Фактура в архитектуре примеры: Фактура :: Формула архитектуры – Фактура | Архитектура и Проектирование

Содержание

Access to the site is allowed only for human.

Вы используете прокси или другую странную штуку.
Подтвердите что вы человек.
Отвечать нужно быстро

You are using a proxy or other strange thing.
Confirm that you are a person.

Фактура и текстура в чём разница

Фактура и текстура — слова часто встречающиеся в интерьерных описаниях. Оба определения следуют друг за другом или перемешиваются, из-за чего возникает непонимание в чём разница.

Может это слова синонимы?

Разница между этими определениями есть, хотя она не велика, но, чтобы вы понимали и не путались, мы расскажем в этой статье о различии.

Тактильные и визуальные ощущения и как они связаны с текстурой и фактурой

Текстура и фактура связаны с нашим визуальным, и тактильным восприятием, и ощущениями. Визуальное восприятие — это то что мы видим. Тактильное восприятие — то что ощущаем при прикосновении. Есть еще смешанное визуально-тактильное восприятие — это то, что мы видим, не можем потрогать, но помним ощущения от прикосновения.

Что такое фактура

Фактура – визуальное и тактильное описание поверхности, и характер её обработки. То есть ощущения, которые можем описать когда смотрим, или касаемся поверхности предмета.

Визуально — видим поверхность и как мы её описываем: гладкая, ребристая, рельефная.

Тактильно — ощущения при прикосновении: шершавая, гладкая, ребристая, колючая.

Фактура естественная — это характер поверхности предмета из-за особенностей материала: гладкая поверхность металла, шершавая поверхность камня.

Фактура по характеру обработки — поверхность созданная в результате механического воздействия человека или инструмента, и воздействие природных  сил или стихий: зазубрены от инструмента, поверхность камня шлифованного водой.

Фактура тактильно и визуально может отличаться. Например, мы видим поверхность предмета гладкой, а при прикосновении чувствуем рельефность.

Что такое текстура

Текстура — визуальное и тактильное свойство поверхности предмета, которое передает информацию о внутренней структуре предмета, его материале. То есть по взгляду или прикосновению мы определяем, какой перед нами материал: дерево, металл, стекло, кирпич, бетон, пластик.

Визуальная текстура — мы видим поверхность предмета и понимаем его материал.

Тактильная текстура —  понимание к какому материалу принадлежит предмет при прикосновении.

Текстура и материал, из которого изготовлен предмет может не совпадать.  Например, текстура ткани на бумаге, текстура дерева на плитке, текстура стекла в пластике.

При совпадении текстуры и материала мы скажем — естественная текстура.

Предметы, которые изготовлены из одного материала, для того чтобы вызвать визуальное или тактильное восприятие другого материала, называются — имитации. Пример, обои имитация кирпича (задняя стена) и обои имитация крашеной доски (боковые стены):

Обои с текстурой кирпичей. Интернет-магазин: www.oboivdom.by

Исключения

Есть отдельное цветовое восприятие, которое относиться одновременно к цвету, точнее к оттенку и к фактуре — это матовые, и глянцевые оттенки, или фактуры. Мы говорим: имеет матовый оттенок или имеет глянцевый оттенок потому что, свойство оттенку придаёт именно фактура поверхности. Окрашенная поверхность с лёгкой шершавостью, придаст матовый оттенок, сглаженная глянцевый.  Например, лак для дерева — матовый лак создает едва ощутимое шершавое покрытие, глянцевые лаки сглаживают поверхность образуя глянцевый оттенок. Чаще употребляется выражение «оттенок» — матовый оттенок, глянцевый оттенок, чем фактура.

Особенности

Температурное восприятие текстур – может быть холодным или тёплым. Стекло, металлы – холодные текстуры. Дерево – тёплая текстура. Камень может отнестись как к теплому, так и холодному в зависимости от цвета. Температурные восприятия текстур могут усиливаться или ослабляться цветом.

Описание текстур может быть обще-техническим, уточнённо-техническим, характеризующим или творческим: дерево — древесина бука; кожа — кожа крокодила; бумага — старая газета. Нет чётких правил текстурного описания. Названия присваивают для понимания вида текстуры и возможных ассоциаций, которые разовьют идеи применения, и сочетания в дизайне интерьера.

Обои с текстурой состаренных досок. Интернет-магазин: www.oboivdom.by

Ошибки формулировок

Когда говорят фактура дерева — подразумевая внешний вид похожий на дерево – это ошибка. При употреблении фразы «фактура дерева» как тактильное ощущение — это верно.

Закрепим

Проведем мини эксперимент и превратим фактуру в текстуру. Возьмём обычный лист офисной бумаги формата А4. Опишем фактуру:

Визуально — не выраженная, имеющая матовый оттенок;

Тактильно — слегка шершавая, бархатистая.

Опишем текстуру:

Визуально — не выраженная;

Тактильно — бумага.

Напечатаем на бумаге изображение кирпича, аккуратно обрежем и приклеим на стену. Что получится?Опишем фактуру:

Визуально — не выраженная, имеющая матовый оттенок;

Тактильно — слегка шершавая, бархатистая.

Опишем текстуру:

Визуально — кирпич;

Тактильно — бумага.

Отметим, что на успех эксперимента сильно повлияет качество и реалистичность изображения.

Вывод

Разница между фактурой и текстурой в интерьерном дизайне нужна для понимания эффектов производимых элементами дизайна.

Текстура и фактура добавляю интерьеру те свойства, которые не передаёт фотография. Они могут как обогатить интерьер, так и усложнить его.

При уделённых покупках через интернет, тактильные ощущения передать невозможно, можем оценивать только визуально. Но тактильные ощущения порой, производят больший эффект чем визуальные.

Продолжение темы фактуры и текстуры

В статьях сочетание фактур и сочетание текстур рассказывается как применить разные фактуры и текстуры в интерьерном дизайне:

Сочетание фактур: контраст и гармония фактуры

Сочетание материалов и текстур в интерьерном дизайне

Подписывайтесь на уведомления о новых публикациях по электронной почте, или в социальных сетях:
Добавляйтесь в наши группы в социальных сетях:
Если статья была полезна, поделитесь информацией с друзьями:

в чем отличие, принципы сочетания в дизайне

Текстура — это рисунок материал, его узор, например заметные волокна дерева или прожилки натурального камня. А вот фактура — это тип поверхности, или его рельефность: матовая или глянцевая, гладкая или объемная. При оформлении помещения важно правильно их сочетать. Рассмотрим, как это сделать.

1. Кожа и дерево

Кожа — сама по себе роскошный, солидный и фактурный материал. В интерьере она должна выделяться, ее красоту нужно подчеркнуть, а не затмевать. Поэтому сочетайте ее с деревом осторожно, так как оно имеет выраженную текстуру, которая и так привлекает внимание. Для того чтобы кожа выглядела выгодно на фоне дерева, последнее лучше сделать гладким, матовым или глянцевым. Сочетание дерева и кожи выглядит очень красиво, оно подойдет для стилей интерьера, которые подразумевают дороговизну и шикарность, например для ар-деко и модерна.

Фото № 1: Текстура и фактура материалов: в чем отличие, принципы сочетания в дизайнеФото: cellcode.us

2. Дерево и натуральный камень

Сочетание дерева и камня довольно популярно. И это не удивительно, так как эти два материала отлично смотрятся вместе. Они оба натуральные и природные, что тоже немаловажно. При сочетании этих материалов важно учесть одну особенность: если дерево имеет фактурную поверхность, то камень лучше сделать гладким, и наоборот.

Фото № 2: Текстура и фактура материалов: в чем отличие, принципы сочетания в дизайнеФото: thespruce.com

3. Дерево и гладкая поверхность

Сочетание гладких поверхностей и дерева прекрасно смотрится в современных интерьерах. Оно часто реализовано в мебели или в настенных покрытиях, когда деревянная текстура дополняется глянцевой поверхностью. Например, отделанная деревом стена в ванной комнате отлично гармонирует с глянцевыми поверхностями, присущими ванной комнате.

Фото № 3: Текстура и фактура материалов: в чем отличие, принципы сочетания в дизайнеФото: trendir.com

4. Рельефная и гладкая поверхности

Сочетание рельефной и гладкой поверхности используется дизайнерами для того, чтобы однотонные предметы интерьера не сливались. Это решение хорошо подойдет для декорирования стен, например, гладкие белые поверхности можно разнообразить 3D-панелями. Но не обязательно использовать фактурность только при однотонных стенах — цветные, в свою очередь, добавят контрастности и сделают помещение элегантнее.

Фото № 4: Текстура и фактура материалов: в чем отличие, принципы сочетания в дизайнеФото: moonwallstickers.com

5. Дерево и живые растения

В современных интерьерах часто стали использовать сочетание дерева с живыми растениями. Это сочетание придает интерьеру жизни, добавляет ярких красок и свежести. Растения часто реализуют в виде фитостены, а дерево служит облицовочным материалом для нее.

Фото № 5: Текстура и фактура материалов: в чем отличие, принципы сочетания в дизайнеФото: possibledecor.com

6. Зеркало, металл и стекло

Еще один вариант сочетания текстур и фактур — соединение любых поверхностей с зеркалом, стеклом или металлом. Такое комбинирование материалов поражает своим великолепием и многообразием.

Фото № 6: Текстура и фактура материалов: в чем отличие, принципы сочетания в дизайнеФото: remodelista.com

7. Основные принципы сочетания фактур

  • Не используйте два разных материала с одинаковой текстурой поверхности, например натуральное дерево и плитку под него.
  • Для правильного сочетания фактур играйте на контрасте: соедините глянцевое и матовое, твердое и мягкое, рельефное и гладкое.
  • Матовые поверхности поглощают свет и делают помещение спокойнее и комфортнее, глянцевые, наоборот, придают помещению торжественности.
  • Разница фактур хорошо подходит для зонирования помещения, если не хотите использовать перегородки и цвета.

Свет, цвет, фактура и другие категории архитектурной выразительности.

Архитектура Свет, цвет, фактура и другие категории архитектурной выразительности.

Количество просмотров публикации Свет, цвет, фактура и другие категории архитектурной выразительности. — 1273

 Наименование параметра  Значение
Тема статьи:Свет, цвет, фактура и другие категории архитектурной выразительности.
Рубрика (тематическая категория) Архитектура


Первое впечатление об окружающем нас пространстве создастся яркостью и цветом ограничивающих его поверхностей. В греческой архитектуре солнечный свет использовался как средство выражения тектоники храма. Светом и тенью утверждается его структура и прежде всœего его ордер- конструктивная и пластическая основа греческого храма. Свет акцентирует образ сооружения, создаст настроение зрителя, соответствующее назначению здания. В современной архитектуре общественных зданий в целях повышения их комфортности важное значение приобретает учет естественной освещенности. Стремление к наилучшей освещенности рабочих и жилых помещений, к раскрытию внутренних пространств во внешнюю среду повлекло за собой поиски средств от перегрева и переохлаждения таких помещений. Появились различные солнцезащитные устройства, которые во многом определили архитектуру большого числа общественных и жилых зданий. В качестве характерных примеров следует назвать современные общественные здания в Алма-Ате, Ташкенте, Рио-де- Жанейро.

Для общественных зданий характерно большое разнообразие материалов, применяемых в их строительстве и отделке. Использование различных материалов и их фактур позволяет подчеркнуть тектоническую структуру зданий, создать контраст несущих и несомых частей, обеспечить легкость и декоративность одних элементов и тяжесть и монументальность других. В современной архитектуре-это гладкие поверхности навесных стен из стеклянных панелœей в алюминиевых решетках переплетов, контрастирующие с фактурой мощных несущих опор первых этажей, как, к примеру, в здании ЮНЕСКО в Париже или в административном здании фирмы Нестле в ᴦ. Веве в Швейцарии.

Безупречно гладкие поверхности зданий, облицованные термозащитным дымчатым, черным, золотистым или зеркальным стеклом в районе Дефанс в Париже или бетонные офактуренные поверхности многочисленных построек архит. П. Рудольфа к примеру, ратуша в Бостоне, США. Примерами сооружений с использованием, различных фактур бетона и умелым применением кирпича можно назвать Дворец спорта в Вильнюсе, театр на Таганке и музей Палеонтологии в Москве, комплекс — зданий Института электронной техники в Зелœенограде, центр Международной торговли на набережной Москвы-реки.

Цвет может подчеркнуть отдельные части здания, может разбить целое на составляющие его элементы и, напротив — может явиться фактором, объединяющим отдельные составляющие в единое целое. Цвет хорошо выявляет и подчеркивает декоративные элементы. Применение цвета в архитектуре стоит в прямой связи с условиями среды, и избытком или недостатком естественного света͵ В русской северной природе при большом количестве пасмурных дней средствами введения цвета в архитектуру восполнялась недостаточность световой интенсивности, создавалось ощущение солнечного дня. Так родилась традиционная для Санкт-Петербурга двухцветная окраска большинства его общественных зданий.

Цвет может оказаться и средством организации пространства. Примером целостного цветового решения архитектурного ансамбля можно назвать комплекс пионерского лагеря Морской в Артеке. Теория архитектурной композиции затрагивает еще ряд таких понятий, как единство и соподчинœенность форм, симметрия и дисимметрия, асимметрия, статичность и динамика композиции, ритм, контраст, нюанс и некоторые другие.


Свет, цвет, фактура и другие категории архитектурной выразительности. — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Свет, цвет, фактура и другие категории архитектурной выразительности.» 2017, 2018.

Фактура простых форм | Быстрова Татьяна об имидже, философии дизайна, архитектуре



Что такое фактура?

Физические параметры.

Согласно общепринятому определению, Фактура (от лат. factura — обработка, строение) в изобразительных искусствах, характер поверхности художественного произведения, её обработки. В живописи фактура —  характер красочного слоя: например, «открытая» фактура (широкий мазок, неровный слой краски) или «скрытая» гладкая фактура; в скульптуре и декоративно-прикладном искусстве — полированная, шероховатая и т.д. поверхность статуи, рельефа, произведения художественного ремесла. Эффекты фактур, являющиеся одним из признаков, наиболее непосредственно выявляющих личный творческий почерк того или иного мастера, служат задаче всестороннего раскрытия содержания. Однако распространённые в модернистском искусстве 20 в. эксперименты по усложнению фактур (коллаж, введение в красочный слой опилок, песка и т.д.) нередко способствуют разрушению изобразительного начала.

В музыке, музыкальная ткань, совокупность элементов изложения (основная мелодия, др. мелодические голоса, аккорды, фигурация, орнаментика и др.), образующая звуковую ткань музыкального произведения фактур определяется содержанием произведения, композиционными принципами (гомофония, полифония), выразительными и техническими возможностями музыкальных инструментов или голосов.

Свойство поверхности материала, зависящее от характера ее обработки и светоотражения и влияющее на восприятие ее цвета, называется фактурой. В интерьере нельзя говорить о красном, синем, желтом или другом цвете вообще, безотносительно. Можно говорить о красном цвете пола, синем цвете стен, желтом цвете обивочных тканей, то есть нужно говорить о цвете видимой поверхности вещей и материалов.

Черный цвет полированного лабрадорита резко отличается от черного цвета сукна. Красный бархат, одинаковый по цветовому тону, светлоте и насыщенности с красной бумагой, в силу многократного отражения света будет выглядеть более насыщенным. О роли фактуры поверхности в восприятии цвета наглядно говорят простые примеры. У каштана, упавшего с дерева и освобожденного от колючей оболочки, очень красивый блестящий коричневый цвет. Обсохнув, он становится тусклым и малопривлекательным. Мокрая галька на морском берегу искрится множеством оттенков  с четким слоистым рисунком, а высохнув, утрачивает всю свою красоту. Такие различия в восприятии одного и того же цвета обусловлены видимой структурой поверхности цветоносителя.

Фактура — свойство, характеризующее внешнее строение поверхности формы (шероховатая, гладкая и др.). Фактурность материала зависит от плотности и величины микроискажений поверхности. Один из пределов представляют гладкие поверхности, у которых элементы фактуры столь малы, что они зрительно не различаются. Другой предел — когда элементы фактуры по своей величине воспринимаются как самостоятельные элементы формы и количество их достаточно мало, так что все они ясно различимы. В этом случае элементы фактуры поверхности становятся уже элементами членения (рельефа) поверхности.

Фактура — видимое строение лицевой поверхности материала, характеризуемое степенью релье­фа и блеска. По степени рельефа выделяют гладкие, шероховатые (высота релье­фа до 0,5 см) и рельефные (высота рельефа более 0,5 см) фактуры.

По степени блеска различают блестящие и матовые фактуры.

Как и цвет, фактуру определяют инструментальным или визуальным методами. Первый, представляющий количественную оценку, предпола­гает использование измерительных инструментов и приборов: металли­ческих линеек, рулеток, угломеров, поверочных угольников, наборов щупов, индикаторных толщиноме­ров, микрометров, блескомеров. Принцип действия фотоэлектриче­ского блескомера основан на из­мерении фототока, возникающегопод действием света, падающего на поверхность материала под уг­лом 45° и отраженного от нее.

Визуальная или качественная оценка фактуры связана прежде всего с расстоянием, с которого она рассматривается. Максималь­ное расстояние, с которого разли­чимы элементы фактуры, связано с их размерами и расстоянием ме­жду ними. Если материал с много­цветной лицевой поверхностью, то важна и степень цветового кон­траста (малая, средняя, большая) между элементами фактуры.

При выборе фактуры учитыва­ется комплекс факторов, в том числе цвет материала. Фактура бо­лее отчетливо воспринимается на светлой поверхности. Фактура приобретает высшую выразительность, только когда предмет должным образом освещен.
При рельефной бугристой фак­туре объем помещения восприни­мается меньшим, чем при фактуре гладкой, горизонтальные рельефы способствуют зрительному сохра­нению высоты и удлинению поме­щения.Современные архитекторы, ди­зайнеры предпочитают, как пра­вило, матовые фактуры, считая, что блестящая фактура может ис­кажать восприятие интерьера.Виды фактурРазличают три вида фактур.Матовая поверхность — мелкопористая, шероховатая, рассеивающая свет в разных направлениях, одинаково яркая со всех точек обозрения, а поэтому воспринимаемая равномерно освещенной, никогда ничего не отражающая зеркально, но отражающая рефлексно цветные лучи. Это фактура кирпича, штукатурки, древесно-стружечных плит, клеевой окраски, сукна и т. Д.Глянцевая поверхность не отражает окружающих предметов, но имеет слабые блики. Это фактура масляной окраски, лака, линолеума, линкруста, пластмассы, глазурованных плиток, шлакоситалла и т. д. Ей присущ и своеобразный шелковый блеск, возникающий на гладкой поверхности мелкобороздчатой структуры, характерной для особых сортов бумаги, пластмассовых пленок, долгоиграющих пластинок и т. п.

Блестящая поверхность — совершенно гладкая, отражающая свет в одном направлении, имеющая светлые блики, то есть очень яркая с определенной точки обозрения, но темная — со всех остальных, отражающая окружающие предметы. Такой фактурой обладают цветовое облицовочное стекло, зеркала, полированные природный камень и металл и т. д.В зависимости от вида фактуры и присущего ей характера светоотражения один и тот же цвет выглядит по-разному. При блестящей фактуре, отражающей многоцветную среду интерьера и создающей блики, цвет не однороден по цветовому тону, в местах бликов полностью теряет насыщенность, резко меняет светлоту, приобретает множество оттенков, превращается из собственного в обусловленный. В то же время многочисленные яркие блики цветопредметного изобилия интерьера могут проявлять себя как объединяющее начало.

Присутствие в интерьере больших цветовых поверхностей или множества предметов с блестящей фактурой, например стен, облицованных полированными материалами, паркетных полов с лаковым покрытием, полированной мебели, придает ему живость, нарядность, разнообразие, иллюзорно расширяет пространство, но в то же время зрительно деформирует цветовые поверхности и объемы, искажает цвета и их соотношения, вносит беспокойство. Этого приема нужно избегать в помещениях для выполнения функциональных процессов, не допускающих блесткости, требующих равномерного освещения и строгости общего облика интерьера.В этом случае более пригодны поверхности с матовой фактурой. Диффузно рассеивая свет, они более комфортны, создают благоприятную зрительную среду, вызывают впечатление пространственной определенности и благородства. Матован фактура, равномерно освещенная стандартным источником света, выражает собственные свойства цветов и их соотношения, подлинный характер цветовых плоскостей и пластику объемов. При большой насыщенности цветов именно она в силу многократного отражения способствует появлению цветовых рефлексов.
Светоцветовые эффекты в равной мере могут быть и желательны, и недопустимы.

Применение фактур

Большую роль в композиции играет фактурная обработка камня. Она обогащает пластику сооружения. Вызывая игру светотени. Акцентирует отдельные элементы композиции.

Стены, облицованные темным гранитом или диоритом, придают зданиям монументальность, и даже мрачность. Светлый полированный мрамор, наоборот, облегчает восприятие массивных конструкций, а применение сочетания разных оттенков облицовочных плит способно украсить любое здание, присущим только ему натуральным декоративным узором. Не меньшее поле для творчества архитекторов предоставляет выбор фактуры поверхности камня. Она в зависимости от обработки может быть: — полированная — идеально гладкая поверхность с зеркальным блеском. Чаще всего камни с такой фактурой используют для облицовки небольших наружных площадей: наличников, цоколей и пр.;- лощеная — гладкая матовая поверхность. Как правило, это фактура пористых известняков, ракушечника, иногда белого мрамора;- шлифованная — равномерно-шероховатая с легкой неровностью рельефа;- пиленая — неравномерно-шероховатая с перепадом рельефа, достигающим 2 мм;- термообработанная — шероховатая поверхность со следами шелушения в результате воздействия высокотемпературной газовой струи;- бучардированная — точечная фактура поверхности, равномерно шероховатая с неровностями рельефа высотой до 5 мм;

Скала

«Скала» — грубая фактура, имитирующая природный естественный скол камня с хаотическими впадинами. Высота рельефа достигает 200 мм.
Выбор фактуры поверхности определяется тем, как трактуется облицовываемый элемент — монолитным или расчлененным. Фактуры с гладким рельефом позволяют создать монолитную нерасчлененную плоскость. Груборельефные фактуры всегда выявляют сложение стены из отдельных блоков. Полированная фактура природных камней, с точки зрения эстетики целесообразны для небольших по площади элементов облицовки: наличники, порталы, тяги, цоколи. Лощеная и шлифованная фактура применяется для наружных поверхностей большой площади. Как правило, это фактура пористых известняков, ракушечника, реже — белого мрамора. Лощеная шлифованная фактура гранита иногда используется при устройстве цоколей парапетов на уровне человеческого роста.

Скала применяется, как правило, в стилобатах больших и монументальных зданий. Скала подчеркивает массивность, прочность основного сооружения, его связь с окружающим ландшафтом. Фактура <скалы> образуется на относительно массивных элементах толщиной не менее 100-150 мм.

Ткань

Ткани помогают задать «настроение» ком­нате, однако из-за постоянно расширяющейся гаммы выпускаемых изделий из разнообразных волокон, разных стилей и цветов, все больше времени требуется для того, чтобы сделать правильный выбор. Благодаря современным технологиям текстиль стал почти универсальным материалом. Нововведения в области печати по ткани позволяют создавать текстиль новых цветов, с новыми рисунками и узорами. Машины способны устранять неровности нити и превращать одно и то же волокно в разные типы  ниток: шерсть — мягчайший кашемир, роскошный мохер или толстый твид хлопок — в очень плотную парусину или тончайший муслин.

В послед­ние годы на рынке появилось огромное количество тканей ярких расцветок, с причудливыми рисунками, тканей, в которых контрастируют участки блестящие и матовые или прозрачные и непрозрачные. Материалам можно придать различные текстуры: сборчатые, складчатые, смятые, с выпуклыми и вогнутыми участками. Для тех, кто предпочитает уникальные изделия, в продаже имеется текстиль оригинального дизайна, сотканный вручную.Несмотря на обилие новых стилей, классические качественные ткани никогда не выходят  из мода. Материалы из натуральных волокон (лен, хлопок или шерсть) с неброскими текстурными узорами (елочка или полосы) приглушенных оттенков создадут в помещении атмосферу сдержанности и уюта. В таких пространствах очень комфортно жить. Прочные обивочные ткани, в частности деним или парусина, также представляют собой пример изысканной простоты. По контрасту, шелк рождает ощущение роскоши. Он бывает разной толщины и текстуры, очень мягок на ощупь, с блестящей поверхнос­тью, но одновременно достаточно непрочный.

Кожа

Натуральная и долговечная, кожа на протяжении многих веков считалась рос­кошным материалом, и по сей день она широко используется. Выделка кожи удивляет своим разнообразием, а в последние годы на рынке появляется все больше разновидностей этого материала самых необычных цветов и текстур, которые подходят как к клас­сическим, так и к современным интерьерам. Мягкая, гладкая и теплая на ощупь кожа стала символом роскоши и считается экстравагантным отделоч­ным материалом. Кожу следует выбирать очень внимательно: она подвержена появлению царапин и пятен, а также со временем меняет форму, однако это только добавляет ей привлекательности. Постепенно на коже появляется восхитительная патина, «налет времени», который делает ее еще более эле­гантной. В сочетании с приятным запахом эти факторы обеспечивают коже непреходящую популярность.

Искусствен­ная кожа более однородна, она не столь изысканна, как натуральная, зато продаются большими листами, с которыми удобно работать. Хотя чаще всего кожа используется в качестве мебельной обивки, но ее можно применять и для декора интерьера: полы и стенные панели, изголо­вья кровати, пуфы, гардины, полки, корзины для бумаг и мусора, столешницы, подушки, шкатулки, аксессуары, — все это можно украсить кожаными вставка­ми. Из износостойкой кожи изготавливают напольные плитки: этот материал хорошо тянется и отлично поглощает звук, и из него получается роскошное напольное покрытие.Каждое изделие обладает уникальными свойствами, отличается выделкой текстуры. Тонкая или толстая, кожа может сохранять природные свойства, а может быть обработана почти до неузнаваемости. Часто коже одного животного придают сходство с кожей другого: например телячьей можно придать сходство с крокодиловой или нанести тиснение, чтобы она стала похожа на бумагу.

Дерево

Дерево многофункциональный и относительно легкий в обработке материал можно условно разделить на две группы: дерево твердых и мягких пород. Быстрорастущие деревья (сосна, ель) отличаются мягкой, не слишком проч­ной древесиной, основное ее преимущество — дешевизна; древесина твердых, а соответственно, более прочных пород стоит значительно дороже. Одним из самых популярных отделочных материалов по праву является дуб — его древесина может быть самой разной по цвету и текстуре.Как и другие материалы, дерево отвечает последним направлениям моды -светлая древесина, например сикомора, березы, ясеня и клена, считается се­годня особенно актуальной. Более традиционные породы дерева с темной древесиной: черное дерево, орех и вишня — придают интерьеру классическое звучание. Помимо эстетических свойств, дерево отличается долговечностью. Все сорта дерева достаточно устойчивы к износу (при надлежащем уходе), однако одни из них более прочные, чем другие. Например, клен прочнее дуба, при этом его древесина светлее, поэтому на ней более заметны повреждения. Дерево подходит для отделки большинства помещений, но оно может расши­ряться от избытка влаги, что приведет к нарушению целостности покрытия.Единственным отрицательным моментом в использовании дерева является экологический вопрос. Мировое потребление древесины растет быстрее, чем востанавливаются леса.

Необыкновенно привлекательно выглядит древесина, уже бывшая в использование, со следами износа, хотя найти такое дерево нужного качества бывает достаточно сложно. Пробка — надежный и экологичный материал природного происхождения (обработанный промышленным способом). В продаже имеется пробка самых разных цветов и текстур. В отличие от многих других материалов, с возрастом дерево становится лишь лучше. На дереве появляется удивительный налет времени — патина, с индивидуальными неповторимыми свойствами.

Стекло

Современные станки и полностью автоматизированные линии позволяют придавать стеклу разнообразные текстуры, окрашивать его в любые цвета, на­носить на его поверхность рисунки и узоры. Стекло — необыкновенный материал, с его помощью интерьер станет не­повторимым, поразит игрой декоративных эффектов, построенных на соче­тании прозрачных и непрозрачных материалов. Окна, двери, перегородки, по­лы, ограждения лестниц, балюстрады, кухонные «фартуки», мебель, зеркала и  прилавки — все это можно изготовить из стекла. Методом травления или шлифовки на стекло наносят всевозможные узоры, из него изготавливают декоративные  ламинированные стеновые панели; стекло с выпуклыми рисунками, глазурованное стекло разных цветов, зеркальное стекло и оригинальные стеклянные блоки. В интерьере часто используется стеклянная мозаика разной степени прозрачности и цветового насыщения, с разными текстурами и покрытиями.

Если вы предпочитаете крупные цветовые пятна, вам подайдет  окрашенное глазурованное стекло; листы этого материала окрашиваются до матовости или остаются прозрачными, что делает их еще более эффектными. Обожженное стекло выглядит великолепно -обычно его закрепляют на закаленном стекле и подсвечивают сзади.Важно позаботиться о правильном освещении стеклянных элементов, выгодно подчеркнуть их достоинства. Трав­леная или обработанная песком поверхность пропускает приглушенный рассеянный свет, ламинированное стекло с цветным внутренним слоем «све­тится», матовое стекло на попу будет великолепно смотреться, если подсве­тить его снизу.Стекло способно привнести новое звучание даже в самые сдержанные интерьеры.

Металл

Более всего металл известен как строительный материал — из него изготав­ливают опорные конструкции для полов, потолков и стен.

Однако в послед­нее время все больше и больше отделочных материалов производится именно из металла, ими можно декорировать стены, полы, лестницы, кухон­ные «фартуки» и прилавки. Удобный в использовании, с четкими линиями и ровными краями, металл отлично контрастирует с менее однородными ма­териалами, в частности, камнем и деревом, а также коврами и текстилем.Когда нержавею­щая сталь вошла в моду в конце 1980-х гг., она считалась символом урба­нистической роскоши. Сейчас большие поверхности из нержавеющей стали выглядят, скорее, устаревшими, однако, если использовать ее в умеренных количествах, она смотрится неброско и привлекательно.

Нержавеющая сталь и алюминий бывают разных видов: с блестящей поверхностью, с выпуклыми «рельефными узорами, с перфорацией; из стальной и алюминиевой проволоки изготавливают сетки и экраны, обладающие светорассеивающими свойствами. Благодаря разнообразию поверхностей (от полированных до поверхностей с атласным блеском и матовых) можно создавать различные контрастные и текстурные эффекты.Медь отличается теплыми тонами и бывает полиро­ванной, матовой и рельефной, хотя быстро тускнеет. Цинк — один из самых мягких металлов; со временем он тускнеет и на нем появляются отметины, благодаря чему он приобретает модный «состаренный» вид. Популярны так­же металлы, уже бывшие в использовании. Их нелегко восстановить, однако на них уже существует красивая патина (обычно это составные части промы­шленных стеллажей или кухонь).В настоящее время металл в интерьерах используется не просто как фон: из него можно изготовить перфорированные перегородки, сетчатые панели для лестниц и переходов, бесшовные прилавки, рельефные стеновые пане­ли.
Многие производители изготовляют подобные изделия на заказ. Обилие металла больше подходит для стиля «хай-тек», если же использовать его в небольших количествах, он привнесет броскую оригинальную ноту в любой интерьер.

Психологическое восприятие фактур c точки зрения психологии, восприятие материала на­чинается с восприятия поверхности, причем тактильные ощущения возникают не только при непосредственном соприкосновении с поверхностью, но и благодаря ассо­циативным свойствам мозга при ее зрительном восприя­тии. Благоприятно в доме воспринимаются фактурные поверхности: тканевые поверхности (гобелен, холст, лен, шелк), натуральное дерево, бамбуковые палочки, изделия из тростника и плетенка из лозы. Это естественные материалы с хорошими звукопоглощающими свойства­ми и приятными запахами.

Камень создает чувство устойчивости, вечности, изоли­рованности, холодности. Обилие камня может подавлять и отталкивать.
Стекло привлекает своей прозрачностью, соединяя внешнее и внутреннее пространство, оно делает доступным то, что скрыто, как бы приоткрывая завесу над тайной. Выбор стекла связан с желанием быть открытым, в то же время его хрупкость вызывает тревогу.
Дерево вос­принимается как теплый материал, с ним связано ощуще­ние доверия. Оно напоминает нам о наших корнях, до­машнем очаге и является источником природной силы.
Кирпич — материал, заменивший камень, специально со­зданный для строительства, дает ощущение защиты.
Кожа и мех — несут в себе сексуальные ассоциации.Экологическое качествоСледует учитывать при выборе материала не только психологическое и эстетическое впечатление, но и экологическое качество.

Стройматериа­лы принято разделять на гармоничные и негармоничные. Негармоничные — это те материалы, которые не дружест­венны человеку, оказывают на него негативное влияние. Традиционно в строительстве использовались те материа­лы, которые в изобилии встречались в окружающей среде: в лесных районах древесина, в южных районах глина, пе­сок, грунт. Они и считаются гармоничными, дружествен­ными человеку. Искусственно созданные или редко встре­чающиеся в природе материалы часто вредны. Они могут давать вредный запах (синтетические краски, виниловые плитки, пластмассы, клееная древесина, линолеум), на­капливать статическое электрическое поле (пластиковые поверхности), способствовать возникновению вредных химических соединений (пенополиуретан), не пропускать воздух, искажать естественный магнитный фон, отклонять и усиливать электромагнитные волны (железо­бетонные конструкции, металл).

Все это оказывает небла­гоприятное воздействие на дыхательную, кровяную и им­мунную системы человека, а также нервную деятельность. Ряд материалов, до недавнего времени широко использую­щихся в строительстве, признаны канцерогенными и эко­логически вредными, например, асбест, каучук, пластмас­са, линолеум.

Заключение

Я считаю, что эта тема или этот вопрос актуальны всегда. Правильно подобрать материал с нужной, не граничащей с другими элементами фактуру, правильно представить и не потерять ее свойств и выразительности одно из ключевых моментов в изготовлении изделия, выборе формы или оформления интерьера.

От качества выбранных фактур зависит не только внешний вид материала, но и условия  монтировки, износо­устойчивость и долговечность. Прежде чем сделать свой выбор, подумайте о красоте, функциональности, практич­ности, требованиях по установке и уходу, долговечности, доступности и стоимости материала. Один и тот же материал может отличаться по фактуре: нержавеющей стали можно придать матовость, а можно отполировать ее до зеркаль­ного блеска; на стекле вытравливают узор или обжигают его в печи; на кожу можно нанести тиснение или получить из нее мягкую замшу. Такие материалы, как разноцветная резина или бетон, все чаще используются в домашних интерьерах, образуя бесшовные покрытия.

Некоторые материалы используются на протяжении многих столетий; другие появ­ляются на рынке под влиянием модных течений и обновляются в каждом сезоне.Новые технологии оказывают непосредственное влияние на дизайн материалов, и даже самые простые из них  с помощью новейших разработок приобретают «причудливое» звучание. Они также помогают создавать разнообразные имитации дорогих отделочных материалов. Разница между настоящими изделиями и их имитацией становится все более размытой. Вопрос о том, что лучше — изобилующие деталями сложные интерьеры или ненавязчивые минималистские образы — был и остается открытым.

Доминирование одного элемента может привести к тому, что целостность декора помещения будет нару­шена. В каком-то контексте белая краска выглядит ненавязчиво, но если выкрасить ей всю комнату от пола до потолка, она превратится в доми­нирующий элемент дизайна. Точно так же избыток нержавеющей ста­ли придает помещению сходство с лабораторией; обилие дерева делает его похожим на сауну; злоупотребив тиснеными обоями, вы рискуете зрительно уменьшить пространство.Список литературыКэт Мартин « Энциклопедия отделочных материалов» Арт-родник 2005г.

Volavka V., Die Handschrift des Malers, Prag, [1956]; его же, Die Handschrift des Bildhauers, Prag, [1958]. sholast.ru/story/faktura.html
attik-design.com/Library/Intcolor/214.htmАнализ смысловых уровней вещи. Рон Арад кресло из закаленной стали 1986г.

1. Онтологический смысл

 Первое впечатление было неоднозначным. С одной стороны интересное, необычное, с другой – сталь – холодная, тяжелая, края тонкие – опасность поцарапаться; тонкие ножки – неуравновешенность, нестабильность; полированный металл —  красиво играет свет, блеск притягивает.

2. Функциональный смысл

Кресло как средство отдыха, удобства  или комфорта здесь не подходит. Кресло как эстетическое представление может быть. Ведь, если в доме имеется мебель (кресло, стулья, лежаки), то не лишним будет смотреться стильное кресло в интерьере как самовыражение твоего настроения. 

3. Знаковый смысл

Молодому дизайнеру удалось произвести фурор и решить проблему отсутствия инвестиций, создав мебель из промышленных отходов. Создавал из экономической необходимости и превращался в богача, диктуя цены на штучный товар.

4. Духовно-ценностный смысл

Кресло выполнено из промышленных отходов,   освоена техника обработки металла, позволяющая гнуть его, деформировать, придавать ему новые формы.

5. Актуальный смысл

Актуальность вещи была в период постиндустриализма (1978-1984), хотя и тогда она была нацелена на определенную аудиторию. Сейчас кресло также может найти своего покупателя. Человека экстравогантного, неординарного, как молодого, так и  делового взрослого.

6. Культурно-исторический смысл

Это кресло было изготовлено в постиндустриальное время, когда дизайнеры отказывались от массового производства, вещь создается в одном экземпляре.

7.Культурно-символический смысл

Направление постиндустриализм противопоставлялось традициям стиля модерн. Может быть поэтому автор выполнил все детали кресла в виде лепестков, ирония  по отношению к растительным мотивам присущим стилю модерн.

8.Личностно-ассоциативный смысл

Это кресло напоминает лепестки  цветка. Когда я взела этот предмет на анализ я думала получится что-то угрюмое. Кресло из  холодной стали, неудобство, бегство. Но при работе и анализе мне кресло стало нравиться и я считаю, что иногда бы и сама была непрочь на нем посидеть. 

9. Художественно-образный смысл

Кресло гармоничное, хотя может показаться странным. Его можно сделать изюменкой интерьера. Кресло как акцент.

Виды современных архитектурных стилей в строительстве

Архитектурный стиль – это совокупность общих черт здания, которые выражаются в выборе форм, конструкций, оформления фасада и в других важных деталях. На сегодняшний день существует множество направлений в архитектуре. Все стили формировались в определенных условиях экономического и социального развития человечества, постоянно менялись под влиянием религии, политики, национальных черт, идеологий, климата и прочих факторов. Наиболее значимые перемены общественного строя или уклада жизни обязательно находили свое отражение в архитектуре. В данной статье будут рассмотрены наиболее значимые и яркие решения. Какие архитектурные стили есть и пользуются популярностью в наше время?

Популярные архитектурные стили и их особенности

Классицизм. Архитектурный стиль XVII–XIX веков сложился под влиянием абсолютных монархий, властвовавших в то время в Европе. Для классицизма характерна благородная простота, величие, аристократизм, строгий ритм оформления. Фасады симметричны, но при этом выглядят нарядно и торжественно. Пример: архитектурный ансамбль стрелки Васильевского острова.

f87d1c1fb86ed8c94741d108e4587609.jpg

Романский стиль. В архитектуре отражена концепция оформления средневековых замков-цитаделей. Здания в романском стиле выглядят массивно, брутально, но достаточно аскетично. Основным строительным материалом является камень. Окна в домах выполняют узкими и высокими, во многих проектах предусматривают башни и высокие заборы. Пример романского архитектурного стиля в строительстве: соборный ансамбль в Пизе.

7d5c96f6ccd3cf8131d6ca183e354c24.jpg

Готика. Для зданий с готической архитектурой характерны высокие оконные проемы с витражами, арки стрельчатой формы, вытянутые башни. В оформлении фасадов – ажурность и легкость. Массивный декор выглядит невесомым и как бы устремленным в небо. В качестве украшений часто используются скульптуры мифических существ. Пример: собор Парижской Богоматери.

10ac5835040811b269942dd4c0a834b8.jpg

Барокко. Динамичный, причудливый, нарочито роскошный стиль с богатым декором. Фасады украшают лепниной, расписывают художественными мотивами. В барокко каждая деталь здания говорит о состоятельности и высоком статусе владельца. Главное –  не переусердствовать с показной роскошью, чтобы дом выглядел органично. Пример: Эрмитаж в Санкт-Петербурге.

c1ebb5277cb82e52f4b496fe8dd10a6f.jpg

Рококо. Для этого архитектурного стиля характерна манерность, утонченность. На фасадах используют затейливые орнаменты в виде раковины. Декор выглядит роскошно. В архитектуре рококо преобладает симметрия композиций, уравновешенные сочетания чистых цветов, высокая степень детализации форм. Пример: Смольный собор.

fa8cf1da454b2ccfdf0a98685be36f9e.jpg

Конструктивизм. Дома в таком стиле отличаются практичным внешним видом и функциональностью. Художественность в оформлении достигается сочетанием материалов и форм. Декор на фасадах практически не используется. В современном виде конструктивизм сочетает лаконичную геометрию с естественностью, натуральностью пространства, обилием света. Пример: дом-мастерская архитектора Мельникова.

e073a0df71ed9cac73393bd07a58ae32.jpg

Минимализм. Основная идея стиля – максимум функциональности при минимальном количестве элементов. В архитектуре минимализма не используется декор, другие предметы, не несущие никакой практической нагрузки. Для эстетической привлекательности зданий применяют оригинальные сочетания геометрических форм и различных фактур: камня, дерева, стекла и т. д. Пример: резиденции Алкасер-ду-Сал в Португалии.

7fac27c6ad906c39079f9cd3e6151849.jpg

Английский стиль. Внешний вид здания в английском стиле создает ощущение надежности и долговечности. В архитектуре сочетаются викторианское, георгианское, тюдоровское направление. Здания в английском стиле чаще всего имеют 2 этажа, небольшие балконы, балюстрады. В отделке преобладает камень и кирпич. Обязательный элемент ансамбля – зеленый открытый газон без ограждения. Пример: родовые поместья в пригородах Лондона.

f99235c4abffdce0b4278b32511e6479.jpg

Русский стиль. Такие дома невозможно спутать ни с одним другим архитектурным направлением. Материал строительства – бревно, натуральное дерево. Фасады украшают оконными ставнями, резным декором. Дома обычно имеют 1–2 этажа, небольшое крыльцо с перилами, балкончики и веранды. В руках мастера усадьба в русском стиле выглядит как боярские хоромы или сказочная избушка. Подобная архитектура используется в основном в частном домостроении.

9b4ba8e19f6adaab15060840b56a9e7b.jpg

Хай-тек. Этот современный архитектурный стиль объединяет в себе новейшие достижения в сфере материалов и технологий. В оформлении зданий преобладает стекло, металл. В качестве декора используются деревянные вставки. Никаких завитушек и выступающих элементов – только лаконичность и строгая геометрия. На комплексах в стиле хай-тек часто можно увидеть солнечные батареи, ветрогенераторы. Пример: небоскребы в Москва-Сити, штаб-квартира «Фудзи-ТВ» в Токио.

bfbeb09c7c2e49a8751ea16136f0d140.jpg

Скандинавский стиль. Среди множества особенностей нордической архитектуры стоит выделить использование натуральных строительных материалов, большие площади остекления для хорошего естественного освещения, светопрозрачные двери, открытые веранды. Для отделки фасадов используют дерево или штукатурку. Декоративный эффект получают за счет сочетания контрастных тонов, например белых оконных проемов и темной стены либо наоборот. Скандинавский стиль используют преимущественно в частном домостроении.

2693ebe9376225a7b58afc3592802ae4.jpg

Фахверк. Дома в этом стиле возводят по каркасной технологии. Стойки, балки и ригели конструкции становятся элементами фасадного декора. Пространство между темными деревянными опорами оштукатуривают светлым раствором или белят. Фасад становится как будто расчерченным темными деревянными полосками. В современной архитектуре стиль фахверк дополняют панорамными окнами. Пример: дома в исторической части города Кведлинбург, Германия.

d74838720acae98e58fd090f9e431e9b.jpg

Модерн. Изысканный, элегантный стиль, возникший на стыке 19-го и 20-го столетий, внес разнообразие в однотипные городские пейзажи мировых мегаполисов. Для архитектуры модерн характерны изогнутые линии, величавые формы, разнообразные варианты декора. Оконные и дверные проемы выполнены округлыми. В отделке фасада часто встречается ручная роспись, плиточная мозаика. Это один из лучших стилей с точки зрения воплощения характера владельца здания. Пример: национальный театр в Хельсинки.

3057437fd6bf86924ef322cbcff40b73.jpg

Кантри. Многоликий архитектурный стиль, который вбирает в себя характерные этнические черты конкретной страны. Например, во Франции дома кантри – это небольшие строения из камня, в Канаде – избушки из бревна. Для стиля в целом характерно использование натуральных строительных материалов, которые обычно применяют в сельской местности. Прилегающую территорию украшают фигурками птиц, клумбами и другими элементами природы.

39f8787c1b16616d6d80ea90c2076abe.jpg

Фьюжен. Этот архитектурный стиль объединяет в себе не сочетаемые на первый взгляд вещи. Например, элементы промышленного дизайна на фасаде могут дополняться декором барокко или готическими башенками. В оформлении используется сложная цветовая гамма и противоречивые геометрические решения. Стиль фьюжен требует от дизайнера большого профессионального мастерства. Пример: институт молекулярных исследований в Мельбурне.

c322732956e2bdfa606f5e841d9f8bbf.jpg

Этно. Архитектурный стиль с ярко выраженным национальным мотивом. В России это русская изба из рубленого бревна с коньком на крыше. В Японии дом в стиле этно имеет характерную изогнутую крышу. Архитектурные решения часто дополняют изразцами, или африканскими орнаментами, или персидскими мотивами и т. д. Сколько культур существует на планете, столько вариаций и имеет стиль этно. Пример: культурный центр индейцев в Канаде.

4d977e1570aee691b857862ad9d3046c.jpg

Существует множество видов архитектурных стилей. Каждый из них имеет свои особенности. При выборе учитывайте собственный вкус и личные представления об эстетике зданий, чтобы внешний вид дома вызывал у вас только положительные эмоции.

ФАКТУРА. Основы композиции. Учебное пособие

Фактура – это одно из свойств предметного мира, наряду с формой и цветом помогающее ориентироваться в окружающей действительности, а также одно из средств выражения художественного образа произведения. Фактура – это характер поверхности предмета, определяющийся свойствами материала, из которого он состоит, и способом его обработки. Так, фактура камня или дерева в зависимости от задач автора и создаваемого художественного образа может стать гладкой, дающей блеск, или остаться шероховатой, грубо обработанной.

Характер поверхности, или фактуру, мы воспринимаем обычно зрительно – как она отражает или поглощает свет, а также осязательно – проводя рукой по предмету. Однажды соприкоснувшись с фактурой или каким-либо материалом, мы надолго сохраняем ощущение от его поверхности и легко воскрешаем это ощущение. Ассоциации, навеянные той или иной фактурой, могут в течение длительного времени оставаться в нашей памяти. Так, материальное (фактура) рождает духовное, а духовное, в свою очередь, хранит память о материальном. Например, агрессивные, жестокие образы связаны у нас скорее с блестящими, колючими фактурами, чем с мягкими и пушистыми. А мягкие, шероховатые или в отдельных случаях вязкие фактуры ассоциируются с покоем и тишиной. Вот почему для украшения своего жилища и себя самого человек обычно использовал «теплые» фактуры: дерево с его разнообразной степенью обработки (строганое, полированное, вощеное, расписное, с рельефом, пропильное и т. д.), фактуру ткани, различные фактуры плетения (шерстяное, берестяное, рогожное, льняное), фактуры кож и меха, глиняные фактуры керамики и т. д. Можно перечислить еще ряд фактур различных материалов, которые широко применялись и сейчас активно используются в произведениях искусства. Это кость, фактуры металлов (кованого, чеканного, полученного в процессе литья), камня, стекла и т. д.

Л. и Д. Шушкановы. Ночное небо. 1977

В. Малолетков. Последняя горсть земли. 1981

В. Зидер. Чайники. 1985

Фактура, как и цвет, имеет физическую характеристику, а также обладает эстетической выразительностью. К физическим свойствам фактуры относятся гладкость, шероховатость, колючесть, скользкость, бугристость, пушистость, мягкость. Во многих случаях это зависит от технологии обработки материалов (плетеные, прорезные, тисненые, жатые, граненые и т. д.).

Фактура может вызывать у зрителя различные эмоциональные ощущения, оказывать на него психологическое воздействие. Она может быть приятной и неприятной, беспокойной и монотонной, радостной и скучной, роскошной и корявой, нежной и колючей.

В сочетании с формой фактура объема или пятна может значительно усилить воздействие на зрителя, на его чувственно-эмоциональное восприятие, вызвать определенные образы, воспоминания, ассоциации.

С. Коненков. Паганини. 1956

Разнообразие и неповторимость фактур дают широкие возможности для создания художественного образа. Правильный выбор фактуры, а значит, правильный выбор материала и его обработки, поможет в создании образа. Фактура, как и цвет, не может существовать без формы. Трудно представить себе форму без цвета, но фактуру вне конкретного материала и формы представить просто невозможно.

Соответствие формы и фактуры, их единство – одна из важнейших проблем, которую необходимо решить художнику. Например, автору нужна для решения определенного образа тяжелая, неподвижная форма. И фактура должна отвечать этой задаче: рваный камень, железобетон с отпечатавшейся опалубкой, неполированный металл и т. д. Если же необходимо выразить легкий, романтичный образ, то выбор материала или сочетания нескольких материалов и уровень их обработки должны соответствовать данному образу и форме: шелковые ткани, стеклянные нити, отражение зеркал и т. д.

Ю. Густсон. Колесо времени. 1985

Соответствие должно существовать также между фактурой и цветом. Например, для создания образа необходим желтый цвет. Но он может быть блестящим или матовым, иметь колючую или вязкую фактуру. Он может за счет фактуры оказаться тяжелым или легким, тем самым усилив выразительность образа.

Рассмотрим несколько примеров. Кувшин грузинского художника, выполненный в керамике, выражает вполне определенный образ. Хорошо читаемый силуэт предмета, пластичность. Простота, лаконичность, можно сказать, даже аскетизм формы, подчеркнутый черным цветом. Но фактура кувшина за счет обработки керамики лощением приобрела матовую поверхность, которая придала черному цвету бархатистость, теплоту. К аскетизму, строгости формы и цвета добавилась нотка приподнятости, возвышенности, мягкости. Подобен по форме кувшин украинского мастера. Но другая фактура – другой образ.

Фактура – это такое средство выражения художественного образа, влияние которого сказывается при непосредственном восприятии произведения. Только тогда ощущается вся значимость фактуры в формировании и раскрытии образа. Поэтому многие произведения искусства, которые мы видим не в оригинале, не могут произвести на нас должного впечатления и передать все то, что волновало автора. Ни цветные фотографии, ни кинодокументы, ни голография не в состоянии заменить непосредственного общения зрителя с произведением.

Но фактуру, так же как цвет и форму, по-разному заставляют зазвучать свет и освещение. Освещение – это еще одно из средств выражения художественного образа. При различном освещении неодинаково будут работать не только объемная форма, но и фактура. Прямое, яркое освещение четко выявит объем, резко подчеркнет все неровности поверхности, заставит бликовать гладкие фактуры. Для создания другого образа потребуется рассеянное освещение, смягчающее форму и ее угловатость, дающее фактуре глубину, подчеркивающее ее естественность. Так, применяя различную степень освещенности, меняя количество источников света, их направления, можно углубить характеристику созданного художественного образа, обогатить его.

Многие произведения искусства (особенно это касается скульптуры и архитектуры) воспринимаются по-разному в зависимости от времени года или времени суток, то есть от освещения и окружения других фактур, цвета. Именно поэтому так трудно вычленить объем из среды, освободить его от влияния окружающего мира. В связи с этим художнику, создающему свои произведения, необходимо учитывать варианты различного освещения, соседство разнообразных фактур, цвета, которые могут оказывать нежелательное дополнительное воздействие на зрителя. Тем более трудно сказать, что именно поразило вас в этом произведении. Форма? Цвет? Фактура? А может, именно освещение? Или то и другое в сочетании? Восприятие, как мы знаем, субъективно. На одного человека, скажем, больше всего воздействует форма, особенно объемная, на другого – цвет. Мы очень часто забываем о фактуре, но попробуйте исключить ее из изобразительных средств, и вы сразу почувствуете, насколько невыразительными и бедными станут произведения.

Существует ряд других средств, помогающих выражению художественного образа. Но они не относятся к изобразительным. Это звук, запах, вкус. Все эти средства достаточно широко используются сегодня во многих видах искусства. Особенно звук. Богатейшая гамма разнообразных средств выражения и профессионально грамотное комплексное применение их помогают художнику создать волнующие его художественные образы.

Для выполнения этих упражнений необходимо собрать богатую палитру разнообразных фактур. Внимательно рассмотрите их при различном освещении и пощупайте.

Упражнение 1

Подберите различные фактуры одного цвета, ощутите разницу в их эмоциональном воздействии, попробуйте дать им образные характеристики. Запишите эти характеристики. Затем найдите такую форму которая бы соответствовала этим фактурам.

Упражнение 2

Подберите к фактуре стекла, латуни и хорошо обработанной деревянной детали другую фактуру, которая бы еще больше подчеркнула фактурную характеристику каждого материала.

Упражнение 3

Подберите художественное произведение (рельеф или объем) с ярко выраженной фактурой или, что еще лучше, с сочетанием фактур. Используя переносной источник света, найдите такой угол освещения, который бы еще больше выявил созданный художественный образ, а затем, переместив свет относительно предмета, создайте другой образ.

1. Ура! Да здравствует!

2. Запах весны

3. Пашня

4. Весна

5. Счастливое детство

6. Жара

7. Композиция по музыкальным произведениям Чайковского

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *