Лучшие достижения архитектуры месопотамии сообщение: Лучшие достижения архитектуры Месопотамии

Лучшие достижения архитектуры Месопотамии

Образно выражаясь, европейская культура поднялась  из волн Средиземного моря; то же можно  сказать об архитектуре как неотъемлемой составной части культуры. Культура, зародившаяся в странах средиземноморского бассейна, была дальней предшественницей современной европейской культуры. Именно здесь несколько тысяч  лет назад человечество начало своё историческое существование, и это  произошло вне Европы, в расположенной  на земле нынешнего Ирака древней  Месопотамии.

Удивительны достижения обитателей Месопотамии в строительном деле. Сооружённые ими большие  города имели часто регулярную сеть улиц и даже канализацию. Городские  укрепления поражали своим размахом, например, двойные стены города Урука имели ширину 5 метров и общую длину 9 километров, 800 башен усиливали их оборонительную мощь. Крепости напоминали месопотамские святилища — храмы. Для защиты от наводнений их возводили на высоких основаниях. Составной частью храма был зиккурат— четырёхугольная в плане, кверху суживающаяся ступенчатая башня.

В самом большом городе Месопотамии Вавилоне башня храма бога Мар Дука производила на современников неизгладимое впечатление своими гигантскими размерами. Память об этой башне сохранилась на века в библейской легенде о вавилонском столпотворении. Этот зиккурат в древности считали одним из семи чудес света.

В Месопотамии сложился обычай, по которому каждый властитель строил для себя новый дворец. Такой  дворец мог иметь около двухсот  комнат, окружавших внутренние дворы. Снаружи дворец выглядел сложенным  из кирпича массивным колоссом без  окон, обнесённым зигзагообразными оборонительными  стенами.

Стены дворцов украшали плиты с выпуклыми изображениями  людей, животных, растений и др. В  некоторых дворцах этих рельефов было столько, что если их расположить  в один ряд, он вытянулся бы на сотни  метров. На рельефах изображались победоносные битвы или сцены из придворной жизни. Правитель, которого считали  равным богам, изображался гораздо большим и более сильным, нежели его подчинённые.

Умело переданы многие детали, хотя фигуры людей немного скованны и неуклюжи. Совсем иначе — естественными и стремительными — представлены животные в сценах охоты. Совершенство этих образов не удалось превзойти в позднейших рельефах.

Из ярких глазурованных  кирпичей составлялись узоры и фигуры на стенах. Тут можно было найти  цветки, напоминающие ромашку, а также  быков, львов и фантастических зверей, призванных охранять от злых духов. Подобные изображения украшали, например, городские  ворота, посвящённые богине Иштар, в Вавилоне. Пристрастие к изображению всякого рода фантастических животных пришло позднее из восточных стран в Европу и сохранилось до начала нашего столетия.В круглой пластике выполнены также грозные изваяния фантастических зверей, охранявших ворота, и находившиеся в храмах т.н. «молящиеся».

Огромное значение придавалось постройке дворца. Самой  важной частью дворца был тронный  зал, где царь с подобающими церемониями  принимал послов и приносящих дары подданных. Он соответствовал целле, святилищу храма, где восседало божество. Трон даже ставили на то место, где находилось возвышение в целле. Во дворце Навуходоносора в Вавилоне трон был обращен ко входу. В ассирийских дворцах входящие посетители должны были сделать поворот на 90 градусов, чтобы увидеть царя, восседающего на троне в конце длинной комнаты. 

Почти такое же значение, как тронный зал, имел двор перед  ним, связанный с залом монументальными  воротами, подобными тем, что вели к святилищу храма. Значительную часть дворца занимали жилые помещения, существовал также просторный зал, используемый для роскошных пиров. Возле  возвышения, на котором сидел  ассирийский царь, располагался ряд  небольших комнат, одна из которых  была предназначена для ритуальных омовений и очищений царя.

Еще одна характерная  черта ассирийского дворца — настенные; украшения, представляющие царя любимцем богов, побеждающим воином и удачливым  охотником.Часто встречаются сцены битв, подношения даров и дани, избиения побежденных. Цель подобных изображений — произвести впечатление на тех, кто приходил поклониться царю.

Святилище от дворца отличала храмовая башня — зиккурат. С III династии Ура башня стала существенной частью месопотамского храма. Зиккурат опоясывали выступающие террасы, поэтому создавалось впечатление, что это несколько башен, уменьшающихся в объеме уступ за уступом.. Такой «лестницей» остались навсегда зиккураты: постепенное, мерное восхождение, а не порыв в небесную высь, как у пирамид Гизы. И это чередование часто подчеркивалось раскраской: так, за уступом, окрашенным в черный цвет, следовал другой, естественного кирпичного цвета, а за ним — побеленный.

Зиккураты строили в 3—4 уступа, а то и больше, до семи. Вместе с раскраской озеленение террас придавало яркость и живописность всему сооружению. Верхняя башня, к которой вела широкая лестница, была иногда увенчана сверкающим на солнце золоченым куполом.Каждый большой город имел свой зиккурат, выложенный сложной кладкой из кирпича. Зиккурат возвышался обычно возле храма главного местного божества. Город считался собственностью этого божества, призванного защищать его интересы в сонме прочих богов. Как небожителю по самой своей природе, божеству полагалось проживать на большей высоте, чем смертному. В верхней башне зиккурата, наружные стены которой иногда покрывались голубым глазурованным кирпичом, находилось святилище. Туда народ не допускался, и там не было ничего, кроме ложа и иногда золоченого стола. Святилище и было «жилищем бога», который почивал там по ночам, обслуживаемый целомудренной женщиной.

Но это же святилище  использовалось жрецами для более  конкретных нужд: они поднимались  туда каждую ночь для астрономических  наблюдений, часто связанных с  определением календарных сроков сельскохозяйственных работ.

Огромным достижением  месопотамских архитекторов было изобретение  арки и сводов, положенных впоследствии в основу всего строительного  искусства Древнего Рима и средневековой  Европы. Покрытие из клиновидных кирпичей, приложенных один к другому по кривой линии и удерживаемых таким  образом в равновесии, широко применялось  в Вавилонии, как видно по остаткам дворцов, каналов и мостов, обнаруженных в Месопотамии. Жители Месопотамии в некоторых отношениях опередили строителей других стран. Они научились выводить арки, а также своды — сложенные из кирпичей полукруглые потолки, которые не нуждались ни в потолочных балках, ни в подпирающих снизу столбах. Месопотамцы были просто вынуждены изобрести свод, так как в их стране не было ни деревьев для изготовления длинных балок, ни камня для опорных столбов. Была только глина, из которой делали кирпичи. Так как глину по большей части не обжигали на огне, а только сушили на Солнце, строения постепенно разрушались — и сегодня от прежних дворцов и храмов остались лишь огромные кучи глины. 

 
 

Доклад  на тему: «Лучшие достижения архитектуры  Месопотамии» 
 
 
 
 
 
 
 

Ученицы 10 класса А

МОУСОШ  №22

Дядечкиной Людмилы 
 
 

Искусство Месопотамии

Данная методическая разработка предназначена для проведения занятий по истории изобразительного искусства во 2 классе детской художественной школы (2 урока по 1,5 часа), возраст учащихся 11-13 лет.

Для развития у учеников самостоятельности в поисках и осмыслении знаний об искусстве необходимо им давать опережающие задания при подготовке к уроку. Учащиеся работают с литературой, интернет-источниками, самостоятельно готовят небольшие сообщения, подбирают слайды, иллюстрации, приобретают навык публичного выступления.

Цель урока:

  • формирование представления учащихся об искусстве Месопотамии;
  • развитие у учеников восприятия и понимания искусства древнего мира.

Задачи:

  • выявление взаимосвязей изучаемого и изученного ранее материалов;
  • развитие интереса к искусству;
  • эмоциональное развитие.

Оформление: ЖК-телевизор, подключенный к компьютеру, презентация, раздаточный материал (кроссворд, тесты).

Ход урока №1

1. Организационный момент и актуализация темы

2. Усвоение новых знаний

Преподаватель: Сегодня мы с вами начнем знакомство с искусством Древней Месопотамии — одной из великих цивилизаций Древнего мира, существовавшей на Ближнем Востоке, в долине рек Тигр и Евфрат (Слайд 1). В разное время здесь располагались царства Шумера, Аккада, Вавилонии и Ассирии (Слайд 2). Историческая Месопотамия существовала почти двадцать пять столетий, от возникновения письменности до завоевания Вавилонии персами. Но и после этого чужеземное господство не смогло уничтожить культурную независимость страны.

Искусство может показаться нам сложным и загадочным: сюжеты, приёмы изображения человека и событий, представления о пространстве и времени были тогда совершенно иными, чем теперь. Любое изображение содержало в себе дополнительный смысл. За каждым персонажем стенной росписи или скульптуры стояла система абстрактных понятий – добро и зло, жизнь и смерть и т.д. мастера прибегали к языку символов, разобраться в нем непросто.

В конце IV тысячелетия до н.э. на юге современного Ирака возникла одна из древнейших цивилизаций нашей планеты. Ее создателями были шумеры. О происхождении шумеров нет точных сведений. Свою страну они называли Шумер, а лежащие к северу и заселенные семитическими племенами земли — Аккад (Слайд 3). Впоследствии вавилоняне и ассирийцы, унаследовавшие культуру Шумера, назвали эту долину Двуречье, а древние греки дали ей имя Месопотамия (“Страна между реками”).

Современные исследования показывают, что шумеры считаются создателями месопотамской культуры. И хотя шумеры позднее были покорены более многочисленными аккадами, созданная ими культура оказала значительное влияние на все более поздние.

(Слайд 4).

Народы, населявшие в древности этот обширный регион, одними из первых в мире основали города и государства, изобрели колесо, монеты и письменность, создали замечательные произведения искусства (Слайд 5).

Земля, на которой жили шумеры, — плоская равнина с жарким и засушливым климатом, край болот и озер, покрытых густыми зарослями тростника, но крупные лесные массивы здесь отсутствуют. В течение веков Тигр и Евфрат не раз меняли свои русла, что сопровождалось катастрофическими наводнениями, память о которых сохранилась в шумерских мифах о потопе. В суровой борьбе с природой шумеры проложили сеть каналов от реки Евфрат, построили дамбы и плотины, оросили бесплодные земли и построили на них города Ур, Урук и т. д. Каждый шумерский город был отдельным государством со своим правителем и армией (Слайд 6).

Вся духовная культура Шумера была пронизана религиозным мировоззрением. Она всецело определяло развитие зодчества и изобразительного искусства Древнего Двуречья. Храм божества-покровителя, в сооружении которого принимали участие все жители, занимал центральное место в городе. Обычно его строили из необожженного кирпича-сырца на высоком искусственном холме (Слайд 7).

Архитектурных памятников Шумерской эпохи сохранилось очень мало, т.к. не было ни дерева, ни камня, пригодных для строительства. Основным строительным материалом в народном строительстве Двуречья была глина. Для более ответственных сооружений применяли сырой, только что отформованный кирпич; уложенный в стену без раствора, он, высыхая, слеживался в монолитную массу.

Урук стал первым городом Южной Месопотамии. Вокруг была возведена стена — что свидетельствовало о том, что Урук стал городом, а не просто поселением. Город стал храмовым и военным центром Южной Месопотамии. Архитектурных памятников Шумерской эпохи сохранилось очень мало. Самыми значительными из дошедших до наших дней построек (в небольших фрагментах) считаются Белый храм (Слайд 8) и Красное здание в Уруке (Слайд 10).

Белый храм в Уруке, был побелен известью – отсюда название, был главным городским зданием. Его возводили в центре города на платформе, утрамбованной из глины, к которой с двух сторон вели лестницы-пандусы. Приподнятый над жилой частью города, храм напоминал людям о нерасторжимой связи Неба и Земли. Храм не имел окон. Свет проникал через проемы под плоскими крышами. По такому же принципу строились дворцы и обычные жилые дома. Прошедшие на протяжении столетий войны в этом регионе и пустынный климат практически полностью разрушили этот город (Слайд 9).

До нашего времени сохранились прекрасные образцы шумерской скульптуры. Наиболее распространенным типом скульптуры был адорант (от латинского “поклоняться”), который представлял собой статую молящегося (Слайд 11). Особенно тщательно выполняли огромные глаза адорантов; их часто инкрустировали кусочками камня, дерева, металла. Шумерской скульптуре, в отличие от древнеегипетской, никогда не придавали портретного сходства. Главная её особенность – это условность изображения (Слайд 12).

Стены шумерских храмов украшались рельефами, повествовавшими как об исторических событиях в жизни города (военных походах, закладке храма), так и о повседневных делах (доение коров, сбивание масла и т.д.). Рельеф состоял из нескольких ярусов. События разворачивались перед зрителем последовательно от яруса к ярусу. Все персонажи были одинакового роста, только цари изображались крупнее других.

Типичный пример шумерского рельефа – это стела царя Эанатума, воздвигнутая в Лагаше в честь победы над главным врагом городом Уммой, от стелы сохранились некоторые фрагменты (Слайды 13,14). Как вы думаете, шумерские рельефы схожи с древнеегипетскими?

Учащиеся: сходство в том, что рельефы располагаются ярусами и фигура вождя (фараона) изображается крупнее остальных, но изображения шумерские выглядят иначе, чем египетские.

Преподаватель: Особое место в шумерском культурном наследии принадлежит глиптике — резьбе по драгоценному или полудрагоценному камню. Сохранилось множество шумерских резных печатей в форме цилиндра. Печать прокатывали по глиняной поверхности и получали оттиск миниатюрный рельеф с большим числом персонажей и ясной, тщательно выстроенной композицией. Для жителей Междуречья печать была не просто знаком собственности, а предметом, обладавшим магической силой. Печати хранили, как талисманы, дарили храмам, помещали в захоронения (Слайд 15).

В 1920-х гг. во время раскопок, проводившихся в Уре под руководством английского археолога Леонардо Вулли, были обнаружены многочисленные погребения, в которых оказалось несметное количество ценностей. Экспедиции Вулли удалось найти две не потревоженные грабителями гробницы, находки в которых произвели сенсацию в мире (Слайд 16).

Учащиеся: выступают с подготовленным сообщением о сложном погребальном ритуале Междуречья.

Преподаватель: В результате многочисленных раскопок из одной из гробниц были извлечены золотые и серебряные статуэтки, посуда, оружие и инкрустированные ювелирные украшения. Здесь были обнаружены 2 доски, образующие как бы двухскатную крышу, с изображением военного похода и ритуального пира, выполненные в технике мозаики, так называемый “штандарт из Ура”. Точно его назначение неизвестно (Слайд 17).

Сперва археологам бросился в глаза сверкающий золотой шлем, покрывавший истлевший череп (Слайд 18). Вулли и его коллеги наткнулись на вторую группу скелетов: десять женщин были уложены двумя ровными рядами. На всех были головные украшения из золота, лазурита и сердолика, изящные ожерелья из бусин (Слайд 19). Одним из шедевров шумерского ювелирного искусства является статуэтка, изображающая стоящего на задних ногах у священного дерева козлика. Ученые считают, что эти золотые козлики символизируют какой-то очень древний миф, содержание которого до нас не дошло, но в свое время он, видимо, был широко известен (Слайд 20). Здесь была обнаружена арфа с замечательно выполненной головой быка. Она была сделана из золота, а глаза, кончики рогов и борода — из лазурита (Слайд 21). Найденные в гробницах правителей Ура изделия из драгоценных металлов свидетельствуют о высоком мастерстве шумерских ювелиров еще в середине ХХХ века до нашей эры (Слайд 22).

Шумеры создали уникальную форму письменности – клинопись. Порождена она была крайней необходимостью: процветающие в ту пору государства требовали учета всех возможных благ (Слайд 23). Клиновидные знаки выдавливали острыми палочками на сырых глиняных табличках, которые затем высушивали и обжигали на огне. Письменность Шумера запечатлела законы, знания, религиозные представления и мифы, первый календарь (Слайд 24).

Учащиеся: выступают с подготовленным сообщением о библиотеке Ашшурбанипала — древнейшей из всех известных библиотек (Слайды 25,26,27).

Преподаватель: В конце XXIV в. до н.э. территорию Южной Месопотамии завоевали аккадцы. Их предками считаются семитские племена, поселившиеся в глубокой древности в Центральной и Северной Месопотамии. Царь аккадцев Саргон Древний (Великий) легко подчинил себе ослабленные междоусобными войнами шумерские города и создал первое в этом регионе централизованное государство — царство Шумера и Аккада, которое просуществовало до конца III тысячелетия до н.э. (Слайд 28).

Завоеватели бережно отнеслись к исконной шумерской культуре. Они освоили и приспособили шумерскую клинопись для своего языка, не стали подвергать уничтожению древние тексты и произведения искусства. Даже религия Шумера была воспринята аккадцами, только боги получили новые имена.

В аккадский период возникает новая форма храма — зиккурат. Он представляет собой ступенчатую пирамиду, на вершине которой помещалось небольшое святилище. Форма зиккурата очевидным образом символизирует лестницу в Небо (Слайд 29). Во время III династии в Уре был построен первый зиккурат колоссальных размеров, состоявший из трех ярусов (с основанием 56 х 52 м и высотой 21 м). В настоящее время сохранились лишь два этажа из трех его террас. Стены платформ наклонены. От основания этого строения на достаточном расстоянии от стен начинается монументальная лестница с двумя боковыми ответвлениями на уровне первой террасы. На вершине платформ находился храм, посвященный богу луны Сину. Лестница доходила до самой верхней части храма, соединяя этажи между собой. Эта монументальная лестница выражала стремление шумеров и аккадцев к тому, чтобы боги принимали активное участие в мирской жизни. Она была одним из лучших конструкторских решений в месопотамской архитектуре (Слайд 30).

Во время аккадского периода происходит изменение ориентации в искусстве, так как интерес концентрируется в большей мере на превознесении монархии, нежели на проявлении почтения к богам. Тем не менее, шумерские традиции сохранились. Бронзовая голова из Ниневии воплощает в себе новые достижения аккадских ювелиров. Памятник изображает монарха с характерными семитскими чертами (длинная вьющаяся борода и собранные в пучок волосы). Это настоящий портрет, в котором отвергнуты шумерские геометрические формы и тщательно изображаются черты лица: орлиный нос, великолепно очерченные губы и вставленные в орбиты глаза. Борода также тщательно отчеканена в каждом из составляющих ее коротких и длинных завитков, равно как и переплетение волос.

В шумерский и аккадский периоды в Месопотамии и других областях Передней Азии определились основные направления архитектуры и скульптуры, с течением времени они получили дальнейшее развитие (Слайд 31).

В 2003 г. до н.э. царство Шумера и Аккада прекратило свое существование, после того как в его пределы вторглось войско соседнего Элама и разгромило столицу царства — город Ур.

Период с XX по XVII вв. до н.э. называют старовавилонским, т.к. самым важным политическим центром Месопотамии в это время был Вавилон. Старовавилонская эпоха считается золотым веком месопотамской литературы: разрозненные сказания о богах и героях слились в поэмы. Широко известен эпос о Гильгамеше, полулегендарном правителе города Урука в Шумере. (Слайд 32). Произведений изобразительного искусства и архитектуры того периода сохранилось мало: Вавилония не раз подвергалась нашествию кочевников, уничтоживших многие памятники.

3. Самостоятельная работа учащихся: решить кроссворд (Приложение №1). (Слайды 33,34). Используется раздаточный материал

4. Домашнее задание: просмотреть по Интернету: мультфильм “Легенда о Гильгамеше” Детско-юношеского центра “Старая мельница”. Художественный руководитель Л. Лазарева, мастерская анимации; подготовить сообщения на заданную тему.

Ход урока №2

1. Организационный момент

2. Усвоение новых знаний

Преподаватель: сегодня мы с вами продолжим знакомство с искусством Месопотамии.

Ассирия — мощное, агрессивное государство, чьи границы в период расцвета простирались от Средиземного моря до Персидского залива (Слайд 35). Ассирийцы жестоко расправлялись с врагами: разрушали города, устраивали массовые казни, продавали в рабство десятки тысяч людей, депортировали целые народы. В то же время завоеватели с огромным вниманием относились к культурному наследию покоренных стран, изучая художественные принципы чужеземного мастерства. Соединив в себе традиции многих культур, ассирийское искусство приобрело неповторимый облик (Слайд 36).

Постоянные войны определили характерную особенность ассирийского зодчества — расцвет крепостной архитектуры. Примером такого города может служить Дур-Шаррукин—резиденция царя Саргона II (Слайд 37). Больше половины общей площади города занимал дворец, возведенный на высокой платформе. Его окружали мощные стены высотой в 14 метров. В системе дворцовых перекрытий применялись своды и арки. В стене были семь проходов (Слайд 38). В каждом проходе, по обеим сторонам ворот, стояли гигантские фигуры фантастических стражей шеду — крылатых быков с человеческими головами.

Учащиеся: выступают с подготовленными сообщениями о шеду (Слайды 39,40,41).

Преподаватель: Украшая покои в царских дворцах, ассирийцы отдавали предпочтение рельефу, создав в этом виде искусства собственный стиль (Слайд 42). Главные особенности ассирийского рельефа сформировались к IX в. до н.э., которым датируется ансамбль из дворца царя Ашшурнасирапала II (883—859 гг. до н.э.) в Кальху (Слайд 43). Дворец украшал цикл рельефов, прославлявших царя как полководца, мудрого правителя, физически очень сильного человека (Слайды 44,45,46,47).

В конце VII в. до н.э. Ассирию уничтожили ее давние противники — Мидия и Вавилония (Слайд 48). В 612 г. до н.э. была разрушена столица Ассирии Ниневия. В искусстве же древности традиции Ассирии, особенно в области монументального рельефа, еще долгое время привлекали к себе внимание (Слайд 49).

Нововавилонское царство, особенно его столица Вавилон, пережило много взлетов и падений. История Вавилонии — это бесконечная череда военных конфликтов, из которых она далеко не всегда выходила победительницей (Слайд 50). Только после того как Ассирия прекратила свое существование, Вавилония смогла занять главенствующее положение в Передней Азии. Краткий период ее расцвета пришелся на годы правления Навуходоносора II (605—562 гг. до н.э.). Вавилон стал одним из самых богатых и красивых городов Месопотамии, политическим и религиозным центром. Вавилонская культура продолжила традиции шумеро-аккадского периода (Слайд 51). В искусстве Вавилона преобладали религиозные сюжеты.

Учащиеся: выступают с подготовленным сообщением о Вавилоне.

Учащиеся: выступают с подготовленным сообщением о зиккурате Этеменанки — прототипе легендарной Вавилонской башни (Слайд 52).

Учащиеся: выступают с подготовленным сообщением о дворце Навуходоносора II с висячими садами царицы Семирамиды (Слайды 53,54).

Преподаватель: В Вавилон вели восемь парадных въездных ворот, носивших имена главных божеств. От каждых ворот была проложена священная дорога к храму, посвященному одноименному божеству. Таким образом, вся территория города воспринималась как священное, храмовое пространство (Слайд 55). До наших дней сохранились развалины ворот богини Иштар (Слайд 56); эти ворота имели для вавилонян особое значение — от них мимо храма Мардука (Мардук — верховный бог Междуречья, бог-покровитель города Вавилона) шла Дорога процессий, по которой совершались торжественные шествия (Слайд 57). В конце XIX — начале XX вв. немецкие археологи откопали большое количество обломков городской стены, используя которые, удалось полностью восстановить исторический облик ворот Иштар, которые были реконструированы и ныне экспонируются в Государственных музеях Берлина. Ворота Иштар представляют собой огромную арку, по четырем сторонам которой стоят высокие массивные зубчатые башни. Все сооружение покрыто глазурованным кирпичом с рельефными изображениями священных животных бога Мардука — быка и фантастического существа Сирруш.

Дорога процессий, достигавшая в ширину 16 м, на протяжении 200 метров была окружена стенами из глазурованного кирпича, с которых на участников процессии смотрели 120 львов, изображенных на голубом фоне. Реконструированный фрагмент облицовки Дороги процессий также хранится в Государственных музеях Берлина (Слайд 58).

Когда Вавилон был завоёван персами, многие традиции месопотамской культуры были переняты молодой империей Ахеменидов. В 550 г. до н.э. персидский царь Кир II Великий, происходивший из династии Ахеменидов, сверг мидийского царя и присоединил Мидию к своему государству. В 539 г. до н.э. Персидское царство подчинило Вавилонию, в 525 г. до н.э. — Египет, затем распространило свое влияние на города Сирии, Финикии, Малой Азии и превратилось в гигантскую империю (Слайд 59). При этом завоеватели не разрушали города, проявляя терпимость к традициям, религии и культуре покоренных народов.

К Вавилону в древности относились с почтением. Его не постигла печальная участь Ниневии. Персидский царь Кир II Великий, захвативший страну в 539 г. до н.э., не стал разрушать Вавилон, он с триумфом вошел в город как победитель, тем самым отдав дань его великому прошлому. Вавилонская цивилизация была, в сущности, последней фазой шумерской цивилизации и культуры (Слайд 60).

Изучая и заимствуя чужие традиции, мидийские и персидские мастерам сумели создать свою собственную художественную систему, которая получила название “имперский стиль”. Ахеменидское искусство было придворным, предназначенным символизировать и прославлять могущество и величие государства и царской власти. Ему присущи торжественность, масштабность, и в тоже время тщательность в отделке деталей (Слайд 61).

Художественными центрами империи Ахеменидов были царские резиденции. В их сооружении участвовало огромное количество людей, пригнанных с захваченных территорий. Каждая из резиденций представляла собой архитектурно-скульптурный комплекс, в котором всё подчинялось главной идее – прославлении власти царя (Слайд 62).

Дворец возводился на платформах, которые были связаны с террасами разного уровня. Различные этажи соединялись монументальными парадными лестницами с облицовкой, покрытой барельефами. По периметру дворец огораживался зубчатой стеной. Величественный вход-портал в соответствии с ассирийской традицией охранялся колоссальными статуями человекобыков (Слайд 63).Внутри дворца имелось множество строений, главными из которых были: собственно царские покои и зал для торжественных приемов, ападана — самое оригинальное и характерное сооружение ахеменидской архитектуры.

Древнейшая царская резиденция — в городе Пасаргадах, основанном в VI в. до н.э. Киром II, сохранилась плохо. Она состояла из изолированных зданий, не составлявших единого ансамбля. Такое отсутствие структуры объясняется тем фактом, что этот дворец своим истоком имеет традиционный лагерь кочевников. В Пасаргадах сохранилась гробница Кира II — строгое сооружение высотой одиннадцать метров, которое отдаленно напоминает месопотамский зиккурат. Гробница имеет вид простого каменного жилища с двускатной крышей, установленного на платформе, состоящей из семи ступеней (Слайд 64).

Древняя персидская столица Сузы, разрушенная ассирийцами, была вновь отстроена в правление самых знаменитых персидских царей — Дария I (522—486 гг. до н. э.), Ксеркса (486—465 гг. до н. э.). В планировке и декорации царского дворца в Сузах отчетливо прослеживаются традиции Месопотамии (Слайд 65). Все помещения дворцового комплекса были сгруппированы вокруг обширных внутренних дворов. Вход в главный двор резиденции Дария I украшал изысканный по композиции и цветовой гамме изразцовый рельеф с изображением царской гвардии (Слайд 66). Оформление задней стены северного фасада — выложенные изразцами фигуры крылатых быков — напоминает ворота богини Иштар в Вавилоне.

Особого внимания заслуживает резиденция царей Дария I и Ксеркса в Персеполе, которая сохранилась лучше других. Персеполь — древнеперсидский город, возникший в VI—V вв. до н.э., столица огромной империи Ахеменидов (Слайд 67). Архитектурный ансамбль на высокой искусственной платформе расположен в долине, окруженной скалами (Слайд 68). Главные здания – дворцы Дария I и Ксеркса. Центром комплекса является Ападана Дария, приподнятая над террасой на высоту 4 метра. К ней ведут две парадные лестницы, настолько пологие, что по ним можно было проехать на колесницах (Слайд 69). Главную же ценность этих лестниц и всей террасы Ападаны составляют рельефы, высеченные на каменных плитах.

Создавая рельефы, мастера из Персеполя использовали опыт ассирийских ваятелей, но в отличие от них никогда не наполняли свои композиции движением или эмоциональным напряжением. Во всяком изображении преобладает последовательный порядок, с фигурами строгих контуров, которые движутся в торжественных процессиях, образуя нескончаемые фризы. Даже композиции, посвященные битвам, статичны и торжественны. Техника ахеменидского рельефа отличается высоким профессиональным мастерством и тщательностью в отделке деталей (Слайд 70).

Обработка металлов являлась той разновидностью искусства, в которой ахеменидские мастера добились наиболее выдающихся успехов (Слайд 71). Настоящие виртуозы с тонким вкусом, они изготавливали роскошные многоцветные драгоценности, оружие, предметы украшения, столовой посуды и другого назначения (Слайд 72). Нередко ювелирные изделия украшались изображениями животных (Слайд 73). Типичным сосудом той эпохи был сосуд в форме рога, нижний конец которого был оформлен в виде верхней части туловища зверя, как например, золотой кубок, хранящийся в Археологическом музее Тегерана, демонстрирующий роскошь и блеск, окружавшие придворную жизнь (Слайд 74).

“Ахеменидский имперский стиль” создал единство культуры Инда до побережья Малой Азии и подготовил условия для нового этапа в искусстве – эллинизма. Окончательная гибель месопотамской цивилизации наступила только после завоевательных походов Александра Македонского (Слайд 75).

3. Самостоятельная работа учащихся: выполнить тестовые задания по теме “Искусство Месопотамии” (Приложение №2), используется раздаточный материал.

4. Домашнее задание: зарисовать в рабочих тетрадях шеду.

Изобретений Месопотамии — Энциклопедия Всемирной Истории

Изобретения Месопотамии включают в себя множество предметов, которые сегодня считаются само собой разумеющимися, большинство из которых были созданы в ранний династический период (2900-2334 гг. до н.э.) или разработаны на основе достижений периода Урук (4100-2900 гг. до н.э.). Шумерам приписывают самые ранние изобретения, получившие дальнейшее развитие в аккадский период (2334–2218 гг. до н. э.), а затем более поздние месопотамские цивилизации.

Цилиндрическая печать с королем, совершающим подношение Шамашу

Усама Шукир Мухаммед Амин (Авторское право)

Среди многих изобретений жителей Месопотамии были:

  • Колесо
  • Массовая керамика
  • Математика
  • Время
  • Письмо
  • Цилиндрические уплотнения и конверты
  • Кирпич серийного производства
  • Города
  • Карта
  • Парус

Эти десять представляют собой лишь малую часть технологических, культурных и научных достижений древней Месопотамии. Ученый Сэмюэл Ноа Крамер перечисляет 39«первые», появившиеся в древнем Шумере, развитые более поздними культурами и более или менее знакомые людям в наши дни:

Удалить рекламу

Реклама
  • Первые школы
  • Первый случай «полировки Apple»
  • Первое дело о правонарушении несовершеннолетних
  • Первая «Война нервов»
  • Первый двухпалатный конгресс
  • Первый историк
  • Первое дело о снижении налогов
  • Первый «Моисей»
  • Первый судебный прецедент
  • Первая Фармакопея
  • Первый «Фермерский альманах»
  • Первый эксперимент по выращиванию тенистых деревьев
  • Первая космогония и космология человека
  • Первые нравственные идеалы
  • Первая «Работа»
  • Первые пословицы и поговорки
  • Первые басни о животных
  • Первые литературные дебаты
  • Первые библейские параллели
  • Первый «Ной»
  • Первая история о воскресении
  • Первый «Св. Джордж
  • Первый случай литературного заимствования
  • Первый героический век человека
  • Первая песня о любви
  • Каталог первой библиотеки
  • Первый золотой век человека
  • Первое «больное» общество
  • Первые литургические плачи
  • Первые Мессии
  • Первый чемпион на длинные дистанции
  • Первые литературные образы
  • Первый секс-символизм
  • Первая Матерь Долороза
  • Первая колыбельная
  • Первый литературный портрет
  • Первые элегии
  • Первая победа труда
  • Первый Аквариум ( История начинается в Шумере , Содержание)

Эти 39, разработанные между c. 5000–1750 гг. до н.э. в Шумере также не полностью отражают все изобретения, восходящие к древней Месопотамии. Различные культуры региона заимствовали у Шумера, а затем друг у друга, чтобы развить одни из самых впечатляющих цивилизаций в истории. Среди наиболее важных изобретений жителей Месопотамии была письменность, благодаря разработанной ими системе, известной как клинопись, которая сохранила верования, историю и культуру региона, которые оказали существенное влияние на более поздние цивилизации во всех отношениях. Ученый Пол Кривачек комментариев:

В течение двух с половиной тысячелетий основанная на клинописи традиция изобрела или открыла почти все, что мы связываем с цивилизованной жизнью. Начиная с мира неолитических деревень, во многом самодостаточных и самоокупаемых земледельческих общин, и заканчивая миром, не только городов, и империй, и техники, и науки, и права, и литературной мудрости, но даже больше: с тем, что было названо мировой системой, связанной паутиной наций, общающихся, торгующих и воюющих друг с другом, разбросанных по значительной части земного шара. Таково было достижение авторов клинописи. (11-12)

Именно по этой причине Месопотамию называют «колыбелью цивилизации», а часть ее — Плодородным полумесяцем, поскольку именно в этом регионе впервые зародились, процветали и развивались многие из наиболее важных культурных достижений. были разделены с остальным миром.

Удалить рекламу

Реклама
YouTube Следите за нами на Youtube!

Колесо

Хотя самое старое колесо, найденное до сих пор, происходит из Центральной Европы, считается, что понятие колеса возникло в Месопотамии раньше.

Колесо было изобретено c. 3500 г. до н.э. для производства керамики — первого гончарного круга — и только позже стали использовать для транспортировки. Хотя самое старое колесо, найденное до сих пор, — Люблянское болотное колесо — происходит из Центральной Европы, считается, что концепция колеса возникла в Месопотамии раньше. По c. 3000 г. до н.э. шумеры использовали двухколесные и четырехколесные повозки и повозки для перевозки людей и товаров. По словам ученого Стивена Бертмана, «колеса этих транспортных средств были сделаны из двух полудисков из цельного дерева, сбитых вместе и обтянутых шинами из кожи» (254). По c. 3200 г. до н.э. первые колесницы были сделаны для знати и богатых в качестве личного транспорта, а позже они были разработаны аккадцами и ассирийцами для военных.

Серийная керамика

Гончарный круг позволил массово производить керамику, что обеспечивало низшие классы доступными предметами, такими как кувшины и миски. Раньше эти предметы изготавливались вручную, и хотя любой мог — и делал — из глины, высушенной на солнце, лепить пригодные для использования миски и кувшины, они уступали тем, которые изготавливались настоящими мастерами. Керамика массового производства также снабжала военных и рабочую силу контейнерами для пайков, которые можно было легко переносить и, в случае поломки, быстро заменять. Ремесленников обычно прикрепляли к храмам или дворцам, которые давали им сырье для своего искусства. Хотя эта керамика производилась массово, ее часто украшали расписными фигурами, формами или узорами.

Любите историю?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

Вращающееся устройство гончарного круга

Усама Шукир Мухаммед Амин (Авторское право)

Математика

Шумеры разработали математику в какой-то момент до изобретения письменности. Понимание математических принципов и приложений было требованием для обучения писцов в ранний период Урук, а в ранний династический период геометрия регулярно использовалась для измерения и разделения участков земли, а также для создания оросительных каналов. Ученый Гвендолин Лейк объясняет: «Это было сделано путем измерения сторон площадей, а не углов, и поля с неправильным контуром, например, были разделены на простые прямолинейные части, которые затем складывались» (116). Как отмечает Лейк, тригонометрия никогда не развивалась, но так называемая теорема Пифагора использовалась за тысячелетия до жизни Пифагора.

Время

Шумеры делили день на 12 часов света и 12 часов темноты, а затем делили их на 60-минутные часы.

В какой-то момент, после изобретения математики и обычно датируется ок. 3000 г. до н.э. шумеры также создали концепцию времени. Используя шестидесятеричную систему, они разделили день на 12 часов света и 12 часов темноты, а затем разделили их на 60-минутные часы и 60-секундные минуты. До этого, по-видимому, люди работали с рассвета до захода солнца, но после этого рабочий день мог быть ограничен временем, а день и ночь организовывались по системе, не зависящей от восхода или заката солнца. закат. Люди могли определять время по солнечным и водяным часам, что давало им больший контроль над своей жизнью и позволяло лучше организовывать работу, отдых и религиозные обряды.

Удалить рекламу

Реклама

Письмо

Письменность была изобретена около ок. 3600 г. до н.э., скорее всего, в ответ на торговлю на дальние расстояния, которая требовала некоторых средств связи между производителем, продавцом, покупателем и дистрибьютором. Система письма, как уже отмечалось, была известна как клинопись, которая развилась из простых пиктограмм. Однако эти изображения могли передавать только тему сообщения, например пиво (самый популярный напиток в Месопотамии и еще одно шумерское изобретение), но не могли передавать пиво из определенного пункта назначения или из него. Письмо позволяло людям указывать свои сообщения относительно количества, качества и того, покупался ли предмет, продавался или предназначался для жертвоприношения в храме. Квитанция о пиве Алулу из города Ур в 2050 г. до н.э. является одним из лучших примеров коммерческого аспекта письма, поскольку она подтверждает доставку пива покупателю от пивовара Алулу. Со временем, когда клинопись стала более сложной, ее стали использовать для записи законов, рецептов, молитв, гимнов, историй, легенд и эпосов, таких как рассказ о Гильгамеше. Это также способствовало развитию различных жанров, таких как месопотамская литература нару, которая служила как для развлечения, так и для поощрения важных культурных ценностей.

Mesopotamian Beer Rations Tablet

Усама Шукир Мухаммед Амин (Авторское право)

Цилиндрические уплотнения и оболочки

До появления письменности люди использовали маленькие печати для удостоверения подлинности соглашений, созданные с личным рисунком, обозначающим их личность и род занятий, известные как цилиндрические печати и штампы. Цилиндрическая печать возникла либо в Шумере, либо в регионе, ныне известном как Сирия ок. 7600-6000 до н.э. Их делали из полудрагоценных камней (например, аметиста, лазурита, мрамора и обсидиана) и носили на шее, запястье или прикрепляли к одежде. Цилиндрическая печать вдавливалась во влажную глину, оставляя отпечаток, служивший подписью в судебных разбирательствах или деловых договорах. После того, как была изобретена письменность, цилиндрическая печать или штемпельная печать использовались для подписания корреспонденции и узаконивания контрактов. Когда междугородняя переписка стала обычным явлением, были изобретены глиняные конверты для хранения сообщений. Конверт должен быть проштампован снаружи цилиндрической печатью, которую должен вскрыть только предполагаемый получатель. Цилиндрические печати стали настолько тесно связаны со своими владельцами, что их потеря была сравнима с кражей личных данных в наши дни, поскольку любой, кто нашел печать, мог использовать ее по своему усмотрению.

Кирпичи серийного производства

Кирпичи массового производства были разработаны в период Урук около ок. 3100 г. до н.э. До этого каждый кирпич изготавливался вручную, а затем либо обжигался в печи, либо сушился на солнце. Изготовление кирпичей, особенно для монументальных сооружений, таких как зиккураты (еще одно месопотамское изобретение), было чрезвычайно трудоемким, и это способствовало разработке форм для кирпича, в которые один рабочий мог набивать глину для изготовления десяти или более кирпичей за один раз. только одного. Глину закаливали песком, соломой или мякиной для прочности, а затем либо сушили на солнце, либо обжигали. Этот процесс позволил реализовать строительные проекты гораздо быстрее и, таким образом, способствовал дальнейшему развитию и расширению городов.

Удалить рекламу

Реклама

Города

Города также впервые начали появляться в регионе в период Урук, когда Урук стал первым обнесенным стеной городским центром, возникшим в 4500 г. до н.э. (что дало название периоду). В более ранний период Убайд (около 5000–4100 гг. До н.э.) люди уже перешли от фазы охотников-собирателей к постоянным аграрным поселениям и строили дома и другие постройки из высушенного на солнце кирпича ручной работы. В период Урук эти деревни стали более густонаселенными, расширились и стали первыми в мире городами. Возникновение городов создало разные определения населения, поскольку горожане отождествляли себя со своим городом, тогда как раньше они ассоциировали себя с племенем. Те, кто жил за пределами городов, по-прежнему сохраняли свою племенную идентичность, далее классифицируя людей как городских или сельских жителей. Поскольку писцы обычно жили в городах, в своих произведениях они отдавали предпочтение горожанам, а не тем, кто находился за стенами, и поэтому городская жизнь стала ассоциироваться с культурой и цивилизацией, в то время как фермеры или пастухи считались низшим классом и некультурными.

Фасад храма Инанны в Уруке

Усама Шукир Мухаммед Амин (Авторское право)

Карта

Рост городов стимулировал дальнейшую торговлю на дальние расстояния, поэтому карты были созданы для караванов и отдельных торговцев и в конечном итоге использовались для личных путешествий и военных кампаний. Карты изготавливались путем вырезания изображений на различных материалах или нанесения оттисков на глиняные таблички. Самая старая карта в мире — Imago Mundi, более известная как Вавилонская карта мира, созданная между 700–500 годами до н. э. и найденная в руинах города Сиппар. Поскольку каждый город считал себя самым важным, впервые основанным соответствующими богами, и каждая карта была сделана кем-то в данном городе, их соответствующий город занимал центральное положение. В Imago Mundi Вавилон представлен как центр мира, а другие регионы — только по отношению к нему. Хотя Imago Mundi является самой старой из существующих карт, считается, что они широко использовались гораздо раньше, чем 700-500 гг. до н.э.

Вавилонская карта мира

Попечители Британского музея (авторское право)

Парус

Считается, что парус образовался в результате наблюдения за воздействием ветра на кусок ткани, скорее всего, когда его вывешивали для просушки после стирки. Многие купцы использовали реки Тигр и Евфрат в торговле и без труда гребли или направляли свои лодки вниз по течению, но вернуться обратно было совсем другое дело. Гребцам приходилось бороться с течением вверх по течению на небольших лодках из тростника, которые могли наполняться и переворачиваться, когда они боролись с течением. С изобретением паруса торговец мог гораздо легче вернуться в пункт отправления и привезти с собой больше товаров на обратном пути, чем раньше. Паруса делались из льна или папируса и имели прямоугольную или квадратную форму. Как только парус был освоен, стала возможной дальняя морская торговля с Египтом и цивилизацией долины Инда, что принесло в Месопотамию больше разнообразных товаров, чем когда-либо прежде.

Удалить рекламу

Реклама

Заключение

Такая торговля стала возможной благодаря развитию астрономии, которая наносила на карту звезды и предоставляла идентифицируемые ориентиры в ночном небе для путешествий. Астрология была разработана в ответ на извечное желание человека узнать будущее и, в случае торговли, получить известие от богов, хорошо или плохо закончится деловое предприятие. Боги считались источником всех вещей, но никогда нельзя было быть уверенным в их намерениях, поскольку один бог мог желать одному только самого лучшего, в то время как другой, чувствуя себя оскорбленным, мог работать против планов этого бога на жизнь. Считалось, что гадание дает некоторое представление о том, что может ожидать человека в данный день.

Однако жители Месопотамии не были пассивным народом, ожидавшим знаков от богов, прежде чем действовать, чтобы решить проблему, вести бизнес, устроить свадьбу или вылечить болезнь или несчастный случай. С богами советовались по всем этим аспектам жизни, но, поскольку люди считались соработниками божественного, было понятно, что нужно действовать как можно лучше и доверять богам, которые помогут в этом предприятии. Это было наиболее ясно видно в области медицины, где врачи лечили пациентов, основываясь на прецеденте так же часто, как и обращаясь за божественной помощью.

Различные изобретения жителей Месопотамии повлияли на различные культуры региона и позволили развитию цивилизации на протяжении тысячелетий. Месопотамия никогда не была полностью однородным регионом, но различные города-государства, королевства и государства регулярно вели торговлю, а инновации регулярно распространялись и распространялись дальше, чем их место происхождения. Великие политические силы Месопотамии, такие как Аккадская и Ассирийская империи, делились этими изобретениями с другими через дальнюю торговлю, и это стало более заметным, когда персидская империя Ахеменидов захватила регион и расширилась до границ Индии.

Империя Ахеменидов пала перед Александром Македонским в 330 г. до н.э., который расширил торговлю с Западом, перевозя в этом направлении больше товаров и технологий, и после его смерти Империя Селевкидов продолжила эту политику. В 226 г. н.э. Сасанидская империя поглотила регион, унаследовав достижения прошлого и во многих случаях улучшив их, прежде чем поделиться ими с другими. В наши дни такие инновации, как письмо, время, колесо и математика, настолько неотъемлемы в повседневной жизни, что их происхождение редко рассматривается, но в какой-то момент, давным-давно, ничего из этого не существовало, пока они не были изобретены жители древней Месопотамии.

Редакционный обзор Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.

5 Достижения Месопотамии –teachnthrive.com

Месопотамию, расположенную на Ближнем Востоке, часто называют «колыбелью цивилизации». В этом регионе произошли некоторые из самых ранних достижений человечества. Например, в Месопотамии была разработана первая письменность, там же были основаны и первые города. Жители этого региона внесли неоценимый вклад в развитие общества в целом. Мы все должны гордиться их достижениями!

Ирригационные системы

Древние жители Месопотамии создали свою цивилизацию с множеством новых идей и изобретений. Одним из первых было создание оросительных систем.

Месопотамия известна как Плодородный Полумесяц, потому что она построена вокруг рек Тигр и Евфрат, которые вместе образуют область в форме полумесяца. Реки разлились и оставили плодородную почву для земледелия.

Однако из-за полузасушливого (частично сухого) климата у людей было мало осадков для полива посевов. Орошение, перемещение воды туда, где она необходима, помогло этим древним людям успешно выращивать урожай.

Они прорыли много каналов, тоннелей в земле, от реки до ферм.

Орошение привело к избытку (лишнему) корма. Шумеры, самая ранняя цивилизация Месопотамии, смогли увеличить свое население и превратиться в города благодаря своим ранним открытиям в области ирригации.

Сельскохозяйственные изобретения

Еще 2500 г. до н.э. Металлурги начали

смешивать медь с оловом для получения бронзы, которая создает гораздо более прочный металл. Фермеры использовали этот материал для инструментов. Это позволило им обрабатывать больше почвы, потому что инструменты были прочнее и могли выдерживать больший вес. Это привело к увеличению урожая и возможности накормить больше людей.

Другим изобретением была ранняя форма сеялки. Фермеры прикрепляли к своим плугам емкость, наполненную семенами.

На дне контейнера было небольшое отверстие, через которое семена медленно высыпались на только что вспаханную почву. Этот метод позволил меньшему количеству фермеров сажать больше семян.

НАЖМИТЕ ЗДЕСЬ, ЧТОБЫ ПОСМОТРЕТЬ

Веса и меры

Шумеры разработали стандартные единицы измерения веса. Они смогли точно рассчитать длину, площадь и объем. Вот как они измеряли урожай сельскохозяйственных культур.

Это также позволяло им вести торговлю. Они могли точно измерить, сколько пшеницы они обменивали на другой товар или услугу.

В то время мина была стандартным весом. Одна мина равнялась 60 шекелям, примерно одному фунту. Для создания систем измерения шумерам нужна система счисления.

Их система счисления была основана на числе 60. Мы использовали этот метод для расчета нашего времени – 60 минут в часе, 60 секунд в минуте.

Колесо

Археологи обнаружили в Месопотамии самое раннее в мире колесо. Они датировали его 3500 г. до н. э. Шумеры были первыми, кто прикрепил колеса к телеге.

Были сделаны колесницы, запряженные волами или ослами. На этих повозках возили богатых дворян. Шумеры также использовали колесо для изготовления гончарных изделий и фрезерования (резки металла).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *