Храм покрова на нерли стиль архитектуры: что мы не знаем о нем? – Православный журнал «Фома»
что мы не знаем о нем? – Православный журнал «Фома»
Приблизительное время чтения: 8 мин.
—
100%
+
Код для вставки
Код скопирован
Белый, легкий, устремленный ввысь, посреди бескрайнего луга, с отражением в реке… «Поэма в камне» — так называют храм Покрова на Нерли. Этот храм всемирно известен, но история его создания до сих пор рождает вопросы. Автор «Фомы» и участник Суздальской археологической экспедиции Алексей Пичугин ответил на некоторые из них.
Каменных дел мастера: кто построил?Уверенно можно говорить лишь о том, что построили её при Андрее Боголюбском, и построили, скорее всего, зарубежные мастера.
В XVIII веке историк Василий Татищев написал, что император Священной Римской империи Фридрих Барбаросса прислал своему другу Андрею мастеров-строителей, которые работали во Владимире и в Боголюбове. Так как сведения о мастерах от Барбароссы фигурируют только у Татищева, а тот приводит данные какой-то несохранившейся летописи, утверждать, что это были именно императорские мастера, нельзя, ничего не знаем мы и о знакомстве самого Боголюбского с Барбароссой. Лично правители вряд ли могли знать друг друга, но не исключено, что общались через послов.
Так или иначе, но европейские мастера действительно приходят во Владимирские земли, потому что все домонгольские белокаменные храмы Северо-Восточной Руси построены в романском стиле, который господствовал тогда в Европе от Португалии до Залесской Руси. Некоторые исследователи предполагают, что строительных артелей в Европе было не так много и они перемещались по разным государствам, выполняя заказы. Сохранившиеся до наших дней белокаменные постройки Юрия Долгорукого — отца Андрея Боголюбского, по всей видимости, тоже строили зарубежные мастера, возможно, присланные Юрию галицким князем Владимиром. В его владениях к тому времени белокаменные здания строились довольно долго.
Строительство за год: когда построили?Ещё одна загадка храма Покрова на Нерли — дата строительства. Летописные данные говорят нам о том, что построена церковь удивительно быстро — всего за год ( а не за два — четыре, как строили обычно) и в память о погибшем в походе на половцев сыне Андрея Боголюбского Изяславе в 1165 году. Эту точку зрения, основываясь на житии князя Андрея (а он канонизирован Православной Церковью), ввел в научный оборот авторитетнейший историк церковной архитектуры и археолог Николай Воронин — единственный, кто детально изучил храм Покрова, проведя серьезные археологические исследования. Однако не так давно, изучив другие летописные данные, владимирский историк и краевед Татьяна Тимофеева (а с ней соглашаются и некоторые другие исследователи) переместила дату возведения церкви на 1158 год. Летопись говорит, что Андрей, придя в эти земли, поставил две церкви в честь Богородицы — Рождественскую и Покровскую. Рождественская, сильно перестроенная в XVIII веке, сейчас находится на территории Боголюбского монастыря в одном комплексе с остатками княжеского дворца. Известно, что править во Владимире Андрей начал в 1157 году. Строительство храма за год объясняется тоже довольно просто: храм Покрова относительно небольшой в сравнении с тем же Успенским собором, построить его за год было вполне возможно.
Почему в честь праздника Покрова Божией Матери?Это первый известный в мире храм, посвященный этому празднику. Мы не можем утверждать, что прежде Покровских храмов не было, но науке о них ничего не известно.
Напомним, что праздник Покрова Божией Матери установлен в память о явлении Богородицы юродивому Андрею во Влахернской церкви Константинополя во время всенощного бдения. Причем считается, что в этот момент город находился на осадном положении, а после чудесного явления враги отступили. Было это в Х веке. Почему праздник возник только спустя 200 лет — загадка. Хотя считается, что возникнуть он мог и раньше — в Византии, но не был так популярен среди прочих Богородичных праздников. Из Византии он перекочевал в Киев, а уже оттуда попал во Владимирские земли.
Андрей Боголюбский трепетно относился к почитанию Богородицы, и почти все храмы из построенных им и ныне известных посвящены именно Пресвятой Владычице. Было ли это действительно чем-то личным для князя, или сыграло роль особое почитания Матери Божией в Константинополе — сейчас сказать сложно. Но храм, возведенный при Андрее Боголюбском, оказался не только первым, посвященным Покрову, но и единственным на последующие 200 лет. Массово Покровские храмы стали появляться только с XIV века.
Совпадают ли нынешний и первоначальный облик храма?Мы ничего не знаем и о первоначальном облике храма Покрова на Нерли. Существует несколько вариантов реконструкции. В целом можно смело утверждать, что он во многом сохранил свой первоначальный облик. Еще в XIX веке археолог и исследователь архитектуры Николай Артлебен проводил осмотр храма и небольшие раскопки подле него. На расстоянии 2,5 метров от стен в земле были найдены остатки белокаменных конструкций. Артлебен предположил, что это могли быть фрагменты не сохранившихся построек. Спустя почти 100 лет Николай Воронин провел довольно масштабные археологические исследования окрестностей церкви и тоже нашел белокаменные конструкции и фундаменты. По его мысли, это могли быть остатки белокаменных галерей, которые примыкали к храму с трех сторон — южной, северной и западной. На основании своих данных он сделал научную реконструкцию предполагаемого первоначального облика церкви с открытыми галереями. Существуют иные варианты реконструкций, некоторые ученые считают, что галереи могли быть построены позже, например, в годы правления князя Всеволода Большое Гнездо, развившего традиции белокаменного зодчества.
Царь Давид и звери: кто и почему изображен на стенах храма?Из храмов времен Андрея Боголюбского именно Покровский сохранил практически в первоначальном виде свой фасадный декор. Он довольно прост, особенно в сравнении с декором более поздних храмов периода расцвета белокаменного зодчества при Всеволоде Большое Гнездо. Но в этой простоте можно усмотреть немалый символизм. Главная его составляющая — это барельефы.
Царь ДавидНа трех фасадах наверху изображение библейского царя Давида, который часто использовался в европейской архитектуре как символ мудрого и справедливого правителя. Окружают царя Давида львы.
ЛевЛев — тоже один из самых распространенных символов, повсеместно встречающийся на Западе не только в постройках романского стиля, но и практически во все века архитектурного развития. Во Владимиро-Суздальских землях изображение льва обретает еще один смысл — он становится персональным символом местных князей, начиная с Андрея Боголюбского, и до сих пор остается на гербе Владимира. Поэтому неудивительно, что изображение льва встречается на стенах храма Покрова на Нерли многократно и в разных видах. Можно найти даже смеющегося царя всех зверей.
ГолубьПо обе стороны от царя Давида расположены голуби. С ними всё гораздо понятней. Голубь — символ Святого Духа и кротости. В паре со львом они образуют очень мощную смысловую связку. Более того, царя Давида очень часто изображали в окружении зверей и птиц. Храм опоясывают изображения женских голов. Это тоже очень распространенный в романской архитектуре художественный элемент. Почему их так много на стенах Покровского храма, сказать сложно. Возможно, речь идет об архитектурной традиции. Эти изображения — неотъемлемая часть большинства романских построек того времени. Возможно, в данном случае женские головы символизируют Богородицу, которой и посвящен этот храм, а также, напомню, большинство других храмов, построенных Андреем Боголюбским.
Грифон, несущий ланьЕще одно интересное изображение — грифон, несущий лань. В данном случае грифон может быть символом Христа, а лань — символизировать трепетную душу христианина. По крайней мере, так это истолковывается в западноевропейском зодчестве. Со временем барельефы разрушались, некоторые уже почти невозможно различить, что-то могло быть изменено в ходе различных реставраций, присутствие же некоторых изображений на фасадах храма просто сложно объяснить.
Отдельно стоит упомянуть о скульптурах львов, которые были найдены в ходе археологических исследований. Где было их место в первоначальном облике храма, сказать сложно. Они могли стоять на пристани — там, где заканчивалась лестница, которая вела от входа в храм к берегу Нерли, а могли размещаться прямо у дверей при входе. Сейчас у пытливого туриста может возникнуть вопрос: при чем здесь Нерль? Храм-то находится на берегу небольшого пруда, а река течет несколько восточней. Ответ прост: за долгие годы Нерль меняла русло, и этот маленький, частично заросший пруд — фрагмент старицы (старого русла) реки.
Первая мысль, которая возникает, когда выходишь на плиточную тропинку, что ведет к церкви от железной дороги, — что побудило князя Андрея Боголюбского поставить храм именно в этом месте? Всего в паре километров отсюда находилась его собственная резиденция Боголюбово, где он жил со своими дружинниками. Но до сих пор практически весь луг в весеннее половодье покрывается водой разлившихся Нерли и Клязьмы, вода подступает практически к самому храму, не касаясь его только из-за возвышения, на котором тот стоит. Холм этот тоже искусственный — его насыпали при строительстве храма.
Первая версия — это был так называемый парадный княжеский храм, который построен при входе в пределы Владимирского княжества водным путем по рекам Нерли и Клязьме.
Житие благоверного князя (позднее — XVIII века) говорит нам, что при Покровской церкви Андрей Боголюбский основал монашескую обитель. Монастырь здесь действительно известен, но как действующий — только с XVI века, хотя основан был, видимо, намного раньше. Поэтому многие исследователи проигнорировали позднее сообщение из «Жития» и определили Покровскую церковь не как монастырскую, а именно как парадный княжеский храм.
Такие храмы хорошо известны. Это и церковь в комплексе дворца Андрея Боголюбского, и храм в Кидекше, который построил его отец. Таким мог быть и храм Покрова на Нерли. Княжеские церкви всегда имели хоры, но не для размещения там церковного хора — это было место пребывания князя и членов его семьи. Туда же, наверх, по мнению некоторых исследователей, князю носили Причастие.
Часть исследователей опровергает первую версию, считая, что в 1158 году Андрею Боголюбскому было не до парадных храмов. С той стороны, где была построена церковь, находилась враждебная Волжская Булгария — пусть и не угрожающе близко, но в случае чего напала бы именно с этой стороны, и тогда парадный храм пострадал бы первым. Парадные храмы можно ставить на важных для Владимира торговых путях в сторону Новгорода и Киева, но никак не в этом месте.
Вторая версия — храм был монастырским. При этом существует мнение, что это был не просто монастырь, а целая крепость, которая охраняла границы Владимирского княжества. Так это или нет, сейчас ответить нельзя. Никаких остатков стен пока археологи не нашли, монастырь был упразднен вместе со множеством других в годы правления Екатерины II.
Тогда же, по всей видимости, уничтожили галереи вместе со входом на хоры, да и сам храм чуть было не разобрали из-за его ветхости. Спасло церковь только то, что игумен Боголюбского монастыря не смог договориться с подрядчиком о цене. Вот и стоит он на своем месте без малого тысячу лет, встречая и провожая всех, кто приезжает со всего света посмотреть на творение рук человеческих каждый Божий день.
Фото Алексея Пичугина
Рзянин М. И. Покров на Нерли (XII век). — Москва, 1941. — (Памятники русской архитектуры. ІІІ)
Покров на Нерли (XII век) / Составил М. И. Рзянин ; Под редакцией Д. Е. Аркина ; Академия архитектуры СССР, Кабинет теории и истории архитектуры. — Москва : Государственное архитектурное издательство Академии архитектуры СССР, 1941. — 12 с., 23 л. ил. — (Памятники русской архитектуры ; выпуск ІІІ).
[Полный текст издания и все иллюстрации из него]
ПОКРОВ НА НЕРЛИ
В 11 км от г. Владимира, в 1½ км от села Боголюбова, среди луга, на берегу реки Нерли одиноко стоит древняя церковь Покрова на Нерли, построенная в 1165—1166 гг. Эта маленькая церковь пользуется всемирной известностью, как замечательный памятник владимиро-суздальской архитектуры XII—XIII вв.
Расцвет владимиро-суздальской архитектуры XII—XIII вв. неразрывно связан с возвышением Владимиро-Суздальского княжества, выросшего из отдаленной провинции великого Киевского государства в мощный центр нового объединения Руси.
Этот исторический процесс был вызван целым рядом причин.
Великое Киевское государство, достигшее в XI в. кульминационного пункта своего могущества и культурного расцвета, в XII в. начинает неудержимо распадаться на отдельные княжества. Наступает период феодальной раздробленности, междоусобных войн и внешних нападений. Значительную роль в распаде Киевского государства и перемещении центра политической, экономической и военной мощи древней Руси с юга (Киев) на северо-восток — во Владимиро-Суздальское княжество — сыграло передвижение мировых торговых путей, происшедшее в XII в.
Древний торговый путь «из варяг в греки», проходивший через Киев и Новгород и являвшийся в значительной степени источником богатства и силы Киевского государства, в XII в. теряет свое международное значение в связи с развитием морских связей Византии с Западом.
В то же время вновь оживляется другой древний путь, который проходил по территории Владимиро-Суздальского княжества, с Кавказа и из Средней Азии, по Волге через государство волжских болгар в Ростов, Владимир на Клязьме, Новгород и далее на запад.
Возвышению Владимиро-Суздальского княжества способствовала энергичная деятельность трех князей — Юрия Долгорукого (1151—1157 гг.), его сына Андрея Боголюбского (1157—1174 гг.) и Всеволода III (1176—1212 гг.). Превращение Владимиро-Суздальского княжества в новый центр объединения древней Руси создало предпосылки для бурного развития строительной деятельности. В основе архитектурного творчества этой эпохи лежит идея объединения раздираемой междоусобицами древней Руси под властью владимиро-суздальского князя. Блеск княжеского строительства, великолепие столицы, городов, дворцов и храмов должны были поражать население, купцов и послов и внушать им представление о мощи и величии Владимиро-Суздальского княжества. Активным проводником идеи объединения Руси в эту эпоху был Андрей Боголюбский, прозванный «самовластцем», стремившийся в борьбе с боярской знатью опереться на растущую силу горожан и мелкого служилого люда. Он был по заговору убит в своем дворце представителями этой знати в 1174 г.
При Андрее Боголюбском архитектура Владимиро-Суздальской Руси достигает наивысшего блеска и совершенства. Церковь Покрова на Нерли является выдающимся памятником именно этого периода расцвета владимиро-суздальского зодчества.
★
В развитии владимиро-суздальской архитектуры можно установить три этапа.
При Юрии Долгоруком складывается основной архитектурный тип культового сооружения, возникают и развиваются элементы декоративного убранства, придающие такую оригинальность этой архитектуре. О строительстве в эту пору говорит летопись под 1152 г.: «Князь великий Долгорукий Суздальский был под Черниговым ратью и возвратился в Суздаль на свое великое княжение и, пришед многие церкви созда: На Нерли Бориса и Глеба, и во свое имя град Юрьев заложи, нарицаемый Польско́й, и церковь в нем камену Георгия созда, а в Володимире церковь Георгия камену же созда и град Переяславль от Клещина (озера) перенесе и созда больше старого, и церковь в нем постави камену Спасу, а в Суздале поставил церковь камену Спаса же святого».
Из сооружений, упоминаемых летописью, до нас дошли только собор в Переяславле-Залесском, законченный при Андрее Боголюбском в 1157 г., и, в сильно измененном виде, церковь Бориса и Глеба в Кидекше (на р. Нерли), которая является прототипом церкви Покрова на Нерли.
Высшего расцвета владимиро-суздальская архитектура достигает при Андрее Боголюбском. Столица княжества — г. Владимир — застраивается великолепными сооружениями (сохранился переделанный впоследствии Всеволодом III Успенский собор и Золотые ворота в искаженном виде).
В 11 км от столицы закладывается загородная резиденция князя — г. Боголюбов (теперь село Боголюбское) с церковью, монастырем и дворцом, богато украшенными, по свидетельству летописей, внутри и снаружи яшмой, позолотой и золоченой резьбой по камню (сохранились башня дворца и переделанная церковь). Наконец, в 1½ км от г. Боголюбова, там, где раньше было слияние рек Клязьмы и Нерли, Андрей Боголюбский построил церковь Покрова на Нерли.
Этот второй этап владимиро-суздальской архитектуры характеризуется высоким совершенством архитектурной формы, развитым чувством ансамбля, при сдержанности и простоте декоративного убранства.
Третий этап — от княжения Всеволода III до нашествия татар (1237 г.) — характеризуется монументальностью, величественностью сооружений (Успенский собор, городские ворота, увенчанные храмами) и ростом декоративного убранства, достигающего виртуозного совершенства (Дмитриевский собор 1194—1197 гг.). К этому периоду относятся перестройка Суздальского собора (1222—1233 гг.
Блестящее развитие владимиро-суздальской архитектуры было прервано в XIII в. (в 1237 г.) волной татарского нашествия, которая обрушилась на древнюю Русь, сметала и разрушала все ее культурные достижения и надолго затормозила дальнейшее развитие русской культуры.
Древняя Русь, стоявшая в то время по своей культуре в ряду передовых стран Европы, приняла на себя всю силу удара татарского нашествия и заслонила собой Европу от татаро-монгольского варварства.
Именно этим объясняется отставание древнерусской культуры и архитектуры в период монгольского владычества от архитектуры и культуры Запада. Новый подъем самобытной русской архитектуры начался вместе с процессом объединения древней Руси в Московском государстве, а новый период расцвета — после окончательного освобождения от татарской зависимости в XV—XVI вв.
Сохранившиеся памятники домонгольской эпохи свидетельствуют о том, что архитектура нашего отечества стояла не ниже современной ей архитектуры стран Запада и создала глубоко самостоятельный стиль.
★
О времени сооружения церкви Покрова на Нерли, о событиях, в честь которых храм был построен, о мастерах, его строивших, летописи не содержат никаких указаний.
Очень мало внимания уделено этому замечательному памятнику и позднейшими исследователями архитектуры. В исторической литературе мы находим лишь весьма скудные данные о церкви Покрова. Единственным источником для установления даты сооружения памятника является книга В. Доброхотова «Древний Боголюбов, город и монастырь с его окрестностями» (изд. 1852 г.), где приведена выдержка из рукописного жития Андрея Боголюбского. Летопись, которую цитировал Доброхотов, исчезла и до сих пор не найдена, почему все последующие исследователи приводят эту выдержку по книге Доброхотова (стр. 70). Вот текст этой выдержки:
«Сего же лета сын его первый Изяслав Андреевич ко господу отъиде и положен бысть в соборней Успения пресвятые богородицы церкве. Сей же Великий князь Андрей, аще печалию о сканчавшемся сыне, яко человек объят быв, и скорбяще, обаче оную на господа пологаще и благодаря его всемогущество, более в богоугодные дела поощрящеся; ибо близь Боголюбские обители, яко поприще едино, на реке Клязьме, в Лугу, нача здати церковь, Во имя пресвятые богородицы честного ея покрова, на устье реки Нерли, из собираемых и дволетием из Болгар вывозимых камней для строения во Владимире соборные Успения пресвятые богородицы церкви и других десятые части, яже по повелению его на том месте отлагаемы бываху и помощью пресвятые богоматере, оную церковь единым летом соверши и обитель монашествующим при ней содела».
Эта выдержка дала основание установить дату сооружения церкви Покрова на Нерли — 1165—1166 гг., т. е. через два года после смерти Изяслава, последовавшей, согласно Ипатьевской и Воскресенской летописям, в 6672 (1164 г.), а по Лаврентьевской летописи — в 6673 (1165 г.).
Других летописных упоминаний о церкви Покрова на Нерли до сих пор не найдено.
Этот единственный летописный документ сообщает о том, что церковь входила в какой-то монастырский комплекс, но не раскрывает причин выбора места для нее при древнем слиянии рек Клязьмы и Нерли.
Выбор этого места с точки зрения ансамбля замечателен, но едва ли он продиктован только соображениями красоты пейзажа и богоугодными целями. Если вспомнить, что место древнего слияния рек Клязьмы и Нерли являлось одним из главных узлов великого торгового и военного водного пути с Востока на Запад, то становится ясным, что выбор этого места и закрепление его замечательным архитектурным памятником был обусловлен соображениями прежде всего экономического и стратегического характера.
По мнению ряда исследователей, в этом пункте был торговый и военный порт Андрея Боголюбского. Отсюда княжеские дружины отправлялись в походы против волжских болгар, с которыми шли войны за торговый водный путь, здесь происходили торжественные молебствия, здесь же производилась частичная разгрузка судов, следовавших дальше по мелеющей Клязьме, здесь торжественно встречали послов и гостей.
Церковь Покрова на Нерли — миниатюрный и типичный образец княжеской архитектуры — встречала приезжающих и открывала им дальнейший путь в недра Владимиро-Суздальского княжества, где впечатление блеска, великолепия и размаха княжеского строительства постепенно нарастало по мере приближения к столице (Боголюбов, Суздаль, Владимир).
По своему ансамблю памятник представляет изумительное сочетание природы и архитектуры. В рамке зелени и воды, сверкая белизной стен, золотом купола, стройный и изящный, стоит этот памятник, как скульптурный монумент, среди луга на высоком берегу широкой в этом месте реки Нерли. Река образует вокруг этого места излучину. Памятник как бы заключен в полукольцо воды. В разлив луг заливается, и церковь стоит живописным островком среди водного простора.
★
По своим внешним массам церковь Покрова на Нерли представляет собой вариант выработанного в эту эпоху в древней Руси типа так называемой кубовидной одноглавой четырехстолпной церкви, получившей широкое распространение во владимиро-суздальской, а также в псково-новгородской архитектуре.
В плане церковь представляет собой прямоугольник, имеющий на восточной стороне три полукружия алтарных выступов, а с трех остальных сторон входы. Четыре внутренних столба крестообразного сечения делят план на девять ячеек, а именно: центр, четыре осевые и четыре угловые ячейки. Над центральным квадратом, на четырех столбах, соединенных подпружными арками с парусами в углах, возвышается барабан, покрытый полусферой. От подпружных арок подкупольного квадрата крестообразно расходятся на внешние стены коробовые своды, перекрывающие четыре осевые ячейки. Эти своды своими пятами опираются на подпружные арки, перекинутые от тех же четырех столбов на отвечающие им пилястры на стенах. Угловые ячейки перекрыты тоже коробовыми сводами, оси которых параллельны главной оси здания (запад-восток).
Если мы отрежем западную или восточную стену, то за ней увидим в разрезе три жерла сводов, которые вместе со столбами образуют как бы трехпролетную аркаду. Эта внутренняя конструкция, как мы увидим позже, выражена на фасаде и определяет его тектоническую структуру.
★
По архитектурным формам памятник представляет собой параллелепипед, несущий одну главу.
К восточной стене примыкают три полуцилиндра алтарной части, перекрытые полусферами.
Внутренняя конструкция обнаруживается на фасадах выступающими из стен сочными профилями пилястров (отвечающих столбам внутри), соединенных между собою арками того же профиля (отвечающими сводам внутри). Таким образом, каждый фасад представляет как бы трехпролетную аркаду, заполненную простенками, причем верхушка этой аркады образует криволинейное завершение фасада. Центральные пролеты на всех фасадах больше и выше боковых, и в них с западной, северной и южной сторон размещены входы.
Если мысленно убрать простенки между наружными пилястрами, то перед нами предстанет жесткий пространственный скелет всего здания, состоящий из двенадцати внешних столбов, соединенных между собою арками, и четырех внутренних столбов, соединенных подпружными арками как между собою, так и с внешними столбами. Эта система сверху жестко связана воедино коробовыми сводами, а еще выше, в центре, на парусах несет барабан, покрытый полусферой.
Кровля из металлических листов прямо положена поверху этих сводов, переходящих в плоскую полусферу около опорного кольца барабана. Глава барабана была в древности покрыта шлемовидным куполом, переделанным позже на луковичную форму (до нас дошла древняя форма шлемовидного купола в другом памятнике этой архитектуры, а именно в Дмитриевском соборе во Владимире).
Выше было условно допущено расчленение фасадных стен на каркас и простенки (заполнение). Однако простенки не являются здесь «пассивным» заполнителем, так как, взятые отдельно, они сохраняют четко выраженную тектоническую структуру несущей стены: в нижней половине они толще, сильнее, вверху — тоньше и легче. Переход пластически выражен уступом и подчеркнут фризом под уступом.
Вместе с тем, простенки так органично сочным профилем связаны с каркасом (пилястрами), что каждый фасад воспринимается как пластическое целое, в котором ясно выражена логика внутренней каркасной конструкции. Такая органичность свойственна произведениям подлинно классического зодчества.
Проемы в стенах (окна и двери) размещены строго целесообразно. В нижней половине простенков нет окон, кроме главного западного фасада, где в боковых простенках имеется по одному окну внизу для освещения пространства под хорами. В верхней половине все простенки имеют по одному окну. В барабане восемь окон.
Но, решая чисто функциональную задачу, зодчий при размещении проемов гениально разрешил и задачи художественной выразительности памятника внутри и снаружи.
Количество проемов нарастает кверху, к куполу, и таким образом нарастает световой эффект к самой высокой точке внутреннего пространства, где на полусфере изображался Христос. С другой стороны, сгущение проемов кверху создает впечатление облегчения массы памятника, его рост, стройность.
Форма проемов, их пропорции и размещение строго учитывают тектоническую структуру памятника. Перспективные обрамления проемов, глубоко врезанные в толщу стен, выявляют силу и мощь стены и усиливают пластичность всего сооружения.
Декоративные украшения здания отличаются большой сдержанностью, изяществом формы и строгим подчинением архитектонической структуре памятника.
Эти украшения — не облицовка на стене, прикрепленная после кладки. Они изваяны, вырезаны на выступах камней кладки, создавая конструктивное и архитектурное целое со стеной. Были ли эти украшения изваяны на отдельных камнях до их укладки или же вырезаны после — на выпусках кладки из стен, — трудно сказать. Возможно, применялся и тот и другой прием.
Главным украшением стен является аркатурный фриз, который опоясывает здание на половине его высоты с трех сторон, кроме алтарной.
Этот фриз украшает только простенки, прерываясь на пилястрах. Фриз проходит под уступом простенка и состоит из зубчатого пояса (елки) и стройной аркатуры на колонках с резными капителями. Колонки фриза опираются на фигурные каменные кронштейны в виде зверей, птиц и женских масок.
Такой же аркатурный фриз проходит и на полуцилиндрах абсид, но не на половине высоты, как на стенах, а под карнизом, причем через два—три пролета стержень висячей колонки фриза превращается в тягу на всю высоту абсид, усиливая вертикализм и стройность здания.
По углам здания в ¾ диаметра и на промежуточных пилястрах в полдиаметра поставлены колонки с резными капителями, которые несли резные водосточные желоба (гаргули), не сохранившиеся в этом памятнике. Эти колонки подчеркивают главные вертикальные членения памятника и пластически как бы завершают профиль выступающих из стены пилястров.
Все простенки вверху украшены резными по камню изображениями. В боковых тимпанах каждого фасада изваяны гриффы, попирающие четвероногих животных. В центральном тимпане изображена сидящая на троне фигура Христа. По бокам этой фигуры изваяны два льва, на головах которых стоят птицы.
Под этими изображениями вытянуты в ряд семь масок (горельефом): по две в боковых и три в среднем простенке. По бокам арки среднего окна высечены два лежащих льва, хвосты которых оканчиваются цветком.
Необходимо отметить, что все эти горельефные изображения органически связаны с кладкой стены, так как камни, на которых они высечены, являются частью этой кладки. Очевидно, изображения высекались по камню до их укладки на место.
Значительный пластический интерес представляет перспективный портал. Портал вписан в среднюю треть фасада между пилястрами и имеет полуциркульное завершение.
В разрезе профиль перспективного обрамления состоит из следующих частей, врезающихся в глубь стены под углом 45°: полувал наружного обрамления, затем угол стены, четверть вала, угол уступа стены, четверть вала и угол дверного проема. На высоте пят архивольта круглые части профиля завершаются резными капителями, образуя группы колонн по бокам; внизу все элементы имеют базы одинакового профиля. Архивольт того же профиля покрыт изящным, резанным по камню орнаментом, кроме гладкого наружного полувала.
Декоративное убранство барабана состоит из опоясывающей барабан стройной аркатуры в 16 арок на тонких колонках с резными капителями (восемь пролетов слепых, восемь — с перспективными щелевидными окнами).
Эта аркатура как бы врезана в толщу барабана. Над ней выступает венчающая барабан корона, состоящая (снизу вверх) из ряда ступенчатых треугольников, над которой идет зубчатый пояс (елка), еще выше идет профилированный пояс, и, наконец, все это венчается рядом кокошников, которые когда-то при шлемовидном куполе имели арочное завершение, заложенное под горизонталь при переделке купола на луковичную форму.
Все линии и плоскости архитектурных форм снаружи и внутри памятника лишены геометрической сухости и отличаются неуловимой неточностью, мягкой кривизной. В целом создается впечатление, что строитель — зодчий решал здание, как скульптор, которому была дана как бы глыба, из которой он высекал свое произведение, снимая слой за слоем и таким образом создавая пластическое богатство и архитектурное единство сооружения.
В интерьере ясно чувствуется доминирующее пространственное ядро церкви, имеющее в плане форму равноконечного греческого креста. Достаточно взглянуть на членение пространства системой подпружных арок, столбов и пилястров и на перекрытие, где к освещенному куполу сходятся крестом цилиндрические своды, чтобы прочитать эту форму в пространстве.
Между стеной и столбами западной стороны церкви на трех арках на уровне наружного уступа стены расположены хоры для князя и знати.
Единственные сохранившиеся пластические украшения внутри церкви — это резные по камню изображения парных львов, символов княжеской власти, которыми завершаются все пилоны церкви, а также столбы и пилястры под арками хор.
Не сохранилось никаких следов росписи внутри церкви. По свидетельству Доброхотова, который видел памятник в конце прошлого столетия, им были обнаружены следы росписи внизу барабана.
★
Церковь Покрова на Нерли дошла до нас с 1166 г. Татарское нашествие и последующие неурядицы почти не коснулись внешней архитектуры этой одиноко стоявшей церкви.
В первой половине XVIII в. (1725—1735 гг.) церковь Покрова на Нерли, как и многие другие памятники, была искажена переделками: кровля была переделана на четырехскатную, с устройством горизонтальных карнизов, к порталам были приделаны портики, купол получил вместо шлемовидной луковичную форму.
В конце XVIII в. памятник едва не погиб: настоятель Боголюбского монастыря в 1784 г. получил разрешение продать его на слом крестьянам соседнего села. Сделка не состоялась потому, что крестьяне в последний момент отказались от покупки.
В конце XIX в. при реставрации владимирских памятников была частично реставрирована и церковь Покрова на Нерли, а именно: снят был наросший слой земли вокруг церкви (около метра), сняты были накладки кирпичом стен под четырехскатную кровлю, и кровля была вновь перекрыта по закомарам. Купол луковичной формы был оставлен без изменений.
Уже при советской власти, в 1935 г., был произведен ремонт фасадов.
В настоящее время церковь состоит на учете Отдела по охране памятников и находится в удовлетворительном состоянии.
Церковь Покрова на Нерли невелика по своим размерам:
- Ширина по западному фасаду снаружи .. 11,13 м
- Ширина по западному фасаду внутри .. 8,24 м
- Длина по южному и северному фасаду без алтарных выступов снаружи .. 11,72 м
- То же без алтарных выступов внутри .. 8,68 м
- То же с алтарными выступами снаружи .. 13,92 м
- То же с алтарными выступами внутри .. 11,20 м
- Высота до верха колонок .. 11,80 м
- Высота до верха центральной арки фасада .. 12,85 м
- Высота до верха барабана (линия кокошников) .. 18,79 м
- Высота до яблока купола (современного) .. 24,89 м
- Толщина наружных стен .. 1,08 м
- Размеры столбов (внутри) . . 0,97—1 м
★
Церковь Покрова на Нерли сложена из белого известкового камня.
Фундаменты сложены из плит известняка толщиной до 40 см строго горизонтальными рядами с плотной притеской швов, без соблюдения их вертикальности. Внутри — расщебенка обломками камня и булыжника с заливкой известковым раствором.
Стены сложены из белого известкового камня по следующему способу: выводили наружную и внутреннюю облицовки стены из отесанных камней на известковом растворе. Промежуток закладывали обломками белого и дикого камня и заливали известковым раствором иногда с примесью ячменной или ржаной мякины. Этот раствор со временем так окреп, что местами оказывался крепче самого камня. Особенно тщательно выводилась наружная облицовочная грань стены с чистой отеской лица и постелей камня, с резкой профилей и всех украшений стены на выпусках и выступах кладки. Размер камня от 35 до 45 см, форма лицевой грани — близкая к квадрату.
Своды — тоже из белого камня, на известковом растворе. Размер клиньев от 35 до 45 см. Поверх белокаменного свода клался слой бута с заливкой тем же раствором.
В Успенском соборе во Владимире при реставрации (1889—1891 гг.) обнаружены своды из ноздреватого легкого туфа, в скважинах которого оказался свинец, очевидно, затекший при пожарах¹. Этот факт, а также летописные свидетельства говорят о том, что кровля крылась свинцом, а иногда медью прямо по выровненным сводам. В настоящее время кровля покрыта листовым железом. Древний купол шлемовидной формы, который несомненно имела церковь Покрова, был крыт медью с позолотой.
____________
¹ И. Е. Забелин, Древности. «Труды Московского археологического общества», т. XVI, стр. 38.
Необходимо отметить, что указанный способ кладки стен во владимиро-суздальской архитектуре XII—XIII вв. резко отличается от киевского и новгородского, где стена состояла из чередующихся толстых слоев камня и тонких слоев кирпича по византийскому образцу. Слои камня штукатурились, и фактура стен представлялась сочетанием красных швов (кирпич) и белых лент (камень).
Внутри стены штукатурились под фресковую роспись. Связи стен не сохранились, но по гнилушкам, обнаруженным в стенах, они, очевидно, были дубовые, как во всех древнерусских церквах этой и позднейшей эпох.
★
Какие зодчие строили этот памятник? Вопрос этот продолжает до сегодняшнего дня оставаться невыясненным.
Ряд исследователей, как-то С. Строганов, А. С. Уваров и А. И. Некрасов, на основании сходства декоративных элементов и отдельных деталей (аркатурный фриз, колонки, порталы, резные украшения) относит памятники владимиро-суздальской архитектуры к кругу преимущественного влияния романской архитектуры Запада, а именно ломбардской северо-итальянской архитектуры, пришедшей во Владимиро-Суздальское княжество, по утверждению этих авторов, через Германию—Псков—Новгород вместе с призванными оттуда мастерами. При этом обычно ссылаются на выдержки из летописи, например: «…князь великий Андрей Юрьевич постави церкви… по вере его приведе ему бог от всех земель мастеры»1 или: «. ..приведе ему бог из всех земель мастеры»2 и др.
____________
1 Тверская летопись, т. XV, стр. 233.
2 Лаврентьевская летопись об Успенском соборе во Владимире.
Но как могли проникнуть влияния из этих стран через Псков и Новгород, если в этих древнерусских центрах нет ни одного памятника, подобного владимиро-суздальским, если в ломбардской и германской архитектуре этой эпохи нет прообраза подобного органически целостного храма? Что же касается декоративных элементов, то они складывались в этих странах под влиянием Востока и Византии, т. е. тех стран, с которыми связи Руси были древнее и непосредственнее (великие торговые пути).
Другие исследователи, в том числе Артлебен, не отрицая влияния романской архитектуры, подходят ближе к истине: «Нельзя допустить, — говорит он, чтобы западные мастера не умели составить нового плана или воспроизвести принятый на Западе; следовательно, русские князья, приглашая их, как искусных исполнителей, строго держались принятого плана, не допуская изменений не только в его форме, но даже в размерах; то же самое нужно сказать и о фасадах, в которых иноземным мастерам предоставлялись, как видно, одни украшения»3.
____________
3 Труды 1-го Археологического съезда в Москве. 1869 г. Н Артлебен. По вопросу об архитектуре XII века. Стр. 292.
Образования архитектурного типа владимиро-суздальских церквей нельзя вырывать из общего процесса самостоятельного развития древнерусской архитектуры, возникшей в X—XI вв. в Киеве и Новгороде.
Виолле ле Дюк в последние годы своей жизни, как известно, написал книгу о русском искусстве, в которой высоко оценил русскую архитектуру, ее самостоятельность на примерах главным образом памятников XII в.
Анализируя владимиро-суздальскую архитектуру XII в., Виолле ле Дюк пишет: «Русское искусство конца XII в. достигло известной степени блеска, в котором оно не уступало ни византийскому, ни западному искусству»4. Говоря об особенностях древнерусской архитектуры XII в., Виолле ле Дюк отмечает, что «славяне придавали своим религиозным памятникам совершенно особенный стройный вид, причем это изящество было присуще не только общему виду, но и его частям. ..», «чем эти памятники отличаются от сооружений чисто византийских»5, а также «от того, что тогда делалось во Франции, Италии и особенно в Германии, где так называемая прирейнская архитектура отличалась некоторой тяжестью в деталях»6.
____________
4 Виолле ле Дюк, Русское искусство. Стр. 84.
5 Там же, стр. 71.
6 Там же, стр. 80.
К этому мнению выдающегося исследователя нужно добавить, что эта стройность и вертикализм в древнерусской архитектуре присущи не только сооружениям XII в., но являются особенностью архитектуры более ранних сооружений XI в. Великой Киевской Руси (София Киевская, собор Юрьева монастыря, София Новгородская и др.). С особенной силой эти качества русского зодчества проявились на новом этапе, после освобождения Руси от монгольского ига, в русской архитектуре эпохи расцвета в XVI в. (церковь Вознесения в селе Коломенском, Василий Блаженный в Москве и др.).
Реакция в архитектуре Запада против византийских и романских влияний началась только с конца XII в. во Франции и захватила весь мир в эпоху господства готики.
Однако как бы ни оценивали отдельные исследователи место и историческое значение древнерусской архитектуры, ее глубокая самостоятельность и художественная ценность не подлежат никакому сомнению. Периоды расцвета архитектуры любого народа не возникают неожиданно, на основе простого заимствования или копирования чужих образцов. К таким периодам расцвета всякий народ идет длинной дорогой культурного и экономического развития. На известных исторических переломах, иногда в совершенно новых формах, народ создает блестящие произведения искусства и архитектуры, в которых дается как бы завершающий итог пройденного пути. Именно такой скачок мы наблюдаем в период расцвета владимиро-суздальской архитектуры, блестящим образцом которой является церковь Покрова на Нерли.
Высокое архитектурное совершенство этого памятника, его органическая связь с природой, благородная простота и единство его внешних масс, стройность и изящество пропорций, тонкая пластика его форм, наконец, конструктивная и функциональная правда всего сооружения ставят этот памятник в один ряд с лучшими произведениями мировой архитектуры.
БИБЛИОГРАФИЯ
- И. Э. Грабарь, История русского искусства. Т. I., стр. 303—321.
- Акад. А. М. Павлинов, История русской архитектуры. 1897 г., стр. 55—92.
- Виолле ле Дюк, Русское искусство. М. 1879 г.
- B. Доброхотов, Древний Боголюбов город и монастырь с его окрестностями. М. 1852 г., стр. 67—86.
- А. И. Некрасов, Очерки по истории древнерусского зодчества XI—XVII в. 1938 г., стр. 99—139.
- А. И. Некрасов, Очерки декоративного искусства древней Руси. 1924 г., стр. 19—28.
- А. А. Бобринский, Резной камень в России. 1916 г.
- Н. Воронин, Некоторые исторические выводы из археологических исследований во Владимире и Боголюбове. Журнал «Историк-марксист» № 2, 1940 г., стр. 164.
- C. Строганов, Дмитриевский собор во Владимире. 1849 г.
- Н. А. Артлебен, По вопросу об архитектуре XII в. в Суздальском княжестве. «Труды 1-го Археологического съезда в Москве», 1871 г. , стр. 288—299.
- И. Д. Мансветов, По вопросу об архитектуре XII в. Там же, стр. 272—276.
- А. С. Уваров, Взгляд на архитектуру XII в. в Суздальском княжестве. Там же, стр. 252—266.
- Л. В. Даль, По вопросу об архитектуре XII в. Там же, стр. 277—281.
- И. И. Васильев, По вопросу об архитектуре XII в. Там же, стр. 282—287.
- Протоколы заседаний 1-го Археологического съезда. Древнерусская архитектура XII в. Труды 1-го Археологического съезда в Москве. 1871 г., стр. XIII—CVII.
- Н. Н. Ушаков, Спутник по древнему Владимиру и городам Владимирской губернии. 1913 г., стр. 157—160.
- И. Толстой и Н. Кондаков, Русские древности в памятниках старины. Выпуск 6, 1899 г.
ПЕРЕЧЕНЬ ИЛЛЮСТРАЦИЙ
I лист. Общий вид
II лист. Восточный фасад
III лист. Северный фасад
IV лист. Фрагменты фасадов
V лист. Северный портал
VI лист. Фрагменты северного фасада
VII лист. Детали фасадов
VIII лист. Резные украшения
IX лист. Детали интерьера
X лист. Обмерные чертежи церкви Покрова на Нерли до реставрации
XI лист. Западный фасад
XII лист. Северный фасад
XIII лист. Восточный фасад
XIV лист. План первого яруса
XV лист. План второго яруса (уровень хор)
XVI лист. План барабана и схема кровли
XVII лист. Разрез I—I
XVIII лист. Разрез II—II
XIX лист. Разрез III—III
XX лист. Разрез IV—IV
XXI лист. Детали портала
XXII лист. Детали
XXIII лист. Детали аркатурного фриза. Детали канители на столбах и пилястрах (внутри церкви)
Обмерные чертежи (листы XI—XXIII) — из фондов музея Академии архитектуры СССР. Обмеры произведены в мае-июне 1937 г. научными сотрудниками музея, архитекторами Н. С. Кучеровой и Г. М. Калитаевой.
Фотографии на листах I, III, IV, VI — из фондов музея Академии архитектуры СССР.
Фотография на листе V — из фондов Архитектурного института (коллекция И. Ф. Борщевского).
Фотографии на листах VII, VIII — из книги А. А. Бобринского «Резной камень в России».
Фотографии на листе II — из книги И. Э. Грабаря «История русского искусства».
Фотографии на листе IX — из коллекции проф. Ю. Н. Дмитриева.
Чертежи на листе X — из книги С. Строганова «Дмитриевский собор во Владимире».
Все иллюстрации издания
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 25,8 МБ).
Церковь Покрова на Нерли близ Владимира / Архитектура Древней Руси / История архитектуры / www.Arhitekto.ru
В развитии древнерусской архитектуры наряду с архитектурными сооружениями и скульптурно-архитектурными ансамблями, поражающими своими размерами, получили признание также небольшие по размерам достопримечательности. С течением времени они вошли в сокровищницу монументального искусства, среди таких сооружений церковь Покрова на реке Нерли. На то время во Владимиро-Суздальской земле формировалась школа, в которой наряду со строительным мастерством развилось художественная резьба по камню, белому известняку местного происхождения. Некоторые черты этой школы, как и вообще всей древнерусской архитектуры XII века, сходны с чертами феодальной романской архитектуры тех времен. В правление Андрея Боголюбского во Владимире был построен Успенский собор, Золотые ворота, под Владимиром — ансамбль Боголюбовського замка и самая совершенная из всех сооружений — церковь Покрова на Нерли.
Согласно старинному источнику, князь построил храм «на лугу» в ознаменование своей печали о смерти любимого сына. По другой версии она была сооружена в честь победного похода на волжскую Болгарию и посвящена новому, неизвестному в Византии, празднику в часть Богоматери — Покрова Богородицы, установленному Андреем Боголюбским без позволения Киевского митрополита.
Эта небольшая церковь по праву считается одним из шедевров мировой архитектуры. В ней чрезвычайно ярко проявились не только художественный гений и мастерство владимирских зодчих, но и художественные идеалы древнерусских художников. Церковь была построена в 1165 г. по заказу князя Андрея Боголюбского, неподалеку от великокняжеского загородного замка, где река Нерль впадает в Клязьму и куда приплывали лодки, направлявшиеся к Владимиру. Задача, поставленная перед зодчими, была очень сложной, поскольку намеченное для постройки место лежало в заливаемой пойме. Поэтому зодчий, заложив фундамент, возвел на нем каменный цоколь высотой почти 4 м и засыпал его землей. Получился искусственный холм, который облицевали тесаными каменными плитами. На этом холме, как на пьедестале, и была воздвигнута церковь.
Церковь Покрова на Нерли — небольшой четырехстолпный храм, к которому с трех сторон примыкали галереи. Основные объемно-пространственные формы храма традиционны для Владимиро-Суздальского стиля, однако отсутствуют башни и увеличивается число элементов романского характера. Поверхность стен из белого тесаного камня украшена богатым рельефом, ставшим главным элементом, выделяющим Владимиро-Суздальских стиль. Входы и окна решены так же, как у романских построек.
В этом здании поражает стройность и изящество, исключительное богатство новых, небывалых ранее соотношений между его частями. Белизной камня, правильностью и стройностью силуэта Нерлинский храм выделяется из окружающего его пейзажа.
В его композиции пластика стен выразительно подчеркивает конструктивную систему не только путем выделения пилястр и закомар, но и очень рациональным использованием декора. Пластика пилястр состоит из чисто декоративной колонки, не имеющей никакой нагрузки, и уступов профиля, подчеркивающих конструктивное значение членений и выявляющих толщину стен. Четкое расчленение прясел по высоте декоративным аркатурным поясом сопровождается уменьшением толщины стен в верхней части, что подчеркнуто пластикой пилястр, получивших дополнительно два уступа. Последние говорят об усилившемся в верхней части значении вертикальных устоев за счет уменьшения массы стен. Зрительному облегчению прясел способствуют щелевидные окна в глубине уступчатых ниш, а также тонкий рельеф отдельных каменных блоков. Для зрительной нейтрализации массы купола барабан его облегчен световыми проемами и одет в ажурный наряд декоративного аркатурного пояса. Органический синтез декора с конструкцией вместе с изысканно стройными пропорциями членений явились основой сложения высоких художественных качеств произведения.
От Боголюбова тропа ведет широкими лугами. Кое-где видны невысокие холмы, небольшие рощи, среди которых белеют стволы березок. На фоне темной зелени деревьев видно белоснежную стройную сооружение сказочной красоты. Чем ближе подходишь к ней, тем четче становятся ее спокойные, уравновешенные формы. Когда смотришь на стройные пилястры, плавно закругленные своды, которыми завершаются фасады, стройный барабан с мягко очерченным куполом, белоснежные стены церкви, которые отражаются в небольшом озере, чувствуешь какую-то песенную гармонию. С трех сторон входы украшены резными порталами, а по горизонтали фасады разделяются широкими колончатыми поясами. Чрезвычайно интересной является скульптура, которая украшает фасады. Это — нежные девичьи головки — символы весны и природы: травы, цветы, сказочные звери. Над окном центрального нефа — царь Давид играет на гуслях, а звери вокруг слушают волшебную музыку.
Когда церковь окружала невысокая галерея — она еще больше связывала сооружение с окружающей средой. Внутри вертикальный характер композиции сооружения обнаружено еще больше: четыре высокие столбы перекрываются вверху подпружных арками, на парусных сводах поставлен барабан, откуда льется свет. Все в здании просто, сдержанно и очень красиво. Светлый и высокий интерьер храма не рассчитан на действо с большим числом участников, это место, предназначенное для личной молитвы князя, пребывавшего на высоко поднятых, приближенных к куполу хорах. К сожалению, от первоначальной росписи храма сохранились только незначительные фрагменты, и судить о ней можно лишь по нескольким беглым зарисовкам, сделанным в середине XIX века.
В конце XVIII столетия из-за малой доходности этой заброшенной тогда церкви игумен Боголюбова монастыря получил разрешение владимирского епископа разобрать ее, чтобы использовать материал для постройки монастырской колокольни. Церковь уцелела лишь потому, что заказчики и подрядчики не сошлись в цене.
Удивительное совершенство форм и пропорций делает церковь Покрова на Нерли одним из наиболее выдающихся шедевров не только древнерусской, но и мировой архитектуры (2, стр. 100-102; 6, стр. 24-25; 9, стр. 66-67; 15, стр. 129-150; 16, стр. 140-149; 18, стр. 100-105).
Читайте также:
- Псковские церкви XII-XVI вв.
- Владимиро-Суздальская архитектура (середина XII — начало XIII вв.)
- Успенский собор во Владимире
- Пятницкая церковь в Чернигове (конец XII — начало XIII в.)
- Кремлевский комплекс в Москве
- Крепостные сооружения XV-XVI вв.
Источники
стилей архитектуры России. — Гид для Вас Туры
Портал «Гид для Вас» составил краткий гид по основным стилям, которые можно увидеть в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.
Древнерусское крестово-купольное зодчество
Гражданских памятников XI-XVII веков очень мало, но храмы этого периода можно увидеть в городах старше 400 лет. Как правило, это прямоугольные здания, стены которых ориентированы по сторонам света. Доминируют купола церкви, количество которых может варьироваться, чаще всего встречаются одно-, пяти-, девяти- и тринадцатиглавые церкви. Например, Софийский собор в Великом Новгороде — пятиглавый, а церковь Покрова на Нерли венчает одноглавая. Но сколько бы ни было куполов, главный всегда один: он возвышается на специальном основании — барабане.
Древнерусское шатровое зодчество
В XVI веке на смену куполам пришло чисто русское изобретение, не имеющее аналогов в церковном зодчестве других стран: шатер является завершением храма в виде многогранная пирамида, а не купол. Вероятно, появление шатрового зодчества связано с техническими трудностями: многие храмы на Руси строились из дерева, и сделать купол из этого материала непросто. Позднее эта архитектурная особенность распространилась и на каменное строительство. Чтобы представить себе шатровую церковь, достаточно вспомнить Вознесенскую церковь в Коломенском и шатровую колокольню в Кижах.
Барокко
Этот архитектурный стиль пришел в Россию в конце XVII века. Первые постройки появились в Москве, затем барочные здания активно застраивали Петербург. Стиль барокко идентифицируют просто: главные черты — сложные формы и обилие украшений. Собственно, термин «барокко» в переводе с итальянского означает «причудливый, странный». Среди примеров — Зимний дворец в Санкт-Петербурге и Знаменская церковь в Дубровицах Московской области.
Рококо
В целом стиль рококо, популярный во второй половине XVIII века, имеет много общего с барокко. Основные отличия заключаются в деталях. Здания в стиле рококо богато украшены скульптурным декором – вазами и цветочными гирляндами, масками или просто милыми завитушками. Подобных зданий в России немного. К ним относятся Китайский дворец и павильон Катальная горка в Ораниенбауме.
Классицизм
Здания в стиле классицизма можно встретить во многих городах России. Это архитектурное направление получило широкое распространение в конце XVIII-первой половине XIX века. В классическом стиле строились дворцы и усадьбы, театры и даже склады. Ключевая деталь, по которой можно легко опознать памятник классической эпохи, — колонна. Много столбцов. Также постройки в этом стиле отличаются сдержанностью, симметрией и лаконичным декором. Это, например, Таврический дворец в Санкт-Петербурге и Большой театр в Москве.
Историзм
Здания в этом архитектурном стиле, появившемся в середине XIX века, самые разнообразные. Главной чертой историзма является обращение архитектора к наследию прошлого. Прошлое могло быть, например, византийским — тогда были постройки в неорусском стиле, как храм Христа Спасителя. Это могла быть готика — так была построена усадьба Царицыно в Москве. И могло быть понимание наследия Возрождения — как Московского и Ленинградского вокзалов. Ключевые внешние черты историзма сформулировать достаточно сложно: здания этого стиля непохожи друг на друга. Если вы видите здание, которое «хочет казаться старше, чем оно есть на самом деле» — скорее всего, это памятник историзма.
Модерн
Здания в архитектурном стиле модерн появились в конце XIX-начале XX века. Обилие стекла и железа, использование мозаики и росписи на фасадах, необычные изогнутые линии и асимметрия — все это признаки современности. Дом фирмы «Зингер» в Петербурге или гостиница «Метрополь» в Москве — наиболее характерные постройки в этом стиле.
Авангард
В 1920-е годы советское государство имело такой же революционный, как и новая власть, архитектурный стиль. Простые конструкции и отсутствие декора, стекло и бетон – такими были авангардные постройки. Для архитекторов-авангардистов была важна функциональность здания, а не его эстетическая ценность. Неудивительно, что у стиля, помимо сторонников, нашлись и ярые противники, называвшие авангардистское строительство «бетонными опухолями» на теле Москвы. Например, современники высоко оценили Дом культуры Мельникова имени Русакова. Универмаг «Мосторг» на Красной Пресне — еще один известный образец авангарда — встретили более спокойно.
Сталинская неоклассика
В сталинские времена архитекторы снова стали обращаться к классическому наследию, хотя и в несколько ином смысле. Здания 1930–40-х годов были величественны и помпезны — с колоннами и лепниной, настенными росписями и обилием декора с советской символикой. Колонны снова вошли в моду. Одними из интересных замыслов стиля классицизма в сталинские времена были Центральный академический театр Российской армии в форме пятиконечной звезды и главный корпус МГУ на Воробьевых горах.
Типичная архитектура хрущевско-брежневского времени
Вместе с эпохой Сталина закончилась и эпоха «архитектурных излишеств» и монументализма. Такие же невыразительные здания по типовым проектам можно встретить как в жилых домах того времени, так и в общественной архитектуре — это были кинотеатры, школы, больницы. В спальном районе любого российского города так называемые хрущевки, скорее всего, составляют основу местного ландшафта.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли (фото)
[]
Ваш текущий выбор
Актив(ы) Ресурсы
модальный-турбо#открытый» title=»Добавить выделение в лайтбокс» >
актив—актив-электронная торговля#addSelection» data-asset—asset-ecommerce-url-value=»/en/cart/add/selection» title=»Добавить в корзину» >
Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли (фото)
{«событие»:»просмотр страницы»,»page_type1″:»каталог»,»page_type2″:»image_page»,»язык»:»en»,»user_logged»:»false»,»user_type»:»электронная торговля», «nl_subscriber»:»false»}
{«event»:»ecommerce_event»,»event_name»:»view_item»,»event_category»:»browse_catalog»,»ecommerce»:{«items»:[{«item_id»:»JB148488″,»item_brand»:» другое»,»item_category»:»фото»,»item_category2″:»no_copyright»,»item_category3″:»стандартный»,»item_category4″:»john_bethell»,»item_category5″:»not_balown»,»item_list_name»:»search_results» ,»item_name»:»церковь_покрова_пресвятой Богородицы_на_нерле_фото»,»item_variant»:»undefined»}]}}
Весь контентИзображенияВидео
Найдите архив Бриджмена, загрузив изображение.
Перетащите файл сюда или нажмите «Обзор» ниже.
Обратите внимание, что следует загружать только файлы с низким разрешением.
Результаты будут возвращать только точные совпадения.
Любые изображения с наложением текста могут не давать точных результатов.
Детали больших изображений будут искать соответствующие им детали.
Выберите свой цвет
Добавьте до 5 цветов и сдвиньте разделители, чтобы настроить композицию
Добавить цветовой блок
Фильтры
Добавьте ключевые слова для уточнения результатов
Введите ключевые слова и нажмите Enter
Поиск
Текст
Заголовок
Художник
Средний
Местонахождение произведения искусства
Права ТипСтандарт
Премиум
Золото
Год
до
Век
до
Filter regionUnited KingdomGermanyFranceItalyUnited States——————-AfghanistanÅland IslandsAlbaniaAlgeriaAmerican SamoaAndorraAngolaAnguillaAntarcticaAntigua And BarbudaArgentinaArmeniaArubaAustraliaAustriaAzerbaijanBahamasBahrainBangladeshBarbadosBelarusBelgiumBelizeBeninBermudaBhutanBoliviaBosnia And HerzegovinaBotswanaBouvet IslandBrazilBritish Indian Ocean TerritoryBrunei DarussalamBulgariaBurkina FasoBurundiCambodiaCameroonCanadaCape VerdeCayman IslandsCentral African RepublicChadChileChinaChristmas IslandCocos (keeling) IslandsColombiaComorosCongoCongo, The Democratic Republic Of TheCook IslandsCosta RicaCote D’ivoireCroatiaCubaCyprusCzech RepublicDenmarkDjiboutiDominicaDominican RepublicEcuadorEgyptEl SalvadorEquatorial GuineaEritreaEstoniaEthiopiaFalkland Islands (malvinas)Faroe IslandsFijiFinlandFranceFrench GuianaFrench PolynesiaFrench Southern TerritoriesGabonGambiaGeorgiaGermanyGhanaGibraltarGreeceGreenlandGrenadaGuadeloupeGuamGuatemalaGuernseyGuineaGuinea-b issauGuyanaHaitiHeard Island And Mcdonald IslandsHoly See (vatican City State)HondurasHong KongHungaryIcelandIndiaIndonesiaIran, Islamic Republic OfIraqIrelandIsle Of ManIsraelItalyJamaicaJapanJerseyJordanKazakhstanKenyaKiribatiKorea, Democratic People’s Republic OfKorea, Republic OfKuwaitKyrgyzstanLao People’s Democratic RepublicLatviaLebanonLesothoLiberiaLibyan Arab JamahiriyaLiechtensteinLithuaniaLuxembourgMacaoMacedonia, The Former Yugoslav Republic OfMadagascarMalawiMalaysiaMaldivesMaliMaltaMarshall IslandsMartiniqueMauritaniaMauritiusMayotteMexicoMicronesia, Federated States OfMoldova, Republic OfMonacoMongoliaMontenegroMontserratMoroccoMozambiqueMyanmarNamibiaNauruNepalNetherlandsNetherlands AntillesNew CaledoniaNew ZealandNicaraguaNigerNigeriaNiueNorfolk IslandNorthern Марианские островаНорвегияОманПакистанПалауПалестинская территория, оккупированнаяПанамаПапуа-Новая ГвинеяПарагвайПеруФилиппиныПиткэрнПольшаПортугалияПуэрто-РикоКатарРеюньонРумынияРоссийская ФедерацияРуандаостров Святой ЕленыСент-Китт s And NevisSaint LuciaSaint Pierre And MiquelonSaint Vincent And The GrenadinesSamoaSan MarinoSao Tome And PrincipeSaudi ArabiaSenegalSerbiaSeychellesSierra LeoneSingaporeSlovakiaSloveniaSolomon IslandsSomaliaSouth AfricaSouth Georgia And The South Sandwich IslandsSpainSri LankaSudanSurinameSvalbard And Jan MayenSwazilandSwedenSwitzerlandSyrian Arab RepublicTaiwanTajikistanTanzania, United Republic OfThailandTimor-lesteTogoTokelauTongaTrinidad And TobagoTunisiaTurkeyTurkmenistanTurks And Caicos IslandsTuvaluUgandaUkraineUnited Arab EmiratesUnited KingdomUnited StatesUnited States Minor Outlying IslandsUruguayUzbekistanVanuatuVenezuelaViet Нам Виргинские острова, Британские Виргинские острова, США, Уоллис и Футуна, Западная Сахара, Йемен, Замбия, Зимбабве
Сортировать поСамые релевантныеСамые популярныеСамые последниеНомер активаИмя создателя
Размер результатов306090
- Изображение количество
- ДЖБ148488
- Название
- Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли (фото)
- Фотограф
- Джон Бетелл
- Местоположение
- Боголюбово, Владимирская область, Россия
- Средний
- фотография
- Описание
- Фото кредит
- © Джон Бетелл. Все права защищены 2022 / Bridgeman Images
Хотите загрузить это изображение сейчас?
1. Использование 2. Оплатить 3. Резюме 4. Скачать
Персональное использование £20.00
Презентация £25.00
Веб-сайт или социальные сети £30.00
Журналы и журналы £50. 00
Использование книги £50.00
Для получения более подробной информации посетите страницу часто задаваемых вопросов
Добавить в корзину
Наличие
Размер [пиксели] | Размер в 300 dpi [мм] | Размер файла [МБ] | Онлайн-покупка | |
---|---|---|---|---|
Большой | 5295 × 3600 пикселей | 448 × 305 мм | 6 МБ | |
Средний | 1024 × 696 пикселей | 87 × 59 мм | 1 МБ |
Белые памятники Владимира и Суздаля
Выдающаяся общечеловеческая ценность
Краткое обобщение
Древние города Владимир и Суздаль, главные города древнерусского княжества в XII-XIII веках, расположены в центре европейской части России, примерно в 200 км к востоку от Москвы, 30 км друг от друга. В это время в городах сложилась своя индивидуальная архитектурно-художественная школа. Эти белокаменные памятники являются уникальными архитектурными творениями и частью сокровищницы русской культуры.
Объект Всемирного наследия «Белые памятники Владимира и Суздаля» представляет собой серийный объект, состоящий из памятников во Владимире, Суздале и Кидекше, в пяти км восточнее Суздаля. Во Владимире находятся Успенский собор, Золотые ворота, собор Рождества Богородицы и Лестничная башня дворца Андрея Богулюбского в Княжеском замке в Богулюбово, церковь Покрова на реке Нерли; Кремль и Рождественский собор и Спасо-Евфимиев монастырь находятся в Суздале; а церковь Бориса и Глеба стоит в Кидекше.
Во Владимире Успенский собор (1158 г.) должен был стать религиозным центром всей Руси. Он был построен в городском Кремле с тремя нефами, увенчанными изящным барабаном и шлемовидным куполом. Фасад, разделенный на пять секций встроенными колоннами, отличается резными рельефами. Большая часть фресок XII века была уничтожена монголами в 1238 году, но новые фрески были добавлены в 1408 году мастерами-живописцами Андреем Рублевым и Даниилом Черным, в частности знаменитый «Страшный суд». Иконостас — прекрасный образец барокко 1774 года.
Золотые ворота (1164) являются частью оборонительных сооружений 12-го века, ныне снесенных. Это кубическая башня с церковью Ризположения на вершине. Княжеский замок в Боголюбово (1165 г.) содержит остатки Королевского дворца XII века в виде собора Рождества Богородицы и Лестничной башни Андрея Боголюбского. Собор представляет собой здание 17 века на месте первоначальной постройки. Покровская церковь (1165 г.) на Нерли расположена напротив первоначальных речных ворот Владимира. Он имеет один купол на пересечении и рельефы в верхней части наружных стен.
Дмитриевский собор (1194-97 гг.) — царский храм кубической формы с тремя внутренними нефами и шлемовидным куполом. Внешний вид имеет более тысячи каменных резных фигур на общую тему царя Давида. В западной части интерьера сохранились фрески XII века.
В Суздале Кремль (крепость) окружен земляным валом. Внутри, возвышаясь над городом, возвышается собор Рождества Христова, построенный в 13 веке и реконструированный в 16 веке, с пятиглавой крышей и золотыми вратами 13 века. Важные памятники 9 в.0257 посад (гражданское поселение) включает в себя несколько кубических церквей 16-17 веков, таких как Ризоположенский монастырь и Успенская трапезная церковь, а также несколько монастырей. Самым важным из последних является Спасо-Евфимиев монастырь, основанный в 1352 году, с его Спасо-Преображенским собором 16 века, построенным в традициях Владимира 12 века.
На правом берегу Нерли, в Кидекше, находится церковь Бориса и Глеба. Он имеет большое архитектурное значение, так как это была первая церковь в России, построенная из белого известняка, стиль, который стал характерным прежде всего для архитектуры Владимира XII века. Он небольшой (15,5 м х 15,5 м) с тремя апсидами на восточной стороне. Он простой, с небольшим декором, хотя остатки средневековых фресок были обнаружены в 1947.
Архитектура Владимиро-Суздаля характеризуется каменной кладкой, облицованной правильными блоками белого известняка, изысканными пропорциями, тонкой резьбой по камню, кажущейся легкостью построек, умением древних церковных зодчих гармонировать свои постройки с окружающей природной средой. пейзаж. Памятники уникальны своим возрастом, аутентичностью архитектурной формы и исторической связью с основоположниками российской государственности, такими как Юрий Долгорукий (Юрий Длиннорукий), Андрей Боголюбский (Андрей Боголюбовский), Всеволод Большое Гнездо (Всеволод Великий). Большое гнездо) и Георгий Всеволодович.
Критерий (i) : Белые памятники Владимира и Суздаля являются выдающимися образцами древнерусского зодчества. Эти белокаменные сооружения представляют собой уникальное явление, вобравшее в себя лучшие работы творческих мастеров и представляющее собой удивительный синтез архитектуры и монументального искусства.
Критерий (ii) : Белокаменное зодчество Владимира и Суздаля является выдающимся образцом развития и совершенствования архитектурных форм и приемов белокаменного строительства, сформировавших уникальную школу зодчества. Этот влиятельный стиль зародился и достиг своего наибольшего выражения здесь и иллюстрирует важнейший этап человеческой истории и культуры Северо-Восточной Руси. Широко использовавшиеся в качестве образца для последующего строительства на протяжении всей русской истории, они стали эталоном архитектурной красоты и выразительности русского церковного зодчества.
Критерий (iv) :Белокаменные памятники и ансамбли владимиро-суздальской школы зодчества являются выдающимися образцами архитектурного искусства и совершенными образцами технического и строительного мастерства, полностью гармонирующими с окружающим ландшафтом. Они олицетворяют начало и расцвет белокаменного зодчества XII-XIII вв., отличаются выдающейся гармонией и совершенством архитектурных форм.
Целостность
Белые памятники Владимира и Суздаля включают в себя все необходимые атрибуты, отражающие его выдающуюся универсальную ценность. С учетом рассредоточенности памятников по территории Владимирской области целостность каждого отдельного компонента объекта Всемирного наследия обеспечивается установленными границами и охранными зонами. Статус объекта культурного наследия народов Российской Федерации, представляющего особый интерес, гарантирует высочайший уровень государственной охраны объектов и обеспечивает их постоянную сохранность и охрану. Памятники находятся под угрозой из-за атмосферного загрязнения и загрязнения транспортными средствами, которые могут повлиять на их белокаменные фасады, а также из-за высотной застройки в непосредственной близости от них, которая может нарушить исторический городской пейзаж.
Подлинность
В течение нескольких десятилетий здания Владимира и Суздаля были объектом значительных усилий по развитию культурного туризма, с последующими реставрационными работами в них, выполненными с должным уважением к традиционным технологиям и материалам. Монастырские памятники сохраняют древнерусские традиции и аутентичные приемы архитектурного декора. Все реставрационные работы, проводившиеся на памятниках в разные периоды, были направлены на сохранение аутентичных построек за счет использования старых строительных методов, технологий и строительных материалов, таких как белый камень, белая известь, крупногабаритный кирпич, дерево и металл. Монастыри сохранили свои исторические планы и обеспечили замену традиционных насаждений.
Требования к охране и управлению
Белые памятники Владимира и Суздаля с 1958 года входят в состав Владимиро-Суздальского историко-художественного и архитектурного музея-заповедника. В 1960 году по решению Совета Министров РСФСР памятники были взяты под охрану. С 1995 года памятники отнесены к объектам культурного наследия на федеральном уровне, а в 1998 году Указом Президента Российской Федерации включены в Государственный список объектов культурного наследия народов Российской Федерации, представляющих особую ценность. Музей-заповедник совместно с органами государственной охраны осуществляет эффективную охрану объектов с использованием правовых, финансовых и организационных механизмов на основании Федеральных законов от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» , Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (введено в действие Постановлением Правительства Российской Федерации 2008 г. ), и Закон о передаче религиозным организациям имущества, имеющего религиозное целевое назначение и представляющего государственную или муниципальную собственность (2010).
На сегодняшний день памятники в хорошем состоянии. Музей управляет объектами для обеспечения их сохранности, следит за состоянием памятников и территорий, регулирует туристические услуги. Успенский собор находится в ведении музея совместно с Русской Православной Церковью, а храм Покрова на Нерли во Владимире находится в ведении Русской Православной Церкви. Использование памятников в качестве музейных экспонатов для обеспечения их доступности в сочетании с их использованием церковью усиливает аутентичность и исторический характер зданий. В результате недавних реставрационных работ белокаменные стены и белокаменная резьба соборов защищены от атмосферных воздействий. Для сохранения настенных росписей внутри собора установлены системы климат-контроля. Все работы по памятникам для консервации и защиты белокаменных сооружений, белокаменной резьбы на фасадных стенах и монументальной росписи в интерьере собора выполняются в порядке, утвержденном Министерством культуры Российской Федерации.