Каркасная система готической архитектуры: Каркасная система готической архитектуры | это… Что такое Каркасная система готической архитектуры?
Каркасная система готической архитектуры | это… Что такое Каркасная система готической архитектуры?
Каркасная система готической архитектуры — совокупность конструктивных строительных приемов, появившаяся в готике, которая позволила изменить распределение нагрузки в здании и заметно облегчить его стены и перекрытия. Благодаря данному изобретению архитекторы средневековья смогли значительно увеличить площадь и высоту возводимых сооружений.
Основными элементами конструкции являются контрфорсы, аркбутаны и нервюры.
Содержание
|
Характеристика
Главной и в первую очередь бросающейся в глаза чертой готических соборов является их ажурная структура, представляющая собой резкий контраст массивным конструкциям предшествующей романской архитектуры.
Распределение нагрузки
Техническим прорывом архитекторов готики явилось их открытие нового способа распределения нагрузки. (Любое свободностоящее здание испытывает два вида нагрузок: от собственного веса (включая перекрытия) и погодные (ветер, дождь, снег). Затем оно передает их вниз по стенам — к фундаменту, нейтрализуя затем в земле. Именно поэтому каменные здания строятся более основательно, чем деревянные, так как камень, будучи тяжелее древесины, подвергается большей угрозе обрушения в случае ошибки в расчетах). В романской архитектуре, отчасти являющейся наследницей древнеримской, несущими частями здания были все стены целиком. Если архитектор желал увеличить размер свода, то таким образом увеличивался и его вес, и стену приходилось утолщать, чтобы она могла выдержать вес такого свода.
Решающей для развития готики стала догадка, что вес и давление каменной кладки могут концентрироваться в определенных точках, и если их поддержать именно в этих местах, другим элементам постройки уже не обязательно быть несущими.
Так возник готический каркас — хотя предпосылки для него появились несколько ранее:»Исторически этот конструктивный прием возник из усовершенствования романского крестового свода. Уже романские зодчие в некоторых случаях выкладывали швы между распалубками крестовых сводов выступающими наружу камнями. Однако такие швы имели тогда чисто декоративное значение; свод по-прежнему оставался тяжелым и массивным»[1].Романика | Готика |
---|---|
Нагрузку передают стены по всей длине собора | Нагрузку передают элементы каркасной конструкции, равномерно распределенные по периметру здания |
Колонны не имеют особенного значения | Колонны вместе с контрфорсами и аркбутанами — главные несущие элементы здания |
Толстые массивные стены, толщиной в несколько метров, несут нагрузку | Тонкие стены, возведенные между колоннами, являются ненесущими перегородками |
Небольшие объемы здания | Собор может иметь колоссальный размер |
Потолки не очень высокие | Своды очень высокие |
Окна небольшие, так как прорезают несущую стену и не должны уменьшать ее несущую способность | Окна могут занимать весь простенок между колоннами, вместо перегородки |
Все помещения разграничены между собой массивными стенами, простенками и колоннами | Помещения визуально объединены в одно целое благодаря тонкости опорных колонн |
Новаторство технического решения состояло в следующем: свод перестали опирать на сплошные стены здания, массивный цилиндрический свод заменили ажурным нервюрным крестовым (см. ниже), давление этого свода передается нервюрами и арками на столбы (колонны). Возникающий таким образом боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами.
«Нервюрный свод был значительно легче романского: уменьшались и вертикальное давление, и боковой распор. Нервюрный свод своими пятами опирался на столбы-устои, а не на стены; распор его был наглядно выявлен и строго локализован, и строителю было ясно, где и как этот распор должен быть „погашен“. Кроме того, нервюрный свод обладал известной гибкостью. Усадка грунта, катастрофическая для романских сводов, была для него относительно безопасна. Наконец, нервюрный свод имел еще и то преимущество, что позволял перекрывать пространства неправильной формы»
Таким образом, конструкция сильно облегчается за счет перераспределения нагрузок. Прежде несущая, толстая стена превратилась в простую легкую «оболочку», чья толщина больше не влияла на несущую способность здания. Из толстостенного здания собор превратился в тонкостенный, но зато «подпертый» по всему периметру надежными и элегантными «подпорками».
Кроме того, готика отказалась от полуциркульной, обычной арки, заменяя её везде, где только можно стрельчатой. Использование стрельчатой арки в сводах позволяло уменьшить их боковой распор, направляя значительную часть давления прямо на опору — причем, чем выше и заостреннее арка, тем меньше она создает боковой распор на стены и опоры. Массивный свод заменился ребристым сводом, эти ребра—нервюры диагонально перекрещивались и воспринимали нагрузку. Пространство между ними заполнялось простой запалубкой — легкой кладкой кирпича или камня.
Полученные преимущества
- Большая экономия строительного материала
- Увеличение высоты здания, а также освещенности его внутреннего пространства
- Объединение внутреннего пространства в одно целое
- Сокращение сроков строительства
Конструктивные элементы
- Аркбутан — это наружная каменная упорная арка, которая передает распор сводов главного нефа на опорные столбы, отстоящие от основного корпуса здания — контрфорсы. Завершается аркбутан наклонной плоскостью по направлению ската кровли. В ранний период развития готики встречаются аркбутаны, скрытые под крыши, но они мешали освещать соборы, поэтому вскоре они были выведены наружу, и стали открытыми для обозрения извне. Аркбутаны бывают двухпролетные, двухъярусные, и комбинирующие оба этих варианта.
- Контрфорс — в готике вертикальная конструкция, мощный столб, способствующий устойчивости стены тем, что своей массой противодействует распору сводов. В средневековой архитектуре догадались не прислонять его к стене здания, а вынести его наружу, на расстояние в несколько метров, соединив со зданием перекинутыми арками — аркбутанами. Этого было достаточно для эффективного переноса нагрузки со стены на опорные колонны. Внешняя поверхность контрфорса могла быть вертикальной, ступенчатой или непрерывно наклонной.
- Пинакль — остроконечная башенка, которой нагружали вершину контрфорса в месте примыкания к нему аркбутана. Это делалось с целью предотвращения сдвигающих усилий.
- Столб-устой — мог быть простого сечения, или же представлять собой «пучок колонн».
- Нервюра — ребро арки свода, выступающее из кладки и профилированное. Система нервюр образует каркас, поддерживающий облегченную кладку свода. Делятся на:
- Щековые арки — четыре арки по периметру квадратной ячейки в основании свода.
- Ожива — диагональная арка. Почти всегда полуциркульная.
- Тьерсерон — дополнительная нервюра, идущая от опоры и поддерживающие посередине лиерны.
- Лиерны — дополнительная нервюра, идущая от точки пересечения ожив к щелыге щековых арок.
- Контрлиерны — поперечные нервюры, связывающие между собой основные (т.е. оживы, лиерны и тьерсероны).
- Запалубка — в нервюрном своде заполнение между нервюрами.
- Замковый камень (розетка)
Готические своды
Важнейшим элементом, изобретение которого дало толчок прочим достижениям инженерной мысли готики, стал нервюрный крестовый свод. Он же стал основной конструктивной единицей при сооружении соборов. Основной признак готического свода — четко выраженные профилированные диагональные ребра, составляющие основной рабочий каркас, воспринимающий основные нагрузки.
Предыстория его возникновения такова — сначала путем пересечения под прямым углом двух цилиндрических сводов возник крестовый. В нём, в отличие от цилиндрического, нагрузка уходит не на две боковые стены, а распределяется на угловые опоры. Вес подобных сводов, тем не менее, был очень велик. В поисках способа облегчения свода строители стали усиливать каркасные арки, которые образовывались на пересечениях крестовых сводов. Затем заполнение между ними становилось все тоньше и тоньше, пока свод не стал полностью каркасным.
Подобные каркасные арки получили название нервюр (фр. nervure — жилка, ребро, складка).
Нервюрные своды представляли собой квадратные в плане ячейки. Они связывали между собой опоры пролётов нефа. Со временем сложилась т. н. связанная система — на каждый квадрат широкого главного нефа приходилось по два меньших, боковых. Эта система обеспечивала большую прочность и особый ритм внутреннего пространства храма[2].
Каркас простейшего нервюрного свода состоит из 4 арок по периметру квадрата — щековых арок, и 2 диагонально пересекающихся —
Звездчатый свод — форма крестового готического свода. Имеет вспомогательные ребра — тьерсероны и лиерны. В каркасе четко выделяются основные диагональные ребра крестового свода.
По мере развития стиля и технологии архитекторы стали вводить все больше дополнительных деталей. Так, иногда они устанавливали дополнительные нервюры, идущие от точки пересечения ожив к стреле щековых арок — т.н. лиерны. Затем они устанавливали промежуточные нервюры, поддерживающие лиерны посередине — тьерсероны. Кроме того, они иногда связывали основные нервюры между собой поперечными нервюрами, так называемыми контрлиернами.
Таким образом, количество нервюр увеличивалось от шести арок до 10, 12 и т.д.
В начальный период развития готической архитектуры пространство (квадрат или прямоугольник в плане), перекрытое одним крестовым сводом, представляет собой (так же как и в романской архитектуре) самостоятельную пространственную единицу. Поздняя готика отказывается от трактовки пространства как составного и постепенно приходит к пониманию его как единого целого. Этого удалось достигнуть путем усложнения крестового свода введением дополнительных ребер, которые дробили свод на более мелкие части[3].
Варианты нервюрных сводов
находящиеся в стенах, а не на колоннах.
В готических соборах можно найти множество вариантов переплетения нервюр, многие из которых не имеют названия. Несколько основных типов:
Название[4] | Иллюстрация | Определение |
---|---|---|
Крестовый свод (quadripartite rib vault) | Простейший вариант нервюрного свода, имеющий 6 арок и 4 поля запалубки | |
Шестигранный свод (sexpartite rib vault) | Усложненный вариант крестового свода, благодаря введению дополнительной нервюры, делящий свод на 6 запалубок | |
Звездчатый свод (lierne vault, Stellar vault) | Следующая ступень усложнения, благодаря введению лиерн, число которых может увеличиваться. Расположение нервюр приобретает очертания звезды. | |
Веерный свод (fan vault) | Создается нервюрами, исходящими из одного угла, имеющими одинаковую кривизну, составляющими равные между собой углы и образующими воронкообразную поверхность, напоминающую веер. Типичен для Англии («распластанная готика»). | |
Сетчатый свод (netvault) | Нервюры создают сетку рёбер с ячейками, примерно одинаковыми по размеру. |
См.также
- Свод
Ссылки
- Quadripartite Vault. Схема
- Medieval English Gothic Architecture
- The Evolution of Gothic Vaulting
- Многочисленные варианты разверток готических нервюр
Примечания
- ↑ 1 2 Всеобщая история искусства. Готика
- ↑ Энциклопедия оформителя. Готический стиль
- ↑ Станькова Я., Пехар И. Тысячелетнее развитие архитектуры / Пер. с чешск. В.К.Иванова; Под ред. В.Л.Глазычева. – М.: Стройиздат, 1987. – С. 94.
- ↑ Четыре варианта даны согласно Glossary of Medieval Art and Architecture
Каркасная система готической архитектуры | это… Что такое Каркасная система готической архитектуры?
Каркасная система готической архитектуры — совокупность конструктивных строительных приемов, появившаяся в готике, которая позволила изменить распределение нагрузки в здании и заметно облегчить его стены и перекрытия. Благодаря данному изобретению архитекторы средневековья смогли значительно увеличить площадь и высоту возводимых сооружений.
Основными элементами конструкции являются контрфорсы, аркбутаны и нервюры.
Содержание
|
Характеристика
Главной и в первую очередь бросающейся в глаза чертой готических соборов является их ажурная структура, представляющая собой резкий контраст массивным конструкциям предшествующей романской архитектуры.
Распределение нагрузки
Техническим прорывом архитекторов готики явилось их открытие нового способа распределения нагрузки. (Любое свободностоящее здание испытывает два вида нагрузок: от собственного веса (включая перекрытия) и погодные (ветер, дождь, снег). Затем оно передает их вниз по стенам — к фундаменту, нейтрализуя затем в земле. Именно поэтому каменные здания строятся более основательно, чем деревянные, так как камень, будучи тяжелее древесины, подвергается большей угрозе обрушения в случае ошибки в расчетах). В романской архитектуре, отчасти являющейся наследницей древнеримской, несущими частями здания были все стены целиком. Если архитектор желал увеличить размер свода, то таким образом увеличивался и его вес, и стену приходилось утолщать, чтобы она могла выдержать вес такого свода.
Решающей для развития готики стала догадка, что вес и давление каменной кладки могут концентрироваться в определенных точках, и если их поддержать именно в этих местах, другим элементам постройки уже не обязательно быть несущими. Так возник готический каркас — хотя предпосылки для него появились несколько ранее:»Исторически этот конструктивный прием возник из усовершенствования романского крестового свода. Уже романские зодчие в некоторых случаях выкладывали швы между распалубками крестовых сводов выступающими наружу камнями. Однако такие швы имели тогда чисто декоративное значение; свод по-прежнему оставался тяжелым и массивным»[1].
Романика | Готика |
---|---|
Нагрузку передают стены по всей длине собора | Нагрузку передают элементы каркасной конструкции, равномерно распределенные по периметру здания |
Колонны не имеют особенного значения | Колонны вместе с контрфорсами и аркбутанами — главные несущие элементы здания |
Толстые массивные стены, толщиной в несколько метров, несут нагрузку | Тонкие стены, возведенные между колоннами, являются ненесущими перегородками |
Небольшие объемы здания | Собор может иметь колоссальный размер |
Потолки не очень высокие | Своды очень высокие |
Окна небольшие, так как прорезают несущую стену и не должны уменьшать ее несущую способность | Окна могут занимать весь простенок между колоннами, вместо перегородки |
Все помещения разграничены между собой массивными стенами, простенками и колоннами | Помещения визуально объединены в одно целое благодаря тонкости опорных колонн |
Новаторство технического решения состояло в следующем: свод перестали опирать на сплошные стены здания, массивный цилиндрический свод заменили ажурным нервюрным крестовым (см. ниже), давление этого свода передается нервюрами и арками на столбы (колонны). Возникающий таким образом боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами.
«Нервюрный свод был значительно легче романского: уменьшались и вертикальное давление, и боковой распор. Нервюрный свод своими пятами опирался на столбы-устои, а не на стены; распор его был наглядно выявлен и строго локализован, и строителю было ясно, где и как этот распор должен быть „погашен“. Кроме того, нервюрный свод обладал известной гибкостью. Усадка грунта, катастрофическая для романских сводов, была для него относительно безопасна. Наконец, нервюрный свод имел еще и то преимущество, что позволял перекрывать пространства неправильной формы»[1].
Таким образом, конструкция сильно облегчается за счет перераспределения нагрузок. Прежде несущая, толстая стена превратилась в простую легкую «оболочку», чья толщина больше не влияла на несущую способность здания. Из толстостенного здания собор превратился в тонкостенный, но зато «подпертый» по всему периметру надежными и элегантными «подпорками».
Кроме того, готика отказалась от полуциркульной, обычной арки, заменяя её везде, где только можно стрельчатой. Использование стрельчатой арки в сводах позволяло уменьшить их боковой распор, направляя значительную часть давления прямо на опору — причем, чем выше и заостреннее арка, тем меньше она создает боковой распор на стены и опоры. Массивный свод заменился ребристым сводом, эти ребра—нервюры диагонально перекрещивались и воспринимали нагрузку. Пространство между ними заполнялось простой запалубкой — легкой кладкой кирпича или камня.
Полученные преимущества
- Большая экономия строительного материала
- Увеличение высоты здания, а также освещенности его внутреннего пространства
- Объединение внутреннего пространства в одно целое
- Сокращение сроков строительства
Конструктивные элементы
- Аркбутан — это наружная каменная упорная арка, которая передает распор сводов главного нефа на опорные столбы, отстоящие от основного корпуса здания — контрфорсы. Завершается аркбутан наклонной плоскостью по направлению ската кровли. В ранний период развития готики встречаются аркбутаны, скрытые под крыши, но они мешали освещать соборы, поэтому вскоре они были выведены наружу, и стали открытыми для обозрения извне. Аркбутаны бывают двухпролетные, двухъярусные, и комбинирующие оба этих варианта.
- Контрфорс — в готике вертикальная конструкция, мощный столб, способствующий устойчивости стены тем, что своей массой противодействует распору сводов. В средневековой архитектуре догадались не прислонять его к стене здания, а вынести его наружу, на расстояние в несколько метров, соединив со зданием перекинутыми арками — аркбутанами. Этого было достаточно для эффективного переноса нагрузки со стены на опорные колонны. Внешняя поверхность контрфорса могла быть вертикальной, ступенчатой или непрерывно наклонной.
- Пинакль — остроконечная башенка, которой нагружали вершину контрфорса в месте примыкания к нему аркбутана. Это делалось с целью предотвращения сдвигающих усилий.
- Столб-устой — мог быть простого сечения, или же представлять собой «пучок колонн».
- Нервюра — ребро арки свода, выступающее из кладки и профилированное. Система нервюр образует каркас, поддерживающий облегченную кладку свода. Делятся на:
- Щековые арки — четыре арки по периметру квадратной ячейки в основании свода.
- Ожива — диагональная арка. Почти всегда полуциркульная.
- Тьерсерон — дополнительная нервюра, идущая от опоры и поддерживающие посередине лиерны.
- Лиерны — дополнительная нервюра, идущая от точки пересечения ожив к щелыге щековых арок.
- Контрлиерны — поперечные нервюры, связывающие между собой основные (т.е. оживы, лиерны и тьерсероны).
- Запалубка — в нервюрном своде заполнение между нервюрами.
- Замковый камень (розетка)
Готические своды
Важнейшим элементом, изобретение которого дало толчок прочим достижениям инженерной мысли готики, стал нервюрный крестовый свод. Он же стал основной конструктивной единицей при сооружении соборов. Основной признак готического свода — четко выраженные профилированные диагональные ребра, составляющие основной рабочий каркас, воспринимающий основные нагрузки.
Предыстория его возникновения такова — сначала путем пересечения под прямым углом двух цилиндрических сводов возник крестовый. В нём, в отличие от цилиндрического, нагрузка уходит не на две боковые стены, а распределяется на угловые опоры. Вес подобных сводов, тем не менее, был очень велик. В поисках способа облегчения свода строители стали усиливать каркасные арки, которые образовывались на пересечениях крестовых сводов. Затем заполнение между ними становилось все тоньше и тоньше, пока свод не стал полностью каркасным.
Подобные каркасные арки получили название нервюр (фр. nervure — жилка, ребро, складка).
Нервюрные своды представляли собой квадратные в плане ячейки. Они связывали между собой опоры пролётов нефа. Со временем сложилась т. н. связанная система — на каждый квадрат широкого главного нефа приходилось по два меньших, боковых. Эта система обеспечивала большую прочность и особый ритм внутреннего пространства храма[2].
Каркас простейшего нервюрного свода состоит из 4 арок по периметру квадрата — щековых арок, и 2 диагонально пересекающихся — ожив. При полуциркульном профиле щековые арки оказываются ниже диагональных, что заставляло выкладывать заполнение между ними сложной формы. С введением стрельчатой арки согласовывать высоту стало очень легко — щековые арки стали делать стрельчатыми (будто сложенными в щелыге — хребте свода), а оживы сохранили полуциркульную форму. Распалубки опираются на нервюры, что позволяет сосредоточить давление только на угловых опорах. Эти распалубки выкладывались как самостоятельные малые своды, опиравшиеся на диагональные ребра.
Звездчатый свод — форма крестового готического свода. Имеет вспомогательные ребра — тьерсероны и лиерны. В каркасе четко выделяются основные диагональные ребра крестового свода.
По мере развития стиля и технологии архитекторы стали вводить все больше дополнительных деталей. Так, иногда они устанавливали дополнительные нервюры, идущие от точки пересечения ожив к стреле щековых арок — т.н. лиерны. Затем они устанавливали промежуточные нервюры, поддерживающие лиерны посередине — тьерсероны. Кроме того, они иногда связывали основные нервюры между собой поперечными нервюрами, так называемыми контрлиернами.
Таким образом, количество нервюр увеличивалось от шести арок до 10, 12 и т.д.
В начальный период развития готической архитектуры пространство (квадрат или прямоугольник в плане), перекрытое одним крестовым сводом, представляет собой (так же как и в романской архитектуре) самостоятельную пространственную единицу. Поздняя готика отказывается от трактовки пространства как составного и постепенно приходит к пониманию его как единого целого. Этого удалось достигнуть путем усложнения крестового свода введением дополнительных ребер, которые дробили свод на более мелкие части[3].
Варианты нервюрных сводов
находящиеся в стенах, а не на колоннах.
В готических соборах можно найти множество вариантов переплетения нервюр, многие из которых не имеют названия. Несколько основных типов:
Название[4] | Иллюстрация | Определение |
---|---|---|
Крестовый свод (quadripartite rib vault) | Простейший вариант нервюрного свода, имеющий 6 арок и 4 поля запалубки | |
Шестигранный свод (sexpartite rib vault) | Усложненный вариант крестового свода, благодаря введению дополнительной нервюры, делящий свод на 6 запалубок | |
Звездчатый свод (lierne vault, Stellar vault) | Следующая ступень усложнения, благодаря введению лиерн, число которых может увеличиваться. Расположение нервюр приобретает очертания звезды. | |
Веерный свод (fan vault) | Создается нервюрами, исходящими из одного угла, имеющими одинаковую кривизну, составляющими равные между собой углы и образующими воронкообразную поверхность, напоминающую веер. Типичен для Англии («распластанная готика»). | |
Сетчатый свод (netvault) | Нервюры создают сетку рёбер с ячейками, примерно одинаковыми по размеру. |
См.также
- Свод
Ссылки
- Quadripartite Vault. Схема
- Medieval English Gothic Architecture
- The Evolution of Gothic Vaulting
- Многочисленные варианты разверток готических нервюр
Примечания
- ↑ 1 2 Всеобщая история искусства. Готика
- ↑ Энциклопедия оформителя. Готический стиль
- ↑ Станькова Я., Пехар И. Тысячелетнее развитие архитектуры / Пер. с чешск. В.К.Иванова; Под ред. В.Л.Глазычева. – М.: Стройиздат, 1987. – С. 94.
- ↑ Четыре варианта даны согласно Glossary of Medieval Art and Architecture
Социальная и художественная сила контрфорсов во французской готической архитектуре Майл С. Хаттерер
Обрамление церкви использует нетрадиционный подход к изучению отличительной черты французской готической архитектуры: контрфорса. В серии тематических исследований, охватывающих примерно пятьсот лет и включающих некоторые из наиболее значительных памятников готической Франции, Майл С. Хаттерер исследует эстетику, социальные процессы и иконографию аркбутанов и контрфорсов, чтобы объяснить, как они поддерживали церковь как символически, так и структурно.
Окружая все здание или его часть периодически расположенными массивными опорами, контрфорсная рама определяет край, который одновременно сохраняет проницаемость, создавая промежуточное пространство вокруг конструкции. Широко используя архивные источники, Хаттерер утверждает, что области между контрфорсами отличали освященную, священную землю интерьера церкви от ее неосвященного, несвященного окружения, разделение, которое вызывало все большую озабоченность теологов в Средневековье. Она прослеживает, как в течение двенадцатого и тринадцатого веков художники и меценаты все чаще ассоциировали опорные рамы со священными местами посредством включения скульптурных программ, связанных с теологией, процессиями и защитой. Таким образом, опорные рамы опосредовали взаимодействие между посетителем и зданием и участвовали в литургическом и ритуальном назначении церковной структуры.
Оригинальная и убедительная, эта книга освещает социальное и религиозное значение контрфорсов для средневековых зрителей, вводя архитектурную иконографию в форму, которая в первую очередь понимается с точки зрения ее структурной полезности. Его будут приветствовать студенты и исследователи средневековой архитектуры и средневековой истории Франции.
«Эта ясно написанная и красиво оформленная книга тестирует модель для изучения одной архитектурной особенности с разных точек зрения и дает столь необходимый контекст для изучения экстерьеров соборов за пределами портальной скульптуры», — Мег Бернстайн, 9 лет.0011 Architectural Histories
«Богатый и убедительный рассказ об одной из наиболее характерных особенностей готической архитектуры». — Нэнси Ву, CAA. Reviews
и визуальный компонент к тому, что также имеет социальное и культурное значение для средневекового зрителя. В настоящее время считается, что опоры, указывающие на божественное пространство, выполняют множество функций, в том числе обеспечивают условия для коммерческого обмена и служат маркерами юрисдикции. Теперь они проявляются не только как часть архитектурной системы элементов и опор, но и как часть культурной сети священного значения и религиозного авторитета», — Лиза Рейли, автор книги 9. 0003 История архитектуры собора в Питерборо
«От торговых зон с парящими контрфорсами на земле до защитных горгулий, которые они держат на фоне неба, многие роли и значения этого наиболее характерного для готики архитектурного изобретения освещены в ясном виде Майле Хаттерер. , прекрасно иллюстрированная книга. Помимо своей структурной важности, Хаттерер мастерски демонстрирует, как благодаря своему характерному формальному дизайну и фигурным украшениям аркбутаны формировали городское пространство и заявляли об эффективности церкви как внутри, так и далеко за пределами собора». — Жаклин Э. Юнг, автор Готический экран: пространство, скульптура и сообщество в соборах Франции и Германии, ок. 1200-1400
“ Обрамление церкви исследует многостороннее влияние новых систем контрфорсов, которые изменили готическую архитектуру. Основываясь на тематических исследованиях французских зданий с двенадцатого по шестнадцатый века, Майле Хуттерер создает богатую беседу между церковной и светской архитектурой, изобразительным искусством и историческими источниками, чтобы выявить толчок и напряжение между эстетикой и стабильностью в дизайне структурных каркасов, их удивительные социальные последствия и их роль в качестве агентов символического выражения». — Майкл Т. Дэвис, Колледж Маунт-Холиок
«Майл Хуттерер открывает нам то, что наши глаза всегда говорили нам о великих французских соборах: гигантские аркбутаны, окружающие их фасады, — это не просто конструктивные элементы, а вдохновленные произведения архитектуры как искусства. В отличие от относительно однородных интерьеров этих огромных зданий, нет двух одинаковых наборов контрфорсов. Они различаются экстравагантно и тонко, и в процессе они накапливают важные слои значения через скульптурный орнамент, а также их структуру и формирование пространства. Теперь у них есть значимая история. Прорывной вклад в изучение средневековой архитектуры», — Марвин Трахтенберг, автор Building-in-Time: от Джотто до Альберти и современного забвения
«Провокационная и вдохновляющая книга». — Кэролайн Бруцелиус, EuropeNow
« Обрамление церкви» и городских историков. Вдохновляющий том на обширную тему, похоже, он подтолкнет к новым исследованиям церквей не только во Франции, но и в остальной Европе, на Латинском Востоке и, возможно, в первых постоянных европейских поселениях в Америке» (Кайл Суини, 9 лет). 0011 Peregrinations: Journal of Medieval Art & Architecture
«По своему охвату, доступности и важности, Framing the Church представляет убедительную междисциплинарную контекстуализацию основополагающих особенностей готического церковного дизайна в культурной и эстетической ткани французского средневековья. жизнь». — Элис А. Джордан, The French Review
Мэйл С. Хаттерер — доцент кафедры истории искусства и архитектуры Орегонского университета.
Список иллюстраций
Благодарности
Заметка о пожаре в соборе Нотр-Дам, Париж, 2019 г.
Введение
1. Визуализация контрфорсов и эстетики рамы Пространства контрфорсов
3 Скульптурные программы и утверждение церковной гегемонии
4. Подпорно-каркасные системы как знаки духовной защиты
Выводы
Примечания
Библиография
Индекс
История искусства и архитектура
Европейский
Средневековое искусство и архитектура
Невероятная анатомия – Мыслитель
On By Jewel MedleyIn Art, History, Science
Просматривая фотографии готических соборов, я наткнулся на номер 9009.7 сходство между готическим архитектурным стилем и его двойниками в анатомии человека.
Интерьер Шартрского собора
Ребристые своды Шартрского собора во Франции имеют поразительное сходство с внутренней полостью тела, с костными ребристыми поддерживающими структурами , видимыми повсюду. Витражи и замечательные скульптуры в трансептах собора требуют открытого, сливного использования пространства для максимального светового эффекта . Контрфорсы позволили заполнить всю стену собора ослепительным цветом и светом витражей. Без поддерживающих стен то, что обычно скрыто в большинстве построек, становится частью видимой эстетики готической архитектуры, что делает термин скелетный подходящим модификатором для описания этого стиля здания.
Интерьер легочной полости
Термин «скелет» применительно к готической архитектуре можно интерпретировать как буквально, так и фигурально. Как и в случае с биологическим скелетом млекопитающих, архитектурные опорные конструкции обеспечивают основу для зданий, которая придает им форму и прочность . Можно даже утверждать, что скелет вещи придает ей существенную общую форму, а также определяет ее использование и возможности. Поэтому неудивительно, что видимые структурные элементы готической архитектуры напоминают скрытые структурные элементы живых существ.
В готической архитектуре опорные конструкции, такие как ребра готического реберного свода, намеренно делались видимыми и считались неотъемлемой частью ее дизайна и эстетики. Это сильно отличается от современной архитектуры, в которой большинство архитектурных каркасных конструкций, таких как поперечные балки и обрамление, скрыты от глаз с помощью облицовки из дерева, гипса, кирпича и камня.
Физические возможности любой опорной конструкции, такие как ее несущая способность или компенсационные механизмы, напрямую связаны с ее физическими свойствами, такими как степень арки и соотношение сторон. В этом отношении искусство должно подражать жизни, потому что, короче говоря, оно очень действенно . Те же свойства биологической структурной поддержки, которые эволюция предоставила млекопитающим в скелете после многих лет избирательной генетической модификации, были имитированы, хотя и случайно, человеком в его собственных попытках улучшить эффективность опор в архитектуре.
Дух готической архитектуры использует свет, а также пространство для достижения своего скелетного аспекта. Вместо стен нужны объемные своды, летающие арки, пилястры, колонны и контрфорсы, чтобы добиться более прозрачного и открытого ощущения . Высокие потолки и сложные системы опорных конструкций доминируют над потолками и проходами этих соборов. Прочность и несущая способность стрельчатых арок готической архитектуры и контрфорсов этого стиля подняли интерьер буквально на новую высоту. Эти особенности, наряду с внешними шпилями и внутренними сгруппированными колоннами, придают определенный «вертикальный визуальный характер (Википедия)» соборам этого стиля по сравнению с романскими постройками, которые им предшествовали.
Неф и трансепт внутреннего пространства Амьенского собора
Этот каменный скелет в сочетании с огромными застекленными и цветными стеклянными окнами придает готическим соборам их отчетливо навязчивое качество. Хитрое манипулирование светом, пространством и роскошными деталями придают готической архитектуре эту уникальную сущность, которая остается впечатляющей и выделяющейся среди других построек даже сегодня.
Источники:
Бенедикт, Майкл. «Готическая архитектура». Искусство и гуманитарные науки. Пионерская средняя школа, nd
Редакторы Британской энциклопедии. «Амьенский собор». Британская энциклопедия онлайн. Encyclopedia Britannica, 12 августа 2013 г.
Гелбарт, Жан-Жак. «Амьенский собор».