Эклектика в архитектуре это: Эклектика — Архитектурные стили — Дизайн и архитектура растут здесь

Содержание

Эклектика — Архитектурные стили — Дизайн и архитектура растут здесь

Термин «эклектика» означает смешение, сочетание различных стилей, форм и методов. Стиль эклектика существует в архитектуре, дизайне и моде уже на протяжении многих лет. В широком смысле понятие также применяется в философии, психологии и изобразительном искусстве. С  середины XIX века это явление стало активно проникать практически во все сферы деятельности, и в настоящее время это одно из наиболее значимых и популярных направлений в искусстве, дизайне и архитектуре.

 

Эклектика в архитектуре

В Европе и в России расцвет эклектики как направления в архитектуре пришёлся на 1830-1890-е годы. В зарубежной терминологии это явление называется романтизмом, так как именно романтические тенденции в искусстве легли в основу нового стиля. Также применяются понятия «beaux-art» (боз-ар) и «историзм». В первом случае название берет свои истоки от школы прикладных искусств во Франции, которая придерживалась греческих и римских традиций. Второе же название употребляется, поскольку смешиваются так называемые «исторические» стили. К таковым относятся многие неостили (неоренессанс, неоготика, необарокко и пр.), которые часто сочетаются с элементами барокко, ампира и классицизма. 

Так или иначе, склонность к эклектичности существовала всегда, поскольку смешение стилей часто присутствовало и в архитектуре, и в оформлении интерьеров. Однако самостоятельным течением её признали лишь в XIX веке, когда появилась необходимость в обобщении уже существующих стилей и вместе с тем – в создании новых.

Изначально архитектурная эклектика воспринималась как явление отрицательное и несколько гротескное, так как она нарушала традиционные законы гармонии пространства и стиля. Это явление считалось показателем отсутствия стилистических норм.

Однако позже, примерно в середине XX века, популярность эклектики как стиля начала возрастать, ее стали рассматривать как альтернативу типичной и однообразной архитектуре. К числу наиболее влиятельных сторонников этого направления в России относятся Штакеншнейдер А.И., Быковский М.Д., Тон К. А., Каминский А. С., Клейн Р. И., Парланд А. А., Померанцев А. Н., Чичагов Д. Н., Шретер В.А и многие другие. 

В настоящее время эклектика допускает любые комбинации. Вместе с этим объекты, выполненные в духе эклектичности, обладают определённой стилевой и композиционной структуру, которая имеет название «архитектурный ордер». Внешний вид и архитектурные особенности зданий в стиле эклектика зачастую зависят от их функций и назначения. Так что, допуская самые неожиданные комбинации, эклектическое направление всё же придерживается ряда определённых формальных правил, и всё же при этом все проекты отличаются друг от друга.

С появлением эклектики архитектурный ордер перестал быть главным (и фактически единственным) критерием для оценки архитектуры.

Таким образом, эклектика имела существенное значение с точки зрения расширения стилистического диапазона и архитектурной вариативности. Фактически она позволила не только эксплуатировать уже имеющиеся образы, но и создавать новые. В настоящее время эклектика – явление даже более распространённое, чем в период своего расцвета. Она имеет отношение не только к архитектуре, но и к дизайну – как интерьеров, так и одежды.

Примеры эклектики в архитектуре

И в России, и за рубежом было создано большое количество проектов: от храмов и музеев до жилых домов. Архитектурные объекты в стиле эклектика встречаются по всему миру и существенно отличаются друг от друга, несмотря на принадлежность к одному стилю. Это ещё раз доказывает, что с появлением эклектики у архитекторов стало больше возможностей для выражения своих замыслов.

Эталоном может считаться здание оперы Гарнье, которое является примером стиля боз-ар. Внимания заслуживает не только роскошный зрительный зал необычной формы, украшенный бархатом и позолотой, но и фойе, выполненное в виде галереи с окнами.

Также в здании оперы есть библиотека-музей, где хранятся архивы и проводятся выставки.  

Ещё один архитектурный объект – здание Рейхстага в Берлине.

Его купол выполнен из стекла и стали, на вершине находится смотровая площадка. Конструкция здания – это не только сочетание оригинальных архитектурных элементов, но и экологичная энергосистема.

В архитектуре Скандинавии к эклектичным зданиям можно отнести театр оперный театр в Осло. Эта современная постройка из камня и металла органично вписывается в норвежский пейзаж и сочетается с морским портом. Характерным элементом здания является наклонная крыша.

В американской архитектуре одним из символов эклектики может служить здание небоскреба «Вулворт» в Нью-Йорке. Здание разделено на вертикальные секции, наверху расположены башни – ярусная башня с пирамидой, а также боковые башенки. Оно было построено в начале XX века и до сих пор остаётся одним из наиболее примечательных объектов.

Одним из наиболее ярких примеров эклектики в архитектуре России может служить храм Христа Спасителя, построенного в Русско-византийском стиле К. А. Тоном. Это здание с 36 внешними колоннами, 20 арками, 60 окнами и 12 наружными дверями. Позолоченные купола сужаются кверху, главы оформлены в виде 8-угольных башен.  Внутренняя конструкция здания поддерживается 4 столбами; вокруг всего храма проходит внутренний коридор. 

Существуют и здания, которые стали относить к стилю эклектика лишь в результате постепенных изменений. Так, например, Дворец связи, расположенный в центре Мадрида, изначально был построен в стиле модерн. Однако он претерпел множество модификаций и реконструкций. В связи с разным видением архитекторов его стиль стал довольно неоднозначным. В настоящее время в его облике присутствуют элементы неоплатереско, барокко и сецессиона. В здании появилась галерея и стеклянный купол.

 

История эклектики как стиля

Стиль эклектика развился в XIX веке в связи с тем, что появился конфликт между существующими стилями и направлениями – они были не в состоянии в полной мере отразить связь между искусством и общественной жизнью. Именно поэтому появилась необходимость в том, чтобы обобщить все тенденции и привнести в привычную обстановку нечто новое.

Во Франции эклектика впервые нашла своё выражение в стиле Второй Ампир во времена правления короля Луи-Филиппа (1830-1848). Она появилась в противовес барокко и рококо, поэтому концепция интерьера в этот период кардинально поменялась. Наиболее популярными материалами стали «тяжелые» ткани (бархат, плюш) тёмных насыщенных цветов, а также натуральная кожа. Позолота и прочие элементы роскоши стали использоваться реже, хотя не исчезли совсем. Акцент стали делать на тяжёлых рамах, вазах, часах и прочих элементах. 

Что касается предметов мебели, то порой они были не очень удобными, так как целью было привлечение внимания, эпатаж. Тенденция нашла своё продолжение и в период правления Наполеона III (1871- 1940).

В Великобритании расцвет эклектики пришёлся на период с 1840 по 1900 гг., когда царил Викторианский стиль. Чаще всего он сочетал в себе рококо, готику, а также английские, африканские, индийские мотивы.

Этот стиль стал проявлением роскоши и статуса, без каких-либо негативных ассоциаций; до сих пор он считается образцом английского интерьера. Монументальная и в то же время изящная мебель, камин, абажуры, мягкие кресла и ковры были неотъемлемыми атрибутами традиционного и в то же время эклектичного интерьера. Приглушённые тёплые тона, тёмное дерево и кованые предметы декора – всё это создавало атмосферу уюта и надёжности.

В современных интерьерах чаще всего сочетают прованс и шебби-шик. Оформить помещение в этих стилях гораздо проще, и они могут считаться максимально близкими к Викторианскому. 

В России черты эклектики наиболее ярко проявились в Неоготике, Русско-византийском и Русском стилях. 

Неоготика (её также называли псевдоготикой) была распространена по всему миру. Для неё было характерно выборочное использование элементов готического стиля, которые сочетались с элементами Барокко. Примерами могут служить Ласточкино гнездо в Крыму и подмосковная Царицынская усадьба.

Русско-византийская архитектура была предвестником Псевдорусского стиля и была представлена преимущественно соборами и храмами, в числе которых храм Христа Спасителя и Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Клязьме. Русский стиль можно назвать логическим продолжением данной тенденции, допускающим сочетание целого ряда стилей – от романтизма до модерна, периодически допускалась интерпретация древнерусских мотивов. Одним из наиболее выдающихся проектов этого периода стал архитектурный ансамбль Кремля. 

Новый виток развития начался в послевоенные годы, когда появилась потребность в поиске новых архитектурных форм. 

 

Эклектика в интерьере


По сути, практически любой интерьер – это смешение стилей, однако далеко не каждый из них эклектичен. При создании интерьера в стиле эклектика стоит помнить о том, что нельзя просто соединить элементы разных стилей в произвольном порядке, в эклектике тоже есть своя система и определённые правила. 

Сочетаемость

Эклектика – это контраст, но он основан на том, что противоположные вещи тоже могут сочетаться.

Так, схожие текстуры или формы разных предметов мебели вполне могут служить основанием для их соседства. Ведь различные стили появлялись в ответ на предшествующие, так что, если постараться, всегда можно найти общие черты. В правильно оформленном интерьере должно присутствовать ощущение единства всех деталей. Например, классический стиль и кантри могут прекрасно дополнять друг друга за счёт того, что для обеих тенденций характерны мягкие тона, деревянная мебель и ненавязчивые формы.  

Повторяющиеся элементы

Ничто так не объединяет разноплановые предметы интерьера, как повторяющиеся цвета, формы и рисунки. Так, например, узор столика, повторяющий узор дивана или штор, создаст ощущение единства стиля. Это не обязательно должен быть какой-то сложный орнамент, могут быть и геометрические фигуры. Важно отметить, что геометричность и чёткость линий являются характерными для такого стиля. Это же правило касается и цветов: общие элементы необходимы в эклектичном интерьере.

Композиция

Очень важно правильно разделить помещение на зоны.  Нужно группировать мебель и декор так, чтобы не создавалось ощущения загромождённости и беспорядка. Предметы, которые лучше всего сочетаются, стоит расположить рядом, и их не обязательно должно быть много. Довольно удобно, что при желании любые элементы можно заменять, не нарушая при этом единства стиля.

При этом важно создать какой-либо центральный элемент, на котором будет концентрироваться внимание. Например, если в помещении висят оригинальные, бросающиеся в глаза настенные часы квадратной формы, постарайтесь повторить квадратный узор в текстиле или поставить в центре квадратный кофейный столик.

Акцент может быть сделан абсолютно на любом предмете, будь то ковёр или самурайский меч. Главное – гармонично сочетать такие вещи с обстановкой помещения в целом, по этой причине вполне возможно руководствоваться правилами тех стилей, которые соединяются в интерьере. Профессиональные дизайнеры советуют выбирать 2 или 3, чтобы было проще справиться с компоновкой, да и выглядеть это будет гораздо элегантней.  

Порой центром композиции становится предмет декора, совершенно не похожий на остальные. Однако сделать это может быть довольно сложно, поэтому чаще всего выбираются предметы, которые обладают более-менее схожими чертами и одинаково удачно вписываются в интерьер.

Многослойность

Эклектика подразумевает глубину, а это означает, что пространство должно быть объёмным.

 

По этой причине для такого стиля характерно обилие диванных подушек, ковров, сложных драпировок. Кроме того, можно удачно сыграть на текстурах: сочетание матовых и глянцевых поверхностей даёт возможность разделить помещение на секции.

Сами поверхности могут быть рельефными, переходящими из одного вида в другой. Например, в стену, обклеенную обоями, может быть встроена декоративная 3D панель, делающая интерьер более многомерным и современным. Также довольно популярны многоуровневые натяжные потолки.

Цветовая гамма

Прежде всего, очень важно выбрать универсальный нейтральный фон, который позволит использовать любые цвета в интерьере. Это не обязательно должен быть белый – бежевый, светлый жёлтый или серый цвета также отлично подойдут в качестве базовых цветов. Такой ход позволит сделать акцент на ярких картинах, постерах или занавесках. Это позволит избежать аляповатости и разбавить интенсивные расцветки, чтобы глаза не уставали и интерьер не надоедал. 

Можно пойти и другим путём: нейтральный фон может переходить в более насыщенные цвета той же гаммы либо контрастировать с мебелью. Такой вариант подойдёт для более элегантного оформления помещений. Всё зависит от того, какие стили вы намерены сочетать, и от ваших собственных предпочтений.

Декор

Стиль эклектика при любой неординарный декор: это могут быть пуфы ярких расцветок, картины любого жанра, винтажные вещи, экстравагантные статуэтки, массивные часы и зеркала в тяжелой оправе – подойдут любые элементы, которые можно сочетать с интерьером и с другими вещами.

Любые детали имеют значение: текстиль, лампы, сувениры – каждая вещь призвана играть свою роль, ведь она будет не сливаться с обликом помещения, а создавать его. Довольно часто дизайнеры обращаются к африканским мотивам и расцветкам: «зебра» и «леопард» нередко встречаются на фото интерьеров в стиле эклектика. В то же время эклектика – это не всегда экстравагантность, так что вполне можно обойтись и без броских элементов, однако интерьеры с чётко расставленными акцентами выглядят более завершёнными.        

 

Как создать эклектичный дизайн


Эклектика в дизайне стала популярной примерно в одно время с эклектикой в архитектуре. Придерживаясь тенденций данного направления, можно усовершенствовать любое помещение. Эклектичные гостиные – довольно частое явление, теперь становятся востребованными даже кухни в стиле эклектика, ведь это возможность сочетать практичность с оригинальностью.

Одно из основных преимуществ – это возможность выбирать любые материалы и архитектурные формы. Стоимость декора не важна, главное – наличие идеи и художественного вкуса. 

Для создания современного интерьера в стиле эклектика подойдёт массивная мебель из стеганой кожи, кресла с резными ножками, а также гармонично впишутся в интерьер крупные элементы декора. Главное – верно сочетать цвета и фактуры. Предпочтительней всего будут насыщенные оттенки, не обязательно яркие, но и не тусклые. При этом в качестве фона желательно использовать какой-либо нейтральный цвет.

Для отделки пола часто приобретается плитка с восточным орнаментом или паркет. Ковёр также будет уместен в таком интерьере. На стены лучше поклеить шелковые обои (также с орнаментом) либо нанести ручную роспись. Однако узор не всегда является неотъемлемой частью стиля, зачастую достаточно правильно сочетать текстуры и материалы.

Важно обращать внимание на предметы декора. Так, в эклектичный интерьер прекрасно впишутся винтажные предметы, особенно эффектно будет смотреться, например, граммофон. Вообще же украсить помещение можно чем угодно: рамками, массивными лампами, зеркалами. Элементы декора совершенно не обязательно должны выделяться из всего облика – они могут гармонировать с общим стилем помещения, ведь эклектичный декор не всегда бывает эпатажным, главная цель – удачно комбинировать различные стили.

Данный стиль актуален для любых помещений: от квартир до офисов и частных домов. Площадь не имеет никакого значения: сочетая минимализм с элементами любого другого стиля, можно получить большое количество самых разнообразных комбинаций, при этом вполне возможно сочетать неординарный внешний вид с функциональностью и удобством. Зачастую эклектика в дизайне – один из самых удачных способов выразить свою  индивидуальность.

Современная эклектика

Сейчас главные критерии при создании любых проектов – это удобство и комфорт. Сочетая опыт прошлых лет и современную эстетику, вполне возможно создавать интерьеры, отвечающие любым вкусам и требованиям. Творения прошлых веков соседствуют с произведениями 21 века, пережившие реставрацию предметы мебели оттеняют плазменные экраны и аудиосистемы в стиле хай-тек. Так что у любого обитателя дома есть возможность выразить свои вкусы, не нарушая при этом композиционного единства. Актуально это и для тех, кто часто путешествует или просто коллекционирует предметы старины или вещи из разных стран.  

Теперь даже стало использоваться сочетание «современная эклектика», а также появился стиль «фьюжн», который является логическим продолжением и синонимом эклектики. Он точно так же подразумевает смешение не только стилей, но и культур. Чаще всего выбираются такие стили как этно, поп-арт и кантри, которые сочетаются с классикой. В последнее время предпочтение отдаётся свободным пространствам и если не минималистичным, то хотя бы более лаконичным интерьерам. Обилию декора порой предпочитают более оригинальную мебель, крупные постеры либо рисунки или вещи ручной работы, которые не только придают индивидуальности пространству, но и создают дополнительный комфорт.

Эклектика – стиль гораздо более сложный, чем может показаться на первый взгляд, и в то же время он позволяет весьма необычным образом комбинировать стили и создавать уникальные проекты. Главное – помнить о тонкой грани между эклектичностью и китчем, не стоит перегружать пространство деталями и орнаментами; по этой причине рекомендуется выбирать не более 2-3 стилей. Эклектика – это не просто смесь всего, а сочетание определённых идей и элементов, поэтому так важно соблюдать баланс между выбранными направлениями. 

 

Эклектика в архитектуре — HiSoUR История культуры

Эклектизм — это архитектурный стиль девятнадцатого и двадцатого века, в котором в одном произведении содержится смесь элементов из предыдущих исторических стилей, чтобы создать что-то новое и оригинальное. В архитектуре и дизайне интерьера эти элементы могут включать в себя структурные особенности, мебель, декоративные мотивы, отдельный исторический орнамент, традиционные культурные мотивы или стили из других стран, причем смесь обычно выбирается исходя из ее пригодности к проекту и общей эстетической ценности.

Эклектичная архитектура берет свое начало в историцистической архитектуре. Если историцистическая архитектура была более посвящена подражанию тем древности (например, греко-римской), а не к включению характеристик других культур или архитектур, эклектическая архитектура в основном посвящена сочетанию архитектурных течений.

Таким образом, его главная особенность заключается в объединении двух или более архитектурных стилей в новую структуру, которая, в свою очередь, является чем-то новым, с характеристиками потоков, которые он принимает, но с новыми.

Термин «эклектическая архитектура» также свободно распространяется на множество стилей, возникших в девятнадцатом веке после неоклассического бума. В любом случае этот период, как и историк, был обозначен с шагом времени.

В последние десятилетия двадцатого века, с другой стороны, развивался новый бум эклектики, сочетавшийся с концепциями постмодернизма. Этот ток называется «неоэкологическим».

история
Эклектика вступила в практику в конце 19 века, поскольку архитекторы искали стиль, который позволил бы им сохранить предыдущий исторический прецедент, но создать невидимые проекты. Из полного каталога прошлых стилей способность смешивать и комбинировать стили позволила получить более выразительную свободу и обеспечила бесконечный источник вдохновения. В то время как другие специалисты по дизайну (называемые «возрожденцами») стремились тщательно подражать прошлым стилям, эклектизм отличался, поскольку главной движущей силой было создание, а не ностальгия, и было желание, чтобы проекты были оригинальными.

распространение
Некоторые из самых экстремальных примеров эклектичного дизайна можно увидеть на морских океанских лайнерах (которые в то время были основной формой зарубежного транспорта). Шикарные интерьеры были созданы сочетанием традиционных стилей — в попытке облегчить дискомфорт за несколько месяцев за рубежом и создать иллюзию установленного величия.

В то же время такие суда использовались для транспортировки колонистов в неразвитые районы мира. Колонизация таких районов еще больше распространила эклектическую архитектуру западного мира, так как недавно поселившиеся колонисты построили структуры, в которых обычно упоминались римский классицизм и готические мотивы.

В меньшей степени эклектизм появился в Азии, так как японские и китайские архитекторы, прошедшие подготовку в американских боях-искусствах, оказали влияние на школы, вернулись к выпуску эклектичных проектов в Азии, таких как Банк Японии (1895 г. ) Кинго Татсуно.

Эклектика в искусстве и архитектуре
Эклектизм характерен для стилей европейского искусства с самого начала историзма. Как художественный процесс, постмодернистская эклектика важна для критического размышления о существующем материале. Термин эклектика или эклектика относится к одному произведению искусства, в котором обрабатываются различные прошлые стили. Что касается соответствующего художественного качества, необходимо провести различие между имитацией и личностным развитием. Термин может иметь отрицательный акцент, если художник выбирает не-творческие элементы из других произведений и присоединяет их к новой работе, а не к созданию своего собственного.

В архитектуре эклектизм — это ссылка на элементы архитектурного стиля нескольких прошлых эпох на новой структуре. Эта методология может быть найдена, в частности, в историцизме XIX века, но также, например, в 11 веке в южно-итальянском романском стиле, где был создан арабо-византийско-нормандский стиль смешивания. Также в постмодернистской архитектуре 20-го века.

Эклектика — это тот, кто выбирает то, что подходит из существующих, и пытается адаптировать его к своим целям.

Эклектика и историзм
Эклектика, аналогичная историзму, также используется как эпохальное понятие. Эклектика, однако, считается непригодной как таковая эпохальная концепция, поскольку в то время существовали и другие архитектурные установки. В качестве альтернативного обозначения и делимитации эклектика против историцизма может быть использована, чтобы лучше классифицировать тогдашний широко распространенный стиль плюрализма: Таким образом, многочисленные нео-стили в архитектуре (см. Нео-Романс, Неогот, Нео-Ренессанс, Не-Барокко) служили не только ссылку на прошлую историю, но также установить ссылку на местоположение, характеристику строительной задачи или согласованность конструкции.

Эклектика, в рамках историзма, также может означать смесь стилей устройства формы, используемого в здании.

Термин эклектика, в контексте историзма и уничижительной коннотации, также может быть критикой процесса избирательного проектирования многих архитекторов XIX века.

Эклектизм как термин метода
Архитектурный дизайн может привести к выбору существующих стилей и форм. Элементы из разных моделей могут быть объединены друг с другом. Эти примеры иногда происходят из похожих архитектурных кругов (римский тип храма с греческими колоннами) или из совершенно разных (портик ренессанса рядом с египетскими колоннами и мавританскими оконными рамами с готическим шпилем). В процессе отбора могут играть роль временные ссылки (как в историцизме) или пространственные (как в экзотике).

Эклектика как методология также может означать использование разных форм и стилей в разных зданиях в рамках общей работы архитектора, если он отвечает соответствующей, другой, строительной задаче.

Джордж Гилберт Скотт воспринял метод эклектики положительно:

«Эклектизм сам по себе является хорошим принципом, то есть заимствовать у всех видов искусства элементы, которыми мы можем обогащать и совершенствовать стиль, который мы определили как нашу основу и наше ядро ​​в соответствии с нашим планом».
Готфрид Семпер, с другой стороны, критиковал «художественного ученика», который «наполнил свой гербарий хорошо наклеенными рисунками всех видов»

«В ожидании, что назначение Вальхаллы а-ля Пантенон, базилика à la Monreale, будуара а-ля Помпей, дворца à la Pitti, византийской церкви или даже базара в турецких ароматах не может не продлиться долго».
Фриц Шумахер дифференцировал эклектизм как метод проектирования:

«Существует безрассудная, поверхностная и добросовестная научная эклектика, есть эклектичность комфорта и одна из убеждений, эклектика ума и чувства».

Эклектическое мировоззрение и гуманитарные науки
Этот термин уже был придуман в древности, например, во время рождения Христа. В то время разные школы философов существовали бок о бок, и были мыслители и политики, которых называли эклектикой, потому что они объединяли элементы разных позиций. Самым известным представителем этого направления был Цицерон. В своих этических идеях он в основном принял учение стоиков, но также включил ценности из Академии и Перипатоса. В христианстве эклектичный девиз Павла фон Тарсаса рассматривает все и сохраняет добро в качестве основного принципа, который облегчил миссионерскую инкультурацию новой веры в древнем мире.

В гуманитарных науках понятие эклектики характеризует метод формирования нового единства из множества частей различных систем, теорий или мировоззрений. Часто унизительное использование термина открывает предпочтение автономным изолированным системам теории при выборе истинных утверждений из разных теорий, когда опровергнутые элементы не принимаются. Тот факт, что эклектизм узаконен теорией науки, показан Рихтером (2011).

Европа
Эклектическая архитектура впервые появилась в континентальной Европе в таких странах, как Франция, Англия и Германия, в ответ на растущий толчок между архитекторами, чтобы они имели более выразительную свободу над своей работой.

Эко-де-Бо-Арт в Париже, считающаяся одной из первых профессиональных архитектурных школ, обучает студентов строгой и академической манере, оснащая их навыками и профессиональным престижем. Преподаватели в École были одними из ведущих архитекторов во Франции, и этот новый метод обучения был настолько успешным, что он привлекал студентов со всего мира. Многие выпускники продолжали становиться пионерами движения и использовали свое богоустройство как основу для новых эклектичных проектов.

Хотя практика этого стиля архитектуры была широко распространена (и ее можно было увидеть во многих зданиях, построенных в то время), эклектика в Европе не достигла такого же уровня энтузиазма, что и в Америке, поскольку предполагалось, что наличие старой, аутентичной архитектуры, уменьшало привлекательность исторической имитации в новостройках.

Северная Америка
В конце XIX века произошел глубокий сдвиг в американской архитектуре. Архитекторы, получившие образование в École des Beaux-Arts в Париже, такие как Ричард Моррис Хант и Чарльз Фоллен МакКим, отвечали за то, чтобы вернуть из Европы новый подход к искусству, который, как говорили, стал краеугольным камнем эклектической архитектуры в Америке. В период повышения благосостояния и коммерческой гордости многие эклектичные здания были введены в эксплуатацию в крупных городах по всей стране. Стиль процветал, поскольку он вводил исторические черты, ранее встречавшиеся только в аристократической архитектуре европейских стран, таких как Великобритания и Франция, способствуя более богатому чувству культуры и истории в Америке. В случае с Хантом и многими другими эклектичными архитекторами его «типичная эклектичная точка зрения» позволила ему сделать стилистический выбор на основе того, что подходит конкретному проекту или клиенту. Эта гибкость приспосабливаться и свободно сочетаться между стилями придавала эклектичным дизайнерам больше привлекательности для клиентов.

Создание небоскребов и других больших общественных пространств, таких как церкви, здания суда, мэрии, публичные библиотеки и кинотеатры, означало, что эклектичный дизайн был уже не только для членов высокого общества, но также был доступен широкой общественности. В то время как некоторые из этих зданий с тех пор были разрушены (включая первоначальную станцию ​​в Пенсильвании и первый сад в Мэдисон-Сквер, как в Нью-Йорке), проекты, которые остаются с этой эпохи, по-прежнему считаются одними из наиболее важных структур в Америке.

Критический прием
Как стиль, который предлагал так много творческой свободы, и никаких руководящих правил, риск создания неудачного дизайна был очевидным для всех. Проекты, которые не гармонично сочетали разные стили, подвергались критике со стороны профессионалов (особенно тех, кто был против движения).

снижение
Энтузиазм в отношении исторической имитации начал снижаться в 1930-х годах, и эклектика постепенно прекращалась в учебных школах дизайна, в пользу нового стиля. Переход к модернизму был значительным, поскольку многие видели его как авангард, а новые технологии и материалы, создаваемые в то время, позволили добиться больших инноваций. Несмотря на отход от эклектики, эпоха по-прежнему остается исторически значимой, поскольку она «вновь открыла двери для инноваций и новых форм» для архитектуры в последующие годы.

Дизайн интерьера
Рост эклектической архитектуры вызвал потребность в специалистах интерьера, которые обладали навыками, пониманием и знаниями прошлых исторических стилей, чтобы создать подходящие сопутствующие интерьеры. Это привело к появлению Украшения в интерьере как признанной профессии. Выдающиеся декораторы интерьера в эту эпоху (между концом 19-го и начала 20-го века) включают Эльси Де Вулф, Роуз Камминг, Нэнси Макклелланд, Элси Кобб Уилсон, Фрэнсис Элкинс, Сури Моэм и Дороти Дрейпер. В то время как клиентура этих ранних декораторов состояла исключительно из богатых семей и предприятий, работы таких декораторов регулярно показывались в популярных публикациях, таких как «Дом и сад», «Дом красиво» и «Женский журнал». Публикация щедрых интерьеров этих великолепных домов помогла распространить эклектичный стиль на средний класс, и менее экстравагантные подражания или включение подобных декоративных элементов стали желательной особенностью домашнего украшения. Эстетические предпочтения варьировались от региона к региону по всей Америке, причем испанские стили предпочитали в Калифорнии, а элементы «колониализма» были популярны в Новой Англии.

Современный контекст
В современном обществе стили, которые исходят из многих разных культурных и исторических стилей, слабо описываются как «эклектичные», хотя ссылки на эклектическую архитектуру в литературе и средствах массовой информации обычно представляют собой здания, построенные в эклектическом движении конца XIX — начала XX века.

что это, особенности стиля, фото

Не все любят придерживаться одного чистого стиля. В этом случае архитекторы и дизайнеры выбирают эклектику: стиль, в основе которого совмещение принципов из разных направлений

Фото: Spacejoy/Unsplash

Разбираемся вместе с экспертами, в чем своеобразие эклектики, чем она отличается от других стилей и как создать оригинальный интерьер, одновременно и соблюдая, и нарушая правила.

  • Что это
  • В интерьере
  • В архитектуре
  • Как оформить
  • Советы эксперта

Эксперты в этом материале:

  • Елизавета Лихачева, искусствовед, директор Музея архитектуры имени А. В. Щусева;
  • Евгений Недоборов, основатель и партнер INRE Design Studio.

www.adv.rbc.ru

Что такое эклектика

В эклектике могут быть объединены как схожие идеи дизайна, так и совершенно разные, иногда даже противоположные (Фото: Toa Heftiba/Unsplash)

Эклектика — смелое направление, сочетающее различные формы и приемы дизайна из разных исторических периодов. Это произвольный стиль без строгих правил, подразумевающий отсутствие целостности. В эклектике могут быть объединены как родственные между собой идеи дизайна, так и совершенно разные, иногда даже противоположные, например ренессанс, дополненный египетскими и готическими элементами.

Эклектика в интерьере

Эклектичный интерьер может быть актуален для любого помещения в доме или квартире. За счет свободного подхода к оформлению стиль идеально подходит для гостиной, спальни, прихожей и даже ванной. Это удобный вариант для тех, кто не хочет полностью обновлять интерьер, избавляться от старой мебели, декоративных статуэток, панно и других памятных вещей.

Цвета

Эклектика в интерьере — это гармония цвета (Фото: pinterest)

Разнообразие стилей в эклектике предполагает гармонию, а не пеструю картину, где не за что зацепиться взглядом. Важно объединять цвета в едином направлении, для этого за основу берут нейтральные светлые оттенки: голубой, зеленый, бежевый, розовый или желтый.

Яркие предметы интерьера должны быть равномерно расставлены по комнате, а не сконцентрированы у одной стены. Гармоничный эклектичный интерьер — это продуманные переходы оттенков, как плавные, так и контрастные.

Мебель

С помощью мебели можно создать эклектичный интерьер (Фото: pinterest)

Эклектика — гармоничное сочетание разных стилей. Поэтому смело сочетайте комод из прошлого века и современное яркое кресло. Главное, чтобы разная по стилю мебель сочеталась по цвету. Гармонизировать общую картину помогут аксессуары: пледы, шторы, декоративные салфетки и ковры.

Потолок и стены

В эклектике потолки остаются нейтрально белыми, допустимы пастельные тона (Фото: Edelle Bruton/Unsplash)

В эклектике выбор отделочных материалов не ограничен строгими принципами. Но и они должны сочетаться между собой по текстуре и визуальному эффекту. Декор в виде лепнины или росписи уместен только при больших площадях помещения. В противном случае излишне украшенный потолок будет «нависать» и зрительно уменьшать пространство.

Со стенами можно покреативить: подойдут окрашенные, невыровненные поверхности, шелковые обои, ручная роспись или деревянные панели на акцентном участке.

Евгений Недоборов, основатель и партнер INRE Design Studio:

— Эклектика — это современный стиль, в котором переплетено два-три исторических направления. В отличие от бохо эклектика более гармоничный, спокойный и более «причесанный» стиль. Бохо — пестрый, «цыганский», где-то пляжный, где-то деревянный, кустарный. Эклектика более современная, обычно со светлыми стенами и сочетанием современной и несовременной мебели. Неподготовленный человек может даже назвать этот стиль классическим, так как в эклектике, как правило, смешиваются исторические стили, которые гармонично и немного эксцентрично смотрятся в одном интерьере.

Для стиля характерно сочетание сложных и простых лепных декоров, классические осветительные приборы и мебель, соседство мягких цветов и более контрастного дерева.

Сам себе дизайнер: 8 сервисов для визуализации интерьера

Эклектика в архитектуре

Швейцарский парламент (Фото: Flooffy, CC BY 2.0/Wikimedia Commons)

Эклектику нередко называют историзмом за счет ее основной идеи — смешения стилей и направлений прошлого. Это своего рода сочетание несочетаемого, появляющееся в периоды смены основных художественных систем. Однако и здесь есть важные принципы, которых стоит придерживаться. Так, архитекторы обращают внимание на схожесть текстур, возможность выделить два-три превалирующих стиля и адекватные цветовые сочетания.

Елизавета Лихачева, искусствовед, директор Музея архитектуры имени А. В. Щусева:

— Стиль эклектика, или историзм, появляется в конце 1830-х годов на волне романтизма и интереса к национальной истории. В этот момент страны начинают формировать национальные идентичности, и архитектура этому соответствует. Одним из первых зданий в этом стиле с довольно точным историческим соответствием можно считать здание Британского парламента. Оно строилось на месте сгоревшего сооружения в готическом стиле, и этот стиль хорошо отражен. Архитекторы отходят от строгого следования архитектурным стилям, так как в новой эпохе тяжело выдерживать определенный исторический стиль. Поэтому появляется много сооружений, которые несут в себе сочетания разных направлений в одном фасаде. Чаще всего это готика, возрождение и барокко — они богаты по убранству и их проще всего сымитировать. Стиль был популярен и до XX века, эпохи модернизма и авангарда, но модерн отметился появлением новых имитационных стилей, когда архитекторы сознательно играли в то или иное направление.

Эклектику характеризует вольное обращение с элементами декора. Например, пинакли могут украшать не крышу, а балкон. Кроме того, в эклектике сочетают разные элементы и стили на одном фасаде. В России это здание Исторического музея, ГУМа, ЦУМа — откровенный историзм. В мире: Швейцарский парламент, Гранд-опера в Париже, памятник Виктору Иммануилу II в Риме, Венский парламент, Гомбургский дворец. Примеров довольно много.

Государственный исторический музей

Государственный исторический музей (Фото: Skif-Kerch, CC BY-SA 4.0/Wikimedia Commons)

Построен в 1875–1883 годах по проекту архитектора Владимира Шервуда и инженера Анатолия Семенова. Здание задумывалось как отсылка к элементам древнерусского зодчества и его наследия. Сейчас в штате музея работают более 800 сотрудников, его ежегодно посещают в среднем 1,2 млн гостей.

Парижская опера Гарнье

Парижская опера Гарнье (Фото: Manfred Heyde, CC BY-SA 4.0/Wikimedia Commons)

Жан Луи Шарль Гарнье — архитектор этого здания, построенного в 1862 году, был также историком искусства, практиком стиля боз-ар.

В Гранд-опера расположена библиотека-музей, танцевальное и театральные фойе и зал, подвальные помещения с водным резервуаром. Здание считается эталоном эклектики в архитектуре.

Памятник Виктору Иммануилу II в Риме

Памятник Виктору Иммануилу II в Риме (Фото: Michael Thomas/Creative Commons)

Витториано — монумент в честь первого короля объединенной Италии Виктора Эммануила II. Проект разработан Джузеппе Саккони и объединяет в себе детали второго ампира и неоклассицизма. Изначально при возведении планировали использовать римский травертин, но в итоге основным материалом выбрали боттичинский мрамор.

Гомбургский дворец

Гомбургский дворец (Фото: ziegelbrenner, CC BY-SA 3.0/Wikimedia Commons)

Изначально замок был построен в XIV веке в стиле барокко.

Свой нынешний облик Бад-Хомбург обрел в конце XVII столетия по решению ландграфа Гессен-Гомбургского Фридриха II. Архитектором выступил Пауль Андрих, который добавил новые постройки в стиле раннего барокко и башню Бергфрид, которая стала символом города.

Эклектика: как оформить интерьере

Создать стиль в интерьере довольно просто: для этого нужно комбинировать различные направления и не бояться экспериментов (Фото: Spacejoy/Unsplash)

Организовать эклектику в интерьере довольно просто: для этого нужно комбинировать различные направления и не бояться экспериментов. В основном должный эффект достигается за счет мебели и предметов декора:

  1. Пространство должно оставаться функциональным, но при этом уютным.
  2. У используемых в интерьере элементов должно быть что-то общее: они должны перекликаться между собой фактурой, цветами и декором.
  3. Отделка стен, пола, потолка — как холст, на котором строится интерьер, поэтому ей не обязательно уделять много внимания в попытке создать что-то неординарное.
  4. Нужно выбрать один спокойный стиль для базы и дополнять его другими. Подойдет скандинавский интерьер или неоклассика.
  5. Хорошо смотрятся в эклектике декоративные предметы: картины, зеркала, фотографии, вазы и текстиль.
  6. Для поиска предметов декора хорошо посетить блошиный рынок: в эклектическом интерьере будут отлично смотреться изразцы, ковры и ткани с историей.

Евгений Недоборов:

— Интерьер — это цельная история. Мы можем плавно переходить из помещения в помещение, делать что-то более насыщенным или менее насыщенным по цвету и материалу. Но не должно быть ощущения, что вы попадаете в новый мир, заходя в ванную или на кухню.

Какие элементы приемлемы, а какие нет — вопрос видения дизайнера: даже бетон может присутствовать (Фото: Lindsey LaMont/Unsplash)

Какие элементы приемлемы, а какие нет — вопрос видения дизайнера. Можно даже оставить бетонную стену, дальше «укутать» помещение лепниной и поставить классические предметы интерьера или барочные кресла и более спокойный диван. Это и будет эклектика. По большому счету, тут нет каких-то специальных правил. Просто надо понимать и дозировать как на весах, сколько и чего используется. Чем больше добавлять одних элементов в интерьер, тем грамотнее нужно их уравновешивать другими.

Советы эксперта

Евгений Недоборов:

— Важно, чтобы интерьер в стиле эклектика оставался визуально гармоничным, так как в нем используются элементы разных эпох: предметы интерьера, мебели, декора, отделки стен и потолков. Оригинальные чистые стили связаны историческим происхождением и пропорциями, в эклектике этого нет. Это тот случай, когда мы учим правила, чтобы их красиво нарушать. Только профессионал знает, что и с чем можно грамотно смешивать. В этом стиле важно, чтобы опытный дизайнер пропустил все через призму своего сознания и показал собственное видение.

Создать стиль в интерьере довольно просто: для этого нужно комбинировать различные направления и не бояться экспериментов (Фото: Albert Vincent Wu/Unsplash)

Советы по оформлению:

  1. Избегать пестроты. Уходите от использования лишних сочетаний, эклектика — это гармония цвета.
  2. Не использовать чересчур контрастные материалы в плане тона и самого материала, чтобы не возникало дисгармонии и «кричащего» состояния в интерьере. Должны быть спокойствие и баланс.
  3. Смешивать два-три стиля, близких по духу.

Эклектика — это не беспорядок, не набрасывание разных предметов, а понимание цвета, материала, формы, даже если они из разных родственных стилей (Фото: Adam Winger/Unsplash)

Любой стиль интерьера — сложный, здесь вопрос задачи и тщательности проработки. Четких законов и правил нет, самое главное — гармония. Эклектика — это не беспорядок, не набрасывание разных предметов, а понимание цвета, материала, формы, даже если они из разных родственных стилей.

Благодаря своей историчности эклектика хорошо бы смотрелась в пространстве с высоким потолком, в квартирах «парижского типа». Такой классический исторический интерьер с современной мебелью, с французским паркетом-елкой, лепными протяжками под потолком, светлыми оттенками в отделке и эклектичной мебелью из разных стилей. Но все это представляется воздушным и свободным, не тяжелым для восприятия.

Читайте также:

  • Викторианский стиль: особенности в архитектуре и интерьере
  • Брутализм: суровый стиль в архитектуре и дизайне

как это определить и объяснить?

В архитектуре и интерьере существует множество стилей: барокко, классицизм, готика, ренессанс и т.д. Но что будет, если их смешать?

Термин эклектика касается не только архитектуры или дизайна. Его корни лежат в древнегреческой философии. По-гречески eklektikós означает выбирать то, что кажется лучшим. После Платона и Аристотеля греческие философы пытались объединить разные идеи для построения своих философских систем. Хотя назвать кого-то эклектичным не было комплиментом, возникла традиция интеллектуального смешения.

В 19 веке он вновь появился как художественный стиль, когда все моностили исчерпали себя.

Музей Боде в Берлине

Многие известные здания в Европе эклектичны. Биг-Бен в Лондоне — это n eo-gothic  ( neo  часто является ключом к определению эклектичного стиля). Гран-Пале и Опера Гарнье в Париже — это необарокко или изящное искусство . Музей Боде в Берлине — еще один подвид эстетики барокко — возрождение барокко.

В XIX веке комбинирование стилей представлялось чем-то новым. Стандарты и особенности известных стилей устарели, а покупатели хотели совсем другого.

Есть две точки зрения на эклектику. Некоторые теоретики искусства считают, что эклектика возникает в переходные периоды. Это время, когда творчество имеет значение и становятся возможными новые дизайны. Другие утверждают, что эклектика тормозит прогресс, сдерживает приход новых стилей, ничего нового в эстетику не вносит.

Давайте рассмотрим несколько примеров эклектичной архитектуры и дизайна интерьера и выясним, какая из двух точек зрения верна.

Здание венгерского парламента в неоготическом стиле было возведено в 1885-1904 гг.

Есть разные эклектики. Как их обнаружить?

В конце 18 века архитекторы и их заказчики устали от ограничений классического стиля. Они решили объединить элементы из разных стилей прошлого с учетом цели строящегося здания.

Этот новый тип архитектурного мышления проявил себя в театрах, многоквартирных домах, банках, магазинах и рыночных пассажах, правительственных зданиях, школах, университетах и ​​т.д.

Архитекторы предпочли назвать свой подход возрождение , потому что они не просто брали случайным образом некоторые из своих любимых стилей, а скорее выбирали элементы в соответствии с назначением здания, его окружением и контекстом. Они дали этим старым элементам новую жизнь.

Как вы, возможно, уже знаете, дизайн — это мышление, которое всегда учитывает контекст. Это именно то, что эти архитекторы стремились сделать 200 лет назад.

В архитектуре существует множество неоклассических стилей возрождения. Рассмотрим подробнее некоторые из них и их отличительные особенности.

Neo-Grec, или греческое возрождение

В начале XIX века произошло «повторное открытие Греции», и оно отразилось на архитектуре. Стиль был очень популярен в Великобритании, Северной Америке, Германии, но не во Франции.

Как мы можем увидеть, что здание перед нами — Нео-Грек?

  • имеет колонны и пилястры (колонны, встроенные в стены)
  • симметричный и формальный
  • имеет сложные двери, плоские стены и остроконечную крышу.
В США neo-grec широко использовался для крупномасштабных конструкций. Это Художественный музей Филадельфии, построенный в 1876 году.

Неоготика или готическое возрождение

Это движение началось в 1740 году и достигло своего расцвета в 19 веке, проявляясь в основном в церквях, а также в школах и жилых домах.

Как узнать неоготическую церковь, увидев ее?

Все украшения есть: стрельчатых арок, фасадные фронтоны с декоративной резной отделкой, декоративные венцы над окнами и дверями, замковые башни с парапетами, скатная крыша. Однако основа современная: архитекторы 19 века не применяли принципы своих готических предшественников. Например, меньше или просто нет контрфорсов снаружи здания.

Вестминстерский дворец, построенный в 1840 году, является одним из самых известных неоготических зданий.

Неоренессанс или Возрождение Возрождения

Это группа стилей, вдохновленных итальянской и французской архитектурой 14-16 веков. Тот факт, что неоренессанс также был популярен в тех же самых странах, затрудняет отличить его от оригинала. Однако попробуем.

Что похоже? Украшения: круглые арки, аркады, балюстрады в стиле ранней готики.

Что нового? Большие и многочисленные окна, замысловатая кладка, больший масштаб по сравнению с оригинальным Ренессансом, шатры или плоские крыши.

Hôtel de Ville или парижская ратуша, безусловно, принадлежит стилю неоренессанса.

Нео-барокко, или изящное искусство

Это чисто французский стиль, преподаваемый в Школе изящных искусств (École des Beaux-Arts) в Париже с 1830-х до конца 19-го века.

Он сочетал в себе черты французского неоклассицизма (строгого и формального), который развивался 60 лет назад, а также романский и готический стили с современными архитектурными материалами, такими как стекло и железо.

Как отличить здание в стиле боз-арт? Снаружи он стройно симметричен, сделан из камня или камнеподобного материала, выглядит торжественно и грандиозно, имеет колонны и искусно украшен. Внутри он отполирован и богато украшен, с величественными лестницами и роскошными бальными залами.

Опера Гарнье или Дворец Гарнье открылся в 1875 году в Париже и считается выдающимся образцом архитектуры и дизайна изящных искусств. Его стиль заимствован из многих исторических источников, включая элементы барокко, ренессанса и классицизма архитектуры Палладио. Они сочетались с осевой симметрией, современными методами и материалами, а также с использованием железного каркаса.

Опера Гарнье снаружи с ее колоннами, статуями и арками. Опера Гарнье внутри с люстрами, искусными рельефами и потолочными росписями.

А как насчет эклектики в интерьере?

Что касается эклектики в дизайне, то она немного хаотична. Люди склонны называть эклектичным любой дизайн, сочетающий в себе самые разные элементы.

Дизайнеры используют термин для описания надлежащего эклектичного дизайна: сплоченный . Мы можем найти массу советов по дизайну, который будет выглядеть одновременно эклектично и гармонично.

Самый простой способ достичь гармонии — сочетать не более трех стилей, учитывать масштабы предметов и их окружения, не использовать яркие цвета.

Тем не менее, эклектичные дизайны — это что-то из современных журналов по дизайну интерьера. Как и в архитектуре, эклектика в мебели и интерьере возникла в XIX веке по тем же причинам — усталости от классических стилей.

Эклектика в архитектуре – HiSoUR История культуры – Hi So You Are

Эклектика – это архитектурный стиль девятнадцатого и двадцатого веков, в котором единое произведение включает в себя смесь элементов из предыдущих исторических стилей для создания чего-то нового и оригинального. В архитектуре и дизайне интерьера эти элементы могут включать структурные элементы, мебель, декоративные мотивы, особый исторический орнамент, традиционные культурные мотивы или стили других стран, при этом смесь обычно выбирается на основе ее соответствия проекту и общей эстетической ценности.

Эклектичная архитектура уходит своими корнями в историцистскую архитектуру. Если историческая архитектура была больше посвящена имитации течений античности (таких как греко-римская) и не включала характеристики других культур или архитектур, эклектическая архитектура в основном посвящена сочетанию архитектурных течений.

Таким образом, основной его особенностью является объединение двух или более архитектурных стилей в новом строении, которое, в свою очередь, представляет собой нечто новое, с характеристиками принимаемых течений, но с новыми.

Термин «эклектичная архитектура» также свободно применяется к множеству стилей, возникших в девятнадцатом веке после расцвета неоклассицизма. В любом случае этот период получил название «исторический» с шагом времени.

В последние десятилетия двадцатого века, с другой стороны, новый бум эклектики развивался рука об руку с концепциями постмодернизма. Это течение получило название «неоэклектика».

История
Эклектика вошла в практику в конце 19го века, когда архитекторы искали стиль, который позволил бы им сохранить предыдущий исторический прецедент, но создать невиданный ранее дизайн. Из полного каталога прошлых стилей возможность смешивать и комбинировать стили давала большую свободу выражения и служила бесконечным источником вдохновения. В то время как другие профессионалы в области дизайна (называемые «возрожденцами») стремились тщательно имитировать прошлые стили, эклектика отличалась тем, что главной движущей силой было творчество, а не ностальгия, и было желание, чтобы дизайн был оригинальным.

Spread
Некоторые из наиболее экстремальных примеров эклектичного дизайна можно увидеть на борту океанских лайнеров (которые в то время были основным видом морского транспорта). Роскошные интерьеры были выполнены в сочетании традиционных стилей — в попытке облегчить дискомфорт месяцев за границей и создать иллюзию устоявшегося величия.

В то же время такие суда использовались для перевозки колонистов в неосвоенные районы мира. Колонизация таких территорий еще больше распространила эклектичную архитектуру западного мира, поскольку недавно поселившиеся колонисты построили сооружения, обычно отличающиеся римским классицизмом и готическими мотивами.

В меньшей степени эклектика появилась в Азии, когда японские и китайские архитекторы, прошедшие обучение в американских школах изящных искусств, вернулись, чтобы создавать эклектичные проекты по всей Азии, такие как Банк Японии (1895 г.) Кинго Тацуно.

Эклектика в искусстве и архитектуре
Эклектика характерна для стилей европейского искусства с начала историзма. Как художественный процесс постмодернистская эклектика важна для критического осмысления существующего материала. Термин эклектичный или эклектичный относится к отдельному произведению искусства, в котором обрабатываются различные прошлые стили. Что касается соответствующего художественного качества, то следует различать подражание и личностное развитие. Термину может быть придан отрицательный акцент, если художник выбирает нетворческие элементы из других работ и объединяет их в новую работу вместо того, чтобы создавать свои собственные.

В архитектуре эклектика — это цитирование элементов архитектурного стиля нескольких ушедших эпох на новом строении. Эту методологию можно найти, в частности, в историзме 19 века, но также, например, в 11 веке в южно-итальянском романском стиле, где был создан арабо-византийско-норманнский стиль смешения. Также в постмодернистской архитектуре 20 в.

Эклектик — это тот, кто выбирает из существующего подходящее и пытается приспособить его к своим целям.

Эклектика и историзм
Эклектика, аналогичная историзму, также используется как эпохальное понятие. Эклектика, однако, считается непригодной в качестве такого эпохального понятия, так как в то время существовали и другие архитектурные установки. В качестве суррогатного обозначения и разграничения эклектизм против историзма может быть использован для лучшей классификации широко распространенного тогда стилевого плюрализма: Таким образом, многочисленные неостили в архитектуре (см. неороманство, неоготика, неоренессанс, необарокко) служили не только ссылка на прошлую историю, но и установить ссылку на место, характеристику строительной задачи или согласованность строительства.

Эклектика в историзме также может означать смешение стилей формообразующего аппарата, используемого в здании.

Термин эклектика в контексте историзма и уничижительного оттенка также может быть критикой избирательного процесса проектирования многих архитекторов 19 века.

Эклектика как термин метода
Архитектурный дизайн может привести к процессу выбора существующих стилей и форм. Элементы из разных моделей можно комбинировать друг с другом. Эти примеры иногда происходят из близких архитектурных кругов (римский тип храма с греческими колоннами) или из совершенно разных (ренессансный портик рядом с египетскими колоннами и мавританские оконные рамы с готическим шпилем). В процессе отбора могут играть роль временные ориентиры (как в историзме) или пространственные (как в экзотизме).

Эклектика как методология может также означать использование разных форм и стилей на разных зданиях в рамках общей работы архитектора, если он должен выполнить соответствующую, отличающуюся строительную задачу.

Джордж Гилберт Скотт положительно относился к методу эклектики:

«Эклектизм сам по себе является хорошим принципом, то есть заимствованием из всех видов искусства элементов, с помощью которых мы можем обогатить и усовершенствовать стиль, который мы определили как основу. и наше ядро ​​по нашему плану».
Готфрид Земпер, с другой стороны, подверг критике «ученика искусства», который «наполняет свой гербарий всевозможными хорошо наклеенными рисунками»

«В надежде, что назначение Валгаллы а-ля Пантенон, базилики а-ля Монреаль , будуар а-ля Помпеи, дворец а-ля Питти, византийская церковь или даже базар с турецким вкусом не могут не длиться долго».
Фриц Шумахер различал эклектизм как метод проектирования:

«Существует безрассудно-поверхностный и добросовестно-научный эклектизм, есть эклектизм комфорта и эклектизм убеждения, эклектизм ума и эклектизм чувства».

Эклектичное мировоззрение и гуманитарные науки
Термин уже был придуман в древности, например во время рождения Христа. В то время бок о бок существовали разные философские школы, были мыслители и политики, которых называли эклектиками, потому что они сочетали в себе элементы разных позиций. Самым известным представителем этого направления был Цицерон. В своих этических идеях он по существу воспринял учение стоиков, но также включил ценности Академии и перипатов. В христианстве эклектичный девиз Пауля фон Тарсуса «Все исследует и сохраняет добро» как основной принцип, облегчавший миссионерскую инкультурацию новой веры в древнем мире.

В гуманитарных науках понятие эклектики характеризует способ формирования нового единства из наборов различных систем, теорий или мировоззрений. Часто уничижительное использование этого термина показывает предпочтение автономных, изолированных теоретических систем выбору истинных утверждений из разных теорий, когда опровергаемые элементы не принимаются. Тот факт, что эклектизм узаконен теорией науки, показан Рихтером (2011).

Европа
Эклектичная архитектура впервые появилась в континентальной Европе в развитых странах, таких как Франция, Англия и Германия, в ответ на растущее стремление архитекторов к большей свободе выражения своей работы.

Парижская школа изящных искусств, считающаяся одной из первых профессиональных архитектурных школ, обучала студентов в строгой и академической манере, вооружая их навыками и профессиональным престижем. Преподаватели Школы были одними из ведущих архитекторов Франции, и этот новый метод обучения оказался настолько успешным, что привлекал студентов со всего мира. Многие из выпускников стали пионерами движения и использовали свое обучение изящным искусствам в качестве основы для новых эклектичных дизайнов.

В то время как практика этого архитектурного стиля была широко распространена (и ее можно было увидеть во многих ратушах, построенных в то время), эклектизм в Европе не достиг того уровня энтузиазма, который наблюдался в Америке, как предполагалось. что наличие старой аутентичной архитектуры снижает привлекательность исторической имитации в новых зданиях.

Северная Америка
В конце 19 века в американской архитектуре произошли глубокие изменения. Архитекторы, получившие образование в Школе изящных искусств в Париже, такие как Ричард Моррис Хант и Чарльз Фоллен МакКим, несли ответственность за возвращение из Европы подхода изящных искусств, который считался краеугольным камнем эклектичной архитектуры в Америке. Во времена растущего процветания и коммерческой гордости многие эклектичные здания были сданы в эксплуатацию в крупных городах страны. Этот стиль процветал, поскольку он привносил исторические черты, которые ранее можно было увидеть только в аристократической архитектуре европейских стран, таких как Великобритания и Франция, что способствовало более богатому ощущению культуры и истории в Америке. В случае Ханта и многих других эклектичных архитекторов его «типично эклектичная точка зрения» позволяла ему делать стилистический выбор в зависимости от того, что подходило для конкретного проекта или клиента. Эта гибкость адаптации и свободное смешение стилей сделали эклектичных дизайнеров более привлекательными для клиентов.

Создание небоскребов и других больших общественных мест, таких как церкви, здания суда, мэрии, публичные библиотеки и кинотеатры, означало, что эклектичный дизайн стал доступен не только представителям высшего общества, но и широкой публике. Хотя некоторые из этих зданий с тех пор были снесены (в том числе первоначальный вокзал Пенсильвании и первый сад Мэдисон-сквер — оба в Нью-Йорке), проекты, оставшиеся с той эпохи, по-прежнему ценятся как одни из самых важных сооружений в Америке.

Критический прием
Как стиль, который предлагал так много творческой свободы и не имел руководящих правил, риск создания неудачного дизайна был очевиден для всех. Проекты, в которых не удалось гармонично сочетать разные стили, подвергались критике со стороны профессионалов (особенно тех, кто был против движения).

Упадок
В 1930-х годах энтузиазм по поводу исторического подражания начал снижаться, и эклектика была постепенно упразднена в учебных планах дизайнерских школ в пользу нового стиля. Сдвиг в сторону модернизма был значительным, поскольку многие считали его авангардным, а новые технологии и материалы, производимые в то время, позволяли внедрять большие инновации. Несмотря на отход от эклектики, эпоха по-прежнему остается исторически значимой, поскольку в последующие годы она «вновь открыла двери инновациям и новым формам» для архитектуры.

Внутренняя отделка
Возникновение эклектичной архитектуры создало потребность в специалистах по интерьеру, обладающих навыками, пониманием и знанием исторических стилей прошлого, для создания подходящих сопутствующих интерьеров. Это привело к тому, что декоратор интерьера стал признанной профессией. Среди выдающихся декораторов интерьера в эту эпоху (между концом 19 и началом 20 века) были Элси Де Вулф, Роуз Камминг, Нэнси Макклелланд, Элси Кобб Уилсон, Фрэнсис Элкинс, Сури Моэм и Дороти Дрейпер. Хотя клиентура этих первых декораторов состояла исключительно из богатых семей и предприятий, работы таких декораторов регулярно публиковались в популярных изданиях, таких как House and Garden, House Beautiful и Ladies Home Journal. Публикация роскошных интерьеров этих великолепных домов помогла распространить эклектичный стиль на средний класс, а менее экстравагантные имитации или включение подобных декоративных элементов стали желанной чертой внутреннего убранства. Эстетические предпочтения варьировались от региона к региону по всей Америке: испанский стиль был популярен в Калифорнии, а элементы «колониализма» были популярны в Новой Англии.

Современный контекст
В современном обществе стили, основанные на множестве различных культурных и исторических стилей, в общих чертах описываются как «эклектические», хотя ссылки на эклектичную архитектуру в литературе и средствах массовой информации обычно относятся к зданиям, построенным в рамках эклектического движения конца 19-начала период 20 века.

Источник Из Википедии

Обзор эклектики в архитектуре — RTF

Термин «эклектика» берет свое начало в древнегреческой философии. По-гречески эклектикос    означает выбор того, что кажется лучшим. После Платона и Аристотеля греческие философы пытались объединить различные идеи, чтобы расширить свой философский аппарат. На первый план вышел обычай интеллектуального переплетения, хотя назвать кого-то эклектичным комплиментом не считалось. В этом отношении архитектурная эклектика — это стиль девятнадцатого и двадцатого веков, который состоит из комбинации элементов из предшествующих исторических стилей для создания своеобразной формы. Эти элементы могут включать в себя структурные особенности, декоративные мотивы, традиционные культурные мотивы, мебель и различные исторические орнаменты или стили из других стран. Композиция обычно зависит от ее соответствия проекту и общей эстетике.

Ранняя эклектика в России Дворец Белосельских-Белозерских_©www.second.wiki

Все-таки эклектика в архитектуре тяготеет большей частью к сочетанию архитектурных течений. Другими словами, его главным атрибутом является слияние двух или более архитектурных стилей для создания новой структуры с характеристиками как объединенных течений, так и новых. В конце 18 века и в течение 19 века стандарты и атрибуты популярных стилей устарели, а архитекторы и их заказчики устали от ограничений классических стилей и захотели чего-то совершенно особенного.

Базилика Святого Семейства в Барселоне работы Антонио Гауди — выдающаяся иллюстрация эклектики_©www.en.wikipedia.org

Существуют две точки зрения на эклектику. Некоторые теоретики искусства заявляли, что эклектика возникает в переходные периоды, когда большое значение имеет творчество и становятся возможными новые замыслы. С другой стороны, другие теоретики утверждают, что эклектика препятствует прогрессу, препятствует появлению новых стилей и не добавляет ценности общей эстетике. Во всех случаях этот новый архитектурный стиль проявлялся в театрах, многоквартирных домах, домах, правительственных зданиях, магазинах, банках, школах, университетах и ​​т. д. Некоторые архитекторы назвали свой подход возрожденческим, потому что они не просто бесцельно черпали из некоторых из своих любимых стилей, а скорее выбирали элементы в соответствии с назначением здания, окружением и контекстом.

_Музей Боде в Берлине Выдающийся пример эклектики_©www.nerdish.io

Эклектика как метод Термин

Эклектика как методология может означать использование различных стилей и форм в различных зданиях в рамках общей концепции архитекторов, если они должны соответствовать соответствующей строительной задаче. Таким образом, компоненты из разных моделей могут быть соединены друг с другом. В процессе выбора временные ссылки, такие как историзм или пространственные аллюзии, могут играть ключевую роль в разработке дизайна. Сэр Джордж Гилберт Скотт, плодовитый английский архитектор эпохи готического возрождения, положительно относился к методу эклектики. Он утверждал, что эклектизм сам по себе является хорошим принципом, поскольку он может помочь уточнить и усовершенствовать основной стиль архитектора. Наоборот, немецкий архитектор Готфрид Земпер критиковал «ученика искусства», который «заполняет свой гербарий хорошо наклеенными рисунками всех видов».

Здание венгерского парламента в стиле неоготики_©www.nerdish.io

Лондон : Исследование эклектичной архитектуры

Лондонский Сити обладает индивидуальностью, которая откровенно подчеркивает ландшафт. От революционных вокзалов до недавно построенных небоскребов и с севера на юг, с запада на восток, есть много вещей, которые можно узнать у некоторых знаковых достопримечательностей и менее известных зданий, которые, несомненно, захватят ваше воображение и дадут больше знаний о художественности, актуальности , и уникальная конфигурация Лондона. Биг Бен является одним из ярких примеров эклектичных зданий города. Построен печально известным викторианским архитектором Августом Пугином и завершен в 1859 году.. Часовая башня Элизабет, как она известна в настоящее время, возвышается над Вестминстером и зданием парламента.

Биг-Бен или Часовая башня Элизабет_©www.parkgrandlondon.comБашня BT в районе Тоттенхэм-Корт-роуд_©www.parkgrandlondon.com

Буэнос-Айрес : Церковь  Parroquia San Pedro González Telmo

3 Строительство 4 церковь просуществовала три века, что объясняет смешение стилей. Иезуит Хосе Бланки, один из архитекторов колониального Кабильдо, руководил первоначальными работами до 1767 года, когда орден иезуитов был изгнан с испанских территорий, а Вифлеемский орден захватил церковь. Чтобы дополнить эклектичную смесь влияний, фасад здания был полностью обновлен в 1931 в стиле барокко, который сильно отличается от интерьера по эстетике и стилю.

Внешний вид церкви Сан-Педро-Гонсалес-Тельмо в Буэнос-Айресе, Аргентина._©www.travelphotographyguru.com

Эклектика в американской архитектуре

Хотя практика этого архитектурного стиля была широко распространена, эклектика в Европе не достигла парного уровня энтузиазма, который был зафиксирован в Америке, поскольку предполагалось, что присутствие старой, аутентичной архитектуры уменьшало привлекательность исторической имитации в новых зданиях. В этом свете архитекторы, получившие образование в Школе изящных искусств в Париже, несут ответственность за восстановление подхода изящных искусств в Европе, который считался основой эклектичной архитектуры в Америке. Во времена коммерческой гордости и растущего благосостояния по всей стране, особенно в крупных городах, вводилось в эксплуатацию множество эклектичных зданий. Эклектика процветала, поскольку она инициировала исторические черты, которые раньше можно было найти только в аристократических зданиях.

Ар-деко и модернизм стали более распространенными в 1930-е годы как следствие широкой доступности новых технологий, материалов и доступа к новым школам дизайна, отсюда и девальвация эклектики. Модернизм считался совершенно новым и новаторским и поспешно отступал от исторического подражания. Тем не менее, позднее эклектизм воплотился в новой форме с наступлением постмодернизма.

Эклектика в архитектуре_©www.designingbuildings.co.uk

Прелесть эклектики в том, что она торгует правилами для понимания ценности в различных подходах. Он смотрит на дизайн, красоту и процесс и не задается вопросом, соответствуют ли определенные идеи заранее установленному шаблону. Он проверяет преимущества того, что отличается. В нем сочетаются многие компоненты самым необычным образом. Иногда это может вызвать диссонанс, но иногда вызывает благоговение. Как концепцию эклектики можно легко понять, изучив архитектурные примеры. По своей сути, это откладывание на полку устойчивых структур и убеждений, чтобы быть открытыми для новых идей или тех, которые игнорировались в прошлые времена.

Эклектика в дизайне_©www.nerdish.io

Ссылки: 

  1. de la Ciudad de Buenos Aires, E. de T. del G. (2017)  Эклектичная архитектура Официальный английский веб-сайт города Буэнос Айрес . Доступно по адресу: https://turismo.buenosaires.gob.ar/en/article/eclectic-architecture (дата обращения: 10 июля 2022 г.).
  2. Дэвид (2020)  Изучение эклектичной архитектуры Лондона Parkgrandlondon.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *