Древняя архитектура россии: Архитектура Древней Руси: кратко и со вкусом

Содержание

Архитектура Русская (IX — XVII вв.) | Архитектура Русская | Архитектура

Категория: Архитектура Русская.

АРХИТЕКТУРА РУССКАЯ (IX — XVII вв.) занимает достойное место в мировом архитектурном наследии. На протяжении многих столетий русский народ создал ряд глубоко самостоятельных архитектурных школ и систем, давших блестящие образцы национального зодчества. Истоки русской архитектуры восходят к народному творчеству славянских племён южной, центральной и северо-западной Руси. Сохранив многие черты языческой культуры, искусство и архитектура Древней Руси отличаются жизнерадостностью и совершенно лишены сумрачности, свойственной памятникам архитектуры западного средневековья. Об искусстве древних строителей дают представление традиционные типы крестьянского жилого дома и более поздние культовые постройки — церкви, погосты, колокольни русского Севера.

Памятники X — XII вв. свидетельствуют о высокой технической и художественной зрелости каменного зодчества на Руси. Киевская Русь издавна славилась городами (иноземцы называли ее ГАРДАРИКА — страна городов). В древнем Киеве были созданы в XI в. замечательные образцы архитектуры, из которых наиболее значителен собор св. Софии. Софийский собор был построен с 13 главами. Расположенные пирамидально, эти главы образовывали величественный силуэт здания, призванного запечатлеть идею мощи и независимости молодого русского государства. Строгие выразительные силуэты характерны для храмов Новгорода XI — XII вв. (собор Софии, церковь Спаса Нередицы). Суровая простота их наружного облика сочетается с цветовым богатством интерьера, обильно расписанного фресковой живописью.

Как и древний Киев, Новгород отличался высоким уровнем городского благоустройства: уже в XI в. здесь были деревянные мостовые, в Париже они появились лишь в конце ХIIв. Стилистически своеобразная архитектура сложилась во Пскове, Владимире, Суздале и др. городах России. Зодчество Пскова, в своих характерных чертах близкое новгородскому (ансамбли Снетогорского и Мирожского монастырей XII — XIV вв.), создало также достопримечательный комплекс оборонительных сооружений (ДЕТИНЕЦ). Об­разцовыми для своего времени были псковские гражданские сооружения (каменные жилые дома — палаты Поганкиных, дом Лапина XVI — XVII вв).

Выдающиеся памятники зодчества были созданы во Владимиро-Суздальском княжестве: церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский и Успенский соборы во Владимире, XII в. и др. Успенский и Дмитриевский соборы по своим масштабам, композиции, богатой пластической обработке являются прямыми предшественниками монументальных храмов Москвы. Замечательной особенностью владимирских храмов являются каменные рельефы на наружных стенах, аркатурные пояса и др. Храмы и гражданские сооружения Владимира составляют одну из блестящих страниц средневекового монументального зодчества России.

Развитие русской архитектуры, задержанное в XIII в. нашествием монголов, приходит к новому подъёму в XV в., когда центром строительства становится Москва. В XIV-XVI вв. был заново построен Кремль — комплекс крепостных сооружений, дворцов и храмов во главе с Успенским собором. Архитектурный ансамбль Кремля воплотил идею национального объединения и независимости Московского государства. В память взятия Казани был воздвигнут на Красной площади «Покровский собор, что на рву», 1560 г. («Василий Блаженный»), созданный зодчими Постником и Бармой.

Монументальный стиль московского зодчества, сложившийся в пору возвышения и укрепления Москвы, сменился в XVII в. новыми формами, отражающими потребности и вкусы нового общественного слоя — «посадских людей». В церквах появляются богато украшенные паперти, порталы, крыльца и др. элементы, характерные для гражданских зданий. Усложняется композиция церковных построек, появляется вычурный, прихотливый силуэт, применяются многоярусные кокошники, усиливается цветовая насыщенность декоративного убора дворцов, палат и теремов. В конце XVII в. получает развитие в Москве строительство многоярусных церквей, отличающихся сложным декоративным убором с характерным сочетанием красного кирпича и белокаменных деталей — резных наличников, узорчатых порталов, «гребешков» и т. п. (так называемое «нарышкинское барокко»). Эти же черты характерны и для гражданских зданий рубежа XVII-XVIII вв.

На протяжении XVI-XVII вв. продолжает развиваться русское деревянное зодчество, создающее замечательные культовые, жилые, оборонные и хозяйственные сооружения. Имеющие в своей основе простейшую конструкцию бревенчатого сруба, состоящего из ВЕНЦОВ, постройки зодчих-плотников достигают высокой архитектурно-художественной выразительности. Характерные формы «ЧЕТВЕРИКОВ» и «ВОСЬМЕРИКОВ», шатровые верхи колоколен, многоглавых церквей, многообразные орнаментальные формы крылец, светёлок, оконных наличников,- резных украшений и пр. свидетельствуют о неисчерпаемом богатстве народного искусства, виртуозном владении материалом и глубоком знании родной природы. В лучших из сохранившихся произведений деревянного зодчества (церкви в Кондопоге, Кижах; крепостные сооружения — ОСТРОГИ в Якутске, Илиме; избы Заонежья, Архангельской области и др. районов) строгая простота и ясность композиции сочетается с выразительным силуэтом здания и узорной декоративностью деталей, проявляется глубокое знание конструктивных свойств дерева и умение гармонически связать архитектуру с окружающим пейзажем.

С конца XVII в. начинается новая эпоха в истории России и её культуры, связанная с преобразо­вательной деятельностью Петра I.

Архитектура Древней Руси (IX-XII вв.)

Содержание статьи

1. Особенности архитектуры

2. Развитие архитектуры

Определение 1

Древняя Русь – это период в истории России, который ограничивается рамками IX – XIII вв. – от создания государственности до нашествия монголо-татарских войск.

В этот период Русь испытывает большое влияние Византии, что особенно проявилось в культурной сфере. Древнерусская культура в целом представляла собой симбиоз традиций восточных славян, степных племен и Византии. В древнерусской архитектуре же наиболее полно проявилось византийское влияние, что было связано с принятием христианства на Руси в X в. После этого культурные и торговые контакты двух государств стали намного шире: в русские земли приехали византийские мастера, миссионеры, торговцы и т.д.

До X в. архитектура Руси была деревянно-земляной или деревянной, поэтому до нас вообще не дошло примеров этих построек. Монументальное каменное строительство отсутствовало: крепостные стены сооружались из дерева, а люди могли жить в полуземлянках или деревянных домах. С принятием христианства разворачивается каменное строительство (поначалу только храмов).

Особенности архитектуры

Древнерусская архитектура развивалась по традициям Византии, которые активно продвигали греческие мастера, приехавшие на Русь. Однако это не было простое копирование византийских памятников, ибо необходимо было учитывать специфику местности, поэтому было несколько различий:

  • более широкие хоры, что не было свойственно Византии;
  • бо́льшая роль крещален, а значит, необходимость увеличивать размеры здания и менять планировку здания;
  • новые строительные материалы, с которыми столкнулись византийские мастера, ибо не все привычные для них материалы находились на Руси; замена одного материала другим вела и к изменению проекта здания.
  • учет индивидуальных вкусов заказчиков, которым были близки традиции деревянного зодчества.

Несмотря на региональные различия, общий вид храма все равно сохранял общие черты. Он строился по крестово-купольной системе и содержал следующие элементы:

  • купол: большинство храмов XI-XII вв. были однокупольными;
  • столпы;
  • алтарь;
  • хоры;
  • алтарная преграда.

Развитие архитектуры

Одним из первых каменных зданий на Руси стала Десятинная церковь или церковь Успения Пресвятой Богородицы, построенная в 989-996 гг. в Киеве. Она была сожжена и разрушена монголо-татарами в 1240 г. Спустя некоторое время ее восстановили, однако и это сооружение не сохранилось, поэтому затруднительно восстановить ее первоначальный облик. Основываясь на имеющихся данных, можно сказать, что она выглядела как крестово-купольный трехнефный храм, имея три апсиды и шесть столпов. Для ее возведения использовались тонкие кирпичи византийского типа (плинфа).

Широкое строительство разворачивается при Ярославе Мудром (1015-1054). При нем в 1030-х гг. в Киеве сооружается Софийский собор. Он был построен византийскими мастерами, но с привлечением русских. Он отразил традиции византийской архитектуры – крестово-купольный пятинефный храм с 13 главами. Четкая композиция придает этому храму величественность. После этого Софийские соборы начали строиться в других городах, например, в Новгороде (1045-1050) и Полоцке (1050-е). Строительно-технические приемы, схожесть по типам говорят о том, что новгородские и полоцкие храмы были построены также артелью киевских мастеров. Однако иногда они могли менять решения – например, для ускорения и удешевления строительства в Новгороде была использована не плинфа, а известняковая плита.

Также в этот период в Киеве были сооружены церковь Ирины и Георгия и Золотые ворота. Эти постройки выражали стремление князя подчеркнуть свою преемственность от Константинополя.

Таким образом, в середине X века на Русь велось активное строительство. Однако к 1060-м гг. во всех русских городах кроме Киева, строительная деятельность велась медленнее или не велась вообще. В Киеве же за период 1060-1100-х гг. было возведено 7 крупных церквей и несколько меньших по размеру.

В эпоху же раздробленности в XII-XIII в. начинают складываться отдельные школы в каждой земле, которые имели свои различия, что обычно было связано с материалом и декором. Например, в Киеве, Рязани, Чернигове и Смоленске стандартным строительным материалом была плинфа, во Владимиро-Суздальском и Галицко-Волынском княжестве камень, а в Новгороде – известняк.

После снижения политической роли Киева, центром становится Владимиро-Суздальское княжество. Архитектура этого княжества была уникальной потому, что местные мастера не просто продолжили южнорусские и византийские архитектурные традиции, но и значительно обогатили их западноевропейскими идеями (при этом неизвестно, участвовали ли в строительстве мастера из Европы).

Активным строительством занимался Юрий Долгорукий, при котором белокаменные сооружения возводились в Переславле, Юрьеве-Польском, Владимире, Суздале. Из них сохранились только Спасский собор в Переславле Залесском и церковь Бориса и Глеба в Кидекше, построенные примерно в 1152 г.

Сын Юрия, Андрей Боголюбский продолжает строительную программу. Во Владимире были построены несколько сооружений, из которых дошли Успенский собор и Золотые ворота. В окрестностях Владимира был возведен настоящий шедевр древнерусской архитектуры – храм Покрова на Нерли. В Боголюбове, резиденции князя, был также построены собор и княжеский дворец. Расцвет владимиро-суздальской архитектуры приходится на правление Всеволода Большое Гнездо, который расширяет Успенский собор и строит Дмитриевский собор. Второй является потрясающим примером резьбы по камню.

Особенностями белокаменной архитектуры являются стройность, ясность, устремленность ввысь, декор стен, изысканность. Строительство из камня происходило таким образом: из камня вырубался блок размером 50х50х50 см, из которых возводилась стена в два ряда, а промежуток между ними заполняли щебнем и заливали раствором. Податливость камня позволяла сделать на нем богатую резьбу и большое количество украшений.

Замечание 1

Таким образом, древнерусская архитектура за описываемый период приобрела свои, оригинальные черты и особенности, сочетая традиции разных культур.

8 интересных особенностей, присущих только русской архитектуре

Царское Село, Собор Святой Екатерины I © Александров / WikiCommons

Ольга Глиоза

16 февраля 2018 г.

Русская архитектура давно известна своим самобытным стилем. Хотя большинство знаковых зданий страны, какими мы их знаем, были построены в 1870–1890-х годах, есть и более поздние выдающиеся образцы. Если вы хотите узнать больше перед следующей поездкой, взгляните на эти уникальные особенности русских зданий.

Начавшись как движение, связанное как с древней Русью, так и с византийскими культурными связями, архитектура русского стиля вобрала в себя элементы того и другого. Визуально здания в русском стиле сразу вызывают ассоциации с византийской архитектурой, хотя во многих случаях это просто стилистические фантазии архитекторов — классический пример — Храм Христа Спасителя в Москве.

Храм Христа Спасителя I | Источник изображения: WikiCommons

Дерево было, вероятно, самым популярным строительным материалом в традиционной русской архитектуре. Строительство на огромных территориях, окруженных лесами, было лучшим выбором для домов, церквей и городских стен. Материал часто вырезали в разные формы и окрашивали, чтобы добавить декоративные элементы к зданиям.

Древесина — популярный материал I | Источник изображения: WikiCommons. Многие замечательные образцы русской архитектуры построены из кирпича: среди них Государственный исторический музей в Москве (1875-1883 гг.) и Дом Игумнова в Москве (1888-1895 гг.).

Дом Игумнова I | Источник изображения: WikiCommons

В основном их можно увидеть внутри зданий, они либо интегрированы в настенные росписи, либо представлены в других декоративных элементах, таких как украшения из дерева, кирпича или мозаики. Этот стилизованный орнамент также напоминает византийские постройки и иконописи.

Еще один элемент, очень часто встречающийся в русских постройках, узкие окна в этом экземпляре также довольно высокие. Форма таких окон обычно представляет собой вариацию строгой геометрической формы – верхняя часть окон часто имеет форму легкой арки.

Государственный Исторический музей, Москва I | Источник изображения: WikiCommons

Арки повсюду в русской архитектуре, от окон и дверей до потолков. Одним из основных элементов русской архитектуры был слегка арочный потолок — как небо, каким мы его видим, — особенно в галереях с колоннами как часть дизайна фасада.

Этот тип крыши/здания имеет характерную треугольную крышу с очень небольшим углом между двумя частями крыши. Он может быть основной частью крыши или увенчан дополнительными башнями меньшего размера для усиления декоративного эффекта.

Несмотря на то, что часто фасады построены из одного материала и могут быть даже одного цвета, они полны мелких украшений. Орнаменты вокруг окон, дверей, колонн, а также целые орнаментальные линии по периметру всего здания, как в храме Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, — все это элементы, создающие незабываемый архитектурный ритм русского стиля.

Храм Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, Россия I | Источник изображения: WikiCommons

Поскольку вы здесь, мы хотели бы поделиться нашим видением будущего путешествий и направлением, в котором движется Culture Trip.

Culture Trip запущен в 2011 году с простой, но страстной миссией: вдохновлять люди выходят за свои границы и испытывают то, что делает место, его людей и его культуру особенными и значимыми — и это все еще находится в нашей ДНК сегодня. Мы гордимся тем, что уже более десяти лет миллионы людей, таких как вы, доверяют нашим отмеченным наградами рекомендациям людей, которые глубоко понимают, что делает определенные места и сообщества такими особенными.
Мы все больше верим, что миру нужны более содержательные, реальные связи между любознательными путешественниками, стремящимися исследовать мир более ответственно. Вот почему мы тщательно отобрали коллекцию премиальных поездок для небольших групп в качестве приглашения познакомиться и пообщаться с новыми единомышленниками для получения уникальных впечатлений в трех категориях: Эпические поездки, Мини-поездки и Путешествия под парусом. . Наши Путешествия подходят как для индивидуальных путешественников, так и для друзей, которые хотят вместе исследовать мир.
Epic Trips – это увлекательные маршруты продолжительностью от 8 до 16 дней, которые сочетают в себе аутентичный местный опыт, захватывающие мероприятия и достаточно времени, чтобы по-настоящему расслабиться и впитать все это. наши более длительные эпические поездки в течение 3–5 дней. Наши морские путешествия приглашают вас провести неделю, наслаждаясь морем и сушей Карибского моря и Средиземного моря.
Мы знаем, что многие из вас беспокоятся о воздействии путешествий на окружающую среду и ищут способы расширения кругозора, которые наносят минимальный вред и даже могут принести пользу. Мы стремимся сделать все возможное, чтобы организовать наши поездки с заботой о планете. Вот почему все наши поездки осуществляются без перелетов по месту назначения, полностью компенсируют выбросы углекислого газа, и у нас есть амбициозные планы стать нулевыми выбросами в самом ближайшем будущем.

Древняя российская архитектура Фотографии и премиум -картинки

  • Creative
  • Редакция
  • Видео

Лучший матч

новейшие

Самые старые

Datelast 24. днейПоследние 12 месяцевПользовательский диапазон дат

Без лицензионных отчислений

С авторскими правами

РФ и РМ

Просмотр 3,276

древнерусская архитектура 9Доступно 0078 стоковых фотографий и изображений или начните новый поиск, чтобы просмотреть больше стоковых фотографий и изображений. известных достопримечательностей — древняя русская архитектура стоковые иллюстрацииНа снимке, сделанном 9 октября, показан вид на разрушенное здание на заброшенном древнем острове Суакин в восточном Судане, где обитают впечатляющие… набор иконок черного стиля ориентиры — древняя русская архитектура стоковые иллюстрацииабстрактный коричневый шоколад металлический фон, текстура бетона или гипса ручная работа стены — древняя русская архитектура стоковые фотографии, фотографии и изображения без лицензионных платежей черный сланец камень фон узор с высоким разрешением. черный бетонный фон. — древнерусская архитектура стоковые фотографии, фотографии и изображения без уплаты роялтихрам Спаса-на-Крови, ул.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *