Эклектика стиль в архитектуре: Эклектика стиль в архитектуре
что это такое, эклектический стиль, смешение романтизма в искусстве, примеры в живописи, историзм eclectica
Эклектика – стиль в архитектуре, изобразительном искусстве, культуре и философии европейских стран. Доминирующее направление приобрело популярность в начале 19-го столетия, однако термин возник еще во 2-м веке. Определение «эклектика» было введено Потамоном – родоначальником философской школы этого движения. Эклетический стиль характеризуется соединением нескольких различных направлений, несовместимых концепций, идей и взглядов.
Содержание
- 1 История возникновения стиля эклектика или эклектизм
- 2 Основные признаки: смешение необарокко, неоренессанса, готики
- 3 Архитектура
- 4 Знаменитые архитектурные постройки
- 5 Эклектический интерьер
- 6 Искусство и живопись
- 7 Литература подарила русский романтизм
- 8 Эклектика в современном мире
- 9 Выводы
История возникновения стиля эклектика или эклектизм
Создание нового стиля для сторонников авангарда 19-го века стало настоящим испытанием. Неумолимое стремление придумать невиданное ранее направление приводило к плачевному результату. В работах современников того времени наблюдалось лишь отражение древней культуры Индии, Рима или Китая. И поэтому было решено прибегнуть к необычному совмещению нескольких стилей. А в начале 20-го столетия эклектика получила еще одно определение – историзм.
Резиденция президента в Екатеринбурге
Основные признаки: смешение необарокко, неоренессанса, готики
Направление в искусстве и культуре под названием эклектика не относится самостоятельным стилям. Ее особенность состоит в том, что она состоит из смешений нескольких направлений, причем на различной основе.
Отличительной чертой эклектики в российской практике является гармоничное комбинирование различных стилей:
- Необарокко и неоренессанс.
- Готика и неорококо.
- Неовизантийское и неомавританское направления.
- Индо-сарацинский и псевдорусский стиль.
- Романский стиль.
В искусствоведении стран европейских стан употребляются такие термины, как:
- Романтизм (конец 19-го века).
Его еще относят к позднему классицизму, как к раннему романтизму.
Романтизм – художественное, идейное и литературное направление в американской и европейской культуре (конец 18-го – первая половина 19-го века). Характеризуется олицетворением бунтарских характеров и страстей, а также утверждением высокой ценности творческой и духовной жизни человека.
- Боз-ар (2-я половина 19-го столетия).
Боз-ар – стиль эклектической архитектуры, продолжающей традиции ренессанса и барокко. Обрел популярность и широкое распространение к концу 19-го века.
- Конструктивизм в архитектуре.
Стиль конструктивизм возник в начале прошлого столетия в рамках авангардистского направления искусства.
Архитектура
Архитектурным строениям в стиле эклектика присущи черты европейского зодчества периода 15-18 веков. Он сохраняет архитектурный ордер, однако он теряет особенность исключительных композиций.
Архитектурный ордер – вид архитектурной композиции, в котором определенная архитектурно-стилевая обработка подчиняет определенные элементы.
Это стоечно-барочкая система пропорций, предписывающая взаиморасположение элементов, их форм и состава. Состоит из колонн и пилястров (вертикальные элементы), а также антаблементов (горизонтальные детали).
Стилевая направленность и форма зданий соответствует непосредственно их функциям. «Многостильность» эклектики показана на постройках одного времени, на базе которых используются различные стилевые школы. Кроме того, в архитектуре наблюдаются элементы романтизма.
На примере фото четко выражены детали романтизма в эклектическом стиле архитектуры.
Эклектика в архитектуре викторианского стиля тоже была основополагающей. Смешение нескольких стилей в пределах одного здания заняло уверенные позиции в британской архитектуре.
Эклектическое зодчество разделяется на два основных этапа (1830-60 гг, и 1870-90 гг). Это разделение произошло по причине социальной эволюции в обществе европейских стран и России, а также возникновении новых функций архитектурных строений.
Знаменитые архитектурные постройки
- Опера (или Дворец) Гарнье – образец эклектической архитектуры, выполненный в стиле баз-ар французским зодчим по имени Жан Луи Шарль Гарнье.
- Полтавский Дом земства – пример архитектурного модерна, автор – Кричевский Василь Григорьевич.
- Королевский павильон (Брайтон). Джон Нэш – британский зодчий, представитель «регентского стиля».
Регентский стиль – переходный этап в развитии архитектуры от направления барокко к стилю рококо.
Хронологические рамки этого направления совпадают со временами правления несовершеннолетнего Людовика XV, при котором был регент по имени Филлип Орлеанский.
- Мариинский дворец (Исаакиевская площадь, Санкт-Петербург) – Штакеншнейдер Андрей Иванович.
- Вестминстерский дворец (Лондон).
Чарльз Бэрри – известный архитектор, создававший свои творения в духе Возрождения.
- Храм Христа Спасителя (Москва). Тон Константин Андреевич – русский архитектор, служил ректором Имперской Академии художеств, а также занимал должность придворного архитектора при Николае I.
Читайте также как появилось Возрождение в искусстве.
Мариинский дворец в Киеве
Эклектический интерьер
Для эклектики в интерьере свойственно комбинирование нескольких схожих стилей в архитектуре (ампир, рококо и барокко). Как и направление фьюжн, этот стиль пользуется высокой популярностью в интерьере построек 18-19 столетий.
Пример стиля эклектики в интерьере показан на фото. В отличие от фьюжна, эклектическое направление характеризуется гармоничным сочетанием мебели и различных деталей, представляющих разные стили.
Интерьер с элементами в стиле романтизма представлен на фото.
В качестве фона использовались светлые тона. Особое внимание уделялось мелким деталям – полки и камины украшали всевозможные фигурки и небольшие статуэтки из золота или серебра. На стенах размещались работы известных художников прошлых эпох и картины современников.
Во внутренней обстановке применяется невероятное количество деталей из текстиля, используются изогнутые формы и закругленные части, этнические мотивы и изобилие элементов декора. Это можно наблюдать на фото в интерьере зала, выполненного в стиле эклектика с добавлением деталей романтизма.
Искусство и живопись
В области становления живописи для эклектического направления характерно салонное искусство. Тенденции этого стиля приобрели значительную популярность в американской и западноевропейской культуре лишь к середине 20-го века. В связи с входившими в моду тенденциями «ретроспективизма», художники 20-го столетия копировали те или иные направления в живописи прошлых эпох.
Литература подарила русский романтизм
Александр Сергеевич Пушкин
Во времена становления эклектического стиля произошло возникновение нового направления в литературе под названием романтизм.
Основоположниками литературного романтизма считаются представители немецкой йенской школы –браться Шлегели, Людвиг Тик, В.Г. Ваккенродер и Новалис. Развиваясь и набирая популярность, романтизм в Германии отличается повышенным интересом к мифологии и сказочным мотивам.
Возникновению русского романтизма поспособствовало поэтическое творчество В.А. Жуковского. Также яркими представителями этого стиля относятся: А.С. Пушкин (раннее творчество), Е.А. Баратынский, К.Н. Батюшков и М.Ю. Лермонтов.
Примеры современного дизайна угловой кухни площадью 9 кв.м.
Зачем нужен порожек для ламината и плитки и как правильно соединить этот стык читайте в данной статье.
Декоративная штукатурка фирмы Сан-Марко: https://trendsdesign.ru/materialy/shtukaturka/otlichitelnye-osobennosti-dekorativnoj.html
Эклектика в современном мире
Выводы
Эклектическое направление является одним из движений в культуре, искусстве и архитектуре европейских стран и России. Не являясь самостоятельным стилем, эклектика воплощает в себе гармоничное соединение нескольких направлений. Она положила начало развитию современных модных тенденций в современном интерьере и одежде в стиле эклектики. Так стиль модернизм в искусстве спальни и других комнат стал воплощением современного романтизма, а отголоски стиля барокко до сих пор сохранились в интерьерах нынешних домов.
Читайте также про орнамент ар-деко.
Эклектика: полет фантазииЭклектика как стиль жизниЭклектика — неожиданный интерьерЭклектика в интерьереФункциональная эклектика в интерьере — основы стиляСовременная эклектика | |||
Опубликована 14.03.2014 | |||
Эклектика — направление в архитектуре и дизайне, соединяющее разнородные стили, ярко выраженная реконструктивная приверженность классическим канонам и традициям, базирующаяся на устоявшихся стереотипах и идеалах. В противовес строгим законам классики, эклектика дает свободу формирования пространства и выбора деталей интерьера. Эклектика популярна не только в создании частных интерьеров квартир, апартаментов и домов, но и при создании интерьеров офисов, общественных пространств бутиков, салонов, отелей и других помещений для массового посещения. Эклектика как стиль в архитектуре возникла в 1830 году и была популярна до конца 19 века, пройдя несколько этапов своего развития. Эклектика отвечала требованиям эпохи — росту строительства и функциональности зданий. Появление стиля связано с желанием отойти от жестких рамок предшествующих классических стилей в архитектуре. Эклектика успешно вошла в обиход в эпоху романтизма, где доминировали идеи отказа от жестких правил и канонов и в противовес ставились свобода перемещения, выражения мыслей и форм. Эклектика проявляется в смешении двух-трех (и более) близких направлений. Так, сочетание ампира и барокко, барокко и классицизма в итоге дает эклектику. Смешение стилей далеких (классика и этно, ампир и хай-тек) порождает стиль фьюжн. Фьюжн — совмещение несовместимого — венского стула и ампирных дверей с ванной в стиле хай-тек. Фьюжн — вне пространств и правил, и моден, потому что соблюдать единство стиля в дизайне гораздо сложнее. В отличие от стиля фьюжн, эклектика все же остается в пределах гармонично сочетающихся друг с другом направлений в дизайне, не противоречащих друг другу. Это правило действует и на уровне гармонично сочетающихся материалов, цветов, фактур. Как создать эклектичный интерьер? Начнем со стен, именно они держат все пространство комнаты. Допустимо разбить стены на цветовые зоны, спроектировать ниши, повесить полки, использовать декоративную штукатурку, французские обои «либерти», бамбуковые обои, вставки из марокканского канта. Главное — соблюсти баланс. Потолок может быть многоуровневым, с оформлением уровней в близких по духу стилях. В качестве напольного покрытия подойдет дерево с витиеватым узором, керамическая плитка и камень с различными вкраплениями. Мебели в эклектике много, здесь сказывается влияние английского классического интерьера. Мебель мягких изогнутых и закругленных фор должна быть уютной, благородной, под старину. В стиле эклектика современная техника очень легко уживается со старинными комодами (хай-тек, минимализм и барокко, мавританский стиль). А старые советские часы — с китайской посудой и греческими коврами. Рядом с дорогой картиной можно повесить детские рисунки. Для стиля «эклектика» в интерьере характерно использование большого количества текстиля, изобилие декора и этнические мотивы. На классические тяжелые шторы из хлопка или парчи дизайнеры наносят узоры. Бархат и тюль сочетают с перьями, стразами и рюшами. Атлас и шелк декорируют в роковом стиле, «заковывают» клепками. В шторах может быть много складок, шнуров и бантов. Тканью украшают окна, двери и даже стены. Санузел в стиле эклектики — это использование «пэтчворка» (лоскутное шитье), обилие занавесок, плетеные коврики, валики и подушки. Эклектика не теряет актуальности благодаря стремлению к определенному свободолюбию в интерьере. Стеклянные cветильники, из позолоченого дерева, с множеством мелких плафонов или объемным абажуром. Еще один вариант – открытые лампы в стиле лофт. Не забудьте про фитодизайн. Расставьте на подоконниках цветочные горшки. Рядом с орхидеями вполне могут соседствовать горшочки с пророщенным просом или пшеницей. Можете выращивать плющ или кактусы, перекинуть растения на зеркала (если они находятся вблизи полок с цветами)… Словом, это один из самых вольных стилей интерьера. Все зависит от вашего воображения. Творите, не теряя вкуса и меры.
(5) 1651 оценок | |||
© Статья написана специально для компании ВИРА. |
Эклектический стиль появился после викторианского
Энн Робинсон и Энни Вернон
Продолжая обсуждение жилых архитектурных стилей, сегодня мы рассмотрим эклектическое движение. С конца 19 века примерно до 1940 года это был этап, следующий за викторианским периодом. Хотя викторианцы черпали вдохновение в прежних классических архитектурных стилях, они делали это с большим энтузиазмом и легким уважением к исторической точности. Эклектическое движение было гораздо больше связано с точным представлением более ранних стилей, таких как классическая греческая, римская и европейская архитектура.
Несколько усовершенствований способствовали достижению большей исторической точности. Во-первых, больше американцев смогли выехать за границу — либо для удовольствия, либо в качестве гостей правительства во время Первой мировой войны — и своими глазами увидеть историю строительства этого здания. Другим был прогресс в искусстве фотографии, которая задокументировала исторические сооружения и позволила американцам увидеть эти формы архитектуры вблизи и лично. Кроме того, некоторые американцы теперь были достаточно богаты, чтобы нанимать европейских архитекторов для проектирования фешенебельных домов и загородных уединений. Наконец, Колумбийская выставка в Чикаго в 189 г.3 был еще одним источником знакомства широких слоев населения с точными образцами исторической архитектуры.
Как и в викторианские времена, развитие технологий способствовало популяризации эклектичного дизайна. Многие из классических стилей были построены почти полностью из массивной каменной кладки с декоративной каменной или кирпичной кладкой — строительство, которое было слишком дорогим для простого человека. В начале 20-го века была разработана гораздо менее дорогая технология, которая позволяла строить дома с деревянными стойками с тонкой облицовкой из кирпича или камня, добавленной к внешней стороне традиционного дома с каркасом из воздушных шаров.
Архитектурные отсылки к прошлому, кажется, пробуждают ощущение материальности и постоянства, что приводит к ощущению стабильности и комфорта. Эклектическое движение продолжило принимать и адаптировать исторические архитектурные образцы, когда 19 век подошел к концу. Популярность движения угасла, когда в начале 20-го века появились стили прерий и ремесленника, но затем они возродились примерно с 1920 по 1940 год. Примерно в это же время модернизм начал захватывать мир дизайна, что ослабило популярность эклектики. хотя мы все еще видим, что он используется сегодня.
Греческая и римская архитектура оказали сильное влияние на коммерческую и административную архитектуру, примеры которой вы легко можете увидеть в зданиях банков и университетов. Хотя это влияние можно увидеть в жилой архитектуре, сегодня мы кратко рассмотрим, как европейские стили повлияли на дома в Америке.
Период французской эклектики длился с 1885 по 1930 годы. Эти дома имеют крутые скатные крыши с карнизами, которые могут расширяться вверх, где они соприкасаются со стенами. Распространенными строительными материалами являются кирпич, камень и классическая штукатурка. Фасады могут быть симметричными или асимметричными и могут включать в себя башни. Слуховые окна распространены на этих крутых крышах, которые окружают второй этаж дома.
Итальянское Возрождение оказало влияние на американскую жилую архитектуру 1920–1940 годов. Эти дома также имеют пологие крыши с широкими нависающими карнизами и декоративными кронштейнами в верхней части наружных стен. Эти крыши обычно покрыты керамической черепицей. Окна на верхнем этаже меньше и проще, чем на первом этаже. Арки над дверями и окнами распространены. Вход можно акцентировать небольшими классическими колоннами или пилястрами (полуколонны, прикрепленные к стене). Эти фасады часто имеют симметричный дизайн.
На следующей неделе мы рассмотрим испанскую эклектику, дизайн Mission и популярное в настоящее время тосканское влияние в жилой архитектуре. Как всегда, мы приветствуем ваши вопросы по дизайну домашнего архитектора по адресу ask@renovationdesigngroup. com.
Эклектика пришла после викторианского стиля
Французский Эклектика | Департамент археологии и сохранения исторического наследия штата Вашингтон (DAHP)
1920-1940
Хотя он никогда не был так популярен, как колониальное или тюдоровское возрождение, на северо-западе Тихого океана есть ряд хороших примеров строений, вдохновленных французами. Известный как французский эклектичный стиль, французский провинциальный или французский шато, этот стиль был модным в 19 веке.20-х и 1930-х годов. Этот стиль чаще всего использовался в жилой архитектуре и возник в результате расширения знаний о французской архитектуре и понимания французской культуры. Американские солдаты, служившие во Франции во время Первой мировой войны, вернулись домой, не понаслышке познакомившись с французской внутренней архитектурой, особенно из регионов Нормандии и Бретани. Кроме того, многие архитекторы Тихоокеанского Северо-Запада, спроектировавшие эти дома, прошли обучение в Школе изящных искусств, самой престижной школе изящных искусств в Париже, и вернулись в Америку, готовые применить полученные знания. Дальнейшему росту популярности этого стиля способствовал ряд фотоэтюдов скромных французских домов, которые были опубликованы как в архитектурных, так и в популярных журналах. Эти фотографии и комментарии предоставили архитекторам и строителям множество моделей, из которых они могли черпать дизайнерские идеи.
Стиль французской эклектики прямоугольный в плане, симметричный по дизайну, высотой не менее полутора этажей. Главной отличительной чертой стиля является массивная шатровая крыша, конек которой идет параллельно фасаду дома. Крыша включает в себя второй этаж, который обычно освещается добавлением нескольких слуховых окон. Большинство этих слуховых окон имеют сегментные или шатровые крыши, хотя можно найти и односкатные слуховые окна. Обычно слуховые окна располагаются в плоскости наружной стены.
Наружная облицовка может быть из кирпича, штукатурки или вагонки. Детализация варьируется от формальных дверей в классическом стиле с фронтонами и пилястрами до более свободного английского тюдоровского стиля с дверями из досок и реек и круглыми арочными входными верандами. Окна могут быть либо многосветными створками с двойным подвешиванием, либо створчатыми, и часто выделяются декоративными ставнями. Чтобы расширить конструкцию, к сторонам основного блока здания часто добавляются крылья, обычно второстепенные по размеру. Декоративные застежки часто встречаются в углах зданий, возле дверей и окон.
Примеры штата Вашингтон
Дом Орина Фишера-младшего | Дом Скуга | Дом Эрла и Хульды Витч Лонгвью — 1928 |
Электроподстанция Пьюджет Олимпия — 1927 | Дом Энумкло — ок. 1938 г. | Р.О. Welts House Маунт-Вернон — 1935 |
Дом Спокан — 1932 г. | Бервинд — Дом Перселла Лонгвью — 1938 | Дом в дельте Каппы Пуллман — ок. ![]() |
Для получения дополнительной информации:
- Таунсенд, Гилберт и Дж. Ральф Далзелл, «Как спланировать дом». Американское техническое общество. Чикаго, Иллинойс, 19 лет46.
- Мид, Марсия, «Дома характеров: Французский замок»
- «Формальность и Г-образный план» Маленький дом . Служба малых домов архитекторов. Миннеаполис, Миннесота, июль 1930 г. .
- Gowans, Alan, The Comfortable House , The MIT Press, Cambridge, MA, 1987.
- Синяя книга планов домов для дома на северо-западе Тихого океана , Первая федеральная ссудо-сберегательная ассоциация Тихоокеанского региона, Такома, 1937
- Швейцер, Роберт и Майкл Дэвис, Любимые дома Америки Wayne State Unversity Press, Детройт, Мичиган, 1990.
- Massey, James & Shirley Maxwell, H o используйте стили в американском: The Old-House Journal Guide to the Architecture of American Homes Penguin Books, New York, NY, 1996.