Месопотамия архитектура: Архитектура Месопотамии: шедевры исчезнувшей цивилизации
Архитектура Месопотамии: шедевры исчезнувшей цивилизации
Территории древних народов, населявших Переднюю Азию, — не самое лучшее место в мире. Полное отсутствие леса и полезных ископаемых, зыбкие болота и частые наводнения, меняющие русла великих рек — Тигра и Евфрата. Чего там было в достатке — это тростника, глины и воды. Из этих простейших материалов и были построены Вавилонская башня и знаменитые Висячие сады Семирамиды.
Архитектура Междуречья, или лестница в небо
Клинопись была изобретена шумерами. Подобные таблички рассказывали в том числе и о строительстве дворцов и храмов
В IV тысячелетии до н. э. древние люди еще почти нигде на планете не ступили на путь цивилизации. А вот в Передней Азии уже создавались и набирали силу такие ранние государства, как Вавилон, Шумер, Ассирия, Урарту и многие другие.
Для историков так и осталось загадкой, откуда пришли эти народы. Но плодородные долины между великими реками Тигром и Евфратом стали местом рождения величайшей из древних цивилизаций — Месопотамии (Междуречья).
Первыми жилищами местных жителей были хижины, плетенные из тростника и обмазанные глиной. А после изобретения сырцового кирпича стали возводиться и добротные жилые дома, и монументальные сооружения — зиккураты. Поскольку в строительстве главным образом использовался кирпич-сырец, архитектура Междуречья представляла собой простые объемы в виде кубов и параллелепипедов. Можно даже вполне ясно представить, как выглядели подобные города!
ЧАРЛЬЗ ЛЕОНАРД ВУЛЛИ Англичанин Вулли был крупнейшим исследователем культуры древней Месопотамии. Им было обнаружено несколько захоронений, послуживших основой для изучения искусства шумеров
Культовым сооружением народов Междуречья до конца эпохи Древности оставался зиккурат — священный храм. Это слово вавилонского происхождения и в переводе означает «вершина». Такой храм был устроен гораздо проще египетских пирамид. Высокое башнеобразное сооружение состояло из нескольких ярусов и не имело внутренних помещений. Только на верхней платформе располагался небольшой храм главного божества — хранителя города. Вход туда был закрыт для обычных посетителей.
Шумеры строили храмы трехступенчатыми — в честь трех своих главных богов. У зиккуратов Вавилона ярусов было семь. Ярусы раскрашивались в символические цвета планет, известных в древности. Террасы храма (на них высаживали экзотические растения) соединялись между собой лестницами или пандусами. Есть предположение, что такой храмовый комплекс также мог служить небесной обсерваторией. Самый известный из ныне сохранившихся зиккуратов находится в древнем городе Ур.
Ряд ученых-библеистов считают, что один из зиккуратов Междуречья стал архитектурным прообразом знаменитой Вавилонской башни. Кто знает…
Зиккурат в Уре был возведен около XXI века до н. э. в честь лунного божества — Нанны
Ворота богини войны и зиккурат Этеменанки
На рубеже III и II тысячелетий до н. э. в южной части Месопотамии — Двуречье — образовалась новая империя, столицей которой стал легендарный Вавилон. Это был самый большой город времени расцвета месопотамской культуры.
Вавилоняне были воинственно настроенным народом. Поэтому их здания напоминали крепости. Вокруг столицы быстро появилась мощная стена толщиной несколько метров. В ней было сооружено восемь массивных ворот, названных в честь разных богов. Главные ворота — Северные — носили имя богини Иштар. Она почиталась вавилонянами как богиня плодородия, войны и распри.
Ворота богини Иштар в Вавилоне. VI в. до н. э. Реконструкция
В архитектурном отношении конструкция ворот не отличалась сложностью — они состояли из двух больших внутренних башен и двух меньших наружных. Но их фантастическая красота ослепляла каждого! Священные быки и драконы — символы Иштар, изображенные на синих глазурованных кирпичах, покрывали стены ворот богини
От ворот широкая дорога вела в главный храм города — зиккурат Этеменанки, посвященный покровителю Вавилона богу Мардуку. «Этеменанки» в переводе означает «Дом основания неба и земли». Ученые предполагают, что это и есть знаменитая Вавилонская башня! Помните историю о том, почему мы все говорим на разных языках? Согласно этой легенде, башню всех времен и народов не смогли достроить из-за того, что строители перестали понимать друг друга. А потом она совсем разрушилась, да так, что многие стали сомневаться, была ли она вообще.
П. Брейгель Старший «Вавилонская башня» (1563)
Археологи при проведении раскопок смогли обнаружить огромный фундамент этой постройки. Это был типичный для Месопотамии зиккурат, но огромного размера. На вершине башни находилось святилище Мардука, покрытое, как и ворота, вавилонским глазурованным кирпичом. Башня выделялась среди всех построек города и производила впечатление мощи и величия.
Висячие сады Семирамиды — второе чудо света
Висячие сады Семирамиды, одно из Семи чудес света, не сохранились до наших дней. По легенде, эти сады велел соорудить царь Навуходоносор II для одной из своих любимых жен, которая была родом из гористой страны Мидии. На плоских равнинах Вавилонии зеленые сады должны были напоминать ей о родине.
На террасах, похожих на горные уступы, был насыпан слой плодородной земли и посажены экзотические растения. Вода для полива зеленых насаждений поступала из Евфрата, для чего была устроена уникальная система водоснабжения. Эта технология была не нова для Месопотамии: согласно археологическим раскопкам, нечто похожее встречалось, например, в легендарной Вавилонской башне. Но именно в Висячих садах Семирамиды она достигла своего совершенства.
Рабы, вращая колесо, качали воду из Евфрата на вершину башни. Оттуда по многочисленным стокам она поступала на все террасы, даря жизнь пышной растительности. Из-за того, что цветы и деревья скрывали конструкцию постройки, издали казалось, что эти сады словно парят в воздухе. В безлесном Вавилоне это производило необыкновенное впечатление!
Культура народов древней Месопотамии не исчезла бесследно — их достижения, в том числе архитектурные, оказали большое влияние на уровень развития и всего Древнего Востока, и античной Европы.
Большинство исследователей считают, что сооружение Висячих садов с Семирамидой связывают ошибочно. Жену Навуходоносора II звали Амитис. А ассирийская царица Семирамида (или, точнее, Шаммурамат) жила много ранее.
Поделиться ссылкой
Месопотамия | Архитектура Древнего мира
Месопотамия
Всеобщая история архитектуры
Месопотамией (т. е. Междуречьем) в широком смысле слова называют равнину в долине рек Евфрата и Тигра. К ней относится и Ассирия — область, расположенная в средней части долины Тигра, по обеим сторонам реки. Тигр и Евфрат образуют как бы огромную восьмерку, и часто только ее северную часть называют Месопотамией. В настоящей работе мы будем употреблять название Месопотамия только в этом узком смысле слова, а южную часть равнины, ниже максимального сближения обеих рек, будем называть Двуречьем, как это сейчас принято в специальной литературе.
Месопотамия
Всеобщая история архитектуры
Особенности архитектуры Двуречья в значительной мере объясняются природными условиями. На безлесной равнине, где почти не было камня (и лес и камень имеются только на севере и востоке, в горах), где разливы рек нередко вели к катастрофам, для поселений старались выбирать относительно возвышенные места, и часто для новых сооружений использовались развалины старых зданий. Обычай строить одно здание на месте другого стал одной из причин сложности археологических работ в Двуречье, поскольку в одном и том же месте в разных слоях находят остатки нескольких посвященных одному божеству храмов.
Месопотамия
Всеобщая история архитектуры
Военный характер Ассирийского государства наложил определенный отпечаток на характер зодчества. В градостроительстве широкое распространение получают города-крепости и укрепленные дворцы; в изобразительном искусстве преобладает военная тематика. В ассирийской архитектуре прежде всего ощущаются следы хурритско-малоазийского влияния (в середине II тысячелетия до н. э. Ассирия находилась в политической зависимости от хурритского государств ва Митанни), а также влияния Южного Двуречья, культура которого сыграла решающую роль в сложении ассирийского искусства.
Месопотамия
Всеобщая история архитектуры
Архитектурные памятники Нововавилонского царства исследованы гораздо обстоятельнее памятников других периодов истории Двуречья благодаря раскопкам архитектора Р. Кольдевея (проводились в 1898—1917 гг.). После разрушения Ассирийской державы и нового возвышения Вавилона при царе Навуходоносоре II (605—563 гг. до н. э.) начинается в огромных масштабах строительство в различных городах страны и в особенности в ее столице — Вавилоне. О Вавилоне времен Навуходоносора II можно говорить как о городе, создававшемся по определенному плану и представлявшем собой целостный ансамбль.
Месопотамия
Огюст Шуази
Долина Тигра и Евфрата, столь же плодородная, как и Нильская, казалось, самой природой была предназначена служить колыбелью цивилизации. В этой счастливой местности не только богатая растительность облегчала человеческое существование, но и сама глинистая почва страны позволяла человеку без всякого орудия выстроить себе убежище. Именно в такой стране и должна была возникнуть архитектура. Действительно, она развивается здесь, начиная с ранней эпохи человечества. Одним из ее древнейших центров является Шумер, область по нижнему течению Евфрата. Из Шумера культура постепенно распространилась на север до Ассирии.
Месопотамия
Передняя Азия
Разнообразная по природным условиям, открытая и доступная со всех сторон территория Передней Азии была ареной борьбы многочисленных племен, народов и государств.
Месопотамское искусство и архитектура | Характеристики, факты и история
Зиккурат в Уре
Смотреть все СМИ
- Похожие темы:
- история Месопотамии искусство Месопотамская литература
Просмотреть весь связанный контент →
Месопотамское искусство и архитектура , искусство и архитектура древних месопотамских цивилизаций.
Название Месопотамия использовалось древними авторами в различных значениях. Если для удобства рассматривать его как синоним современного государства Ирак, то его можно рассматривать как две достаточно четко определенные провинции: плоскую аллювиальную равнину на юге и нагорья на севере, через которые реки-близнецы страны текут в среднем течении. Такое географическое деление области нашло свое отражение в истории ее культурного развития с древнейших времен.
Первые следы оседлости обнаружены в северном регионе и датируются серединой 6-го тысячелетия до н.э., периодом, который археологи связывают с переходом от неолита к эпохе энеолита. Некоторое значение имеет то, что этому периоду также соответствует самое раннее использование расписного орнамента на гончарных сосудах, так как используемые для этого рисунки являются наиболее надежным критерием, по которому можно различить этнологические группировки и миграционные движения. Археологически такие группировки по большей части условно называются по месту, где их следы были впервые обнаружены, и эти же названия иногда приписываются доисторическим периодам, в течение которых они были преобладающими.

Здесь, в дельте, самая ранняя фаза предыстории связана с именем Убайд I, и, поскольку эта фаза имеет параллель в Сузиане, к северу от иранской границы, первые поселенцы в обеих областях могут иметь общее происхождение. Среди этих поселенцев, по мнению некоторых ученых, был зародыш шумерского гения, но это не было бесспорно подтверждено до конца 4-го тысячелетия до нашей эры. Однако к 3100 г. до н. э. присутствие шумеров окончательно подтверждается изобретением письма как средства для их собственного языка. С этого момента можно удовлетворительно изучать последовательные фазы эволюции шумерского искусства.
Можно выделить три фактора, определяющих характер месопотамского искусства и архитектуры. Одна из них — социально-политическая организация шумерских городов-государств и пришедших им на смену царств и империй. С древнейших времен города укреплялись и украшались общественными зданиями; ирригационные системы были организованы и ревностно охранялись; армии были хорошо оснащены, а войска обучены слаженным действиям; праздновались победы и ратифицировались договоры.
Вторым и даже более важным фактором, однако, является важная роль, которую играет организованная религия в месопотамских государственных делах. В частности, в шумерские времена за муниципальную и экономическую организацию города отвечал храм с его иерархическим жречеством, наделенным властью, почти равной власти правителя и его консультативного совета старейшин. Соответственно, в ранние времена Шумера и Вавилонии архитектурное внимание уделялось прежде всего культовым сооружениям, а вся скульптура служила религиозным целям. Разработка и украшение дворцов были нововведением ассирийских времен ( см. ниже Ассирийский период).
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Третий фактор, который повлиял на характер месопотамского искусства, — это влияние окружающей среды. Практические ограничения, накладываемые как на художника, так и на архитектора геологией и климатом южного Ирака, очевидны. Поскольку на аллювиальной равнине не было камня или дерева, скульпторы зависели от скудного импортного материала или были вынуждены использовать такие заменители, как терракота (обожженная глина). Архитектура также была глубоко затронута, во-первых, ограничением строительных материалов кирпичной кладкой и, во-вторых, проблемами конструкции крыши, лишь частично решенными изобретением кирпичных сводов во 2-м тысячелетии до н.э. Для ассирийцев на севере высококачественный камень был в изобилии, но стоимость добычи и транспортировки в сочетании с упрямым консерватизмом заставляли его считаться роскошным материалом, а его использование ограничивалось скульптурным орнаментом и заметными архитектурными работами. Особенности.
Столь же очевидная, хотя и более абстрактная, связь между месопотамским искусством и окружающей средой может быть обнаружена, если понять интеллектуальный климат, порожденный последней. В стране, где летние и зимние температуры достигают термометрических пределов, где сельское хозяйство зависит исключительно от искусственного распределения речной воды и ненадежно борется со сроками сезонных наводнений, где пастух страдает от хищничества диких зверей, а земледелец — от угрозы ядовитых насекомых — в такой стране жители должны были чувствовать себя в постоянном конфликте с враждебными и потенциально разрушительными элементами природы. Вся эта конфронтация и разочарование отражаются в меланхолическом подтексте их религиозных верований, особенно шумерских, для которых успех и процветание стали отождествляться с принципом плодородия и, таким образом, могли быть достигнуты только путем умиротворения капризных божеств. Такие убеждения заложены в ткани их сложной мифологии, которая легко поддается выражению в живописной форме и составляет основной предмет почти всего шумерского искусства. Более того, поскольку их мифические традиции и религиозные верования сохранялись в течение многих столетий после гибели самих шумеров, они стали основой образов почти всего месопотамского искусства.
Месопотамское искусство и архитектура | Характеристики, факты и история
Зиккурат в Уре
Смотреть все СМИ
- Похожие темы:
- история Месопотамии искусство Месопотамская литература
Просмотреть весь связанный контент →
Месопотамское искусство и архитектура , искусство и архитектура древних месопотамских цивилизаций.
Название Месопотамия использовалось древними авторами в различных значениях. Если для удобства рассматривать его как синоним современного государства Ирак, то его можно рассматривать как две достаточно четко определенные провинции: плоскую аллювиальную равнину на юге и нагорья на севере, через которые реки-близнецы страны текут в среднем течении. Такое географическое деление области нашло свое отражение в истории ее культурного развития с древнейших времен.
Первые следы оседлости обнаружены в северном регионе и датируются серединой 6-го тысячелетия до н. э., периодом, который археологи связывают с переходом от неолита к эпохе энеолита. Некоторое значение имеет то, что этому периоду также соответствует самое раннее использование расписного орнамента на гончарных сосудах, так как используемые для этого рисунки являются наиболее надежным критерием, по которому можно различить этнологические группировки и миграционные движения. Археологически такие группировки по большей части условно называются по месту, где их следы были впервые обнаружены, и эти же названия иногда приписываются доисторическим периодам, в течение которых они были преобладающими. Следовательно, Хассуна, Хассуна-Самарра и Халаф в северном Ираке — это названия, данные первым трем периодам, в течение которых известные ранние поселения были последовательно заняты народами, которые, по-видимому, были связаны с Сирией и Анатолией. Узоры на их керамике, иногда более чем в одном цвете, обычно состоят из зон, заполненных «геометрическим» орнаментом в виде узоров, напоминающих тканые ткани.
Эти конструкции часто приспосабливаются к форме сосудов с похвальным искусством. Только в гончарных изделиях Хассуна-Самарра изредка появляются приспособления, состоящие из фигурок животных, птиц и даже людей, искусно стилизованных и эстетически привлекательных. Однако такие мотивы, по-видимому, заимствованы из современной иранской керамики. Единственная другая заметная форма искусства, популярная в то время, — это фигурки гуманоидов из камня или глины, связанные с примитивными религиозными культами; однако их формальные особенности сильно различаются от группы к группе, и значение их символизма неизвестно. Ни их, ни узоры глиняной посуды нельзя считать предками месопотамского искусства исторических времен, предшественники которого следует искать в Южном Ираке.
Здесь, в дельте, самая ранняя фаза предыстории связана с именем Убайд I, и, поскольку эта фаза имеет параллель в Сузиане, к северу от иранской границы, первые поселенцы в обеих областях могут иметь общее происхождение. Среди этих поселенцев, по мнению некоторых ученых, был зародыш шумерского гения, но это не было бесспорно подтверждено до конца 4-го тысячелетия до нашей эры. Однако к 3100 г. до н. э. присутствие шумеров окончательно подтверждается изобретением письма как средства для их собственного языка. С этого момента можно удовлетворительно изучать последовательные фазы эволюции шумерского искусства.
Можно выделить три фактора, определяющих характер месопотамского искусства и архитектуры. Одна из них — социально-политическая организация шумерских городов-государств и пришедших им на смену царств и империй. С древнейших времен города укреплялись и украшались общественными зданиями; ирригационные системы были организованы и ревностно охранялись; армии были хорошо оснащены, а войска обучены слаженным действиям; праздновались победы и ратифицировались договоры. Поскольку межгосударственные войны или иностранные завоевания были главной заботой месопотамских правителей, понятно, что в большинстве периодов определенный класс произведений искусства был посвящен просто прославлению их военной доблести.
Вторым и даже более важным фактором, однако, является важная роль, которую играет организованная религия в месопотамских государственных делах. В частности, в шумерские времена за муниципальную и экономическую организацию города отвечал храм с его иерархическим жречеством, наделенным властью, почти равной власти правителя и его консультативного совета старейшин. Соответственно, в ранние времена Шумера и Вавилонии архитектурное внимание уделялось прежде всего культовым сооружениям, а вся скульптура служила религиозным целям. Разработка и украшение дворцов были нововведением ассирийских времен ( см. ниже Ассирийский период).
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Третий фактор, который повлиял на характер месопотамского искусства, — это влияние окружающей среды. Практические ограничения, накладываемые как на художника, так и на архитектора геологией и климатом южного Ирака, очевидны. Поскольку на аллювиальной равнине не было камня или дерева, скульпторы зависели от скудного импортного материала или были вынуждены использовать такие заменители, как терракота (обожженная глина). Архитектура также была глубоко затронута, во-первых, ограничением строительных материалов кирпичной кладкой и, во-вторых, проблемами конструкции крыши, лишь частично решенными изобретением кирпичных сводов во 2-м тысячелетии до н.э. Для ассирийцев на севере высококачественный камень был в изобилии, но стоимость добычи и транспортировки в сочетании с упрямым консерватизмом заставляли его считаться роскошным материалом, а его использование ограничивалось скульптурным орнаментом и заметными архитектурными работами. Особенности.
Столь же очевидная, хотя и более абстрактная, связь между месопотамским искусством и окружающей средой может быть обнаружена, если понять интеллектуальный климат, порожденный последней. В стране, где летние и зимние температуры достигают термометрических пределов, где сельское хозяйство зависит исключительно от искусственного распределения речной воды и ненадежно борется со сроками сезонных наводнений, где пастух страдает от хищничества диких зверей, а земледелец — от угрозы ядовитых насекомых — в такой стране жители должны были чувствовать себя в постоянном конфликте с враждебными и потенциально разрушительными элементами природы.