Китайская традиционная архитектура: Китайская архитектура — важная часть национальной культуры

Восемь традиционных элементов китайской архитектуры

1 февраля 2018 г.

«Китайская архитектура шла иным путём, чем европейская. Главная её тенденция состоит в поиске гармонии с природой. Во многих случаях поиск завершался успехом. И успехи достигнуты потому, что архитектор вдохновлялся веточкой дикой сливы, которая сначала превратилась в динамичную черту иероглифа, а потом преобразились в линии и формы архитектуры» –Линь Юйтан: «Китайцы: моя страна и мой народ».

Китайская традиционная архитектура неотделима от современности: насколько бы сильным не был творческий порыв архитектора, отличительные черты китайской старины сохраняются даже в самом, казалось бы, нехарактерном для Китая здании. В этой статье мы расскажем о восьми традиционных элементах китайской архитектуры, значительно отличающих её от западной.

«Лошадиная голова»

«Лошадиная голова» – отличительный элемент архитектуры города Хуэйчжоу (провинция Гуандун) на Юге Китая. Такая конструкция, часто расположенная на крышах в густонаселённых районах, предотвращает от пожаров, так как многоступенчатые «лошадиные головы» изолируют огонь, не давая пожару добраться до соседних домов.

За такую полезную функцию «лошадиную голову» ещё называют «противопожарной стеной».

Закрытый двор

Наверное, двор является главным выразителем китайской тысячелетней архитектуры. Особенная форма двора, представляющая собой замкнутый квадрат или прямоугольник, устанавливается и наполняется в соответствии с традициями китайской геомантии Фэн-шуй. Фонтан, беседка, сад – все звенья китайского замкнутого двора создают у хозяина миниатюру мира, так ценящуюся в каждом доме. Стараясь вобрать в себя всё многообразие окружающей природы, двор одновременно и замыкает китайский дом от невзгод, представляя собой диалектическое видение мира китайцев.

Цветочные ажурные окна

Считается, что пустые стены к несчастью, поэтому мы часто можем увидеть, как китайский дом изрешечен цветочными ажурными окнами причудливых узоров, которые пускают свет в замкнутый китайский двор и одновременно проветривают его. Узоры могут быть посвящены вольной тематике, но чаще всего они изображают цветы, фениксов и единорогов – святых мифических существ, сулящих долголетие и мудрость, или знаменитые сцены из самобытного китайского театра.

Красные ворота

Неотъемлемой составляющей любого богатого китайского дома являются пурпурные ворота – цвета так называемой китайской киновари. Красный – цвет счастья – говорит о благородном и знатном происхождении семьи, владеющей этим домом. Также ворота практически каждого храма – будь он конфуцианским, даосским, буддистским или христианским – окрашены китайской киноварью.

Резьба по дереву, кирпичу и камню

Гордостью уже другого юго-восточного города, хотя с тем же названием Хуэйчжоу (провинция Аньхуэй), являются«три искусства резьбы», сохранившиеся в народной памяти ещё со времён глубокой древности. Добавлять новые узоры на парчу, или преумножить прекрасное – именно искусная резьба по дереву, кирпичу и камню воплощает эту знаменитую китайскую идиому. Органично встроенные в сооружения, изящно вырезанные фигуры и статуи создаются в течение многих лет, постепенно украшаясь новыми изгибами подобно узорчатой парче.

Наклонная крыша

Нельзя представить китайский дом без характерной крыши – без неё любое здание буквально голо. Даже маленьким лачугам пытаются внешне создать подобие классической китайской наклонной крыши – настолько она важна для сознания китайцев. Кроме символического характера, такая крыша в жаркие дни собирает всю жару наверху, а в холодные способствует обогреву жилища. Загнутые же углы крыши окрыляют дом, создавая при виде связь между землёй и небом, из-за чего обретают очень важное обрядовое значение.

«Четырёхсторонний ансамбль»

Если внутри китайского дома располагается закрытый двор, то каждые четыре здания образуют так называемый «четырёхсторонний ансамбль» – внутрирайонное деление, отличающее традиционные китайские улочки. В таком ансамбле два дома расположены горизонтально, два вертикально, образуя прямоугольник. Подобное построение объясняется уже упомянутой выше геомантией: так, четыре дома заключают в себе четыре стороны света, а также представляют миниатюру Китая, который, по представлениям древних, располагался меж четырёх морей.

Чёрная черепица – небесная мантия

Если киноварь является символом счастья и почёта, то белый цвет – знак траура и похорон. Поэтому стены домов в традиционном китайском дворе зеленовато-серые, а крыши, контрастируя с окружением, иссиня-чёрные. Конечно, в Китае нередко можно встретить и белый цвет стен, но чаще всего ему стараются придать зеленовато-серый или жёлто-песочный оттенок. Чёрный цвет, в отличие от привычного нам значения, в Китае считается олицетворением таинственности и неба, этим и объясняется его выбор для черепицы, отражающей таким образом волю неба. Также крыши окрашивают в изумрудный цвет, подобно зелёной яшме – самому драгоценному для китайцев камню.

Вот восемь занимательных элементов китайской архитектуры, неразрывно связанных с культурой и традицией Поднебесной. Конечно, китайская архитектура не ограничивается только восемью особенностями, и кладезь её творческих потоков так же бездонен, как и китайская мысль, что надеюсь раскрыть в будущих публикациях.

Текст: Рыбачук Сергей

Архитектура Китая

История Китая насчитывает более пяти тысяч лет и, говоря о китайской культуре, речь часто заходит о традиционной древней архитектуре, воплощающей в себе особенности китайских традиций, менталитета, культуры и достижения китайского зодчества.

Величественные и грандиозные сооружения прошлого, такие как Запретный город, Великая китайская стена, Храм Неба – поражают человеческое воображение своими масштабами и гармоничностью и являются не только символами древней китайской цивилизации, но и важнейшими памятниками культурного мирового наследия.

Для древней китайской архитектуры характерен ряд особенностей, обусловленных спецификой природно-климатических условий, национальным колоритом, социальной иерархией и т.д.

Так, характерной чертой для традиционной китайской архитектуры является преобладание деревянных конструкций. Строители вкапывали в землю деревянные столбы и соединяли их горизонтальными балками, на которых возводи кровельную конструкцию и покрывали ее черепицей. Пространство между столбами заполнялось кирпичами или другим материалом, образуя стены. Китайцы не зря говорят, что «стена дома может обвалиться, но дом не разрушится»: стены дома не выполняли функцию несущей конструкции, и в случае землетрясения, даже если стены обваливались, каркас дома оставался невредимым. К тому же дерево обладает гибкостью и упругостью, что позволяет деревянным постройкам выдерживать даже мощные подземные толчки.


 

В качестве примера такой необычайно стойкости многие приводят пагоду в провинции Шаньси.  Деревянная пагода высотой более 60 метров была построена 900 с лишним лет назад и за свою долгую историю пережила несколько крупных землетрясений, но сохранилась до наших дней в хорошем состоянии.


Пагода Инсянь в Шаньси

 

Кроме того, дерево всегда было доступнее и дешевле в Поднебесной, чем камень или кирпич.

В Китае издавна применяли поточный метод строительства, позволяющий вести бесперебойные и непрерывные строительные работы независимо от погодных условий. Китайские строители заранее знали размеры деталей дома, принятых за эталон, и, изготовляя их порознь, собирали постройки. О скорости такого строительства свидетельствует тот факт, что грандиозный Запретный город, насчитывающий более 1000 помещений и около 720 тыс. кв. м был построен всего за 13 лет.

Деревянные каркасы дома позволяли древним зодчим по желанию менять планировку здания, использовать разнообразные материалы для «наполнения» стен. На севере использовали глину и кирпичи, а на юге – доски или тростниковые плети.

Однако деревянные конструкции обладали и рядом недостатков. Самый главный из них – недолговечность. К сожалению, большинство древних построек не сохранилось до наших дней именно по этой причине, либо подвергшись гниению, либо пострадав от пожара. В этой особенности китайская архитектура схожа с древним русским зодчеством.

Для китайского зодчества характерен ансамблевый принцип в архитектуре: постройки целых строительных комплексов, а не отдельных зданий, будь то дворец, храм или обычное жилье. Возможно, эта особенность обусловлена китайским менталитетом, который в отличие от европейской традиции культивирования индивидуализма, делает упор на важности и ценности коллектива.


Зарпетный город в Пекине

 

Так, в Европе принято строить отдельные сооружения, которые сами по себе со своей сложной конструкцией и изящным видом являются законченным архитектурным произведением искусства, в то время как в Китае отдельные постройки могли быть довольно просты, но составленные из них архитектурные ансамбли достигали колоссальных размеров и поражали величием.

При возведении жилых построек, в Китае соблюдалась планировка «сыхэюань», что можно перевести как «закрытый с четырех сторон двор». «Сэхэюань» представлял собой целый ансамбль с жилыми пристройками, расположенными по четырем сторонам двора, где, как правило, жила одна семья. Вход в помещения был обращен во двор, а с внешней стороны, выходящей на улицу, в постройках зачастую не было даже окон.


Дворик сыхэюань

 

Родителям отводилось лучшее помещение, обращенное фасадом к югу, а в боковых флигелях жили сыновья и дочери.

Принцип «сэхэюань» соблюдался и при постройке дворцово-храмовых сооружений, конечно, отличающихся большей пышностью оформления, размерами и количеством помещений и дворов.

Что касается художественно оформления построек, в Китае издавна было принято красочно оформлять здания. Отдельного внимания заслуживают китайские легкие изящные крыши, плавно изогнутые кверху. Такие «взлетающие» крыши не только придавали деревянно-черепичной кровле легкий вид, но и, согласно китайской науке фен-шуй, которой китайцы придавали огромное значение, не давали неблагоприятной энергии скапливаться в острых углах кровли.

 
Различные виды конструкций кровель

 

В китайском обществе со строго соблюдаемой социальной иерархией со временем сформировались различные конструкции крыш, по которым можно было судить об общественном положении хозяина дома. Крестьянские крыши, конечно, отличались простотой и дешевым кровельным материалом, которым зачастую служил бамбук, в то время как крыши богатых домов часто бывали многоярусные и покрывались желтой глазурованной черепицей. Здания украшали резьбой, барельефами и лепными изображениями, детали покрывали масляной краской.

Кровли были украшены фигурками животных, каждое из которых имело определенное значение. Например, драконы и фениксы не только означали благополучие, но и являлись символами императора, поэтому их можно часто увидеть в убранстве дворцов.

Многие символы в Китае появляются благодаря омонимичному совпадению произношения китайских слов. Так, например, «летучая мышь» произносится так же, как и «счастье». Сразу становится понятна популярность орнамента, составленного из иероглифа «долголетие», окруженного пятью летучими мышами.


Орнамент с летучими мышами

 

Черепаха и журавль приносили жильцам дома долголетие, уточки-мандаринки – счастье в браке, пионы олицетворяли роскошь, сосна символизировала стойкость и умение преодолевать невзгоды. Перед входом часто устанавливали львов, которые защищали дом.

Китай – многонациональное государство. Хотя доминирующей национальностью в Китае является хань (93%), здесь также идентифицировано 55 прочих национальных меньшинств, каждое из которых внесло свою лепту в развитие китайской архитектуры.

Особенности древней китайской архитектуры, Особенности китайской архитектуры

От Siheyuan дворов на севере до бамбуковых домов на сваях на юге; от дворцов с изысканными крышами до элегантных садов, древняя китайская архитектура имеет свой собственный стиль с уникальными чертами.

Вот семь наиболее выдающихся особенностей древней китайской архитектуры.

1. Деревянная конструкция

Ограниченное технологическим и экономическим развитием, дерево было основным материалом, используемым для строительства большинства традиционных китайских архитектурных сооружений.

Большинство сохранившихся древних построек относятся к эпохе династии Мин (1368–1644 гг.) из-за своей деревянной конструкции. Деревянная пагода Инсянь — старейшая сохранившаяся полностью деревянная пагода в Китае — она была построена в 1056 году.

Подробнее о том, почему традиционная китайская архитектура была деревянной.

2. Низкая посадка

В Древнем Китае было мало многоэтажных жилых домов. Большинство, от обычных домов до дворцовых построек, были одноэтажными. Особым случаем были tulou (земляные постройки) в провинции Фуцзянь. Эти маленькие замки были построены, чтобы противостоять вторжениям и преследованиям со стороны пиратов.

Кроме того, рестораны и гостиницы строились двухэтажными.

Единственная многоэтажная архитектура в древнем Китае обычно имела форму храмов, пагод или военных крепостей, таких как городские стены.

3. Благоприятные цвета

желтая черепица крыш императорских дворцов в Запретном городе предназначалась для членов королевской семьи — желтый был цветом императоров.

Красный Изогнутая керамическая плитка на крышах и деревянные изделия, окрашенные в красный цвет, являются самым удачным цветом в Китае.

Зеленый также был популярным цветом черепицы, олицетворяющим богатство, рост и гармонию.

Узнайте больше о цветах счастья в Китае.

4. Симметричные макеты

Существовали различные стили древней китайской архитектуры, такие как императорские дворцы, храмы и жилые дома. Однако большинство планировок подчинялось правилу симметрии: главные постройки стояли по оси север-юг, а затем второстепенные постройки обычно располагались с двух сторон попарно с востока на запад.

Китайские сады отказались от симметрии и больше внимания уделяли гармонии с природой. В них гармонично сочетаются природные пейзажи и рукотворная архитектура. Узнайте больше о китайских садах.

5. Географические различия

Древняя китайская архитектура изменилась вместе с региональной географией.

В Пекине крытый двор siheyuan был лучшим архитектурным стилем для климата. Благодаря закрытой планировке внешние стены защищали от холодных ветров зимой и пыльных бурь, которые часто случались в Северном Китае весной.

В провинции Шэньси люди вырыли пещерные жилища в мягкопочвенных скалах Лёссового плато. Эти пещерные жилища обеспечивали довольно умеренную температуру зимой и прохладу летом. Они смотрели на юг для лучшего освещения.

В Южном Китае с его влажным и жарким климатом, включая древние рисовые террасы Лунцзи, дома на сваях из бамбука обеспечивали прохладное и сухое жилье.

6. Южная сторона

Поскольку Китай находится в Северном полушарии, большинство древних китайских архитектурных сооружений были обращены на юг для тепла и света.

В прошлом, когда китайцы верили в геомантию, дома строились в соответствии с правилами фэн-шуй , которые, вероятно, основывались на архитектурном опыте. Они давали много практических преимуществ. Южные виды часто дополнялись естественным укрытием, защищенностью и приятными пейзажами.

7. Отличная стабильность

Китайская архитектура развивалась в течение длительного периода времени, но она отличается большой последовательностью благодаря культурной преемственности и приверженности мастеров традициям стиля.

Нелегко определить дату большинства древних китайских архитектурных сооружений из-за преемственности в дизайне.

История китайской архитектуры, Хронология древней китайской архитектуры

Вид крыши традиционного китайского здания.

От круглых домов, построенных из глины и дерева в период неолита, до величественных дворцов с изысканными крышами и современных небоскребов, китайская архитектура развивалась в течение длительного периода времени.

Ниже представлено историческое развитие китайской архитектуры в разные периоды.

Период неолита (до 1600 г. до н.э.)

Неолитическая деревня Баньпо представляет собой образец ранней архитектуры Северного Китая.

В деревне было два типа построек, которые были окружены глубоко вырытым рвом. Одни представляли собой круглые здания с коническими крышами, построенные над землей; а другой тип представлял собой квадратные здания с пирамидальными крышами, которые были полуподземными.

Для получения дополнительной информации посетите Музей Банпо.

Династия Шан (ок. 1600–1046 до н.э.)

Династия Шан была первой династией с письменными упоминаниями — надписями на костях и бронзовых предметах. Исторические раскопки столицы Шан, Аньяна, показывают, что архитектурный стиль династии Шан в некоторой степени следовал временам неолита. Например, большинство жилищ было частично заглублено под землю.

Кроме того, начали формироваться постройки в традиционном китайском стиле: прямолинейные здания на земляных фундаментах и ​​массивных земляных стенах, окружающих городские центры.

Старинное деревянное украшение.

Династия Чжоу (1046–256 до н. э.)

При династии Чжоу появилось больше архитектурных форм. Возникли длинные оборонительные стены. Траурные залы, гробницы и алтари также стали обычными.

В архитектурных конструкциях из бронзы показано, что применялась оригинальная китайская система брекетинга. Для архитектурных материалов были созданы кирпичи и черепица.

Династии Цинь и Хань (221 г. до н.э. – 220 г. н.э.)

На протяжении эпох Цинь и Хань методы, используемые для деревянных зданий, постепенно совершенствовались и совершенствовались. Строители научились обжигать изразцы и умело строить из камней. Были построены большие дворцы и павильоны. Терракотовая армия в Сиане была частью огромного мавзолея первого императора.

Другим огромным прорывом стали украшения: великолепные картины, шелка и керамика стали частью зданий.

Период Троецарствия (220–280) и Шесть династий (220–589).)

В этот период религиозные здания, особенно буддийские храмы и монастыри, возникли по всему Китаю благодаря преклонению правительства перед религией.

Ярусные конструкции были искусно построены при возведении кирпичных или каменных пагод.

Династии Суй (581–618) и Тан (618–907)

Эпохи Суй и Тан были золотым веком истории Китая. Применение кирпича стало более популярным. Были построены огромные общественные сооружения, такие как Гранд-канал.

Китайские крыши становились все более и более изысканными по мере продвижения глазури для обжига. Весь архитектурный стиль этого периода был величественным и роскошным.

Наряду с процветающим культурным наследием традиционные китайские архитектурные стили также распространились на соседние страны, такие как Корея и Япония.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *