Художественный образ в архитектуре: Художественный образ и его специфика в архитектурном произведении (примеры).
Гуськова. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ, КАК ОДИН ИЗ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ АСПЕКТОВ СОВРЕМЕННОЙ ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ
Гуськова Наталья Сергеевна,
студент Института дизайна УралГАХА,
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук,
доцент А. М. Гаврилов,
Институт дизайна Тюменский филиал
Уральской государственной архитектурно-художественной академии,
г. Тюмень, Россия
УДК 72.01
В статье рассматриваются понятие и особенности художественного образа в архитектуре. Цель работы – оценить важность образной составляющей в системе факторов, оказывающих влияние на процесс архитектурного проектирования, а также проследить механизм воздействия художественного образа на потребителя. Также в статье выявляются основные тенденции современной проектной культуры и их ценностное содержание с позиции художественного образа.
Ключевые слова: архитектура, культура, художественный образ, эстетика, система ценностей.
Архитектура на протяжении всей истории является одним из важнейших показателей культуры, отражая в себе внутренние процессы общества. Петер Беренс сказал: «Архитектура служит двум идеалам: практицизму и красоте». Архитектура по природе своей бинарна, т.е. объединяет в себе материальное и духовное (образно-художественное) начала. Согласно этой теории, она способна не только «воспроизвести собственную структуру» [2] человека в том состоянии, в котором она находится на данный момент, но и оказать влияние на формирование мировоззрения, систем ценностей и образа жизни человека или социальной группы в дальнейшем.
Кроме того, архитектурный объект существует в общественном пространстве и как значительная часть окружающей среды не требует организации специальных мероприятий для собственного восприятия. Вышеуказанная особенность позволяет позиционировать архитектуру как «надындивидуальную» реальность.
Наряду с функциональной, конструктивной, пространственно-системной составляющими произведения архитектуры можно говорить об особой важности художественного образа, как информативном и эстетико-культурном аспекте архитектурно-пространственной среды. Несмотря на то, что вопросы формирования и восприятие образа в значительной степени лежат в области психологии, изучив данный процесс, архитектор приобретает прием, который позволяет закладывать в произведение художественно-эстетическую, семиотическую и функциональную информацию.
Образ в данном случае работает всесторонне, раскрывая в среде свои этнические, географические, контекстуальные, художественные, информационные, этические и другие особенности.
Согласно многочисленным исследованиям в области психологии восприятия: «образ объекта, возникающий в представлении, – не механическое зеркальное отражение реальности, а результат перцептивной деятельности, активно воспроизводящей содержание объекта» [2]. Замысел, предшествующий созданию, вступает во взаимодействие с потоком информации о необходимых качествах будущего объекта. В ходе работы архитектор преобразует, приводит к совокупности все факторы, тем самым обозначая содержание произведения еще до его реализации. В данном процессе образ организует взаимосвязь во внутреннем дуализме между замыслом – «идеальным» и формой – «материальным» началами произведения.
Ежедневно современный человек получает колоссальное количество разнородной информации. На разных уровнях этот процесс осуществляется через массовые коммуникации, рекламу, зрительное восприятие окружающей среды, общение и т.п. Архитектурно-пространственная среда в данной системе играет роль постоянного объекта восприятия, что приводит к мысли об особой значимости ее образного и конструктивно-функционального содержания.
В условиях прогрессивно развивающейся научно-технической базы, которая значительно расширяет спектр возможностей в области архитектуры и строительства, проектная культура все больше тяготеет к разработкам крупных пространственно-средовых объектов. Данный процесс характеризуется укрупнением масштаба в облике зданий, повышением этажности и состава площадей объекта, применением больших плоскостей остекления.
Возникший в 60–70-е годы XX века «интернациональный стиль» быстро получил широкое распространение и продолжает развиваться также в современной проектной практике. Образ таких сооружений повсеместно внедряет идею прогресса, создания сверхновой современной архитектуры, способности человека управлять природой. Несмотря на то, что, по сути, понятие «новизны» в архитектуре в значительной степени субъективно, в рамках современной проектной культуры возникают неприменяемые ранее подходы в области эргономики, экологии, теории пространства.
Однако подобный модернистский подход обладает рядом тенденций, где образная составляющая архитектуры теряет свое место в процессе проектирования и потребления объекта. Архитектурная культура, как работа с пространством, функцией, семиотикой произведения, все больше заменяется культурой технологий. Иллюстрацией к этому тезису может служить тот факт, что «не только в технически слаборазвитых, но и в экономически процветающих странах многие отрасли строительства успешно обходятся без участия архитекторов. Так, например, более 90% строительных компаний США, производящих малоэтажные индустриальные жилые дома, не прибегают к помощи архитекторов, а приглашают для оказания временных услуг только дизайнеров» [1].
Это явление Вержбицкий Ж.М. в своей книге «Архитектурная культура. Искусство архитектуры как средство гуманизации «второй природы»» назвает «тектурой», совмещая слова «техника» и «культура», т.е. «культурой искусственного мира». Тиражирование (зачастую в упрощенном виде) передовых конструктивных систем, особенно свойственное для отечественного проектирования, приобретает спонтанный характер. Повторяя такой опыт типового строительства как нивелирование региональных климатических особенностей и историко-культурного контекста местности, второстепенность гуманизации пространства, стремление к минимизации в использовании декора, тектура формирует определенное мировоззрение, где утилитарные (материальность, престиж, информация) ценности начинают преобладать над исторической преемственностью.
Сообщение объекту сугубо индустриального подтекста лишает его индивидуальной образной формы, которая несет в себе культурные и гуманистические традиции общества. Это вовсе не означает, что необходимо вернуться к движению историзма или эклектизма, тем более что архитектура начала XX века уже прошла опыт переосмысления исторической традиции. В условиях быстрого развития социума так же быстро меняются и реальные его потребности. Сыграв свою роль в первой половине прошлого века, современная архитектура нуждается в новом переосмыслении. В этом смысле проблема содержания художественного образа в архитектуре становится особенно актуальной.
Образ должен помочь индивиду ориентироваться в сложном многообразии визуальных форм, помогая реализовать собственные потребности в эмоциональных состояниях, познании, эстетических переживаниях. Произведение искусства отражает общечеловеческие ценности, и будущее зависит от того, какой образ мы заложим в архитектуру сегодня.
Библиография
- Вержбицкий Ж.
М. Архитектурная культура. Искусство архитектуры как средство гуманизации «второй природы» [Электронный ресурс] / Ж.М. Вержбицкий, 1998 (по Режим доступа: www.archi.ru
- Иконников А. В. Функция, форма, образ в архитектуре / А. В. Иконников .– М: Строй-издат, 1986. – 288с.
- Пак В. А.Введение в спецкурс по современной архитектуре и дизайну: учеб. пособие. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002.
Строение художественного образа в архитектуре • Architectural Idea
Тектоническая целевая формаВ архитектуре строение художественного образа гораздо сложнее, чем в скульптуре. В то время как в живописи все изобразительные и экспрессивные содержания художественного образа даны исключительно как функции двумерной плоскостной формы, а все содержание скульптуры выражается в формах объемной вещественности. Если, таким образом, все богатство пространственных отношений сведено к выразительному начертанию на материальной поверхности, скульптура дает органическое претворение массивной материи как самоценности.
В противоположность однозначной структуре живописи и скульптуры, художественные формы, строение архитектурного художественного образа двузначны. Следует отличать два принципиально отличных друг от друга типа художественного выразительного оформления вещи: пластическое и тектоническое. В первом случае вещь истолковывается как знак самоценного замкнутого в себе бытия, которое по преимуществу воплощается в формах органических, чаще всего человеческих, во втором случае вещь является знаком самой себя как вещи, т. е. как материи, как средства некоего ценностного содержания, лежащего за его пределами.
Тектоническая целевая формаТектоническая целевая форма заставляет нас созерцать материю по аналогии с живой органической формой как носительницу некоторых присущих ей закономерностей, истолковываемых как ее живые свойства. В этом заключается выразительность тектонической формы, но, поскольку она выражает функции материи как таковой, она всегда предполагает нечто «иное». В пространственных искусствах это «иное» есть динамическое формообразующее пространство как носитель ценных двигательных содержаний, которые отпечатываются на данной вещи.
Полезный жест человека закрепляется, увековечивается на выразительно оформленной вещи и этим переносится из сферы эмпирической в сферу культурного выражения, а отвлеченные механические свойства вещи, которые используются практикой, выражаясь в ее внешней созерцательной форме, истолковываются как ее внутренние свойства. Это двузначное строение тектонической формы и заставляло многих (как, например, Шеллинга) определять природу архитектурной выразительности как аллегорическую.
В то время как отдельные виды целевых выразительных форм (так называемые прикладные искусства) закрепляют отдельные ценные функции человека, архитектура создает оболочку и окружение для человека в целом и, являясь поэтому наиболее универсальной формой тектоники, включая в себя все другие ее отрасли, она создает художественно более замкнутую и более автономную систему тектонических форм. Выразительная форма, например, топора, соотнесена с окружающим ее пространством, но она определяет строение этого пространства лишь постольку, поскольку в нем могут протекать все двигательные содержания, которые предполагают форму топора.
Архитектурное внутреннее пространство со всех сторон ограничено и представляет замкнутое целое, которое, в свою очередь, внешними формами здания оформляется как культурное содержание.
Анализ архитектурного художественного образа должен, таким образом, исследовать взаимоотношение трех моментов: внутреннего пространства здания, его оболочки и внешнего пространства, его окружающего.
Архитектурная фотография: заманчивое художественное выражение архитектуры
Фото от Architizer Фотография как форма художественного выражения, опосредованная техническими средствами, заняла видное место среди искусств, подобно тому, которое может наиболее точно отражать реальность и, таким образом, архитектуру. , рядом с кинотеатром. Нет никаких сомнений в том, что архитектурная фотография стала более доступной для людей, прошедших путь от зрителей до авторов изображений, благодаря огромным деревянным ящикам с серебряными фотоэмульсионными пластинами, цифровыми камерами и, наконец, нашими мобильными телефонами.
Содержание
1
С момента изобретения фотографии одной из самых популярных тем была архитектура. Самая ранняя сохранившаяся фотография — «Вид из окна в Ле Гра» Нисефора Ньепса, сделанная в 1826 или 1827 году, на которой изображены крыши зданий. Здания особенно хорошо подходили для ранних фотографических процессов, которые требовали длительной выдержки и неподвижных объектов. В результате архитектурная фотография стала одной из первых специальностей в фотографии.
Фото Эндрю ПрокосаОтношения между архитектурой и фотографией всегда были взаимовыгодными, о чем свидетельствует продажа и популяризация современной архитектуры в 1920-х и 1930-х годах, чему способствовала группа прогрессивных архитектурных фотографов, использовавших нетрадиционные ракурсы, освещение , ноктюрн и другие новые приемы, помогающие создать новую моду из современной архитектуры.
Photo from ResearchGate Архитектурная фотография не сразу стала считаться «серьезным» жанром искусства, несмотря на известность ее практиков. В действительности к середине 19В 40-е годы немногие фотографы коммерческой архитектуры приобрели такую же известность, как художественные фотографы в потребительских журналах.
Одной из причин позднего принятия коммерческой архитектурной фотографии было то, что страны, продвигавшие новую современную архитектуру, такие как Франция, Германия и Нидерланды, не разработали новую технику ее фотографирования в начале двадцатого века.
Фото из 69 капель StudioПомимо эстетических соображений, фотографы в этой области сталкиваются с техническими трудностями, поскольку им приходится фотографировать огромные объекты (например, здания) прямо на месте. Они часто сталкиваются со сценами, в которых присутствуют цветовые оттенки от источников искусственного освещения, а также диапазон контрастности выше, чем у пленочных или цифровых датчиков.
Фото от Fstoppers Фотографы работали над решением вышеперечисленных эстетических и технических задач с момента зарождения архитектурной фотографии 170 лет назад, развиваясь в череде стилей по мере того, как индустрия развивалась с развитием предприятий, технологий и моды.
Стили и философия
При заказе архитектурной фотографии необходимо помнить о нескольких вещах. У фотографов есть множество техник и идеологий, поэтому крайне важно сделать домашнее задание, прежде чем браться за одну из них. Очень важно выяснить, нужны ли заказчику фотографии для архивных целей, для продажи или для художественного чутья фотографа.
Фото от XiaomiAdictosСтремясь изобразить детали как можно точнее, техника возвышения рассматривала фотографию как расширение архитектурного опыта и во многих отношениях выглядела как набросок. По этим причинам фотография «фасада» была прямым, практически двумерным изображением фасада здания.
Подобно архитектурному чертежу того времени, перспектива изображения в основном была сосредоточена вокруг середины высоты здания. В идеале фотограф должен сделать снимок с возвышения в близлежащем строении, чтобы получить такую перспективу, отсюда и название «возвышение» для этой техники.
Photo from The Landscape Photo Guy С другой стороны, перспективный подход подчеркивал трехмерность. Цель фотографа состояла в том, чтобы изобразить, как выглядят структуры; следовательно, здания были сняты с угловой перспективы.
С другой стороны, перспективный подход подчеркивал трехмерность. Цель фотографа состояла в том, чтобы изобразить, как выглядят структуры; следовательно, здания были сняты с угловой перспективы.
Перспективы
Фотография с iPhone Школа фотографииФотограф может показать окрестности здания, а также необычные ракурсы и виды. Часто используются контролируемые точки обзора с акцентом на несходящиеся и параллельные вертикальные линии.
Light
Photo from Creative Boom При съемке архитектурных экстерьеров можно использовать естественное или окружающее освещение, в то время как при съемке интерьеров часто необходимо использовать дополнительное освещение, например, электронные импульсные вспышки или лампы накаливания. Это может занять больше времени. настроить, но в конечном счете оно более управляемо, чем наружное освещение, где движутся тени, проезжают люди и машины и так далее.
Пространство и объекты
Фото из Мельбурнской фотографииФотографии превращаются в наборы идеализированных изображений архитектуры путем перемещения реквизита, такого как мебель, предметы и предметы искусства. Когда фотограф, например, передвигает кушетку от стены по периметру к центру комнаты и ставит за ней камеру, он демонстрирует «пространство активности», располагая мебель по отношению к предполагаемому событию. Стол с сервировкой, товары для приготовления пищи или личные вещи, разбросанные по комнате, могут способствовать этому.
Фото из Fast CompanyПоявляется ли человек в кадре или его присутствие подразумевается, большинство архитектурных фотографий изображают занятые территории. Пустоты в кадре теперь могут быть заняты зрителем. Когда люди помещаются в кадр, они становятся символами происходящих событий, и они показаны в правильном образе жизни или образе жизни для строения или места жительства.
Photo from B&H Архитектурная фотография — это отрасль фотографии, которая фокусируется на съемке фотографий зданий и других архитектурных сооружений, которые одновременно эстетически приятны и точно отражают их содержание.
Архитектурная фотография делится на две категории: экстерьер и интерьер. Снаружи, фотографируя архитектуру. Так называются изображения внешнего вида строения. Фотографии архитектуры интерьера. Это относится к изображениям интерьера здания.
Университеты
Калифорнийский институт искусств
Фото из Art & EducationCalArts, или Калифорнийский институт искусств, является частным художественным университетом в Калифорнии. Он был создан, в частности, Уолтом Диснеем и его братом. Считается одной из лучших художественных школ в США.
В CalArts можно получить степень бакалавра изящных искусств (BFA) и магистра изящных искусств (MFA) в области фотографии и медиа. Вам будет предложено опробовать множество сред в качестве студента.
Школа дизайна Парсонс
Фото из Новой школы Школа дизайна Парсонс, основанная в 1896 году, является одной из величайших художественных школ в Соединенных Штатах. Это коммерческая школа искусства и дизайна. Parsons, расположенный в Нью-Йорке, предлагает начинающим фотографам выбор степени (BFA и MFA).
Учащиеся узнают об аналоговой и цифровой фотографии на полном курсе фотографии. Вы также узнаете о различных средах, которые помогут вам развить свои дизайнерские навыки.
Школа искусств Йельского университета
Школа искусств Йельского университета является учреждением только МИД в Коннектикуте. Если вы хотите получить степень бакалавра искусств, вы должны подать заявление только в Йельский университет.
Фото из журнала Architect MagazineЙельский университет считается одним из самых элитных университетов мира. Каждую неделю студенты-фотографы могут ожидать обширные оценки своей работы. Также включены сведения о различных фотоматериалах, таких как процессы без серебра. Каждый год принимаются только десять студентов. Имея степень магистра иностранных дел Йельского университета, у вас будет больше шансов построить отличную карьеру фотографа.
Tokyo Zokei University
Zokei — частный университет в Японии, который считается одним из лучших художественных учебных заведений в стране. «Zokei» в переводе с японского означает «формирующий дизайн». После окончания учебы студенты могут рассчитывать на обширное понимание как фотографии, так и дизайна.
Ученые-фотографы в Zokei занимаются документальной фотографией, художественной фотографией и тем, как наши изображения связаны с современным миром. Мастер-классы, архивирование и другие ключевые области фотографии также знакомят студентов.
Королевский колледж искусств
Фото АрчеллоКоролевский колледж в Лондоне — единственный в мире университет, предлагающий последипломное обучение искусству и дизайну. Одним из них является фотография, и вы можете получить степень магистра в этой области.
Двухгодичная программа предназначена для помощи фотографам в развитии их личного стиля. А также заложить прочный фундамент для своей работы.
Московская школа фотографии и мультимедиа им. Родченко
Фото Der Greif Эта школа, открытая в 2006 году, предлагает трехлетнюю программу обучения. Студенты изучают смесь российских и зарубежных видов искусства. Он знакомит студентов с традиционной и цифровой фотографией, видео, постобработкой и редактированием изображений.
Студенты должны выбрать специальность. Документальный фильм, художественная фотография, видеоарт, новое медиаискусство, саунд-арт, объект, скульптура и инсталляция — вот некоторые из видов искусства.
Вам будет разрешено учиться бесплатно, если вы сдадите вступительный экзамен. Суть в том, что вы должны иметь базовые знания русского языка, чтобы участвовать в занятиях и общаться с другими учениками.
Школа искусств, дизайна и архитектуры Университета Аалто
Фото с сайта www.aalto.fiУниверситет Аалто был основан в 2010 году после объединения трех престижных финских университетов. Университет Аалто был основан как социально связанный исследовательский университет.
Хельсинкская школа экономики, Хельсинкский технологический университет и Хельсинкский университет искусства и дизайна были тремя университетами. Это учреждения с долгой и славной историей.
Бывшие студенты этого знаменитого университета основали крупное фотографическое движение на европейской арт-сцене. Хельсинкская школа — это собрание художников, прошедших обучение в этом университете, что делает его исторической вехой в области фотографии. С тех пор Аалто занимает видное место среди ведущих университетов мира.
Программа обучения
Охваченные темы:
- Основы проектной коммуникации — свет, цвет и характер материала
- Компьютерные приложения в архитектурной фотографии — расширенный динамический диапазон
- Перспектива истории и теории архитектуры — контроль параллакса
- Визуальная коммуникация и графическое выражение — изображения сумерек
- Архитектурная фотография — пленочная и цифровая — обработка в Adobe Bridge и Photoshop
- Пакетная обработка — Калибровка монитора
- Управление цветом (цвета/уровень) — Профилированная печать в одиннадцать цветов
Многонациональные предприятия, иностранные агентства и некоммерческие группы — все это возможные работодатели для архитектурного фотографа.
После пяти лет работы начальная компенсация сотрудника старшего уровня составляет от 6 50 000 до 11 00 000 индийских рупий. Архитектурная фотография, как и Индия, — это развивающаяся область с многообещающим будущим. Рынки недвижимости и архитектуры вносят значительный вклад в ВВП.
Фото со строительства виллы АлемКандидаты с хорошими фотографическими и управленческими навыками могут быстро подняться в своей профессии, достигнув должности директора по фотографии, где они должны оценивать и обрабатывать фотографии, чтобы сделать рабочий процесс более практичным и беспрепятственным. .
Фото с сайта ViewBugКандидаты со страстью к исследованиям всегда будут пользоваться большим спросом. Кандидат должен быть в курсе последних мировых тенденций в области архитектурной фотографии.
В зависимости от уровня квалификации и опыта работы на поле расчетный средний годовой доход новичка может варьироваться от 3 000 000 до 8 000 000 индийских рупий.
Fernando Guerra
Фото из Abitare Фернандо зарабатывает на жизнь архитектором. Неудивительно, что его фотографии придают центральному зданию необычный вид. Он намеренно подходит к архитектурной фотографии, переворачивая структуру и функцию каждого предмета. Чтобы проиллюстрировать огромную разницу в масштабе, он часто вставляет людей в свои сцены.
Текла Эвелина Северин
Фото из Bell CollectiveТекла — фотограф, колорист и дизайнер. Она захватывает изобретательные и красочные изображения зданий с оттенком прихоти. Она распознает мелкие детали, которые могут добавить интереса изображениям, такие как мебель, красочный реквизит и другие художественные элементы.
Фото от ScandinavianDesignКарен Викке
Фото из New AtlasКарен — городской фотограф-минималист из Дании, которая делает захватывающие фотографии только на свой iPhone. Контраст между небом и зданиями особенно бросается в глаза на ее фотографиях. Она использует яркие цвета, чтобы подчеркнуть красоту и причудливость даже самых обыденных структур.
Хосе Луис Саес
Хосе фотографирует на iPhone, как и предыдущий художник в этом списке. Он снимает в черно-белом цвете, чтобы подчеркнуть контраст и текстуру. С добавлением человеческих силуэтов его образы кажутся странными. Чтобы направлять свою аудиторию через свои изображения, он использует направляющие линии и различные точки зрения.
Паскаль Крумм
Фото с YouTubeКто сказал, что фотография зданий должна быть монотонной? Паскаль умеет подмечать красивые ракурсы и яркие объекты, в результате чего получаются блестящие, наполненные жизнью фотографии. Он часто фотографирует моделей на фоне построек, чтобы придать изображениям движение. Он также является режиссером музыкальных клипов.
Photo from PinterestPaul Eis
Photo from Floornature Пауль — молодой немецкий художник, наиболее известный своей яркой серией преображений архитектуры. Он понял, что серые здания ему надоели, поэтому использует фотошоп, чтобы придать им цвет. В результате у вас будет веселый и веселый вид. В сфере архитектурной фотографии техника Пола уникальна.
Chris Hytha
Фото HOKКрис учится на архитектора и начал фотографировать здания еще в школе. Он делает сложные и точные эскизы структур, чтобы помочь ему сконцентрироваться на деталях при их фотографировании. Крис создает изображения, полные движения и энергии, позируя людей на своих фотографиях и используя различные динамические композиционные подходы.
Фото с сайта HYTHA.CGПопулярность таких новых технологий, как покадровая съемка, особенно для документирования хода работ или производственных процессов, возросла, и растет потребность в видеоматериалах для таких платформ, как YouTube. С появлением новых технологий, таких как дроны, ранее дорогие методы, такие как аэрофотосъемка, стали более доступными.
Существует серьезное опасение, что традиционной архитектурной фотографии может угрожать развитие технологий визуализации, таких как компьютерная графика (CGI) и виртуальная реальность. Несмотря на растущую сложность доступных технологий, обычно считается, что высококачественные фотографические изображения обеспечивают более точное и динамичное изображение структур, чем компьютерное моделирование.
Building Beauty: когда художники дизайнеру для архитектуры
здание красоты: когда художники дизайн для архитектуры
© Cody Duty, Rice University- Написано Эрик Болдуин