Эклектика в архитектуре в россии: Худин. ЭКЛЕКТИКА В АРХИТЕКТУРЕ ВЧЕРА И СЕГОДНЯ

характерные черты, специфические особенности и примеры

В истории все повторяется: первый раз в виде драмы, второй — в виде фарса. Это справедливо и для двух периодов в русской архитектуре. Начало первого зародилось в 30-е годы XIX века и завершилось вместе с его окончанием. Начало второго происходило в 60-е годы века XX. В некотором смысле происходит до сих пор, слегка изменив параметры. Дело в том, что в XIX веке сформировалась архитектура эклектики, и в этом стиле построено большинство доходных домов России, которые и спустя полтора столетия достойно смотрятся на фоне других старинных зданий того же Санкт-Петербурга или Москвы.

А в середине XX века также начался бум хрущевок. Задачи перед архитекторами стояли такие же, как и 100 лет назад: обеспечить население квартирами. Сложно говорить о том, что эти постройки украсили улицы страны.

Предпосылки возникновения стиля

В XVIII веке в России преобладал стиль ампир: античность, колонны, неизбежный греческий фронтон. По классическим канонам строились усадьбы, дворцы и храмы по всей империи. Процесс был, можно сказать, отлажен, и все всех устраивало. Ну, или почти всех. Первыми начали критиковать античный стиль литераторы, среди которых можно назвать такие известные имена, как Гоголь, критик Белинский, философ Чаадаев, а также Герцен, которого, как говорят, «разбудили декабристы»… Таким образом, в обществе назревал протест и требовались перемены.

«Неистовый Виссарион» (Белинский) сформулировал концепцию, которая была призвана стать основой нового самобытного стиля в архитектуре: «Народность есть альфа и омега эстетики нашего времени».

Экономические условия

Все эти «брожения умов» совпали с изменениями в структуре общества: дворянство постепенно беднело и не могло позволять себе дорогие проекты, доживая своей век в античных усадьбах. Выделился класс промышленников и купцов, полет фантазии которых не был ограничен средствами. Практически все эти «новые русские», как, например, купцы Брусницыны, были из крестьянского сословия и предпочитали строить в канонах русского зодчества.

То есть возник некий запрос социума, на который архитектура должна была дать ответ.

Новое направление

Итак, общество настойчиво стремилось к возрождению народных традиций, а к середине XIX века было много разговоров о народной доле, продолжением которых стало известное «хождение в народ» студентов в 1861 году.

Поэтому тема народности должна была найти отражение в эстетике вообще и в архитектуре в частности, тем более что в 30-х годах позапрошлого века только ленивый не высказался с критикой стиля ампир.

Известный общественный деятель и реставратор Михаил Дормидонтович Быковский, ставший впоследствии основателем архитектурного общества в Москве, одним из первых сформулировал тезисы нового направления в зодчестве: антиакадемизм, национальное своеобразие, готический акцент, свобода творческого самовыражения и никаких ордерных канонов. Позже он дополнил их пояснениями. Так возник стиль в архитектуре — эклектика.

Впрочем, сам зодчий был приверженцем готического направления, что и подтверждает спроектированный им комплекс Марфино под Москвой, принадлежавший в то время дипломату Н. П. Панину. Его супруга графиня Софья Владимировна Панина и пригласила М.Д. Быковского для создания усадьбы, которая стала одним из ярких примеров эклектики в архитектуре. Кстати, знаменитый «Бал у Сатаны» снимался именно здесь.

Ложная готика

Итак, что же такое эклектика в архитектуре? Это направление, объединяющее множество стилей в одном строении. Архитекторы предпочитали другие названия эклектики: историзм, романтизм, ложная готика, русско-византийский стиль, а со второй половины XIX века — Боаз-ар, или Beaux-Arts.

Триумфальное шествие нового направления началось именно с нео-готики, которая тяготела к романтизму. Характерными чертами эклектики в архитектуре первой половины XIX века являлись: вертикальный акцент в сооружениях, утонченность шпилей, наличие богато декорированных башенок и скульптур, ажурное оформление фасадов. Здания, спроектированные с привлечением данных элементов, напоминали сказочные замки, создавая романтичное настроение. Этим они контрастировали с классической готикой той же Англии, которая отличалась мрачностью и аскетизмом.

Впрочем, со временем, когда данное направление стало использоваться в частном строительстве, архитектурные излишества постепенно уступили место строгости вертикальных форм, приближаясь к английским образцам.

Северная столица

Эклектика в архитектуре Петербурга представлена множеством зданий.

Одно из них расположено на Набережной реки Крестовки, под №12. Это бывший особняк графини Клейнмихель. Его отличительными чертами, выдающими готический стиль, являются характерные башенки, фонари, выполненные из кованного железа, а также решетки на окнах, довершающие образ замка. Здание построено в 1834 году и несколько раз перестраивалось. Еще в начале прошлого века здесь устраивались шумные балы. Дача княгини Салтыковой по улице академика Крылова, 4 — еще один из образцов стиля эклектики в архитектуре. Здесь присутствует все, что должно быть в готическом здании: башни, выполненные из дерева; прекрасно спроектированный фасад, акцентированный вход в здание в виде арки. Эта постройка также относится к 30-м годам позапрошлого века. В 90-е годы XX столетия она была восстановлена после длительного периода запустения.

Время нео-готики в России было коротким: около 20 лет. Однако это направление оставило свой заметный след в преображении многих городов империи, отметив начало изменений в общественных настроениях страны.

Следует отметить, что эклектика в архитектуре России разделяется на два периода: с 1830 по 1860 год был «николаевский» этап, а начиная с 1870 и до конца столетия — «александровский». И дело не только в смене государя, но и в появлении на социальной плоскости нового класса собственников, определяющего главенствующий стиль в градостроительстве.

Элементы стиля и их сочетание

Особенностями стиля эклектики в архитектуре России можно считать два момента.

  1. Использование компонентов всех имеющихся «исторических» направлений от нео-реннесанса до псевдо-русского, а также привнесенных на русскую «почву» экзотических стилей в виде индо-сарацинского и т. п.
  2. Изменение функции ордера, имевшего определяющее значение в стиле ампир, и ставшего в эклектике декоративной формальностью.

Важными особенностями эклектики в архитектуре были функциональность и универсальность. То есть сформированный ректором Императорской Академии художеств Константином Андреевичем Тоном «русско-византийский стиль» мог быть использован при строительстве храмов, но не частных зданий, при проектировании которых применялись в соединении другие направления. Общественные или производственные строения создавались с учетом их функций, а также имеющихся средств.

Таким образом, использование элементов декора или его минимизация, наличие отделки или в случае ее отсутствия, в целях экономии, строительство зданий из красного кирпича — все это могло варьироваться в зависимости от бюджета.

Подобной универсальностью стиль ампир похвастать не мог ввиду жестко закрепленных канонов.

Элементы декора

Множеством элементов декора отличались здания стиля нео-барокко — направления эклектики, к которому тяготел один из талантливейших архитекторов XIX века Андрей Иванович Штакеншнейдер.

Среди творений наследника изящного вкуса графа Растрелли (как его называли современники) почетное место занимает Дворец Белосельских-Белозерских, расположенный на перекрестке Невского проспекта и набережной реки Фонтанки.

Эспер Белосельский-Белозерский был не только вельможей, но и прекрасно разбирался в искусстве, а потому желал возрождения барочно-рокайльного стиля, популярного во времена Елизаветы. И проект дворца задуман был именно с этой целью. Здание известно не только тем, что на нем закончилось строительство частных дворцов на Невском, но и тем, что его владельцами были и члены императорской фамилии. Последним хозяином постройки стал банкир И.И. Стахеев.

Среди проектов, воплощенных в 1844 году Штакеншнейдером, был Мариинский дворец на Исаакиевской площади — прекрасный образец эклектики в архитектуре Санкт-Петербурга.

Псевдорусский стиль

Народное направление, и псевдорусский стиль широко использовался при проектировании зданий разного назначения. В XIX веке происходило формирование национального самоосознания, на волне которого возникло данное направление в архитектуре.

В нем органично сочетались многие элементы древнерусского строительства, а также стилизованные под вышивку и резьбу компоненты украшений. Постепенно стиль деревянных построек был перенесен на каменные.

Ярким образцом этого направления стал возведенный после покушения на Александра II Храм Спаса на Крови. Его автор — архитектор Парланд соединил множество элементов русского зодчества в своем проекте и выиграл конкурс, в котором принимали участие такие мастера, как Бенуа и Шретер.

Веяния Востока

Невозможно не отметить включенных в эклектику оттенков Востока, в частности, мавританского влияния на архитектуру. Эти элементы прекрасно контрастировали с холодным климатом нашей страны, привнося в него тепло и насыщенные цвета. Восточная традиция объединила в себе множество стилей завоеванных стран. К тому же она органично вписывается в классические формы в качестве экзотических акцентов: двери и окна, выполненные в характерной манере с применением цветного стекла; лепнина с загадочными сюжетами, галереи и арки, подчеркивающие своеобразие всего комплекса, орнаменты из цветного мрамора.

Это направление было полярным по отношению к ставшим уже привычными нео-готике и классицизму. Воронцовский дворец в Алупке, построенный архитектором Блором из Британии является воплощением мавританского влияния.

В Российской Империи было построено множество прекрасных произведений архитектуры в стиле эклектики, которыми мы и сегодня восхищаемся, отдавая дань мастерству и таланту их создателей. Кроме того, благодаря именно этому направлению, стало возможным формирование русского модерна. Но это уже другая история.

Эклектика в архитектуре. Зарождение эклектики

Почему в 19 веке архитекторы начали смешивать элементы всех существующих стилей? В этой части ответим на этот вопрос и поговорим о зарождении эклектики.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan. ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока

Дмитрий Беззубцев

Историк архитектуры, сопредседатель историко-культурного общества «Московские древности»

Прежде чем описать эклектику, разберемся, почему она стала возможной.

🏛 До 19 века архитектурные стили не смешивали. И вообще не особо интересовались прошлым: Ренессанс не уважал готику, барокко вообще не сразу признали отдельным стилем. Архитектурные памятники спокойно сносили и перестраивали. Колизей в 18 веке ломали на стройматериалы, а Нотр-Дам-де-Пари еще в начале 19 века хотели снести.

📖 В 19 веке проснулся интерес к истории. Люди задумались о прошлом своей страны, стали изучать предыдущие стили и эпохи — появилась история архитектуры. Колизей, Нотр-Дам и другие памятники начали реставрировать.

🧩 Новые здания тоже стали строить с оглядкой на прошлые стили. Так появилась эклектика, в переводе с греческого — «выбираю». Архитекторы 19 века выбирали понравившиеся детали из огромного арсенала — и составляли из них разные комбинации, либо ориентировались на какой-то один стиль.

1. Дом Севастьянова, Екатеринбург, Россия, 19 век

2. Опера Гарнье, Париж, Франция, 19 век
3. Королевская капелла, Дрё, Франция, 19 век
4. Тюрьма Западной Виргинии, Маундсвилль, США, 19 век

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Теперь посмотрим, как эклектика выглядит.

💡 Правил нет. Если романика, готика, Ренессанс и классицизм были уверены, что строить правильно именно так, то эклектика строит из разностилевых элементов и комбинирует их, как считает нужным. При этом может получаться и серьезное копирование прошлого стиля, и легкомысленная игра в цитаты.

⚖️ Сочетание разных стилей. Вокруг стрельчатого готического окошка могут быть поставлены классические колонны, а над ним — барочный герб. Или планировка — от классицизма, детали — от барокко, а башенки готические. Когда большая часть элементов готическая или барочная, можно назвать это неоготикой или необарокко соответственно.

🚂 Технологические элементы. 19 век — эпоха промышленной революции. Часто в эклектических зданиях можно увидеть металлические конструкции, перемычки, фонари на крыше. Если мы видим технически смелый элемент, например, огромное окно — значит, это новодел.

🔎 Определить эклектику не всегда просто. Черты барокко и классицизма могут указывать на переходный период из одного стиля в другой. Каждый случай надо внимательно изучать.

1. Дворец Трокадеро, Париж, Франция, 19 век
2. Музей Боде, Берлин, Германия, 19 век
3. Вулворт-билдинг, Нью-Йорк, США, начало 20 века
4. «Дом с башнями», Санкт-Петербург, Россия, начало 20 века
5.

Дворец промышленности, Сан-Паулу, Бразилия, начало 20 века

Эклектика похожа в любой точке планеты — от Европы до Индии и Америки. Но везде в нее добавляются местные особенности.

🌐 Европа. Центр эклектики, здесь она очень популярна.

🇺🇸 США. Эклектика местами очень качественная и масштабная. В этом стиле строили даже небоскребы высотой 200 с лишним метров.

👑 Российская империя. Встречается в крупных городах бывшей империи: Москва, Санкт-Петербург, Киев, Одесса. Немного примеров есть в Сибири и на Урале.

🌎 Другие страны. Эклектику можно найти в Индии, в северной Африке, в Латинской Америке, Средней Азии.

курс Level One

Как разбираться в архитектуре

Курс из 5 лекций о том, как понимать архитектуру и видеть разницу в стилях: от античности до авангарда. После курса прогулки и путешествия наполнятся красотой — вы будете замечать красивые детали зданий вокруг себя, и сможете поделиться впечатлениями.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3500₽ 1750₽

подробнее о курсе

Архитектурные жемчужины Петербурга: эклектика

Развитие политической, общественной и экономической жизни России в середине 19 века вызвало кризис классицизма и подъем эклектики, резко преобразившие облик города.

Ландшафт Санкт-Петербурга претерпел значительные изменения в середине XIX века благодаря либеральным реформам императора Александра II и изменениям, которые они привнесли в политическую жизнь России. Реформа освобождения 1861 года привела к тому, что тысячи бывших крепостных перебрались в большие города для работы на фабриках, что привело к быстрой урбанизации. Вместе с развитием капитализма это породило потребность в новых градостроительных стратегиях и подходах к решению функциональных и художественных задач.

Критикуемый за излишнюю бюрократичность и непрактичность, классицизм с его величием и монументальностью не отвечал требованиям нового времени. Его многочисленные колонны, портики и статуи странным образом противоречили функции новых зданий: жилых домов, банков, вокзалов, почтовых отделений и универмагов.

Параллельно с закатом архитектуры классицизма рос интерес к романтизму и национальным традициям разных стран и культур, результатом чего стало появление нового стиля, Эклектика . Происходя от греческого слова eklektikos , что означает «выбирать», эклектика – это архитектурный стиль, в котором одна часть работы включает в себя смесь элементов из предыдущих исторических периодов. Этот термин также широко применяется к общему стилистическому разнообразию архитектуры 19-го века, которое включало ряд стилей возрождения, таких как необарокко, неоклассицизм, готическое возрождение и некоторые другие.

Необарокко

Одним из самых популярных возрожденных стилей в Петербурге было необарокко. Этот стиль, также известный как возрождение барокко, был основан на русском барокко, для которого характерны конфетные двухцветные фасады и обилие украшений. Среди наиболее ярких образцов этого стиля — Дворец Белосельских-Белозерских , расположенный на пересечении реки Фонтанки и Невского проспекта по проекту русского архитектора Андрея Штакеншнейдера. Посмотрите на его колонны, картуши, маскароны и статуи, и вы увидите поразительное сходство с шедеврами Растрелли: пышным мятно-зелено-белым Зимним дворцом и бирюзовым Екатерининским дворцом.

Неоклассицизм

Другой исторический период, итальянское Возрождение, также предоставил много творческих возможностей архитекторам эклектики. Среди зданий, вдохновленных архитектурой эпохи Возрождения, — Московский вокзал , второй вокзал в Санкт-Петербурге, спроектированный Константином Тоном. Хотя большие венецианские окна, два этажа коринфских колонн и двухэтажная башня с часами в центре явно отсылают к архитектуре итальянского Возрождения, здание включает в себя и другие черты из разных периодов и стран.

Готика

Конкурировать с необарокко и неоклассицизмом было готическое возрождение, которое черпало вдохновение в оригинальном готическом стиле с его высокими шпилями, украшенными сводчатыми потолками и большими витражами. Одним из самых выдающихся образцов архитектурного стиля неоготики в Санкт-Петербурге является Чесменская церковь

. Спроектированная русским придворным архитектором Юрием Фельтеном при Екатерине Великой и расположенная немного в стороне от проторенных дорог, эта маленькая сказочная церковь с полосатыми зубчатыми стенами и пятью готическими башенками вместо традиционных луковичных куполов, пожалуй, одна из самых необычных православные соборы когда-либо.

Практически каждый турист, приезжающий в Северную Венецию, считает своим долгом посетить Петергоф с его сказочными фонтанами и богато украшенным Петергофским дворцом. Но лишь немногие знают о другой жемчужине, спрятанной совсем рядом, в парке Александрия. Эта элегантная миниатюрная готическая часовня , спроектированная Карлом Шинкелем по просьбе императора Николая I, служила частной семейной церковью Дома Романовых.

Русское возрождение

Вторая часть 19век ознаменовался ростом интереса к традиционной русской культуре и искусству, который нашел свое отражение во всех видах искусства, включая архитектуру.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *