Голландский архитектор: Архитектура Нидерландов — Википедия – Голландия навынос, или Как архитектура Нидерландов покоряет города

Гид по современной голландской архитекторе — Look At Me

Проекты голландских архитектурных бюро регулярно появляются на страницах всех журналов об архитектуре и интерьерах, вдохновляют блогеров и наполняют каталоги и альбомы, которые рассказывают нам об архитектуре будущего. Маленькая страна, площадью и населением не превосходящая Московскую область, взрастила новое поколение архитекторов, которое считает, что архитектура – это гораздо больше, чем строительство зданий, и доказало это миру.

Мы выбрали 9 архитектурных бюро Голландии, чьи здания изменили облик десятков городов — от Лиссабона до Гонконга. А трое экспертов, рассказали нам в интервью о феномене голландской школы и о том, почему именно такой подход к архитектуре даёт путёвку в будущее.

9 портфолио голландских архитектурных бюро


 

 


 

 

Atelier Kempe Thill


 

 

Claus en Kaan


 

 

de Architekten Cie


 

 

Erick van Egeraat


 

 


 

 


 

 


 


Тимур Шабаев

архитектор, архитектурное бюро OMA

Главная особенность голландского подхода к архитектуре — голландцы рассматривают проект как часть большей системы и результат взаимодействия с разными факторами:  городское планрование, экология, экономика, политика… Откуда проистекает такой подход? Возможно, в особой ментальности голландцев, которые продумали и самостоятельно создали сложнейшую водную систему – территорию своей страны.

Влияние ОМА и его многочисленных последователей на современный архитектурный мир невозможно переоценить. Рем Коолхаас, войдя в архитектуру на переломе эпох, пожалуй, одним из первых понял,  как архитектор может работать в новых условиях глобального капитализма. 

Причина расцвета архитектурного поколения «Суперголландцев» («Superdutch») кроется в том числе и в том, что правительство Нидерландов активно инвестировало в архитектуру, выбрав эту сферу представляющей страну за рубежом. Это дало свои плоды и импульс для новых исследований, открытия выставок, выпуска книг. Сейчас в Голландии, и в частности в Роттердаме, сложилось интернациональное сообщество, которое считает, что архитектура — это не просто проектирование и строительство зданий, но прежде всего выдвижение новых идей, публичная полемика и создание масштабных концепций. 


Тамара Мурадова

архитектор и студентка Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка»

Для меня и многих других  Голландия — колыбель современной архитектуры. Истоки, как мне кажется, берут свое начало еще от движения «modern movement» в начале 20-х годов, когда советский авангард распространился по всему миру и воспитал единомышленников. Но если у нас смена власти погубила развитие авангардной архитектуры, то Голландия оказалась тем местом, где такая архитектура прижилась и пустила корни. Простые формы, внимание к деталям, гармоничная и лаконичная архитектура – это я назвала бы главными особенностями голландского подхода.

Могу сказать точно, что голландские архитекторы всеядны: они интересуются всем — от графического дизайна до концепций мастерпланов. Придумывая новый архитектурный проект, они не упускают из вида все экономические, градостроительные и экологические проблемы, которые этот проект за собой повлечёт. И самое главное, голландцы проектируют архитектуру для людей, думая о практичной пользе и комфорте того или иного здания для обычного человека из среднего класса. 

 


Артём Дежурко

журналист

В середине нулевых было засилье «архитекторов-звёзд» — узкой и закрытой группы знаменитостей, которые были поочерёдно организаторами, членами жюри, участниками и победителями архитектурных конкурсов по всему миру. Конкурсы проводились на «знаковые объекты» — грандиозные сооружения, которые сразу строились как достопримечательности и памятники архитектуры, например, музеи современного искусства. Это были, как я понимаю, такие маячки для инвестиционного капитала, которые сигналили: в нашем городе интересно! в нашем городе модно! Тогда, в эпоху финансовых пузырей такая стратегия срабатывала.

Тогда казалась, что вся современная архитектура — это череда знаковых объектов, и кроме трёх десятков «звёзд», никаких других значимых персоналий там нет. И из уст в уста передавалась сказка о прекрасной стране Голландии, где архитекторы отнюдь не занимаются строительством роскошных «знаковых объектов», а строят скромные домики, социальное жильё, где ничто — от формы и всё — от функции, где огромное внимание уделяется экологии, а каждый проект рождается из необходимых компромиссов со всеми сообществами, интересы которых он затрагивает. 

Сейчас очевидно, что голландская архитектура в своём подходе отнюдь не уникальна. Подобная «скромная» архитектура существует также в Швейцарии, Австрии, Португалии, Чехии, скандинавских странах. Архитекторы таких проектов чрезвычайно внимательны к интересам граждан: не только прямых заказчиков проекта, но и их соседей. В таких проектах часто работают с местными материалами и энергосберегающими технологиями, чтобы не навредить окружающей среде. И наконец, форма становится результатом длительного поиска ответа на трудные условия задачи, а не стартовой точкой для объекта. Повторю, такой архитектуры очень много почти во всех европейских странах. Это вообще европейский мейнстрим, просто случайно так вышло, что мы раньше узнали о Голландии.

Мы истосковались по простой и человечной архитектуре. Вот почему сейчас многие люди, которые следят за архитектурой, проявляют повышенный интерес, с одной стороны, к общественному строительству — социальному жилью, детским садам, больницам; с другой — к голландской, швейцарской, скандинавской, японской архитектуре, где таких проектов много и где такой этики придерживаются многие.

Архитектура Амстердама. – Варламов.ру – ЖЖ


Сегодня заключительный пост про Амстердам, а точнее, про его замечательную архитектуру.

Найнем прогулку с окраин. Современная архитектура приятно удивляет качеством материалов и внимание в деталям.

Посмотрите, какой чудесный фасад.

В отличии от России, здесь для отделки фасадов не используются дешевые китайские композитные панели.

А это уже музей, почти самый центр Амстердама.

Жилые дома, несмотря на простоту, выглядят очень неплохо.

Если строят дом в центре, то это не новодельная классика, а современный стиль, который тем не менее неплохо вписывается в окружающую застройку.

Исторический центр Амстердама отличается большим количеством хорошо сохранившихся средневековых зданий — церквей, жилых или купеческих домов. Он сохранил свой неповторимый облик с 17 века практически без изменений

Все дома в отличной форме.

В средние века фасады были деревянными и называли их “носики”. После пожаров в 1421 и 1452 годах стали строить дома из кирпича. В начале 17 века строили “ступенчатые” фасады, а затем появились фасады “колокол”, “грифон” и “карниз”. На старых домах можно увидеть фасадные плиты. В 16-е — 17-е века они использовались вместо номеров, тогда у домов были имена.

Фасады домов построенных до 17 века были очень узкими, потому, что взимался налог за ширину фасада. Поэтому выдаваемые участки были шириной от 5,5 до 8,5 метров.

Интересно приспособление, которое можно встретить, пожалуй, только в Амстердаме — грузоподъемные балки на фасадах домов. Старые дома были очень узкими, и поднять мебель по тесной лестнице было очень трудно. С помощью же балки, блока и веревки тяжелые грузы поднимались наверх и через окно доставлялись на нужный этаж.

Со временем, дома начинают заваливаться, иногда фасад «заваливали» специально, чтобы было удобнее поднимать грузы.

В местных домах нет лифтов, а винтовые лестницы настолько крутые, что порой на них нужно взбираться ползком.

Из-за большой и разветвленной сети каналов, многие постройки держатся на массивных деревянных сваях, со временем некоторые подгнивают и дома начинают «плясать», удерживаясь от разрушения о соседние.

Раньше сваи были деревянными длинной около 11 метров. Такие сваи должны все время находиться под водой, иначе, попав на воздух, они просто сгниют. Позже при строительстве стали применять более длинные бетонные сваи

Если позволяет ширина улицы, то сажают деревья. Вообще, Амстердам очень зеленый город.

По берегам каналов пачкаются многочисленные лодки.

Много людей в Амстердаме живет не в обычных домах, а в лодках. Так решать жилищную проблему начали после Второй мировой войны, когда не хватало жилья, а в 60-х годах баржи давали приют хиппи. Сейчас на каналах находится около 2500 деревянных, железных и современных бетонных жилых лодок.
Зарегистрированные “плавучие дома” имеют официально закрепленное место стоянки. По-видимому, такое жилье в Амстердаме дешевле, чем обычное, особенно в респектабельных районах. Да и романтики, неравнодушные к водной глади, здесь не переводятся.

Скульптурный декор фронтонов чаще всего выполнен в виде лепной рамки квардратной или округлой формы в сочетания с украшениями, символизирующими род занятий хозяина дома (рабочий инструмент, фигурки булочников, рыбаков, портных и т. д.).

Еще в Амстердаме любят старые автомобили.

А это панорама на память.

Ссылки по теме:
Амстердам-Всякость.
Амстердам-Радость.
Амстердам-Гадость.
Велосипеды в Амстердаме.
Квартал красных фонарей.

Перепост сделали:
http://kalajkov.livejournal.com/24129.html

Путешествия по странам:
Путешествия по России.
Абхазия.
Боливия.
Великобритания.
Вьетнам.
Германия.
Иран.
Испания.
Йемен.
Корея.
Куба.
Монголия.
Нидерланды.
Перу.
США.
Сирия.
Турция.
Эквадор.

Каталог всех моих записей.

Голландский классицизм — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Голландский классицизм — художественный стиль, доминировавший в архитектуре Соединённых провинций в период Золотого века (начиная с 1620-х годов по конец XVII века). Расцвет стиля пришелся на период с 1625 по 1665 годы, а его основными представителями были архитекторы: Якоб ван Кампен (1595 — 1657) и Питер Пост (1608 — 1669).

Есть мнение, что классицизм как основной стиль массового строительства возобладал в голландской национальной школе раньше, чем в других странах

[1]. Этот стиль сочетал в себе элементы итальянского барокко и классицизма с наследием национальной кирпичной архитектуры. Для архитектуры классицизма характерно использование классических ордеров (таких, как тосканский, дорический, ионический, коринфский и композитный). Во время расцвета классицизма, элементы стиля, такие как пилястры, классические фронтоны и архивольты, использовались повсеместно. Их можно было встретить как на представительских зданиях, так и на постройках утилитарного назначения[1] .

В стиле голландского классицизма выдержаны «узкие» кирпичные дома Амстердама[2], сохранившиеся в голландской столице с XVII века. Эти особняки облицованы белым камнем и снабжены декоративными фронтонами. Здания, выполненные в этом стиле, могли повлиять на архитектурные вкусы Петра I, в то время когда он жил и учился в Нидерландах (подробнее см. петровское барокко)[2].

Здания[править | править код]

Воспитательный дом в Амстердаме

Архитекторы[править | править код]

ТОП 7: Современная архитектура Нидерландов

Ровные ряды аккуратных четырехэтажных домиков вдоль многочисленных каналов – это, пожалуй, самый распространенный образ, возникающий при мысли о традиционной архитектуре Нидерландов. Сегодня  же многие голландские города могут похвастаться довольно яркими образцами современной архитектурной мысли, интересными объектами различного назначения – от театров и начальных школ до музеев и торговых центров.

Портал Я архитектор представляет семь наиболее выразительных проектов, реализованных в Нидерландах в последние годы.

1. Калейдоскопический театр в Лелистаде

Проект: Theatre Agora

Автор: UN Studio

Назначение: театр

Город: Лелистад

Год постройки: 2007

Необычное здание является частью плана программы Lelystad by Adriaan Geuze, призванной активно развивать центральную часть Лелистада – города, которому еще не исполнилось 50 лет. Этот уникальный театр – результат профессионального подхода и свободного полета творческой мысли архитекторов UN Studio. Авторы проекта считают, что здание Agora Theatre является одним из самых сложных объектов за весь период их работы.

2. Аморфная структура в Эйндховене

Проект: Admirant e 18 September Plein  

Автор: Massimiliano & Doriana Fuksas

Назначение: торговый центр

Город: Эйндховен

Год постройки: 2010

Это сооружение появилось в результате реконструкции центральной части Эйндховена, предусматривавшей обустройство крупного торгово-офисного центра, автомобильного и велосипедного паркингов и входа в подземную часть проекта. Аморфные обтекаемые формы нового корпуса торгового центра со стеклянными фрагментами на фасаде создают увлекательные и динамические пространственные конфигурации внутри здания.

3. Зеркальный куб в Роттердаме

Проект: Atriumtower Hiphouse Zwolle

Автор: Atelier Kempe Thill

Назначение: социальное жилье

Город: Роттердам

 Год постройки: 2009

Авторы этого проекта решили сломать сложившийся в Европе стереотип, что квартиры для малообеспеченных слоев населения или студентов (социальное жилье) должны быть, как правило, тесными, темными и уродливыми. Поэтому они спроектировали многоэтажный дом со стеклянными стенами, который просто залит естественным светом в любое время суток и предоставляет своим обитателям достойные условия для проживания. Этот стеклянный куб с параметрами 23 м×32 м×25 м был удостоен в 2010 и 2011 годах нескольких престижных архитектурных наград.

4. Остроконечный муниципалитет в Гааге

Проект: The Hague Municipal Office

Автор: Rudy Uytenhaak

Назначение: офис

Город: Гаага

Год постройки: 2011

В этом белом «бумажном самолетике» расположились практически все основные социальные учреждения и коммунальные службы Гааги: муниципалитет, загс, городская библиотека и информ-центр. Легкость и стремительность, выраженная в дизайне здания, продолжена и в его интерьерах. Внутренние стены постройки практически прозрачны, а все офисы выходят в стеклянный остроугольный атриум, объединяющий различные по функциям этажи. Легкие и одновременно прочные конструкции из тонких балок и визуально невесомых перекрытий максимально раскрывают внутреннее пространство.

5. Морской музей Текселя

Проект: Maritime and Beachcombers Museum

Автор: Mecanoo

Назначение: музей

Город: Тексель

Год постройки: 2011

Издавна жители острова Texel, жизнь которых неразрывно связана с морем и судоходством, собирали куски дерева от потерпевших крушение кораблей и использовали их в строительстве. Не удивительно, что в наше время именно здесь появился музей с необычным названием «Музей моря и людей, собирающих выброшенные морем на берег вещи». Здание этого учреждения, построенное по проекту архитектурного бюро Mecanoo, выполнено в соответствии со старинной эко-традицией местного строительства. Вторично использованная древесина твердых пород послужила материалом для отделки фасадов здания. Ее благородный серебристый оттенок – результат многолетнего воздействия воздуха и влаги.

6. Здание-волна в Альмере

Проект: Block 16

Архитектор: René van Zuuk

Назначение: отель + торговый центр

Город: Альмер

Год постройки: 2005

Принцип строительства здания Block 16 во многом похож на систему возведения тоннелей, основанную на одновременном литье стен и пола. Изменение длины прилегающих друг к другу ячеек в конечном итоге привело к образованию оригинальной неоднородной формы фасада. Хотя творение голландского архитектора René van Zuuk называют «Волна», поскольку своеобразная архитектура действительно создает впечатление, будто поверхность фасада плавно «течет», есть и еще одна ассоциация – анодированный алюминий в облицовке и изогнутая форма стен напоминают чешуйчатую кожу гиганта-пресмыкающегося.

7. Начальная школа в Гааге

Проект: Primary School The Hague 

Автор: Rocha Tombal Architects

Назначение: школа

Город: Гаага

Год постройки: 2011

В стенах школы дети должны чувствовать себя защищенными и в то же время иметь достаточно возможностей для веселого общения. Авторы проекта здания начальной школы в Гааге решили сделать его похожим на «цветное сказочное существо». Удлиненная структура, растянутая вокруг зеленого игрового двора, неоднородна по высоте и ширине, а внутри предлагает маленьким ученикам совершить своеобразное путешествие по светлому лабиринту с изломанными стенами и неожиданными поворотами.

Архитектура Нидерландов XIX — начала XX веков

—стр. 317—

Развитие архитектуры Нидерландов XIX — начала XX вв. происходило в условиях быстрого роста в стране капитализма, для которого было характерно «слияние» или «сращивание банковского и промышленного капитала»¹. Особенности географического положения Нидерландов, расположенных на перекрестке важнейших торговых путей, поставили страну в условиях появления мирового капиталистического рынка в экономически выгодное положение и способствовали росту ее портовых городов. Обогащалась не только верхушка буржуазии, но и так называемые средние слои населения, втянутые в хищническую эксплуатацию богатейших колоний в Юго-Восточной Азии.

____________

¹ В. И. Ленин. Полн. собр. соч., изд. 5, т. 22, стр. 211.

 

В быстро развивающейся голландской промышленности широко использовался дешевый труд эмигрантов из экономически мало развитых европейских стран. Это способствовало образованию местной рабочей аристократии, объединенной в привилегированные реформистские профессиональные союзы. Одной из форм деятельности этих профсоюзов была организация разнообразных, поощряемых правительством, кооперативных обществ, в том числе жилищных строительных кооперативов.

 

Процветающие торговые компании, акционерные общества и банки, перерабатывающие колониальное сырье фабрики, быстрый рост портовых городов — все это способствовало усиленному строительству в стране. Перерабатывающая промышленность Нидерландов базировалась на колониальном сырье, фабрики сооружались в основном в портовых городах — Амстердаме, Роттердаме и др. По своей конструкции, планировке и внешнему облику большинство этих небольших предприятий мало чем отличалось от промышленных зданий, сооружавшихся в других европейских странах.

 

Ограниченность территории Нидерландов — этой небольшой страны, расположенной на низменных, затопляемых берегах Северного моря и многочисленных впадающих в него рек, издавна заставляла голландцев производить сложные работы по искусственному повышению и осушению территории. Высокая стоимость и длительность этих работ способствовали появлению традиции перспективного планирования и созданию кадров градостроителей и ландшафтных архитекторов. В XIX в. работы по осушению польдеров¹ полностью сосредоточиваются в руках государства с последующей передачей участков частным арендаторам, которые затем их осваивали — строили жилые дома в поселках и фермы.

____________

¹ Польдер — низменная, заболоченная или затопляемая территория, осушенная, освоенная и использованная для сельского хозяйства или строительства поселка.

 

Трудно найти другую страну, которая была бы настолько создана руками человека, как Нидерланды. В упорной борьбе с природой выработался ряд традиционных градостроительных, архитектурных и конструктивных приемов, а также происходил

 

 

—стр. 318—

 

строгий отбор наиболее экономичных местных строительных материалов. Так, одной из наиболее стойких голландских строительных традиций были размещение центральной административно-торговой площади города на главной дамбе и постановка городского собора на второй смежной с ней площади, иногда несколько заниженной по сравнению с уровнем дамбы. Однако застройка голландских городов в XIX в., связанная с быстрым ростом промышленности, торговли и массовым притоком рабочих, привела к нарушению традиций в области градостроительства и к антисанитарному и опасному в пожарном отношении состоянию многих городов.

 

 

1. Амстердам. Проект реконструкции города, 1866 г., ван Нифтрик

 

 

Это угрожающее положение, особенно в портовых городах, где связь с тропическими странами создавала постоянную возможность эпидемий, уже в середине века (в 1853 г.) был вынужден обсуждать парламент. В результате были выдвинуты некоторые конкретные требования: установить минимальную ширину улиц 8 м, ввести обязательное водоснабжение и канализацию, узаконить ряд мер конструктивного и планировочного порядка и т. д. Эти требования были учтены в ряде планов реконструкции городов второй половины XIX в.

 

 

2. Амстердам, район Пийп, 1890 г. Департамент общественных работ.

Общий вид улицы

 

 

В 1866 г. арх. ван Нифтрик составил план реконструкции Амстердама (рис. 1). По этому проекту были осуществлены: строительство окружной железной дороги, сооружение канала Северного моря, снос кольца крепостных стен, устройство (в 1868 г.) двух садов — ботанического и зоологического, доступных для широкой публики и т. д.

 

В 1869 г. к городу был присоединен район Нейе Амстель, благодаря чему территория Амстердама увеличилась с 3250 до 4630 га. Одновременно были перестроены Восточные гавани с набережными Явы, Ливана, Суматры, Суринама, Борнео и Зеебурга.

 

В 1875—1877 гг. инж. Калф разработал новый план Амстердама. Он дал детальную схему окружной железной дороги с вокзалом в конце улицы Дамрак. Этим планом были впервые намечены реальные меры борьбы с трущобами и запроектированы два специальных района — Пийп (рис. 2) и Иордан для постройки в них многоэтажных домов с дешевыми квартирами.

 

Аналогичные работы с 1840 г. проводились и в Роттердаме.

 

После 1870 г., когда был окончен канал Де Нейе Ватервег, соединивший кратчайшим путем реку Маас (без шлюзов) с Рот-

 

 

—стр. 319—

 

тердамом, его порт приобрел мировое значение. В следующем десятилетии (1870—1880) были сооружены и оборудованы по последнему слову техники бассейны Роттердамского порта: Бинненхафен, Этропо-хафен, Спорвег-хафен, Конингс-хафен, Рин-хафен, Масс-хафен и Вааль-хафен. А позднее, уже в начале XX в., на правом берегу Мааса созданы новые бассейны — Парк-хафен, Сент Джобс-хафен и Миер-хафен.

 

В 1901 г. в Нидерландах был издан «Жилищный закон», одним из параграфов которого предусматривалось составление планов реконструкции всех голландских городов с населением более 10 000 жителей с обязательным пересмотром этих планов каждые 10 лет. По этому закону регулирование строительства было объявлено прерогативой государства, которое утверждало нормы на строительство и санкционировало поощрительные мероприятия (долгосрочные ссуды и пособия).

 

В первую очередь по этому закону реконструкция коснулась центральных районов городов, в которых сносились трущобные дома, а их жители переселялись в новые, специально для этого отстроенные районы. Так, создавались новые городские районы с относительно благоустроенными жилищами, предназначенными для мало обеспеченных слоев населения. К осуществлению работ по предусмотренной законом 1901 г. перепланировке городов был привлечен один из виднейших голландских архитекторов — Хендрик Петрус Берлаге (1856—1934). Им были составлены для Амстердама проекты первой очереди (1902, рис. 3) и второй очереди реконструкции района Зюд (1915—1917) и района Оостзан (1914—1918), а также план реконструкции Гааги (1908).

 

 

3. Проект реконструкции района Зюд, первая очередь, 1902 г.
X. П. Берлаге
4. Роттердам, город-сад Фрейвик, 1916 г. М. Я. Гранпре-Мольер. Генплан

 

 

В проектах Берлаге предусматривалось расширение и спрямление улиц и застройка кварталов секционными однотипными домами с озеленением внутренних (индивидуальных для каждой квартиры) дворов-садов. В плане 1902 г. сетка улиц строго прямоугольная, в плане 1915—1917 гг. она уже была более свободная.

 

Одновременно с этими типами планировки в Нидерландах сохранялась и традиционная планировка отдельных районов городов по образцу голландских деревень, близкая принципу городов-садов: Кой-Хейплат (1913) и Фрейвик (1916) в Роттердаме (рис. 4).

 

Таким образом, развитие градостроительства в XIX в. в Нидерландах было органически связано с зарождением организованного удешевленного жилищного строительства. Оно было вызвано стремлением оградить привилегированные городские районы от эпидемий, возникающих в перенаселенных трущобах, а также желанием разрядить напряженную атмосферу политического и экономического недовольства, которое концентрировалось в однородных по классовому составу кварталах беднейших слоев населения. Однако различные формы этого жилищного строительства (предоставление благотворительными обществами бесплатных квартир отдельным семьям беднейших рабочих, строительство жилых домов для рабочих владельцами за-

 

 

—стр. 320—

 

водов, деятельность кооперативных обществ и т. д.) не привели к уменьшению жилищной нужды среди рабочих.

 

 

5. Амстердам. Дом пароходного общества, 1913 г.

Я. М. ван дер Мей. Общий вид

 

 

Первый жилищный кооператив, которому была предоставлена ссуда, был организован в Амстердаме в 1856 г. Его членами были профессора, художники, работники связи и другие представители средних слоев городского населения. Первые же удешевленные жилые дома для рабочих были построены в 1890 г. в районах Пийп и Йордан. Однако эти жилища по своей стоимости все же оказались малодоступны для рабочих, и участвовавшее в их строительстве кооперативное общество Де-Йордан из-за нерентабельности этого строительства перешло на обслуживание более обеспеченных пайщиков, для которых в 1896 г. на одной из набережных канала были выстроены многоэтажные дома с благоустроенными квартирами. Но многоэтажных домов строили немного. Обычно кооперативное жилищное строительство было малоэтажным и концентрировалось на периферии городов. В начале XX в. были проведены первые опыты организованного строительства секционных многоэтажных домов.

 

 

6. Амстердам. Дома на Спаарндаммерплантсун, 1913—1914 гг. М. де Клерк. Общий вид

 

 

Проекты многоэтажных жилых домов (планировка, конструкции) составлялись строителями — подрядчиками, архитекто-

 

 

—стр. 321—

 

рам же поручалось только оформление фасадов. Надзор за внешним благообразием городского строительства был поручен созданным при муниципалитетах «комитетам эстетики», а в крупных городах были организованы архитектурные мастерские с должностью главного архитектора города, поэтому подрядчики были вынуждены прибегать к помощи архитекторов.

 

Муниципальное строительство являлось плацдармом борьбы различных художественных и архитектурных направлений. Оно дало возможность голландским архитекторам на практике проверять свое архитектурное кредо. Так, при застройке района Зюд в Амстердаме ярко проявили себя мастера так называемой Амстердамской школы.

 

Первым зданием, выстроенным представителями этого творческого направления, был Дом пароходного общества (1913, арх. Я. М. ван дер Мей, 1878—1949, рис. 5). Молодые последователи Мея — Михаэль де Клерк, П. Крамер и др.— вдохновлялись пластичностью архитектуры этого сооружения. Они пытались ввести те же творческие принципы в жилищное строительство, чтобы разнообразить монотонность протяженных фасадов 3-4-этажных секционных домов новых районов. Им казалось, что это придаст жилой застройке рабочих кварталов живописность (дома на Спаарндаммерплантсун, 1913—1914, арх. Михаэль де Клерк, 1884—1923, рис. 6). Ограниченные в средствах архитекторы стремились добиться художественного эффекта высококачественной кладкой, применением крупных объемных элементов (выступов, цилиндров, шпилей) и дешевых облицовочных материалов (керамики и черепицы).

 

Одновременно для одиноких (преимущественно женщин) строили общежития — многоэтажные дома коридорного типа с индивидуальными комнатами и общественно-коммунальными помещениями (рис. 7).

 

В Роттердаме удешевленное строительство велось сначала в мелких фабричных поселках архитекторами консервативной Делфтской школы — М. Я. Гранпрэ-Мольером (род. 1883), Ферхагеном, Коком и др., мечтавшими возродить «Старую Голландию» с малоэтажными традиционными домами, окруженными садами. И только к концу первой мировой войны в Роттердаме перешли на муниципальное строительство многоэтажных секционных домов в новых районах — архитекторы М. Бринкман, Якобус Иоханес Питер Ауд и др.

 

Индивидуальное строительство жилых домов в сельских местностях, пригородах и городах оставалось традиционным — с расположением жилых помещений в нескольких этажах.

 

В деревнях дома рядовых фермеров строились деревянные, покрытые черепицей, камышом или соломой, под одну крышу с хозяйственными постройками. В небольших рыбачьих поселках продолжалось обычное деревянное традиционное строительство жилых домов. Их строили с многослойными тонкими стенами, с изоляционной прокладкой или засыпкой, повторяя конструкцию обшивки морских судов.

 

В этом строительстве нашло отражение характерное для рубежа XIX—XX вв. стремление к своеобразной модернизации национальных традиционных приемов голландской архитектуры. Ярче всего это выразилось в творчестве арх. X. П. Берлаге.

 

 

7. Амстердам. Дома-общежития коридорного типа, 1910 г. Департамент общественных работ. План жилого этажа

 

 

То же стремление к новаторству при одновременном сохранении традиционных приемов голландской архитектуры наблюдается в этот период и в архитектуре богатых усадебных построек; наиболее интересны из них ансамбли двух образцовых ферм: Ауде Буссум (1903—1905, рис. 8) арх. К. П. К. де Базель (1869—1923) и Де Схипборг (1914, рис. 9) арх. X. П. Берлаге. Эти обширные усадьбы с объединенными в один комплекс жилыми и хозяйственными зданиями при рациональном плане, ясности и простоте общей композиции являются тем не менее типичными образцами тяжеловесного голландского модерна. Для интерьеров их жилых помещений характерно традиционное сочетание обнаженной кирпичной кладки, деревянных

 

 

—стр. 322—

 

панелей и потолков по мощным открытым брусьям, что в бедной лесом Голландии считалось особой роскошью.

 

В особняках торгово-промышленной буржуазии намечался отход от традиционного типа голландского жилого дома. В первом этаже этих домов часто размещался магазин владельца.

 

В стилевых поисках голландских архитекторов этого периода различаются два основных направления. В строительстве, которое велось государством и муниципалитетами, чаще проявлялись консервативные тенденции, связанные со стремлением возвеличить государство, подчеркнуть его мощь и древние традиции. Это выражалось в подражании «староголландскому» стилю (главным образом его декоративным приемам: чередованию кирпича и естественного камня) или в непременной симметрии помпезного «классического» плана и объемно-пространственной композиции.

 

 

8. Образцовая ферма Ауде Буссум, 1903—1904 гг. К. П. К. де Базель. Генплан, главный двор

 

 

В частном же строительстве, особенно по заказам крупной торгово-промышленной буржуазии в конце XIX в., наблюдались подчеркнутый отказ от традиционных стилистических особенностей и от канонов классицизма (как в планах, так и в решении фасадов) и стремление к космополитизму, которое вело к подражанию «международному» стилю, к погоне за новшествами, модой и рекламой. Для этого строительства наиболее приемлемым оказался новый общеевропейский стиль модерн с широким применением стекла, металла, керамики.

 

* * *

 

Структура государственной и местной власти сложилась в Нидерландах еще в XVII—XVIII вв., когда и были сооружены многочисленные административные здания. Консервативность голландских государственных учреждений XIX в. дала возможность продолжать пользоваться в основном прежними зданиями. Поэтому на XIX в. в Нидерландах падает очень небольшое количество вновь построенных административных сооружений. Основной объем строительства в области общественных зданий относится в рассматриваемый период к новым по назначению сооружениям, таким как железнодорожные здания, гостиницы, универсальные магазины, музеи, банки, научные институты и т. д.

 

 

—стр. 323—

 

Наиболее радикальные изменения внесли в облик города сооружения, связанные с железнодорожным транспортом. Широко применялись в железнодорожных сооружениях металлические, в частности чугунные конструкции, украшенные деталями художественного литья (рис. 10).

 

Транспортные сооружения обычно выносились за пределы центрального района города. Редким примером размещения вокзала в центре города является амстердамский вокзал арх. П. Ж. X. Кайперс (1880). В градостроительном отношении это решение оказалось неудачным, так как поставленное вдоль берега реки на оси одной из главных улиц города — Дамрак — протяженное здание вокзала замкнуло перспективу и выключило реку из жизни города в одном из его самых оживленных мест.

 

 

9. Образцовая ферма Де Схипборг, 1914 г. X. П. Берлаге. Интерьер

 

 

Сложным вопросом при разработке планировки вокзалов была необходимость учета разделения пассажиров на классы. Это сбивало четкий график движения пассажиров в одном направлении и заставляло предусматривать ряд параллельных помещений, функционально дублирующих одно другое.

 

 

10. Роттердам. Мосты через Маас. Пешеходный и железнодорожный, 1874—1878. Общий вид

 

 

Сложность конструктивных решений железнодорожных вокзалов потребовала широкого привлечения к их проекту инженеров, которые фактически и были основными авторами проектов этих зданий. В то же

 

 

—стр. 324—

 

время большая общественная роль вокзалов как новых ворот города влекла за собой стремление придать им облик репрезентативных зданий, что требовало участия архитектора в их проектировании, для чего привлекались наиболее известные архитекторы П. Ж. X. Кайперс, X. П. Берлаге и др.

 

 

11. Амстердам. Государственный музей, 1892—1902 гг. П. Ж. X. Кайперс. План 1-го этажа, общий вид музея со стороны главного входа

 

 

Сохраняя в целях придания большой парадности внешнему облику вокзалов симметричную композицию плана и обязательно выделяя главный фасад, архитекторы использовали декоративные приемы кирпичной голландской архитектуры XV— XVIII вв. (богатство узорной кладки, перемежающейся с рядами белого камня и такими же деталями) и включали в объемную композицию такие элементы крепостного зодчества, как башенки, фигурные крыши, резные флюгера и т. п.

 

Интересно отметить, что архитектура выстроенных в Нидерландах в этот период общественных репрезентативных зданий очень однообразна независимо от их конкретного назначения: будь то вокзал, музей, научный институт, театр или иное здание.

 

 

—стр. 325—

 

Не избежало этого единообразия также и здание Дворца мира, построенное в 1913 г. в Гааге в результате международного конкурса по проекту французского архитектора Ш. Кордонье.

 

В конце XIX в. в Голландии получило значительное развитие строительство специальных зданий для музеев, в которых впервые предусматривалась научная обработка и методическая экспозиция материалов. Это потребовало введения функциональных изменений в план зданий, дифференциации больших и малых залов для постоянной экспозиции и временных выставок, специальных помещений для библиотеки, рабочих кабинетов и т. п. (Государственный музей в Амстердаме, 1892—1902, арх. П. Ж. X. Кайперс, рис. 11; городской музей, 1892—1895, арх. А. В. Виссман, 1858—1923 и др.).

 

Построек, в которых были бы использованы формы общеевропейского модерна, в Нидерландах мало. Это главным образом магазины, в том числе универсальные и фирменные здания: в Утрехте дом с аптекой (1904, рис. 12) арх. Риксен; в Гааге магазин фирмы «Шрёдер и Нейкерк», в Лейдене магазин «Хаасе и Пандерс» и некоторые другие. Новая форма торговли, при которой в одном магазине объединялись различные товары, определила и новую организацию внутреннего пространства, что потребовало применения новых конструкций и строительных материалов и стекла. Для привлечения покупателей в комплекс универсального магазина включались справочные бюро, кафе, ресторан, отдельные киоски с ходовым мелочным товаром и т. д., что, продолжая традиции пассажей, делало универсальные магазины своего рода общественным центром.

 

 

12. Утрехт. Жилой дом с аптекой в 1-м этаже, 1904 г. Риксен, фасад 13. Амстердам. Здание страхового общества «Де Нидерланден», 1895 г. X. П. Берлаге. Интерьер парадной лестницы

 

 

Новые тенденции в развитии архитектуры своеобразно отразились в строительстве таких сооружений, как рестораны и

 

 

—стр. 326—327—

 

особенно отели: Американский отель (1896—1902), арх. В. Кромхаут (1864—1940) и отель Виктория в Амстердаме, отели на курорте Схевенинг около Гааги и др. Это, как правило, комфортабельные здания, снабженные всеми видами новейшего для своего времени благоустройства. Внешний облик этих зданий отвечал художественным вкусам XIX в., а отделка интерьеров гостиниц служила своеобразной рекламой товаров тех фирм, которые поставляли отделочные материалы, обои, мебель, декоративные ткани, санитарные приборы и т. д.

 

 

14. Амстердам. Биржа, 1897—1903 гг. X. П. Берлаге. Общий вид, план, интерьер

 

 

* * *

 

Под влиянием деятельности английской рабочей Гильдии, основанной в Оксфорде в 1851 г. при участии Рэскина, Россети, Падокса Брауна и Е. Берн Джонса, ряд голландских художников и архитекторов стали работать в различных областях прикладного искусства и принимать деятельное участие в оформлении продукции фабрик. Это способствовало внедрению в промышленность новых художественных форм, созвучных архитектуре модерна. В целях лучшего сбыта товаров фирмы делали попытки внедрить новое художественное направление в промышленное производство предметов домашнего быта. Одновременно в разных городах Нидерландов при участии архитекторов были организованы кустарные мастерские: например, архитекторы К. П. К. де Базель и Я. Л. М. Лаверикс (1864—1932) организовали в 1895 г. мастерскую «Архитектурно-промышленного декоративного искусства» по разработке мебели в Амстердаме. С 1898 г. в Нидерландах стал выходить и первый специальный журнал «Бау и Змиркунст» («Строительство и декоративное искусство»). Изделия прикладного искусства находили широкий сбыт и использовались в интерьерах новых жилых и общественных зданий.

 

На рубеже XIX—XX вв. среди построенных в Нидерландах общественных зданий выделяется амстердамская Биржа, сооруженная в 1897—1903 гг. по проекту арх. X. П. Берлаге, в творчестве которого (так же, как и в творчестве его непосредственного последователя арх. де Базеля) нашли отражение наиболее интересные искания голландской архитектуры конца XIX — начала XX вв. в области своеобразной пластической интерпретации модерна. К этому же циклу работ Берлаге можно отнести здание Синдиката бриллиантщиков в Амстердаме (1899), сберегательную кассу (1898—1914), проект Дворца мира (1907), здание страхо-

 

 

—стр. 328—

 

вого общества «Де Нидерланден» (1895, рис. 13), ряд особняков в Гааге, вокзал в Хаарлеме, ферму Де Схипборг и др. В них в противовес изящным, легким, тонким, извилистым декоративно стилизованным линиям Ар-Нуво соседней Бельгии (с преобладанием металла и стекла) Берлаге дал свою интерпретацию значительно упрощенного тяжеловесного модерна, использовав традиционный строительный материал кирпич для большого выноса эркеров на кирпичных же кронштейнах, решеток окон и т. д.

 

Перечисленные сооружения оказали значительное влияние на творчество более молодых голландских архитекторов — А. Л. ван Гента, В. Моленбрука, де Базеля и др., а в дальнейшем и на мастеров Амстердамской школы.

 

* * *

 

Среди голландских архитекторов XIX — начала XX вв. Берлаге бесспорно занимает первое место. Его имя как новатора, практика и теоретика было широко известно и за пределами Нидерландов. Архитектор рубежа двух веков Берлаге не только самостоятельно искал новые пути развития архитектуры, но и подытожил многое из опыта новаторских исканий XIX в., выступив одним из первых в Нидерландах против беспринципного подражания стилям прошлого. Одновременно с этим в большинстве своих произведений Берлаге широко применял традиционные материалы, трактуя их по-новому. Каждая работа Берлаге была своего рода экспериментом в области поисков нового взаимоотношения форм и материалов, пластического выражения нового художественного образа.

 

Здание биржи справедливо считается этапным сооружением в развитии голландской архитектуры рассматриваемого периода (рис. 14), так же как и в творчестве самого Берлаге. В эволюции архитектурного образа Биржи в трех последовательных вариантах проекта этого здания, выполненных Берлаге, видно постепенное «очищение» замысла архитектора от готических и романских форм и стремление к современной рациональной архитектуре. В связи с проектом Биржи Берлаге предложил новое градостроительное решение плана городского ансамбля, застроив весь отведенный под здание узкий участок, расположенный вдоль одной из главных торговых магистралей города — улицы Дамрак, у центральной площади Амстердама. К этой площади обращен узкий торцовой фасад Биржи, выходящий непосредственно на небольшую Биржевую площадь, которая является как бы «карманом» Дамрак.

 

Продольный фасад здания Биржи, вытянутый вдоль Дамрак, решен как продолжение торцового фасада и объединен с ним угловой башней. Берлаге сумел придать простым фасадам Биржи новое пластическое выражение, сведя их пластику к сочетанию глади стен и проемов. Скупые и малочисленные декоративные элементы здания не выступают из плоскости стены. Угловая башня связывает оба основных фасада, композиция каждого из которых в отдельности симметрична. Благодаря отсутствию раскреповок на боковых гранях башня сливается со стенами здания в единую плоскость и образует естественное завершение как торцового, так и бокового фасада, являясь в то же время центром композиции здания. Раскреповка сквозного арочного проема верха башни придает ей, несмотря на простой геометрический объем, легкость и воздушность.

 

Основной биржевой зал соединен небольшим внутренним двором с двумя меньшими залами. Служебные и подсобные помещения расположены в нескольких этажах по периметру залов и выходят на галереи. Стены, арки и своды интерьеров здания представляют собой чисто голландский образец обнаженной кирпичной кладки в соединении с естественным камнем колонн, подоконников и небольших пролетов оконных перемычек. Открытые изнутри металлические клепаные фермы с тонкими стягивающими тросами поддерживают остекленное перекрытие.

 

Берлаге никогда не считал себя сторонником функционализма, в котором, по его мнению, преобладали излишний рационализм и сухость и отсутствовал тот эмоциональный подход, который он больше всего ценил в творчестве архитектора.

 

Неудовлетворенность Берлаге чисто рационалистической архитектурой сказалась в ряде его произведений начала XX в., в которых он делает попытку расширить диапазон поисков нового художественного образа зданий. Интересен в этом отношении созданный Берлаге в 1908 г. в Блюмендале

 

 

—стр. 329—

 

проект Бетховенского концертного зала. Здесь вопреки своим принципам он обратился к прежним стилям и, вдохновившись византийской архитектурой, решил это здание как сложную многокупольную композицию.

 

 

15. Эйндхофен. Производственное здание фабрики «Филипс»,

1916—1920 гг. Дирк Розенбург. Общий вид

 

 

Также единственным в своем роде для творчества Берлаге является конторское здание в Лондоне (1914), фасад которого должен был без излишней декоративности давать представление о функциональном назначении здания. Вертикальные членения подчеркивают одинаковость деловых помещений этого конторского сооружения. Однако Берлаге здесь не решился, как он это смело сделал в интерьере Биржи, выявить на фасаде обнаженные несущие конструкции. Они замаскированы отделкой из квадров естественного камня, что придает архаичность облику здания.

 

* * *

 

Во втором десятилетии XX в. Берлаге обращается к более свободному сочетанию асимметричных объемов и полностью отказывается от декоративности. Это знаменует следующий этап развития его творчества, когда он в трактовке модерна приближается к исканиям австрийского архитектора Й. Гофмана, стремясь ко все более упрощенным формам (что в дальнейшем нашло отражение и в работах арх. Виллема Маринуса Дудока в Хилверсуме). Ярким примером этого периода его творчества является муниципальный музей в Гааге (1916), в котором уже четко выраженное рационалистическое начало связано с полным отказом от традиционных форм и приемов.

 

В отличие от многих других европейских стран, в которых основным рубежом в развитии современной архитектуры была первая мировая война, в Нидерландах, сохранивших нейтралитет в годы войны, не было перерыва в строительстве. Даже наоборот, именно во время военных лет здесь наблюдалась строительная лихорадка, вызванная наплывом эмигрантов, особенно промышленных и биржевых деятелей.

 

Благодаря изоляции, связанной с войной, в нейтральных Нидерландах создались особые тепличные условия для развития искусства без какого-либо иноземного влияния. В эти годы расцветает Амстердамская школа во главе с Я. М. ван дер Мейем (Пароходное общество, 1913, см. рис. 5), Михаэлем де Клерком и Пиетом Л. Крамером (1881—1961), к которым примкнули Я. Ф. Стаал, ван Ларен, X. Видевелде — редактор печатного органа группы «Вендинген» и др. Сторонники этой школы строят и во многих других городах страны (Хилверсум, Арнхем, Леварден и др.) не только жилые, но и общественные здания.

 

В культовом и сельском строительстве большое влияние в военные годы приобретает консервативная, шовинистически настроенная Делфтская школа.

 

 

16. Жилые дома на берегу моря. Проект, 1917 г. Я. И. П. Ауд. Перспектива

 

 

—стр. 330—

 

Одновременно в Нидерландах, в первую очередь в промышленном строительстве, появляются единичные попытки голландских архитекторов использовать возможности новых строительных материалов — бетона и стекла — и трактовать производственные здания как полноправные произведения архитектуры. Ярким примером такого строительства может служить здание фирмы «Филипс» в Эйндхофене (арх. Дирк Розенбург, начало строительства — 1916 г., рис. 15).

 

Для Нидерландов второе десятилетие XX в. характерно стремлением левых художников и архитекторов найти формы, отражающие эстетические потребности нового века. Эти стремления обострились во время первой мировой войны, что было связано с протестом многих представителей интеллигенции против бедствий и ужасов войны. Сознавая свое моральное обязательство перед народом и одновременно видя свое бессилие реально предотвратить ход событий, деятели искусства пытались в самом художественном творчестве найти ответ на мучившие их вопросы.

 

Во время войны в Нидерланды возвращаются многие голландские художники и архитекторы; в том числе Пиет Мондриан (из Парижа), где он с 1911 г. под влиянием кубизма вырабатывает свои композиции неопластицизма («плюс — минус» вертикали и горизонтали), и Тео ван Дусбург¹. Совместно с архитекторами Я. И. П. Аудом, Корнелисом ван Эестереном, Герритом Ритфелдом и др. они в 1917 г. организовали группу «Де Стиль», которая наряду с немецким «Баухаузом» и французской «Эспри-Нуво» стала уже в послевоенные годы основой развития нового западноевропейского искусства, в том числе и архитектуры.

____________

¹ Тео ван Дусбург — псевдоним. Настоящее имя Христиан Эмиль Мари Кюппер.

 

Члены группы «Де Стиль» не только искали пути новой художественной выразительности, но и пытались найти новые закономерности художественного творчества.

 

В 1915 г. Р. ван т’Хофф, основываясь на принципах «Де Стиль», построил первые два дома в Хюйс тер Хейде около Утрехта. 17 октября 1917 г. выходит первый номер журнала «Де Стиль», и с тех пор основоположники этой группы Дусбург, Мондриан и другие ведут на его страницах широкую пропаганду идей «Де Стиль»; на первых порах в основном в области живописи. Первый архитектурный проект, опубликованный в журнале «Де Стиль», это «Жилые дома на берегу моря» (1917, арх. Ауд, рис. 16) и его фабрика в Пурмеренде.

 

Борьба архитектурных направлений в Нидерландах в период первой мировой войны, подкрепленная реальным строительным опытом мастеров различных направлений, позволила голландским архитекторам и в теории, и на практике занять одно из ведущих мест в развитии послевоенной европейской архитектуры.

Голландская архитектура

Общие характеристики голландской архитектуры

Архитектура Голландии имеет много общего с художественной школой этой страны. Следует отметить, что в архитектуре Нидерландов есть некоторые общие характеристики, существующие на протяжении всей истории. Среди них необходимо выделить открытость архитектуры, а также её способность поглощать зарубежный опыт и с учетом вышеизложенного выработать собственный стиль. Безусловно, ранняя урбанизация оказала большое влияние на развитие строительства в Голландии. Наряду с ней, архитектура Нидерландов претерпевала изменения в связи с такими факторами, как:

  • общее историческое развитие;
  • иностранное господство;
  • экономические подъемы и стагнации.

Надо сказать, что к развитию строительной индустрии Голландии имел отношение политический триумф государства (XVII век). Ряд этих событий называют «золотым веком», ведь в это время в стране значительная часть средств направлялась на развитие строительной отрасли и застройку новых городов.

Голландское возрождение и классицизм

Данный период в развитии архитектуры принято ограничивать временными рамками с XVI по XIX век. В начале XVI века в архитектуру Нидерландов постепенно проникают некоторые формы итальянского и французского возрождения. Это проявлялось прежде всего в появлении профессионального образования и развитии технической литературы. Первым теоретиком архитектуры в Голландии был гравер и живописец Питер Кук ван Альстом. Он известен своими переводами трактата «десяти книг об архитектуре» Витрувия и некоторых трактатов итальянского архитектора Серлио.

Здесь следует отметить, что заимствование некоторых элементов из итальянского и французского возрождения было косвенным, ведь архитекторы этих стран никогда не работали в Голландии. Таким образом, поглощение новых веяний в архитектуре происходило лишь благодаря местным зодчим, что неизбежно приводило к трансформации архитектурных форм Ренессанса в нидерландской архитектуре.

Замечание 1

Примечательно, что данные архитектурные формы применялись голландскими архитекторами исключительно в целях внутреннего и наружного декорирования. Они не затрагивали привычной готической стилистики и конструкции сооружений.

Элементы ренессансных ордеров и некоторые карнизы наносились на обычные средневековые здания. Это привело к значительному изменению пропорций общественных и жилых зданий. Высокие фронтоны зданий имели ступенчатую форму, нередко фасады подчеркивались эркерами. Данную картину хорошо иллюстрируют сохранившиеся памятники архитектуры того времени (здания ратуш, цехов и купеческих корпораций).

Рисунок 1. Амстердамская ратуша. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Здесь стоит упомянуть, что на архитектуру голландского возрождения сильно повлияли внешние и внутренние политические, экономические и религиозные факторы. Например, подъем экономики Нидерландов способствовал развитию голландских городов, и как следствие, строительству светских сооружений, таких как:

  • торговые ряды;
  • ратуши;
  • склады.

В результате деятельности широких религиозно-политических движений появлялись новейшие протестантские храмы, архитектура которых отличалась от привычной. Здесь уже не наблюдалось господство готических элементов, преобладали ренессансные.

В архитектуре светских сооружений выделился свежий, весьма живописный стиль, в котором прежняя готика еще имела некоторое влияние. Такая структура сосуществовала с огромным количеством заимствованных из ренессанса архитектурных элементов, причем не всегда удачно. Необходимо отметить, что в некоторых регионах страны в этот период сложилась определенная архитектурная концепция кирпичных зданий, включающих иногда белокаменные классические элементы. Выдающимися архитекторами данного периода были Якоб ван Кампен, Ливен де Кей и Хендрик де Кейзер. Наибольшее влияние, во многом благодаря этим личностям, голландская архитектура впоследствии оказала на такие страны, как Германия и Англия.

К XVII веку голландцы начали разработку грандиозных проектов многочисленных городских каналов. Их создание было направлено на осушение некоторых заболоченных территорий, а также из побуждений развития водного транспорта. В случае военных столкновений такие каналы выполняли защитную функцию. На берегах каналов велась активная застройка вплоть до конца XVIII века.

Рисунок 2. Центральный вокзал Амстердама. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Замечание 2

Данный период характеризуется наибольшим влиянием французского классицизма в голландской архитектуре. Это прослеживается как в общественной, так и жилой застройке. Примером может служить Амстердамская ратуша в Гааге.

Поиск национального стиля архитектуры Нидерландов

Этот этап развития архитектуры в XIX веке искусствоведами отмечается как «проходное» время. Принято считать, что в этот период не создавалось выдающихся архитектурных сооружений, хотя на сегодняшний день данное мнение все чаще оспаривается, ведь многие голландские города обязаны своему архитектурному облику деятельности зодчих со всей Европы XIX века.

В эти годы активно развивалась промышленность и росли города, были заложены основные положения промышленной архитектуры, происходил культурный и образовательный подъем общества.

Однако, до середины XIX века в Голландии всё еще строились здания под влиянием архитектуры французского классицизма. Позднее начали появляться эклектические здания, архитектурный стиль которых нередко включал элементы нидерландской неоготики. Именно это направление специалисты называют голландским национальным архитектурным стилем.

Во второй половине XIX века вклад в архитектуру Голландии внесли такие выдающиеся архитекторы, как Адольф Леонард ван Гендт и Питер Кейперс. Последний, будучи одним из главных деятелей архитектурного историзма, оказывал серьезное влияние на изучение, реставрацию и реконструкцию культовых сооружений Голландии.

Резюмируя вышеизложенное можно сказать, что голландский архитектурный «бум», происходящий в первой трети XIX века являлся наиболее значимым событием в строительной индустрии Нидерландов.

Голландский архитектурный стиль

История голландской архитектуры

Голландский архитектурный стиль самостоятельно сформировался в конце XVI века. Поводом для его появления послужило освобождение северной части Нидерландов от испанского владычества. Новое государство получило название «Голландская республика» и пошло по пути индивидуального развития.

Отсутствие постоянного контроля со стороны испанских властей и влияния католицизма освобождало жителей молодого государства от необходимости возведения роскошных дворцов. Местные религиозные особенности сильно повлияли на внешний вид храмов: согласно правилам, не позволялось слишком пышно украшать храмы. В результате этих событий в начале XVI века архитектура Голландской республики заметно отличалась от других европейских государств.

Рисунок 1. Голландский стиль. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Замечание 1

На формирование голландской архитектуры большое влияние оказало множество факторов. Среди них — внутренняя политическая обстановка, климатические особенности и стремительный технический прогресс.

Главными критериями архитектуры в Голландии стали прочность, практичность и красота конструкций. В качестве отличительных особенностей голландских сооружений можно выделить:

  • высокие большие оконные проемы, разделенные на прямоугольные ячейки;
  • кирпичные стены, отделанные белым камнем;
  • двускатная крыша с высоким уклоном;
  • симметрия главных фасадов;
  • ступенчатый или колоколообразный щипец, венчающий верхнюю часть кровли.

Замечание 2

Следует заметить, что голландские сооружения не отличаются большим размахом. Такие дома обычно имеют узкий главный фасад и длинную внутреннюю часть.

Голландский архитектурный стиль в частном строительстве подойдет для простых людей, предпочитающих функциональность и комфорт. Он идеально сочетает в себе красоту внешнего убранства и традиционный внутренний уют.

Материалы и оформление

Традиционным конструкционным материалом в голландской архитектуре всегда был кирпич. В современной архитектуре он также широко распространен, однако, нередко его заменяют другими более доступными материалами. В таком случае, соответствие традиционным голландским фасадам достигается с помощью облицовки фасада кирпичом или его имитацией.

Одним из обязательных атрибутов голландской архитектуры является отделка белоснежного цвета. Она придает сооружениям колорит и торжественность. Эти декоративные элементы изначально выполнялись из камня или специально обработанной древесины, которая покрывалась слоем гипса и извести. Современный же ассортимент строительных материалов позволяет выбрать более доступные изделия из полиуретана или древесного композита. Углы современных голландских сооружений украшают имитацией камня или декоративной фасадной штукатуркой.

Рисунок 2. Традиционные голландские сооружения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В связи с тем, что традиционное голландское сооружение выполнялось из кирпича, оно, как правило, имело красный цвет. Более современные интерпретации голландских зданий предполагают использование любых насыщенных цветов для оформления фасадов. Акцент здесь делается на контрасте белых элементов декора и основной расцветки.

Крыша и основные элементы

Главное требование к кровельной системе в голландской архитектуре – возможность размещения под ней жилого помещения. Как правило, кровля представляет собой двускатную конструкцию, которая допускает использование любых кровельных материалов.

Следует упомянуть, что верхняя часть фасада (щипец) является неотъемлемой частью голландского сооружения. Этот участок стеновой конструкции может быть как ступенчатым, так и иметь более плавное очертание в виде колокола или правильной трапеции.

Края фасадов отделываются белоснежными элементами, подчеркивающими контур здания. Декор обычно выполняется из камня или древесины, в современности нередко используется пластик. Для максимального соответствия традиционному внешнему виду в верхней части фасада допускается установка стилизованной консоли. Достойной заменой крюку для поднятия грузов может послужить красивый старинный фонарь.

Другой отличительной чертой традиционных голландских зданий являются оригинальные высокие окна, располагающиеся симметрично, относительно вертикальной оси фасада. Окна разделяются специальными перегородками, что придает им ячеистый вид и делит раму на мелкие фрагменты. В зависимости от предпочтений владельцев, окна снабжались деревянными ставнями. Нередко такие ставни могли достигать половины застекленного пространства.

Для оформления оконных проемов обычно использовались промышленные наличники строгой геометрической формы. Наличники не должны были содержать фигурной резьбы и лишних украшений. Такое же требование предъявлялось и к декоративным каменным фрагментам, повторяющим очертания окна.

Входные двери также обладают некоторыми особенностями. Они отличаются необычностью конструкции – их верхняя и нижняя часть может открываться как отдельно, так и по отдельности. Первая обычно выполнялась из стекла и состояла из девяти вертикальных прямоугольных фрагментов, скрепленных рамой. Нижняя представляет собой металлическую основу, покрытую матовой краской. По голландской традиции, вход в дом должен располагаться с боковой стороны здания, внутри двора.

Аккуратные и прагматичные голландцы в связи с географическим положением и природными особенностями были вынуждены постоянно решать непростые инженерные задачи. В строительстве сооружений на первое место они ставили математический расчет и точность. Излишний шик и показная помпезность не нашли отражения в голландской архитектуре.

Голландские сооружения искусно совмещают в себе скромную декоративность и бытовую практичность. По мнению специалистов, голландский архитектурный стиль произвел неизгладимое впечатление на Петра I во время его путешествия по Европе. В этой связи такая архитектура была выбрана в качестве основной при строительстве Петербурга.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *