Фактура в архитектуре: Фактура | Архитектура и Проектирование

15. Фактура и текстура материала

Большое значение в восприятии архитектурных форм имеет характер поверхности т.е.фактура.

Фактура – это строение поверхности природного ма­териала или приданное ему в процессе обработки (рустовка).

Текстура материала – это свойство, раскрывающее ее внутреннее строение (различные породы дерева, камня, мра­мора и т.д.). Качество текс-туры усиливается природным цветом ма­териала.

Наряду с использованием естественных материалов, в архитектуре широко используются различного рода красите­ли и искусственные материалы, цвет и окраска которых не относится к материалу. Цветовая гамма красителей является мощным средством усиления художественной выразительности архитектуры.

16. Понятие о тектонике и опс

Подобно любой научной дисциплине теория компози­ции базируется на категориях, отражающих наиболее общие и существенные связи и отношения рассматриваемых явлений.

В композиции такими категориями являются тектоника и объёмно-пространственная структура (ОПС).

Тектоникой в архитектуре называют ху­дожественное выражение работы конструкций и материала. Тектоника таким образом влияет на художественный образ здания, вы­деляя структурные особенности и работу конструктивных элементов. Тектоника – есть зримое отражение работы конструкции и материала в архитектурной форме.

В зависимости от применяемых типов строительных конструкций, различают:

  1. Тектонику стеновых конструкций

2. Стоечно-балочных и каркасных систем

3. Пространственных конструкций, в том числе сводов и куполов.

Эстетически осмысленная взаимосвязь объемного пред­мета с его внутренним и внешним пространством называется — объемно-пространственной структурой.

17. Тектоника стоечно-балочных систем

Стоечно-балочная конструктивная система — одна из са­мых древних. Как говорит само название, она состоит из вертикально поставленных стоек или столбов и опирающихся на них балок.

С древнейших времен при строительстве зданий в этой конструкции использовались в качестве стройматериалов де­рево, кирпич, камень, делающие эту конструкцию устойчивой. Позднее стали применять металл. С конца XIX века стали применять ж/б стоечно-балочные конструкции.

На основе стоечно-балочной системы возникла антич­ная греческая архитектура, которая получила свое закончен­ное художественное выражение. Здесь выработалась та систе­ма архитектурных форм, которая получила название ордера (ордер — от латин. слова «ordo» — порядок).

18. Архитектурные ордера

Каменная стоечно-балочная конструкция, сформиро­вавшаяся в Древней Греции и Древнем Риме, и получившая свое законченное художественно-образное выражение, называется архитектурным ордером. Основными элементами орде­ра являются колонна и архитравное балочное перекрытие, опирающееся на колонну.

Большой вклад в теорию архитек­турного ордера внесли древние зодчие: Витрувий (1 век н.э.), а также Палладио и Виньола (XVI в.).

В архитектуре античной Греции были выработаны три разновидности архитектурного ордера:

1) дорический;

2) ионический;

3) коринфский.

  • Позднее в римской архитектуре были дополнительно разработаны — тосканский и вариант коринфского ордера, на­званный сложным или композитным. И всего архитектурных ордеров стало пять: тосканский, дорический, ионический, ко­ринфский и сложный или композитный .

2.3 Фактура и светоотражающие свойства поверхности

Наряду с основными средствами архитектурной композиции существует дополнительные средства, вытекающие из физических качеств, присущих любой архитектурной форме. Это – фактура, цвет и светотень. Фактура – качественное состояние поверхности предмета или сооружения. Различают следующие разновидности фактуры:

·       состояние поверхности не зависит от определённых свойств материала, а связана со зрительными или осязательными ощущениями – гладкая, шероховатая, полированная, матовая.

·       естественную фактуру, характерную для конкретного материала и зависящую от его качеств, имеют стекло, пемза, туф и т. д.

·       состояние поверхности зависит и от характера её обработки. В этом случае один и тот же материал может иметь разную фактуру. Так, границ естественной, необработанной поверхностью имеет живописную фактуру, так называемая «скала». Тот же гранит, обработанный, может иметь крупнозернистую или шероховатую фактуру. Ещё более тонкую обработанную поверхность можно получить шлифованием, в результате чего она становится гладкой матовой.

 

Применяя материалы с естественной фактурой или обработанные  разными способами, компонуя их по-разному, архитектор может использовать фактуру как одно из средств, усиливающих образную выразительность сооружения.

Начинаем с проблемы, которая читателю может и не казаться проблемой. Что определяет восприятие объектов как серых, белых или чёрных? Цвета в бело-серо-черном континууме иногда обозначаются как ахроматические или нейтральные в отличие от хроматических, тонов таких, как красный, зеленый, синий. Объект будет выглядеть окрашенным нейтрально, если его поверхность не поглощает световые волны определенной длины при отражении остальных длин волн. Поэтому если «белый свет», содержащий в себе световые волны любой длины, освещает какой-то объект, то объект будет казаться окрашенным нейтрально, если он в одинаковой степени отражает волны любой длины.

«Восприятие цветовой поверхности определяется избирательным поглощением и отражением. Поверхность кажется красной, когда она отражает главным образом одну часть цветового спектра. И поскольку в сетчатке глаза существуют клетки, избирательно чувствительные к световой волне определенной длины, то это объясняет основы нашего восприятия цвета. Проще говоря, стимульным коррелятом цвета является длина волны света. Но что же служит стимулом нейтрального цвета? Это интенсивность света. Белый предмет отражает значительно больше света, чем чёрный. Фактически белая поверхность и определяется как поверхность, отражающая примерно 80 % падающего на неё света, серая поверхность – как отражающая примерно 40 %, и черная поверхность – как отражающая только около 3 % падающего на неё света». [34, глава 11].

Если соотношение отражаемых спектральных лучей схоже с соотношением, свойственным солнечному свету (преобладание сине-зелёных лучей и уменьшение содержания других цветов по краям спектра), то поверхность принимает белую окраску. Если же в соотношении спектральных лучей есть сдвиг в сторону, например, красной части спектра, то поверхность имеет красноватый оттенок, а если в отражаемом свете доминируют голубые тона, то и поверхность имеет голубоватый оттенок. Соотношение цветов в спектре, вызывающее появление той или иной окраски объекта, – явление сложное. Но в общих словах можно утверждать, что, если поверхность при белом освещении окрашена в определенный насыщенный цвет, значит, одни спектральные лучи падающего на неё сета она отражает, а другие – активно поглощает. Если поверхность имеет черную окраску, значит, она поглощает все цвета спектра.

Свет распространяется прямолинейно по всем направлениям. Но полезно иметь представление и о волновой природе света, иначе невозможно разобраться в поведении светового потока при определенных условиях. Это необходимо, что понять, что происходит со светом, когда он поляризуется.

Цвет и фактура поверхности выявляются, когда на поверхность падает свет, и она поглощает лучи с одними длинами волн, а к глазу наблюдателя или объективу посылает лучи с другими длинами волн. Но это рассеянное отражение может быть затенено отражением зеркальным. Глянцевая бумага, стекло, металл или водная гладь блестят, когда отражают практически весь свет, падающий на поверхность.

Архитектура | Определение, методы, типы, школы, теория и факты

Foster and Partners: The Great Court

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Шелли Макнамара Ивонн Фаррелл Балкришна Доши Леонардо да Винчи Микеланджело
Похожие темы:
Западная архитектура Латиноамериканская архитектура японская архитектура Китайская архитектура Египетское искусство и архитектура

Просмотреть весь соответствующий контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

архитектура , искусство и техника проектирования и строительства в отличие от навыков, связанных со строительством. Практика архитектуры используется для выполнения как практических, так и выразительных требований, и, таким образом, она служит как утилитарным, так и эстетическим целям. Хотя эти два конца можно различить, их нельзя разделить, и относительный вес, придаваемый каждому из них, может широко варьироваться. Поскольку каждое общество — оседлое или кочевое — имеет пространственные отношения с миром природы и с другими обществами, структуры, которые они создают, многое говорят об окружающей среде (включая климат и погоду), истории, церемониях и художественном восприятии, а также о многих других аспектах. повседневной жизни.

Характеристиками, которые отличают произведение архитектуры от других построенных сооружений, являются (1) пригодность произведения для использования людьми в целом и его приспособляемость к конкретной человеческой деятельности, (2) стабильность и постоянство конструкции построение и (3) передача опыта и идей через его форму. Все эти условия должны быть соблюдены в архитектуре. Второе является константой, в то время как первое и третье различаются по относительной важности в зависимости от социальной функции зданий. Если функция в основном утилитарная, как на фабрике, общение имеет меньшее значение. Если функция в основном выразительная, как в монументальной гробнице, полезность не имеет большого значения. В некоторых зданиях, таких как церкви и ратуши, полезность и связь могут иметь одинаковое значение.

Настоящая статья посвящена прежде всего формам, элементам, методам и теории архитектуры. Для истории архитектуры в древности см. разделы о Древней Греции и Риме в западной архитектуре; а также анатолийское искусство и архитектура; арабское искусство и архитектура; Египетское искусство и архитектура; иранское искусство и архитектура; месопотамское искусство и архитектура; и сирийско-палестинское искусство и архитектура. Для более поздних исторических и региональных трактовок архитектуры см. Африканская архитектура; китайская архитектура; японская архитектура; корейская архитектура; Океаническое искусство и архитектура; западная архитектура; Среднеазиатское искусство; исламское искусство; искусство Южной Азии; и искусства Юго-Восточной Азии. Для обсуждения места архитектуры и архитектурной теории в сфере искусства см. эстетика. Родственные формы художественного самовыражения: см. г.; дизайн интерьера; и городское планирование.

Типы архитектуры устанавливаются не архитекторами, а обществом в соответствии с потребностями его различных институтов. Общество ставит цели и поручает архитектору найти средства их достижения. Этот раздел статьи посвящен архитектурной типологии, роли общества в определении видов архитектуры и планированию — роли архитектора в адаптации проектов к конкретным целям и к общим физическим потребностям людей.

Викторина «Британника»

Викторина по истории архитектуры

Важный элемент дизайна

Текстуры материалов относятся к визуальному качеству натуральных или искусственных материалов. Он описывает чувство (как выглядит материал), осязание (как он ощущается) и функциональность (как материал работает). Текстура в искусстве, архитектуре и дизайне интерьера повышает качество жизни человека.

Текстура играет важную роль в строительных материалах. Прочность, удобство использования и проницаемость материала зависят от текстуры поверхности. Он отличается от одного материала к другому. Текстура также варьируется для одного материала от его изготовления, установки, обработки до отделки.

Он способствует физическому комфорту в нашем окружении. Гладкие текстуры кажутся холодными, тогда как шероховатые поверхности создают ощущение тепла.

Содержание

Типы текстур материалов

Есть два типа текстур:

  • Тактильная текстура – на ощупь
  • Визуальная текстура – видит на глаз

Текстуры могут быть из

  • Мягкий или жесткий
  • Шероховатая или гладкая
  • Тусклый или блестящий
  • Темный или светлый

Текстура описывает качество поверхности материала, такого как

  • Шероховатость камня/каменной кладки
  • Древесина
  • Гладкость стекла
  • Переплетение тканей и др.
Источник изображения – researchgate.net

Внешний вид :

  • Внешний вид в первую очередь зависит от цвета и текстуры поверхности.
  • Широкий выбор текстур затрудняет различение любых двух материалов. Например, бетонная и глиняная кирпичная кладка кажутся похожими. В кирпичной кладке тонкие заглубленные швы (от 2 мм до 4 мм) могут стать лишь штриховой линией, усиливающей визуальный эффект стены, полностью определяемый цветом и фактурой.
  • Это также влияет на визуальную массу формы.
Источник изображения: sefastone.com; Светлый и гладкий мраморный пол на изображении выше отражает свет и другие элементы и создает визуальный интерес в гостиной. Источник изображения – dezeen.com Текстурно-тяжелые интерьеры ресторанов, наполненные материалами грубой фактуры, такими как грубые глиняные стены, полы из речного камня, панели OSB и т. д.

Прочность и текстуры материалов

  • Слегка текстурированные покрытия, как правило, более долговечны, чем гладкие, при воздействии прямых солнечных лучей.
  • Уход за материалом также зависит от текстуры поверхности. На гладких поверхностях легко распознать грязь и их относительно легко чистить, в то время как на шероховатых поверхностях скапливается пыль, и за ними сложнее ухаживать.

Возможность обработки:

  • Обрабатываемость  также зависит от текстуры материала. Например, шероховатая поверхность штукатурки обеспечивает надежную фиксацию плитки.
  • Текстурированные или профилированные поверхности, используемые снаружи, контролируют поток дождевой воды и могут выступать в качестве нескользких поверхностей .
  • Плиты из древесной шерсти обладают хорошими звукопоглощающими свойствами благодаря своей открытой текстурированной поверхности.
  • Текстура напольного покрытия влияет на то, как мы ходим и чувствуем себя на поверхности.
  • Текстурированные и перфорированные покрытия обеспечивают различные уровни звукоизоляционных и звукопоглощающих свойств (потолочные плиты из гипсокартона).

Текстуры материалов:

Разновидность текстурированной отделки может быть достигнута с помощью различных методов изготовления, механической и химической обработки в зависимости от типа любого конкретного материала. Примеры – эффект зернистости, трехмерный эффект, шлифовка, тирольская отделка, сетчатая текстура, травление, узорчатая прокатка и т. д.,

  • Кирпичи – текстуры варьируются от гладких и шлифованных до текстурированных и глубоко складчатых в зависимости от производственного процесса.
  • Бетонные блоки – текстуры варьируются от полированных, гладких и выветренных (пескоструйных или дробеструйных) до полосатых и расщепленных.
  • Камни – могут быть мелкими или крупными по фактуре; зернистые, распиленные, отшлифованные, мелко натертые, хонингованные, полированные, текстурированные пламенем или бучардированные.
  • Древесина – текстуры варьируются от гладкой, матовой лакированной до матовой, состаренной, обработанной вручную, тисненой и т. д.
  • Пластмассы – Варианты отделки поверхности: глянцевая, гладкая или матовая, игольчатая, песчаник, кожаная отделка, геометрия и т. д.
  • Стекло — Текстура матового стекла, текстура морщинистого стекла, проволочная сетка, текстура царапанного окна, узор состаренного стекла, декоративная текстура, узор из чеканного стекла, текстура стекла из золотой фольги, текстура разбитого стекла, текстура мотивного стекла и т. д.,
  • Ковер и войлок – Мягкий, текстурированный плюш, фриз, ворсистый ковер, натуральные волокна и т. д.

Текстура и свет

Текстуры являются одним из важнейших факторов при проектировании/принятии решений по освещению. Они оказывают драматическое влияние на пространства, которые мы создаем.

Текстуры также определяют способность поверхности отражать или поглощать падающий свет. Использование концентрированного света и теней может подчеркнуть текстуру.

Прямой свет на текстуру усиливает ее, тогда как рассеянный свет ослабляет отделку поверхности.

Рассеянный свет, например, излучаемый потолочными люминесцентными лампами, имеет тенденцию смягчать текстурные качества.

Направленный свет создает отчетливые тени между светом и тьмой. Это также создает сильный контраст, чтобы показать текстуру материала.

Рассеянный и направленный свет (1) Рассеянный свет (слева) уменьшает количество теней и способствует долговременному зрительному комфорту. (2) Направленный свет (справа) создает визуальный интерес благодаря созданию контраста в пространстве. (Рассел, 2012, стр. 24).
  • Гладкие и блестящие поверхности, такие как стекло, могут сильно отражать свет и привлекать к себе наше внимание.
  • Текстуры со средней шероховатостью поглощают свет и рассеивают его неравномерно, поэтому кажутся менее яркими, чем гладкие поверхности.
  • Грубые текстуры имеют тенденцию поглощать свет и создавать визуально привлекательные светлые и темные тени.

Текстура и узор

Узор — это повторяющийся рисунок или повторяющийся мотив на поверхности, который при изготовлении в масштабе становится текстурированным. Узор помогает сбалансировать визуальный вес комнаты.

Pinterest.com123rf.com Источник изображения — Викимедиа; В доме пекаря в Массачусетском технологическом институте Алвар Альто использовал шлакоблоки в случайном порядке, чтобы добавить визуальную текстуру и интерес

Текстура и контраст

Сочетание двух или более фактур на фасаде здания может создавать интересные контрасты глубины цвета и теней.

Изображение предоставлено Prodema; Два контрастных материала – дерево придает теплоту и текстуру окружающей среде, создавая деревенскую обстановку, дополняется гладкостью стекла, создавая контраст и атмосферу роскоши.

Текстура может выступать в качестве фокуса, если ее разместить на гладком, светлом фоне, увеличивая масштаб и контраст.

Источник изображения – Designcafe.com

Текстура и масштаб

Чем тоньше текстура, тем более гладкой она выглядит, а грубые текстуры кажутся шероховатыми.

Наше восприятие текстур меняется при просмотре с расстояния, в масштабе и при наличии света. Текстура кажется уменьшенной, если смотреть с большего расстояния.

Источник изображения: archdaily.com Институт глобальных изменений Университета Квинсленда / HASSELL Институт глобальных изменений Университета Квинсленда / HASSELL

Текстура и пространство

То, как мы комбинируем различные текстуры, как мы их размещаем (смежно или напротив), как мы их комбинируем, является важным фактором правильной функциональности пространства и улучшения эстетических характеристик интерьера/экстерьера. Для небольшой комнаты можно использовать минимальные текстуры, тогда как в большой комнате текстуры можно использовать для определения функциональной зоны.

Сочетание различных текстур и конкурирующих текстур создает баланс и интимное пространство как визуально, так и функционально.

Источник изображения — http://hatchdesign.ca; разработано – BBG-BBGM

Нравится:

Нравится Загрузка…

Опубликовано thearchspace

Просмотреть все сообщения от thearchspace

Искать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *