Готический стиль в архитектуре кратко: описание и фото-примеры – Rehouz

Содержание

Готический стиль в архитектуре: простыми словами

Готический стиль в архитектуре – это устремлённое ввысь большое и тяжёлое здание, одновременно невесомое и легкое, воздушное и мистическое, залитое необычным светом.

 

Каркасная система в готической архитектуре

Появился данный стиль на базе романских построек с характерными толстыми стенами, небольшими окнами, полукруглыми тяжёлыми дверями, массивными столбами или колоннами и бочкообразными сводами.

Готическая архитектура появилась благодаря открытию архитекторами принципиально нового метода распределения нагрузки на здание. Когда установили, что масса и нажим каменной кладки вполне могут быть сосредоточены в нескольких высчитанных точках, то другие составляющие строения не обязательно должны быть опорными.

Новый подход в строительстве состоял в том, что цилиндрический свод заменился веерным посредством специальных конструкций: нервюр — выступающих рёбер каркасного свода. Его назвали нервюрным.

На основе каркасной системы готической архитектуры появилась возможность строительства высочайших зданий с огромным пространством, множеством света, высокими колоннами и башнями, продолговатыми арками и украшенными резьбой фасадами. Стали строить готические храмы, превышающие высоту Хеопской пирамиды, которая в Европе в те времена считалась самым высоким сооружением на земле.

Готический стиль в архитектуре: история

Эволюцию готического стиля в архитектуре можно разделить на три этапа:

  1. ранняя готика -12 век;
  2. высокая (зрелая) с пиком в 13 веке;
  3. пламенеющая (поздняя) с расцветом в 14-15 веках.

Временем рождения готики можно считать 1135 год. Архиепископ города Санса в Бургундии принял решение построить новый храм вместо старого романского, в котором выступающие рёбра свода носили декоративный характер. В новом соборе они стали играть роль опорных конструкций одновременно с арками.

Примерно в это же время началась реконструкция собора Сен-Дени, недалеко от Парижа — усыпальницы французских королей. В работах использовались элементы нового стиля, заимствованные из собора в Сансе. Именно этот факт послужил началом распространения готики, как французского стиля, в соседних регионах (запад и центр Европы), а также в Сирии, на Родосе, на Кипре.

По иронии судьбы, Германия переняла этот стиль позже остальных, хотя своё имя стиль получил от названия племён, проживавших на её территории: готов.

Готический стиль в архитектуре: элементы

Оличить Готику можно по стрельчатым аркам, нервюрам, травеям, контрфорсам, аркбутанам. Всего две минуты на видео покажут, что это за элементы.

Каркасная система готической архитектуры является отличительной особенностью стиля. Его характерные признаки

  • высокие арки и своды, стремящиеся ввысь в форме стрел, дуг и крестов,
  • наружные полуарки, передающие нагрузку за пределы основного здания (аркбутаны),
  • вертикальные конструкции, принимающие на себя эту нагрузку (контрфорсы),
  • узорчатые мозаичные окна.

На основе последних французские искусствоведы 19 века пытались классифицировать готические стили. Термин «Районнант» (фр. Rayonnant — излучение) был утверждён для описания излучающих спиц окон в форме розы. Употребляется современными искусствоведами.

Уделите минутку времени, чтобы подробней рассмотреть готический свод на примере башен-ворот Торрес-де-Серранос в Испании (Валенсия):

Строительство

Строительство величественных готических сооружений было невозможно без железных инструментов, пил, блоков, больших колёс для подъёма материалов на высоту. Требовалось наличие свинца, пластины которого покрывали крыши. Все эти условия стали возможны на территории Европы в 12 веке.

Для исполинских сакральных сооружений требовался камень, который часто привозили из дальних карьеров. Процесс возведения готических шедевров длился сотни лет.  Мы его можем рассматривать на картинах средневековых художников Яна ван Эйка и Питера Бригеля-старшего.

Оценка и влияние готики

Домский Собор в Милане

Восприятие готики было весьма неоднозначным. Основоположники Возрождения Италии Брунеллески и Донателло вдохновлялись этим стилем в своём творчестве. И в то же время, готику воспринимали как искусственную, оторванную от природы, а потому считали её символом тёмного и отсталого.

Мольер называет готические соборы «чудовищами» и «следами невежественных лет». А Винсент Саблон воспевает в поэмах. Восприятие готики в фантастическом ореоле таинственности в период романтизма 18-19 веков привело к переосмыслению философии средневековой архитектуры.

Искусствовед профессор Эрвин Панофский (1892 — 1968) в своей работе «Готическая архитектура и схоластика» даёт подробное объяснение эволюции готики на основе развития европейской средневековой философии, которая концентрировалась вокруг университетских центров и представляла собой синтез католического богословия и логики древнегреческого Аристотеля. Он утверждает, что оба этих направления развивались по принципу: «идея — противоположность — ответ».

Видео — урок:

Читайте статью Готические соборы средневековья, в которой описаны наиболее известные соборы, являющиеся образцом этого стиля.

Готический стиль в архитектуре, по Вашему мнению, это что-то чудовищное? Напишите в комментарии своё мнение. Есть ли рядом с вами архитектурная готика?
Делитесь знаниями с друзьями в социальных сетях.
Ставьте оценку статье, выбрав нужное число звёзд ниже.

Готический стиль в архитектуре (примеры на фото)

Готический стиль в архитектуре стал завершающим этапом в развитии средневекового искусства перед началом эпохи Возрождения. Готика властвовала в Европе с 12 по 16 века, заменив романский стиль. Название стилю дали варварские германские племена, вторгавшиеся в пределы Римской империи с севера (3-5 вв. н.э.), которых римляне называли «готами». Сам термин появился уже в эпоху Ренессанса, его использовали в качестве насмешливого обозначения средневековой культуры. Считается, что первым название «готика» употребил Джорджо Вазари.

Римско-католический готический Кёльнский собор Пресвятой Богородицы и Святого Петра (Kölner Dom). 1248-1437 гг.;1842-1880 гг. Строился по образцу французского собора в Амьене.

Джорджо Вазари ( Giorgio Vasari). 1511-1574 гг. Итальянский художник, архитектор, основоположник искусствознания.

Зародился готический стиль в середине 12 века на севере Франции, спустя век он уже был распространен практически на всей территории Центральной Европы. Несколько позже он проник в Италию и в страны Восточной Европы. Этот стиль получил развитие в странах, где была сильна католическая церковь, которая поддерживала религиозную идеологию готики. Искусство готики являлось культовым, его назначением было обращение к Высшим силам, к вечности. И поэтому основным сооружением в стиле готики был собор – храмовое сооружение, которое предоставляло собой синтез архитектуры, скульптуры, живописи, витражного искусства. Появление готического стиля совпало с изменениями в средневековом обществе: начали формироваться централизованные государства, росли города, развивалось градостроительство. В центре города возводился большой собор, здесь сосредотачивалась основная общественная жизнь. В соборах проходили собрания жителей, проводились проповеди, диспуты богословов, праздничные мистерии. Само храмовое сооружение становилось сосредоточием Вселенной, что подчеркивалось готической архитектурой, выражающей идею власти божественных сил. В качестве строительного материала использовался горный камень с тщательно обтесанными горизонтальными поверхностями. Некоторые места кладки строители укрепляли железными скобами, которые укрепляли расплавленным свинцом. В Северной и Восточной Германии нередко строили из обожженного кирпича, используя кирпичи разной формы и разнообразную кладку.

Готический и романский стили

Готический стиль сменил стиль романский. Романский и готический стили кажутся совершенно разными в своем архитектурном выражении, однако, готика многое наследовала от романского стиля. Особенностью готического зодчества стала каркасная система – этот конструктивный прием строители переняли от романского крестового свода. Основой сводчатой конструкции являются ребра – нервюры.

Нервюры в готическом своде.

Благодаря такой конструкции уменьшалось давление на стены, так как нервюры опирались на столбы-устои (а не на стены, как у зданий романского стиля). Кроме того, уменьшалась усадка грунта, что было опасно для массивных романских зданий. Еще одно преимущество каркасного свода – возможность покрывать здания неправильной формы.

Благодаря каркасной системе в готических соборах значительно уменьшалась нагрузка на стены.

Средокрестие —место пересечения главного нефа и трансепта собора, образующих в плане крест. Неф — прямоугольное в плане внутреннее пространство собора, огражденное наружными стенами. Трасепт — поперечный неф в крестообразных в плане соборах, пересекающий под прямым углом основной неф.

Благодаря новому подходу к строительной конструкции романская и готическая архитектура очень разнятся внешне. Романские сооружения имели гладкие толстые стены, которые создавали ощущение защиты и силы, замкнутости, отчуждения. Готические строения представляют собой пример сложного взаимодействия окружающей среды и внутреннего пространства. Такой эффект достигается при помощи больших окон, кажущимися воздушными и легкими башнями, каменным декором.

 

Романский и готический стиль отличаются декором зданий благодаря витражам, тысячам скульптур, статуй, лепнине с природными мотивами, которые стали характерными элементами готики и практически отсутствовали (или использовались в небольших количествах) на фасадах романских сооружений.

Аббатство Мария Лаах (Abtei Maria Laach) в романском стиле немецкий монастырь на юго-западном берегу Лаахского озера в горах Айфель. Монастырь заложил в 1093г. пфальцграф Генрих II фон Лаах Окончание строительства — 1216 год.

На фото Готический Ульмский собор. Ульм в Германии в высоту 161,5 м. (1377-1890 гг.)

Готические скульптурные композиции отличаются от романских большей экспрессией, динамикой, напряжением фигур. Скульптура становится неотъемлемой частью собора, частью архитектурной идеи, вместе с другими архитектурными приемами передает стремление сооружения вверх. Кроме того, скульптура оживляет и одухотворяет сооружение. Стены готических зданий украшали фигурами апостолов, святых, пророков, ангелов, иногда создавали сюжеты из библейской истории. Готический архитектурный стиль отображал мир в фокусе религиозных взглядов общества, однако, в религиозные мотивы вмешивались и сцены из жизни простых людей. Центральный портал фасада обычно посвящался образу Христа или Деве Марии, на цоколе портала нередко изображали месяц, символы времен года – они изображали тему человеческого труда, стены украшали фигуры библейских царей, святых, апостолов, пророков и простых людей.

Скульптуры в соборе святых Мауритиуса и Катарины в Магдебурге — первом готическом строении в Германии. (1209 — 1520 гг.)

Если рассматривать готический стиль в архитектуре на фото в разных ракурсах, можно представить величественный размах идеи средневековых зодчих, отображающих возвышенную религиозность, воспевание и поклонение Высшим Силам. Величавость соборов, их величина, несоизмеримая с размерами человека, оказывали сильнейшее эмоциональное воздействие на верующего человека. Пример готического стиля в архитектуре, фото которого представлено ниже:

Готический стиль. Собор в Шартре — Cathédrale Notre-Dame de Chartres — католический кафедральный собор в городе Шартр (1194—1260гг.)

Этапы развития готического стиля в архитектуре

В готической архитектуре выделяются несколько этапов развития: ранний, зрелый -высокая готика и поздний, так называемая «пламенеющая» готика.

Ранняя готика приходится на начало 12 века и первую четверть 13 века. Примеры готического стиля раннего периода: собор Парижской Богоматери, соборы в Нуайоне, Лане. Самым ранним произведением с новой конструкцией свода считают церковь аббатства Сен Дени под Парижем. Старую церковь перестраивали при аббате Сугерии зодчие из Южной Франции. Несмотря на сопротивление монастырских зодчих, церковь была построена в готическом стиле (пример на фото). Вначале перестроили фасад и западную часть здания, на фасаде устроили три портала с широкими дверями для того, чтобы людям было удобнее заходить в здание, в 1151 г. были возведены башни. Сугерий написал книгу, в которой было описано строительство, которое велось в Сен Дени в 1137-1150 гг.

Аббатство Сен Дени под Парижем. Франция. 1137-1150 гг.

Зрелая готика.

Сооружения зрелой готики возводились с 20-х годов 13 века и до его конца. Примером являются соборы в Шартре, Реймсе и Амьене. Зрелой (высокой) готике присуща каркасная конструкция, богатые архитектурные композиции, большое количество скульптуры и витражей.

Собор в Реймсе ( Notre-Dame de Reims) в французской провинции Шампань (Champagne). Архиепископ Реймса Обри де Умбер (Aubry de Humbert) в 1211 году заложил Собор Божьей Матери. Архитекторы Жан дОрбе (Jean d’Orbais) 1211 г, Жан ле Лу (Jean-le-Loup) 1231-1237 гг., Гоше Реймский (Gaucher de Reims) 1247-1255 гг., Бернард Суассонский (Bernard de Soissons) 1255-1285 гг.

Поздняя готика охватывает 14 и 15 вв.

Иногда позднеготическое искусство 15 века выделяют в особый период так называемой «пламенеющей» готики. Для этого периода характерно развитие скульптурного искусства. Скульптурные композиции не только воспитывали у людей религиозные чувства, изображая сюжеты из Библии, но и отражали жизнь простого народа.

Скульптура на фасаде Миланского собора

В отличие от Германии и Англии поздняя готика во Франции, разоренной Столетней войной, не получила широкого развития и не создала большого числа значительных произведений. К наиболее значимым сооружениям поздней готики относятся: церковь Сен-Маклу (Сен-Мало), Руан, Кафедральный собор в Мулене, Миланский собор, Севильский кафедральный собор, Нантский собор.

Миланский собор. высота от земли (со шпилем) — 108, 50 м; высота центрального фасада -56, 50 м.; длина главного фасада: 67, 90 м; ширина: 93 м.; площадь: 11.700 кв. м; шпили: 135; 2245 статуи на фасадах

Сооружения готической архитектуры строились и перестраивались в течение многих десятилетий, а иногда намного дольше. В архитектуре одного здания переплетаются черты разных этапов развития готики. Поэтому трудно отнести то или иное сооружение к конкретному периоду готического стиля. К 15 веку в Европе появился новый класс — буржуазия, стали развиваться централизованные государства, укреплялись светские настроения в обществе. Феодализм начал приходить в упадок, а вместе с ним и готический стиль стал постепенно утрачивать свое значение.

автор текста: Марина Калабухова

Готический стиль в архитектуре

Готика — венец средневековья, яркие краски, позолота, сияние витражей, экспрессия, взлетающие в небо колючие иглы шпилей, симфония света, камня и стекла. .. Основным стимулом формирования готики стало уникальное соединение христианского мировоззрения, традиций античной культуры, архитектуры Рима, латинской письменности, книжной миниатюры, романо-кельтских художественных ремесел. Развитию нового стиля способствовал стремительный рост европейских городов и торговли…

Слово происходит от итал.  “gotico” — непривычный, варварский; сначала использовалось в качестве бранного. Впервые понятие в современном смысле применил Джорджо Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от Средневековья.

Готический стиль, в основном, проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался на основе романской архитектуры.

Для готики характерны:

  1. арки с заострённым верхом,
  2. узкие и высокие башни и колонны,
  3. богато украшенный фасад с резными деталями и
  4. многоцветные витражные стрельчатые окна.

Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.

Аркбутан — это наружная каменная упорная арка, которая передает распор сводов главного нефа на опорные столбы, отстоящие от основного корпуса здания — контрфорсы. Завершается аркбутан наклонной плоскостью по направлению ската кровли. В ранний период развития готики встречаются аркбутаны, скрытые под крыши, но они мешали освещать соборы, поэтому вскоре они были выведены наружу, и стали открытыми для обозрения извне. Аркбутаны бывают двухпролетные, двухъярусные, и комбинирующие оба этих варианта.

Контрфорс — в готике вертикальная конструкция, мощный столб, способствующий устойчивости стены тем, что своей массой противодействует распору сводов. В средневековой архитектуре догадались не прислонять его к стене здания, а вынести его наружу, на расстояние в несколько метров, соединив со зданием перекинутыми арками — аркбутанами. Этого было достаточно для эффективного переноса нагрузки со стены на опорные колонны. Внешняя поверхность контрфорса могла быть вертикальной, ступенчатой или непрерывно наклонной.

Пинакль — остроконечная башенка, которой нагружали вершину контрфорса в месте примыкания к нему аркбутана. Это делалось с целью предотвращения сдвигающих усилий.

Столб-устой — мог быть простого сечения, или же представлять собой “пучок колонн”.

Нервюра — ребро арки свода, выступающее из кладки и профилированное. Система нервюров образует каркас, поддерживающий облегченную кладку свода.

C появлением крестового свода, системы колонн, аркбутанов и контрфорсов, соборы приобрели вид громадных ажурных фантастических сооружений. Погашение нагрузок системой контрфорсов позволило сделать более тонкими и стены.

Освобождение стен от нагрузки позволяло прорезать их огромными окнами — это стимулировало искусство витража. Интерьер храма становился высоким и светлым. Так, техническая необходимость привела к созданию новой конструкции, а та, в свою очередь, — оригинального художественного образа.

Существует легенда — Архитектор собора Герхард, не в силах выполнить чертежи будущего собора, решил пригласить на помощь дьявола.

Сатана тут же явился и предложил обмен: архитектор получает долгожданные чертежи, но взамен отдаёт свою душу. Сделку нужно было совершить после первых криков петухов.

Архитектор был в безвыходном положении и согласился. Но разговор подслушала жена архитектора и решила уберечь душу своего мужа и заполучить чертежи здания.

Она встала рано утром и прокукарекала вместо петуха. Дьявол немедленно явился, передал заветные чертежи. Обман затем вскрылся, но было уже поздно.

Существует продолжение первой легенды: когда дьявол узнал об обмане, он сказал: “Да наступит конец света с последним камнем на этом соборе!”. С тех пор собор не перестают строить и достраивать: закончится строительство — наступит Апокалипсис, обещанный дьяволом.

Во время Второй мировой войны, когда бомбардировками союзников был уничтожен практически весь Кёльн, не пострадал только Кёльнский собор. По негласному сговору лётчиков, собор берегли как географический ориентир.

Готика — художественный стиль завершивший развитие средневекового искусства в Западной, Центральной и отчасти Восточной Европе. В готике отразились кардинальные изменения в структуре средневекового общества.

Архитектура готического собора — символ бесконечности.

Его художественный образ, вопреки обыденным представлениям, выражает не математический расчет и рациональную конструкцию, а иррациональную, мистическую тягу души к неведомому, загадочному…

И эта дерзкая мечта реально, ощутимо воплощена в материальной, осязаемой форме! Камень за камнем, все выше и выше — метафизика духовного порыва, дерзости и, одновременно, христианского смирения, соединения мечты и реальности.

Художественный секрет готической архитектуры состоит в том, что ее архитектоника (“зрительная конструкция”) не совпадает с действительной. Если последняя действует на сжатие, то зрительный образ выражает идею Вознесения, устремленности души к небу, слиянию с Богом. Именно это несоответствие постепенно усиливалось в развитии готического стиля.

Готика — художественный стиль завершивший развитие средневекового искусства в Западной, Центральной и отчасти Восточной Европе. В готике отразились кардинальные изменения в структуре средневекового общества. Ведущим архитектурным типом стал городской собор: каркасная система готической архитектуры (стрельчатые арки опираются на столбы; боковой распор крестовых сводов, выложенных на нервюрах, передается аркбутанами на контрфорсы) позволила создавать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов, прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами.

Устремление собора ввысь выражено ажурными гигантскими башнями, стрельчатыми окнами и порталами, изогнутыми статуями, сложным орнаментом.

Трудно найти подходящие слова, чтобы описать впечатления от готического собора. Они высоки и тянутся к небу бесконечными стрелами башен и башенок, вимпергов, фиалов, заостренных арок. Но больше поражает не столько высота, сколько богатство аспектов, открывающиеся, когда обходишь кругом собора.

Готические соборы не только высоки, но и также очень протяженны: например Шартрский имеет в длину 130 метров, а длина трансепта — 64 метра, и чтобы обойти вокруг него требуется пройти по меньшей мере полкилометра. И с каждой точки собор смотрится по-новому. В отличие от романской церкви с ее четкими, легко обозримыми формами, готический собор необозрим, часто асимметричен и даже неоднороден в своих частях: каждый из его фасадов со своим порталом индивидуален.

Стены не ощущаются, их как бы и нет. Арки, галереи, башни, какие-то площадки с аркадами, громадные окна, все дальше и дальше — бесконечно сложная, ажурная игра ажурных форм. И все это пространство обитаемо — собор и внутри и снаружи населен массой скульптур (в Шартрском соборе около десяти тысяч одних статуй). Они занимают не только порталы и галереи, но их можно найти также и на кровле, карнизах, под сводами капелл, на винтовых лестницах, возникают на водосточных трубах, на консолях.

Словом, готический собор — это целый мир.

Он и действительно вобрал в себя мир средневекового города.

Если даже сейчас, в современном Париже, собор Парижской Богоматери царит над городом, и перед ним меркнет архитектура барокко, ампира, классицизма, то можно представить, как еще более внушительно он выглядел тогда, в том Париже, среди кривых улочек и маленьких двориков по берегам Сены.

Тогда собор был чем-то большим, чем просто местом церковной службы. Вместе с ратушей, это был центр всей общественной жизни города. Если ратуша являлась центром деловой деятельности, то в соборе, кроме богослужения происходили театральные представления, читались университетские лекции, иногда заседал парламент и даже заключались мелкие торговые договоры. Многие городские соборы были так велики, что все население города не могло его заполнить. Возле собора, как правило, располагались торговые ряды.

Потребности городской жизни побудили преобразовать замкнутый толстостенный, крепостного типа романский собор вот в такой пространственный, открытый вовне. Но для этого надо было изменить саму конструкцию. А вслед за конструкцией произошло и изменение архитектурного стиля.

Поворот к готике начался с архитектуры, и лишь потом стал распространяться на скульптуру и живопись. Архитектура неизменно оставалась основой средневекового синтеза искусств. Если сравнивать типичные сооружения романского стиля и готики, то кажется, что они противоположны. Одни — представители массивности, другие — легкости. Но если взять сооружения переходного периода, то видно, что готика берет свое начало из романских корней.

Началось все это с простейшей клетки, с ячейки, покрытой сводом, травеи. Они были квадратными, и это ставило определенный предел по расширению главного нефа. Храм при такой системе перекрытий не мог быть достаточно просторным внутри — он оставался узким и темным.

Мысль зодчих идет к тому, чтобы расширить и облегчить систему сводов. Сплошные своды заменяются реберными перекрытиями — системой несущих арок. Вся воздушность, вся сказочность готического строения имеет рациональную основу: она вытекает из каркасной системы постройки. Средневековые зодчие с гениальной интуицией применили здесь закон параллелограмма сил. Исходя из этого, стена в соборе ничего не несет, и, следовательно, ее незачем делать сплошной и глухой. Так появляются сквозные галереи, аркады, огромные окна. Галереи используются для установки статуй, а окна — для монументальной живописи из цветных стекол. Средневековые художники страстно любили чистые, яркие, звучные краски. Это сказалось и в витражах, и в миниатюрах, и в раскраске скульптур. Эти соборы не снаружи, ни внутри не кажутся подавляющими. Они предстают скорее как воплощение деятельной жизни средневекового города. Они рассчитаны на многолюдье, чтобы вокруг кипела жизнь. Внутри собор просторен, трансепт почти сливается с продольным пространством. Таким образом, устраняется резкая граница между клиром и посетителями. «Святилище» перестает быть чем-то недоступным и сокровенным. Гробницы помещаются прямо в храме, а не в темной подземной крипте, как в романских церквах. Стиль готики драматичен, но не мрачен и не уныл.

Что же представляли собой средневековые города? Основная масса городского населения представляла собой самые мятежные, самые свободные слои общества. Ремесленники уже не были чьими-то слугами, они объединялись в самостоятельные союзы, цеха.

Во многих городах возникли университеты.

Соборы и ратуши возводились по заказу городских коммун. Строились и достраивались они долго — десятилетиями, а то и веками. Все изобразительное убранство готических соборов, включая статуи, рельефы, витражи и алтарную живопись, все это мыслилось как своеобразная энциклопедия средневековых знаний — конечно подчиненных богословию. Причем в каждом соборе прослеживалась своя тема. К примеру, Парижский — посвящался богоматери, и всему, что с ним связано; Амьенский — выражал идею мессианизма: на его фасаде фигуры пророков.

Но замыслы этих изобразительных богословских энциклопедий были, в общем, столь расплывчаты и аллегории настолько условны, что под их сенью находили себе место самые разнообразные сюжеты и мотивы, в том числе и очень далекие от церковной концепции мироздания.

Под руками средневековых камнетесов мертвый камень оживает и расцветает тысячами соцветий. Трудно найти в истории более органические формы синтеза искусства, возникающие на этой основе.

В большинстве готических соборов скульптурное убранство преобладало над живописью, если не считать витражи: это опять-таки определялось характером архитектуры, сделав стены ажурными и потому — неподходящими для фресок.

Готическая живопись развивалась не в форме стенной росписи, а главным образом в миниатюрах рукописей и в росписях створок алтарей. Живопись алтарей больше развивалась в тех странах, где готическая архитектура, по тем или иным причинам сохраняла относительную массивность и гладь стен. Замечательной алтарной живописью обладала, к примеру, средневековая Чехия.

В большинстве европейских стран, лежащих к северу от Италии, готический стиль господствовал долго. XV век в северных странах можно считать или позднеготическим или проторенессансным. Большой разницы нет, т.к. Возрождение, при всем своем безусловном новаторстве, было закономерной стадией средневековой культуры, в которую та перерастала органически.

Краткая история готической архитектуры

Часовня Рослин – пример готической архитектуры

Готический период охватывает долгий период истории, и его замысловатые здания до сих пор очаровывают

Готический стиль в архитектуре и искусстве зародился в Средние века и был распространен в Европе между серединой 12 века и 16 веком. Он был богато украшен и концептуален, его архитектура характеризовалась высокими зданиями, замысловатой эстетикой, пещеристыми пространствами и обширными стенами. Он уходит корнями во французскую архитектуру, но его можно найти по всей Европе и даже на других континентах. Первоначально этот стиль назывался «Французская работа» (Opus Francigenum) и широко использовался религиозными организациями, особенно Римско-католической церковью.

Готический стиль был эволюцией романского стиля, который отличался многочисленными арками, сводчатыми потолками и меньшими витражами. Готический стиль взял эти черты и преувеличил их, увеличив масштаб арок и величину окон. Стены зданий, однако, стали тоньше и поддерживались аркадными контрфорсами, чтобы помочь архитекторам создать конструкции, которые казались ближе к небу.

В 12-м и 13-м веках достижения в области инженерии позволили архитекторам проектировать и строить все более огромные здания. Такие элементы, как контрфорс, остроконечная арка с ребристым сводом, известная как готическая арка, использовались для поддержки очень высоких зданий и пропускания как можно большего количества естественного света. Витражи пропускали цветной свет в обширные интерьеры.

Базилика Сен-Дени считается первым настоящим готическим зданием и знаменует эволюцию романского стиля. Он создал стрельчатую арку, ребристый свод и контрфорсы, которые поддерживали большие окна фонаря.

Эти огромные готические соборы долгое время были достопримечательностью своего города или города, а до появления современных высотных зданий — почти всегда были самым высоким шпилем в городе. Готические церкви и соборы обычно имели высокие башни. Базилика Сен-Дени имела две башни одинаковой высоты на западном фасаде, план, который был скопирован в плане Нотр-Дам де Пари. В Италии башни церквей часто были отделены от основного здания. Внешние фасады были богато украшены скульптурами и украшениями, изображающими сцены из Библии.

Название «готическая» архитектура произошло от уничижительного комментария к стилю, написанного Джорджо Вазари в 1550 году, когда стиль начал приходить в упадок. Он описал архитектурные особенности, которые стали определять готическую архитектуру как «варварский немецкий стиль», и обвинил «готов» в разрушении древних зданий и замене их зданиями в этом стиле.

Наибольшее количество сохранившихся готических архитектурных сооружений составляют церкви. От небольших часовен до самых больших соборов.

Готическая архитектура, как стиль, существующий так долго в истории, имеет множество различных проявлений. Он имеет некоторые четкие характеристики. Это большие витражи, ребристые своды, контрфорсы, витиеватые украшения и стрельчатые арки.

Витражи всегда использовались в местах отправления культа, но особенно распространены в готических соборах, где они больше, чем в большинстве других церквей, и пропускают огромное количество тонированного света. Эти окна часто использовались, чтобы рассказывать истории из Библии в своих декоративных сценах. Естественный свет, проникающий через высокие окна, был важной характеристикой стиля. Это было тесно связано с верой в то, что свет важен в святых местах и ​​связан с божественностью.

Базилика Сен-Дени Франция. Фото Нинары с Flickr

Там, где здания в романском стиле отличались широкими круглыми арками, готические церкви перешли к адаптации исламских арок: высокие и тонкие арки с остроконечными вершинами. Эти более узкие остроконечные арки подчеркивали высоту зданий.

Ребристые своды использовались в качестве структурной поддержки, чтобы обеспечить высоту зданий с их более высокими окнами. Эти ребристые арки пересекались с цилиндрическими сводами, расположенными через параллельные промежутки, чтобы поддерживать округлую крышу и высоту зданий.

Контрфорсы также поддерживают высоту зданий. Эти прочные конструкции поддерживали и распределяли вес тяжелых крыш, создавая более прочное основание. Контрфорсы позволили архитекторам сохранить тонкие стены и большие окна, характерные для готического стиля.

Есть много примечательных зданий, построенных в готическом стиле, в том числе Вестминстерское аббатство, Нотр-Дам в Париже, Миланский собор и собор Святого Стефана.

Поздняя готика достигла своего пика в немецких церквях со сводчатыми залами. В то время как в большей части Европы готические здания были построены из камня, итальянская готика вместо этого использовала кирпич и мрамор. Готическая архитектура начала приходить в упадок по мере роста популярности архитектуры эпохи Возрождения в Италии, Франции и Европе.

Tagged as Paris


Готическая архитектура История, характеристики и примеры

Готическая архитектура, панъевропейский стиль, возникла между серединой 12-го и 16-го века и характеризуется в основном каменным стилем строительства, в котором используются пещерные пространства и разрушенные стены. наложенным узором. Готический стиль и архитектура уходят корнями во французскую архитектуру, но вы также можете найти ее в Европе и на других континентах. Первоначально стиль архитектуры из Европы назывался Opus Francigenum («Французская работа») и в основном использовался религиозными организациями, такими как Римско-католическая церковь.

В 12-м и 13-м веках инженерное дело было развито, что позволило архитекторам проектировать и строить огромные здания. Готический стиль архитектуры зародился в средние века и произошел от романской эволюции, символизируемой сводчатыми потолками, множеством арок и меньшими витражами. Элементы готической архитектуры, такие как остроконечная арка с ребристым сводом и контрфорс, использовались для поддержки высоких зданий и пропускания света внутрь. Напротив, витражи, стандартные для готических соборов, допускали цветной или тонированный свет в интерьерах.

Базилика, основанная как аббатство Сен-Дени, считалась первым готическим зданием и знаменует эволюцию романского стиля. Базилика Сен-Дени имела две башни одинаковой высоты на западном фасаде, и этот план был имитирован в плане Нотр-Дам де Пари. Долгое время эти огромные готические соборы были достопримечательностями города до появления современных высотных зданий. В этой статье мы попытаемся объяснить особенности готической архитектуры и стиля на некоторых примерах.

Что на этой странице?

Ключевые характеристики готической архитектуры

1. Большие витражи

Источник изображения: unsplash.com

Сегодня витражи можно найти в некоторых местах отправления культа, но изначально они были в готических соборах, и они были окрашены в разные цвета. стакан. Это были либо арочные и высокие стрельчатые окна, либо круглые окна-розетки, большие, чем те, которые можно найти в современных церквях, что гарантировало, что они приносили больше света. В больших окнах фонарей часто использовался узор, декоративный тип каменной опоры и подробные библейские истории 9.0005

Источник изображения: unsplash. com

Источник изображения: pixabay.com

2. Стрельчатые арки

Источник изображения: pexels.com

Стрельчатые арки были еще одной важной чертой готической архитектуры, которая была одновременно декоративной и практичной. Стрельчатая арка имела небольшую прочную конструкцию, форма которой распределяла силу громоздких стен и тяжелых потолков, которые могли обеспечить большую поддержку, чем ранее использовавшиеся колонны. Готическая арка имела эстетическую ценность и красоту, как рабочая лошадка, и повлияла на другие готические конструкции, такие как сводчатые потолки.

Вместо круглых арок, которые были характерны для романских зданий, архитекторы, использующие готический стиль, адаптировали высокие тонкие стрельчатые арки, характерные для исламской архитектуры. Этот профиль подчеркивал высоту каждого собора, указывая на небо и вмещая свод аналогичной формы.

Источник изображения: pixabay.com

3. Сводчатые потолки

Источник изображения: pixabay. com другой и поддерживал закругленную крышу. В этих сводчатых потолках использовалась технология остроконечной арки для распределения и распределения веса и силы от верхних этажей, и они позволили сделать потолки выше, чем они были раньше, создавая впечатление высоты и элегантности. В результате распределения сил внутри сводчатых перекрытий своды могли быть построены разных размеров и форм.

4. Арки-контрфорсы

Источник изображения: pixabay.com

Арка-контрфорсы — элемент готической архитектуры, определяющий внешние характеристики и распределяющий вес высоких стен. Архитекторы использовали контрфорсы для поддержки конструкции здания, передавая силу на землю. Он был одновременно декоративным и практическим элементом истории и был тщательно спроектирован.

Контрфорсы давали ощущение движения и полета, потому что они, казалось, проносились вокруг каждого здания. Часто контрфорс украшали замысловатой резьбой, придававшей ей ощущение величия и важности.

Источник изображения: pixabay. com

5. Горгульи в готической архитектуре/изысканные украшения

Источник изображения: pixabay.com маленькие существа, которые сидели вдоль крыш и зубчатых стен готических замков и зданий. У горгулий две цели, и одна из них заключалась в том, чтобы сливать дождевую воду с крыши, хлынув через их рот, а затем падая на землю. Другая цель состояла в том, чтобы вселить страх в необразованных крестьян и запугать их в готическом соборе или церкви.

Источник изображения: pixabay.com

Горгульи были одной из важнейших характеристик готической архитектуры и имели злобные черты и угрожающие позы, которые были преувеличены и побуждали многих искать безопасность и утешение в церкви или соборе в мире, отмеченном суевериями и страх. Другие примеры богато украшенных украшений включали статуи святых и исторических деятелей, украшенные колоннады и колонеты, вершины и шпили, а также скульптурные лепные украшения.

Классический готический стиль и готическая архитектура, примеры

а).

Готические соборы

1. Нотр-Дам-де-Пари

Источник изображения: pexels.com

Нотр-Дам-де-Пари — один из совершенных образцов французской готической архитектуры, строительство которого началось в 1163 году и закончилось в 1345 году. одна из самых известных и выдающихся церквей во Франции. Во время правления Людовика XIV и его сына Людовика XV Нотр-Дам претерпел масштабные переделки, а также пострадал во время Второй мировой войны: шальные пули повредили несколько стеклянных окон, которые позже были переделаны после войны.

Источник изображения: pixabay.com

2. Шартрский кафедральный собор

Источник изображения: pixabay.com века и середины 13 века. Сегодня это туристическая достопримечательность и место паломничества, внесенное в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1979 году, и предполагается, что здесь находится туника Девы Марии.

3. Базилика Сен-Дени

Источник изображения: unsplash.com

Считается одним из первых зданий в готическом стиле и официально стал собором в 1966 году. Базилика Сен-Дени расположена в пригороде Парижа, и место, на котором она построена, ранее было римским кладбищем, а останки еще ниже здания. Базилика Сен-Дени является местом паломничества и хранит гробницы большинства французских королей между 10 и 18 веками. Аббат Сугерий, друг, известный ученый и советник королей Людовика VI и Людовика VII, руководил восстановлением церкви.

4. Миланский собор

Источник изображения: unsplash.com

Миланский собор, еще один пример готической архитектуры, на строительство которого ушло около 600 лет, строительство началось в 1386 году и продолжалось до 19 века в 1865. Строительные работы были приостановлены во время Второй мировой войны из-за союзнических бомбардировок Милана и нехватки средств, и, наконец, они были завершены в 1965 году.

Миланский собор является третьим по величине собором в мире и известен его лес вершин и шпилей и очень богато украшенный фасад. Дизайн леса шпилей и вершин преследует как эстетические, так и структурные цели.

5. Собор Святого Стефана

Источник изображения: unsplash.com

Собор Святого Стефана, образец готической архитектуры, считается самым выдающимся готическим зданием во всем городе Вены, где он расположен, и в нем находятся некоторые из венских художественные сокровища. Его нынешняя форма представляет собой сочетание готических и романских форм и была построена в 1160 году.

Источник изображения: unsplash.com

0005

Вестминстерское аббатство, образец готической архитектуры, самая известная достопримечательность Лондона, церковь аббатства, расположенная в Вестминстер-сити в Лондоне. Церковь аббатства была постоянным местом коронации английских монархов на протяжении многих веков, пока монастырь не был распущен в 1539 году. Сегодня она остается одним из самых посещаемых мест в Лондоне.

Источник изображения: pixabay.com

7. Амьенский собор

Источник изображения: unsplash.com

Это самый высокий собор во Франции и еще один образец готической архитектуры, построенный между 1220 и 1270 годами, но незначительные работы. продолжаться до 1288 года.

Источник изображения: pixabay.com

8. Собор Солсбери

Источник изображения: pixabay.com

Собор Солсбери является одним из немногих прекрасных образцов готической архитектуры, одновременно величественным и рекордсменом. Построенный между 1220 и 1258 годами, он имеет самый высокий церковный шпиль, самый значительный собор и самое большое аббатство в Великобритании. Кроме того, в нем находятся одни из старейших работающих часов и одна из оригинальных копий Великой хартии вольностей, необходимых для Великобритании и демократических стран.

Источник изображения: pixabay.com

9. Реймский собор

Источник изображения: pixabay.com 1 000 000 посещений каждый год. Он был построен в стиле высокой готики в 13 веке на месте другой церкви, уничтоженной пожаром. Он признан объектом наследия ЮНЕСКО с 1991 года и вдохновил на создание высокого готического стиля, который появился при восстановлении Священной Римской империи. 9

Источник изображения: pixabay.com , который должен был быть возобновлен в 1840-х годах и был завершен в 1880 году. Кельнский собор был крупнейшим в Северной Европе, и его шпили были вторыми по высоте, построенными в германском готическом стиле. Собор стал свидетелем нескольких танковых сражений и попаданий бомб, и с послевоенного времени в нем продолжается ремонт.

Источник изображения: pixabay.com

11. Йоркский собор

Источник изображения: pixabay.com

Западный фасад Йоркского собора представляет собой образец английской готической архитектуры с ажурными элементами на главном окне. В Йоркском соборе также есть витражи, датируемые 12 веком, строительство которых началось в 1220 году и было завершено в 1472 году.

12. Кентерберийский собор

Источник изображения: pixabay.com с долгой историей, восходящей к 6 веку, и находится он в Англии. Первоначальная церковь была перестроена между 1070 и 1077 годами, но восточная часть была перестроена снова 100 лет спустя из-за пожара в стиле английской готической архитектуры. Самым историческим событием готического собора является произошедшее там убийство архиепископа Томаса Бекета, а в 1988, он стал объектом ЮНЕСКО.

Источник изображения: pixabay.com

б). Готические стили

13. Стиль Rayonnant

Источник изображения: unsplash.com

Термин Rayonnant использовался для описания французской высокой готической архитектуры между 1240 и 1350 годами. Архитекторы подчеркивали использование множества витражей в масштабе человека. здания и повторяющиеся декоративные мотивы. Движение получило свое название из-за излучающихся лучей света, которые текли через стекло, и стиль был впервые разработан готическим архитектором Хьюгом Либержье в церкви аббатства Сен-Никез в Реймсе, Франция, около 1231 года. Популярный пример этого стиля Это Сент-Шапель (1242-1248), расположенная в Париже, которую король Людовик IX поручил хранить своим многочисленным святым мощам.

14. Стиль Flamboyant

Источник изображения: unsplash. com

Стиль Flamboyant развился из стиля Rayonnant и настаивал на более обширных декоративных эффектах за счет применения более изогнутых форм с общим эффектом буйного и динамичного движения. Ярким примером этого стиля в готический период, примененного в религиозной готической архитектуре, является церковь Святого Маклу (1436-1521), расположенная в Руане, Франция. В Англии готический стиль был известен как перпендикулярный стиль, а в Германии он был известен как Sondergotik или особая готика.

15. Иллюминированные рукописи.

Источник изображения: unsplash.com. Работы Джотто и Дуччо и Симоне Мартини из Сиенской школы повлияли на готический стиль и архитектуру.

Наиболее заметным примером этого интернационального готического стиля был Les Tres Riches Heures du Duc de Berry (1412-1416) братьев Лимбург. Tres Riches Heures имеет яркую цветовую палитру и несколько реалистичных сцен, которые отмечают обычную жизнь и, следовательно, прославляют как светскую жизнь, так и в то же время выполняют религиозную цель.

Заключение

Поздняя готика отличалась сводчатыми залами, а некоторые здания в Европе были построены из камня. Тем не менее, в итальянской готике вместо этого использовались мрамор и кирпич; однако по мере того, как готическая архитектура начала приходить в упадок, так же, как архитектура эпохи Возрождения приобрела популярность во Франции, Италии и Европе.

Готическая архитектура — Историческая архитектура Лойолы — Исторический факультет

Доктор Джон Брейхан

Готический стиль архитектуры зародился в средние века в Европе. Для него характерны вертикальные пропорции, стрельчатые своды, внешние контрфорсы, асимметрия. В великих готических соборах, таких как Шартр во Франции и Солсбери в Англии, стрельчатые арки позволили создать тяжелые каменные потолочные своды, несмотря на то, что в стенах были проделаны огромные витражи. Эти смелые конструкции стали возможными благодаря внешним опорам, которые выдерживали вес сводов. Не только арочные окна были пропорциональны высоким, но и готические соборы часто включали высокие остроконечные шпили. Готические архитекторы не стремились к симметрии, как это хорошо видно на западном фасаде Шартского собора, где два шпиля не совпадают.

Соборы были не единственными готическими сооружениями средневековья. Приходские церкви копировали проекты соборов в меньших масштабах, хотя обычно с более легкими деревянными крышами вместо тяжелых каменных сводов. Хотя они обычно строились из дерева и гипса, дома также строились с вертикальными пропорциями, с высокими окнами и крутыми остроконечными крышами.

Университеты были изобретены в средние века; их наиболее характерными зданиями были жилые колледжи, построенные в виде закрытых дворов. Средневековые колледжи, называемые «квадратами» в Оксфорде и «кортами» в Кембридже, состояли из четырех рядов двух- или трехэтажных зданий, в которые входила сторожка, часто напоминавшая ворота замка. Внутри двора комнаты с разным назначением можно было определить по разным окнам: равномерно расположенные для спален ученых, близко друг к другу для библиотеки колледжа, высокие и просторные для столовой и часовни.

Эпоха готической архитектуры в Европе завершилась эпохой Возрождения. Вкусы изменились в пользу возврата к более симметричной и сбалансированной классической римской архитектуре. Изменение вкуса произошло раньше всего в Италии; в Северной Европе гибридный стиль «северного Возрождения» продолжался до 16 века, сочетая большие окна и высокие пропорции готики с украшениями (колонны, фронтоны) по образцу римской архитектуры. В Англии этот стиль ассоциируется с тюдоровскими монархами, особенно с королевой Елизаветой I, и с ее преемником Яковом I — отсюда и названия «Тюдор», «Елизаветинский», «Якобинский» и даже «Якобетский».

Готическая архитектура была возрождена в 18 веке как подходящая для романтических коттеджей или церквей. Часовня семинарии Святой Марии в районе Сетон-Хилл в Балтиморе является одним из самых ранних готических зданий в Америке. Построенный в 1807 году, он служил часовней для первого колледжа Балтимора, который позже стал семинарией Святой Марии.

После гражданской войны американская архитектура находилась под сильным влиянием викторианской архитектуры в Англии. «Викторианская готика» подчеркивала вертикальность и асимметрию исходного стиля, но своей массированностью и использованием ярких красок не часто напоминала оригинальные готические узоры. Хорошим примером, знакомым всем балтиморцам, является методистская церковь Mount Vernon Place.

Все изменилось в 1890-х годах, когда появилось поколение архитекторов, чье образование было основано на истории архитектуры. Среди них были Уолтер Коуп и Джон Стюардсон из Филадельфии. В 1895 году их наняли для проектирования всего кампуса колледжа Брин-Мор. Они основывали свои проекты на готических колледжах в Оксфорде и Кембридже, включая зубчатые ворота, длинные ряды общежитий с крутыми остроконечными крышами с высокими узкими окнами и парящие остроконечные арочные окна для библиотеки.

Вместо темного кирпича и песчаника викторианской готики эта новая «коллегиальная готика» была построена из грубых стен из полевого камня с лепниной из белого известняка для входов, оконных рам, контрфорсов и парапетов. Одним из поразительных нововведений было то, что американские университетские готические здания обычно не образовывали замкнутых дворов, как в средневековых Оксфорде и Кембридже, где студентов буквально запирали на ночь. Американским студентам было предоставлено больше свободы приходить и уходить благодаря более свободному расположению зданий колледжей вокруг центральных лужаек или вдоль живописных хребтов. Коуп и Стюардсон были красноречивыми сторонниками своего готического стиля, отдавая предпочтение классическим (римским) зданиям, особенно для университетских городков.

Классическая архитектура выражает завершенность, завершенность, совершенство: готическая архитектура выражает стремление, рост и развитие. Классик говорит смотрящему: Вот сумма – Вот совершенство – Дальше не стремись. Готика говорит ему: Дотянись выше – Распространись вовне и вверх – Нет ограничений.

Новый стиль сразу прижился, особенно в близлежащих Принстонском университете и Хаверфордском колледже. Коуп и Стюардсон спроектировали еще один кампус Вашингтонского университета в Сент-Луисе. Другие архитекторы подхватили этот стиль, в том числе Чарльз Д. МакГиннес из ирландской католической архитектурной фирмы Maginnes & Walsh, который спроектировал новый амбициозный университетский готический кампус для Бостонского колледжа в 1919 году.07, когда колледж переехал из центральной части Бостона в пригород Честнат-Хилл.

Как описала Джоселин Солсбери (никакого отношения к собору!), Колледж Лойола последовал той же схеме, переехав из центра Калверт-стрит в пригород Эвергрин в начале 1920-х годов. Новые коллегиальные готические здания были размещены по трем сторонам центральной лужайки или двора перед существующим тюдоровским особняком (ныне Гуманитарный центр). В традициях американской университетской готики это был не закрытый, укрепленный двор, как в Оксфорде или Кембридже, а «открытый двор» с большим пространством между окружающими зданиями.

Учить больше

  • Руководство по стилю
  • Историческая архитектура Лойолы
  • Исторический клуб
Факультет

Джозеф Уолш, доктор философии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *