Конструктивизм в архитектуре особенности: Конструктивизм. Особенности стиля и его отличие от функционализма
Конструктивизм. Особенности стиля и его отличие от функционализма
Опубликовано: 7 сентября 2015 / Обновлено: 2 ноября 2018
Комментариев: 5 Опубликовано by Сергей К.
Если рассматривать все минималистические стили архитектуры, то конструктивизм является самым востребованным в истории Советского Союза. По канонам конструктивизма в нашей стране возводились здания, поскольку это направление опиралось на следующие «киты»: утилитарность и полезность.
Конструктивизм в этом плане имеет много общего с функционализмом, что также отражается и во временных рамках, в которых он был популярен у нас и за рубежом, но при этом у двух стилей имеются и свои отличия.
Если говорить коротко, то конструктивизм предполагал создание функциональных, и в то же время красивых, высокопарных зданий, которые, несмотря на свой минималистический вид, обладали очень мощными формами.
Среди особенностей конструктивизма можно отметить:
1. Монолитность.
Конструктивисты старались достичь «бесшовности» в облике зданий. Невзирая на разбиение на различные сегменты, напоминающие геометрические фигуры, дома в стиле конструктивизма выглядели как одно целое, неделимое, словно атом, что и выступает основным отличием от функционализма, где такой подход считался бесполезной мишурой.
2. Фрагментированность.
Фрагменты, которые все же выделялись в фасадах и иных участках зданий, не выпадали из общей канвы, смотрелись неотделимо, что отличало конструктивизм от функционализма, где экстерьер здания вполне мог обособляться на разные участки и группы.
3. Всеохватность.
Конструктивизм всегда поражал своими размерами. Порой здания в этом стиле выглядели действительно огромно.
4. Использование стекла и бетона в строительстве.
В данном стиле стекло, бетон, металл и пластик являются своеобразными инструментами в руке художника, которыми он творит новое здание.
5. Ровные цвета.
Стилевые решения конструктивизма подчас простые и блеклые, невыразительные, бесцветные. Для разнообразия в них вплетается металл и стекло, что помогает сделать их более изысканными и интересными.
6. Богатая палитра форм.
Формы конструктивизма действительно могут быть разными. Здесь нет никаких запретов. Однако странных спиралей или каких-то слишком специфичных решений вы тут не найдете. Все изменения форм укладываются в определенный спектр, границы которого узки, но при этом здания всегда отличаются какими-то своими чертами, не похожими друг на друга.
Главное отличие функционализма от конструктивизма: функционализм использует минималистические формы и ограниченные материалы лишь по причине их удобства, функциональности, а конструктивизм использует их с целью творческого выражения, креативности.
Найти:
Рубрики
РубрикиВыберите рубрикуАрхитектураБалкон и лоджияВанная и туалетВодоснабжениеГостиная и СпальняДизайнЗабор и воротаКрышаКухняОкна и двериОтоплениеПолПотолокПрихожаяСтеныСтроительные инструментыСтроительные материалыСтроительные смесиСтроительствоФасадФундаментЭлектроснабжениечто это такое, советский постконструктивизм в архитектуре и живописи, стиль неоконструктивизм, русский constructivism
Авангардистское искусство, зародившееся в начале прошлого столетия, получило огромный размах во всех европейских странах. Одним из его уникальных направлений стал возникший в советской России конструктивизм. Это направление было полностью подчинено потребностям народа, подкреплённым новыми возможностями машинного производства, что выразилось в архитектуре
Содержание
- 1 История становления стиля
- 2 Черты стиля
- 2.1 Архитектура
- 2.2 Особенности интерьера
- 2.3 Скульптура
- 3 Модные течения
- 4 Выдающиеся деятели направления
- 5 Плакаты российского конструктивизма 1920-х – 1930-х годов
- 6 Заключение
История становления стиля
Стиль конструктивизм возник в начале прошлого столетия в рамках авангардистского направления искусства. Родиной его являлась советская Россия, однако, распространение оно получило и в ряде других стран.
Единого мнения касательно причин его возникновения нет. Принято считать, что конструктивизм начал своё развитие ещё в недрах модернизма. Основные черты и признаки его окончательно сформировались к первой половине 1930-х годов. Данное направление открывало не просто новые формы выражения авангардистского искусства, оно отражало новые социальные преобразования общества (особенно ярко это проявлялось в СССР), готовило искусство к применению новых методов и материалов.
Окончательное становление конструктивизма стало возможным не столько благодаря скорому упадку модерна, сколько небывалому научному развитию.
Сильнее всего эти изменения затронули бытовую сферу. Переход к индустриальному производству позволил создавать новые предметы быта – граммофоны, радио, пишущие машинки и электроприборы, не совместимые с классической предметной эстетикой.
В непосредственном развитии конструктивизма можно выделить два периода:
- Неутилитарный, где конструктивизм сводился к выявлению реальной структуры предметов и вещей и закреплению её в плоских или объёмных формах. Данное направление получило развитие у западных мастеров и проявлялось зачастую в изобразительном искусстве и скульптуре.
- Прикладной – это подчёркнуто практичный конструктивизм, направленный на создание максимально функциональных и нужных предметов и вещей. Он полностью подчинён процессу воплощения коммунистических идей и присущ в основном советским странам.
Что касается термина конструктивизм, то впервые он был применён в одноимённой книге А.М. Гана.
Черты стиля
Основные черты конструктивизма проявлялись в новой эстетике вещи.
Главные теоретические принципы данного направления изложены в трудах венского архитектора и публициста Адольфа Лооса, а именно:
- Отказ от вычурных украшений и художественных излишеств. Он стал основной идеей направления. Касалось это как архитектуры, так и художественно-промышленной практики.
- Отказ от орнаментов и прочих декоративных элементов. Особенно ярко это проявляется в архитектуре. Дома в стиле конструктивизм представлялись как «единая форма», не требующая никаких украшений и декора, в отличие от того же ампира.
- Замысловатые формы предметов теряют актуальность. Им на смену приходят более рациональные образы.
- Основным критерием эстетической ценности вещи становится её целесообразность и возможности практического применения. Стремление к максимальной рациональности форм подкреплялось возможностями машинного производства и подразумевало полный отказ от ручной художественной отделки.
- Развитие художественной промышленности.
- Основное внимание уделялось не красоте предмета, а его функциональному назначению. Считалось, что формы и украшения вещей, присущих ремесленным поделкам, не уместны в век машинного производства.
Архитектура
Конструктивистское направление получило широкое применение в советской архитектуре 20-30-х годов прошлого столетия.
Бурное развитие промышленности, транспорта и рост городов не соответствовали классической городской планировке с узкими улицами и вычурными зданиями. В этой связи конструктивизм, направленный на максимальную эффективность и рационализм нового времени, позволил решить проблему не только транспортного обслуживания, но и оптимального расселения и поддержания санитарные условия проживания.
Создающиеся в этот период жилые комплексы были ориентированы на потребности средне- и низкооплачиваемой категории граждан и состояли из экономичных типовых квартир.
Советский конструктивизм предполагал разработку не просто конкретного здания или сооружения, разрабатывались универсальные кварталы, улицы и принципы их сочетания. Последние включали и городские транспортные магистрали.
Конструктивизм в архитектуре зачастую проявлялся в использовании достаточно простых формальных элементов, полностью лишённых какого-либо декора и украшений. Все части здания соединялись в соответствии с планом организации внутреннего пространства, а форма их определялась непосредственно назначением помещений.
Ещё во время доминирования конструктивизма и других модернистских течений в советской архитектуре работали зодчие, опиравшиеся на архитектурные традиции античности и эпохи Возрождения.
Полагалось также, что архитектор обязан был продумать не только общую концепцию постройки, но и размещение вывесок, часов, шахт лифтов и громкоговорителей, которые также полагались частью архитектурного образа.
Советские конструктивисты, ставшие прародителями стиля, направляли свои усилия на решение двух задач – проектирование образцового социалистического города и создание многоквартирных домов-коммун для рабочих.
Причём, в ведение архитекторов стали входить не только жилые постройки, но и универмаги, рабочие клубы, типографии, санатории, заводы, фабрики, электростанции и прочее.
В истории русского конструктивизма особое значение имеет город Екатеринбург. В период бурного строительства первых советских пятилеток, конструктивизм был признан официальным архитектурным стилем страны. По счастливому стечению обстоятельств в этот период в Екатеринбурге практиковала целая группа талантливых архитекторов. Последние, благодаря тотальной застройке города, получили возможность воплотить в жизнь даже самые непредсказуемые идеи. Так Екатеринбург обзавёлся 140 уникальными постройками. Такой концентрацией архитектурных памятников не может похвастаться ни один другой город мира.
Конструктивизм, как один из стилей авангардистских направлений, получило распространение не только в рамках СССР, но и ряде других государств.
Так ярким примером конструктивной архитектуры стала возведённая на Всемирной парижской выставке Эйфелева башня.
Эйфелева башня, Париж
Особенности интерьера
Интерьер домов в стилях конструктивизм и Ар Деко полностью соответствовали основным чертам направления и включали следующие особенности:
- чётко выраженный каркас и компактные формы;
- отсутствие каких-либо загадок и тайн – каждый предмет выполнял исключительно возложенные на него функции.
Конструктивизм предполагал создание просторных габаритных помещений, применение стен и перегородок было сведено к минимуму. Иногда для зонирования комнат использовали передвижные ширмы. В декоре отсутствовали всякие изыски – орнаменты, лепные украшения. Основными цветами выступали: белый, чёрный, серый, металлический, красный и жёлтый.
Хоть конструктивизм и отрицал декор, однако, допускалось создание небольших акцентов за счёт применения ярких покрытий ил освещения. Стены и потолок зачастую отделывались однотонной штукатуркой или краской. В качестве напольного покрытия использовалась паркетная доска. Что касается мебели, то основными требованиями к ней были удобство и функциональность. Такая мебель зачастую имела ярко выраженный каркас и правильные геометрические очертания.Скульптура
В рамках развития конструктивистского направления немалое развитие получила и скульптура. В начале 20-х годов советскими конструктивистами был сформирован Институт художественной культуры (ИНХУК), объединяющий скульпторов, архитекторов, художников и искусствоведов. Конструктивистская скульптура исходила из концепции построения форм, основанной ан выражении внутренних структурных связей между геометрическими элементами композиции и сочетания различным фактурных материалов.
На этом этапе скульптура носила абстрактный характер. Так вместо изображения привычных человеческих персонажей, мастера использовали замысловатые геометрические конструкции. Целью демонстрации последних было поразить зрителей, сформировать переход от изображения к конструкции.
Особую роль в становлении конструктивистской скульптуры играет деятельность Н. Габо и Н. Певзнера.
Габо известен своими экспериментами в пространственной пластике (головы плоскостей), Певзнер же прославился создание беспредметных кубических композиций. Целью данных работ было выявление формы и фактуры предметов. Позднее Габо был сформирован «Реалистичный манифест», отражавший сформировавшуюся в те годы концепцию формообразования, и вмещал следующие положения:
- действительность – высшая красота;
- отрицание цвета, глубина композиции достигалась за счёт фактур и тона;
- отрицание начертательного характера линий, они воспринимались как направление скрытых в композиции сил;
- отрицание объёма, мерой пространства признавалась глубина;
- отрицание массы в скульптуре. Считалось, что объём можно сконструировать из плоскостей.
- отрицание статических композиции.
Читайте также про скульптуры барокко.
Модные течения
Расцвет конструктивизма пришёлся на начало 1920-х годов В этот период происходят первые попытки создания советского стиля моды. Особое внимание уделялось созданию «одежды для трудящихся». Основными критериями нового советского стиля стали удобство и простота. За основу большинства как женских, так и мужских нарядов был взят простейший крой рубахи, составленный из прямоугольников.
Позднее в советскую моду стали поникать костюмы «маренго», фетровые боты, пальто, кортиковые манто, беличьи шубы и чулки со стрелками. Однако обеспечить себе модную одежду могли далеко не многие женщины, посему большинство просто перешивали свои старые наряды по выкройкам из журналов.
К 1930-му году в стране начала активно развиваться лёгкая промышленность. Резко возросло производство тканей из ситца, однако, купить даже её в свободной продаже могли далеко не все. Поэтому многие даже не задумывались о моде, а носили что есть.
В таких условиях мода отрицалась, как буржуазное понятие. Все усилия народа направлялись на строительство социализма, посему одежда делалась максимально удобной для труда. Мужчины носили одежду спортивного или полувоенного стилей – френч, брюки, заправленные в сапоги, гимнастёрки или рубахи с вышивкой.
Женщины же в качестве повседневной одежды носили жакеты, трикотажные кофты, блузы и юбки. Единичные праздничные платья украшались кружевными воротниками. Зимой носили ватные пальто с каракулевыми воротниками.
Выдающиеся деятели направления
Среди выдающихся деятелей конструктивизма особого внимания заслуживает В. Е, Татлин.
Его работы стояли у истоков формирования данного направления. Одними из подобных произведений стали его «контррельефы» – композиции из кусков жести, проволоки, дерева, стекла и штукатурки. Все материалы прошли минимальную обработку и были поданы в качестве кубических элементов композиции. В своих «беспредметных» графических работах из геометрических элементов и фактур, художник старался проявить взаимосвязи между конкретными элементами и структурой композиции в целом.
Рассматривая конструктивизм в живописи, нельзя не упомянуть о работах А.М. Родченко.
Его картинам была присуща абстрактность и геометрические формы. Художник полагал, что любая пространственная конструкция должна быть абстрактной и неизбирательной.
А.М. Родченко, художник в стиле конструктивизм
Обои для гостиной комнаты: как правильно сочетать разные виды обоев, чтобы улучшить интерьер.
Все о ламинате фирмы Практик читайте в этой статье.
Примеры готовых работ из алмазной мозаики: https://trendsdesign.ru/materialy/mozajka/almaznaya-mozaika.html
Плакаты российского конструктивизма 1920-х – 1930-х годов
com/embed/V3HLwQp4SS4?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»>Заключение
Конструктивизм стал одним из уникальных направлений авангардистского искусства. Данное направление руководствовалось не только эстетическими, но и функциональными критериями, в отличии от позднего классицизма. Все, создаваемые предметы и вещи лишались ненужных украшений и элементов. Это течение возникло в рамках социалистического советского движения и полностью соответствовало духу времени. Очень много сходств конструктивизм имеет со стилем минимализм, хотя задатками появления данного стиля считаются как раз эмпиризм и рационализм.
Читайте также про неоклассицизм – это художественное явление, которое понимается на Западе и Востоке по-разному.
Архитектура конструктивизма – кураторский зал
Архитектура конструктивизма была формой современной архитектуры, которая процветала в Советском Союзе в 1920-х и начале 1930-х годов. Он сочетал в себе передовые технологии и инженерию с явно коммунистической социальной целью. Хотя оно было разделено на несколько конкурирующих фракций, движение произвело множество новаторских проектов и готовых зданий, прежде чем потеряло популярность примерно в 1932 году. Оно оказало заметное влияние на более поздние разработки в архитектуре.
Первым и самым известным конструктивистским архитектурным проектом было предложение 1919 года штаб-квартиры Коминтерна в Санкт-Петербурге футуристом Владимиром Татлиным, часто называемое Башней Татлина. Хотя он так и остался незастроенным, материалы — стекло и сталь — и его футуристический дух и политический уклон (движение его внутренних объемов должно было символизировать революцию и диалектику) задали тон проектам 1920-х годов.
После русской революции 1917 года СССР стал экономически нестабильным и не смог приступить к крупным строительным проектам. Тем не менее школы авангардного дизайна стали поощрять и вдохновлять амбициозных архитекторов и градостроителей, в частности Ассоциацию новых архитекторов (АСНОВА), созданную в 1921.
Конструктивистская архитектура использовалась для создания утилитарных проектов для рабочих, а также более творческих проектов, таких как Летающий город, который должен был стать прототипом бортового жилья.
Основной характеристикой конструктивизма было применение трехмерного кубизма к абстрактным и беспредметным элементам. Стиль включал в себя прямые линии, цилиндры, кубы и прямоугольники; и объединенные элементы современности, такие как радиоантенны, натяжные тросы, бетонные рамы и стальные балки. Также были изучены возможности современных материалов, таких как стальные рамы, поддерживающие большие площади остекления, открытые, а не скрытые строительные швы, балконы и террасы для загара.
Этот стиль направлен на исследование противопоставления различных форм, а также контраста между различными поверхностями, преимущественно между сплошными стенами и окнами, которые часто придавали конструкциям характерное ощущение масштаба и присутствия.
Первым и, пожалуй, самым известным проектом был нереализованный проект Башни Татлина, штаб-квартиры Коминтерна в Санкт-Петербурге. Многие последующие амбициозные проекты фактически не были построены, но четвертый по величине город России Екатеринбург считается «музеем конструктивизма», включающим 140 построенных образцов этой формы. Другой известный сохранившийся пример — проект социального жилья «Дом Наркомфина» в Москве.
Башня Татлина , или проект Памятника Третьему Интернационалу (1919–20), был проектом грандиозного монументального здания русского художника и архитектора Владимира Татлина, который так и не был построен. Его планировалось возвести в Петрограде (ныне Санкт-Петербург) после большевистской революции 1917 года как штаб-квартиру и памятник Коминтерну (третьему Интернационалу).
Конструктивистская башня Татлина должна была быть построена из промышленных материалов: железо, стекло и сталь . По материалам, форме и функциям он задумывался как возвышающийся символ современности. Основная форма башни представляла собой двойную спираль , которая поднималась по спирали до 400 м в высоту, по которой посетителей перемещали с помощью различных механических устройств. Основной каркас будет содержать четыре большие подвесные геометрические конструкции. Эти структуры будут вращаться с разной скоростью. В основе конструкции находился куб, который был спроектирован как место для лекций, конференций и собраний законодательных органов, и это должно было завершить ротацию в течение одного года. Над кубом будет находиться меньшая пирамида, в которой будут размещаться исполнительные функции и выполнять ротацию один раз в месяц. Дальше должен был быть цилиндр, в котором должен был разместиться информационный центр, выпускающий сводки новостей и манифесты по телеграфу, радио и громкоговорителю и совершавший ротацию один раз в день.
Вверху должна быть полусфера для радиоаппаратуры. Также планировалось установить на цилиндре гигантский экран под открытым небом и еще один проектор, который мог бы транслировать сообщения через облака в любой пасмурный день.
Нравится:
Нравится Загрузка…
Краткая история конструктивизма
По мере того, как модернизм и его влияние распространялись по миру в начале 1900-х годов, в разных культурах возникали новые направления искусства и дизайна. Сегодня мы исследуем конструктивизм, русское движение в искусстве и архитектуре, принесшее в страну абстракцию. Узнайте больше о недолговечном промышленно-тяжелом движении ниже:
История конструктивизма
Конструктивизм популяризировался в Советском Союзе 1910-х годов, в тот же период, когда в Восточной Европе возникли движения Баухаус и Де Стиль. Конструктивизм был во многом вдохновлен другими современными, новаторскими разработками того времени, в частности Баухаузом и русским футуризмом.
Художники-конструктивисты стремились отразить в своих работах индустриализацию городского общества. Художественные и архитектурные работы движения сочетали в себе характеристики существующих современных принципов, таких как геометрический и минимальный дизайн, с более экспериментальным подходом.
Часто воздерживаясь от декоративных элементов, конструктивистская архитектура отдавала предпочтение механическим и промышленным материалам. Это направление дизайна также было сосредоточено на пространстве и ритме, что часто приводило к футуристическим и абстрактным структурам.
Известные работы
Возможно, самым известным и знаменитым произведением конструктивистской архитектуры был проект Башни Татлина, предложенный Владимиром Татлиным в 1919 году. Проект, который так и не был завершен, предполагал использование в его конструкции железа, стекла и стали. Как возвышающийся символ современности, его главной особенностью была двойная спираль, достигающая высоты Эйфелевой башни, в сочетании с четырьмя другими подвесными геометрическими структурами, которые планировалось вращать вокруг спирали.
Макет Татлинской башни Владимира ТатлинаОдна из основных философий конструктивизма заключалась в том, чтобы привить новую эстетику авангарда в повседневную жизнь, что побудило архитекторов спроектировать некоторые из самых посещаемых зданий страны в их уникальном стиле.