Эклектика в архитектуре россии: Худин. ЭКЛЕКТИКА В АРХИТЕКТУРЕ ВЧЕРА И СЕГОДНЯ
Архитектура периода эклектики России 1830-1890-е годы
1. АРХИТЕКТУРА ПЕРИОДА ЭКЛЕКТИКИ РОССИИ 1830-1890-е гг.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Эклектика в архитектуре — направление вархитектуре, доминировавшее в Европе и
России в 1830 – 1890 гг.
Использование элементов так
называемых «исторических»
архитектурных стилей (необарокко,
неоготика, псевдорусский или
национальный романтизм…).
Эклектике присущи, с одной стороны, все
черты европейской архитектуры XV — XVIII
веков, а с другой — в ней есть
принципиально другие свойства.
Эклектика сохраняет архитектурный
ордер (в отличие от модерна), но в ней
он утрачивает свою исключительность.
3. НАЦИОНАЛЬНЫЙ РОМАНТИЗМ
стилизация орнамента народногоприкладного искусства, вышивок
(центральная часть фасада Московского
политехнического музея, И. Монигетти, Н.
Шохин)
Деревянные срубные конструкции с
обилием резьбы (павильоны, И.П. Ропет)
Подражание московскому зодчеству 17 в.

(здание Московской думы, Д. Чигагов)
Русско-византийский стиль (Верхние
торговые ряды (ГУМ, А. Померанцев)
Направления в эклектике.
Псевдорусский стиль. «А-ля Рус»
Псевдорусский стиль или русский стиль —
течение в русской архитектуре XIX — н. XX
вв., основанное на использовании
традиций древнерусского зодчества и
народного искусства, а также ассоциируемых
с ними элементов византийской
архитектуры. Возник в рамках
общеевропейского подъема интереса к
национальной архитектуре, и представляет
собой интерпретацию и стилизацию русского
5. Старый вокзал в Екатеринбурге. 1878 г. Арх.П.П.Шрейбер
6. Псевдовизантийский стиль
Длярусско-византийской
архитектуры
характерно
заимствование
ряда
композиционных
приёмов
и
мотивов
византийской архитектуры
7. Собор Святого Владимира. Астрахань. 1895 – 1902 гг.
8. Собор Александра Невского в Новосибирске. 1899 г.
Направления в эклектике.
Псевдорусский стиль
«Погодинская
изба»
Николая
Никитина.
Москва.
Хамовники.
—
Деревянный
сруб,
построен
в
традициях
русского
народного деревянного
зодчества. Изба служила
декоративным
элементом
бывшей
большой
усадьбы
известного российского
историка
Михаила
Петровича
Погодина.
1856 г.
10. Терем» в усадьбе Абрамцево (Московская область). 1873. Арх. Иван Ропет
Терем» в усадьбе Абрамцево (Московскаяобласть). 1873. Арх. Иван Ропет
11. Типография Мамонтова в Москве. Арх. В. Гартман. 1872
Типография Мамонтова в Москве. Арх. В.Гартман. 1872
Саввинское подворье на Тверской улице
в Москве. 1907 Архитектор И. С. Кузнецов
(1867—1942).
13. ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
14. РОПЕТ ИВАН ПАВЛОВИЧ
(Петров Иван Николаевич) — русский архитектор,представитель историзма. В основе его
творчества — фольклорная резьба по дереву.
Создатель павилионов на многих выставках в
России и за рубежом.

Павильон ботаники и садоводства на
Политехнической выставке в Москве, баня в
Абрамцево. Оформление пространства,
отведенного России на Всемирной выставке в
Париже (в виде теремного дворца 17 в), по его
проектам были возведены русский павильон на
Всемирной выставке в Чикаго и павильон
садоводства на Всероссийской художественнопромышленной выставке в Нижнем Новгороде,
здание русского посольства в Токио. Занимался
также графическим дизайном (афишы,
оформление книг, эскизы мебели).
Направления в эклектике.
Псевдорусский стиль
ЭКСПО 1878. Павильон Российской империи.
Арх.Ропет
Усадебный дом в Осташеве (Костромская
обл.) Арх.Ропет, Гартман
16. РУССКИЙ ПАВИЛЬОН НА Всемирной выставке в ПАРИЖЕ
17. Здание Московской городской Думы
Виктор Александрович Гартман ( 1834 —1873) — русский архитектор, сценограф,
художник и орнаментист, один из
основоположников псевдорусского
стиля в архитектуре.

Морской отдел Русского
павильона на Всемирной
выставке в Вене. 1873 г.
Эскиз городских ворот в Киеве.
К началу 1880-х гг. «ропетовщину» сменило новое
официальное
направление
псевдорусского
стиля,
почти
буквально
копировавшее
декоративные мотивы русской архитектуры XVII
в. В рамках данного направления здания,
построенные, как правило, из кирпича или
белого камня, стали обильно декорироваться в
традициях русского народного зодчества. Для
этой
архитектуры
характерны
«пузатые»
колонны, низкие сводчатые потолки, узкие окнабойницы, теремообразные крыши, фрески с
растительными орнаментами, использование
многоцветных изразцов и массивной ковки.
Направления в эклектике. Псевдорусский
стиль
здание Исторического музея (1875-1881,
архитектор Владимир Шервуд)
21. Верхние торговые ряды
Ансамбль Красной площади в МосквеГУМ (Верхние торговые ряды). 1890 – 1893 гг.
Арх. А.

Сетчатая оболочка-перекрытие. Инж. В.Г. Шухов
В начале XX века получает развитие «неорусский стиль». В поисках монументальной простоты
архитекторы обратились к древним памятникам Новгорода и Пскова и к традициям зодчества русского
Севера. На сооружениях этого направления лежит отпечаток стилизации в духе северного модерна.
В Санкт-Петербурге «неорусский стиль» нашел применение главным образом в церковных постройках,
хотя в этом же стиле строились и некоторые доходные дома.
Историками архитектуры высказывалось мнение, что неорусский стиль
стоит ближе к модерну, чем к эклектике, и этим отличается от
«псевдорусского стиля» в его традиционном понимании.
Николо-Александровский
храм в Санкт-Петербурге,
арх. С. С. Кричинский,
1913—1915
Церковь Спаса Нерукотворного
Образа в Клязьме, построенная в
честь 300летия Романовых архитектором В. И.
Мотылёвым 1913-1916-е гг.
Дом Купермана (Санкт-Петербург),
арх. А. Л.

25. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ:
Формы и стили здания в эклектикепривязаны к его функции.
Эклектика «многостильна» в том смысле,
что постройки одного периода базируются
на разных стилевых школах в
зависимости от назначения зданий
(храмы, общественные здания, фабрики,
частные дома) и от средств заказчика
(сосуществуют богатый декор,
заполняющий все поверхности постройки,
и экономная «краснокирпичная»
архитектура). В этом принципиальное
отличие эклектики от ампира,
диктовавшего единый стиль для построек
любого
26. ПЕРИОДИЗАЦИЯ
1830 — 1860-е гг.Быковский Михаил Дормидонтович
Тон Константин Андреевич
Штакеншнейдер Андрей иванович
1870- 1890-е гг.;
Быковский Константин Михайлович
Каминский Александр Степанович
Клейн Роман Иванович
Парланд Альфред Александрович
Померанцев Александр Никанорович
Чигагов Дмитрий Николаевич
27. ПЕРИОДИЗАЦИЯ
На рубеже веков рождается такаяразновидность эклектики как
ретроспективизм.

которого являлись: И.А. Фомин, А.И.
Таманян, И.В. Жолтовский, В.А. Щуко.
Они продолжали традиции классицизма,
шедшие от русской архитектуры XVIII –
начала XIX вв.
Последний этап в развитии эклектики –
кирпичный стиль, получивший большее
развитие в провинции.
28. Михаил Дормидонтович Быковский
московский архитектор, реставратор,идеолог раннего этапа эклектики.
Взамен ампира, Быковский предложил
строить архитектуру национальную, русскую.
Интерпретировал западноевропейскую
архитектуру предшествующих периодов.
Крупнейшие постройки:
готический ансамбль усадьбы Марфино,
постройки для шести московских
монастырей (Алексеевского, Зачатьевского,
Ивановского, Никитского, Покровского и
Страстного).
Церковь Алексеевского монастыря близка к
тоновским проектам, но храмы Ивановского
и Зачатьевского, церквь Троицы на Грязех иная ветвь, не порывающая с классическими
корнями и готикой
29.

30. Собор Владимирской иконы Божьей матери
31. Константин Андреевич Тон
Русский архитектор, придворный архитекторНиколая I. Главные проекты – ХРАМ ХРИСТА
СПАСИТЕЛЯ в Москве, Московский и
Ленинградский вокзалы (при участии Р.А.
Желязевича ).
Создал проекты соборов св. Екатерины в
Царском селе и Уланского полка в
Петергофе.
В проекте церкви Введения Богородицы в
Семёновском полку наиболее полнее и ярче
выразился изобретённый Тоном тип храмов,
долго считавшийся возрождением старинной
русской церковной архитектуры с
приведением её форм в лучшую гармонию и
изящество.
Им изготовлены типовые проекты церквей на
1000, 500 и 200 человек, для архитекторов
всей Империи.
32. Храм Христа Спасителя
Для выражения идеи были выбраныформы, напоминавшие византийскую
архитектуру. Русско — византийские
ассоциации рождаются не от восприятия
конструктивных особенностей прототипа,
а передаются с помощью деталейзнаков, служащих некими намеками на
национальную традицию.

композиционная схема храма, и
особенно его внутреннее устройство,
следует ясным принципам и логике
классической архитектуры.
Храм Христа Спасителя. К.А.Тон
1832-1884гг. Москва
В1931 г. здание храма было разрушено. Заново отстроено на
прежнем месте в 1994—1997 годах.
35. Московский вокзал
36. Московский вокзал
37. Ленинградский вокзал
38. Андрей Иванович Штакеншнейдер
русский архитектор, спроектировавший ряддворцов и других зданий в Петербурге и
Петергофе, Царсокм селе и Крыму.
Его здания разнообразны в отношении стилей.
Главное творение – Мариинский дворец на
Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге.
Также им сооружены: Николаевский дворец на
Пл. Труда; Ново-Михайловский дворец на
Дворцовой набережной), дворец БелосельскихБелозерских.
в Петергофе: планировка двух пейзажных
парков – Колонистского и Лугового; Царицын и
Ольгин павильоны в Колонистском парке;
павилионы «Озерки» и «Бельведер» в Луговом
парке; Церковь Св.

даче; Львиный каскад и др.
39. Мариинский дворец
40. Мариинский дворец
41. Новомихайловский дворец
42. Дворец Белосельских-Белозерских — Ранняя эклектика А. И. Штакеншнейдера
Дворец Белосельских-Белозерских Ранняя эклектика А. И. Штакеншнейдера43. Дворец Белосельских-Белозерских
44. Дворец Алфераки в Таганроге
45. Константин Михайлович Быковский
московский архитектор, представительпоздней эклектики.
Главный архитектор Московского
университета, автор университетского
клинического городка на Девичьем поле.
Быковский лично спроектировал застройку
северной стороны Царицынской улицы в
стиле сдержанной поздней эклектики,
основанной на классицизме.
Быковским построены корпуса
университета на Большой Никитской :
университетская библиотека и
Зоологический музей, бывшие
Биологический корпус, Физический и
Физиологический институты, а также
старое здание Центрального банка на
Неглинной улице.

46. Университетские клиники — Поздняя эклектика К. М. Быковского
Университетские клиники — Поздняяэклектика К. М. Быковского
47. Университетские клиники — Поздняя эклектика К. М. Быковского
Университетские клиники Поздняя эклектика К. М. Быковского48. Центральный банк
49. Александр Степанович Каминский
Московский архитектор, один из наиболееплодовитых мастеров поздней эклектики
1860-х -1880-х гг. Автор Третьяковского
проезда, больницы и богадельни на улице
Щепок и Александро-Мариинского
училища на Большой Ордынке.
Широко использовал и элементы русского
зодчества, готические мотивы, но никогда
не следовал единственному стилю. Для
каждого типа здания и каждого класса
заказчиков у него находилось своё, не
связанное стилевыми условностями
решение.
50. Александро-Мариинское училище
51. Александро-Мариинское училище
52. Роман Иванович (Роберт Юлиус) Клейн
Преимущественно московский архитектор.
Постройки: Музей изящных искусств (музей ИЗО
им. А.С. Пушкина), магазин Мюр и Мерлиз (ЦУМ),
Средние торговые ряды на Красной площади,
Бородинский мост, банковские здания на
Вавварке,7 и Ильинке 12 и 14, школы на
Ленинском проспекте, особняк Мараевой в
Серпухове (ныне Серпухоский худож. музей), и
др.
Псевдорусские особняки работы Клейна
сохранились в огородной слободе и на
Шабаловке.
Клейн остался в революционной России и был
достаточно востребован новыми властями, но не
дожил до строительного подъёма середины 1920х гг.
53. Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
54. Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
55. МЮР и МЕРЛИЗ (ЦУМ)
56. Средние торговые ряды на Красной площади
57. Шелапутинское училище
58. Бородинский мост
59. Альфред Александрович Парланд
Русский архитектор.Автор петербургского собора Воскресения
Христова «на крови». Проект выполнен в
русском стиле с подражанием
московскому собору Василия Баженного.

едином стиле с храмом построены:
Ограда Михайловского сада со стороны
канала Грибоедова, часовня-ризница и
жилой флигель при храме
Церкви в Псковской, Новогородской и
Смоленской губерниях. Коренная
перестройка Знаменской церкви в старом
петергофе (не сохранилась). Особняк
Н. Г. Глушковой в Санкт-Петербурге.
60. Спас на крови
61. Александр Никанорович Померанцев
Русский архитектор, мастерпоследнего этапа эклектики в
московской архитектуре.
Большинство его проектов
использовали новаторские для 1890х гг. металлические каркасы В.Г.
Шухова, за исключением павильона
Искусств — традиционной купольной
конструкции в стиле поздней
эклектики.
62. Александр Никанорович Померанцев
Эклектика Померанцева: 1.Композиционная пышность при обилии и
измельчённости декора; 2. Грандиозность
и размах, разработка новых конструкций и
новых типов зданий, тяготение к большим
размерам и крупным масштабам;
3.

национальных русских приёмов. При этом
Померанцев осуществил в Москве один из
крупнейших проектов в стиле модерн строительство комплекса сооружений
Малого кольца Московской окружной
железной дороги.
63. Александр Никанорович Померанцев
ОСНОВНЫЕ ПОСТРОЙКИ:В МОСКВЕ: Верхние торговые ряды на
Красной площади, при участии инженера
В.Г. Шухова, Александро-Невский собор
(совместно с В.М. Васнецовым, разобран
в 1952), Ансамбль административных,
жилых, технических и производственных
построек Московской окружной железной
дороги (сохранились частично).
Андреевский и Краснолужский мосты
реконструированы в 1954—1956 годах;
Андреевский — в 1999 году передвинут
вниз по течению реки и перестроен.
64. Верхние торговые ряды
65. Александр Никанорович Померанцев
В РОСТОВЕ-на-ДОНУ: Дума и Городскойдом, Доходный и торговый дом Генч-Оглуева
и Шапошникова, особняк Спиридонова и
гостиница «Московская» в Ростове-на-Дону.

В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ: Общий
архитектурно-планировочный замысел
выставки; Главный, Среднеазиатский,
Царский павильоны, павильон Машин,
павильон Искусств
В СОФИИ: Собор Св. Александра Невского
В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ: Здание
Синодального училищного совета и школы с
церковью Святого Александра Невского и
Народный дом императора Николая II,
66. Городская Дума Ростов на Дону
67. Собор Александра Невского София
68. Дмитрий Николаевич Чичагов
Российский архитектор, работавший вМоскве, мастер эклектики и ложнорусского
стиля, один из учредителей Московского
Архитектурного общества. У него
стажировались такие ставшие
впоследствии знаменитыми архитекторы,
как Ф.Ф. Шехтель, И.П. Машков.
ОСНОВНЫЕ ПОСТРОЙКИ: Тургеневская
читальня, Московская городская дума
(Музей им. В.И. Ленина), храмы, школы и
др. общественные здания.
69. Тургеньевская читальня
70. Старое здание Московской думы (Музей В.

71. Интересным образцом в духе древнерусского романтизма является Казанский вокзал в Москве, арх. А.В. Щусев
Несколько слов об эклектике — Блокнот свободного архитектора — LiveJournal
Писать об эклектике и просто, и очень сложно. Эклектика пришла на смену классицизму в 1830-1840-х гг. и господствовала в России более полувека, до 1890-х годов. Эклектика многолика, она обычно «рядится» под различные стили, и сегодня бывает затруднительно отделить эклектику от настоящей архитектуры.
Вклад эклектики в русскую архитектуру весьма неоднозначный, и порой даже отрицательный. Но время было очень плодовитое, рост промышленности, появление новых типов общественных зданий, строительство многоэтажных жилых домов. И в строительном отношении в тот период были построены очень добротные сооружения, многие из которых дожили до наших дней, несмотря на отрицательное к ним отношение.
Совсем недавно я провел небольшое исследование, посвященное стилю «ампир», который завершил развитие классицизма в России. В качестве иллюстрации приведу еще один яркий пример московского здания эпохи классицизма —
Усадьба Луниных на Никитском бульваре. Арх. Д.Жилярди, 1818-1823 гг.
Главный трехэтажный дом, справа – флигель, слева одноэтажный корпус.
Главный дом имеет лоджию с колоннадой коринфского ордера
И работая над темой ампира, я много раз задавал себе вопрос – а как же получилось, что такая великолепная архитектура вдруг чуть ли не в одночасье ушла в прошлое, уступив место эклектике. История смены архитектурного стиля на всей территории Российской империи как-то не укладывается в обычные рамки. Ну – не по всей России, конечно, но обе столицы «поменяли ориентацию» очень быстро.
1830-е годы взрываются бунтом против засилья античных норм.
При более внимательном рассмотрении оказалось, что буря начиналась не в кругах архитекторов и людей искусства. И дело даже не в изменении вкусов заказчиков, и даже не в том, что изменился класс заказчика — на смену обедневшему дворянству пришел богатый промышленник.
«Народность есть альфа и омега эстетики нашего времени», — писал Белинский. Та же тема народа и народности, вопросы самобытности культуры и пути ее развития. Проблема народности – центральная в общественной жизни и эстетике 1830-1850-х годов.
В 1830 — 1840-х годах получилась такая ситуация, что любая защита классицизма, и в том числе ампира — воспринималась негативно. А вот критика классицизма стала модной темой, своего рода программной. Очень показательно, на мой взгляд, выступление Гоголя с критикой классицизма в 1831 году. Затем Герцен, Чаадаев, потом подвел итоги А.К.Толстой в хрестоматийных стихах:
«И четырьмя или осьми колоннам
Вменялось в долг шеренгою торчать
Под неизбежным греческим фронтоном».
Но ярче всего агитировал за эклектику именно Гоголь. Переписывать цитаты из «поистине неоднозначных» записок об архитектуре нашего дорого Николая Васильевича я не стану. Кому очень хочется убедиться в их странности, тот пусть сам найдет и прочитает.
Ну — а уж позднее М.Д.Быковский более-менее внятно аргументировал невозможность существования вечных архитектурных канонов. Он был первым из архитекторов, кто не только обозначил принципы нового подхода к эстетическим вопросам, но и на практике применил «готический стиль», о котором так мечтал Гоголь. И пошло – поехало. Если очень долго копаться в теоретических воззрениях Быковского, то можно сделать вывод о трех основных концепциях эклектики —
восхищение готикой,
национальный колорит.
И возможно все, кроме подражания ордерной схеме……
Но по каждому пункту есть еще десятки уточнений.
В реальной жизни Россия вскоре, в 1830-40-е годы, получила «ложную готику» и «русско-византийский стиль». Можно сказать, что «готика» выражала новую ориентацию в духовной, культурной и общественной сфере, и время её было недолгим – с 1830 по 1850 гг.
— 1 направление эклектики: «Ложная готика»
Усадьба Марфино. Арх. М.Д.Быковский, 1837-39 гг.
Лютеранская церковь на Невском проспекте в Петербурге.
Арх. А.Брюллов, 1832-38 гг.
— 2 направление эклектики: «Русско-византийский» стиль
А вот официозная ветвь «русского стиля», связанная в первую очередь с именем К.Тона, была более долговечной и более плодовитой, и растянулась на многие десятилетия. Именно сооружения «тоновского» стиля загромоздили русские города огромными и нелепыми соборами и общественными зданиями. Именно это направление мы привыкли называть эклектикой. Выражая официальную идею «народности», строительство в «русско-византийском» стиле было главенствующим в России.
Храм Христа Спасителя в Москве. Арх. К.Тон, 1832-1883 гг.
Обычные для предшествующих эпох приемы композиции здания здесь пополнились деталями, заимствованными из византийской, романской и древнерусской архитектуры.
Автор проекта механически соединил формы, взятые из построек небольшого размера. Килевидные кокошники, аркатурный пояс, луковичные главы – все эти формы не только заимствованы из древнерусской архитектуры, но еще были и увеличены в несколько раз. А профилировка деталей, навеянная классическими образцами и чуждая древнерусскому зодчеству, наделила здание сухостью и немасштабностью.
В 1838 г. К.Тон издал альбом проектов церквей в «русско-византийском» духе, высочайше одобренный. Своего рода типовые проекты, почти обязательные для применения по всей России — альбом «тоновской эклектики». И во многих городах я встречал эти уменьшенные копии московского Храма Христа. Особенно смешно их было созерцать в те годы, когда в Москве только обсуждали возможность повторного строительства храма. Невольно напрашивался вопрос, ребята – а что Вы с таким рвением собираетесь «восстанавливать»? Вот такую убийственную эклектику?!
Боголюбский собор в Мичуринске (Козлове), 1848-1873 гг. По «типовому» проекту К.Тона
Ленинградский (Петербургский) вокзал в Москве. Арх. К.Тон, 1849 г.
Успенская церковь на набережной лейтенанта Шмидта (Николаевской) в Петербурге.
Арх. Г.Косяков, 1896-1898 гг.
Церковь Воскресения «на крови» на Екатерининском канале (Грибоедова) в Петербурге.
Арх. А.Парланд, 1887-1907 гг.
В одно из моих первых посещений Ленинграда, я был неожиданно поражен именно этим сооружением. Оно внезапно открылось с Невского проспекта, вдали, и было действительно весточкой из времени древнерусского искусства, неожиданно возникшей в дождливом и туманном городе, среди дворцов, украшенных колоннадами и портиками. И мы пошли по набережной, но по мере приближения все очарование исчезало на глазах. Древнерусские силуэты дробились на куски, и неимоверное количество деталей отделки разбивало здание. Вблизи «русский стиль» выражал ту самую «официальную идею народности», которая никак не вязалась с понятиями древнерусской архитектуры. Основные формы, заимствованные у храма Василия Блаженного и храмов XVII века, но с подчеркнуто осевой композицией, привели к обратному эффекту — храм Воскресения «на крови» остался в плену своих имперских амбиций.
— 3 направление эклектики: «Кирпичный стиль»
В 1860 – 1870-е гг. появляется еще одно направление, известное под именем «кирпичного стиля», в котором идея о стилеобразующем значении рационального строительного материала приобретает главное значение.
Здание городской думы (музей Ленина). Арх. Д.Чичагов, 1890-1892 гг.
Русская провинция тоже получила огромную порцию эклектики. Во время одной из поездок в Калугу, мне довелось побывать в Шамордино, в тогда всеми забытом углу Калужской глубинки. И я увидел огромный, чудовищный по своим размерам, тяжелый и до предела немасштабный собор. Что-то нелепое, где все смешано в одну кучу. Осматривал я его поздней осенью. Может быть, и дождливая осенняя погода добавила отрицательные эмоции.
Посмотрев на это сооружение — становится понятным, почему слово «эклектика» имеет у нас резко отрицательный оттенок.
Казанский собор в Шамордино, Калужской обл. Арх. В.Шервуд, 1889-1902 гг.
(да, тот самый Шервуд, который запроектировал Исторический музей в Москве,
«задавивший» исторические сооружения Кремля)
Особняк Цветкова на Пречистенской набережной. Арх. В.М.Васнецов, 1897 г.
Доходный дом в Крапивенском пер. Арх. Родионов, 1898 г.
Две последние фотографии показывают хорошо известные примеры зданий в «кирпичном стиле», которые скорее говорят о его потенциальных возможностях.
Но можно привести сотни примеров, которые говорят совсем о противоположном. Просто не хочется забивать страницы своего сайта фотографиями примитивных сооружений «кирпичного стиля», которым несть числа.
Вот две случайные фотографии для подтверждения.
Здание общественного городского собрания в Бийске, 1884-1915 гг.
Характерное для периода эклектики здание с кирпичным декором
Здание на Троицком проспекте в Петербурге
Но кроме этого в 1860-1870-х гг. появляется и демократический вариант «русского» стиля. Подобно передвижничеству в живописи, он задает свою линию в архитектуре. В 1870-е гг. меняется география распространения «русского» стиля. В Петербурге в основном официальный «русско-византийский стиль», а в Москве – его демократический вариант.
— 4 направление эклектики: «Ропетовщина»
Таким термином в истории архитектуры обозначен псевдорусский стиль, который возник в рамках общего подъема интереса к национальной архитектуре, царившей в XIX веке, и представляет собой интерпретацию и стилизацию русского архитектурного наследия. Творчество И.П.Ропета (Петрова) наиболее последовательно определилось в области деревянной архитектуры, и оказало огромное влияние на строительную практику России конца XIX и начала XX в. Губернские и уездные города, дачные поселки, пригороды и окраины двух столиц на протяжении полувека застраивались сооружениями, являвшими собой бесконечные вариации проектов загородных домов Ропета. А чаще всего – своеобразный симбиоз «ропетовщины» и местных традиций народного зодчества.
Да, можно сказать, что в этом направлении присутствует истинная народность. Всем были близки и понятны заимствованные у народа и вновь вернувшиеся к нему мотивы.
Демократические варианты «русского стиля» это – положительный итог эклектики. Да и в разговорной речи мы чаще всего называем это течение не эклектикой, а какими-то другими, более ласковыми именами.
Проект жилого дома. Листы из альбома «Мотивы русской архитектуры»
В одном исследование встретилось название «Терема Ропета» —
вот это наименование как-то больше подходит!
Еще один красивый проект – Ферма
Баня в усадьбе Абрамцево. Арх. И.Петров (Ропет), 1873 г.
Надо, впрочем – отметить самое главное, а именно то, что все вышеперечисленные деления на отдельные «направления» весьма условны. Так как эклектика – это не стиль, а смешение различных стилей в самых замысловатых комбинациях.
Это, разумеется, беглый обзор эклектики и отдельных её направлений в XIX веке. При внимательном рассмотрении список получается значительно длиннее.
И вот, под занавес XIX века, в 1890-е годы, вновь — как и 1830 годы — встал вопрос об архитектурном стиле.
Многостилье эклектики теперь уже расценивалось как свидетельство отсутствие стиля!
После всех вариантов и разновидностей эклектики, в России начинает зарождаться совершенно новый — стиль модерн.
Подведем итоги.
Эклектика господствовала а России с 1830 по 1890-е годы. Я не люблю эклектику и обычно стараюсь не обращать внимание на сооружения этого времени. Но в строительном отношении именно в тот период были построены очень качественные сооружения. Количество построек тоже огромное. И большинство из них продолжают функционировать. Так что — нравится мне или не нравится – но сооружения периода эклектики занимают большое место в наших городах и поселках, селах и монастырях. К тому же именно во время господства эклектики началось массовое строительство многоэтажных жилых зданий. Впрочем, у нас мало кто обращал внимание на архитектуру доходных домов второй половины XIX века. Они просто уверенно стоят уже более 150 лет, крепкие и достаточно комфортные даже по сегодняшним меркам. Пожалуй – только в последние три десятилетия в них увидели эстетическую ценность.
И – будем объективны в оценке эклектики. В историческом плане ее заслуги все-таки огромные. Более полувека русские архитекторы искали национальный стиль. С 1830-х и почти до конца XIX века шли поиски национального своеобразия, поиски сложные и противоречивые.
Стиль модерн возник не на пустом месте, он вырос из эклектики – и смог сказать новое слово в развитии русской архитектуры.
Литература:
— История русской архитектуры. – М.: Академия архитектуры СССР, Институт истории и теории архитектуры, 1956.
— Е.И.Кириченко. Русская архитектура 1830-1910-х годов. – М.: Искусство, 1982.
Архитектурные жемчужины Петербурга: эклектика
Развитие политической, общественной и экономической жизни России в середине 19 века вызвало кризис классицизма и подъем эклектики, резко преобразившие облик города.
Ландшафт Санкт-Петербурга претерпел значительные изменения в середине XIX века благодаря либеральным реформам императора Александра II и изменениям, которые они привнесли в политическую жизнь России. Реформа освобождения 1861 года привела к тому, что тысячи бывших крепостных перебрались в большие города для работы на фабриках, что привело к быстрой урбанизации. Вместе с развитием капитализма это породило потребность в новых градостроительных стратегиях и подходах к решению функциональных и художественных задач.
Критикуемый за излишнюю бюрократичность и непрактичность, классицизм с его величием и монументальностью не отвечал требованиям нового времени. Его многочисленные колонны, портики и статуи странным образом противоречили функциям новых зданий: жилых домов, банков, вокзалов, почтовых отделений и универмагов.
Параллельно с закатом архитектуры классицизма рос интерес к романтизму и национальным традициям разных стран и культур, результатом чего стало появление нового стиля, Эклектика . Происходя от греческого слова ‘ eklektikos ’ , что означает «выбирать», эклектика – это архитектурный стиль, в котором одна часть работы включает в себя смесь элементов из предыдущих исторических периодов. Этот термин также широко применяется к общему стилистическому разнообразию архитектуры 19-го века, которое включало ряд стилей возрождения, таких как необарокко, неоклассицизм, готическое возрождение и некоторые другие.
Необарокко
Одним из самых популярных возрожденных стилей в Петербурге было необарокко. Этот стиль, также известный как возрождение барокко, был основан на русском барокко, для которого характерны конфетные двухцветные фасады и обилие украшений. Среди наиболее ярких образцов этого стиля — Дворец Белосельских-Белозерских , расположенный на пересечении реки Фонтанки и Невского проспекта по проекту русского архитектора Андрея Штакеншнейдера. Посмотрите на его колонны, картуши, маскароны и статуи, и вы увидите поразительное сходство с шедеврами Растрелли: пышным мятно-зелено-белым Зимним дворцом и бирюзовым Екатерининским дворцом.
Неоклассицизм
Другой исторический период, итальянское Возрождение, также предоставил много творческих возможностей архитекторам эклектики. Среди зданий, вдохновленных архитектурой эпохи Возрождения, — Московский вокзал , второй вокзал в Санкт-Петербурге, спроектированный Константином Тоном. Хотя большие венецианские окна, два этажа коринфских колонн и двухэтажная башня с часами в центре явно отсылают к архитектуре итальянского Возрождения, здание включает в себя и другие черты из разных периодов и стран.
Готика
Конкурировать с необарокко и неоклассицизмом было готическое возрождение, которое черпало вдохновение в оригинальном готическом стиле с его высокими шпилями, украшенными сводчатыми потолками и большими витражами. Одним из самых выдающихся образцов архитектурного стиля неоготики в Санкт-Петербурге является Чесменская церковь . Спроектированная русским придворным архитектором Юрием Фельтеном при Екатерине Великой и расположенная немного в стороне от проторенных дорог, эта маленькая сказочная церковь с полосатыми зубчатыми стенами и пятью готическими башенками вместо традиционных луковичных куполов, пожалуй, одна из самых необычных православные соборы когда-либо.
Практически каждый турист, приезжающий в Северную Венецию, считает своим долгом посетить Петергоф с его сказочными фонтанами и богато украшенным Петергофским дворцом. Но лишь немногие знают о другой жемчужине, спрятанной совсем рядом, в парке Александрия. Эта элегантная миниатюрная готическая часовня , спроектированная Карлом Шинкелем по просьбе императора Николая I, служила частной семейной церковью Дома Романовых.
Русское возрождение
Вторая часть 19век ознаменовался ростом интереса к традиционной русской культуре и искусству, который нашел свое отражение во всех видах искусства, включая архитектуру. На это движение к романтическому национализму большое влияние оказала личность императора Александра III. Именно он предложил опираться на средневековую русскую архитектуру Ярославля и Москвы при проектировании Воскресенской церкви , также известной как «Спас-на-Крови», построенной на месте, где император Александр II был смертельно ранен бомбой. в марте 1881 года. Его пять пышно украшенных красочных луковичных глав, напоминающих купола собора Василия Блаженного в Москве, а также его изысканные мозаики, основанные на картинах самых знаменитых русских художников того времени, делают этот собор одним из самых больших туристических достопримечательности в городе.
Читать предыдущие статьи цикла:
Архитектурные жемчужины Петербурга: барокко
Архитектурные жемчужины Петербурга: классицизм
Наверх
Церковь Параскевы. Архитектура русской эклектики Стоковое Фото ©znm666 119190334
Церковь Параскевы. Архитектура русской эклектики Стоковое фото ©znm666 119190334Изображения
ВидеоРедактированиеМузыка и звуковые эффекты
Инструменты
Предприятие
Цены
Все изображения
ВойтиРегистрация
Чтобы загрузить это изображение,
создайте учетную запись
Уже есть учетная запись? Войти
Я согласен с Членским соглашениемПолучать новости и специальные предложения
Типичный шедевр древнерусской архитектуры эклектики христианства в деревне Дедилово, основанной в 1146 году, центральная область России. Церковь Параскевы. Свято-Параскево-Пятницкий монастырь. Построен в 1867 году
— Фото автора znm666
Получите это изображение всего за 1,44 € с нашим новым гибким планом
Попробуйте сейчасэклектическая архитектура села Дедилово, основанного в 1146 году, центральная область России. Церковь Параскевы. Свято-Параскево-Пятницкий монастырь. Построен в 1867 г. Троице-Сергиева Лавра в Сергиевом Посаде Россия, около 15 века. Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО Типичный шедевр древнерусской христианской эклектической архитектуры в деревне Дедилово, основанной в 1146 году, центральная область России. Церковь Параскевы. Свято-Параскево-Пятницкий монастырь. Построен в 1867 г. Св. Параскево-Пятницкий монастырь. Построен в 1867 году. Типичный шедевр древнерусского православного зодчества в стиле эклектики в селе Дедилово, основанном в 1146 году, центральная область России. Церковь Параскевы. Церковь Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде.


Подробнее
Информация об использовании
Вы можете использовать эту бесплатную фотографию «Церковь Параскевы. Архитектура русской эклектики» в личных и коммерческих целях согласно Стандартной или Расширенной лицензии. Стандартная лицензия распространяется на большинство вариантов использования, включая рекламу, дизайн пользовательского интерфейса и упаковку продуктов, и позволяет издавать до 500 000 печатных копий. Расширенная лицензия разрешает все варианты использования в рамках Стандартной лицензии с неограниченными правами печати и позволяет вам использовать загруженные стоковые изображения для продажи товаров, перепродажи продукта или бесплатного распространения.
Вы можете купить эту фотографию и скачать ее в высоком разрешении до 4912×7360. Дата загрузки: 8 августа 2016 г.
DepositPhotos
Язык
Информация
- Часто задаваемые вопросы
- Все документы
- Доступны на
- , доступные на
- —
- , доступные на
- —
- .