитные стены (плетеные прутья и прутья, покрытые и оштукатуренные глиной) и соломенные крыши, как правило, скатные и с нависающими карнизами. Были использованы искусственные материалы, в том числе дренажная система и керамическая плитка. Строительные формы включали дворцы, храмы, мавзолеи, правительственные здания, кельи, мастерские и народные дома.

Во времена династии Чжоу (1046-256 гг. до н.э.) во дворцах использовалось большое количество плитки и кирпича. Это самые ранние интегрированные Siheyuan, типичные китайские четырехугольники. Китайские скобки, также известные как Dougong, находятся на колонке.

Самый ранний SiHeYuan 四合院 в династии Чжоу

Период весенних и осенних войн (770-221 гг. до н.э.)

Крупномасштабный дворцовый комплекс состоял из приподнятой платформы с деревянным каркасом , из-за быстрого развития производственных процессов и производства.

Дворец в период весенних и осенних войн

Цинь (221–207 гг. до н. э.) и династия Хань (207–220 гг. до н. э.)

Характеристика: Каркас деревянной конструкции в основном сформирован

Династия Цинь была первой императорской династией в Китае. Циньшихуан, первый суверенный император Цинь, создал стандартизированную систему мер и весов. Строительство за это время включало в себя не только обширный дворец, но и построено оборонительная система Великой китайской стены, в том числе гидротехника , и не имеющий аналогов мавзолей из которых терракотовые воины.

Кронштейн и балочная конструкция широко использовались до династии Хань, когда была создана основная система традиционной китайской архитектуры. Буддизм пришел в Китай из Индии, а вместе с ним пришла и буддийская архитектура для жертвоприношений.

Три царства (220–280 гг. н. э.) и Шесть династий (220–589 гг.).CE)

Характеристика: Представлена ​​буддийская архитектура

Непрекращающиеся войны и нестабильное политическое состояние привели к застою общества, а буддизм в этих условиях быстро развивался. Была создана буддийская архитектура, такая как храмы, пагоды, гроты и Будда.

Династии Суй (581–618 гг. н. э.) и Тан (618–907 гг. н. э.)

Характеристика: великолепный элегантный стиль

Во времена династии Суй крупные строительные проекты, такие как две столицы Чанъань и Лоян, были спроектированы по императорскому приказу, и был построен Большой канал, соединивший север и юг с водными путями. Великая стена также была расширена, но эти грандиозные программы истощили людей и привели к восстанию.

Следующая династия Тан построила более прочное государство на фундаменте правителей Суй. Китайская культура и цивилизация Тан процветали и оказали влияние на Корею, Японию и Вьетнам, а также на стиль архитектуры там. Кирпичная и каменная архитектура постепенно стала более распространенной, например, мост Чжаочжоу и пагода Сюми. Это также был пик буддизма, храмы были достопримечательностью буддизма и местом для буддийской деятельности, а популярность буддийской архитектуры росла. Чертами деревянного зодчества были однотонный цвет, простая структура с осевой симметрией, величественный внешний вид и два слоя нависающих карнизов, поддерживаемых большим кронштейном.

Храм Фогуан: храм династии Тан, построенный в 857 году н.э. недалеко от Вутайшаня, является старейшим деревянным строением, известным в настоящее время в Китае. С ним связаны образцы танской скульптуры, живописи и каллиграфии, уникальное сочетание.

Династии Сун (907-1279 гг. н.э.), Ляо (907-1125 гг. н.э.) и Цзинь (1115-1234 гг. н.э.)

Характеристика: самая изысканная и продуманная конструкция

Эти изысканные ремесла, основанные на развитии экономики и ремесел, повлияли на архитектуру и ее убранство. В отличие от великолепной архитектуры династии Тан, масштаб зданий династии Сун меньше, а нависающие карнизы более эфирные, что придает всей системе что-то вроде готического стиля. . В основе зрелой архитектурной техники лежат богатые детали балок и колонн, дверей и окон, которые характеризуются резьбой по дереву и цветной глазурью. Династии Ляо и Цзин взяли ту же схему и аранжировку из Сун. Более того, были построены академии (Шуюань) и изящные сады. Город состоял из улиц с магазинами по бокам, водопровода, транспорта и мостов.

Нависающие карнизы династии Сун

Династия Юань (1271-1368 гг. н.э.)

Характеристика: простой и грубый внешний вид

Построенный монгольскими кочевниками династии Юань, которые с их мощной кавалерией расширили территорию Китая совершенно беспрецедентным образом. Хотя в архитектуре было мало достижений, цветные глазури теперь включали желтую, изумрудную, синюю, голубую и белую, а не только коричневую и зеленую в династии Сун , который широко использовался для украшения крыш дворцов. Черепичный гребень был заменен кирпичным гребнем. Благодаря уважению правителя к тибетскому буддизму, религиозные постройки были очень популярны среди народа. Дворец Юнлэ, например, является даосским храмом династии Юань.

Династия Мин (1368-1644)

Характеристика: торжественная с колоссальным размахом

Династия Мин последовала за крахом возглавляемой монголами династии Юань и управлялась китайцами хань. С экономическим подъемом реконструкция императорских дворцов собрала множество искусных мастеров с севера на юг для создания грандиозного дворцового комплекса. В них использовалось большое количество дерева нанму, кирпича, глазурованной плитки и цветных украшений. Например, Храм Неба, впервые построенный в 1420 году, является шедевром искусства и планировки. Правитель также перестроил многие важные участки Великой стены и городские ворота, построенные из каменных кирпичей. В конце династии Мин западные миссионеры прибыли в Китай и принесли в Китай западные естествознание и архитектурный стиль.

Династия Цин (1636-1644)

Характеристика: лаконичная форма и очень изысканные детали

Династия Цин была династией, основанной маньчжурским кланом, этнической группой в Китае. Они изучили передовую культуру у ханьцев, прежде чем основали Империю династии Цин. Таким образом, они унаследовали архитектурный стиль династии Мин в целом, но сосредоточились на деталях. Это было величайшее достижение китайской деревянной архитектуры, которое отразилось в строительстве Старого Летнего Дворца, Летнего Дворца и Сада Цяньлун в Запретном городе.

Однако во время Опиумных войн Китай был полуколонизирован и имел частые контакты с западными странами . Это полуколониальное и полуфеодальное общество разрушило национальное доверие, поскольку были построены западные здания, и большая часть ценного архитектурного наследия была испорчена. В конце династии Цин в Китай были завезены западные строительные материалы, такие как кирпич, цемент, камень и стекло, что пошатнуло давнее доминирующее положение деревянного каркаса в китайской архитектуре. Помимо этого, использование железобетона почти изменило весь стиль строительных материалов в Китае. .

Эпоха Китайской Республики (1912-1949)

Характеристика: переход от традиций к современности

Это был период застоя в китайской архитектуре. Под влиянием западной культуры официальные и коммерческие архитектурные комиссии в Китае были спроектированы в западном стиле, популяризированном такими договорными портами, как Гуанчжоу, Сямынь, Фучжоу и Шанхай, а также арендованными владениями, такими как Тяньцзинь, Циндао, Далянь и Харбин, многие из которых были спроектированы иностранными архитекторами. В 1925 группа китайских архитекторов, получивших образование за границей, начала ренессансное движение по изучению и возрождению традиционной китайской архитектуры и поиску способов ее адаптации к современным потребностям и методам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *